Русская культура xiv-xvi вв. — студенческий портал

Русская культура XIV-XVI вв. - Студенческий портал Русская культура XIV-XVI вв. - Студенческий портал Русская культура XIV-XVI вв. - Студенческий портал Русская культура XIV-XVI вв. - Студенческий портал Русская культура XIV-XVI вв. - Студенческий портал Русская культура XIV-XVI вв. - Студенческий портал Русская культура XIV-XVI вв. - Студенческий портал Русская культура XIV-XVI вв. - Студенческий портал Русская культура XIV-XVI вв. - Студенческий портал Русская культура XIV-XVI вв. - Студенческий портал

n В 1408 году Андрей Рублев вместе с Даниилом Черным создал фрески в Успенском соборе во Владимире

Даниил Черный и Андрей Рублев Московская школа, 1408 г. фреска, Западная часть центрального нефа. Вид с восточной стороны. Успенский собор, г. Владимир n Даниил Чёрный (около 1350 -е — 1428) — иконописец, монах, современник и сотрудник Андрея Рублёва.

Прозвище «Чёрный» известно по тексту «Сказания о святых иконописцах» (конец XVII — начало XVIII веков), в более ранних источниках называется просто Даниилом. Летописи свидетельствуют о росписи Даниилом и Андреем Рублёвым Успенского собора во Владимире, причём Даниил назван первым, что может свидетельствовать о старшинстве и большей опытности Даниила.

Иосиф Волоцкий называет Даниила учителем Рублёва. Погребён Даниил в Спасо-Андрониковом монастыре, где недавно были обнаружены, вероятно, его останки.

книжное дело Троице-Сергиева Лавра n В этот период продолжает активно развиваться книжное дело. Крупнейшими центрами становятся монастыри, где были книгописные мастерские и библиотеки.

Особенно известны были Троицко-Сергеевский монастырь, Кирило-Белозерский и Соловецкий монастыри. Так же мастерские существовали и при княжеских дворах. Книги, как правило, создавались на заказ и очень редко на продажу. В 14 -15 вв.

на смену дорогому пергаменту и бересте пришла бумага, ввозимая из Европейских стран (Италия, Франция).

n Кирилло-Белозе рский (также Кириллов) монастырь — мужской православный рский монастырь Русской Церкви; расположен на Севере России, на берегу Сиверского озера, в черте современного города Кириллов Вологодской области.

Монастырь основали монахи Кирилл Белозерский — последователь Сергия Радонежского и Ферапонт Белозерский в 1397 году. Обитель рано стала одним из важнейших книжных центров России. К концу XV в.

здесь хранилось 210 рукописей

n n Солове цкий монасты рь — мужской монастырь Русской православной церкви, цкий рь расположенный на Соловецких островах в Белом море. Возник в 1420 -1430 -е годы, отстроен в камне трудами св.

Филиппа (Колычева), в допетровское время числился среди крупнейших землевладельцев государства, в 1669 -1676 гг. осаждён царскими войсками как один из очагов сопротивления никонианским преобразованиям. При советской власти на территории монастыря действовал первый в стране лагерь особого назначения.

25 октября 1990 года Священный Синод постановил вернуть к жизни Спасо-Преображенский мужской монастырь.

Уставное письмо n Полуустав Скоропись Изменилась и графика письма. Уставное письмо сменилось полууставным в деловых бумагах утвердилась скоропись. . А скоропись

Лаврентьевская и Троицкая летописи Список XVII в. n Троицкая летопись — несохранившийся летописный свод начала XV в. Названа по имени Троице-Сергиева монастыря, где хранилась. Написана полууставом XV в. на пергаменте.

Предполагается, что автором является Епифаний Премудрый, инок Троице-Сергиевой лавры, выполнявший обязанности секретаря митрополита Фотия. Обнаружена в библиотеке монастыря в 1760 -х гг. академиком Петербургской АН Г. Ф. Миллером.

Сгорела во время московского пожара 1812.

Архитектура Московский Кремль при Дмитрии Донском (оборона Москвы от Тохтамыша в 1382 г. ). Картина 1918 года, А. М.

Васнецова n Первые каменные постройки в Московском княжестве относятся к XIV-XV столетиям: Успенский собор, Троице-Сергиев монастырь. Первые белокаменные стены Московского Кремля были возведены при Дмитрии Донском.

Столетие спустя грандиозное строительство в Москве завершилось созданием в конце XV – начале XVI века ансамбля Московского Кремля.

n n В 1475– 1479 годы под руководством итальянского зодчего Аристотеля Фиораванти был сооружен главный собор Московского Кремля – Успенский. Здесь цари венчались на царство, собирались земские соборы, объявлялись важнейшие государственные решения.

В Кремле находилась самая древняя московская церковь — Собор Спаса на Бору. Здесь были погребены московские князья и княгини, пока роль усыпальницы не перешла к Архангельскому собору для мужчин и Вознесенскому монастырю (также разрушенному) для женщин.

