Заведующий кафедрой: Скрипкина Татьяна Петровна, доктор психологических наук, профессор Корпус 7, кабинет 382 Телефон: +7 (495) 251-36-97
E-mail: soc.psy@rggu.ru
Секретарь-администратор: Полякова Полина Скрипкина Татьяна Петровна, Доктор психологических наук, профессор. На кафедре социальной психологии утверждена и активно разрабатывается общая тема исследований «Социально-психологические проблемы современного российского общества». В рамках названной темы сотрудниками кафедры активно разрабатываеются различные проблемы научной тематики. В рамках общей темы исследования реализуются научные проекты и проекты, имеющие социальную значимость.
Заведующая кафедрой, профессор Скрипкина Т.П. разрабатывает темы «Социально-психологические проблемы социокультурной модернизации общества и образования» и «Психология толерантности, экстремизма и терроризма». Профессор Солодникова И.В. занимается изучением психологических и социальных факторов формирования зрелой личности.
Профессор Булгаков А.А. В течение многих лет занимается разработкой проблем «Психология межгрупповой адаптации в организациях экономики, образования, здравоохранения, государственных и правовых структурах». Профессор Симонович Н.Е.
разрабатывает направление «Социальная и экономическая безопасность»; «Особенности поведения осужденных в исправительных учреждениях»; «Проблемы социальной безопасности общества». Доценты кафедры Е.Б.Петрушихина и И.В.
Байер являются признанными специалистами в области организационной психологии, имеющие как научные публикации, так и опыт практической работы психологов в организациях.
Сотрудниками кафедры были разработаны методики, апробированы в образовательных организациях и подтвердили свою эффективность психосоциальные технологии по работе с трудными подростками, связанные с проектированием безопасной образовательной среды в образовательных учреждениях.
В соответствии с полученными результатами научно-исследовательской работы сотрудниками кафедры разработаны и внедрены в учебный процесс авторские спецкурсы «Психология межгрупповой адаптации в организациях» и «Педагогика и психология девиантного поведения» — «Реабилитация подростков с девиантным поведением», «Проблемы социокультурной модернизации общества», «Психология доверия, толерантности, экстремизма и терроризма». Изучены особенности поведения и ресоциализации осужденных. Полученные результаты внедрены в учебный процесс, в содержание производственной практики и в учебно-практические занятия с сотрудниками и осужденными исправительных учреждений г.Москвы и Московской области. Кафедра социальной психологии реализует направление подготовки «Психология служебной деятельности» (специалитет) и программу магистратуры «Социальная психология».
Скрипкина Татьяна Петровна, доктор психологических наук, профессор Булгаков Александр Владимирович, доктор психологических наук, профессор Симонович Николай Евгеньевич, доктор психологических наук, профессор Солодникова Ирина Витальевна, доктор социологических наук, профессор Марковская Оксана Вячеславовна, Байер Ирина Викторовна, кандидат психологических наук, доцент
Петрушихина Елена Борисовна, кандидат психологических наук, доцент
Соболева Мария Олеговна, кандидат психологических наук, доцент Смирнова Татьяна Юрьевна, старший преподаватель Основные преподаваемые дисциплины: ►Социальная психология ►Этнопсихология ►Психология служебной деятельности ►Политическая психология ►Организационная психология ►Психология конфликта ►Психология ведения переговоров
►Психология кадрового менеджмента
►Психология массовых коммуникаций ►Психология толпы и массовых беспорядков ►Руководство и лидерство ►Пенитенциарная психология ►Гендерная психология
Примерные темы курсовых и Выпускных Квалификационных работ:
Курсовые работы
1. Исследования темперамента и мотивации у военнослужащих 2. Факторы, взаимосвязанные с особенностями социального и эмоционального интеллекта 3. Взаимосвязь типа личности с используемыми копинг-стратегиями и защитными механизмами 4. Особенности взаимосвязи творческого интеллекта, черт характера и копинг-стратегий у студентов гуманитариев 5.
