Учебно-воспитательная работа.
Образование является важнейшим стратегическим ресурсом развития современного российского общества.
В условиях становления гражданского общества и правового государства в России главной целью образования становится формирование личности профессионально и социально компетентной, способной к творчеству и самоопределению в условиях глобализирующегося мира, обладающей развитым чувством ответственности и стремлением к созиданию.
Отмечая общие тенденции развития российского общества и требования государства на современном этапе по организации воспитательной работы в учебном заведении, в качестве основных разделов концепции воспитания обучающихся можно выделить:
- современные тенденции и принципы организации воспитательной деятельности;
- цели и задачи воспитания студентов;
- содержание и основные направления воспитательной деятельности;
- обеспечение реализации воспитательной функции в колледже;
- управление воспитательной деятельностью.
Педагогический коллектив колледжа нацелен на воспитание нравственной, свободной, социально активной и ответственной личности будущего профессионала.
Кроме того, в качестве цели воспитания прослеживается достижение единства профессионального, гражданского, культурного становления личности обучающегося, т. е.
овладение выпускником комплексом деловых качеств специалиста, деловой компетентности и профессиональной культуры.
- Цели и задачи воспитания
- Общей целью воспитания студентов в ОГАОУ СПО «Белгородский правоохранительный колледж» необходимо считать разностороннее развитие личности будущего конкурентоспособного специалиста со средним профессиональным образованием, обладающего высокой культурой, интеллигентностью, социальной активностью, физическим здоровьем, качествами гражданина-патриота.
- Основная задача воспитательной деятельности в колледже – создание условий для активной жизнедеятельности студентов, для гражданского самоопределения и самореализации, для максимального удовлетворения потребностей студентов в физическом, интеллектуальном, культурном и нравственном развитии.
- Наиболее актуальными являются следующие задачи:
- формирование личностных качеств, необходимых для эффективной профессиональной деятельности;
- формирование у студентов гражданской позиции и патриотического сознания, правовой и политической культуры, способности к труду и жизни в современных условиях;
- воспитание нравственных качеств, интеллигентности;
- развитие ориентации на общечеловеческие ценности и высокие гуманистические идеалы культуры;
- развитие и сохранение историко-культурных и научных традиций Российского образования, преемственности;
- укрепление и совершенствование физического здоровья, стремление к здоровому образу жизни, воспитание нетерпимого отношения к наркотикам, пьянству, антиобщественному поведению;
- формирование умений и навыков управления коллективом в различных формах студенческого самоуправления;
- адаптация первокурсников.
Содержание и основные направления воспитательной деятельности
Содержание воспитательной деятельности в колледже основывается на признании ценности студента как личности, его прав на свободу, на развитие и проявление его индивидуальности, при обеспечении организационного, мотивационного, волевого, психологического единства всех участников воспитательного процесса как коллектива единомышленников.
Содержание воспитания студентов, обусловлено возрастными особенностями студентов, спецификой молодежной субкультуры, целями и задачами основных и дополнительных образовательных программ, особенностями современной социокультурной ситуации в стране.
Воспитание студентов в колледже определяется значимыми для студента личными и общественными проблемами, опыт решения которых он приобретает на основе получаемого им профессионального образования.
- Особое внимание уделяется не только тому, что такое воспитанная личность, но и тому, что она делает — накопление социального и профессионального опыта, особенности его применения.
- Для осуществления этих задач в воспитательной системе колледжа используются следующие принципы:
- — системности: работа по реализации программы должна охватывать все сферы жизнедеятельности студентов в колледже;
- — вариативности: использование различных вариантов технологий и содержания воспитания, нацеленность системы воспитания на формирование вариативности мышления, принятия вероятностных решений в сфере профессиональной деятельности;
- — природоспособности: учет возрастных и индивидуальных особенностей студентов.
- — гражданственности: соотнесение воспитательной деятельности с интересами общества и государства, признание ответственности студентов за свое поведение.
- — личностного подхода в воспитании: признание личности развивающегося человека высшей социальной ценностью; уважение уникальности и своеобразия каждого студента; признание его социальных прав и свобод.
- — дифференциации воспитания: отбор содержания, форм и методов воспитания, учет мнения студентов, педагогов и родителей в воспитательном процессе в соответствии с культурно — историческими, социально-психологическими условиями
- В колледже разработана модель воспитательной системы, определены принципы воспитания, методы и средства реализации задач по созданию единой воспитательной среды.
- Основные направления воспитания студентов
- I. Гражданско-патриотическое направление
-
- Патриотическое воспитание направлено наформирование и развитие личности, обладающей качествами гражданина – патриота Родины, способной выполнять гражданскиеобязанности.
- Проблемы гражданско-патриотического воспитания студентов являются основными для колледжа и носят комплексный, системный характер и предполагают решение следующих задач:
- — формирование у студентов гражданской позиции и патриотического сознания;
- — формирование культурных, нравственных, патриотических норм у студентов;
- — создание условий для творческой и профессиональной самореализации личности студента;
- — развитие традиций колледжа.
