Семейная педагогика — студенческий портал

Общеобразовательная программа с таким названием успешно реализуется на факультете педагогического образования МГУ им. М.В. Ломоносова.

Устойчивость семьи, где происходит становление Человека, его обучение и воспитание, – самый чувствительный показатель духовного и социального здоровья общества. Сегодня специалисты утверждают: современная семья не справляется с репродуктивной и воспитательной функциями.

Как общее семейное неблагополучие влияет на молодых людей? Насколько готовы они к созданию здоровой и прочной семьи, какое место в их жизни занимают семейные ценности? В исследовании на эту тему приняли участие 75 студентов естественных факультетов университета.

В результате проведенного опроса были получены следующие результаты.

Какой возраст для вступления в брак вы считаете оптимальным?

Девушки: до 18 лет – 9%; 19–22 года – 14%; 23–25 лет – 37%; 26–30 лет – 28%; после 31 года – 12%.
Юноши: до 18 лет – 3%; 19–22 года – 11%; 23–25 лет – 22%; 26–30 лет – 42%; после 31 года – 22%.

Что, по вашему мнению, является главным при выборе супруга?

Девушки: материальный достаток – 26%; совместимость характеров – 18%; взаимная любовь и уважение – 32%; религиозные установки – 13%; социальные установки – 9%; иное – 2% (мнение родителей, уровень образования).
Юноши: материальный достаток – 10%; совместимость характеров – 17%; взаимная любовь и уважение – 29%; религиозные установки – 16%; социальные установки – 19%; иное – 9% (возраст, внешняя привлекательность).

Если бы у вас был выбор вступить в брак или жить совместно без оформления отношений, то вы:

Девушки: зарегистрировали бы свой брак – 56%; жили бы в «гражданском браке» – 32%; не имеет значения – 12%.
Юноши: зарегистрировали бы свой брак – 43%; жили бы в «гражданском браке» – 39%; не имеет значения – 18%.

Таким образом, для молодых людей жизненные ценности выстраиваются в следующей очередности: сначала образование, затем хорошая работа и только потом семья. Особенно беспокоит большое количество молодых людей, выбирающих так называемый «гражданский брак», который в сознании молодежи связывается с сохранением личной свободы.

Семейная педагогика - Студенческий портал

Занятие

На факультете педагогического образования МГУ им. М.В. Ломоносова с 2008 г. работает общеобразовательная программа «Семейная педагогика», курс прослушали более 300 человек. В программу включены лекции (аудитория около 70 человек) с элементами дискуссии, а также работа в малых группах до 15 человек, где используются элементы психодиагностики и психокоррекции.

В начале курса слушатели задают множество провокационных вопросов: «Любую ли семью надо сохранять?», «Надо ли регистрировать брак?», «Почему воспитание мальчиков и девочек в семье должно отличаться? Это нарушает их человеческие права». Большая эмоциональная заряженность вопросов не позволяет отложить ответы на них на долгое время, поэтому редко когда удается провести занятия в разных группах по одному и тому же сценарию.

Но в любом случае в первом модуле программы вводится общенаучный системный подход, применяемый для анализа семейных отношений: излагаются законы развития и гомеостаза, функции семьи и параметры, описывающие ее жизнедеятельность (Эйдемиллер Э.Г., 2003).

Студенты узнают, что понятие семьи в последнее время изменилось: кровное родство и совместное ведение хозяйства перестали быть определяющими скрепами. Мы обсуждаем отличия функциональных и дисфункциональных семей, циркулярную модель Олсона для сбалансированных и несбалансированных типов семейных структур (Черников А.В.

, 2001), проводим параллели в проявлении химических и нехимических зависимостей и созависимостей у членов семьи для иллюстрации системных семейных проблем и взаимосвязей. Студентам и аспирантам МГУ, как будущим теоретикам, бывает интересна концепция Боуэна о формировании семейных треугольников и межпоколенной передаче симптома в дисфункциональных семьях.

На начальном этапе занятий важным упражнением является следующее: сопоставить функции семьи и их общественную и личностную значимость, сформулировать цели и смысл создания семьи.

