Датским философом Сереном Кьеркегором (Киркегор; 1813 – 1855) в период XIX века активно развивалось направление иррационализма в рамках европейского философского течения.
Им, также, как и Артуром Шопенгауэром, активно отвергалась и не принималась философия Гегеля, в рамках которой центральный локус внимания принадлежал особенностям развития логического мышления и человеческого разума.
Философия Гегеля была яростно раскритикована Кьеркегором за содержащиеся в ней рационалистические мысли и идеи. Вместе с тем, в начале своей философской деятельности Кьеркегор был сторонником философских взглядов, выдвинутых Фридрихом Шеллингом.
В философии Шеллинга Кьеркегор перенимал определенные теории иррационализма, а самого автора он определял в качестве первого крупного философа, который с критикой высказывался о гегелевской философии, в особенности против знаменитого положения Гегеля о рациональности окружающей реальности («все существующее является разумным»).
Кьеркегором мир воспринимался в качестве неразумного, что и послужило усилителем критики философии рационализма, которой придерживался Гегель, совместно с его стремлением к панологизму – восприятия бытия в контексте мышления и развитию идеи Абсолюта.
Также, Кьеркегор активно высказывался против гегелевского утверждения о том, что единственными достоверными формами знания являются логические. Все эти тезисы шли вразрез убеждениям Кьеркегора об устройстве мира, который выступал за иррациональные формы мироустройства и использованием человеком иррациональных способов к его познанию.
В качестве центральной позиции в философии Кьеркегора выступает «существование». В данном случае имеется ввиду существование человека, совместно с его внутренним миром и проживанием собственных переживаний, чувств и настроений, которые периодически выражаются в стремлении утвердить свое положение в мире, в котором проживает человек, и который является для него непонятным.
Согласно позиции Кьеркегора, человек постоянно задается вопросами о смысле собственного существования, о том, как жить и чем заниматься в своей жизни, на какие правила опираться при выборе стратегии поведения. Мир, в котором живет человек всегда остается для него непонятным и загадочным и выражается для него в качестве непознаваемой и иррациональной действительности.
Кьеркегор был противником объективного существования мира и активно выступал против того, чтобы его таковым воспринимали. Согласно его позиции, мир является совокупностью человеческих ощущений. Каждый индивид в процессе жизнедеятельности руководствуется собственными ощущениями, которые он, будучи поглощенным собственным внутренним миром постоянно переживает.
Кьеркегором были глубоко воспринято идеи о субъективном идеализме, основу которым в свое время положил английский философ и теолог Джордж Беркли. В своих положениях, и в случае объяснения большого количества различных явлений он опирался на эти идеи, на которых, в сущности и базировалась вся его субъективная философия.
В качестве вопроса первостепенной значимости, возникающей у теолога и философа, выступала проблема истины. Он искал формулировку своего ответа на вопрос героя библии Понтия Пилата о том, чем является истина.
Свой ответ Кьеркегор сформулировал, опираясь на субъективный идеализм Джорджа Беркли, а также религиозную философию. Им решительно отвергалась работа об объективности сущности истины, а также ее критериев.
Понимание истины в контексте научного знания являлось для него неприемлемым. Вместе с тем, он также критиковал возникновение и формулирование тезисов об относительности истины, которая впоследствии может быть углублена и расширена до границ истины абсолютной, смысловая сущность которой не может быть изменена в процессе дальнейшего развития познавательной активности человека.
Идеям существования относительной истины им было реализовано противопоставление религиозное толкование абсолютной истины в качестве единственной, которая достойна для познания и которая отвечает термину «истина».
В качестве противопоставления категории объективной истины, философом было введено в научное знание понятие субъективной истины. Как отмечал Кьеркегор, в его задачу входил поиск истины, которая воспринималась бы им в качестве таковой.
Что представляет собой истина? Согласно Кьеркегору, ответ на этот вопрос у каждого субъекта свой. Согласно его взглядам, это является единственным верным решением проблемы трактовки понятия «истина» для каждого человека.
