Король Артур и рыцари круглого стола, мудрый волшебник Мерлин, сказочные эльфы из толкиновского «Властелина колец», все эти хорошо знакомые нам полулегендарные персонажи на самом деле пришли в современную массовую культуру прямиком из древнего кельтского фольклора. В те далекие времена, когда на юге Европы, в Средиземноморье пышным цветом расцвели античные цивилизации Греции и Рима, на севере Европы жил загадочный народ кельтов. Загадочный во многом благодаря тому, что обладая развитой культурой, богатой мифологией, интересными традициями, не оставил после себя никаких письменных свидетельств. Все что мы знаем про кельтов из письменных источников – это в основном труды древнеримских историков, которые не могут быть объективными в силу того факта что римляне и кельты частенько воевали, да и сами кельты виделись римлянами этакими дикарями, варварами, которых нужно непременно завоевать и «цивилизовать».
Где жили кельты
В момент расцвета своей цивилизации древние кельты жили на обширных европейских территориях, занимая современные Ирландию, Англию, Францию, Бельгию, часть Германии и Австрии.
Карта расселения кельтов.
Впрочем, будучи любителями к странствиям, некоторые кельтские племена забредали даже в Малую Азию, были на Балканах и в Испании.
Что касается нашей страны Украины, то есть гипотеза, согласно которой кельты жили в Карпатах и в частности наши гуцулы являются отдаленными потомками кельтов.
Но это всего лишь гипотеза, предположение, прямых доказательств того, что гуцулы, это потомки кельтов – нет. А вот современные ирландцы, шотландцы, бретонцы, валлийцы – действительно являются далекими потомками тех самых древних кельтов.
Происхождение кельтов
Прежде всего, стоит заметить, что само название этого народа «кельты» не является правдивым.
Так их называли древние греки, римляне же называли их галлами, что значит «петухи», вероятно из-за воинственного нрава свойственного кельтам, дескать, такие драчливые как петухи.
Как же кельты называли сами себя мы, к сожалению, не знаем, так как письменности у них не были, и никаких письменных источников о самих себе они не оставили.
Также мы не знаем и точного места появления кельтов на исторической сцене.
В первые кельты упоминаются в трудах «отца истории» Геродота, согласно ему, они жили в верховьях Дуная, и соседствовали с кинетами, крайним западным племенем, по мнению греков.
Однако археологические данные говорят нам, что уже в V веке до н. е. кельты населяли обширную территорию, от Англии и до верховьев Дуная, где же был источник появления кельтской цивилизации, увы, доподлинно не известно.
История кельтов
На протяжении всей своей истории кельтская цивилизация как будто соперничала с античной, в лице древнего Рима. Причем соперничала, порой, весьма успешно, так когда Рим только набирал силу, кельты вторглись в северную Италию, одержали ряд блестящих побед и даже осадили «вечный город».
И его бы они захватили и разграбили, если бы не гуси, согласно легенде кельты решили предпринять ночной штурм, когда римская стража уснула. Но нежеланных гостей заметили гуси из храма богини Весты и подняли такой шум, что весь город был на ногах, готовый отбить атаку. Отсюда пошла поговорка «Гуси Рим спасли».
Хотя, скорее всего это просто поэтическая легенда.
Но вернемся к кельтам, помимо Италии они вторгались и на Балканы, и на территорию древней Греции, и в Малую Азию, так например царь Вифинии (современной Турции) Никомед І нанял большое войско кельтов-галатов для войн с местными кочевниками. А Александр Македонский выступая в свой знаменитый поход на Персию, заключил с кельтами так званый договор о ненападении, таким образом, обезопасив свой тыл, так как набеги кельтов на территорию Греции были вполне реальными.
Тем временем Рим набирал свою силу и мощь, подчинив себе всю Италию, он начал внешнюю экспансию, и вот уже римские войска вторгаются на кельтские земли, завоевав сначала Галлию (современную Францию), а затем и Британию. Успешно теснят римские легионеры и кельтские племена на Дунае и Балканах.
Почему же кельты не смогли отразить римское вторжение и в результате оказались завоеванными римлянами, ведь они всегда были храбрыми и отважными воинами, владели при этом значительными территориями, пользовались большим влиянием в Европе того времени? Наверное, все дело в отсутствии единства и дисциплины, живя от Британии до Балкан, обладая общей культурой, религией, традициями, обрядами, обычаями кельты так и не смогли создать единого централизованного государства. Кельты были разобщены, в то время как римляне наоборот, создали сильное централизованное государство. Также и в воинском деле, да кельты были сильными и храбрыми воинами, но, как и другие варварские племена ничего не смогли сделать против слаженного римского легиона.
Кельты против римлян.
Завоеванные римлянами кельты постепенно переняли их культуру, обычаи, научились письменности, позже многие из них сами вступали на римскую службу. Разумеется, порой случались и восстания кельтов против римского владычества, самым большим таким восстанием было восстание в Галлии в 54 году до н. е.
под предводительством галльского вождя Верцингетрикса. Подавить это восстание удалось талантливому римскому военачальнику и будущему римскому императору Юлию Цезарю. Именно он сломил окончательное сопротивление кельтов, помимо Галлии завоевав еще и Британию.
С этих пор кельтская цивилизация навсегда сошла с исторической сцены.
Культура кельтов
Хотя кельты и не оставили нам о себе письменных источников, тем не менее мы многое знаем о культуре древних кельтов из многочисленных археологических находок по всей Европе. В частности мы знаем, что:
- Кельты одними из первых научились получать железо и сталь.
- Кельты первыми научились получать медь, ртуть, свинец и олово с глубокозалегающих месторождений.
- Повозки кельтов под лошадиную упряжку были лучшими в древнем мире.
- Кельты первыми начали добычу золота на альпийских реках.
Это лишь малая часть исторических фактов про кельтов, полученная благодаря археологии. Также мы знаем, что кельты были умелыми архитекторами: например, только на территории современной Баварии кельты воздвигли 250 культовых храмов и основали восемь больших городов. В частности именно кельтами были основаны такие известные современные города как Париж, Турин и Будапешт.
https://www.youtube.com/watch?v=5zwnq6eZMnU
А самым знаменитым памятником архитектуры кельтов является, конечно же знаменитый Стоунхендж в Англии.
Ученые до сих пор спорят о назначении этого грандиозного сооружения. А тот факт, что положения камней Стоунхенджа можно увязать с астрономическими явлениями говорит о глубоком познании древних кельтов в астрономии, а некоторые ученые даже считают, что сам Стоунхендж был не только храмом, но и гигантской обсерваторией.
Теперь дадим слово римским историкам и хронистам, по их описанию все кельты были прирожденными всадниками, их женщины отличались щегольством, они сбривали брови, носили узкие пояса.
Женщины в кельтском обществе пользовались большой свободой, в частности они легко могли добиться развода и даже забрать свое приданное у мужа.
Мужчины носили усы и золотые кольца на шее, а женщины браслеты на ногах.
Интересный факт: у кельтов был закон, согласно которому все должны быть худыми, и кому не налезал стандартный пояс, того штрафовали за полноту. Поэтому во избежание штрафа все усиленно занимались спортом.
Во главе же кельтского общества стояли особенные люди – друиды, которые были не просто жрецами – священнослужителями в кельтском обществе, а выполняли и множество других важных общественных функций, в частности они были:
- лекарями, так как отлично знались на разных лекарственных травах,
- судьями, решая споры между рядовыми членами общины,
- учителями для тех, кто собирался сам стать в будущем друидом,
- историками, точнее хранителями древних сказаний, легенд, историй о прошлом. Вся информация передавалось устно, поэтому друиды должны были обладать очень хорошей памятью.