Второй модуль – «Духовные основания семьи» – начинается с обзора теорий выбора брачного партнера и мотивов вступления в брак. Мы говорим о романтической и зрелой любви, особенной популярностью пользуется тема «Специфика добрачного и предбрачного периода» (Силяева Е.Г., 2002).

Нам известен такой факт: после внимательного прочтения указанной книги молодой человек сделал предложение своей девушке, так как в разделе «Специфика добрачного периода» было доказано, что оптимальное его течение по длительности составляет около 1,5 года.

В настоящее время пара уже более года жената, у них есть ребенок.

Семейная педагогика - Студенческий портал

Галина Новикова

Следующая важная дискуссионная тема – «Личностная зрелость как средство и цель семейного воспитания».

К этому моменту в группе, как правило, устанавливается обстановка доверия и сотрудничества, слушатели охотно рассказывают истории из своего детства, часто связанные с обидами на родителей.

Многие просят помощи, спрашивают о том, как простить родителям несправедливость. Наш ответ уже частично подготовлен – самому стать взрослым, зрелой личностью, самостоятельной и ответственной.

Для знакомства с особенностями российских семей мы используем книги сотрудников кафедры социологии семьи социологического факультета МГУ А.И. Антонова и А.Б. Синельникова.

В ходе занятий мы обращаемся в том числе к практической деятельности семейных психологов. С большим интересом слушателями воспринимается концепция патологического семейного наследования (Эйдемиллер Э.Г., 2003).

С помощью деревянных фигур теста Геринга можно наглядно продемонстрировать семейные отношения, которые сопровождают разговор о перенятых эмоциях, родовой и личной совести, вине и невиновности предков друг перед другом и потомками. Наборы деревянных фигур разного размера используем для моделирования будущей семьи.

Приятный итог такого занятия – многие слушатели планируют создать многодетные семьи. В «интеллектуальных» разминках мы используем наборы открыток с афоризмами, изречениями известных современных ученых, политиков и исторических личностей.

Наша программа информирует и направляет слушателей к самообразованию и совершенствованию, личностному росту и развитию, реализации своего потенциала и продолжения рода.

Это подтверждают отзывы слушателей, например: «После прохождения программы ко мне пришло понимание того, что каждый человек имеет определенный набор ролей как в обществе, так и в семье. И что самое трудное в жизни – это успешно сочетать в себе все роли.

Трудно быть одновременно хорошей женой, матерью и дочерью, а также профессиональным и высокооплачиваемым специалистом.

Очень часто что-то одно развивается в ущерб другому… В результате прохождения программы я обрела понимание того, что самое главное в моей жизни – это взаимоотношения в семье, взаимоотношения с друзьями и коллегами. Я поставила перед собой долгосрочную цель – построить отношения, основанные на любви, уважении, прощении, принятии, понимании, внимании и личном участии, а также свободе».

Главным для нас является то, что наши слушатели понимают ценность семьи для жизни и развития человека, ее роль в воспитании новых поколений, обеспечении общественной стабильности и прогресса.

Галина Новикова, кандидат психологических наук, доцент факультета педагогического образования МГУ им. М.В. Ломоносова

Источник: https://pokrov.pro/semejnaya-pedagogika/

Семейная педагогика

Незаменимость семейного воспитания сейчас признана повсеместно и подчёркивается в Конвенции ООН о правах ребёнка — самом гуманном из всех принятых мировым сообществом документе. 

Специфическими особенностями семейного воспитания считаются его пролонгированность, т.е. длительность, и эмоциональность: оно построено на любви родителей к детям, которая пробуждает ответную любовь

Ласковое обращение взрослых с младенцем — объятия, поглаживания и пр.

Читайте также:  Галилео Галилей - история жизни и основные постулаты

— удовлетворяют не только заложенную от природы физиологическую потребность ребёнка в тактильных ощущениях (от латинского takt — прикосновение), но и потребность более высокого порядка: в эмоциональном общении, безопасности и защите.

Недаром народная педагогика донесла до нас из глубин времён приёмы, направленные на удовлетворение этой потребности, — стишки, потешки, прибаутки: «Сорока-ворона кашку варила, деток кормила…», «Ладушки-ладушки, где были? У бабушки…».

