Новое поколение студентов, глобальная конкуренция в сфере высшего образования, развитие электронного обучения – все это ведет к изменению парадигмы образования, к новому пониманию того как люди должны и могут учиться. Актуальная повестка для вуза включает ответы на следующие вопросы: как может университет помочь студентам учиться более эффективно? Как обеспечить компетенции, востребованные на рынке труда? Как помочь студентам приобрести практический опыт решения профессиональных задач? Новые модели обучения направлены на то, чтобы выявлять способности обучающихся и научить пользоваться ими, а не наполнять его знаниями, как сосуд водой. Нужно не только формировать навыки, но и понимать зачем и как люди учатся, окруженные различными увлекательными гаджетами. Т.е. главное сегодня — заинтересовать и мотивировать учащегося к учебе, к познанию нового, через убеждение и примеры (реальные истории) как образованный человек может влиять на свою судьбу и место в жизни.
Richard Miller (основатель и президент Olin college (США)): «получение знаний основано на следовании настроению и желанию, но нужно уметь сконцентрироваться и быть мотивированным – это основа новой модели получения знаний. Нужно учиться в группе с другими людьми, нужно уметь формулировать проблемы и находить их решение. Культура обучения и умение учиться гораздо более важны, чем собственно программа обучения».
Это высказывание подтверждает предположение о том, что современные модели, методики и образовательные технологии делают деятельность университета рациональной и формируют условия для продуктивной работы, но не изменяют контекста и вовлеченности студентов в образовательный процесс
Все более востребованным становится неформальное образование, которое люди получают вне институциональных структур, используя открытые образовательные ресурсы и платформы электронного обучения. Это ведет к новому пониманию роли университетского образования и включает следующие ожидания:
- конкуренция и развитие технологий будут содействовать тому, что через использование ООР массовое профессиональное образование станет более доступным;
- образование можно будет получать не в университетах, а в профессиональных сообществах, в том числе виртуальных;
- изменится парадигма того, как люди должны учиться;
- образование не должно быть зациклено только на тестах или контрольных;
- взамен соревновательности в новой парадигме образования должна быть очень высокая степень сотрудничества;
- обучение должно быть выстроено вокруг студента с усилением роли обратной связи с преподавателем;
- должна поощряться субъективность в восприятии учебного материала студентами;
- все больше образовательных инноваций связывают с edutainment — использованием игровых (развлекательных) технологий в образовательном процессе.
Ключевым моментом для понимания последствий перехода на электронное обучение является организация обучения – сокращается аудиторная, увеличивается индивидуальная нагрузка, студент больше работает самостоятельно, в электронной среде, взаимодействуя с другими студентами при участии преподавателя. Другие эффекты перехода на электронное обучение включают:
- Возможность организации процесса систематической проверки обученности — наращивания знаний (умений)
- Обеспечивается более эффективное управление (обновление, публикация) образовательных ресурсов, улучшается их доступность, гарантия повторного использования
- Уменьшается зависимость студента от преподавателя и снижаются психологические нагрузки на студентов и преподавателей в процессе взаимного общения
- Развитие индивидуальных способностей, самостоятельности, инициативности и ответственности студентов
- Переход от объяснительно-иллюстративной и репродуктивной методики обучения к рефлексивной модели, предполагающей усиление самостоятельной работы обучающихся, творчества, раскрытия индивидуальных особенностей при сохранении возможностей для коммуникации с другими обучающимися и преподавателем
Инновации в развитии образовательного процесса университета основаны на концепции «творческий класс» (детали на диаграмме). Учебная деятельность в творческом классе должна протекать в аутентичных контекстах (изучение подлинных задач и проблем) для реализации целенаправленного обучения.
Должно поощряться стремление обучающихся использовать ранее приобретенных знаний и критического мышления для развития как навыков эмоционального интеллекта (soft skills), так и профессиональных качеств (hard skills).
Информационные технологии предлагают беспрецедентные возможности для целенаправленного, аутентичного обучения, а информационные сервисы университета должны поддерживать как формальные, так и неформальные формы образования.
Преподаватели университета активно используют в образовательном процессе современные образовательные технологии.
Это помогает повышать качество обучения и эффективность образовательного процесса, создавать дополнительные конкурентные преимущества в условиях развития Интернет, зарождения нового стиля жизни и появления поколения «цифровых аборигенов», которые с юных лет сталкиваются с компьютерами и хотят учиться «по-новому», использовать в учебе смартфоны, планшеты, ноутбуки и ресурсы Интернет, играть активную роль в образовательном процессе и будущей профессиональной деятельности.
ВГУЭС предоставляет новому поколению своих студентов такие возможности, внедряя инновационные формы, методы и технологии обучения.
Смешанное обучение, «перевернутый» класс, использование массовых открытых онлайн-курсов (МООС), применение в кампусе университета концепции Bring Your Own Device (BYOD), кооперативное, проблемное, проектное обучение – эти и другие образовательные модели и технологии находятся в центре внимания преподавателей и специалистов университета и используются в образовательном процессе.
Электронное обучение
Электронное обучение – это обучение при помощи компьютера и современных информационных технологий. Благодаря электронному обучению студенты могут:
- получать знания в любом месте и в любое время;
- самостоятельно работать с учебными материалами на компьютере, планшете, телефоне;
- получать консультации, советы, оценки преподавателя в режиме онлайн;
- удаленно взаимодействовать с преподавателем и между собой посредством чатов, форумов и вебинаров.
Ключевые требования к реализации электронного обучения в университете: обучение должно быть персонализированным, основанном на мастерстве и интерактивным.
Персонализация необходима для удовлетворения уникальных потребностей каждого студента. Основное внимание должно быть акцентировано на мастерстве, чтобы создать условия для глубокого понимания учащимися концептуальных вопросов.
