ИСТОРИЯ ДРЕВНЕГО МИРА:
Восток, Греция, Рим/
И.А.Ладынин и др.
М.: Эксмо, 2004
- Раздел
- ГРЕЦИЯ
- Глава II.
История Греции в IX—IV вв. до н. э.
2.1. Греция в предполисный период
С падением крито-микенской цивилизации связаны мощные катаклизмы в социальной и культурной жизни не только греков Балканского полуострова, но и народов всего Средиземноморья.
Расселение дорийцев и возвращение родоплеменных отношений стали завершением цивилизации бронзового века на юге Балканского полуострова и послужили началом нового этапа развития греческой, уже собственно эллинской цивилизации, который продолжался почти восемь столетий.
Таким образом, послемиграционная эпоха стала точкой отсчета следующего этапа развития древнегреческой цивилизации, этапа, начавшегося с т.н. предполисного периода (XI-IX вв. до н. э.).
Дорийское переселение греческих племен на юг полуострова было здесь последним крупным перемещением племенных групп, после которого этническая ситуация на Балканах, в регионе Эгеиды и на побережье Малой Азии определилась следующим образом.
Древние ахейцы уцелели в северной и центральной части Пелопоннеса, часть их мигрировала на остров Кипр. Дорийские племена осели на землях основной части территории Пелопоннеса, заселили остров Крит, ряд южных островов Эгейского архипелага, а также южную часть побережья Малой Азии.
Ионийцы заселили восточную часть Средней Греции, середину западного побережья Малой Азии и большую часть островов Эгейского моря. Племена эолийцев обосновались в Северной Греции и на северо-западном побережье малоазийского полуострова.
Все они говорили на одном языке, различаясь лишь диалектными особенностями его, имели единое самоназвание — эллины. Древнейшее догреческое автохтонное население юга Балканского полуострова — пеласги — окончательно исчезли с этнической карты Греции, полностью ассимилировавшись с греческим этническим массивом.
XI-IX вв. до н. э. в истории Древней Греции называют еще «темными веками», или «гомеровским периодом». Эти определения были даны еще в XIX в.
, когда основными историческими источниками для реконструкции событий этого периода были эпические произведения Гомера «Илиада» и «Одиссея» и история этого времени была в значительной мере неясной.
Однако с развитием исторической науки и накоплением археологического материала знания об этой эпохе значительно расширились, и появилось еще одно, более научное и конкретное определение — предполисный период.
На протяжении XVIII-XIX и в начале XX вв. вопрос о личности и творчестве Гомера был предметом горячих дискуссий между различными европейскими учеными. Некоторые исследователи отстаивали реальность личности этого слепого поэта-пев- ца. Другие отрицали ее, считая «Илиаду» и «Одиссею» плодом коллективного творчества народных певцов — рапсодов.
Ныне принято считать, что в основе гомеровского эпоса лежат произведения устного народного творчества, уходящего своими корнями во времена ахейской Греции. Однако, скорее всего, окончательное составление и редакция этих эпических произведений все же принадлежат великому Гомеру, причем если «Илиада» была создана им в середине VIII в. до н. э.
, то «Одиссея» — на полстолетия позже.
При сопоставлении данных поэм Гомера и археологического материала видно, что после дорийского завоевания Греция оказалась отброшенной в своем развитии на много веков назад, к тому состоянию, в котором она находилась на рубеже III и II тыс. до н. э.
, то есть в эпоху родового строя до зарождения крито-микенской цивилизации.
На смену достаточно высокоразвитым ранне- государственным структурам ахейского времени с сильной царской властью и разветвленным бюрократическим аппаратом приходит примитивное общество эпохи «темных веков», с родовыми отношениями и господством родоплеменной знати.
Источники говорят о существовании у греков в период «темных веков» родовых групп населения, считавших себя потомками единого предка. Во главе рода стоял выборный старейшина, называвшийся вождем, владыкой, басилеем.
Он следил за сохранностью имущества всего рода, судил сородичей и ведал почитанием легендарного родоначальника. Члены каждого рода имели общие религиозные празднества, общее кладбище, общую родовую собственность, право наследования имущества за сородичами, взаимно помогали друг другу.
Браки внутри рода запрещались, за исключением браков с девушками, остававшимися единственными наследницами рода. Таким способом старались воспрепятствовать выходу имущества из рода. Во взаимоотношениях между отдельными родами царила родовая, или кровная, месть.
Несколько родов составляли фратрию (братство) — союз родов, который входил, в свою очередь, в племенное объединение — филу.
Таким образом, в самом начале предполисного периода замкнутые, самодостаточные и слаборазвитые хозяйства племенных вождей-басилеев приходят на смену централизованной экономике дворцов ахейских владык.
Если по отношению к ахейскому времени, благодаря информации из хозяйственных архивов, мы имеем представление о наличии рабов в хозяйстве и обслуге дворцов микенской знати, то после прихода дорийцев если и упоминается о рабах, то как о немногочисленных патриархально-зависимых работниках.
Одно из крупных достижений крито-микенской эпохи — линейное письмо — в гомеровскую эпоху было полностью забыто.
Заметно также резкое сокращение численности населения во всех областях Греции, уменьшение его плотности, а также полное отсутствие поселений укрепленного типа.
Немногочисленное население в предполисный период ютилось в небольших сельских поселках-деревнях, в границах которых лепились друг к другу примитивные полуземлянки, сооруженные из необожженного кирпича.
Все это резко контрастирует с дошедшими до наших дней руинами мощных каменных цитаделей ахейских владык.