Семейная педагогика - Студенческий портал

Установлено, что новорождённому для нормального физического, интеллектуального и иного развития недостаточно одного ухода, ему нужен человек, доступный для контакта, так называемый «референтный» (значимый) взрослый. В серьёзных научных трудах можно встретить исторический анекдот, который иногда связывают с именем прусского императора Фридриха ІІ.

Якобы этот правитель в «припадке патриотизма» решил проверить, на каком языке заговорят дети, если с ними не общаться. Он был уверен, что у немецких детей и речь будет немецкой. Для проверки «гипотезы» император запретил сиделкам одного приюта общаться с детьми, хотя физический уход малышам был обеспечен.

В результате все дети в приюте умерли, и психологи объясняют это неудовлетворённой потребностью в эмоциональном контакте.

Реакцией ребёнка на удовлетворение потребностей является чисто человеческое, не свойственное остальным представителям животного мира проявление — улыбка как свидетельство эмоционального комфорта в конкретный момент.

А в итоге у ребёнка закладывается чувство базового доверия к миру (Эрик Х.

Эриксон), которое является основой для пробуждения собственного «Я», развития познавательной активности, самоконтроля, способности к управлению собой и другими.

Условия формирования базового доверия к миру едины для различных народов и культур: человек доверяет обществу в той же мере, в какой он научился доверять матери (другому значимому взрослому). Таким образом, из отношения к матери у ребёнка рождается отношение ко всему миру.

Люди с хорошо сформированным чувством базового доверия открыты, уверены в себе, настроены на налаживание конструктивных и близких отношений с окружающими, готовы решать возникающие проблемы и противостоять стрессу.

Правда, для достижения будущего благополучия ребёнку важно осознать и существование опасностей, причём этот кризис «доверия-недоверия» должен в самом общем виде разрешиться до конца второго года жизни

Если же у него из-за отсутствия или недостатка эмоционально насыщенного общения не сформируется чувство базового доверия к миру, то следствием становится материнская депривация (от латинского рrivo — лишение), которая проявляется в тревожности, низкой самооценке, замкнутости, неспособности к усвоению большого объёма сведений и пр.

В последние годы в педагогику вошло понятие «социализация», что подразумевает привитие норм и правил поведения, принятых в конкретном обществе.

Процесс социализации начинается в младенчестве и продолжается до самой старости, и в нём можно выделить три этапа, которые повторяются при попадании человека в разные условия.

Для ребёнка это будет семья, группа детского сада, дворовая компания, первый класс школы, спортивная секция и др.

Первый этап социализации — это адаптация или приспособление к требованиям окружающих. Но это приспособление не должно приводить к полному подчинению, иначе человек может раствориться в окружении, потерять самостоятельность.

Поэтому вторым этапом социализации должна стать индивидуализация, сохранение неповторимости собственного «Я», что невозможно без «пространства для развития личности», наполненного так называемой «атрибутикой». Первое подразумевает дистанцию между ребёнком и другими людьми.

Нельзя постоянно жить «впритирку» друг к другу, растущему человеку необходимо место, где он может в одиночестве подумать, как прошёл день, всё ли сделано правильно, что желательно изменить. А во-вторых, у каждого ребёнка непременно должны быть только ему принадлежащие вещи (игрушки, книжки) и уголок для их размещения.

Отсутствие пространства для развития личности и атрибутики тормозит развитие способности к самоконтролю, планированию поведения.

На третьем этапе социализации — интеграции, приспособившись к окружающему и сохранив при этом самостоятельность, ребёнок сможет проявлять активность, удовлетворяя потребность в самоутверждении.

А смена обстановки, адаптация к различным условиям формирует у детей гибкость и способность налаживать широкие социальные связи. Следовательно, посещение ребёнком различных кружков, секций, клубов и пр.

позволит ему с возрастом становиться всё контактнее и успешнее.

Действительно, бывают воспитатели, что называется «от Бога», но обычно родители идут долгим путём проб и ошибок.

Сократить их количество помогает знание закономерностей формирования личности и требований к методам воспитания.

Ведь ребёнок не появляется на свет ни злым, ни добрым, ни трудолюбивым, ни ленивым, однако он от природы наделён задатками, на основе которых развивались личностные качества и творческие способности.

