Педагогика в системе наук о человеке — студенческий портал

Педагогика имеет наиболее тесные связи с философией, психологией, социологией, физиологией и др. науками изучающими проблемы человека.личности, общества.

Также: история.генетика, кибернетика, социология, экономика

Базовые – такими для педагогики являются науки: анатомия, физиология, гигиена, психология и социология.

Без данных, полученных указанными науками, невозможно изучать явления физического существования и развития человека.становление его духовного облика.

формирование его как личности и как члена общества, в котором онр живет.

Законы и закономерности, исследуемые этими науками, служат первоначальной опорой, базой и отправными источниковымизанниями для исследования проблем собственно человека и его воспитания.

Естественные науки – изучают мир неживой и живой природы.их взаиосвязь и взаимодействие человека с этим миром, дают педагогике необходимый материал для исследования явлений воспитания.

Сюда можно отнести космологию и астрономию, физику и химию.биологию, экологию, географию.

Математические и техническиенауки – обеспечивают педагогику необходимыми средствами ля диагностической и исследовательской работы и организации собственно воспитательной работы ( математическая статистика.информатика, кибернетика, эргономика)

гуманитарные науки – изучают духовный мир человека в различных его проявлениях: философия, этика, эстетика, гносеология, аксиология.логика, филология, языкознание, лингвистика, литература, история, экономика, правоведение.

В педагогических исследованиях духовного.внутреннего мира человека широко используются данные этих наук.

Науки об искусстве – искусствознание со всеми его разделами: литературоведение, музыковедение, киноведение, театроведение и др. – дают богатый материал для педагогических исследований.прежде всего по эстетическому воспитанию. формированию у людей эстетических и нравственных ценностей.

Внутренняя структура педагогической науки:

1. Общая педагогика – эта та часть педагогического знания, которая раскрывает общие закономерности и законы развития и воспитания человека.

2. Теория и методика обучения (выделилась из общей педагогики) – показывает наиболее эффективные способы, технологии, формы передачи опыта из поколения в поколение.

3. Теория и методика воспитания – раскрывает общие закономерности воспитания учащихся в реальной ситуации, социуме.

4. История педагогики и образования

5. Сравнительная педагогика.

  • 6. Школоведение (управление образовательными системами)
  • 7. Другие
  • Отрасли педагогического знания:
  • 1. Профессиональная педагогика (включает много предметов)

Исходя из известных вам тенденций развития общества и воспитания, попробуйте определить перспективы развития системы наук о человеке. Значение каких наук возрастет, и какие новые научные дисциплины могут появиться?

  1. Лекция №4
  2. «Характеристика и структура национальной системы образования»
  3. Образование – обучение и воспитание в интересах личности, общества и государства, направленные на усвоение знаний, умений, навыков, формирование гармоничной, разносторонне развитой личности обучающегося.

Образование в РБ является одним из главных приоритетов государственной политики, имеющих целью формирование свободной, творческой, нравственно.интеллектуально и физически развитой личности.

  • Главным законодательным документов является Кодекс.
  • Основные принципы государственной политики в сфере образования:
  • · приоритета образования
  • · приоритета общечеловеческих ценностей.прав человека, гуманистического характера образования
  • · гарантии конституционного права каждого на образование
  • · обеспечения равного доступа к получению образования
  • · обязательности общего базового образования
  • · интеграции в мировое образовательное пространство при сохранении и развитии традиций системы образования
  • · экологической направленности образования
  • · поддержки и развития образования с учетом задач социально-экономического развития государства
  • · государственно-общественного характера управления образованием
  • · светского характера образования.
  • Основными направлениями государственной политики в сфере образования являются:
  • · обеспечение прав, свобод и законных интересов граждан в сфере образования;
  • · обеспечение доступности образования, в том числе лицам с особенностями психофизического развития в соответствии с их состоянием здоровья и познавательными возможностями;
  • · создание специальных условий для получения образования лицами с особенностями психофизического развития и оказание этим лицам коррекционно-педагогической помощи;
  • · создание необходимых условий для удовлетворения запросов личности в образовании, потребностей общества и государства в формировании личности.подготовке квалифицированных кадров;
  • · обеспечение участия государственных органов и иных организаций, в том числе общественных объединений, в развитии системы образования;
  • · осуществление перехода к обязательному общему среднему образованию;
  • · осуществление целевой подготовки специалистов, рабочих, служащих;
  • · обеспечение преемственности и непрерывности уровней основного образования, ступеней образования в рамках одного уровня основного образования;
  • · обеспечение равенства белорусского и русского языков;

· обеспечение деятельности учреждений образования по осуществлению воспитания.в том числе по формированию у граждан духовно-нравственных ценностей, здорового образа жизни, гражданственности, патриотизма, ответственности, трудолюбия.

Система образования – совокупность взаимодействующих компонентов.направленных на достижение целей образования.

  1. Целями образования являются формирование знаний, умений, навыков и интеллектуальное, нравственное, творческое и физическое развитие личности обучающегося.
  2. Компонентами системы образования являются:
  3. участники образовательного процесса при реализации образовательных программ;
  4. образовательные программы;
  5. учреждения образования;
  6. организации, реализующие образовательные программы послевузовского образования;
  7. иные организации, индивидуальные предприниматели, которым в соответствии с законодательством предоставлено право осуществлять образовательную деятельность;
  8. государственные организации образования, обеспечивающие функционирование системы образования;
  9. учебно-методические объединения в сфере образования;
  10. организации.обеспечивающие проведение практических занятий, прохождение практики или производственного обучения обучающимися;
  11. организации – заказчики кадров;
  12. организации, направляющие работников для освоения содержания образовательных программ дополнительного образования взрослых.
  13. Уровни образования:
  14. Основное
  15. Дополнительное (дополнительное образование детей и молодежи, дополнительное образование взрослых (повышение квалификации и переподготовка кадров))
  16. Специальное (обучение и воспитание обучающихся, которые являются лицами с особенностями психофизического развития, посредством реализации образовательных программ специального образования на уровнях: дошкольного и общего среднего образования).
  17. Получение образования:
  18. очная форма (дневная, вечерняя)
  19. заочная форма
  20. дистанционная
  21. соискательство (для послевузовского образования)
  22. Основные требования к организации образовательного процесса:
  23. обеспечение качества образования;
  24. компетентностный подход;
  25. охрана здоровья обучающихся;
  26. соблюдение установленных продолжительности учебного года и каникул, сроков и форм аттестации обучающихся;
  27. соблюдение санитарных норм, правил и гигиенических нормативов;
  28. создание безопасных условий при организации образовательного процесса;
  29. создание условий для развития творческих способностей обучающихся, вовлечение их в различные виды социально значимой деятельности.
  30. Лекция №5
  31. «Методологические подходы в изучении педагогических явлений. Аксиологический подход в изучении педагогических явлений»
  32. Методология– система принципов и способов организации и построения теоретической и практической деятельности в определенной области
  33. Методология –своеобразная логика науки
  34. Методология — учение об идейных позициях науки, логике ее развития и методах исследования.

