В наше время стремительно растет и развивается современный рынок образовательных услуг. При этом потребитель образовательных услуг является одним из главных элементов рыночных отношений. Также потребитель обладает особенностями, которые оказывают непосредственное воздействие на процесс формирования рынка образовательных услуг.
«Потребительское поведение – совокупность признаков и показателей, характеризующих действия потребителей, включая их потребительские предпочтения, спрос на товары и услуги, структуру потребления, способы использования доходов» [1, с. 895].
Поведение потребителя проходит через различные этапы от осознания потребности до использования услуги.
Процесс принятия решения о покупке образовательных услуг состоит из следующих этапов, изображенных на рисунке 1.
Рисунок – 1 Последовательность принятия решения о покупке на рынке образовательных услуг [2, c.55]
На рынке образовательных услуг потребитель, принимая решение о покупке образовательной услуги, проходит все перечисленные стадии. Выбор потребителем будущего направления деятельности бывает очень сложным и требует активного, продолжительного по времени всестороннего взвешивания данного выбора учитывая все имеющиеся альтернативы, прохождения всех стадий процесса до принятия решения.
Однако выбор, сделанный в пользу определенного образовательного учреждения, оценивается в течение всего срока обучения, начиная с момента поступления в образовательное учреждение.
Для изучения поведения потребителя в Институте менеджмента и предпринимательства Сыктывкарского Государственного университета имени Питирима Сорокина была разработана методология. Данная работа включает в себя применение такого маркетингового исследования, как: анкетирование.
На основе проведенных ранее исследований, были выдвинуты следующие гипотезы:
1. Для большинства студентов получение высшего образования является залогом будущего материального благополучия, повышения своего статуса (престижа) в обществе.
2. Большинство студентов выбирают ВУЗ и специальность по совету родителей, друзей и знакомых о конкретном вузе.
3. Выбор ВУЗа абитуриентами осуществляется на основе использования такого критерия, как высокое положение высшего учебного заведения в различных рейтингах.
3. При выборе специальности абитуриенты ориентируются преимущественно на такие критерии, как востребованность ее на рынке труда.
Исследование было проведено в мае 2015 года, вид выборки – сплошной опрос. Генеральная совокупность – студенты 1 курса обучения. Выборочная совокупность – 62 респондента, 2 группы студентов специальности «менеджмент» Института менеджмента и предпринимательства СГУ им. Питирима Сорокина.
По результатам опроса, выяснилось, что первокурсники помимо Сыктывкара (53%) подавали документы во многие другие города России. Большинство выбирали ВУЗы (по мере снижения значимости): Санкт-Петербурга, Кирова, Вологды, Ухты, Казани.
Самыми популярными учебными заведениями, помимо СГУ им. Питирима Сорокина респонденты выбирали КРАГСиУ, СЛИ, УГТУ, ВятГУ, ВолГУ, КФУ.
Основными альтернативами специальности «менеджмент» для респондентов являлись следующие направления: Прежде всего «экономика» – 29%. Рассматривалась также специальность «государственное и муниципальное управление» – 6%, математика – 3%, туризм –2%, бизнес-информатика, товароведение, информационные технологии, строительство, начальное образование, дефектология — 1%.
Стоит отметить, что выбор студентов первого курса Института менеджмента и предпринимательства пал на такие специальности, как: Сервис на транспорте, обслуживание пассажиров на борту воздушного судна, социология, лингвистика, этнохудожественная деятельность, организация перевозок, управление персоналом, юриспруденция, математика-физика, технологическая экономика, защита окружающей среды, техносферная безопасность, нефтегазовое дело, филология, геология выбрали каждый по одному человеку (0,7%).
В исследовании были выявлены мотивы получения высшего образования (Рисунок – 2). Как видно из диаграммы, большая часть потребителей (29%) приобретает образовательные услуги, предоставляемые СГУ им. Питирима Сорокина, с целью получения диплома о высшем образовании.
При этом в общем распределении 26% опрошенных предпочли бы по окончаниюполучения образования перспективы поиска высокооплачиваемой работы.
Наименьшая доля потребителей (1%) приобретает образовательные услуги по настоянию родителей, также мотивом является нежелание работать и так как это устоявшийся стереотип идти в ВУЗ.
Рисунок – 2. Мотивы получения высшего образования.
В ходе исследования было выявлено, что наличие бюджетных мест является одним из самых важных критериев при выборе образовательных услуг, более 13% респондентов выбрали ВУЗ именно по этому критерию.
Также многие респонденты были заинтересованы в получении диплома государственного образца (12%) и в получении интересующей специальности (11,5%).
По данным опроса на потребителя совсем не повлиял фактор «мнение друзе, знакомых»
- Также было выявлены факторы, повлиявшие на выбор специальности (Рисунок – 3).
- По результату опроса больше всего на выбор специальности студентами повлияли следующие причины (по мере снижения значимости): интерес к специальности (34%), возможность трудоустройства (20%), материальное благополучие, связанно со специальностью (20%), престижность специальности (16%).
Рисунок – 3. Критерии выбора специальности.
На основании проведенного исследования было выделено три типа потребительского поведения первокурсников ИМиПа направления «Менеджмент» Сыктывкарского государственного университета имени Питирима Сорокина.
- Эмоциональное (спонтанное) поведение. Основой принятия решений являются эмоция и переживания. Потребности формируются ситуационно, на их формирование оказывает влияние большое количество случайных факторов, начиная с личных переживаний и заканчивая случайным стечением обстоятельств.
- Рациональное (альтернативное) поведение. Основа принятия решения – логический расчет, сопоставление возможных неудач и выгод. Потребности формируются осознанно, учитывается большое количество факторов, начиная с места расположения вуза и заканчивая возможностью трудоустройства.
- Традиционное (целенаправленное) поведение. Основа принятия решения — традиции, в том числе семейные, привычки потребителя, стереотипы поведения. Потребности в выборе образовательной услуги формируется постепенно, по мере необходимости. Основными факторами потребительского выбора являются престиж учебного заведения, атмосфера в процессе обучения и цена.