После учреждения Новоспасского монастыря в конце XV века собор Спаса на Бору получил статус придворного храма.

n Собор Спаса Преображения на Бору в Московском Кремле Фотография (1882) Собор Спаса Преображения на Бору — монастырский собор, располагавшийся в Московском Кремле, во дворе Большого Кремлёвского дворца. Название «на Бору» произошло от окружавших храм хвойных лесов, давших название и самому Боровицкому холму.

Первоначальный храм был деревянным. В 1237 году во время набега Батыя, по свидетельству Лаврентьевской летописи, был сожжен. Здесь были погребены московские князья и княгини, пока роль усыпальницы не перешла к Архангельскому собору для мужчин и Вознесенскому монастырю (также разрушенному) для женщин.

После учреждения Новоспасского монастыря в конце XV века собор Спаса на Бору получил статус придворного храма. В 1330 г. Иван Данилович Калита на месте деревянного храма поставил каменный собор. Храм сильно пострадал после набега Тохтамыша в 1382 году. Восстановлен был при Дмитрии Донском.

Храм Спасана-Бору был снесён 1 мая 1933 года на основании решения Политбюро ЦК ВКП(б) от 24 сентября 1932 г

Строительство Кремля при Иване III (А. Васнецов) Во второй половине XV века Московский Кремль перестраивается с участием итальянских зодчих и обретает в значительной мере свой современный вид.

Центром его стала Соборная площадь с расположенными на ней Успенским собором (1475 -79), Благовещенским собором (1484 -89), Грановитой палатой (1487 -91), Архангельским собором (150508) -(усыпальницей русских князей и царей) и колокольней Иван Великий.

В 1485 -95 годах, при Иване III, фортификационные сооружения Кремля перестраиваются: новые стены и башни выше и толще прежних, облицовываются красным кирпичом. В 1508 -16 годах на месте современной Красной площади был вырыт ров, вода в который поступала из реки Неглинной. Кремль становится неприступной крепостью, окружённой водой со всех сторон.

В XVII-XIX веках идёт активное строительство светских зданий, и Кремлёвский ансамбль получает логическое завершение. В 1635 -36 годах строится Теремной дворец, примыкающий к Грановитой палате. В XVII веке башни Кремля получают ярусные и шатровые завершения, приобретя современный облик.

n Джакомо Кваренги. Вид на соборную площадь Московского Кремля. 1797. Соборная площадь является историческим и архитектурным центром Московского Кремля. Её окружают Грановитая и патриаршие палаты, Успенский собор, Архангельский собор, Благовещенский собор, Ризоположенская церковь и Колокольня Ивана Великого.

n n Благовещенский собор- православный храм в честь Благовещения Богородицы, расположенный на соборной площади Московского Кремля. Собор был построен в 1489 году псковскими мастерами на белокаменном подклете кон. XIV – нач. XV вв.

До XVIII века являлся домовой церковью Московских государей; его настоятели одновременно были духовниками царей Гранови тая палата — построена тая в 1487 — 1491 году по указу Ивана III итальянскими архитекторами Марко Руффо и Пьетро Антонио Солари.

Название взято по восточному фасаду, отделанному гранёным каменным (бриллиантовым) рустом, характерным для итальянской архитектуры эпохи Возрождения. Изначально называлась Большая палата и была передним приёмным покоем дворца.

n Собор святого Архистратига Михаила (Архангельский собор) в n Кремле — собор был сооружён в 1505 -1508 гг. под руководством итальянского зодчего Алевиза Нового на месте старого собора XIV века и был усыпальницей русских князей и царей.

Колокольня Ивана Великого — церковьколокольня, расположенная на Соборной площади Московского Кремля. В основании колокольни располагается церковь прп. Иоанна Лествичника.

Колокольня является примером влияния итальянской традиции строительства

Богдан Салтанов. Алексей Михайлович в «большом наряде» Федор Иванович, надгробная парсуна (1682 г. ) Парсу на (искажённое лат.

persona — «личность» , «особа» ) — ранний «примитивный» жанр портрета в Русском царстве, в своих живописных средствах находившийся в зависимости от иконописи.

Первоначально синоним современного понятия портрет вне зависимости от стиля, техники изображения, места и времени написания, искажение слова «персона» , которым в XVI веке назывались светские портреты.

Парсуна появляется в переходный период русской истории, во время преобразования средневекового мировоззрения и складывания новых художественных идеалов.

Первые русские парсуны создаются, скорее всего, мастерами Оружейной палаты Московского Кремля в XVII в. Наиболее известным автором парсун считается Симон Ушаков.

