Особенности мышления — студенческий портал

И как его только не называют — и клиповым мышлением, и сетевым мышлением, и интернет-сознанием, и дефокусированностью.

Все эти термины, с завидной регулярностью всплывающие в интернет-публицистике, на деле говорят лишь об одном.

О страхе перед изменениями, затрагивающими наши методы обращения с информацией, причём виновником этих изменений обычно выставляют либо интернет, либо само появление и распространение компьютеров.

Особенности мышления - Студенческий портал Дети и гаджеты: что делать родителям и учителям

В выражениях «сетевое мышление» и «интернет-сознание» префикс «интернет» и определение «сетевое» явно излишни. Клиповый, рассредоточенный, мультирежимный подход к потреблению информации появился задолго до изобретения ЭНИАКа.

Долгое время накопленные знания излагались в книгах, которые были доступны людям, располагающими значительным достатком и значительным же количеством досуга для вдумчивого изучения текстов; станок Гутенберга встал в одну линейку основополагающих изменений в обществе, синхронизируясь с индустриальной эпохой и массовым производством, создав феномен газеты как средства массовой информации. И вот уж газетный формат представители интеллектуальной элиты любили обвинять в поверхностном и предвзятом взгляде, в продажности и сенсационности, в заигрывании с публикой и бездумной развлекательности.

Газета — естественный враг книги, как шлюха — естественный враг порядочной женщины.

Газета как формат была мобильна — её можно взять с собой в дорогу; доступна по цене; проста в производстве и отвечала требованиям времени.

Неудивительно стремление издателей, писателей, книготорговцев защитить свою епархию, не уступать моде и колесу времени; не обязательно это стремление продиктовано желанием не потерять выгоду.

Это всё тот же страх перед переменами, который мы наблюдаем в полный рост последние лет двадцать.

Порой выражение опасений доходит до абсурдных бездоказательных утверждений. Вот в своей статье «Сетевое мышление — деградация или прогресс?» Егорова Анна пишет:

Особенности мышления - Студенческий портал

Анна Егорова

— Сетевой индивид не надежен в своих пристрастиях. Он предан своей сети до тех пор, пока та удовлетворяет его потребности. Сетевое мышление лишено культурологических, религиозных, этнических особенностей, в отличие от глубоко архетипичного иерархического мышления с его историческими аллюзиями, национальными, конфессиональными особенностями.

В сетевом мышлении работает лишь бинарная логика: включенность в сеть или невключенность. Сетевое сознание безответственно, потому как сеть сама по себе неформальна и непублична. По мнению британских ученых, сетевой человек перестает осознавать последствия своих поступков в реальном мире, так как в социальной сети можно скорректировать любое действие.

В результате человек не в состоянии правильно интерпретировать внешний мир.

Вот так, дорогой читатель, вас лишили и вашего исторического прошлого, и национальных особенностей, и способности осознавать свои действия, превратив вас в шизофреника без связи с реальностью. Вошёл в интернет — прощай, сознание.

Даже популяризатор науки и специалист в теории игр открывает своё видео, выложенное в интернете, словами о том, как же плохо всё в интернете.

Татьяна Шеметова, кандидат культурологии, доцент, преподаватель кафедры режиссуры телевидения, кино и мультимедиа Гуманитарного института телевидения и радиовещания делится своими впечатлениями от посещения нескольких интернет-кинофорумов в своей статье «Клиповое интернет-сознание как тип пралогичного мышления» и тоже полыхает праведным гневом. Молодые люди обсуждали в сети Роммовскую классику «Обыкновенный фашизм», и возмущает её такой комментарий от одного юного киноведа:

Особенности мышления - Студенческий портал

Юный киновед

— …это не фильм, а просто анатомический театр, где меня знакомят с разложившимися органами, но не говорят, как эти органы до жизни такой докатились. «Обыкновенный фашизм» – великолепный фарс. Первая половина – ну чистый «Великий диктатор» со сборищем клоунов и угарными комментами режа.

А вот вторая – уже та самая гарь, гора трупов и этический приговор. Здесь нет размышления – только демонстрация выборочных фактов. Как вы сами заметили, трупы по родным помещениям ещѐ и живописно раскиданы и типа от эмоционального вовлечения никуда. Приѐмы выполнены здорово.

В какой-то мере Ромм предвосхищает современные социальные псевдодокументалки, т.к. сегодня так снимают чуть ли не все подряд….

Автор тут же обвиняет молодёжь в пралогическом регрессивном мышлении, сходным с первобытным, основанным на сиюминутной эмоциональной вовлечённости. Кощунственным считает Татьяна прозвучавшее на этом форуме предложение самим перемонтировать Ромма и посмотреть, у кого лучше получится.

Проводя параллели между первобытным мышлением и клиповым мышлением, которое, по её мнению, формируется особенностями изложения информации в интернете, автор совсем забывает закончить логическую цепочку обвинительной линии.

То, что Татьяне показалось актом жестокости, на деле — лишь свойственный юношеству цинизм и максимализм, который с пралогическим мышлением совсем никак не связан.

Если на то пошло, как раз высказывания молодых людей о фильме, пусть неглубоки и скептичны, но вполне логичны и трезвы; а вот возведение кинематографического образца до уровня истины, с которой нельзя спорить, как раз отдаёт слепым мистицизмом. Приведённый Татьяной пример — вопрос этики, а не особенностей мышления. Но как же велик соблазн сбросить всю вину на этот разъедающий младые умы интернет!

В английском языке есть такой неологизм — juvenoia («ювенойя»), нечто среднее между паранойей и юностью, специфическое переживание за подрастающее поколение, характеризующееся одновременно волнением за его будущее и осуждением за его образ жизни.

Точно неизвестно, откуда термин взялся, но его активно эксплуатировал в своём исследовании «Интернет, безопасность молодёжи и проблема страха перед новыми поколениями» Дэвид Финкельхор. На русском языке полный текст можно прочитать здесь. Ювенойя — и есть та самая фобия изменений, продиктованная вопросом: «Кто знает, куда нас приведут эти перемены? Мы выросли так, и ничего.

А в интернете секс, насилие, агрессия и куча опасностей». Не сказать, что эта фобия совсем не оправданна, но вот результаты Финкельхора говорят, что зря мы так переживаем.

Статистические данные американского Центра исследования преступлений против детей с 1995 по 2010 годы показывают, что с распространением интернета уровень детской преступности, показатель подростковых суицидов, количество подростковых беременностей в США… Значительно снизились (значительно — это от 33 до 61% в зависимости от показателя). А вот общая успеваемость выросла.

Хорошо и бодро о ювенойе и этом исследовании рассказал Майкл из Vsauce.

Из-за чего всё же стоит переживать?

Источник: https://newtonew.com/science/multitasking-vs-concentration

Развитие профессионального мышления студента технического вуза в контексте формирования его познавательной активности

1

В современных экономических условиях происходит сдвиг от чисто технических навыков к интеллектуальным. Общество нуждается в постоянно расширяющемся притоке новых продуктов, технологий, идей.

Быстро обновляющиеся наукоемкие технологии требуют не безликих, бездумных исполнителей у конвейера, а творчески мыслящих, активных специалистов, постоянно пополняющих свои знания для ускоренного освоения новых поколений техники и производственных процессов.

