Зона ближайшего развития — студенческий портал

05.02.2019

Теперь о нашей внутренней жизни в перспективе пяти ближайших лет. Мы уже говорили об этом на собрании коллектива, но я хочу еще раз подтвердить: каждый человек может встроиться в процесс развития университета, выбирая для себя наиболее подходящий режим работы или сочетая разные режимы.

Я имею в виду базовый режим (run), режим изменений (change) и режим созидательного разрушения (disrupt). О них я уже не раз писал в своих блогах, в том числе, и в декабрьском. Первый ключевой принцип логики дальнейшего развития нашего университета – поддержание всех этих трёх режимов.

Зона ближайшего развития - Студенческий портал

Базовый режим (run) – это, прежде всего, наши базовые структурные единицы: кафедры и факультеты. Мы не пойдем на эксперименты по их реструктуризации и упразднению, которые наши коллеги провели в ряде российских вузов. При этом мы за те кафедры, где работают и преподаватели, и ученые, и где есть научные публикации.

Если кафедра выполняет только административные функции, то тогда их можно передать в деканат. И конечно, не может быть кафедр составом три-четыре человека. Они могут существовать как временные небольшие коллективы, но как постоянные – нет. И факультетам как структурным единицам мы тоже говорим «да».

Более того, мы считаем важным сохранять внутриуниверситетские выборы руководителей ключевых подразделений, несмотря на то что в большинстве вузов страны это уже скоро станет «атавизмом». Мы считаем, что такие выборы – это основа академической культуры и системы сдержек и противовесов.

Другое дело, что руководители, заходящие сегодня на управленческие позиции, должны иметь управленческие компетенции. Это новый вид профессиональной деятельности, которому нужно учиться. Если хорошего ученого выбирают деканом, ему нужно осваивать административные навыки.

Понятно, что к базовому режиму (run) относится и приоритет науки и лабораторий, автономии научных исследователей. Иными словами, если кто-то из научных руководителей занимается древними языками и считает это важным, то его мнение мы уважаем и поддерживаем: новые приоритеты не должны отменять сам принцип свободного выбора тем научных исследований.

Зона ближайшего развития - Студенческий портал

Теперь о режиме изменений (change). Здесь можно говорить о целой линейке разных процессов, ориентированных на поиск новых, более эффективных, решений не только для нас самих, но и для наших партнеров. Сегодня самое широкое поле для экспериментов – это именно сфера образования. К ней обращены запросы со стороны крупных компаний и организаций.

Чтобы и дальше оставаться передовыми, они создают свои корпоративные университеты. А ведь они могли бы приходить учиться и к нам, но мы до сих пор не научились быстро реагировать на их запросы; и мы не формируем компетенции, которые им нужны. Например, обязательные цифровые навыки и умения работать в команде Некоторые российские вузы частично уже решают эти проблемы.

Мы же пока только экспериментируем на этом поле. Наше «Ядро бакалавриата» – это попытка формировать «ядерные» компетенции быстрее, чем за четыре года. Для ТГУ это различные исследовательские компетенции, способности к критическому мышлению, ведению дискуссии, обоснованию своей точки зрения, творчеству и другие. И у нас есть студенты, готовые поучаствовать в этом эксперименте.

Режим изменений – это и совершенно новые образовательные программы. Например, с Университетом Лондона. Эта программа предусматривает вообще другой способ обучения. Там много англоязычного контента, обязательное тьюторство. Или программа International Science Program как полный отказ от дисциплинарной подготовки и выход на сложную междисциплинарность в подготовке бакалавров.

В мире этим занимаются единичные вузы. Маастрихт был первым. С сентября и мы запускаем подобную программу.

Сhange – это и эксперименты по новой организации пространств. Здесь у нас в лидерах Научная библиотека.

Недавно и математики вышли с предложением отказаться от замкнутых кафедральных пространств, чтобы сделать общее коммуникационное пространство.

Мы эту инициативу поддерживаем, потому что она создает условия для нового типа организации деятельности и взаимодействия преподавателей и студентов. Посмотрим, как это будет работать.

Зона ближайшего развития - Студенческий портал

Институт экономики и менеджмента – это тоже пример режима изменений. Да, им очень тяжело. Хотелось бы, чтобы задуманные результаты начали проявляться быстрее. Но мы верим, что они будут, так как здесь заложено очень много интересных идей, связанных с управлением, новыми образовательными программами, бизнес-партнерством, Наблюдательным советом.

Высшая IT школа ТГУ – еще один пример изменений. Процесс обучения здесь полностью перестроен и заточен под работодателей. В его основе лежит новая модель формирования компетенций и новые образовательные технологии. С первого курса студенты идут в реальные проекты компаний-партнеров и делают там уникальные вещи.

Примеров привести я могу еще много: с Высшей школой журналистики, прошедшей международную аккредитацию; с ИДО и платформой адаптивного обучения; кампусными курсами; фестивалем лучших практик и так далее.

Я останавливаюсь на этих примерах для того, чтобы было понятнее, как в этой логике и вы можете найти свой интерес, свой проект, как он вписывается в общий контекст повышения востребованности нашего образования и его эффективности.

Зона ближайшего развития - Студенческий портал

Режим созидательного разрушения (disrupt) – это принципиально иные модели и технологии образования и исследований, которые не совершенствуют, а буквально «взрывают» (разрушают, отменяют) предыдущие. Их по определению не может быть так много, как в режиме изменений (run).

В нашем случае это новый принцип набора абитуриентов с помощью социальных сетей. По сути, он отменяет всю технологию набора, которая была. Теперь не нужно содержать огромный штат людей для приемной комиссии, а нужно совершенствовать алгоритмы искусственного интеллекта.

И исследования показывают, что абитуриенты, набранные новым способом, имеют более высокую мотивацию. Поэтому они учатся лучше и отчисляются меньше. То есть, мы научились по-другому находить своего абитуриента.

Еще один disrupt – это Центр компетенций по управлению образованием, основанному на больших данных, который мы обязались создать в ближайшие годы. Мы также готовимся внедрить и disrupt, ориентированный на совместное обучение (co-learning), разработанный французской «Школой 42».