Помимо этого, данный факт уравнивает право на существование для различных и иногда взаимопротиворечащих взглядов.
Согласно взглядам Кьеркегора, статус абсолютной истины могут получить только положения из религии, которые находят свое отражение в различных религиозных трудах. Согласно взглядам философа, религии не нужна помощь ума, поскольку он не может выступать в качестве судьи для вопросов религии.
Религия, как и вера, не нуждается ни в каких доказательствах, особенно в научных, рассматривая их в качестве собственных недругов.
Основная задача человека, по Кьеркегору, состоит лишь в том, чтобы отметить истинность веры, а не делать каких-либо поспешных и сомнительных выводов благодаря логическим манипуляциям. Вера в Бога является беспрекословной и безрассудной.
Отсутствие веры, согласно его взглядам, является не результатом недостаточных знаний, а результатом непослушаний, желаний противостояния и непокорности.
Философия существования человека
Следует отметить, что субъективно-идеалистическая, иррационалистическая и религиозная позиция Кьеркегора находит отражение как в его учениях о сущности бытия и познания мира, так и в его этических воззрениях.
Свои взгляды на этические проблемы он выразил в своих работах «Страх и трепет», «Наслаждение и дог» и прочих.
Им были выделены три последовательных этапа в развитии человеческой нравственности и этики: эстетический, непосредственно этический и религиозный.
Согласно позиции философа, на эстетическом этапе развития нравственности и этики, в качестве важнейших категорий для жизненного восприятия у человека выступает область красоты (зачастую внешней), совместно со способностью ей наслаждаться.
В качестве примеров он выделял субъективное восприятие красоты, совместно с наслаждением, которые возникли при прослушивании произведений Моцарта, совместно с восприятием поэм и литературных художественных произведений (античных и современных), совместно с их театральными постановками по Шекспировским произведениям.
Помимо этого, им также были описаны наслаждения, которые он испытал, переживая любовь к женщине, которые были описаны в работе «Дневник обольстителя». Данная работа носила явный характер автобиографии, в которой автор описывал определенные факторы и жизненные события исходя из собственных ощущений, переживаний и особенностей восприятия.
Этика и мораль, проходя этапы духовного развития человечества, согласно позиции философа, осуществляют переход от эстетического этапа на непосредственно этический. Вместе с тем, мораль можно трактовать в контексте общей совокупности правил поведения, совместно с отношениями людей друг к другу, тогда как этика выступает в качестве обоснования и объяснения данных норм.
Данный процесс философ трактовал с позиции гармонического развития этической и эстетической базы человеческого устройства. Так, часть его работы «Наслаждение и долг» получила название «Гармоническое развитие эстетических и этических начал в человеческой личности». В ней автор описывал переход из стадии эстетики процесса этического развития в непосредственно стадию этики.
Начало данного процесса характеризуется возникновением у человека в определенный момент времени потребности к реализации выбора между «чем-то и чем-то». Так называется еще одна работа автора.
Он говорил о том, что в случае, когда на одной стороне находятся справедливость, непорочности и истина, а другую представляют пороки, страсти и склонности к извращениям, необходимо реализовывать верный выбор.
Сущность данного выбора отражает состояние духовной состоятельности и возвышенности личности. При реализации определенного выбора, человек полностью наполняется тем, что он выбрал. В случае, когда человек отказывается выбирать, он становится вялым и погибает.
Кьеркегор высказывался о том, что в случаях, когда человек стоит перед выбором, на первый план начинают выходить и вопросы этики. Зачастую, человек осуществляет выбор между доброй и злой стороной.
В ситуации реализации выбора, он попадает в этическую область. В случае такого выбора, человек показывает все свое нутро и свою сущность, что, впоследствии, способствует укреплению его индивидуальности.
