Слайд 1Описание слайда:
Проблема человека в истории философии
Слайд 2Описание слайда:
Учение о человеке – Антропология от греч. Antropos – человек и logos – учение Философская антропология изучает наиболее общие проблемы человеческого бытия, специфику существования человека как вида
Слайд 3Описание слайда:
Философская антропология 20-е годы ХХ в. Германия Основоположник — Макс Шелер, Значительный вклад внести Г. Плесснер, А. Гелен и др. Основой философской антропологии стали общие догадки Ф.
Ницше о том, что человек не является биологическим совершенством, человек — это нечто несостоявшееся, биологически ущербное. Современная Ф. А.
— сложное и противоречивое явление, в ней уживается множество школ, соперничающих друг с другом, и часто представляющих противоположные мнения о человеке.
Слайд 4Описание слайда:
Макс Шелер, основатель антропологии «Вопросы: «Что есть человек и каково его положение в бытии?» считал более существенными и центральными, чем любой другой философский вопрос. По мнению Шелера, Ф. А. — это наука о метафизическом происхождении человека, о его физическом, духовном и психическом началах в мире, о тех силах и потенциях, которые им движут и которые он приводит в движение.
Слайд 5Описание слайда:
Основные проблемы Ф. А.: сущность и существование человека соотношение биологического и социального в природе человеке происхождение и процесс эволюции человека (Антропогенез) взаимосвязанный процесс эволюции человека и общества (Антропосоциогенез)
Слайд 6Описание слайда:
Этапы в изучении человека Эрнст Кассирер выделял 4 этапа в изучении человека: 1) изучение человека метафизикой (античность). 2) изучение человека теологией (средневековье), 3) изучение человека математикой и механикой (Новое время). 4) изучение человека биологией.
Слайд 7Описание слайда:
Концепции происхождения человека Концепции естественного происхождения человека (эволюционная – Ч.Дарвин, трудовая – Ф.Энгельс ); Концепции сверхприродного начала (человек как творение Бога или Космоса)
Слайд 8Описание слайда:
Человек в древневосточной философии «Стертость» личностного начала, его «безликость» и подчиненность всеобщему. Каждое «я» мыслилось как продолжение иного «я». Человек есть часть единства / целого. Целью и смысл жизни – достижение высшей мудрости, соединенной с истиной Величайшего. Основа образа жизни — приспособление человека к обществу, государству, старшему по чину или возрасту.
Слайд 9Описание слайда:
Человек в античной философии Человек – часть космоса, микрокосм; Главный признак человека – разумность Сократ – сформулировал принцип этического рационализма Аристотель выделял два признака, отличающих человека от животного, — разумность и социальность Платон – основоположник антропологического дуализма души и тела
Слайд 10Описание слайда:
Человек в философии Сократа Сократ – основоположник западноевропейской антропологии и этики. Сформулировал принцип этического рационализма Центральное место – учение о человеческой душе и разуме. Главная цель философствования – самопознание.
Слайд 11Описание слайда:
Человек в средневековой философии Человек – часть миропорядка, установленного Богом; Существо изначально противоречивое (душа и тело) Главный признак человечности – любовь к Богу; Идея греховности человека. Довольно высокий уровень оценки его сущности, жизнедеятельности, назначения в мире. Идея духовности и осмысленности человеческой жизни, ее возвышенности над эмпирической повседневностью.
Слайд 12Описание слайда:
Августин Блаженный(Аврелий) Человек сделался похожим на дьявола тем, что живет сам по себе… Когда человек живёт не по богу, он подобен дьяволу. Решающее для человека значение имеют воля, любовь, вера, надежда.
Слайд 13Описание слайда:
Философия человека в эпоху Возрождения Антропоцентризм Вера в безграничные возможности человека Человек — единство божественного и природного (души и тела) художник, творец своей жизни и судьбы определяющий фактор жизни — воля
Слайд 14Слайд 15Описание слайда:
Человек в Новое время Расцвет наук (механики, физики, математики) определил рациональное / натуралистическое истолкование человеческой природы Человеческий организм – специфическая машина, которая заводится аналогично часовому механизму (Ламетри, Гольбах, Гельвеций, Дидро). Признание автономии человеческого разума в познании собственной сущности
Слайд 16Описание слайда:
Иммануил Кант Человек — существо, принадлежащее двум мирам — миру природной необходимости и миру нравственной свободы. Различает антропологию в «физиологическом» и «прагматическом» отношениях: первая исследует то, что делает из человека природа, вторая — то, что человек, как свободно действующее существо, делает или может и должен делать из себя сам.
Слайд 17Описание слайда:
Философия человека в XIX веке В философии человека ХIХ века можно выделить несколько особенностей: 1) углубление изучения духовности человека, внимание к его внутренними миру, его чувствам и переживаниям (С. Кьеркегор, В.
Дильтей, Ф. Ницше); 2) формирование целостного взгляда на общественную жизнь, на отношение общества и человека (О.Конт, Г.Спенсер, К.
Маркс); 3) антиметафизическую направленность появляющихся с середины XIX века концепций человека.
Слайд 18Описание слайда:
Философия ХХ века. Фрейдизм и неофрейдизм Фрейдизм — объяснял явления, относящиеся к человеку, обществу, культуре , на основе учения З. Фрейда о бессознательном.
