Триз педагогика — студенческий портал

Уважаемые коллеги!

В этом разделе представлена информация для тех, кто собирается изучить инструменты ТРИЗ (технологии развития творческого мышления детей средствами ТРИЗ) и для тех, кто уже успешно этим занимается.

Желающим пройти обучение
в Ленинградской школе ТРИЗ

  •  Очное обучение
    Очное обучение проходит на семинарах-тренингах.  Семинары  проводятся в разных городах России (по согласованию с организаторами).
    Тематика семинаров для педагогов:
    — Развитие творческого мышления детей средствами ТРИЗ
    — Развитие памяти и внимания детей методами эйдетики
    — Основы нейропедагогики
    — Развитие управляемого творческого воображения ребёнка
    — Развитие памяти и речемышления ребёнка с позиций нейропедагогики и эйдетики
    Программы семинаров для педагогов
  • Заочное (дистанционное) обучение
    Заочное обучение проходит через интернет по переписке с куратором. Программа обучения состоит из 7 обязательных тем (можно изучить и дополнительные темы) и согласуется с каждым обучаемым отдельно. Подать заявку и начать обучение можно в любое время. Срок обучения от 9 месяцев до 1,5 лет (в зависимости от темпа и возможностей обучаемого).
    Принимаются заявки как на индивидуальное заочное обучения, так и на групповое.
    Подробную информацию можно получить по телефону — 8-911-931-6879 или по адресу:  kptriz@mail.ru

    Желающим повысить свою квалификацию

  • Очное обучение
    Обучение проходит на семинарах. Тематика семинаров и программа заранее согласовываются со слушателями.
    Возможная программа повышения квалификации по ТРИЗ:
    Программа углубленного семинара-тренинга
  • Заочное (дистанционное) обучение
    Заочное обучение проходит по переписке с куратором по заранее согласованной индивидуальной программе.
    Подробную информацию можно получить по телефону — 8-911-931-6879 или по адресу:  kptriz@mail.ru

ТРИЗ педагогика - Студенческий портал

Методические материалы для работы с детьми

ТРИЗ педагогика - Студенческий портал

Новинки литературы по ТРИЗ

Система игр «Образные ассоциации», которая включает в себя методическое пособие с подробным описанием игр от простого к сложному и набор ламинированных карточек.
Игры предназначены для детей от 4-х лет и старше и направлены на развитие образного и ассоциативного мышления, внимания и памяти ребёнка.

Система игр «Ассоциации по действию» включает в себя методическое пособие с подробным описанием игр от простого к сложному и набор ламинированных карточек.

Игры предназначены для детей от 4-х лет и направлены на развитие речи, памяти и внимания.

Система игр «Цепочки функций» включает в себя методическое пособие с подробным описанием игр от простого к сложному и набор ламинированных карточек.

Игры предназначены для формирования у детей функционального стиля мышления. и могут использоваться на занятиях по ТРИЗ при изучении темы «Функции».

ТРИЗ педагогика - Студенческий портал   ТРИЗ педагогика - Студенческий портал   ТРИЗ педагогика - Студенческий портал

ТРИЗ педагогика - Студенческий портал

Книга содержит необычные увлекательные игры, стихотворения,сказки, которые способствуют развитию речемышления, воображения,творческого мышления на базе Теории решения изобретательских задач (ТРИЗ).

В конце каждой сказки и стихотворения предлагаются небольшие задания и вопросы для размышлений. Свои ответы и варианты решений ребенок может вносить в книгу в специальные разделы.

Книга предназначается детям дошкольного и младшего школьного возраста, а также их родителям и преподавателям.

ТРИЗ педагогика - Студенческий портал

Во втором сборнике, как и в первом, представлены разнообразные, но вполне доступные для начинающих осваивать ТРИЗ изобретательские задачи (бытовые, социальные, военные, исследовательские) с подробным методическим разбором хода их решения на алгоритмической основе.

Даны примеры разбора, выполненные авторами-составителями сборника и примеры, выполненные преимущественно детьми от 6 до 14 лет; представлены общие методические рекомендации по работе с материалами сборника.

 Большинство рассмотренных задач взято из Международных и Всероссийских конкурсов и олимпиад по ТРИЗ, проводившихся в 2007-2018 г.г., Треть этих задач была предложена конкурсантами, остальные – составителями сборника.

Сборник предназначен для родителей и воспитателей, заинтересованных в развитии творческого мышления детей начиная со старшего дошкольного возраста, преподавателей ТРИЗ, школьников и студентов.

ТРИЗ педагогика - Студенческий порталА.В. Кислов «Третий глаз» или как развить системно-функциональное мышление вашего ребёнка.
Книга для родителей и педагогов, неравнодушных к судьбе их воспитанников. Её цель – помочь в развитии способности детей 4-12 лет к важнейшим универсальным мыслительным операциям, помогающим «смотреть в корень», видеть и объяснять суть явлений, проблем и ситуаций, осваивать новое, заглядывать в прошлое и будущее окружающих нас вещей, выявлять и ставить изобретательские задачи.  И, возможно, самое главное – помочь в формировании личности ребёнка, снабдив его мыслительным инструментом для получения ответа на кажущиеся лёгкими и кажущиеся сложными
вопросы – от «как работает вентилятор» до «в чём смысл жизни».

Несомненное достоинство книги – простой, без наукообразных «наворотов», стиль изложения достаточно непростого материала, что позволяет не только понять, но и освоить этот материал почти целиком – в форме ненавязчивого, увлекательного, а иногда и весёлого диалога с ребёнком.

ТРИЗ педагогика - Студенческий портал

Сборник предназначен для родителей, заинтересованных в развитии творческого мышления детей, преподавателей ТРИЗ, школьников и студентов.

ТРИЗ педагогика - Студенческий портал

В издательстве «Солон-Пресс» вышли методическое пособие по развитию образно-ассоциативного мышления и памяти методами эйдетики «Маленькие секреты большой памяти» и одноименная тетрадь для детей (первый год обучения). Пособие предназначено для преподавателей дополнительного образования, воспитателей ДОО и родителей.

В издательстве «Весь» вышла книга Мастера ТРИЗ  Кислова А.В. «Приключения в мире идей школьника МиКи  и его друзей». Купить книгу можно в книжных магазинах. Книга содержит увлекательные рассказы, описание ТРИЗовских подходов при решении задач, интересные задания и замечательные иллюстрации.
  