Все три типа потребительского поведения в той или иной степени поддаются маркетинговому воздействию со стороны учебного заведения, а значит, они должны учитываться при принятии управленческих решений на всех уровнях управления вузом.
Список литературы:
- Борисов, А. Б. Большой экономический словарь / А. Б. Борисов. – М.: Книжный мир, 2003. – 895 с.
- Самсонова, М. В. Потребительское поведение на рынке образовательных услуг малого города: монография / М. В. Самсонова. – Волгоград: ИУНЛ ВолгГТУ, 2013. – 120 с.
Источник: https://sibac.info/studconf/econom/xl/47545
Классификация потребностей потребителя
В статье мы подробно расскажем о трех основных группах потребностей покупателя (клиента) в маркетинге, которые влияют на мотивацию к покупке, а также рассмотрим подробно практическое использование теории потребностей потребителя на практике.
В результате изучения материала статьи вы научитесь определять, какой тип потребности является определяющим для вашей целевой аудитории, и сможете разработать идеальный продукт и рекламное сообщение, максимально отвечающее ключевым потребностям рынка.
Разбираем понятие
Под потребностью потребителя (consumer needs) понимается разница между текущим и идеальным (= желаемым) состоянием потребителя. Чем больше данная разница, тем выше мотивация потребителя купить товар для удовлетворения своей потребности.
Например, когда мы испытываем жажду, существует разница между идеальным нашим состоянием «не испытывать жажду» и текущим состоянием. В этот момент мы мотивированы приобрести напиток для удовлетворения своей потребности.
При этом, чем больше наше желание в утолении жажды, тем сильнее мы сконцентрированы на удовлетворении данной потребности и для нас приоритетны становятся не эмоциональные и имиджевые характеристики товара, а функциональные.
Другие примеры возникновения потребностей: если мы не удовлетворены формой своей прически — мы идем в парикмахерскую; если мы не удовлетворены своей работой – мы заходим на сайт вакансий и ищем новые предложения по трудоустройству.
Если примерять данное понятие на рынок b2b и говорить о потребности клиента (как юр.лица), то здесь мы будем также говорить о разнице между желаемым и фактическим состоянием клиента. С клиентами на деловом рынке все достаточно проще, чем с обычными потребителями, так как спектр их потребностей намного уже и концентрируется вокруг роста продаж и повышения прибыльности компании.
Классификация потребностей
Все потребности покупателя можно разделить на 2 большие группы: функциональные потребности и эмоциональные потребности. Эмоциональные потребности могут носить как психологический, так и социальный характер. Рассмотрим каждую потребность покупателя подробнее на знакомых примерах.
Функциональные потребности
Данные потребности являются первичными, базовыми, фундаментальными. Функциональные потребности также можно охарактеризовать как желание покупателя улучшить свое физиологическое состояние. Примерами функциональных потребностей могут являться:
- Желание в утолении жажды или чувства голода (для любых продуктов питания)
- Желание в любое время добраться из пункта А в пункт Б (для автомобилей)
- Желание устранить боль (для лекарственных препаратов)
- Желания охладить воздух в жару (для кондиционеров)
Функциональные потребности потребителя очень часто являются ключевыми драйверами к покупке продукта, т.к. представляют фундамент мотивации потребления товара. Но при этом функциональные потребности являются универсальными, типовыми, легко повторимыми, что затрудняет дифференциацию от конкурентов на уровне удовлетворения функциональных потребностей.
Бренд в исключительных случаях может дифференцироваться на уровне удовлетворения функциональных потребностей: когда он является first-mover категории (никто до него не удовлетворял данную потребность потребителя) или имеет охраноспособную уникальную технологию, позволяющую удовлетворять функциональную потребность лучше других.
Удовлетворение только функциональных потребностей не позволяет построить долгосрочную связь с потребителем и развивать лояльность к продукту.
Эмоциональные потребности
Потребности не всегда бывают только функциональными. Потребитель при покупке товара часто ищет возможность самовыражения. Некоторые товары ассоциируются с определенным типом потребителей, которые имеют четкий набор ценностей, характер, признание в обществе. Покупая товары, наделенные особым имиджем, потребитель как бы определяет себя в обществе и сообщает это окружающим.
Внутренние эмоциональные потребности
Или психологические потребности. Данный вид потребностей связан с внутренними переживаниями и страхами потребителя. Примеры психологических потребностей потребителя:
- Желание приобрести спокойствие и уверенность в ненаступлении ситуации при покупке лекарств
- Желание снизить риск и страх покупки плохого товара при покупке экономичных продуктов
- Желание быть любимым при покупке одежды и косметики
Внешние эмоциональные потребности
Или социальные потребности. Данный вид потребностей связан с желанием потребителя получить признание в обществе, стать частью определённой социальной группы, сформировать свой имидж. Примеры социальных потребностей:
- Желание стать частью более высоко-доходной группы мотивирует потребителя покупать товары известных и дорогих брендов
- Желание показать себя как «заботливая мама» мотивирует женщин к покупке продуктов с семейным имиджем
- Желание привязать себя к определённому профессиональному сообществу может служить мотивом к приобретению специализированных книг
Основные эмоциональные потребности потребителей
Функциональных потребностей покупателя может быть бесконечно много, так как они все связаны непосредственно с базовыми функциями конкретных продуктов. Но список базовых эмоциональных потребностей является достаточно определенным. Приведем основные из них (словами потребителя):
- Потребитель хочет приобрести:здоровье, уверенность, время, более лучший внешний вид, комфорт, отдых, удовольствие
- Потребитель хочет себя защитить от: дискомфорта, боли, рисков, беспокойства, смущения, сомнений
- Потребитель хочет сэкономить: время, деньги, нервы
- Потребитель хочет быть: эффективным, современным, успешным, влиятельным, признанным, услышанным, замеченным, отблагодаренным, частью конкурентной социальной группы
- Потребитель также хочет: выразить свою индивидуальность и совершенствовать ,улучшать себя
Практическое применение
Разработку своего товара всегда начинайте с изучения и выявления ключевых потребностей клиентов рынка. Выявить основные потребности покупателя можно с помощью различных маркетинговых исследований и опросов целевого рынка.