Так, общение с родителями приводит к возникновению привязанности, благодаря которой ребёнок учится сотрудничать: не только брать, но и отдавать. Все взрослые привязанности питаются детским опытом.

Для интеллектуального развития детей необходимо включать в разнообразную деятельность, начиная с игр, поставляющих малышу первую информацию.

Причём, имеет значение не столько количество игрушек, сколько их разнообразие и назначение: для ролевых игр (куклы, наборы посуды и мебели), для манипуляций (кубики, конструкторы) и др.

Одновременно ребёнок может использовать несколько игрушек, но всё же их количество не безгранично. Поэтому с угасанием интереса родители могут убирать наскучившие игрушки, чтобы после перерыва ребёнок воспринял их как новые.

Источник: https://vscolu.ru/articles/semejnaya-pedagogika.html

Семейная педагогика — Ответы на тесты и решение задач для студентов российских ВУЗов

Вопрос № 36. Инструменты, с помощью которых собираются, анализируются, обобщаются данные, характеризующие семью, вскрываются многие взаимосвязи и закономерности домашнего воспитания, внутрисемейных отношений и т.д., — это:Ответ: методы изучения семьи Вопрос № 37. Цель воспитания ребенка — это:Ответ: всестороннее развитие личности

Вопрос № 41. Законы семейного воспитания, изложенные в «Домострое», отличались:Ответ: строгостью Вопрос № 42. Наука о воспитании в семье, изучающая специфику условий семейного воспитания, их потенциальные возможности, разрабатывающая научно обоснованные рекомендации родителям по формированию личности ребенка — это:Ответ: семейная педагогика

Вопрос № 51. Науки, изучающие состояние и тенденции развития современной семьи, — это:Ответ: демография и социология Вопрос № 52. «Задача нравственного воспитания заключается в том, чтобы создать внутреннюю направленность человека» — говорил:Ответ: К.Д Ушинский Вопрос № 53. Уникальная, специфическая и

Вопрос № 56. Ребенок изучает мир:Ответ: через семью Вопрос № 57. Внутренне присущие тому или иному явлению, процессу, общественному или естественно-биологическому организму возможности дальнейшего роста, развития и саморазвития в качестве определенной целостности, системы — это:Ответ: потенциал Вопрос № 58. Различные

Вопрос № 61. Основой семейного воспитания в средние века было:Ответ: богобоязньОтвет: гражданственностьОтвет: послушаниеОтвет: трудолюбиеОтвет: уважение родителей Вопрос № 62. Отклонение в развитии ребенка, обусловленное отсутствием материнской заботы, — это:Ответ: «психическая депривация» Вопрос № 63. Наименее ограничивающий, наиболее мягкий тип социального

Вопрос № 66. Четыре ступени развития подрастающего поколения (детство, отрочество, юность, возмужалость) были выделены:Ответ: Я.А. Коменским Вопрос № 67. Уход матери за здоровьем ребенка — это ________________ функция семьи.Ответ: биологическая Вопрос № 68. Брак прошел определенные стадии своего развития:Ответ: от

Вопрос № 6. Восстановление поддержание здоровья, удовлетворение различных духовных потребностей — это ________________ семьи.Ответ: функция организации досуга Вопрос № 7. Семья — это социальная ________________ группа.Ответ: дифференцированная Вопрос № 8. «Испорченность ребенка в большинстве случаев — результат не прирожденной умственной

Вопрос № 11. Внутренне присущие семье наличные возможности в формировании личности, объективные и субъективные, реализуемые как сознательно, так и стихийно — это:Ответ: воспитательный потенциал Вопрос № 12. Эмоциональный, интимный характер отношений, который выражается в глубокой и кровной любви родителей к

Источник: https://the-students.ru/semejnaya-pedagogika/

Семейное воспитание. Семейная педагогика — скачать и читать онлайн электронные учебники бесплатно для вузов | Единое окно

