Университет Глазго является одним из старейших в Европе, четвертым по старшинству в Великобритании и крупнейшим в Шотландии, но вторым по старшинству после университета Сент-Эндрюс, основанного в 1413 году. Этот университет, расположенный в одноименном старинном городке на берегу Северного моря малоизвестен в России. Но если коронованная бабушка рекомендует университет своему внуку, это о многом говорит, в том числе о качестве преподавания. Университет Сент-Эндрюс окончили принц Уильям — сын принца Уэльского Чарльза и внук королевы Великобритании Елизаветы II, будущий наследник престола Великобритании, а так же Кэтрин Элизабет — герцогиня Кембриджская, супруга принца Уильяма.
Университет Глазго основан в 1451 году папской буллой Николая V, даровавшего разрешение открыть университет при городском кафедральном соборе.
Сегодня Университет Глазго является признанным во всем мире учебным заведением, занимающим высокие рейтинги, входит в элитную группу ведущих 24-х исследовательских британских университетов «Russel Group» (занимает 16 место) и международную сеть университетов «Universitas 21».
Среди выпускников университета – шесть нобелевских лауреатов и два премьер-министра Великобритании. В университете обучаются студенты из 140 стран. В авторитетном рейтинге QS World University Rankings 2013 университет занял 9 место в Великобритании и 51 место в мире, а в рейтинге 2016 года — 132 место в мире.
С момента основания университет уделял особое внимание искусству, богословию, медицине и праву. В конце 17 века Университет Глазго переехал на окраину города и в эпоху Шотландского Просвещения (18 век) стал лучшим в Соединенном Королевстве. Здесь Адам Смит учился у прославленного философа профессора Хатчесона.
В связи с расширением университета в середине двадцатого столетия были построены новые корпуса, читальный зал одной из крупнейших в Европе библиотеки, насчитывающей сегодня более 2,5 миллионов томов, не считая периодических изданий, микрофильмов и оцифрованных трудов.В составе современного университета четыре колледжа.
College of Arts функционирует еще с самого открытия университета и насчитывает множество программ для творческих студентов. College of Social Sciences славится знаменитой бизнес-школой имени Адама Смита, получившей европейскую аккредитацию EQUIS (это уже третья аккредитация мировых бизнес-школ, которую получил университет).
В университете преподают юриспруденцию, медицину, ветеринарию, стоматологию, другие естественные и общественно-экономические науки, технические дисциплины, древние и современные языки, литературу, теологию и историю. В университете действуют два студенческих союза и более ста различных клубов по интересам.
На территории кампуса находятся кинотеатр, студенческий театр, музеи и современный спортивный зал с бассейном.
В 1787 году почетным ректором университета был избран Адам Смит, в разные годы — южноафриканский политик Винни Мандела и израильский техник-ядерщик Мордехай Вануну. В 2014 году студенты избрали на эту должность на очередной трехлетний срок американского системного администратора, бывшего сотрудника ЦРУ и Агентства национальной безопасности Эдварда Сноудена, скрывающегося в Росси от преследования в США.
Главный корпус и основная территория университета располагаются в городском районе Гилморхилл. Здание является вторым по значимости образцом неоготического стиля в Великобритании после Вестминстерского аббатства в Лондоне. Старинная архитектура сочетается с ультрасовременными технологиями.Но шотландцы чувствовали в Оксфорде неуютно, подвергаясь постоянным насмешкам, равнодушному и несправедливому обращению преподавателей. В бурную эпоху гражданского междоусобия и религиозной реставрации в «Туманном Альбионе» Оксфорд утерял свое свободолюбие времен великого утописта Томаса Мора и Эразма Роттердамского, преподававшего в соседнем Кембридже. Процветало невежество и ханжество в университетской среде. Профессора нисколько не заботились об исполнении своих обязанностей. Об этом можно судить по критике Адамом Смитом преподавания в Оксфорде в «Богатстве народов»: «Для человека, одаренного здравым умом должно быть делом тягостным сознавать, что лекции, которые он читает студентам, суть чистый вздор или нечто, весьма близко к нему подходящее. Должно быть, также крайне неприятно видеть, что большая часть слушателей не посещает лекции, или слушает их с несомненным выражением неодобрения, насмешки или пренебрежения». С другой стороны, студенчество отличалось не только невежеством, но грубостью и развращенностью. Смита отправляли в Оксфорд, надеясь сделать из шотландца верного служителя англиканской церкви. Но не о такой карьер мечтал юноша.
Время, проведённое в Оксфорде, Смит использовал в наибольшей степени эффективно, несмотря на частые болезни, много читал и постоянно занимался самостоятельно. Приходилось для чтения существенно тратиться на восковые свечи.
Прославленный Оксфорд в те времена не отличался блеском идей.
Но здесь была знаменитая Бодлианская библиотека, где Смит погружался в книжное пиршество. Бодлианская библиотека по сей день оспаривает у Ватикана право называться старейшей в Европе, а у Британской – самого крупного книжного собрания Великобритании.
С 1610 года университетская библиотека был наделена правом на получение обязательных экземпляров всех британских изданий. Возможностью такой библиотеки и воспользовался Адам Смит, знавший пять языков.