На смену богатым погребениям микенской знати, в которых археологи часто обнаруживали дорогие вещи, часто привезенные с Востока, приходят весьма бедные могилы со скудным погребальным инвентарем (керамика самого дешевого и грубого характера, минимальный набор примитивных вещей личного обихода при полном отсутствии оружия и привозных предметов). Более того, в ряде регионов Греции этого периода (в Аттике, Беотии, на Крите) археологически прослеживается радикальное изменение традиционного обряда захоронения. Такой господствовавший в микенскую эпоху способ погребения, как коллективное трупоположение в монументальных камерных гробницах, полностью вытесняется обрядом кремации, трупосожжения, после чего останки покойного, помещенные в урну, хоронились в индивидуальных ящичных могилах или даже в простых ямах. При этом, судя по погребальному инвентарю, различий между социальным и имущественным положением покойников при жизни совершенно не прослеживается.
Если изделия микенских ремесленников, славившиеся своим высоким качеством и художественным вкусом, успешно конкурировали в обмене с аналогичными изделиями, поступавшими из стран Древнего Востока, то для гомеровской эпохи следует констатировать либо их полное отсутствие, либо низкий, примитивный уровень их технического исполнения. От этого периода до нас не дошло ни одного крупного архитектурного памятника, ни одного произведения изобразительного искусства. Лишь к IX в. до н. э. у греков складывается особая вазовая роспись т.н. «геометрического» стиля, не имеющая ничего общего с искусством вазописи крито-микенской эпохи. Скупой геометрический орнамент из пересекающихся линий, ромбов, концентрических кругов серьезно контрастирует с аналогичными приемами оформления сосудов предыдущего времени.
Однако в результате быстрого освоения железа возникли возможности для обретения экономической самостоятельности и повышения производительности труда отдельной патриархальной семьи, отдельного непосредственного производителя. В связи с этим отпадает и необходимость в кооперации больших групп производителей.
Исчезла нужда в строго контролируемом централизованном производстве, хранении и распределении основных материальных благ, ранее накапливавшихся в дворцах ахейских владык с помощью значительного бюрократического аппарата.
Внедрение железа, этого нового и более простого в изготовлении и использовании по сравнению с бронзой металла, оказало поистине революционное, демократизирующее влияние на всю хозяйственную жизнь населения Греции.
С течением времени под влиянием растущего имущественного неравенства роды начали дробиться на большие семьи, которые стали объединяться в земледельческие общины.
Первоначально земля являлась общественной собственностью, но впоследствии сначала басилеям, а потом и всем семьям стали выделяться участки, постепенно обратившиеся в наследственные владения.
При этом выделялись как богатые, так и бедные семьи. В общинном же пользовании оставались лишь некоторые угодья.
Большое значение имели племенной совет старейшин и собрание всех взрослых мужчин племени, считавшиеся верховными органами управления.
К концу предполисного периода, как свидетельствуют поэмы Гомера, басилеи, дружинники, старейшины, главы отдельных семей, богатея за счет захватываемой ими военной добычи, становились крупными землевладельцами.
Руководя большой семьей и обладая уже десятками рабов, значительным количеством крупного и мелкого скота, богатыми домами и лучшими землями общины, басилеи становились наиболее сильными и влиятельными членами общинных советов, руководителями племенного ополчения и жрецами. Наряду с этим явный процесс имущественного расслоения приводил к появлению бедняков-фетов, влачивших жалкое существование на своих крохотных участках земли или даже полностью их утративших.
Среди населения этого периода появляется особый социальный слой, отличавшийся в правовом отношении и от членов традиционной родовой организации — рядовых общинников, и от уже находившихся в патриархальной, а нередко уже и в личной зависимости от знатных соплеменников рабов. Это были лично свободные, но не входившие в родовую организацию люди, постепенно терявшие свою имущественную самостоятельность и свободу-
Со временем происходит постепенное выделение из относительно однородной массы населения предполисного периода (пока еще однородной с точки зрения происхождения нарождающейся знати и беднеющих общинников-фетов, разница между которыми определялась отнюдь не качественными, а количественными показателями) отдельных домохозяйств. Эти т.н.
индивидуальные «ойкосы», или автономные домохозяйства малой патриархальной семьи, владеющие закрепленными за ними наделами земли, становятся основной социально-экономической единицей гомеровского общества.
И ойкосы нарождавшейся знати, и ойкосы рядовых общинников — фетов — были вполне однотипными образованиями, разница между которыми заключалась лишь в объемах вырабатываемой в их хозяйствах сельскохозяйственной продукции.
Гомеровские басилеи, так же как и рядовые общинники, знали, что такое земледельческий труд, они умели косить и пахать, ухаживать за скотом.
Отсюда следует, что хотя уже и наметился очевидный разрыв в рамках гомеровского общества между его высшими и низшими социальными слоями, но подлинных классовых различий еще не наблюдается.
Знать пока так и не сумела обособиться от всей массы рядовых общинников, что в дальнейшем и предопределило специфику социально-экономических отношений общества эпохи архаики.
Гомеровское время — это период застоя и даже упадка в различных областях жизни греков. При этом, однако, в обществе шло постепенное накопление сил для будущего взлета древнегреческой цивилизации.
Теперь самоуправляющаяся община свободных земледельцев-воинов становится той моделью, которая уже в следующий период истории древних греков — архаический — рождает уникальный, присущий только античному обществу тип социально-политической организации — греческий полис.
Важно отметить факт, что препятствия внешнего характера к реализации этого процесса в гомеровскую эпоху практически отсутствовали.
На Переднем Востоке шел активный процесс противостояния тогдашних крупных государственных образований между собой, уход с политической арены одних и обретение гегемонии другими, что не позволяло им направить свою внешнюю агрессию на запад. К счастью для греческого мира первой половины I тыс. до н.э., поиск новых путей развития общества в рамках зарождавшихся полисных структур происходил в условиях практически полного отсутствия угрозы извне.