На что опирается система исследования и система практической деятельности? – Подходы (С какой стороны подойти к рассмотрению вопроса?)

  • Уровни методологии:
  • Общая методология (диалектико-материалистический подход объективной действительности и процессу учения и воспитания людей в ее условиях)
  • Специальная методология (устойчивые представления о сознании и психики человека и возможностях педагогического и воспитательного воздействия на него
  • Частная методология (принципы и методы изучения педагогических явлений и процессов)

Дата добавления: 2018-06-27; просмотров: 161;

Источник: https://studopedia.net/6_115804_pedagogika-v-sisteme-nauk-o-cheloveke.html

Место педагогики в системе наук

Педагогика как самостоятельная, достаточно развитая наука, имея свою четко определенную область исследования, не может существовать обособленно. Поскольку субъектом воспитательной деятельности является растущий и развивающийся человек, педагогика прежде всего тесно связана с дисциплинами, изучающими человека.

Человек как член общества изучается общественными науками, как продукт биологической эволюции — биологическими науками, а как мыслящее существо со своим психическим внутренним миром — психологическими науками.

Общественные науки помогают определять смысл и цели воспитания, правильно учитывать действие общих закономерностей человеческого бытия и мышления.

Из общественных наук педагогика тесно связана с философией. Философское учение является методологической основой педагогики.

От системы материалистических, экзистенциальных, прагматических, неопозитивистских и других взглядов, которых придерживаются педагоги-исследователи, зависят направления их поиска, определение сущностных, целевых и технологических характеристик образовательного процесса.

У философии и педагогики имеется ряд общих вопросов и проблем:

  • — проблемы цели воспитания;
  • — проблемы формирования мировоззрения;
  • — взаимосвязь коллектива и личности;
  • — гносеологические проблемы, связанные с разработкой теории познания (в том числе ученического) как одной из форм познания человеком окружающей его действительности.

Педагогика также тесно связана с такими относительно самостоятельными областями философии, как этика и эстетика. Они помогают решению педагогических задач нравственного и эстетического воспитания.

Нравственное воспитание сводится к оформлению границ между добром и злом и добровольному принятию этих границ субъектом воспитания. Эстетическое воспитание приводит к формированию области индивидуальных предпочтений.

Расположена эта область в границах понятий прекрасного, определенных социальным опытом.

Наблюдается связь педагогики с социологией, исследующей основные тенденции развития и жизнедеятельности тех или иных групп и слоев населения, закономерности социализации, влияние социальной среды на человека, его положение в обществе, воспитание личности в различных социальных институтах.

Педагогическая социология как новая наука, образовавшаяся на стыке педагогики и социологии, осуществляет перевод общих данных и результатов социологических исследований о процессах изменения социальной структуры общества, профессиональной занятости людей в конкретные задачи воспитания, которые должны решать совместно школа, семья и общество.

Прослеживается связь педагогики с правоведением, которое регулирует отношения всех субъектов образовательного процесса. Основным таким регулятором является Федеральный закон «Об образовании в Российской Федерации».

Вынести самое ценное из педагогического опыта и минимизировать педагогические ошибки позволяет связь педагогики и истории, положившая начало такой отрасли исследования, как история образования и педагогической мысли.

Теснейшим образом связана педагогика и с экономикой, в частности с такой ее областью, как экономика образования. Доказано, что высокий уровень общего образования является одним из важнейших условий повышения производительности труда. Данные экономики образования необходимы для решения таких важнейших проблем, как:

  • • определение затрат на обучение школьников в связи с удорожанием жизни;
  • определение стоимости обучения в различных типах образовательных организаций;
  • • определение затрат на учительские кадры, строительство, оборудование, наглядные пособия и т.д.

При рассмотрении этих вопросов педагогика и экономика опираются на данные демографии, которая исследует проблемы народонаселения (рождаемости, смертности, миграции). Без учета и прогнозирования рождаемости, возрастной структуры и процессов перемещения населения невозможно планирование строительства и размещения школ, подготовки учителей.

Тесно связана педагогика и с биологическими науками. Они являются естественно-научной базой обучения и воспитания.

Педагогика опирается на фундаментальные работы великих русских физиологов И. Сеченова, И. Павлова и других по вопросам первой и второй сигнальных систем, нервно-психического развития человека, рефлекторной природы психической деятельности, развития и функционирования органов чувств.

Особенно большое значение для решения конкретных вопросов обучения и воспитания, разработки режимов труда и отдыха имеют возрастная физиология — наука об особенностях строения и функционирования организма человека, а также школьная гигиена, охватывающая вопросы гигиенической организации всех видов занятий в школе.

Связь педагогики с медициной привела к появлению коррекционной педагогики как специальной отрасли педагогического знания, предметом которой является образование детей с отклонениями в развитии. Она разрабатывает систему средств, с помощью которых достигается терапевтический эффект, компенсируются дефекты, имеющиеся у детей, и облегчаются процессы их социализации.

Связь педагогики с психологическими науками является наиболее тесной.

Необходимость понимать свойства человеческой природы, ее естественные потребности и возможности, учитывать механизмы, законы психической деятельности и развития личности, строить образование (обучение и воспитание), сообразуясь с этими законами, свойствами, потребностями и возможностями, выдвигали все выдающиеся педагоги.

  • Наибольшее значение для педагогики имеет возрастная и педагогическая психология, которые изучают закономерности психических процессов в условиях целенаправленного обучения и воспитания с учетом возраста человека.
  • Дифференциальная психология, учитывающая индивидуальные различия людей, вооружает педагогику данными, необходимыми для личностно ориентированного подхода в воспитании.
  • Социальная психология, занимаясь изучением особенностей формирования личности, включенной в различные группы, обеспечивает педагогику многими ценными фактами для исследования проблем воспитания в коллективе и разработки методики воспитания учащихся через коллектив.

Устанавливаются все более тесные связи педагогики с инженерной психологией, исследующей взаимоотношения человека и техники. Данные этой науки помогают шире включать технические средства, компьютеры в учебный процесс.

Связана педагогика и с кибернетикой — наукой об управлении сложными динамическими системами. Одним из практических результатов применения общих идей кибернетики явилось программированное обучение.

Особое место в системе связей педагогики с другими науками занимают этнография и фольклористика. Изучение традиций, обрядов и обычаев разных народов служит основой для формирования особой отрасли педагогического знания — народной педагогики. Она изучает использование памятников культуры в воспитании современных школьников.