- II. Духовно-нравственное и художественно-эстетическое направление
-
- Ориентация общества на духовные ценности и нравственное поведение является одним из основных показателей уровня развития общества.
- Художественно-эстетическое и духовно-нравственное направление воспитательной деятельности в колледже предполагают решение следующих задач:
- -развитие нравственно-эстетических качеств личности;
- -воспитание культуры межнационального общения;
- — обеспечение гуманистической направленности воспитания.
- Основные формы и методы реализации:
- — развитие досуговой, клубной деятельности, поддержка молодежной субкультуры в рамках создания творческого процесса;
- — организация выставок творчества студентов и сотрудников колледжа, встреч с интересными людьми;
- — проведение конференций, собраний;
- — организация досуга студентов.
- III. Профессионально-трудовое направление
-
- Профессионально-трудовое направление предполагает подготовку профессионально-грамотного, компетентного специалиста, формирование личностных качеств, для эффективной профессиональной деятельности.
- Профессионально-трудовое воспитание предполагает решение следующих задач:
- — формирование конкурентоспособного специалиста на рынке труда;
- — формирование творческого подхода к труду, к самосовершенствованию в избранной специальности;
- — организация регулярных хозяйственных работ в учебных зданиях для воспитания у студентов бережливости и чувства причастности к совершенствованию материально-технической базы колледжа.
- Так же широко используются «Встречи с интересными людьми», на которых гости колледжа, делаться своим профессиональным и жизненным опытом со студентами.
- IV. Спортивно-оздоровительное направление
-
Физическое воспитание в современных условиях нацелено на формирование здорового образа жизни, на становление личностных качеств, которые обеспечат молодому человеку психическую устойчивость в нестабильном обществе. Участие в спортивных соревнованиях формирует личностные качества, необходимые для эффективной профессиональной деятельности.
- Спортивно-оздоровительное направление подразумевает совокупность мер направленных на:
- — усвоение студентами принципов и навыков здорового образа жизни, воспитание необходимости регулярных занятий физической культурой и спортом; — сохранение и укрепление здоровья студентов, содействие правильному формированию и всестороннему развитию организма;
- -популяризация спорта;
- — совершенствование спортивного мастерства студентов-спортсменов.
- Основные формы и методы реализации:
- — проведение соревнований по основным видам спорта;
- — комплексное развитие физических и психических качеств с первостепенным учетом интересов студентов по видам спорта и системам физической подготовки;
- — проведение просветительской работы о возможностях человеческого организма, особенностях его функционирования, взаимосвязи физического, психологического и духовного здоровья человека.
- V. Студенческое самоуправление
- Студенческое самоуправление как общественное объединение студентов, облеченное в эффективные организационные решения и нацеленное на системную организацию студенческой жизни колледжа при конструктивном взаимодействии с администрацией на всех уровнях управления, прежде всего, ориентировано на развитие всесторонне интересной студенческой жизни.
- Участие студентов в управлении, расширяет сферу применения способностей и умений студентов, дает каждому возможность развить талант, проявить инициативу.
- Актуальные задачи развития студенческого самоуправления в колледже:
- 1) получение обратной связи для совершенствования учебного процесса;
- 2) функционирование общественных подразделений, обеспечивающих реализацию студенческого потенциала в учебе, организации культуры и досуга, решении социально-бытовых вопросов, участии в научно-исследовательской работе и спорте;
- 3) разработка системы включения студентов в общественную жизнь колледжа.
- Основные формы и методы реализации задач:
- — развитие системы студенческого самоуправления посредством деятельности студенческого совета колледжа;
- — выявление лидеров среди студенчества и создание условий для формирования команды на этапе создания и деятельности студенческих советов;
- — обучение актива навыкам менеджмента и наставничества;
— создание обществ по интересам (секций, клубов и т. д.) для полноценного удовлетворения разносторонних потребностей студентов в общении и самореализации, обеспечение гласности и доступности информации о деятельности существующих образований.
- — содействие администрации колледжа в проводимых ими мероприятиях.
- VI.Работа с родителями
- В вопросах воспитания колледж активно взаимодействует с родителями (или законными представителями) обучающихся.
- Основные формы работы с родителями:
- информирование родителей об успеваемости, профессиональном и личностномразвитии детей;
- включение родителей в общественную деятельность;
- проведение родительских собраний;
- проведение родительского лектория по проблемам психологии подросткового возраста, уголовной и административной ответственности несовершеннолетних, профилактике наркомании и т. д.
- учет семей, находящихся в социально опасном положении и планомерная работа с данными семьями и обучающимися из этих семей.
- Важнейшее значение в учебно-воспитательной работе в колледже имеетработа кураторов групп.
- Руководство куратора способствует адаптации студентов к условиям обучения в колледже, включению их в учебный процесс,правовомувоспитанию,духовно-нравственномуипрофессиональномустановлениюличности.