Неофрейдизм — это философское и психологическое направление, отмежевавшееся от ортодоксального фрейдизма.
Благодаря фрейдизму и неофрейдизму получили рациональное объяснение многие явления общественной и индивидуальной жизни, которые прежде были совершенно непонятными.
Слайд 19Описание слайда:
Философия человека в наши дни XVIII Всемирный философский конгресс 1988 г. Англия Выводы: необходим критический анализ традиционных представлений о природе человека исчерпывающее определение сущности (природы) человека дать невозможно.
Источник: https://mypresentation.ru/presentation/problema_cheloveka_v_istorii_filosofii
Проблемы человека в философии: мир, сущность и формы активности
Главная проблема человека в философии – самопознание. Разные трактовки приписывают человеку диаметрально противоположные стремления и задачи. Для одних он – конечная цель эволюции, предмет создания Творца, для других – самостоятельное существо. Необходимость раскрыть феномен стала ключевой проблемой почти всех философских систем.
Определение проблемы философии
Сутью проблемы в философии является невозможность дать точное определение понятию «человек», «смысл жизни» и другим фундаментальным определениям. Природа двойственна, поэтому человеческую особь невозможно причислить к определенной группе. Человеческая особь – творение Бога и творец. Результат развития и источник развития общества.
Главная задача философии – поиск точных ответов на вопросы о сущности и природе людей, их происхождении и назначении.
Анторопосоциогенез как философское направление
В философии у понятия «человек» несколько значений. Античные философы рассматривали его, как часть мироздания. Он – мерило всех вещей. В эпоху Возрождения, он – самостоятельный творец, наделенный свободой выбора.
Современная философия рассматривает его в симбиозе с другими гуманитарными науками: социологией и психологий.
Она не дает четкого определения человеку, как объекту изучения, наделяя его способностью самостоятельно определять свое понимание бытия.
Многие философы сомневались в том, можно ли считать человека разумным. Его животное начало очень сильно, но все-таки он возвышается над другими видами. Ницше полагал, что индивид способен уничтожить в себе животную составляющую и культивировать социальную.
Он является субъектом деятельности, формируя себя и свое окружение. Позже его идеи развили марксисты. Их основной тезис – бытие определяет сознание. Он означает, что окружающая среда оказывает решающее воздействие на индивида и его становление как личность.
Возможности социализации изучает антропогенез. Это – процесс вытеснения биологических законов и замена их социальными. При этом биологические законы не исчезают вовсе, а облекаются в социально приемлемые нормы. Процесс антропогенеза длится с момента появления социума.
Сущность человека в философии
Процесс развития философского мышления непрерывен, поэтому философия человека каждой эпохи отличалась от предыдущей. Современная философия выделяет 4 основных подхода определения сущности:
- Биологический – имеет природное начало.
- Социологический – продукт социальных отношений.
- Теологический – отражение духовного начала.
- Социокосмический – совокупность трех предыдущих аспектов.
Ни один из подходов не является доминирующим, но социокосмический подход позволяет получить более широкое представление о человеческой особи, как о субъекте и объекте изучения.
Человек как биосоциальное существо
Современный человек появился в результате эволюции – биологических изменений, направленных на совершенствование исходного вида.
В отличие от животных, рождающихся с определенным набором инстинктов, человек, как высокоорганизованное существо, обладает рефлексами.
Он изучает, наследует и воспроизводит паттерны (модели поведения) не только других людей, но и других видов. Поведение конкретного индивида определяет культурная среда, в которой он живет.
Основные задачи культуры:
- формирование автономии человека, его отдаление от природных случайностей;
- увеличение продолжительности жизни и улучшение ее качества;
- обеспечение психологического комфорта;
- предоставление возможности минимизировать физический труд;
- появление и усовершенствование научных открытий.
Становление человека, как разумного, произошло благодаря:
- наличию разума и сознания;
- появлению членораздельной речи;
- способности совершать свободный выбор;
- развитию орудий труда;
- способности к нравственности, управлению своими влечениями.
Ученые уверены, что развитие индивида было бы не возможным без социальных связей. В процессе становления общества (и развития человека, как продукта общества) сформировались основные типы отношений:
- производственные;
- межобщинные;
- брачно-семейные;
- межличностные.
Потребность в контактах является одной из базовых, и воспроизведение системы общественных отношений – способ ее реализации.
Человека модно назвать биосоциальным существом – продуктом биологической и социальной эволюции.
Как проявляется человек
В философии существует два основных проявления: индивид и личность.
Под термином «индивид» понимают конкретного человека, обладающего характерными чертами. Индивидуальность рассматривается философами как совокупность природного и социального разнообразия человека.
Понятие «личность» подразумевает человека, как совокупность индивидуальных черт, качеств и свойств.
Особенности личности определяют:
- психологическая сущность, мировоззрение;
- целостность убеждений, отсутствие в них противоречий;
- характер интересов и потребностей;
- осознание своего места в обществе;
- соотношение различных личностных качеств.
Сущность человека, в момент его взаимодействия с обществом, проявляется в:
- индивидуальности.
- духовности.
- социальном статусе.
- коммуникации.