Взаимосвязь характеристик эмоциональной сферы и копинг-стратегий в юношеском возрасте 6. Социально-психологические факторы, влияющие на эффективность обучения в старшей школе и в вузе. 7. Особенности субъективных и объективных характеристик эмоционального интеллекта и социальной успешности у студентов 8.
Копинг-стратегии успевающих и неуспевающих студентов, обучающихся по специальности «Психология служебной деятельности» 9. Тревожность и самооценка у подростков с различными представлениями об отношении к ним родителей 10. Социально-психологические особенности юношей и девушек с разным отношением к жертвам насилия 11.
Взаимозависимость показателей профессионального выгорания с отношением к пожилому возрасту и старости в целом
Агрессивность в подростковом и юношеском возрасте
Выпускные Квалификационные Работы
1. Психологические особенности организационной культуры общеобразовательного учебного учреждения 2. Особенности субъективных и объективных характеристик эмоционального интеллекта и социальной успешности у студентов 3. Социально-психологические характеристики военнослужащих 4. Социально-психологические характеристики, влияющие на успеваемость девиантных подростков 5. Представление о сотрудниках правоохранительных органов у лиц с разным опытом взаимодействия с ними 6. Особенности профессиональных деформаций сотрудников МЧС с разным уровнем выраженности доверительных отношений 7. Особенности профессиональных деформаций сотрудников МЧС с разным уровнем доверительных отношений 8. Особенности мотивационно-потребностной сферы сотрудников центрального офиса и филиалов компании 9. Особенности жизнестойкости и предпочитаемых стратегий совладающего поведения у сотрудников МВД с разным стажем работы 10. Этнопсихологические особенности проявления насилия в семье 11. Личностные и организационные факторы удовлетворенности работой 12. Формирование конструктивного поведения (организационного гражданства) в организации 13. Гендерные аспекты руководства и организационного поведения 14. Психологические факторы эффективного руководства 15. Влияние интеллекта на эффективность управленческой деятельности 16. Гендерные аспекты ролевого взаимодействия в семье Положение о кафедре социальной психологии
Источник: https://www.rsuh.ru/education/psy/structure/social-psy.php
Кафедра психологии развития личности
Зав.кафедрой: Корытова Галина Степановна Адрес: 634041,г.Томск,пр.Комсомольский, д.75; каб.224 Телефон: (382-2)311-341 Телефон внутренней связи: 270
Состав кафедры
Профессорско-преподавательский состав кафедры отличает высокий профессонализм, заинтересованность и прданность своему делу. Преподаватели кафедры ПРЛ являются ведущими специалистами в области психологии, педагогики и медицины: доктор психологических наук Жигинас Н.В.; доктор психологических наук, профессор Корытова Г.С.; доктор медицинских наук, профессор Рудницкий В.А.
, кандидат психологических наук И.Л. Шелехов; кандидат психологических наук Е.П. Молчанова; кандидат биоилогичеких наук Гребенникова Е.В.; кандидат психологических наук В.С. Иванова. В сотаве кафедры также работают молодые преподаватели, бывшие выпускники факультета с. преподаватель Сухачева Н.И.; ст. преподаватель Закотнова Е.Ю.; ст.преподаватель Печенкина Т.И. и др.
В рамках осуществления научно-исследовательской деятельности при кафедре ПРЛ организована и активно работает лаборатория психологии творчества и развития личности, возглавляемая зав. кафедрой, профессором Корытовой Галиной Степановной.
В рамках лаборатории студенты и аспиранты проводят научные исследования и решают актуальные вопросы психологии. К работе лаборатории привлекаются ведущие специалисты образовательных учреждений и научно-исследовательских вузов г. Томска.
Преподаватели кафедры осуществляют психологическое сопровождение студентов, получающих высшее образование в условиях пенитенциарного учреждения. Данное направление курирует кандидат психологических наук Е.П. Молчанова.
С 2008 года преподаватели кафедры занимаются вопросами когнитивной адаптации иностранных студентов, находящихся в условиях образовательного пространства Томского государственного педагогического университета.