- В процессе воспитательной работы куратор должен опираться на следующие положения:
- — профессиональную направленность обучения и воспитания;
- — духовно-нравственную и культурно-творческую направленность, индивидуальный подход, демократический и гуманистический стиль общения.
- Исходя из вышесказанного, определяется содержание обязанностей куратора:
— изучение и анализ социологических и психологических данных о студентах, определение уровня воспитанности, способностей и индивидуальных особенностей (коммуникативных, характера, здоровья и т. д.);
- — планирование воспитательных мероприятий, формирование организаторских умений и навыков студентов;
- — проведение выборов старосты учебной группы, а также представителей студенческого коллектива в органы студенческого самоуправления, спортивные, научно-исследовательские, творческие и другие общественные организации;
- — изучение и анализ социально-психологического климата в студенческой группе;
- — создание условий для развития взаимопомощи и сотрудничества в учебной группе;
— решение задач в воспитательной сфере (работа в группе, на курсе и др.).
Воспитание – процесс непрерывного творческого поиска. Ведущая роль в воспитании студентов принадлежит преподавательскому составу колледжа. Сегодня воспитание понимается не только как передача опыта от старшего поколения к младшему, но и как сотрудничество преподавателей и студентов в сфере их совместной (учебной и внеучебной) деятельности.
Источник: http://collegelaw.ru/58/
Воспитательная работа в школе
Каждый ученик самобытен и неповторим, у него своя система ценностей, свое отношение к миру. И чтобы это отношение правильно сформировать, необходима продуманная внеурочная воспитательная работа. Такая воспитательная работа в школе должна быть направлена на повышение нравственной, правовой, экологической, эстетической, социальной, физической культуры каждого ученика. Во время внеурочных мероприятий школьники овладевают необходимыми навыками и умениями, развивают лучшие человеческие качества: доброту, отзывчивость, эмпатию и толерантность.
Цели и задачи воспитательной работы в школе
- Исходя из вышеизложенного, следует подчеркнуть, что формирование гармонично развитой личности, способной творить и строить достойную жизнь в современных условиях — цель воспитательной работы школы.
- Отсюда вытекают следующие задачи воспитания:
- — формирование активной жизненной позиции, развитие личностного потенциала каждого ученика;
- — укрепление физического здоровья каждого ребенка через занятия физической культурой и спортом;
- — вовлечение каждого школьника в систему дополнительного образования, развитие творческих способностей;
- — развитие самоуправления учащихся;
- — воспитание чувства патриотизма и любви к своей стране, ценностное отношение к культурному прошлому, уважение прав человека;
- — формирование культуры поведения и культуры общения.
Основные направления воспитательной работы в школе
1. Учебно-познавательное направление воспитательной работы в школе, работа с одаренными учащимися
- Задачи:
- — интеллектуальное развитие школьника;
- — развитие духовных качеств;
- — развитие духовных потребностей.
2.Культурно- просветительское направление воспитательной работы в школе
- Задачи:
- — формирование коллектива каждого класса;
- — воспитание любви к своей Родине;
- — раскрытие творческих потенциалов каждого ребенка;
- — раскрытие способностей к эмпатическому взаимодействию.
3. Нравственно-патриотическое направление воспитательной работы в школе
- Задачи:
- -воспитание твердой патриотической позиции;
- -развитие интереса к явлениям общественной жизни.
4. Трудовое направление воспитательной работы в школе
Задачи:
— формирование положительного отношения к труду.
5. Физкультурно-оздоровительное направление воспитательной работы в школе
Задачи:
— формирование потребности в здоровом образе жизни.
Планирование воспитательной работы в школе
Воспитательная работа в школе должна вестись по заранее составленному плану. Четкая, спланированная работа будет содействовать успеху воспитательной работы, при учете индивидуальных и возрастных особенностей. Составляя план, необходимо учитывать результаты воспитательной работы в школе за прошлые года, традиции школы, возможный воспитательный потенциал школы, интересы родителей.
Ниже представлен примерный план воспитательной работы в школе.
