Местное самоуправление представляет собой один из важнейших институтов современного общества. Сегодня оно является одновременно формой самоорганизации граждан и, в этом качестве, составной частью гражданского общества, уровнем публичной власти.
В настоящее время совершенствование основ организации и функционирования местного самоуправления, уточнение его места и роли в структуре органов публичной власти — одна из первоочередных задач государственного строительства.
Будучи максимально приближенным к населению, местное самоуправление является первичным уровнем организации публичной власти, во многом обеспечивающим устойчивость и демократический характер всей системы властных институтов.
Поэтому недостатки и проблемы в формировании и работе органов местного самоуправления могут негативным образом отразиться на состоянии всего общества.
В своем выступлении на II Общероссийском гражданском форуме 22 января 2008 года Президент Российской Федерации Д.А.
Медведев обозначил работу по развитию местного самоуправления как одну из приоритетных задач государства, подчеркнув, что «местное самоуправление должно открывать гражданам возможность самостоятельно решать свои локальные проблемы без указаний и распоряжений сверху».
В ежегодном Послании Федеральному Собранию Российской Федерации 5 ноября 2008 года Президент Российской Федерации также уточнил, что «работа по совершенствованию муниципального законодательства будет продолжаться».
Местное самоуправление, как и вся российская политическая система, накапливает положительный опыт функционирования в качестве полноправного института и в то же время требует дальнейшего развития и совершенствования.
Определяя в своем Послании задачи по развитию институтов демократии, повышению уровня и качества народного представительства во власти, Президент Российской Федерации Д.А.
Медведев акцентировал внимание на тех аспектах работы, которые непосредственно связаны с низовыми уровнями публичной власти: « Созданные за эти годы (прямо скажем, по указанию «сверху») демократические учреждения должны укорениться во всех социальных слоях.
Для этого, во-первых, нужно постоянно доказывать дееспособность демократического устройства. И во-вторых, доверять все большее число социальных и политических функций непосредственно гражданам, их организациям и самоуправлению».
- Основные этапы муниципальной реформы в Российской Федерации
- Основы новой модели организации местного самоуправления в стране были заложены в Конституции Российской Федерации, установившей в качестве основ конституционного строя следующие положения:
- в Российской Федерации признается и гарантируется местное самоуправление;
- местное самоуправление в пределах своих полномочий самостоятельно;
- органы местного самоуправления не входят в систему органов государственной власти.
Таким образом, были зафиксированы ключевые положения местного самоуправления в России, но не определены конкретные характеристики российской модели местного самоуправления.
За 15 лет, прошедшие с принятия Конституции Российской Федерации, были созданы законодательные основы местного самоуправления, сформирована его финансово-экономическая база, накоплен определенный общественно-политический опыт работы муниципальных образований.
- Установленную Конституцией Российской Федерации общую схему системы органов местного самоуправления наполнил конкретным законодательным содержанием Федеральный закон «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» от 6 октября 2003 года № 131-ФЗ (далее — Федеральный закон о местном самоуправлении).
- Федеральным законом о местном самоуправлении была определена единая для всех субъектов Российской Федерации двухуровневая территориальная система организации местного самоуправления и предусмотрено пять видов муниципальных образований:
- муниципальный район — несколько городских и/или сельских поселений;
- сельское поселение — один или несколько сельских населенных пунктов;
- городское поселение — один город или поселок городского типа с прилегающими населенными пунктами сельского или городского типа;
- городской округ — городское поселение, не входящее в состав муниципального района;
- внутригородская территория города федерального значения — часть территории города федерального значения — Москвы или Санкт-Петербурга.
- Принятый в 2003 году Федеральный закон о местном самоуправлении устанавливал переходный период реформы местного самоуправления, в течение которого на основании статьи 85 органам государственной власти субъектов Российской Федерации следовало:
- установить границы муниципальных образований и наделить их соответствующим статусом — до 1 марта 2005 года;
- установить численность представительных органов первого созыва вновь образованных муниципальных образований и сроки их полномочий — до 31 марта 2005 года;
- определить дату выборов выборных органов и выборных должностных лиц муниципальных образований — до 30 апреля 2005 года;
- установить порядок избрания глав вновь образованных муниципальных образований на первый срок их полномочий, а также статус указанной должности в структуре органов местного самоуправления в случае, если структура органов местного самоуправления не определена на местном референдуме (сходе граждан), — до 31 мая 2005 года;
- обеспечить проведение выборов во всех вновь образованных муниципальных образованиях — до 1 ноября 2005 года.