Конкурс для преподавателей

С 15 апреля по 25 июня 2017 года проводился Второй конкурс «ТРИЗ-педагогика» — 2017 по следующим тематическим направлениям:
— ТРИЗ в стихах
— ТРИЗ-задачи
— ТРИЗ-игра
— ТРИЗ-картотека
— ТРИЗ-коллекция
— ТРИЗ-контроль
— ТРИЗ-ресурсы
Положение о втором конкурсе «ТРИЗ-педагогика»_2017
ИП_12-09-2017_Итоги конкурса по ТРИЗ-педагогике

Источник: http://ratriz.ru/pedagogam

ОТСМ-ТРИЗ педагогика — Интернет-журнал «Лицей»

Формирование компетентности — один из главных векторов современного образования. Сегодня компетентный человек видит и решает проблемы в своей области деятельности.

Завтра человеку неизбежно потребуется умение быстро приобретать новые компетентности, а значит, видеть и решать самые разные проблемы.

Созданием инструментов для формирования таких способностей занимается педагогика на базе ОТСМ-ТРИЗ (общей теории сильного мышления на базе теории решения изобретательских задач). Эта рубрика — о ней.

ТРИЗ педагогика - Студенческий портал дополнительное образование образовательная среда ОТСМ-ТРИЗ педагогика подходы, системы, технологии ПОЛЁТ (научно-педагогический вестник)

«Раньше нам говорили, что учёба – это не игра и надо к ней относиться как к тяжёлой работе. Потом, для создания интереса, стали вводить в […]

ТРИЗ педагогика - Студенческий портал образовательная среда ОТСМ-ТРИЗ педагогика подходы, системы, технологии ПОЛЁТ (научно-педагогический вестник)

Как воспитать творческую личность? Чтобы ответить на этот вопрос, нужно поставить и решить сложные педагогические задачи.  Справиться с этим может только педагог, сам обладающий качествами, […]

ТРИЗ педагогика - Студенческий портал дополнительное образование ОТСМ-ТРИЗ педагогика подходы, системы, технологии ПОЛЁТ (научно-педагогический вестник)

(Концепция педагогической модели для формирования и развития творческой личности) Творческая Личность (вот так, с большой буквы) — результат, который трудно описать в  педагогических параметрах.  Мы […]

ТРИЗ педагогика - Студенческий портал ОТСМ-ТРИЗ педагогика подходы, системы, технологии ПОЛЁТ (научно-педагогический вестник)

Сегодня исполнилось бы 50 лет Анне Валерьевне Корзун, одной из самых ярких звезд тризовской педагогики. За свою короткую жизнь она успела сделать очень многое в области […]

ТРИЗ педагогика - Студенческий портал ОТСМ-ТРИЗ педагогика подходы, системы, технологии ПОЛЁТ (научно-педагогический вестник)

Проектная деятельность в коррекционной группе детского сада не миф, а реальность, что подтверждает наш многолетний опыт. Но убедить в этом логопедов и дефектологов удается с […]

ТРИЗ педагогика - Студенческий портал ОТСМ-ТРИЗ педагогика

Мы живем в мире, полном проблем, с этим, пожалуй, все согласны. Вот только отношение к проблемам у людей бывает разное. Одни их избегают, другие норовят […]

ТРИЗ педагогика - Студенческий портал Главное дополнительное образование ИКТ и дистанционное обучение метод проектов ОТСМ-ТРИЗ педагогика подходы, системы, технологии ПОЛЁТ (научно-педагогический вестник) Проект в дистанте

«… думать — это тоже полезное дело. Может быть, даже самое полезное из всех других. По-моему, каждый человек должен полчаса в день думать. Это можно делать всюду — сидя […]

Источник: https://gazeta-licey.ru/category/flight-scientific-and-pedagogical-gazette/approachs-systems-technologies/ck129-otsm-triz-pedagogika

Что такое система ТРИЗ и как она учит детей смекалке и мыслить самостоятельно

Слово «смекалка» незаслуженно нами забыто, хотя мы все ей пользуемся (а лучше бы ещё чаще). И даже критическое мышление не может стать ему полноценной заменой. Способность схватывать суть задачи и находить для неё нестандартные решения — это и есть «смекалка», которой учит система ТРИЗ, или теория решения изобретательских задач.

Привет, учитель! Рассылка

Для тех, кто работает в школе и очень любит свою профессию

Как появилась ТРИЗ-педагогика

Система появилась в середине XX века, и поначалу она даже не была связана с педагогикой. В 1946 году советский инженер, учёный и писатель-фантаст Генрих Альтшуллер начал изучать приёмы, чаще всего используемые изобретателями. Таких приёмов оказалось около сорока, и все они вместе с алгоритмом решения изобретательских задач (АРИЗ) легли в основу ТРИЗ.

За это время она обзавелась новыми алгоритмами, и уже к началу 80-х её стали брать за основу методики преподавания в экспериментальных классах и школах. Цель ТРИЗ-педагогики — развитие гибкого мышления и фантазии, способности решать сложные задачи изящным и эффективным способами.

ТРИЗ педагогика - Студенческий портал

Альтшуллер выяснил, что любая техническая проблема приводит к ситуации, в которой оказывается всякий изобретатель: момент, когда решение ещё не найдено, а вариантов вокруг много.

Метод проб и ошибок — ненадёжный и энергоёмкий способ, который при этом не гарантирует отличный результат.

Учёный пришёл к выводу, что самое эффективное решение достигается при помощи уже имеющихся ресурсов, то есть в процессе решения задачи нужно отсечь всё лишнее, тогда ответ станет очевидным.

ТРИЗ педагогика - Студенческий порталГенрих Саулович Альтшуллер, автор теории решения изобретательских задач (ТРИЗ)

ТРИЗ-педагогика имеет мало общего с классической и развивающей. Во-первых, здесь нет оценок и единственно правильного ответа: дети должны рассуждать, размышлять, искать противоречия и необычные признаки в условиях задачи.

Во-вторых, для того, чтобы приступить к основам ТРИЗ-педагогики, ребёнок совсем не обязательно должен уметь читать, писать и считать: заниматься с малышом можно с того момента, как он становится способен отличить игру от реальности, то есть примерно с 2,5-3 лет.

Методы ТРИЗ

В процессе решения ТРИЗ-задач используется сразу несколько подходов:

  • метод мозгового штурма,
  • синектика (сравнение и нахождение сходства в предметах и явлениях),
  • морфологический анализ (выявление всех возможных способов решения),
  • метод фокальных объектов (установление ассоциативных связей с различными объектами) и так далее.

Эксперты уверяют: для того, чтобы заниматься с ребёнком в семье по этой методике, никакого специального образования не нужно. Достаточно просто разделять основные принципы ТРИЗ-педагогики и подходить к задаче творчески, сохраняя любопытство и допуская возможность любых, пусть и не самых стандартных решений.

