Социальная структура общества архаической греции — студенческий портал

Социальная структура общества Архаической Греции - Студенческий портал Социальная структура общества Архаической Греции - Студенческий портал Социальная структура общества Архаической Греции - Студенческий портал Социальная структура общества Архаической Греции - Студенческий портал Социальная структура общества Архаической Греции - Студенческий портал Социальная структура общества Архаической Греции - Студенческий портал Социальная структура общества Архаической Греции - Студенческий портал Социальная структура общества Архаической Греции - Студенческий портал Социальная структура общества Архаической Греции - Студенческий портал Социальная структура общества Архаической Греции - Студенческий портал

Государственное устройство греческих полисов Демократический и олигархический типы

Общие черты в политической системе греческих полисов § Полисная система, в первую очередь, была ориентирована на средний класс, и в этом был залог политической стабильности и устойчивости полиса.

Ослабление позиций средних слоёв в ту или иную сторону неизбежно приводили к кризисным ситуациям. • С точки зрения государственного управления, греческий полис имел республиканское устройство.

• Постоянного государственного аппарата, за исключением малочисленного штата технических служащих, не существовало. Повторное избрание на одну и ту же должность не допускалось.

§ Доминирующее значение народного собрания и Совета воплощало главный принцип политического мышления древних греков: право участия в управлении всего гражданского коллектива. Право на решение дел своего полиса и государственное управление рассматривались как одно из важнейших прав гражданина.

§ Среди множества греческих полисов, которым в той или иной степени свойственны все перечисленные выше черты можно выделить два основных типа: аграрный, как правило, с олигархическим устройством; торговоремесленный с демократическим управлением. § Образцом первого типа является Лакедемон или Спарта.

§ Образцом второго типа являются Афины.

АФИНЫ Законодательная Исполнительная Судебная притании ЭКЛЕССИЯ СОВЕТ 500 АРЕОПАГ 1/10 года по 50 пританов АРХОНТЫ должностные коллегии ГЕЛИЕЯ (по 10 человек) Избират. округа 10 фил 30 триттий 100 демов СОБРАНИЕ ДЕМОТОВ РАЗЪЕЗДНЫЕ ДЕМАРХИ СУДЫ

СПАРТА АРХАГАГЕТЫ ГЕРУССИЯ ЭФОРЫ военное командовпние АПЕЛЛА все спартиаты, достигшие 30 лет С П А Р Т И А Т Ы ИЛОТЫ ГАРМОСТЫ ПЕРИЭКИ

ГРЕЧЕСКАЯ КОЛОНИЗАЦИЯ «греческий берег составляет точно кайму, пришитую к обширной ткани варварских полей» ( Цицерон )

причины o Колонизация была прежде всего демографической o o проблемой. Её определяющими факторами были: во-первых, несоответствие между наличными производительными ресурсами страны и численностью населения в целом; во-вторых, неадекватность их распределения в пересчёте на душу населения; в-третьих, уход в колонисты мог быть вызван различными политическими и стихийными обстоятельствами.

Вся система античных государств основывалась на определённом ограничении численности населения, пределы которой нельзя было превысить, не подвергая опасности самих условий существования античной цивилизации. Недостаточное развитие производительных сил ставило права гражданства в зависимость от определённого количественного соотношения. Единственным спасением была вынужденная эмиграция.

ОСНОВНЫЕ НАПРАВЛЕНИЯ И ФАЗЫ o o Колонизация происходила по трём направлениям: западному, южному и северо-восточному. Важнейшие города-метрополии: Милет, Коринф, Мегары, Халкида на Эвбе.

Западное Южная Италия, Сицилия, Южная северо-восточное метрополии южное Франция, Восточная Испания основные колонии: Кумы, Сибарис, Кротон, Тарент, Сиракузы, Массалия, Эмпорион Продвижение остановлено карфагенянами Преимущественно земледельческие центры побережье Фракии, Геллеспонта (Дарданеллы), Пропонтиды(Мрамор — Юго-Восточное Средиземноморье ное море), Понта Эвксинского Крупнейшие центры: Потидея, Абдера, Маронея, Кизик, Халкедон, Византий, самостоятельный Синопа, Трапезунт, Гераклея, Истрия, полис = Кирена остальные подчинены местным правителям (Аль-Мина, Сукас, Нав – кратис и Дафны) Одессос, Томы, Каллатия, Тира, Ольвия, Пантикапей, Феодосия, Кепы, Херсонес, Фанагория, Фасис, Диоскуриада и др. При основании преследовались торговые цели. В процессе колонизации принято выделять две фазы: аграрная и торгово-ремесленная(греческая экономика приобретает классический характер). Рубежом является середина VII века до н. э.

КОЛОНИИ И ИХ ТИПЫ o Колониальный процесс состоял из трёх последовательных стадий: выведение колонистов, основание полиса, отношения колонии с метрополией. o Выведение колонистов. После установления места будущей колонии объявлялась запись желающих и назначался ойкист(принадлежал к знатному роду).

Зачастую колонизация носила принудительный характер и совершалась по повелению оракула. В состав колонистов могли быть включены только свободные. Первые колонисты и их потомки обладали полными гражданскими правами и владели лучшими землями полиса. Численность колонистов была невелика.

В экспедицию отправлялось не менее 100 и редко более 1000 человек. o Основание полиса. Нигде колонии не были захватом больших внутренних областей. Сам термин «колонизация» не совсем подходит к объяснению процесса основания греческих городов.

Как показывают археологические раскопки греческие города возникали в местах, где не было постоянных поселений местных жителей. Не соответствует он и отношениям между вновь основанными полисами и метрополией.

o При выборе места для основания города обычно учитывались следующие факторы: удобная для гавани бухта, торговые пути в глубинные районы, плодородная земля, источники питьевой воды, возвышенное место с учётом оборонительных возможностей, строительный материал, природные ресурсы. Выгодное географическое положение во многом определяло дальнейшее развитие города.

o При устройстве полиса обычно сохранялось старое деление на филы, но могли быть образованы и новые. В целом процесс социальной дифференциации, органы государственной власти и культура развивались в новых полисах быстрее и свободнее, чем в метрополии. o Отношения колонии с метрополией. Как правило колонии сохраняли разнообразные связи с метрополией.