В настоящее время муниципальная реформа в Российской Федерации находится на новом этапе своего развития.
1 января 2009 года закончился переходный период реализации Федерального закона о местном самоуправлении, и, начиная с указанной даты, его положения полностью вступили в силу на территории всех субъектов Российской Федерации, в связи с чем органы местного самоуправления получили весь объем полномочий, установленных указанным законом. Сегодня можно оценить имеющуюся практику реализации Федерального закона о местном самоуправлении в 81 субъекте Российской Федерации (кроме Республики Ингушетия и Чеченской Республики), отметить достоинства и недостатки сложившейся модели местного самоуправления, определить перспективы дальнейшего развития российской муниципальной реформы и сформулировать предложения по совершенствованию порядка формирования органов местного самоуправления в Российской Федерации.
24 ноября 2008 года Президентом Российской Федерации Д.А. Медведевым был подписан Федеральный закон «О мерах по организации местного самоуправления в Республике Ингушетия и Чеченской Республике».
Указанный закон устанавливает на территориях Республики Ингушетия и Чеченской Республики переходный период до 1 января 2010 года, в течение которого в них должно быть завершено формирование органов местного самоуправления.
Выборы в органы местного самоуправления вновь образованных муниципальных образований в этих республиках планируется провести 11 октября 2009 года.
Количество и виды муниципальных образований в Российской Федерации: сравнительная статистика
По состоянию на май 2005 года в Российской Федерации насчитывалось 24 079 муниципальных образований, в том числе 11 582 (почти 50 %) — вновь образованных (преобразованных) в ходе муниципальной реформы. Столь масштабное увеличение количества муниципальных образований обозначило проблему совершенствования механизма подготовки и проведения муниципальных выборов.
В соответствии с требованиями Федерального закона о местном самоуправлении в Российской Федерации до 1 ноября 2005 года должно было завершиться формирование выборных органов местного самоуправления во вновь образованных муниципальных образованиях.
С января по 30 октября 2005 года во всех субъектах Российской Федерации (за исключением Республики Ингушетия и Чеченской Республики) были проведены выборы органов местного самоуправления во вновь образованных муниципальных образованиях, причем наибольшее их количество — в 57 субъектах Российской Федерации — в октябре 2005 года.
- По состоянию на 1 декабря 2005 года в Российской Федерации насчитывалось уже 24 238 муниципальных образований, в том числе вновь образованных — 12 251. Среди общего количества муниципальных образований насчитывалось:
- 19 892 сельских поселения (82,0 %);
- 1 756 городских поселений (7,3 %);
- 1 802 муниципальных района (7,4 %);
- 552 городских округа (2,4 %);
- 236 внутригородских территорий городов федерального значения (0,9 %).
- По состоянию на 1 марта 2009 года в Российской Федерации насчитывается 24 067 муниципальных образований, в том числе:
- 19 770 сельских поселений (82,2 %);
- 1 743 городских поселения (7,1 %);
- 1 812 муниципальных района (7,6 %);
- 506 городских округов (2,2 %);
- 236 внутригородских территорий городов федерального значения (0,9 %).
- Таким образом, с 1 декабря 2005 года в целом по Российской Федерации общее количество муниципальных образований сократилось в результате преобразований на 171, в том числе на:
- 122 сельских поселения,
- 13 городских поселений ,
- 46 городских округов .
В это же время было образовано 10 новых муниципальных районов.
Можно также сделать вывод о том, что общая территориальная структура местного самоуправления в Российской Федерации не изменилась — наибольшее количество муниципальных образований в России с 2005 года составляют сельские поселения — 19 770, то есть более 82 процентов от общего количества муниципальных образований. Подробная информация дана в приложении 1.
Структура и порядок формирования органов местного самоуправления
Важнейшим условием эффективности местного самоуправления является его организационная структура, которая должна соответствовать задачам и функциям местного самоуправления, служить оптимальному сочетанию местных (муниципальных), региональных и общегосударственных интересов.
В соответствии со статьей 131 Конституции Российской Федерации население самостоятельно определяет структуру органов местного самоуправления своего муниципального образования.
