Чтобы грамотно воспитать человека в любом обществе, важно понимать принцип интегрирования его в систему жизнедеятельности. Я стал замечать, что отказ от идеологических норм поведения в современном обществе ведут к регрессу института воспитания.
Макаренко одним из последних, а ушел из жизни он 80 лет тому назад, пытался структурировать в образовательном и трудовом процессе методику воспитательных процедур. Личность человека может быть абсолютно свободной в закрытой системе и наоборот резко ограничена в развитии при номинальной демократии.
Макаренко педагогические идеи разрабатывал и применял на практике, работая в колонии несовершеннолетних преступников, которые под его руководством стали здоровыми и полезными обществу людьми.
Кто такой Макаренко?
Антон Семенович Макаренко поклонник марксистко-ленинской теории, практик, публицист и просто неординарный человек. Мы не раз слышали это имя в медийной сфере, в программах про воспитание, фильмах про детей и в исторических передачах. Макаренко и его педагогические идеи применимы и в наши дни, они адаптивны под систему власти.
Родился он в 1988 году, на территории Харьковской Губернии, жил и трудился близ Полтавы, работал на первых порах учителем, а затем директором колонии для несовершеннолетних детей, которые были направлены туда за различные проступки в постреволюционный период. Является автором книг «Педагогическая поэма», «Книга для родителей», «Флаги на башнях» и многих других.
Вклад Макаренко в педагогику
Базисной мыслью великого воспитателя стала идея объединения людей через коллективизм. В угоду времени личность могла развиваться через активное участие в жизни общества и трудового коллектива. В процесс воспитания человека, как единицы этого коллектива, стали прописываться основные педагогические идеи Макаренко.
Антон Семенович за пятьдесят один год своей жизни смог совершить революцию в процессе воспитания молодых людей, его практические примеры являются основой большинства программ в образовательных и воспитательных учреждениях. Позже это удалось обработать, упорядочить и соединить в методических пособиях по педагогике.
Основные педагогические идеи Макаренко
В основу своих методик Антон Семенович заложил принцип параллельного действия. Суть его проста, но и одновременно сложна в понимании.
Человек должен являться центральной точкой развития общественной и его собственной жизни, а также стать важнейшей составляющей трудового коллектива.
Он выступает творцом успеха во всех аспектах его жизнедеятельности, а принципы и нормы закладываются учителями на первом этапе воспитательного процесса. Так учили нас и наших предков, что сейчас происходит в школах, этого сказать точно не могу.
Человек должен с раннего детства играть в жизнь, но с максимальной ответственностью и уважением к другим участникам процесса, чего не наблюдается в современном обществе. Кратко свои идеи Макаренко выделял через коллектив:
- назначение должностей в органах самоуправления.
- качественная связь с обществом.
- единая цель для команды единомышленников.
- разработка комплекса общих действий для ее достижения.
- контроль, дисциплина и ответственность.
Педагогические идеи Антона Семеновича рассматриваются через призму соблюдения режима, трудового распорядка дня, организации активного отдыха. Через творческую составляющую происходит развитие личности в человеке, его индивидуальные успехи внутри коллектива способствуют росту веры в свои силы и раскрывают оптимально имеющийся потенциал.
Основные идеи Макаренко заключаются в индивидуальном подходе к каждому ребенку. Профессионализм педагога должен заключаться в умении подводить от частностей к общему, точечно и конструктивно. Я понимаю методики легендарного учителя, как умение через конкретные задачи подключать у ребенка максимальный интерес к общественно-полезной жизни.
Источник: https://SilaMira.ru/makarenko-pedagogicheskie-idei/
Педагогическая система А.С.Макаренко — Психологос
Макаренко — гениальный педагог. Свидетельством международного признания А. С. Макаренко стало известное решение ЮНЕСКО (1988), касающееся всего четырёх педагогов, определивших способ педагогического мышления в ХХ веке. Это — Джон Дьюи, Георг Кершенштейнер, Мария Монтессори и Антон Макаренко.
А.С. Макаренко известен тем, что организовал и возглавил колонии для несовершеннолетних нарушителей и беспризорных детей. К Макаренко приходили дети, которые настолько уже были испорчены, что не могли жить в нормальном обществе: воры, хулиганы, девочки-проститутки. Родители привозили своих детей, когда уже сами не могли с ними справиться. А Макаренко — мог.
Он достиг такого мастерства в воспитании детей, что мог с уверенностью сказать: «Воспитание — легкое дело». Настолько это стало легко для Макаренко, что в колонии им. Дзержинского он полностью отказался от воспитателей, и на его попечении оказалось 600 бывших правонарушителей.
Были учителя в школе, инженеры на заводе, но детский коллектив в 500-600 человек жил в известной степени самостоятельно. Макаренко был уверен, что дети самостоятельно по сигналу вовремя встанут с постели, приведут в порядок себя и все помещения коммуны. В коммуне никогда не было уборщиц.
Воспитанники все убирали сами, притом так, что все должно было блестеть, ведь в коммуну приходило по 3-4 делегации в день. Чистоту проверяли белым носовым платком.
Сегодня, в наши дни, по данным Генпрокуратуры РФ только 10 % выпускников российских государственных детских домов и интернатов адаптируются к жизни, 40 % совершают преступления, ещё 40 % выпускников становятся алкоголиками и наркоманами, 10 % кончают жизнь самоубийством.
