Аттика. афины в viii-vii вв. до н.э. — студенческий портал

Политическая история Аттики представляет классический об­разец возникновения государства. Энгельс пишет:

«Как развилось государство, частью преобразуя органы ро­дового строя, частью вытесняя их путем внедрения новых орга­нов и, в конце концов, полностью заменив их настоящими орга­нами государственной власти; как место подлинного «вооружен­ного народа», защищавшего себя собственными силами в своих родах, фратриях и племенах, заняла вооруженная «публичная власть», которая была подчинена этим государственным орга­нам, а следовательно, могла быть применена и против народа,— все это, по крайней мере в начальной стадии, мы нигде не мо­жем проследить лучше, чем в Древних Афинах» (Ф. Энгельс, Происхождение семьи, частной собственности и государ­ства,— К. Маркс и Ф. Энгельс, Сочинения, т. 21, изд. 2, стр. 109).

Аттика — одна из областей Средней Греции — представляет собой полуостров, треугольником выступающий в Эгейское море и омываемый с запада Сароническим заливом; пролив Эврип отделяет Аттику от острова Эвбеи. Центральная область Аттики окружена горными хребтами. Река Кефис разрезает долину на две части и соединяет равнину с морем.

Почва Аттики малоплодородна. Поэтому своего хлеба не хва­тало, и его приходилось ввозить.

Наиболее пригодными для зем­леделия были равнины: Педион, расположенная вокруг города Афин; Месогея, находящаяся к северо-западу от Афин; Элевсинская — к северо-востоку от Афин и Марафонская — на берегу Эврипа. На равнинах сеяли главным образом пшеницу.

Однако наиболее распространенной хлебной культурой был ячмень, ко­торый мог расти и на горных склонах. Приблизительно с VI в. до н. э. основными сельскохозяйственными культурами становятся виноград и оливки.

Аттика богата полезными ископаемыми — ценными сортами мрамора, пластическими глинами, годными для гончарного производства; здесь находились богатейшие серебряные рудни­ки Греции. В Лаврийских горах, на юге Аттики, наряду с сереб­ром добывалось и железо.

На западном берегу Аттики несколько естественных гава­ней. Среди них наиболее удобными были Фалер и Пирей.

О ранней истории Аттики и ее главного города Афин извест­но немного. Раскопки показали, что еще в микенский период на территории Аттики существовали укрепленные поселения. В бо­лее поздний, гомеровский, период Аттика была разделена на не­сколько независимых общин, постоянно враждовавших между собой.

Впоследствии все общины объединились вокруг Афин. Такое объединение получило в Греции название синойкизма.

 В преданиях рассказывается, что, после того как царем стал Те­сей, он упразднил советы и должностных лиц разных городов и объединил путем синойкизма всех жителей вокруг одного горо­да, учредив один совет и один пританей.

В действительности объединение Аттики было постепенным и длительным процессом, продолжавшимся с конца II тысячеле­тия до н. э.

Археологическое обследование территории Аттики дает воз­можность установить последовательность присоединения отдель­ных общин к Афинам. В древности каждая община, каждый по­лис имели своего собственного бога-покровителя.

Война между общинами в представлении древних была в то же время борьбой между их богами. Бог — покровитель покоренной общины — ста­новился также богом общины-победительницы, но ему отводи­лось в пантеоне второстепенное место.

Таким образом, по мере того как отдельные области Аттики присоединялись к Афинам, на Афинском акрополе рядом со святилищем богини Афины появ­лялись храмы или алтари божеств — покровителей покоренных областей.

Последовательность в расположении святилищ на Афинском акрополе позволяет с известной долей вероятия судить о времени присоединения различных частей Аттики к Афинам.

Раньше других была подчинена приморская область Пара­лия, богом-покровителем которой был Посейдон. С этого време­ни на акрополе рядом с храмом Афины появилось святилище Посейдона. После Паралии к Афинам присоединяется Диакрия, гористая область в северной части Аттики; ее покровитель Тесей прочно вошел в аттическую мифологию.

Позже других областей был присоединен Элевсин, расположенный в западной части Ат­тики, на границе с Мегаридой, и на этом объединение Аттики было завершено. Это произошло, по видимому, в VII в. до н. э., так как археологи обнаружили относящиеся к VII в. остатки стены, защищавшей Элевсин со стороны Афин.