ТРИЗ педагогика - Студенческий портал

Стать ТРИЗ-педагогом можно и без педагогического образования: сертификаты выдаются после курса обучения, которое проводит международная ассоциация «Образование для новой эры». При этом организация предупреждает о том, что не выдаёт сертификаты государственного образца России и не может гарантировать, что они будут учитываться при приёме на работу.

Пример из жизни

Сами того не зная, мы ежедневно решаем множество ТРИЗ-задачи. Планируя день, опаздывая на работу или забыв дома важные документы, мы ищем простые и эффективные способы устранить возникшие проблемы. Решение порой не лежит на поверхности, но чем больше смелкки мы проявим в процессе, тем сильнее будет удовлетворение от результата.

То же самое происходит с детьми: поиск и изобретение вариантов решения задачи пробуждает в них азарт, а гордость за самостоятельно найденный ответ служит лучшей мотивацией. Так как нет единственно верного ответа, то это исключает и необходимость в оценке. Дети занимаются с удовольствием, без страха ошибиться или высказать неправильное мнение.

Читайте также:  Особенности экономики архаической греции - студенческий портал

Сюжеты для ТРИЗ-задач повсюду: как включить свет в комнате, если выключатель находится слишком высоко? Чем раскатать тесто, если дома нет скалки? Как приготовить пирог, когда кончилась мука и почти не осталось сахара? Решать такие задачи можно ежедневно и не только за столом, но и на прогулке, по дороге в детсад или школу.

ТРИЗ педагогика - Студенческий портал

Особенно актуальны становятся методы ТРИЗ сегодня, когда каждый день мы вынуждены пропускать через себя гигабайты разнородной информации.

Умение ориентироваться в ней, систематизировать и вычленять главное — то, чему мы можем научиться сами и научить наших детей.

Как утверждают некоторые современные исследователи, именно эти навыки будут востребованы и нужны для жизни уже в самое ближайшее время.

Метод Поллианны

Да-да, ту самую восторженную девочку из книги Элинор Портер можно назвать родоначальницей ТРИЗ-подхода. Ведь для того, чтобы находить в любой неприятной ситуации повод для радости, нужны смекалка и воображение.

С утра идёт дождь, и долгожданная прогулка откладывается? Это печально, но есть и свои плюсы: можно остаться дома, позвать друзей и поиграть в настольные игры! Сломался карандаш и нет точилки? Да, теперь им не порисуешь, но можно достать краски, которые давно ждут своего часа на полке! Ежедневная игра в «хорошо-плохо» может стать отличной тренировкой в развитии стрессоустойчивости и позитивного взгляда на мир. Кроме того, она знакомит детей с понятием «противоречие», учит выстраивать логические цепочки и находить причинно-следственные связи.

ТРИЗ педагогика - Студенческий портал

Игр с элементами ТРИЗ очень много, и всё, что потребуется — немного фантазии и готовность отбросить условности.

Например, в игре «Маша-растеряша» ведущий каждый раз не может найти предмет, который ему очень нужен именно в этих обстоятельствах: надо порезать хлеб, но нет ножа; хочется пить, но воды в чайнике не осталось; есть желание порисовать, но кончилась бумага.

В каждой ситуации дети предлагают своё решение, и за самый оригинальный ответ ведущий выдаёт участнику значок или наклейку. Побеждает тот, кто к концу игры наберёт больше всего наклеек.

Пример ТРИЗ-задачи. От «морской болезни» страдают не только люди, путешествующие по морю, но и космонавты.

Лекарства эффективны и в космосе, но усваиваются организмом несколько иначе, чем на воде, поэтому принимать их нужно часто и небольшими порциями.

Как сделать так, чтобы космонавтам не приходилось регулярно отвлекаться на приём лекарства, учитывая, что большая доза препарата будет слишком вредна для организма?

Вариант решения. Нужно, чтобы при минимуме действий препарат поступал в организм и при этом усваивался поэтапно. Для этого учёные изобрели специальный пластырь, избавляющий от симптомов морской болезни: активное вещество проникает в организм через кожу, и дозировка при этом не нарушена.

Что ещё можно почитать про ТРИЗ

1. Михаил и Зоя Шустерман «Колобок и все-все-все, или Как раскрыть в ребёнке творца» — интерпретация всем известной сказки, которую можно и нужно не просто читать, но и анализировать текст, попутно прорешивая задачи на смекалку и сообразительность.

2. Юрий Тамберг «Как научить ребёнка думать» — книга для родителей о том, как развить и поддержать детскую любознательность и почему творческое развитие важно так же, как воля и дисциплина.

3. Геннадий Иванов «Денис-изобретатель» –пятиклассник Денис решает изобретательские задачи: например, как поймать улетевший воздушный шарик или сделать так, чтобы окно закрылось само, когда начнётся дождь. Книга помогает формировать у детей образное и системное мышление.

4. Владимир Богат «Большие открытия маленького львёнка» — всю книгу львёнок сталкивается с разными задачами, которые помогает ему решить находчивая черепаха. Вместе с ними дети придумают, как достать кокос с высокой пальмы, где укрыться от дождя в пустыне и как перебраться с одного берега реки на другой, когда нет лодки.

5. Анатолий Гин «Сказки-изобреталки от кота Потряскина» — сказки, к которым нужно самим придумать, чем они закончатся.

6. Анатолий Гин «Триз-педагогика. Учим креативно мыслить» — книга для родителей, в которой собраны основные методы и приёмы ТРИЗ-педагогики, а в конце можно найти задачи для детей.

Shutterstock (Everett Collection)

Источник: https://mel.fm/pedagogika/9506213-triz

ТРИЗ-педагогика. Учим креативно мыслитьТекст

  • © Гин А. 2016
  • © ТРИЗ-профи, 2016
  • © ООО Издательство «ВИТА-ПРЕСС», 2016
  • © Художественное оформление. ООО Издательство «ВИТА-ПРЕСС», 2016

Если ты замечаешь, что скачешь на дохлой лошади, слезь с неё.

Индейская пословица

Но прежде чем отказаться от дохлой лошади, мы попробуем её хорошенько отстегать – а вдруг поскачет? Потом проведём пару десятков конференций, выделим гранты по тематике чудесного оживления дохлых лошадей.

Командировки в дальнее зарубежье по обмену опытом в скачках на дохлых лошадях тоже приветствуются.

Ну и, в конце концов, экспертное сообщество предложит турбореактивный двигатель, который решит все проблемы, как только получится внедрить его в дохлую лошадь…

Примерно так всё и происходит с традиционной системой образования. Её будут стегать (новые квалификационные стандарты для педагогов и пр.), привязывать к ней турбореактивный двигатель (цифровые технологии) и т. д. и т. п.