Все это свидетельствует о том, что педагогика, имея собственный предмет и область исследования, тесно связана с рядом смежных наук. В отличие от других дисциплин, изучающих отдельные стороны развития человека, происходящего под влиянием различных факторов, педагогика занимается человеком в целом и ищет наиболее действенные пути формирования целостной личности.

Читайте также:  Мартин Бубер и его философия - западная философия от истоков до наших дней

Анализ связей педагогики с вышеназванными науками позволяет выделить следующие формы их взаимодополнения:

  • — использование педагогикой основных идей, теоретических положений и обобщающих выводов других наук;
  • — творческое заимствование методов исследований, применяемых в этих науках;
  • — использование в педагогике конкретных результатов исследований, полученных в психологии, физиологии, социологии и других научных дисциплинах;
  • — применение педагогических знаний в комплексных исследованиях человека.

Материалы и данные смежных отраслей знаний используются па основе строгого их отбора, после специальной педагогической переработки, с обязательным выявлением условий и границ применения в педагогической науке.

Система сложных связей педагогики с другими науками способствовала становлению значительного количества направлений исследований в педагогике. Эти направления объединены в систему педагогических наук.

Источник: https://studme.org/234510/pedagogika/mesto_pedagogiki_sisteme_nauk

Наука/Педагогика — библиотека научных работ, темы авторефератов и диссертаций по педагогическим и психологическим наукам

Научная статья «Современное понимание структуры педагогики»

  • Структура науки определяется, в первую очередь, предметом изучения. Именно определение предмета педагогики служит основанием для структуризации педагогических дисциплин. Объектом современной педагогической науки является педагогическая действительность, предметом — взаимодействие субъектов целенаправленных процессов, ориентированное на содействие реализации потребности человека в самоактуализации. В понимании сущности предмета отражается двойной статус педагогики как социальной и гуманитарной науки.
  • Оформление дисциплинарной организации педагогической науки происходит в процессах интеграции, дифференциации и институциализации (внутренней неотъемлемой характеристики первых двух процессов), которые являются механизмами зарождения новых педагогических дисциплин, их развития и перехода к более высоким уровням дисциплинарной организации.
  • В структуре педагогики как самостоятельной научной отрасли с позиций дисциплинарного подхода выделяются: Внеинституциональный тип организации педагогической науки Институциональный тип организации педагогической науки
    • 1 уровень Исследовательский поиск (научные педагогические течения)
    • 2 уровень Новое научное направление (научные педагогические направления)
    • 3 уровень Специальности (научные педагогические специальности)
    • 4 уровень Дисциплинарная организация знания и дисциплинарное научное сообщество (собственно-педагогические дисциплины и дисциплины педагогического науковедения)
    • 5 уровень Дисциплинарные комплексы знания (общая педагогика)
  • В структуре педагогики как системы выделяются самостоятельные, но взаимосвязанные подсистемы: собственно педагогика и педагогическое науковедение.

    Базовой научной дисциплиной в структуре педагогики является общая педагогика, так как её содержание:

    • интегрирует содержание всех педагогических дисциплин, отражая основы педагогики;
    • используется разными педагогическими дисциплинами;
    • обеспечивает взаимопонимание исследователей и согласование различных аспектов педагогического знания;
    • отражает целостную картину педагогической реальности.

    В структуру общей педагогики включены структурные компоненты, которые достигли высшего уровня организации науки — уровня дисциплинарных комплексов знания: методология образования, история образования, сравнительное образование, теория и методика воспитания, дидактика, методики обучения, управление образовательными системами.

  • Собственно педагогика состоит из ряда научных дисциплин, отличающихся спецификой их предмета.

    Деление единого предмета педагогики происходит через выявление специфических особенностей педагогической поддержки процесса реализации потребности человека в самоактуализации, что обусловливает выделение в структуре собственно педагогики следующих групп педагогических дисциплин: «Возрастная педагогика», «Социальная педагогика», «Профессиональная педагогика», «Специальная педагогика».

  • Подсистемой педагогической науки является педагогическое науковедение, которое позволяет отраслям педагогики, находящимся на додисциплинарном уровне развития, осмыслить свой статус, наметить стратегии его формирования и поддержки, перейти на дисциплинарный уровень развития. Объектом исследования педагогического науковедения является педагогика как наука в целом, предметом исследования — развитие педагогической науки, понимаемой как целостная система научного знания и научной деятельности, исследуемая во всех своих проявлениях с целью рациональной организации и управления ею. В складывающуюся структуру педагогического науковедения сегодня правомерно включить: историю педагогики, наукометрию педагогики, логику педагогики, методологию (гносеологию) педагогики, теорию управления развитием педагогики.

  • Когнитивные и социальные признаки педагогической дисциплины определяют специфические возможности выбора внутри дисциплины стратегий, обеспечивающих её статус в структуре педагогики.

    Основные стратегии развития (и поддержания) научного статуса педагогической дисциплины связаны с обоснованием её содержательной и социальной самостоятельности, с усилением внутренней солидарности в когнитивной и социальной областях.

  • Дисциплинарная структура педагогики определяет 3-уровневое построение классификатора научных педагогических специальностей:

    Группы педагогических дисциплин: педагогическое науковедение, общая педагогика, возрастная педагогика, профессиональная педагогика, специальная педагогика, социальная педагогика Конкретные педагогические дисциплины

Источник: http://nauka-pedagogika.com/

Система педагогических наук. Место педагогики в системе наук о человеке

Систему педагогической науки, как и любую другую сложную систему, можно анализировать по различным признакам в зависимости от направленности изучения и желания получить ответы на те или иные вопросы.

Философия — фундамент педагогики, в частности та ее часть, которая специально занимается проблемами воспитания, получившая название философии воспитания. История педагогики исследует развитие воспитания как общественного явления, историю педагогических явлений.

Общая педагогика — базовая научная дисциплина, изучающая общие закономерности воспитания человека, разрабатывающая общие основы учебно-воспитательного процесса в воспитательных учреждениях всех типов.

Дошкольная и школьная педагогика — подсистема возрастной педагогики.

Здесь изучают закономерности воспитания человека, отражающие специфику учебно-воспитательной деятельности внутри определенных возрастных групп. Педагогика высшей школы занимается педагогическими проблемами взрослых.

  • Сурдопедагогика занимается вопросами обучения и воспитания глухонемых и глухих.
  • Тифлопедагогика занимается вопросами обучения и воспитания слепых.
  • Олигофренопедагогика — занимается вопросами обучения и воспитания умственно отсталых.