В 18 веке эта библиотека была одной из крупнейших в мире по концентрации интеллектуальных книжных ресурсов.
Библиотека носит имя известного собирателя старинных манускриптов, состоявшего на дипломатической службе королевы Елизаветы сэра Томаса Бодли (1545—1613). Но первым основателем университетского книжного собрания считается епископ Томас де Кобэм (ум. 1327). Чтобы дорогие по тем временам книги не выносили (не крали), их приковывали к полкам цепями.
В 1450 году библиотека переехала в новые здания, сохранившиеся до наших дней. К середине 16 века библиотек обнищала, малолетний английский король Эдуард VI экспроприировал книжные собрания Оксфорда. Только в 1602 году сэр Томас Бодли не только восстановил библиотеку, но преподнёс университету своё книжное собрание и постоянно закупал зарубежные издания даже из Китая.
В течение последующих столетий для размещения библиотечных собраний было выстроено несколько зданий, включая ротонду Рэдклиффа (1737—1769). Несколько зданий университета находятся на площади Рэдклифф, которая известна как «сердце Оксфорда». Среди них особое внимание привлекает шедевр раннего британского классицизма — ротонда Рэдклиффа.
Ранее она была центральным зданием научной библиотеки Оксфорда, а в настоящее время служит как главный читальный зал для Бодлианской библиотеки (одной из крупнейших в мире). Во время пребывания Адама Смита в Оксфорде Ротонда только строилась.Старинное сохранившееся здание библиотеки, которое посещал Адам Смит
Оксфорд. Один из старейших Queen’s College (1340). Здесь вручаются в торжественной обстановке дипломы выпускникам университета. Оксфордский университет не удостоил своего знаменитого питомца Адами Смита ученой степенью, да и он сам не любил вспоминать о времени учебы в этом университете.
Старейший и самый престижный Christ Church College. Здесь снимались сцены фильмов о Гарри Поттере. Знаменитый Большой зал Хогвартса, в котором происходили самые торжественные и важные моменты в жизни школы волшебников, снимался в обеденном холле колледжа.
Адам Смит закончил обучение в Оксфорде в 1746 году и покинул университет не получив диплома, раньше установленного срока. Своей главной альма-матер он считал Университет Глазго, где впоследствии стал профессором.***
Государственный Эдинбургский университет в столице Шотландии так же считается одним из престижных университетов в мире. Шестой по старшинству в Великобритании университет основан в 1583 году.
Входит во Всемирное наследие ЮНЕСКО, элитную группу ведущих исследовательских университетов Великобритании «Рассел» и Лигу европейских исследовательских университетов.
В мировом рейтинге QS World University Rankings 2016 Эдинбургский университет занял 55 место (в 2013 году — 17 место) из тысячи лучших университетов мира.
Эдинбургский университет, включающий три колледжа и около двадцати школ, является ведущим научным центром в Британии в области информационных технологий и одним из крупнейших мировых центров по вычислительной технике. Самые популярные университетские специальности – право, бизнес, медицина, архитектура и дизайн.
В университете учатся студенты из России.Главное здание Эдинбургского университетаИнформация для размышления: В Восточной Европе Болонский процесс первоначально был встречен чиновниками от высшего образования недоброжелательно, но пошел веселее, когда стало ясно, что можно продавать не один диплом, а два, бакалавра и магистра.
Когда я читаю лекции в переохлаждённой не отапливаемой аудитории, я вспоминаю устав средневекового европейского университета, если мне не изменяет память — университета Глазго.
В средневековом уставе европейских университетов особое внимание уделялось элементарным условиям обучения. В холодное время печи в аудиториях должны быть протоплены, а помещения — регулярно проветриваться. Опасались не только эпидемий. Усваивать дисциплины можно только при комфортной температуре в аудиториях.
Я уже не говорю о современных университетах в песках Аравии — в Объеденных Арабских Эмиратах с климат-контролем в аудиториях, или в некоторых современных школах в джунглях Индокитая.
В июле 2016 года The Center for World University Rankings (CWUR) обнародовал рейтинг тысячи лучших университетов мира.
В этом западном рейтинге, как обычно доминируют американские и британские университеты, шотландский Эдинбургский университет занял 55 место, а университет Глазго — 132 место.
Источник: https://dergachev-va.livejournal.com/158052.html
Адам Смит (Adam Smith) — биография, основные идеи и теории
Как все гении, Адам Смит вызывает удивление. Он одинаково уверенно и в равной степени глубоко рассуждал и о природе нравственности, и о сборе налогов.
Он сумел изложить всего в двух книгах темы для десятков диссертаций.
Совершил переворот в умах своих современников, а сам потерялся в веках: никто достоверно не знает, чем он жил, кого любил, как умер и зачем сжёг все свои рукописи перед смертью.
Биографы Смита скупы на факты. Известно, что он родился в двадцатых годах XVIII века в Шотландии и был единственным ребёнком в знатной семье. Его отец, тоже Адам, был таможенным чиновником, а мать Маргарет — дочерью землевладельца. Когда мальчику было всего два месяца, Смит-старший умер, и Маргарет осталась богатой вдовой.