Он позволяет за 3 месяца подготовить сотни специалистов-айтишников, востребованных компаниями. Суть этой образовательной технологии в том, что люди учат сами себя. Им ставятся конкретные задачи, решения которых они находят абсолютно самостоятельно, читая друг другу «лекции», проводя «семинары» и прочее.

Сбербанк уже открыл подобную школу («Школу 21»). Такие технологии взрывают традиционную систему дополнительного профессионального образования. Конечно, ими не заменишь бакалавриат, в котором формируются ценности и мышление. Но они ведут к успеху там, где хотят учиться взрослые люди.

И они вполне могут заменить для многих магистерские программы. Либо мы начнем экспериментировать и в этом направлении, либо кто-то нас здесь опередит. И сейчас мы ищем людей, которые могли бы заняться этим направлением. У нас есть вакансии на руководство и другими перспективными disrupt-векторами. Участвуйте в обсуждении этих векторов, соотносите их со своими интересами и возможностями и берите на себя ответственность за них!

Зона ближайшего развития - Студенческий портал

Второй ключевой момент логики нашего развития (кроме трех режимов) – это ориентация на создание и развитие экосистемы университета. Кто с этой логикой в своих проектах к нам приходит, тот имеет приоритетное право на поддержку.

Например, я очень рад, что мы наконец-то договорились, и деканы физического и радиофизического факультетов вдохновились идеей создания лаборатории для российского квантового центра и взяли на себя ответственность за этот проект.

Зона ближайшего развития - Студенческий портал

Мы вкладываем в него 10 миллионов, и весь миллиардный бюджет квантового центра начинает работать на нас. Зачем это нам? За очень короткий срок мы можем вырастить компетенции наших магистров и аспирантов, включив их в сильные исследовательские группы.

И кроме серьезных результатов в области фундаментальной науки, мы можем получить и очень важные приложения. Например, внедрение и развитие технологий квантовой криптографии. Если мы вместе с партнерами их разработаем, то в отечественном пакете «критических» технологий будет и наш блок.

Решать подобные задачи можно только в рамках экосистемы, предполагающей интеграцию различных ресурсов.

Вот еще один пример реализации принципа экосистемы: намечается большой проект с компанией «Микран», которая будет строить мегасайенс-установку (гелиограф) для наблюдения за Солнцем. Хорошо, что у нас сохранилась астрономия, несмотря на тяжелейшие времена, когда, по сути, не было никакой господдержки этого направления. А сейчас астрономия превращается в мегасайенс, как и ЦЕРН.

Сегодня этой области нужны специалисты по аналитике данных, инженеры, руководители проектов. То есть, астрономы теперь не просто астрономы, а профессионалы с очень сложной междисциплинарной подготовкой. И мы хотим стать ещё одной точкой входа в новую мегасайенс-астрономию.

Получается, что все прорывы в технологиях находятся на стыке, и специалисты для них могут быть из любого направления.

Зона ближайшего развития - Студенческий портал

В этой же логике важно поддерживать и образовательные программы. Они готовятся вместе партнерами, и с ними же дальше делаются и соответствующие продукты. У нас, например, это образовательная программа по когнитивной лингвистике. А продуктом здесь будет компьютерная программа по автоматической генерации новостного контента, которая выйдет уже в феврале.

В России такой еще не было. Если всё состоится, то наш партнер – крупнейший отечественный медиахолдинг – начнет её внедрение. В настоящее время он финансирует подготовку специалистов в Высшей школе журналистики ТГУ, которые будут работать с этой инновационной технологией. И таких программ должно быть много.

Будем вместе искать партнеров с нерешенными проблемами, которые нам по силам!

Зона ближайшего развития - Студенческий портал

Ну и последние два момента. Первый: для решения таких задач мы должны и дальше поддерживать наши горизонтальные связи внутри университета. Это наше очень сильное конкурентное преимущество.

Люди ходят друг к другу на семинары, конференции, объединяются в общие проекты. Для многих университетов такая практика вообще невозможна: нужно спрашивать разрешения у деканов и заведующих кафедрами, всё согласовывать.

В этом смысле горизонтальные связи – это наша огромная сила.

Второй момент – мы все привыкли работать в рамках научных школ, в которых сильные лидеры делают ставку на себя и своих учеников. И научиться сильным лидерам складывать стратегическое партнёрство внутри университета– это совершенно новый для них вызов.

В отечественной практике примеры сотрудничества разных научных школ единичны. Чаще всего это своеобразные «пакты о ненападении». Но мы вовремя осознали, что все приоритеты, которые мы ставим, могут решаться только междисциплинарно.

Например, реальный шаг к междисциплинарному сотрудничеству сделан в рамках САЕ «Сибирский институт будущего». Это создание Центра «БиоКлимЛанд», в котором вместе работают физики, экологи, химики и биологи.

Причем, не только в рамках единых образовательных и исследовательских программ, но и на общих ценностей и целей.

Зона ближайшего развития - Студенческий портал Зона ближайшего развития - Студенческий портал

За 5 лет мы сделали многое: освоили новый формат развития в рамках Программы 5-100, научились жить в рейтинговой реальности.

Но теперь нам предстоит сделать следующий, очень сложный шаг в изменении нашего мышления. Мы реально должны почувствовать себя глобальным университетом.

В этой связи рекомендую посмотреть речь Марка Цукерберга перед выпускниками Стэнфорда 2017-го года. Меня поразило то, о чем он говорил.

Он говорил об утерянных смыслах и ответственности своего поколения за то, чтобы дать новые смыслы миру. Его выступление – это пример того, как ведущие американские университеты осознают своё место в обществе. Да, из своей культурологической парадигмы и идеологии. Но это действительно ответственность за национальные ценности высокого уровня.

Мы – как российский университет – тоже должны по-настоящему осознать свою ответственность за развитие своей страны и своего региона в глобальном мире. Уже из своей культурологической парадигмы и идеологии.

Иначе, нам будет сложно решать задачу создания НОЦа и реализации всех других крупных проектов. Но я верю, что нам это по силам.

Читайте также:  Карл Теодор Ясперс и его философия - центральное понятие и список основных трудов

Ведь по силам же оказалось сформировать высокий уровень доверия с властью и кооперации с другими университетами и институтами РАН! В этом смысле Томск продвинут больше, чем некоторые крупные города – центры будущих метрополий.

