- На днях прочитав статью о новой концепции под названием «Эмоции во благо: как устроен эмоциональный интеллект», я пришел к выводу, что:
- во-первых — ровным счетом ничего не понял из описанного, вернее общую суть я уловил, но каким же сложным и витиеватым языком все было описано;
- во-вторых — уже читал о данной концепции , из чего сделал вывод, что этот продукт усиленно продвигается в специализированных СМИ.
Социальные психологи исследуют поведение и мотивы людей в разных группах и выявляют интересные закономерности, о которых и публикуем подборку.
1. Для нас важно взаимодействовать с людьми
Психологи в США обнаружили: 20% людей, получивших рождественские открытки от незнакомцев, тоже отправляют им поздравление. По этой же причине официанты получают больше чаевых, если рассказывают о рецепте блюд или дают советы.
Здесь собраны наблюдения за наиболее характерными и значимыми тенденциями, которые существуют сейчас у современных российских потребителей и которые требуют развернутого пояснения.
Экономический рост и связанное с ним увеличение зарплат вызвало потребительский бум. Люди не готовы копить годами, а если и готовы, то в течение коротких промежутков времени, преследуя четкие цели.
На протяжении всей истории человеческие общества разрабатывали средства формирования сознания отдельного человека и контроля за его поведением с момента рождения до смерти.
Если сравнивать магазин с телом человека, то витрина — это лицо. Если проводить параллель с общением между людьми, витрину можно сравнить с первым взглядом в глаза собеседнику. Во многом от того, что увидит потребитель в витрине, зависит его решение зайти в магазин или нет.
Представление товаров на витрине обладает эффективностью, сопоставимой с рекламой. Ведь:
«Золотое» правило общения состоит в следующем: поступай с другими так, как ты хочешь, чтобы поступали с тобой.
Однако «платиновое» правило успешных межличностных коммуникаций гласит: поступай с другими так, как они сами хотят, чтобы с ними поступали.
Следование этому правилу создает хорошие возможности для достижения успеха в любых формах влияния: собственно управлении, манипуляции, влиянии и даже давлении.
Различные формы поведения людей обычно классифицируют исходя из потребностей, удовлетворению которых служит данный поведенческий акт или серия актов.
Например, говорят о пищевом, исследовательском, половом, агрессивном и т. д. поведении. Потребности разделяют на три группы: витальные, социальные и идеальные.
Рассмотрим каждую из них и узнаем, что лежит в основе практически любых потребностей и форм поведения людей.
1. Витальные потребности
Кому вы больше всего доверяете? Что в этом человеке есть такого, чем другие люди не обладают? Почему вы верите ему или ей больше, чем другим? Доверие может быть надежным только в том случае, если все три его элемента имеются в наличии.
Чем нагляднее присутствие каждого из них, тем выше доверие. Если один или два из них представлены, а третий отсутствует, о доверительных отношениях не может быть речи.
Именно степень нашей уверенности в каждом из элементов определяет подлинность доверия, которое мы испытываем.
Доверие — это единственный фактор, способный поменять абсолютно все. С его помощью можно преодолеть практически любую трудность. Без него очень сложно сделать хоть что-то значительное.
Доверие сводится к восприятию вашей целевой аудиторией трех ключевых моментов: компетентности, опыта и надежности. Авторитет — хрупкий материал. Его легко потерять в один миг проявив недальновидность, допустив просчет или проступок.
Рассмотрим три основные опоры, которые помогут вам завоевать и поддерживать доверие к себе.
Источник: https://hr-portal.ru/tags/socialnaya-psihologiya
Что такое Социальная психология? Социальная психология — это… Расписание тренингов. Самопознание.ру
Социальная психология — раздел психологии, изучающий поведение человека в обществе (социуме), психические явления, происходящие во время взаимодействия различных групп людей.
То есть она исследует закономерности поведения людей, входящие в состав различных групп, их мысли друг о друге, как они влияют друг на друга при этом, как относятся друг к другу. Данное направление появилось в середине XIX века.
До этого она была представлена только, как социальная философия.
Уникальность данного направления состоит в том, что она находится между социологией и психологией. Её нельзя отнести ни к одному из этих направлений. Она скорей является объединяющей.
Дело в том, что психология рассматривает больше внутриличностные аспекты и социальные ситуации, социология — внеличностные и социальные процессы, которые определяют поведения человека.