Интерактивные и групповые модели поощряются в обучении и совместных проектах.
Кроме того, технологии электронного обучения делают образование более доступным для людей с ограниченными возможностями здоровья.
В системе электронного обучения ВГУЭС преподаватели университета создают электронные курсы, содержащие современные электронные учебные материалы в формате гипертекста и мультимедиа (графическая наглядность, аудио, видео), в результате процесс усвоения новых знаний идет быстрее и проще. Благодаря интерактивным возможностям учебных материалов студенты эффективно осваивают и умения – с помощью виртуальных лабораторных практикумов и тренажеров.
Большой популярностью в образовательном процессе университета пользуются видеолекции, которые хранятся на специальном портале и обладают целым рядом достоинств. С помощью видеолекций можно в любое время повторить теоретический материал или изучить его, если по каким-то причинам не удалось посетить занятие.
Электронное обучение дает студентам университета следующие преимущества.
- Студенты имеют круглосуточный доступ к материалам электронных курсов и осваивают их в удобное время, в удобном месте, в своем темпе.
- В любое время и в любом месте доступны инструменты связи студента с преподавателем и студентов между собой.
- Имеется возможность обучаться по более гибкому графику, при этом студент имеет возможность выделять больше времени на работу или увлечения.
- Уменьшается зависимость студента от преподавателя, оценка результатов обучения становится более объективной, снижается психологическая напряженность при общении и испытаниях.
- При заочном обучении студенты получают возможность приобрести необходимые знания и умения в том же объеме, что и студенты очного отделения.
В использовании технологий электронного обучения заинтересованы и преподаватели, так как:
- преподаватель освобождается от рутины: трансляции знаний и контроля их усвоения;
- для представления содержания дисциплины в электронной среде преподаватель может использовать разнообразные средства (текст, гипертекст, мультимедиа, интерактивность);
- основное аудиторное время используется для объяснения наиболее трудных моментов дисциплины, для обучения с помощью активных и интерактивных методов, а освоение теоретического материала дисциплины сдвигается при этом в электронную среду;
- у студентов появляется возможность для более активного совместного обучения;
- увеличивается количество и качество взаимодействия участников образовательного процесса;
- в некоторых случаях у преподавателей появляется возможность работать удаленно, например, находясь в командировке.
Во ВГУЭС электронное обучение реализуется в следующих формах, которые отличаются друг от друга распределением работ между аудиторной и электронной компонентами и способами организации образовательного процесса:
- традиционное обучение с веб-поддержкой (web-facilitated learning, 1–30 % курса реализуется в сети; система электронного обучения используется для доставки студентам учебных материалов, с которыми они работают, в основном, самостоятельно);
- смешанное обучение (blended learning, 30–70 % курса реализуется в сети; обучение в аудитории сочетается с занятиями в сети);
- полное онлайн обучение (online learning, более 80 % курса в сети, зачастую совсем без очного взаимодействия).
Приоритетным для развития во ВГУЭС является электронное обучение в смешанной форме (в том числе в формате перевернутого класса), так как оно позволяет, с одной стороны, повысить качество очного и очно-заочного обучения и эффективность образовательного процесса, а с другой стороны – оптимизировать распределение временных затрат преподавателя, освободить его от части аудиторной нагрузки (в первую очередь, от части лекций) и высвободить до 30-50% его рабочего времени на занятие научной и методической работой.
Смешанное обучение и перевернутый класс
- По мнению специалистов, смешанное обучение обладает наибольшим потенциалом с точки зрения повышения качества образования и эффективности образовательного процесса, однако оно практически не используется в российских вузах, в отличие от вузов Европы и США.
- Обучение по дисциплине в смешанной форме проводится как традиционно, в аудитории, так и с использованием технологий электронного обучения, в системе электронного обечения, а образовательный процесс, спроектированный и организованный в такой форме, сочетает в себе лучшие черты обоих подходов и, во многом, лишен их недостатков.
- Одной из наиболее перспективных моделей смешанного обучения является «перевёрнутый класс», сущность которого заключается в перестановке ключевых компонентов образовательного процесса.
Родоначальниками модели «перевернутого класса» стали американские учителя химии Аарон Самс и Джонатан Бергманн, которые в 2004 г. придумали сам термин «перевернутый класс» (flipped classroom), а также разработали и первыми апробировали соответствующую технологию.
Педагоги заметили, что у учащихся гораздо большие трудности вызывает выполнение практических заданий, чем освоение теоретического материала. Кроме того, учащиеся часто пропускали занятия по болезни, из-за участия в конкурсах, спортивных соревнованиях и по другим уважительным причинам.
Источник: http://vvsu.ru/education/resources/e-learning/
WeStudy
Возможность быстро и просто |
Какие задачи решает We.Study?
Быстрый ввод в работу новых сотрудников
Автоматизируйте процесс адаптации и развития сотрудников. Больше не нужно искать презентации и примеры звонков в компьютере для каждого нового сотрудника. Все учебные материалы быстро и без лишних настроек объединяются в учебную программу, руководителю доступна аналитика по процессу обучения. Подробнее
Монетизация знаний без операционных издержек
Запускайте свои онлайн-курс буквально «за минуты» благодаря возможностям We.Study. Проверка, оценка и корректировка ценностного предложения еще до запуска курса, понимание своей аудитории и адаптация контента под ее требования к обучению, встроенная система монетизации курсов.
Обучение и развитие клиентов
Обучайте потенциальных и новых пользователей продуктам и лучшим практикам использования сервисов компании, рассказывайте существующим пользователям о новых возможностях.
Обучение партнеров, дилеров, франчайзи
Чем лучше партнер знает о продуктах и услугах компании, тем успешнее его бизнес и тем дольше он будет работать с вами. Оптимизируйте расходы на обучение и развитие с помощью простых и удобных инструментов We.Study.