Мне кажется, что девиз следующей нашей пятилетки такой: «Изменить себя, не изменяя себе». То есть развиваться, сохраняя ценности и традиции Императорского университета, делая новый смелый шаг к другому уровню ответственности за регион и страну. И начнем мы эту историю прямо с февраля.

Она будет складываться в процессе различных семинаров, мероприятий, проектов. В этом плане очень важны ваши идеи и ваша активность. Я очень рассчитываю на то, что они помогут нам сформировать НОЦ мирового уровня.

Тем самым мы подтвердим свой потенциал и способность нашего университета и региона стать опорой новой экономики России.

Ректор ТГУ Эдуард Галажинский

Источник: http://www.tsu.ru/university/rector_page/zona-blizhayshego-razvitiya-2019-2024-chast-3/

Зона ближнего и актуального развития

Родители, занимаясь со своим ребенком, сами того не замечая, используют феномен зоны ближайшего развития (ЗБР). Каждый ребенок самобытен. Саморазвитие дошкольника субъективно и протекает с разной скоростью и степенью продуктивности.

Главенствующую роль, влияющую на формирование психики и приобретение учебного опыта малыша, играет помощь взрослых. Часто родители и педагоги некорректно ставят перед ребенком задачи. Неверно поставленные задачи не позволяют, в силу своей простоты, продвигаться малышу в саморазвитии, а то и вовсе остаются за гранью детского понимания.

Для дальнейшего благополучного развития малыша важно грамотно обозначить зоны актуального и ближайшего развития.

Практическое применение

Зона ближайшего развития - Студенческий портал

Дети познают мир посредством наблюдения, подражания, присвоения опыта. Этот процесс связан со взаимодействием детей с окружающими их взрослыми и сверстниками, общением с ними, совместной деятельностью. Причем общение и взаимодействие играют значимую роль. Обучение человека успешнее и результативнее происходит в социуме, во взаимодействии с окружающими людьми.

Малыш при знакомстве с новыми понятиями, эмоциями, социальной ролью ничего не знает о них. Из этого следует, что все новое в жизни ребенка превалирует над уже имеющимися знаниями, умениями и возможностями. Этот путь от знакомого к незнакомому, от привычного к неизведанному малыш не в силах преодолеть в одиночку.

Сопоставление зон актуального и ближайшего развития похоже на процесс становления высших психических функций, которые также зависят от взаимодействия с окружающими.

Первостепенно они представляют собой нечто внешнее в отношении человека, однако впоследствии перетекают на уровень процессов, и человек использует их так, словно эти свойства — врожденные.

Изначально психический процесс относится к зоне ближайшего развития, в дальнейшем — переходит в зону актуального саморазвития.

Зона ближайшего развития - Студенческий портал

Понятие «зона ближайшего развития» в начале 30-х годов ХХ века ввел советский психолог и педагог Лев Семенович Выготский. В книге «Мышление и речь» он отмечал:

«Мы видели, что обучение и развитие не совпадают напрямую, а представляют собой два процесса, которые находятся в очень сложных взаимоотношениях. Обучение только тогда хорошо, когда оно идет впереди развития.

Тогда оно … и вызывает к жизни целый ряд функций, находящихся в стадии созревания, лежащих в зоне ближайшего развития. В этом и заключается главнейшая роль обучения в развитии.

Этим и отличается обучение ребенка от дрессуры животных.»

Если говорить другими словами, считается нормой, когда психические процессы малыша идут всегда на шаг позади получаемых знаний. Дистанция между зонами актуального и ближайшего развития имеет важную значимость, которая влияет на развитие дошкольника. Без нее умственные процессы, которые проходят стадию формирования, с легкостью могут остаться в состоянии неиспользованного внутреннего потенциала.

Зона актуального развития – способность работать самостоятельно

Зона ближайшего развития - Студенческий портал

Согласно теории Л.С. Выготского, развитие малыша имеет двустороннюю направленность. Ребенок уже приобрел некоторые знания. Основываясь на них, попросите дошкольника выполнить новое поручение, и малыш самостоятельно выполнит его.

  Фрирайтинг — современная техника поиска креативных решений

Зона актуального развития – это совокупность знаний и умений, которые существуют в настоящее время. Проще говоря, все то, с чем дошкольник благополучно справляется самостоятельно, без помощи со стороны взрослых. Данное определение впервые ввел сам исследователь, оно актуально и по сегодняшний день.

Главные принципы зоны актуального развития:

  • успешное усвоение ребенком полученной информации;
  • возможность малыша без участия взрослых выполнять задания в пределах актуального саморазвития;
  • самостоятельное решение поставленных задач.

Малыш знаком с базовыми геометрическими фигурами и цветами. Он с легкостью укажет на зеленый кубик или желтый шарик. По просьбе взрослого положить голубые мячики в одну корзину, а белые – в другую, ребенок с легкостью справится с поставленной задачей без посторонней помощи.

В случае, если малышу известны только лишь цвета, а с формой он абсолютно не знаком, в корзине окажутся голубые мячики, кубики, конусы. До тех пор, пока знание геометрических фигур не находится в зоне актуального развития, дошкольник не в состоянии справиться с заданием без посторонней помощи. В дальнейшем поставленную задачу можно усложнить.

Необходимо попросить ребенка сложить в корзину красные и зеленые предметы, а в угол отложить конусы и кольца.

Вначале такие занятия будут способствовать закреплению приобретенных знаний, но не более того. Со временем малышу наскучит однообразие поставленных задач и у него возникнет желание в совершенствовании своих умений, познании нового. Для дальнейшего развития целесообразно перейти к следующему этапу, где вновь понадобится помощь наставника.

Зона ближайшего развития в представлении Л.С. Выготского

Зона ближайшего развития - Студенческий портал

Феномен зоны ближайшего развития заключается в готовности мозга к определенной деятельности. Однако без посторонней помощи достигнуть результатов не представляется возможным.

Выделение двух зон в развитии дошкольника по Выготскому было сродни революции в педагогической науке.