Детство Смита прошло на востоке Шотландии, в портовом городе Киркоди (Керколди). Местные жители много веков зовут это место Lang Toun, Длинный город, из-за необычных широких улиц, которые тянутся по всему побережью залива Ферт-оф-Форт. Во времена Адама Смита Киркоди был богатым и благоустроенным городом.
Основными источниками пополнения городской казны служили импорт и экспорт товаров, добыча угля, рыболовный промысел, а также судостроение, которое тогда возродилось после ряда гражданских войн. Город хорошо сохранился и до наших дней, хотя утратил значение торгового узла.
Сейчас большая часть населения Киркоди занята в промышленности, а главные местные достопримечательности — средневековая церковь и театр имени Адама Смита.
В четырнадцать лет Смит отправился учиться в Университет Глазго на противоположный берег залива. Надо сказать, в XVIII веке такой возраст отнюдь не считался юным. Молодой человек осваивал полноценную учебную программу: древние языки, логику, философию, астрономию и математику. Одним из его преподавателей стал знаменитый деятель Шотландского просвещения Фрэнсис Хатчерсон.
В 1740 году юноша продолжил образование, поступив в бюджетную аспирантуру в Оксфорде. Пребывание там, возможно, было коммерчески оправданным, но бесполезным.
Впоследствии Адам Смит писал: «В Оксфордском университете большинство профессоров давно отказалось даже от видимости преподавания».
Отчасти из-за недовольства коллегами, отчасти из-за волнений Второго якобитского восстания, в 1746 году он вернулся в родной Киркоди и занялся самообразованием.
Авторитарность и формализм английских преподавателей послужили полезным антипримером. Собственные лекции, которые Адам Смит начал читать в 1748 году, пользовались успехом с самого начала. Следующие тринадцать лет он называл самыми счастливыми в жизни.
Смит преподавал риторику, литературу и логику в Эдинбурге и родном Университете Глазго, написал философский трактат «Теория нравственных чувств», общался с лучшими учёными Шотландии.
Его друзьями и коллегами стали философ Дэвид Юм, химик Джозеф Блэк, изобретатель Джеймс Уатт, писатель и художник Роберт Фаулис, геолог Джеймс Хаттон.
Смит хорошо зарабатывал, на его лекции приезжали студенты со всей Европы. Однако в 1764 году он неожиданно променял всё это на должность личного педагога для юного герцога.
Что стало причиной такого решения — желание сменить работу или повышение жалованья примерно в два раза, история умалчивает. Известно лишь, что за два года он вместе со своим подопечным впервые в жизни посетил Францию и Швейцарию.
По легенде, для патриота Смита эти перемещения были настолько мучительны, что он от скуки начал писать свою вторую книгу.
Экономика vs мораль
Адаму Смиту повезло жить во времена первооткрывателей, когда талантливый человек мог придумать целую науку. Что он и сделал, навсегда оставшись в истории отцом экономики.
Разумеется, Смит не опирался на воздух: в Европе уже вовсю шли споры между меркантилистами (консерваторами) и физиократами (новым движением из Франции).
Меркантилизм полагался на богатую аристократию и сильного монарха, а физиократия проповедовала достойные условия крестьянского труда.
Ни одна из этих теорий не была экономической в современном смысле — скорее, сводом политических и философских доктрин.
Эти споры между учёными мужами велись вовсе не от скуки. Во всей Европе происходил переход от аграрного общества к индустриальному, старая схема «буржуа — крестьянин» уже не работала.
Однако ни меркантилисты, которые предлагали бороться с голодом созданием дешёвых рабочих мест, ни физиократы, которые презирали города как явление, не могли вписаться в новую реальность.
Книга Смита «Исследование о природе и причинах богатства народов» на самом деле совершила грандиозный переворот в умах.
«Исследование о природе и причинах богатства народов», издание 1828 года
Итак, что же предложил Смит?
Свободный рынок
Эту мысль учёный позаимствовал у физиократов, но со значительными улучшениями. Он предложил не только отказаться от государственного регулирования торговли, но и от искусственного рынка труда. По его мнению, рабочие места должны создаваться не для того, чтобы занять праздных бедняков, а по настоящим потребностям рынка.
Разделение труда
Предложение было как никогда актуально: растущий рынок и развитие машинного производства создали все условия для появления узкой специализации. Интересно, что при этом сам Смит был универсальным преподавателем, видимо, свои идеи он применял только к физическому труду.
Свободу крестьянам
Если физиократы обсуждали положение крестьян с точки зрения социальной справедливости, Смит утверждал, что рабство приносит денежные убытки. Он верно заметил и впервые смог понятно донести до аристократии, что голодный крестьянин попросту не заинтересован в усердной работе.
Упор на внутренний рынок
Проблемой большинства европейских стран являлось искусственное создание профицита и приоритет внешней торговли. Смит предложил инновационную модель, при которой государство обеспечивает себя самостоятельно.
Новую налоговую систему
Идея обложить налогами не только крестьян была новаторской. Мысль о том, что государство должно обеспечивать граждан социальными гарантиями взамен налогов, была революционной.
Ожидания vs реальность
Публикация «Исследования…» в 1776 году положила начало развитию классической экономики и появлению большого числа последователей, которых иногда называют смитианцами.