№ | Мероприятия | Направления | сроки | ответственные |
сентябрь |
||||
1 | День знаний | Нравственно-патриотическое | ||
2 | Классные часы «День Знаний» | Нравственно-патриотическое | ||
3 | Конкурс «Лето, лето…» | Культурно-просветительское | ||
4 | Легкоатлетический кросс | Физкультурно -оздоровитоздоровтительное | ||
5 | Классные часы «Безопасность на дорогах» | Нравственно-патриотическое | ||
6 | Поэтический конкурс, конкурс рисунков «Золотая осень» | Нравственно-патриотическое | ||
7 | Часы общения «Каким я вижу мир..» | Нравственно-патриотическое | ||
8 | Праздник Букваря | Нравственно-патриотическое | ||
октябрь |
||||
1 | Конкурсы «О чем расскажет книга нам» | Учебно-познавательное | ||
2 | «Наши добрые учителя». Мероприятие ко Дню учителя | Нравственно-патриотическое. Культурно-просветительское | ||
3 | Осенний бал для старшеклассников | Культурно-просветительское | ||
4 | Экологическая акция «Наша чистая планета» | трудовое | ||
5 | Фестиваль «Юные таланты» | Культурно-просветительское | ||
6 | Праздник «Умелые руки» | трудовое | ||
ноябрь |
||||
1 | Час общения «В единстве – сила» | Нравственно-патриотическое | ||
2 | Мероприятие к Всемирному дню детей | правовое | ||
3 | Часы общения, посвященные «Дню матери» | Нравственно-патриотическое | ||
4 | Конкурс исследовательских работ «Мы познаем мир» | Учебно — познаватательное | ||
декабрь |
||||
1 | Час общения к Всемирному дню борьбы со СПИДом | Нравственно-патриотическое, правовое | ||
2 | Конкурс на лучшую новогоднюю игрушку | Культурно-просветительское | ||
3 | Выставка новогодних композиций | Культурно-просветительское | ||
4 | Новогодние елки | Культурно-просветительское | ||
5 | Вечер «К нам Новый год шагает» | Нравственное, экологическое | ||
6 | Творческий конкурс проектных работ «Наша голубая планета» | Учебно-познаватательное | ||
7 | Акция «Спасем зеленую ель» | Правовое, экологическое | ||
январь |
||||
1 | Эстафетный марафон | Физкультурно-оздоровительное | ||
2 | Конкурс на лучшую снежную постройку | Трудовое, культурно-просветительское | ||
3 | Спортивный праздник «Если хочешь быть здоров» | Физкультурно-оздоровительное | ||
4 | Час общения «Ленинградский метроном» | Нравственно-патриотическое | ||
февраль |
||||
1 | Конкурс «Моя будущая профессия» | Трудовое, | ||
2 | Лыжные эстафеты | Физкультурно-оздоровительное | ||
3 | «Славься, Россия». Мероприятие, посвященное Дню защитника Отечества | Нравственно-патриотическое | ||
4 | Литературный КВН | Учебно-познавательное | ||
5 | Праздник «День Святого Валентина» | Культурно-просветительское | ||
март |
||||
1 | Мероприятие, посвященное Международному женскому дню 8 марта | Культурно-просветительское | ||
2 | Неделя дорожной безопасности | Физкультурно-оздоровительное | ||
3 | Часы общения «Будь культурным пешеходом» | Культурно-просветительское. Физкультурно-оздоровительное | ||
4 | Выставка рисунков «Внимание! Дорога» | Культурно-просветительское | ||
5 | «Масленица» | Нравственно-патриотическое | ||
6 | «Веселые старты» | Физкультурно-оздоровительное | ||
7 | Всемирный день поэзии. Конкурс чтецов | Культурно-просветительское | ||
апрель |
||||
1 | Эстрадный конкурс «Загораются звезды» | Культурно-просветительское | ||
2 | Мероприятие ко Дню смеха «Давайте улыбаться» | Культурно-просветительское | ||
3 | Праздничное мероприятие «Первый в космосе» | Нравственно-патриотическое | ||
4 | Конкурс «Моя родословная» | Нравственно-патриотическое | ||
5 | Акция «Сделаем чище планету» | Трудовое, экологическое | ||
май |
||||
1 | Конкурс творческих работ «Никто не забыт» | Нравственно-патриотическое | ||
2 | Конкурс проектных работ «Мои идеи о..» | Учебно-познавательное | ||
3 | Экскурсия в музей. К Международному Дню Музеев | Нравственно-патриотическое | ||
4 | Мероприятие «Последний звонок» | Нравственно-патриотическое |
Современная воспитательная работа в школе
Согласно Концепции духовно-нравственного развития личности, целью воспитания нового поколения должно быть содействие индивидуальному развитию ребенка, раскрытие его творческого потенциала, формирование гражданского самосознания, приобщение к духовной и нравственной культуре.
Ученик должен выступать активным участником воспитательного процесса. Именно на ученика необходимо ориентировать весь процесс воспитания, исходя из его личных потребностей. Современная воспитательная работа в школе должна основываться на диалоге и сотрудничестве, то есть должно осуществляться субъект — субъектное взаимодействие.
Педагоги школы должны следить за тем, чтобы вся воспитательная система учреждения выполняла определенные функции: развивающие, интегрирующие, регулирующие, защитные, компенсирующие, корректирующие. Система воспитания должна быть гуманистической.
В сегодняшнем неспокойном мире, где утрачены многие духовные и нравственные ценности роль школы становится особенно велика. Новое время и изменившиеся условия ставят новые задачи, требуют по-новому взглянуть на процесс воспитания в общеобразовательном учреждении.
Автор статьи: Маргарита Аравина
Источник: https://www.rastut-goda.ru/questions-of-pedagogy/6434-vospitatelnaja-rabota-v-shkole.html
Задачи профессионального воспитания в современной высшей школе
В современном мире, с его изменчивой экономической и политической ситуацией, произошла смена парадигмы воспитания, что неизбежно привело к изменению сущности, содержания и методов профессионального воспитания. Главной его целью является развитие индивидуальности обучаемого.