Цель инженерного образования носит, трехкомпонентный характер: в профессиональной области — профессиональная компетентность, в общественной жизни — успешная социализация личности, в личностной сфере — осознание собственной самоценности, проявление рефлексии и активности в целеполагании и в деятельности в целом, самоидентификация [1, 30].

В диаде показателей качества выпускника технического вуза — уровень развития личности и инженерная профессиональная компетентность; последняя характеристика, включая и профессионально значимые качества личности, во многом обусловлена учебным планом и реализующими его образовательными технологиями и может быть выражена в виде совокупности требований, документирована, а следовательно, более или менее объективно контролируема в целом или по этапам [1, 31].

Проект Федерального Агентства по образованию и науки «О приоритетных направлениях развития образовательной системы РФ» ставит перед профессиональным образованием задачу «предоставить каждому человеку институциональную возможность формировать индивидуальную образовательную траекторию и получать ту профессиональную подготовки, которая требуется ему для дальнейшего профессионального, карьерного и личностного роста» [2, 4]. Такая постановка вопроса требует подхода к решению вопросов профессиональной подготовки в контексте формирования профессиональной компетентности, мобильности, социальной зрелости, инициативности будущих специалистов. Для развития перечисленных качеств, необходим высокий уровень сформированности познавательной активности человека.

Система высшего технического образования обращается к разнообразию потребностей, интересов, особенностей студентов, а изучаемые дисциплины выстраиваются в логике, способствующей личностному и профессиональному росту будущего специалиста, развитию его познавательной активности.

Таким образом, проблема исследования познавательной активности студента поставлена как педагогической наукой, так и педагогической практикой.

Понятие «активность» в сфере научных знаний определяется неоднозначно не только по выделяемым характеристикам, функциональным особенностям, но и по смыслам. Как справедливо замечал В.А.

Петровский, «парадоксальное, на первый взгляд, положение состоит в том, что представление об активности, игравшее существенную роль в развитии философских воззрений, входившее явно или неявно, в позитивном или негативном плане во все без исключения психологические концепции личности, не зафиксировано в форме достаточно дифференцированной научной категории.

Понятия «активность» (как общепсихологическое понятие) и «активность личности» (как понятие частное) в должной мере не освещаются ни в общенаучных, ни в философских, ни в специальных психологических энциклопедиях и словарях. «Активность» оказывается растворенной в категориях «труд», «деятельность», «практика», «свобода», «субъект» и т. д.

, в понятиях «поведение», «активация», либо, наконец, определяется через перечисление ряда способностей организма (способность к самосохранению, саморегулированию и т. п.) без вычленения связующего их признака» [3, 135].

  • Таким образом, анализ философской, психолого-педагогической и другой литературы показал, что само понятие «познавательная активность» не имеет однозначной, достаточно емкой и точной характеристики.
  • Поэтому когда говорят о познавательной активности, то, прежде всего, предполагают возможности человека в решении познавательных задач, которые протекает как процесс отражения и воспроизведения действительности в мышлении субъекта, результатом которого является новое знание о мире. Совершенно очевидно, что в качестве таких источников и средств могут выступать:
  • — познавательная позиция человека (точка зрения, мнение, отношение к познанию в целом и к решению конкретных познавательных задач в частности; действия, поведение, обусловленные этим отношением);
  • — познавательные потребности (состояние индивида, создаваемое испытываемой им нуждой в познании окружающего мира и своего места в нем, в познании смысла и своего существования на земле как путем присвоения уже имеющихся культурных ценностей, так и путем открытия совершенно нового, неизвестного предшествующим поколениям);

— интеллектуальные способности (психологические свойства личности, которые имеют индивидуальную меру выраженности, проявляющуюся в успешном и качественном своеобразии освоения основных логических операций (анализ, синтез, обобщение, классификация, сравнение и т. д.) и основных форм мышления (понятие, суждение, умозаключение), способствующих реализации познавательной деятельности);

— познавательные запасы (знания, умения, навыки, которые представляют хранящиеся в понятии эмоциональные и знаковые образы, их связи и являются базовым средством решения познавательных задач).

Все структурные элементы познавательной активности находятся в единстве, переходят друг в друга, взаимно дополняют друг друга.

При этом следует отметить, что собственно интеллектуальное развитие студента предполагает не только тренинг операций и форм мышления, способный обеспечить «технологическую» сторону интеллекта, но и развитие эмоциональной стороны мышления, связанной с его ценностными основаниями.

  1. Разрабатывая программу исследования сформированности компонентов познавательной активности студентов первых трех курсов СИНГ, мы исходили из необходимости отслеживания (выявления) каждого структурного компонента, определения связей между ними в рамках изучения общетехнических дисциплин в вузе.
  2. Диагностика студентов по указанным направлениям осуществлялась с помощью разнообразных методов: анкетирования, тестирования, наблюдения, анализа продуктов деятельности учащихся.
  3. Следует отметить, что каждый из выбранных методов выполнял не только диагностическую (контрольную), но и обучающую, воспитывающую и развивающую функции и рассматривался в контексте становления (развития) профессионального мышления будущего инженера.
  4. Проанализируем некоторые результаты исследования познавательной активности студентов I, II и III курсов СИНГ.
  5. Методика определения потребности в достижении позволила нам получить следующие результаты.

На I курсе (24 человека) были определены студенты, которые имеют различный уровень мотивации достижений: низкий — 5 человек (20,8 %), средний — 15 человек (62,5 %), высокий — 4 человека (16,7 %). Как видно из соотношения цифр, средний уровень преобладает над низким и высоким.

Эта же тенденция прослеживается и в результатах исследования данного параметра у студентов II курса (21 человек), с той отличительной особенностью, что высокий уровень мотивации достижений отсутствует совсем, а два других распределились между собой следующим образом: низкий — 4 человека (19 %), средний — 17 человек (81 %). Предварительно это можно объяснить большим объемом учебной нагрузки и сложностью изучаемых дисциплин, которые приходятся на данный период обучения студентов в вузе. И как следствие — тревожность и неуверенность в своих силах и в своих способностях.

Читайте также:  Что означает в переводе с греческого педагогика? - студенческий портал

Результаты, полученные в ходе исследования уровня мотивации достижений студентов III курса (21 человек), существенно отличаются от результатов, представленных выше: низкий — 7 человек (33,3 %), средний — 9 человек (42,9 %), высокий — 5 человек (23,8 %).

Как видно из представленных результатов, низкий уровень мотивации достижений третьекурсников существенно возрастает, средний уровень значительно уменьшается, в отличие от результатов, полученных на II курсе, появляется высокий уровень мотивации достижений.

Не менее интересные данные были получены нами в процессе изучения познавательной позиции студента.

Среди студентов I курса не нашлись обучающиеся, чья позиция характеризовалась бы поиском «пути наименьшего сопротивления».

И несмотря на значительное преобладание репродуктивной познавательной позиции первокурсников (21 человек- 87,5 %) были выделены студенты с креативной познавательной позицией (3 человека- 12,5 %).