Но объективная потребность в новом берёт своё. И те люди, сообщества и страны, которые понимают это и раньше других поменяют содержание и технологию образования, получат неоспоримое преимущество.

ТРИЗ педагогика - Студенческий портал

От автора: о чём эта книга?

Представьте себе, что ваш ребёнок в возрасте 14–15 лет разгадывает половину фокусов Ури Геллера с первого просмотра; воспринимает физику, химию, биологию не как «нагрузку», а как увлекательные приключения мысли, позволяющие лучше понимать мир; одинаково уважительно относится к гуманитарному и техническому творчеству; настроен на творческую жизнь…

И не только ваш ребёнок, но и его друзья. В идеале – новое поколение.

  1. Вам нравится такая перспектива?
  2. Есть хорошая новость – она достижима.
  3. И есть проблема: чтобы её достигнуть, нужно в корне менять систему образования.

Почему? Я мог бы привести десятки аргументов, но не буду. Не буду, потому что их и так уже более чем достаточно высказано разными умными людьми.

Приведу только один главный аргумент: традиционная система обучения убивает в детях внутреннюю мотивацию, естественную любознательность.

Познавательный инстинкт, присущий уже высшим млекопитающим и получивший особое развитие в человеке, заменяется внешней оценкой.

Давайте будем исходить из того, что управление развитием человека – это прежде всего управление его мотивацией.

Можно силой заставить человека развиваться? Можно. Как можно заставить раба работать под страхом наказания. Вот только эффективность такого развития будет крайне низкой.

За примерами далеко ходить не надо – вы их найдёте в современной массовой школе. Открою маленький секрет – чем сложнее труд, тем менее эффективны внешние стимулы.

А силовые стимулы (физическое воздействие, например) вообще не работают на результат.

Кстати, это хорошо знают дрессировщики. Если нужно быстро научить животное простейшему навыку – можно использовать хлыст. Если нужно научить его сложному навыку – приходится обходиться без него и даже без сильных поощрений.

Мир становится всё сложнее. Требуемые для успешной жизни навыки человека тоже постоянно усложняются. А вот внешние стимулы действуют всё хуже. Исследователи с удивлением обнаружили, что в последние годы в благополучных и наиболее развитых странах зарплата становится всё менее значимой для молодёжи.

Высокая зарплата в рейтинге ожиданий от работы не всегда входит даже в первую тройку. Надбавка к жалованью действует как мотивация тоже недолго: по разным данным, от 48 часов до трёх месяцев[1].

Учёба – настоящая учёба, а не протирание штанов за партой – весьма сложная деятельность. Надеюсь, вы понимаете, что отметка за ответ не более действенный стимул, чем зарплата.

Великий мудрец, писатель Лев Толстой в своей школе для крестьянских детей не смог заинтересовать их в изучении грамматики, не нашёл способа пробудить у них внутренний интерес к её познанию. И тогда он отказался от преподавания этого предмета[2].

  • Просто не спеша подумайте об этом…
  • • Как разжечь внутренний огонь интереса?
  • • Чему и как нужно учить детей в современном мире?
  • • Почему ТРИЗ – теория решения изобретательских задач может стать основанием новой педагогики?
  • • Как обучать ребёнка, чтобы он был успешен и востребован в будущем?
  • На эти и другие вопросы ответит эта книга.

ТРИЗ педагогика - Студенческий портал

Глава 1. Чему и как учить?

Чему учить?

Родители научат ребёнка умываться, чистить зубы, здороваться… Учителя – писать сочинения, делать геометрические построения, программировать…

Испокон веков основной функцией педагогики было воспроизводство культуры общества, передача этой культуры следующему поколению.

Культура – это совокупность поведенческих стереотипов, принятых данным обществом; основных научных и бытовых понятий и парадигм, устоявшихся технологий и способов решения задач.

Привычка умываться по утрам, Уголовный кодекс, технология производства сыра, теорема Виета о корнях квадратного уравнения – всё это элементы культуры.

Но содержание педагогики XXI в. будет определяться ещё одной функцией, которая вызрела в информационном взрыве XX в. Какой? Давайте разбираться…

Известный физик Лео Силард предложил простой образ: изобразим всё знание человечества как шар. Тогда пространство вне шара – область неизвестного. Поверхность шара символизирует границу с неизвестным. Но чем больше объём знаний, тем больше площадь соприкосновения с неизвестным. И каждая точка этой площади – новая задача.

ТРИЗ педагогика - Студенческий портал

Область соприкосновения с неизвестным = область новых знаний.

Количество новых задач, с которыми приходится сталкиваться людям, резко возросло. И ответственность за решение новых задач также возросла. Хорошее решение задачи – новые возможности. Плохое – новые неприятности, вплоть до экологических катастроф. Впервые в истории человечества появилась потребность в целенаправленной и массовой (!) подготовке Решателей.

Скажем так: необходима профессия Решателя.

Не просто химика или биолога, физика или техника, психолога или социолога, а именно Решателя, потому что в современных условиях мы всё чаще сталкиваемся со сложными многофакторными задачами, которые значительно шире любой конкретной специальности.

Кто-то должен вязать концы в единый узел, кто-то должен понимать язык и интересы представителей разных специальностей. И если творчество вообще подлежит изучению и имеет свои закономерности – кто-то должен уметь ими пользоваться…

А теперь отвлечёмся и представим себе, что машина времени изобретена. Посадим в неё обычного восьмиклассника средней школы и отправим в Пизанский университет XIII в., где собрались выдающиеся математики Европы, чтобы посоревноваться в делении многозначных чисел. Это трудное дело требует большого опыта и интуиции.

Ведь цифры записываются в римской традиции (арабское исчисление пришло в Европу позже), и методов деления не существует – ответ подбирается и проверяется обратным действием… Соревнование математиков заканчивается быстро, с «разгромным счётом» в пользу восьмиклассника.

Он что – гений? Нет, но зато у него есть простой метод – деление «уголком».

Может быть, это подсказка к разрешению противоречия? Мы не можем всех сделать гениями, но можем вооружить многих методами решения сложных задач! Можем ли?

ТРИЗ педагогика - Студенческий портал

Во всяком случае зафиксируем вывод: подготовить к встрече с новыми задачами, с которыми не приходилось сталкиваться раньше, – вторая основная функция педагогики, появившаяся в результате научно-технической революции. Мы можем определить эту функцию так: формирование культуры изменения культуры. Проще говоря, учить прогнозировать, предусматривать, грамотно менять окружающую действительность. И эта функция становится главной.

Читайте также:  Философские споры об универсалиях - студенческий портал

Остаётся непростой вопрос: как строить учебный курс, целью которого будет подготовка сильных Решателей, способных решать сложные задачи динамично меняющегося мира? Попробуем вычленить основные направления такого курса.