Согласно позиции Кьеркегора, человеку необходимо понимать сущность совершенного им выбора, вне зависимости от того, является ли этот выбор наслаждением жизнью, либо он отражает необходимость в служении, преданности и спасении других людей, в соответствии с замыслом Бога. Человек, которых стремится получить наслаждения (в понимании философа это отражение эстетических форм жизни), действует в соответствии с естественными и природными инстинктами, продиктованными собственной природой.
В свою очередь, идя за влечением собственного предназначения, совместно с принятием ответственности за свои поступки, способствует к приходу к вере в Божественное, во Всевышнего, как отца всему, что существует в мире.
«Осуществив выбор в пользу этого – отмечал философ, человек становится самим собой, обретает свою подлинную сущность, может считать себя свободным, сознательным человеком, который способен в полной мере отличить добро от зла.
Личность, которая выбирает эстетическое жизненное направление – является эстетиком и реализует стремления к наслаждению, действует, согласно замечанию Кьеркегора, полностью повинуясь внешним обстоятельствам, что способствует тому, что он может теряться в них и терять собственную волю и индивидуальную цельность.
Он становится «рабом минуты». В свою очередь, человек, выбравший следование долгу – является этиком, он также может повиноваться собственным настроениям, которые вызваны специфическими обстоятельствами, однако вместе с тем, он не утрачивает собственную волю и реализовывает свой выбор в качестве свободной личности.
Он, вместе с тем, обладает способностью к тому, чтобы не потворствовать своим страстям и искушениям. Смысл его жизни заключается не в наслаждениях, а в устойчивом исполнении своего внутреннего долга, который он устанавливает сам перед собой, а также собственной душой, которую он должен не губить, а обретать.
Согласно позиции Кьеркегора, высшим проявлением этики у человека является формирование религиозных воззрений в собственной душе. Это является высшей стадией этического развития – религиозной. Имеется ввиду христианская этика, в важнейшей заповеди которой содержится следующее: «Полюби Господа Бога своего всем своим сердцем».
Замечание 2
С восторгом философом было отмечено, что христианскими заповедями было заложено начало принципов и норм нравственности для представителей многих стран и народов.
Имеется ввиду христианская мораль, в которой содержатся заповеди о том, что дорога, по которой человек приходит к пониманию Бога включает в себя такие паттерны, как: искупление грехов, очищение души, покаяние и праведный образ жизни.
Верить в Бога необходимо каждому, не смотря на все жизненные страдания.
В трудах Кьеркегора, как и в трудах Шопенгауэра, человек является существом, которое страдает от различных жизненных условий собственной жизни, над которыми при этом он не властен, и отчего не может их изменить или постигнуть. Одни из трудов философа получил название «Несчастнейший». В нем содержится его выступление перед другими философами на одном из собраний, которые было принято называть «Пятничными заседаниями».
Начало своей речи философ сформулировал следующим образом: «У большого количества людей существует страх смерти.
Однако существует большее несчастье, чем это, оно заключается в несчастье жить, поскольку человеческая жизнь состоит из большого количества мучений, а смерть является средством для избавления от них.
Таким образом, можно сделать вывод, что смерть является общим счастьем для всего человечества.
Далее Кьеркегором излагались мысли, которые фактически повторяли высказывания Шопенгауэра: человек, который несчастен является одиноким в своем существовании, он не верит в возможное сочувствие ему окружающих, он переживает ощущение ненужности, абсолютной заброшенности и субъективно переживает ничтожность своей жизни. С помощью таких категорий Кьеркегор выстроил всю свою речь, на этих же идеях построены все его работы. Отличие работ Кьеркегора от Шопенгауэра заключается преимущественно в большей склонности к религиозному философствованию.
Замечание 3
В одном из своих трудов под названием «Страх и трепет», философ рассуждал о том, что человек бесконечно предан Богу и готов пойти ради него на любые жертвы.
В данном контексте, Кьеркегор опирается на выдержку из Библии, где есть упоминание о том, что Авраам был согласен на принесение в жертву собственного любимого сына Исаака.