Важно понимать, что только когда существует потребность — может существовать товар для ее удовлетворения. Иначе вы создадите «пустой» продукт, который не будет пользоваться спросом. Конечно, возможен другой вариант в случае, если потребность отсутствует – можно ее сформировать.
Но для этого требуется время и большие инвестиции в продвижение товара.
Особое внимание следует уделить поиску скрытых (не очевидных) потребностей клиентов, существование которых потребители не могут выразить самостоятельно. Данный вид потребностей клиента еще не воплощен на рынке, а значит построение идеи продукта на сильной скрытой потребности может дать компании долгосрочное преимущество.
Важно знать, что потребность потребитель может удовлетворять разными способами, поэтому ваш продукт может быть не единственным решением проблемы потребителя. Всегда необходимо подробно изучать конкурентные товары по удовлетворению потребности, и не только из вашей товарной категории.
Всегда необходимо строить образ товара, начиная с базовых характеристик, удовлетворяющих основные потребности. Но не заканчивать построение образа на функциональных характеристиках, дополняя его эмоциональными преимуществами. Эмоциональных преимуществ может быть несколько или одно ключевое, все зависит от категории и целевой аудитории товара.
Товары повседневного спроса (питание, зубная паста, а особенно экономичные товары масс-маркета) в большей степени направлены на удовлетворение базовых функциональных потребностей.
Но их необходимо также наделять эмоциональными выгодами, ключевые из которых являются – защита от риска неправильного выбора, желание в безопасности для всей семьи, удовлетворение от совершения выгодной покупки и экономии семейного бюджета, уверенность и комфорт.
Имиджевые товары, в особенности luxury –сегмент, в основном построены на эмоциональных выгодах. Ключевые из которых – успешность, приобщение к определенной социальной группе, привлечение внимания, экономия времени и сил и т.п. При разработке данных товаров или услуг все же нельзя забывать о функциональных характеристиках, без которых все имиджевые составляющие могут стать бесполезными.
Для каждого товара или услуги кампании рекомендуется составление карты потребностей потребителя. Данная карта потребностей будет служить ядром каждого нового продукта, по данной карте можно будет быстро проверить соответствие новых идей требованиям целевого потребителя.
Источник: http://PowerBranding.ru/potrebitel/vidy-potrebnostej/
Потребности и предпочтения потребителя
Основу спроса образуют потребности человека. Они подразделяются на первичные, т.е. связанные с самим существованием человека (пища, одежда, жилье) и вторичные, возникновение и изменение которых вызывается развитием цивилизации, техническим и духовным прогрессом.
Граница между этими группами подвижна. Например, потребность в одежде первична, а в красивой и модной вторична. Вещь, которая в одних условиях роскошь, может оказаться крайне необходима в других условиях (шуба из натурального меха).
Потребности людей находятся под сильным влиянием тенденций в жизни общества, социального статуса потребителя. Различаются потребности в товарах вообще и в отдельных товарах. Первая группа потребностей безгранична и не поддается полному удовлетворению. Иная ситуация с конкретным товаром. Такие потребности могут быть исчерпывающе насыщены.
Удовлетворение потребностей – конечная цель всей экономической деятельности. Величина и структура потребностей отражаются в стремлении приобрести то или иное благо.
Поскольку и количественно и качественно потребности у каждого человека индивидуальны, то даже при равных доходах и постоянных ценах различные покупатели приобретают различные наборы товаров.
Люди различаются по своим предпочтениям. Предпочтения это симпатии и антипатии.
Предположения о потребительских предпочтениях
Экономическая модель потребительского выбора базируется на нескольких предположениях относительно индивидуальных предпочтений товаров и услуг.
- Способность ранжировать альтернативы. Потребительские предпочтения могут быть представлено рангами, которые присваиваются альтернативам. Эти ранги дают информацию о том, что потребители могут сравнивать и классифицировать все наборы потребительских благ и услуг, например, из двух наборов А и В потребитель предпочитает А вместо В, или В вместо А, или будет одинаково удовлетворен обоими. Но необходимо отметить, что эти предпочтения игнорируют стоимость. Потребитель может предпочитать суперновый «РоллсРойс» «Жигулям», но купит все-таки «Жигули».
- Предпочтения транзитивны. Транзитивность означает, что если потребитель предпочитает набор А набору В, а последний набору С, он также должен предпочесть набор А набору С. Например, если потребитель предпочитает новый автомобиль туристической поездке, а последнюю – новой стереосистеме, его потребности транзитивны, если он также предпочитает новый автомобиль стереосистеме.
- Большее количество всегда предпочитается меньшему. Потребитель всегда дал бы более высокий ранг набору, содержащему два лимона и две бутылки коньяка, чем другому, в котором находятся только один лимон и одна бутылка коньяка.
Некоторые продукты, которые люди менее всего предпочитают, иногда называют «экономическим антиблагом». Примеры – мусор, загрязненная вода. Один человек вполне может считать вредным то, что другой считает полезным.
Эти три предположения образуют основу модели теории потребительского поведения. Они не объясняют потребительских предпочтений – они лишь описывают их. Однако возможно интересное разнообразие таких описаний.
Концепция полезности >
Дальше >
Учебные работы по всем предметам
Источник: https://dprm.ru/ekonomika/potrebnosti-i-predpochtenia-potrebitela
1. Теория потребительского выбора
ПОТРЕБИТЕЛЬСКИЙ
ВЫБОР — решение потребителя о
приобретении или каком-либо способе потребления некоторого блага (товара или
услуги). Многие экономисты не разделяют понятий П. в.