Педагогика развивается в тесной взаимосвязи с другими науками. Философские науки помогают педагогике определить смысл и цели воспитания, правильно учитывать действие общих закономерностей человеческого бытия и мышления, снабжают оперативной информацией о происходящих в науке и обществе переменах, тем самым, помогая корректировать направленность воспитания.

Анатомия и физиология составляют базу для понимания биологической сущности человека — развития высшей нервной деятельности и типологических особенностей нервной системы, первой и второй сигнальных систем, развития и функционирования органов чувств, опорно-двигательного аппарата, сердечнососудистой и дыхательной систем.

В процессе развития любой науки понятия объединяются, укрупняются и преобразуются в категории науки, которые представляют собой наиболее общие, фундаментальные, так называемые, «родовые» понятия, от которых происходят остальные понятия, используемые в данной науке.

Таким образом, в каждой науке формируется своя понятийно-категориальная система, отражающая взаимосвязь и взаимообусловлённость входящих в нее понятий.

В то же время система понятий любой науки всегда находится во взаимосвязи с понятийными системами других наук, которые изучают тот же самый объект.

Не является в этом смысле исключением и социальная педагогика, понятийная система которой находится в тесной взаимосвязи с системами понятий, прежде всего, педагогики и социологии, а также других наук, изучающих человека.

Теоретический блок

Педагогика как область гуманитарного антропологического знания.

Педагогическая антропология входит в педагогику как ее составная часть. Поэтому для ответа на вопрос, что такое педагогическая антропология, необходимо понять, что такое педагогика.

Педагогика — наука и искусство совершенствования человека и групп людей с помощью образования, воспитания и обучения.

В педагогическое знание включаются три главные области.

· Педагогика как наука и искусство. Область знания о педагогике как теории и практике называется философией педагогики, или общей педагогикой. Философия педагогики отвечает на следующие главные вопросы. Необходима ли педагогика как научное знание о воспитании? Если необходима, то как она возможна? Какова природа педагогики в отличие от других наук и искусств?

Природа педагогики как науки и искусства воспитания производна от природы воспитания, от понимания его сущности. Поэтому в основе философии педагогики лежит теория образования, воспитания и обучения.

· Теория образования, воспитания и обучения. Эта теория отвечает на вопросы о природе образования, воспитания и обучения, об их необходимости и возможности. Ее предметом являются процесс воспитания и учебный процесс.

Образование, воспитание и обучение человека зависят от понимания природы человека, от знания возможностей и границ его развития. Поэтому в фундаменте теории воспитания лежит знание о человеке как воспитуемом (обучаемом) и воспитателе (учителе).

· Педагогическая антропология как фундамент всего здания педагогики. Часть педагогики, посвященная познанию человека как воспитателя и воспитуемого, называется педагогической антропологией. Она отвечает на вопросы о природе человека и людского сообщества, о воспитуемости, обучаемости человека и групп людей.

На педагогической антропологии покоится теория образовательно-воспитательных процессов, над которой возвышается теория педагогики.

Что такое педагогика: наука или искусство?

Нет никакого сомнения, что вопрос о том, считать ли педагогику наукой или искусством, разрешится вполне, если будет отчетливо выяснено и определено, что такое наука, что такое искусство и чем занимается педагогика. К установке понятия науки и искусства и определению их взаимных отношений мы и обратимся поэтому прежде всего.

На науку и на искусство можно высказать различные взгляды, сообразно с которыми различно будет определяться и положение педагогики.

Можно так думать о науке: она есть осуществление стремления к чистому знанию, бескорыстному, самодовлеющему, знанию ради приятности и благородства самого знания; она есть возвышение ума в сферу бесстрастную и спокойную, где абсолютно царит разум, хотя расширение знания и сопровождается актом величайшего удовольствия. Чисто научное исследование совершенно и решительно чуждо каких-либо практических целей и интересов, попыток научать, исправлять, улучшать; оно есть знание, чистая мысль и больше ничего. Возле человека чистой науки может лежать богатейшее приложение его научной теории, обещающее неисчислимые блага и ему самому, и другим, и человек науки может пальцем не пошевельнуть для совершения этого приложения. Практическая утилизация знания — это совсем другой мир, существенно различный от чистого мира мысли и знания. Понимание явлений и расширение своего понимания вот сущность научной деятельности. А воспользуется ли кто-нибудь научными знаниями в практическом отношении или нет, принесут ли они какую-нибудь пользу или нет это совсем другой вопрос, чистой науки самой по себе совсем не касающийся.

Но держаться в такой отвлеченной сфере далеко не всякому ученому возможно. Применение научных законов к требованиям жизни и есть искусство.

Человек искусства не ставит своей задачей расширение знания ради самого знания, за чистым самодовлеющим знанием он не гонится, в сфере чистой мысли холодно его горячему любвеобильному сердцу; знать чтобы помочь, повелевать природой, доставлять удобства людям вот цель человека искусства.

Разница по цели деятельности между человеком науки и человеком искусства ясна: один хочет открывать новые знания, теоретически выяснять прежние; другой из знаний, уже открытых, стремится извлечь практические результаты, а о новом знании заботится настолько, насколько оно обещает новые улучшения жизни.

Что же касается самих мыслительных процессов, то они близко сходны и у человека науки, и у человека искусства: и тот и другой вращаются постоянно в сфере научных положений, законов и правил, комбинируют научные данные на разные лады, делают заключения, новые сопоставления и т.д.

Только человек науки ставит дело так, чтобы из образованных сочетаний получилось новое теоретическое положение, а человек искусства так, чтобы получилось новое практическое применение. Последний для достижения своей цели неизбежно вводит в свою мысль новые элементы, совершенно сторонние чистому уму, потребности жизни, времени, обстоятельств, которыми и определяются цели, но не самый процесс комбинаций научных данных.

С этой точки зрения на науку и искусство педагогика несомненно должна быть отнесена к разряду искусств, потому что она имеет своей задачей не расширение чистого знания ради его самого, а более практические цели — вспомоществование правильному развитию сил детей, их нормальному физическому и психическому росту. Те законы, которые добыты науками о человеке, она старается применить к развитию подрастающих поколений. Но против высказанной точки зрения на науку и искусство и их взаимоотношение могут быть предъявлены разные возражения.

К рассмотренному взгляду на науку и искусство подходит тот, который высказал Д.С. Милль в своей «Логике» и который повторяет Ушинский. Отношение между наукой и искусством Милль определяет так: искусство ставит себе цель, определяет ее и передает науке.

Наука рассматривает ее и, изучивши ее причины и условия, возвращает назад искусству вместе с теоремой того сочетания обстоятельств, которым она может быть достигнута; а искусство, рассмотрев предложенное наукой сочетание обстоятельств, решает, достижима цель или нет.