Основными задачами вузовского профессионального воспитания выступают ориентация педагогов на помощь студентам в разрешении внутренних противоречий, сомнений, определении мотивов, жизненных и профессиональных ценностей, создание для них возможности выбора решений, создание целостной проблемной ситуации в педагогическом процессе. Таким образом, в современной высшей школе возникает необходимость создания эффективных условий для процесса профессионального воспитания студентов, отвечающих реальным политическим, экономическим, социальным, экологическим процессам и направленной на общекультурное, гуманистическое становление будущего профессионала.
Основная стратегическая задача профессионального воспитания в высшем учебном заведении — профессиональное становление личности молодого специалиста. Наиболее полно проблема профессионального воспитания в вузе освещается в работах Э. Ф. Зеера и его исследовательского коллектива.
По его мнению, «Профессиональное становление определяется как формирование профессиональной направленности, компетентности, социально значимых и профессионально важных качеств и их интеграцию, готовность к профессиональному постоянному росту, поиск оптимальных приемов качественного и творческого выполнения деятельности в соответствии с индивидуально-психологическими особенностями человека. Это процесс прогрессивного изменения личности под влиянием социальных воздействий, профессиональной деятельности и собственной активности, направленной на самосовершенствование и самоосуществление. Становление обязательно предполагает потребность в развитии, возможность и реальность ее удовлетворения» [1, с.102]. Таким образом, Э. Ф. Зеер считал необходимыми Характеристиками процесса профессионального воспитания его динамику и непрерывность. Согласно концепции профессионального воспитания Э. Ф. Зеера, основными движущими силами развития личности на этом этапе являются: характер ведущей деятельности; изменение социальной ситуации.
Признание личностно-образующей функции ведущей деятельности, неизбежно приводит к выделению в непрерывном процессе становления личности периода, связанного с выбором, подготовкой к выполнению и выполнением одного типа деятельности — профессиональной.
Превращение профессиональной деятельности в ведущую зависит от социально-экономических отношений, социальной ситуации позиции личности. Этот период занимает большую часть жизни человека.
Траектория судьбы человека, его счастье, самочувствие, удовлетворенность жизнью, физическое и психическое здоровье во многом определяются удовлетворенностью содержанием профессиональной деятельности, отношением к ней личности, уровнем профессиональных достижений.
Таким образом, для большинства людей основой развития личности в зрелом возрасте становится профессиональная деятельность [1, с. 21].
Профессиональное воспитание студентов, главным образом, обусловлено внешним воздействием. Биологический фактор на ранних стадиях развития играет ведущую роль, выступая в качестве внутренних условий развития (А. В. Брушинский) [2, с.
34]. При этом профессиональное воспитание нельзя непосредственно выводить из внешних условий и обстоятельств, так как они всегда преломляются в жизненном опыте человека, индивидуальных психических особенностях, психическом складе.
Н. М. Борытко цель профессионального воспитания видит в субъектном становлении студента вуза [3, с. 39].
Автор рассматривает профессиональное воспитание как гуманитарную практику в трех аспектах духовного бытия человека: его социокультурного (выбор, осуществление культурообразного образа жизни и поведения, формирование личности, социокультурное бытие), индивидуального (развитие индивидуальности, самобытие) и сопричастного бытия (диалогическое взаимодействие, становление субъектом культурного процесса).
Трем аспектам бытия, по мнению Н. М. Борытко, соответствуют три ведущих воспитательных пространства: социальное (поле значений), индивидуальное (поле смыслов) и пространство взаимодействия (поле ценностей). При этом специфика понимания воспитательных процессов заключается в том, «что:
- – воспитание обращено к человеческой сущности и может быть понято лишь в логике качественных изменений человека;
- – воспитательный процесс — это процесс возрастания субъектности человека: самоопределения и самоутверждения его в социокультурной среде;
- – механизм воспитания сводится к ценностно-смысловой сотрансформации субъектов воспитательного процесса (педагога и воспитанника) в едином смысловом пространстве взаимодействия;
– ситуация воспитания имеет диалогический характер, когда внешнее взаимодействие является условием и предпосылкой становления внутреннего мира каждого из его субъектов» [4, с. 11].
В рассмотрении с гуманистических позиций находит оправдание понимание профессионального воспитания как самостановление человека, обретение им себя, своего человеческого образа — неповторимой индивидуальности, духовности, творческого потенциала. Воспитать человека в этом понимании — значит помочь ему стать субъектом культуры, исторического процесса, собственной жизни, т. е. «жизнетворчеству».
По-новому в вышеуказанных позициях определяется роль преподавателя. По мнению Н. М.
Борытко, «способность преподавателя к осуществлению воспитательных функций в новом понимании определяется его предрасположенностью к качественным самоизменениям, сотрансформации во взаимодействии со студентом, его позицией педагогической поддержки самостановления будущего специалиста в едином пространстве ценностно-смыслового взаимодействия, когда сам преподаватель как субъект деятельности, реализуя свою профессионально-педагогическую позицию, получает возможность все время развиваться, профессионально взаимодействуя со студентом» [4, с. 30].
