Целеполагание в педагогике — студенческий портал

Правильно поставить перед собой цель – непростая задача. Целеполагание — это целый раздел в науке, который следует внимательно изучить, прежде чем приступать к самому процессу. Неправильно подойдя к постановке задач, в любом виде деятельности можно заранее обречь себя на провал.

В статье основное внимание мы уделим такому разделу, как педагогическое целеполагание. Ведь именно учитель чаще всего сталкивается с постановкой целей на занятиях, и от того, как он это делает, зависит успех образовательного процесса в целом.

Общее понятие о целеполагании

Целеполагание в педагогике - Студенческий портал

В педагогической деятельности целеполагание — это такой же процесс, только, в отличие от бизнеса, например, задача ставится образовательная. Говоря о целях, нужно понимать, что они могут иметь разный характер, то есть отталкиваться от масштаба. В зависимости от этого нам известны следующие цели:

  • государственного масштаба;
  • отдельной структуры или отдельного этапа в образовании;
  • воспитания для разных возрастных категорий;
  • при изучении разных дисциплин;
  • возникающие по ходу обучения и ставящиеся непосредственно перед изучением темы и т. д.

Как мы видим, задачи могут быть разными не только по формулировке, но и по подходу.

Функции целеполагания

Целеполагание в педагогике - Студенческий портал

Найти точное определение функций этого процесса сложно, так как существует много разных формулировок. Но все сходятся в едином мнении — основой работы любой компании является постановка цели. Но сама по себе она не может работать самостоятельно без выяснения более мелких управленческих задач.

Следовательно, следующей можно назвать планировочную функцию. А по тому, какую роль цель играет в управлении, можно выделить и управленческую. Последняя сопровождает руководителя на протяжении всей деятельности и приводит к успеху.

Существуют разные взгляды на определение, имеет целеполагание основывающую или организационную функцию. Тут можно сказать, что отчасти верно и то, и другое.

Ведь задачи определяются как в начале деятельности, так и на ее протяжении вплоть до их выполнения в целом. Так что нельзя разделять этот процесс на разные функциональные сферы.

Они переплетаются и следуют за нами на всех этапах работы или учебы.

Цель и целеполагание

Целеполагание в педагогике - Студенческий портал

  1. Педагог внимательно анализирует результаты деятельности, которая совершалась ранее.
  2. Проводится диагностирование всего процесса воспитания и обучения.
  3. Моделируются задачи, которые педагог считает целесообразными для данной деятельности.
  4. Проводится комплексное целеполагание, с учетом всех требований коллектива и заведения.
  5. В зависимости от всех факторов, вносятся исправления в первоначальный вариант, выводятся более точные формулировки.
  6. Составляется программа конкретных действий.

Выдержав все эти этапы, педагог может смело приступать к деятельности, ожидая положительных результатов.

Глобальные цели

Целеполагание в педагогике - Студенческий портал

Глобальная цель в воспитательном процессе — создать личность со всесторонним развитием. Еще в древности ученые вывели эту идеальную формулировку. Такая личность должна уметь развивать все свои достоинства и положительные качества, чтобы выжить в мире, который быстро менялся и требовал от человека все больших умений и навыков. По мере того как менялся мир, менялась и формулировка глобальной цели. На данном этапе упор делается на творческие способности личности и пользу, которую она может принести для общества.

Исторические цели

Этот масштаб цели более узкий и относится к конкретному этапу в развитии общества. Здесь учитываются особенности исторических событий на данный момент, важность тех или иных качеств на конкретном этапе развития государства. Именно тут учитываются такие факторы воспитания:

  • духовный аспект;
  • развитие чувства ответственности перед государством;
  • правовой аспект;
  • культурное саморазвитие,
  • толерантное отношение к окружающим;
  • умение адаптироваться как внутри любого общества, так и на трудовом поприще.

Все эти аспекты выражаются в целеполагании, но делается это уже с учетом конкретной обстановки и деятельности.

Индивидуальные цели

Целеполагание в педагогике - Студенческий портал

  • свободный стиль — цели ставятся совместно, после обсуждения и утверждения всеми;
  • жесткий стиль — цель ставится конкретно педагогом перед учениками, заранее определенная и спланированная;
  • интегрированный стиль — цель определяет педагог самостоятельно, а пути реализации и методы решения обсуждаются вместе с учащимися.

Какой стиль выбрать, зависит от ситуации, возрастной категории учеников и их возможностей, а также от специфики дисциплины.

Важные факторы

Целеполагание в педагогике - Студенческий портал

  • учитывать индивидуальные требования ребенка, учителя, школы или другого учебного заведения, окружающего общества и социума, в котором проживают участники процесса;
  • изучить особенности экономического развития в данный момент, а также все обстоятельства, существующие внутри учреждения;
  • проанализировать возрастной фактор учеников, их возможности, а также атмосферу внутри коллектива.

Всегда нужно помнить главное: исходить нужно от малого к большему. То есть главным в процессе является индивидуум, личность.

Компоненты целеполагания

Сделав анализ всего, что касается постановок целей, можно сделать определенный вывод по поводу компонентов этого процесса. Главными и основными компонентами целеполагания являются следующие:

  1. Первоначальное обоснование, а за этим и последующая непосредственная постановка задачи.
  2. Определение методов, с помощью которых она будет достигаться и выполняться.
  3. Преждевременный прогноз результатов, которые педагог ожидает получить.

Как ни крути, но эти три компонента должны обязательно выполняться, так как человек должен отчетливо видеть не только цель, но и каким образом он достигает результата, и что получит, когда достигнет его. Данное очень важно и считается основополагающим в этой сфере деятельности. Это своего рода мотивация и для педагога, и для учеников.