Личность формируется в процессе воспитания и деятельности в рамках определенного культурного поля, поэтому не каждая человеческая особь – личность. Люди, лишенные коммуникации с себе подобными, не имеют возможности социализироваться, и не становятся личностями в философско-психологическом понимании.
Взаимодействие человека и природы
В науке определение «природа» включает весь материальный мир Вселенной. В него входят все природные и культурные объекты.
Природные объекты могут быть:
- живыми – совокупностью организмов.
- неживыми – веществами и полем, обладающим энергией.
Живые предметы – результат жизни, возникшей и развившейся в географической среде. Под географической средой понимают ту часть природы, которая необходима для жизни человечества (растительный и животный мир, почва, земная кора, вода, нижняя часть атмосферы). Географическая среда вовлечена в процесс общественного бытия.
С момента появления общества природные процессы на Земле разделились на:
- природные;
- специфически общественные;
- природно-социальные.
Современный уровень развития общества позволяет индивиду не зависеть от природы непосредственно, удовлетворяя свои потребности с помощью достижений науки. Опосредованная зависимость возрастает. Человек преобразует природу и увеличивает свою власть над ней.
Смысл жизни
Самое простое определение термина «жизнь» – это отличие мира организмов от остальной действительности. Поиск смысла жизни – один из главных вопросов философии, имеющий богатую историю.
В исследованиях античных мыслителей довлеет тезис «смысл жизни – в самой жизни». В зависимости от различных школ, смыслом жизни считали:
- наслаждение;
- счастье;
- действие;
- страдание.
Античные философы рассматривали индивида, как природное существо, поэтому течение его жизни не должно отличаться от жизни животного или растения, и включать в себя воспроизведение потомства, выполнение специфических функций, удовлетворение потребностей.
В Средневековье развивалась парадигма смысла вне жизни. Главной жизненной ценностью является: Бог, идея, служение. Потеря веры в Бога равносильна потере смысла жизни.
В эпоху Возрождения под смыслом жизни понимали служение высшему существу. Цель человеческой жизни – самосовершенствование.
Эпоха Просвещения преподносит смысл жизни, как служение идее. Под идеей подразумевали социальное равенство, реорганизацию общества, благополучное будущее.
Новейшая философия трактует смысл жизни, как самореализацию. Подразумевается, что индивид должен создать себя сам – создать индивидуальный смысл жизни. Личность не ищет его, а вырабатывает, основываясь на своем опыте и опыте предыдущих поколений.
Понятия жизни, смерти и бессмертия, как одного из фундаментальных вопросов философии
Жизнь у большинства народов воспринималась как негативное явление. Никому доподлинно неизвестно, есть ли жизнь после смерти. Поэтому смерть страшит людей и одновременно является добродетелью – она избавляет от мук физического существования.
Бессмертие – продление жизни до бесконечности. О потенциальной возможности бессмертия задумывались философы всех школ и направлений.
Выделяют следующие виды бессмертия:
- Передача генов. Продление своей жизни в детях – основной способ относительного бессмертия, к которому люди прибегают сознательно.
- Сохранение тела. Бальзамирование, мумификация, криогенезация позволяют предохранить тело от разложения и дать потенциальную возможность воскрешения к жизни в будущем.
- Соединение тела, сознания и Вселенной. Для восточных течений философии, типично восприятие индивида, как части Вселенной, которая после смерти вернется в круговорот материи.
- Творчество. Научные открытия и произведения искусства позволяют именам их создателя оставаться в веках.
- Состояние измененного сознания. Медитация и аутотренинг позволяют выйти за рамки сознания, проникнуть в другое время, измерение, стать частью Вселенной.
Современное направление философии – трансгуманизм – предполагает, что человеку доступна бессмертность, благодаря бесконечной регенерации клеток организма. В дальнейшем достижения науки позволят продлить жизнь на несколько сотен и даже тысяч лет.
Источник: https://mystroimmir.ru/filosofiya/problemy-cheloveka.html
Проблема человека в истории философии
Сопряженность человека и философии — это выражение существа философской культуры. Философская культура — форма самопознания человека, его мировоззренчески ценностной ориентации в мире.
Поэтому человек всегда находится в основании философской ориентации, он выступает и как ее естественно-гуманитарная предпосылка и столь же естественная цель, сверхзадача философии.
Взаимосвязь философии и человека, как и социально-философская проблема в целом, исторически изменялась и развивалась.
При этом в истории философии можно выделить два параметра эволюции философии:
1) Степень понимания проблемы человека в качестве методологически исходного принципа философствования. Иначе говоря, насколько философ осознает, что именно человек — центр, критерий и высшая цель всего философствования, насколько этот принцип важен.
2) Степень философского осмысления самого человека, его бытия, его смысла существования, его интересов и целей.
Другими словами, насколько человек превратился в отдельный и специальный предмет философской рефлексии, с какой теоретической глубиной, с какой степенью привлечения всех средств философского анализа он рассматривается.
Проблема человека всегда стояла в центре философских исследований, какими бы проблемами философия ни занималась, человек всегда был для нее проблемой наиважнейшей.
- Четыре исторических периода в истории изучения философии:
- 1) изучение человека метафизикой (античность).
- 2) изучение человека теологией (средневековье),
- 3) изучение человека математикой и механикой (Новое время).
- 4) изучение человека биологией.