Важность гуманистического начала в профессиональном воспитания в современном образовании прослеживается и в работах Е. В.
Бондаревской [5–6], где утверждается, что воспитание должно стать средством предотвращения социальной деградации, гарантом гражданского мира, национального согласия, средством восстановления общественной нравственности, должно показывать путь становления открытого общества, т. е. выполнять опережающую функцию в демократическом процессе.
Конечно, все вышесказанное не означает, что можно недооценивать социальную роль овладения знаниями. Профессиональное образование должно сочетать обучение и воспитание, обеспечивать их смысловое взаимопроникновение и утверждать приоритет воспитания перед обучением [6, с. 24].
Кроме того, Е. В. Бондаревская, опираясь на философские идеи гуманизма, их положение к воспитанию (в том числе и профессиональному), определяет его культурные смыслы:
- – ценностное отношение к обучаемому как к самоцели;
- – защита его прав и свобод, поддержка субъективности;
- – признание изначальной нравственной природы человека, опора в воспитании на его добродетели и стремление к самосовершенствованию;
- – представление ему пространства свободы для саморазвития и нравственного выбора: образа «Я», мировоззрения, содержания и способов жизнедеятельности, поступков, поведения;
– поддержка индивидуальных способностей, самобытности личности, обучение способам индивидуально личностного саморазвития и жизнетворчества [6, с. 30].
Таким образом, вышеперечисленные идеи должны, на наш взгляд, стать ценностными основаниями для исследуемой проблемы — проблемы профессионального воспитания студента вуза.
В гуманистической парадигме педагог всегда рассматривается не только как преподаватель конкретного предмета, но и как воспитатель-наставник. Однако именно тот аспект его профессиональной позиции в условиях высшей школы по-прежнему вызывает наибольшие нарекания.
При этом еще К. Д. Ушинский писал: «Ничто не искоренит в нас твердой веры в то, что придет время, хотя может быть и не скоро, когда потомки наши будут с удивлением вспоминать, как долго мы пренебрегали делом воспитания и как много страдали от этой небрежности» [7, с.
104].
Стремительное изменение условий жизни сделало окончательно бесперспективным воспитание как передачу жизненного опыта от старших поколений к младшим. Исследования воспитания как социального явления в теории социализации подрастающего поколения: И. С.
Кон, Ю. С. Мануйлов, А. В. Мудрик, Л. И. Новикова, В. Д. Семенов, И. Д. Фрумин показывают, что традиционная позиция «ваятеля духовного мира личности», «инженера человеческих душ» для современного педагога, по крайней мере, нереальна и многими отвергается.
Современное профессиональное воспитание уже не мыслится как «передача опыта», однако понимается как процесс индивидуально-личностного становления: О. С. Гребенюк, В. В. Ильин, Л. М. Лузина, Ю. М. Орлов, М. И. Рожков. На основе событийности: В. И. Слободчиков; надситуативной и неадаптивной активности: В. А. Петровский; педагогического взаимодействия: Н. Ф. Радионова.
В широком смысле профессиональное воспитание — это функция трудовой и общественной жизни; в узком смысле — функция учебного заведения, специально создающего условия для решения проблемы подготовки высококвалифицированных специалистов, способных осуществлять свою деятельность в условиях постоянно изменяющегося мира и в нестандартных ситуациях.
Воспитательная функция собственно учебного заведения состоит в создании условий, при которых процесс образования (включающий воспитание, обучение, развитие) превращается в процесс самообучения, самовоспитания, саморазвития.
Цели и мотивы профессионального воспитания обусловлены экономической, политической, социальной и культурной ситуацией и стремлением занять в обществе активную жизненную позицию.
Учебная, общественная, трудовая деятельность в рамках процесса профессионального воспитания должна быть организована так, чтобы обучающийся осознавал социальную значимость будущей деятельности, те требования, которые она к нему предъявляет, свои возможности, свои достоинства и недостатки. В этих условиях человек начинает осознавать необходимость работы над собой.
Теория профессионального воспитания, таким образом, развивается в результате интеграции понимания труда как ценности; отношения к профессии как к особому виду деятельности; овладения теорией профессионального становления как единства экономического, социального заказа и самоопределения личности. Профессиональное воспитание необходимо рассматривать как целостный процесс, обеспечивающий приобщение обучающихся к профессиональному труду в качестве субъекта этой деятельности.
Литература:
- Зеер Э. Ф. Личностно-ориентированное профессиональное образование // Екатеринбург: УГППУ, 1998. — 126с.
- Брушлинский А. В. О соотношении биологического и социального в развитии личности // М.: МГУ, 1974. — 191с.
- Борытко Н. М. Субъектное становление специалиста как цель профессионального воспитания студента вуза // Воспитательная среда вуза как фактор профессионального становления специалиста: материалы II межрегиональная научно-методическая конференция. — Воронеж, 2002. — С. 215–218.