Из доклада председателя Комитета защиты прав воспитанников детских домов и школ-интернатов города Москвы В.Ш.Семёнова в Академии труда и социальных отношений от 1 июля 1999 г.
Несколько лет спустя (или просто при более точном подсчёте) обнародованы ещё менее радужные данные: «Генеральная прокуратура России проводила исследование … как сложилась судьба выпускников детских домов. Статистика была шокирующей.
Сорок процентов практически сразу попали в тюрьму, ещё сорок ушли в криминал, десять процентов покончили с собой и только одна десятая смогла устроиться в жизни, найти нормальную работу, создать семью». Ссылка. Эти же цифры неоднократно приводил в своих выступлениях депутат ГосДумы от КПРФ Смолин О.Н.
Для сравнения напомним, что среди почти 3000 воспитанников коллективов под рук. А. С. Макаренко не известно ни одного рецидива, причём многие исследователи судьбы этих выпускников отмечают, что «они были счастливыми людьми».
Близких достижений удалось добиться ученикам и продолжателям подходов А. С. Макаренко Семену Калабалину и его жене Галине Константиновне (только коллективы под их руководством выпустили в свет около 7000 человек), А. Г.
Явлинскому и др.
При всех своих педагогических успехах А.С. Макаренко официальной педагогикой того времени не признавался, одним из ярых его противников была Н.К. Крупская. Несмотря на то, что с беспризорностью так и не могли справиться, в 1928 году метод Макаренко был запрещен к использованию.
Резолюция звучала как приговор: «Предложенная система воспитательного процесса есть система не советская». Колонию отстояли с помощью Максима Горького, который приехал на встречу с воспитанниками колонии им. М.Горького. Отзыв Горького о колонии и Макаренко: «Он суровый по внешности, малословный, с большим носом, с умными и зоркими глазами.
Похож на военного. Всюду поспевает, все видит, знает каждого из колонистов, которые производят странное впечатление благовоспитанных». Именно Максим Горький, используя свое влияние среди руководства ОГПУ, спас Макаренко, сделав его штатным сотрудником ГПУ и дав его в новую колонию, теперь уже им. Дзержинского.
Новая коммуна не получила за время своего существования практически ничего от государства. Коммуне помогали чекисты, отдавая часть своего жалования, но этого хватало только на половину потребностей. В первые годы коммуна переживала очень большую нужду. Были моменты, когда в течение дня ели один хлеб.
Но уже через 3 года коммуна отказалась от помощи чекистов, и на свои собственные деньги начала строить завод электроинструментов, первый в стране.
Как всего этого добивался А.С. Макаренко? Излагая свое кредо, в числе важнейшего пункта Антон Семенович настаивал на разработке технологий воспитывающего воздействия. Он писал:
«Наше педагогическое производство никогда не строилось по технологической логике, а всегда по логике моральной проповеди.
А я, чем больше думал, тем больше находил сходства между процессами воспитания и обычными процессами на материальном производстве, и никакой особенно страшной механистичности в этом сходстве не было.
Человеческая личность в моем представлении продолжала оставаться человеческой личностью со всей ее сложностью, богатством и красотой, но мне казалось, что именно потому к ней нужно подходить с более точными измерителями, с большей ответственностью и с большей наукой, а не в порядке простого темного кликушества. Очень глубокая аналогия между производством и воспитанием не только не оскорбляла моего представления о человеке, но, напротив, заражала меня особенным уважением к нему, потому что нельзя относиться без уважения и к хорошей сложной машине.
Во всяком случае для меня было ясно, что очень многие детали в человеческой личности и в человеческом поведении можно было сделать на прессах, просто штамповать в стандартном порядке, но для этого нужна особенно тонкая работа самих штампов, требующих скрупулезной осторожности и точности.
Другие детали требовали, напротив, индивидуальной обработки в руках высококвалифицированного мастера, человека с золотыми руками и острым глазом. Для многих деталей необходимы были сложные специальные приспособления, требующие большой изобретательности и полета человеческого гения.
А для Всех деталей и для всей работы воспитателя нужна особая наука. Почему в технических вузах мы изучаем сопротивление материалов, а в педагогических не изучаем сопротивление личности, когда ее начинают воспитывать? А ведь для всех не секрет, что такое сопротивление имеет место.
Почему, наконец, у нас нет отдела контроля, который мог бы сказать разным педагогическим партачам: «У вас, голубчики, девяносто процентов брака. У вас получилась не коммунистическая личность, а прямая дрянь, пьянчужка, лежебок и шкурник. Уплатите, будьте добры, из вашего жалованья».
— Почему у нас нет никакой науки о сырье, и никто толком не знает, что из этого материала следует делать — коробку спичек или аэроплан?»
Кроме технологичности, к важнейшим пунктам педагогической системы Макаренко мы бы отнесли четыре пункта: Дело. Ядро коллектива. Самоуправление. Формат.
Дело. Колонисты имели реальное дело, которое их и кормило, и дисциплинировало. Вначале колонисты обустроили свое натуральное хозяйство просто чтобы себя прокормить, позже занялись серьезным производством. Построив свой завод (меньше чем за год), воспитанники стали выпускать электродрели, позже освоили производство фотоаппаратов «Лейка».
Фотоаппарат «Лейка» — это 300 деталей с точностью до 0,001 мм, для тех времен это абсолютно инновационное производство. Производство в коммуне было не просто рентабельно, а высокорентабельно: коммуна отдавала государству как свою прибыль 4,5 млн. руб. в год.