Афинский пан­теон пополнился богиней — покровительницей Элевсина, Демет­рой. Если до синойкизма в каждой области существовали только свои, местные религиозные праздники, то теперь появляются но­вые, общеаттические. Один из таких праздников в честь Афины, богини — покровительницы города, получил название Панафи­ней.

 В историческую эпоху Панафинеи были общенародным праздником, сопровождавшимся торжественными процессиями и играми.

Синойкизм не только усилил Афины, но и способствовал раз­ложению родовых отношений, которое началось еще в гомеров­ский период.

Энгельс писал о синойкизме следующее: «Переме­на состояла прежде всего в том, что в Афинах было учреждено центральное управление, то есть часть дел, до того находивших­ся в самостоятельном ведении племен, была объявлена имею­щей общее значение и передана в ведение пребывавшего в Афи­нах общего совета.

Благодаря этому нововведению афиняне продвинулись в своем развитии дальше, чем какой-либо из ко­ренных народов Америки: вместо простого союза живущих по соседству племен произошло их слияние в единый народ.

В свя­зи с этим возникло общее афинское народное право, возвышав­шееся над правовыми обычаями отдельных племен и родов; афинский гражданин, как таковой, получил определенные права и новую правовую защиту также и на той территории, где он был иноплеменником.

Но этим был сделан первый шаг к разру­шению родового строя, ибо это был первый шаг к осуществлен­ному позднее допуску в состав граждан и тех лиц, которые являлись иноплеменниками во всей Аттике и полностью на­ходились и продолжали оставаться вне афинского родового устройства» (Ф. Энгельс, Происхождение семьи, частной собственности и государ­ства,— К. Маркс и Ф. Энгельс, Сочинения, т. 21, изд. 2, стр. 110).

Однако и после синойкизма в Аттике продолжали сохранять­ся древнеродовые деления на четыре обычные у ионийских греков филы, в свою очередь подразделявшиеся на фратрии, каждая из которых представляла собой объединение нескольких родов. Кроме того, легендарному Тесею афиняне приписывали разде­ление населения по характеру занятий на геоморов — земледель­цев и демиургов — ремесленников.

Дальнейшее социально-имущественное расслоение в VIII— VII вв. протекало в Аттике очень интенсивно. Родовая знать, окончательно закрепившая за собой свои привилегии, создала особую группу, носившую название эвпатридов, т. е. «имеющих благородных отцов».

Экономическую основу могущества эвпатридов составляли плодородные земли, расположенные вблизи Афин на Педионе. Пережитки родового строя в Афинах были еще очень сильны: земля не могла отчуждаться, и все имущество оставалось во владении рода.

Однако давали себя знать и новые отношения Некоторые эвпатриды занимались ростовщичеством и торговлей Число богатых и влиятельных аристократических родов в Атти­ке, как и вообще во всей Греции, с каждым поколением умень шалось.

Денежное хозяйство способствовало разложению родо­вых отношений не только в низших слоях населения Аттики, но и в верхнем слое «благородных». Меньшая часть эвпатридов бо­гатела, и влияние ее возрастало, большая же часть беднела и опускалась в разряд худородных.

Чем дальше, тем все более богатство становилось неотъемлемым признаком родовитости. Число влиятельных эвпатридских родов и семей в Афинах в VIII—VII вв. было невелико, но в их руках сосредоточивались богатство, сила и власть.

Замкнутой господствующей верхушке эвпатридов противо­стояла остальная масса аттического свободного населения — де­мос. Демос не был однороден.

В состав его входили мелкие и средние крестьяне, работавшие на своих участках, уже лишив шиеся земли феты, мелкие ремесленники, представители состоя­тельных торгово-ремесленных слоев — купцы, хозяева ремеслен­ных предприятий, судовладельцы, — стремившиеся занять в фор­мирующемся государстве такое же место, какое занимали в нем эвпатриды.

В Аттике и Афинах в дальнейшем проживало немало выход­цев из других общин. Они не могли войти в состав фил, фрат­рий и родов, принадлежность к которым определялась кровно­родственными связями коренного аттического населения.

Оста­ваясь за пределами родовой организации, эти жители считались людьми «не чистого происхождения» и составляли особую груп­пу метеков.

 Будучи лично свободными, метеки не пользовались политическими правами и были ограничены в экономических правах Им запрещалось например, владеть землей на террито­рии Аттики и иметь собственные дома. Они должны были выпла­чивать также особый налог — метекейон.