Находясь в метрополии колонисты имели привилегии: участвовали в культовых отправлениях, из местных жителей для них назначались простаты, судебные дела рассматривались в первую очередь, сохранялось право наследования, имели право на возвращение в метрополию. Аналогичные привилегии имели и жители метрополии во время пребывания в колонии.

Вражда колонии со своей метрополией рассматривалась как нечто из ряда вон выходящее.

КОЛОНИИ И ИХ ТИПЫ o По типам греческие колонии можно разделить на апойкии, эпойкии и клерухии. o Апойкия в традиционном смысле образовывала самостоятельный полис с собственным гражданством и своими общественными учреждениями.

o Эпойкия основывалась на территории уже существующего полиса, гражданами которого становились колонисты. При этом они составляли в нём обособленную общину. Подобный тип колоний отправлялся для усиления военного потенциала какого-либо уже существующего полиса.

o Клерухия высылалась как правило на территорию покорённых городов, жители клерухий сохраняли гражданство метрополии.

o В целом колонизация явилась одной из существенных причин экономического переворота в архаической Греции, она в значительной мере повлияла на рост греческих городов.

Вместе с тем она в немалой степени способствовала социально-политическому развитию Греции, разрушению родовых устоев, распаду аристократического строя, возникновению олигархических и раннедемократических полисов, значительно расширила культурный кругозор эллинов.

Источник: https://present5.com/socialno-ekonomicheskoe-i-politicheskoe-razvitie-grecii-arxaicheskij-2/

Социальная структура гомеровского общества

Социальная структура общества Архаической Греции - Студенческий портал

В «Илиаде» и в «Одиссее», если, конечно, иметь в виду не микенские реминесценции, но основное их содержание, Греция выступает в еще более раздробленном и разобщенном состоянии, чем в более позднюю эпоху. Каждая небольшая община, состоящая из группы родов, живет своей обособленной жизнью; каждая имеет свои органы управления: правителя (басилея), совет старейшин, народное собрание; каждая имеет свою территорию, состоящую из  полей, лугов и и виноградников, свой «полис», под которым следует, однако, разуметь не государство-город в более позднем понимании этого термина, но всего лишь поселок, по-видимому далеко не всегда обнесенный стенами. Только время от времени отдельные родовые общины объединяют свои силы для совместных военных предприятий — подобный случай и положен в основу повествования «Илиады».
Но и под стенами Трои предводители отдельных отрядов, вошедших в состав объединенного ополчения, ревниво продолжают оберегать свою самостоятельность. Власть Агамемнона, получившего командование над всем ахейским войском, не отличается ни широтой полномочий, ни особым авторитетом. Все важные вопросы, связанные с ведением войны, решаются им не единолично, а на собрании «ахейских сынов кудреглавых», и то только после совета с «благородными» и «скиптроносными» старейшинами, такими же басилеями, как к сам Агамемнон. Характерно, что на одном из таких собраний Ахилл считает возможным говорить с Агамемноном в присутствии воинов такими словами: «О, винопийца, со взорами пса, но с душою оленя!» («Илиада», I, 225), «Царь — пожиратель народа!» («Илиада», I, 231).

Обособленность отдельных воинских отрядов сказывается и на общей организации объединенного ахейского ополчения. Отсутствует общевойсковая казна.

Социальная структура общества Архаической Греции - Студенческий портал

Военная добыча немедленно распределяется между предводителями отрядов или попадает непосредственно в руки того, кто одержал победу над врагом. Среди рядовых воинов сохраняются присущие им племенные подразделения.

«Воинов, Атрид,— говорит Агамемнону Нестор, служащий у Гомера олицетворением древней мудрости,— раздели ты на их племена и колена. Пусть помогает колено колену и   племени племя» («Илиада», II, 362).

Таким образом, даже при осуществлении совместного военного предприятия сепаратизм, свойственный общинам в мирном быту, продолжает существовать, и отдельные части ахейского ополчения не сливаются в единое целое.

Даже в тех случаях, когда в общественной и хозяйственной жизни общин гомеровского времени на-чинают намечаться предпосылки, ведущие к образованию объединений более широкого характера — объединений территориальных и политических, — внутри этих объединений нового типа роды, фратрии и племена все же еще вполне сохраняют свою самостоятельность. Таким образом, род, фратрия как объединение нескольких родов, фила как объединение нескольких фратрий, сохранившиеся в виде пережитков во многих греческих полисах более позднего времени, в век Гомера являются еще основным общественным делением.

Источник: https://vladhistory.com/socialnaya-struktura-gomerovskogo-obshhestva/

Социальное устройство древнегреческого общества. Особенности города-полиса и греческой демократии

Экономика, сложившаяся в Греции в V—IV вв. до н. э., определила характер социальной структуры древнегреческого общества. Распространение трудоемких сельскохозяйственных отраслей и их частичная ориентация на рынок, развитие ремесленного производства и товарно-денежного обращения вовлекали в новые трудовые операции, определенные группы населения, повышали их удельный вес в обществе.

Экономическая система, сложившаяся в торгово-ремесленных полисах и Греции в целом, не могла существовать без привлечения к труду больших масс рабов, количество и удельный вес которых в греческом обществе V—IV вв. до н. э. непрерывно возрастал.

Основными производственными ячейками стали частные хозяйства, будь то мелкие крестьянские участки и крупные поместья на хоре или разные по размеру эргастерии в городе, в то время как государственные или храмовые хозяйства не получили такого развития, как в древневосточных обществах.

Все эти особенности хозяйственной структуры привели к формированию такой системы социальных отношений, которая может быть определена как классическое рабство.

Система классического рабства сформировалась в более или менее законченном виде в наиболее развитых торгово-ремесленных центрах, в то время как в аграрных полисах социальная структура отличалась целым рядом существенных особенностей.

Наиболее ярким примером является афинское общество, характеристика которого позволяет показать особенности социального строя торгово-ремесленных полисов, играющих ведущую роль в историческом развитии Древней Греции V— IV вв. до н. э.

Греческое общество классической эпохи делилось на три основных класса: класс рабов, класс мелких свободных производителей и господствующий класс.