Воспитанники получали зарплату, на которую содержали себя, младших членов коммуны, выплачивали стипендии бывшим коммунарам, обучавшимся в ВУЗах, откладывали деньги на сберкнижки для накопления средств к моменту выхода из коммуны, содержали оркестр, театр, оранжерею цветов, организовывали походы и другие культурные мероприятия.
А главный смысл в том, что дело формировало личность: в 16-19 лет дети уже становились мастерами и начальниками производства.
Ядро коллектива. Колонистов воспитывал не воспитатель в режиме ручного управления, а ядро коллектива в автоматическом режиме.
Авторитетные колонисты, внутренне принимающие и исповедующие ценности колонии, как ядро коллектива — выполняли роль «закваски», которая пропитывала вновь прибывших колонистов, оказывались той мясорубкой, которая средствами, доходчивыми для подростков, перемалывала новеньких и делала их частью системы. Дети доносили друг до друга новые правила жизни на своем языке, Макаренко лишь сдерживал их, чтобы они оставались в цивилизованных рамках.
«Если же это человек трудный, который мне не верит, против меня настроен, недоверчиво ко мне относится, я с тем разговаривать не буду. Я соберу старших, вызову его и в самом официальном, приветливом тоне буду с ним говорить.
Для меня важно не то, что я говорю, а как другие на него смотрят. Он на меня поднимает глаза, а на товарищей боится смотреть. Я говорю: «А дальше товарищи тебе расскажут». И товарищи расскажут ему то, чему я их раньше научил, а он будет воображать, что это они сами придумали.
(«Проблемы школьного советского воспитания»).
Разновозрастные отряды — тот же ход, когда маленькие получали защиту от старших «корешей», а кореши вставляли им новые понятия по жизни.
Самоуправление. Если нет дела и нет здорового ядра коллектива, самоуправление невозможно и вредно. Если основа коллектива здоровая, самоуправление его укрепляет и оттачивает, оказываясь школой лидерства и руководства.
Формат. Макаренко интенсивно вводил и внимательно следил за правилами и ритуалами, которые поведенчески, через тело встраивали в колонистов новые нормы жизни. Встать вовремя, умыться, натереть пол, тем более не плевать на пол — естественно и обязательно.
А вот «Не стоять, подпирая стенку — стоять ровно» и «Не толкаться» — вещь уже не очевидная, но именно такие мелочи вырабатывают внутренний стержень личности. Колонисты быстро приучались к военным порядкам, флагам, горнам и ходьбе строем.
Когда все идут строем, строится шаг (а это важно), и в коллективе каждый настраивается на каждого.
«Я считаю, что дети даже толкать не должны друг друга. Они должны двигаться целесообразно. Никаких бесцельных движений. И я своим коммунарам говорил: хочется побегать — вон площадка, можно там бегать. Извольте здесь вести себя прилично. Вообще воспитание сдержанности, торможение движений — прежде всего. (из «Коммунистическое воспитание и поведение»)».
Макаренко никогда не был гуманистом, он готов был работать жестко, по мужски, ценил порядок и дисциплину, в том числе армейские порядки.
При виде его детских отрядов, шагающих в ногу с горнами и барабанами, у педагогов в глазах возникал ужас. Методика работала потрясающе эффективно, но педагоги утверждали: «Методы не те!»
Из воспоминаний Г. К. Калабалиной: «Вечером дежурный рапортует: день прошёл благополучно. Проверяющий Калабалину этим рапортом в нос тычет: это отдаёт мистикой! Б-л-а-г-о-о! И находит в этом «преступление».
Или отдаёт директор указание воспитаннику, тот ему в ответ: «Есть!» Проверяющий аж весь передёргивается: какое-то военизированное сообщество!» По итогам этих многочисленных проверок выносится вердикт высшей власти: «Калабалина от занимаемой должности директора детского дома освободить и впредь запретить ему занимать должности, связанные с работой с детьми!↑
После смерти Семена Калабалина, любимого ученика А.С. Макаренко, создавшего несколько успешных коммун по его системе, макаренковские коммуны в России исчезли.
В том или ином виде система Макаренко работает и поныне, однако внедрению его системы как в России, так и за рубежом мешают по крайней мере два обстоятельства. Первое: система Макаренко предполагает, что дети могут и должны трудиться, а в настоящее время детский труд запрещен.
Второе: система Макаренко — допускает жесткие, мужские средства влияния, которые не приемлемы для современной гуманистической педагогики.
Тем не менее, подход Макаренко в наши дни реализуется, как ни странно, в бизнесе, а именно в самых передовых компаниях. Увязка доходов сотрудников с общей прибылью предприятия, воспитание новых сотрудников и приобщение их к корпоративной культуре через ядро коллектива, самоуправление в творческих командах и контроль формата — это золотой фонд современного бизнеса.
Основные труды Макаренко: «Книга для родителей» (совм. с Г.С. Макаренко), 1937; «Педагогические сочинения», т. 1-8, М., 1983-1986. Тут электронный архив произведений Макаренко, тут Педагогический музей А.С.Макаренко
Источник: https://www.psychologos.ru/articles/view/pedagogicheskaya-sistema-a.s.makarenko
ХVI Международный конкурс имени А.С.Макаренко и Макаренковские чтения на факультете педагогики и психологии МПГУ
3 апреля 2018 года участников ХVI Международного конкурса имени А.С. Макаренко и Макаренковских чтений радушно принимали на факультете педагогики и психологии Московского педагогического государственного университета.