Изначально для выявления уровня обучаемости в расчет брались лишь те навыки, которыми ребенок уже овладел, то есть зона актуального развития. Такое диагностирование не являлось полноценным.

Для полной картины необходимо было определение дальнейших перспектив. Выдвинутая еще в 20 веке теория не утратила своей актуальности до настоящих дней.

  Психология толпы: в чем состоит феномен

Позиции общения

Из ранее изложенного следует, что дошкольник на разных этапах взросления в силах самостоятельно справится с некоторыми действиями – это характеризует зону его актуального саморазвития. Однако многое остается за гранью возможностей малыша. Это является показателем зоны его ближайшего развития.

К каждому ребенку необходим субъективный подход: одному достаточно небольшой подсказки, а другой нуждается в более содержательной помощи. Указанные примеры являются свидетельством существования различных по величине зон ближайшего развития.
Выделяют 5 позиций общения:

  1. Независимая позиция – наставник незначительно содействует дошкольнику либо начинает действие, а ребенок продолжает и заканчивает.
  2. Позиция «на равных» – наставник взаимодействует одновременно с ребенком, не находясь с ним в паре. Главная цель этой позиции – соревнование.
  3. Позиция «снизу» — наставник содействует дошкольнику посредством наводящих вопросов, подсказок, стимулирует активность сознательными ошибками.
  4. Позиция «сверху» — взрослый выступает в роли учителя, поясняет материал, указывает на способы и ход решения поставленной задачи.
  5. Позиция «мы» — наставник и дошкольник совместно выполняют задание.

Одни дети нуждаются в подсказке, другим требуется уделить намного больше времени, выполнять все задания совместно. Чем меньше поддержка, оказываемая старшими, тем шире ЗБР ребенка.

В случае, если малыш не в силах справиться с поставленными задачами даже при непосредственной помощи взрослого, речь идет о том, что изложенный материал на этом этапе находится вне зоны ближайшего развития, и его освоение лучше отложить.

Использование теории зон развития

Теория зоны ближайшего развития Л.С. Выготского с практической точки зрения характеризуется следующим образом: действия, выполняемые ребенком с помощью взрослого, являются залогом его взросления в ближайшем будущем. И чем обширнее спектр совместной работы, тем больше вероятность раскрытия заложенного природой потенциала малыша.

Подобный симбиоз затрагивает все области саморазвития малыша.

Родители, при выборе игр и заданий, должны основываться на интересах и предпочтениях своего ребенка, корректировать уровень сложности предоставляемого материала.

Они должны строить свою линию поведения не с позиции строгого наставника, а с позиции помощника, сотрудника. Допустимы и даже обязательны шутки, игры, положительные эмоции.

Рассмотрим пример. Ребенок выучил алфавит, легко находит в тексте любую букву, однако ему не по силам прочесть даже самое короткое слово.  Наступает время следующего этапа в обучении. Первоначально необходимо взять простое слово, состоящее из нескольких букв.

Занятие должно проходить в игровой форме и быть интересным ребенку, в противном случае уже через некоторое время он забудет изученный материал. Постепенно нужно повышать уровень сложности задания. Впоследствии ребенок сможет составлять из слогов слова, читать их.

Уже в дальнейшем можно предлагать прочесть небольшие предложения.

  Дилемма дикобразов – секрет гармоничных взаимоотношений

Что из теории Л.С. Выготского пригодится при занятиях с детьми

При проведении занятий стоит учитывать обе зоны развития. Целесообразно поинтересоваться программой, используемой в дошкольных учебных учреждениях и, опираясь на нее, строить свои занятия. Начинать урок нужно с повторения пройденного материала.

Не стоит ругать и торопить ребенка, если у него возникают сложности с выполнением задания. Часто запоминание происходит неравномерно: вначале ребенок долго не может понять предложенный материал, затем резкий прорыв.

Обучение должно проходить в соответствующем ритме.

Важное значение при занятиях с детьми играет похвала: покажите ребенку, как вы гордитесь его успехами. Умственная деятельность нуждается в тренировке. Дошкольника необходимо мотивировать к формированию новых навыков. В противном случае его саморазвитие остановится в пределах актуального. Однако не стоит завышать планку, предлагая более сложные задания, так как это может спровоцировать нервные расстройства и психические заболевания. Существует риск, что у ребенка пропадет интерес к получению новых знаний и самому процессу учебы.

Полезные советы для родителей

Зона ближайшего развития - Студенческий портал

Нижеприведенные рекомендации помогут вам повлиять на изменения в зоне ближайшего развития ребенка.

  1. Определите уровень сформированности и размер зоны ближайшего развития ребенка.
  2. Расширяйте зону ближайшего развития до момента перехода приобретенных навыков и знаний в зону актуального развития.
  3. Будьте заинтересованы в процессе общения с малышом.
  4. В качестве обучающего может выступать даже другой ребенок, при условии, что знания учителя превышают уровень знаний обучаемого.
  5. Следует помнить, что эффект от обучения максимален, если оно совпало зоной ближайшего развития.
  6. Для формирования у детей самостоятельности не следует помогать выполнять те действия, которые входят в их зону актуального развития.
  7. Каждый ребенок развивается согласно личному темпу. Не сравнивайте детей со сверстниками, старайтесь делать акцент на качество усвоенных знаний.

Заключение

В заключении стоит отметить, что человек независимо от возраста сталкивается с «сопротивлением материалу». Новый материал, на первый взгляд, кажется сложным, нелогичным, трудно запоминаемым. Однако на протяжении периода обучения все трудности остаются позади.

После человек недоумевает, почему материал ранее был не понятен. Вывод: произошло устранение сопротивления. Ребенку в период научения намного сложнее, чем взрослому. У детей еще не сформировано «умение учиться».

Только родители способны помочь своему чаду справиться с этими трудностями!

Зона ближайшего развития - Студенческий портал

Высшее образование по специальности «Психология», кафедра психологии (включает все отрасли психологии). Окончила Донецкий институт социального образования. Автор статей по педагогической и семейной психологии

Источник: https://lifemotivation.ru/samorazvitie/zona-blizhayshego-razvitiya

Зона ближайшего развития

Зона ближайшего развития - Студенческий порталонаблюдайте, как одевается трехлетний ребенок. Почти со всеми деталями одежды он справляется сам. Вопрос вызывают колготки; сколько раз уже их приходилось переодевать! Лучше уточнить: «Я правильно определил сторону?» Небольшая помощь матери, ее объяснение, — и малыш уверенно продолжает одеваться. А вот шнурки на ботинках… В этом случае подсказка бесполезна; как бы хорошо ни объясняли родители последовательность действий, сколько бы раз ни показывали – трехлетка не сможет завязать шнурки сам.

