![]() |
Айсмонтас, Б. Б. Общая психология: Тесты [Текст] : тесты / Б. Б. Айсмонтас. — М. : ВЛАДОС-ПРЕСС, 2003. — 192 с. В сборник включено более 1100 тестовых заданий по всем основным разделам и темам курса `Общая психология`. Они могут быть использованы как для самопроверки уровня компетентности каждым психологом, так и при составлении программы проверки усвоения обучающимися данного курса. Тестовые задания адресованы студентам, преподавателям, аспирантам, а также будут полезны всем, кто интересуется психологией. Данное пособие предназначено для оказания помощи студентам в организации их самостоятельной работы по курсу «Общая психология». Оно построено по принципу программированной проверки знаний по всем разделам обшей психологии, что позволяет самому студенту проверить, насколько полно усвоен изучаемый материал, какие вопросы требуют более пристального внимания.Являясь частью многих педагогических новаций, тестовые задания позволяют не только получить объективные оценки уровня знаний, умений и навыков по обшей психологии, но и выявить проблемы, возникающие при усвоении учебной программы. Педагогические задания в тестовой форме могут быть применены для реализации как обучающей, так и контролирующей функции. При их составлении нами были использованы не только учебные материалы, представленные в структурно-логической форме, но и другие источники. |
![]() |
Ванштейн, Л. А. Общая психология [Текст] : учебник для вузов ; рекомендовано Мин. образования / Л. А. Ванштейн, В. А. Поликарпов, И. А. Фурманов. — Соврем.шк. : Мн, 2009. — 512 с. Учебник написан в соответствии с Типовой учебной программой курса Общая психология для студентов психологических факультетов и психологических специальностей высших учебных заведений с учетом современных достижений психологической науки. Содержание учебника соответствует требованиям Государственного образовательного стандарта по специальности 1-23 01 04 «Психология» . |
![]() |
Введение в психологию [Текст] : учеб. пособие для вузов : рекомендовано Мин. образования / ред. А. В. Петровский. — М. : Академия, 1995. — 496 с. Учебное пособие подготовлено в Психологическом институте РАО. Каждая глава этой книги является основой соответствующего учебного пособия по конкретной психологической дисциплине. |
![]() |
Гамезо, М. В. Атлас по психологии [Текст] : учеб.-метод. пособие для вузов / М. В. Гамезо, И. А. Домашенко. — 3-е изд., испр. и доп. — М. : Педагогическое общество России, 2001. — 276 с. Учебное пособие соответствует программе курса `Психология человека`. Большую часть атласа составляют иллюстративные и схематизированные материалы, позволяющие создать у студентов наглядные представления о содержании курса. Каждая глава снабжена кратким словарем понятий, справочными материалами, а также вопросами и заданиями. Заключает атлас `Психологический практикум`.Учебное пособие предназначено для студентов педагогических учебных заведений, а также для всех, кто изучает курс `Психология человека`. |
![]() |
Гиппенрейтер, Ю. Б. Введение в общую психологию: курс лекций [Текст] : учеб. пособие для вузов ; рекомендовано методсоветом по направлению / Ю. Б. Гиппенрейтер. — М. : АСТ : Астрель, 2010. — 352 с. В учебном пособии раскрываются основные понятия психологической науки, освещаются ее важнейшие проблемы и методы. Книга, созданная на основе курса лекций, читавшегося автором в течение многих лет на факультете психологии МГУ для студентов 1 курса, сохраняет непринужденность общения с аудиторией, содержит большое количество примеров из экспериментальных исследований, художественной литературы, жизненных ситуаций. В ней удачно сочетаются высокий научный уровень и популярность изложения фундаментальных вопросов обшей психологии. |
![]() |
Глуханюк, Н. С. Общая психология [Текст] : учеб. пособие для вузов ; рекомендовано методсоветом по направлению / Н. С. Глуханюк, С. Л. Семенова, А. А. Печеркина. — 3-е изд., перераб. и доп. — М. : Академический Проект ; Екатеринбург : Деловая книга, 2005. — 368 с. В учебном пособии рассматриваются предмет и методы общей психологии, понятия «личность» и «деятельность», психические особенности людей, а также личность в системе межличностных отношений. Оно состоит из двух разделов — конспекта лекций и практикума, что позволяет оптимизировать подготовку студентов в процессе учебных занятий и самостоятельной работы. Для студентов высших учебных заведений. Может быть полезно слушателям факультетов повышения квалификации и переподготовки кадров в сфере профессионального образования. |
![]() |
Еникеев, М. И. Общая и социальная психология [Текст] : учебник для вузов ; рекомендовано Мин. образования / М. И. Еникеев. — М. : Норма : ИНФРА-М, 2002. — 624 с. читателей учебника по дисциплине «Общая и социальная психология». На высоком теоретическом уровне рассмотрены вопросы, входящие в государственный образовательный стандарт высшего профессионального образования. Автор в доступной форме с приведением иллюстраций и примеров из психологической практики освещает вопросы общей и социальной психологии. Приведен словарь терминов общей и социальной психологии, который позволит читателю найти значение любого термина, рассмотренного в учебнике. Преимуществом книги является наличие программы учебного курса, что позволяет использовать ее в учебном процессе факультетов и вузов без дополнительных методических материалов. Для студентов, аспирантов, преподавателей высших учебных заведений, а также научных сотрудников и всех, кто интересуется вопросами психологии и ее практического применения. |
![]() |