Объектом изучения социальной психологии являются, как внутриличностные, так и внеличностные аспекты.
Большую часть своей жизни человек проводит в социуме среди других людей, объединяясь с ними в различные группы: семья, рабочий коллектив, друзья, спортивные секции и т.д.
При этом эти группы вступают во взаимодействие с другими группами людей, как малыми, так и большими.
Понимание того, как происходит данное взаимодействие важно для решения семейных и национальных конфликтов, в системе управления людьми и т.д.
При этом под группой понимают нескольких людей, объединённых одним действием. Например, если люди стали свидетелями аварии и собрались, чтобы посмотреть, то такое скопление людей не считается группой. Если же они при этом стали помогать участникам аварии, то они образовали временную группу, объединённую одним действием.
Группы обеспечивают удовлетворение тех или иных потребностей общества в целом и каждого из его членов в отдельности.
В связи с этим социальная психология делит группы на следующие категории:
- Первичные группы (семья), в которые человек приходит в первую очередь и вторичные группы (рабочий коллектив), куда человек приходит после первичных групп.
- Большие группы (нации, народы) и малые группы (семья, друзья).
- Формальные и неформальные. Формальная структура создаётся для выполнения официальных задач. Неформальные связи возникают спонтанно по мере взаимодействия индивидов.
Группы выполняют 4 функции:
- Социализация — процесс включения личности в определённую социальную среду и усвоение её норм и ценностей. Так семья служит для обретения определённых навыков жизни в социальной среде.
- Инструментальная — осуществление той или иной совместной деятельности людей. Участие в таких группах, как правило, обеспечивает человеку материальные средства к жизни, предоставляет ему возможности самореализации.
- Экспрессивная — удовлетворение потребностей людей в одобрении, уважении и доверии. Эту роль выполняют обычно первичные неформальные группы.
- Поддерживающая — Объединение людей в группы во время трудных ситуаций. Как показали эксперименты, перед лицом опасности люди стремятся психологически приблизиться друг к другу.
На свойства групп влияют размер и численность. Некоторые социологи считают, что группа начинается с объединения 2 человек, но ряд учёных утверждают, что минимальный состав группы — 3 человека.
Это связано с хрупкостью диады. В триаде происходит уже взаимодействие в двух направлениях, что делает структуру более прочной. Максимальный размер малой группы — 10 человек.
Как правило, в социальной психологии термин малая группа и первичная группа равнозначен.
Структура группы зависит от её целей, а также на неё влияют социально-демографические, социальные и психологические факторы. Они могут вызвать распад группы на несколько меньших групп.
Очень большое внимание социальная психология уделяет психологической совместимости в группах, так как её членам приходится вступать в контакт между собой. И здесь возможны столкновения и недоразумения. А возможно и создание целостной группы.
Учёные выявили 4 типа коммуникативного поведения:
- Люди, стремящиеся к лидерству, старающиеся подчинить себе других людей для выполнения поставленной задачи.
- Люди, стремящиеся выполнить задачу в одиночку.
- Люди, приспосабливающиеся к группе, легко подчиняющиеся приказам других.
- Коллективисты, которые стремятся выполнит поставленную задачу совместными усилиями.
Поэтому одной из важных задач является выстраивание взаимоотношений между этими группами людей в коллективе.
Социальные психологи исследуют эффективность принятия индивидуальных и групповых решений. При выработке групповых решений социологи также заметили разделение людей на 5 категорий:
- Индивиды склонны говорить больше, чем другие.
- Индивиды с высоким статусом оказывают большее влияние на решение, чем индивиды с низким статусом.
- Группы часто тратят значительную долю времени на устранение межличностных разногласий.
- Группы могут упустить из виду свою цель и отделаться несообразными выводами.
- Члены группы часто испытывают исключительно сильное давление, побуждающее их к конформности.
В последнее время социологи стали уделять большое внимание вопросам руководства и лидерства, отметив их различие. Они выделили 3 типа лидерства:
- Автократический. Лидер принимает решения единолично, определяя всю деятельность подчинённых и не давая им возможности проявить инициативу.
- Демократический. Лидер вовлекает подчинённых в процесс принятия решений на основе групповой дискуссии, стимулируя их активность и разделяя вместе с ними все полномочия по принятию решений.
- Свободный. Лидер избегает какого-либо собственного участия в принятии решений, предоставляя подчинённым полную свободу принимать решения самостоятельно.