Классы — это такие большие группы людей, которые различаются по их месту в системе общественного производства, по отношению к средствам производства, по роли в общественной организации труда, по способам получения и размерам имеющегося у них богатства, по характеру своего менталитета и образа жизни.

Характеристика классического рабства. Для торгово-ремесленных полисов V—IV вв. до н. э. характерно внедрение рабства во многие сферы жизни и производства. Возрастает общее количество рабов.

По приблизительным подсчетам (из-за отсутствия статистических материалов точные подсчеты невозможны), в Афинах общее количество рабов достигало одной трети всего населения.

Преобладали рабы-мужины, занятые в производстве (среди рабов было мало стариков, детей, немного рабынь), так что значение рабов как категории самодеятельного населения в обществе и производстве было значительно выше, чем их арифметическая численность.

Широкое применение труд рабов находит в домашнем хозяйстве: размол зерна, приготовление пищи, изготовление одежды и обуви, их ремонт, не говоря о личных услугах. Рабы использовались выборными должностными лицами в качестве секретарей, курьеров, палачей, полицейских.

В некоторых греческих полисах рабство активно внедрилось в сельское хозяйство, например на Хиосе, но в большей части торгово-ремесленных полисов рабы применялись главным образом в ремесленных мастерских, горном деле, обслуживании морских перевозок, строительстве.

Читайте также:  Денежная система сша - студенческий портал

Таким образом, значительная часть рабов была сконцентрирована в городе.

Господствующий класс. Господствующий класс в греческих полисах отличался по своей структуре от господствующего класса древневосточных обществ. В странах Древнего Востока основные прослойки господствующего класса были тесно связаны с государственным аппаратом восточной деспотии ^придворная знать, бюрократический аппарат, многочисленное жречество, военная верхушка).

В греческих полисах с республиканским устройством не было придворной знати, государственной бюрократии, выделенного из общества военного сословия, могущественного жречества.

Господствующий класс в полисах состоял из частных собственников земельных владений, крупных мастерских, торговых кораблей, денежных сумм и владельцев рабов, которых можно было отдать в аренду другим лицам, получая за это прибыль.

Господствующий класс не был однородным, он делился на несколько социальных групп. Одну из групп составляли представители старинной земельной аристократии, хранившие родовые традиции. Они были слабо заинтересованы в быстром развитии ремесел, торговли, товарных отношений.

Основные доходы они получали от земельной собственности и в политической жизни выступали как сторонники олигархических порядков, составляли оппозицию демократическим устремлениям основной массы гражданства. Однако эта численно небольшая прослойка имела высокий социальный престиж и политический авторитет.

Ее представители, получившие хорошее воспитание и образование, располагавшие средствами, играли видную роль в общественной и политической жизни полисов, избирались высшими магистратами, часто возглавляли военные экспедиции.

Часть земельной аристократии (наиболее яркий пример — афинянин Перикл) смогла преодолеть узкосословные, корыстные интересы своей группировки и, понимая историческую необходимость, переходила на сторону демократических элементов и верно служила основной массе гражданства.

Вторую группу составляла наиболее динамичная часть господствующего класса — собственники ремесленных мастерских, торговых кораблей, крупных денежных сумм, домов, рабских контингентов, товарных поместий, заинтересованные в быстром экономическом развитии общества, распространении культурных достижений, проведении активной внешней политики, внедрении демократических институтов. Ее политической программой была умеренная демократия. Внутри этой прослойки, в свою очередь, существовало деление на лиц, обладавших правами гражданства, и так называемых метеков. Свободные богатые люди, владевшие солидными состояниями иногда в несколько десятков талантов, но не имевшие права гражданства, принадлежали к сословию метеков, они имели ограниченную правоспособность, не могли приобретать земельную собственность, не участвовали в работе Народного собрания и избирались на должности. Естественно, это сковывало их экономическую и общественную активность, порождало известную напряженность в отношениях, создавало почву для трений в полисе.

Положение свободных мелких производителей. Греческое общество состояло не только из рабов и их владельцев. Рядом жили и трудились мелкие свободные производители — земледельцы, собственники или арендаторы небольших земельных участков, владельцы ремесленных мастерских, розничные торговцы, поденщики или матросы, обслуживающие морские перевозки, городской люд.

Это был самый многочисленный класс в греческих полисах. Если брать в качестве примера Афины V—IV вв. до н. э., то в состав этого класса следует включить представителей третьей (зевгиты) и четвертой (феты) социально-имущественных групп по классификации Солона. Кроме зевгитов и фетов сюда входило большинство афинских метеков — свободных лиц, не имеющих прав афинского гражданства.

Мелкие производители трудились на земельных участках, в ремесленных мастерских, рудниках или на строительстве, где не применяли, как правило, рабского труда.

Известны случаи использования мелкими ремесленниками или земледельцами рабского труда в качестве дополнительной рабочей силы: основной рабочей силой был сам земледелец или ремесленник и члены его семьи.

В состав мелких производителей входили мелкие земледельцы; ремесленники и торговцы, имевшие гражданские права; ремесленники и торговцы-метеки.

Прослойка деклассированных элементов. Распространение рабского труда, внедрение его во многие сферы производства и жизни, увеличение численности рабов влияли на социальное положение свободных ремесленников, с трудом сводящих концы с концами, получавших на свое пропитание тяжелым физическим трудом.

Труд ремесленника или матроса, строителя или рудокопа стал рассматриваться в IV в. до н. э. как удел рабов, как дело, недостойное свободного человека. «Занятие так называемыми ремеслами, — говорил Ксенофонт,- зазорно и, естественно, пользуется очень дурной славой в городах.

Ведь ремесло вредит телу и рабочих и надсмотрщиков, заставляя их вести сидячий образ жизни, без солнца, а при некоторых ремеслах — проводить целый день у огня. А когда тело ослабляется, то и душевные качества сильно портятся. К тому же ремесло оставляет очень мало свободного времени для заботы о друзьях и родном городе».