Он знал, что убийство собственного сына является тяжким преступлением, однако он выражал сознательную готовность к реализации необходимого, так как это было Божьей волей.
Свое поведение Авраам мог трактовать как исполнение долга. Кьеркегором была создана «Похвальная речь Аврааму», где автор в торжественной манере описал: «Никто из великих этого мира не будет предан забвению, однако каждый человек велик в определенной мере… Тот, кто возлюбил Бога является величайшим из всех.
В качестве комментариев действиям Авраама, Кьеркегор отметил, что «Авраамом был оставлен собственный разум, опорой ему послужила вера». Далее были сформулированы слова следующего содержания: «Во всей своей вере Авраамом было получено обещание того, что, благодаря ему весь человеческий род будет благословлен».
В своих основных идеях, философия Серена Кьеркегора является очень последовательной и цельной. Ее принято причислять к основам так называемой экзистенциалистской философии, которая получила масштабное развитие в период XX века.
Основу ее содержанию составляет идея переживания человеком опыта своего существования, которая развивалась в идеях Кьеркегора. Следует отметить, что не смотря на то, что позицию Кьеркегора так или иначе разделяют все представители современного экзистенциализма, в большей степени при этом на нее опираются сторонники религиозного течения в экзистенциализме.
Источник: https://Zaochnik.com/spravochnik/filosofija/istorija-filosofii/filosofija-kerkegora/
Серен Кьеркегор (1813 – 1855)
Сёрен Обю Кьеркегор – датский философ, иррационалист, один из наиболее известных западных основателей экзистенциальной философии, предтеча философского направления, которое в 20 веке получило название «экзистенциализм».
Главной проблемой философии Кьеркегора является единичное, внутреннее, временное существование человека – экзистенция. Кьеркегор рассматривает три способа и три соответствующие им принципа существования человека в мире: эстетический (наслаждение), этический (долг) и религиозный (вера).
Кьеркегор показывает роль страха, отчаяния, свободного выбора на пути к вере – высшему способу существования человека в мире. К основным произведениям философа относятся «Или – или», «Страх и трепет», «Понятие страха», «Болезнь к смерти».
Чаще всего Кьеркегор пользуется «косвенным» способом изложения своих мыслей: основные его произведения написаны от имени вымышленных персонажей.
Кьеркегор и экзистенциальная философия
В связи с обоснованием нового предмета философии – экзистенциального существования человека, Кьеркегор выступил с критикой рационалистической философии, в первую очередь, философии Гегеля.
Согласно Гегелю истина носит разумный, всеобщий и объективный характер; высшей формой ее постижения является наука, основанная на абстрактном мышлении. Кьеркегор настаивает на том, что философия принципиально отличается от науки, что она напрямую зависит от субъективной, личной жизни философа.
Кьеркегор в своей философии как раз и являет пример такой попытки осмысления собственных сокровенных душевных переживаний. Главный вопрос в жизни человека – «быть или не быть?», пишет Кьеркегор, может иметь «только субъективное значение». «Страсть как раз и есть субъективность, а при объективном подходе ее вовсе нет».
Так понятая субъективность и есть по Кьеркегору действительность, а не гегелевское «то, что разумно». Кьеркегор убежден, такую экзистенциальную истину нельзя знать, в ней можно только быть. Объективной истине субъект безразличен, в ней он исчезает.
Немецкая классическая философия развивает учение о субъекте, но там речь идет о субъекте вообще, Кьеркегор же считает, что предметом философии должен стать единичный, неповторимый, уникальный, конкретный субъект, поэтому экзистенциальная истина и всеобщность несовместимы.
Кьеркегор об абстрактном мышлении
Научное мышление, пишет Кьеркегор, – «это мышление, при котором не существует мыслящего». «Абстрактное мышление помогает мне обрести бессмертие тем, что сражает меня как существующего в отдельности насмерть и тем самым дарует бессмертие».