Таким образом, можно увидеть всю важность научных исследований в области социальной психологии, важность практического использования этих знаний в повседневной жизни людей.
Посмотрите фото женщин советского времени: носить было особо нечего, краситься было нечем (оранжевая, красная, розовая помада, голубые тени — вот и все оттенки), один блонд на всех, «химия» на волосах. Кажется, что все должны быть как из инкубатора, а нет: лица разные, не перепутать! Минимум средств —… Читать дальше
Как много сейчас инста-кумиров учат, как надо жить. Учат, признаться, громко сказано, им, впрочем, на всех по…, и этим самым они так яро демонстрируют свой образ жизни и мысли, свои убеждения. Как хитро получается, никто никого ничему не учит, а просто показывает свою суть, своё внутреннее естество… Читать дальше
«В будущем будет создана такая форма контроля над обществом, аналога которому не знает история… бесчисленное множество людей, равных и одинаковых, будут жить в постоянной погоне за всё новыми и новыми удовольствиями. Они полностью подчиняются той силе, которая эти удовольствия поставляет. И сила этой… Читать дальше
Американцы стремятся к самостоятельности и в этом весьма преуспели. Для гражданина США является нормой ни от кого не зависеть и самостоятельно решать свои проблемы. Также американцы умеют видеть причину своих проблем в себе. Тот, кто пока не научился самостоятельности, хочет… Читать дальше
Спасибо, за интерес к теме «что такое Социальная психология»!
Источник: https://samopoznanie.ru/schools/socialnaya_psihologiya/
Открытое образование: Онлайн-курс "Социальная психология"
- 13 недель
- от 2 до 3 часов в неделю
- 4 зачётных единицы
В этом курсе мы поговорим о том, что происходит с человеком, когда он становится членом социальной группы.
Рассмотрим, как он обрабатывает информацию, какие эмоции испытывает и как ведет себя. Проанализируем основные эффекты, проблемы и способы их решения.
Обсудим классические и современные социально-психологические модели, а также их практическое приложение.
Мы всю свою жизнь, от рождения до смерти, проводим в окружении других людей. Эти люди оказывают большое влияние на наше мышление, эмоции и поведение. В этом курсе мы поговорим о том, что происходит с человеком, когда он становится членом социальной группы.
Рассмотрим, как люди анализируют информацию о себе и окружающих; когда испытывают позитивные и негативные эмоции друг к другу; при каких условиях ведут себя кооперативно и конкурентно, помогают и наносят ущерб.
Обсудим, что происходит с человеком при межличностном общении, в малых и больших группах, а также при межгрупповом взаимодействии. Поговорим об основных эффектах, трудностях и способах их решения.
Курс включает в себя лекции и дополнительные материалы: отрывки из художественных фильмов, интервью с экспертами, описание отдельных социально-психологических экспериментов. Эти материалы помогут понять, какую роль социально-психологические знания играют в разных областях жизни: от образования до организационного поведения.
Формат
Курс состоит из 19 видеолекций. Каждая видеолекция длится от 40 до 70 минут и делится на короткие видеофрагменты от 7 до 15 минут. Видеолекции идут на протяжении 14 недель. Для проверки знаний в курс включено 12 промежуточных тестов по 15 вопросов в каждом, а также итоговый тест из 50 вопросов.
Требования
- Интерес к социальной психологии
- Умение анализировать новую информацию
- Готовность учиться
Результаты обучения
В результате освоения дисциплины слушатель сможет
1) перечислить:
- закономерности и эффекты, возникающие при восприятии себя, других людей и социальных групп;
- механизмы и факторы коммуникации в различных социальных ситуациях (личных, деловых и общественных отношениях);
- механизмы и факторы социального взаимодействия в различных социальных ситуациях (личных, деловых и общественных отношениях).
2) выявить:
- социально-психологические эффекты и закономерности в реальных ситуациях;
3) предложить:
- отдельные социально-психологические процедуры воздействия на людей и социальные группы в личных, деловых и общественных отношениях.
Формируемые компетенции
Курс вносит вклад в формирование следующих компетенций:
- Владение культурой научного мышления, обобщением, анализом и синтезом фактов и теоретических положений (ОК-3)
- Использование системы категорий и методов, необходимых для решения типовых задач в различных областях профессиональной практики (ОК-4)
- Способность к осуществлению стандартных базовых процедур оказания индивиду, группе, организации психологической помощи с использованием традиционных методов и технология (ПК-3)
- Способность к самоорганизации и самообразованию (ОК-7)
Источник: https://openedu.ru/course/hse/SOCPSY/
Социальная психология
Начать обучение
Уважаемые слушатели! В нашем Институте регулярно проходят различные акции и действуют скидки, узнать о которых вы можете на сайте в разделе «Новости».