Таким образом, оказывается, что в искусстве главная роль принадлежит науке, сущность дела искусства зависит от науки.

И Милль прямо утверждает, что не только «основания всякого правила искусства должны быть отыскиваемы в теоремах науки», но и что «искусство вообще состоит из истин науки, расположенных в порядке, наиболее удобном для практики, вместо порядка, наиболее удобного для мысли». Искусство, следовательно, по содержанию тождественно с наукой, различно же от него по форме. Из-за различий в форме разделять деятельности по роду и одну называть наукой, а другую искусством едва ли основательно.

И все-таки это искусство? Я думаю, да. Можно прекрасно знать педагогику и быть плохим педагогом. Конечно, нужны интуиция, нравственный посыл, желание помочь, видение перспективы, цели и задачи.

Знания основ педагогики как науки тоже важны, но только как «орудие» воспитания и не более.

А сама педагогика намного шире ее научных выкладок, ведь мы имеем дело с человеческим материалом, который будет преобразовываться в «умелых руках» скульптора-педагога.

Соотношение основных категорий педагогики.

В целом в педагогике можно выделить несколько точек зрения на проблему соотношения категорий «образование» «воспитание» «обучение» «формирование» «развитие».

Одна из них предполагает, что воспитание выступает в качестве всеобщей категории, включающей в себя и обучение и образование. С данных позиций воспитывать означает выращивать и обучать ребенка правилам поведения, давать ему образование.

Если воспитание понимать как обучение человека правилам поведения, то оно является лишь частным случаем обучения. Порой же имеют место попытки отождествить понятия «воспитание» и «образование».

В Законе «об образовании» образование трактуется как всеобщая категория. Оно определяется как «целенаправленный процесс обучения и воспитания в интересах личности, общества, государства». Н.В. Бордовская и А.А.

 Реан отмечают, что внимательное рассмотрение различных точек зрения ученых и практиков позволило пойти по пути вычленения общего и особенного в каждом из категорий. Данный принцип, по их мнению, лег в основу третьей позиции. Она предполагает выделение в каждом понятии аспектов деятельности, взаимодействия, системности.

Это значит, что обучение, воспитание и образование можно рассматривать как особым образом организованную деятельность, результатом которой является формирование и развитие человека.

Существует и еще одна точка зрения, которая главной называет категорию «социализация» (О.С. Гребенюк, Т.Б. Гребенюк).

В рамках данного подхода обучения, воспитание и формирование являются факторами развития, а в итоге — социализации человека. Поэтому социализация, по мнению О.С. Гребенюка и Т.Б.

 Гребенюк, самое широкое понятие, включающее влияние стихийных обстоятельств жизни и процесс целенаправленного педагогического формирования индивида (обучение, воспитание, развитие).

Функции педагогической науки: теоретическая, практическая, прогностическая.

Функции педагогики как науки обусловлены ее предметом. Педагогика реализует в органичном единстве функции на теоретическом и технологическом уровнях.

Теоретический уровень подразумевает реализацию следующих функций: объяснительной, состоящей в том, что наука описывает педагогические факты, явления, процессы, объясняет, по каким законам, при каких условиях, почему протекают процессы воспитания, образования и развития, изучает передовой и новаторский педагогический опыт;

диагностической, которая заключается в выявлении состояния педагогических явлений, успешности или эффективности деятельности педагога и учащихся, установлении условий и причин, их обеспечивающих;

прогностической, предполагающей обоснованное предвидение развития педагогической действительности, включающей в себя и теорию, и практику.

Она связана с проведением экспериментальных исследований педагогической действительности и построением на их основе моделей ее преобразования, а также с раскрытием сущности педагогических явлений, нахождением глубинных явлений в педагогическом процессе, научным обоснованием предполагаемых изменений.

На этом уровне создаются теории обучения и воспитания, модели педагогических систем, опережающие образовательную практику.

Технологический уровень предполагает реализацию таких функций педагогики, как:

— проективная, связанная с разработкой методических материалов (учебных планов, программ, учебников и учебных пособий, педагогических рекомендаций), воплощающих в себе теоретические концепции и определяющих «нормативный или регулятивный» (В.В. Краевский) план педагогической деятельности, ее содержание и характер;

  1. — преобразовательная, направленная на внедрение достижений педагогической науки в образовательную практику с целью ее совершенствования и реконструкции, на совершенствование педагогической практики путем создания эффективных педагогических систем и технологий, позволяющих получать более или менее прогнозируемые результаты воспитания и образования;
  2. — рефлексивная и корректировочная, предполагающие оценку влияния результатов научных исследований на практику обучения и воспитания и последующую коррекцию во взаимодействии научной теории и практической деятельности;
  3. — воспитательно-образовательная, реализуемая через обучение, воспитание и развитие личности человека.
  4. Что дает современному учителю педагогическая наука?

Мастерство педагога в основном связано с его личностью, с наличием у него специфического комплекса качеств. Эти качества должны не только способствовать проявлению в работе профессиональных навыков, но и самостоятельно организовывать свою педагогическую деятельность.

Состав набора качеств педагога-профессионала, необходимых для обеспечения учебно-воспитательного процесса, довольно многообразен и обширен. Здесь и развитое чувство патриотизма, и гражданственность, высокий уровень интеллигентности и гуманизма, а также богатая внутренняя культура.

Педагогическое мастерство также подразумевает любовь к труду во всех его формах и отличную работоспособность.

Кроме того, педагог-мастер просто обязан обладать человеколюбием, уметь общаться с людьми различных психологических типов и доводить до них тот объем информации и знаний, которые ему требуется довести в рамках обязательной образовательной программы и мер психологического воспитания.

Если рассматривать психологическое мастерство с технологической точки зрения, то его можно определить как систему, в число компонентов которой входят профессиональные знания и навыки, общий уровень культуры, способность к творчеству и технологическая компетентность.

Источник: https://studbooks.net/1962381/pedagogika/sistema_pedagogicheskih_nauk_mesto_pedagogiki_sisteme_nauk_cheloveke

Место педагогики в системе наук о человеке

  • Кафедра педагогики
  • ПОРТФОЛИО
  • по педагогике
  • выполнено студенткой факультета
  • иностранных языков
  • 1 курса
  • Группы «Б»
  • Семендяевой Анастасией
  • Луганск 2011-2012 учебный год
  • Система педагогических наук.
  • Систему педагогической науки, как и любую другую сложную систему, можно анализировать по различным признакам в зависимости от направленности изучения и желания получить ответы на те или иные вопросы.

Философия – фундамент педагогики, в частности та ее часть, которая специально занимается проблемами воспитания, получившая название философии воспитания. История педагогики исследует развитие воспитания как общественного явления, историю педагогических явлений.