«Понимание существования также затруднено, как и понимание движения: я мыслю его и таким образом прекращаю его и, следовательно, уже не мыслю его. Можно, пожалуй, с полным правом сказать, что существует вещь, которая не дает себя мыслить, и это – существование».
Способом познания истины в экзистенциальной философии признается не мысль, а переживание. «Исходной точкой для достижения абсолюта является не сомнение, а отчаяние».
Кьеркегор о свободе и необходимости
«Или – или»: необходимость выбора и свобода. В отличие от Гегеля Кьеркегор считает, что во всемирной истории господствует необходимость, а не свобода. Но «внутренняя, душевная жизнь индивидуума принадлежит ему одному» и никакая история, кроме его собственной, не должна касаться ее. Борясь за свободу, каждый борется за будущее.
«В этой-то именно области и царствует абсолютное «или – или»». Он выбирает не что-то конечное, а абсолют. И этим абсолютом является он сам в своем вечном значении, «и это значение как бы подавляет его своим величием, земная конечность теряет для него всякое значение». «Выбор высоко поднимает душу человека», сообщает ей «сознание соб-ственного достоинства».
«Личность является абсолютом, имеющим свою жизненную цель и задачу в самом себе». Выбор приводит к свободе, а значит ответственности «за всякое свое дело и слово». Но выбор должен быть сделан во время, решительно и энергично. «Внутреннее движение личности не оставляет времени на эксперименты мысли».
Жизненная неопределенность может привести к такому моменту, когда выбирать уже нечего, «иначе говоря – за человека выбрала сама жизнь, и он потерял себя самого, свое «я»».
Кьеркегор и философия отчаяния
Именно отчаяние Кьеркегор называл «болезнью к смерти». Отчаиваясь в чем-то, человек, на самом деле, отчаивается в самом себе, поэтому, пытаясь избавиться от себя, он стремится к смерти. Но в том-то и дело, что от себя избавиться невозможно, «ведь это Я – наше владение, наше бытие – это одновременно величайшая уступка вечности человеку и ее вера в него».
Кьеркегор исходит из того, что человеческая природа греховна: человек не осознает «своего духовного предназначения». Это и есть отчаяние. Оно является не исключением, а правилом. «Никто не свободен от отчаяния».
Однако тот, кто осознает отчаяние, гораздо ближе к исцелению, чем те, которые его не осознают. Последние «как бы разлагаются заживо». «Только дошедший до отчаяния ужас развивает в человеке его высшие силы». «Отчаяние – единственное средство душевного спасения для человека».
Каждому из способов человеческого существования присущ свой тип отчаяния.
Кьеркегор о способах существования
Кьеркегор отличает этический способ существования от эстетического следующим образом: «Эстетическим началом может называться то, благодаря чему человек является непосредственно тем, что он есть, этическим же – то, благодаря чему он становится тем, чем становится».
Этический человек («трагический герой») «отрекается в отношении себя самого для того, чтобы выразить всеобщее», а религиозный человек («рыцарь веры») «отрекается в отношении всеобщего, чтобы стать единичным индивидом». «Собственными силами человек может стать трагическим героем, но только не рыцарем веры».
Трагический герой способен к самоотречению, но не способен к вере.
Эстетическое существование
Общей чертой всех «эстетиков», независимо от разнообразия их занятий и способностей, является непосредственность. Так как выбор эстетика совершается непосредственно, то он не является настоящим выбором.
Главным принципом существования эстетического человека является наслаждение. Наслаждения могут быть самыми разными, но они всегда зависят от чего-то внешнего по отношению к человеку, поэтому эстетик никогда не бывает свободен.
Эстетическое миросозерцание есть, в сущности, отчаяние, потому что «человек основывает свою жизнь на том, что может быть и не быть, т.е. на несущественном». Он стремится отрешиться от своей личности ради наслаждения, «он раб минуты».
Эстетик никогда не бывает по-настоящему удовлетворен, он всегда ищет еще более сильных наслаждений и удовлетворения своих разнообразных желаний, поэтому жизнь его «просто поражает своей безграничной разбросанностью».