Читайте также:  Учет банков ценных бумаг - студенческий портал

Этот простой пример отлично иллюстрирует понятия «зона актуального развития» и «зона ближайшего развития». То, что умеет делать ребенок трех лет без всякой помощи взрослого (надеть простую одежду) – находится в его зоне актуального развития.

То, что он может сделать при помощи взрослого (определить переднюю и заднюю сторону, левый и правый ботинок) – находится в зоне ближайшего развития. Пройдет немного времени, подсказка повторится несколько раз, и малыш начнет ориентироваться сам.

Из зоны ближайшего развития умение перейдет в зону актуального развития.

А шнурки? Видимо, этот навык пока лежит вне зоны ближайшего развития. Поэтому любые попытки родителей научить трехлетку завязывать шнурки потерпят неудачу. Действительно, рука малыша только к 4 годам будет развита достаточно для овладения таким сложным умением. Вот тогда оно войдет в зону ближайшего развития, и обучение может быть успешным.

Область применения

Ребенок познает мир путем наблюдения, подражания, и, наконец, присвоения опыта. Происходит это через взаимодействие с другими людьми, взрослыми и детьми, общение с ними, совместную деятельность. Общение, взаимодействие здесь – ключевые слова. Любой человек эффективнее всего обучается среди других людей, во взаимодействии с ними.

Подумайте, когда ребенок знакомится с новым понятием, эмоцией, социальной ролью, он ничего не знает о них. Можно сказать, что все новое в жизни ребенка превосходит его текущие знания и возможности. Этот отрезок между знакомым и незнакомым, привычным и неизведанным невозможно преодолеть в одиночку.

Соотношение зон актуального и ближайшего развития похоже на процесс становления высших психических функций (к ним относят восприятие, память, мышление и речь). Они также формируются в совместной деятельности с другими людьми.

Поначалу они выступают как нечто внешнее по отношению к человеку, но постепенно переходят в разряд внутренних психических процессов, и человек начинает оперировать ими так, как будто эти свойства были даны ему при рождении.

Когда психический процесс формируется, он находится в зоне ближайшего развития, а после формирования переходит в зону актуального развития.

  • Зона актуального развития – то, что ребенок успешно делает сам без помощи взрослых.
  • Зона ближайшего развития – то, что ребенок может сделать при помощи, подсказке взрослых, в сотрудничестве с взрослым, в коллективе.
  • Умения, навыки, знания через какое-то время переходят из зоны ближайшего развития в зону актуального развития.

Примеры показывают, что у понятия «зона ближайшего развития» широкая область применения. Его можно отнести к разным сферам жизни ребенка (эмоциональной, социальной, психологической), к формированию разнообразных умений, навыков, накоплению знаний. Однако первоначально оно использовалось только для характеристики умственного развития, для понимания соотношения между обучением и развитием.

Термин «зона ближайшего развития» предложил советский психолог и педагог Лев Семенович Выготский в начале 30-х годов XX века. В книге «Мышление и речь» он писал:

Мы видели, что обучение и развитие не совпадают непосредственно, а представляют собой два процесса, находящиеся в очень сложных взаимоотношениях. Обучение только тогда хорошо, когда оно идёт впереди развития.

Тогда оно … и вызывает к жизни целый ряд функций, находящихся в стадии созревания, лежащих в зоне ближайшего развития. В этом и заключается главнейшая роль обучения в развитии.

Этим и отличается обучение ребёнка от дрессуры животных.

Иными словами, в норме психическое развитие ребенка всегда немного отстает от того, чему его обучают, психика как бы «подтягивается» за изучаемым материалом.

Этот зазор между зонами актуального и ближайшего развития очень важен – именно он позволяет ребенку развиваться. Без него созревающие, но еще не созревшие психические процессы рискуют остаться в области нереализованного потенциала.

Поэтому понятие «зона ближайшего развития» считается важнейшим в педагогике. Выделяют даже особую форму обучения, основанную на нем – развивающее обучение. Оно дополняет традиционное школьное обучение и нацелено на развитие потенциальных возможностей детей.

Позиции общения

Приемы развивающего обучения дают отличный результат, когда требуется подтянуть слабоуспевающего ребенка. Их используют все грамотные учителя. Они помогут и родителям, особенно родителям школьников младших классов. Ведь многие свойства памяти, мышления, других необходимых для успешной учебы качеств у младшеклассников еще находятся в стадии формирования.

Как же применить понятие «зона ближайшего развития» на практике? Рассмотрим простую, но часто встречающуюся ситуацию.

Мальчик-второклассник выполняет домашнюю работу по математике и не может решить задачу. На самом ли деле это трудная задача или ребенок плохо понял объяснения учителя в классе? А может быть, просто математика дается ему нелегко? В контексте нашего примера это не важно. Мальчику нужна помощь.

Мама (папа) видит затруднения сына, или он сам просит о помощи. Оказать помощь можно по-разному. Кто-то отложит домашние дела, присядет за стол и постарается вместе с ребенком вникнуть в условия задачи, записать их, порассуждать о ходе решения, записать действия, а в конце попросит сына еще раз рассказать, как решается эта задача.

Кто-то попытается выяснить, что именно не понимает ребенок и оказать помощь только в этом конкретном вопросе, с тем, чтобы остальное мальчик делал самостоятельно.

Кто-то будет задавать наводящие вопросы: «Запиши условия задачи, а я проверю.

Подумай, что получится, если сложить это и это? Как эта сумма поможет найти ответ?» А кто-то, возможно, предложит нарисовать задачку и поиграть с ее участниками, ненавязчиво подталкивая ребенка к нужным действиям с цифрами.

Все это – разные позиции общения (взаимодействия взрослого с ребенком). От того, какую позицию выберет взрослый, зависит успех ребенка в решении задачи. Кроме того, позиция общения характеризует ширину зоны ближайшего развития.