Аттика. Афины в VIII-VII вв. до н.э. - Студенческий портал

Северо-восточная стена акрополя…

Низший слой аттического общества составляли лишенные каких бы то ни было прав рабы, число которых с каждым сто­летием возрастало.

Старые родовые учреждения не соответствовали новым от­ношениям, развивавшимся в афинской общине. Поэтому орга­низация управления в Афинах претерпевает существенные изме­нения.

Верховная власть в Аттике в древности принадлежала ба­силеям. Около VIII в. до н. э. царская власть в Афинах исчезает. По преданию, последним афинским царем был Кодр, пав­ший смертью героя в борьбе с дорийцами. После отмены цар­ской власти Афинами стали управлять избранные из эвпатридов правители — архонты.

 Сначала должность эта была пожизнен­ной, затем архонты стали избираться на 10 лет и, наконец, на один год. Первоначально избирался только один архонт.

Позже образовалась коллегия из девяти архонтов: 1) первый ар­хонт — архонт-эпоним (эпоним означает «дающий имя году»; по именам этих архонтов велось летосчисление); 2) архонт-ба­силей — выполнял главным образом жреческие функции, а так­же судебные функции по делам, связанным с культом; 3) ар­хонт-полемарх — был предводителем афинского ополчения и 4) шесть архонтов-фесмофетов являлись хранителями закона, председателями различных судебных коллегий. Архонты отпра­вляли общественные должности безвозмездно. Архонтство счи­талось высшим почетом и честью не только для самого архонта, но и для всего его рода, фратрии и филы, к которым он при­надлежал.

По окончании срока полномочий архонты вступали в арео­паг — высший государственный совет, заменивший совет ста­рейшин гомеровской эпохи. Ареопаг был хранителем традиций, высшим судебным и контролирующим органом. Заседал ареопаг на холме, посвященном богу войны Арею. Отсюда происходит и название «ареопаг» — «холм Арея».

Архонтами и членами ареопага могли быть только эвпатри­ды, представители самых влиятельных афинских родов. В Ат­тике VIII—VI вв. продолжало созываться народное собрание — экклесия. Однако оно во многом отличалось от народного со­брания гомеровского времени.

Если в прежнем народном собра­нии участвовали все взрослые мужчины-общинники, то в эк­клесии («собрании вызванных лиц»), по-видимому, могли принимать участие только те граждане, которых приглашали на него архонты.

Поэтому народное собрание Афин в тот пери­од было послушным орудием в руках родовой знати, которая могла не допускать к участию в нем неугодных ей общинников. Таким образом, власть в Аттике в этот период безраздельно при­надлежала родовой аристократии.

С развитием товарно-денежных отношений активизировалась внешняя политика Афин. Появилась необходимость в создании флота. Для сбора денежных средств на постройку судов вся территория Аттики была разделена на 48 округов — навкрарий. Следовательно, параллельно делению на четыре племени по ро­довому признаку возникает новое, теперь уже территориаль­ное деление.

По этому поводу Энгельс пишет: «Были учреж­дены, неизвестно за сколько времени до Солона, навкрарии, не­большие территориальные округа, по двенадцати в каждом пле­мени; каждая навкрария должна была поставить, вооружить и снабдить экипажем одно военное судно и, кроме того, выстав­ляла еще двух всадников.

Это учреждение подрывало родовое устройство двояким образом: во-первых, оно создавало пуб­личную власть, которая уже не совпадала просто-напросто с совокупностью вооруженного народа; во-вторых, оно впервые разделяло народ для общественных целей не по родственным группам, а по проживанию на одной территории» (Ф.

Энгельс, Происхождение семьи, частной собственности и государ­ства,— К. Маркс и Ф. Энгельс, Сочинения, т. 21, изд. 2, стр. 114).

В это время Афины вели длительную и упорную борьбу с Мегарами за остров Саламин, закрывавший афинскому флоту выход в море.

Внутриполитическая жизнь Аттики в этот период проходила под знаком борьбы демоса и эвпатридов. Долго накапливав­шееся недовольство существующим строем наконец прорва­лось: в 30-х годах VII в. вспыхнула Килонова смута.

Килон, аристократ по происхождению, одержавший победу на олим­пийских играх, зять мегарского тирана Феагена, приобрел большую популярность в Афинах. Воспользовавшись скоплением народа во время праздника в честь Зевса, Килон с группой при­верженцев решил осуществить государственный переворот.

Сто­ронникам Килона удалось захватить акрополь, но удержаться в нем они не могли: народ не поддержал их.