Котова, И. Б. Общая психология [Текст] : учеб. пособие для вузов ; рекомендовано методсоветом по направлению / И. Б. Котова, О. С. Канаркевич. — М. : Дашков и К ; Ростов на/Д : Академцентр, 2009. — 480 с. Учебное пособие соответствует Государственному стандарту. Пособие содержит системное изложение основных разделов учебного курса. Дана характеристика предмета, задач и методов психологической науки, показаны основные стадии развития психики животных, рассмотрены предпосылки развития сознания, даны основные представления о личности, показателях и условиях ее развития, тщательно изложены основные закономерности протекания психических процессов, свойств и состояний, показаны индивидуально-психологические особенности личности (темперамент, характер, способности). |
![]() |
Кравченко, А. И. Общая психология [Текст] : учеб. пособие для вузов / А. И. Кравченко. — М. : Проспект, 2008. — 432 с. Психологию автор рассматривает как самую занимательную науку о человеке, основанную на строгих экспериментальных данных. Память, внимание, эмоции и чувства, стрессы и аффекты, мышление и интеллект — загадочная область нашей психики. В систематической и последовательной форме в книге излагаются новейшие достижения мировой психологии от ее зарождения до наших дней. Эта книга — попытка написать учебник живым и интересным языком. Курс «Общей психологии» написан в соответствии с Государственным образовательным стандартом для непсихологических специальностей. |
![]() |
Леонтьев, А. Н. Проблемы развития психики [Текст] : монография / А. Н. Леонтьев. — 4-е изд. — М. : Изд-во Московского ун-та, 1981. — 584 с. В монографии лауреата Ленинской премии А. Н. Леонтьева раскрывается концепция общественно-исторической природы психики человека. Рассматриваются проблемы генезиса и характера ощущения как элементарной формы психики; выявляются основные этапы развития психики в филогенезе; разрабатываются представления о движущих силах развития психики ребенка. Особое внимание уделено механизму чувственного отражения и соотношению биологического и социалистического факторов в психике человека. |
Леонтьев, А. Н. Эволюция психики. Избранные психологические труды в 70-ти томах [Текст] : монография / А. Н. Леонтьев. — М. : Московский психолого-социальный институт ; Воронеж : НПО «МОДЭК», 1999. — 416 с. В книгу избранных трудов крупнейшего психолога XX века включены его уникальные работы по теории эволюции психики в фило- и онтогенезе, до сих пор не потерявшие своей научной значимости. Книга предназначена для психологов, педагогов и студентов, готовящихся к психолого-педагогической деятельности. | |
Маклаков, А. Г. Общая психология [Текст] : учеб. пособие для вузов ; рекомендовано методсоветом по направлению / А. Г. Маклаков. — СПб. : Питер, 2012. — 583 с. Учебник написан в соответствии с программой подготовки психологов и педагогов по учебному курсу «Общая психология». В нем с учетом современных достижений психолого-педагогической науки рассматриваются общие вопросы психологии, психические и познавательные процессы, состояния и свойства, эмоционально-волевая сфера личности, ее индивидуальные особенности. Учебник богато иллюстрирован, снабжен удобным служебным справочно-библиографическим аппаратом. | |
Немов, Р. С. Психология [Текст] : учебник для вузов ; рекомендовано Мин. образования / Р. С. Немов. — М. : Высшее образование, 2005. — 639 с. Учебник содержит полный базовый курс общей психологии, важнейшие сведения из истории психологии и раскрывает ключевые темы социальной психологии. Он опирается на стандарт Министерства образования и науки РФ и всецело удовлетворяет требованиям, предъявляемым к курсу психологических знаний для неспециалистов.Рекомендуется использовать во всех вузах, где преподаются общая и социальная психология как отдельные дисциплины, а также там, где курс психологических дисциплин представлен как единый, интегрированный. | |
Общая психология [Текст] : учебник для вузов ; рекомендовано Мин. образования / ред. А. В. Петровский. — 2-е изд., доп. и перераб. — М. : «Просвещение», 1976. — 479 с. Настоящее второе, переработанное и дополненное издание «Общей психологии» учитывает вводный характер курса общей психологии и принимает во внимание совокупность уже имеющихся учебных пособий, которыми будут пользоваться студенты, осваивающие психологию на протяжении всего времени пребывания в педагогическом институте. Мы имеем в виду учебный пособия «Возрастная и педагогическая психология» (М., «Просвещение», 1973), «Практические занятия по психологии» (М., «Просвещение», 1972), «Сборник задач по общей психологии» (М., «Просвещение», 1974), а также другие готовящиеся к печати пособия для студентов. В связи с этим авторы и редактор стремились избежать дублирования и в то же время выдержать единство содержания всех учебных пособий по психологии в педвузе. | |
Психология [Текст] : учеб. пособие для вузов ; рекомендовано Мин. образования / ред. Е. И. Рогов. — М. : ВЛАДОС, 2005. — 591 с. Рекомендовано Учебно-методическим объединением по специальностям педагогического образования Министерства образования и науки РФ в качестве учебного пособия для студентов вузов, обучающихся по педагогическим специальностям (ОПД.Ф.01 — Психология) | |
Психология [Текст] : учебник для вузов ; рекомендовано Мин. образования / ред. Б. А. Сосновский. — М. : Юрайт-Издат, 2005. — 660 с. Систематическое изучение психологии — неотъемлемая часть отечественного профессионально-педагогического образования. Впервые в одной книге в общем методологическом плане изложены все четыре раздела психологии, изучение которых предусмотрено существующим Государственным образовательным стандартом для педагогических специальностей: общая, социальная, возрастная и педагогическая психология. Авторский коллектив — это ведущие преподаватели общеуниверситетской кафедры психологии Московского педагогического государственного университета — головного вуза отрасли. | |