  • http://inter-pedagogika.ru Сайт создан для родителей, преподавателей и студентов. Основная идея этого инициативного проекта — объединить людей, которым интересен внутренний мир Человека, его поиски, ошибки и взлеты. На сайте размещены авторские материалы по педагогике и психологии, консультации для родителей и педагогов, работы студентов, опыт работы учителей Санкт-Петербурга и коллекция цитат по психологии, воспитанию и образованию. Совместные форумы с газетой «Первое сентября», Общественным институтом развития школы (СПб), газетой «Родительское собрание», журналом «Педология.Новый век» и психологическим центром «Генезис» (Москва). Тип материала: Образовательный сайт; | Аудитория: Учащийся; Преподаватель; Исследователь; | Уровень образования: Среднее (полное) общее; Начальное профессиональное; Среднее профессиональное; Высшее; Послевузовское;
  • http://www.prosv.ru/ebooks/Baenskaia_Nauchites_obwatsa/index.html В книге рассматриваются психологические особенности взаимоотношений родителей, прежде всего матери, и младенца с рождения до одного года и этапы его эмоционального развития. Удовлетворение потребности малыша в общении, его эмоциональное благополучие — основа успешного становления всех сторон его дальнейшей жизни. Предлагаемая авторами система игр и упражнений разработана с учетом потребностей младенца в общении и эмоциональном контакте. Описанные в пособии приемы организации общения матери и малыша могут быть использованы для коррекции раннего эмоционального неблагополучия у детей группы риска. Пособие адресовано в первую очередь родителям, но может быть полезно психологам и педагогам, работающим в службах ранней помощи детям. Тип материала: Учебник, учебное пособие; | Аудитория: Преподаватель; | Уровень образования: Дошкольное;
  • Данный сборник объединяет в себе материалы конференции — научные статьи и тезисные сообщения научных работников и преподавателей. Рассматриваются проблемы социального формирования личности в психологии и педагогике. Важное место отведено вопросам социализации детей и молодежи. Ряд публикации посвящен социализации детей с ограниченными возможностями здоровья. Тип материала: Сборник статей, трудов; | Аудитория: Учащийся; Преподаватель; | Уровень образования: Высшее; Послевузовское; Переподготовка и повышение квалификации;
  • http://www.razumniki.ru Тематический сайт, посвященный раннему развитию детей и воспитанию ребенка. Разделы сайта: Раннее развитие (что такое раннее развитие; авторские методики; английский для детей; кладовая; аудио и видео; занятия по развитию речи). Планируем стать родителями (планирование беременности; планирование пола ребенка; медицинское обследование; питание и образ жизни будущей мамы; здоровье будущего отца; трансгенные продукты; телегония; бесплодие). Беременность (питание и безопасные продукты; образ жизни беременной женщины; воспитание в утробе). Роды (что брать в роддом; подготовка к родам; роды; после родов). Форум. Тематические ссылки. Тип материала: Научно-образовательные и культурные проекты; | Аудитория: Учащийся; Преподаватель; Исследователь; | Уровень образования: Дошкольное;
  • http://detsadclub.ru Информационный сайт для родителей малышей дошкольного возраста и воспитателей детских садов. На сайте представлены два больших тематических раздела. Раздел «Мамам и Папам» создан специально для родителей малышей. Здесь родители найдут познавательные статьи о подготовке к детскому саду, домашнем воспитании, особенностях психологии ребенка, узнают о детсадовской жизни, альтернативах детскому саду. Раздел «Воспитателю» содержит разнообразный методический материал, который будет полезен в педагогической практике воспитателей детских садов. В разделе размещена подборка конспектов занятий, сценариев праздников в детском саду, а также детские песенки, стишки на разные темы на русском и английском языке, каталог детских развивающих игр. Материалы раздела пригодятся не только работникам дошкольных учреждений, но и самим родителям. Тип материала: Тематическая подборка материалов; | Аудитория: Преподаватель; | Уровень образования: Дошкольное;
  • http://cito-web.yspu.org/link1/metod/met91/met91.html Основной целью данного пособия является углубление и расширение представлений студентов о специфике детско-родительских взаимоотношений в семьях, воспитывающих детей с нарушениями речи, а также овладение навыками взаимодействия с родителями детей, имеющих нарушения речи, в ходе коррекционно-образовательного процесса. Пособие состоит из введения и четырех глав. В первой главе освещаются вопросы семейного воспитания в трудах отечественных и зарубежных ученых. Вторая глава раскрывает психолого-педагогические основы семейного воспитания детей с речевыми нарушениями. В ней также рассматриваются формы и модели семьи, стили семейного воспитания, специфика отношений в системе «мать-ребенок». Третья глава знакомит с современными моделями взаимодействия педагогов и родителей в ходе преодоления речевых нарушений у детей. В четвертой главе рассматриваются задачи, содержание и методы семейного воспитания детей с нарушениями речи. Для успешного освоения представленного материала в начале каждой главы представлен список основной и дополнительной литературы. В конце каждой главы студентам предлагаются контрольные вопросы и задания, темы для самостоятельной работы, основные понятия. Тип материала: Учебник, учебное пособие; | Аудитория: Учащийся; Преподаватель; | Уровень образования: Высшее;
  • Бим-Бад Б.М., Гавров С.Н. Монография доктора философских наук, профессора кафедры экономической теории и управления МГПИ, ведущего научного сотрудника Сектора социокультурных процессов и систем Российского института культурологи МК РФ Сергея Назиповича Гаврова и доктора педагогических наук, профессора, академика Российской академии образования Бориса Михайловича Бим-Бада посвящена проблематике исторического изменения институтов семьи и брака. Эти исторические изменения рассматриваются с точки зрения макросоциальных и экономических изменений в обществе и перемен в воспитании, в том, что формирует человека, а, соответственно, и институт семьи. Изменения семьи как социального института особенно ускорились в эпоху модерна — модернизация изменила и продолжает изменять мир вокруг нас, изменив и нашу повседневную жизнь, отношения между людьми, в том числе брак и семью. Авторы рассматривает проблематику воспитания, исторически обусловленные изменения целей и приемов социализации и инкультурации человека. Монография предназначена профессиональному научному сообществу, а также студентам, аспирантам и докторантам. Книга будет интересна читателям, интересующимся проблематикой гендерных отношений, экономической демографией, изменениями института семьи и эволюцией семейных отношений в контексте модернизации. Тип материала: Монография; | Аудитория: Учащийся; Преподаватель; Исследователь; | Уровень образования: Высшее; Послевузовское;
Читайте также:  Славянофилы - студенческий портал