Конкуренция крупных мастерских, с одной стороны, низкий престиж физического труда — с другой, приводили к тому, что разорявшиеся граждане, особенно из среды земледельцев, предпочитали перебиваться случайными заработками, нежели пойти в ремесленники, строители или поденщики. «В старину не было нищих,— писал Исократ в IV в. до н. э.

,— и никто не позорил государство выпрашиванием подаяния. А теперь число нуждающихся превосходит число лиц, имеющих какой-нибудь достаток. Они только и думают, как бы раздобыть себе дневное пропитание: толпятся перед судами в надежде вынуть жребий, нанимаются в театральные статисты, готовы идти на самые темные дела».

Начинает создаваться новый социальный слой, ранее неизвестный, слой городского беднейшего гражданства, потерявшего связь с производством, лишенного имущества, но вместе с тем располагавшего полным набором гражданских прав и активно участвующих в деятельности народных собраний, обсуждении государственных дел.

Полисные власти стремились помочь деклассированным гражданам, утратившим интерес к труду. Так, в Афинах была введена плата в 2 обола за простое посещение заседаний Народного собрания, не говоря о выполнении тех или иных должностных обязанностей.

Эта не занятая трудом масса людей, слоняющихся по улицам городов, перебивающихся случайными подачками, а то и просто попрошайничеством, любила театральные представления, различные общественные празднества и увеселения. Дело доходило до курьезов. Некоторые афинские государственные деятели середины IV в. до н. э.

наживали политический капитал тем, что пускали деньги, предназначенные для нужд обороны, на организацию театральных представлений и общественно-религиозных празднеств, и это в условиях прямой военной угрозы со стороны усиливавшейся Македонии. Напротив, даже самый талантливый политик мог утратить всякое влияние в этой паразитической среде, если он не мог дать ей развлечений, стоивших больших денег.

Полисная система.Греческий полис формировался как община граждан, занимающихся земледелием. Этот вид деятельности граж­дан являлся базой экономики полиса. И поскольку именно полис является основной формой политической и социаль­ной организации античного общества, следует подробно рассмотреть это многостороннее явление.

Причем использо­вать материал развития полиса классического типа (архаи­ческой Греции). Поздние греческие авторы (Фукидид, Ге­родот) определили полис как коллектив, точнее, организо­ванную общность людей. Полисный коллектив как коллек­тив граждан обеспечивал все материальные условия своего существования.

Это означало сосуществование таких струк­тур как совокупность домохозяйств, земли и имущества, обеспечивающих достаточное материальное процветание.

В основе полиса материальные отношения собственно­сти, которые проявлялись в двуединой форме — государ­ственной и частной. Античные авторы как современники данного исторического феномена отмечали, что предпочтительно сочетание системы собственности общей и собст­венности частной, если они освящены обычаями и урегули­рованы законами государства.

В общественном владении находятся определенные ка­тегории земель; а вот право на земельный участок в преде­лах полисной территории имеют только граждане. Этот «принцип исключительности» в отношении собственности на землю только для граждан полиса является фундамен­тальным принципом античной гражданской общины.

Этим объясняется повсеместная публичность всех сделок, свя­занных с землей: утверждения земельного максимума, над­зора за наследованием. В спорных случаях полис стано­вился наследником земельных налогов. Таким образом, полис как коллектив граждан являлся и верховным собст­венником, и 'гарантом земельной собственности отдельных граждан.

Отсюда так нередки случаи общественного недо­вольства, когда среди граждан раздавались требования перераспределения земли.

Подобное отношение к владению землей привело к скла­дыванию полисной политической системы, когда политиче­скими правами наделялись только собственники земли.

Яркими примерами такого обусловленного гражданского статуса являлись Спарта, Гераклея Понтийская и ряд дру­гих полисов Греции.

Такой «ойкосный принцип», когда глава домохозяйства (ойкоса) имеет право на участие в по­литической жизни (чего не имели даже его взрослые сы­новья) не мог не препятствовать общественной жизни.

Политическими правами пользовались и те, кто по каким-то причинам утратил земельный надел. Но в обществе владе­ние землей было доминирующей тенденцией, так как это являло собой требование социального престижа. В афин­ской практике, например, оратору и стратегу нельзя было пользоваться доверием народа не будучи землевладельцем.

Описанные требования к политической жизни реального древнегреческого полиса привели к тому, что все граждане являлись равными соучастниками политической жизни. Таким образом, полис был с одной стороны суммой ойкосов (домохозяйств), с другой — обладал сложной орга­низацией в основе которой лежит такая единица, как ойкос.

В результате новых экономических процессов происхо­дил переход от варварства к цивилизации. Архаическая эпоха укрепила позиции города-полиса. Произошло отделе­ние полиса как экономически, так и политически от деревни и подчинение ее.

Развитие товарно-денежных отношений формировало политическую картину развития Греции VIII — VI вв.

Греческая демократия.Политической базой развития культуры Древней Греции служила, прежде всего, полисная демократия, достигшая в Афинах самой совершенной формы. Основы ее были заложены реформа­ми Солона (594 г. до н. э.) и Клисфена (508—507 гг. до н. э.). Согласно нормам этой демократии, каждый свободнорожденный становился гражданином полиса.

В годы правления Перикла Афинское государство управлялось народным собранием (экклесией), которое юридически обладало всей полнотой верховной власти. Экклесия никому не передоверяла своих верховных прав и пользовалась ими непосредственно.

В античной Гре­ции и, в частности, в Афинах это было в какой-то сте­пени возможно, поскольку все граждане могли свободно поместиться на площади своего города.Для решения государственных вопросов афинские граждане собирались примерно через каждые 10 дней.

Наиболее важными делами считались избрание страте­гов и других высших должностных лиц, объявление вой­ны и заключение мира, внешнеполитические проблемы, в том числе заключение договоров о союзе, принятие отчетов у высших должностных лиц, издание различ­ных постановлений.

Определенную роль в законодательной деятельности иг­рала гелиэя (суд присяжных), которая в Афинах занима­лась не только обычными судебными делами. Гелиэя состо­яла из 6 тыс. избранных по жребию присяжных судей. Судьи были разделены на 10 палат (так называемых дикастериев), в среднем по 500 человек в каждой. 100 присяж­ных в каждом дикастерии считались запасными.