Документ: диплом о профессиональной переподготовке установленного образца (высылается Почтой России).
Роль и значение программы:
1. Предоставление слушателю знаний об основных феноменах взаимодействия личности и группы, а также механизмах межгруппового взаимодействия; практических умений, связанных с урегулированием конфликтных ситуаций, формированием благоприятного психологического климата в коллективах и группах.
- 2. Формирование компетенций в следующих областях:- урегулирование конфликтных ситуаций, медиация; — психологическая помощь в решении проблем личности, связанных с ее включением в социальные группы;- управление коллективом;- ведение переговоров;
- — психология общения.
Актуальность программы:Как известно личность не существует изолированно от общества.
Непременным условием жизни человека является его включенность в различные социальные группы, исполнение разнообразных социальных ролей.
Принадлежность к различным общественным группам заметно меняет поведение человека, изменяя способы проявления его индивидуальности, подчиняя его своим законам.
Социальная психология изучает личность в контексте ее взаимодействия с группами, законы формирования и развития больших и малых групп, закономерности общения людей и групп между собой.
Именно социальный психолог способен помочь в решении внутригрупповых и межгрупповых конфликтов.
Именно образование в области социальной психологии дает профессионалу необходимые знания и навыки для управления трудовым или иным коллективом, для умелого формирования нужного психологического климата внутри группы.
Социальный психолог умело строит переговоры и может обучить этому других людей. Социальный психолог знает закономерности общения и владеет приемами эффективного взаимодействия, умеет убеждать и использовать технологии влияния.
- Поэтому специалисты в области социальной психологии крайне востребованы в бизнесе, образовании, менеджменте и многих других отраслях.
- Целевая аудитория: психологи, менеджеры, руководители, сотрудники отделов по управлению персоналом, педагоги и организаторы мероприятий.
- Цель программы: обучение специалистов, компетентных в области взаимодействия людей и способных регулировать данное взаимодействие на основе современных научных знаний.
- Задачи программы:• изучить теоретические и методологические основы социальной психологии;• создать целостное представление о механизмах, закономерностях и феноменах взаимодействия личности и группы;• рассмотреть основные методы управления социально-психологическими процессами; • развить умение интерпретировать конкретные ситуации с точки зрения известных социально-психологических теорий и формулировать соответствующие практические рекомендации;
- • овладеть навыками проведения эмпирических социально-психологических исследований и анализа их результатов.
Требования к образованию слушателя: к освоению дополнительных профессиональных программ допускаютсялица, имеющие среднее профессиональное и (или) высшее образование; лица, получающие среднее профессиональное и (или) высшее образование. Слушатели, имеющие диплом о неоконченном высшем образовании или удостоверение педагогического класса, на обучение не принимаются*.
*в соответствии с разъяснениями Минобрнауки АК-2453/06 от 25.08.2015, «обучение в одногодичных педагогических классах при средних общеобразовательных школах по подготовке воспитателей дошкольных учреждений не может быть приравнено к начальному профессиональному образованию, а соответственно и к среднему профессиональному образованию по действующему законодательству РФ в сфере образования».
Средства дистанционного обучения: электронные учебно-методические комплексы, включающие электронные учебники, учебные пособия, учебные видео-, аудиозаписи.
Форма обучения: 100% дистанционная (без отрыва от работы), обучение проходит в онлайн-режиме на образовательном портале http://new.in-texno.ru
Форма итоговой аттестации по программе: итоговый междисциплинарный экзамен в форме тестирования
Содержание программы:
п/п | Содержание курса | Всего ауд. час. | Контрольное мероприятие |
1. | Социальная психология как наука. История социальной психологии. Методология и методы социально-психологических исследований | 18 | Зачетное тестирование |
2. | Личность как объект социальной психологии. Социализация личности. Социально-психологические проблемы личности | 22 | Зачетное тестирование |
3. | Группа: типы, модели и этапы формирования. Структурные и динамические характеристики группы | 28 | Зачетное тестирование |
4. | Руководство и лидерство в группе. Совместная деятельность | 30 | Зачетное тестирование |
5. | Межгрупповые процессы | 28 | Зачетное тестирование |
6. | Психология общения | 30 | Зачетное тестирование |
7. | Психологические основы деловых отношений | 20 | Зачетное тестирование |
8. | Конфликтология | 30 | Зачетное тестирование |
9. | Методы активного социально-психологического обучения | 14 | Зачетное тестирование |
10. | Этническая и кросскультурная психология | 14 | Зачетное тестирование |
11 | Профессиональная деятельность психолога в системе социальных служб. | 16 | Зачетное тестирование |
ИТОГО ЧАСОВ | 250 | Экзаменационное тестирование |
Подробнее о программе и обучении по тел.: +7 495 105 96 04.