Кельтские друиды.
Как мы писали выше, у кельтов не было единого государства, максимум они создавали племенные союзы, во главе же каждого племени стоял вождь. Но власть вождя не была абсолютной, в своих решениях вожди кельтов часто советовались с друидами, и бывало так, что последнее слово было за друидами, которые в определенных вопросах обладали даже большей властью, нежели вожди.
В целом комический образ кельтов весьма весело передан в старом добром французском мультике «Астериск и Обелиск».
Искусство кельтов
Наверняка многие произведения кельтского искусства не сохранились до наших дней.
Но по тем вещам, которые сохранились, мы можем смело утверждать, что кельты были весьма умелыми по части художественного орнамента на металле.
Нанесения орнамента на металлические изделия осуществлялось гравировкой, а позднее стали изготавливаться рельефные изображения. В самих орнаментах кельтов преобладают геометрические, растительные и зооморфные элементы.
Обратная сторона британского бронзового зеркала с кельтским орнаментом.
В скульптуре кельтов было сильное влияние античного искусства, хотя встречаются и самобытные кельтские произведения.
Камень из поселка Хилтон-оф-Кадбол.
Религия кельтов
У кельтов была своя языческая религия, множество богов которым они поклонялись, богатая мифология. Правда, мифология кельтов в отличие от древнегреческой мифологии увы далеко не такая раскрученная и популярная, но от этого она не менее интересная.
Среди богов кельтского пантеона можно отметить таких персонажей как:
- Луг – бог-покровитель ремесел и искусств. В том числе и искусства войны, поэтому его именем кельты называли многие военные крепости, например французский город Лион, также основанный кельтами, в древности носил название Лугундун – Крепость Луга.
- Таранис – бог-громовержец, покровитель природных стихий: ветров, бурь, грозы, дождя. Изображался с молотом в руках, во многом похож на нашего славянского бога Перуна.
- Цернун – бог-покровитель лесного царства, деревьев и всех растений и животных.
- Бригита – женская богиня любви, плодородия и врачевания, кельты верили, что именно Бригита помогает женщинам во время родов.
Помимо богов кельты почитали и некоторые растения, например вечнозеленый кустарник омелу, которая считалась священной. Друиды, считая свойства омелы чудодейственными, срезали ее специальным золотым серпом в строго определенное астрономическое время, чтобы затем использовать ее при определенных очистительных церемониях.
Очень интересными были верования кельтов о загробном мире, в частности они подобно индусам верили в реинкарнацию, перерождение души после смерти в другом теле. Но согласно кельтской религии, душа перерождается не сразу, а попадает в загробное царство, некие райские острова, где предается райскому блаженству, пока вновь не родится в нашем материальном мире.
Интересные факты о кельтах
- Всем известный праздник Хэллоуин на самом деле имеет кельтские корни, его оригинальное кельтское название – Самайн (или Самхайн или Саван). Согласно верованиям кельтов в этот день 31 октября приоткрываются двери между миром живых и миром мертвых. С приходом христианства этот праздник приобрел христианскую окраску, его стали называть «днем всех святых» (All Hallows eve), а традиция ходить на кладбища, вспоминать умерших родственников идет из кельтских поверий.
- Поминки у кельтов разительно отличаются от оных у других народов, если обычно на поминках принято плакать, то у кельтов все было с точностью до наоборот, на поминках они неистово веселились, празднуя возвращения души умершего в загробное царство, где его ожидает райское блаженство. В наше время интересная традиция веселиться на поминках сохранилась у ирландцев – потомков кельтов.
- Плач новорожденных младенцев кельты также весьма интересно объясняли в соответствии со своими верованиями о загробной жизни, дескать, они плачут по утраченному потустороннему миру и тому райскому блаженству, в котором они пребывали после смерти до момента своего нового рождения – реинкарнации.
- Кельты верили в существования разных магических существ, эльфов, троллей, гномов. Теперь вы знаете, откуда английский писатель и лингвист Джон Толкиен брал идеи для своих произведений. Правда толкиновские эльфы и эльфы в кельтских верованиях разумеется, имеют множество отличий. То же касается гномов, троллей и прочих гоблинов.
Кельты, видео
И напоследок предлагаем вам посмотреть интересный документальный фильм о кельтах.
При написании статьи старался сделать ее максимально интересной, полезной и качественной. Буду благодарен за любую обратную связь и конструктивную критику в виде комментариев к статье. Также Ваше пожелание/вопрос/предложение можете написать на мою почту pavelchaika1983@gmail.com или в Фейсбук, с уважением автор.
Источник: https://travel-in-time.org/puteshestviya-vo-vremeni/drevnie-keltyi-zagadochnyiy-narod/
Кельты и Древний Рим
О кельтских народах мы знаем благодаря грекам и римлянам. Кельты выглядят в их описаниях не слишком привлекательно. Это понятно, учитывая что для античных цивилизаций кельты были варварами, которые нападали на их города, грабили и сжигали. Между тем это был очень интересный и разносторонний народ со своей уникальной культурой.
Кельты оставили в истории Европы огромный след. Изначально они жили на землях современной Франции. Потом им стало тесно, и они расселились на огромной территории — от Ирландии, Шотландии и Уэльса на западе до Испании и Италии на юге, а также до Чехии и Венгрии на востоке. На севере они дошли до современной Германии и Польши.
Однако если бы на рубеже эр кто-то попытался найти кельтов, то обнаружил бы, что такого народа нет. А есть племена галлов, галатов, гельветов, белгов, арвернов, бойев, сенонов, битуригов, вольков… Самыми известными из континентальных кельтов были галаты и галлы.
Жертвы вражеской пропаганды
В Грецию кельты вторглись в 279 году до нашей эры. При Фермопилах они были разбиты греками под предводительством Калиппа, но это не остановило варваров. В том же году кельтский вождь Бренн чуть не разграбил храм Аполлона в Дельфах.
Говорят, что святилище спасла гроза, разразившаяся, едва Бренн подошел к храму. Он счел это дурным предзнаменованием и повернул обратно.
Это событие знаменательно еще и тем, что в столкновении с кельтами у Дельф погиб некий афинский юноша по имени Кидий.
Сам он особо ничем не прославился, но на его могиле осталась надпись, в которой кельты впервые названы галатами. Галаты основали в Малой Азии и на Дунае несколько своих государств. Такие города, как столица нынешней Турции Анкара и сербский Белград, стоят на месте бывших кельтских поселений. Однако в конце концов все эти государства были покорены Римом.
Именно благодаря римлянам мы и знаем большинство сведений о древних кельтах. А Однако это не означает, что те были дикарями, не имевшими письменности и не помнившими своего прошлого. Наоборот, кельты — народ с чрезвычайно богатой и сложной культурой. Но от них до нас не дошло никаких письменных источников.
Дело в том, что друиды, могущественные жрецы древних кельтов, прямо запрещали записывать любые важные сведения о религии и культуре. Вся мифология и описания обрядов передавались исключительно из уст в уста.
Так они оберегали свои секреты от посторонних. Поэтому для тех же римлян кельты оставались народом-загадкой. Таинственным и оттого пугающим.
Возможно, именно поэтому Рим так настойчиво пытался покорить их и насадить среди кельтских племен романизированную культуру.