Требования к целеполаганию

Целеполагание в педагогике - Студенческий портал

  1. Диагностика возможностей, это значит, что педагог должен устанавливать цели только после тщательного изучения всех составляющих и необходимых факторов.
  2. Реальные цели, то есть постановка таких задач, которые реально достичь в конкретной деятельности с конкретными людьми. В последнее время этому уделяется много внимания, индивидуальный подход в обучении играет как раз эту роль – учитывать возможности каждого участника. Можно поставить одной группе учеников задачу, которая для них реальна, а в то же время для других детей она будет слишком тяжела, то есть нужно подходить к этому дифференцированно.
  3. Цели должны быть преемственны, что значит постоянную взаимосвязь разных путей и задач в процессе обучения и воспитания. Нельзя ставить противоречащие варианты на одном и том же этапе, это не приведет к успеху. Также если поставлена большая цель, то нужно разделить ее на подцели и каждый раз мотивировать учащихся в преодолении очередного этапа.
  4. Задачи должны быть понятны и озвучены каждому участнику процесса, их нужно идентифицировать каждый раз, когда они меняются.
  5. Обязательно анализировать результат (положительный или отрицательный), но это необходимо делать для того, чтобы правильно планировать деятельность в будущем.

Все перечисленные требования не являются чем-то особенным или новым и хорошо известны каждому педагогу. Важно, чтобы о них не только помнили, но и учитывали их при постановке.

Целеполагание схематично

Для того чтобы правильно понять и запомнить, что целеполагание — это многофакторный процесс, представим вам схему, в которой мы постарались тезисно изобразить все потребности, а также факторы и условия, которые оказывают влияние на них в воспитании и обучении.

ПОТРЕБНОСТИ ЦЕЛЬ ВОСПИТАНИЯ ФАКТОРЫ, УСЛОВИЯ
Ребенок Социально-экономические условия
Родители
Педагоги Условия образовательного учреждения
Образовательная структура Индивидуальные особенности учеников и возрастная категория
Социальное окружение Уровень умственного и физического развития учащихся
Общество

Вывод

В конце подведем итоги всего, что мы обсудили в статье. Итак, целеполагание — это неотъемлемая часть образовательного процесса. Для того чтобы он стал успешным, педагогу нужно не просто слепо ставить задачи и выполнять их, несмотря ни на что. Необходимо учитывать все составляющие, условия, факторы, а также индивидуальные особенности учащихся.

В зависимости от исторических событий, этапа развития общества, экономических условий выстраивается цепочка больших, мелких и промежуточных целей.

Для того чтобы всегда правильно совершать целеполагание, педагогу нужно регулярно заниматься самоанализом, совершенствовать свои педагогические умения и навыки, а также тесно взаимодействовать как с ученическим коллективом, так и с образовательной структурой в целом.

И последнее, для успеха во всем этом процессе нужен исключительно комплексный подход, а при диагностике необходимо учитывать не только действия учеников, но и свои возможности.

Источник: https://BusinessMan.ru/new-celepolaganie-eto-chto-takoe-celepolaganie-v-pedagogike.html

Формирование умений целеполагания у студентов колледжа как педагогическая проблема — современные проблемы науки и образования (научный журнал)

1

Современное общество заинтересовано в учителе, отчётливо видящем смысл и цель своей деятельности, умеющем выделять проблемы в педагогической реальности, самостоятельно решать их, осмысливать полученные результаты с разных позиций.

Одним из компонентов педагогической деятельности является самостоятельная постановка учителем педагогических целей и задач. Педагогическое целеполагание является основой проектировочной деятельности учителя, без которой невозможно построение учебно-воспитательного процесса [2].

  • Кроме того, целеполагание определяет структурную основу программ деятельности не только ученика, но и учителя, а также всей школы, позволяя определять адекватную технологию обучения и систему критериев оценки получаемых результатов.
  • Умения целеполагания являются основополагающими в профессиональной подготовке будущих учителей [1].
  • Наблюдение, анкетирование, отслеживание качества умений целеполагания в процессе прохождения практики пробных уроков, анализ затруднений, с которыми сталкиваются студенты-практиканты, выявили следующие проблемы:
  • — большая часть студентов (60%) испытывает затруднения в целеполагании при планировании уроков и внеклассных занятий, в реализации поставленных целей (средний балл качества в плане реализации целей составляет 4,4 из 8 возможных);
  • — постановка развивающих и воспитательных целей уроков и занятий зачастую выполняется формально.

Анализ содержательного аспекта программного обеспечения учебных дисциплин психолого — педагогического цикла показал отсутствие в учебном материале вопросов, касающихся теоретических основ и технологии педагогического целеполагания.

Некоторые аспекты целеполагания рассматриваются лишь на методическом уровне — на занятиях по методикам обучения различным предметам начальной школы. Этого явно недостаточно для осмысления процесса целеполагания со стороны студентов.

Изучение научной психолого-педагогической литературы по данному вопросу показало, что многие зарубежные и отечественные учёные занимались и занимаются проблемой целеполагания (Б.С. Блум, В.П. Беспалько, Н. Гронлунд, М.В. Кларин, А.К. Маркова, Р. Мэйджер, А.В. Хуторской и др.).

Исследователи рассматривают целеполагание с разных позиций: как часть работы учителя, его способности; как логико-конструктивную операцию, которая базируется на алгоритме и т.д.

Тем не менее, все они считают его основой деятельности учителя, достаточно сложной и наиболее ответственной её частью.

Мы придерживаемся мнения учёных В.П. Беспалько, М.В. Кларина, А.К Марковой и др. о том, что планирование учебных занятий рассматривается как акт целеполагания и конструирования на этой основе общей модели взаимодействия учителя и учащихся.