Среди них: Жан-Батист Сэй, Джон Милл, Давид Рикардо и Уильям Томпсон. В Россию идеи смитианцев проникли намного позже, вместе с марксизмом.
Однако образованное дворянство было знакомо с трудами Смита ещё в 19 веке, об этом свидетельствуют знаменитые строки Пушкина из «Евгения Онегина»:
Бранил Гомера, Феокрита, Зато читал Адама Смита И был глубокий эконом, То есть умел судить о том, Как государство богатеет, И чем живёт и почему Не нужно золота ему, Когда простой продукт имеет. Отец понять его не мог И земли отдавал в залог.
Сам же Смит после публикации десятилетнего труда отошёл от науки и преподавания. В 1778 году он получил должность, похожую на пост его покойного отца, и стал таможенным чиновником в Эдинбурге.
До конца жизни Смита продолжали награждать почётными регалиями и приглашали в самые блестящие клубы, однако нет оснований полагать, что это приносило ему удовольствие. Своим лучшим достижением мыслитель по-прежнему считал трактат о нравственных чувствах, который написал в юности.
Адам Смит умер в возрасте около семидесяти лет, не имея семьи и детей. Считается, что его последними словами была фраза: «Я мог бы достичь большего».
Источник: https://journal.open-broker.ru/biographies/adam-smit/
Смит Адам
Ада́м Смит (англ. Adam Smith; крещён и возможно родился 5 (16) июня 1723, Керколди, Шотландия,Королевство Великобритания — 17 июля 1790, Эдинбург, Шотландия, Королевство Великобритания) —шотландский экономист, философ-этик; один из основоположников современной экономической теории.
Биография
Inquiry into the nature and causes of the wealth of nations, 1922
Как отмечал английский экономист и публицист конца XIX века Уолтер Бэджгот, «книги [Адама Смита] едва ли можно понять, если не иметь представления о нём как о человеке»[1]. В 1948 году Александр Грей писал: «Кажется странной наша плохая осведомлённость о подробностях его жизни… Его биограф почти поневоле вынужден восполнять недостаток материала тем, что он пишет не столько биографию Адама Смита, сколько историю его времени»[2].
Научной капитальной биографии Адама Смита до сих пор не существует[3][4].
Адам Смит родился в июне 1723 года (точная дата его рождения неизвестна) и крещён 5 июня в городкеКерколди в шотландском округе Файф. Его отец, таможенный чиновник, которого также звали Адам Смит, умер за 2 месяца до рождения сына[5].
Предполагается, что Адам был единственным ребёнком в семье, так как нигде не найдено записей о его братьях и сёстрах. В возрасте 4-х лет он был похищен цыганами, но быстро спасён своим дядей и возвращён матери[6].
В возрасте 14 лет он поступил в Университет Глазго, где два года изучал этические основы философии под руководством Фрэнсиса Хатчесона[7].
На первом курсе он изучал логику (это было обязательным требованием), далее перешёл в класс нравственной философии; изучал древние языки (особенно древнегреческий), математику и астрономию.
Адам имел репутацию странного, — например, среди шумной компании он мог вдруг глубоко задуматься, — но умного человека[3][4]. В 1740 году он поступил в Баллиол-колледж в Оксфорде, получив на продолжение образования стипендию[3][4], и закончил обучение в нём в 1746 году.
Смит критически отзывался о качестве обучения в Оксфорде, написав в «Богатстве народов», что «в Оксфордском университете большинство профессоров, в течение уже многих лет, совсем отказались даже от видимости преподавания»[3][4][6][8][9][10]. В университете он часто болел, много читал, но ещё не проявлял интереса к экономике[3][4].
Летом 1746 года после восстания сторонников Стюартов он возвратился в Керколди, где два года занимался самообразованием[3][4].
В 1748 году Смит приступил к чтению лекций в Эдинбургском университете — под покровительством лорда Кэймса(Генри Хьюма), с которым познакомился во время одной из поездок в Эдинбург.
Изначально это были лекции по английской литературе, позднее — по естественному праву (включавшему юриспруденцию, политические учения, социологию и экономику)[3][4].
Именно подготовка лекций для студентов этого университета и стала толчком к формулировке Адамом Смитом его представлений о проблемах экономики. Идеи экономического либерализма он стал высказывать, предположительно, в 1750—1751 годах[3][4].
Основой научной теории Адама Смита было стремление взглянуть на человека с трёх сторон: с позиций морали и нравственности, с гражданских и государственных позиций, с экономических позиций.
Адам читал лекции по риторике, искусству написания писем и позднее по предмету «достижение богатства», где он впервые детально изложил экономическую философию «очевидной и простой системы природной свободы», что нашло отражение в его самой известной работе «Исследование о природе и причинах богатства народов».
Около 1750 года Адам Смит познакомился с Дэвидом Юмом, который был старше его почти на десятилетие. Сходство их взглядов, отражённых в их трудах по истории, политике, философии, экономике и религии, показывает, что вместе они формировали интеллектуальный альянс, игравший важную роль в период возникновения так называемого Шотландского просвещения.
В 1751 году Смит был назначен профессором логики в Университете Глазго. Смит читал лекции по этике, риторике, юриспруденции и политической экономии. В 1759 году Смит опубликовал книгу «Теория нравственных чувств», основанную на материалах его лекций. В данном произведении Смит проанализировал этические стандарты поведения, обеспечивающие социальную стабильность.