Куратором данного направления является кандидат психологических наук Л.В. Ахметова.
Кафедра активно сотрудничает со многими научными институтами и практико-ориентированными центрами России, Белоруссии, Казахстана, Монголии.
Позиционирование выпускников
Наши выпускники всегда востребованы и конкурентоспособны на рынке труда. Они работают в государственных и частных вузах, колледжах, школах и детских садах; в центрах и консультациях, оказывающих психологические услуги населению и организациям; в отделах по работе с персоналом крупных компаний и банков; в солидных кадровых и рекламных агентствах; службах занятости.
- Особенности научной, экспериментальной деятельности кафедры
- Приоритетными направлениями научно-исследовательской деятельности кафедры являются вопросы психологии личности, психического и репродуктивного здоровья, субъектности личности, социально-психологической реабилитации лиц с ограниченными возможностями здоровья и лиц, находящихся в особых условиях пребывания.
- Направления деятельности кафедры по работе с учителями
- Курсы повышения квалификации
- Профессиональная переподготовка педагогов осуществляется по направлению подготвки Психолого-педагогическое образование.
Источник: https://www.tspu.edu.ru/fpso/kaf-prl
Понятие «пенитенциарная психология»
Юридический психолог работает в разных направлениях. Важнейшей областью является пенитенциарная психология.
Определение 1
Пенитенциарная психология – это отрасль психологии, исследующая факты, закономерности, механизмы поведения осужденных в исправительных учреждениях.
Это специфическая среда, где возникают особые социально-психологические явления. Необходимы эффективные средства воздействия на осужденных в процессе исполнения наказания.
Чтобы успешно работать в этой области, психолог должен хорошо знать уголовно-исполнительное право, основы педагогики, владеть знаниями в различных отраслях психологии: психологии труда, социальной психологии.
Исправительные учреждения решают сложные задачи, они перевоспитывают людей, совершивших преступления, приобщая их к труду, адаптируя к адекватному существованию в социальной среде.
Ведущую роль в этом процессе играет психолог.
В уголовно-исполнительной системе многих стран психологическая служба находится на высоком уровне. На Первом конгрессе ООН по предупреждению преступности и обращению с правонарушителями в 1955 году были приняты правила обращения с заключенными.
Здесь же была поставлена проблема работы психолога в учреждениях исправительного типа, в обязанности которого должна входить разработка исправительной программы для каждого вновь прибывшего заключенного. Программа должна быть построена на основе изучения индивидуальных особенностей, характера человека, его склонностей и способностей.
Строго следуя этим установкам, психологическая служба стала одним из главных элементов пенитенциарной системы многих стран мира.
Пример 1
В Германии осужденные проходят всестороннее психологическое обследование в распределительных тюрьмах, а в тюрьме, где человек постоянно отбывает наказание, он имеет возможность контактировать с психологом и социальным работником.
Уголовно-исполнительная система в России
Впервые должности психологов в воспитательно-трудовых колониях для несовершеннолетних в СССР были введены в 1974 году. В начале 1990-х годов В Пермской и Саратовской областях создавались базовые психологические лаборатории в колониях для взрослых. Результаты эксперимента оказались положительными, и с 1992 года психологические лаборатории стали создаваться повсеместно.
Сегодня российская психологическая служба – это развитая структура, где работают специалисты-психологи на всех уровнях исправительной системы. ФСИН имеет психологическое отделение со штатом психологов, работающих в различных направлениях.
В регионах существует должность главного психолога, в подчинении которого находится группа психологического обеспечения. Психологические лаборатории формируются непосредственно в исправительных учреждениях.
Психологи проводят диагностику заключенного, корректируют его поведение и личностные качества.
Замечание 1
Психолог – первый помощник персонала исправительных учреждений в работе с осужденными, в преодолении стрессов, депрессивных состояний, психозов, ситуаций с захватом заложников.