Источник: http://window.edu.ru/catalog/resources?p_rubr=2.2.77.1.11

Семейная педагогика

  • Семейная педагогика
  • Кузибекова Севара Толибжон кизи, студент
  • Гулистанский государственный университет (Узбекистан)

Современная педагогика представляет собой систему научных отраслей: педагогика раннего возраста, дошкольная педагогика, коррекционная педагогика и др. Одной из таких отраслей является семейная педагогика.

Все отрасли педагогической науки, исследующие широкий круг общих и специальных проблем, глубоко отражающих связи между соответствующими педагогическими явлениями, «родственны» между собой.

«Роднит» их прежде всего предмет, который они изучают, а именно: сущность воспитания, его глубинные внутренние механизмы, взаимосвязь с развитием личности и внешними условиями ее существования.

Но каждая из отраслей современной педагогики изучает сущность воспитания под своим конкретным углом зрения, учитывая возрастные и иные особенности воспитуемых, специфику взаимодействия между субъектами воспитательного процесса (родителями, детьми, педагогами).

В зависимости от указанных особенностей различаются цели, содержание и построение воспитательного процесса в том или ином социальном институте: семейном или общественном (яслях, школе, колледже и т. д.).

Две ветви воспитания — в семье и в общественных учреждениях — сложились в глубокой древности, уходят своими корнями в историю человечества на заре его существования.

Обе ветви представляют собой неоднозначные явления: им присуще много общего, но имеются и существенные, принципиальные различия.

Так, задачи воспитания в условиях семьи и общественных образовательных учреждений, будучи конкретно-историчными, зависящими от особенностей жизни человека в обществе на определенном этапе его развития, отличаются соотношением эмоционального и рационального компонентов: в семье преобладает первый, в общественном воспитании главенствует второй. Другими словами, общественному воспитанию недостает теплоты и естественности семьи, в нем, как справедливо отмечал М. М. Рубинштейн, всегда присутствует доля рассудочности и холодности.