На II же курсе все студенты (21 человек -100 %) имеют репродуктивную познавательную позицию.

Результаты исследования познавательной позиции студентов III курса выявили преобладание репродуктивной познавательной позиции (19 человек- 90,5 %) над креативной (2 человека- 9,5 %).

Используемая методика изучения познавательной позиции студентов позволила дополнительно исследовать когнитивную, деятельностную и личностную составляющие познавательной позиции и сравнить их с результатами наблюдения за деятельностью студентов на учебных занятиях. Представленные данные были нами сопоставлены с результатами самооценки познавательной позиции студентов.

При этом у всех студентов I, II и III курсов отмечается явное преобладание творческой познавательной позиции над репродуктивной: I курс — 18 человек (75 %), II курс — 13 человек (61,9 %), III курс — 14 человек (66,7 %); или творческая позиция: I курс -5 человек (21 %), II курс — 5 человек (23,8 %), III курс — 0 человек; за исключением некоторых студентов, у которых уровни творческой и репродуктивной позиций приближаются друг к другу (с разницей в 10-12 баллов): I курс — 1 человек (4 %), II курс — 2 человека (9,5 %), III курс — 2 человека (9,5 %) и с разницей до 5 баллов — III курс (3 человека — 14,3 %), а также одной студентки II курса, у которой репродуктивная позиция с разницей в 9 баллов преобладает над творческой (4,8 %) и двух студентов III курса (9,5 %).

Выявленное явное преобладание у студентов всех курсов творческой познавательной позиции над репродуктивной в результате их самооценки не соответствует результатам другой методики, по которой у большинства студентов ярко выражена репродуктивная познавательная позиция. Это расхождение объясняется ложными ответами студентов на «вопросы-ловушки».

Данные исследования когнитивной и деятельностной составляющих познавательной позиции мы сравнили с результатами, полученными в ходе наблюдения за деятельностью студентов на учебных занятиях.

При этом мы отмечали не только стремление или проявление желания ответить на вопросы преподавателя, выступить с докладом, но и участие в дискуссиях, обсуждениях, стремление разобраться в сложном вопросе или проблемной ситуации, умение формулировать и задавать вопросы, использовать межпредметные связи, собственный опыт, житейские знания для разрешения познавательной задачи.

Анализ результатов наблюдения показал, что более активную познавательную позицию проявляют на практических занятиях первокурсники (20 человек — 83,3 %), активно включаются в дискуссию, обсуждения, задают «отвечающим» дополнительные вопросы, как правило, носящие уточняющий или эмоционально-ценностный характер. Несколько снижается активная познавательная позиция второкурсников на практических занятиях (15 человек — 71,4 %). Добросовестно выполняя все рекомендации преподавателя в процессе подготовки и проведения учебных занятий, студенты II и III курсов в меньшей степени пытаются проанализировать различные подходы, ответы в своем большинстве носят репродуктивный характер. Полученные в ходе наблюдения данные привели нас к необходимости более детального изучения интеллектуальных способностей студентов.

Результаты исследования также сопоставлялись с результатами анализа письменных и устных ответов студентов, а также их аттестационных работ, которые, в свою очередь, выявляли не только уровень сформированности у студентов теоретических знаний, умений, но и интеллектуальные способности (логику мышления). Проанализируем полученные нами результаты.

В рамках исследования познавательной позиции первокурсников мы дополнительно анализировали выбор студентами заданий для самостоятельной работы различного уровня сложности и креативности и качество их выполнения.

Исследование показало, что большинство студентов (15 чел.- 62,5 %) выбрали задания репродуктивного характера. Некоторые студенты (9 чел.- 37,5 %) выполнили задания творческого характера.

Результаты соответствуют данным, полученным по методике изучения познавательной позиции студентов.

Анализ аттестационных работ студентов II и III курсов позволил выделить основные типы заданий, которые вызывают наибольшие затруднения: раскрытие содержания понятий, определение иерархий понятий. Это свидетельствует о недостаточной степени развития логического мышления студентов.

  • Анализ результатов комплексного исследования познавательной активности студентов трех курсов показал тесную взаимосвязь между всеми ее структурными компонентами и обусловил необходимость более детального исследования логических компонентов мышления.
  • Таким образом, познавательная активность стала универсальным элементом мироотношения людей в эпоху развития информационного общества и вполне естественно стремление выявить все грани и стороны активности, для того чтобы лучше знать и формировать познавательную активность как способ творческого отношения к миру, жизни, к себе, как основу для успешной профессиональной деятельности будущего специалиста.
  • СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ
  1. Дорофеев, А. Профессиональная компетентность как показатель качества образования /А. Дорофеев //Высшее образование в России. — 2005. — № 4.
  2. Механизмы реализации приоритетных направлений развития системы образования: официальный текст //Профессионал. — 2005. — Вып.2. — С.2-6.
  3. Петровский, В.А. Личность в психологии: парадигма субъектности /В.А. Петровский. — Ростов-на-Дону: «Феникс», 1996.

Библиографическая ссылка

Горшкова О.О. Развитие профессионального мышления студента технического вуза в контексте формирования его познавательной активности // Фундаментальные исследования. – 2006. – № 7. – С. 71-74;
URL: http://fundamental-research.ru/ru/article/view?id=5201 (дата обращения: 20.03.2020).

Источник: https://fundamental-research.ru/ru/article/view?id=5201

«Мышление и его виды» | СГЭУ

Вопрос:  Что такое мышление?

Процесс познавательной деятельности индивида, характеризующийся обобщенным и опосредованным отражением действительности. Предметы и явления действительности обладают такими свойствами и отношениями, которые можно познать непосредственно, при помощи ощущений и восприятий (цвета, звуки, формы, размещение и перемещение тел в видимом пространстве).

Первая особенность мышления — его опосредованный характер.

То, что человек не может познать прямо, непосредственно, он познаёт косвенно, опосредованно: одни свойства через другие, неизвестное — через известное.

Мышление всегда опирается на данные чувственного опыта — ощущения, восприятия, представления — и на ранее приобретённые теоретические знания. Косвенное познание и есть познание опосредованное.

Вторая особенность мышления — его обобщённость. Обобщение как познание общего и существенного в объектах действительности возможно потому, что все свойства этих объектов связаны друг с другом. Общее существует и проявляется лишь в отдельном, в конкретном.

Вопрос: Какие виды мышления есть?

Классификация по психическим процессам

Классификация по результатам мышления

  • Творческое мышление
  • Репродуктивное мышление

Классификация по уровню психических процессов

  • Аналитическое мышление
  • Интуитивное мышление
  • Другие виды:
  • Вопрос: формы мышления?
  • Понятие, суждение, умозаключение (вывод)

Умозаключение является наиболее сложной формой и продуктом мышления. Оно основывается на данных ряда суждений и осуществляется путем рассуждения. Различают три основных метода (способа) получения умозаключений при рассуждении: дедукция, индукция и аналогия.

Дедуктивное умозаключение (от лат. deductio — выведение) — ход рассуждений при получении заключения идет от более общего знания к частному (от общего к единичному), здесь переход от общего знания к частному является логически необходимым.