Юридическая психология не стоит на месте, появляются новые направления работы в пенитенциарных учреждениях, когда в формировании, коррекции, исправлении заключенного как личности участвуют психологи, психотерапевты, социальные работники. Такой комбинированный подход особенно важен для людей с отклонениями психики – психопатов, невротиков, наркоманов, алкоголиков.
Работа пенитенциарного психолога
Пенитенциарная психология занимается изучением изменений, происходящих в личности осужденного, факторов, которые положительно влияют на него и способствуют активной перестройке его отношения к жизни.
К таким факторам относятся: режим труда, коллектив, меры воспитательного характера. Среди преступников, отбывающих наказание, наблюдается большое количество невротиков, психопатов, людей с отклонениями от психической нормы.
В тюрьмы поступают люди с легкой дебильностью, акцентуациями характера.
Замечание 2
Наряду с обычными мерами перевоспитания, разрабатываются медико-психологические методы воздействия.
Для исправления таких людей необходим комплекс методов: медицинских, психологических, педагогических.
Важную роль играет психолог в решении проблемы адаптации освобожденного к условиям свободы. Здесь необходима специальная работа по психологической подготовке человека к жизни в новых условиях, особенно если заключенный отбывал длительный срок. При условии стремительно меняющегося мира, адаптация в социальной среде человека, вышедшего на свободу, очень сложна.
Наказание имеет три цели: покарать, перевоспитать, предупредить преступление. Каждая из них психологически обоснована. Пенитенциарный психолог работает в следующих направлениях:
- диагностика особенностей личности заключенного;
- обнаружение дефекта социализации;
- обнаружение дефекта психической саморегуляции;
- определение пограничных состояний и нервных расстройств;
- разработка индивидуальной программы и групповой психолого-педагогической коррекции;
- психотерапия осужденных, имеющих психопатические проявления, применяющих неадекватные методы психологической защиты;
- внедрение новых моделей и принципов исполнения и отбывания наказания, которые имеют под собой психологическое обоснование;
- восстановление у осужденных социальных связей, нарушенных лишением свободы. Выработка у них социально положительных ценностных ориентаций и поведенческих норм.
Проблемы исправительных учреждений
Насколько эффективно будут работать исправительные учреждения зависит от компетентности и подготовленности персонала, в частности, психологической.
Одной из основных проблем можно назвать отсутствие должной психолого-педагогической культуры у персонала тюрем и колоний, гуманного отношения к заключенным.
Это часто приводит к мерам неэффективным, формальным, процесс отбытия наказания только способствует дальнейшей деформации личности.
Пример 2
Режим человека, находящегося в местах лишения свободы, должен быть целесообразным и обоснованным. Здесь потребуется помощь психолога, который может распространять психологические знания среди воспитателей, работающих с осужденными.
Профессиональная деформация сотрудников исправительных учреждений – актуальная психологическая проблема на сегодняшний день.
Определение 2
Понятие «профессиональная деформация» означает влияние профессиональной деятельности на личностные качества и поведение персонала учреждения исправительного типа.
На ранних этапах – это использование в речи тюремного жаргона, копирование манер поведения осужденных. Далее утрачивается способность сопереживания, проявляется жестокость. Грубое отношение, избиения становятся нормой.
Функция надзирателя неизбежно меняет поведение и черты личности. Если не проводить соответствующей психологической работы, противостоять этому трудно, и не всякий человек в состоянии с этим справиться.
Такую работу в учреждении исправительного типа для сотрудников должен организовать психолог.
Главной задачей является то, чтобы карательная функция уступила место более тонким методам психологического воздействия, основанным на знании личности осужденного. Корректировать поведение преступника, безусловно, нужно. Может быть более актуальным будет диалог с заключенным, вместо репрессивных мер.
В воспитательном процессе должны принимать участие разные специалисты – социологи, психологи, служители церкви. При разработке и внедрении более лояльных мер наказания происходит гуманизация уголовно-исполнительной системы. Можно применять сокращение сроков наказания, индивидуализацию мер наказания.
Это требует психологических исследований и всестороннего изучения.