Читайте также:  Борьба народов руси за независимость в xiii веке - студенческий портал

Эвпатриды сумели быстро сорганизоваться и осадили акро­поль. Самому Килону удалось бежать, а его приверженцам, ис­кавшим убежища у жертвенника Афины, была обещана жизнь, если они оставят храм. Однако обещание это не было выполне­но. При выходе из храма сообщники Килона были убиты, неко­торые даже у алтаря Эвменид.

Осаждавших возглавляли представители рода Алкмеонидов. «Килонова скверна» наложила неизгладимое пятно на род Алк­меонидов. Они стали как бы проклятым родом, не сдержавшим обещания освободить осажденных и пролившим кровь у алтаря богини — покровительницы города. В течение всей афинской ис­тории этим при всяком удобном случае пользовались в своих интересах их политические враги.

Попытка государственного переворота Килона не удалась, но все же толчок был дан. Классовые противоречия углублялись, а вместе с ними обострялась и классовая борьба. Начатая Кило-ном «смута» продолжалась и после его изгнания. Все это указы­вало на то, что общественное недовольство и брожение в сере­дине VII в. были очень сильны.

Первой, серьезной уступкой эвпатридов демосу было изда­ние писаных законов — законов Драконта.

До этого времени писаных законов не существовало. Судили согласно обычаям предков, устно передававшимся из поколения в поколение. Отсутствие писаных законов позволяло судьям-аристократам произвольно толковать обычаи и выносить неспра­ведливые решения. Такое положение побуждало широкие слои демоса требовать записи существующих обычаев.

В 621 г. до н. э. одному из архонтов, Драконту, было пору­чено пересмотреть и записать действующее обычное право, что он и выполнил. Так возникли Драконтовы законы.

Законы Драконта, согласно преданию, отличались необык­новенной суровостью. Смертная казнь полагалась даже за та­кое незначительное преступление, как кража овощей и плодов.

«Законы Драконта написаны кровью» — так характеризовали их сами греки.

Рассказывали, что на вопрос, почему он почти за все преступления приговаривал к смертной казни, Драконт буд­то бы ответил, что незначительные проступки заслуживают это­го наказания, для серьезных же он не мог придумать большего.

Отсутствие других мер наказания, кроме смертной казни, свидетельствует о примитивности этого первого афинского зако­нодательства. Драконт лишь записал существовавшие устные законы, восходившие, видимо, к глубокой древности.

Тем не менее при всей своей примитивности законы Дракон­та имели большое историческое значение.

Это была одна из пер­вых побед складывавшегося рабовладельческого демократиче­ского полиса над элементами родового строя, хотя бы потому, что некоторые статьи законов были определенно направлены против кровной мести.

Писаное право вносило известный поря­док в имущественные и деловые отношения и ограничивало произвол суда, находившегося в руках эвпатридов.

Источник: https://collectedpapers.com.ua/ru/history-of-ancient-greece/utvorennya-afinskogo-tsarstva-starodavnya-attika

Афины в VIII-VII вв. до н.э

Институты государственности в Аттике стали складываться несколько позже, чем в разных областях Пелопоннеса, но постепенно Афины превратились в одно из крупнейших и могущественных государственных образований, но и стали своего рода олицетворением полисной Греции, центром Эллады классического времени.

Рождение полисного строя в Аттике проходило через постепенную трансформацию родовых учреждений путем внутреннего развития, и в отличие от многих областей Пелопоннеса роль военных завоеваний (порабощения местных племен и связанных с этим конфискаций, других насильственных действий) в становлении полисного строя в Аттике была минимальна.

С другой стороны, процесс постепенных внутренних преобразований завершился возникновением самой развитой социально-политической формы греческого полиса знаменитой афинской демократии с относительно сплоченным гражданским коллективом.

В древнейший период Афин, первые этапы формирования его полисной структуры гораздо подробнее освещены в источниках, что позволяет воссоздать разные стадии длительного процесса формирования полисов вообще.

Аттика. Афины в VIII-VII вв. до н.э. - Студенческий портал

Софокл

Аттика была населена уже во времена неолита, в микенское время на ее территории образовалось одно из древнейших царств, которое прекратило свое существование, как и другие ахейские центры, в конце 2 тысячелетия до н.э.

Дорийское вторжение, приведшее к серьезным племенным перемещениям в Пелопоннесе, затронуло Аттику косвенно. Дорийцы не смогли проникнуть в Аттику, и в целом здесь проживало прежнее население (ионийцы и пеласги), но в Аттике нашли убежище некоторые ахейские роды, вытесненные дорийцами из Пелопоннеса.