Индуктивное умозаключение (от лат. inductio — наведение) — рассуждение идет от частного знания к общим положениям. Здесь имеет место эмпирическое обобщение, когда на основании повторяемости признака заключают о его принадлежности всем явлениям этого класса.

Умозаключение по аналогии делает возможным при рассуждении логический переход от известного знания об отдельном предмете к новому знанию о другом отдельном предмете на основании уподобления одного явления другому (от единичного случая к подобным единичным случаям, или от частного к частному минуя общее).

Суждение, как наименьшую единицу логического мышления, выделил Платон. Аристотель в свою очередь показал, что только в наиболее общих суждениях, истинных для всех объектов данного класса, могут выражаться законы природы и общества. Он доказал, что если обе посылки частные, то из них нельзя сделать строгого логического вывода.

Строгий логический вывод может быть получен только методом дедукции.

Например, два суждения: «Драгоценные металлы не ржавеют» (большая посылка) и «Золото — драгоценный металл» (малая посылка), — взрослый человек с развитым мышлением воспринимает не как два изолированных предложения, а как готовое логическое соотношение (силлогизм), из которого можно сделать только один вывод — «Следовательно, золото не ржавеет».

Этот вывод не требует непременного личного опыта, т.к. он получен при помощи объективного логического средства — силлогизма. Все другие типы рассуждений, т.е. индукция и аналогия, с точки зрения истинности вывода куда менее ясны. Только силлогизм является истинной основой логического мышления. Благодаря силлогизмам и другим логическим формам мышление становится доказательным, убедительным и непротиворечивым.

Наиболее известные методы мышления:

Дискурсивные Продуктивные (творческие)
Логический Дивергентный
Диалектический Латеральный
Аналитический Радиантный
Научный Эвристические
Системный ТРИЗ

Вопрос: какие операции выполняет мышление?                               

Мыслительные операции разнообразны. Это — анализ и синтез, сравнение, абстрагирование, конкретизация, обобщение, классификация. Какие из логических операций применит человек, это будет зависеть от задачи и от характера информации, которую он подвергает мыслительной переработке.

Анализ и синтез

Анализ — это мысленное разложение целого на части или мысленное выделение из целого его сторон, действий, отношений.

Синтез — обратный анализу процесс мысли, это — объединение частей, свойств, действий, отношений в одно целое.

Анализ и синтез — две взаимосвязанные логические операции. Синтез, как и анализ, может быть как практическим, так и умственным.

Анализ и синтез сформировались в практической деятельности человека. В трудовой деятельности люди постоянно взаимодействуют с предметами и явлениями. Практическое освоение их и привело к формированию мыслительных операций анализа и синтеза.

 

Сравнение

Сравнение — это установление сходства и различия предметов и явлений.

Сравнение основано на анализе. Прежде чем сравнивать объекты, необходимо выделить один или несколько признаков их, по которым будет произведено сравнение.

Сравнение может быть односторонним, или неполным, и многосторонним, или более полным. Сравнение, как анализ и синтез, может быть разных уровней — поверхностное и более глубокое. В этом случае мысль человека идёт от внешних признаков сходства и различия к внутренним, от видимого к скрытому, от явления к сущности.

 

Абстрагирование

Абстрагирование — это процесс мысленного отвлечения от некоторых признаков, сторон конкретного с целью лучшего познания его.

Человек мысленно выделяет какой-нибудь признак предмета и рассматривает его изолированно от всех других признаков, временно отвлекаясь от них.

Изолированное изучение отдельных признаков объекта при одновременном отвлечении от всех остальных помогает человеку глубже понять сущность вещей и явлений.

Благодаря абстракции человек смог оторваться от единичного, конкретного и подняться на самую высокую ступень познания — научного теоретического мышления.

 

Конкретизация

Конкретизация — процесс, обратный абстрагированию и неразрывно связанный с ним.

Конкретизация есть возвращение мысли от общего и абстрактного к конкретному с целью раскрытия содержания.

Мыслительная деятельность всегда направлена на получение какого-либо результата. Человек анализирует предметы, сравнивает их, абстрагирует отдельные свойства с тем, чтобы выявить общее в них, чтобы раскрыть закономерности, управляющие их развитием, чтобы овладеть ими.

Обобщение, таким образом, есть выделение в предметах и явлениях общего, которое выражается в виде понятия, закона, правила, формулы и т.п.

Вопрос: индивидуальные особенности мышления

Мышление имеет ярко выраженный индивидуальный характер. Особенности индивидуального мышления проявляются в разных соотношениях видов и форм, операций и процедур мыслительной деятельности. Важнейшими качествами мышления являются следующие.

  1. Самостоятельность мышления — умение выдвигать новые задачи и находить пути их решения, не прибегая к помощи других людей.
  2. Инициативность — постоянное стремление самому искать и находить пути и средства разрешения задачи.
  3. Глубина — способность проникать в сущность вещей и явлений, понимать причины и глубинные закономерности.
  4. Широта — способность видеть проблемы многосторонне; во взаимосвязи с другими явлениями.
  5. Быстрота — скорость решения задач, легкость в воспроизведении идей.
  6. Оригинальность — способность производить новые идеи, отличные от общепринятых.
  7. Пытливость — потребность всегда находить наилучшее решение поставленных задач и проблем.
  8. Критичность — объективная оценка предметов и явлений, стремление подвергать сомнению гипотезы и решения.
  9. Торопливость — непродуманность аспектов всестороннего исследования проблемы, выхватывание из нее лишь отдельных сторон, высказывание неточных ответов и суждений.
Читайте также:  Компетенция в педагогике - студенческий портал

Мышление носит потребностно-мотивированный и целенаправленный характер. Все операции мыслительного процесса вызваны потребностями, мотивами, интересами личности, ее целями и задачами.

 Нельзя забывать, что мыслит не мозг сам по себе, а человек, личность в целом.

Большое значение имеют активное стремление человека к развитию своего интеллекта и готовность активно использовать его в полезной деятельности.

Источник: https://www.sseu.ru/content/myshlenie-i-ego-vidy

Особенности когнитивных стилей мышления у студентов

Аннотация. Данная статья посвящена рассмотрению когнитивных стилей мышления,  а также их особому проявлению в студенческом возрасте. Затронута история появления когнитивных стилей, их влияние и значимость в наше время.

Ключевые слова: когнитивные стили, мышление, студенты, анализ.

Значительное место в отечественной и зарубежной психологии посвящено рассмотрению когнитивных или познавательных стилей деятельности, интенсивное изучение которых началось западными психологами в 1960-х годах.

Правда, концепция когнитивных стилей не возникла внезапно. Уже в отдельных работах 1920-1930-х годов. Были выявлены тесные явления, например, «жизненный стиль» Адлера, «ригидность» Р. Кэттелла и «ригидность контроля» Дж. Струпа, понятие отношения первой и второй сигнальных систем у И.П. Павлова.

Когнитивный стиль — это коллективная концепция относительно стабильных методов познавательной деятельности, когнитивных стратегий, состоящая из уникальных методов получения и обработки информации, а также методов ее воспроизведения и методов контроля.

Мышление — это умственный процесс обобщенного и косвенного отражения устойчивых регулярных свойств и отношений действительности, выполняемых для решения когнитивных задач, систематической ориентации в конкретных ситуациях.