Психология самосознания [Текст] : хрестоматия / ред., сост. Д. Я. Райгородский. — Самара : БАХРАХ-М, 2003. — 672 с. Самосознание — это одна из самых таинственных областей человеческой психики. Здесь рождается один из самых интимных вопросов человеческого бытия: «Кто я такой?», «Что я тц| кое?». Здесь же рождается и ответ, выраженный процессами самооценки, самоотношения, самоуважения или самоотрицания, самобичевания, самонеприятия. Книга раскрывает психологию самосознания. Предназначена для психологов, социологов, педагогов и для всех тех, кто ищет ответа на вопрос: «Кто я такой?». | |
Психология сознания [Текст] : хрестоматия / сост. Л. В. Куликов. — СПб. : Питер, 2001. — 480 с. Мировой психологической наукой накоплен огромный опыт в области исследования психологии сознания. В новом издании серии «Хрестоматия по психологии» собраны фрагменты из множества публикаций отечественных и зарубежных ученых — классиков науки, а также современных исследователей психологии сознания. Аудитория хрестоматии — преподаватели, аспиранты, студенты психологических, педагогических, философских и медицинских специальностей, все изучающие психологию. | |
Столяренко , Л. Д. Основы психологии [Текст] : учеб. пособие для вузов / Л. Д. Столяренко . — М. : Проспект, 2010. — 464 с. В книге — учебном пособии по психологии — доступно излагаются основные понятия и современные научные сведения по следующим направлениям: «Психология познавательных процессов», «Психология сознания», «Психология личности», «Современные психологические концепции», «Возрастная психология», «Социальная психология», «Педагогическая психология». Учебное пособие предназначено для студентов вузов, учащихся техникумов, для педагогов и психологов в системе высшего и среднего образования, для руководителей и всех тех, кто по роду своей деятельности работает с людьми и должен уметь учитывать психологию людей. | |
Столяренко , Л. Д. Психология [Текст] : учебник для вузов ; рекомендовано Мин. образования / Л. Д. Столяренко . — СПб. : Питер, 2014. — 592 с. В данном учебнике изложены основные понятия и современные научные сведения о познавательных процессах человека, о развитии сознания, рассмотрены психологические теории и типологии личности, описаны различные социально-психологические феномены. Издание предназначено для студентов высших учебных заведений, преподавателей и всех интересующихся психологией. | |
Тихомиров, О. К. Психология [Текст] : учебник для вузов ; рекомендовано методсоветом по направлению / О. К. Тихомиров, ред. О. В. Гордеева. — М. : Высшее образование, 2006. — 538 с. Курс лекций включает в себя основные разделы общей психологии:
|
Источник: http://www.sibup.ru/virtualnye-vystavki/161-obshchaya-psikhologiya/718-vvedenie-v-psikhologiyu
Введение в психологию. Учебник для студентов университетов
Печатное издание «Введение в психологию. Учебник для студентов университетов» / Под общ. ред. В. П. Зинченко, А. И. Назарова, Н. Ю. Спомиора – СПб.: «Прайм-ЕВРОЗНАК», 2003. – 672 с. – (Проект «Психологическая энциклопедия»).
АВТОРЫ: Ричард Аткинсон, профессор, доктор психологии, Президент Калифорнийского университета, Сан-Диего, США; Рита Аткинсон, доктор психологии, Калифорнийский университет, Сан-Диего, США; Эдвард Смит, доктор психологии, Мичиганский университет, США; Дэрил Бем, доктор психологии, Корнелльский университет, США; Сьюзен Нолен-Хоэксема, доктор психологии, Мичиганский университет, США.
АКТУАЛЬНОСТЬ ПРОЕКТА. В тринадцатом издании «Введения в психологию» удивительно гармонично сочетаются наука и практика, традиции и современность, классика и романтика.
Выдающийся американский психолог Эрнст Хилгарт полвека тому назад написал настолько хороший учебник, что привлечение все новых и новых авторов к работе над очередными изданиями, появление новых разделов не смогло его испортить.
В результате перед нами новый тип учебника, с действительно новым содержанием.
СОЦИАЛЬНАЯ, НАУЧНАЯ И ПРАКТИЧЕСКАЯ ЗНАЧИМОСТЬ. Его бесспорное достоинство и главная отличительная черта — естественное единство теоретического и практического аспектов современного психологического знания.
На многочисленных примерах, которыми насыщена эта книга, читатель отмечает, как, казалось бы, сугубо теоретическое исследование приобретает живые очертания, хорошо знакомые из повседневной жизни. Авторы всячески содействуют тому, чтобы читатели могли узнать себя в мысли психологов, открывают перспективу ближайшего развития психологии.
За этим стоит и педагогическое искусство авторского коллектива, и, безусловно, жизненная позиция исследователей.
ЦЕЛИ.
Тринадцатое издание «Введения в психологию» написано коллективом профессионалов под редакцией Ричарда Аткинсона — психолога, много занимавшегося проблемами памяти и обучения, многие годы являющегося Президентом Калифорнийского университета. По своему охвату фундаментальной и прикладной проблематики психологии, глубины ее рассмотрения и стилю изложения мы имеем дело с университетским учебником психологии.
АУДИТОРИЯ, НА КОТОРУЮ РАССЧИТАН ПРОЕКТ Для психолога по призванию и по профессии учебником является не только и не столько специальная книга, пусть даже самая превосходная, сколько собственный опыт участия в развитии психологической науки, которой он посвящает жизнь. Может быть, поэтому название в оригинале начинается скромным словом «Введение…»
РЕЗУЛЬТАТЫ, ВЫВОДЫ.