От имени коллектива преподавателей, студентов и аспирантов факультета к участникам Макаренковского форума со словами приветствия обратились Татьяна Николаевна Сахарова, декан факультета педагогики и психологии, профессор, кандидат психологических наук и Тамара Ивановна Березина, заведующий кафедрой педагогики и психологии профессионального образования имени академика РАО В.А. Сластенина, доктор педагогических наук, профессор.
С приветственным словом к участникам конференции обратился Алексей Михайлович Кушнир, директор-организатор Международного конкурса им. А.С.Макаренко, кандидат психологических наук, главный редактор журналов «Народное образование», «Школьные технологии».
Целью ежегодно проводимого Международного конкурса имени А.С.
Макаренко является актуализация педагогического наследия великого педагога, а также выявление, поддержка и распространение воспитательных практик продуктивного опыта успешного хозяйствования образовательных организаций, создания детско-взрослых образовательных производств и школьных производственных технопарков, других форм реализации права ребенка на добровольный и привлекательный для него труд.
Конкурс им. А.С. Макаренко содержит в себе две организационные формы смотра профессиональных достижений:
- – конкурс образовательных организаций и детско-взрослых воспитательных коллективов;
- – конкурс научных, исследовательских, проектных и других творческих работ педагогов и обучающихся по тематике Макаренковского форума.
- Татьяна Ивановна Курасова, директор государственного автономного общеобразовательного учреждения Краснодарского края «Новолеушковская школа-интернат с профессиональным обучением», кандидат педагогических наук, заслуженный учитель Кубани обозначила проблему над которой работает школа: «Создание ситуации успеха в образовании, развитии социальной адаптации каждого обучающегося с разными стартовыми возможностями».
- Старший научный сотрудник центра истории педагогики и образования ФГБНУ «Институт стратегии развития образования» РАО Сергей Зандраевич Занаев, в своем выступлении проанализировал опыт организации производительного труда и общественно-полезной деятельности школьников в Тугнуйской средней общеобразовательной школе Республики Бурятия.
Заслуживают особого внимания выступления Раисы Петровны Омукчановой, заместителя директора по учебно-методической работе Крест-Хальдогсайской средней общеобразовательной школы Республики Саха-Якутия и ее коллег – Елены Семеновны Охлопковой, учителя русского языка и литературы, и Валентины Власьевны Тегюрюковой, учителя истории, представивших проект «Мобильный образовательный центр», реализуемый в Республике Саха-Якутия. Положительную оценку получили проекты «Агрошкола», «Хлебный рай», «Мастерская по авторемонту», «Агроэкотуризм».
В рамках дня памяти А.С. Макаренко на факультете педагогики и психологии были также были представлены следующие доклады:
– «Наследие А.С. Макаренко в контексте современного российского образования», докладчик Михаил Викторович Богуславский, доктор педагогических наук, профессор, член-корреспондент РАО;
«Психологические смыслы продуктивности», докладчик Александр Михайлович Лобок, доктор психологических наук;
– «Становление и развитие производственно-хозяйственной деятельности в макаренковской колонии им. М.Горького: ключевые шаги стартапа», докладчик Сергей Иванович Аксенов, кандидат педагогических наук;
– «Классический стартап Макаренко», докладчик Николай Павлович Дерягин, кандидат педагогических наук, Екатеринбург;
– «Кэролин Пратт и современные продуктивные практики в школах США», докладчик Сергей Владимирович Плахотников, руководитель начальной школы в ОАНО «Новая школа».
В своих выступлениях они отметили значимость идей проводимого форума для современного прочтения педагогического наследия А.С. Макаренко и решения актуальных проблем воспитания социально активной и социально ответственной личности.
На пленарных заседаниях и с трибуны дискуссионных площадок участники конференции поднимали актуальные для современной теории и практики воспитания вопросы: Может ли «способность приносить пользу» быть универсальной целью образования? Имеет ли ребенок, школьник право на добровольный и привлекательный для него труд? Нуждается ли ребенок в таком праве? Обладает ли производство образовательными, воспитательными и учебными эффектами? Каким должен быть детский труд, чтобы он воспитывал и обучал? Есть ли разница между «развитостью» и «зрелостью»? Что важнее для выпускника школы, «быть развитым», или «быть зрелым»? Почему «зрелость» исчезла из воспитательных ориентиров образования?
Во время докладов для студентов факультета выступил плейбек-театр «ФормаХора». Кондактор обращлся к присутствующим и просил желающих рассказать какой-нибудь запомнившийся эпизод из своего знакомства с опытом А.С.
Макаренко, из своей педагогической практики, связанной с концепцией Макаренко, из своего общения с последователями Макаренко и т.д. Актеры мгновенно актуализировали импровизацию на заданную тему. Кондактор обсуждал ее с рассказчиком. Труппа плейбек-театра разыграла 6 зрительских историй.
В заключении, было отмечено, что педагогика Макаренко была во многом импровизационной, что и натолкнуло «ФормаХору» на мысль о своем участии в «Дне Макаренко».
По завершении программы состоялся круглый стол «Психологическое значение труда, производства, производственных отношений и продуктов производства для становления личности ребенка». Ведущие – Алексей Михайлович Кушнир, кандидат психологических наук, Александр Михайлович Лобок, доктор психологических наук.