При этом статья 130 Конституции дает основания для выделения в этой структуре двух видов органов местного самоуправления — выборных и формируемых иным (не выборным) путем.
Структура органов местного самоуправления муниципального образования закрепляется в его уставе и включает в себя перечень конкретных органов местного самоуправления (выборных и иных), образуемых в соответствии с требованиями закона.
- Федеральным законом о местном самоуправлении установлено, что органы местного самоуправления каждого муниципального образования обязательно должны включать:
- представительный орган муниципального образования, обладающий правом представлять интересы населения и принимать решения от его имени;
- главу муниципального образования — высшее должностное лицо муниципального образования, которое избирается либо на муниципальных выборах, либо представительным органом из числа депутатов и наделяется уставом муниципального образования в соответствии с Федеральным законом о местном самоуправлении собственными полномочиями по решению вопросов местного значения;
- местную администрацию — исполнительно-распорядительный орган муниципального образования, которым в соответствии с уставом муниципального образования руководит на принципах единоначалия либо глава муниципального образования, либо лицо, назначенное на должность главы местной администрацией по контракту (так называемый «сити-менеджер»).
- В соответствии со статьей 35 Федерального закона о местном самоуправлении:
- представительный орган поселения состоит из депутатов, избираемых на муниципальных выборах;
- представительный орган поселения не формируется, если численность жителей поселения, обладающих избирательным правом, составляет менее 100 человек, в этом случае полномочия представительного органа осуществляются сходом граждан;
- представительный орган муниципального района:
- может состоять из глав поселений, входящих в состав муниципального района, и из депутатов представительных органов указанных поселений, избираемых представительными органами поселений из своего состава в соответствии с равной, независимо от численности населения поселения, нормой представительства, определяемой статьей 35 Федерального закона о местном самоуправлении;
Источник: http://www.cikrf.ru/activity/relevant/detail/29480/
6. СИСТЕМА ОРГАНОВ МЕСТНОГО САМОУПРАВЛЕНИЯ В РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
Конституционно-правовые нормы и Федеральный закон от 6 октября 2003 г. № 131-ФЗ закрепляют основы местного самоуправления и принципы развития системы местного самоуправления. Например, часть 1 ст.
131 Конституции РФ устанавливает, что структура и организация работы органов местного самоуправления определяется населением самостоятельно. Данная конституционная установка не запрещает федеральному, региональному законодателю вводить те или иные схемы организации местной власти. Однако, как указывает А.Н.
Кокотов, подобное законодательное регулирование должно быть вариативным, предусматривать разные модели организации местной власти (Кокотов, 2004, С. 56).
Не менее значимым конституционным принципом выступает многообразие организационных форм местного самоуправления. Согласно п.п.1,2 ст. 34 Федерального закона от 6 октября 2003 г.
№ 131-ФЗ структуру органов местного самоуправления составляют представительный орган муниципального образования, глава муниципального образования, местная администрация (исполнительно-распорядительный орган муниципального образования), контрольный орган муниципального образования и иные органы местного самоуправления, предусмотренные уставом муниципального образования; наличие в структуре органов местного самоуправления представительного органа муниципального образования, главы муниципального образования, местной администрации (исполнительно-распорядительного) органа муниципального образования является обязательным. Таким образом, федеральный законодатель, с одной стороны, закрепляет круг обязательных органов местного самоуправления, а с другой – не устанавливает их исчерпывающего перечня и, тем самым, не препятствует населению муниципальных образований в Российской Федерации самостоятельно определять их разновидности.
Общие положения о формировании органов и должностных лиц местного самоуправления также содержатся в отдельных статьях Федерального закона от 6 октября 2003 г. № 131-ФЗ: в ст.ст. 34-39, посвященных представительным органам; главам муниципальных образований; местной администрации; контрольным органам; избирательным комиссиям муниципальных образований.
Федеральный закон «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» предусматривает разнообразные виды учредительной юридической деятельности на территории муниципального образования с участием соответствующего представительного органа: территориальное общественное самоуправление или самоорганизацию граждан по месту их жительства на части территории поселения для самостоятельного и под свою ответственность осуществления собственных инициатив по вопросам местного значения (п.1 ст. 27); принятие устава муниципального образования и внесение в него изменений и дополнений (п.7 ст. 27); определение порядка принятия решения о создании, реорганизации и ликвидации муниципальных учреждений (п.9(6) ст. 35).