Природа когнитивных стилей не полностью понята. Есть предположения, что они связаны с межполушарной асимметрией, уровнем интеллекта, темпераментными свойствами и мотивацией личности. Есть также все основания рассматривать когнитивные стили как образование, которое формируется в процессе жизни под влиянием социокультурных факторов.

Например, исследования показали, что полезависимость чаще встречается у женщин, а также для детей, чьи родители чрезмерно контролируют их поведение.

Несмотря на все, интерес к когнитивным стилям не угас. Тем не менее, современные исследования стиля имеют различный характер: большинство исследователей решили идентифицировать и описать новые когнитивные стили.

Другими словами, феноменология подхода когнитивного стиля вместо того, чтобы углубить его на основе анализа механизмов поведения стиля, значительно расширилась благодаря распределению новых форм поведения стиля.

Со временем список когнитивных стилей постепенно расширился.

На полюсе дифференциальности — проявляется в конкретности и ситуативности «образа мира», фрагментарного восприятия реальности.

Современные психологи выделили шесть типов стилей: интегрально -теоретический, дифференциально-теоретический, интегрально — деятельностный, интегрально – эмоциональный, дифференционально-эмоциональный и дифференционально-деятельностный стили.

Для студентов с интегральными стилями эффективна технология обучения, основанная на принципе восхождения от абстрактного к конкретному, от общего к частному, но у учеников дифференциального стиля — обучение должно строиться из частных к общему.

Для учеников с теоретическими стилями обучение должно быть направлено на логико-формализованное обобщенное овладение материалом либо на основе его интегральных знаний, либо на основе поэтапного,  последовательного знания, но для студентов со стилями деятельности необходим для обучения, основанного на собственной познавательной деятельности, с использованием обсуждений, работы в парах. Ученики с эмоциональным стилем нуждаются в эмоционально богатой форме представления знаний, привлечения сюжетных заданий, образных моделей, которые активируют сенсорные представления.

Для каждого из стилей можно выбрать те образовательные предметы, в которых учащиеся с данным стилем будут наиболее успешными. Например, студенты с дифференцировано-деятельностным стилем наиболее эффективны при изучении географии, биологии, истории; дифференциальноэмоциональным стилем – в изучении литературы и дисциплин художественного цикла.

С интегральным теоретическим стилем — в изучении дисциплин физико – математического цикла и интегративных учебных дисциплин на пересечении наук.

Вышеприведенный анализ истории развития и текущего состояния исследований в области парадигмы когнитивного стиля в зарубежных и отечественных исследованиях позволяет, на наш взгляд, дифференцировать ряд наиболее характерных теоретических трудностей в развитии этого в настоящее время, тех что препятствует его развитию.

Во-первых, это исторически развитое, но абсолютно неоправданное, расширение стиля подхода ко многим областям и направлениям психологических исследований. В результате субъект этого направления становится аморфным и неопределенным, теряет свое содержание.

Во-вторых, проблема, связанная с возможностью пересмотра традиционного, то есть неценового подхода к интерпретации стилей, очень острая. Они, согласно этому подходу, считаются эквивалентными в  эффективном плане. Однако данные показывают, что, как правило, один из полюсов почти любого стиля более конструктивен в аспекте производительности.

В-третьих, проблема биполярной интерпретации стилей также важна. Он наименее развита, и внимание исследователей к ней непропорционально её значению.

В-четвертых, самым сложным в плане исследований является генетический аспект этой проблемы. Здесь необходимо сосредоточиться на двух моментах.

Первый связан с тем, что необходимо определить, когда возникают существенные различия в когнитивном стиле в общем онтогенетическом развитии человека.

Второе — выявить и интерпретировать основные закономерности фактического генетического развития различных когнитивных стилей, а также то, как они включены в общий онтогенез личности и ее психики.

В ходе теоритического анализа литературы было определено понятие когнитивного стиля.

В современной зарубежной и отечественной литературе можно встретить описание около двух десятков различных когнитивных стилей, но все же есть такие когнитивные стили, которые составляют основу феноменологии стилевого подхода: Полезависимость/поленезависимость, Узкий/широкий диапазон эквивалентности, Узость/широта категории, Ригидный/гибкий познавательный контроль, Толерантность/нетолерантность к нереалистическому опыту, Фокусирующий/сканирующий контроль, Сглаживание/заострение, Импульсивность/рефлективность, Конкретная/абстрактная концептуализация, Когнитивная простота/сложность. Выяснилось, что наиболее пристальное внимание уделяется изучению таких параметров, как полезависимость — поленезависимость, импульсивность — рефлексивность, аналитичность — синтетичность, или концептуальная дифференцированность, узость — широта категоризации, когнитивная сложность — простота. А так же рассматривается развитие когнитивного стиля в современном мире.

Список литературы:

  1. Абакумова И. Б., Шкуратова И. П. Когнитивный стиль студента как фактор успешности его обучения / Когнитивные стили. Тезисы научно-практич. семинара / Под ред. В. Колги. Таллинн, 1986. С. 120–122.
  2. Селиванов В.В. Психология мышления / В.В. Селиванов. – Смоленск.: Универсум, 2003. 215 с.
  3. Холодная М. А. Интегральные структуры понятийного мышления. Томск: Изд-во ТГУ, 1983 б.
  4. Холодная М. А. Психологический статус когнитивных стилей: предпочтения или «другие» способности? / Психологический журнал. 1996. Т. 17. № 1. С. 61–69.
  5. Шкуратова, И. П. Когнитивный стиль и общение / И. П. Шкуратова. – Ростов н/Д. : Изд-во Ростовского педагогического университета, 1994. 156с

Источник: https://sibac.info/journal/student/44/126993

Мышление и его виды

Мышление – процесс познания, который характеризуется обобщенным и опосредованным отражением окружающей действительности. Мышление помогает нам выстраивать систему умозаключений, получать новые знания. Например, когда мы видим сильно качающиеся ветки деревьев, мы делаем вывод, что на улице ветер.

Мышление тесно связано с действием и речью. Человек изучает действительность с помощью воздействия на нее. Таким образом, действие – это первичная форма существования мышления.

Разнообразные мыслительные операции  сначала создавались как практические, затем они превратились в операции теоретического мышления.  Мышление человека невозможно без языка.

Доказана зависимость между качеством решения задачи и формулировки задачи вслух или про себя.

Так, при формулировки задачи вслух, она гораздо лучше решается, и наоборот, когда язык фиксируется (зажимается зубами), качество решения задачи ухудшается.

Виды мышления

В генетической психологии  выделяются следующие виды мышления: 

  • наглядно-действенное;
  • наглядно-образное;
  • словесно-логическое.

Наглядно — действенное мышление выражается в решении задач с помощью реального, физического преобразования ситуации, манипулирования с объектами. Данной формой мышления обладают дети до трех лет.

Ребенок сравнивает предметы, накладывая или приставляя их друг к другу; синтезирует, складывая из кубиков или палочек «дом»; классифицирует и обобщает, раскладывая кубики по цвету и т.д. Так ребенок мыслит с помощью действий. Движение рук опережает мышление, поэтому его называют ручным.