Первые представления о человеке возникают задолго до появления философии — в мифологическом и религиозном сознании.
При этом в верованиях древних людей человек еще не выделяется из окружающего его природного мира, а представляет собой лишь «младшего родственника» природных объектов.
Это наиболее наглядно проявляется в тотемизме — форме первобытных верований, заключающейся в поклонении растениям и животным, с которыми якобы существует кровнородственная связь и которые являются сверхъестественными покровителями рода или племени.
Первыми философскими взглядами на проблему человека можно считать выводы, сложившиеся в древневосточной философии. Важнейшей особенностью древневосточной философии была характерная для нее «стертость» личностного начала, его «безликость» и подчиненность всеобщему.
Древневосточное мировоззрение пыталось отождествить и объединить человека и природные процессы. Каждый человек ценился не сам по себе, а лишь в силу того, что он есть часть этого единства. Целью и смыслом жизни выступало достижение высшей мудрости, соединенное с истиной Величайшего.
В глубокой древности появляется одна из основ восточного образа жизни — требование приспособления человека к обществу, государству, старшему по чину или возрасту.
Античная философия сформировала основные западноевропейские подходы к выделению человека в качестве отдельной и специальной философской проблемы. Уже в 6-5 вв. до н.э. была предпринята первая попытка определить место человека в мире.
Они первыми дали определение человеку как существу, которое отличается от других животных тем, что только оно способно понимать. Важная черта античной философии — она пришла к открытию человека как самостоятельной ценности и признала за ним право на активность и инициативу.
Это дало возможность развернуть свое внутреннее самочувствие, углубиться в свою собственную личность и сделать для себя второстепенными все вопросы объективного миропорядка.
Учение о человеческой душе и разуме занимает центральное место в сократовской философии, а самопознание человека выступает в ней главной целью философии.
Что касается связанного с именем Платона определения человека, как двуногого животного без перьев, то оно, скорее всего, Платону не принадлежит, а только приписано ему последующей молвой. Важнейшее достижение Аристотеля в философском понимании человека связано с обоснованием его социальных характеристик (Человек способен направлять свой ум как на доброе, так и на злое; он живет в обществе и управляется законами).
Западноевропейское средневековье отмечено сильнейшим воздействием христианского мировидения на все стороны жизни людей. Теоцентризм — основная характерная особенность философии эпохи средневековья, а философия находилась на положении «служанки богословия» и обосновывала идею греховной сущности человека.
В средневековой философии проблема человека была поставлена по-новому, более широко. Она включила в поле своего внимания духовность и осмысленность человеческой жизни, а также ее возвышенность над эмпирической повседневностью.
Так, Августин Блаженный решающее для человека значение придавал не интеллекту, а воле, не теории, а любви, не знанию, а вере, не рациональнму, а живой надежде.
Одной из особенностей общественной мысли, а вместе с нею и философии, эпохи Возрождения является антропоцентризм. Центром любого исследования становится человек. Натуралистическая и религиозная направленность философских исследований уступает место антропоцентрической.
Философия Нового времени формируется под влиянием развития капиталистических отношений и расцвета наук. Достижения точных наук отразились в своеобразном взгляде на человеческий организм как на специфическую машину, которая заводится аналогично часовому механизму.
Но самый интересный и значительный вклад в философское осмысление человека был сделан И.Кантом, он исходил из понимания человека как существа, принадлежащего двум мирам одновременно — миру природной необходимости и миру нравственной свободы.
Он разграничивал антропологию в «физиологическом» и «прагматическом» отношениях. Первая исследует то, что делает из человека природа, вторая — то, что человек, как свободно действующее существо, делает или может и должен делать из себя сам.
- В философии человека ХIХ века можно выделить несколько особенностей:
- 1) углубление изучения духовности человека, внимание к его внутренними миру, его чувствам и переживаниям
- 2) формирование целостного взгляда на общественную жизнь, на отношение общества и человека
3) антиметафизическую направленность появляющихся с середины XIX века концепций человека (метафизика и религия — это вторичные явления культуры, выводимые из первичных оснований, поэтому традиционные философские проблемы становятся излишними. Возникшие в середине ХIХ века науки о человеке сделали прежний философский образ лишенным опытных оснований и практической ценности.
Одной из характерных особенностей русской философии второй половины XIX — начала XX века также является внимание к человеку.
Большое влияние на развитие философских исследований человека оказали фрейдизм и неофрейдизм (это философское и психологическое направление, отмежевавшееся от ортодоксального фрейдизма).
Благодаря им получили рациональное объяснение многие явления общественной и индивидуальной жизни, которые прежде были совершенно непонятными.
Открыв важную роль бессознательного в жизни как отдельного человека, так и всего общества, фрейдизм позволил объемно и на многих уровнях представить картину социальной жизни человека.
В ХХ веке произошло становление специальной отрасли философского знания, которая сложилась в Германии в 20-е годы и занимается изучением человека (философская антропология). Появление философской антропологии явилось своеобразным итогом наращивания философского человекознания.
Философская антропология — это наука о метафизическом происхождении человека, его физическом, духовном и психическом началах в мире, о тех силах и потенциях, которые им движут и которые он приводит в движение.
Основа для выводов философской антропологии — общие догадки о том, что человек не является биологическим совершенством, человек — это нечто несостоявшееся, биологически ущербное.