Поддержка знаний сотрудников в актуальном состоянии
We.Study позволяет каждому сотруднику организации поделиться знаниями. Больше не нужно ждать, когда освободятся ресурсы отдела обучения, эксперт может создать свою учебную программу, объединив контент, вебинары, офлайн мероприятия и тестирование, и распространить ее среди сотрудников компании.
ВИРТУАЛЬНЫЙ УЧЕБНЫЙ ЦЕНТР — ЭТО:Запуск обучения «за минуты»Интуитивно понятный браузерный редактор курсов с поддержкой всех типов файлов, сконвертированных записей вебинаров, роликов YouTube/Vimeo, досок RealtimeBoard и SCORM курсов позволяет создать свою учебную программу и начать процесс обучения любому сотруднику организации без изучения инструкций.
Вовлекайте участников в процесс обучения за счет разнообразных типов занятий. Контент, вебинары, очные встречи, SCORM-курсы, инструменты оценки знаний и домашние задания в единой структуре курса со сквозной аналитикой
ВИРТУАЛЬНЫЙ УЧЕБНЫЙ ЦЕНТР — ЭТО:
Детальная статистика по курсам, урокам для анализа успеваемостиДетальная информация по участнику покажет, кто действительно усвоил материалы, а кто просто пролистывает презентации и записи проведенных вебинаровАвтоматическая оценка сложности тестов и качества внесенных изменений для максимально эффективных заданий для постоянного улучшения контента
ВИРТУАЛЬНЫЙ УЧЕБНЫЙ ЦЕНТР — ЭТО:
Возможность постоянно повышать эффективность учебных программ
Учитесь где бы вы ни были. Просмотр уроков, презентаций, видео и выполнение тестовых заданий доступно прямо из мобильного браузера
ВИРТУАЛЬНЫЙ УЧЕБНЫЙ ЦЕНТР — ЭТО:
Обучение с любого устройства
Мобильное приложение для участия в вебинарах с наивысшим рейтингом среди аналогичных приложений
Источник: https://we.study/
Цель обучения в вузе
Вернуться в раздел Юридическое образование. Как стать успешным юристом?
Вуз – это не только следование порядку обучения, предложенному высшим учебным заведением. Это множество шансов для своего развития: конкурсы, стажировки и гранты, дополнительные дисциплины по выбору.
Выбор огромен, и использовать все возможности у студента просто не хватит времени.
Поэтому прежде чем бросать все силы на участие в каком-либо конкурсе или программе, советуем сначала для себя понять, зачем это нужно.
В первую очередь студенту будет полезно спросить себя: «Для чего я учусь здесь?» Внутренне важно понимать свою цель, конкретизировать ее (к примеру, поставить цель получить «красный» диплом, пройти стажировку у адвоката), чтобы знать в какую сторону двигаться. Даже можно написать эту цель на бумаге и повесить на видном месте или начать вести дневник саморазвития.
Как правило, основной целью студента является получение знаний, умений и навыков достаточных для дальнейшего устройства на высокооплачиваемую работу юристом той или иной специализации. При этом ориентиром являются конкретно те знания, умения и навыки, которые перечислены в Стандарте образования бакалавра.
После определения цели, необходимо поставить перед собой задачи.
Например, получать только высшие баллы по своей специальности, посещать дополнительно курсы, кружки, выбрать предмет, который ведет определенный преподаватель, заранее определиться с темой диплома, пройти учебную практику в какой-то конкретной организации.
При этом не стоит забывать и о теоретических дисциплинах, поскольку для юриста успех в практической деятельности напрямую зависит от его знания теории права. К тому же, перестав посещать такие занятия, студент рискует оказаться отчисленным, и уже ни о какой блестящей карьере не может идти и речи.
Поэтому правильная постановка цели — не только важный момент обучения в вузе, но и ключ к рациональной расстановке приоритетов и распределению собственных сил. Ведь именно в стенах вуза начинается планирование карьеры юриста, и от того, насколько разумно студент подойдет к данному вопросу зависит его будущее.
Данный материал подготовлен на основе материалов книги Саблина Максима Тимуровича «Карьера юриста». Подробнее об авторе можно узнать здесь.
- Это может быть интересно:
- Как правильно ставить цели?
- Планирование карьеры
- Дневник саморазвития
- Стипендиальные программы и гранты
- Участие в конкурсах
- Курсы, кружки и дополнительные занятия
- Стажировка в иностранных вузах
- Как не оказаться отчисленным
Источник: https://moeobrazovanie.ru/cel_obucheniya_v_vuze.html
Особенности, цели и задачи дистанционного образования — Научные статьи студентов — Сидоров Сергей Владимирович
Сразу после этого материала находятся ссылки на другие, близкие по теме. Посмотреть Сидоров Сергей Владимирович
кандидат педагогических наук, доцент
Мокшев Дмитрий Петрович
студент 2 курса факультета Истории и права
Шадринский государственный педагогический институт
Что такое дистанционное образование? Н.В. Монахов пишет о том, что дистанционное обучение – это некая форма получения образования, использующая в процессе обучения лучшие традиционные и современные методы, а также средства обучения, основанные на современных компьютерных технологиях [4]. А.А. Андреев [1] среди главных отличительных черт дистанционного образования, раскрывающих его потенциал, выделяет следующие: — гибкость (ученики занимаются в подходящее для них время, в удобном месте и ритме); — модульность (позволяет из определенного спектра независимых научных дисциплин составлять индивидуальный план, отвечающий образовательным нуждам обучающихся); — параллельность (дистанционное образование может проходить без отрыва от работы); — дальность действия (обучающийся может находиться сколь угодно далеко от места обучения, но качество обучения – при условии хорошей связи – от этого не страдает); — территориальный охват (сеть услуг дистанционного обучения может покрывать огромные территории, а значит, число обучающихся критическим не является); — рентабельность (дистанционное образование экономически выгоднее традиционного: экономия на содержании учебных и вспомогательных помещений, транспортных расходах; при дистанционном доступе к электронным библиотекам экономятся ресурсы на обеспечения обучающихся учебными пособиями и т.д.).