Подкуп судей был практически невозможен из-за многочисленности присяжных заседателей. К тому же подсудимые обычно не знали, какому дикастерию будет поручено рассмотрение их дел.

Во время заседания гелиасты выслушивали обвинителя, обвиняемого и сви­детелей и, когда суть дела становилась им ясной, без предварительного совещания между собой приступали к Голосованию судебного постановления.

Наибольшим политическим весом из всех выборных государственных органов Афин обладала коллегия де­сяти стратегов. Должность стратега не оплачивалась и при Перикле. Таким образом, на нее могли претендо­вать только богатые граждане.

Между тем в руках афин­ских стратегов сосредоточивались наиболее важные го­сударственные функции. Во время войны стратеги командовали армией и фло­том, ведали всей внешней политикой Афинского госу­дарства и распоряжались значительной частью государственных финансов.

Обладая такими широкими полномочиями, стратеги в то же время были подотчет­ны экклесии и постоянно контролировались ею.

Читайте также:  Основные операции с текстом в ms word - студенческий портал

Таков был в общих чертах установившийся в середи­не V в. до н. э. государственный строй Афин. Это был период относительно высокого развития античной де­мократий, ограниченной, однако, рабовладельческой ос­новой. Как и полностью бесправные рабы, и лишенные политических прав метэки, женщины в Афинах также не имели политических прав.

Источник: https://megaobuchalka.ru/5/31786.html

Социальная структура общества Архаической Греции

  1. На первом этапе (VIII — первая половина VII в. до н. э.) были ещё сильны пережитки родового строя и господство родовой знати, захватившей большую часть родового земельного фонда и использовавшей труд сородичей, обедневших и по различным причинам попадающих к ним в зависимость. Общей тенденцией социального развития на ϶том этапе было увеличение могущества и богатства родовой знати (олигархов) и растущая численность зависимого населения.

  2. В середине VII в. до н. э. начинается второй этап в социальном развитии греческого общества, обусловленный экономическим развитием, растущими ремесленным производством и торговлей, укреплением полисов.

    Эᴛο влекло за собой рост значимости торгово-ремесленных слоев греческих городов. В то время опиравшаяся на свое богатство земельная аристократия продолжала подчинять себе органы политической власти в зарождающихся полисах.

Усиление социального расслоения

Олигархи были первыми вдохновителями греческой колониальнои̌ экспансии, так как опасались присутствия недружелюбно настроенных элементов в растущем населении. В свою очередь колониальная экспансия и торговля усиливали новый средний класс торговцев и землевладельцев. И хотя владели землей и собственностью, у них не было политической власти. Данный недостаток политической жизни вызывал всœе большее возмущение, и архаические олигархи испытывали трудности в сохранении своей власти.

Сложным было положение рядовых земледельцев, полусвободных и находившихся в кабальнои̌ зависимости от земельнои̌ аристократии. Им с трудом удавалось сводить концы с концами, непосильным и свирепым было долговое право, переводившее многих за долги в разряд полурабов.

Дополнительный материал 1

В городах по мере укрепления различных ремесел, расширения торговых операций, роста внешней морской торговли, богатели и приобретали всœе большее влияние торгово-ремесленные слои, претендовавшие на соответствующую долю уя в политической жизни.

Борьба средних слоев за политические права

Исходя из всᴇᴦο выше сказанного, мы приходим к выводу, что по мере того как появлялся новый класс торговцев, ремесленников и землевла¬дельцев, на олигархов оказывалось давление, с ᴛᴇᴍ чтобы обеспечить ᴇᴦο по¬литические и экономические права.

Правившие в то время тираны начинали потворствовать народным массам, что подрывало олигархическую власть, ограничивая её влияние в городе. Тираны превратились в политический раритет к концу VI в. до н.э., и политика в Греции стала борьбой олигархических сил с однои̌ стороны и представителей остального населения с другой.

В ϶том климате политического разброда члены нового среднᴇᴦο класса землевладельцев чно допускались в ряды олигархов в целях усиления политического контроля. Большинство среди нижних социальных слоев склонялись к мнению, что всœе граждане полиса должны иметь право голоса в правительстве.

Источник: http://referatwork.ru/info-lections-55/gum/view/17586_social_naya_struktura_obschestva_arhaicheskoy_grecii

Читать

История Древней Греции

Введение

История Древней Греции является одной из составных частей истории древнего мира, изучающей состояние классовых обществ и государств, которые возникли и развивались в странах Древнего Востока и Средиземноморья.

История Древней Греции изучает возникновение, расцвет и падение общественных и государственных структур, которые образовались на территории Балканского полуострова и в Эгейском регионе, в Южной Италии, на о. Сицилия и в Причерноморье. Она начинается с рубежа III–II тысячелетий до н. э.

 — с возникновения первых государственных образований на острове Крит, а заканчивается во II–I вв. до н. э., когда греческие и эллинистические государства Восточного Средиземноморья были захвачены Римом и включены в состав Римской средиземноморской державы.

За двухтысячелетний период истории древние греки создали рациональную экономическую систему, основанную на экономном использовании трудовых и природных ресурсов, гражданскую общественную структуру, полисную организацию с республиканским устройством, высокую культуру, оказавшую огромное воздействие на развитие римской и мировой культуры. Эти достижения древнегреческой цивилизации обогатили мировой исторический процесс, послужили фундаментом для последующего развития народов Средиземноморья в эпоху римского государства.

Географические рамки древнегреческой истории не были постоянными, а менялись и расширялись по мере исторического развития. Основной территорией древнегреческой цивилизации был Эгейский регион, т. е. балканское, малоазийское, фракийское побережья и многочисленные острова Эгейского моря. С VIII–VI вв. до н. э.

, после мощного колонизационного движения из района Эгеиды, известного как Великая греческая колонизация, греки освоили территории Сицилии и Южной Италии, которые получили название Великой Греции, а также побережье Черного моря. После победоносных походов Александра Македонского в конце IV в. до н. э.

и завоевания Персидской державы на ее развалинах на Ближнем и Среднем Востоке вплоть до Индии образовались эллинистические государства и эти территории стали частью древнегреческого мира. В эпоху эллинизма греческий мир охватывал громадную территорию от Сицилии на западе до Индии на востоке, от Северного Причерноморья на севере до первых порогов Нила на юге.