У взрослых данный тип мышления проявляется, когда они, например, делают работу по дому, при перестановке мебели в комнате или при необходимости пользоваться малознакомой техникой. Такое мышление возможно тогда, когда нельзя полностью предусмотреть результаты какого-либо действия.

Наглядно – образное мышление обладает следующими характеристиками:

  • помогает анализировать, сравнивать и обобщать различные образы, представления о явлениях и предметах;
  • воссоздает все многообразие различных характеристик предмета;
  • практически неотделимо от воображения.

Наглядно-образное мышление проявляется у детей дошкольного возраста от четырех до семи лет. Действие в данном типе мышления отходит на второй план, ребенку не обязательно трогать предмет руками, ему необходимо отчетливо воспринимать и наглядно представлять этот объект.  Характерной особенностью мышления ребенка является наглядность.

У взрослых наглядно-образное мышление проявляется, например, при ремонте квартиры. Человек заранее может представить, как будут выглядеть обои, цвет потолка и т.д. 

Словесно-логическое мышление – это абстрактное мышление, для которого характерно использование понятий, логических конструкций, которые иногда не имеют прямого образного выражения (например, стоимость, честность, гордость и т.д.).  С помощью данного вида мышления индивид устанавливает  общие закономерности развития процессов в природе и обществе, обобщает наглядный материал.

Мышление включает в себя следующие виды операций:

  • Сравнение – сопоставление вещей, явлений и их свойств, выделение сходств и различий;
  • Анализ — мысленное расчленение вещи или явления для выделения составляющих элементов; 
  • Синтез — процесс, обратный анализу, который восстанавливает целое, находя существенные связи и отношения; 
  • Абстракция — выделение одной отличительной стороны свойства предмета или явления;
  • Обобщение (генерализация) — отбрасывание единичных признаков при сохранении общих, с раскрытием существенных связей. 

Словесно-логическое мышление имеет свой алгоритм. Сначала человек рассматривает одно суждение, потом добавляет к нему другое и на их основе делает логическое умозаключение.Например:

  • 1-е суждение: все металлы проводят электричество. 
  • 2-е суждение: железо — это металл.
  • Умозаключение: железо проводит электричество.

Словестно — логическое мышление является высшей формой мышления, с его помощью человек может отражать сложные связи, отношения, формировать понятия, делать выводы и решать сложные абстрактные задачи.
 

Предикативное мышление

Мышление не всегда подчиняется  логическим законам. Так, З.Фрейд описал предикативное мышление — тип нелогического мыслительного процесса. Если у двух предложений одинаковые сказуемые или окончания, то люди бессознательно ассоциируют между собой их подлежащие.

На предикативное мышление работают рекламные объявления. Например,  создатель рекламы утверждает, что «успешные люди моют голову шампунем марки Pantene Pro-V , надеясь на то, что человек будете рассуждать нелогично, примерно следующим образом:

  • Успешные люди моют голову шампунем Pantene Pro-V.
  • Я мою голову шампунем марки Pantene Pro-V.
  • Значит я – успешный человек.
  • Человек, которые не может мыслить по законам логики, критически осмысливать информацию, подвергается одурачиванию  пропагандой или мошеннической рекламой.
  • Предикативное мышление представляет собой псевдологическое мышление, при котором разные субъекты неосознанно ассоциируются друг с другом на основании наличия у них одного общего предиката.
  • Критическое мышление можно развивать, для этого необходимо:
  1. Отличать суждения, основанные на логике, от суждений, базирующихся на эмоциях и чувствах.
  2. В любой полученной информации необходимо учиться видеть положительные и отрицательные стороны («плюсы» и «минусы»).
  3. Нужно замечать несоответствия в том, что вы видите и слышите.
  4. Не стоит спешить с выводами, если нет достаточной информации.

Важно отметить, что все виды мышления взаимосвязаны между собой, а отдельные виды могут переходить друг в друга. Например, сложно разделить наглядно-образное и словесно-логическое мышление, когда приходится работать со схемами и графиками. Обычно у человека задействованы все виды мышления, однако один вид может преобладать.

В зависимости от степени и характера новизны информации, осмысленной человеком, различают следующие виды мышления:

  • репродуктивное;
  • продуктивное;
  • творческое мышление.

Репродуктивное мышление отражается в воспроизведении памятью определенных логических правил, без установления новых ассоциаций, сопоставлений, анализа и т.д. Это может происходить сознательно, на интуитивном или подсознательном уровнях (например, решение типовых задач по заранее заданному алгоритму).

Продуктивное и творческое виды мышления выходят за пределы наличных фактов, они выделяют в данных предметах скрытые свойства, выявляют непривычные связи, способы решения задачи и т.п.

Читайте также:  Целеполагание в педагогике - студенческий портал

  Если в процессе мышления рождается новое знание или информация для человека, однако не новое для общества, то это продуктивное мышление.

Если же в результате мыслительной деятельности появляется новое для человека и для общества, то здесь проявляется  творческое мышление.

Источник: https://Zaochnik.com/spravochnik/psihologija/obschaja-psihologija/myshlenie/

Студопедия — Информационный студенческий ресурс

Администрация благодарит за ваш выбор нашего сайта. Со своей стороны мы сделали его как можно удобнее для вас. Поиск по сайту имеется на каждой странице. На главной странице вы найдете новые публикации, топовые и популярные.

Эти материалы вы можете использовать для написания: докладов, рефератов, дипломов и домашних работ. Но не забывайте, что каждый материал имеет своего автора.

Поиск по сайту:

Топ статьи на студопедии:

Как должен поступить федеральный государственный гражданский служащий, получивший при нахождении в служебной командировке в подарок каминные часы стоимостью 3500 руб.?

  • В каком слове на месте пропуска пишется согласная буква?
  • Допускается ли законодательством применение мер ответственности за одно и тоже коррупционное правонарушение одновременно к юридическому лицу и физическому лицу?
  • Тестовые вопросы на знание основ законодательства Российской Федерации о противодействии коррупции.
  • Эффекторные нервные окончания
  • Эластичность спроса и предложения
  • Закон спроса, исключения в его действии
  • Спрос и его величина, кривая спроса.