Источник: https://in-texno.ru/programm/professionalnaya-perepodgotovka/sotsialnaya-psikhologiya-2
Социальная психология (стр. 1 из 3)
- СОЦИАЛЬНАЯ ПСИХОЛОГИЯ
- План
- Введение
- 1. Методы социальной психологии
- 2. Факторы формирования личности человека
- 3. Психологические процессы в малой группе
- Заключение
- Список использованных источников:
- Введение
- Что же такое социальная психология?
- — это область психологии, изучает механизмы сознания и поведения социальных общностей, групп, индивидов, их межличностных отношений, социальную детерминированность и роль этих механизмов в различных сферах общества и разных ситуациях;
- — это область психологии, призвана изучать те психологические явления и законы, которые возникают как результат общения людей друг с другом;
- — это научное исследование поведения человека под влиянием, присутствия, поведения и продуктов деятельности других людей, одного или группы, в прошедшем, настоящем и будущем.
- Обобщая данные определения, можно сказать:
- Социальная психология — это отрасль психологической науки, которая изучает факты, закономерности и механизмы поведения, общения и деятельности личностей, обусловленные включенностью их в социальные общности, а также психологические особенности этих общностей.
- Опираясь на это определение, можно утверждать, что предметом социальной психологии являются факты, закономерности и механизмы поведения, общения и деятельности отдельных личностей и групп, связанные с их включенностью в социальные общности.
- 1. Методы социальной психологии
- В современной науке термином «методология» (от греч — Путь исследования или познания) обозначают три разных уровня научного знания.
1. Общая методология — это совокупность общих принципов, способов организации (построения) и стандартов достоверности научного знания. Примерами таких принципов могут быть принципы детерминизма, соответствия, дополнительности, развития и т.п.
2. Частная методология — совокупность частных принципов, постулатов, посылок и т.п., применяемых в конкретной области знания.
3. Методические приемы — совокупность методик исследования, терапии, развития и т.п.
Для научного исследования с позиций современной методологии науки характерны: 1) наличие конкретного объекта исследования; 2) дифференцированное решение эмпирических (выявление фактов, разработка методов измерения), логических (вывод одних положений из других, установление связей между ними) и теоретических (выяснение причин, констатация принципов, формулирование гипотез и законов) познавательных задач; 3) четкое различение между установленными фактами и гипотезами; 4) объяснение и прогнозирование фактов и явлений.
Каждая из перечисленных характеристик имеет свою специфическую реализацию в социальной психологии. Так, в качестве объекта исследования классический бихевиоризм принимает лишь элементы поведения, когнитивизм — образы, ценности, установки и т.п.
Социально-психологические теории не имеют такой логической строгости и определенности, как в естественных науках (типа физики). Методологические, эмпирические и логические задачи в социальной психологии зачастую взаимно переплетены и с трудом поддаются дифференциации.
Приведенные примеры показывают, что совокупность общенаучных критериев применима к социальной психологии с большими оговорками.
В 40-е годы американский социолог Р.Мертон предложил выделять в структуре социологии теории трех уровней: 1) общие (всеохватывающие теории). 2) теории среднего уровня и 3) эмпирические обобщения.
Теории среднего уровня — это совокупность эмпирически проверяемых гипотез и положений, выступающих как посредник между малыми рабочими гипотезами и, всеобъемлющими спекуляциями.
Примерами таких теорий в социальной психологии являются теории: фрустрации — агрессии Миллера и Лолларда, когнитивного диссонанса Л.Фестингера; конкуренции и кооперации Дойча; социальной власти Картрайта и Френча.