Принято различать пять позиций общения:

  1. Независимая позиция – взрослый оказывает самую малую, точечную помощь, либо начинает действие, а ребенок подхватывает и завершает.
  2. Позиция «на равных» – взрослый действует одновременно с ребенком, но не в команде с ним. Вариант этой позиции – соревнование.
  3. Позиция «снизу» — взрослый помогает ребенку наводящими вопросами, небольшими подсказками, провоцирует активность намеренными ошибками.
  4. Позиция «сверху» — взрослый выступает в роли учителя, объясняет непонятное, демонстрирует способы и ход решения задачи.
  5. Позиция «мы» — взрослый и ребенок объединяются команду для решения задачи.

Одним детям достаточно небольшой подсказки, с другими необходимо делать все вместе, вплоть до мелочей. Чем меньше помощи оказывает взрослый, тем шире зона ближайшего развития ребенка. Если же ребенок не справляется и никакая, даже самая серьезная помощь не обеспечивает выполнения задачи, значит, материал пока находится вне зоны ближайшего развития, и его освоение лучше отложить.

Рекомендации

Несколько полезных советов позволят родителям максимально эффективно использовать понятие «зона ближайшего развития».

  • Определите текущую ширину зоны ближайшего развития ребенка. Для этого примените разные позиции общения в схожих ситуациях, сделайте вывод, какая из них работает лучше. Полезно также понаблюдать за ребенком, когда он учится чему-то спонтанно.
  • Старайтесь постепенно увеличивать зону ближайшего развития до тех пор, пока знания и умения не перейдут в зону актуального развития. Допустим, школьник не умеет решать задачи в три действия. Начните с того, что постройте с ним команду. Если в команде вы с задачей справились, следующую задачу объясняйте с позиции учителя. Потом ограничьтесь подсказками и наводящими вопросами. Продолжайте расширять зону, пока ребенок не сможет решить задачу такого типа сам.
  • Есть почти безотказный прием, который помогает даже в самых трудных случаях. Ребенка нужно поместить в пространство между двумя взрослыми, один из которых находится в позиции «мы» (команда), а второй – в позиции учителя («сверху»). Таким образом, первый будет помогать ребенку «изнутри», преодолевая трудности вместе с ним, а второй создаст условия для изменения границ зоны ближайшего развития. Этот прием требует больших затрат времени и сил со стороны родителей, но он чрезвычайно эффективен.
  • Помните, что никакие приемы и методики не сработают, если взрослый сам не заинтересован в общении с ребенком. Общение, основанное на подлинном сотрудничестве, а не снисхождении к ребенку – вот ключ к успешному обучению. Только в таком общении, такой совместной деятельности ребенок развивается быстро и правильно.
  • В роли педагога, помогающего освоить новое пространство, может выступать любой человек, даже сверстник. Главное, чтобы он знал немного больше, чем сам ребенок и с желанием сотрудничал с ним. Вообще, чем шире круг общения ребенка с более знающими людьми, тем лучше для его развития.
  • Нельзя игнорировать текущие потребности развития ребенка, но и форсировать их тоже не стоит. Обе крайности могут привести к деформациям личности и даже психическим расстройствам. Все хорошо в свое время. Обучение наиболее эффективно тогда, когда оно происходит в пределах периода, определяемого зоной ближайшего развития (Выготский называл это «оптимальным сроком обучения», а Монтессори «сензитивным периодом развития»).
  • Некоторые родители опасаются, что в ситуации постоянной помощи взрослых ребенок станет несамостоятельным, не способным в одиночку преодолевать трудности. Это не верно, равно как неверен подход к детям как к «маленьким взрослым», которые «сами знают, что им нужно», «способны сами выбрать лучшее для себя». Дети нуждаются в помощи взрослых, в общении с ними, в совместной деятельности. Без этого они будут отставать в развитии. Для воспитания самостоятельности просто не делайте за детей того, что входит в их зону актуального развития.
  • Темп развития каждого ребенка индивидуален. Не стоит зацикливаться на времени, которое уходит на восприятие и переработку новых знаний. Лучше измерять не скорость, а глубину восприятия.

Некоторым людям, особенно тем, кто много учится, знакомо «чувство сопротивления материала».

Новые знания, незнакомые раньше понятия, определения, термины на первый взгляд кажутся непонятными, нелогичными, не желают оставаться в памяти.

Но, по мере погружения в материал, приложения усилий для овладения им в какой-то момент все встает на свои места. Оглядываясь назад, человек удивляется, почему раньше что-то было непонятно – «сопротивление материала» преодолено!

То же самое испытывает ребенок, когда учится, только справиться с «сопротивлением материала» ему гораздо труднее, чем взрослому (а иногда и вовсе невозможно). Ему не хватает «умения учиться», его психика, его личность еще не сформированы полностью. Кто, как не родители призваны помочь своему ребенку преодолеть это сопротивление!

Источник: https://baby-ved.ru/vospitanie-shkolnika/zona-blizhaishego-razvitija/

Зона ближайшего развития — Психологос

Кондратьев М. Ю., Ильин В. А. Азбука социального психолога-практика. — М.: ПЕР СЭ, 2007. — 464 с.

Зона ближайшего развития — уровень развития, достигаемый ребенком в процессе его взаимодействия со взрослым, реализуемый развивающейся личностью в ходе совместной деятельности со взрослым, но не проявляющийся в рамках индивидуальной деятельности. Понятие «зона ближайшего развития» было введено в психологический лексикон Л. С.