Новые статьи на Студопедии:

Договор страхования: заключение и оформление — Договор страхования является соглашением между Страховщиком и Страхователем, в силу которого Страховщик обязуется…

Тема 9. Требования безопасности при использовании ручного слесарного инструмента и поршневых пистолетов — Требования безопасности, предъявляемые к ручному слесарному инструменту…

Проверочный расчет прочности и устойчивости — При оценке прочности переборки контролируются следующие напряжения: напряжения в меридиональных и конических сечениях переборки вдали от опорного…

Понятие и признаки полезной модели — Определение и признаки полезной модели даны в ст. 1351 ГК. Согласно п. 1 указанной статьи в качестве полезной модели охраняется техническое решение…

Случайный вывод статей Студопедии:

  • Перечень субъектов Российской Федерации;
  • Отчетный доклад Центральной Ревизионной Комиссии ВКП(б) 9 страница;
  • Отчетный доклад Центральной Ревизионной Комиссии ВКП(б) 8 страница;
  • Отчетный доклад Центральной Ревизионной Комиссии ВКП(б) 7 страница;
  • Отчетный доклад Центральной Ревизионной Комиссии ВКП(б) 6 страница;
  • Отчетный доклад Центральной Ревизионной Комиссии ВКП(б) 5 страница;
  • Отчетный доклад Центральной Ревизионной Комиссии ВКП(б) 4 страница;
  • Отчетный доклад Центральной Ревизионной Комиссии ВКП(б) 3 страница;
  • Отчетный доклад Центральной Ревизионной Комиссии ВКП(б) 22 страница;
  • Отчетный доклад Центральной Ревизионной Комиссии ВКП(б) 21 страница;
  • Отчетный доклад Центральной Ревизионной Комиссии ВКП(б) 20 страница;
  • Отчетный доклад Центральной Ревизионной Комиссии ВКП(б) 2 страница;
  • Отчетный доклад Центральной Ревизионной Комиссии ВКП(б) 19 страница;
  • Отчетный доклад Центральной Ревизионной Комиссии ВКП(б) 18 страница;
  • Отчетный доклад Центральной Ревизионной Комиссии ВКП(б) 17 страница;
  • Отчетный доклад Центральной Ревизионной Комиссии ВКП(б) 16 страница;
  • Отчетный доклад Центральной Ревизионной Комиссии ВКП(б) 15 страница;
  • Отчетный доклад Центральной Ревизионной Комиссии ВКП(б) 14 страница;
  • Отчетный доклад Центральной Ревизионной Комиссии ВКП(б) 13 страница;
  • Отчетный доклад Центральной Ревизионной Комиссии ВКП(б) 12 страница;
  • Отчетный доклад Центральной Ревизионной Комиссии ВКП(б) 11 страница;
  • Отчетный доклад Центральной Ревизионной Комиссии ВКП(б) 10 страница;
  • Отчетный доклад Центральной Ревизионной Комиссии ВКП(б) 1 страница;
  • Отрасли агропромышленного производства;
  • Отраслевая структура хозяйства;
  • Ответ товарищам Саниной А.В. и Венжеру В.Г.;
  • Ответ т-щу Ноткину, Александру Ильичу;
  • Особенности развития европейской экономической интеграции;
  • Особенности инвестиционного климата СЭЗ.;
  • Основы современного экономического районирования и формы территориальной организации хозяйства России;
  • Основные формы международных экономических отношений.;
  • Основные направления и перспективы развития;
  • Определение содержания кислорода в НП.;
  • Определение основных параметров здания ГЭС;
  • Определение напоров ГЭС по периодам;
  • Определение допустимой высоты отсасывания;
  • Опред-е кислот-ти и кислот-го числа нефтепр-в.;
  • Опишите 3–4 идеи, которые вы думали запускать и почему?;
  • Общее экономическое районирование. Проблемы экономического районирования.;
  • Общая характеристика хлебопекарной промышленности;
  • Общая характеристика хлебопекарной промышленности;
  • Обострение международного положения. Угроза новой войны со стороны американо-английского агрессивного блока. Борьба народов за мир;
  • Оборудование для предприятий нефтегазовой отрасли.;
  • О сроках созыва съездов партии и пленумов Центрального Комитета партии;
  • О сроках созыва съездов и пленумов ЦК партии;
  • О сроках созыва пленумов ЦК компартий Союзных республик, крайкомов, обкомов, окружкомов, горкомов и райкомов партии;
  • О сроках созыва пленумов комитетов местных организаций партии;
  • О новом наименовании партии и определении в Уставе главных задач партии;
  • О новом наименовании партии и определении в Уставе главных задач партии;
  • НЭП: сущность, основные цели, перспективы.;
  • Но это уже дела давно минувших дней.;
  • Население и трудовые ресурсы района;
  • Наиболее типичные спутники черной металлургии;
  • Мировой рынок и процессы международного разделения труда;
  • Минеральные и земельные ресурсы мира: их структура и размещение;
  • Методология, научные методы дисциплины «Регионоведение»;
  • Методические указания по выполнению контрольной работы;
  • Место района в хозяйственном комплексе страны;
  • Международные организации и их роль в мировом хозяйстве;
  • Международное значение марксистского учебника политической экономии;
  • Международная экономическая интеграция;
  • ЛЕКЦИЯ № 9. Центральный экономический район;
  • ЛЕКЦИЯ № 8. Северо-Западный экономический район;
  • ЛЕКЦИЯ № 7. Северный экономический район;
  • ЛЕКЦИЯ № 6. Химический и нефтехимический комплекс России;
  • ЛЕКЦИЯ № 5. Металлургический комплекс России;
  • ЛЕКЦИЯ № 3. Экономическое районирование;
  • ЛЕКЦИЯ № 2. Региональное развитие России;
  • ЛЕКЦИЯ № 16. Дальневосточный экономический район;
  • ЛЕКЦИЯ № 15. Западно-Сибирский экономический район;
  • ЛЕКЦИЯ № 14. Уральский экономический район;
  • ЛЕКЦИЯ № 11. Центрально-Черноземный экономический район;
  • Латинская Америка. Географические особенности.;
  • Коэффициент локализации, коэффициент производства продукции района на душу населения, коэффициент межрайонной товарности;
  • Количественные и качественные сдвиги на политической карте мира;
  • Каталитический реформинг в промышленности.;
  • Какими навыками вы обладаете?;
  • Исходные данные для всех вариантов;
  • История развития хлебопекарной промышленности;
  • Изопреноидные углеводороды нефти.;
  • Изменение структуры промышленного производства;
  • Жидкостная – абсорбционная хроматография и ЖЖХ.;
  • Желенспорзнодорожный и автомобильный виды транспорта: качественные и количественные характеристики;
  • ДОПОЛНИТЕЛЬНАЯ ИНФОРМАЦИЯ, ЗАПИСЬ НА ОБУЧЕНИЕ;
  • Доклад Мандатной комиссии XIX съезда ВКП(б);
  • Диз-е топлива и их эксплут-е харак-ки.;
  • Дальнейший подъем материального благосостояния, здравоохранения и культурного уровня жизни народа;
  • Дальнейшее укрепление советского общественного и государственного строя;
  • Дальнейшее ослабление мировой капиталистической системы и экономическое положение в странах капитализма;
  • Глава XXVII. Таможни и господствующая экономическая школа;
  • Глава XXVI. Таможни, как главное средство для насаждения и упрочнения внутренней фабрично-заводской промышленности;
  • Глава XXV. Мануфактурная промышленность и средства, возбуждающие производство и потребление;
  • Глава XXTV. Фабрично-заводская промышленность и принцип самосохранения прогресса;
  • Глава XXIII. Фабрично-заводская промышленность и орудия денежного обращения;
  • Глава XXII. Фабрично-заводская промышленность, торговое мореходство, морские силы и колонизация;