Своеобразие социальной психологии связано, прежде всего о особенностями объектов приложения социально-психологических методов. Такими объектами, в первую очередь, являются: личность отдельного человека, группы людей, взаимодействие между ними.
Если мы хотим, например, получить какую-либо информацию, то следует учитывать индивидуально-психические особенности, состояние, ценностные ориентации, отношение к опросу обследуемого и т. п. моменты, их влияние на качество получаемой информации.
Все это необходимо иметь в виду и в случае применения методов управления, обучения, развития, и т.п.
Существуют различные классификации социально-психологических методов. Н.И. Шевандрин использует следующую типологию. Методы:
- 1) феноменологизации и концептуализации;
- 2) исследования и диагностики;
- 3) обработки и интерпретации;
- 4) коррекции и терапии:
- 5) мотивирования и управления;
- 6) обучения и развития;
- 7) конструирования и творчества.
Между перечисленными методами социальной психологии нет жестких границ, они взаимосвязаны, взаимопересекаются, дополняют друг друга. Скорее следует говорить об акценте в той или иной группе методов на решение определенного круга задач.
Так, например, чтобы научить использованию методов психологии, необходимо, кроме применения собственно социально-психологических методов обучения, знать, наличный уровень знаний студента, его индивидуально-психологические особенности, доминирующий стиль деятельности и т. п.
, а для этого требуется применение методов исследования и диагностики, обработки и интерпретации.
Зная личностные особенности человека, степень их соответствия целям и задачам обучения, мы, возможно, будем вынуждены как-то скорректировать эти особенности, а значит — использовать методы терапии и коррекции, а также методы мотивирования и управления. При этом может понадобиться сконструировать среду общения и проявить творческую спонтанность в приложении указанных методов к реальной жизненной ситуации.
Методы феноменологизации и концептуализации позволяют произвести предварительную работу по выделению и первоначальной категоризации, интересующих нас социально-психологических феноменов и проблем. Вычленение указанных феноменов осуществляется в соответствии с имеющимися социальными потребностями, а предварительная концептуализация — путем соотнесения с имеющимися моделями и теориями.
К группе методов исследования и диагностики можно отнести: наблюдение, опрос, эксперимент, анализ продуктов деятельности, моделирование.
При организации наблюдения важно ответить на вопросы: Что наблюдать? Как фиксировать результаты? В случае опроса большое значение играет желание испытуемых искренне отвечать (мотивация), их осведомленность и интеллектуальный уровень, учет воздействия на опрашиваемых ситуации обследования.
Лабораторный эксперимент представляет собой искусственно созданную модель действительности; при этом важно отобрать наиболее существенные факторы, уметь перенести полученные результаты на поведение обследуемых в обыденной жизни.
В качестве продуктов деятельности могут выступать различные документы, сочинения, контрольные работы и т.п. При этом эффективность метода зависит от объема информации и оптимальности выделения единиц анализа. Моделирование, в свою очередь, требует построения моделей исследуемых явлений и анализа их на ЭВМ.
Группа методов обработки и интерпретации.
Для обработки полученных данных чаще всего используются статистические методы (нахождение средних значений, отклонений от среднего, значения связи между переменными, уровня значимости, достоверности, выявление факторов и т.п.).
Такие методы позволяют вскрыть имеющиеся закономерности, представить информацию в обобщенном и наглядном виде. Важную роль играют методы интерпретации, которые придают содержательно-психологический смысл полученным данным.
Выбор методов диагностики и обработки определяется целью исследования и ограничениями (по времени, ресурсам, профессиональной компетентности и т. п.), учет которых необходимым для более точного измерения.
Методы групповой терапии и коррекции позволяют улучшать и развивать различные личностные и групповые характеристики, умения, навыки и т.п. Выделяют группы: телесной терапии, встреч, терапии искусством, гештальттерапии. поведенческого тренинга, психодрамы и др.
В социальной психологии разрабатываются различные методы мотивирования и управления, позволяющие побуждать субъектов к деятельности и организовывать ее для отдельных личностей и групп.
Методы обучения и развития личности (или группы) призваны задействовать социально-психологический потенциал межличностного взаимодействия для повышения эффективности усвоения конкретных знаний, умений, навыков (например, по физике, делопроизводству или управлении людьми).
Указанные методы обеспечивают рост уровня межличностной компетентности, развитие личностных особенностей членов группы (уверенное поведение, межличностная коммуникация или нравственный потенциал) или самой группы в целом.