Тем не менее кое-что нам известно. Кельты имели свою собственную, довольно сложную религию, в которой присутствовало около 300 богов. Правда, лишь 20-30 из них являлись общекельтскими, в остальных верили только отдельные племена. Самые известные боги — это Луг, которого римляне отождествляли со своим Меркурием, Таранис — бог-громовержец и богиня-мать по имени Эпона.
Фигурка Тараниса
Друиды, хранители кельтских тайн, представляли собой закрытую касту. Свои таинственные обряды они творили в дубовых рощах, не возводя храмов или капищ.
Слухи приписывали им самые разнообразные способности, вплоть до магических. Известно, что особую ценность для друидов имели ветви омелы. Это растение использовали как для лечения, так и для гаданий. Но не всякая омела годилась друидам.
Подходящее растение тщательно выбирали, затем срезали золотым серпом и приносили в жертву быков. Из добытой по всем правилам омелы, кроме всего прочего, получалось самое действенное противоядие. Вожди кельтов боялись и уважали друидов.
Слово жрецов было законом.
Римляне же в своих рассказах приписывали друидам большую кровожадность.
Именно в римских источниках описывается жестокий обычай человеческих жертвоприношений. Людей, предназначенных в жертву богам, якобы заключали в клетку, сплетенную из ивовых прутьев, а потом сжигали заживо. Современная археология не подтверждает эти рассказы. Но римляне в них верили, а потому кельты вызывали у них страх и отвращение.
Страшные противники
Вторая группа наиболее известных кельтских племен — галлы. Так их назвали римляне, а страну, где те жили, соответственно, окрестили Галлией. На нее римляне долго посматривали с большим интересом.
Очень уж лакомым кусочком были богатые земли кельтов для римлян.
Римляне выделяли в Галлии несколько областей — Трансальпийскую Галлию, которая располагалась за Альпами, и Цизальпийскую, которая находилась с их стороны гор.
Эту, самую ближнюю часть Галлии римляне делили еще на две части — по эту и по ту сторону реки Пад. Эта река стала первым рубежом, который наметил для завоеваний Рим. И к 222 году до нашей эры он почти осуществил задуманное. Но тут началась Вторая Пуническая война, и римляне на время оставили кельтов в покое.
Галлы воспользовались передышкой и построили для защиты своей территории укрепленные поселения. Они были окружены массивными стенами из каменных блоков. Подписав мирный договор с Карфагеном, римляне вернулись к завоеванию Галлии, и обнаружили, что «варвары» не собираются так просто сдаваться.
Война шла около 30 лет, однако в итоге вся Цизальпийская Галлия оказалась под властью Рима и стала провинцией с центром в Медиолане (будущий Милан). Римляне назвали новую провинцию Галлия Тогата, поскольку ее жители, как и римляне, имели право носить тоги, чего остальным галлам делать не разрешалось.
Годы войны с галлами многому научили римлян. Прежде всего тому, что таких противников стоит принимать всерьез. Кельты шли в бой с дикой яростью, не боясь кидаться на сомкнутый строй легионеров. Зачастую они воевали без доспехов, обнаженными. В бой шли, обмазавшись синей краской и покрыв тела татуировками.
Кстати, многие символы кельтских орнаментов, которые они изображали на своих телах, дожили до наших дней. Например, трискель — символическое изображение трех бегущих ног, «растущих» из одной точки. Оно символизировало бег времени и вращение небесных светил. Впрочем, использовали трискель не только кельты, но и греки и даже этруски.
Для того чтобы подчеркнуть варварство своих врагов, римляне сочиняли про кельтов множество страшных историй. Вплоть до того, что они занимаются каннибализмом. Увы, но некоторые шокирующие подробности были правдой. Например, кельты отрубали побежденным врагам головы, вываривали их в кедровом масле и хранили у себя дома. Это был самый ценный трофей для воинов.
Последнее восстание
Помимо римлян, постоянными врагами кельтов были германцы — народы более грубые и жестокие, с которыми было трудно договориться.
Часть кельтских племен считала, что лучше не сражаться с германцами, а переселиться подальше от них.
Так, кельтское племя гельветов в 60-х годах до нашей эры снялось со своих земель в районе современной Швейцарии и пошло в римскую провинцию Нарбонская Галлия (юг современной Франции).
Римляне восприняли это довольно напряженно. Гай Юлий Цезарь, который был в это время наместником в галльских провинциях, расценил это как желание гельветов объединить всех кельтов в союз против Рима.
Так что Цезарь отказал гельветам в их просьбе. В 58 году до нашей эры кельты решили прорываться, несмотря на запрет. Но римляне нагнали, атаковали и разбили их. Так началась знаменитая Галльская война.
На следующий год после победы над гельветами Цезарь взялся за белгов. И осенью 57 года до нашей эры он отправил в Сенат донесение о подчинении большей части Галлии. Однако галлов такое положение дел не устраивало, и несколько следующих лет на присоединенных землях вспыхивали восстания.
В конце 54 года до нашей эры восстали племена белгов, и римлянам пришлось вводить дополнительные войска, чтобы подавить выступление. В 52 году до нашей эры восстание начали карнуты, и вскоре оно переросло во всеобщее. В отличие от предыдущих, у этого галльского восстания уже был единый лидер — Верцингеториг из племени арвернов.
Цезарь описывал его как жесткого и талантливого полководца. И основания были -в июне 52 года до нашей эры при Герговии войска Верцингеторига одержали победу над римлянами. Кельты старались избегать больших сражений и нападали на обозы и отдельные отряды Цезаря, не оставляли на его пути никаких поселений, где римляне могли бы отдохнуть и пополнить запасы провизии.
Так продолжалось долго, пока Цезарь не дошел до опорного пункта кельтов — Алезии — и не осадил город.
Когда запасы еды закончились, Верцингеториг приказал вывести из города множество женщин, детей и стариков. Он надеялся что вот-вот подойдет подкрепление и поможет снять осаду.
Увы, подкрепление хоть и пришло, но было разбито римскими войсками. Верцингеториг объявил, что сдается, и сложил оружие к ногам Цезаря.
Драгоценная победа
В Риме в честь этой победы были устроены двадцатидневные торжественные молитвы богам. Цезарю понадобилось еще два года, чтобы окончательно подчинить Трансальпийскую Галлию. Зато в итоге Римская республика приобрела примерно 500 тысяч квадратных километров территории, на которой проживало несколько миллионов человек. А сам Цезарь невероятно разбогател.
Известно, что золото после продажи захваченных им галльских драгоценностей упало в цене на 25%. Ведь кельты были не только жестокими воинами, но и очень искусными мастерами. Они довольно активно добывали золото. Но не для того, чтобы торговать им с греками или римлянами. А для того, чтобы делать удивительно красивые вещи, украшенные затейливыми орнаментами.
Рукоятки мечей, чаши, браслеты, ожерелья, застежки — все, что выходило из рук кельтских мастеров, было настоящим сокровищем. Даже римляне с их тонким вкусом не могли не признать исключительность этих «варварских поделок». Галльские трофеи помогли Цезарю в дальнейшем победить своих врагов в гражданской войне и получить титул императора.