Читайте также:  Эффект доплера - студенческий портал

Планирование всегда осуществляется на основе определённых принципов и методов деятельности, исходя из целей и задач учебно-воспитательного процесса на конкретном этапе и с учётом содержания конкретного учебного материала.

Формальный подход к выбору цели как бы программирует и формальный характер предстоящей деятельности учителя и учащихся [2].

Целеполагание в обучении – это установление учениками и учителем целей и задач обучения на определённых его этапах.

Оно необходимо для проектирования образовательных действий учащихся и связано с внешним социальным заказом, образовательными стандартами, со спецификой внутренних условий обучения — уровнем развития детей, мотивами их учения, педагогическими воззрениями учителя, результатами диагностики обученности и др. [3]

В научно-методической литературе и на практике рассматриваются различные способы постановки цели. Целеполагание — процесс творческий, каждый учитель определяет для себя выбор формулирования целей, учитывая психолого-педагогические особенности учебного процесса, современные научные требования к постановке целей.

Учитывая всё вышесказанное, сложившаяся на практике ситуация привела к возникновению противоречия между современными требованиями к подготовке профессионально-компетентных специалистов и отсутствием практически разработанной системы обучения, способствующей формированию у будущих учителей умений целеполагания. В связи с этим перед нами встал вопрос: «Как изменить сложившуюся на практике ситуацию?»

Поиск путей разрешения данной проблемы привёл к созданию определённой модели организации обучения в педагогическом колледже (Рис.1). Ключевая идея её заключается в оказании теоретической и практической помощи студентам с целью успешного формирования у них умений целеполагания.

  1. Целеполагание в педагогике - Студенческий портал
  2. Рисунок 1. Модель организации учебно-методической помощи студентам в формировании умений целеполагания
  3. Данная модель предполагает взаимодействие в следующих системах: «преподаватель – студент», «студент – учитель», «преподаватель – учитель» (взаимосвязь носит замкнутый характер).

Взаимодействие «преподаватель – студент» осуществляется через спецкурс «Основы целеполагания в работе учителя», целью которого является формирование у студентов умений целеполагания (осуществлять постановку целей с учётом классификации, педагогической таксономии; выстраивать модель учебного процесса с учётом целеполагания). Отбор содержания и организационное построение спецкурса определяется следующими основными принципами: 1) принцип структурного единства содержания образования на разных уровнях его формирования, который предполагает согласованность таких составляющих, как теоретическое представление, учебный предмет, учебный материал, педагогическая деятельность, личность учащегося; 2) интеграционный принцип, связывающий спецкурс с педагогикой, психологией, частными методиками, педагогической практикой студентов.

Организация занятий теоретического и практического характера осуществляется с учётом сложности восприятия студентами содержания данного спецкурса. Ввиду этого лекции сопровождаются наборами слайдов, содержащих схемы, таблицы и т.п.; студентам предлагается составление понятийных словарей «Педагогическое целеполагание», «Компоненты учебного процесса».

Практические занятия представляют собой практикумы, бинарные уроки; занятия, в которых принимают участие несколько преподавателей (математики, русского языка, естествознания и т.д.); педагогические мастерские (например, педмастерская построения новых знаний «Постановка воспитательных целей на уроках математики в начальной школе в процессе обучения решению арифметических задач»).

Организация деятельности студентов осуществляется в основном через работу в микрогруппах, возможно изменение их состава с учётом интересов студентов (математика, русский язык, естествознание).

Для отслеживания результатов изучения спецкурса проводятся два зачётных занятия: «Постановка целей диагностично и операционально» (практикум), «Модель учебного процесса с учётом целеполагания» (защита мини-проектов).

У учителей-практиков также возникают проблемы в плане целеполагания (теоретического и практического характера).

Для разрешения данной ситуации предполагается взаимосвязь «преподаватель – учитель», которая реализуется через серию семинаров-практикумов «Целеполагание как основополагающий элемент проектировочной деятельности учителя».

Такая работа будет способствовать повышению компетентности учителей-практиков, а значит, повысится и уровень консультативной помощи студентам при подготовке уроков («учитель – студент»).       

Мы ожидаем, что данная модель организации учебно-методической помощи, во-первых, поможет более эффективно организовать процесс формирования умений целеполагания; во — вторых, позволит студентам-практикантам осмысленно осуществлять процесс целеполагания.

Анализ результатов уже в практической деятельности предполагается осуществлять через мониторинг успешности учебно-профессиональной подготовки студентов в период прохождения основных видов педагогической практики: пробные уроки и занятия, преддипломная практика.

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

1. Кларин М.В. Педагогическая технология в учебном процессе. Анализ зарубежного опыта. – М.: Знание, 1989. – 80 с.

2. Маркова А.К. Психология труда учителя: Книга для учителей. – М.: Просвещение, 1993. – 12 с.

3. Хуторской А.В. Современная дидактика. – СПб.: Питер, 2001. – 544 с.

Библиографическая ссылка

Власюк Е.Г. ФОРМИРОВАНИЕ УМЕНИЙ ЦЕЛЕПОЛАГАНИЯ У СТУДЕНТОВ КОЛЛЕДЖА КАК ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ ПРОБЛЕМА // Современные проблемы науки и образования. – 2006. – № 6.;
URL: http://science-education.ru/ru/article/view?id=620 (дата обращения: 21.03.2020).

Источник: https://science-education.ru/ru/article/view?id=620

Целеполагание в педагогике

СОДЕРЖАНИЕ

1)   Понятие цели воспитания и обучения. 3

2)   Факторы   определения   целей   образования. Историческое   изменение   целей воспитания. 5

  • 3)   Задачи воспитания. 6
  • Практическое    задание. 7
  • Литература. 9

1)        Понятие цели воспитания и обучения

  1. Цель представляет собой: желаемое состояние объекта;модель потребного будущего; сознательный образ ожидаемого результата, предполагаемый результат (образ) деятельности (действия), направленного на предмет, при помощи которого субъект намеревается удовлетворить свою потребность.
  2. Под целью в педагогической деятельности понимают мысленное представление конечного результата этой деятельности, допускающее объективную количественную и качественную оценки.
  3. Цели порождаются потребностями субъекта деятельности, вырастают из них.