Источник: https://Zaochnik.com/spravochnik/psihologija/obschaja-psihologija/penitentsiarnaja-psihologija/
Особенности работы пенитенциарных психологов с осужденными
В статье показаны особенности работы пенитенциарных психологов. Показаны особенности работы в исправительных учреждениях нового типа.
Психологическая работа с осужденными в исправительных учреждениях является центральным направлением деятельности психологической службы на данном этапе реформирования УИС [1, 2, 11, 12, 13].
Деятельность сотрудников УИС по исправлению осужденных может быть эффективной только при условии обязательного научно обоснованного управления ею [3, 5, 15, 16].
Важнейшим элементом и этапом такого управления выступает оценка степени исправления осужденных, которая позволяет соотнести (сопоставить) личностные характеристики и поведение каждого из лиц, отбывающих наказание в местах лишения свободы, с социальными, правовыми, нравственными и иными нормами, принятыми в обществе, и сделать выводы об их соответствии или несоответствии [4, 6, 7, 20, 21, 22, 23]. При этом необходимо подчеркнуть: поскольку осужденные совершили уголовные преступления, они значительно отступили от этих норм, серьезно нарушили правила поведения в обществе, требования законов, что свидетельствует о глубоких личностных деформациях и высокой степени социальной дезадаптации [8, 9, 10, 19]. Для их исправления и ресоциализации, возвращения к нормативному поведению в специфических условиях исправительных учреждений применяется система разнообразных средств, методов, приемов, технологий, программ [24, 25, 26, 27, 28]. Сила, глубина воздействия, динамика интрапсихических процессов у каждого из осужденных различны. Динамические изменения могут быть выражены и у конкретного осужденного на различных этапах отбывания наказания, что позволяет определять степени (уровни, ступени) исправления каждого их них. В них получают свое отражение результаты проделанной работы. Они служат основанием для определения ее дальнейших перспектив.
В условиях тюрьмы нового типа психологическая работа с осужденными начинается в карантине. Цель данного обследования – выявление индивидуально-психологических свойств личности, их криминально-значимых качеств, причин формирования преступного поведения, наличия психических отклонений, разработка программы их исправления.
Своевременная психологическая диагностика осужденных позволяет определить приоритетные направления психокоррекционной и психотерапевтической работы, направленные на формирование мотивации к исправлению и личностному развитию осужденных, создавая тем самым предпосылки для ресоциализации и более успешной интеграции в общество после освобождения.
Основу работы пенитенциарных психологов на современном этапе составляет проведение психокоррекционных и психотерапевтических мероприятий с осужденными [14, 17, 18].
Психологическая коррекция – целенаправленный процесс исправления личности осужденных с использованием современных психотехнологий, приводящий к изменению их убеждений, установок, личностных качеств, психических состояний и социального поведения в местах лишения свободы.
Главная цель психокоррекционного воздействия на личность осужденного – оказание психологической помощи по различного рода психологическим затруднениям, снижение уровня агрессивности и формирование установок на правопослушный образ жизни.
Имея богатый профессиональный практический опыт работы на местах, совершенствуя постоянно свои знания и навыки, психологи УИС осуществляют психологическое воздействие на осужденных посредством изменения их личностных качеств, развития умений контролировать свое психическое состояние и конструктивного взаимодействия с окружающими. В настоящее время психологи УИС используют современные направления психокоррекции, с целью оказания эффективной психологической помощи осужденным. Согласно приказу № 238 от 12 декабря 2005 года «Об утверждении Инструкции по организации деятельности психологической службы уголовно-исполнительной системы» консультативная функция направлена на оказание психологической помощи индивиду в решении личных психологических проблем, актуализацию внутренних резервов личности для преодоления кризисных и проблемных ситуаций, помощь в профориентации, саморазвитии, а также на решение служебных задач с учетом психологических факторов.