Завоевания Цезаря обрушили на Рим настоящий золотой поток. На покоренных им землях, прежде всего в северных отрогах Пиренеев, располагалось не менее 400 золотых рудников. Перед римским завоеванием там ежегодно добывались сотни тонн золота. В I веке нашей эры римский полководец Гней Юлий Агрикола сообщал:
«С Испанией граничит Галлия, ручьи и реки которой наносят в долины золотой песок. В Аквитании тарбеллеры, жившие по берегам морского залива, принадлежавшего Галлии, с очень небольшой глубины добывали золотые самородки такой величины, что их не нужно было переплавлять…»
А что же галлы? Они получили римские права и постепенно были романизированы. Уже при императоре Августе были завоеваны кельтские земли по Верхнему Дунаю и в Северной Испании, подчинена Галатия, а при Клавдии -значительная часть Британии. Единственным оплотом кельтов остались острова — Ирландия и Шотландия.
Сторожевые гуси
За сто лет до вторжения галлов в Грецию, в 390 году до нашей эры галльский вождь, которого также звали Бренн, собрал войска и двинул на Рим. Римское войско вышло ему навстречу, уверенное в быстрой своей победе. Встретились противники на берегу небольшой речки Аллии, впадающей в Тибр несколько севернее Рима. Там 18 июля 390 года до нашей эры и произошла позорная для римлян битва.
Галлы одержали победу, а остатки римлян бежали и укрылись на Капитолии. Покинуть город отказались только старейшины из числа сенаторов.
Они решили, что честь превыше жизни, и встретили галлов, неподвижно восседая в своих креслах на Форуме. Пораженные галлы сначала подумали, что это статуи, а не живые люди.
Один из захватчиков не утерпел и дернул «статую» за бороду. В ответ старик-сенатор огрел его посохом.
В мгновение ока героические старейшины были перебиты. Варвары беспрепятственно разграбили и сожгли Рим. Только Капитолий не смогли взять и начали осаду. Римлянам нечего было есть, но они кидались хлебом в галлов, чтобы продемонстрировать силу духа. Бренн понял, что измором их не возьмешь, и предпринял ночную вылазку. По отвесной скале воины полезли в лагерь римлян.
Ни часовой, ни собаки не услышали их. Вероятно, римлян перерезали бы во сне, но тут громко загоготали и захлопали крыльями гуси, которые жили в храме богини Юноны. Они перебудили всех, и римляне отбили нападение. А ведь если бы атака удалась, то, возможно, вся мировая история пошла бы по другому пути. Ведь никакого великого Древнего Рима в ней попросту не было бы.
Но изменить историю галлам не удалось. Они покинули город после того, как им был выплачен огромный выкуп. Но вождь Бренн все же вошел в историю.
Когда римляне взвешивали золото для выкупа, он демонстративно бросил на чашу, в дополнение к выставленным гирям, свой тяжелый железный меч.
Римляне возмутились: как же так, ведь это нечестно! «Горе побежденным!» — твердо ответил вождь галлов. И эта фраза стала крылатой.
Источник: http://oursociety.ru/publ/drevnie_civilizacii/kelty_i_drevnij_rim/6-1-0-57
Галлы, готы и гунны: краткий путеводитель
Галлы
— Фильмы про Астерикса и Обеликса — это о галлах. У половины вождей имена заканчивались на -икс.
— Они кельты. Но старинные.
— Противостояли римлянам. Набегали на греков.
— Торговали с римлянами и греками.
— Французы считают их своими предками.
— Рогатый шлем — это у них. Но до сих пор никто не знает, зачем его создали. Галлы носили шлемы без рогов.
— Друиды — это тоже у них. И друидессы.
— И барды.
— И бог с оленьими рогами.
— Завоевали часть нынешней Турции. Но тогда там жили греки.
— Священное животное: конь, любимое оружие: длинный меч и длинный щит.
— Любили двадцатеричную систему счисления.
Женщины галлов играли заметную роль и в обществе, и во внешней политике. — Красили волосы, носили широкие клетчатые брюки, фасонили по полной.
— Латынь и галльский были похожи больше, чем можно представить.
— Из-за этого Цезарю приходилось писать приказы на греческом, когда он боялся, что галлы могут увидеть послание.
— Оставили после себя много керамики и «рыжеволосые гены» в Греции и Турции.
— Чеканили собственные монеты.
— До появления денег стоимость всего на свете рассчитывали в рабынях.
— Могли дать в долг под обещание вернуть на том свете.
— Любили делать всё красиво. Терпеть не могли симметрию.
— Создали древнейшие в Европе соляные копи. И вообще соли у них было завались. По тем временам это было шикарно.
— Славились изысканной кухней.
— Первые европейцы, разъезжавшие на двухколёсных повозках.
— Думали, что камень годится только на скульптуры, а дома строили деревянные.
— Оставили множество каменных быков и каменных мужчин с двумя лицами.
— Ремесленники и кузнецы выдавали товары, качеством не уступающие римским, греческим и египетским. Галлы ковали железо, дули стекло, в общем, умели буквально всё.
— Римляне считали, что галлы ужасно галдят и очень вспыльчивы.
— Только галльская женщина могла усмирить галльского мужчину.
— Кстати, римляне считали, что галльские женщин ещё страшнее в драке и в бою, чем их мужчины, и предостерегали друг друга сражаться с галлами, когда к тем на помощь пришли жёны.
— Галлы считали женщин более справедливыми, беспристрастными и рассудительными, и женщины постоянно высказывались на общих собраниях. Существовали женщины-правительницы и женщины-судьи.
— Клали в могилы колесо.
Готы тоже много воевали с римлянами.
Готы
— Не имеют отношения к готическому шрифту, готическим соборам и готической музыке.
— Древнегерманские племена.
— Пришли в Европу со Скандинавского полуострова.
— Нанимались к римлянам на службу. В самом Риме была большая диаспора готов.
— Дошли до Чёрного моря.
— Набегали на греков. Набегали на римлян. Хотели набежать на Африку, но помешала погода.
— Создали своё государство там, где теперь Украина, хотя скифы были против.
— Бежали оттуда от гуннов.
— Воевали с арабами. Проиграли им Испанию.
— Завоевали всю Италию за долги по зарплате войскам.
— Половина имён вождей и королей заканчивается на -их.
— Западные готы стали предками испанцев, восточные — итальянцев.
— В славянских языках есть слова готского корня: хлеб, котёл, блюдо, купить, сиять, чехол, хлев, буква и другие.
— Упоминаются в «Слове о полку Игореве».
— Любили симметрию. Быстро начали одеваться под римлян.
— Приняли христианство в четвёртом веке. Поэтому, разрушая Рим, не тронули храмов.
— Разбивали статуи императоров не потому, что были варварами, а из идеологических соображений.
— Вынесли из Рима все найденные книги назло римлянам. Сами почти не умели читать.
— А напали они на римлян после погромов, в ходе которых римские солдаты в самом Риме грабили и убивали готов, включая женщин и детей.
Гунны тоже были на *г*, но радикально отличались от галлов и готов.
Гунны
— Атилла — их вождь.
— Кочевали по степям, которые потом станут монгольскими.
— Были смесью восточноазиатов и центральноазиатов.
— Образовали державу от Манчжурии до Памира.
— Любимое оружие: дальнобойный лук для стрельбы из седла.
— Набегали на Китай.
— Когда Китай мощно набежал в ответ, гунны были разбиты на четыре части, и одна из них двинулась к Волге. Это положило начало Великому переселению народов.
— Дань гуннам едой и воинами платили булгары и предки славян.
— Чингисхан считал себя преемником правителей гуннов.
— Разграбили Грецию, Италию и половину Галлии (то есть — галлов).
— Хоронили вождей в просторных гробницах.
— Избегали входить в дома, потому что те казались им похожими на гробницы.
— Но стали строить немного при Атилле.