Из всех этих элементов в начале 1 тысячелетия до н.э. сложилась племенная группа афинян, говорившая на ионийском диалекте греческого языка. В гомеровский период на территории Аттики существовало несколько самостоятельных родовых общин, управляемых басилеями и советами старейшин.

Население делилось по кровнородственному признаку на четыре филы (племени), каждая из которых, состояла из трех фратрий, каждая фратрия насчитывала несколько десятков родов.

В 9-8 вв. до н.э. в Аттике наблюдаются признаки разложения родового строя, социальная дифференциация населения и появление первых признаков государственности.

Рождение полисной организации началось в Аттике с преобладания Афин среди других родовых поселков.

Расположенные в центре плодородной долины, удобной для земледелия, Афины располагали запасами качественной глины и наладили керамическое производство.

Афины, находящиеся в 5 км от моря, укрытые от нападений пиратов, располагали мощными укреплениями на скалистом Акрополе и могли обеспечить безопасность жителей Аттики в большей степени, чем какой-либо другой поселок.

Населению Аттики не хватало своего хлеба. Зато в долинах росли оливковые деревья, а на склонах холмов – виноград. В 8-7 вв. до н.э. в Аттике развивались виноделие и добыча оливкового масла.

В Аттике стало быстро развиваться гончарное производство. Другие ремесленники перерабатывали шерсть, ковали у пылающих горнов оружие, делали украшения из золота и серебра. На юге полуострова афиняне разрабатывали месторождения серебра. В 7 в. до н.э. в Афинах начали чеканить серебряную монету, получившую впоследствии распространение по всей Греции.

Город Афины быстро рос. В центре Афин располагалась рыночная площадь – агора. Жители равнины привозили сюда вино и оливковое масло, горцы пригоняли скот, ремесленники приносили свои изделия.

Вблизи Афин были бухты, удобные для стоянки судов. Здесь грузили на корабли ремесленные изделия и амфоры с вином и маслом. Все это отправляли для продажи в области Греции и в заморские страны. С кораблей разгружали хлеб, соль, соленую рыбу, выводили на берег рабов, привезенных в Афины для продажи. Все это способствовало развитию торговли и мореплавания.

Вокруг Афин начинается объединение (синойкизм), частью добровольное, частью насильственное, всех родовых общин Аттики. Такое объединение, по преданию, завершил афинский герой Тезей. Тезей уничтожил органы управления (т.е.

советы старейшин и должностных лиц) во всех родовых поселках, всеми делами в Аттике стал распоряжаться совет старейшин из басилеев, находившийся в Афинах. Местный культ богини Афины – покровительницы города – стал общеаттическим культом.

В Афины были переселены многие знатные роды из других поселков, что привело к увеличению городского населения. Сюда же были переведены святилища местных аттических божеств.

Процессы имущественной и профессиональной дифференциации афинского общества привели к выделению трех социальных групп: родовой знати, получившей название эвпатридов, основной массы населения – земледельцев-геоморов и ремесленников-демиургов.

В политической сфере басилей – племенной вождь – уступает место коллегии должностных лиц – архонтов, а совет старейшин преобразуется в совет Ареопага, который пополнялся из отслуживших свой срок архонтов.

И хотя архонты и Ареопаг комплектовались из среды родовой знати, само по себе появление новых должностных лиц и нового совета наносило удар по традиционным органам родового строя.

В 8-7 вв. до н.э. господствующие позиции в рождающемся афинском полисе захватила родовая знать – эвпатриды. Многие земли, ранее принадлежавшие всем соплеменникам, были присвоены знатью.

Основная масса сородичей, лишенная земли, беднела и попадала в зависимость от эвпатридов. Высшие должности архонтов и Ареопаг пополнялись из той же среды.

По давней традиции, восходящей к родовым порядкам, знать занималась толкованием обычного права и использовала этот обычай в своих интересах.

Укрепление экономического положения знати, ее консолидация в господствующий слой общества, распоряжение органами управления означало, с одной стороны, разложение родовой организации, с другой – показывало, что эвпатриды умело использовали родовые традиции и остатки родовых отношений для поддержания своего господства в новых условиях.

Сильный удар по родовым учреждениям был нанесен записью действующих в Афинах правовых норм, проведенной архонтом Драконтом в 621 г. до н.э.