Потребность — это явление отражения в психике человека необходимых или желательных условий его жизни и развития. Потребность может быть реализована при различных вариантах деятельности, её методов и средств при наличии мотива деятельности.

Поскольку в учебном процессе существует два субъекта деятельности и два вида деятельности (обучающая ОД и учебная УД), необходимо разли­чать цели обучения и цели учения.

Цели обучения обычно задаются извне. Они выражают общественные потребности и ценности, которые по отношению к студенту являются внешними.

Цели же учения определяются выражаемыми в них индивидуальными потребностями и мотивами, сформировавшимися в предшествующем опыте студента.

Цели обучения и цели учения могут совпадать лишь в идеальном случае, когда допускается абсолютное воспроизведение в структуре индивидуальных потребностей системы общественные потребностей и ценностей, что практически исключено.

Поэтому задача обучения состоит в том, чтобы сблизить структуру индивидуальных и общественных потребностей, то есть обеспечить принятие студентами общественно значимых целей в качестве лично значимых целей учения, то есть сформировать мотивы их учебной деятельности.

Мотив является одним из компонентов психологической структуры любой деятельности. Это — побуждение к совершению действия, порождённое системой потребностей человека и в разной степени осознаваемое.

Для каждого человека в каждый определённый период его жизни существует совокупность мотивов, определённых иерархией его потребностей, так называемая мотивационная сфера.

Это тот стержень личности, к которому «стягиваются» такие её свойства, как направленность, ценностные ориентации,, установки, социальные ожидания, притязания, эмоции, волевые каче­ства и другие социально-психологические характеристики.

В зависимо­сти от структуры мотивационной сферы для личности на первом месте ока­зываются мотивы разных групп, что существенно влияет на значение тех или иных потребностей для личности, на характер и способ достижения цели.

В структуре мотива могут присутствовать различные компоненты и их сочетания.

Например, удовольствие от самой деятельности, значимость для личности результата деятельности, значимость вознаграждения за деятельность или её результаты и т.д.

  • В зависимости от источника формирования цели связь между потребностями, мотивами и целью может быть разной.
  • Цель в общенаучном смысле понимается как один из элементов поведения, непосредственный мотив сознательной деятельности, характеризуемый предвосхищением в сознании, мышлении результата деятельности и путей, способов ее достижения.
  • Таким образом, взаимосвязь компонентов  заложена в самом определении цели, и это обстоятельство выводит нас на возникновение такого существенного явления, как обратная связь, наличие которой позволяет говорить об управленческой составляющей деятельности педагога.

Действительно, деятельность педагога, направленная на достижение цели, приводит к определенному результату, который по замыслу учителя должен совпадать с целью. На практике этого почти никогда не случается с первой попытки, т.е. между ожидаемым и достигнутым почти всегда имеется «зазор» и величина этого «зазора» определяет стратегию дальнейшего поведения учителя.

  1. Процесс достижения цели приобретает циклический характер и продолжается до тех пор, пока различия между целью и результатом не примут приемлемую величину.
  2. Цель педагогической деятельности формируется в связи с реализацией цели воспитания гармонично развитой личности.
  3. Эта общая стратегическая цель достигается в процессе решения конкретизированных задач обучении и воспитания по различным направлениям.
  4. Цель педагогической деятельности разрабатывается и формируется как совокупность социальных требований к каждому человеку с учетом его духовных и природных возможностей, а также основных тенденций общественного развития.
  5. В ней (в цели) содержатся в свернутой форме, с одной стороны, потребности и стремления отдельной личности, а с другой — интересы и ожидания различных социальных и этнических групп.

Выдающийся отечественный педагог А.С. Макаренко, много сил отдавший изучению проблем целей воспитания, резко выступал против таких аморфных определений целей воспитания, как «гармоническая личность», «человек-коммунист» и т.п.

Цель педагогической деятельности он видел в разработке и индивидуальных коррективах программы развития личности.

Весьма решительно выступал за тщательный, научный подход к целеобразованию В.П. Беспалько.

Он считал, что «будучи системообразующим в педагогической системе, элемент целеобразования и воспитания в зависимости от способа его определения влияет на степень целостности или рыхлости всей ПС…

Необходимое и достаточное требование к формулированию целей функционирования ПС — их диагностичность, т.е.

обеспеченность объективной методикой для определения степени достижения целей образования или воспитания».

  • Реализация цели педагогической деятельности связана с решением таких социально-педагогических задач, как формирование воспитательной среды, организация деятельности воспитанников, создание воспитательного коллектива, развитие индивидуальности личности.
  • Цель педагогической деятельности — явление не только историческое, но и динамическое.
  • Возникая как отражение объективных тенденций развития общества и приводя содержание, формы и методы педагогической деятельности в соответствии с потребностями общества, она складывается в развернутую программу поэтапного движения к высшей цели — развитию личности в гармонии с самим собой и социумом.

2)        Факторы   определения   целей   образования.    Историческое   изменение   целей воспитания

  1. Одной из ведущих детерминант содержания образования является его цель, в которой находят концентрированное выражение, как интересы общества, так и интересы личности.
  2. Цель современного образования — развитие тех свойств личности,  которые нужны ей и обществу для включения в социально ценную деятельность.