— Жили в кибитках.
— Держали женщин в жалком положении. Атилла даже не знал, кто из жён его отца — его мать.
— Мужчины гуннов почти весь день проводили верхом, даже ели, дремали и справляли нужду с лошадиной спины.
— Любили сырое мясо и выпивку.
— Возили с собой серебряных идолов.
— В знак траура наносили себе раны.
— Наводили ужас, которого не смогли навести готы (хотя иногда старались). Легко различить можно и великие народы другого континента. Ацтеки, майя, инки: Быстрый гид, который научит их различать. Лилит Мазикина.
[источник]
Источник: https://ekabu.ru/187555-gally-goty-i-gunny-kratkiy-putevoditel.html
Священник Василий Куценко. Вера и дела: Галатия и галаты / Православие.Ru
Послание к Галатам можно назвать одним из самых эмоциональных текстов Нового Завета. Апостол Павел практически не скрывает своего негодования, и даже дважды называет адресатов послания несмысленными (см.: Гал. 3, 1, 3). За что? На это у апостола были основания.
Нужно сказать о том, что Галатия была в древности обширной областью, центром которой являлся греческий город Анкира. Сейчас это Анкара, современная столица Турции. Народы, населявшие эти территории, назывались галатами (отсюда и название местности). Интересно то, что галаты находятся в родстве с европейскими народами — кельтами и галлами (населяли территории современных Франции, Северной Италии, Бельгии, Германии), а в Галатию пришли с Балканского полуострова. Вот этим европейским переселенцам и проповедовал апостол.
Апостол Павел сообщает о том, что он лично проповедовал галатам, хотя и был в немощи плоти (Гал. 4, 13), то есть болен. Но именно в болезни он познал любовь тех, кому проповедовал.
Галаты приняли его какАнгела Божия, и даже больше — как Христа Иисуса (Гал. 4, 14). Может показаться странным, что апостол Павел сравнивает себя со Христом.
На самом деле, в этих словах нет ничего странного, но о смысле этого сравнения подробнее будет сказано ниже.
Далее апостол пишет, что галаты настолько прониклись любовью и заботой к нему, что если бы возможно было, исторгли бы очи свои и отдали мне (Гал. 4, 15). Но происходит нечто, что заставляет апостола Павла изменить (не навсегда) мнение о галатах.
Что произошло?
Апостол не дает подробных описаний причин конфликта. Но даже из кратких замечаний в первой главе можно сделать вывод о том, что после того, как апостол Павел покинул Галатийскую область, пришли некие проповедники, смущающие и желающие «превратить» (то есть извратить) благовествование Христово (Гал. 1, 7).
Галаты же, как бы забыв о Павловой проповеди, принимают иное благовествование(ср.: Гал. 1, 6). Апостол Павел высказывается об этом однозначно: если бы даже… Ангел с неба стал благовествовать вам не то, что мы благовествовали вам, да будет анафема.
Как прежде мы сказали, так и теперь еще говорю: кто благовествует вам не то, что вы приняли, да будет анафема (Гал. 1, 8–9). Это не означает того, что апостол отвергает любое другое благовествование, кроме своего собственного. Вовсе нет. Он выступает против проповеди, уводящей людей от Христа.
Иное благовествование заключалось в требовании соблюдения постановлений Моисеева закона, в частности — принятия обрезания и соблюдения пищевых запретов. По сути, пришедшие в Галатию проповедники учили о том, что недостаточно просто поверить во Христа, как в Спасителя.
Чтобы стать частью народа Божия, необходимо принять обрезание крайней плоти (в качестве символа отсечения страстей и знака принадлежности к избранному Богом народу), а также соблюдать постановления относительно пищи. Но апостола Павла возмутил не сам факт подобной проповеди, а факт принятия галатами подобных идей.
Не случайно апостол желает галатам мира от Бога Отца и Господа нашего Иисуса Христа, Который отдал Себя Самого за грехи наши, чтобы избавить нас от настоящего лукавого века, по воле Бога и Отца нашего (Гал. 1, 3–4) и говорит о том, что они были призваны благодатью Христовою (Гал. 1, 6).
Вдруг оказалось, что страданий и смерти Господа Иисуса Христа как бы недостаточно для спасения человека. Недостаточно и благодати Божией, призывающей и освящающей. Необходимо обрезаться. Апостол Павел дает подробное обоснование своей позиции.
Он доказывает, что спасение возможно по вере в Господа Иисуса Христа, и дела закона (то есть постановления закона Моисеева) уже не играют для спасения какойлибо роли.
Спасение верой
Апостол Павел приводит шесть (хотя это деление довольно условно) обоснований своей позиции. Во‑первых, он напоминает галатам, что пред ними предначертан был Иисус Христос, [как] [бы] у вас распятый(Гал. 3, 1), и спрашивает: Через дела ли закона вы получили Духа или через наставление в вере? (Гал.
3, 2) Во‑вторых, Павел свидетельствует, что Бог, содействовавший Петру в апостольстве у обрезанных, содействовал и мне (Павлу в проповеди) у язычников (необрезанных) (Гал. 2, 8).
Затем, в качестве третьего обоснования, апостол Павел приводит в пример Авраама, которой поверил Богу, и это вменилось ему в праведность (Гал. 3, 6). И Аврааму даны были обетования и семени его. Не сказано: и потомкам, как бы о многих, но как об одном: и семени твоему, которое есть Христос (Гал.
3, 16). Видимо, под семенем Авраама сторонники соблюдения обрезания понимали именно израильский народ. Апостол Павел опровергает подобное понимание, указывая, что речь идет о Христе.
Здесь можно вспомнить слова Самого Христа о потомках Авраама, обращенные к фарисеям и саддукеям — гордившимся происхождением от Авраама: Не думайте говорить в себе: «отец у нас Авраам», ибо говорю вам, что Бог может из камней сих воздвигнуть детей Аврааму (Мф. 3, 9).
Четвертый аргумент апостола Павла указывает на всеобщую греховность: Писание всех заключило под грехом, дабы обетование верующим дано было по вере в Иисуса Христа (Гал. 3, 22).
Цель же Моисеева закона заключалась в подготовке народа ко встрече с обещанным Богом Спасителем: Закон был для нас детоводителем ко Христу, дабы нам оправдаться верою; по пришествии же веры, мы уже не под руководством детоводителя.
Ибо все вы сыны Божии по вере во Христа Иисуса; все вы, во Христа крестившиеся, во Христа облеклись. Нет уже Иудея, ни язычника; нет раба, ни свободного; нет мужеского пола, ни женского: ибо все вы одно во Христе Иисусе. Если же вы Христовы, то вы семя Авраамово и по обетованию наследники (Гал. 3, 24–29).
Во Христе все обретают равную благодать и праведность, вне зависимости от происхождения, социального положения, различия полов. Поэтому и нет необходимости в чем-то дополнительном. Господь Иисус Христос каждому дарует спасение.
Пятый аргумент апостола Павла звучит как вопрос: Познав Бога, или, лучше, получив познание от Бога, для чего (вы, галаты) возвращаетесь опять к немощным и бедным вещественным началам и хотите еще снова поработить себя им? (Гал.
4, 9) То есть, получив Божественную истину о спасении всех во Христе, галаты, принимая иное благовествование о необходимости обрезания, отказываются от спасительной благодати, возлагая надежду на внешнее действие, думая спастись через него.