По стилю, приемам и материалам живописи парсуны первоначально ничем не отличаются от икон, выполняются на иконных досках

Читайте также:  Геологическое строение и рельеф кавказа - студенческий портал

Источник: https://present5.com/russkaya-kultura-xiv-xvi-vv-n/

13. Русская культура 14-16 вв. 13. русская культура в XIVXVI вв

Подборка по базе: ДЗ Физичская культура.doc, Реферат- Физическая культура в обеспечении здоровья.docx, Презентация Корпоративная культура.pptx, билеты культура.docx, Доклад к уроку Физическая культура.doc, Реферат культура татарского народа.doc, Реферат Физическая культура и спорт как социальные явления общес, Курсовая Организационная культура команды проекта.

docx, Лечебная физическая культура при переломах нижних конечностей.do, Физическая культура как часть общей культуры.rtf. №13.РУССКАЯ КУЛЬТУРА В XIV-XVI ВВ.Татаро-монгольское нашествие нанесло страшный удар развитию русской культуры. Это сказалось в том, что на время прекратилось развитие каменного зодчества, исчезли некоторые ремесла. Весь XIII в.

характеризуется застоем в русской культуре.

С начала XIV в. наметился новый подъем культуры в русских землях, который продолжался в течение XIV-XV вв.

Практически во всех крупных городах, таких, как Москва, Новгород, Тверь, Ростов, Псков, Нижний Новгород и других, расширялись и восстанавливались монастырские школы и училища, в монастырях продолжалась переписка старых и создание новых книг, которых становилось все больше.

Сохранившиеся до нашего времени новгородские берестяные грамоты свидетельствуют о наличии высокого уровня грамотности среди городского населения.

В устном народном творчестве произошло заметное распространение былин, которые относились к более раннему историческому периоду. Наряду с ними появились и новые легенды (например, «Сказание о граде Китеже»). В XIV в.

дорогой пергамент стал заменяться бумагой, в обиход входит более беглое и свободное письмо — полуустав.

Создаются новые летописные своды. Первый общерусский летописный свод — «Троицкая летопись», созданная в Москве в 1408 г. (погибла в московском пожаре 1812 г.). К 1480 г. относится создание Московского летописного свода. В 1442 г.

появился первый русский Хронограф, составленный Пахомием Лагофетом, в котором своеобразно рассматривалась всемирная история, включавшая историю Руси.Одним из самых распространенных литературных жанров были исторические повести: «О битве на Калке», «О разорении Рязани Батыем», «О мамаевом побоище», «Задонщина». Выдающимся памятником русской культуры XV в.

явилось «Хождение за три моря» тверского купца Афанасия Никитина (наблюдения об Индии и др. странах, лежащих между Индией и Русью). Ценные географические описания других территорий представлены в «хождениях» новгородца Стефана и смолянина Игнатия в Царьград.

Церковная («житийная») литература также получила широкое распространение: «Житие Дмитрия Донского»; «Житие Стефана Пермского» Епифания премудрого, «Похвала Сергиевой добродетели», «Житие митрополита Петра» того же автора.Возобновляется активное каменное строительство. При Дмитрии Донском в Москве строится белокаменный Кремль, в XV в.

— кирпичный Кремль при помощи итальянских мастеров. В XV в. строятся Успенский собор (архитектор — Аристотель Феораванти), Архангельский собор (усыпальница московских князей), Благовещенский собор (псковскими мастерами), Грановитная палата.

Русская живопись XIV-XV вв. поднялась на новую, высшую ступень своего развития.

В Новгороде, при росписи Волотовской церкви, а позднее в Москве в конце XIV-начале XV в. работал выдающийся художник Феофан Грек. Он расписал вместе с Симеоном Черным московскую церковь Рождества Богородицы, участвовал в оформлении Архангельского собора в Москве. Крупнейшим русским художником конца XIV — начала XV в. был Андрей Рублев.

Он расписал совместно с Феофаном Греком и живописцем Прохором из Городца Благовещенский собор во Владимире и Троицкий собор в Троице-Сергиевом монастыре. Рублев создал знаменитое произведение «Троицу». Для творчества Рублева характерен отход от церковных канонов живописи, его произведения поражают своей эмоциональностью.

Большого развития достигло русское прикладное искусство. Сохранились выдающиеся образцы ювелирных изделий, резьбы по дереву и камню, деревянной скульптуры, произведений шелкового шитья. Подъем русской культуры отражал развитие великорусской народности.

В XVI веке русская культура развивалась под знаком государственного объединения страны и упрочения ее независимости. Все больше преодолеваются областные различия и выдвигаются на первый план общерусские тенденции.Литература XVI в. отличалась публицистичностью. Это объяснялось борьбой в обществе между боярством и прогрессивным дворянством.

Один из самых ярких публицистов XVI в. — Иван Пересветов. Он выступил с проектами реформ, имеющих целью создание сильной самодержавной власти. Другой автор, Ермолай-Еразм, высказывался против чрезмерного усиления крепостничества. Нужно отметить, что яркие, талантливые публицисты А.