На самом деле для многих выдающихся представителей психологической науки, работы которых представлены в различных разделах книги, это уже не введение, а итоги многолетнего труда, ставшие основами, фундаментом дальнейшей работы. А вот для нового поколения психологов это действительно стартовая площадка. Можно только позавидовать тем, кто начнет свой старт с этой маленькой энциклопедии большой Психологии.
Источник: https://psy.su/psyche/projects/1263/
Openedu.ru
- 16 недель
- от 6 до 7 часов в неделю
- 3 зачётных единицы
Курс «Психология» ориентирован на широкий круг слушателей, заинтересованных в получении знаний о психике человека, закономерностях познания, особенностях формирования и развития личности, социально-психологических феноменах поведения человека в группе, эффективных способах саморегуляции и коммуникации. Слушатели получат знания об основных психологических понятиях и феноменах. Курс позволит сформировать навыки психологического анализа, прогнозирования и объяснения поведения человека в различных ситуациях.
- Курс ориентирован на широкий круг слушателей, заинтересованных в получении знаний о психике человека, закономерностях познания, особенностях формирования и развития личности, социально-психологических феноменах поведения человека в группе, эффективных способах саморегуляции и коммуникации.
- В рамках курса слушатели познакомятся с основными психологическими понятиями и феноменами, получат представление о психологии как науке и практике, а также навыки психологического анализа различных психических феноменов, прогнозирования и объяснения поведения человека в различных ситуациях.
- К чтению лекций привлекаются ведущие сотрудники департамента психологии факультета социальных наук НИУ ВШЭ
Формат
Курс состоит из коротких видеолекций от 8 до 15 минут длиной. На каждой неделе будет представлен оцениваемый тест из 20 вопросов и в конце курса будет итоговый тестовый экзамен.
Основная литература:
- Нуркова В.В., Березанская Н.Б. Психология. М: Юрайт, 2011.
- Гулевич О.А., Сариева И.Р. СОЦИАЛЬНАЯ ПСИХОЛОГИЯ. Учебник и практикум для академического бакалавриата. М. : Юрайт, 2015.
- Гиппенрейтер Ю.Б. Введение в общую психологию. М. :АСТ, 2015
- Рубинштейн С.Л. Основы общей психологии. СПб.: Издательство “Питер”, 2000
Дополнительная литература:
- Андерсон Дж. Когнитивная психология. СПб., 2002.
- Аронсон Э. Общественное животное. М., 1998.
- Аронсон Э., Уилсон Т., Эйкерт Р. Психологические законы поведения человека в социуме. СПб-М., 2002.
- Барлас Т.В. Психологический практикум для начинающих. М., 2014
- Бэрон Р., Керр Н., Миллер Н. Социальная психология группы. СПб: Питер, 2003.
- Брайнт Д., Джонс Ф. Стресс: теории исследования, мифы. СПб-М., 2003.
- Гейвин Х. Когнитивная психология. СПб: Питер, 2003.
- Годфруа Ж. Что такое психология. М.: Мир, 1996.
- Гринберг Дж. Управление стрессом. СПб., 2004.
- Дружинин В.Н. Психология общих способностей. СПб: Питер, 2000.
- Кравченко Ю.Е. Психология эмоций. Классические и современные теории исследования. М., 2012.
- Личностный потенциал: структура и динамика. М., 2011.
- Майерс Д. Социальная психология. СПб, 2014.
- Маслоу А. Дальние пределы человеческой психики / Перев. с англ. -СПб., 1999.
- Мацумото Д. Культура и эмоции // Психология и культура / Под ред. Д. Мацумото. СПб.: Питер, 2003. Глава 10.
- Обухова Л.Ф. Возрастная психология. – М.: Педагогическое общество России, 2001.
- Социальная психология / Под ред. С. Московичи. СПб., 2007.
- Тернер Д. Социальное влияние. СПб:, 2003.
- Халперн Д. Психология критического мышления. СПб., 2000.
- Хегенхан Б., Олсон М. Теории научения. СПб., 2004.
- Хок Р.Р. 40 исследований, которые потрясли психологию. СПб-М., 2003.
- Холл К.С., Линдсей Г. Теории личности / Пер. с англ. — М.:, 1997. Главы 2-4, 7,8, 14.
- Хьелл Л., Зиглер Д. Теории личности. СПб., 1999.
- Шабри К., Саймонс Д. Невидимая горилла, или История о том, как обманчива наша интуиция. М., 2011.
- Шиффман Х.Р. Ощущение и восприятие. СПб., 2003.
Требования
Этот курс рассчитан на слушателей без предварительной подготовки.
Программа курса
- НЕДЕЛЯ 1: История и методология психологии
- НЕДЕЛЯ 2: Познавательные процессы: Ощущение, восприятие, внимание
- НЕДЕЛЯ 3: Познавательные процессы: Память
- НЕДЕЛЯ 4: Познавательные процессы: Мышление
- НЕДЕЛЯ 5: Мотивация
- НЕДЕЛЯ 6: Эмоции
НЕДЕЛЯ 7: Подходы к пониманию личности. Часть 1.
НЕДЕЛЯ 8: Подходы к пониманию личности. Часть 2.
НЕДЕЛЯ 9: Психология индивидуальных различий. Часть 1.
НЕДЕЛЯ 10: Психология индивидуальных различий. Часть 2.