Выготским, с одной стороны, для того, чтобы подчеркнуть принципиальную особенность развития личности на ранних стадиях онтогенеза, когда ребенок усваивает и присваивает накопленный социальный опыт, прежде всего, путем партнерского деятельностного и общенческого взаимодействия со взрослым, а с другой — для того, чтобы качественно развести актуальный уровень развития ребенка, который проявляется им в индивидуальной деятельности и тот, более высокий уровень развития, который реализуется развивающейся личностью, но лишь в рамках совместной деятельности со взрослым, выступая как «область несозревших, но созревающих процессов» (Л. С. Выготский). Понятие «зона ближайшего развития» традиционно рассматривается как одно из важнейших в психологии развития и педагогической психологии. Более того, подобный теоретико-методологический ракурс рассмотрения процесса развития личности ребенка и позволяет выстроить содержательно углубленную диагностику уровня развития становящейся, формирующейся личности. «Традиционная диагностика психического развития ребенка ориентируется на определение актуального уровня развития. Но прогноз, составленный на основе подобных методов, недостаточно надежен. Для определения перспективы развития необходимо знать и «завтрашний день развития», а он определяется именно измерением зоны ближайшего развития. Так, например, измерение готовности к школе на основе уже сформированных у ребенка способностей оказывается недостаточным. Необходимо определить, как ребенок может сотрудничать со взрослым, то есть какова его зона ближайшего развития. Разработанные на этом принципе методы определения готовности к школе оказываются более надежными» (К. Н. Поливанова). В последние годы, помимо психологии развития и педагогической психологии, понятие «зона ближайшего развития» нередко используется и в рамках социально-психологической науки. Понятно, что в этом случае привычная смысловая нагрузка данного термина приобретает определенное своеобразие. Так, применительно к психологии групп этот термин используют, говоря о перспективах развития конкретного контактного сообщества, которые оно «отрабатывает» с внешней инстанцией социального контроля (особенно если это официальная общность) или с лидером (особенно, если это неформальная группа).

Собственно говоря, основная идея теории зоны ближайшего развития направлена на наиболее адекватную оценку перспектив развития ребенка и его способностей к школьному обучению. Как отмечает А. В.

Брушлинский, «разрабатывая свое понимание зоны ближайшего развития, Выготский стремится прежде всего преодолеть широко распространенную традиционную трактовку, согласно которой показательным для умственного развития детей может быть не подражание ребенка взрослым, а лишь самостоятельное решение им той или иной мыслительной задачи»1. Таким образом, с точки зрения Л. С. Выготского, может быть получено лишь представление об актуальном уровне развития ребенка, но никак не о его способности к усвоению нового материала. Для того, чтобы оценить потенциал развития, необходимо оценить «разрыв» между результатами самостоятельной деятельности ребенка и тем, что он может достичь при помощи взрослых.

Читайте также:  Дыхательные техники в психологии - студенческий портал

Эту идею Л. С. Выготский иллюстрировал результатами эксперимента, в рамках которого двум мальчикам предлагалось выполнить стандартный тест интеллекта для 8-летних детей (что соответствовало их реальному возрасту).

После того, как каждый из них успешно справился с заданием, им предлагалось при помощи экспериментатора решить более сложные задачи. На этом этапе один из испытуемых показал результат, соответствующий уровню развития 9-летнего ребенка, в то время как другой — 12-летнего. По мнению Л. С.

Выготского, это является доказательством различного потенциала к обучению у двух данных детей, а выявленная таким образом «дистанция между уровнем фактического (актуального) развития, определяемым по результатам самостоятельного выполнения заданий, и уровнем потенциального развития, определяемым по результатам выполнения заданий под руководством взрослого или в сотрудничестве с более способными сверстниками»2 и является зоной ближайшего развития.

В качестве эмпирического подтверждения теории зоны ближайшего развития Л. С. Выготский приводил и результаты некоторых зарубежных исследований.

Так, например, в работе «Умственное развитие детей в процессе обучения» он пишет: «Американская исследовательница Мак-Карти показала в отношении дошкольного возраста, что если ребенка от 3 до 5 лет подвергнуть исследованию, то у него окажется группа функций, которую ребенок уже имеет, но есть и другая группа функций, которой ребенок самостоятельно не владеет, но владеет под руководством, в коллективе, в сотрудничестве. Оказывается, что эта вторая группа функций в возрасте от 5 до 7 лет находится в основном на уровне актуального развития. Этим исследованием показано, что то, что ребенок умеет в 3—5 лет делать только под руководством, в сотрудничестве и коллективно, тот же самый ребенок от 5 до 7 лет умеет делать самостоятельно…»

«В теоретико-экспериментальной работе Выготского и Шиф была предпринята… попытка выявить это соотношение между актуальным (достигнутым) и потенциальным уровнями детского развития применительно уже не к дошкольникам, а к учащимся II и IV классов.

В указанном контексте и было проведено детальное исследование у детей так называемых житейских (спонтанных) и научных (неспонтанных) понятий. Как подчеркивает Выготский, спонтанные (т. е. еще не “социализированные”, не испытавшие влияния взрослых) понятия изучены в классической работе Ж.

Пиаже, который пришел к выводу, что их главной особенностью является отсутствие в них единой системы. … В отличие от них, по мнению раннего Пиаже, может быть выделена еще и другая группа детских понятий, которые возникли под решающим воздействием знаний, усвоенных ребенком от взрослых.

Таковы “неспонтанные” понятия, формирующиеся у детей, например, в ходе школьного обучения. Именно их Выготский охарактеризовал как научные…

По предположению Выготского, уровень мышления у ребенка более высокий в случае развития научных понятий (например, понятие эксплуатации или революции), нежели спонтанных (житейских) понятий (например, понятие “брат”). Он считает, что эксперименты Шиф в общем подтвердили это предположение»1.

Нельзя не отметить, что выдвинув в целом обоснованную и бесспорно перспективную идею зоны ближайшего развития ребенка, Л. С. Выготский рассматривал ее, по сути дела, исключительно в контексте когнитивного развития личности. При этом эмоциональный и социально-психологический аспекты развития фактически игнорировались.

Как известно, Л. С. Выготский был убежденным сторонником формального школьного обучения, в основе которого лежит, прежде всего, «вертикальное» взаимодействие «учитель-ученик», и первостепенную роль играет именно усвоение научных понятий.

Более того, по мнению авторов коллективной монографии «Психологическая наука в России XX столетия: проблемы теории и истории», «можно сделать вывод, что, с точки зрения Выготского, понятия обучения и зоны ближайшего развития — это синонимы или даже тавтология.