Передача культуры новому поколению = традиционная функция образования. Формирование культуры изменения культуры = новая функция образования.

  1. Воспитание Решателя
  2. Цель: формирование характера и мышления Решателя, готового к столкновению с новыми проблемами.
  3. Достижение цели предполагает разработку педагогической системы, которую мы и называем сейчас ТРИЗ-педагогикой. Содержание ТРИЗ-педагогики во многом будет определяться такими направлениями:

ТРИЗ педагогика - Студенческий портал

  • Раскроем содержание каждого направления подробнее.
  • I. Развитие творческой интуиции
  • Говорят, академику Туполеву достаточно было одного взгляда на эскиз самолёта, чтобы сделать вывод: полетит или не полетит.

Развитая интуиция – следствие большого числа решённых задач. Развитие творческой интуиции Решателя предполагает наличие в учебном курсе большого количества творческих учебных задач. Такие задачи мы называем открытыми.

II. Обучение методам решения творческих задач

ТРИЗ-педагогика опирается на разработанные в рамках теории решения изобретательских задач методы: операторы снятия стереотипов, приёмы разрешения противоречий, алгоритмы решения творческих задач и др. В то же время ТРИЗ-педагогика не пренебрегает другими методами поиска новых идей[3], используя их как вспомогательные.

Накоплен опыт преподавания методов решения творческих задач различным возрастным группам – от детей дошкольного возраста до студентов и специалистов. Естественно, на адекватных возрасту примерах и задачах.

III. Обучение организации творческого труда

Можно быть очень талантливым человеком и ничего не успеть сделать в жизни… Успех – это труд. Без упорной работы над этюдами не будет музыканта-виртуоза. Работа Решателя высокого уровня объединяет в себе множество умений. Поэтому эффективного Решателя нельзя представить без умения организовать свой труд.

  1. Организация труда включает[4]:
  2. • планирование изобретательской или исследовательской работы;
  3. • умение работать с базами данных, в том числе организовывать собственные базы данных;
  4. • реферирование;
  5. • владение скоростным конспектированием, умение «свёртывать» информацию в ёмкие опорные сигналы (образы);
  6. • навыки скорочтения;
  7. • планирование рабочего времени;
  8. • …
  9. Не менее важными представляются умения, необходимые при организации коллективной интеллектуальной работы:
  10. • вести научную дискуссию и чётко аргументировать доводы;
  11. • представить отчёт о своих достижениях в устной и письменной формах;

Источник: https://www.litres.ru/anatoliy-gin/triz-pedagogika-uchim-kreativno-myslit/chitat-onlayn/

Что такое ТРИЗ-педагогика?

ТРИЗ-педагогика, как научное и педагогическое направление, сформировалась в нашей стране в конце 80-х годов. В ее основу была положена теория решения изобретательских задач (ТРИЗ) отечественной (т. е. российской, а еще точнее советской) школы Г. С. Альтшуллера.

ТРИЗ-педагогика ставит целью формирование сильного мышления и воспитание творческой личности, подготовленной к решению сложных проблем в различных областях деятельности. Ее отличие от известных средств проблемного обучения — в использовании мирового опыта, накопленного в области создания методов решения изобретательских задач. Конечно, этот опыт переработан и согласован с целями педагогики.

Под методами решения изобретательских задач прежде всего подразумеваются приемы и алгоритмы, разработанные в рамках ТРИЗ; а также такие известные методы как мозговой штурм, синектика, морфологический анализ, метод фокальных объектов и их разновидности.

Современная ТРИЗ-педагогика включает в себя курсы, рассчитанные на возрастные группы от дошкольников до студентов и взрослых специалистов. Особенностью работы с каждой возрастной группой являются выбор объектов изобретательской деятельности, соответствующих возрасту. Так, дошкольники и младшие школьники изобретают игрушки, загадки, пословицы, подвижные игры и т. п.

Для развития творческих навыков ТРИЗ-педагогами накоплен фонд учебных изобретательских и исследовательских задач в таких областях как: физика, биология, экология, искусство, техника и бизнес.

Для каждой возрастной группы разрабатываются алгоритмические процедуры, методики. Они позволяют учащимся изобретать новое, самореализоваться в творчестве.

Следует различать ознакомительный и инструментальный уровень освоения ТРИЗ-методик.

Обязательным условием качественного, инструментального обучения в ТРИЗ-педагогике является не только освоение соответствующих методик, но и освоение способов их создания.

  • Особое место занимает курс развития творческого воображения (РТВ), предназначенный для преодоления стереотипов решателя, выработки умения работать с нетривиальными идеями.
  • На сегодняшний день издано более 60 методических пособий, книг по педагогической тематике.
  • Рекомендуем также посмотреть материал«Нас ждут серьезные изменения в системе обучения» (Размышления о новой функции образования и о ТРИЗ-педагогике).

Список литературы

  1. Альтов Г. И тут появился изобретатель. — М.: «Детская литература», 1989.
  2. Альтшуллер Г. С., Верткин И. М. Как стать гением: Жизненная стратегия творческой личности. — Минск: «Беларусь», 1994.
  3. Березина В. Г., Викентьев И. Л., Модестов С. Ю. Детство творческой личности: Встреча с чудом. Наставники. Достойная цель. — Санкт-Петербург: Изд. Буковского. 1995.

  4. Бухвалов В. А., Мурашковский Ю. С. Изобретаем черепаху: Как применять ТРИЗ в школьном курсе биологии: Книга для учителей и учащихся. — Рига: 1993.
  5. Викентьев И. Л., Кайков И. К. Лестница идей: Основы ТРИЗ в примерах и задачах. — Новосибирск, 1992.
  6. Гин А. А. Приемы педагогической техники. — М.: «Вита-Пресс», 1999.
  7. Гин А. А. Задачки-сказки от кота Потряскина.

    — М.: «Вита-Пресс», 2002.

  8. Гин С. И. Мир фантазии: Методическое пособие для учителей 2-3 классов. — М.: «Вита-Пресс», 2002.
  9. Гин С. И. Мир логики: Методическое пособие для учителей 3-4 классов. — М.: «Вита-Пресс», 2001.
  10. Гин С. И., Прокопенко И. Е. Первые дни в школе: Пособие для учителей первых классов. — Минск: ПК ООО «ПолиБиг», 1997.
  11. Злотин Б. Л., Зусман А.

    В. Месяц под звездами фантазии. — Кишинев: «Лумина», 1988.