Особой страницей в истории философии является философия марксизма. К.Марксу принадлежит заслуга выступления против метафизического исследования проблемы человека. Так и социальная философия марксизма, открыв новые горизонты понимания человека в его общественной жизни, эти же горизонты объявила их пределами.
В современной литературе делается попытка дать комплексный анализ человека как социоприродного, космопланетарного существа, в котором в единое целое объединены космическая, биологическая, психическая, социальная и культурная стороны индивида.
Рекомендуемые страницы:
Воспользуйтесь поиском по сайту:
Источник: https://megalektsii.ru/s2413t5.html
Философия человека
Философия человека, или философская антропология относится к разделу социальной философии. Человека нельзя понять без учета его многообразных социальных связей, постоянного изменения в процессе общественного развития.
В круге обсуждений философии был поставлен один из первых вопросов о человеке как о предмете философского анализа». Необходимо подчеркнуть, что эта проблема человека рассматривала его как уникального творения Вселенной, она лежит в основе «вечных» философских проблем, так как любая философская традиция в основе своего содержания имеет отношение человека к миру.
Философская антропология как раздел социальной философии
Еще мыслители и философы античности интересовались проблемой человека. В истории философии существовало много философских школ, и каждая из них поднимала вопрос о происхождении человека, его особенностях, смысле его существования, его способностях, возможности его усовершенствования и т.д.
Но единая систематическая теория человека появилась только в Новое время в философии. Особая значимость антропологии подчеркивалась в работах К. А. Гельвеция («О человеке») и И. Канта («Антропология»). Они определяли особую роль этой науки как для социальной философии, так и для философии в целом.
И. Кант выделил четыре важных вопроса, на которые была обязана отвечать философия:
- что я могу знать?
- что я должен делать?
- на что я могу надеяться?
- что такое человек?
В результате постановки этих вопросов, философия сведет три первых вопроса к четвертому. Он также считал антропологию фундаментальной философской наукой, и что все остальные научные дисциплины в конце концов сведутся к ней. Особый интерес ученые проявляли к человеку в ХХ в. Этот период характеризуется ненадежностью и неопределенностью многообразия представлений о человеке.
Основатель современной философской антропологии М. Шелер писал, что за последние 10 тыс. лет наша эпоха является первой, когда человек стал совершенно проблематичен. Проблематичность человека состояла в том, что он не знает, чем он является, при этом четко определяет, что не знает этого.
В философии наметился так называемый антропологический поворот. В это время возникает тенденция обосновывать не только все знание, но и весь мир. Обоснование дается с позиции понимания человека. Антропологию выделили в отдельный раздел философии, при этом она стала еще и основополагающим разделом философии.
Предпринимались настойчивые попытки не относить человека к центру мироздания, преодолеть «антропологический сон» и «антропологическое безумие». Был предложен объективный подход к знанию, к очищенной от человека онтологии.
Преувеличение значения философской антропологии и стремление устранить саму проблему человека из «объективной» философии создали крайние и неверные позиции.
Философская антропология является частью социальной философии. Она руководствуется простой мыслью, лежащей в ее основе. Философская антропология выдвигает человека в центр мироздания – только реализация упомянутого ранее «внутреннего» подхода к объектам, изучаемым науками об обществе, подхода, предполагающего преломление всего мира через изучаемые объекты.
В изучении социальных явлений существует «внешний» подход. Он предполагает рассмотрения человека как одной из многих равноправных вещей, которые существуют в мире. Также при этом подходе человек не имеет отличий с подающим телом или расщепляющимся атомом.
Для реалистичной философской антропологии поставлена цель, согласно которой ей необходимо найти «золотую середину» между «внутренним» и «внешним» подходами к такому сложному социальному объекту, каким является человек.
Неясность понятия «человек»
Понятие «человек» относится к типичным примерам содержательно неясного, или просто неясного, понятия. Хотя неточность данного понятия является не очень значительной, если она вообще есть. Круг людей резко очерчен. Нет сомнений и колебаний в том, кто является человеком, а кто нет. Особенно если отвлечься от вопроса происхождения человека, предыстории человеческого рода и т.п.
Но рассматривая это определение с точки зрения своего содержания, оно видится вполне неопределенным. Французский писатель П. Веркор, работая над своей книгой «Люди или животные», размещает такой эпиграф: «Все несчастья на земле происходят от того, что люди до сих пор не уяснили себе, что такое человек, и не договорились между собой, каким они хотят его видеть».
Далее писатель подчеркивает, что человечество похоже на клуб для избранных, доступ в который весьма затруднен. И только мы можем решить, кого допускать в этот клуб.
Какие признаки могут послужить основой для определения живого существа человеком? На что мы делаем упор, когда причисляем к классу людей одни живые существа и исключая из него другие? Кратко говоря, какие признаки формируются у нас в голове, говоря о понятии «человек»?
На данный вопрос не существует четкого ответа. Мы можем найти десятки и десятки разных определений человека. Одним из самых старых и известных из них является определение человека как животного, который наделен разумом. Но здесь возникает другой вопрос. Что такое разум, которого лишено все живое, кроме человека?