Источник: https://alpan365.ru/istoriya-drevnego-mira/drevnyaya-greciya-v-predpolisnyj-period/
Греция в предполисный период
Греция в предполисный период
С падением крито-микенской цивилизации связаны мощные катаклизмы в социальной и культурной жизни не только греков Балканского полуострова, но и народов всего Средиземноморья.
Расселение дорийцев и возвращение родоплеменных отношений стали завершением цивилизации бронзового века на юге Балканского полуострова и послужили началом нового этапа развития греческой, уже собственно эллинской цивилизации, который продолжался почти восемь столетий.
Таким образом, послемиграционная эпоха стала точкой отсчета следующего этапа развития древнегреческой цивилизации, этапа, начавшегося с т. н. предполисного периода (XI–IX вв. до н. э.).
Дорийское переселение греческих племен на юг полуострова было здесь последним крупным перемещением племенных групп, после которого этническая ситуация на Балканах, в регионе Эгеиды и на побережье Малой Азии определилась следующим образом.
Древние ахейцы уцелели в северной и центральной части Пелопоннеса, часть их мигрировала на остров Кипр. Дорийские племена осели на землях основной части территории Пелопоннеса, заселили остров Крит, ряд южных островов Эгейского архипелага, а также южную часть побережья Малой Азии.
Ионийцы заселили восточную часть Средней Греции, середину западного побережья Малой Азии и большую часть островов Эгейского моря. Племена эолийцев обосновались в Северной Греции и на северо-западном побережье малоазийского полуострова.
Все они говорили на одном языке, различаясь лишь диалектными особенностями его, имели единое самоназвание – эллины. Древнейшее догреческое автохтонное население юга Балканского полуострова – пеласги – окончательно исчезли с этнической карты Греции, полностью ассимилировавшись с греческим этническим массивом.
XI–IX вв. до н. э. в истории Древней Греции называют еще «темными веками», или «гомеровским периодом». Эти определения были даны еще в XIX в.
, когда основными историческими источниками для реконструкции событий этого периода были эпические произведения Гомера «Илиада» и «Одиссея» и история этого времени была в значительной мере неясной.
Однако с развитием исторической науки и накоплением археологического материала знания об этой эпохе значительно расширились, и появилось еще одно, более научное и конкретное определение – предполисный период.
На протяжении XVIII–XIX и в начале XX вв. вопрос о личности и творчестве Гомера был предметом горячих дискуссий между различными европейскими учеными. Некоторые исследователи отстаивали реальность личности этого слепого поэта-певца. Другие отрицали ее, считая «Илиаду» и «Одиссею» плодом коллективного творчества народных певцов – рапсодов.
Ныне принято считать, что в основе гомеровского эпоса лежат произведения устного народного творчества, уходящего своими корнями во времена ахейской Греции. Однако, скорее всего, окончательное составление и редакция этих эпических произведений все же принадлежат великому Гомеру, причем если «Илиада» была создана им в середине VIII в. до н. э.
, то «Одиссея» – на полстолетия позже.
При сопоставлении данных поэм Гомера и археологического материала видно, что после дорийского завоевания Греция оказалась отброшенной в своем развитии на много веков назад, к тому состоянию, в котором она находилась на рубеже III и II тыс. до н. э.
, то есть в эпоху родового строя до зарождения крито-микенской цивилизации.
На смену достаточно высокоразвитым раннегосударственным структурам ахейского времени с сильной царской властью и разветвленным бюрократическим аппаратом приходит примитивное общество эпохи «темных веков», с родовыми отношениями и господством родоплеменной знати.
Источники говорят о существовании у греков в период «темных веков» родовых групп населения, считавших себя потомками единого предка. Во главе рода стоял выборный старейшина, называвшийся вождем, владыкой, басилеем.
Он следил за сохранностью имущества всего рода, судил сородичей и ведал почитанием легендарного родоначальника. Члены каждого рода имели общие религиозные празднества, общее кладбище, общую родовую собственность, право наследования имущества за сородичами, взаимно помогали друг другу.
Браки внутри рода запрещались, за исключением браков с девушками, остававшимися единственными наследницами рода. Таким способом старались воспрепятствовать выходу имущества из рода. Во взаимоотношениях между отдельными родами царила родовая, или кровная, месть.
Несколько родов составляли фратрию (братство) – союз родов, который входил, в свою очередь, в племенное объединение – филу.
Таким образом, в самом начале предполисного периода замкнутые, самодостаточные и слаборазвитые хозяйства племенных вождей-басилеев приходят на смену централизованной экономике дворцов ахейских владык.
Если по отношению к ахейскому времени, благодаря информации из хозяйственных архивов, мы имеем представление о наличии рабов в хозяйстве и обслуге дворцов микенской знати, то после прихода дорийцев если и упоминается о рабах, то как о немногочисленных патриархально-зависимых работниках.
Одно из крупных достижений крито-микенской эпохи – линейное письмо – в гомеровскую эпоху было полностью забыто.
Заметно также резкое сокращение численности населения во всех областях Греции, уменьшение его плотности, а также полное отсутствие поселений укрепленного типа.
Немногочисленное население в предполисный период ютилось в небольших сельских поселках-деревнях, в границах которых лепились друг к другу примитивные полуземлянки, сооруженные из необожженного кирпича.
Все это резко контрастирует с дошедшими до наших дней руинами мощных каменных цитаделей ахейских владык.