  12. Злотин Б. Л., Зусман А. В. Изобретатель пришел на урок. — Кишинев: «Лумина», 1989.
  13. Иванов Г. И. …И начинайте изобретать! — Иркутск: Восточно-Сибирское книжное изд., 1987.
  14. Камин А. Л., Камин А. А. Физика собственными силами: Учебник для 7 класса по программе развивающего обучения.

    — Харьков-Москва: ННМЦ «Развивающее обучение», 1996.

  15. Клеймихина Т. В., Крейнина С. А. От Незнайки до…. — Санкт-Петербург: «Акцидент», 1996.
  16. Мурашковская И. Н., Валюмс Н. П. Картинка без запинки: Методика рассказа по картинке. — Санкт-Петербург: ТОО «ТРИЗ-ШАНС», 1995.
  17. Нестеренко А. А. Страна загадок. — Ростовский университет, 1993.
  18. Саламатов Ю. П.

    Как стать изобретателем?: Книга для учителя. — М.: «Просвещение», 1990.

  19. Тимохов В. И. Сборник творческих задач по биологии, экологии и ТРИЗ. — Санкт-Петербург: ТОО «ТРИЗ-ШАНС», 1996.
  20. Трифонов Д. Н. Сборник задач из НФЛ: 43 задачи для развития воображения. — Санкт-Петербург: ТОО «ТРИЗ-ШАНС», 1995.
  21. Чернихович Е. Винни-Пух решает вслух: Картотека сказочных задач.

    — Гомель: «Сож», 1995.

  22. Шустерман З. Г. Новые приключения Колобка». — М.: «Педагогика-Пресс», 1993.
  23. Дерзкие формулы творчества: Сборник/Составитель Селюцкий А. Б. — Петрозаводск: «Карелия», 1987.
  24. Нить в лабиринте: Сборник/Составитель Селюцкий А. Б. — Петрозаводск: «Карелия», 1988.
  25. Правила игры без правил: Сборник/Составитель Селюцкий А. Б.

    — Петрозаводск: «Карелия», 1989.

Справку подготовил А. Гин   

Источник: https://trizway.com/info/triz-pedagogy.html

Ответы на часто задаваемые вопросы

Содержание:

Вопросы по теме обучения для взрослых, которые хотят работать с детьми (родители, педагоги и желающие ими стать, а также организаторы детских центров):

  • С какого возраста можно давать детям ТРИЗ?

Теория решения изобретательских задач (ТРИЗ) изначально была создана для инженеров, которым нужно было решать нестандартные изобретательские задачи. Со временем сфера действия ТРИЗ расширилась, но это все еще предмет не для детей.

Проводить обучение именно ТРИЗ мы считаем целесообразным начиная со старшего подросткого возраста. 

Развитием мышления детей и подготовкой их к решению нестандартных сложных задач занимается ТРИЗ-педагогика.

В частности, мы разрабатываем учебный мета-курс «Учись мыслить смело!» для детей разных возрастов – ориентировочно от 7 лет до старшего подросткового возраста. (Ниже подробнее о курсе).

А еще на этот вопрос прекрасно отвечает статья нашего ведущего сотрудника Евгении Гин (которая является мамой 3-летнего малыша и провела уже более 10-ти семинаров для родителей детей от 0 до 12 лет):

Меня часто спрашивают: «А с какого возраста можно ТРИЗ-педагогику начинать использовать?».Мой ответ: как мировоззрение и демонстрацию ролевой модели родителем — с рождения, а как непосредственное решение задач самим ребенком — с двух с половиной лет (ориентировочно, конечно, все дети разные). Приведу пример…Полностью статью читать тут

  • А что такое ТРИЗ-педагогика и что она дает?

ТРИЗ-педагогика это педагогическое направление, которое сформировалось на основе теории решении изобретательских задач (ТРИЗ).

ТРИЗ-педагогика ставит целью формирование сильного мышления и воспитание творческой личности, подготовленной к решению сложных проблем в различных областях деятельности.

Ее отличие от известных средств проблемного обучения — в использовании мирового опыта, накопленного в области создания и применения методов решения изобретательских задач. Конечно, этот опыт переработан и согласован с целями педагогики.

Особое место занимает курс развития творческого воображения (РТВ), предназначенный для преодоления стереотипов, выработки умения работать с нетривиальными идеями.

Также Вы можете посмотреть:4-минутное интервью Евгении Гин о ТРИЗ-педагогике Краткая справка о ТРИЗ-педагогике https://trizway.com/info/triz-pedagogy.html21-минутное интервью Анатолия Гина «Отражение ситуации в педагогике сегодня и «что же делать?»»Аннотированный список книг по ТРИЗ-педагогикеОтчеты о практике применяющих ТРИЗ-педагогику

Вернуться к содержанию

  • Как обучиться ТРИЗ-педагогике?
  • — Читать книги- Смотреть видеокурсы (по ссылке 3 бесплатных видеокурса)- Обучаться на очных семинарах или дистанционном курсе (подробнее в следующих абзацах).
  • Подробнее:
  • Для тех, кто скорее планирует заниматься со своими собственными детьми:
  • Что вы посоветуете родителям, которые хотят заниматься развитием мышления своих детей?

— Бесплатный онлайн видеокурс «Воспитание креативности в семье»- Семинар-тренинг «Воспитание креативности в семье». Программа, описание, расписание и запись на семинары creatime-baby.ru.- Книги.

  • Я посмотрел онлайн курс, стоит ли мне идти на очный семинар-тренинг? Не будет ли там повторения?

Семинар-тренинг «Воспитание креативности в семье» был разработан под запрос людей, которые уже посмотрели видеокурс, поэтому он отличается по содержанию. Вы можете посмотреть отзывы с прошедших семинаров и увидеть фрагмент семинара на creatime-baby.ru

  1. Вернуться к содержанию
  2. Для учителей основного и дополнительного образования и тех, кто хочет ими быть:
  3. Для ознакомления с нашими идеями и принципами Вы можете посмотреть бесплатный видеокурс «Чему и как учить современных детей».
  4. Книги.
  • Где и как я могу пройти обучение по ТРИЗ-педагогике?

Открытые очные семинары «ТРИЗ-педагогика. Практика и теоретические основы». Подробнее, программа, отзывы и предварительная регистрация на http://creafest.ru/При желании Вы можете организовать семинар в своем городе (подробности и условия).

 После обучения по базовой программе на семинаре (24-29 ак. часов) можно сертифицироваться на звание «ТРИЗ-педагог. Практик», сертификация проводится проектом CREATIME, подробности ниже.

  • Какие есть варианты онлайн обучения?

Онлайн-курс «ТРИЗ-педагогика. Современный подход к образованию» — подробнее http://online.creatime.ru/ — для планирующих работать с детьми школьного возраста — начальные — старшие классы. 