- НЕДЕЛЯ 11: Психология развития
- НЕДЕЛЯ 12: Человек в обществе
- НЕДЕЛЯ 13: Человек в группе
- НЕДЕЛЯ 14: Прикладная психология: психология в организации
- НЕДЕЛЯ 15: Прикладная психология: решение практических проблем и задач
- НЕДЕЛЯ 16: Психология в междисциплинарном пространстве: психофизиология и психогенетика
Результаты обучения
- способность к коммуникации в устной и письменной формах на русском и иностранном языках для решения задач межличностного и межкультурного взаимодействия;
- способность работать в коллективе, толерантно воспринимая социальные, этнические, конфессиональные и культурные различия;
- способность к самоорганизации и самообразованию;
Направления подготовки
Для бакалаврских программ любых направлений подготовки.
Источник: https://openedu.ru/course/hse/PSYHO/
Читать
Юлия Гиппенрейтер
Введение в общую психологию: курс лекций
- Моему мужу и другу
- Алексею Николаевичу Рудакову
- посвящаю
Предисловие
ко второму изданию
Настоящее издание «Введения в общую психологию» полностью повторяет первое 1988 г.
Предложение переиздать книгу в ее первоначальном виде оказалось для меня неожиданным и вызвало некоторые сомнения: возникла мысль, что, если уж переиздавать, то в измененном, а главное – дополненном виде.
Было очевидно, что такая доработка потребует немало сил и времени. Вместе с тем высказывались соображения в пользу ее быстрого переиздания: книга пользуется большим спросом и давно стала остродефицитной.
Хочу очень поблагодарить многих читателей за положительные отзывы о содержании и стиле «Введения». Эти отзывы, спрос и ожидания читателей определили мое решение согласиться на переиздание «Введения» в его настоящем виде и одновременно взяться за подготовку нового, более полного его варианта. Надеюсь, силы и условия позволят осуществить этот замысел в не очень отдаленном будущем.
Проф. Ю. Б. Гиппенрейтер
Март, 1996 г.
Предисловие
Настоящее пособие подготовлено на основе курса лекций «Введение в общую психологию», который я читала для студентов I курса факультета психологии Московского университета на протяжении ряда последних лет. Первый цикл этих лекций был прочитан в 1976 г. и отвечал новой программе (ранее первокурсники изучали «Эволюционное введение в психологию»).
Замысел новой программы принадлежал А. Н. Леонтьеву.
Согласно его пожеланию, в вводном курсе следовало раскрыть фундаментальные понятия, такие как «психика», «сознание», «поведение», «деятельность», «бессознательное», «личность»; рассмотреть основные проблемы и подходы психологической науки. Это, по его словам, следовало делать так, чтобы посвятить студентов в «загадки» психологии, пробудить к ним интерес, «завести мотор».
В последующие годы программа «Введения» неоднократно обсуждалась и дорабатывалась широким составом профессоров и преподавателей кафедры общей психологии.
В настоящее время вводный курс охватывает уже все разделы общей психологии и читается в течение первых двух семестров.
По общему замыслу он в сжатой и популярной форме отражает то, что студенты затем подробно и углубленно проходят в отдельных разделах основного курса «Общая психология».
Главная методическая проблема «Введения», на наш взгляд, состоит в необходимости сочетать широту охватываемого материала, его фундаментальность (ведь речь идет о базовой подготовке профессиональных психологов) с его относительной простотой, доходчивостью и занимательностью изложения.
Как ни заманчиво звучит известный афоризм, что психология делится на научную и интересную, в преподавании он не может служить ориентиром: неинтересно поданная на первых шагах изучения научная психология не только не «заведет» никакого «мотора», но, как показывает педагогическая практика, будет просто плохо понята.
Сказанное делает очевидным, что к идеальному решению всех задач «Введения» можно прийти только методом последовательного приближения, только в результате продолжающихся педагогических поисков. Настоящее пособие следует рассматривать как начало подобных поисков.
Моя постоянная забота состояла в том, чтобы делать изложение трудных, а иногда и весьма запутанных вопросов психологии доступным и по возможности живым.
Для этого приходилось идти на неизбежные упрощения, максимально сокращать изложение теорий и, наоборот, широко привлекать фактический материал – примеры из психологических исследований, художественной литературы и просто «из жизни».
Они должны были не только иллюстрировать, но также раскрывать, уточнять, наполнять смыслом научные понятия и формулировки.
Практика преподавания показывает, что начинающим психологам, особенно молодым людям, пришедшим со школьной скамьи, очень не хватает жизненного опыта и знания психологических фактов.
Без этой эмпирической основы их знания, приобретаемые в учебном процессе, оказываются весьма формальными и потому неполноценными.
Усвоив научные формулы и понятия, студенты слишком часто затрудняются в их применении.
- Вот почему обеспечение лекций возможно более солидным эмпирическим фундаментом мне представлялось совершенно необходимой методической стратегией данного курса.
- Жанр лекций допускает в рамках программы некоторую свободу в выборе тем и определении объема, отводимого на каждую из них.
- Выбор тем лекций данного курса определился рядом соображений – их теоретической значимостью, особенной разработанностью их в рамках советской психологии, традициями преподавания на факультете психологии МГУ, наконец, личными предпочтениями автора.
Некоторые темы, особенно те из них, которые до сих пор недостаточно освещены в учебной литературе, нашли в лекциях более обстоятельную проработку (например, «Проблема самонаблюдения», «Неосознаваемые процессы», «Психофизическая проблема и др.).
Конечно, неизбежным следствием явилось ограничение круга рассматриваемых тем. Кроме того, в пособие включены лекции, читаемые лишь в первом семестре I курса (т. е. не вошли лекции по отдельным процессам: «Ощущение», «Восприятие», «Внимание», «Память» и др.).
Таким образом, настоящие лекции следует рассматривать как избранные лекции «Введения».
Несколько слов о структуре и композиции пособия. Основной материал распределен по трем разделам, причем они выделены не по какому-либо одному, «линейному» принципу, а по достаточно разным основаниям.