Драконт не только записал действующее право, восходящее к древним временам, но и включил в законодательство ряд новых законов, которые отражали социально-экономическую ситуацию того времени.

Так по законам Драконта отменялось древнее право кровной мести, вводились новые правила судопроизводства, причем устанавливалось различие между предумышленным и непредумышленным убийством.

Законы оформляли право частной собственности, причем вводилась высшая мера наказания – смерть за посягательство на права собственника, будь то кража овощей с огорода или присвоение земельного участка. Суровая, даже жестокая охрана рождающейся частной собственности должна была защитить этот новый институт от коллективистских обычаев родового строя.

Законодательство Драконта было крупной победой тех социальных сил, которые представляли новые общественные отношения, были заинтересованы в создании государственного порядка и, прежде всего, рядовых граждан – объекта жестокой эксплуатации эвпатридов.

Однако положение основной массы афинян продолжало оставаться тяжелым – ведь основа общественного богатства – земля, решающие рычаги экономической жизни находились в руках эвпатридов. Это вызвало острое недовольство афинского гражданства.

В отличие от аристократов, господствовавших в Аттике, остальные свободные афиняне назывались демосом.

Большинство демоса составляли крестьяне, ремесленники, матросы, поденщики. В 8-7 вв. до н.э. часть демоса разбогатела. Среди демоса появились купцы, владельцы кораблей и мастерских. Но весь демос, как беднота, так и богачи, был бесправен и подвластен аристократам.

Социальные противоречия в Афинах в конце 7 в. до н.э. достигли такой остроты, что грозили вылиться в кровавые столкновения.

В этих крайних условиях эвпатриды пошли на уступки и были вынуждены избрать архонтом Солона, возложив на него трудную задачу по нормализации обстановки (594 г. до н. э). В 594 г. до н.э. правителем Афин был избран Солон; ему было поручено примирить демос и аристократов.

Он был известен как смелый воин, поэт и оратор. Пользуясь поддержкой народного собрания афинян, Солон произвел реформы в управлении государством и в положении демоса.



Источник: http://biofile.ru/his/24441.html

Аттика. Афины в VIII-VII вв. до н.э

Аттика – один ᴎɜ процветающих греческих регионов по величине сопоставимый с Беотией. Но, если на территории Беотии возникли десятки полисов, то Аттика, на протяжении столетий продолжала оставаться областью Афинского государства.

Она расположена на Юго-Востоке центральнои̌ Греции и условно была разделена на три округа: равнина – территория вокруг Афин и Элевсина; побережье – выдающийся в море полуостров, заканчивающийся мысом Сунион; нагорье – северные области, занятые горами Парнес и Пентелик.

Государственные институты молодого полиса складывались намного медленнее, чем на Пелопоннесе, но, постепенно, Афины превратились в одну ᴎɜ наиболее могущественных держав Древней Греции, а её столица стала крупным культурным и политическим центром.

Дополнительный материал 1

Проследить развитие афинской демократии от зарождения стало возможным, благодаря многочисленным косвенным письменным свидетельствам. В то время как история остальных греческих государственных образований не была столь широко освещена.

Аттика. Афины в VIII-VII вв. до н.э. - Студенческий портал

По свидетельству археологических источников, Аттика была населена с древнейших времен. Самое раннее, найденное здесь погребение датируется III тысячелетием до н.э. У в Микенскую эпоху, на её территории располагалось два царства, которые прекратили свое существование во II тысячелетии до н. э. в результате переселения северных племен. Дорийское нашествие практически не затронуло регион, и здесь по-прежнему продолжали проживать ионийцы и пеласги. Но в ϶то время, приходят в движение вытесненные с Пелопоннеса ахейцы. Именно формируют в начале I тысячелетия до н.э. племенную группу афинян, говорящую на ионийском диалекте греческого языка. В гомеровский период на территории Афин складывается несколько общин управляющихся басилеями. Эллины верили, что в ϶то время Аттикой управляли легендарные цари, так, например Ион разделил всœе общество на три филы, а те соответственно подразделялись, на три фратии, которые в свою очередь состояли ᴎɜ 30 родов, а роды, ᴎɜ 30 семей.

Читайте также:  Семейный бюджет - студенческий портал

Понятие 1

Фила – родоплеменное объединение в Элладе на первых этапах греческой истории. В Аттике, после реформ Клисфена так стали называть 10 территориальных единиц.

Понятие 2

Фратия – родовой союз, племя в Древней Греции.