На смену богатым погребениям микенской знати, в которых археологи часто обнаруживали дорогие вещи, часто привезенные с Востока, приходят весьма бедные могилы со скудным погребальным инвентарем (керамика самого дешевого и грубого характера, минимальный набор примитивных вещей личного обихода при полном отсутствии оружия и привозных предметов). Более того, в ряде регионов Греции этого периода (в Аттике, Беотии, на Крите) археологически прослеживается радикальное изменение традиционного обряда захоронения. Такой господствовавший в микенскую эпоху способ погребения, как коллективное трупоположение в монументальных камерных гробницах, полностью вытесняется обрядом кремации, трупосожжения, после чего останки покойного, помещенные в урну, хоронились в индивидуальных ящичных могилах или даже в простых ямах. При этом, судя по погребальному инвентарю, различий между социальным и имущественным положением покойников при жизни совершенно не прослеживается.
Если изделия микенских ремесленников, славившиеся своим высоким качеством и художественным вкусом, успешно конкурировали в обмене с аналогичными изделиями, поступавшими из стран Древнего Востока, то для гомеровской эпохи следует констатировать либо их полное отсутствие, либо низкий, примитивный уровень их технического исполнения. От этого периода до нас не дошло ни одного крупного архитектурного памятника, ни одного произведения изобразительного искусства. Лишь к IX в. до н. э. у греков складывается особая вазовая роспись т. н. «геометрического» стиля, не имеющая ничего общего с искусством вазописи крито-микенской эпохи. Скупой геометрический орнамент из пересекающихся линий, ромбов, концентрических кругов серьезно контрастирует с аналогичными приемами оформления сосудов предыдущего времени.
Однако в результате быстрого освоения железа возникли возможности для обретения экономической самостоятельности и повышения производительности труда отдельной патриархальной семьи, отдельного непосредственного производителя. В связи с этим отпадает и необходимость в кооперации больших групп производителей.
Исчезла нужда в строго контролируемом централизованном производстве, хранении и распределении основных материальных благ, ранее накапливавшихся в дворцах ахейских владык с помощью значительного бюрократического аппарата.
Внедрение железа, этого нового и более простого в изготовлении и использовании по сравнению с бронзой металла, оказало поистине революционное, демократизирующее влияние на всю хозяйственную жизнь населения Греции.
С течением времени под влиянием растущего имущественного неравенства роды начали дробиться на большие семьи, которые стали объединяться в земледельческие общины.
Первоначально земля являлась общественной собственностью, но впоследствии сначала басилеям, а потом и всем семьям стали выделяться участки, постепенно обратившиеся в наследственные владения.
При этом выделялись как богатые, так и бедные семьи. В общинном же пользовании оставались лишь некоторые угодья.
Большое значение имели племенной совет старейшин и собрание всех взрослых мужчин племени, считавшиеся верховными органами управления.
К концу предполисного периода, как свидетельствуют поэмы Гомера, басилеи, дружинники, старейшины, главы отдельных семей, богатея за счет захватываемой ими военной добычи, становились крупными землевладельцами.
Руководя большой семьей и обладая уже десятками рабов, значительным количеством крупного и мелкого скота, богатыми домами и лучшими землями общины, басилеи становились наиболее сильными и влиятельными членами общинных советов, руководителями племенного ополчения и жрецами. Наряду с этим явный процесс имущественного расслоения приводил к появлению бедняков-фетов, влачивших жалкое существование на своих крохотных участках земли или даже полностью их утративших.
Среди населения этого периода появляется особый социальный слой, отличавшийся в правовом отношении и от членов традиционной родовой организации – рядовых общинников, и от уже находившихся в патриархальной, а нередко уже и в личной зависимости от знатных соплеменников рабов. Это были лично свободные, но не входившие в родовую организацию люди, постепенно терявшие свою имущественную самостоятельность и свободу.
Со временем происходит постепенное выделение из относительно однородной массы населения предполисного периода (пока еще однородной с точки зрения происхождения нарождающейся знати и беднеющих общинников-фетов, разница между которыми определялась отнюдь не качественными, а количественными показателями) отдельных домохозяйств. Эти т. н.
индивидуальные «ойкосы», или автономные домохозяйства малой патриархальной семьи, владеющие закрепленными за ними наделами земли, становятся основной социально-экономической единицей гомеровского общества.
И ойкосы нарождавшейся знати, и ойкосы рядовых общинников – фетов – были вполне однотипными образованиями, разница между которыми заключалась лишь в объемах вырабатываемой в их хозяйствах сельскохозяйственной продукции.
Гомеровские басилеи, так же как и рядовые общинники, знали, что такое земледельческий труд, они умели косить и пахать, ухаживать за скотом.
Отсюда следует, что хотя уже и наметился очевидный разрыв в рамках гомеровского общества между его высшими и низшими социальными слоями, но подлинных классовых различий еще не наблюдается.
Знать пока так и не сумела обособиться от всей массы рядовых общинников, что в дальнейшем и предопределило специфику социально-экономических отношений общества эпохи архаики.
Гомеровское время – это период застоя и даже упадка в различных областях жизни греков. При этом, однако, в обществе шло постепенное накопление сил для будущего взлета древнегреческой цивилизации.
Теперь самоуправляющаяся община свободных земледельцев-воинов становится той моделью, которая уже в следующий период истории древних греков – архаический – рождает уникальный, присущий только античному обществу тип социально-политической организации – греческий полис.
Важно отметить факт, что препятствия внешнего характера к реализации этого процесса в гомеровскую эпоху практически отсутствовали.
На Переднем Востоке шел активный процесс противостояния тогдашних крупных государственных образований между собой, уход с политической арены одних и обретение гегемонии другими, что не позволяло им направить свою внешнюю агрессию на запад. К счастью для греческого мира первой половины I тыс. до н. э., поиск новых путей развития общества в рамках зарождавшихся полисных структур происходил в условиях практически полного отсутствия угрозы извне.
Данный текст является ознакомительным фрагментом.