Цели дистанционного образования можно сформулировать следующим образом:
1) введение в процесс учебы новейших образовательных технологий и создание посредством этого современного образовательного пространства; 2) стимулирование самостоятельной поисковой работы обучающихся, направляемой преподавателями; 3) постепенный переход от репродуктивного обучения к более современному: креативному [5].
Для достижения данных целей изначально дистанционное обучения должно решить ряд основополагающих задач. В достаточно общем виде их можно сформулировать следующим образом.
Сертификация знаний. В режиме дистанционного обучения сертификация знаний проводится с помощью отправки учащемуся контрольных тестов и измерительных материалов в электронном виде. Раньше проблемой было установить достоверность того, что задание выполнено самим учеником, без помощи других людей. Теперь эта проблема решена с помощью новых средств связи (типа Skype – программы интернет-телефонии с возможностями видеозвонков и видеоконференций). Благодаря им контроль знаний можно проводить в режиме реального времени, в том числе – в процессе общения преподавателя с обучающимся «с глазу на глаз». Организация обратной связи с учащимся. Эта задача важна для своевременной корректировки преподавателем учебного процесса [3].
Управление учебным процессом – это одна из самых сложных задач дистанционного обучения. Она включает в себя синхронизацию всей учебной деятельности, набор групп учеников, дозирование нагрузки между педагогами, выдачу различных сертификатов и другую организационную деятельность. Эта задача выполнима при помощи современных технологий.
Источник: https://si-sv.com/publ/6-1-0-164
Как правильно определить цели и задачи онлайн-курса
Прежде чем верстать свой первый курс, стоит выполнить несколько предстартовых дел: определить цели и задачи обучения, изучить аудиторию и не только.
Почему важно делать все «по науке»? Банальная уверенность в том, что вы знаете ответы на все вопросы, может сыграть злую шутку.
В итоге может оказаться, что сотрудники и так знают то, чему учит курс. Или, наоборот, тренинг изобилует новой, но, увы, бесполезной информацией. Значит работа сделана зря.
Как итог: череда утомительных переделок, доделок и нервотрепки. Переделывая курс вы тратите время, силы, деньги.
В этом уроке мы вместе с экспертами из сферы eLearning разберем, на чем заострить внимание, прежде чем «отжигать» в редакторе курсов.
Шаг 1. Определите цель
Для чего вы создаете курс? Правильный ответ на вопрос — уже половина успеха.
«Понимать» и «знать» — не цели тренинга. Любой компании важно, чтобы сотрудник не просто что-то «понимал» или «знал», а использовал полученные навыки и добивался конкретного результата.
К примеру, в iSpring мы учим менеджеров по продажам работать с программами компании. Важно, чтобы они смогли рассказать клиенту о преимуществе наших продуктов перед конкурентами. И продавали, продавали, продавали — вот конечная цель обучения.
«Сформулировать цель просто: ответьте на вопрос: «Что сотрудник должен делать после обучения?» Из ответа станет понятно, какой результат вы ждете. Это поможет определить структуру курса, понять, нужны ли практические задания или лучше сделать упор на текстовую информацию».
Тема для курса может быть одна, а цели разные.
Пример №1: вы собираетесь обучить продавцов продуктам компании. Тогда ответ на вопрос звучит так: «Сотрудник должен повысить продажи в два раза». Структура курса следующая:
- Теоретический блок с аналитической информацией: чем ваш продукт выгодно отличается от конкурентов, как выглядит портрет потенциального клиента.
- Практика: тест и тренажер, на котором можно отработать диалоги с покупателем или работу с возражениями.
Пример №2: вы обучаете продукту сотрудника отдела кадров. Здесь цель иная: «Сотрудник должен грамотно рассказать кандидату о компании и о том, чем она занимается». Тогда в курсе больше «рекламной» информации. При ее помощи кадровик сможет убедить нового сотрудника присоединиться к команде. В качестве практики — диалоги с потенциальными соискателями.
Итог: несмотря на то, что оба курса о продуктах компании, они кардинально отличаются по оформлению, информации, практической части и цели.
«Увеличить объем продаж на 10% — это бизнес-цель. Важно также сформировать учебную — чему нужно научить продавцов, чтобы они чаще заключали выгодные сделки. Например, сотрудники должны грамотно обрабатывать возражения клиента, точно описать функции и преимущества продуктов компании — это учебная цель».
Чтобы концентрация пользы в будущем курсе зашкаливала, учебную цель раздробите на более мелкие — чему сотрудник должен научиться после конкретного раздела в курсе, после конкретного задания и слайда. В дальнейшем это поможет не сбиться с пути.
«Каждый объект на слайде — картинка, текст, видео — должны преследовать конкретную цель. Иначе размещать их в курсе не имеет смысла. Распишите на бумаге все те подцели, которые нужно проработать в учебном курсе. Каждая из них станет ступенькой к достижению главной задачи. Это называется декомпозицией цели».
Пример декомпозиции цели курса по продажам:
- Цель-максимум — повысить продажи на 10%;
- Цель-минимум №1 — сотрудник должен научиться заключать сделки с клиентов;
- Цель-минимум №2 — сотрудник умеет работать с возражениями;
- Цель-минимум №3 — сотрудник способен собрать информацию о клиентах и их потребностях;
- Цель-минимум №4 — сотрудник может точно описать все функции и преимущества продукта.