- Борытко Н. М. Теория и практика становления профессиональной позиции педагога-воспитателя в системе непрерывного образования: автореф. дис. … д-ра пед. наук // Волгоград, 2001. — 39с.
- Бондаревская Е. В. Гуманистическая парадигма личностно-ориентированного образования // Педагогика, 1997. — № 4. — С.11–17.
- Бондаревская Е. В., Педагогика // Ростов-на-Дону, 1999. — 40с.
- Ушинский К. Д. Педагогические сочинения: в 6 т. / Т.2. — АПН СССР. — М.: Педагогика, 1988. — 414с.
Основные термины (генерируются автоматически): профессиональное воспитание, профессиональная деятельность, воспитание, развитие индивидуальности, профессиональное становление, профессиональное воспитание студентов, ведущая деятельность, образ, воспитательный процесс, учебное заведение.
Источник: https://moluch.ru/archive/117/32114/
Задача национального воспитания студенческой молодежи в вузах — Онлайн библиотека
Термин «воспитание» происходит от слова «прятать» в понимании оберегать, обезопасить от нежелательного влияния.
Может возникнуть вопрос, а от чего нужно (и нужно ли) оберегать молодого человека, у которого за плечами 17-18 лет семейного и школьного воспитания? В начале 90-х годов прошлого века на волне общего подъема и стремительной демократизации общественной жизни во многих ВУЗАХ, отказываясь от системы коммунистического воспитания, которое в большинстве своих положений действительно не отвечало интересам человека и общества, независимого государства, ликвидировали воспитательную систему вообще, мотивируя это тем, что, мол, студенты — взрослые люди и в демократическом обществе они имеют право на свободное самоопределение, выбор поведения, соблюдение моральных норм. Но уже первые годы такого состояния показали, что юную, малодосвідчену, психо-эмоционально неустойчивой личность есть от чего «прятать», оберегать и защищать: от пьянства, наркомании, воровства, моральной распущенности, низкопробного масскульта, пагубного влияния мощных потоков грязи и мусора отдельных средств массовой информации, особенно телевидения. И ныне название «высшее учебное заведение» недостаточно отражает свое функциональное назначение. Заведение высшего образования — это учреждение, целью которого является продолжение едукації молодого человека: воспитания, формирования, становления, развития, обучения. Термин «едукація» означает «вывод», «выращивание» (лат. educate от exduco — «вывожу»), то есть воспитание всесторонне развитой, гармоничной личности, «вывод» ее на высокий общечеловеческий культурный уровень, социализацию в качественно новых условиях.
Воспитание является сложным, многогранным и многоаспектным процессом. В общем плане под воспитанием понимают организованный и целенаправленный процесс формирования личности.
В более широком смысле воспитание — это, во-первых, социально и педагогически организованный процесс создания оптимальных условий для формирования человека как личности; во-вторых, это влияние виховника на личность воспитанника с целью формирования у него желаемых социально-психологических, морально-духовных, культурных и физических качеств.
На протяжении всей истории развития человечества те или те общества определяли задачи воспитания подрастающего поколения, которые предусматривались особенностями общественно-экономического развития. С давних давен философы, педагоги отстаивают идею всестороннего гармоничного воспитания личности.
Всестороннее воспитание предусматривает формирование в человеке соответствующих моральных, интеллектуальных, трудовых, физических и эстетических качеств. Гармоничное воспитание должно обеспечивать единство, диалектическая взаимосвязь, взаимообогащения, гармонию указанных составляющих воспитания.
Выдающийся украинский педагог В.А.
Сухомлинский в своей фундаментальной работе «Проблемы воспитания всесторонне развитой личности» писал: «Процесс воспитания всесторонне развитой, гармоничной личности заключается в том, что, заботясь о совершенство каждой грани, стороны, черты человека, воспитатель одновременно никогда не выпускает из поля зрения то обстоятельство, что гармония всех человеческих граней, сторон, рис определяется нечто ведущим, основным. Живая человеческая плоть и кровь всесторонне развитого человека воплощает в себе полноту и гармонию сил, способностей, страстей, потребностей, в которой воспитатель видит такие стороны, черты, грани, как моральную, идейную, гражданскую, умственную, творческую, трудовое, эстетическое, эмоциональное, физическое совершенство. Ведущим, определяющим компонентом в этой гармонии является нравственность».
Идея всестороннего гармоничного воспитания человека приобретает новой веса и социальной значимости в условиях социально-экономического развития общества в XXI веке. Эти тенденции являются общецивилизационный. Академик В.Г. Кремень отмечает следующие из них:
- — тенденция к глобализации общественного развития, которая характеризуется как сближением наций, народов, государств, шагами к созданию общего экономического поля, сближением характера общественных отношений в разных странах, способностью общаться с миром;
- — обретения человечеством способности к самоуничтожению;
- — переход человечества от индустриальных к научно-информационных технологий, что в отличие от индустриального производства в значительной степени базируется не на материальных, а на интеллектуальных ценностях.