Следующая глава
Источник: https://history.wikireading.ru/287087
Особенности развития общества Древней Греции в предполисный период
Наименование параметра | Значение |
Тема статьи: | Особенности развития общества Древней Греции в предполисный период |
Рубрика (тематическая категория) | Гуманитарные дисциплины |
Articles-ads |
Когда микенская культура бронзового века была разрушена в результате внутренних раздоров и внешней агрессии, централизованная власть в Греции перестала существовать. Кочевые дорийцы-захватчики с севера покорили и заᴛᴇᴍ заселили материковую Грецию и Эгейские острова.
И хотя ионийские города на восточном побережье Эгейского моря претендовали на были основаны греками, бежавшими от дорийского нашествия, большинство греков явно признали новых владык-варваров.
-
О развитии Греции в течение трех веков известно очень мало, но очевидно, что её население проживало в маленьких разбросанных общинах — всœе следы более крупных государственных структур были уничтожены. Нужно отметить, что каждое такое поселение управлялось местным вождем, царьком и, по аналогии с протекционистской системой, он обеспечивал защиту местных крестьян в обмен на их труд на ᴇᴦο полях.
-
Для рядовых греков жизнь, очевидно, мало изменилась со времен микенской эпохи, так как сходная форма отношений существовала при микенских царях бронзового века и других укрепленных городах. Крестьяне по-прежнему жили в кирпичных или глиняных лачугах, теснившихся вокруг укрепленных жилищ вождя и ᴇᴦο воинов-соратников. Их жизнь была так трудна, как и прежде. Разница состояла в отсутствии творческой прослойки; ремесленников, методных производить декоративную керамику, выполнять художественные по металлу или создавать изысканные орнаменты.
-
Для росписи керамики того времени был характерен так называемый геометрический стиль. Сосуды покрывались незатейливым узором, представлявшим собой концентрические круги, треугольники, ромбы, квадраты. Первые, ещё весьма примитивные изображения людей и животных после долгого перерыва стали появляться только в самом конце IX в.
Экспансия греческого этноса
Эᴛο был век нестабильности, набегов и почти постоянных военных действий. Разбросанные общины были в безопасности, только когда их вождь был достаточно силен, чтобы противостоять нападению.
Военные вожди Греции Темных веков часто совершали набеги на территорию своих соперников с земли и с моря, захватывая скот и людей у более слабых соседей.
В обществе, в котором отсутствовала четкая экономическая структура, богатство измерялось количеством рабов и скота, и наиболее легким пуᴛᴇᴍ обогащения являлся разбой.
Дополнительный материал 1
Самым большим достижением темных веков явилась экспансия греческого этноса, в то время как общины пытались избежать нашествий захватчиков. Новые поселения были основаны в Эгеиде, по западному побережью Малой Азии (прибрежная полоса, известная как Иония) и на Кипре.
Хоть и тенденции их развития были те же, что и в покинутых поселениях в Греции, поддерживали определенную степень независимостиСтоит отметить, осознававшаяся жителями поселений связь с культурой прошлого вела к тому, что эти люди считали себя цивилизованными греками — в противовес своим соседям-ʼʼварварамʼʼ, ассимилированным дорийцами.
Когда отдельные вожди оказывались более успешными в набегах и накоплении богатств, чем другие, их статус неизбежно возрастал так же, как размер тех общин, которыми правили. Вокруг мощных укреплений богатейших вождей сформировались небольшие города, и вожди вынуждены были учитывать интересы своих сограждан. Внешне эти поселения напоминали территории прошлого: жилище вождя находилось на укрепленном холме, а ни теснились дома остальных жителей. К поселениям прилегали поля и оливковые рощи, бывшие экономическим двигателем общины и в значительнои̌ степени частью города, так как древние греки не видели разницы между городом и деревней.
Особенности развития общества Древней Греции в предполисный период — понятие и виды. Классификация и особенности категории «Особенности развития общества Древней Греции в предполисный период»2018-2019.
Особенности развития общества Древней ГрецииКогда микенская культура бронзового века была разрушена в результате внутренних раздоров и внешней агрессии, централизованная власть в Греции перестала существовать. Кочевые дорийцы-захватчики с севера покорили и затем… [читать далее].
Источник: http://referatwork.ru/info-lections-55/gum/view/17402_osobennosti_razvitiya_obschestva_drevney_grecii_v_predpolisnyy_period
Государственное и правовое развитие Древней Греции
Введение
Новая более высокая ступень древней цивилизации с присущей ей государственно-правовой организацией человеческой жизни связана с развитием античного общества, сформировавшегося на юге Европы в бассейне Средиземного моря.
Своего апогея и наибольшего динамизма античная цивилизация достигает в I тысячелетии до н.э. – в начале I н.э.
именно к этому времени относятся впечатляющие успехи греков во всех сферах человеческой деятельности, в том числе и политико-правовой.
ИсторияДревней Греции распадается на пять периодов: ахейский (XX–XII вв. до н.э.); гомеровский, или «Темные века» (XI–IX вв. до н.э.); архаический (VIII–VI вв. до н.э.); классический (V–IV вв. до н.э.); эллинистический (III–II вв. до н.э.).
- Ранняя история Древней Греции известна мало, поэтому в данной работе будут рассмотрены те признаки государственности, которые имели место в вышеозначенных периодах, причем наибольшее внимание будет уделяться классическому и эллинистическому периодам как наиболее продуктивным в отношении развития институтов государства и права.
- Цель данной работы состоит в том, чтобы на основе изучения и анализа научной литературы по истории, истории и теории государства и права рассмотреть особенности государственного и правового развития Древней Греции.
- Для достижения поставленной цели нужно решить следующие задачи:
- – рассмотреть особенности государственного механизма в Древней Греции;
- – выявить основные полномочия органов государственной власти в Древней Греции;
- – проанализировать особенности политико-правового режима и административно – территориального устройства;
- – рассмотреть основные реформы в области государственного управления и законодательства.