К числу федеральных законов, содержащих отдельные нормы относительно муниципального учредительного процесса, относятся: Федеральный закон от 2 марта 2007 г. N 25-ФЗ «О муниципальной службе в Российской Федерации» (с изменениями и дополнениями), а также Федеральный закон от 26 ноября 1996 г.
N 138-ФЗ «Об обеспечении конституционных прав граждан Российской Федерации избирать и быть избранными в органы местного самоуправления» (с изменениями и дополнениями).
Среди законодательных нормативных актов, определяющих структуру органов местного самоуправления, действующих на территории Российской Федерации, особо следует выделить законы субъектов Российской Федерации в сфере местного самоуправления.
Примером данного вида источника в структуре нормативно-правового регулирования учредительного процесса в системе местного самоуправления является Указ Президента РФ от 3 июня 1996 г.
№ 802 «О поэтапном формировании муниципальных органов охраны общественного порядка», в котором устанавливаются организационные, правовые и материальные условия для поэтапного формирования муниципальных органов охраны общественного порядка в соответствии с законодательством Российской Федерации и соответствующего субъекта Российской Федерации, а также необходимость предусматривать в уставах муниципальных образований выборность населением руководителей муниципальных органов охраны общественного порядка.
Источник: http://rustudents.com/municipal/systemmunicipal/
Модельные муниципальные нормативные правовые акты
I. Уставы муниципальных образований
- Устав муниципального района
- Устав городского округа
- Устав городского поселения
- Устав сельского поселения
II.
Административные регламенты исполнения муниципальных функций
- Административный регламент исполнения муниципальной функции по осуществлению муниципального жилищного контроля (находится на доработке)
- Административный регламент исполнения муниципальной функции по осуществлению муниципального контроля за обеспечением сохранности автомобильных дорог местного значения в границах населенных пунктов
- Административный регламент исполнения муниципальной функции по осуществлению муниципального лесного контроля в отношении лесных участков, находящихся в муниципальной собственности
- Административный регламент исполнения муниципальной функции по осуществлению муниципального земельного контроля
III. Административные регламенты предоставления муниципальных услуг 3.1. Административные регламенты в жилищной сфере
- Административный регламент предоставления муниципальной услуги «Принятие документов, а также выдача решений о переводе или об отказе в переводе жилого помещения в нежилое или нежилого помещения в жилое помещение»
- Административный регламент предоставления муниципальной услуги «Прием заявлений и выдача документов о согласовании переустройства и (или) перепланировки жилого помещения»
- Административный регламент предоставления муниципальной услуги «Принятие на учет граждан в качестве нуждающихся в жилых помещениях, предоставляемых по договорам социального найма»
- Административный регламент предоставления муниципальной услуги «Предоставление информации об очередности предоставления жилых помещений на условиях социального найма»
- Административный регламент предоставления муниципальной услуги «Признание молодой семьи участницей мероприятия по обеспечению жильем молодых семей ведомственной целевой программы «Оказание государственной поддержки гражданам в обеспечении жильем и оплате жилищно-коммунальных услуг» государственной программы Российской Федерации «Обеспечение доступным и комфортным жильем и коммунальными услугами граждан Российской Федерации»
- 3.2 Административные регламенты в сфере образования
- Административный регламент предоставления муниципальной услуги «Предоставление информации об организации общедоступного и бесплатного дошкольного, начального общего, основного общего, среднего общего образования, а также дополнительного образования в общеобразовательных учреждениях, расположенных на территории городского округа (муниципального района)»
- Административный регламент предоставления муниципальной услуги «Прием заявлений и постановка на учет детей для зачисления в муниципальные образовательные учреждения городского округа (муниципального района), реализующие основные общеобразовательные программы дошкольного образования»
3.3. Административные регламенты в сфере строительства
- Административный регламент предоставления муниципальной услуги «Выдача градостроительного плана земельного участка» (находится на доработке)
- Административный регламент предоставления муниципальной услуги «Выдача разрешения на строительство объекта капитального строительства, внесение изменений в разрешение на строительство» (находится на доработке)
- Административный регламент предоставления муниципальной услуги «Предоставление разрешения на отклонение от предельных параметров разрешенного строительства, реконструкции объектов капитального строительства» (находится на доработке)
- Административный регламент предоставления муниципальной услуги «Выдача разрешения на ввод объекта в эксплуатацию» (находится на доработке)
3.4. Административные регламенты в земельно-имущественной сфере
- Административный регламент предоставления муниципальной услуги «Предоставление земельных участков в собственность граждан бесплатно» (находится на доработке)