Эстетическому человеку присуще «отчаяние-слабость», когда не желают быть собой, а желают обрести другое «я». Отчаянное нежелание быть самим собой приводит к такой ситуации, когда, собственно, спасать просто нечего.
«Существо человека распадается на тысячи отдельных частей,… оно утрачивает самое дорогое, самое священное для человека – объединяющую силу личности, свое единое, сущее «я»».
Только в результате акта выбора человеку можно вновь обрести себя.
Этическое существование
Этический человек «основывает свою жизнь на существенном, на том, что должно быть. Выбор представляет собой трудный и мучительный шаг. Индивид расстается со своей мнимой свободой, отказывается от всех возможностей, кроме одной, но зато она становится его реальностью.
Выбор совершается не в результате знания, а в результате волевого акта. Актом воли человек рождает, создает самого себя. Во время выбора все индивидуальные черты человека остаются теми же, тем не менее, сам он становится другим: из природной индивидуальности превращается в личность. Это означает, что отныне человек определяет себя сам, то есть становится свободным.
В теоретической философии, как и в эстетике, противоположность добра и зла является относительной. В акте выбора человек выбирает не добро или зло, а абсолютную противоположность добра и зла: «или-или». По Кьеркегору добро обусловлено свободой, а не свобода добром. «Добро проявляется тем, что я хочу его, иначе его и существовать не может».
Этическому человеку присуще «мужественное отчаяние», или «отчаяние-вызов», когда желают быть собою. Моральная ответственность не дает личности рассыпаться «в песок мгновений», но так как «этик» полагается только на себя и «ничего не хочет знать о вечности», отчаяние не преодолевается.
Существование в вере
Если в своем произведении «Или – или» Кьеркегор показывает превосходство этического способа существования над эстетическим, то в трактате «Страх и трепет» Кьеркегор настаивает на том, что «высшая страсть в человеке – это вера», а религиозный способ существования, способ существования «рыцаря веры», превосходит этический.
«Этическое, как таковое, есть нечто всеобщее». «Рыцарь веры», как и сам Кьеркегор, ставит единичное выше всеобщего. «Вера, – пишет Кьеркегор, – есть тот парадокс, что отдельный индивид как таковой выше всеобщего».
«Существует абсолютный долг перед Богом; ибо в таком отношении долга единичный индивид в качестве единичного абсолюта относится к абсолюту».
И это может приводить «рыцаря веры» к поступкам, которые противоположны тому, что требует от него этический долг.
Религиозному человеку присуща «истинная форма отчаяния». Отчаяние – грех, но отчаяние «перед Богом» ведет к исцелению. Противоположностью греху по Кьеркегору является не добродетель, а вера. При этом человеческое Я, «стремясь быть собой самим», погружается «в ту силу, которая его полагает», «Я находит в себе храбрость утратить себя, чтобы заново обрести».
Веру Гегель считал «внутренней уверенностью, которая предвосхищает бесконечность». В этом Кьеркегор с ним согласен. Но при этом Кьеркегор считает веру высшей духовной способностью человека. Это не значит, что Кьеркегор отрицал важную роль в жизни людей разума и нравственности.
Свобода человека понималась им как диалектическое единство конечного и бесконечного, материального и духовного, необходимости и возможности. В преобладание одной из сторон этого единства Кьеркегор видел причину отчаяния.
Что же, по его мнению, помогает человеческому Я соблюдать меру? – Сознание. «Чем больше сознания, тем больше Я; ибо, чем более оно вырастает, тем более вырастает воля, а чем больше воли, тем больше Я».
Поэтому сознание в философском учении Кьеркегора признается решающим фактором, ведущим человека к преодолению отчаяния, выздоровлению от болезни к смерти, обретению себя!
Кьеркегор и значение его философии
Философское учение Кьеркегора не было по достоинству оценено его современниками.