Обучение, по его мнению, специфично лишь для человека, но не для животных, которые способны только к выучке посредством дрессировки. … Обучаем лишь человек, и в школе ребенок обучается, прежде всего, научным понятиям. В отличие от последних, житейские понятия …

возникают, по мнению Выготского, из собственного жизненного опыта ребенка, т. е. вначале вне обучения, вне зоны ближайшего развития, и потому не являются чисто социальными, не относятся к высшим психическим функциям. Правда, он прямо не называет их натуральными (т. е.

низшими) психологическими функциями, но сопоставляет их с научными понятиями как низшее с высшим»2. Не случайно многие критики Л. С. Выготского во многом справедливо упрекают его в том, что, призывая «…к изучению взаимодействия как внутренних, так и культурных факторов, сам он уделял внимание преимущественно последним»3.

Однако наиболее резкой и обоснованной критике подвергалась именно концепция обучения Л. С. Выготского. Прежде всего, критики отмечают, что одна из опасностей, непосредственно связанная с зоной ближайшего развития в трактовке Л. С. Выготского, заключается в том, «…

что нельзя пытаться подтолкнуть ребенка вперед до того, как у него разовьются способности, соответствующие той стадии развития, на которой он находится в данный момент»4. Это особенно важно с точки зрения эпигенетического принципа, сформулированного Э. Эриксоном. Как показано в работах самого Э. Эриксона (вышедших, заметим, много лет спустя после смерти Л. С.

Выготского) и его последователей, игнорирование актуальных потребностей развития приводит к серьезным личностным деформациям и, более того, психическим расстройствам. Как демонстрирует это практика, чрезвычайно «модные» сегодня попытки родителей «развивать» своих детей дошкольного возраста посредством обучения их счету и письму, иностранным языкам, музыке и т. п.

зачастую нередко не только наносят ущерб физическому и психическому здоровью, ни и резко снижают мотивацию ребенка к обучению по достижении им школьного возраста.

По сути дела, и еще одну опасность подчеркивают некоторые критики Л. С. Выготского: «С помощью других ребенок в состоянии решать задачи, с которыми он не смог бы справиться самостоятельно.

В этом Выготский, безусловно, прав, но он не учитывает, что постоянная необходимость в посторонней помощи может подорвать независимость.

Сторонники естественного развития неоднократно предупреждали, что каждый раз давая ребенку помощь или указания, мы тем самым укрепляем его зависимость от нашего мнения о том, о чем и как он должен думать, и подрываем его способность к самостоятельному мышлению»1.

Тем не менее сама по себе идея зоны ближайшего развития является бесспорно плодотворной, о чем свидетельствует и интерес, проявленный к ней не только у нас в стране, но и за рубежом. Уже в наше время был проведен целый ряд практикоориентированных исследований, базирующихся на теоретических представлениях Л. С. Выготского.

Так, например, по сообщению У. Крэйна, в 1985 г. А. Браун и Р. Феррара «…предприняли попытку оценить, насколько этот показатель (зона ближайшего развития — В. И., М. К.) действительно помогает определить потенциал обучаемости детей, и результаты их исследований оптимистичны». Кроме того, концепция Л. С. Выготского «…

также стимулировала возобновление интереса к самому процессу обучения — к вопросу о том, как взрослые могут помочь детям решать задачи и использовать стратегии, в данный момент находящиеся за пределами их индивидуальных возможностей.

Один из подходов к этой проблеме предложен в работах Брауна; учитель показывает детям пример того, как нужно пояснять и резюмировать фрагмент текста, после чего используется метод “взаимного обучения” — дети по очереди “становятся учителем”» и руководят работой маленьких групп своих одноклассников по использованию рассмотренных стратегий. Учитель продолжает руководить процессом, но стремится перенести основную ответственность на самих учащихся»2.

Последний пример представляется особенно важным именно с практической точки зрения, поскольку он, во-первых, позволяет выявить отчетливые перспективы реализации идеи зоны ближайшего развития в таких прикладных сферах деятельности, как создание команд и повышение эффективности управления в организациях, и, во-вторых, наметить пути преодоления определенной ограниченности и догматичности трактовки понятия «зона ближайшего развития», присущей как самому Л. С. Выготскому, так и его ортодоксальным последователям.

Прежде всего, в эксперименте А. Брауна, внешняя поддержка деятельности индивида организована преимущественно по горизонтали, а не по вертикали: главный источник необходимой помощи и стимуляции — группа сверстников, а не учитель.

Во-вторых, организованная таким образом деятельность, будучи просоциальной и нося подчеркнуто совместный, групповой характер, в полной мере способствует личностному развитию, в том числе и в психоэмоциональной сфере.

При этом она отвечает и актуальным потребностям развития младших школьников: носит отчасти игровой характер, но направлена на создание реального социально значимого продукта и позволяет проявить себя в межличностном взаимодействии в малой группе.

Кроме того, такая организация деятельности позволяет каждому участнику «попробовать» себя в роли официального лидера малой группы.

Все перечисленные факторы целесообразно задействовать в процессе командообразования. Кроме того, идея зоны ближайшего развития может быть эффективно использована при разработке программ внутрикорпоративного обучения и повышения мотивации сотрудников, при делегировании полномочий, планировании профессиональной карьеры и т. п.

Практический социальный психолог, если он работает в образовательном учреждении или является семейным психологом, должен уделять пристальное внимание созданию всех условий для организации совместной деятельности ребенка со взрослым в форме подлинного сотрудничества, так как лишь в этом случае будут сформированы необходимые предпосылки для последовательного повышения актуального уровня развития ребенка через формирование просоциальной зоны его ближайшего развития. Что касается практических социальных психологов, работающих с группами, если так можно выразиться, во «взрослых» организациях, то его внимание должно быть, в частности, обращено на то, в каком направлении развивается сообщество и кто в решающей степени «задает» ему зону его ближайшего развития.

Зона ближайшего развития — понятие, введенное Л.С. Выготским — . Характеризует процесс подтягивания психического развития вслед за обучением. Эта зона определяется содержанием таких задач, которые ребенок может решить лишь с помощью взрослого, но после приобретения опыта совместной деятельности — он становится способным к самостоятельному решению аналогичных задач.

Зона ближайшего развития - Студенческий портал

Источник: https://www.psychologos.ru/articles/view/zona-blizhayshego-razvitiya

Ссылка на основную публикацию