Все участники конференции отметили высокий уровень организации данного мероприятия, его значение для развития современной отечественной теории и практики воспитания.
Источник: http://mpgu.su/novosti/hvi-mezhdunarodnogo-konkursa-imeni-a-s-makarenko-i-makarenkovskih-chteniy-na-fakultete-pedagogiki-i-psihologii-moskovskogo-pedagogicheskogo-gosudarstvennogo-universiteta/
Педагогика макаренко для «чайников»
Долго ходил я по коридорам Педагогического университета и спрашивал якобы будущих, якобы учителей: «Кто такой Макаренко?» Наиболее распространённые ответы: «В первый раз слышу», «Это был педагог, который воспитывал коллективно», «Нас в школе им грузили, я даже записывал, но уже помню», «Писатель… он написал какую-то поэму про педагогов…»
Среди студентов, собирающихся летом в лагеря вожатыми, где-то четверь эту фамилию слышала, но книгу «Педагогическая поэма» не читал никто.
Итак, год 1920-й. Разруха, голод, и орды беспризорных детей, ворующих всё, что плохо лежит. Грабежами и убийства тоже – на каждом шагу, а на устах гимн «Позабыт, позаброшен…» Большевики сказала «надо», Дзержинский ответил «есть» и ВЧК принялась за дело. Повсеместно начались облавы и бурный рост детских воспитательно-трудовых колоний…
Одну из них Наробраз Украины решил организовать под Полтавой. Туда и был брошен «делать нового человека» молодой учитель Антон Макаренко, прочитавший целую гору педагогической литературы.
Как он это сделал – непонятно, ибо всякий знает, что читать педагогическую литературу в принципе невозможно, страшно далека она от реальных детей.
Нет, вы попробуйте прочитать вот эту цитату из одного «учебника» по педагогике: «Руководя воспитательным коллективом, воспитатель может педагогически целесообразно организовать и направить жизнь детей в общественно-полезное русло, а, следовательно, организовать и направить процесс воспитания детей, руководить им, т. е. внести в жизнь детского коллектива содержание, соответствующую организацию, формы и методы деятельности…» Господи, как же хочется убить, того, кто это писал… Но я отвлёкся.
Первые воспитанники колонии оказались отнюдь не малолетками. Это были вполне совершеннолетние грабители и убийцы, занизившие свой возраст, чтобы не идти под расстрел.
Они очень невнимательно прослушали пламенную речь Макаренко о новой жизни, а после вообще перестали обращать внимание на воспитателей – уходили в город, когда хотели, возвращались только ночевать, вытирая с ножей чью-то кровь.
Таково было, как признавал он в «Педагогической поэме»: «бесславное начало колонии имени Горького».
В этой книге Макаренко пишет, что впервые заставил обратить на себя внимание воспитанников, дав одному из них по лицу. Почему после этого воспитанники не убили его, а покорно пошли пилить дрова – из книги не очень понятно. То ли зауважали физическую силу Антона Семёновича и его решимость, то ли им просто стало стыдно…
Книга писалась в разгар сталинизма и, понятно дело, очень о многом в ней говорить было нельзя. Из анализа умолчаний, а также воспоминаний бывших воспитанников можно предположить, что поначалу дело было вовсе не в педагогике.
Просто в колонии дежурил наряд чекистов, который в любую минуту мог препроводить зарвавшегося воспитанника обратно в тюрьму.
Так что по-настоящему Макаренко начал с того, что вызвал этот самый наряд и ласково предложил всем сделать выбор: или тюрьма или «…а кто останется жить в колонии, тот будет соблюдать дисциплину. Как хотите. «Малины» не будет».
Много чего написано о «гуманистическом» воспитании, уважении к личности и о том, что педагог «выгоняя ученика, пасует перед ним». Всё это правильно, но уже потом. В самом начале пути эта интеллигентская трескотня разбивается о суровую действительность.
Хотят того гуманисты или не хотят, но все выдающиеся педагоги начинали свой путь к воспитательным вершинам с грубоватого административного принуждения.
Воспитуемые, так или иначе, должны были начать совершать какие-то нужные педагогу действия, (например, первый раз в жизни помыться), а потом вдруг увидеть, что это хорошо (согласитесь, когда у тебя нигде не чешется, то это хорошо). Но, боже упаси, заставлять это проделывать одного – только всех сразу.
В колонии Макаренко начали трудиться. Не потому, что их убедило доброе слово гуманиста, не под влиянием личного примера воспитателя (когда Макаренко с завхозом Калинычем разгребали снег – колонисты стояли на крыльце и ржали), а потому, что выбор у них был скуден. Начали работать… и с каждым днём всё с меньшей ленцой…
И что же вскорости обнаружилось? В колонии загудели печи, и стало тепло. Чистенькие комнаты, аккуратнейше застеленные кровати, белоснежные скатерти и цветы, цветы повсюду – приятно ласкали взоры.
Подсобное хозяйство обогатило как стол, так и стул воспитанников, а ещё: «к марту все наши колонисты были так одеты, что им мог бы позавидовать любой артист…» С каждым днём и старожилы и новенькие убеждались, что в колонии по любому жить лучше, чем в кутузке или подворотне.
Платой за эту жизнь была строгая дисциплина и упорный труд… Т.е. создав, говоря современным языком, «пространство соблазнов» Антон Семёнович в принципе мог потребовать с воспитанника за право пребывания в этом «пространстве» очень многого.