     

  3. Такая цель образования утверждает отношение к знаниям,  умениям и навыкам как средствам, обеспечивающим достижение полноценного,  гармоничного  развития эмоциональной,  умственной, ценностной,  волевой и физической сторон личности.
  4. Знания, умения и навыки необходимы для применения в жизни усваиваемой культуры.

  5. Изучение основ наук и искусства в образовательных учреждениях поэтому не самоцель,  а средство усвоения методов поиска и проверки истины, познания и развития прекрасного.
  6. Человек —  система  динамическая,  становящаяся  личностью и проявляющаяся в этом качестве в процессе взаимодействия с окружающей средой.

     

  7. Следовательно,  с точки зрения структуры содержания образования полноты картины можно достигнуть только в том случае, если личность будет представлена в ее динамике.

  8. Динамика личности как процесс  ее  становления  представляет собой изменение во времени свойств и качеств субъекта,  которое и составляет онтогенетическое развитие человека.

Осуществляется оно в процессе деятельности.  Другими словами, деятельность имеет одним из своих продуктов развитие самого  субъекта.

  Речь  идет  об учении как ведущем виде деятельности,  обеспечивающем необходимые условия для успешного развития личности и сочетающемся с  другими видами деятельности (трудовой,  игровой, общественной).

Исходя из этого, деятельность личности выступает также детерминантой содержания образования. 

Более того, его можно определить, по В. С. Ледневу,  как содержание особым образом организованной  деятельности учащихся, основу которого составляет опыт личности.

3)        Задачи воспитания

Одна из центральных задач воспитания состоит в том, чтобы сформировать у растущего человека гуманистическую направленность личности.

Это значит, что в мотивационно-потребностной сфере личности общественные побуждения, мотивы социально полезных деятельностей должны устойчиво преобладать над эгоистическими мотивами. Чтобы ни делал, о чем бы ни думал подросток, в мотив его деятельности должно входить представление об обществе, о другом человеке.

  • Формирование такой гуманистической направленности личности проходит несколько этапов.
  • Так, для младших школьников носителями общественных ценностей и идеалов выступают отдельные люди — отец, мать, учитель; для подростков в их число входят также и сверстники; наконец, старший школьник воспринимает идеалы и ценности достаточно обобщенно, может не связывать их с конкретными носителями (людьми или микросоциальными организациями).
  • Соответственно система воспитания должна строиться с учетом возрастных особенностей.
  • Она должна также быть ориентированной на «завтрашний день» развития детей, что предполагает включение ребенка, подростка, юноши в систему взаимосвязанных генетически преемственных и сменяющих друг друга ведущих деятельностей.

Внутри каждой из них возникают особые образования, каждая из них вносит свой специфический вклад в формирование мотивационно-потребностной сферы личности.

В то же время развитие мотивационно-потребностной сферы происходит не только по пути включенных в нее новых образований, но и через дифференциацию и иерархизацию ранее возникших мотивов деятельности.

Наиболее развитой структурой мотивационно-потребностной сферы обладает личность с общественной направленностью мотивов.

Другая важнейшая задача воспитания растущих людей — это формирование их устойчивых учебно-познавательных интересов.

Полноценное воспитание предполагает развитие у детей познавательной потребности, которая направлена не только на содержание школьных учебных предметов, но и на всю окружающую их действительность.

Ребенок должен на своем личном опыте убедиться, что мир познаваем, что человек, т.е. он сам, может открывать законы, управляющие окружающим миром, предсказывать события и проверять, произойдут ли они на самом деле, находить единую скрытую основу, казалось бы разнородных явлений.

Эта радость познания, радость собственного творчества превращает первоначальное любопытство в любознательность, присущую ребенку, делает ее более устойчивой.

Любознательность потом конкретизируется, сосредотачиваясь на той или иной области действительности, т.е. начинает относиться к тому или иному учебному предмету (циклу предметов — естественно-научному, гуманитарному и т.д.).

Практическое    задание:    Выполните    схему    «Целеобразование    в    педагогической деятельности». Сформулируйте эмоции, которые появились у Вас в результате изучения данной темы

Целью профессиональной деятельности педагога является цель воспитания, которая в настоящее время трактуется как «личность, способная строить жизнь, достойную Человека».

Общий характер цели позволяет педагогу реализовывать ее при самых разнообразных вариациях обстоятельств и требует от него высочайшего профессионализма и тонкого педагогического мастерства.

Достижение цели осуществляется только в деятельности, направленной на решение возникающих задач, которые понимаются нами как часть цели, ступень в общем движении к цели, как промежуточный результат целенаправленной деятельности.

  1. Определяющим компонентом педагогического управления учебным процессом при технологическом подходе к нему является постановка целей обучения.
  2. Именно ею, в конечном счете определяется содержание деятельности, а также формы, методы, средства, приёмы и полученный результат. Это можно выразить следующей схемой:
  3. Д = Ц−СОД−М/ср-ва−Р−R ,
  4. где    Д — деятельность (в данном случае учебная),
  5. Ц — цель,
  6. СОД — содержание,
  7. М/ср-ва — методы, средства, приёмы,
  8. Р — результат.
  9. R -рефлексия (процесс самопознания субъектом внутренних психических актов и состояний).

Литература

1)        Педагогика: учебное пособие [Текст] / Под ред. П.И. Пидкасистого. — М.: Высшее образование, 2008 — 430с.

2)        Сластёнин, В.А, Педагогика: учебник для студ. высш. учеб, заведений [Текст] / В.А.  Сластёнин,  И.Ф.  Исаев,  Е.Н.  Шиянов;  под ред.  В.А.   Сластёнина.  — М.: «Академия», 2008. — 576с.