При этом он фактически выступил против церковной морали, основанной на страхе перед загробной карой и обещаниями рая, предложил в качестве основы нравственных оценок «принцип симпатии», согласно которому нравственно то, что вызывает одобрение беспристрастных и проницательных наблюдателей, а также высказался в пользу этического равенства людей — одинаковой применимости моральных норм ко всем людям[3][4].
В Глазго Смит жил 12 лет, регулярно уезжая на 2-3 месяца в Эдинбург; здесь он пользовался уважением, завёл себе круг друзей, вёл образ жизни клубного человека-холостяка[3][4].
Сохранились сведения, что Адам Смит дважды, в Эдинбурге и в Глазго, едва не женился, но по каким-то причинам этого не произошло. Ни в воспоминаниях современников, ни в его переписке не сохранилось доказательств того, что это всерьёз затронуло бы его.
Смит жил с матерью (которую пережил на 6 лет) и незамужней кузиной (умершей за два года до него). Один из современников, посетивших дом Смита, сделал запись, согласно которой в доме подавалась национальная шотландская пища, соблюдались шотландские обычаи.
Смит ценил народные песни, танцы и стихи, один из его последних книжных заказов — несколько экземпляров первого вышедшего тома стихов Роберта Бёрнса (который сам высоко ценил Смита, и неоднократно ссылался на его работы в своей переписке).
Несмотря на то, что шотландская мораль не поощряла театр, сам Смит любил его, особенно французский театр[3][4].
Источником информации о развитии идей Смита являются записи лекций Смита, сделанные предположительно в 1762-63 годах одним из его студентов и найденные экономистом Эдваном Кэннаном.
Согласно лекциям, курс нравственной философии в исполнении Смита к тому моменту являлся скорее курсом социологии и политической экономии; высказывались материалистические идеи, а также начала идей, получивших развитие в «Богатстве народов». К другим источникам относятся найденные в 1930-х годах наброски первых глав «Богатства»; они датируются 1763 годом.
В этих набросках содержатся идеи о роли разделения труда, понятия производительного и непроизводительного труда, и так далее; критикуется меркантилизм и даётся обоснованиеLaissez-faire[3][4].
В 1764-66 годах Смит проживал во Франции, будучи воспитателем герцога Баклю. Данное наставничество сильно улучшило его положение: он должен был получать не только жалованье, но и пенсию, что в дальнейшем позволило ему не возвращаться в Глазговский университет и работать над книгой[3][4].
В Париже он присутствовал в «антресольном клубе» Франсуа Кенэ, то есть лично познакомился с идеями физиократов; впрочем, по свидетельствам, на этих собраниях он больше слушал, нежели говорил.
Однако, учёный и писатель Аббат Морелле в своих мемуарах говорил, что талант Смита ценился месье Тюрго; он неоднократно беседовал со Смитом о теории торговли, банках, государственном кредите и других вопросах «большого сочинения, которое он замышлял»[11].
Из переписки известно, что Смит общался также с д’Аламбером и Гольбахом, кроме того, он был введён в салон мадам Жоффрен, мадемуазель Леспинасс, бывал у Гельвеция[3][4].
До поездки в Париж (с декабря 1765 года по октябрь 1766 года) Смит и Баклю полтора года жили в Тулузе, и несколько дней — в Женеве. Здесь Смит посетил Вольтера в его женевском поместье[3][4].
Вопрос влияния физиократов на Смита является дискуссионным; Дюпон де Немур считал, что главные идеи «Богатства народов» были заимствованы, и поэтому находка профессором Кэннаном лекций глазговского студента была крайне важна как доказательство того, что основные идеи уже сложились у Смита ещё до французской поездки[3][4].
После возвращения из Франции Смит полгода работал в Лондоне в качестве неофициального эксперта при канцлере казначейства, а с весны 1767 года он шесть лет затворнически прожил в Керколди, работая над книгой.
При этом книгу он не писал сам, а диктовал секретарю, после чего правил и обрабатывал рукопись и давал переписывать её набело.
Он жаловался, что напряжённая однообразная работа подрывает его здоровье, и в 1773 году, уезжая в Лондон, даже счёл нужным формально передать Юму права на своё литературное наследство.
Сам он считал, что едет в Лондон с готовой рукописью, однако, на самом деле, в Лондоне ему потребовалось более двух лет на доработку с учётом новых статистических сведений и иных публикаций. В процессе доработки для облегчения понимания он исключил большую часть ссылок на произведения других авторов[3][4].
Смит всемирно прославился после публикации книги «Исследование о природе и причинах богатства народов» в 1776 году. Эта книга детально анализирует, как могла бы действовать экономика в условиях полной экономической свободы и разоблачает всё, что этому препятствует.
В книге обоснована концепция laissez-faire (принцип свободы экономического развития), показана социально полезная роль индивидуального эгоизма, подчеркнуто особое значение разделения труда и обширности рынка для роста производительности труда и национального благосостояния.
«Богатство народов» открыло экономику как науку на основе доктрины свободного предпринимательства.