Социальная и политическая структура

Понятие 3

Басилей – глава племени или общины, обладавший всœеми видами власти.

Общим, всœᴇᴦο региона, становится культ богини Афины, в честь которой были организованы Панафинеи (праздник, торжественно справлявшийся всœем населением). В столицу государства были переселены знатные роды ᴎɜ других поселков, ᴛᴇᴍ самым увеличивая массу городского населения. Сюда же, перенесли храмы главных аттических богов – Посейдона и Деметры. С увеличением населения продолжается процесс социального расслоения общества, который привел к образованию трех основных классов:

  • Эвпатриды – афинская родовая знать, состоящая ᴎɜ крупнейших землевладельцев в Аттике
  • Геоморы – сельскохозяйственное население Аттики, состоящее ᴎɜ простых крестьян
  • Демиурги – ремесленное население полиса, состоящее в основном ᴎɜ переселенцев, не имеющих прав на владение землей.

Меняется и политическая структура государства. Так, на смену басилеям приходят архонты, а совет старейшин трансформируется в Ареопаг, что нанесло серьезный удар традициям родового строя.

Понятие 4

Понятие 5

Ареопаг – первоначально, совет родовых старейшин в Афинах. Заседал на Акрополе – холме, посвященном богу войны Аресу. По мере развития демократии постепенно терял военное и политическое значение.

Законы Драконта

  • Отменялось право кровнои̌ мести, вместо нᴇᴦο устанавливалось наказание за убийство. Причем Драконт впервые разделил деяние на две категории: умышленного и непредумышленного убийства.
  • Закреплялось право частнои̌ собственности, причем за нарушение закона вменялась смертная казнь. Столь строгая мера распространялась на любое посягательство, да на кражу овощей с поля.
  • Обращение в рабство в случае не оплаты долга.

Кодификация законов пресекла произвол в их толковании, но положение рядовых граждан по-прежнему оставалось тяжелым, так как земля и главные рычаги управления всœе ещё были сосредоточены в руках эвпатридов. Данный факт вызывал волны недовольства среди демоса, тяготившиеся высокими поборами, кабальными долговыми обязательствами, и фактическим рабским положением. В VII в. до н. э. социальные противоречия достигли такой остроты, что готовы были вылиться в кровавые столкновения. В условиях эвпатриды идут на уступки, избирая архонтом Солона, на которого возлагают тяжелую задачу по нормализации общественнои̌ обстановки.

Источник: http://referatwork.ru/info-lections-55/gum/view/16965_attika_afiny_v_viii_vii_vv_do_n_e

История.ру

  • Победа, одержанная восставшими, была закреплена рядом реформ, проведённых возглавившим афинскую демократию Клисфеном, принадлежавшим к влиятельному роду Алкмеонидов.
  • Важнейшая из; реформ Клисфена — новое деление афинских граждан, построенное на последовательно проведённом территориальном принципе.
  • Вся территория Аттики и кварталы самого города Афины теперь были разделены на 30 округов — триттий.
  • Каждые три взятые из различных мест Аттики и кварталов города триттии образовывали собой новую филу, которых стало, таким образом, десять.
  • Благодаря этому новому делению в состав каждой филы вошли граждане, проживавшие в различных частях Аттики и различных кварталах города; фактическое же преобладание перешло к приморским и главным образом городским элементам населения.
  • Подробнее »

В ходе напряжённой социально-политической борьбы после реформ Солона население Аттики разделилось на несколько групп, имевших свои определённые политические требования.

Основу одной из этих групп составляли педиэи (жители равнины, т. е. той части Аттики, где были расположены лучшие и наиболее плодородные земли); это были крупные землевладельцы, сторонники аристократического правления.

Другую группу составляли диакрии (жители гор, т. е. той части, где находились худшие земли); это были мелкие земледельцы, сторонники демократии. Третью группу составляли паралт (жители прибрежной полосы); это были главным образом торгово-ремесленные круги; они были, как определяет Аристотель, «сторонниками умеренного образа правления».

В 560 г. до н. э. в Афинах произошёл переворот. Писистрат, опираясь на диакриев, захватил афинский кремль — акрополь и установил свою власть в Афинах.

Подробнее »

Несравненно более крупная победа была одержана афинским демосом ,в его борьбе с аристократией в 594 г. до н. э., когда были проведены так называемые реформы Солона.