Платону надоели эти споры о сущности человека, поэтому он определял человека как двуногое бесперое существо. Давая определение человеку, не обязательно раскрывать его сущность, для этого достаточно, чтобы оно позволяло отграничивать определяемый объект от всех иных.
В спор с Платоном вступил Диоген Синопский. Он взял цыпленка и общипал его, затем бросил к ногам Платона, сказав: «Вот твой человек». Затем Платону пришлось сделать некоторые уточнения. Он описал человека как двуногое бесперое существо с широкими ногтями.
Еще один философ дал такое описание человека как существо с мягкой мочкой уха. Но все эти определения ориентированы на сугубо внешние и случайные особенности человека и ничего не говорят о нем, по существу.
Французский сатирик Ф. Рабле описывал человека как животное, которое способно смеяться (у Аристотеля есть сходная характеристика). В этом Ф. Рабле поддержал французский философ А. Бергсон. Он подчеркивал отличительную особенность человека в способности к ионизации, смеху, и способности смешить других.
В каждой эпохе встречаются свои определения человека, они представлялись для своего времени наиболее глубокими.
Древние греки описывали человека как разумное животное, для христиан он был существом с бессмертной душой, для антропологов современности, человек определяется как животное, которое могло производить орудия труда.
В психологии человеком называют животное, которое может использовать язык, в этики – это существо с «чувством высшей ответственности», для теории эволюции – млекопитающее с громадным мозгом и т.д.
Особенности современного подхода к философии человека
Такое количество определений сущности человека и его отличительные особенности связано, конечно, с недостаточной ясностью содержания понятия «человек».
Если существует какой-либо объект, имеющий множество различных представлений о нем, его особенностях и сущности, есть единственное решение: обозначить два крайних полюса таких представлений и ограничить их общее пространство. В пределах этого пространства будет осуществляться анализ данного объекта. В дальнейшем, в процессе развития науки, последующие исследования позволят продвинуться далее и конкретизировать позицию.
Этот подход применялся и ранее. Так, например, для понятия «общество» были выделены коллективистические, индивидуалистические и промежуточные между ними общества. На данный момент, данный подход может быть применим к анализу тех многообразных концепций философской антропологии, претендующих на описание особенностей человека.
Два полярных подхода к анализу природы человека просматриваются среди разнообразных современных подходов. Один подход относится к антропологическому истолкованию человека, а другой – социологическому, или социальному.
Различные промежуточные определения человека можно поместить между этими двумя противоположными понятиями. Антропологическое понимание человека предполагает реализацию внутреннего похода к анализу социальных объектов, а социологическое истолкование описывает частный случай внешнего подхода к обществу.
Для закрытого, коллективистического общества характерно социологическое понимание человека, а для индивидуалистического, открытого общества – антропологическое понимание.
Источник: https://Zaochnik.com/spravochnik/filosofija/sotsialnaja-filosofija/filosofija-cheloveka/
Проблемы личности в истории философии
⇐ ПредыдущаяСтр 7 из 10Следующая ⇒
Первыми философскими взглядами на проблему человека можно считать выводы, сложившиеся в древневосточной философии. Важнейшей особенностью здесь была характерная для нее «стертость» личностного начала, его «безликость» и подчиненность всеобщему. Здесь универсальное «Я» превалирует над индивидуальным «Я».
Античная философия пришла к открытию человека как самостоятельной ценности и признала за ним право на активность и инициативу. Платону принадлежит идея о том, что человек есть не просто единство души и тела, но что именно душа — та субстанция, которая делает человека человеком. Аристотель: человек — такое живое существо, которое предназначено для жизни в государстве.
Теоцентризм являлся основной характерной особенностью философии эпохи средневековья, Августин Блаженный решающее для человека значение придавал не интеллекту, а воле, не теории, а любви, не знанию, а вере, не рациональному, а живой надежде.
Одной из особенностей философии эпохи Возрождения является антропоцентризм. Центром любого исследования (литература, живопись, скульптура или философские трактаты) становится человек. И.Кант исходил из понимания человека как существа, принадлежащего двум мирам одновременно — миру природной необходимости и миру нравственной свободы.
В философии человека ХIХ века можно выделить несколько особенностей: 1) углубление изучения духовности человека, внимание к его внутренними миру, его чувствам и переживаниям; 2) формирование целостного взгляда на общественную жизнь, на отношение общества и человека.
Одной из характерных особенностей русской философии второй половины XIX — начала XX века также является внимание к человеку, антропоцентризм. Здесь четко выделяются 2 направления: материалистическое и идеалистическое, светское и религиозное. Материалистическое направление представлено В.Г.Белинским и Н.Г.Чернышевским, идеалистическое связано с именами В.Соловьева, Н.А.
В ХХ веке произошло становление специальной отрасли философского знания, которая сложилась в Германии в 20-е годы и занимается изучением человека — философской антропологии. Ее основоположником выступил немецкий философ Макс Шелер.
Психология, структура личности, механизмы ее формирования
В настоящее время существует 2 концепции личности: личность как функциональная (ролевая) характеристика человека и личность как его сущностная характеристика. Первая концепция опирается на понятие соц. роли человека.
Эта концепция однако не позволяет раскрыть внутренний мир человека, фиксируя только его внешнее поведение, которое не всегда отражает сущность чел. Сущностная концепция является более глубокой.