и предпочтения, поскольку
полагают, что фактическое решение потребителя однозначно выявляет и его
предпочтение. Иначе говоря, что мы предпочитаем, то реально и выбираем, делая
свои приобретения. Однако это неверно, напр.
, в условиях дефицита тех или иных
товаров: потребительский выбор, вынужденный тем, что предпочитаемый товар
невозможно купить, не выявляет истинного предпочтения.
Основу теории
потребительского выбора составляет теория предельной полезности. Как считают
западные экономисты, от полезности того или иного товара (услуги) для
потребителя зависит поведение потребителя на рынке товаров (услуг).
Потребительское
поведение — процесс формирования спроса потребителей на разнообразные
товары и услуги. Потребительское поведение отдельных покупателей формирует
совокупный спрос, определяет объем производства товаров и услуг и их
предложение на рынках.
Определяющими
факторами потребительского поведения служат предпочтения потребителей, их
доходы (бюджеты) и цены на товары (услуги).
Потребительское
предпочтение — процесс сравнения определенного ассортиментного набора
потребительских товаров и услуг с точки зрения их полезности.
При этом имеется
в виду рациональное поведение каждого потребителя. Это означает, что каждый
потребитель имеет индивидуальную шкалу предпочтений.
Следуя ей, а также
учитывая свой ограниченный доход (бюджет), он стремится достичь максимально
возможной степени удовлетворения (полезности).
- Ситуация,
когда потребитель не может увеличить общую полезность, которую он может
получить при определенном доходе, и расходует меньше денег на покупку одного
блага и больше — на покупку другого, называется потребительским равновесием. - Полезностью
называют удовлетворение, которое получают потребители от потребления того или
иного товара (услуги). - Различают
полезность общую и предельную. - Общая
полезность — удовлетворение, связанное с потреблением определенного вида
товара (услуги). - Предельная
полезность — прирост общей полезности в результате приобретения
дополнительной единицы определенного вида товара (услуги).
Рациональность
поведения потребителя заключается в том, что на свой денежный доход он будет
стремиться приобрести такой набор товаров (услуг), который бы максимально
удовлетворял его потребностям, предпочтениям и составлял бы для него наивысшую
полезность. Это возможно при соблюдении правила (принципа) максимизации
полезности.
Суть его такова: приобретая набор товаров (услуг), каждый
потребитель должен распределить свой денежный доход таким образом, чтобы
полезность, полученная от последней денежной единицы, израсходованной на
приобретение того или иного товара (услуги), была одинаковой.
Математически
этот принцип можно представить в виде универсального уравнения
- Правая часть
уравнения отражает соотношение цен двух товаров, которые не зависят от
поведения отдельного покупателя, левая часть — субъективные оценки отдельного
покупателя о предельной полезности товаров хну. - Развитие
теории потребительского поведения легло в основу создания в экономической науке
концепции «бюджетных линий и кривых безразличия». - Эта концепция
рассматривает поведение потребителя с двух сторон: - с точки зрения
ограниченности дохода потребителя; - с точки зрения
его желания иметь из наличного набора товаров каждый, который ему
представляется равноценным.
В основе метода
определения потребительского поведения лежит геометрическое совмещение
бюджетной линии и кривых безразличия.
Бюджетная
линия — линия, являющаяся геометрическим местом расположения комбинаций
количества товаров, которые могут быть куплены на заданный бюджет. Таким
образом, бюджетная линия указывает пределы индивидуального потребления.
- Линия cd —
новая бюджетная линия, показывающая, какое количество продуктов питания и
одежды купит потребитель при снижении его дохода до уровня Сх , - Линия uh —
новая бюджетная линия, показывающая, какое количество продуктов питания и
одежды купит потребитель при увеличении его дохода до уровня С 2 . - Для любых
точек координатной плоскости, расположенных ниже бюджетной линии kl ,
комбинации набора единиц одежды и продуктов питания достижимы, если потребитель
будет тратить свой бюджет С ], С2, С0 не полностью. - Все точки,
расположенные выше бюджетных линий (например, т), свидетельствуют о том, что на
приобретение данного набора товаров расходуются суммы, превышающие уровни Съ С
2 , С0.
Таким образом,
со снижением дохода потребителя при неизменных ценах на товары бюджетная линия
аЬ параллельно смещается вниз и, наоборот, с ростом дохода бюджетная линия
смещается вверх. Если доход и цены одновременно пропорционально возрастут
(понизятся), положение бюджетной линии останется неизменным.
Бюджетные
линии показывают возможность покупки того или иного товара потребителем при
сложившемся уровне дохода, но не учитывают при этом желания потребителя.
Предпочтения потребителей исследуются с помощью кривых безразличия
Кривая
безразличия показывает различные комбинации двух продуктов, имеющих
одинаковое потребительское значение, или полезность. Соизмерение потребностей
предполагает в данном случае не количественное их измерение, а лишь ранжирование.
Чтобы описать предпочтение потребителя по всем наборам
продуктов, обладающих одинаковой полезностью для потребителя, изображают все
кривые безразличия — так называемую карту кривых безразличия (рис.).
Совокупность
кривых безразличия, отражающих конкретные комбинации товаров для потребителя,
называется картой кривых безразличия.
На рис. 3
бюджетная линия аЬ характеризует все товары, при покупке которых общая сумма
затрат равна доходу потребителя. Она показывает реальную покупательную
способность потребителя и соотношение цен приобретаемых товаров.
Кривые
безразличия А , В, С, или кривые равных полезностей, соответствуют комбинациям
товаров для потребителя. При этом кривая А указывает на неполное использование
бюджета в целях удовлетворения потребностей потребителя.
Кривая С
находится за пределами бюджетной линии, т. е. потребление на этом уровне
превышает возможности бюджета данного потребителя.
Точка касания
Е бюджетной линии аЬ с кривой безразличия В указывает на максимальную
полезность использования бюджета и свидетельствует о потребительском
равновесии. В этой точке совпадают возможности потребителя с его желанием
максимизировать полезность в рамках ограниченного бюджета.