Апостол даже опасается — не напрасной ли была его проповедь среди них? (см.: Гал. 3, 11)
В последнем аргументе апостол Павел вновь возвращается к Аврааму и его вере. Видимо, сторонники обрезания тоже ссылались на пример Авраама, Сарры и Агари (см.: Быт. 16, 1–16). Для них Агарь — служанка Сары — была символом язычников.
И только потомки Авраама от законной жены Сарры (иудеи) могли считаться истинным народом Божиим. Апостол отвергает подобное объяснение.
Агарь — не символ язычников, не знавших обрезания и законного рождения, но символ — рабства закону, символ земного Иерусалима: Авраам имел двух сынов, одного от рабы, а другого от свободной. Но который от рабы, тот рожден по плоти; а который от свободной, тот по обетованию. В этом есть иносказание.
Это два завета: один от горы Синайской, рождающий в рабство, который есть Агарь, ибо Агарь означает гору Синай в Аравии и соответствует нынешнему Иерусалиму, потому что он с детьми своими в рабстве; а вышний Иерусалим свободен: он — матерь всем нам (Гал. 4, 22–26).
Что нужно делать христианам?
Апостол обращается к галатам с призывом: Стойте в свободе, которую даровал нам Христос, и не подвергайтесь опять игу рабства. Вот, я, Павел, говорю вам: если вы обрезываетесь, не будет вам никакой пользы от Христа… Вы, оправдывающие себя законом, остались без Христа, отпали от благодати, а мы духом ожидаем и надеемся праведности от веры (Гал.
5, 1–2, 4–5). Получив праведность и свободу по искренней вере во Христа, христиане не должны отрекаться от этого, не должны полагать надежду о спасении в чемто еще. Потому что Христос является Спасителем абсолютно для всех. Поэтому во Христе Иисусе не имеет силы ни обрезание, ни необрезание, но вера, действующая любовью (Гал.
5, 6).
Дела закона, главным из которых было обрезание, не давали человеку спасительной праведности. Теперь же верующие получают праведность во Христе.
Поэтому единственные дела, к совершению которых должны стремиться христиане, это плод же духа: любовь, радость, мир, долготерпение, благость, милосердие, вера, кротость, воздержание. На таковых нет закона (Гал. 5, 22–23).
Для верующего важно не внешнее обрезание — символ отсечения страстей, а духовная победа над собственной страстностью. Поэтому апостол Павел пишет: Те, которые Христовы, распяли плоть со страстями и похотями (Гал. 5, 24).
Единственный закон, давлеющий над христианами, — закон любви: Братья! если и впадет человек в какое согрешение, вы, духовные, исправляйте такового в духе кротости, наблюдая каждый за собою, чтобы не быть искушенным. Носите бремена друг друга, и таким образом исполните закон Христов (Гал. 6, 1–2).
Конечно, сейчас среди христиан уже нет проповедников, убеждающих в необходимости для спасения принятия закона Моисеева. Но от этого послание к Галатам не становится менее актуальным или устаревшим.
Послание напоминает нам о Том, в Ком наша надежда и через Кого получаем мы спасение. И если мы действительно уверовали во Христа, как Сына Божия и Спасителя, то уже никто и ничто не должно заслонять Его в нас.
Нигде более не должны мы искать надежды на праведность.
Газета «Православная вера» № 5 (529)
Источник: https://pravoslavie.ru/78217.html
Кельты — загадочный народ, потомки которого и сегодня живут в европе
Близкие по языку и культуре племена, известные в истории под именем кельтов (это название идет от древних греков, римляне их называли галлами), примерно три тысячи лет назад расселились почти по всей Европе.
Их пребывание на континенте отмечено многими успехами в области материальной культуры, которыми пользовались и их соседи. Ранняя европейская литература, вернее фольклор, немало почерпнула из памятников творчества этого древнего народа.
Герои многих средневековых сказаний — Тристан и Изольда, принц Айзенхерц (Железное сердце) и волшебник Мерлин — все они были рождены фантазией кельтов. В их героических сагах, записанных в VIII столетии ирландскими монахами, фигурируют сказочные рыцари Грааля, такие, как Персифаль и Ланселот.
Сегодня довольно мало пишется о жизни кельтов и той роли, которую сыграли они в истории Европы. Больше повезло им в современной развлекательной литературе, главным образом во французских комиксах. Кельтов рисуют, как и викингов, эдакими варварами в рогатых шлемах, любителями выпить и полакомиться кабанятиной.
Пусть этот образ грубого, хотя и веселого, беззаботного дикаря останется на совести творцов нынешней бульварной литературы. Современник кельтов Аристотель называл их «мудрыми и искусными».
Ритуальный праздник современных последователей друидов.
Кельтский воин сражается с этрусским всадником (около 400 года до Р. Х.).
Бронзовое изображение колесницы, заполненной людьми, обреченными на жертвоприношение богам. VII век до Р. Х.
Реконструкция жертвенника, относящего ся ко II веку до Р. Х.
Статуэтка I века до Р. Х. изображает друида — кельтского жреца.
Бронзовый кувшин. IV век до Р. Х.
Кувшин с двойной ручкой — образец типичной керамики одного из периодов кельтской истории.
На картине, написанной в 1899 году, изображена сцена пленения вождя кельтов Ферцингеторикса Юлием Цезарем. Два миллиона кельтов были убиты и взяты в рабство в результате похода Цезаря на Галлию.
Вот таким представляют себе историки кельтское поселение. Эта реконструкция осуществлена на месте, где некогда находилась столица кельтов — Манчинг.
Статуя, обнаруженная недалеко от Франкфурта. Эта скульптура из песчаника позволила многое понять в жизни кельтов.
Предметы, найденные археологами, изучающими историю кельтов: сосуд, статуэтка-кабан, богато украшенный шлем, заколка (фибула) для одежды, круглая пряжка, украшения из янтаря, бронзовая голова мужчины.
‹
›
Мудрые и искусные
Умелость кельтов подтверждают сегодня археологические находки.
Еще в 1853 году в Швейцарии была найдена конская сбруя; искусство, с которым были выполнены ее детали, заставило ученых усомниться: действительно ли она сделана в далекие времена кельтами или это современная подделка? Однако скептические голоса давно смолкли. По представлению современных исследователей, кельтские мастера были способны на тончайшее исполнение великолепных художественных замыслов.
https://www.youtube.com/watch?v=M1LrjTmx_Zc
Немецкий исследователь Хельмут Биркхан в своей книге о кельтской культуре говорит о гениальности тогдашних техников, которые изобрели столярный верстак.
Но им принадлежит и куда более важное дело — они первыми заложили соляные копи и первыми научились получать из железной руды железо и сталь и этим определили в Европе начало конца бронзового века. Около 800 года до Р.
Х. бронзу в Центральной и Западной Европе вытесняет железо.
- Биркхан, изучая и анализируя последние трофеи археологии, приходит к выводу, что кельты, поначалу осевшие в центре Европы, в щедрых на ископаемые Альпах, быстро накопили богатство, создали хорошо вооруженные отряды, влиявшие на политику в античном мире, развили ремесла, и их мастера владели высокими для того времени технологиями.
- Вот перечень вершин производства, которые были доступны лишь кельтским мастерам.
- — Они единственные среди других народов делали из расплавленного стекла браслеты, не имеющие швов.
- — Кельты получали медь, олово, свинец, ртуть из глубокозалегающих месторождений.
- — Их повозки под лошадиную упряжь были лучшими в Европе.
- — Кельты-металлурги первыми научились получать железо и сталь.