Курбский и Иван Грозный — в полемике, которую открыл Андрей Курбский своим посланием Ивану после бегства в Литву в 1564 г., выражают архаичную позицию: отношение к государству как творению божественному. Правда, делают они из этого противоположные выводы. Иван — о праве на самовластие, Курбский — о долге государя заботиться о своих подданных.С середины XVI в.

начинает свою историю российское книгопечатание. Издание книг в Москве началось еще в 1553 г. Выходили так называемые анонимные издания. В 1563 г. в Москве приступил к работе Иван Федоров. Он был не только издателем, но и редактором книг. Первые его издания в Москве — книги Святого писания. Всего во второй половине XVI в.

в России было издано около 20 больших печатных книг.

Высокого уровня достигает в этот период архитектура. В первой половине XVI в. в России идет интенсивное строительство каменных церквей и крепостей. Своеобразие русского зодчества связано появлением в XVI в. шатрового стиля: покрытие храма делалось в форме многогранной пирамиды — шатра.

Храм Вознесения в Коломенском (1532 г.) и Покровский собор на Красной площади (Собор Василия Блаженного) — выдающиеся памятники этого стиля. Живопись в XVI в. представлена, как и в предыдущий период, росписью храмов и иконописью. Продолжателем традиций Рублева в иконописи называют Дионисия. Его работы отличает изысканный, утонченный колорит и рисунок.

Наиболее известные его работы — иконы Успенского собора московского Кремля и роспись церкви Рождества Богородицы в Ферапонтовом монастыре (под Вологдой).

Большое развитие в России получило литейное дело. В 80-е годы XV в. в Москве стал действовать государственный пушечный двор. В конце XVI в. пушки изготовлял мастер Андрей Чохов. В 1586 г. он отлил знаменитую Царь- пушку весом 40 т., длиной 5 м и диаметром 890 мм.

, которая представляет собой подлинное произведение искусства.

Вторая половина XVI в. оказалась неблагоприятной для развития русской культуры. В бедствиях конца века многие культурные процессы уходят вглубь и заявляют о себе вновь только в следующем столетии.

Отрицательную роль сыграли и падение Византии, и ослабление культурных связей со странами Центральной и Юго-Восточной Европы.

Но главная причина — создание централизованного Русского государства, требовавшее мобилизации всех духовных сил и материальных ресурсов, вызвавшее усиление социальной напряженности в обществе, яростную борьбу с ересями и свободомыслием, жесткий контроль государства над всеми формами искусства.

Источник: https://topuch.ru/13-russkaya-kuletura-v-xiv-xvi-vv/index.html

31 Русская культура XIV-XVII веков

Русская культура XIVXVII веков

Культурное развитие Древней Руси, накопившей большой опыт строительства и благоустройства городов, создавшей замечательные памятники зодчества, фрески, мозаики, иконописи, было прервано монголо-татарским нашествием, приведшим государство к экономическому и культурному упадку. Возрождение русской культуры стало возможным только в конце XIII — нач. XIV вв. Центром борьбы против монголо-татарского ига стала Москва, постепенно превратившаяся в политический и культурный центр русских земель.

Формирование к концу XV века централизованного русского государства выдвинуло задачу широко развернуть строительство крепостных сооружений в городах и монастырях, а в его столице – Москве – возводить храмы и дворцы, отвечающие ее значению (прежде монголы запрещали  каменное строительство, боясь возведения оборонительных сооружений). Для этого были приглашены в столицу зодчие из других русских городов, а также итальянские архитекторы и инженеры (одним из выдающихся итальянских архитекторов, творивших на Руси был Аристотель Фиораванти, построивший Успенский собор и Грановитую палату Кремля). Московский Кремль, вмещавший резиденции великого князя, митрополита, соборы, боярские дворы, монастыри, был во второй половине XV в. расширен до нынешних размеров. На востоке от Кремля возникла Красная площадь, а сам он был окружен стеной из белого камня (позже белый кирпич заменили красным).

Новые задачи государственного строительства непосредственно отразились и на литературе. Древнерусская письменность в полной мере зафиксировала перемену в народном сознании, воплощенную в стремлении национального объединения.

Читайте также:  Виды деловых совещаний - студенческий портал

Многочисленные редакции повестей о Куликовской битве («Сказание о Мамаевом побоище», «Слово о Задонщине» и др.) представляют ее как общенародный подвиг. Во многих последующих литературных источниках князь Дмитрий Донской предстает в образе национального героя, а его наследники, московские князья – как национальные государи.

Не осталась в стороне и идеология. Ее задачей стал поиск новых идейных форм государственного строительства.

Определение вектора духовного развития конкретизировалось с падением, под натиском турок, Византийской империи. Русь, наиболее могущественная страна в православном мире, стала стремиться к главенствующему положению среди других православных государств, превращаясь в форпост истинной (православной) Церкви.