Зато в 20 веке, когда возникла массовая культура, уничтожающая личность, когда потребительская культура вытеснила духовность, когда мировые войны поставили все человечество перед выбором «быть или не быть», когда страх и отчаяние коснулись каждого, Кьеркегор и его прозрения оказались более чем актуальными.
Галина Зубец
Кьеркегор книги
- О понятии иронии (1841)
- Или-или (1843)
- Две назидательные беседы (1843)
- Страх и трепет (1843)
- Повторение (1843)
- Философские крохи (1844)
- Понятие страха (1844)
- Стадии жизненного пути (1845)
- Заключительное ненаучное послесловие (1846)
- Назидательные речи в различном духе (1847)
- Чему нас учат полевые лилии и птицы небесные (1847)
- Дело любви (1847)
- Христианские речи (1848)
- «Первосвященник» (1848)
- Болезнь к смерти (1849)
- Полевая лилия и птица небесная: Три благочестивые беседы (1849)
- Введение в христианство (1850)
- Дневник обольстителя
Источник: http://www.SoleCity.ru/philosophy/kierkegaard
Учение Сёрена Кьеркегора: кратко, суть
Датский философ Сёрен Кьеркегор (1813 — 1855) был романтическим философом, если вообще можно так говорить о философах. Его учение — это мучительный поиск смысла жизни, попытка постичь бога, понять человека.
Сёрен Кьеркегор
Названия его трудов весьма показательны — «Страх и трепет», «Или-или», «Болезнь к смерти» и т.п. Недаром его называют предтечей экзистенциализма — учения, согласно которому человек живет в мире абсурда, и его удел — страдание.
- Итак, каковы основные идеи Кьеркегора?
- а) человек есть единство противоположностей,
- б) человек постоянно находится в ситуации выбора (или-или),
- в) человек свободен сделать свой выбор, но никто никогда не скажет ему определенно, надо ли было делать именно такой,
г) Христос — есть. Смысл жизни человека — прийти к вере, но сделать это невозможно рациональным путем. Чтобы стать рыцарем веры, надо сделать духовный скачок, так называемый прыжок веры,
д) все люди так или иначе стремятся к этому, но удается только редким.
Исходя из того, как люди готовы совершить этот прыжок, Кьеркегор разделил их на три типа.
Первый — эстетический тип. Он стремится к красоте как символу бесконечного, всеобщего, но погрязает в удовольствиях повседневности. Он не может отказаться от чувственных радостей, все больше увлекается ими, ищет красоту в этом, не находит, но уже не способен воспарить над суетой. И поэтому страдает. Чтобы спастить от этого, еще глубже погружается в конечное. Получается замкнутый круг.
Ульпиано Чека и Санз. Пир во дворце Нерона.
Второй — этический тип. Трагический герой, рыцарь самоотречения. Он стремится к бесконечному и готов жертвовать своим конечным ради этого. Он готов все отдать за свою мечту.
Но в последний момент начинает раздумывать и выбирать пути. Он свободен в выборе, и именно это мучительно. Наконец, он делает рациональный выбор. Это превращает его в трагического героя, потому что (см.
выше) никто никогда не скажет ему определенно, надо ли было делать именно такой.
Третий — религиозный тип, рыцарь веры. Этот тип живет только верой. Рациональные соображения для него на этом фоне ничего не значат. Он совершает поступок, немыслимый и абсурдный с точки зрения разума, но совершенно нормальный с точки зрения веры.
Именно он делает пресловутый прыжок веры. Пример — Авраам, который, не моргнув глазом, потащил своего любимого сына Исаака на жертвенный камень, чтобы зарезать его там во славу бога. Ни одна мысль не омрачила его чело. Бог велел — он делает.
Это и есть прыжок веры.
И в результате он получает назад свое конечное (сын жив-здоров) и при этом обретает смысл своей жизни в боге.
А. Лосенко «Жертвоприношение Авраама»
- Кьеркегор считал, что рыцарей веры фактически не осталось, и большинство людей относятся к этическому типу, жизнь которых поэтому — страдание.