Источник: https://xn--80aaowabp5a6h2a.xn--p1ai/besplatnye-gotovye-studencheskie-raboty/2016-08-23/tcelepolaganie-v-pedagogike

Раздел 2. Целеполагание в педагогике

⇐ ПредыдущаяСтр 3 из 12Следующая ⇒

Тема 2.1. Целеполагание в педагогике

  • 1. Понятие целеполагания в педагогике
  • 2. Иерархия целей в педагогике (этапы целеполагания)
  • 3. Целеполагание в обучении
  • 4. Целеполагание в воспитании
  • Литература

«Педагогика школы в двух словах». В.В.Воронов http://mgou.h11.ru/index.php?page=r691f2d5&directory=6#p_3

  1. Понятие целеполагания в педагогике
  2. Цель воспитания – это мысленное, заранее определяемое представление о результате педагогического процесса, о качествах, состоянии личности, которые предполагается сформировать.
  3. Целеполагание в педагогике – сознательный процесс выявления и постановки целей и задач педагогической деятельности.
  4. Источниками целеполагания являются: педагогический запрос общества; ребенок; педагог.
  5. Педагогическое целеполагание включает следующие этапы: 1) диагностика воспитательного процесса, анализ результатов предыдущей деятельности; 2) моделирование педагогом воспитательных целей и задач; 3) организация коллективного целеполагания; 4) уточнение целей и задач, внесение корректив, составление программы педагогических действий.

Целеполагание предполагает выделение перспективных, промежуточных целей (А.С.Макаренко определял эти цели как близкие, средние и дальние перспективы), а также постановку воспитательных задач как путей их достижения.

В педагогике принято различать собственно педагогические задачи (СПЗ) и функциональные педагогические задачи (ФПЗ).

СПЗ – это задачи, направленные на изменение ученика, его личностных качеств (например, формирование ответственности), а ФПЗ – задачи отдельного педагогического действия (например, одной из задач проведения школьной дискотеки будет обучение детей умению организовывать свой досуг).

Задачи должны определяться исходным уровнем развития личности, коллектива; обязательно выражать то, что необходимо изменить в личности, быть диагностичными (их результаты можно проверить); конкретными, достижимыми за планируемый срок.

Иерархия целей в педагогике

Педагогические цели могут быть разного масштаба и составляют некоторую иерархию — ступенчатую систему. Высшая ступень — государственные цели, общественный заказ. Можно сказать, это цели-ценности, которые отражают представление общества о человеке и гражданине страны. Они разрабатываются специалистами, принимаются правительством, фиксируются в законах и других документах.

Следующая ступень — цели-стандарты, цели отдельных образовательных систем и этапов образования, они отражаются в образовательных программах и стандартах. Например, цели обучения в средней школе и на его отдельных уровнях: начальная, основная, полная средняя школа. Более низкая ступень — цели обучения по отдельному предмету или воспитания детей определенного возраста.

Наконец, цели отдельной темы, урока или внеурочного мероприятия. В человеческом обществе многое стандартизируется, особенно в области производства. Образование тоже должно отвечать определенным требованиям, обладать необходимым качеством. Образовательные стандарты — это требования к содержанию и уровню знаний учащихся.

Они описывают минимум знаний, умений, качеств как выпускника общеобразовательной школы, так и специалиста, окончившего профессиональную школу. Стандарты призваны обеспечивать необходимое качество образования в стране и соответствие его международному уровню.

В педагогическом образовании, в подготовке учителей тоже имеются стандарты, определяющие требования к учителю, специалисту по предмету. На двух последних уровнях цели принято формулировать в терминах поведения, описывая планируемые действия учащихся.

И здесь различают собственно педагогические задачи (СПЗ) и функциональные педагогические задачи (ФПЗ).

СПЗ — это задачи на изменение ученика, перевод его из одного состояния, уровня воспитанности, в другое: был слабым читателем, не интересовался литературой — стал развитым подготовленным читателем, имеющим интерес и навыки анализа и оценки литературы. СПЗ описывается как задача развить такие-то качества личности. ФПЗ — задачи отдельного педагогического акта: например, организовать обсуждение новинок литературы в классе. ФПЗ относится к СПЗ как частное к общему, система ФПЗ, то есть цепь действий ведет к решению СПЗ, формированию заданных свойств учеников.

  • Целеполагание в обучении
  • Целеполагание в обучении — это установление учениками и учителем целей и задач обучения на определенных его этапах.
  • Цель обучения – это то, к чему оно стремится, на что направлены его главные усилия.

В школьном (вузовском) обучении цели всегда ясны, на их достижения направлены усилия педагогов и обучаемых. Практически во всех моделях обучения целевой компонент занимает главное место. Цели подчиняются содержание, методы, организациолнные формы, технологии.

Цели обучения логически выводятся из целей общества, государства. Везде и всегда общие цели образования определяются уровнем жизни, потребностями производства, возможностями и уровнем развития педагогической системы. Кроме того, цели обучения, общего образования вытекают из целей воспитания, развития и формирования человека и соотносятся с ними как часть с целым.