- При написании данной работы использовались такие общенаучные методы познания как историко-материалистический, системно – структурный, метод сравнительного анализа и некоторые специфические методы, такие как формально-прагматический и формально-догматический.
- 1. Государственный механизм в Древней Греции
Создание первых протогосударств, а затем и более крупных государственных образований на юге Балканского полуострова и на островах Эгейского моря в III–II тысячелетии до н.э. было результатом завоевания греками-ахейцами автохтонного населения этого региона (пеласгов, минойцев).
В ахейский период в результате постоянных войн происходит возвышение отдельных ахейских общин, подчиняющих себе соседние поселения, а внутри них – концентрация политической власти и материальных средств в руках вождя и его рода.
Из страны укрепленных поселков Греция превращается в страну мощных крепостей, доминирующих над сельской округой. Возникают протогосударства, ахейские царства, среди которых выделяются Микены, Тиринф, Пилос, Афины, Фивы и Иолк.
Каждое ахейское царство представляло собой объединение отдельных сельских общин (дамосов) в одну макрообщину-государство.
Непрерывные войны приводили, с одной стороны, к истощению и уничтожению человеческих и материальных ресурсов Ахейской Греции, а с другой, к обогащению его правящей элиты.
Углубляется отчуждение сельских дамосов от государства, которое все более становится орудием личной власти царя.
В конечном итоге, могучие цитадели оказываются в окружении враждебного сельского мира, экономически отсталого и социально недифференцированного.
Хочется отметить, что природные условия повлияли на организацию государственной власти в Греции.
Горные хребты и заливы, которые рассекали морское побережье, где проживала значительная часть греков, оказались существенным препятствием для политического объединения страны и тем более делали ненужным и невозможным централизованное управление.
Таким образом сами естественные барьеры предопределили возникновение многочисленных, сравнительно небольших по размеру и достаточно изолированных друг от друга городов-государств – полисов.
Полисный этап истории Древней Греции в зависимости от степени социально-экономического, политического и культурного развития делится на три периода:
1. Гомеровский период, или темные века, или предполисный период (XI–IX вв. до н.э.), – родоплеменные отношения в Греции.
2. Архаический период (VIII–VI вв. до н.э.) – формирование полисного общества и государства. Расселение греков по берегам Средиземного и Черного морей (Великая греческая колонизация).
3. Классический период греческой истории (V–IV вв. до н.э.) – расцвет древнегреческой цивилизации.
Греческий полис как суверенное мелкое государство со своей специфической социально-экономической и политической структурой, обеспечивший быстрое развитие производства, формирование гражданского общества, республиканских политических форм и замечательной культуры, исчерпал свои потенциальные возможности и в середине IV в. до н.э. вступил в полосу затяжного кризиса.
Гомеровский период занимает особое место в греческой истории. Социально дифференцированное общество и государство, уже существовавшие в Греции во времена расцвета микенской цивилизации, теперь зарождаются здесь снова, но уже в иных масштабах и формах.
На смену централизованному бюрократическому государству микенской эпохи пришла небольшая самоуправляющаяся община свободных земледельцев. Со временем из таких общин выросли первые города-государства, или полисы. Так называемое дорийское завоевание отбросило Грецию на несколько столетий назад.
На всей территории Греции снова на долгое время утвердился первобытнообщинный строй.
Объединения родов – так называемые филы и фратрии – составляют основу всей политической и военной организации общины. По филам и фратриям строится общинное ополчение во время похода или сражения. По филам и фратриям народ сходится на собрание, когда нужно обсудить какой-нибудь важный вопрос. Человек, не принадлежавший ни к какой фратрии, стоит вне общества, его не защищает закон.
Формирование полисного строя составляет содержание процесса исторического развития Древней Греции в архаический период VIII–VI вв. до н.э. Изживание родовых и формирование классовых отношений в Греции VIII–VI вв. до н.э. происходило постепенно, в два этапа.
Первый этап (VIII – первая половина VII в. до н.э.) характеризуется существованием сильных пережитков родового строя и господством родовой знати. С середины VII в. до н.э. начинается новый, второй, этап социальной стратификации греческого общества.
Усложнение социальной структуры, формирование общественных слоев с разными, противоречивыми интересами порождали напряженность в обществе, которая в ряде полисов перерастала в кровопролитные столкновения, приводила к убийствам, изгнанию, конфискации имущества.
Большое значение в политическом развитии Греции в VII–VI вв. до н.э. оттеснении родовой знати от власти в целом ряде греческих полисов и укреплении положения торгово-ремесленной верхушки имела деятельность так называемых тиранов.
Тиранами называли лиц, как правило, довольно знатного происхождения, которые насильственно захватывали власть в тех или иных полисах, подчиняли своему влиянию действующие органы управления (в частности, аристократический совет старейшин и традиционные магистратуры).
Раньше всего во второй половине VII в. до н.э. тирания была установлена в городах Коринфе, Мегарах и Сикионе. В VI в. до н.э. тиранические режимы были установлены в Милете, Афинах, на острове Самое и других островах Эгейского моря, в ряде полисов Южной Италии и Сипилии.
Захватившие власть тираны в целом проводили политику, направленную против господства старой родовой аристократии. Они не только отстраняли от власти многие знатные роды, но и конфисковывали их имущество и земли, изгоняли из полиса, освобождали зависимых от них лиц.
Тираны поддерживали торгово-ремесленные круги и мелких земледельцев, поощряя занятия ремеслами и торговлей, строили торговые корабли и благоустраивали порты, чеканили монеты и обеспечивали безопасность торговых путей.
Однако тирания в Греции была кратковременным явлением. Пока тираны вели борьбу с господством родовой знати, проводили реформы в пользу широких кругов населения, способствовали экономическому процветанию полисов, их режим находил сторонников.