Первичное принуждение ни в коем случае не должно достигаться криком, угрозами и физическим насилием. Только предоставлением выбора: «Ты или с нами или где, хочешь».
Решив задачу первичного принуждения, великий педагог, следуя своему таланту, интуиции, а также, конечно, пробам и ошибкам начал создавать Систему самоуправления колонии.
Он понял главное: никакой воспитатель даже в тысячной доле не может так влиять на ребёнка, как это делает коллектив сверстников.
Будь сотрудница детской комнаты милиции хоть самым разнеможным психологом, хоть семи педагогических пядей во лбу, пусть она хоть сутками проводит с трудным подростком душеспасительные беседы из цикла: «Ну, что же ты, Саша» – дворовая компания легко сведёт её усилия на нет.
Только создание коллектива – вот единственно правильный путь педагога, если, конечно, его цель – результат, а не процесс. (После убийства перуанского студента, все воронежские ВУЗы отчитались о проведении «Вечеров толерантности». Хорошие студенты попели песни с хорошими неграми. И что? Процесс налицо, а результат?)
У Макаренко было множество крупных открытий и мелких находок: повсюду зеркала – и нет больше чумазых, убрали повсюду плевательницы – и никто не плюётся, но помимо всего этого я бы выделил несколько самых главных посылок.
Во-первых, воспитанники должны трудиться всегда, упорно и видеть зримые результаты своего труда: огороды, клумбы, птичник, клуб, карусель, столовая… и везде ослепительно красиво. Во-вторых, чем меньше у питомцев свободного досуга – тем лучше.
При колонии было множество кружков, секций, ансамблей, оркестр и самый настоящий театр. В-третьих, любое дело, должно планироваться, осуществляться, а потом тщательно анализироваться. Ничего не имеет смысла, если дело потом не обсуждено.
Собрания и Советы командиров были неотъемлемой частью жизни колонии.
Ещё одно открытие Антона Семёновича привело меня в восхищение – это изобретение сводных отрядов. В колонии были постоянные отряды с назначаемыми или избираемыми командирами. Но как только намечалась какая-либо разовая работа: наряд на кухню, заготовка дров, подготовка праздничной театрализованной постановки… то это никогда не поручалось постоянному отряду.
Обязательно формировался отряд сводный, которому назначался командир из «рядовых» колонистов. Каждый воспитанник помногу раз бывал в роли и руководителя и подчинённого. Эта система подняла уровень дисциплины в колонии имени Горького до прямо-таки фантастического, нереального уровня, например, 8-летнего дежурного не осмеливался ослушаться 16-летний здоровяк.
Конечно, путь к созданию одного из самых прекрасных детских коллективов был для Макаренко труден, тернист и противоречив. Конечно, его ели. Коллеги и чиновники брызгали слюной – вечная история.
Так или иначе, но коллектив был создан и жил по прекрасным человеческим законам. Сила его особенно блестяще проявилась тогда, когда Макаренко был переведён в детскую колонию Куряж, под Харьковом, где находились четыреста вконец разложившихся воспитанников.
Поначалу Антону Семёновичу предлагали взять с собой только десятерых воспитанников «…хорошие мальчики будут полезно влиять на плохих мальчиков.
А мне уже было известно, что самые первосортные мальчики в рыхлых организационных формах коллектива очень легко превращаются в диких зверёнышей…» Макаренко настаивал на сотне и настоял.
В общем, наступил день, когда чистенькая колонна горьковцев под барабаны вошла в загаженный Куряж… и к празднику первого снопа уже никто не мог отличить горьковцев от куряжан…
Ну, а дальше была коммуна имени Дзержинского при ГПУ-НКВД, знаменитый завод, выпускающий фотоаппараты ФЭД, литературная деятельность, и внезапная кончина в возрасте 51 года.
Его педагогические успехи были поразительны и даже невероятны, он оставил нам бесценнейший опыт, книги и статьи. Будущие педагоги их не читают, хоть их и «грузят». Они не знают, и знать не хотят имени великого воспитателя Антона Семёновича Макаренко.
Источник: https://maxpark.com/user/27853/content/1263708
Система Макаренко: 5 правил, как воспитать из ребенка сильную личность
Система Макаренко применялась в прошлом веке в СССР и творила настоящие чудеса. Многие советы по воспитанию детей актуальны до сих пор. О том, как из беспризорников и малолетних преступников вырастали выдающиеся личности — в нашем материале.
Советский педагог и писатель Антон Семенович Макаренко признан ЮНЕСКО одним из четырех выдающихся педагогов мира, наряду с Дьюи, Кершенштейнером и Монтессори.
Главная заслуга Макаренко – авторская методика воспитания, которая творила чудеса: в 20-е годы беспризорники и малолетние преступники не просто перевоспитывались, а становились выдающимися личностями. В чем был секрет Макаренко и применима ли она к современным детям?
Коллектив
Основа методики Макаренко – воспитательный коллектив, в котором дети связаны общими дружескими, бытовыми, деловыми целями и это взаимодействие служит комфортной средой для развития личности. Звучит скучно и напоминает о пионерах, но попробуем разобраться, чем этот принцип интересен в наше время, ориентированное на развитие индивидуальности.
Ощущение того, что ребенок является частью коллектива, учит его взаимодействию с другими детьми. Коллектив помогает ему адаптироваться в социуме, почувствовать себя его частью, принять новые социальные роли.