Курс для ТРИЗ-педагогов дошкольного образования, его периодически проводит наша партнер Гульназ Садыкова. Подробности и цены уточняйте у нее. Контакт Гульназ на Фейсбук, вебсайт проекта trizkids.ru.

  • Должен ли я иметь педагогическое образование, чтобы обучаться у вас на семинарах, и стать ТРИЗ-педагогом?

Классическое педагогическое образование не обязательно. У нас проходили обучение инженеры, психологи, финансисты…Последнее время замечаем, что в образование приходят люди из других профессий.

  • Какие книги вы рекомендуете для изучения основ ТРИЗ-педагогики?
  • Для изучения основ ТРИЗ-педагогики есть две книги:
  • • ТРИЗ-педагогика• Фактор успеха
  • Для работы с учениками очень пригодятся сборники открытых задач по различным темам — смотрите в списке книг ниже.

Ознакомьтесь также с Витриной рекомендуемых нами книг и аннотированным списком книг про ТРИЗ-педагогике. Большинство книг по ТРИЗ-педагогике в бумажном виде можно заказать в издательствах ВИТА-ПРЕСС и Галактика. Многие книги продаются в крупных сетевых магазинах, в интернет-магазинах.

Вернуться к содержанию

  • Как можно с Вами сотрудничать?

У нас есть разнообразный опыт сотрудничества с регионами, отдельными учебными заведениями, физическими лицами. И естественно, нет общей схемы взаимодействия со всеми. Поэтому для начала целесообразно написать нам письмо, рассказать о себе или об организации, которую Вы представляете. Изложить цели, что именно Вы хотите получить от сотрудничества с нами.

Обычными целями является:

  • Пройти обучение в рамках открытых семинаров (Регистрация на открытые семинары в Москве creafest.ru). Семинары бывают не только в Москве, анонсы на сайте trizway.com и в рассылке этого же сайта.
  • Организовать учебный семинар или серию семинаров (подробности об условиях ниже)
  • Организовать подготовку и сертификацию ТРИЗ-педагогов в регионе (проект региональной программы) / в учебном заведении
  • Участие экспертов ТРИЗ-педагогики в Ваших мероприятиях, тематически соответствующих области нашей экспертизы
  • Организация экспериментальной площадки с нашим методическим участием

Вы можете воспользоваться нашим порталом для прокачивания навыков решения нестандартных задач для Вас и Ваших коллег/партнеров/сотрудников — это курс Решение нестандартных задач.

  • Как заказать ваш семинар?
  1. Для уточнения подробностей и заказа семинара напишите на lot@trizway.com
  2. Ассоциация «Образование для Новой Эры» проводит выездные семинары в разных регионах и странах.
  3. Стандартный перечень семинаров тут.
  4. Иногда по договорённости с Заказчиком проводятся эксклюзивные программы под запрос.
  5. Мы считаем наиболее целесообразным проведение базовых семинаров для педагогов средней и старшей школы и начальной школы.

Семинары проводят Анатолий Гин, Александр Кавтрев, Светлана Гин, Евгения Гин.Райдер ведущих высылается по запросу.

Заказчик также оплачивает затраты на перемещение и проживание лектора.

Какое количество участников считать оптимальным для полноценного обучения?— Для полноценного тренинга – группа 15-25 человек. Для вводных семинаров лекционной формы количество участников не ограничено. 

Какой документ по окончании семинара получат участники?— Сертификат о прохождении семинара выдаем от имени Ассоциации «Образование для Новой Эры» и проекта CREATIME (не государственный). Иногда делаем общий сертификат с приглашающей организацией.

Возможно ли в принципе провести один из семинаров у нас в городе?— Да. Семинары проводили от Калининграда до Владивостока, Хабаровска и Советской Гавани; от Пуатье и Лондона до Пекина и Куала Лумпур )))

Вернуться к содержанию

  • Креатив-бой – что это, как этому обучиться и как их делать?

«Креатив-бой» – это интеллектуальное командное соревнование. По форме он напоминает широко известные игры «Что? Где? Когда?» или «Брейн-ринг», но есть и существенное различие.

В качестве заданий в «Креатив-бое» предлагаются открытые (т.е. творческие, изобретательские или исследовательские) задачи.

«Креатив-бой» – это активное и захватывающее соревнование, это эмоции и интеллект «в одном флаконе», это прекрасное средство для повышения мотивации к добыванию знаний.

  • Полные правила как организовать и провести креатив-бой, отчеты и презентации с задачами есть по ссылке (бесплатно), а также полные правила и инструкция есть в брошюре «Креатив-бой», издательство ВИТА-пресс.
  • Также мы обучаем тому, как проводить креатив-бой, на наших семинарах.
  • География креатив-боев уже довольна велика, и в 2018 году планируется первый очный международный креатив-бой.
  • Вернуться к содержанию
  • Сертификация на ТРИЗ-педагог.Практик, часто задаваемые вопросы:

Подробности о сертификации https://creatime.me/MediaLibrary/TrizPedagogika/SertifikaciyaTriz/SistemaPodgotovki 

Что нужно для сертификации?

  • Успешно пройти базовое обучение на семинаре «ТРИЗ-педагогика. Практика и теоретические основы». (Программа Базового курса. О ближайших семианарах в Москве — creafest.ru.) или на онлайн-курсе «ТРИЗ-педагогика. Современный подход к образованию» — подробнее http://online.creatime.ru/.
  • Отправить заявку на сертификацию 
  • Получить 20 баллов активности — подробности о том, как получить. Бесплатно. Актуально для участников очных семинаров или участников онлайн-курса в статусе «Узнаю». Для участников онлайн-курса в статусе «узнаю и делаю» и «узнаю и делаю и консультируюсь», которые сдавали контрольные задания и получили все зачеты, набор баллов активности не нужен. 
  • Пройти без ошибок тест к экзамену (необходим для допуска к сдаче экзамена). Бесплатно.
  • Успешно сдать экзамен (см. Положение об экзаменах). 3000 руб за 2 попытки. (Для участников онлайн-курса в статусах «узнаю и делаю» и «узнаю и делаю и консультируюсь» — включено в стоимость курса, доплачивать не нужно).

Хочу сертифицироваться на ТРИЗ-педагог. Практик. Подскажите, пожалуйста, нужно ли подавать какие-либо документы?

Источник: https://creatime.me/Blog/otvetyNa

Открытое образование: Онлайн-курс "Теория решения изобретательских задач"

  • 18 недель
  • 2 зачётных единицы

Курс ориентирован на развитие умений пользоваться инструментами теории решения изобретательских задач (ТРИЗ) при поиске решений практических и профессиональных задач и осознанно генерировать идеи по совершенствованию и улучшению технических систем, используемых и создаваемых на машиностроительных предприятиях.