- — Кельты-кузнецы первыми отковали стальные мечи, шлемы и кольчуги — лучшее оружие в тогдашней Европе.
- — Они освоили отмывку золота на альпийских реках, добыча которого измерялась тоннами.
На территории современной Баварии кельты воздвигли 250 культовых храмов и построили 8 больших городов.
650 гектаров занимал, например, город Кельхайм, другой город, Хайденграбен, был в два с половиной раза больше — 1600 гектаров, на такой же площади раскинулся и Ингольштадт (здесь приводятся современные названия немецких городов, возникших на местах кельтских).
Известно, как именовался главный город кельтов, на месте которого вырос Ингольштадт, — Манчинг (Manching). Его окружал крепостной вал длиной в семь километров. Это кольцо было идеально с точки зрения геометрии. Древние строители ради точности круговой линии изменили течение нескольких ручьев.
Кельты — многочисленный народ. В первом тысячелетии до новой эры он занимал территорию от Чехии (по современной карте) до Ирландии. Турин, Будапешт и Париж (тогда он назывался Лютеция) были основаны кельтами.
Внутри кельтских городов царило оживление. Профессиональные акробаты и силачи на улицах развлекали горожан. Римские авторы говорят о кельтах как о прирожденных всадниках и все как один подчеркивают щегольство их женщин.
Они сбривали брови, носили узкие пояса, подчеркивающие тонкую талию, украшали лицо налобными повязками и почти каждая имела бусы из янтаря. Массивные браслеты и шейные кольца из золота звенели при малейшем движении. Прически напоминали башни — для этого волосы смачивались известковой водой.
Мода в одежде — по-восточному яркой и пестрой — часто менялась. Мужчины все носили усы и золотые кольца на шее, женщины — браслеты на ногах, которые заковывались еще в девичьем возрасте.
У кельтов был закон — надо быть худым, а потому многие занимались спортом. Кому не налезал «стандартный» пояс, того штрафовали.
Нравы в быту были своеобразными. В военных походах гомосексуализм был нормой. Женщина пользовалась большой свободой, ей легко было добиться развода и забрать обратно принесенное с собой приданое.
Каждый племенной князь держал свою дружину, которая защищала его интересы. Частой причиной для драк мог быть даже такой мелкий повод — кому из старших достанется первый, лучший кусок оленя или кабана. Для кельтов это было делом чести.
Подобные раздоры нашли отражение во многих ирландских сагах.
Кельтов нельзя было назвать одной нацией, они оставались раздробленными на отдельные племена, несмотря на общность территории (более одного миллиона квадратных километров), общий язык, единую религию, торговые интересы. Племена численностью примерно в 80000 человек действовали порознь.
Путешествие в прошлое
Представьте себе, что в шлеме, снабженном шахтерской лампой, вы спускаетесь по наклонной выработке в глубь горы, в шахту, где с незапамятных времен в восточных Альпах кельты добывали соль. Путешествие в прошлое началось.
Через четверть часа встречается поперечная выработка, она так же, как и штрек, по которому мы шли, трапециевидна в сечении, но все четыре стороны ее раз в пять меньше, только ребенок может проползти в это отверстие. А когда-то здесь проходил в полный рост взрослый человек. Горная порода в соляных копях очень пластична и с течением времени словно затягивает раны, нанесенные ей людьми.
Сейчас в шахте соль не добывают, шахта превращена в музей, где можно увидеть и узнать, как некогда люди получали здесь столь необходимую всем соль. Рядом работают археологи, их отгораживает от экскурсантов железная решетка с надписью: «Внимание! Идут исследования». Лампа освещает уходящий вниз наклонный деревянный лоток, по которому можно сидя спуститься к следующему штреку.
Шахта находится в нескольких километрах от Зальцбурга (в переводе — Соляная крепость). Городской музей истории переполнен находками, добытыми из шахт, разбросанных по району, который называется Зальцкаммергут. Соль из этого района Альп тысячелетия назад доставлялась во все уголки Европы.
Разносчики несли ее на своих спинах в виде 8-10-килограммовых цилиндров, обложенных деревянными рейками и обвязанных веревками.
В обмен на соль в Зальцбург стекались ценности со всей Европы (в музее можно увидеть каменный нож, сделанный в Скандинавии — минеральный состав это доказывает, — или украшения из балтийского янтаря).
Вероятно, именно поэтому город в восточных предгорьях Альп издревле славился своим богатством, ярмарками и праздниками. Они и до сих пор существуют — всему миру известны ежегодные зальцбургские фестивали, побывать на которых мечтает каждый театр, каждый оркестр.
Находки в соляных разработках шаг за шагом открывают нам далекий и во многом таинственный мир. Деревянные лопаты, но вместе с тем железные кирки, обмотки для ног, остатки шерстяных свитеров и меховых колпаков — все это нашли археологи в давно заброшенных штольнях. Среда, в избытке содержащая соль, препятствует распаду органических материалов.
Поэтому ученые смогли увидеть отрезанные кончики колбасы, вареные бобы и окаменевшие отходы пищеварения. Лежанки говорят о том, что люди подолгу не выходили из шахты, спали рядом с забоем. По приблизительным оценкам, в шахте одновременно трудились около 200 человек. При тусклом свете лучин закопченные сажей люди вырубали соляные блоки, которые потом на санках вытаскивали на поверхность.
Сани скользили по путям из сырой древесины.
Прорубленные людьми штреки связывают между собой бесформенные пещеры, созданные самой природой. По приблизительным оценкам, люди прошли в горе более 5500 метров штреков и других выработок.
Среди находок, сделанных современными археологами в шахтах, нет человеческих останков. Только в хрониках, относящихся к 1573 и 1616 годам, говорится, что в пещерах найдено два трупа, их ткани, как у мумий, были почти окаменелыми.
Ну а те находки, которые ныне попадают к археологам, часто заставляют поломать голову. Например, экспонат под шифром «В 480» напоминает напальчник, сделанный из мочевого пузыря свиньи. Открытый конец этого маленького мешочка можно было затянуть с помощью приделанного шнура. Что это — гадают ученые — защита ли для пораненного пальца или маленький кошелек для ценных вещей?
Священное растение — омела
«При исследовании истории кельтов, — говорит историк Отто-Герман Фрей из Марбурга, — неожиданности сыплются, как капли дождя». В ирландском культовом месте «Эмайн Маха» был найден обезьяний череп. Как он там оказался и какую роль выполнял? В 1983 году археологам в руки попала доска с текстом. Его частично расшифровали и поняли, что это спор двух групп соперничающих колдуний.
Еще одна сенсационная находка, сделанная в последние месяцы, добавила размышлений о том, что такое духовная культура кельтов. В 30 километрах от Франкфурта была обнаружена стилизованная фигура человека выше натурального размера, сделанная из песчаника. В левой руке щит, правая прижата к груди, на одном из пальцев виднеется кольцо.
Его костюм дополняют шейные украшения. На голове — нечто вроде тюрбана в форме листа омелы — священного у кельтов растения. Вес этой фигуры — 230 килограммов.
Что она изображает? Пока специалисты придерживаются двух мнений: или это фигура какого-то божества, или же это князь, облеченный еще и религиозными обязанностями, может быть, главного жреца — друида, как называют кельтских служителей культа.
Источник: https://www.nkj.ru/archive/articles/10396/
Читать
Владислав Карнацевич
10 гениев войны
От автора
«На войне все просто, но самое простое в высшей степени трудно», – писал выдающий военный теоретик Карл Клаузевиц. В самом деле, глядя на основные новшества и идеи великих полководцев, постоянно ловишь себя на мысли о какой-то незатейливости этих приемов.