Развитие взаимоотношений детей, конфликты и их разрешение, переплетение интересов и взаимоотношений стоят в центре системы Макаренко.
При этом коллектив должен развиваться, ставить новые цели и поэтапно идти к ним, а каждый ребенок осознавать свой вклад в этот общий процесс.
Такое воспитание, ориентированное на природные задатки, подготавливает ребенка к жизни в реальном мире, где он больше не будет исключительным и единственным, и ему понадобится завоевать свой статус. В итоге, ребенок морально готовится принимать взвешенные решения, осознавать свои силы и не бояться их применять,
Кроме того, дети ориентированные не только на получение (популярное «мне все должны, а я никому ничего не должен»), но и на отдачу – будут испытывать взрослое чувство социальной ответственности.
Самоуправление
По большому счету, система воспитания Макаренко самая демократичная. Выдающийся педагог выступал за создание комфортного психологического климата в коллективе, который даст каждому ребенку ощущение защищенности и свободного творческого развития.
Источник: https://zen.yandex.ru/media/id/593feff41410c3177b673a2c/59563ea977d0e6f070608c90
Педагогическая система Антона Семеновича Макаренко (стр. 1 из 5)
Сейчас одной из важнейших задач педагогической науки является объективная оценка нашего прошлого педагогического опыта, одним из самых значительных явлений которого является педагогическая система Антона Семеновича Макаренко. Идеи Макаренко долгое время не признавались официальной педагогикой.
Понадобились долгие годы борьбы за их утверждение в науке. Сегодня мы должны констатировать, что концепции Макаренко были приняты на вооружение в одностороннем виде, со значительным смещением акцентов вплоть до их искажения.
Теперь, благодаря проведенным в последние годы исследованиям, мы можем довольно определенно судить, как и почему это произошло.
В 1936 г. было принято постановление ЦК ВКП (б) «О педологических извращениях в системе Наркомпросов». К этому моменту педология сложилась как одна из педагогических наук, сделавшая предметом своего изучения возрастное развитие детей.
Постановлением, в котором, отмечались недостатки и ошибки в практической работе педологов, педология была объявлена лженаукой, запрещено ее преподавание в педагогических учебных заведениях, а педологические учебники были изъяты. Теперь можно смело утверждать: так произошла величайшая трагедия в истории педагогических наук в нашей стране.
Педагогика с этого момента стала «бездетной», за что потом ее часто упрекали. Но факт остается фактом: проблемы развития детей, становления личности ребенка на долгие годы остались за пределами педагогической науки.
Именно это во многом определило односторонний подход к наследию Макаренко многих исследователей, и во многом — повлияло на «избирательное» отношение к системе Макаренко, когда те или иные ее части замалчивались, а другие подавались в искаженном виде.
1. ТВОРЧЕСКИЙ ПУТЬ А. С. МАКАРЕНКО
В каждой мысли, в каждом движении, в каждом дыхании нашей жизни звучит слава нового гражданина мира. Разве можно не услышать этого звучания, разве можно не знать, как мы должны воспитывать наших детей?
А. С. Макаренко
Родился Антон 1 марта 1888 г. в городе Белополье Харьковской губернии. Отец его, Семен Григорьевич, был высококвалифицированным маляром, работал в железнодорожном депо.
Антон учился в железнодорожном училище и, когда семья переехала в Крюков, он продолжил обучение в таком же училище. Учился старательно и успешно.
Очевидно, поэтому, когда закончил учебу, Семен Григорьевич сказал сыну: «Будешь учителем!» Стало слово отца делом всей жизни Антона Макаренко. После окончания педагогических курсов начал он в 17 лет работать в родном училище.
Огромное влияние на юношу оказало творчество А.М. Горького. Под его влиянием вершил он свои первые литературные опыты. «Более того, Горький, по словам самого Макаренко, стал организатором его мироощущения реального гуманизма. «Моя жизнь прошла под знаком Горького», – напишет Антон Семенович в скорбные дни прощания с великим писателем».
Работая учителем, Антон Семенович Макаренко изучает педагогическую и философскую литературу. Его внимание привлекают груды А. И. Пирогова, В. Г. Белинского, Н. Г.
Чернышевского, но особенно глубоко изучает он работы К. Д. Ушинского.
После 9 лет педагогической деятельности Макаренко поступает в Полтавский учительский институт, который заканчивает, как и училище, только с отличными оценками по всем предметам.
За выпускную работу «Кризис современной педагогики» А. С. Макаренко получил золотую медаль.
Глубоко заблуждались те, кто утверждал, что Антон Семенович плохо разбирается в педагогической теории.
После окончания института он снова возвращается в Крюковское начальное железнодорожное училище, где работает сначала учителем, а потом директором до сентября 1920 г., когда принимает предложение Полтавского отдела народного образования стать заведующим детским домом для несовершеннолетних правонарушителей под Полтавой – впоследствии Детской трудовой колонией имени А. М. Горького.
В 30-е годы XX в. некоторые педагоги и деятели народного образования говорили: «Макаренко хороший практик, но в теории…».
Одну из лучших своих статей, написанную для юбилейного сборника по поводу пятилетия коммуны имени Ф. Э. Дзержинского, Антон Семенович так и назвал «Педагоги пожимают плечами». Эти люди не понимали, что уже давно наступил момент, когда без теории нельзя стать хорошим практиком, и, главное, не понимали существа педагогического новаторства А. С. Макаренко.