Однако во все периоды древнегреческой истории ее центральной частью считался Эгейский регион, где греческая государственность и культура зародились и достигли своего расцвета.

В отличие от многих стран Древнего Востока, для которых характерна этническая пестрота, сосуществование в рамках одних и тех же государств многих народов, племен, этнических групп, принадлежащих к разным языковым семьям и даже расам, для центрального региона Греции, т. е.

Эгейского бассейна и южной части Балканского полуострова, характерным является определенная этническая однородность. Эти области были заселены в основном греческой народностью, представленной четырьмя племенными группами: ахейцы, дорийцы, ионийцы и эолийцы.

Каждая из эти племенных групп говорила на своем диалекте и имела некоторые особенности в обычаях и религиозных воззрениях, по эти различия были незначительны. Все греки говорили на одном языке, хорошо понимали друг друга и четко осознавали свою принадлежность к одной народности и одной цивилизации.

Наиболее древней племенной группой были ахейцы, которые пришли в южную часть Балканской Греции в конце III тысячелетия до н. э. В конце II тысячелетия до н. э. под напором дорийских племен, шедших из района современного Эпира и Македонии, ахейцы были частично ассимилированы, частично оттеснены в горные местности.

В I тысячелетии до н. э. потомки древних ахейцев проживали в горах Аркадии, в малоазийской области Памфилии и на Кипре. Дорийцы же заселили основную часть Пелопоннеса (Лаконику, Мессению, Арголиду, Элиду), многие южные острова Эгейского моря, в частности Крит и Родос, некоторые территории Карии в Малой Азии.

Близки дорийцам были жители Эпира, Этолии и других областей Западной Греции. В Македонии проживали македонцы, принадлежавшие к особой ветви греческой народности.

Третья племенная группа, говорившая на аттическо-ионийском диалекте, поселилась в Аттике, Эвбее, островах центральной части Эгейского моря, таких, как Самое, Хиос, Лемнос, и в области Ионии на малоазийском побережье. Племенная группа Эолийцев проживала в Беотии, Фессалии и в области Эолида на малоазийском побережье к северу от Ионии, в том числе на острове Лесбос.

Кроме греков в Эгейском регионе проживали остатки местных догреческих племен: лелеги, пеласги, карийцы, которые не играли заметной роли в этногенезе населения Греции I тысячелетия до н. э. Более важное значение в судьбах греческих государств имели жители горной страны Фракии — фракийцы.

Своеобразны природные условия Балканской Греции. В целом это горная страна, на долины и равнины приходится лишь около 20 % всей территории. Многочисленные горные кряжи делят Балканскую Грецию на множество мелких и мельчайших, изолированных друг от друга долин, располагающих к замкнутой обособленной жизни.

Многие такие долины имели выход к морю и по морским путям могли поддерживать связь не только с соседними полисами, но и с далекими странами. Море играло огромную роль в жизни и историческом развитии древнегреческих государств.

Береговая линия эгейского побережья необычайно изрезана и изобилует многочисленными бухтами и гаванями, удобными для мореплавания.

Греция богата полезными ископаемыми: мрамором, железной рудой, медью, серебром, деревом, гончарной глиной хорошего качества, что обеспечивало греческое ремесло достаточным количеством сырья.

Почвы Греции каменисты, среднеплодородны и трудны для возделывания. Однако обилие солнца и мягкий субтропический климат делали их благоприятными для выращивания виноградной лозы и оливковых деревьев. Были и просторные долины (в Беотии, Лаконике, Фессалии), пригодные для земледелия.

Историю Древней Греции можно разделить на три больших этапа: 1) раннеклассовые общества и первые государственные образования II тысячелетия до н. э.

(история Крита и Ахейской Греции); 2) формирование и расцвет полисов как независимых городов-государств, создание высокой культуры (в XI–IV вв. до н. э.

); 3) завоевание греками Персидской державы, образование эллинистических обществ и государств.

Для первого этапа древнегреческой истории характерно зарождение и существование раннеклассовых обществ и первых государств на Крите и в южной части Балканской Греции (преимущественно в Пелопоннесе).

Эти ранние государственные образования имели в своей структуре много пережитков родоплеменного строя, установили тесные контакты с древневосточными государствами Восточного Средиземноморья и развивались по пути, близкому тому, которым шли многие древневосточные государства (государства монархического типа с разветвленным государственным аппаратом, громоздкими дворцовыми и храмовыми хозяйствами, сильной общиной). В первых государствах, возникших в Греции, была велика роль местного, догреческого, населения. На Крите, где классовое общество и государство сложились раньше, чем в материковой Греции, критское (негреческое) население было основным. В Балканской Греции господствующее место занимали греки — ахейцы, пришедшие в конце III тысячелетия до н. э. с севера, возможно, из района Дуная, но и здесь роль местного элемента была велика. Крито-ахейский этап подразделяется на три периода в зависимости от степени общественного развития, причем эти периоды различны для истории Крита и материковой Греции. Для истории Крита они называются минойскими (по имени правившего на Крите царя Миноса), а для материковой Греции — элладскими (от названия Греции Эллада).

Хронология минойских периодов следующая:

1. Раннеминойский (XXX–XXIII вв. до н. э.) — господство доклассовых родовых отношений.

Источник: https://www.litmir.me/br/?b=255224&p=30

Социально-политическая история Эллады периода Архаики

Архаическим периодом в истории Греции обычно называют VIII-VI вв. до н.э. По мнению некоторых исследователей, это время наиболее интенсивного развития античного общества.

Действительно, в течение трех столетий были сделаны многие важнейшие открытия, определившие характер технической основы античного общества, развились те социально-экономические и политические явления, которые придали античному обществу определенную специфику по сравнению с другими рабовладельческими обществами:

1)классическое рабство;

2)система денежного обращения и рынка;

3)основная форма политической организации — полис;

  • 4)концепция суверенитета народа и демократическая форма правления.
  • Тогда же были разработаны и главные этические нормы и принципы морали, эстетические идеалы, оказывавшие воздействие на античный мир на всем протяжении его истории вплоть до возникновения христианства. Наконец, в этот период зародились основные феномены античной культуры:
  • 1)философия и наука,

  1. 2)главные жанры литературы,
  2. 3)театр,
  3. 4)ордерная архитектура,
  4. 5)спорт.