Согласно инструкции по организации деятельности психологической службы уголовно-исполнительной системы исследовательская функция направлена на самостоятельное (или совместное с образовательными и научно-исследовательскими учреждениями) проведение исследований и экспериментов в области пенитенциарной психологии, изучение различных социально-психологических явлений и процессов в местах лишения свободы, разработку и апробацию научно-обоснованных методик изучения личности и социальных общностей, коррекцию индивидуального и группового поведения, выработку методических рекомендаций по различным направлениям деятельности психологической службы.
В процессе проведения исследования на конкретную тему целесообразно обозначить актуальность выбранной темы, степень разработанности, выделить объект, предмет и цель исследования. Далее сформулировать задачи, определить методологическую основу и гипотезу исследования.
Концепцией развития уголовно-исполнительной системы Российской Федерации до 2020 года, утвержденной распоряжением Правительства Российской Федерации от 14 октября 2010 года № 1772-р определено совершенствование и развитие основных направлений, форм и методов уголовно-исполнительной системы, ее взаимосвязь с государственными органами и институтами гражданского общества.
В сфере социальной, психологической и воспитательной работы с осужденными Концепцией предусматривается создание справедливой и эффективной системы стимулов к законопослушному поведению — «системы социальных лифтов».
Следовательно, отдельным направлением работы с осужденными является психологическое обеспечение функционирования системы «социальных лифтов».
Целью психологической оценки, при применении системы «социальных лифтов», личности осужденных является определение степени форсированности у их социальной направленности, мотивации на исправление, отказа от криминально значимых ценностей и аддиктивных зависимостей (алкогольной, токсической, наркотической и других), определение степени их ресоциализации и готовности к дальнейшей интеграции в гражданское общество.
Источник: https://novainfo.ru/article/2935
Глава 1. Теоретические основы пенитенциарной психологии
Глава 2. Особенности когнитивных и эмоционально-волевых процессов у осужденных.
Глава 3. Психические состояния в структуре личности осужденного.
Глава 4. Особенности основных свойств в структуре личности осужденного
Глава 5. К проблеме психологической типологии осужденных.
Глава 6. Особенности психологии осужденных на различных этапах отбывания наказания.
Глава 7. Психологический анализ субкультуры осужденных.
Глава 8. Психологические программы и методы изучения личности, групп и коллективов осужденных
Глава 9. Психологические аспекты основных средств исправления осужденных.
Глава 10. Психологическая подготовка осужденных к жизни в новых условиях.
Глава 11. Психология личности воспитателя осужденных и коллектива сотрудников ИУ.
- В В Е Д Е Н И Е
- Современный специалист пенитенциарной системы, а также практический психолог, работающий в этой сфере, для успешной профессиональной деятельности в условиях исправительных учреждений должны иметь необходимую психологическую подготовку.
- Важность психологической подготовки будущих специалистов обусловлена требованиями совершенствования деятельности исправительных учреждений, в основе которых лежат гуманизация и интенсификация процесса исправления осужденных.
Решению этих проблем в полной мере способствует знание основ пенитенциарной психологии. Данная дисциплина, наряду с другими проблемами, изучает психологические аспекты ресоциализации — восстановления утраченных социальных связей и качеств личности, необходимых для нормальной жизнедеятельности в обществе.
- Взаимодействуя с уголовно-исполнительным правом, пенитенциарная психология разрабатывает практические рекомендации по ресоциализации осужденных, по применению средств и методов психологической коррекции личности правонарушителя.
- Помимо этих проблем, в учебном пособии рассматривается злободневная для исправительных учреждений проблема — профессиональная деформация их сотрудников, от решения которой во многом зависит эффективность деятельности пенитенциарной системы в целом.
- При построении курса было учтено, что студенты уже имеют определенную базу психологических знаний и разбираются в специфике психологических явлений.
Учитывая это обстоятельство при формировании учебного пособия, авторы стремились построить его содержание и структуру таким образом, чтобы у студентов развивалось психологически направленное восприятие деятельности исправительных учреждений, а также умение оценивать каждое явление в них с позиций психологии. Подобный подход потребовал приближения изучаемых вопросов к существующей практике исправления осужденных и деятельности пенитенциарных учреждений на современном этапе.