«Подцелей может быть 10, 20, 30. Чтобы все структурировать, лучше записать их на бумаге или создать mindmap».
Итоги шага 1:
- Вы сформулировали бизнес- и учебную цели.
- Провели декомпозицию целей.
Шаг 2. Изучите целевую аудиторию
На этом этапе главное — понять, кого именно и в каких условиях вы будете обучать.
Скажем, ваши сотрудники предпочитают учиться с мобильных устройств в нерабочее время. А ваш курс адаптирован под мобильные? Если нет, то результат обучения будет почти нулевым.
Учитывайте и уровень знаний сотрудников. На вводном курсе о банковском деле опытные менеджеры станут зевать со скуки. А новичкам будет сложно воспринять то, что профи усвоят сходу.
«Изучая целевую аудиторию, обратите внимание на следующие параметры: средний возраст, соотношение женщин и мужчин в группе, глубина знаний по теме, уровень владения ПК. К примеру, если «студентам» старше 35 лет, то курс будет более строгим в оформлении. Если обучающимся 25 и чуть выше, тренинг можно сделать «молодежнее»: добавить геймификацию, использовать броскую анимацию и т.д.».
Чтобы больше узнать о целевой аудитории, в компании Tele2 делают выгрузку из системы дистанционного обучения. Она дает крупные «штрихи», по которым видно возраст, пол, образование и другие данные.
«Есть и другой вариант: спросить у эксперта, который отвечает за тему. Обычно у него есть более-менее сложившейся образ ЦА. Также помогают опросы: через обратную связь по готовым курсам можно понять, что необходимо изменить в будущих тренингах».
Уделите отдельное внимание мотивации. Хотят ли люди учиться? Считают ли тренинг полезным? Если нет, то в начале курса нужно объяснить, как новые знания упростят сотрудникам жизнь. Просто сказать «это важно» — не достаточно.
Нелишне изучить условия обучения. Сотрудники откроют курс с рабочего компьютера или планшета? Смогут ли включить звук? Сколько выделят времени на обучение?
К примеру, целевая аудитория — это рабочие промышленного предприятия. Им дается час на то, чтобы пройти курс. Обучение они проходят по очереди в компьютерном классе на старом ПК без колонок и наушников.
«В таком случае видео и закадрового голоса в курсе быть не должно. Упор лучше сделать на визуализации: материал такого курса должен быть ярким, основные мысли надо выделить, чтобы запоминались сразу. Теоретическая часть не должна занимать больше 20 минут. Нужно оставить достаточно времени, чтобы сотрудник мог подумать над тестом».
Итоги шага 2:
- У вас есть достоверная информация о целевой аудитории.
- Вы знаете в каких условиях и на какой технике будет проходить обучение.
- Вы определили мотивацию сотрудников.
Шаг 3. Сформулируйте задачу обучения
Чему именно вы хотите научить? Чтобы сформулировать задачу, нарисуйте на листе прямую.
Точка «А» — то, что есть сейчас. Под ней можно написать, что сотрудники делают не так, чего не умеют.
Точка «Б» — что должно быть. Каким навыкам сотрудники должны обучиться и что должно измениться в результате.
«Задачи – это шаги от точки А к точке Б. Это все та же декомпозиция. Чтобы рабочий станка, вдвое быстрее точил детали, нужно обучить его культуре производства, нужно рассказать ему как лучше обращаться со станком, ознакомить с инструкцией».
Когда задача поставлена, ответьте себе на ряд вопросов: как можно этому научить? Какая нужна практика, чтобы освоить тему? Что пригодится из теории? Можно ли этому вообще научить?
К примеру, в компании решили: сотрудники должны бросить курить. Электронный курс не поможет, каким бы красочным и увлекательным не был. Здесь больше подойдут различные мотиваторы, реклама здорового образа жизни, личный пример руководства
Если вы знаете задачи, будет проще определиться с типом электронного тренинга.
Эксперты из сферы eLearning выделяют три основных типа курсов:
Информационные курсы. Основная цель — проинформировать сотрудников. Такой тип подойдет, если нужно познакомить персонал с новым продуктом или обновленной документацией. Упор делайте на броские цепляющие тексты и красочное оформление. Тренажеры или игры — лишняя трата времени. Если хочется интерактива, поставьте в конце небольшой тест, чтобы закрепить пройденный материал.
Тренинговый курс. Основная цель — обучить новому навыку. В таком курсе минимум теории, больше кейсов и практики: диалоговые тренажеры, тесты, интерактивные игры по теме. Большой плюс, если курс будет пронизан историей с четкой сюжетной линией. Это усилит интерес к обучению.
Мотивационные курсы. Основная цель — побудить сотрудников изменить подход к работе или отношение к чему-либо. В таком курсе теория органично переплетена с практикой. В уроке можно использовать игры, тесты, диалоги.
Определиться с типом будет гораздо проще, если вы знаете «срок жизни» курса. Тренинг на знания продукта, который быстро пропадет из ассортимента компании, не стоит наделять особы сюжетом или геймификацией, ведь использовать его будут недолго.
«При разработке курса обратите внимание на размер целевой аудитории и важность темы. К примеру, нужно обучить 20 человек по теме «Введение в искусство коммуникации». Тогда не стоит делать дорогой и сложный курс. Это неэффективно».
Это не значит, что курс для скромной группы сотрудников можно делать плохо. Каждый тренинг должен быть аккуратным и практичным. Однако нужно разумно подходить к вопросу инвестиций.
Итоги шага 3:
- Вы сформулировали задачу обучения.
- Определили, какой тип курса нужен.