История педагогики учит, что все великие педагогические учения вырастают из осмысления нового опыта, прежде всего своего собственного, той самой практики. Так складывались педагогические взгляды И. Г. Песталоцци, которого К. Д.
Ушинский называл отцом современной педагогики, самого Константина Дмитриевича, заложившего фундамент педагогики как науки, и гениального Л. Н. Толстого, и искренне преданного детям С.Т.
Шацкого, и великого педагога-гуманиста XX века Антона Семеновича Макаренко.
Педагогический опыт – неиссякаемый животворный источник и одновременно способ приращения научного знания, критерий его истинности.
Для Антона Семеновича Макаренко таким источником стала его работа в колонии имени А.М. Горького и коммуне имени Ф.Э. Дзержинского. К этой работе, продолжавшейся около 16 лет, он приступил в 1920 г.
, будучи опытным и зрелым педагогом. Ему было тогда 32 года.
Не случайно Макаренко отстаивал такое название руководимого им учебно-воспитательного учреждения. Дело в том, что в официальных документах Полтавскою губернского отдела народного образования оно именовалось «Колония морально-дефективных детей».
Педагог потратил немало усилий, доказывая, что малолетние преступники, из числа которых, особенно на первых порах, формировался коллектив воспитанников, не дефективные, а обыкновенные дети, только несчастные, с изломанной судьбой, и главную цель свою он видел в том, чтобы сделать их счастливыми.
В практической реализации этой цели ему помогал жизненный пример Алексея Максимовича, прошедшего путь от беспризорного босяка до великого русского писателя. Рассказывать о жизни горьковской колонии, о мучительных поисках самого Макаренко – неблагодарное занятие. Проще перечитать «Педагогическую поэму». Но о главном стоит сказать несколько слов.
Прежде всего, именно в эти годы сформировалось педагогическое кредо педагога. Макаренко потом вспоминал, что никогда еще не чувствовал себя таким беспомощным, как в начале работы в колонии. Но переживать и размышлять было некогда: появились первые воспитанники.
Все они сполна испили горькую чашу беспризорщины. Многие приходили озлобленными, голодными и оборванными. У части был значительный опыт уголовных преступлений.
Всех надо было мыть, одевать, обувать и кормить, надо было наладить нормальную жизнь, учебу, труд, разумный досуг.
И именно тогда, сначала интуитивно, затем все более осмысленно Антон Семенович приходит к пониманию, что налаживание нормальной жизни детей составляет самую суть воспитательной работы. Все более глубоко осознает он основной закон педагогики: жизнь воспитывает. Причем не абстрактная жизнь вообще, а реальная жизнь каждого конкретного ребенка и есть его воспитание.
Любопытно отметить, что примерно в то же время к такому же выводу приходит другой замечательный педагог – Станислав Теофилович Шацкий. Выступая 17 декабря 1919 г.
на собрании сотрудников Первой опытной станции, которую он возглавлял, Шацкий сказал: «Представление о школе, которое вырисовывается у нас, – это представление о правильно обдуманной и систематически проведенной организации детской жизни. К такой формуле приближается наше представление».
Но вспомним – первый основной закон воспитания открыл Песталоцци. В своей главной книге «Лебединая песня» он сформулировал великий и основной принцип – жизнь образовывает. И, поясняя это положение, говорил о том, что главный путь развития естественных сил ребенка – их упражнение и применение на практике.
Несколько отвлечемся и задумаемся: почему именно Песталоцци, Шацкий и Макаренко независимо друг от друга пришли к открытию и осмыслению основного закона воспитания?
Это объясняется тем, что хотя творили педагоги в разное время и в разных условиях, педагогический опыт каждого из них сходен в главных чертах: это был опыт разумной организации детской жизни, включающей в себя заботу о судьбе каждого ребенка.
И все же Макаренко продвинулся дальше: он не только пошел по пути педагогически целесообразной организации жизни детей, но и открыл основную форму такой организации – воспитательный коллектив.
Значительно позже, в 1932 г.
, в одном из своих художественных произведений он так сформулирует этот вывод: «…Наш путь единственный – упражнение в поведении, и наш коллектив – гимнастический зал для такой гимнастики».
А тогда, в 20-е годы прошлого века, Антон Семенович со своими товарищами педагогами и лучшими воспитанниками не покладая рук, самоотверженно и упорно трудился над созданием такого коллектива. И результат не замедлил сказаться.
Ребята работали в поле, начали учиться, старшие потянулись на рабфак, создали великолепный театр, куда по субботам съезжались жители окрестных сел… Но главное, в этой дружной работе, коллективных делах и увлечениях рос новый человек, все более сплачивался дружный коллектив горьковцев, представлявший собой могучую воспитательную силу.
Так прошло 5 лет. И однажды, анализируя жизнь колонии, Макаренко сделал для себя еще одно открытие: кризисные явления в коллективе объясняются тем, что «допущена остановка в жизни коллектива».
«Я обрадовался по-детски: какая прелесть! Какая чудесная, захватывающая диалектика! Свободный рабочий коллектив не способен стоять на месте. Всемирный закон всеобщего развития только теперь начинает показывать свои настоящие силы.
Источник: https://mirznanii.com/a/177293/pedagogicheskaya-sistema-antona-semenovicha-makarenko