Типовым положением о дошкольном образовательном учреждении, принятым 12 сентября 2008 года (первое Тип. положение вышло в 1995 г.), на основе которого разрабатывается устав ДОУ. Согласно Типовому положению ДОУ призваны решать комплекс задач:

  1. — охрана жизни и укрепление физического и психического здоровья детей;
  2. — обеспечение познавательно-речевого, социально-личностного, художественно-эстетического и физического развития детей;
  3. — воспитание с учетом возрастных категорий детей гражданственности, уважения к правам и свободам человека, любви к окружающей природе, Родине, семье;
  4. — осуществление необходимой коррекции недостатков в физическом и (или) психическом развитии детей;
  5. — взаимодействие с семьями детей для обеспечения полноценного развития детей;
  6. — оказание консультативной и методической помощи родителям (законным представителям) по вопросам воспитания, Для современных ДОУ характерны многофункциональность, разнотипность, свобода в выборе приоритетного направления учебно-воспитательного процесса, использовании образовательных программ.
  7. Целеполагание в воспитании
  8. Среди задач современного воспитания можно выделить постоянные, которые уже на протяжении длительного времени решаются воспитанием; новые, возникшие сравнительно недавно, в продолжение жизни одного поколения; и новейшие, появляющиеся буквально на глазах.
  9. Новейшие задачи, которые ставит перед воспитанием жизнь, настойчиво теснят и даже вытесняют традиционные.
  10. Поставленные для сегодняшнего дня цели и задачи завтра могут оказаться устаревшими, поэтому мы обязаны обсуждать не столько сегодняшние, сколько завтрашние цели и задачи воспитания.

Напомним, цель воспитания — это то, к чему стремится воспитание, будущее, на достижение которого направляются его усилия. Целям подчиняются содержание, организация, формы и методы воспитания, поэтому проблема целей воспитания относится к числу наиболее важных в педагогике.

При практическом осуществлении ноль выступает как система конкретных задач. Цель и задачи соотносятся как целое и часть, система и ее компоненты. Поэтому справедливо определение: цель воспитания — это система решаемых воспитанием задач.

Совершенный, всесторонне и гармонически развитый человек — наивысшая цель воспитания.

Главная цель отечественной школы — способствовать умственному, нравственному, эмоциональному, трудовому и физическому развитию школьника, создавать предпосылки для приобщения к общечеловеческим ценностям, обеспечивать условия для самореализации, раскрытия потенциальных возможностей, творческих способностей, достижения успеха.

  • Традиционными для отечественной воспитательной системы являются следующие составные части общей цели: умственное (интеллектуальное), физическое, трудовое и политехническое, нравственное, эстетическое (эмоциональное) воспитание.
  • В дошкольном образовании:
  • Воспитание – целенаправленный педагогический процесс взаимодействия ребенка и взрослого, в результате которого, решаются задачи умственного, социально-нравственного, трудового, художественно-эстетического и физического воспитания.
  • Реальной целью воспитания детей дошкольного возраста является воспитание эмоционально благополучного, разносторонне развитого счастливого ребенка.

⇐ Предыдущая12345678910Следующая ⇒

Рекомендуемые страницы:

Источник: https://lektsia.com/1x68d4.html

Аспекты целеполагания в педагогике (стр. 1 из 4)

Министерство Образования Республики Казахстан

Евразийский национальный университет имени Л.Н.Гумилева

  • Гуманитарный институт
  • Мини – исследование
  • По педагогике на тему:
  • Аспекты целеполагания в педагогике
  • Группа: ЖР-22
  • Курс: 2

Выполнили: Долбнина Л.В.

Проверила: Рахметова Г.С.

  1. Астана 2003 г.
  2. План:
  3. 1) Цель, как компонент педагогической деятельности.
  4. 2) Иерархия целей в педагогике.
  5. 3) Цели воспитания в мировой практике.
  6. 4) Цели воспитания в современной школе.
  7. Введение
  8. Искусство воспитания имеет ту особенность, что почти всем оно кажется делом знакомым и понятным, а иным даже легким, и тем понятнее и легче кажется оно, чем менее человек с ним знаком теоретически или практически.

К.Д.Ушинский

Профессия педагога – одна из самых замечательных, но в тоже время — и одна из самых трудных. Настоящий педагог – это учитель и воспитатель в одном лице. Педагогическому процессу свойственны противоречивость, динамичность, скачкообразность, и поэтому стать педагогом в полном смысле этого слова может не каждый. Педагог – это призвание, призыв, внутреннее осознание того, что это твой путь.

Педагогика, как наука заключает в себе многолетний опыт воспитания и обучения подрастающего поколения. Эта наука является результатом многовековых исследований закономерностей формирования личности. Знание этой науки освобождает педагога от различных проб и ошибок.

На сегодняшний день одной из самых актуальных проблем педагогики является проблема постановки цели воспитания. Определение целей и задач воспитания имеет большое теоретическое и практическое значение, так как непосредственным образом влияет на разработку педагогической теории. Этот момент подчеркивает актуальность темы нашего мини-исследования.

Сегодня многие ученые-теоретики, а так же практикующие педагоги сходятся во мнении, что основной целью педагогического процесса является воспитание и формирование всесторонне развитой, творческой, активной, физически здоровой и высоконравственной личности. На таком мнении сходятся многие педагоги, но не все. Гипотеза заключается в следующем: мы предполагаем, что всестороннее развитие личности есть главная цель педагогики, будь она античной или современной.

Как добиться этого результата, т.е. как воспитать такую личность, т.е. с помощью каких способов и методик – это очень важный вопрос, но все-таки его освещение выходит за рамки нашего мини-исследования.

Поэтому мы четко обозначим цель нашей работы: Подробно исследовать проблему определения цели в педагогике и доказать, что формирование всесторонне развитой личность является основной целью педагогической науки.

Для достижения поставленной задачи в нашем исследовании использованы следующие методы: изучение литературы, анализ и обобщение полученной информации, анкетирование преподавателей Евразийского Национального Университета и построения диаграммы, основанной на данных опроса, а так же обобщение и подведение итогов исследования. Говоря, в общем, в работе осуществлен анализ одного из ключевых моментов в деятельности любой школы или вуза и любого педагогического коллектива – цели воспитания иобучения.

1. Цель, как компонент педагогической деятельности.

Выяснить цель воспитания

и доказать способы достижения этой цели есть, во всяком случае, дело науки…

В.М.Бехтерев

Издавна в педагогике обсуждалась проблема постановки цели воспитания, т.к. она является одним из основных компонентов педагогической деятельности. Вообще, прежде чем начать обсуждение проблемы целеполагания, необходимо сначала определить, что же такое цель.