Личность — индивидуальное выражение общественных отношений и функций людей, субъект познания и преобразования мира, прав и обязанностей, этических, эстетических и всех иных соц. норм. Личность поэтому есть всегда общественно развитый человек.
Личность формируется в процессе деятельности, общения. Иначе говоря, формирование ее в сущности есть процесс социализации индивида.
Этот процесс требует от человека продуктивной активности, выраженной в постоянной корректировке своих действий, поведений, поступков. Это вызывает необходимость развития способности самооценки, что связано с развитием самосознания.
Самосознание и самооценка в совокупности образуют тот основной стержень личности, вокруг кот складывается неповторимая специфика личности.
Личность есть совокупность 3 ее основных составляющих: биогенетических задатков, воздействия соц. факторов и ее психосоциального ядра — “Я”. Это Я определяет характер психики человека, сферу мотивации, способ соотнесения своих интересов с общественными, уровень притязаний, основу формирования убеждений, ценностных ориентаций, мировоззрения.
Оно же является основой формирования соц. чувств человека: собственного достоинства, долга, ответственности, совести, справедливости. Субъективно, для индивида, личность выступает как образ его Я — он то и служит основой внутренней самооценки и представляет собой то, каким индивид видит себя в настоящем, будущем, каким он хотел бы быть.
Человек как личность есть процесс, требующий неустанной душевной работы.
Главным результирующим свойством личности является мировоззрение. Только выработав то или иное мировоззрение, личность, самоопределяясь в жизни, получает возможность осознано, целенаправленно действовать, реализуя свою сущность. Одновременно с формированием личности складывается и характер личности — психологический стержень человека.
“Только в характере индивидуум приобретает свою постоянную определенность” — Гегель. Слово характер как правило означает меру личностной силы, т.е. силу воли. Люди с сильной волей обладают сильным характером.
Признается, что великим характером обладает тот, кто своими поступками добивается великих целей, соответствуя требованиям объективных, разумно обоснованных и социально значимых идеалов. Если же характер человека разменивается на пустые и мелкие цели, то он переходит в упрямство.
Без воли невозможны ни нравственность, ни гражданственность, невозможно вообще общественное самоутверждение человеческого индивида как личности. Особым компонентом личности является ее нравственность. Соц. обстоятельства нередко приводят к тому, что человек, поставленный перед выбором, не всегда следует самому себе.
И только высоконравственные личности испытывают глубокое чувство трагизма от сознания своей “не-личности”, т.е неспособности совершать то, что диктует сокровенный смысл “Я”. Т.о., личность — мера цельности человека, без внутренней цельности нет личности.
Коллективизм и индивидуализм
Только через коллектив каждый его член входит в общество. В нем личность складывается духовно и физически. В коллективе личность самоутверждается и выявляется. Коллективы бывают формальные и неформальные. Каждая личность несет на себе печать того ил иного коллектива, и каждый коллектив несет на себе печать каждого его члена. В коллективе человек выполняет ту или иную роль.
В развитом коллективе человек поднимается до осознания собственной личности. В личности важно видеть не только единое и общее, но и уникальное, своеобразное. Уникальность каждого человека проявляется уже на биологическом уровне. Каждый человек биологически неповторим.
Однако подлинный смысл уникальности связан не столько с внешним видом человека, сколько с его внутренним духовным миром. Что же представляет собой личностная уникальность? В каждой личности есть нечто уникальное, что связано, во-первых, с наследственными особенностями, а во-вторых с условиями среды, в которой она выращивается.
Наследственные особенности, условия среды и деятельность личности создают неповторимый личностный опыт — все это вместе и формирует соц. психологическую уникальность личности. Но индивидуальность е есть просто сумма этих аспектов, она есть их органическое единство, неразложимое на составляющие.
У каждого конкретного человека всегда есть что-нибудь свое, хотя бы неповторимая тупость, не позволяющая ему оценить ситуацию и себя в ней. Индивидуальность не есть абсолют. Она изменяется и одновременно остается неизменной на протяжении жизни человека.
Свобода и ответственность
Человек свободен и несвободен. Человек несвободен, т.к. всегда существует ограничители его деятельности — уровень физических сил и умственных способностей, технических возможностей, характер общественного строя и т.д. Он несвободен еще и потому, что существует так называемое отчуждение человека, которое проявляется во все времена и существует в различных формах.
Отчуждение означает чуждость, внешность мира и даже его враждебность. Вместе с тем человек свободен. Свобода есть самостоятельное распоряжение человека собственной судьбой, выбор своего жизненного пути. Кратко говоря, свобода означает его освобождение от диктата внешних сил и обстоятельств, как природных, так и социальных.
Свобода предполагает возможность действовать в соответствии со своими интересами и представлениями. Свобода является фундаментальной ценностью для человека, но она должна иметь пределы. В противном случае она будет превращаться в произвол, своеволие и анархию, т.е. в негативную свободу.
Границами свободы являются интересы другого человека, социальных групп и общества в целом, а также и природы как естественной основы существования общества. При совпадении интересов личности и общества в обретении свободы понятие свободы должно быть дополнено идеей регулирования деятельности людей.
Государство обязано гарантировать соблюдение прав человека, признавая, что ценность человеческой личности выше любых ценностей нации, класса, группы людей и т.д. Это является гарантией от тоталитарного подавления прав человека.