Шаг 4. Подготовьте материалы
Если вы эксперт в своей области, то собрать материал для курса — не проблема.Сложнее, если вы не «варитесь» в теме.
Лучшее решение в таком случае — найти эксперта в компании. Вы уже знаете свою аудиторию, цели и задачи, тип курса и можете предоставить всю информацию специалисту. Так ему будет проще понять, какой материал выбрать для тренинга:
- если это информационный курс — побольше текстовой информации с описанием продуктов, выдержками из стандартов или инструкций;
- если это практический курс — больше кейсов, примеров из личного опыта для диалогового тренажера, материалов для памяток и чек-листов.
«У нас задачу на разработку курса часто ставят внутренние специалисты — менеджеры по продукту, например. Как правило, у них уже есть какая-то презентация по теме. Перед разработкой уточните у эксперта, что в курсе критически важно. Так вы поймете, как расставить акценты, что иллюстрировать, где делать проверочные задания».
Представим ситуацию: у вас есть несколько презентаций по теме от эксперта. Вы решаете сконвертировать их в электронный курс, украсив тестом. eLearning так не работает. В электронном обучении нет тренера и одноклассников. Ваш слушатель остается наедине с курсом. Он должен освоить материал без посторонней помощи.
«Когда слушатель сидит за ноутбуком, очень велико искушение поставить курс на паузу, обновить страницу в соцсети или посмотреть смешное видео на YouTube. Обязательно учитывайте это. Материал должен быть не только полезным, но и увлекательным».
Больше — не всегда лучше. Потому материала в курсе не должно быть много. 400 слайдов тяжело будет перепроверить даже вам как редактору. А каково сотруднику, который должен их изучить?
«20 слайдов — уже много. Чтобы «разгрузить» курс, оставьте на слайдах только главное — то, что сотрудник использует, как только пройдет обучение. Всю потенциально интересную информацию может озвучить диктор за кадром».
Итоги шага 4:
- Вы подготовили все материалы для курса.
- Собрали примеры и кейсы для практических заданий.
В следующем уроке мы расскажем, как вовлечь в работу над курсом предметных экспертов, чтобы в срок получить необходимую информацию и обратную связь.
Если вам понравилась статья, дайте нам знать — нажмите кнопку Поделиться.
А если у вас есть идеи как можно улучшить текст — расскажите нам. Мы будем рады доработать материал!
← Список уроков Следующий урок →
Источник: https://www.iSpring.ru/elearning-insights/tseli-i-zadachi-kursa
Цели обучения
В условиях непрерывного образования цели обучения в учреждении профессионального образования определяются социально- экономическими задачами, стоящими перед современным обществом.
Являясь одним из факторов экономического и социального прогресса, современное профессиональное образование должно быть нацелено на обеспечение самоопределения студента, создание условий для развития и самореализации личности в социальной и профессиональной сферах жизнедеятельности, интеграции ее в системы, мировой и национальной культур.
Таким образом, целевая направленность обучения определяется теми ведущими функциями, которые выполняет среднее профессиональное образование в целостной системе непрерывного образования.
Процесс целеполагания необходимо рассматривать как сложную, системную деятельность преподавателя по выстраиванию целой иерархии целей: от наиболее обобщенных, диктуемых общими требованиями к подготовке профессионала, — через цели обучения по данной специальности, профессии, определяемые требованиями к личности специалиста данного профиля, — к целям обучения по конкретной дисциплине.
Цель — идеально предвосхищаемый результат деятельности.
Следовательно, цели обучения на разных уровнях должны задаваться и определяться конечными результатами обучения: овладением студентом профессиональной деятельностью, становлением его как субъекта данной деятельности и социальной жизни.
Цели обучения в профессиональном учебном заведении выстраиваются на основе модели специалиста как обобщенной характеристики, включающей в себя определенный объем и структуру профессиональных и социально-психологических качеств, знаний и умений, которыми должен овладеть выпускник как профессионал и член общества [61, с. 20]. Личностно-деятельностный подход к построению модели специалиста проявляется в отражении в ней двух сторон готовности к профессиональной деятельности: функциональной (деятельностной) и личностной. Поэтому целеполагание па уровне моделирования включает два этапа:
построение модели деятельности специалиста (описание ви- дов профессиональной деятельности, сферы и структуры профессиональной деятельности, ситуации данной деятельности и способы их решения, типовые профессиональные задачи и функции и т.д.);
определение на этой основе модели личности специалиста, в которую включаются необходимые качества и свойства, знания и умения работника.
Системный характер деятельности современного специалиста, сочетающей в себе не только предметно-инструментальную, но и духовную, культурную сторону, определяет необходимость отражения в модели специалиста как определенного уровня профессиональной компетенции (овладение системой общенаучных, профессиональных знаний и способов деятельности), так и социокультурной (присвоение системы общечеловеческих и профессиональных целей, ценностей, идеалов) и психологической (определенный уровень творческого, интеллектуального развития, стиль деятельности и общения и т.д.). Таким образом, модель специалиста задает следующие ведущие функции обучения, отражающиеся в его целях: обучающую; развивающую; воспитывающую.
Обучающая функция заключается в формировании общей, профессиональной и социальной компетентности студента на основе усвоения им в процессе обучения системы научных знаний, формирования профессиональных умений и навыков.
Система знаний формируется по каждой дидактической единице учебного материала в соответствии с требованиями стандарта образования к уровню подготовки специалиста.
Результатом реализации данной функции является овладение студентами научными основами производства, сознательное применение данных знаний в конкретных условиях профессиональной деятельности — в типовых, измененных и новых ситуациях, формирование общенаучных и специальных алгоритмизированных и творческих умений. Осуществление обучающей функции предопределяет становление личности специалиста, его умственное, физическое и духовное развитие в процессе обучения.