Положение точки Е
зависит от увеличения (уменьшения) дохода потребителя и относительного
изменения цен на одежду и продукты питания. Если, например, доход потребителя
возрастает, то бюджетная линия сместится параллельно вверх, и точка Е окажется
на одной из кривых безразличия, лежащей выше кривой В, т. е.
в нашем случае на
кривой С.
Кривая С
характеризует предпочтительные комбинации товаров (услуг) для потребителя с
целью удовлетворения его потребностей. При снижении дохода возникнет обратная
ситуация, т. е. точка Е окажется ниже кривой В, т. е. на кривой А. Здесь кривая
А менее предпочтительна для потребителя.
Использование
теории предпочтения, бюджетных ограничений и кривых безразличия позволяет
решить проблему потребительского выбора. Оптимальный набор потребительских
товаров (услуг) должен отвечать двум требованиям:
находиться на
бюджетной линии;
состоять из
наиболее предпочтительного сочетания товаров. Эти два условия сводят проблему
максимизации удовлетворения потребностей потребителя к выбору подходящей точки
на бюджетной линии.
Источник: https://www.30n.ru/7/1.html
Как в интернете реализуются потребности людей
В этой статье мы сделаем попытку описать механизм переноса реальных потребностей человека в мир интернета и реализации их там с помощью игр и различных сервисов. После прочтения вы сможете аргументированно ответить на вопрос, почему популярен тот или иной сервис, и будет ли популярен новый стартап.
Потребности людей
Потребности бывают разные — они могу порождаться социальными обстоятельствами, физическим телом или образом жизни (хочу есть, хочу спать, хочу быстрее перемещаться, хочу приходить с работы раньше), а могут быть внутренними — хочу общаться, получать новые впечатления, избавиться от одиночества, потребность в смысле, в понимании мира, религиозная потребность.
Еще Жан Поль Сартр говорил, что у человека внутри дыра размером с Бога, и каждый заполняет ее по-своему.
Вольная интерпретация цитаты Сартра
Все эти потребности человек так или иначе реализует. Если он не может реализовать потребность в реальном мире, он заполняет ее в виртуальном.
Гуру анализа средств коммуникации Маршалл Маклюэн (Marshall McLuhan) заявляет, что любое техническое средство есть внешнее расширение тела человека. Колесо — это расширение ног человека, телевизор — органов восприятия, социальная сеть — расширение нервной системы. Человек выносит свои функции вовне, отдает их другим устройствам, чтобы избавиться от стресса и увеличить свои возможности.
Без новых средств связи физическое тело человека оказалось бы в состоянии постоянного стресса, и в конце концов разорвалось бы на кусочки в пространстве — новый мир требует мгновенных реакций и большого числа контактов.
Перенос потребностей в виртуальное пространство
От нереализованной потребности у человека возникает напряжение, стресс. Чтобы избавиться от стресса, нужно передать свою часть в виртуальный мир.
Например, у человека есть потребность в смыслах. Он выносит ее в мир компьютерной игры, и там реализует в тех правилах, которые ему понятны. Или потребность в объяснении окружающего мира, поведения людей, общества, но в физическом мире человек этого объяснения не находит — в игре же существуют понятные правила, поведение игроков предсказуемо, а пребывание там безопасно для самооценки.
Какие потребности реализуются в социальной сети
Социальные сети и интернет снимают множество стрессовых напряжений и потребностей, которые давят на человека. Вот примерный, далеко не полный список:
- Потребность общаться сразу с несколькими людьми — одновременно или распределенно во времени (разновидность письма — отложенная коммуникация, которая продолжается, даже когда один из собеседников занят другим делом).
- Потребность всегда быть на связи.
- Поддержание сильных связей — постоянное присутствие в жизни близких по духу людей — ми, лайками, постами.
- Внесение в жизнь новой информации от знакомых или лидеров мнений.
- Участие в общественной жизни. Из-за высокой скорости жизни, узкой профессиональной специализации у человека не всегда получается реализовать важные смыслы — человеку хочется участвовать в жизни общества, культуры, друзей, государства, сообществ. На работе человек — узкий специалист, которому отдают задания, а в социальной сети он гражданин мира, там нет рутины, нет работы, там только межличностное общение, юмор, наблюдение и смысл. Социальная сеть дает свободу общения и взаимодействия, вовлеченность в жизнь друзей и общества.
- Потребность в личном пространстве. В больших мегаполисах люди живут на съемных квартирах или находятся постоянно в разъездах. Не всегда получается обставить свое жилище в своем вкусе, если знаешь, например, что оно временное. У человека появляется потребность иметь в виртуальном мире хранилище тех вещей, которые ему приятны, важны и вдохновляют: музыка, муд-борды, цитаты, контакты людей.
Как формулировать потребности
В качестве практического инструмента давайте представим правила, по которым можно описывать инсайты и потребности людей. Выпуская новые продукты, бренды ищут инсайты, за которые могут «зацепить» потенциального клиента.
Инсайты — это формулирование потребности человека, которую он по какой-либо причине не реализует.
Главное в инсайте даже не потребность, а характер напряженности — важно описание, почему человек не может реализовать потребность, поэтому инсайт состоит из двух частей — из описания желания и того, почему потребность не реализуется.
Например:
Общаться | 1. Человек с кем я хочу общаться далеко от меня. 2. Я не знаю, готов ли общаться со мной сейчас человек или он занят. 3. У меня сейчас есть конкретная мысль, которую я хочу передать человеку, но он целую неделю занят и недоступен на телефоне и личной встрече, а через неделю мысль уже потеряет актуальность. 4. На дворе ночь и все мои знакомые спят. |
Подробнее о правилах формулирования инсайта можно узнать, посмотрев видео выступления Александра Новикова с кухни BBDO:
Видно, что характеры напряженности в нашем примере снимаются с помощью социальной сети, ЖЖ или сотового телефона.
Антон Носик как-то говорил, что сервис в интернете тем популярнее, чем сильнее он связан с потребностями в реальной жизни. Mamba.
ru популярна, потому что позволяет людям решить конкретную задачу — познакомиться и приятно провести время.