Но вскоре правление тиранов стало приобретать деспотический характер, порождая насилия и злоупотребления как самих тиранов, так и их приближенных. Население перестало их поддерживать, и тираны были изгнаны или погибли в борьбе. К концу VI в. до н.э.
тирания как форма государственного правления изжила себя и была уничтожена почти во всех греческих городах.
В целом тирания сыграла важную роль в борьбе с господством консервативной родовой знати, она расчистила дорогу для утверждения полисного строя, подготовила условия для укрепления торгово-ремесленных слоев и повышения их роли в обществе и управлении.
По своему политическому устройству, структуре государственных органов греческие полисы V–IV вв. до н.э. делились на два основных типа: полисы с демократическим устройством и полисы с олигархическим правлением.
Наличие демократического или олигархического строя в тех или иных полисах не было случайностью, временным стечением обстоятельств, а отражало, как правило, существенные различия в социально-экономических отношениях, сложившихся внутри этих полисов.
Полисы с высоким уровнем экономики, интенсивным сельским хозяйством, развитым ремеслом и активной торговлей тяготели к демократическим формам государственного устройства. Демократический строй как бы увенчивал интенсивную экономику, динамичную социальную структуру торгово-ремесленных полисов.
Олигархия, напротив, в большинстве случаев оформляла в политической области консервативную аграрную экономику, архаические общественные отношения.
К VI–V вв. на первый план среди сотен древнегреческих полисов выдвигаются два наиболее крупных и сильных в военном отношении государства-города: Афины и Спарта. Под знаком антагонизма этих двух полисов (демократический строй сформировался в Афинах, а олигархия в Спарте) развертывалась вся последующая история государственности Древней Греции.
Итак, греческая цивилизация вырастала на почве разложения родовых отношений через имущественную и социальную дифференциацию, формирование различных по их роли в производстве социальных групп, через создание органов государственной власти, которые выражали интересы господствующего класса.
Вышедшее из родовых отношений раннеклассовое общество и примитивная государственность развивались, через монархические государства с бюрократическим аппаратом и узким слоем аристократии, связанной с двором монарха, создание централизованных государственных хозяйств, обрабатываемых рабами, и жестокой внеэкономической эксплуатацией подавляющей части населения, организованного в родовые общины. Однако эти примитивные монархии с их бюрократией и аристократией были мало связаны с организацией производства, представляли собой паразитические по большей части прослойки и были обречены на гибель. В последствии в Греции возникла новая ячейка – греческий полис, который оказался устойчивой формой исторического существования, поскольку создавал благоприятную среду для становления динамичной экономики, сложной социальной структуры, прогрессивных государственных форм и высокой культуры.
2. Полномочия органов государственной власти
Представляется важным рассмотреть полномочия органов государственной власти на примере древнегреческих государств Афин и Спарты.
Афинская демократия считается самой развитой, самой законченной и самой совершенной формой демократического строя античных государств. Золотым веком афинской демократии стало столетие с середины V до середины IV в. до н.э. Формирование системы политических органов афинской демократии было результатом длительного исторического периода начиная с реформ Солона.
Государственный аппарат Афин состоял из следующих органов власти: Народного собрания, Совета пятисот, гелиэи, коллегии стратегов и коллегии архонтов.
Народное собрание (экклесия) являлось главным – суверенным и законодательным – органом афинского государства.
На Народное собрание собирались все граждане независимо от их имущественного положения, проживавшие в городе Афинах, Пирее, в Аттике, на других территориях, входивших в состав Афинского государства (например, жители островов). Женщины не имели права участвовать в политической и общественной жизни.
Полномочия Народного собрания были весьма широкими: они охватывали практически все стороны жизни Афинского полиса.
Здесь принимали законы, решали вопросы войны и мира, избирали должностных лиц, заслушивали отчеты магистратов по окончании сроков их полномочий, решали вопросы снабжения города продовольствием, обсуждали и утверждали государственный бюджет, осуществляли контроль за воспитанием юношей. В компетенцию народного собрания входило и такое чрезвычайное мероприятие как остракизм.
Источник: https://studizba.com/files/show/doc/55207-1-57016.html
Читать
История Древней Греции
Введение
История Древней Греции является одной из составных частей истории древнего мира, изучающей состояние классовых обществ и государств, которые возникли и развивались в странах Древнего Востока и Средиземноморья.
История Древней Греции изучает возникновение, расцвет и падение общественных и государственных структур, которые образовались на территории Балканского полуострова и в Эгейском регионе, в Южной Италии, на о. Сицилия и в Причерноморье. Она начинается с рубежа III–II тысячелетий до н. э.
— с возникновения первых государственных образований на острове Крит, а заканчивается во II–I вв. до н. э., когда греческие и эллинистические государства Восточного Средиземноморья были захвачены Римом и включены в состав Римской средиземноморской державы.
За двухтысячелетний период истории древние греки создали рациональную экономическую систему, основанную на экономном использовании трудовых и природных ресурсов, гражданскую общественную структуру, полисную организацию с республиканским устройством, высокую культуру, оказавшую огромное воздействие на развитие римской и мировой культуры. Эти достижения древнегреческой цивилизации обогатили мировой исторический процесс, послужили фундаментом для последующего развития народов Средиземноморья в эпоху римского государства.
Географические рамки древнегреческой истории не были постоянными, а менялись и расширялись по мере исторического развития. Основной территорией древнегреческой цивилизации был Эгейский регион, т. е. балканское, малоазийское, фракийское побережья и многочисленные острова Эгейского моря. С VIII–VI вв. до н. э.
, после мощного колонизационного движения из района Эгеиды, известного как Великая греческая колонизация, греки освоили территории Сицилии и Южной Италии, которые получили название Великой Греции, а также побережье Черного моря. После победоносных походов Александра Македонского в конце IV в. до н. э.