Первый раздел представляет собой попытку подвести к некоторым основным проблемам психологии через историю развития взглядов на предмет психологии. Такой исторический подход представляется полезным в нескольких отношениях.
Во-первых, он вовлекает в главную «загадку» научной психологии – в вопрос о том, что и как она должна изучать. Во-вторых, помогает глубже понять смысл и даже пафос современных ответов.
В-третьих, приучает корректно относиться к существующим конкретно-научным теориям и взглядам, понимая их относительную истинность, необходимость дальнейшего развития и неизбежность смены.
Во втором разделе рассматривается ряд фундаментальных проблем психологической науки с позиций диалектико-материалистического представления о психике. Он начинается со знакомства с психологической теорией деятельности А. Н. Леонтьева, которая служит затем теоретической базой для раскрытия остальных тем раздела.
Обращение к этим темам осуществляется уже по «радиальному» принципу, т. е. от общей теоретической основы – к разным, не обязательно непосредственно связанным между собой проблемам.
Тем не менее они объединяются в три крупных направления: это рассмотрение биологических аспектов психики, ее физиологических основ (на примере физиологии движений), наконец, социальных аспектов психики человека.
Третий раздел служит непосредственным продолжением и развитием третьего направления. Он посвящен проблемам человеческой индивидуальности и личности. Основные понятия «индивид» и «личность» здесь также раскрываются с позиций психологической теории деятельности.
Темам «Характер» и «Личность» уделено в лекциях относительно большое внимание потому, что они не только интенсивно разрабатываются в современной психологии и имеют важные практические выходы, но и наиболее соответствуют личным познавательным потребностям студентов: многие из них пришли в психологию, чтобы научиться понимать себя и других.
Эти их стремления, конечно, должны найти поддержку в учебном процессе, и чем раньше, тем лучше.
Мне казалось также очень важным знакомить студентов с именами наиболее крупных психологов прошлого и настоящего, с отдельными моментами их личной и научной биографии.
Такое приближение к «личностным» аспектам творчества ученых очень способствует собственному включению учащихся в науку, пробуждению эмоционального отношения к ней.
В лекциях содержится большое количество обращений к оригинальным текстам, знакомство с которыми облегчено выходом в издательстве МГУ серий хрестоматий по психологии. Несколько тем курса раскрываются путем прямого анализа научного наследия того или иного ученого.
Среди них – концепция развития высших психических функций Л. С. Выготского, теория деятельности А. Н. Леонтьева, физиология движений и физиология активности Н. А. Бернштейна, психофизиология индивидуальных различий Б. М. Теплова и др.
Источник: https://www.litmir.me/br/?b=118897&p=1
«Введение в психологию»
Вниманию читателя предлагаются избранные труды выдающегося отечественного психолога, создателя одной из наиболее известных как в нашей стране, так и за ее пределами психологической концепции, Петра Яковлевича Гальперина. Для большинства психологов имя П. Я.
Гальперина ассоциируется прежде всего с созданной им и приобретшей всемирную известность теорией поэтапного формирования умственных действий и понятий. Реально же его вклад в научно-психологическое знание значительно шире.
Теория внимания и учение о языковом создании; новый подход к классической проблеме соотношения психики и мозга и оригинальное решение проблемы предмета психологии; своеобразная трактовка проблемы бессознательного и учение о соотношении обучения и умственного развития; вопросы дифференциальной диагностики интеллектуального развития с последующей индивидуализированной коррекцией и преодолевающая традиционный функционализм классификация форм и видов психической деятельности — вот далеко не полный перечень позиций в инвентаризации богатейшего наследства, оставленного Петром Яковлевичем последующим поколениям ученых, всем думающим, образованным людям. Потому что те вопросы, которые занимали П. Я. Гальперина на всем протяжении его жизни, являются едва ли не всеобщими, возникающими перед каждым интеллектуальным человеком: что такое человеческая психика, как найти пути к объективному изучению душевной жизни человека?
Отдавая должное конкретному вкладу П. Я.
Гальперина в общую, генетическую и педагогическую психологию, нужно особо выделить сформулированный им уникальный по своей внутренней целостности и системности подход к сущности психических явлений и процессов, к механизмам их формирования и развития.
Учение о предмете психологии, объективной необходимости психики, об основных закономерностях ее развития в фило-, антропо- и онтогенезе, о закономерностях формирования элементов психической деятельности — вот основные составляющие психологической концепции П. Я. Гальперина.
Книга названа «Введение в психологию» не только потому, что такое же название имеет одна из важнейших и принципиальных работ Петра Яковлевича. Дело в том, что П. Я.
Гальперин действительно считал, что ему удалось наметить и, частично, построить именно введение в будущую психологию, ту психологию, которая перестанет быть наукообразным и заумным пересказом давно известных человечеству истин, но станет собственно наукой и сможет уверенно занять достойное место в системе научного знания XXI века.
Гальперину удалось достичь того, к чему он стремился — он создал свою Систему Психологии. Многое в этой системе осталось, увы, недостаточно развернутым, фрагментарным, не свободным от противоречий; не все ее компоненты оказались в достаточной степени соотнесены с существующими психологическими и концепциям, и парадигмами.
Нельзя безапелляционно утверждать и то, что гальперинская система не знает границ и принимается всеми и вся. Но сделано главное — сформулирован (не впервые ли в истории нашей науки?!) целостный, нередукционистский, операционализированный (а не только декларативный) подход.
В настоящем издании собран ряд ключевых работ П. Я. Гальперина, позволяющих составить представление о базовых положениях его концепции.