- Административный регламент предоставления муниципальной услуги «Предоставление земельных участков в собственность граждан бесплатно без предварительной постановки на учет»
- Административный регламент предоставления муниципальной услуги «Предоставление земельных участков, находящихся в муниципальной собственности и земельных участков, государственная собственность на которые не разграничена, в аренду без проведения торгов»
- Административный регламент предоставления муниципальной услуги «Принятие решения о проведении аукциона на право заключения договора аренды земельных участков, находящихся в муниципальной собственности, и земельных участков, государственная собственность на которые не разграничена»
- Административный регламент предоставления муниципальной услуги «Продажа земельных участков, находящихся в муниципальной собственности, и земельных участков, государственная собственность на которые не разграничена, без проведения торгов»
- Административный регламент предоставления муниципальной услуги «Принятие решения о проведении аукциона по продаже земельных участков, находящихся в муниципальной собственности, и земельных участков, государственная собственность на которые не разграничена»
- Административный регламент предоставления муниципальной услуги «Утверждение схемы расположения земельного участка на кадастровом плане территории в целях раздела земельного участка, находящегося в муниципальной собственности, и земельного участка, государственная собственность на который не разграничена, расположенного» на территории муниципального образования»
- Административный регламент предоставления муниципальной услуги «Выдача разрешения на использование земель или земельного участка, находящихся в муниципальной собственности, и земель или земельного участка, государственная собственность на которые не разграничена, расположенных на территории муниципального образования»
- Административный регламент предоставления муниципальной услуги «Предоставление земельных участков, находящихся в муниципальной собственности, и земельных участков, государственная собственность на которые не разграничена, расположенных на территории муниципального образования, юридическим лицам в собственность бесплатно»
- Административный регламент предоставления муниципальной услуги «Предоставление земельных участков, находящихся в муниципальной собственности, и земельных участков, государственная собственность на которые не разграничена, в постоянное (бессрочное) пользование»
- Административный регламент предоставления муниципальной услуги «Предоставление земельных участков, находящихся в муниципальной собственности, и земельных участков, государственная собственность на которые не разграничена, расположенных на территории муниципального образования, в безвозмездное пользование»
Административный регламент предоставления муниципальной услуги «Предоставление выписки (информации) об объектах учета из реестра муниципального имущества»
Административный регламент предоставления муниципальной услуги «Предоставление информации об объектах недвижимого имущества, находящегося в муниципальной собственности и предназначенного для сдачи в аренду, безвозмездное пользование, а также объектах, подлежащих приватизации»
3.5. Административные регламенты в сфере культуры
Административный регламент предоставления муниципальной услуги «Обеспечение доступа к архивным документам и справочно-поисковым средствам к ним в читальном зале архива»
Административный регламент предоставления муниципальной услуги «Предоставление архивных справок, архивных копий, архивных выписок, информационных писем»
3.6. Административные регламенты в сфере предпринимательства и торговли
- Административный регламент предоставления муниципальной услуги «Выдача разрешений на установку и эксплуатацию рекламной конструкции»
- Административный регламент предоставления муниципальной услуги «Предоставление, продление, переоформление разрешения на право организации розничного рынка»
- Административный регламент предоставления муниципальной услуги «Заключение договора на размещение нестационарного торгового объекта в месте, определенном схемой размещения нестационарных торговых объектов на территории муниципального образования, без проведения аукциона»
- Административный регламент предоставления муниципальной услуги «Заключение договора на проведение ярмарки на территории муниципального образования без проведения торгов»
- Административный регламент предоставления муниципальной услуги «Рассмотрение предложений о включении мест проведения ярмарок в перечень мест проведения ярмарок на территории Волгоградской области»
- IV. Нормативные правовые акты об установлении налогов
- Решение представительного органа поселения (городского округа) об установлении налога на имущество физических лиц
- Решение представительного органа поселения (городского округа) об установлении земельного налога
V. Нормативные правовые акты в сфере жилищного законодательства
Постановление администрации муниципального образования «Об утверждении норматива стоимости 1 кв. метра общей площади жилья для расчета размера социальной выплаты»
Решение представительного органа муниципального образования «Об установлении нормы предоставления площади жилого помещения по договору социального найма и учетной нормы площади жилого помещения».