В 1778 году Смит был назначен одним из пяти таможенных комиссаров Шотландии в Эдинбурге. Имея очень высокий по тем временам оклад в 600 фунтов стерлингов, он продолжал вести скромный образ жизни, тратил деньги на благотворительность; единственной оставшейся после него ценностью была собранная за жизнь библиотека.
К службе он относился серьёзно, что мешало научной деятельности; первоначально, впрочем, он планировал написать третью книгу, всеобщую историю культуры и науки. После его смерти было опубликовано то, что автор сохранил накануне — заметки об истории астрономии и философии, а также об изящных искусствах. Остальной архив Смита был сожжён по его требованию.
При жизни Смита «Теория нравственных чувств» была издана 6 раз, а «Богатство народов» — 5 раз; третье издание «Богатства» было значительно дополнено, в том числе главой «Заключение о меркантилистической системе». В Эдинбурге у Смита был свой клуб, по воскресеньям он устраивал ужины для друзей, бывал, среди прочих, у княгини Воронцовой-Дашковой[3][4].
Смит скончался в Эдинбурге после продолжительной болезни кишечника 17 июля 1790 года.
Портрет Адама Смита работы Джона Кея
Адам Смит был чуть выше среднего роста; имел правильные черты лица, серо-голубые глаза, крупный прямой нос и прямую фигуру. Он одевался неброско, носил парик, любил ходить с бамбуковой тростью на плече, иногда говорил сам с собой[3][4].
Идеи Адама Смита
Развитие промышленного производства в XVIII веке привело к росту общественного разделения труда, что потребовало увеличения роли торговли и денежного обращения.
Складывавшаяся практика вступала в противоречие с господствовавшими представлениями и традициями в экономической сфере. Возникла необходимость пересмотра существовавших экономических теорий.
Материализм Смита позволил ему сформулировать идею объективностиэкономических законов.[12]
Смит изложил логичную систему, которая объяснила работу свободного рынка на базе внутренних экономических механизмов, а не внешнего политического управления. Этот подход до сих пор является основой экономического образования.
Смит сформулировал концепции «экономического человека» и «естественного порядка». Смит считал, что человек является основой всего общества, и исследовал поведение человека с его мотивами и стремлением к личной выгоде.
Естественный порядок в представлении Смита — это рыночные отношения, в которых каждый человек основывает своё поведение на личных и корыстных интересах, сумма которых и образует интересы общества.
В представлении Смита, такой порядок обеспечивает богатство, благополучие и развитие как отдельного человека, так и общества в целом.[12]
Для существования естественного порядка требуется «система естественной свободы», основу которой Смит видел в частной собственности.
Самый известный афоризм Смита — «невидимая рука рынка» — фраза, которую он использовал для демонстрации автономности и самодостаточности системы, основанной на эгоизме, который выступает эффективным рычагом при распределении ресурсов.
Суть её в том, что собственная выгода достижима лишь через удовлетворение чьей-то потребности. Таким образом, рынок «подталкивает» производителей к реализации интересов других людей, а всех вместе к росту богатства всего общества.
Ресурсы же при этом, под воздействием «сигнальной системы» прибыли, перемещаются через систему спроса и предложения в те сферы, где их использование наиболее эффективно.
Основные работы
Работы Смита
Работы Смита были наиболее влиятельны в Англии и Франции. Однако, в Англии крупные и самостоятельные мыслители, до Рикардо, Смита не поддерживали; первыми критиками Смита стали люди, выражающие интересы землевладельцев, среди которых самыми важными являются Мальтус играф Лодердейл.
Во Франции поздние физиократы встретили было учение Смита холодно, но в первые годы XIX века Жермен Гарнье сделал первый полноценный перевод «Богатства народов» и опубликовал его со своими ми.
В 1803 году Сэй и Сисмонди опубликовали книги, в которых выступили преимущественно последователями Смита[3][4].
Согласно некоторым сведениям, в Испании книга Смита изначально была запрещена инквизицией[13]. Причина запрета была в том, что в Испании очень настороженно следили за событиями французской революции, в том числе старались не допустить распространение идей разрушения феодальной системы правления.
Поступающие из Франции книги очень тщательно изучались для выявления революционных идей. Указание во французском издании на первоначальную публикацию «Богатства народов» в Лондоне инквизиторские цензоры в 1791 году сочли выдумкой. Работу рекомендовали к запрещению.
Источник: https://www.litmir.me/a/?id=27694
Адам Смит знал, как измерить достоинство преподавателя
Ученик, как покупатель на рынке, в любой момент должен иметь возможность перепоручить себя другому педагогу
![]() |
Памятник Адаму Смиту в Лондоне. Фото Андреаса Праефке |
Вроде не совсем круглая, но все же красивая дата: 16 июня 1723 года родился шотландский экономист, философ-этик Адам Смит. В Эдинбургском университете 25-летний Адам Смит читал изящную словесность и естественное право.
«Постепенно, под влиянием вопросов слушателей, – пишет биограф, – он перемещался к более актуальным темам: справедливость, бедность и т.п.». Иначе говоря, слушатели (а Смит работал за их деньги) управляли говорящим, содержанием его занятий.
Внимая лектору, они могли задать любой вопрос. А при необходимости – покинуть зал и перейти в другой.