Свобода невозможна без ответственности и долга человека перед миром, в котором он существует. Ответственность есть неизбежная цена свободы, плата за нее.
Свобода требует от человека разума, нравственности и воли, без чего она неизбежно будет вырождаться в произвол и насилие над другими людьми, в разрушение окружающего мира.
Мера ответственности человека всегда конкретна, в пределах его компетентности и диапазона возможностей.
Вопрос
⇐ Предыдущая12345678910Следующая ⇒
Рекомендуемые страницы:
Источник: https://lektsia.com/7x2ce2.html
Философская антропология. проблема человека в истории философии
Проблема сущности человека и связанная с ней тема самопознания являются ключевыми в философии. Вопрос о природе человека является предметом специального раздела философского знания — антропологии. В антропологической проблематике фокусируются все другие философские вопросы.
Софисты первыми обратили внимание на человека, заявив, что истина о мире, космосе не существует сама по себе. Античность создала идеал разумного человека, соразмерного упорядоченному космосу. Индивид в античной философии — часть мироздания, поэтому все его проблемы решаются в связи с местом и ролью в космосе.
В средневековой философии человек редуцируется до, субъекта спасения. Цель его бытия — спасение души и соединение с Богом. Отношения с миром и другими людьми имеют смысл только в качестве средств восхождения в Царство Божье. Желание личности стать самостоятельной и свободной однозначно трактуется как греховное.
Эпоха Возрождения, опираясь на идеи и ценности Античности, создала свой идеал свободной и гармоничной личности. Возрожденческое мышление апеллирует к человеку как к главному, а точнее, единственному источнику творческой силы. Личность предстает в качестве ничем не ограниченного в своих замыслах и проявлениях свободного существа, творит себя, свою судьбу и мир вокруг.
В философии Нового времени и Просвещения человек рассматривается прежде всего как субъект рационального познания и опосредованной этим познанием деятельности, целостная личность редуцируется до гносеологического субъекта.
Разум утверждается в качестве главной способности человека, с помощью которой он может обрести свободу и счастье, выступает источником и предпосылкой остальных характеристик личности. Новое время и Просвещение рассматривают человека как механизм, который может быть полностью исследован и познан — в нем нет тайны. Классическая философия XVII—XVIII в.
так и не создала идеала личности, реализующей свою свободу, поскольку апеллировала не столько к самой личности, сколько к надличностной силе — разуму, способному преобразовать природу человека.
Антропологический поворот в философии связан с именем И. Канта. Вслед за И. Кантом, А. Шопенгауэр, С. Кьеркегор, Ф. Ницше, а затем представители экзистенциальной философии (К. Ясперс, Ж.П. Сартр, А. Камю и др.) и философской антропологии (М. Шелер, А. Гелен, Г.
Плеснер), сконцентрировались на человеке, сделав его переживания, судьбу и свободу, смысл и цель существования предметом углубленной философской рефлексии. Экзистенциально-антропологическое направление в философии отвергло установки натурализма и позитивизма и пересмотрело некоторые принципы классической философии. В XIX—XX вв.
человек осознал себя в качестве проблемы, стал познавательно беспокоиться о себе.
Представители философской антропологии смыслом философии считали построение программы комплексного изучения человека, в которой синтезировались бы естественно-научные, гуманитарные и философские знания. Как писал М.
Шелер, философская антропология — это наука о сущности человека, о его отношении к различным сферам природы, о его происхождении, силах, которые им движут, о возможностях его развития. Другой представитель философской антропологии, А. Гелен, считал, что именно в открытости миру следует искать сущность человека.
Открытость миру определяет способ человеческого бытия, смысл которого — преодоление недостатков биологической природы.
Проблема человека является центральной и в философии экзистенциализма. Однако в отличие от философской антропологии, экзистенциализм отрицает наличие у человека раз и навсегда определенной сущности. Философия существования исходит из тезиса безосновности, несубстанциальности человеческого бытия.
По мнению экзистенциалистов, человек сам создает собственную сущность в процессе существования. По словам Ж.П. Сартра, человек — это будущее человека, проект самого себя.
Экзистенциальная философия делает акцент на самоценности и суверенности индивидуального бытия, ее интересует уникальный, неповторимый жизненный мир личности.
Если классическая философия центральным вопросом антропологии считала вопрос о сущности человека, то постклассическая мысль, отказываясь от самого понятия сущности, тем не менее продолжает обсуждать вопрос об особенностях природы человека. Философы-экзистенциалисты, утверждавшие вторичность сущности по отношению к существованию, или постмодернисты, рассматривающие любую реальность и человека как текст, тем не менее дают ответ на вопрос о специфике человеческого бытия.
К экзистенциально-антропологическому направлению тяготеет и психоаналитическая философия (3. Фрейд, К.Г. Юнг, Э. Фромм, А. Адлер и др.). Напомним что психоаналитическая философия исходит из понимания природы человека как психосоматической.
В конечном итоге все содержание культуры выводится из особенностей психики человека, доминирующей сферой которой является бессознательная.
Бессознательное, в свою очередь, ничем не порождается, оно само есть исходное бытие, определяющее особенности личности, характера, а следовательно, и жизни человека.
Источник: https://cyberpedia.su/1x4f8d.html