Известные различия наблюдаются в целях, принципах, содержании общественного и семейного воспитания. В дошкольном учреждении, школе и других образовательных учреждениях цель носит объективный характер, поскольку подчинена «заказу» общества на воспитание необходимых ему членов.

В семье цель воспитания отличается известным субъективизмом, потому что в ней выражаются представления конкретной семьи о том, каким она хочет вырастить своих детей. При этом во внимание принимаются реальные и мнимые способности ребенка, другие индивидуальные особенности.

Читайте также:  Локальные информационные системы - студенческий портал

Таким образом, цели семейного и общественного воспитания могут не совпадать, а иногда и противоречить друг другу.

Можно с полным правом сказать о том, что в дошкольном учреждении, школе цели, принципы, содержание воспитания имеют научную базу, «прописаны» в программных документах, сформулированы для определенного образовательного учреждения, дифференцированы по возрастным категориям воспитанников, в то время, как в семье часто носят имплицитный (не сформулированный) характер, варьируются в зависимости от целого ряда причин (ценностных ориентации; уровня образования, общей и педагогической культуры родителей; их этнической принадлежности; степени ответственности за будущее детей; сплоченности семейного коллектива и т. д.).

Методы воспитания, которые используются в детском саду (или другом образовательном учреждении) и семье, отличаются и по своему набору, и, что особенно важно, по содержанию, а, следовательно, по психологической сущности, эффективности воздействия на ребенка.

В семейных методах воспитания отсутствует печать преднамеренности, свойственная детскому саду, зато наблюдается больше естественности, обращенности к конкретному ребенку, имеющему свой жизненный опыт, определенные привычки, пристрастия и интересы.

В свое время Иоганн Генрих Песталоцци отметил, что семья учит жизни при помощи живого, жизненно нужного, а не придуманного, суррогативного дела, учит делом, а не словом.

А слово в семейном воспитании, по мнению великого педагога, только дополнение, и, падая на распаханную жизнью почву, оно производит совершенно иное впечатление, чем когда звучит из уст учителя.

Таким образом, в каждой семье, как справедливо говорит известный отечественный психолог А. В. Петровский, складывается своя, индивидуальная воспитательная система.

Конечно, у значительной части современных семей воспитательная система не столь научна, как в дошкольном учреждении, школе, она в большей степени базируется на бытовых представлениях о ребенке, средствах и методах воздействия на него.

Воспитательная система семьи формируется эмпирическим путем: она постоянно апробируется в опыте, содержит много педагогических «находок», хотя зачастую не лишена просчетов и серьезных ошибок.

В семьях, где озабочены воспитанием детей, их будущим, система воспитания подвергается анализу, оценке, что делает ее выстраданной, эмоционально окрашенной. Система семейного воспитания может быть стройной и упорядоченной, но это при условии, что родители имеют определенную цель воспитания, проводят ее в жизнь, используя методы и средства воспитания, учитывающие особенности ребенка и перспективы его развития.

Иная система домашнего воспитания складывается в семье, где взрослые не утруждают себя серьезными думами о судьбе ребенка, не создают условий для его полноценного развития.

Игнорирование интересов ребенка, удовлетворение лишь его самых необходимых потребностей, предоставление ему неограниченной свободы — это тоже признаки системы домашнего воспитания, но системы безалаберной, попустительской, жестокой по отношению к маленькому ребенку, для полноценного развития которого необходимы любовь, поддержка, забота, разумная помощь взрослых, прежде всего близких ему людей.

Учитывая вышесказанное, можно сделать вывод о том, что общественное воспитание, по сравнению с семейным, отличается большей научной обоснованностью, целенаправленностью, планомерностью.

Однако это не обеспечивает приоритет общественного воспитания в формировании личности ребенка, особенно в первые годы его жизни. Наука и практика убеждают в решающей роли семьи в развитии ребенка.

А причина этого таится в принципиальном различии характера доминирующей взаимосвязи субъектов воспитания в семье и учреждениях общественного воспитания.

В семейном воспитании взаимосвязь субъектов (супругов, родителей, детей, бабушек, дедушек, братьев, сестер, других родственников) отличается неформальным характером, строится на контактах «лицом к лицу».

В семье, как правило, нет жестко заданной системы взаимоотношений по вертикали, строгой структуры власти, в которой статусы и роли заранее предписаны.