- Общество становится все более людиноцентристським, а индивидуальное развитие человека — основным показателем прогресса и в то же время главной предпосылкой дальнейшего развития общества.
Эти тенденции, по мнению В.Г. Кремня, предопределяют необходимость решения ряда важных, определяющих задач:
- — обеспечить высокую функциональность человека в условиях информационного бума;
- — подготовить человека к тому, чтобы в своей деятельности она осознавала ответственность за возможность жить в условиях глобализованного мира;
- — сформировать на загальносуспільному и индивидуальном уровнях понимания человека как высшей ценности;
- — выработать у человека способность к сознательному и эффективного функционирования в условиях осложнений общественных отношений;
- — минимизировать асимметрию между материальностью и духовностью, культивировать в каждой личности подъема мысли конструктивизма и толерантности.
В последние три века в цивилизованных странах длилась образовательно-дидактическая революция. В системе едукації человека основные усилия (социально-педагогические и экономические) направлялись на решение образовательных задач.
В результате возник разрыв, противоречие между высоким уровнем умственного и морально-духовного воспитания. Главный недостаток педагогики предыдущего периода заключается в том, что образование, владение большим объемом научных знаний опережали и сейчас опережают уровень воспитанности личности.
Этот перекос таит в себе угрозу прогрессивному поступательному развитию человечества, существованию цивилизации.
Задача состоит в устранении этого недостатка, в смене приоритетов: воспитание, педагогика, науки о человеке должны стать определяющими факторами человеческой деятельности. Как отмечает российский ученый Б.М.
Бим-Бад, «или воспитание развяжет важнейшее по значимости и сложности задания — помочь человечеству в становлении сознания служение высшей цели и обязанности перед человечеством, или мир погибнет в позорных и грязных страданиях».
Поэтому проблема воспитания человека, подготовка ее к жизнедеятельности в информационно-технологическом, научном обществе и, в частности, в условиях ноосферы приобретает мирового масштаба, глобальной, первоочередной значимости. Современный человек, которому приходится жить в мире новейших технологий, становится заложником этого неуправляемого монстра.
Несмотря на всеохватывающие глобализационные процессы в социально-экономическом плане, не стоит экстраполировать их принципы на сферу воспитания. По своей целью воспитание должно быть направлено на формирование всесторонне и гармонично развитой личности, а по содержанию — базироваться на национальных и общечеловеческих морально-духовных ценностях.
Воспитание — процесс сложный, длительный, непрерывный. Поэтому ошибочно думать, что процесс воспитания человека завершается окончанием общеобразовательной школы. Сколько человек живет, столько она и испытывает воспитательных воздействий.
Молодой человек, который после окончания общеобразовательной школы приобретает профессиональное образование в ВУЗАХ, обязательно должна быть включена в систему воспитательного влияния на соответствующем уровне. Начатый в семье, дошкольном учреждении, в школе процесс национального воспитания логично и органично должен быть продлен в высшей школе.
Национальное воспитание — это созданная на протяжении веков самим народом система взглядов, убеждений, идей, идеалов, традиций, обычаев, призванных формировать мировоззренческую сознание и ценностные ориентации молодежи, усвоение им социального опыта, достижений предыдущих поколений.
Главной целью национального воспитания на современном этапе развития суспільсва является передача молодому поколению социального опыта, богатства духовной культуры народа, его национальной ментальности, своеобразия мировоззрения и на этой основе формирование личностных черт граждан Украины, которые включают в себя национальное сознание, развитую духовность, нравственность, художественно-эстетическое, правовую, трудовое, физическое, экологическую культуру.
В системе национального воспитания должны быть четко определены воспитательные ориентиры, которые можно назвать воспитательным идеалом.
Длительное время воспитательная система Украины находилась под влиянием классово-партийной концепции воспитания, которая ориентировала личность на иллюзорные, фальшивые идеалы. Выдающийся украинский педагог Г.Г.
Ващенко, проанализировав различные подходы к определению воспитательного идеала, сделал смелую попытку очертить его в украинском контексте как служение Богу и Украине. «Только на основе высоких идеалов, — пишет Г.Г. Ващенко, — может образоваться крепкая, цельная личность.
Следовательно, когда мы хотим воспитать в украинской молодежи крепкую волю и цельный характер, надо прежде всего привить и стремление к высокой цели, которая объединяла бы весь украинский народ. Такой целью является благо и счастье Родины».
Современный украинский идеал воспитания — всесторонне, гармонично развитая личность, национально сознательная и социально активная, человек с высокой гражданской ответственностью, с глубокими духовными, гражданскими, патриотическими чувствами, способна к непрерывного развития и совершенствования.
Для нынешней украинской системы воспитания требуется длительное время и напряженная работа, чтобы окончательно сформулировать национальный воспитательный идеал XXI ст., осознать его сущность и воплотить в жизнь. Но, бесспорно, что национальное воспитание сейчас должна пронизывать все аспекты учебно-воспитательной работы высшего учебного заведения.
Источник: https://banauka.ru/356.html