Формула «спрос (то есть вопрос ученика) диктует предложение» работает в образовании лишь при условии всегда открытой двери класса. Ученик, подобно покупателю на рынке, в каждый удобный для него момент должен иметь возможность перепоручить себя другому педагогу («продавцу»), покинув данный класс в пользу соседнего.
Этой природе рынка применительно к образованию Смит посвятит многие страницы своего главного труда «Исследование о природе и причинах богатства народов».
Защищая право молодежи на свободное образовательное поведение, Смит настаивает: менять преподавателей (кафедру, колледж) студент должен так же спокойно и спонтанно, как прогуливающийся по торговым залам покупатель.
То есть «не испрашивая предварительно и не получая на это разрешения у колледжа (преподавателя), который они намереваются оставить».
Наблюдая этот «рынок репутаций» в Эдинбурге, а затем и в Университете Глазго, отнюдь не из тиши своего вице-ректорского кабинета, а из самого пекла событий (вице-ректор сам преподавал), Смит записывает: КПД «рыночных» вузов намного выше, чем у более для нас привычных административно-силовых, где предложение диктует сам производитель (типа Оксфорда в то время).
Слышится нота изумления, когда он сообщает: инновации скорее проникают в бедные университеты, где педагоги полностью зависят от гонораров своих слушателей. А «наиболее богатые и лучше всего снабженные университеты проявляют наибольшую медлительность в их принятии».
То есть в образовании, о котором сегодня иначе, как о самой консервативной и закрытой отрасли, не говорят, рынок на уровне «учитель–ученик» работает безукоризненно. Даже в обыкновенной беседе именно чьему-то «спросу» (реплике, обращению) всякий из нас обязан тем, что обретает повод «предложить» в ответ свои возможности и стать полезным собеседником.
Польза на первом месте: люди и в диалог вступают нередко лишь ради нее. Но что она такое в педагогике? Наши духовные искания, приросты и утраты – кто оценит их, какими инструментами, в каких биткоинах?
«Стремление быть полезным» – базовая единица измерения студентом человечности преподавателя, по Смиту. Вот как об этом пишет он сам: «Таково великодушие и благородство большей части молодых людей, что они отнюдь не склонны игнорировать или презирать наставления своего учителя, если он обнаруживает хотя сколько-нибудь серьезное стремление быть им полезным».
Это стремление к добру (по-русски «польза» и «добро» почти синонимы) представляет собой акт свободной воли, а никак не штатную обязанность профессора.
С другой стороны, «вопросительное» право слушателя на рынке (право на вопрос, получение ответа и последующий поиск новых собеседников) также является нормой эффективного общения.
Оно не нуждается в законодательном оформлении, как право на дыхание.
Но не для Адама Смита. В своем величайшем сочинении он отпускает желчную усмешку в адрес одной юридической бумаги, которую называет «вознаграждением за посещение».
(Не узнали? Это – аттестат!) Она блокирует свободу поведения студента на рынке услуг, предписывая аккуратно отбывать все предлагаемые курсы и предметы до последнего звонка.
И как с ней поступить? Какими инструментами преодолеть давление зловредной корочки на нравственное поведение людей?
Он был еще и репетитором – в перерывах между университетскими делами занимался с «мелкотой», которую брал на домашний пансион.
И лишь когда канцлер казначейства Великобритании предложил 1000 фунтов в год за воспитание сына, согласился оставить преподавание.
Зашел вернуть студентам Университета Глазго гонорары за непрочитанные лекции, из которых складывался заработок профессора. Они не взяли, оценив его работу с ними в самых превосходных выражениях…
Что же придумал Смит? Он предложил не уничтожить аттестаты в школах и университетах, нет, а предоставить право каждому частному педагогу выдавать свой собственный выпускной документ: «…А там пусть все решает конкуренция…»
Нынешние продолжатели его учения мыслят не так масштабно. Свежий пример. На вопрос автора этих строк, принадлежит ли доблестная армия репетиторов России к частному или иному сектору образования, представитель федерального правительства дал такой ответ: «Пусть сначала зарегистрируются как индивидуальные предприниматели, заплатят налоги, а потом поговорим».
Источник: http://www.ng.ru/education/2018-06-28/8_7254_smit.html
Адам Смит
Адам Смит – шотландский политэкономик, экономист, философ и один из основоположников современной экономической теории. Его достижения в области экономики как науки сравнивают с ньютоновскими успехами в физике по уровню значимости.
Краткая биография
Сохранилось небольшое количество фактов из биографии Адама Смита. Известно, что он родился в июне 1723 года (точная дата его рождения неизвестна) и крещён 5 июня в городке Керколди в шотландском округе Файф.
Его отец — таможенный чиновник, которого также звали Адам Смит, умер за 2 месяца до рождения сына. Предполагается, что Адам был единственным ребёнком в семье. В возрасте 4-х лет он был похищен цыганами, но быстро спасен своим дядей и возвращен матери. В Керколди была хорошая школа, и с детства Адама окружали книги.
Период учебы
В возрасте 14 лет Адам Смит поступил в университет Глазго, где два года изучал этические основы философии под руководством Фрэнсиса Хатчесона. На первом курсе он изучал логику (это было обязательным требованием), далее перешёл в класс нравственной философии. Изучал древние языки (особенно древнегреческий), математику и астрономию.