Степень тесноты контактов между членами усугубляется отношениями родства, любви, привязанности, доверия и ответственности друг за друга, отличается широким диапазоном проявлений, эмоциональностью, открытостью. Семья для ребенка является наименее ограничивающим, наиболее мягким типом социального окружения.

Общественное воспитание осуществляется обществом, государством и организациями, создаваемыми для этой цели (школами, детскими садами, колледжами, гимназиями и др.).

Поэтому взаимосвязь субъектов воспитания в общественном образовательном учреждении имеет институционально-ролевой характер, в значительной мере определяется функциональными обязанностями педагога, хотя и может «смягчаться» или, напротив, «ужесточаться» в зависимости от его личностных качеств.

Однако отношения «педагог-ребенок», «педагог дети», «педагог коллеги, администрация» более фиксированы, чем отношения между членами семьи и ребенком в условиях домашнего воспитания.

Таким образом, общественное и семейное воспитание имеют целый ряд принципиальных отличий, которые необходимо учитывать для того, чтобы обеспечить их целесообразное взаимодействие, взаимодополнение в реальном образовательном пространстве. Между тем не секрет, что на сегодня область семейного воспитания менее изучена по сравнению с общественным воспитанием. Это объясняется рядом причин. Назовем основные из них:

  1. Семья, будучи одним из сложнейших образований в истории человечества, имеет много взаимосвязанных направлений своей деятельности (функций), поэтому изучение особенностей семейного воспитания невозможно вести автономно, в рамках одной педагогики: необходим междисциплинарный комплексный подход.
  2. Семейная жизнь и домашнее воспитание — сложные предметы научного исследования, поскольку зачастую представляют собой «тайну за семью печатями», в которую люди неохотно впускают посторонних, в том числе и исследователей.
  3. Исследование семьи требует разработки и применения, наряду с традиционными, иных методов, чем те, которые активно и достаточно результативно используются в педагогике при изучении воспитательно-образовательного процесса в детском саду, школе, колледже, вузе.

В отечественной и зарубежной педагогике имеется немало работ, заложивших теоретические основы семейной педагогики. Но становление семейной педагогики как самостоятельной отрасли научного знания началось сравнительно недавно.

В связи с этим определены ее объект и предмет изучения. Объектом семейной педагогики является состояние и основные тенденции развития семьи как воспитательного института.

Предмет изучения — сущность, механизмы воспитания в семье, влияние этого процесса на становление личности ребенка.

Исстари воспитание в семье определяется как домашнее (иногда — домашнее семейное) воспитание.

При этом учитывается, что домашнее воспитание может осуществляться членами семьи, а также специально приглашенными, иногда профессионально подготовленными к воспитательной деятельности лицами (няня, бонна, гувернер и др.).

В современных условиях домашнее воспитание дополняется общественным: дети посещают дошкольное учреждение, прогулочную группу, студию, школу искусств, спортивную секцию и др.

Литература:

  1.                Азаров, Ю. П. Семейная педагогика / Ю. П. Азаров. — СПб.: Вектор, 2011. — 400 с.
  2.                Беленьнкая, А. С. Слагаемые авторитета / А. С. Беленьнкая. — М.: Просвещение, 1983. — 119 с.
  3.                Зверева, О.Л. Семейная педагогика и домашнее воспитание детей раннего и дошкольного возраста М: Просвещение,2000. — 30–43 с.
  4.                Зверева, О.Л. Семейная педагогика и домашнее воспитание детей раннего и дошкольного возраста / О. Л. Зверева, А. Н. Ганичева, Т. В. Кротова. — М.: Сфера, 2009. — 256 с.
  5.                Куликова Т.А. Семейная педагогика и домашнее воспитание: Учебник для студ. сред. и высш. пед. учеб. заведений. — М.: Издательский центр «Академия», 1999. — 232 с.

Основные термины (генерируются автоматически): общественное воспитание, семейное воспитание, семья, домашнее воспитание, семейная педагогика, дошкольное учреждение, ребенок, детский сад, образовательное учреждение, воспитательный процесс.

Источник: https://moluch.ru/conf/ped/archive/185/9088/

Ссылка на основную публикацию
Adblock
detector