VI. Нормативные правовые акты по вопросам организации деятельности органов местного самоуправления и муниципальной службы
- Положение о денежном содержании муниципальных служащих сельского поселения с численностью населения менее 10 тысяч человек (должности муниципальной службы замещаются только в местной администрации)
- Положение о денежном содержании муниципальных служащих сельского (городского) поселения с численностью населения менее 10 тысяч человек
- Положение о денежном содержании муниципальных служащих сельского (городского) поселения с численностью населения свыше 10 тысяч человек
- Положение о пенсионном обеспечении за выслугу лет лиц, замещавших должности муниципальной службы в муниципальном образовании
- Положение о порядке проведения конкурса на замещение должности главы администрации (находится на доработке)
- Положение о порядке проведения конкурса по отбору кандидатур на должность главы муниципального района (городского округа, городского поселения) Волгоградской области
- Порядок представления и рассмотрения ежегодного отчета главы администрации муниципального образования о результатах своей деятельности и деятельности администрации муниципального образования представительному органу муниципального образования
- Порядок представления и рассмотрения ежегодного отчета главы муниципального образования представительному органу муниципального образования о результатах своей деятельности и деятельности исполнительно-распорядительного органа муниципального образования и иных подведомственных ему органов местного самоуправления
- Решение представительного органа муниципального образования об утверждении положения о порядке управления и распоряжения муниципальной собственностью
VIII. Нормативные правовые акты в сфере бюджетной политики, экономики и финансовПоложение о бюджетном процессе
Постановление администрации муниципального образования об утверждении положения о резервном фонде местной администрации
Решение представительного органа муниципального образования о создании муниципального дорожного фонда и утверждении порядка формирования и использования муниципального дорожного фонда
IX. Нормативные правовые акты в сфере строительства, предпринимательства и торговли
- Об утверждении порядка проведения проверок информации, содержащейся в уведомлениях о выявлении самовольных построек на территории муниципального образования и принятия мер по устранению выявленных нарушений
- Об утверждении Порядка установления, изменения и отмены муниципальных маршрутов регулярных перевозок, а также изменения расписаний движения транспортных средств по муниципальному маршруту регулярных перевозок в границах муниципального образования и Порядка ведения реестра муниципальных маршрутов регулярных перевозок
- Об утверждении порядка размещения нестационарных торговых объектов на территории муниципального образования
- Перечни муниципальных правовых актов, необходимых для принятия органами местного самоуправления в целях правового регулирования вопросов, связанных с организацией ярмарок и заключением договоров на размещение нестационарных торговых объектов
- X. Нормативные правовые акты в сфере пожарной безопасности
- Об обеспечении первичных мер пожарной безопасности в границах населенных пунктов муниципального образования
- Об оснащении территорий общего пользования первичными средствами тушения пожаров и противопожарным инвентарем в границах населенных пунктов муниципального образования
- Об утверждении перечня первичных средств тушения пожаров и противопожарного инвентаря для помещений и строений, находящихся в собственности (пользовании) граждан в границах населенных пунктов муниципального образования
- О создании условий для организации добровольной пожарной охраны на территории муниципального образования
- Об утверждении порядка оповещения населения муниципального образования и подразделений Государственной противопожарной службы о пожаре
- Об утверждении Положения о порядке подготовки населения муниципального образования в области пожарной безопасности
- О создании условий для участия граждан в обеспечении первичных мер пожарной безопасности на территории муниципального образования
- XI. Нормативные правовые акты по вопросам непосредственного осуществления населением местного самоуправления
- и участия населения в осуществлении местного самоуправления
- Порядок организации и проведения публичных слушаний в муниципальном образовании
- Порядок организации и проведения общественных обсуждений и публичных слушаний по проектам документов в сфере градостроительной деятельности в муниципальном образовании
- Порядок организации и проведения публичных слушаний (общественных обсуждений) по проекту Правил благоустройства территории муниципального образования
- Порядок назначения и проведения опроса граждан в муниципальном образовании
Источник: https://www.volgograd.ru/munitsipalnye-obrazovaniya/normotvor/acts/