Общая педагогика – базовая научная дисциплина, изучающая общие закономерности воспитания человека, разрабатывающая общие основы учебно-воспитательного процесса в воспитательных учреждениях всех типов.

Возрастная педагогикадошкольная, школьная педагогика, педагогика взрослых, — изучающая возрастные аспекты обучения и воспитания, закономерности воспитания человека, отражающие специфику учебно-воспитательной деятельности внутри определенных возрастных групп. Педагогика высшей школы занимается педагогическими проблемами взрослых.

Коррекционная педагогикасурдопедагогика (обучение и воспитание глухих и слабослышащих): тифлопедагогика (обучение и воспитание слепых и слабовидящих), олигофренопедагогика (обучение и воспитание умственно отсталых и детей с задержками умственного развития), логопедия (обучение и воспитание детей с нарушениями речи).

Отраслевая педагогика (общая, военная, спортивная, высшей школы, производственная и т.п.) .

Место педагогики в системе наук о человеке.

Место педагогики в системе наук о человеке может быть выявлено в процессе рассмотрения ее связей с другими науками. В течение всего периода своего существования она была тесно связана со многими науками, которые оказывали неоднозначное влияние на ее становление и развитие.

Некоторые из этих взаимосвязей возникли давно, еще на этапах выделения и оформления педагогики как науки, другие являются более поздними образованиями.

В числе первых сложились связи педагогики с философией и психологией, которые и сегодня являются необходимым условием развития педагогической теории и практики.

Связь педагогики с философией является наиболее длительной и продуктивной, так как философские идеи продуцировали создание педагогических концепций и теорий, задавали ракурс педагогического поиска и служили ее методологическим основанием.

Трактовки связей философии и педагогики носили достаточно жесткий оппозиционный характер. С одной стороны, педагогику считали «полигоном» для приложения и апробации философских идей. В этом случае ее рассматривали как практическую философию. С другой стороны, неоднократно предпринимались попытки отказаться от философии в педагогике.

Сегодня общепризнанной является методологическая функция философии по отношению к педагогике, что является вполне правомерным и обусловливается самой сущностью философского знания, мировоззренческого по своей природе, и решаемым задачам осмысления места человека в мире, выявления его взаимоотношений с миром. От системы философских взглядов (экзистенциальных, прагматических, неопозитивистских, материалистических и др.), которых придерживаются исследователи педагогики, зависит направление педагогического поиска, определение сущностных, целевых и технологических характеристик образовательного процесса.

Связь педагогики с психологией является наиболее традиционной. Педагогика, чтобы стать подлинной наукой и эффективно направлять деятельность педагога, должна учитывать ту реальность, с которой имеет дело человек в его своеобразном и конкретном развитии.

Это более трех столетий тому назад отмечал основатель педагогики Я.А. Коменский. Он писал, что даже столяр, чтобы изготовить стол, должен знать и учитывать породу дерева, его свойства, способы обработки.

Неужели же человек настолько проще, чем дерево, что некоторые учителя считают возможным «формовать» его, не зная ни природы, ни свойств его души, ни способов воздействия на нее.

Требования понимать свойства человеческой природы, ее естественные потребности и возможности, учитывать механизмы, законы психической деятельности и развития личности, строить образование (обучение и воспитание), сообразуясь с этими законами, свойствами, потребностями, возможностями выдвигали все выдающиеся педагоги.

Первоначально отношение между педагогикой и психологией представлялось многим очень простым. Если психология раскрывает «механизмы души», то из нее можно напрямую вывести, как следует формировать душу ребенка в соответствии с целью образования.

Это объясняется тем, что педагогика до тех пор, пока не накопила в достаточной степени собственного научного содержания, использовала в качестве теоретического обоснования педагогической практики психологию.

Более того, самые выдающиеся педагоги прошлого в первую очередь были философами и психологами.

В этой связи при анализе связей педагогики с психологией важно различать психологизм как методологическую позицию и психологию как науку, которая была и остается важнейшим источником научного обоснования образовательного процесса. Психологизм проявляется в том, что психология объявляется единственным научным основанием, направляющим педагогическую практику. Однако, как отмечает В.

В. Давыдов, психология хотя и должна учитываться, но она «не диктатор», поскольку жизнь педагогов и детей обусловлена социально-педагогическими условиями, определяющими и психологические закономерности развития личности. Эти закономерности носят конкретно-исторический характер, и потому при изменении социально-педагогических условий меняются и закономерности развития личности .

Связи педагогики с другими науками не исчерпываются философией и психологией, общим моментом которых является изучение человека как личности. Педагогика тесно связана и с науками, изучающими его как индивида. Это такие науки, как биология (анатомия и физиология человека), антропология и медицина.

Образование как целенаправленно регулируемый процесс социализации не означает игнорирования того, что человек, его развитие зависят от действия природных факторов.

Их влияние оказывается менее заметным потому, что оно опосредовано социальными механизмами регуляции. Проблема соотношения природных и социальных факторов развития человека — одна из центральных для педагогики.

Она является и важнейшей для биологии, изучающей индивидуальное развитие человека.

Педагогика, рассматривая человека в качестве естественно-природного и социального существа, не могла не задействовать тот потенциал, который накапливался в антропологии как науке, интегрирующей знания о феномене человека в единый теоретический конструкт, рассматривающий природу условного человека в его многомерности и многоликости.

Связь педагогики с медициной привела к появлению коррекционной педагогики как специальной отрасли педагогического знания, предметом которой является образование детей, имеющих приобретенные или врожденные отклонения в развитии.

Она разрабатывает во взаимосвязи с медициной систему средств, с помощью которых достигается терапевтический эффект и усваиваются такие позиции, роли, ценности, которые облегчают процессы социализации, компенсирующие имеющиеся дефекты или снижающие их тяжесть.

Развитие педагогики связано также с науками, изучающими человека в обществе, в системе его социальных связей и отношений. Потому неслучайно стали устанавливаться достаточно устойчивые взаимодействия между педагогикой, психологией, социологией, экономикой, политологией и другими социальными науками.

Отношения между педагогикой и экономическими науками сложны и неоднозначны. Экономическая политика во все времена была необходимым условием развития образованности общества.

Немаловажным фактором развития педагогики остается экономическое стимулирование научных исследований в этой области знаний.

Связь этих наук послужила обособлению такой отрасли знания, как экономика образования, предметом которой является специфика действия экономических законов в сфере образования.

Связи педагогики с социологией относятся также к числу традиционных, так как и первая и вторая озабочены планированием образования, выявлением основных тенденций развития тех или иных групп или слоев населения, закономерностей социализации и воспитания личности в различных социальных институтах.