Topface, например (приложение ВКонтакте), с семью с половиной миллионами подписчиков, тоже разрешает в форме игры определенные потребности молодой аудитории ВКонтакте.
Сервисы — это игра
По сути, все сервисы — это игры. (Игра не означает легкомысленное отношение. Скорее, наоборот. Подробно раскрыла этот вопрос замечательная Шаши Мартынова в лекции «Игра как способ жить»). Сама социальная сеть — это тоже игра. В ней определены правила доступа к игрокам, и есть связь с реальной жизнью.
Приложение для знакомств Topface — это игра в игре. Игра в отношения в игре в жизнь. Стоит только добавить единые для всех правила участников, как играть становится проще.
В реальной жизни нет описаний правил, каждый, руководствуясь собственным опытом, создает правила жизни для себя. Создатели сервисов обобщают опыт многих людей и ставят акценты на определенных сторонах жизни. Причем, чем конкретнее желание, и чем четче сформулированы ограничения, тем более популярен сервис.
- Читайте первую часть серии материалов Свойства интернета. Интернет как нефизический мир
- Читайте вторую часть серии материалов Потребности и поведение людей в социальных сетях. Теория «лайков»
- Читайте третью часть серии материалов Почему людей притягивают социальные сети
- Читайте четвертую часть серии материалов Интернет-зависимость. Чем отличается личность от профиля
- Читайте пятую часть серии материалов Принципы общения в социальных сетях
- Читайте шестую часть серии материалов Как меняются люди под воздействием медиа?
- Читайте седьмую часть серии материалов Медиаскетизм как новая эмоция. Внимание в интернете
- Читайте восьмую часть серии материалов Смех и мемы в социальной сети
- Читайте девятую часть серии материалов Самовыражение в социальных сетях и новый формат истории
- Читайте десятую часть серии материалов Идеи для стартапов будущего
Источник: https://www.cossa.ru/234/20843/
ISSN 1996-3955 ИФ РИНЦ = 0,570
1 Василенко Н.В. 1 1 ФГБОУ ВО «Российский государственный педагогический университет им. А.И. Герцена»
Проведен анализ процесса потребительского выбора и его этапов в сфере образования. Прослежена взаимосвязь между образовательными потребностями, образовательными интересами и целями получения образования.
Предложена двухэтапная последовательность выбора образовательной программы. В качестве факторов потребительского выбора рассмотрены эластичность спроса, асимметричность информации, а также типы потребительского поведения на рынке образовательных услуг.
Особое внимание уделено несовпадению образовательных потребностей и потребностей в образовательных услугах.
образовательные потребности
1. Прокопенко Ю.А. Образовательная потребность – основа функционирования образовательной среды // Современные проблемы науки и образования. – 2014. – № 6. – С. 1594.
2. Савченко Ю.Ю., Земляк С.В.
Создание цепочки потребительской ценности на региональном рынке услуг высшего профессионального образования (на примере Алтайского края) // Современные проблемы науки и образования. – 2012. – № 5. – С. 222.
3. Соколов М., Кнорре А., Сафонова М.
Теории высшего образования и процесс выбора специальности абитуриентами: социально-сетевой анализ // Университетское управление: практика и анализ. – 2014. – № 2 (90). – С. 6–25.
4. Тейтельман Н.Б. Потребности в образовании студентов негосударственных вузов: дис…. канд. социол. наук: 22.00.06 / Николай Борисович Тейтельман. – Екатеринбург, 2004. – С. 42.
5.
Spence M. Job Market Signaling // The Quarterly Journal of Economics. – 1973. – Vol. 87, № 3. – P. 355–374.
В современной экономике потребитель играет ключевую роль, так как в условиях разделения труда именно его стремление удовлетворить свои многочисленные потребности становится основой формирования рыночного спроса, стимулируя производство товаров и услуг и, в конечном счете, поступательное экономическое развитие общества.
Именно потребители принимают решения о наборе благ, который позволит получить наибольший результат в виде полезности. Кроме того, в силу неотделимости процесса потребления образовательной услуги от процесса ее оказания потребитель принимает непосредственное участие в них обоих и его поведение влияет на результат. Отсюда изучение поведения потребителя и обстоятельств его выбора в сфере образования представляет особый интерес. Цель данной работы состояла в выявлении факторов и этапов принятия решения о выборе потребителем той или иной образовательной программы.
Материалы и методы исследования
В основной части работы проанализирован широкий спектр условий, определяющий спрос на образовательные услуги в современных российских условиях. Основная логика состояла в движении от способов удовлетворения образовательной потребности к определению конкретной образовательной организации, предоставляющую востребованную потребителем услугу.
Методология исследования основана на применении методов обобщения, систематизации, сравнительного анализа, количественных методов обработки данных.
Поведение потребителей образовательных услуг представляет собой довольно сложный процесс, подверженный влиянию различных факторов. Мотивирующей основой для принятия решения об образовании для потребителя выступают образовательные потребности, под которыми понимают потребности в приобретении компетентности, необходимой для решения жизненно важных проблем.
Учитывая многообразие жизненных проблем, их смену в течение жизни, а также вариативность способов их решения, для достижения целей исследования необходимо типизировать образовательные потребности, а также их рассматривать в соотношении с другими характеристиками экономического поведения. Так, например, Ю.А.
Прокопенко по признаку формализованности реализации делит образовательные потребности на:
− потребности в научном знании, удовлетворяемые в рамках формального образования (в образовательных учреждениях и организациях);
− потребности в повседневном знании, удовлетворяемые в контексте неформального образования, в том числе самообразования, а также информального образования, носящего спонтанный характер в процессе межличностного взаимодействия, в процессе социализации под воздействием семьи, культуры, государства, религии и др. [1].