  • Глава XXI. Фабричано-заводская промышленность и торговля;
  • Глава XX. Фабрично-заводская промышленность и земледельческие интересы;
  • Глава XVIII. Фабрично-заводская промышленность и естественные производительные силы нации;
  • Глава XVI. Народная государственная экономия, политическая и национальная экономия;
  • Глава XV. Национальность и экономия наций;
  • Глава XIX. Фабрично-заводская промышленность и инструментальные силы, или материальные капиталы страны;
  • Глава XIV. Частная экономия и политическая экономия;
  • Глава XIII. Национальное разделение труда и ассоциация производительных сил страны;
  • Глава XII. Теория производительных сил и теория ценностей;
  • Глава XI. Политическая и космополитическая экономия;
  • Глава V. Испанцы и португальцы 9 страница;
  • Глава V. Испанцы и португальцы 8 страница;
  • Глава V. Испанцы и португальцы 7 страница;
  • Глава V. Испанцы и португальцы 6 страница;
  • Глава V. Испанцы и португальцы 5 страница;
  • Глава V. Испанцы и португальцы 4 страница;
  • Глава V. Испанцы и португальцы 3 страница;
  • Глава V. Испанцы и португальцы 2 страница;
  • Глава V. Испанцы и португальцы 13 страница;
  • Глава V. Испанцы и португальцы 12 страница;
  • Глава V. Испанцы и португальцы 11 страница;
  • Глава V. Испанцы и португальцы 10 страница;
  • Глава V. Испанцы и португальцы 1 страница;
  • Глава 4. Проблемы ресурсной обеспеченности электроэнергетики в России;
  • Глава 3. Анализ отраслевой структуры города. Проблемы и перспективы;
  • Глава 2.1 Концепция энергетической политики России в новых экономических условиях;
  • Глава 2. Анализ современного состояния и перспективы развития электроэнергетики в России;
  • Гидроочистка и химические основы процесса.;
  • Геополитика: ее сущность. Геополитические закономерности;
  • География черной металлургии мира, ее сырьевая база. Проблемы развития.;
  • География химической промышленности мира: многообразие сырьевой базы, структура, экономические особенности и проблемы развития.;
  • География производства и внешней торговли продукции растениеводства.;
  • География легкой промышленности мира;
  • Географические проблемы освоения мирового океана в рамках мирового хозяйства;
  • Географические особенности Африки.;
  • Г. Режим экономии – важнейший рычаг дальнейшего подъема народного хозяйства;
  • Выступления по организационным вопросам;
  • Восточный подрайон (Владимирская и Ивановская области);
  • Вопрос об уничтожении противоположности между городом и деревней, между умственным и физическим трудом, а также вопрос о ликвидации различий между ними;
  • Вопрос об основных экономических законах современного капитализма и социализма;
  • Вопрос о товарном производстве при социализме;
  • Вопрос о распаде единого мирового рынка и углублении кризиса мировой капиталистической системы;
  • Вопрос о неизбежности войн между капиталистическими странами;
  • Вопрос о мерах повышения колхозной собственности до уровня общенародной собственности;
  • Вопрос о законе стоимости при социализме;
  • Воздействие НТР на мировое хозяйство;
  • Водозаборное сооружение для оросительной системы;
  • Водно-энергетические расчеты.;
  • Внутреннее положение Советского Союза;
  • Влияние международного капитала на мировое хозяйство и его последствия для стран экспортирующих и импортирующих капитал.;
  • Великий перелом и первые пятилетки;
  • Вариант. Неполное годичное (сезонное) регулирование стока;
  • В. Товарооборот, транспорт, связь;
  • Будущее. Какие навыки вы хотели бы у себя развить?;
  • Административно-территориальное устройство РФ.;
  • XIX съезду славной Коммунистической партии Советского Союза;
  • XI. Дальне-Восточный экономический район.;
  • X. Парторганизации в Советской Армии, Военно-Морских Силах и на транспорте;
  • X. Парторганизации в Советской Армии, Военно-Морских силах и на транспорте;
  • VII. Поволжский экономический район.;
  • VII. Городские и районные (сельские и городские) организации партии;
  • VII. Городские и районные (сельские и городские) организации партии;
  • V. Областные, краевые и республиканские организации партии;
  • V. Областные, краевые и республиканские организации партии;
  • IV. Задачи пятой пятилетки в области дальнейшего роста материального благосостояния, здравоохранения и культурного уровня народа;
  • IV. Волго-Вятский экономический район.;
  • IV. В области дальнейшего роста материального благосостояния, здравоохранения и культурного уровня народа;
  • IV. В области дальнейшего роста материального благосостояния, здравоохранения и культурного уровня;
  • III. Строение партии. Внутрипартийная демократия;
  • III. Строение партии. Внутрипартийная демократия;
  • III. Задачи пятой пятилетки в области товарооборота, транспорта и связи;
  • III. В области товарооборота, транспорта и связи;
  • III. В области товарооборота, транспорта и связи;
  • II. Задачи пятой пятилетки в области сельского хозяйства;
  • II. Другие ошибки тов. Ярошенко;
  • II. В области сельского хозяйства;
  • II. В области сельского хозяйства;
  • I. Северо-западный экономический район.;
  • I. Задачи пятой пятилетки в области промышленности;
  • Ювелирное, самоварное и гармонное производства;
  • Экономика СССР в послевоенное десятилетие;
  • ЭКОЛОГИЧЕСКИЕ ПРОБЛЕМЫ РАЙОНА И ПУТИ ИХ РЕШЕНИЯ;
  • Шляпное и шапочное, пеньковое и веревочное производства;
  • Членам Политбюро ЦК. Ответ Фрумкину;
  • Число стачек и участвовавших в них рабочих Европейской России в 1910-1914 гг.;
  • Число осужденных в 1912 г. общими и мировыми судами по губерниям и областям (на 100 тыс. населения);
  • Численность постоянного населения Российской империи по данным ЦСК МВД в 1897 г. и 1909-1914 гг. (на январь, тыс. человек).;
  • Численность и виды кооперативов в России на 1 января 1913 г.;
  • ЦЕХОВОЙ ДУХ В МЕЛКИХ ПРОМЫСЛАХ;
  • Ценные бумаги, выпущенные в России и находившиеся в обращении внутри страны и за границей;
  • Характеристика намагничивания машины;
  • Формирование химического состава природных вод;
  • Финансирование учебных заведений МНП в 1913г. (в руб.);
  • Факторы формирования химического состава поверхностных вод;
  • Условия проведения дегустаций;
  • Университету имени Я.М. Свердлова;
  • Троцкистская оппозиция прежде и теперь;
  • Товарищи Министров и директора Департаментов 1913 г. (Всего 136 человек);
  • Тов. Кагановичу и другим членам ПБ ЦК КП(б)У;
  • ТЕРРИТОРИАЛЬНАЯ ОРГАНИЗАЦИЯ ХОЗЯЙСТВА;
  • Структура расходной части государственного бюджета России в 1900 и 1913 гг. (млн. руб.);
  • Структура народного богатства России на 1 января 1914 г.;
  • Структура вывоза и ввоза по главным товарным группам в процентах;
  • Статистическая природа сенсорных явлений;
  • Средняя годовая заработная плата в руб. рабочих различных производств фабрично-заводской промышленности Европейской России в 1910-1913 гг.;

Источник: https://studopedia.net/

Ссылка на основную публикацию