- Глава 1. Теоретические основы пенитенциарной психологии
- Предмет и задачи пенитенциарной психологии
- Будучи отраслью юридической психологии, пенитенциарная психология имеет свой достаточно выраженный предмет изучения.
- Предметом пенитенциарной психологии является изучение закономерностей функционирования психики как человека, так и группы людей, подвергнутых мерам уголовного наказания, а также психологии лиц, осуществляющих исполнение уголовного наказания.
- Пенитенциарная психология призвана не только описать те или иные закономерности функционирования психики осужденных, но и вскрыть их причины, наметить пути воздействия на сознание осужденных с целью их исправления.
- Осужденные — люди, отличающиеся сложными индивидуальными психическими состояниями, нравственно-психологическими особенностями, поэтому хорошо знать все эти особенности — первейший долг воспитателя, в противном случае все осужденные будут в глазах воспитателя единой безликой массой, и он не сможет так успешно, как мог бы, применять различные методы и способы их исправления.
- Перед пенитенциарной психологией стоят следующие задачи:
— исследование индивидуальных нравственно-психологических особенностей личности осужденного, подлежащего исправлению (анализ жизненной философии, мотивов совершения преступления, уровня интересов, мышления, потребностей и т. д.);
- — исследование с психологических позиции самого процесса исправления, психологический анализ происходящих в сознании осужденного изменений под влиянием воспитательных мероприятий, режима, общего и профтехнического образования;
- — изучение эмоционально-волевой сферы, психических состояний осужденных; использование данных о психических состояниях осужденных в практике их исправления;
- — разработка психологических основ применения основных средств исправления осужденных: воспитание в процессе общественно полезного труда, общеобразовательной и профессиональной подготовки. Знание воспитателями психологических основ средств исправления делает их труд более целеустремленным и осознанным; они (воспитатели) должны быть способны объяснить необходимость и правомерность применения тех или иных методов к конкретным осужденным в тех или иных микросоциальных условиях;
— изучение особенностей осужденных, обусловленных возрастом, профессией, национальной принадлежностью, полом (например, особенности психологии женщины и мужчины, несовершеннолетнего и взрослого человека, рабочего и интеллигента и т. д.);
— исследование социально-психологических проблем в деятельности исправительного учреждения (ИУ). К их числу относятся такие проблемы, как социально-психологическая адаптация, подготовка осужденных к жизни в новых условиях, явка осужденных с повинной, изучение традиций, настроений, конфликтов, различных психических процессов в коллективе осужденных.
К социально-психологическим проблемам относится психология личности воспитателя и педагогического коллектива ИУ в целом. Работники ИУ нуждаются в тщательной профессиональной и психологической подготовке к работе с осужденными.
В первую очередь от работников ИУ требуется особая моральная закалка, твердость и сила характера, невосприимчивость к разлагающему влиянию осужденных, психологическая устойчивость.
Здоровые взаимоотношения в коллективе воспитателей, высокий уровень сплоченности, единой целеустремленности — главнейшие условия успешной деятельности исправительного учреждения. Требуют тщательного психологического анализа и постоянного внимания взаимоотношения между воспитателями и осужденными;
— научный анализ и критическое использование передовых взглядов дореволюционной и современной зарубежной пенитенциарной психологии.
Исходя только из одного перечня задач, стоящих перед пенитенциарной психологией, можно сделать вывод об актуальности и огромном практическом значении вопросов, на которые она призвана дать ответы. А количество вопросов все возрастает.
Их ставит перед пенитенциарной наукой, в том числе и перед пенитенциарной психологией, сама жизнь.
При изучении разнообразных психологических явлений, фактов важно учитывать как общие, так и специфические методологические принципы.
Дата добавления: 2019-02-22; просмотров: 57;
Источник: https://studopedia.net/13_6786_glava—teoreticheskie-osnovi-penitentsiarnoy-psihologii.html