Связь педагогики с политологией обусловлена тем, что образовательная политика всегда являлась отражением идеологии господствующих партий и классов, воспроизводя ее в концептуальных схемах и теориях. Педагогика стремится выявить условия и механизмы становления человека в качестве субъекта политического сознания, возможности усвоения политических идей, установок, политического мировоззрения.

Рекомендуемые страницы:

Воспользуйтесь поиском по сайту:

Источник: https://megalektsii.ru/s75268t3.html

Социальная педагогика в системе наук о человеке

1. Социальная педагогика в системе наук о человеке

Когда мы говорим 
о социальной педагогике, мы в первую очередь относим ее к системе 
педагогических наук, к некоторой 
совокупности взаимосвязанных частей, или отраслей. Для педагогики такими элементами являются педагогические научные дисциплины. Иногда о них говорят, характеризуя структуру педагогической науки.

В зависимости от способа и задач рассмотрения они могут выступать и как отрасли этой науки, и как отдельные, относительно самостоятельные научные дисциплины. Общее для всех таких дисциплин — объект педагогики, т. е. педагогический процесс.

Каждая из них специально рассматривает ту или иную сторону целостного педагогического процесса, выделяя свой собственный предмет.

Социальная 
педагогика, будучи самостоятельной педагогической наукой, в то же время тесно связана с рядом других наук и использует накопленные в них факты. Среди них есть базисные — основные для социальной педагогики. К их числу принято относить философию, общую педагогику, социальную работу, социальную психологию, социологию, политологию.

Социальная 
педагогика связана с общей педагогикой 
как часть и целое.

Назначение социальной педагогики — установить направления, содержание, формы поддержки 
личности в определенных социокультурных 
условиях, конкретизировать положения общей педагогики применительно к возможностям среды.

Из общей педагогики социальная педагогика заимствовала многие понятия и положения: о принципах, закономерностях, методах воспитания, формах организации совместной деятельности, условиях семейного воспитания и многое другое.

Однако 
связь педагогики и социальной педагогики не столь однозначна. Еще не решен 
в окончательном виде вопрос о 
месте социальной педагогики в общей 
системе педагогической науки. Социальная педагогика может относиться к подсистемам первой степени, наряду с общей педагогикой, философией образования, семейной педагогикой.

В подсистему второй степени, иерархически подчиненную первой, могут быть включены специальные отрасли педагогики: дошкольная, военная, спортивная и др. Социальная педагогика и педагогика, по мнению Г.Н.

Филонова, — две самостоятельные науки, относящиеся к разным областям знания, имеющие общие границы, «сопредельные», по выражению автора, но не связанные иерархически как часть и целое.

Педагогика 
изучает общие закономерности воспитания, обучения и управления образованием. По мнению А.В.

Иванова, фактически на протяжении веков педагогика рассматривала то процессы индивидуального развития и возможности вхождения личности в социальное окружение, то ее процессы и явления, связанные с успешной социализацией человека.

Таким образом, педагогику можно рассматривать в соответствии с теми задачами, которые были актуальны для данного времени, для тех или иных ученых и их окружения. В настоящее время можно констатировать, что существуют две педагогических науки: педагогика индивидуальности и социальная педагогика.

Причем все отраслевые педагогики: дошкольная педагогика, педагогика школы, педагогика профессионального образования, педагогика закрытых учреждений различного типа, а также семейная, конфессиальная, коррекционная и т. д. — сочетают в себе закономерности как индивидуальной, так и социальной педагогики.

Социальная педагогика — это педагогическая наука, позволяющая рассматривать педагогические явления и процессы, их закономерности в соответствии с теми задачами и целями, которые направлены на формирование и развитие личности в социальном мире, гармонизацию отношений человека и общества.

Социальная 
педагогика — это относительно целостная, сложная комплексная система.

В систему 
педагогических наук входят методики обучения и воспитания школьников различным 
дисциплинам: методики преподавания языка, литературы, истории, физики, математики, химии, биологии и иных учебных предметов.

Здесь содержатся специфические 
частные закономерности развития учащихся.

Исследователи методик преподавания обогащают науку не только узкими предметными знаниями обучения и воспитания конкретной дисциплине, но и расширяют понятийный аппарат социальной педагогики.

Социальная 
педагогика тесно связана с социальной работой.

Социальная педагогика в социальной работе выступает в роли научного стержня потому, что информационные задачи, вопросы формирования знаний об обществе, отношениях в группе, социализации, развитии готовности личности к самопомощи решаются в основном педагогическими методами и средствами.

Решение социальных задач во многом определяется воспитанностью людей, поэтому социальной педагогике принадлежит ведущая роль в определении способов, путей и средств развития личности, субъектов и объектов социальной работы.

Социальная 
педагогика связана с исправительно-трудовой педагогикой, которая содержит теоретические 
обоснования и разработки практики перевоспитания лиц, находящихся в 
заключении за совершенные преступления. Другое ее название — педагогика пенитенциарных учреждений.

Существует детская и взрослая отрасли науки по перевоспитанию людей, отбывающих наказание за совершенные преступления.

В связи с этим педагогические основы исправительно-трудовой педагогики должны включать элементы педагогической теории о принципах, содержании, методах, путях и средствах педагогического воздействия, разрабатываемые в социальной педагогике.

В последние 
годы активно развивается коррекционная 
педагогика, которая изучает особенности 
развития детей с ограниченными возможностями, разрабатывает теоретические основы, принципы, методы, формы и средства воспитания и образования детей и взрослых, имеющих отклонения в физическом развитии.

Она обеспечивает научные основы работы специальных образовательных школ и дошкольных учреждений, классов коррекции (классов выравнивания, компенсирующего обучения), логопедических пунктов, специальных дошкольных групп при массовых школах и детских дошкольных учреждений.

Одной из важных проблем коррекционной педагогики является разработка педагогических технологий работы с детьми группы риска.

Теории воспитания и образования лиц без зрения, слуха, с нарушениями в развитии мышления и поведения являются основой для педагогики социального развития личности (социальное воспитание); педагогики социальной среды как частных разделов социальной педагогики.

Философия является методологической основой 
социальной педагогики. Будучи системой научных знаний, социальная педагогика состоит из двух связанных разделов: теоретико-методологического (методологические основы познания, законы, научный аппарат и т. д.

) и прикладного (практического применения общих теоретических положений).

Поэтому те или иные философские течения, концепции, теории, методология познания и преобразования — все это составляет исходные методологические основания, основы социально-педагогических теорий.