В то время как турки уничтожили все православные монархии Востока и пленили все патриархаты, Москва взяла на себя заботу хранить и поддерживать православие и у себя, и на всем Востоке. Московский князь становился теперь главой всего православного мира (особенно после женитьбы Ивана III на наследнице последнего византийского императора Софье Палеолог).

Псковский монах («старец») Филофей разработал теоретическое обоснование подобным стремлениям, выраженное в формуле «Москва – третий Рим»: «яко два Рима падоша, а третий (Москва) стоит, а четвертому не быти».

Эта установка привела московскую власть к решимости сделать Московское княжество «царством» через официальное принятие великим князем титула «цезаря» – в нашей трактовке «царя», принять герб Римской и Византийской империй (двуглавый орел).

Уже в первые десятилетия после монголо-татарского нашествия возрождается живопись. Центрами ее нового развития становятся Новгород, Ростов, Тверь. Новгородская и псковская школы особенное внимание уделяли фресковой живопись.

Одним из ярчайших представителей этого направления стал Феофан Грек.

Его образы, воплощающие аскетические религиозные идеалы, отличаются психологической напряженностью, техника письма – динамикой и оригинальностью приемов,  колорит предельной сдержанностью.

К конца XIV – начала XV вв. усиливается художественная роль Москвы. Здесь работали Феофан Грек, Андрей Рублев, Даниил Черный. Созданная Феофаном в Москве школа стимулировала развитие местных мастеров, выработавших, однако, отличный от феофановского стиль. В 1408 г. Андрей Рублев и Даниил Черный исполнили новую роспись Успенского собора во Владимире.

Эти фрески в традиционных иконографических образах раскрывают глубокий духовный мир и мысли современников. Просветленные благожелательные лица апостолов, ведущих за собой народ, мягкие, гармоничные тона живописи, пронизаны чувством умиротворения. Рублев обладал редким даром воплощать в искусстве светлые стороны жизни и душевного состояния человека.

В его работах на смену внутреннему смятению аскетической отрешенности образов Феофана приходят красота душевного равновесия и сила осознанной нравственной правоты. Произведения Рублева, являясь вершиной московской школы живописи, выражают идеи более широкого, общенационального характера.

В замечательной иконе «Троица», написанной для собора Троице-Сергиева монастыря, Рублев создал образы, далеко перерастающие узкие рамки разработанного им богословского сюжета, воплотив идеи  любви и духовного единства. В последней трети XV в. начинает свою художественную деятельность Дионисий.

В иконах и фресках Дионисия и его школы возрастает некоторое единообразие приемов, внимание мастеров к художественной форме, черты праздничности и декоративности. Произведения Дионисия торжественны и грациозны, но в психологическом плане уступают Рублеву.

Медленнее шло возрождение декоративно-прикладного искусства. Это объяснялось тем, что многие мастера были угнаны в плен и ряд навыков ремесла утрачен. Но постепенно русское ювелирное искусство также оживляется.

Чеканка, финифть, роспись по грунтовой эмали, литье и другие приемы в основном ориентировались на растительный и животный орнамент, выполняемый в узорчатом восточном стиле. Чрезмерное увлечение пышностью орнамента, к XVII в.

привело к утрате художественной меры, в особенности при украшении предметов драгоценными камнями и жемчугом, из которых компоновались узоры, прежде выполнявшиеся из золота. Даже в изделиях из железа наблюдается увлечение узорностью форм (например Царь-пушка Андрея Чохова).

В дошедших до нас памятниках резьбы по кости и дереву также преобладали растительные и животные мотивы. Кроме того, резные изделия зачастую пестро раскрашивались. Шитье также имело много общего с живописью. В XVII в. на Руси распространяется золотное кружево с геометрическими сетчатыми мотивами, либо с растительными элементами. Иногда в узоры вводился жемчуг, серебряные бляшки, цветной просверленный камень.

Польско-шведская интервенция начала XVII в. задержала развитие искусства, но уже к середине века художественное творчество заметно оживилось. В этот период в русском искусстве появляется новый жанр – портрет.

Первые портреты писались еще в иконописных традициях, но постепенно в них появляются приемы западноевропейской живописи – точное изображение черт лица и объемность фигуры.

Расширение областей культуры, связанное с техническими достижениями того времени, отразилось и на таком направлении как книгоиздательство.

Традиционно, на Руси книги писали от руки. При этом текст был украшен орнаментом, обличен в богатую (зачастую с золотом и драгоценными камнями) обложку.

Но красота не всегда компенсировала недостатки рукописных книг, прежде всего – длительность написания и ошибки, появляющиеся при многократном переписывании текстов. Церковный Собор 1551 г.

был вынужден даже разработать постановление о недопущении переписывания книг с искаженным текстом. Потребности исправления и унификации церковных текстов, не в последнюю очередь повлияли на открытие в Москве первой печатной мастерской.