Задумавшись над тем, как же подойти к объективному пониманию душевной жизни человека, еще будучи подростком, Гальперин всю свою жизнь посвятил поиску «синей птицы психологии» — пониманию сущности психики, представлению психологии в качестве объективной науки. Первым и естественным шагом в этом направлении явился проведенный П. Я.
Гальпериным анализ исторического пути, пройденного психологией в прояснении своего предмета. Значимость, казалось бы, абстрактной, если не схоластической проблемы предмета психологии, как показывает этот анализ, выходит далеко за пределы чисто теоретического рассмотрения.
Здесь речь идет о том, как понимать сущность психики, жизненное предназначение душевной жизни человека.
Почему более двух тысяч лет психология демонстрировала удивительную беспомощность в выработке конструктивных подходов к решению этих и связанных с ними вопросов? Почему история психологии демонстрирует нам целый ряд примеров возвратного движения (и отнюдь не всегда «по спирали»)? Почему столь противопоставленные на первый взгляд подходы к пониманию предмета психологии как классическая психология сознания и бихевиоризм оказались не в состоянии преодолеть одно и то же препятствие — «ненаучное и денатурированное представление о психике»? Читатель найдет ответы на эти вопросы, данные П. Я. Гальпериным, во «Введении в психологию».
С не меньшей остротой, нежели при анализе исторических подходов, автор анализирует и ситуацию, сложившуюся в отечественной психологии, поставив вполне закономерный вопрос: каковы итоги и следствия развития выдвинутых отечественными психологами в 30-е годы подлинно революционных положений — о происхождении процессов и явлений умственной жизни «извне внутрь», о превращении внешней деятельности во внутреннюю, психическую и об их взаимосвязи, об орудийно-опосредствованном строении человеческой деятельности? Удалось ли отечественной психологии, в частности, тем ее представителям, в центре научных интересов которых оказалась «проблема деятельности», оправдать свои надежды и обещания? Следует отметить, что крен в сторону физиологии высшей нервной деятельности, имевший место в советской психологии в 40—50-х годах (в большей степени не по научным, а скорее по политическим причинам), заострил те же вопросы о конкретном содержании, природе и сущности психической деятельности, что и исследования в области «деятельностного подхода». П. Я. Гальперин подчеркивает благотворное влияние этого подхода как на теоретические, так и на экспериментальные исследования, отмечая, что базовые положения советской психологии, сформулированные в 30—50-х годах, разрушали представление об изначально внутренней (и поэтому не доступной объективному исследованию) природе психики, заменив его пониманием психической деятельности, которая имеет определенное строение и нуждается в орудиях, как материальная деятельность. Однако все это, по мнению П. Я. Гальперина, было и осталось лишь экстраполяцией интуитивных представлений, и перестать быть таковым они могут лишь при условиях радикального пересмотра вопроса о предмете психологии.
С этой целью П. Я. Гальперин предпринимает систематический анализ «вечных» проблем. Для чего нужен образ как бесспорно психическое явление? Что он добавляет к автоматически (чисто физиологически) регулируемому ходу поведения? Какую функцию он при этом выполняет? П. Я.
Гальперин первоначально отвечает на эти вопросы в общем виде: образ раскрывает перед субъектом картину ситуации (включая и картину выполняемого или намеченного действия).
Картина поля действия нужна субъекту для того, чтобы разобраться в обстоятельствах, предусмотреть эффективность намечаемого (или выполняемого, но еще не законченного) действия, и, если нужно, внести поправки. Образ поля становится необходимым условием осуществления поведения, соответствующего меняющимся ситуациям.
Поэтому, как только в жизни живых существ начинают доминировать ситуации изменчивые (индивидуальные, неповторимые) и неотложные, деятельность в которых не может осуществляться посредством стереотипных наследственно передаваемых форм поведения, главной жизненной задачей становится адекватная ориентировка, сначала — в значимых элементах поля и в их существенных взаимосвязях, а затем — в процессе исполнения действия. А раз так, то сама психическая деятельность по своей основной жизненной функции есть ориентировочная деятельность. Отсюда, основная задача психологии — изучать строение, законы и условия ориентировочной деятельности, особенности ее формирования и развития на разных этапах онтогенеза.
Было бы неверным игнорировать тот факт, что к принципиальным выводам и положениям, на которых в значительной степени строится его психологическая концепция, П. Я. Гальперин пришел, опираясь на положения марксистской философии — диалектического и исторического материализма. Знакомясь со второй главой «Введения в психологию» поверхностный критик может увидеть в ней линейное следование П. Я.
Гальперина абсолютной идеологической догме, в качестве которой марксизм и выступал в нашей стране еще несколько лет назад. Считать так — значит, во-первых, крайне упрощать общественно-научную ситуацию, существовавшую в нашей стране в 50—70-е годы, т… е. в период, когда, в основном, и формировалась психологическая концепция П. Я.
Гальперина, а, во-вторых, полностью игнорировать личность Петра Яковлевича. Не будучи «героем» в упрощенно-плакатном смысле слова, Петр Яковлевич никогда не шел на компромиссы в том, что касалось Науки, особенно, ее базовых положений. Пишущий эти строки имел честь и счастье проработать рядом с П. Я.
Гальпериным, под его непосредственным руководством в течение 20 лет и может ответственно заявить, что Петр Яковлевич был совершенно искренне уверен в продуктивности и эвристичности для психологии, и, в особенности, для ее принципиальных вопросов, освещающихся в настоящей публикации, основополагающих идей и положений ведущих философов-марксистов.
Важно не забывать при этом, что Гальперин являл собой уникальный для второй половины XX столетия образец подлинного энциклопедизма.