Такое разделение дает представление о месте их возможного удостоверения, имея ввиду, что самообразование и готовность к нему представляет собой важное конкурентное преимущество в современной экономике, где информационно-коммуникативные системы и технологии создают предпосылки для распространения различного рода знаний, а многочисленные учебные центры, например, оказывающие, услуги по консультированию или реализующие программы профессионального обучения, начинают составлять конкуренцию в определенных рыночным сегментах организациям среднего профессионального и высшего образования.
Важнейшая функция образовательных потребностей состоит в формировании образовательных интересов, среди которых Н.Б. Тейтельман предлагает базовыми считать такие как:
- − материальные (повышение материального благосостояния);
- − статусные (повышение социального и(или) профессионального статуса, вертикальная социальная мобильность, карьерный рост);
- − профессионально-трудовые (повышение профессиональной компетентности, совершенствование трудовых навыков);
- − адаптационные (возможность включения в новые сферы деятельности);
- − духовные (самореализация, приобщение на более высоком уровне к культуре и культурным ценностям) [4].
Если наличие образовательной потребности означает признание индивидом недостаточности собственной компетентности в каком-либо аспекте своего жизнеобеспечения или саморазвития, то наличие образовательного интереса фиксирует важность реализации соответствующей потребности, а приоритет интереса – приоритет удовлетворения этой потребности. При этом следует ожидать направления ресурсов именно в сторону выявленного приоритета.
Образовательные интересы в свою очередь становятся основой для целей получения образования, которые могут быть различными во времени и осознаваться по мере прохождения обучения и приобретения необходимых знаний и умения в результате осознаний новых возможностей.
Для достижения этих целей потребителю необходимо осуществить выбор образовательной программы и образовательной организации, которая ему эту программу предоставит, оказав соответствующую образовательную услугу.
Следовательно, потребительский выбор в сфере образования совершается в два этапа:
– на первом этапе – выбор образования как альтернативы реализации интересов;
– на втором этапе – выбор образовательной программы соответствующего целям потребителя уровня, направленности, формы обучения и т. д, а также образовательной организации, реализующей такие образовательные программы.
Осуществление второго этапа также предполагает два варианта, различающихся последовательностью потребительского выбора, определяющегося специфическими свойствами образования как блага, а также структурой потребительской ценности, которая в свою очередь обусловлена целями и предпочтениями конкретного потребителя.
В настоящее время, по результатам исследований Ю.Ю. Савченко и С.В. Земляка в российском высшем образовании сложилась ситуация, в которой приоритет бренда вуза выше приоритета качества образовательной услуги (40 % против 30 %) [2].
Это означает, что в среднем российские потребители больше ориентируются на выбор конкретной образовательной организации, нежели на выбор конкретной образовательной программы.
В таких условиях для укрепления конкурентной позиции перед образовательной организацией на первый план выходит задача развития бренд-концепции и положительного имиджа, разумеется, без отрицания важности повышения качества образовательных услуг, совершенствования методов ценообразования и развития сервисной составляющей.
- Обобщая результаты зарубежных и отечественных исследований можно выделить в качестве важнейших факторов потребительского выбора в сфере образования следующие:
- − эластичность спроса на образовательную услугу;
- − асимметричность информации на рынке образовательных услуг,
- − типы потребительского поведения в сфере образования.
Относительно эластичности спроса на образовательные услуги можно сделать следующие выводы. Чем больше услуг-заменителей у данной образовательной услуги, позволяющих удовлетворить соответствующую образовательную потребность, тем прочих равных условиях выше ценовая эластичность спроса на нее.
Чем большую доля расходов в бюджете потребителя занимает образовательная услуга, тем прочих равных условиях выше ценовая эластичность спроса на нее, следовательно, со снижением дохода потребителя, ценовая эластичность спроса на образовательную услугу возрастает.
Чем выше степень необходимости образовательной услуги, тем при прочих равных условиях ниже ценовая эластичность спроса на нее. Чем длительнее время оказания и одновременно потребления образовательной услуги, тем выше при прочих равных условиях ценовая эластичность спроса по эту образовательную услугу.
Как видим, несмотря на сложности расчета коэффициентов ценовой эластичности спроса на образовательные услуги, в целом большее число факторов действует в направлении ее повышения, делая в общем случае спрос на образовательные услуги эластичным по цене.
Другим фактором потребительского выбора на рынке образовательных услуг является асимметричность информации о цене, качестве и доступности необходимых образовательных программ, о характеристиках образовательных организаций, их предлагающих.
На рынке образовательных услуг информация распределена в пользу продавца – образовательной организации, рекламирующей и продвигающей свои услуги, рассказывая преимущественно о своих сильных сторонах и конкурентных преимуществах, что и создает неполноту информации для потребителей – обучающихся, их семей, работодателей и пр. Сложность оценки качества образовательной услуги до момента ее приобретения, а часто и позже, наделяет образовательной услуги свойствами доверительных благ. Потребители вынуждены доверять образовательным организациям, что обучение по выбранным образовательным программам приведет к приобретению необходимых компетенций и поможет реализовать образовательные интересы потребителей.
Для рынков с асимметричной информацией применима модель сигналов, предложенная М. Спенсом [5].
В качестве сигнала на рынке образовательных услуг для потенциальных обучающихся и членов их семей могут рассматриваться: репутация образовательной организации, которая может быть приобретена на основе учета заслуг перед обществом ее основателей, учредителей (например, для государственных образовательных организаций) или выпускников, а также позиций в национальных и международных рейтингах; гарантии будущего трудоустройства в виде системы распределения после окончания обучения на основе прямых договоров с организациями-работодателями, либо государственных гарантий; наличие бюджетных мест по основным направлениям и специальностям подготовки и обязательств по выплате повышенной стипендии обучающимся по важным для общества, но не пользующиеся популярностью направлениям и специальностям подготовки. Выгоды, получаемые образовательной организацией от сигнализирования, состоят в поступлении к ним абитуриентов с соответствующими сигналам характеристиками.