Развивающая функция обучения проявляется в его направленности на развитие интеллектуальной, эмоциональной и физической сферы личности студента в процессе познания, решения учебных задач, управления своей учебной деятельностью (в целеполагании, рефлексии).
В процессе обучения у специалиста среднего звена должны быть развиты способности к творческому мышлению, к прогнозированию и рефлексии, сформированы основные психологические механизмы самообразования, саморазвития и самоопределения.
Особенностью реализации развивающей функции становится постановка и решение в процессе обучения специальным дисциплинам развивающих задач, ориентация на организацию учебной деятельности студентов на основе наиболее эффективных с точки зрения их интеллектуальной и творческой активности теорий и технологий: теории поэтапного формирования умственных действий (П.Я. Гальперин), проблемного обучения (А. Н. Матюшкин, М. И. Махмутов), теории учебной деятельности и развивающего обучения (В. В. Давыдов, Д. Б. Эльконин).
Воспитывающая функция заключается в реализации воспитательного потенциала процесса обучения, направленного на социализацию и профессионализацию личности специалиста, становление его как носителя общей и профессиональной культуры.
Воспитанность человека определяется прежде всего системой его отношений к миру и к самому себе, проявляющихся в ценностных ориентациях, установках, взглядах, мировоззрении, а следовательно, в потребностях и интересах, целях и мотивах деятельности.
Реализация воспитывающей функции предполагает усвоение, освоение и присвоение (интериоризацию) студентом системы общечеловеческих и профессиональных ценностей, норм, идеалов, целей, которое осуществляется не столько путем их трансляции, сколько в процессе решения системы учебных задач в специально организованных условиях взаимодействия и сотрудничества преподавателя и студентов, студентов между собой, обеспечивающих развитие духовных и социально значимых потребностей и мотивов в процессе перехода от коллективной к индивидуальным формам учебной деятельности [76]. Таким образом, воспитательная функция обучения обеспечивает социализацию и профессионализацию личности специалиста, а также реализацию культурногуманистической функции образования.
Вышеозначенные функции обучения находят отражение в постановке преподавателем триединой цели обучения: дидактической, развивающей и воспитательной.
Необходимо обратить внимание на то, что традиционная трактовка первой из них как образовательной не соответствует современным представлениям о сущности понятия «образование», которое не сводится к научению.
По существу, все три цели обеспечивают реализацию образовательной цели обучения.
Таким образом, модель специалиста должна содержать в себе требования к уровню компетентности (обученности), к уровню развития и воспитанности студента.
На современном этапе развития профессионального образования модель деятельности и личности специалиста задается профессионально-квалификационной характеристикой, содержащейся в государственных образовательных стандартах среднего профессионального образования, разработанных для каждой специальности.
В них описаны основные виды деятельности специалиста, а также необходимые для их выполнения знания, умения и навыки, которыми должен владеть выпускник.
Данные требования предполагают определенные уровни социокультурной и психологической компетенции студентов, но, к сожалению, не указывают конкретно на те личностные и психические свойства, которые должны быть развиты и сформированы у выпускников, что значительно затрудняет для преподавателей процесс целеобразования.
На основе содержащихся в стандарте требований формулируются общегосударственные цели, а затем цели конкретного учреждения образования и цели обучения конкретной дисциплины. Существующая иерархия целей предполагает их соподчинение — соотнесение последующих с предыдущими.
Реализация ведущих функций и целей профессионального образования зависит от каждого педагога, от определения им места своей дисциплине в целостном процессе становления личности профессионала.
Процесс целеполагания, осуществляемый педагогом при планировании обучения по своей дисциплине, включает следующие шаги:
формулирование целей обучения данной дисциплине на основе требований стандарта в учетом специфики дисциплины и ее места в профессиональной подготовке;
конкретизация целей обучения с учетом особенностей учебной группы, конкретных условий, средств и способов достижения;
определение целей обучения по разделам, темам курса, модулям и т.д.;
планирование целей конкретного занятия, разложение их на микроцели (задачи) каждого этапа.
Выстроенная иерархия целей и задач позволяет обеспечить системный характер процесса обучения и значительно повышает его эффективность.
Источник: https://studfile.net/preview/2523854/page:14/
Студентам
Начиная с 2014 года, МАИ принимает участие в конкурсах проектов по дополнительной подготовке студентов-целевиков в рамках программы «Новые кадры ОПК». В числе реализуемых проектов — два направлены на получение дополнительных компетенций студентами, обучающимися по кафедре «Проектирование вертолетов».
- Целевая подготовка специалистов
- в области проектирования конструкций из композиционных материалов
- для предприятий, входящих в холдинг «Вертолеты России»
- Задачей проекта является получение студентами:
- знаний в области истории развития конструкции из полимерных композиционных материалов (ПКМ), областей их применения на винтокрылых летательных аппаратах и тенденций развития в современном авиастроении;
- практических навыков в области проектирования и расчета на прочность конструкции из ПКМ агрегатов вертолёта как аналитическими, так и численными методами, принципов работы программного обеспечения.
Знания, полученные студентами, помогут им научиться разрабатывать технические и рабочие проекты авиационных конструкций из ПКМ в соответствии с заданными требованиями и условиями эксплуатации.
В реализации образовательного модуля принимают участие как преподаватели МАИ, так и специалисты организаций-партнеров.