Ее основателями стали Дьяк Иван Федоров и Петр Мстиславец. За 12 лет существования типографии (с 1553 по 1565 гг.), в ней было отпечатано 8 больших книг не только религиозного, но и светского характера (напр. Часословец, ставший первой азбукой).

Однако книгопечатание в тот период не получило должного развития, как и многие другие направления искусства и науки, характерные для европейской  культуры. Причина этого заключается в стремлении к своеобразному обособлению русской культуры, особенно проявившемуся в XVI веке.

Объяснение данным консервативным тенденциям следует искать прежде всего в истории формирования Московского государства, которое непрерывно подвергалось внешней агрессии как с Запада, так и с Востока.

Культурная самобытность в критические периоды русской истории становилась едва ли не единственным спасительно-объединяющим фактором.

Со временем культивирование собственной традиционной культуры приняло гипертрофированные формы и уже скорее мешало ее развитию, закрывая возможность проникновения в Россию достижений искусства и науки других стран. Очевидное отставание (прежде всего в научно-технической сфере) было преодолено лишь Петром I, причем решительным и неоднозначным способом.

Источник: https://studizba.com/lectures/19-kulturologiya/569-ponyatie-i-suschnost-kultury/10588-31-russkaya-kultura-xiv-xvii-vekov.html

Культуры России в XVIII веке

Развитие российской художественной культуры XVIII века происходило на основе сочетания национальных черт и влияния направлений, популярных в это время в Европе.

Главная черта данного исторического периода, повлиявшая на культуру – рост интереса к художественным произведениям, в том числе, со стороны новой группы населения – складывающейся интеллигенции. В повседневную жизнь вошло литературное чтение, спектакли, музыкальные вечера.

Периоды художественного творчества:

  1. эпоха барокко – 1840-50-е гг.;
  2. эпоха классицизма – вторая половина XVIII века.

Литература

Середина XVIII века – переломный момент в развитии литературы. В этот период окончательно складывается жанровая система – роман, трагедия, комедия, басня, ода, повесть и др.

Главные черты и достижения периода:

  • новые формы стихосложения, приближенные к канонам современной поэзии – перевод романа П. Тальмана «Езда в остров любви» В.К. Тредиаковским стал первым полностью светским произведением;
  • активное развитие жанров комедии и трагедии – А.П. Сумароков стал основоположником новой российской драматургии;
  • критика крепостного права, отражение насущных социальных проблем – комедия Д.И. Фонвизина «Недоросль», ода «Фелица» Г.Р. Державина;
  • складывание нового направления – сентиментализма: повесть Н.М. Карамзина «Бедная Лиза», книга «Путешествие из Петербурга в Москву» А.Н. Радищева.

Интерес к литературному творчеству становится массовым.

Театр

Театральные постановки иностранцев вытесняются первыми русскими театрами:

  • создаются при учебных заведениях;
  • учреждается первый профессиональный постоянно действующий театр под руководством Ф.Г. Волкова в Санкт-Петербурге;
  • появляются крепостные театры – графов Шереметевых, князей Юсуповых (Популярные актрисы – П.И. Ковалева-Жемчугова, Т.В. Шлыкова-Гранатова).

Музыка

Была создана придворная опера – распространяется в небольших городах и крепостных театрах.

Читайте также:  Россия на карте мира - студенческий портал

К концу XVIII века появляются первые русские композиторы: оперы Д.С. Бортнянского «Празднество сеньора», В.А. Пашкевича «Скупой», Е.И. Фомина «Ямщики на подставе».

Архитектура

Развивается в трех основных направлениях – барокко, рококо, классицизм.

  • Главные черты барокко – пышность, совмещение реальности и иллюзий, контрастность: В. Растрелли – Зимний дворец, Смольный собор, Д. Трезини – Петропавловская крепость, Летний дворец Петра I, М. Земцов – Аничков дворец, Кунсткамера.
  • Рококо сочетает традиции барокко и классицизма, его черты – утонченность, галантность: А. Ринальди – Китайский дворец в Ораниенбауме (пригород Санкт-Петербурга).
  • Русский классицизм отличается простотой, строгостью, рациональностью: дом Пашкова, здание Сената в Кремле, Царицынский комплекс, созданные по проектам М. Казакова.

Живопись

Переживает расцвет. Художники работают в различных жанрах: натюрморт, монументально-декоративной живописи, а особенно популярны:

  • портрет: А.П. Антропов – портреты императора Петра III, А.М. Измайловой; И.П. Аргунов – представителей семьи Шереметевых, архитектора Ветошкина; Ф.С. Рокотов – Екатерины II, Павла I; В.Л. Боровиковский – М.И. Лопухиной;
  • пейзаж: С.Ф. Щедрин «Веранда, обвитая виноградом», «Старый Рим», Ф. Алексеев «Красная площадь в Москве», «Панорамный вид Царицыно»;
  • историческая живопись: А.П. Лосенко «Владимир перед Рогнедой», Г.И. Угрюмов «Взятие Казани»;
  • сцены из жизни народа: М. Шибанов «Крестьянский обед», «Свадебный сговор».