Усиление одного из флангов, мощный натиск на решающем направлении атаки, засады, сильные резервы, линии, колонны… Часто новая тактика вроде бы диктовалась даже не самим командующим, а объективными причинами – усовершенствованной техникой, численностью армий… Но почему-то одни полководцы действовали в целом успешнее других, а некоторые вообще почти не проигрывали своих сражений. Черчилль как-то сказал, что война – это каталог грубых ошибок, но находились люди, которые, совершая ошибки, все же чаще оказывались в выигрыше. Одной удачей это не объяснить.
Оказывается, как и в любой другой области человеческой деятельности, на войне простота оборачивается гениальностью. Тем более что «простое» решение полководца должно быть воплощено на деле тысячами людей.
Ведь далеко не всякий, даже вполне компетентный военачальник может, вопреки традициям, по-новому расставить войска, быстро отреагировать на изменившуюся обстановку.
Никакие правила не опишут все возможные ситуации – как будет действовать противник, сколько у него сил и какие это силы, когда подойдет момент для введения в бой резервов, для переброски сил с одного участка фронта на другой.
Еще сложнее обеспечить войска всем необходимым, совершить без потерь переход на сотни и тысячи километров, обучить солдат и внушить им уверенность в своих силах. А в каких книгах можно прочитать о том, как заставить своих подчиненных полюбить себя, как и когда проявить личную отвагу?
О требованиях же нового времени, которые сами определяют характер действий полководца, хорошо судить по учебникам истории. Но Густаву Адольфу в середине XVII века никто не обещал, что его сплошная линия не прорвется под натиском наступающего врага, что она успеет нанести ему огромный урон своим огнем.
Наполеону не у кого было узнать тот «очевидный» факт, что «реформированная революционная французская армия имела большие преимущества перед отсталыми феодальными воинствами» противников.
Гениальность некоторых военных принципов потому и гениальна, что сейчас эти принципы кажутся аксиомами, необходимыми условиями ведения войны в тех или иных условиях.
Великие полководцы не всегда сами изобретали новую тактику и стратегию. Гораздо важнее то, что они талантливо их использовали, подтверждая свое величие новыми и новыми победами. В этой книге описаны деяния лишь нескольких гениев войны.
Это не «ТОП-10» лучших полководцев в истории, да и как можно оценить действия столь разных людей в таких разных войнах? Мы как раз и хотим на примере десяти биографий показать все многообразие возможных военных талантов, рассказать о жизни полководцев различных эпох и стран.
Настоящий игрок, неистощимый на выдумки Ганнибал, творчески решавший любую проблему и проигравший войну, поскольку все его сражения были ничто по сравнению с более развитой экономикой и политическим строем Рима. Кровавый восточный деспот Тамерлан, не щадивший ни вражеских солдат, ни мирных жителей и вообще, похоже, ненавидевший все человечество.
Жанна д’Арк, харизма и биография которой дают яркое доказательство того, что на войне огромную роль играет мотивация, высокая идея. Суворов и Кутузов – два колосса военной истории России, при этом совершенные антиподы.
Один – неудержимый приверженец атакующего стиля, стремительный и на все сто уверенный в своих силах, просто не умеющий проигрывать. Другой – мудрый и осторожный, хитрый как лис, он мог сокрушить противника, вообще не вступая в битву, одними маршами да маневрами.
Невозмутимый и педантичный Мольтке, человек и компьютер, создатель генерального штаба, чуть ли не по часам расписывающего всю кампанию. И наконец, Наполеон – бесконечно талантливый артист войны; его не интересовали детали, он брал сразу все и по возможности быстро; в считанные минуты этот виртуоз развязывал сложнейшие узлы – противник просто не успевал за мыслью воистину гениального полководца…
Имена этих людей вписаны в историю человечества, но не золотыми, а красными буквами. Самое выдающееся сражение часто являлось и самым кровавым. Вряд ли стоит осуждать в этом героев нашей книги и всерьез говорить об их личном выборе, но так хочется, чтобы список «гениальных полководцев» был закрыт навсегда…
Александр Македонский
Я думаю, что в то время не было ни народа, ни города, ни человека, до которого не дошло бы имя Александра. И я полагаю, что не без божественной воли родился этот человек, подобного которому не было.
Арриан.
«Поход Александра»
Вся деятельность Александра Великого как главы Македонского государства – это один большой поход, перманентная война. Одна победа влекла за собой другую; форсировав реку, Александр узнавал, что там, за горизонтом, есть еще одна, еще города, еще народы… Величайший полководец не мог спать спокойно, зная, что есть места, где он не бывал, где не знают его имени.
Так в одном человеке переплелись огромные амбиции и страсть к познанию мира. Возможно, он раньше, чем ученые, сумел постичь все многообразие, но одновременно и единство ойкумены.
И в то же время Александр все больше отстранялся от этого мира – тысячи, миллионы жителей Азии и Европы казались ему фигурками на большой игровой доске, которую он держал в своих руках. Чем большего успеха добивался молодой царь, тем менее значимыми виделись ему покоренные народы, солдаты, друзья.
Александр перестал видеть разницу между македонянином и персом, слугой и другом: все они были кирпичиками в его великолепном здании, которое быстро распалось после смерти полководца. Но сохранился фундамент – фундамент новой эпохи – эллинизма.
Фундамент же успехов войска Александра был заложен его отцом – выдающимся политиком и полководцем своего времени. Филипп II преждевременно покинул этот мир, может быть, именно поэтому мы знаем имя его сына лучше, чем его самого. Прорыв, осуществленный Македонией в середине IV века до н. э., мог и не состояться, если бы не этот выдающийся государственный муж.
Македония, область на севере Греции, долгое время отставала от своих южных соседей. Жители блестящих Афин или Фив, конечно, считали, что македоняне довольно близко подошли к достижениям эллинской культуры, но все же еще оставались полуварварами. Действительно, в VII веке до н. э. здесь сильны были пережитки первобытных отношений.
Возможно, это отставание было обусловлено и этническим составом населения – ведь в македонянах текла кровь самых разных племен, в том числе и «диких» иллирийцев и фракийцев. Активно участвовать в политической игре Эллады Македония начинает с греко-персидских войн.
Так, царь Александр Филэллин (что значит «любящий греков») не без успеха лавировал между двумя враждебными лагерями. Началась централизация страны, которая особенно активно протекала в Нижней (приморской) Македонии. При царе Архелае (419–399) Македония стала уже одним из самых сильных государств на Балканском полуострове, и с ней нельзя было не считаться.
Тогда же генеалогию македонских царей возводят к легендарному герою Гераклу. После смерти Архелая в стране много лет продолжались междоусобицы.
Прекратил их и укрепил царскую власть Филипп II. В юности он был отправлен в качестве знатного заложника в Фивы, которым Македония проиграла в войне 367 года. Там Филипп вплотную познакомился с эллинской культурой.
Особенно важным, как оказалось впоследствии, стало его знакомство с военной системой выдающегося полководца и государственного деятеля Эпаминонда. Будущий македонский правитель приходит к пониманию того, насколько важны дисциплина в армии, четкие правила ее набора, тактика на поле боя.
В этой тактике у Эпаминонда особую роль играло сосредоточение главных сил на направлении основного удара с некоторым ущербом для других участков боевого порядка.
Источник: https://www.litmir.me/br/?b=236754&p=27