- Читайте еще на моем канале:
- Книга «История сексуальности» Мишеля Фуко
- Вы столкнете толстяка на рельсы? Проблема вагонетки в этике
- Почему власть должна регулярно сменяться: теория циркуляции элиты В. Парето
Источник: https://zen.yandex.ru/media/id/5bfd08ec7d716900aa72e8ee/5c4e9af3a91e8c00ac346359
Основные проблемы в философии С. Кьеркегора
В своих работах Кьеркегор ведет полемику с Декартом, Кантом, Лейбницем и, конечно, Гегелем. При чтении его произведений чувствуется восхищение античной философией и, прежде всего, Сократом. Но главным источником вдохновения Кьеркегора остаются Слово Божье и протестантская догматика.
В отличие от философов-рационалистов, датский философ и не пытается строить метафизические «картины мира», не создает никаких философских систем.
В предисловии к своему первому крупному произведению «Страх и трепет» Кьеркегор пишет «Создатель данного произведения никоим образом не является философом, он не понял настоящей философской системы, он не знает, есть ли тут какая-нибудь система и завершена ли она; для его слабой головы уже достаточно одной самой этой мысли, а такую несчастную голову должен в наше время иметь всякий, поскольку у всякого есть эти несчастные мысли» /6, с. 3/.
Человек есть синтез бесконечного и конечного, временного и вечного, свободы и необходимости. Синтез — это отношение двух членов. Это отношение полагает дух. А отношение, которое относится к самому себе: это есть Я.
Вследствие синтеза этих противоположностей Я любого человека всегда пребывает в страхе и отчаянии. И чем выше самосознание индивида, тем глубже эти страх и отчаяние. Только через качественный прыжок к Богу страх и отчаяние могут быть опосредованы.
Только через веру в Бога, а именно, во Христа, человек может быть спасен. Именно, этой мыслью пронизаны все сочинения Кьеркегора.
Все идеи Кьеркегора не идут в разрез с протестантской догматикой, однако, человек есть свобода и, поэтому, он сам должен найти путь к Богу и только в качестве единичного индивида стоит в абсолютном отношении к абсолюту, т.е. к Богу.
Кьеркегор стремился снять оковы категорического императива Канта, так как выработанные нравственные кодексы претендовали на всеобщность. Субъективный мыслитель Кьеркегор считал, что человек — это свобода, поэтому он в себе самом несет свой суд и определяет свою судьбу.
Поэтому, в своих работах Кьеркегор критикует объективный идеализм Гегеля и всю рационалистическую традицию запада. Он подвергает критике гегелевский принцип примирения противоположностей. Основной принцип кьеркегоровской субъективности это «или — или», поскольку человек сам должен сделать свой выбор.
Мое «или — или» обозначает главным образом не выбор между добром и злом, но акт выбора, благодаря которому выбираются или отвергаются добро и зло вместе. Суть дела ведь не в самом выборе между добром и злом, а в доброй воле, в желании выбрать, чем само собой закладывается основание добру и злу.
В гегелевской же философии уничтожается сама возможность выбора и у человека отбирается его главное достояние — его свобода.
Кьеркегора возмущала попытка Гегеля примирить знание и веру. Ибо вера — это парадокс, и этот парадокс не может быть доказан, как обычная непосредственность, ведь вера не является непосредственностью, как считал Кьеркегор, в отличие от Гегеля.
И это находится в полном соответствии с формулой: «Верую, ибо абсурдно». В этом парадоксе единичный индивид стоит в абсолютном отношении к абсолюту. В вере человек стоит выше всеобщего, именно из-за того, что вера не может быть опосредована через всеобщее.
Именно, здесь Я индивида выступает в своей наибольшей мощи.
Этим проблемам посвящена одна из самых значительных работ Кьеркегора «Страх и трепет».
Источник: https://studbooks.net/699403/filosofiya/osnovnye_problemy_filosofii_kerkegora