Скульптура

Подобно живописи, активно развивается и совершенствуется.

  • Ф.И. Шубин: работы отличаются реалистичностью и психологизмом – скульптурные портреты А.М. Голицына, М.В. Ломоносова, статуя «Екатерина-законодательница»;
  • Э.М. Фальконе: конная статуя Петра I – одно из первых монументов, созданных в память о выдающихся государственных деятелях.

Достижения периода

XVIII век – время расцвета русской национальной культуры. Она распространяется среди разных слоев населения. В этот период впервые в Российской Империи появляется культурный центр – Эрмитаж.

Начинается формирование коллекции художественных ценностей, картин, книг. Появляются выдающиеся деятели искусства – писатели, художники, режиссеры, композиторы, скульпторы, актеры.

Интересно, что искусство успешно уживалось с крепостным правом – об этом свидетельствует открытие крепостных театров.

Использованная литература:

  1. История России. Конец XVI-XVIII век. 7 класс: учеб. для общеобразоват. учреждений / А.А. Данилов, Л.Г. Косулина. – 11-е изд. – М.: Просвещение, 2012. – 240 с.
  2. История России XVIII–XIX веков / Л. В. Милов, Н. И. Цимбаев; под ред. Л. В. Милова. – М.: Эксмо, 2006. – 784 с.
  3. Справочник школьника, 5-11 классы / Под. общ. ред. О.Л. Соболевой. – М.: АСТ-ПРЕСС, 2003. – 768 с.

Источник: https://histerl.ru/lectures/18_vek/russkaia_kultura_18_veka.htm

Презентация на тему: Культура Московской Руси в XIV-XVI вв

1

Первый слайд презентации: Культура Московской Руси в XIV-XVI вв

В основе – презентация С.К. Свечникова, svechnikov-sk@mail.ru

2

Слайд 2

Культура и духовная жизнь в XIV-XVI вв.

3

Слайд 3: Фольклор

XIV-XV века
Сказания:
о битве на реке Калке
о разорении Рязани Батыем
о Куликовской битве
осовремененные былины о богатырях, защищающих Киев
Новгородские былины:
о Василии Буслаеве
о Садко
Исторические песни (о реальных событиях):
«Песня о Щелкане Дюдентьевиче» (о восстании в Твери в 1327 г.)
XVI век
Осовремененные былины о богатырях, борющихся с Казанским и Крымским ханствами
Исторические песни :
Песни о взятии Казани
Песни о Ермаке

4

Слайд 4: Просвещение

Школы
при
церквях
Монастыри – центры книжности
(книгописные мастерские и
библиотеки)
Бумага
с XIV века
С XV века
полуустав и
скоропись
как и прежде…
Середина XVI в. – зарождение книгопечатания
Первая
типография – 1553 г.
1563 г. – типография на Никольской улице
Ивана Федорова и Петра Мстиславца
«Апостол» (1564) и «Часовник» (1565)

5

Слайд 5: Литература в XIV-XV вв

Летописи (Новгород, Тверь, Москва, Смоленск)
1409 г. – первый общерусский летописный свод
(Троицкая летопись)
Воинские повести
«Задонщина» (конец XIV в.)
«Сказание о Мамаевом побоище» (конец XIV в.)
Хождения
«Хождение за три моря» Афанасия Никитина (Х V в.)
Жития святых
Митрополита Петра, Сергия Радонежского, Стефана
Пермского и др.

6

Слайд 6: Литература в XVI в

Летописи
Никоновский летописный свод
Лицевой свод (16 000 миниатюр!)
Степенная книга
Хронограф (+всемирная история)
Воинские повести
«Казанская история»
«Повесть о прихождении Стефана Батория на град Псков»
Жития святых
«Великие Четьи-Минеи» (сборник житий, составленный
митрополитом Макарием)
«Домострой» Сильвестра (?) (свод правил поведения и
энциклопедия домашнего хозяйства)
Публицистика
Челобитные Ивана Пересветова
Переписка Ивана Грозного с Андреем Курбским

7

Слайд 7: Общественная мысль

Ереси
Стригольники (Новгород, Псков; XIV в.)
Отрицали необходимость церкви, отвергали обряды и
церковные таинства
Жидовствующие (Новгород, Москва; XV в.