Чтобы яснее представить себе динамику развития общества в архаический период, приведем такое сравнение:

Около 800 г. до н. э. греки жили, на ограниченной территории юга Балканского п-ова, островов Эгейского моря и западного побережья Малой Азии.

Около 500 г. до н. э. они уже занимают берега Средиземноморья от Испании до Леванта и от Африки до Крыма.

Читайте также:  Мода как фактор потребительского поведения - студенческий портал

Около 800 г. до н. э. Греция в сущности деревенский мир, мир самообеспечивающихся маленьких общин.

К 500 г. до н. э. Греция уже масса небольших городов с местными рынками, денежные отношения властно вторгаются в экономику, торговые связи охватывают все Средиземноморье, объектами обмена выступают не только предметы роскоши, но и товары повседневного потребления.

Около 800 г. до н. э. греческое общество — простая, примитивная социальная структура с преобладанием крестьянства, мало чем отличающейся от него аристократией и с ничтожным количеством рабов.

Около 500 г. до н. э. Греция уже пережила эпоху больших социальных перемен, раб классического типа становится одним из главных элементов социальной структуры, наряду с крестьянством существуют иные социопрофессиональные группы; известны различные формы политической организации: монархия, тирания, олигархия, аристократическая и демократическая республики.

В 800 г. до н. э. в Греции еще практически нет храмов, театров, стадионов.

В 500 г. до н. э. Греция — страна со множеством прекрасных общественных зданий, руины которых еще и сейчас восхищают нас. Возникают и развиваются лирическая поэзия, трагедия, комедия, натурфилософия.

Стремительный подъем, подготовленный предыдущим развитием, распространение железных орудий имели многообразные последствия для общества. Возрастание производительности труда в сельском хозяйстве и ремесле приводило к увеличению избыточного продукта.

Из сельскохозяйственной сферы высвобождалось все большее число людей, что обеспечивало быстрый рост ремесла. Обособление сельскохозяйственного и ремесленного секторов экономики повлекло за собой регулярный обмен между ними, появление рынка и всеобщего эквивалента — чеканной монеты.

Новый вид богатства — деньги — начинает соперничать со старым — земельной собственностью, разлагая традиционные отношения.

В результате происходит быстрое разложение первобытнообщинных отношений и становление новых форм социально-экономической и политической организации общества.

Этот процесс по-разному протекает в различных частях Эллады, но везде влечет за собой назревание социальных конфликтов между оформляющейся аристократией и рядовым населением, в первую очередь крестьянами-общинниками, а затем и другими слоями.

Становление греческой аристократии современные исследователи обычно относят к VIII в. до н. э. Аристократия того времени — это ограниченная группа людей, которой свойственны особые, обязательные для входящих в нее образ жизни и система ценностей.

Она занимала преобладающее положение в сфере общественной жизни, особенно в отправлении правосудия, играла ведущую роль в войне, так как только знатные воины имели тяжелое вооружение, и потому сражения представляли по существу поединки аристократов.

Аристократия стремилась полностью поставить под свои контроль рядовых членов общества, превратить их в эксплуатируемую массу. По мнению современных исследователей, наступление аристократии на рядовых сограждан началось в VIII в. до н. э.

О деталях этого процесса известно мало, но об основных результатах его можно судить на примере Афин, где усиление влияния аристократии привело к созданию четко оформленной сословной структуры, к постепенному сокращению слоя свободного крестьянства и увеличению числа зависимых.

Как раз с этой ситуацией тесно связано и такое явление огромного исторического значения, как «великая греческая колонизация». Начиная с середины VIII в. до н. э. греки оказались вынуждены покидать родину и переселяться в другие страны.

Наступление аристократии на права демоса достигло апогея в VII в. до н.э., вызвав ответное сопротивление.

В греческом обществе появляется особый социальный слой людей, которые нажили, чаще всего благодаря ремеслу и торговле, значительные богатства, вели аристократический образ жизни, но не имели наследственных привилегий знати. «Деньги в почете всеобщем. Богатство смешало породы»,— с горечью замечает поэт Феогнид из Мегар.

Этот новый слой жадно рвался к управлению, становясь тем самым союзником крестьян в борьбе со знатью. Первые успехи в этой борьбе чаще всего были связаны с установлением писаных законов, ограничивавших произвол аристократии.

Сопротивление растущему господству знати облегчалось по крайней мере тремя обстоятельствами. Около 675—600 гг. до н.э. благодаря техническому прогрессу происходит своего рода революция в военном деле. Тяжелые доспехи становятся доступными рядовым гражданам, и аристократия лишается своего преимущества в военной сфере.

Из-за скудости природных ресурсов страны греческая аристократия не могла сравняться с аристократией Востока. В силу особенностей исторического развития в Греции железного века не было таких экономических институтов (подобных храмовым хозяйствам Востока), опираясь на которые можно было бы эксплуатировать крестьянство.

Даже находившиеся в зависимости от аристократов крестьяне не были связаны с хозяйствами последних экономически. Все это предопределяло непрочность господства знати в обществе. Наконец, силой, препятствовавшей укреплению позиций аристократов, была их этика.

Она имела «атональный» (соревновательный) характер: каждый аристократ в соответствии с присущими этому слою этическими нормами стремился повсюду быть первым — на поле боя, в спортивных состязаниях, в политике.

Эта система ценностей была создана знатью раньше и перенесена в новый исторический период, когда для обеспечения господства ей требовалось сплочение всех сил. Однако достичь этого аристократия не смогла.

Появление тирании:

Обострение социальных конфликтов в VII—VI вв. до н.э. привело к рождению во многих греческих городах тирании, т.е. единоличной власти правителя.

В тот период понятие «тирания» еще не имело присущего ему сегодня негативного оттенка. Тираны проводили активную внешнюю политику, создавали мощные вооруженные силы, украшали и благоустраивали свои города. Однако ранняя тирания как режим не могла существовать долго.