Содержание курса направлено на изучение основ теории решения изобретательских задач (ТРИЗ), теоретической базой которой являются законы развития технических систем. ТРИЗ – уникальный инструмент для:

  • поиска нетривиальных идей;
  • выявления и решения творческих проблем;
  • выбора перспективных направлений развития техники, технологии и снижения затрат на их разработку и производство;
  • развития творческого мышления;
  • формирования творческой личности и коллективов.

Курс предназначен, прежде всего, для студентов бакалавриата, специалитета и магистратуры очной, заочной и дистанционной форм обучения всех инженерных специальностей, а также для получения дополнительных знаний сотрудниками предприятий, занимающимися разработкой нестандартного оборудования.

Изучение курса будет также полезно обучающимся, не имеющим специального инженерного образования, для повышения собственного творческого потенциала, а также – людям, чья деятельность связана с продвижением технической продукции.

Лекционные занятия проводятся с использованием метода «Моделирование производственных процессов и ситуаций», предусматривающего имитацию реальных условий профессиональной деятельности, конкретных специфических операций, а также моделирование соответствующего рабочего процесса и создание интерактивной модели.

Полученные знания, обучающиеся смогут применять при практической реализации инновационных проектов, связанных с разработкой и производством новых изделий.

В курсе используются методологические разработки Виссариона Григорьевича Сибирякова – Мастера ТРИЗ («Ключевые Технологии ТРИЗ»), председателя совета новосибирской городской Общественной Организации ТРИЗ «Ключевые Технологии», и упоминаются методологии GEN3 TRIZ (G3: ID), которые являются разработками компании GEN3 Partners (Boston, USA), авторы: Литвин С., Любомирский А., Сигаловская И., Яковенко С.

Формат

Еженедельно обучающимся предлагается изучить содержание ключевых тем 8-ми разделов курса (прослушать тематические видео-лекции, изучить соответствующие текстовые материалы с презентациями, включающими графические схемы и рисунки, выполнить творческие учебные задания и ответить на вопросы тестов самоконтроля усвоенных знаний). По завершению освоения тем разделов курса обучающиеся выполняют проектные задания на основе соответственных графических примеров.

Итоговыми контрольными мероприятиями являются:

  • итоговая курсовая/проектная работа (в соответствии с индивидуальным заданием);
  • итоговое тестирование;

Требования

Особых требований для прохождения курса нет.

Программа курса

Курс состоит из пятнадцати разделов и начинается с рассмотрения вопросов процесса создания инноваций, рассмотрению критериев и уровней инновационных изделий.

В разделах будут подробно рассмотрены вопросы:

  • Исследование совершенствуемого объекта через системный оператор
  • Функциональное исследование совершенствуемого объекта
  • Понятие идеальности системы и методы достижения идеальности
  • Понятие оперативного места и оперативного времени
  • Представление задач через противоречие. Формулирование противоречий
  • Инструменты устранения противоречий
  • Причинно-следственный анализ исходно заданных недостатков
  • Вещественно-полевые ресурсы в технических система
  • Функционально-идеальное свёртывание технических систем
  • Алгоритмы решения изобретательских задач
  • Представление задач через типовые структурные модели
  • Функционально ориентированный поиск
  • Основные правила вепольного анализа
  • Линии жизни технических систем

Все разделы подкреплены примерами практической деятельности разработчиков курса, имеющих большое количество реализованных проектов с реальным сектором экономики.

Результаты обучения

В результате освоения курса «ТРИЗ» обучающийся будет способен:

  • использовать технику организации процесса разрешения сложных проблемных ситуаций, планировать применение инструментальных средств решения изобретательских задач и контролировать эффективность их использования;
  • анализировать проблемные ситуации, выявлять и ранжировать ключевые задачи, а также применять технику их ускоренного решения (как индивидуально, так и в составе рабочей группы);
  • проводить анализ внутреннего функционирования совершенствуемой системы, выявлять задачи ее дальнейшего развития с применением комплекса аналитических инструментов;
  • проводить анализ внешнего функционирования совершенствуемых систем, определять совокупность реализуемых ими потребительских ценностей и сравнивать их с конкурирующими системами;
  • решать поставленные задачи, в том числе по прогнозированию, с использованием типовых структурных моделей, методик переноса функций, использования базовых закономерностей развития систем;
  • использовать методы интуитивного, систематического и направленного поиска решения нетривиальных задач;
  • строить функциональные схемы исследуемых объектов, выявлять зоны излишних затрат и решать задачи по их снижению;
  • использовать основные виды информационных средств поддержки процесса решения проблемных ситуаций и практических задач на основе принципов применения баз приемов устранения противоречий, стандартных решений, указателей физических эффектов;
  • работать над поиском новых идей в коллективе и понимать функции участников творческого процесса.

По окончанию и успешному прохождению итоговых мероприятий данного курса может быть получен сертификат, который не является подтверждением получения уровня подготовки утвержденного Международной Ассоциацией ТРИЗ.

Формируемые компетенции

В процессе освоения дисциплины у студентов развиваются следующие компетенции.
Универсальные (общекультурные):

  • ОК-1: культура мышления, способность к обобщению, анализу, восприятию информации, постановке целей и выбору путей их достижения;
  • ОК-2: способность использовать основные законы естественнонаучных и общепрофессиональных дисциплин в профессиональной деятельности;
  • ОК-3: способность владеть основными методами, способами и средствами получения, хранения, переработки информации, иметь навыки работы с компьютером как средством управления информацией;
  • ОК-4: уметь разрабатывать технические задания на проектирование нестандартного оборудования, технологической оснастки, средств автоматизации процессов.

Профессиональные:

  • ОП-1: способность решать стандартные задачи профессиональной деятельности, соответствующие со­временному уровню науки и техники;
  • ОП-2: способность решать стандартные задачи профессиональной деятельности используя умения и навыки практического применения естественнонаучных, математических и общеинженерных знаний их идей и методов для моделирования и анализа сложных механических систем и процессов, поиска оптимальных решений и выбора наилучших способов их реализации;
  • ОП-3: готовность использовать в практическом проектировании ин­новационные подходы, находить нестандартные решения инженерно-проектировочных задач, в условиях неполноты предпроектных данных;
  • ОП-4: знать и применять методы и алгоритмы решения изобретательских задач;
  • ОП-5: применять параметрические и комбинаторные методы решения изобретательских задач;
  • ОП-6: искать нестандартные методы решения профессиональных задач;
  • ОП-7: владеть методами решения изобретательских задач.

Источник: https://openedu.ru/course/urfu/TRIZ/

Ссылка на основную публикацию
Adblock
detector