)
Отрицали необходимость церкви, не признавали икон и
Святую Троицу
Иосифляне
(Иосиф Волоцкий):
Церковь должна быть
богатой, владеть земельной
собственностью
Нестяжатели
(Нил Сорский, Максим Грек,
Вассиан Патрикеев)
Отказ от церковного и
монастырского имущества
XV-XVI века
Филофей ( I пол. XVI в.)
«Москва – третий Рим»

8

Слайд 8: Московский Кремль

При Дмитрии Донском
Белокаменный Кремль
(1367-1368 гг.)
при Иване III
Краснокирпичный Кремль
(конец XV – начало XVI вв.)
1530-е годы – Китай-город
Кон. XVI в. – Белый город

9

Слайд 9: Ансамбль Соборной площади Московского Кремля

Успенский собор
(1475-1479)
Аристотель
Фиорованти
Благовещенский
собор
(1484-1489)
Псковские
мастера
Архангельский собор
(1505-1508)
Алевиз Фрязин Новый
Колокольня
Ивана Великого
(1505-1508)
Бон Фрязин
Достроена
в 1660 г.
Грановитая палата
(1487-1491)
Марк Фрязин
Пьетро Антонио
Солари

10

Слайд 10: Феофан Грек (ок.1340 – после 1405 г.) иконописец

Успение Богородицы. 1392 г.
Родом из Византии.
Работал в Константинополе,
Новгороде (церковь Спаса на
Ильине улице), Москве
(Благовещенский и
Архангельский соборы в
Московском Кремле).
Эмоциональность. Драматизм.
Сдержанный, аскетичный
колорит

11

Слайд 11

Феофан Грек (ок.1340-1405 г.)
Богоматерь Донская
Третьяковская галерея

12

Слайд 12

Феофан Грек (ок.1340-1405 г.)
Преображение Господне
Третьяковская галерея

13

Слайд 13

Феофан Грек (ок.1340-1405 г.). Троица.
Росписи Церкви Спаса Преображения на Ильине улице в Новгороде

14

Слайд 14: Андрей Рублев (1370 – 1430 гг.) иконописец

Троица.
1410-1420-е гг.
Икона Христа.
1410-1415 гг.
Наивысший подъем русского иконописного искусства связан с творчеством современника Феофана Грека — гениального русского художника Андрея Рублева.
Андрей Рублев жил на рубеже XIV-XV вв.

Был монахом Троице-Сергиева, затем Спасо-Андроникова монастыря.
Среди его работ:
1. Фрески Благовещенского собора
Московского Кремля,
2. Успенского собора во
Владимире.

Его работы отличает мягкость и человечность, более сдержанная манера письма, чем у Феофана Грека.

15

Слайд 15

Андрей Рублёв (1370-1430)
Троица. 1410-1420-е гг.
Третьяковская галерея

16

Слайд 16

Андрей Рублёв (1370-1430)
Икона Христа. 1410-1415 гг.
Третьяковская галерея

17

Слайд 17: Дионисий (ок.14 4 0 – после 1503 г.) иконописец

Вседержитель. Фреска. 1502-1503 гг.
Митрополит
Петр.
1481 г.
Крупнейший русский живописец, живший в конце XV — начале XVI в
1. Фрески церкви Рождества Богородицы
Ферапонтова монастыря.
2.

Икона с изображением сцен из жизни московского митрополита Алексея и др.

Работам Дионисия присущи необычайная яркость, праздничность, изысканность, которых он достигал, применяя такие приемы, как удлинение пропорций человеческого тела, утонченность в отделке каждой детали иконы или фрески.

18

Слайд 18

Дионисий (ок.1440-1503 гг.)
Митрополит Петр.1481 г.
Успенский собор Московского Кремля

19

Слайд 19

Дионисий (ок.1440-1503 гг.)
Митрополит Алексей.
Третьяковская галерея

20

Слайд 20

Дионисий (ок.1440-1503 гг.)
Распятие.
Третьяковская галерея

21

Слайд 21

Дионисий (ок.1440-1503 гг.)
БогоматерьОдигитрия
Третьяковская галерея

22

Слайд 22

Дионисий (ок.1440- после 1503 г.)
Росписи собора Рождества Богородицы Ферапонтова монастыря

23

Слайд 23

Церковь Вознесения
в селе Коломенском (1532 г.).
Построена в честь рождения Иоанна Васильевича (Ивана IV )
Первый шатровый храм на Руси

24

Слайд 24

Собор Покрова, что на Рву
(храм Василия Блаженного)
(1555-1561) шатровый храм
Архитекторы:
Барма и Постник Яковлев
Построен в честь взятия в 1552 г. Казани

25

Последний слайд презентации: Культура Московской Руси в XIV-XVI вв

«Благословенно воинство Небесного Царя» ( «Церковь воинствующая»), 1550-е гг. Третьяковская галерея
Написана по заказу Ивана Грозного в память о Казанском походе 1552 г.

Источник: https://slide-share.ru/kultura-moskovskoj-rusi-v-xiv-xvi-vv-126039

Ссылка на основную публикацию