Историческая обреченность тирании объяснялась ее внутренней противоречивостью. Свержение господства знати и борьба против нее были невозможны без поддержки со стороны народных масс.

Крестьянство, выигрывавшее от этой политики, первоначально поддерживало тиранов, но, когда исходившая от аристократии угроза ослабевала, оно постепенно приходило к сознанию ненужности тиранического режима.

Тирания не являлась этапом, характерным для жизни всех полисов. Наиболее типичной она была для тех городов, которые еще в эпоху архаики стали крупными торгово-ремесленными центрами. Процесс формирования классического полиса благодаря относительному обилию источников лучше всего известен нам на примере Афин.

Вариант Афин:

История Афин в архаическую эпоху — это история становления демократического полиса. Монополия на политическую власть в рассматриваемый период принадлежала здесь знати — эвпатридам, которая постепенно превращала рядовых граждан в зависимую массу. Этот процесс уже в VII в. до н.э. привел к вспышкам социальных конфликтов.

Коренные изменения происходят в начале VI в. до н.э., и связаны они с реформами Солона. Самой важной из них была так называемая сисахфия («стряхивание бремени»). В результате этой реформы крестьяне, из-за долгов превратившиеся по существу в испольных арендаторов собственной земли, восстановили свой статус собственников.

Одновременно было запрещено обращать афинян в рабство за долги. Огромное значение имели реформы, подорвавшие политическое господство знати. Отныне объем политических прав зависел не от знатности, а от размера имущества (все граждане полиса делились на четыре имущественных разряда). В соответствии с этим делением перестраивалась и военная организация Афин.

Был создан новый орган управления — совет (буле), возросло значение народного собрания.

Реформы Солона, несмотря на свою радикальность, отнюдь не решили всех проблем. Обострение социальной борьбы в Афинах привело в 560 г. до н.э. к установлению тирании Писистрата и его сыновей, продержавшейся здесь с перерывами до 510 г. до н.э.

Писистрат проводил активную внешнюю политику, укрепляя позиции Афин на морских торговых путях. В городе процветало ремесло, развивалась торговля, велось большое строительство. Афины превращались в один из крупнейших экономических центров Эллады.

При преемниках Писистрата этот режим пал, что вновь вызвало обострение социальных противоречий. Вскоре после 509 г. до н. э. под руководством Клисфена проводится новая серия реформ, окончательно утвердивших демократический строй.

Важнейшая из них — реформа избирательного права: отныне все граждане, независимо от своего имущественного положения, обладали равными политическими правами. Была изменена система территориального деления, разрушавшая влияние аристократов на местах.

Вариант Спарты:

Иной вариант развития дает Спарта. Захватив Лаконику и поработив местное население, доряне уже в IX в. до н.э. создали в Спарте государство. Родившись очень рано в результате завоевания, оно сохранило в своей структуре много примитивных черт. В дальнейшем спартанцы в ходе двух войн стремились завоевать Мессению — область на западе Пелопоннеса.

Назревавший уже раньше внутренний социальный конфликт между знатью и рядовым гражданством разразился в Спарте во время Второй Мессенской войны. В своих основных чертах он напоминал конфликты, которые примерно в это же время существовали и в других частях Греции.

Длительная борьба между рядовыми спартиатами и аристократией привела к переустройству спартанского общества. Создается строй, который в более позднее время назывался Ликурговым, по имени якобы установившего его законодателя. Конечно, традиция упрощает картину, ибо этот строй не был создан сразу, а складывался постепенно.

Преодолев внутренний кризис, Спарта смогла завоевать Мессению и превратилась в самое мощное государство Пелопоннеса и, пожалуй, всей Греции.

Вся земля в Лаконике и Мессении была разделена на равные участки — клеры, которые каждый спартиат получал во временное владение, после его смерти земля возвращалась государству. Стремлению к полному равенству спартиатов служили и другие меры:

1) суровая система воспитания, направленная на формирование идеального воина;

  • 2) строжайшая регламентация всех сторон жизни граждан — спартиаты жили так, будто находились в военном лагере;
  • 3) запрещение заниматься земледелием, ремеслом и торговлей, пользоваться золотом и серебром;
  • 4) ограничение контактов с внешним миром.

Был реформирован и политический строй.

Наряду с царями, выполнявшими функции военачальников, судей и жрецов, советом старейшин (герусией) и народным собранием (апеллой) появился новый орган управления — коллегия пяти эфоров (надзирателей).

Эфорат представлял собой высший контрольный орган, следивший за тем, чтобы никто не отступал ни на шаг от принципов спартанского строя, который стал объектом гордости спартиатов, считавших, что они достигли идеала равенства.

В историографии традиционно существует взгляд на Спарту как на военизированное, милитаристское государство, а некоторые авторитетные специалисты даже называют ее «полицейским» государством. В этом определении есть свой резон. Базой, на которой зиждилась «община равных», т. е.

коллектив равноправных и полноправных, совершенно не занятых производительным трудом спартиатов, была эксплуатируемая масса порабощенного населения Лаконики и Мессении — илоты. Ученые уже много лет спорят о том, как определить положение этого слоя населения. Многие склонны считать илотов государственными рабами.

Илоты владели участками земли, орудиями труда, обладали хозяйственной самостоятельностью, но они были обязаны передавать определенную долю урожая своим хозяевам — спартиатам, обеспечивая их существование. По подсчетам современных исследователей, эта доля равнялась приблизительно 1/6—1/4 урожая.

Лишенные всех политических прав, илоты целиком принадлежали государству, которое распоряжалось не только их имуществом, но и жизнью. Малейший протест со стороны илотов жестоко карался.

В спартанском полисе существовала еще одна социальная группа — периэки («живущие вокруг»), потомки дорийцев, не вошедшие в состав граждан Спарты.

Они жили общинами, обладали внутренним самоуправлением под надзором спартанских должностных лиц, занимались земледелием, ремеслом и торговлей. Периэки были обязаны выставлять воинские контингенты.

Сходные общественные условия и близкий спартанскому строй известны на Крите, в Аргосе, Фессалии и других областях.

Источник: http://ifreestore.net/4357/10/

Ссылка на основную публикацию
Adblock
detector