и завоевания Персидской державы на ее развалинах на Ближнем и Среднем Востоке вплоть до Индии образовались эллинистические государства и эти территории стали частью древнегреческого мира. В эпоху эллинизма греческий мир охватывал громадную территорию от Сицилии на западе до Индии на востоке, от Северного Причерноморья на севере до первых порогов Нила на юге.
Однако во все периоды древнегреческой истории ее центральной частью считался Эгейский регион, где греческая государственность и культура зародились и достигли своего расцвета.
В отличие от многих стран Древнего Востока, для которых характерна этническая пестрота, сосуществование в рамках одних и тех же государств многих народов, племен, этнических групп, принадлежащих к разным языковым семьям и даже расам, для центрального региона Греции, т. е.
Эгейского бассейна и южной части Балканского полуострова, характерным является определенная этническая однородность. Эти области были заселены в основном греческой народностью, представленной четырьмя племенными группами: ахейцы, дорийцы, ионийцы и эолийцы.
Каждая из эти племенных групп говорила на своем диалекте и имела некоторые особенности в обычаях и религиозных воззрениях, по эти различия были незначительны. Все греки говорили на одном языке, хорошо понимали друг друга и четко осознавали свою принадлежность к одной народности и одной цивилизации.
Наиболее древней племенной группой были ахейцы, которые пришли в южную часть Балканской Греции в конце III тысячелетия до н. э. В конце II тысячелетия до н. э. под напором дорийских племен, шедших из района современного Эпира и Македонии, ахейцы были частично ассимилированы, частично оттеснены в горные местности.
В I тысячелетии до н. э. потомки древних ахейцев проживали в горах Аркадии, в малоазийской области Памфилии и на Кипре. Дорийцы же заселили основную часть Пелопоннеса (Лаконику, Мессению, Арголиду, Элиду), многие южные острова Эгейского моря, в частности Крит и Родос, некоторые территории Карии в Малой Азии.
Близки дорийцам были жители Эпира, Этолии и других областей Западной Греции. В Македонии проживали македонцы, принадлежавшие к особой ветви греческой народности.
Третья племенная группа, говорившая на аттическо-ионийском диалекте, поселилась в Аттике, Эвбее, островах центральной части Эгейского моря, таких, как Самое, Хиос, Лемнос, и в области Ионии на малоазийском побережье. Племенная группа Эолийцев проживала в Беотии, Фессалии и в области Эолида на малоазийском побережье к северу от Ионии, в том числе на острове Лесбос.
Кроме греков в Эгейском регионе проживали остатки местных догреческих племен: лелеги, пеласги, карийцы, которые не играли заметной роли в этногенезе населения Греции I тысячелетия до н. э. Более важное значение в судьбах греческих государств имели жители горной страны Фракии — фракийцы.
Своеобразны природные условия Балканской Греции. В целом это горная страна, на долины и равнины приходится лишь около 20 % всей территории. Многочисленные горные кряжи делят Балканскую Грецию на множество мелких и мельчайших, изолированных друг от друга долин, располагающих к замкнутой обособленной жизни.
Многие такие долины имели выход к морю и по морским путям могли поддерживать связь не только с соседними полисами, но и с далекими странами. Море играло огромную роль в жизни и историческом развитии древнегреческих государств.
Береговая линия эгейского побережья необычайно изрезана и изобилует многочисленными бухтами и гаванями, удобными для мореплавания.
Греция богата полезными ископаемыми: мрамором, железной рудой, медью, серебром, деревом, гончарной глиной хорошего качества, что обеспечивало греческое ремесло достаточным количеством сырья.
Почвы Греции каменисты, среднеплодородны и трудны для возделывания. Однако обилие солнца и мягкий субтропический климат делали их благоприятными для выращивания виноградной лозы и оливковых деревьев. Были и просторные долины (в Беотии, Лаконике, Фессалии), пригодные для земледелия.
Историю Древней Греции можно разделить на три больших этапа: 1) раннеклассовые общества и первые государственные образования II тысячелетия до н. э.
(история Крита и Ахейской Греции); 2) формирование и расцвет полисов как независимых городов-государств, создание высокой культуры (в XI–IV вв. до н. э.
); 3) завоевание греками Персидской державы, образование эллинистических обществ и государств.
Для первого этапа древнегреческой истории характерно зарождение и существование раннеклассовых обществ и первых государств на Крите и в южной части Балканской Греции (преимущественно в Пелопоннесе).
Эти ранние государственные образования имели в своей структуре много пережитков родоплеменного строя, установили тесные контакты с древневосточными государствами Восточного Средиземноморья и развивались по пути, близкому тому, которым шли многие древневосточные государства (государства монархического типа с разветвленным государственным аппаратом, громоздкими дворцовыми и храмовыми хозяйствами, сильной общиной). В первых государствах, возникших в Греции, была велика роль местного, догреческого, населения. На Крите, где классовое общество и государство сложились раньше, чем в материковой Греции, критское (негреческое) население было основным. В Балканской Греции господствующее место занимали греки — ахейцы, пришедшие в конце III тысячелетия до н. э. с севера, возможно, из района Дуная, но и здесь роль местного элемента была велика. Крито-ахейский этап подразделяется на три периода в зависимости от степени общественного развития, причем эти периоды различны для истории Крита и материковой Греции. Для истории Крита они называются минойскими (по имени правившего на Крите царя Миноса), а для материковой Греции — элладскими (от названия Греции Эллада).
Хронология минойских периодов следующая:
1. Раннеминойский (XXX–XXIII вв. до н. э.) — господство доклассовых родовых отношений.
Источник: https://www.litmir.me/br/?b=255224&p=30