Аппарат социальной философии содержит универсальные 
категории культуры и формы мышления: человек, культура, социум, свобода, гуманизм, конфликт, социальное время и пространство, общественная деятельность, ситуация, жизнь, смерть, субъект и объект, образ жизни, картина мира, душа, социальная экология и т. п. Все эти категории осмысляются в социальной педагогике в их конкретно-историческом проявлении и через выявление их педагогического содержания, смысла или потенциала

Определенная часть теоретических 
знаний в социальной педагогике выросла 
из социологических теорий, поэтому 
принято считать, что социальная педагогика связана с социологией. Исследования в области социальной педагогики опираются на социологические 
данные или методы анализа социальной реальности.

Например, при диагностике детей 
группы обычно используются данные интервью, анкет, опросных листов, документов архивов, автобиографий и других источников и методов сбора информации, которые 
традиционно применяются в 
социологии. Социологические методы исследования в значительной мере используются в прикладных исследованиях по социальной педагогике, так же как и в других научно-педагогических дисциплинах.

Другая базисная для социальной педагогики наука — психология, раскрывающая закономерности развития личности, групп и коллективов.

Из психологии социальная педагогика черпает сведения об особенностях личности, социального познания, механизмах и условиях социализации личности, истоках отношений личности, особенностях межличностного общения, о социальных факторах отклоняющегося поведения, содержании психосоциальной работы. Многие подходы в социальной педагогике, оформляясь в определенные направления, обычно опирались на те или иные психологические воззрения.

Социальная педагогика тесно связана с конфликтологией. Конфликтология изучает типы, виды и формы социальных конфликтов, их общие закономерности; социальная педагогика — главным образом межличностные, внутри личностные и личностно-групповые конфликты. Конфликтологическая теория пронизывает большинство современных разделов обществоведения и человекознания.

Поскольку бесконфликтного личностного развития не бывает в природе, социальная педагогика изучает (как часть научного объекта) потенциально и реально существующие конфликты между личностью и социальной средой (социумом и микросоциумом), взаимоотношения человека с другими людьми, которые имеют конфликтный, а поэтому особо значимый как для личности, так и ее окружения характер. Социальные педагоги имеют дело с остроконфликтными категориями населения (молодежью, инвалидами, пенсионерами, безработными, беженцами и т. п.) и призваны содействовать ослаблению социальной напряженности. Учитывая, что социальная конфликтность достигла высоких качественных и количественных параметров, конфликтологический анализ проблематики социальной педагогики является социально актуальным и чрезвычайно важным. Таким образом, содержание науки социальной педагогики, ее объект, предмет, категории и другие атрибуты не могут осмысляться вне конфликтологического аспекта. В противном случае неизбежен ее отрыв от реальных общественных запросов, возможна искаженная интерпретация ее функций и предназначения.

В последние годы социальные педагоги стали широко использовать данные политологии.

В политологии для социальной педагогики представляют интерес исследования в области социальной политики, которая как составная часть внутренней политики государства, а также общественного сектора, воплощенная в их социальных программах и практике и регулирующая отношения в государстве и обществе в интересах и через интересы основных социальных групп населения, является сферой, определяющей практическую социально-педагогическую деятельность различных социальных институтов. Как наука социальная педагогика не зависит от социальной политики, так как сама социальная политика по своему происхождению вторична относительно экономики, которая была и остается определяющей материальной основой решения всех социальных задач. Социально-педагогическая практика представляет собой форму, технологию, способ реализации социальной политики, а социальная педагогика как научная дисциплина предлагает политологии фундаментальные теоретические положения, позволяющие ей разрабатывать эффективные механизмы реализации социальных доктрин.

Данным перечнем наук и научных дисциплин не исчерпываются связи социальной педагогики с другими науками.

Как развитая часть педагогической науки социальная педагогика практически 
воспроизводит структуру всей науки: в ней выделяются фундаментальные 
и прикладные разделы, научно-эмпирические (педагогика социального развития личности, или социальное воспитание), интегративные (педагогика среды), междисциплинарные (педагогика социальной работы) и комплексные (профессиональное образование в области социальной педагогики) области, научные направления, течения, школы.

По мнению И.А. Липского, общими ее разделами являются: история социальной педагогики; методология социальной педагогики; сравнительная социальная педагогика.

Общие разделы содержат в себе знание, являющееся общим 
для частных дисциплин социальной педагогики, для ее научных направлений, областей и течений.

Знания ее общих разделов проявляются на всех уровнях и во всех видах социально-педагогической деятельности, во всех типах социально-педагогических систем, во всех социально-педагогических процессах.

  • История социальной педагогики включает в себя частные подразделы, или 
    теории второго уровня: общие вопросы 
    социальной педагогики; история социальной педагогики по периодам и этапам ее развития; персоналии в истории социальной педагогики; социально-педагогические историко-научные исследования.
  • Методология социальной педагогики включает в себя теории второго уровня, к 
    которым отнесены: теория методологических основ социальной педагогики; теория социально-педагогического наук ведения; теория научно-исследовательской деятельности в социальной педагогике; теория научно-преобразовательной деятельности в социальной педагогике; теория научно-образовательной деятельности в социальной педагогике.
  • Сравнительная социальная педагогика представлена теориями второго уровня, которые отражают: мировую социально-педагогическую мысль; развитие социальной педагогики по регионам мира; развитие социальной педагогики по странам мира; научные исследования по социальной педагогике за рубежом; подготовку специалистов социальной сферы за рубежом.

Частные дисциплины социальной педагогики отражают ее научно-дисциплинарную структуру. К ним относятся: педагогика социального 
развития личности (социальное воспитание); педагогика социальной среды; педагогика социальной работы; профессиональное образование в области социальной педагогики.

  1. Педагогика социального развития личности (социальное воспитание) отражается в теориях второго уровня: общие 
    вопросы социального развития (социального 
    воспитания) личности; теория социального развития (социального воспитания) личности; методика социального развития (социального воспитания).
  2. Педагогика социальной среды раскрывается посредством частных теорий второго 
    уровня, к которым относятся: общие 
    вопросы педагогики социальной среды; теория педагогики социальной среды; педагогические технологии преобразования социальной среды.
  3. Педагогика социальной работы включает теории второго уровня: общие вопросы 
    педагогики социальной работы; теория педагогики социальной работы; педагогика социальной работы с различными группами населения; педагогика социальной работы в различных видах и типах социума; педагогические технологии социальной работы.
  4. Профессиональное 
    образование в области социальной педагогики также содержит ряд теорий второго уровня: общие вопросы профессионального образования; до профессиональная подготовка и начальное профессиональное образование; среднее специальное профессиональное образование; вузовское профессиональное образование; пост вузовское профессиональное образование и повышение квалификации; подготовка научных и научно-педагогических кадров в области социальной педагогики.

Источник: https://www.yaneuch.ru/cat_16/socialnaya-pedagogika-v-sisteme-nauk/188584.2024179.page1.html

Ссылка на основную публикацию