Все вышеуказанное можно обобщить в трех типах поведения потребителя в сфере образования, выделенных М. Соколовым и А. Кнорре [3]:
- − профессиональном, направленном на приобретение профессиональных и личностных компетенций, востребованных экономикой и обществом, описанном теорией человеческого капитала и рыночных сигналов;
- − классовом, создающем предпосылки для воспроизводства элитных слоев общества, фиксируемом понятиями демонстративной праздности, культурности и членства в элитных сетях;
- − ситуационном, основанном на использовании преимуществ статуса студента, таких как участие в студенческой жизни и академической мобильности, возрастной мораторий на решение «взрослых» экономических проблем самообеспечения.
На практике эти типы потребительского поведения могут быть смешанными, мимикрируя друг под друга под внешним давлением среди, родителей и т.д. Этим, в частности, объясняется частота повторения мотива получения знаний для последующей профессиональной деятельности в социологических опросах.
- Результаты исследования и их обсуждение
- Итак, в ходе проведенного исследования были получены следующие результаты:
- − определено значение образовательных потребностей для изначального мотивирующего фактора получения индивидом образования, а также их место в логической цепочке: потребность – интерес – цель потребителя, учитывающей, во-первых, многообразие способов удовлетворения образовательной потребности, во-вторых, разнообразие задач, которые могут быть решены посредством обучения;
- − выявлены содержание и последовательность этапов потребительского выбора образовательной услуги, на первом из которых принимается решение собственно о необходимости пройти обучение, а только затем происходит выбор образовательной организации / образовательной программы;
- − обоснована задача укрепления бренда образовательной организации на рынке образовательных услуг как приоритетная с точки зрения обеспечения выбора предоставляемых этой организацией программ обучения;
- − обобщена система факторов потребительского выбора в сфере образования, среди которых наряду с классическим фактором – эластичностью спроса на образовательные услуги, важное место занимают учет присущей рынкам в сфере образования неопределенности, а также приоритета потребительских предпочтений.
- Заключение
- Двухэтапность потребительского выбора в сфере образования, множественность образовательных интересов, а также несовпадение целей получения образования и типов потребительского поведения обусловливают актуальность дальнейших исследований проблемы согласования образовательных потребностей и потребностей в образовательных услугах, как условие потребительского выбора, гармонизирующего интересы индивида, образовательной организации, а также в целом экономики и общества.
Библиографическая ссылка
Василенко Н.В. ПОТРЕБИТЕЛЬСКИЙ ВЫБОР И ЕГО ОСОБЕННОСТИ В СФЕРЕ ОБРАЗОВАНИЯ // Международный журнал прикладных и фундаментальных исследований. – 2016. – № 3-1. – С. 141-143;
URL: https://applied-research.ru/ru/article/view?id=8690 (дата обращения: 20.03.2020).
Источник: https://applied-research.ru/ru/article/view?id=8690
Аксиомы потребительского выбора
Интернет-магазин Economicportal.ru
Экономика — это выбор: ресурсов, технологий, производственных пропорций, способов удовлетворения потребностей и т.д. Прежде всего выбор совершает потребитель, приобретая необходимые товары и услуги, предлагаемые фирмами, тем самым оценивая работу производителя.
У каждого индивида свои вкусы, предпочтения, своя шкала ценностей. Один потребитель весь свой доход может потратить на товары первой необходимости, другой часть дохода предпочитает сберечь, а оставшуюся — распределит между товарами различной степени необходимости.
При этом каждый потребитель будет таким образом использовать свой доход, чтобы получить при этом максимальную степень удовлетворения. Следует заметить, что наука не может изучать предпочтения каждого потребителя, но вполне возможно анализировать принципы поведения типичного, среднего потребителя.
Такой подход позволил выделить ряд аксиом, которыми руководствуются в своем выборе потребители.
- Аксиома независимости выбора. Потребитель свободен в своем выборе. На него не оказывают влияния внешние эффекты, к которым можно отнести принуждение со стороны государства.
- Аксиома рациональности. Потребитель ведет себя рационально. Он знает, что ему нравится в большей степени, а что в меньшей. И при имеющемся доходе выбирает такой набор товаров, который сможет принести наибольшую степень удовлетворения, то есть из всего множества наборов выбирает самый предпочтительный.
- Аксиома упорядоченности. Предпочтения потребителя уже сформировались. Это означает, что каждый потребитель в полной мере может сравнить, а также классифицировать все имеющиеся наборы товаров и услуг, но обладая для этого соответствующей информацией, стоимость продукта при этом игнорируется (не учитывается). Например, индивид ранжировал молочные продукты следующим образом: 1-е место — йогурт, 2-е место — глазированные сырки, 3-е место — кефир, 4 — снежок, 5 — сметана, 6 — топленое молоко, 7 — молоко. Но если у потребителя доход будет незначительным, то из имеющихся продуктов он отдаст предпочтение молоку, а не йогурту, так как оно дешевле.
- Аксиома транзитивности. Предпочтения потребителя транзитивны. Это означает, что если потребитель в определенный момент времени предпочитает товар А товару В, и товар В товару С, то, соответственно, потребитель предпочитает товар А товару С. Например, если автомобиль марки «Вольво» предпочтительнее «Жигулей», а «Жигули» предпочтительнее «Москвича», то «Вольво» также предпочтительнее «Москвича». Иначе говоря, предпочтения потребителя согласованы, ранжированы (поставлены в определенный порядок).
- Аксиома ненасыщения. Означает, что потребители всегда и везде предпочитают большее количество абсолютно любого товара меньшему (при этом стоимость не учитывается). Полное насыщение потребностей исключается, поскольку потребление дополнительных единиц блага не будет приносить дополнительную полезность.
Основы экономической теории. Курс лекций. Под редакцией Баскина А.С., Боткина О.И., Ишмановой М.С. Ижевск: Издательский дом «Удмуртский университет», 2000.
Поделиться
Добавить в закладки
Добавить комментарии
Источник: https://m.economicportal.ru/ponyatiya-all/aksiomy-potrebitelskogo-vybora.html