Мне кажется, что сегодня мы не слишком далеко отошли от времени, когда Гальпериным создавались работы, вошедшие в это издание, чтобы в полной мере оценить всю объективную и тем более человеческую, личностную непростоту ситуации, в которой мыслили и творили ведущие отечественные ученые-психологи в 50—80-х годах нашего века. Крайности опасны для науки.
Пусть наши потомки, будущие философы и психологи, равно недоумевая при чтении как иконотворческих панегириков в адрес основоположников марксистской философии, так и творений наших современников, не менее безапелляционно развенчивающих прежних кумиров, сумеют отстроиться от сложнейшего конгломерата, собственно научных представлений, накрепко усвоенных идеологизмов и субъективных особенностей ученых, переживающих далеко не безболезненную смену мировоззренческих ориентиров, конгломерата, который совершенно очевидно присутствует сегодня в наших оценках и суждениях, и определить ту действительную роль, которую сыграла марксистская философия в становлении новой психологии второй половины XX века. Научный гений П. Я. Гальперина высветил перспективы, уходящие далеко за границы третьего тысячелетия. Профессор Петр Яковлевич Гальперин прожил свою жизнь в нашей стране в противоречивом XX веке и принадлежал своему времени.
Итак, положение о приоритетности изучения строения, законов и условий формирования и развития психики как ориентировочной деятельности и особенностей ее на разных этапах онтогенеза стало одним из базовых для всей концепции П. Я. Гальперина как для ее теоретических аспектов, так и для экспериментальных и прикладных разработок.
Прежде всего, такое понимание радикально меняет представление о «психических процессах» (функциях) — восприятии, мышлении, памяти, и т. д. Эти проявления душевной жизни человека рассматриваются П. Я. Гальпериным как особые формы ориентировочной деятельности. В чем заключается эта особенность и что между ними схожего? П. Я.
Гальперин отвечает, что разнятся они теми специфическими задачами ориентировки, которые порождает жизнь человека в обществе и которые в подобном дифференцированном виде свойственны лишь человеку. Так, задача восприятия — это ориентировка в наличной ситуации, в ее объективных характеристиках.
Память направлена на решение задачи восстановлению прошлого. Мышление рассматривается как процесс решения задач, в которых нужно найти скрытое от непосредственного восприятия решение и т. п.
Общими же для всех видов и форм ориентировочной деятельности являются те генеральные функции, ради которых она появляется в филогенезе, перестраивается в антропогенетическом процессе и становится содержанием онтогенетических преобразований психики человека:
- 1) построение образа поля (внешнего по отношению к субъекту или же поля его собственного состояния — физического или душевного);
- 2) уточнение значения взаимосвязанных элементов этого поля с точки зрения актуально доминирующей потребности субъекта;
- 3) построения плана решения стоящей проблемы;
Источник: https://www.bookol.ru/nauka_obrazovanie/psihologiya/296852/fulltext.htm
Тема: Введение в психологию
- Общая информация
- Описание работы
- Дополнительная информация (фрагменты работы)
Учебное заведение: | Другие города > ДРУГОЕ |
Тип работы: | Рефераты |
Категория: | Психология |
Год сдачи: | 2008 |
Количество страниц: | 41 |
Оценка: | 5 |
Рейтинг работы: |
Тема 1. Психология как наука
1.1. Предмет психологии
Наука – это система знаний о закономерностях развития (природы, общества, внутреннего мира личности, мышления и т. п.), а также отрасль таких знаний.
Начало каждой науки связывается с потребностями, которые выдвигает жизнь. Одна из древнейших наук – астрономия – зародилась в связи с необходимостью учитывать годовой цикл погоды, вести счет времени, фиксировать исторические события, направлять корабли в море и караваны в пустыне.
Другая такая же древняя наука – математика – стала развиваться вследствие необходимости измерять земельные наделы.
История психологии аналогична истории других наук – ее возникновение было обусловлено в первую очередь реальными потребностями людей в познании окружающего мира и самих себя.
Термин «психология» произошел от греческих слов psyche – душа, и logos – учение, наука. Мнения историков о том, кто первым предложил использовать это слово, расходятся. Одни считают его автором немецкого богослова и педагога Ф.
Меланхтона (1497–1560), другие – немецкого философа Х. Вольфа (1679–1754). В своих книгах «Рациональная психология» и «Эмпирическая психология», опубликованных в 1732–1734 гг., он впервые ввел в философский язык термин «психология».
Тема 1. Психология как наука
1.1. Предмет психологии
Наука – это система знаний о закономерностях развития (природы, общества, внутреннего мира личности, мышления и т. п.), а также отрасль таких знаний.
Начало каждой науки связывается с потребностями, которые выдвигает жизнь. Одна из древнейших наук – астрономия – зародилась в связи с необходимостью учитывать годовой цикл погоды, вести счет времени, фиксировать исторические события, направлять корабли в море и караваны в пустыне.
Другая такая же древняя наука – математика – стала развиваться вследствие необходимости измерять земельные наделы.
История психологии аналогична истории других наук – ее возникновение было обусловлено в первую очередь реальными потребностями людей в познании окружающего мира и самих себя.
Термин «психология» произошел от греческих слов psyche – душа, и logos – учение, наука. Мнения историков о том, кто первым предложил использовать это слово, расходятся. Одни считают его автором немецкого богослова и педагога Ф.
Меланхтона (1497–1560), другие – немецкого философа Х. Вольфа (1679–1754). В своих книгах «Рациональная психология» и «Эмпирическая психология», опубликованных в 1732–1734 гг., он впервые ввел в философский язык термин «психология».
Источник: https://StudyNote.ru/referaty/psihologiya/8586/