Адам имел репутацию странного, но умного человека. В 1740 году он поступил в Оксфорд, получив на продолжение образования стипендию, и закончил обучение в нём в 1746 году.
Смит критически отзывался о качестве обучения в Оксфорде, написав в «Богатстве народов», что «в Оксфордском университете большинство профессоров, в течение уже многих лет, совсем отказались даже от видимости преподавания». В университете он часто болел, много читал, но ещё не проявлял интереса к экономике.
Возвращение домой
Летом 1746 года он возвратился в Керколди, где два года занимался самообразованием. В 1748 году Смит приступил к чтению лекций в Эдинбургском университете. Изначально это были лекции по английской литературе, позднее — по естественному праву (включавшему юриспруденцию, политические учения, социологию и экономику).
Именно подготовка лекций для студентов этого университета и стала толчком к формулировке Адамом Смитом его представлений о проблемах экономики. Идеи экономического либерализма он стал высказывать, предположительно, в 1750—1751 годах.
Основой научной теории Адама Смита было стремление взглянуть на человека с трёх сторон: с позиций морали и нравственности, с гражданских и государственных позиций, с экономических позиций.
Идеи Адама Смита
Адам читал лекции по риторике, искусству написания писем и позднее по предмету «достижение богатства», где он впервые детально изложил экономическую философию «очевидной и простой системы природной свободы», что нашло отражение в его самой известной работе «Исследование о природе и причинах богатства народов».
Около 1750 года Адам Смит познакомился с Дэвидом Юмом, который был старше его почти на десятилетие. Сходство их взглядов, отражённых в их трудах по истории, политике, философии, экономике и религии, показывает, что вместе они формировали интеллектуальный альянс, игравший важную роль в период возникновения, так называемого “Шотландского просвещения”.
«Теория нравственных чувств»
В 1751 году Смит был назначен профессором логики в Университете Глазго. Смит читал лекции по этике, риторике, юриспруденции и политической экономии. В 1759 году Смит опубликовал книгу «Теория нравственных чувств», основанную на материалах его лекций.
В данном произведении Смит проанализировал этические стандарты поведения, обеспечивающие социальную стабильность. При этом он фактически выступил против церковной морали, основанной на страхе перед загробной карой и обещаниями рая.
Он предложил в качестве основы нравственных оценок «принцип симпатии», согласно которому нравственно то, что вызывает одобрение беспристрастных и проницательных наблюдателей, а также высказался в пользу этического равенства людей — одинаковой применимости моральных норм ко всем людям.
В Глазго Смит жил 12 лет, регулярно уезжая на 2-3 месяца в Эдинбург. Он пользовался уважением, завёл себе круг друзей, вёл образ жизни клубного человека-холостяка.
Личная жизнь
Сохранились сведения, что Адам Смит дважды, в Эдинбурге и в Глазго, едва не женился, но по каким-то причинам этого не произошло. Ни в воспоминаниях современников, ни в его переписке не сохранилось доказательств того, что это всерьёз затронуло бы его.
Смит жил с матерью (которую пережил на 6 лет) и незамужней кузиной (умершей за два года до него). Один из современников, посетивших дом Смита, сделал запись, согласно которой в доме подавалась национальная шотландская пища, соблюдались шотландские обычаи.
Смит ценил народные песни, танцы и стихи, один из его последних книжных заказов — несколько экземпляров первого вышедшего тома стихов Роберта Бёрнса. Несмотря на то, что шотландская мораль не поощряла театр, сам Смит любил его, особенно французский театр.
Книга «Богатство народов»
Смит всемирно прославился после публикации книги «Исследование о природе и причинах богатства народов» в 1776 году. Эта книга детально анализирует, как могла бы действовать экономика в условиях полной экономической свободы и разоблачает всё, что этому препятствует.
«Богатство народов» открыло экономику как науку
на основе доктрины свободного предпринимательства
В книге обоснована концепция свободы экономического развития, показана социально полезная роль индивидуального эгоизма, подчеркнуто особое значение разделения труда и обширности рынка для роста производительности труда и национального благосостояния.
Последние годы
В 1778 году Смит был назначен одним из пяти таможенных комиссаров Шотландии в Эдинбурге. Имея очень высокий по тем временам оклад в 600 фунтов стерлингов, он продолжал вести скромный образ жизни, тратил деньги на благотворительность. Единственной оставшейся после него ценностью была собранная за жизнь библиотека.
После его смерти было опубликовано то, что автор сохранил накануне — заметки об истории астрономии и философии, а также об изящных искусствах. Остальной архив Смита был сожжён по его требованию.
- При жизни Смита «Теория нравственных чувств» была издана 6 раз, а «Богатство народов» — 5 раз; третье издание «Богатства» было значительно дополнено, в том числе главой «Заключение о меркантилистической системе».
- В Эдинбурге у Смита был свой клуб, по воскресеньям он устраивал ужины для друзей, бывал, среди прочих, у княгини Воронцовой-Дашковой.
- Адам Смит скончался 17 июля 1790 года в возрасте 67 лет в Эдинбурге после продолжительной болезни кишечника.
Источник: https://www.vdovgan.ru/adam-smit/