Целенаправленное использование взаимного влияния людей является революционным достижением социальных наук в XX веке и широко используется с целью обучения и развития (дискуссионные методы, деловые игры, тренинги межличностной чувствительности и личностного роста и т. п.).
Методы конструирования и творчества позволяют задействовать потенциал группового взаимодействия с целью алгоритмизированного (по заданной совокупности правил) или полностью спонтанного порождения чего-либо нового (решения конфликтной ситуации, разработки технического устройства, методики обучения и т.п.).
Для выявления факторов формирующих личность человека рассмотрим такое понятие как структура личности. В структуре проявлений личности можно выделить три глобальные составляющие:
1) индивид;
Источник: https://mirznanii.com/a/199598/sotsialnaya-psikhologiya
Социальная психология
Основная цель освоения дисциплины «Социальная психология» состоит в изучении теоретических, методических и практических основ социальной психологии в традициях зарубежных и отечественных школ и направлений. Предметом курса «Социальная психология» выступают закономерности мышления и поведения людей в социальных группах.
В рамках курса рассматриваются основные теоретические подходы и методы исследования в социальной психологии, анализируются разные формы мышления и поведения человека в социальной группе.
Курс предусматривает последовательный анализ разных уровней включенности человека в социальную группу: социальные установки личности, межличностное общение, малые социальные группы, большие социальные группы, межгрупповые отношения, социализация.
Основные задачи изучения дисциплины «Социальная психология» формулируются следующим образом:
- раскрыть социально-психологическую проблематику изучения личности, показать отличие социально-психологического подхода к личности от социологического и общепсихологического, преемственности различных психологических и социологических подходов в определении предмета социальной психологии личности;
- дать основные психологические и социально-психологические понятия и принципы;
- ознакомить студентов с методами, методиками и приемами работы социального психолога;
- ознакомить студентов с зарубежными и отечественными социально-психологическими теориями личности, теориями социализации личности, экспериментальными исследованиями аттитюдов, с классическими социально-психологическими экспериментами в области социального влияния, с социально-психологическими исследованиями отношений личности;
- сформировать у студентов социально-психологическую компетентность в анализе и понимании личности и ее социального поведения.
Предлагаемая программа дисциплины «Социальная психология» составлена на основе действующего федерального государственного образовательного стандарта высшего образования по направлению 39.03.01 – «Социология». Учебная дисциплина «Социальная психология» входит в базовую часть Блока 1, является обязательной дисциплиной (Б1.Б.19)
Изучение курса предполагает предварительное знакомство студентов с основами философии и социологии в рамках дисциплин «Основы социологии», «Философия». Обязательный минимум требований, необходимый для освоения данной дисциплины и приобретенный в результате освоения указанных предшествующих дисциплин сводится к следующему. Бакалавр должен:
- иметь представление о структуре философского и социологического знания, теоретических концепциях отраслевых направлений, о социальных взаимосвязях на разных уровнях;
- знать основные составляющие структуры личности, понятия социального статуса и социальной роли;
- иметь представление об основных этапах социализации с точки зрения различных теорий;
- знать основные виды социальных общностей, основы их формирования и характер функционирования.
Предлагаемый курс является обобщающим современные представления о социальной психологии, современных социально-психологических методах работы и, несомненно, послужит дальнейшему углублению знаний студентов.
Курс подготавливает студентов к овладению такими дисциплинами ОПП бакалавриата 39.03.
01 — «Социология» как «Психология и педагогика», «Социальная педагогика», «Социология личности», «Социология управления и организаций», «Социология конфликта», «Социология коммуникаций», «Этносоциология», «Социальная антропология».
Настоящий курс предполагает овладение студентами такими общекультурными и общепрофессиональными компетенциями как:
- способность работать в команде, толерантно воспринимать социальные, этнические, конфессиональные и культурные различия (ОК-6);
- способность к самоорганизации и самообразованию (ОК-7);
- способность к критическому восприятию, обобщению, анализу профессиональной информации, постановке цели и выбору путей ее достижения (ОПК-2).
В результате освоения дисциплины «Социальная психология» студенты должны:
|
|
|
Файл рабочей программы (очная форма): Социальная психология очнаяФайл рабочей программы (заочная форма): Социальная психология заочная
Источник: https://www.sgu.ru/structure/sociological/courses/bachelor-sociologiya-0/socialnaya-psihologiya