В словаре Ожегова дается следующее определение цели. Цель – это то, к чему стремятся, что нужно осуществить.

Обычно, само понятие цель (какой либо деятельности) трактуется как идеальное мысленное предвосхищение результата, являющееся главным мотивационным компонентом для субъекта, который действует.

С одной стороны, цель имеет черты несбыточного, нереального — идеализированного результата, к которому возможно только стремится, с другой – цель может быть чем-то весьма реальным, достигаемым и планируемым. Для каждого вида деятельности, возможно, определить целый диапазон целей, от самых несбыточных, до вполне выполнимых.

В педагогике под целью воспитания следует понимать те заранее определяемые (прогнозируемые) результаты в подготовки подрастающих поколений к жизни, в их личностном развитии и формировании, которых стремятся достигнуть в процессе воспитательной работы.

Рассматривая цель, как компонент педагогической деятельности, прежде всего, стоит заметить, что с точки зрения достижимости цели могут быть конкретными и абстрактными.

Иной ракурс изучения целей — их мотивирующая сущность. Цели деятельности должны побуждать человека действовать, стремится, планировать, преодолевать страх возможной неудачи и выполнять все прочие необходимые операции.

С этой точки зрения становится различимой проблема абстрактных целей, которые не достижимы по определению. Известен некий психологический барьер, который возникает у человека, когда он осознает, что никогда не достигнет желаемого результата свой деятельности, либо не ощутит, не увидит его.

Для большинства видов продуктивной деятельности человека этот барьер непреодолим, так как деятельность теряет всякий смысл, и нет достаточной мотивации для ее выполнения. Так обстоит дело со многими видами человеческого труда.

И лишь в воспитании отказ от недостижимых, абстрактных, целей ведет к прагматизму, который никогда в истории воспитания не приносил достойных результатов.

Для поиска решения необходимо принимать во внимание эти структурные параметры цели воспитания. Одна из основных проблем, по-видимому, кроется именно в количественном и качественном соотношении абстрактного и конкретного в единой цели.

Помимо абстрактного и конкретного в структуре целей воспитания присутствует компонент, при помощи которого цель придает воспитанию направленность на оси «личность-общество». Этот важнейший аспект цели воспитания часто трактуется слишком односторонне и поэтому неверно.

Действительно, возможно предположить перекос на данной оси в ту ли иную сторону, заявив, что воспитание может служить, например, только средством развития личности, а интересы общества в этой связи будут попросту игнорироваться. Либо наоборот, возможно предположить существование цели воспитания, игнорирующей интересы личности.

Существование таких подходов в практике воспитания человеку постсоветского времени известны очень хорошо. Марксистская педагогика действительно во многом стремилась игнорировать интересы человека в ущерб обществу и идеологии. Из материалов XXVII съезда КПСС. Успешное решение задач ускорения социально-экономического развития страны партия связывает с повышением роли человеческого фактора.

В программе КПСС говорится, что надо обеспечить: «… дальнейшее упрочнение в сознании советских людей социалистической идеологии; полное утверждение моральных принципов социализма, духа коллективизма и товарищеской взаимопомощи …» Но сразу стоит сказать, что к педагогической науке это не имеет прямого отношения.

Марксизм – это не педагогика, которая всегда направляет свой изыскания, прежде всего, на поиск путей гармонизации отношений человека и общества, не стремясь к «переделыванию» ни человека, ни общества. Марксистская педагогика явление не научное, как и марксистская математика, марксистская физика и т.д.

Идеологическое влияние на науку возможно, но нельзя допускать, чтобы идеология в корне определяла цели воспитания. Так как многие из нас в большей или меньшей степени ощутили на себе влияние марксизма, поэтому мы посчитали важным осветить этот вопрос.

В своей работе. Вообще, равновесие на оси «человек-общество» на уровне целей достигается корректировкой в соответствии с динамикой развития общества. Общество в своем развитии постоянно как бы «обгоняет» воспитание и образование, подталкивает их к научному переосмыслению, а затем и к реформированию.

Задача педагогической деятельности на каждом этапе – установление соответствия воспитания уровню развития общества по всем основным и надстрочным направлениям и параметрам. Т.е.

цели, содержание, методы и формы педагогической деятельности зависят не только от потребностей, но и от возможностей общества, от условий, в которых протекает этот процесс.

  • Говоря, о цели, как компоненте педагогической деятельности сначала следует отметить основные компоненты педагогического процесса вообще:
  • -цель
  • -содержание
  • -формы
  • -методы

Управление целостным педагогическим процессом начинается с проектирования его целей и задач, которые всегда должны опираться на общие цели и потребности общества и личности.

Это еще раз подчеркивает важность цели, как компонента педагогической деятельности.

Задачи деятельности конкретизируются в тактических, стратегических и оперативных задачах образовательного, воспитательного и развивающего характера.

Еще более важно то, что цели закономерно определяют остальные элементы педагогического процесса – содержание, формы и методы деятельности преподавателя, воспитателя и воспитуемого. Содержание педагогического процесса должно максимально ориентироваться на поставленные задачи, как можно точнее решать их, не пропуская ни одну.

Если методы, формы и средства наилучшим образом будут доносить до сознания учеников суть содержания уроков, формировать у них необходимые умения и навыки, то рассматриваемая закономерная связь обеспечит желаемые результаты.

Содержание должно направлять педагогов и воспитуемых на такую деятельность, которая бы позволяла достигнуть главной цели педагогики.

Источник: https://mirznanii.com/a/173131/aspekty-tselepolaganiya-v-pedagogike

Ссылка на основную публикацию