№ п/п | Фамилия, И., О. |
|
Раздел образовательного модуля |
ФГБОУ ВО «Московский авиационный институт» | |||
1. | Артамонов Б.Л. | доцент, к.т.н. | Руководитель направления работы, организация мероприятий по проекту, составление отчетной документации. |
2. | Резниченко В.И. | доцент, к.т.н. | Композиционные материалы и их применение в авиации. Технологии изготовления элементов конструкции вертолета из ПКМ |
3. | Кондрашов В.З. | доцент, к.т.н. | Инновационные технологии изготовления элементов конструкции вертолета из ПКМ |
4. | Башаров Е.А. | доцент, к.т.н. | Применение ПКМ в конструкции вертолетов. Инженерные методы расчета на прочность конструкций из ПКМ |
5. | Переверзев В.Н. | доцент, к.т.н. | |
6. | Мойзых Е.И. | старший преподаватель | Конструирование и расчет на прочность деталей и узлов из ПКМ с использованием системы твердотельного моделирования NX.5 |
АО «Московский вертолетный завод им. М.Л.Миля» | |||
7. | Бондаренко В.С. | вед. конструктор | Опыт АО «МВЗ им. М.Л.Миля» в создании конструкций вертолетов из ПКМ |
8. | Болотин В.З. | начальник отделения ЭИК | Методы статических и динамических испытаний элементов конструкции вертолета, выполненных из ПКМ |
9. | Герасимов Н.Н.- | начальник отдела испытаний | |
10. | Щетинин Ю.С. | главный технолог ОЗ | Технологическая база МВЗ им. М.Л.Миля для изготовления элементов конструкции вертолета из ПКМ |
ОАО «КАМОВ» | |||
11. | Селеменев С.В. | начальник отдела | Опыт АО «Камов» в создании конструкций вертолетов из композиционных материалов |
12. | Гроссман Г.Б | начальник цеха ПКМ | Технологическая база фирмы КАМОВ для изготовления элементов конструкции вертолета из ПКМ |
Студентам читаются 2 цикла лекций:
1) «Современные ПКМ и их применения в конструкции вертолетов» (доц. Резниченко В.И.)
2) «Технологии изготовления элементов конструкции вертолета из ПКМ» (доц. Кондрашов В.З.) Освоение студентами современных программных продуктов по конструированию и расчету на прочность авиационных конструкций из ПКМ организовано в компьютерном классе, расположенном на учебной площадке в НЦВ . Студенты самостоятельно конструируют изделия и анализируют напряжения и запасы прочности в условия нагружения конструкции. Для студентов 5 курса – участников проекта проводятся обзорные экскурсия по участкам опытного производства АО «МВЗ им. М.Л.Миля» и АО «Камов», связанным с изготовлением элементов конструкции вертолета из ПКМ : лопастей несущего винта перспективного скоростного вертолета, капотов силовой установки, обтекателей антенн и др. Особое внимание уделяется методам испытаний изделий из ПКМ на участках экспериментально-исследовательского комплекса, подтверждающих ресурс изготовленных изделий в условиях реального спектра нагрузок Для юридического оформления полученных компетенций все студенты участники проекта приказом по институту зачисляются слушателями Института повышения квалификации и профессиональной переподготовки МАИ и получают удостоверения о краткосрочном повышении квалификации объемом 80 часов по направлению «Инновационные технологии проектирования, прочностного анализа, изготовления и испытания элементов конструкции вертолета, выполненных из композиционных материалов» .
- Целевая подготовка специалистов в области аддитивных технологий
- для предприятий, входящих в холдинг «Вертолеты России»
- Задачей проекта является получение студентами знаний в области:
- · физических основ аддитивных технологий; форм и методов их реализации;
- · характеристик имеющегося оборудования;
- · материалов, применяемых для аддитивных технологий;
- · особенностей проектирования деталей и сборочных единиц, которые предполагается изготавливать с помощью аддитивных технологий.
- Рассматриваются особенности прототипирования деталей и сборочных единиц на базе SLS- и SLM-технологий, технологий с применением жидких полимеров и металлических порошков.
- В реализации образовательного модуля принимают участие сотрудники различных кафедр МАИ.
№ п/п | Фамилия, И., О. |
|
Раздел образовательного модуля |
1 | Артамонов Б.Л. | доцент, к.т.н., кафедра 102 | Руководитель направления работы, организация мероприятий по проекту, составление отчетной документации |
2 | Рипецкий А.В. | доцент, к.т.н. кафедра 904 | Аддитивные технологии. Основные понятия, термины, определения. Прототипирование деталей и сборочных единиц на базе SLS- и SLM-технологий |
3 | Астапов А. Н. | доцент кафедры 903, к.т.н. | |
4 | Зеленов С. В. | инженер НИО-9, к.т.н. | |
5 | Ситников С.А |
|
Материалы, применяемые для аддитивных технологий |
6 | Васильев Ф.В. | доцент кафедра 307 | Особенности проектирования деталей и сборочных единиц |
7 | Васильев С.Л. | доцент, к.т.н. кафедра 104 | Методы неразрушающего контроля деталей, изготовленных с применением аддитивных технологий |
8 | Ионов А.В. | ассистент, к.т.н. кафедра 205 | Аддитивные технологии с применением жидких полимеров. Аддитивные технологии в технологических процессах предприятий |
9 | Талахов К.А. | аспирант, кафедра 205 | Технология изготовления деталей из жидких полимеров |
В течение весеннего семестра 2016 — 2017 учебного года по программе образовательного модуля были проведены занятия на учебно-лабораторной базе аддитивных технологий кафедры 904 «Инженерная графика». Подготовлены типовые варианты учебных заданий, которые должны быть выполнены студентами в результате освоения образовательного модуля.
Студенты — участники проекта в своих дипломных работах должны, используя полученные знания, разработать конструкции деталей и узлов вертолета, при изготовлении которых целесообразно применение аддитивных технологий.
Так, например, студентка А. Петушкова разработала проект оптимизированного по массе кронштейна подвески стабилизатора к хвостовой балке одновинтового вертолета (рис.
15), который может быть изготовлен на 3D-принтере по металлу.
Источник: https://mai.ru/education/avia/102_student/