Выступление на политической арене Солона так описывается Аристотелем: «Большинство народа было в порабощении у немногих. Народ восстал против знатных. Смута была сильная и долгое время одни боролись против других; наконец, они избрали сообща посредником и архонтом Солона и поручили ему устройство государства».

По происхождению Солон принадлежал к эвпатридам, но разорился и, чтобы поправить свои дела, занялся торговлей, в связи с чем побывал во многих городах. Солон и его единомышленники не были заинтересованы в полном сохранении привилегий родовой знати и были склонны к некоторым компромиссам.

Главная цель Солона состояла в том, чтобы ценой известных уступок удовлетворить наиболее настойчивые требования демоса и таким путём поднять благосостояние и обороноспособность Афин.

Подробнее »

Господство афинской родовой аристократии, однако, не могло продолжаться долго. Производительные силы афинского общества в VII—VI вв. быстро развивались.

Росли ремесло и морская торговля. В результате разложения общины наряду с обезземелением значительной части земледельцев выделились зажиточные и средние слои. На историческую сцену выступила новая социальная сила рабовладельческого общества —демос.

В социально-экономическом отношении демос не был однороден. Если в целом он был заинтересован в ликвидации экономического преобладания и ниспровержении политического господства родовой аристократии, то отдельные его слои руководствовались при этом различными целями.

Безземельная беднота и мелкие земледельцы стремились отстоять свою личную свободу, а также свободу членов своей семьи от опасности долговой кабалы и мечтали о переделе земли и отмене долгов; наиболее состоятельная часть демоса—купцы, судовладельцы, хозяева ремесленных мастерских, землевладельцы незнатного происхождения—стремилась лишить аристократию её привилегий и утвердиться у власти.

Подробнее »

По сравнению с Лаконикой каменистая Аттика была значительно менее плодородна. Заниматься успешно земледелием можно было лишь в небольших и немногочисленных долинах.

В дальнейшем, когда в Аттику, начиная с VI в. до н. э., стал ввозиться хлеб, в ней получило развитие оливководство и отчасти виноградарство.

  1. Из полезных ископаемых Аттика обладала залежами серебра, мрамором и другими видами строительного камня, глиной.
  2. Удобные естественные гавани на побережье Аттики благоприятствовали развитию мореплавания.
  3. Со времён глубокой древности Аттика была обитаема; древнейшие из погребений, открытых на её территории, относятся к неолиту.

Во II тысячелетии до н. э., как мы видели, в Аттике существовал один из центров микенской культуры.

Подробнее »

Источник: https://www.istoriia.ru/category/iv-seredina-i-tysyacheletiya-do-nashej-ery/rabovladelcheskie-gosudarstva-drevnego-vostoka-i-evropy-v-pervoj-polovine-pervogo-tysyacheletiya-do-n-e/greciya-v-viii-vi-vv-do-n-e-formirovanie-rabovladelcheskix-gosudarstv-polisov/attika-v-viii-vi-vv-do-n-e-obrazovanie-afinskogo-gosudarstva

Установление рабовладельческого строя и образование городов-государств в греции в viii-vi веках до н.э. — образование афинского рабовладельческого государства

На юго-востоке Средней Греции далеко выдаётся в море большой скалистый полуостров. На нём расположена область — Аттика.

Берега Аттики изрезаны глубокими бухтами. От неё начинался удобный в древности путь через Эгейское море.

В гористых местностях Аттики население было немногочисленным. Занималось оно скотоводством.

В западной части Аттики среди гор расстилается равнина с плодородными землями. Она была густо заселена уже в древности. Жители её занимались земледелием. На равнине было много виноградников и оливковых садов 1.

2. Афинский акрополь

Среди равнины, в шести километрах от моря, возвышается холм с крутыми скалистыми обрывами и с ровной площадкой наверху. Во II тысячелетии до н. э. здесь возник город Афины. Он был окружён каменными стенами. Такой укреплённый город назывался по-гречески акрополем .

Во время нападений врагов окрестное население укрывалось в неприступном афинском акрополе. Афиняне отразили натиск дорийских племён, вторгшихся в Среднюю Грецию, и отстояли свою независимость.

1 Оливковое дерево — южное вечнозелёное растение, приносящее небольшие плоды — оливки, или маслины, богатые маслом.

3. Развитие ремёсел и торговли в Афинах

В Афинах были очень благоприятные условия для развития ремёсел и торговли. В Аттике — богатые месторождения хорошей глины, серебряной руды и мрамора. Вблизи от Афин находятся удобные морские гавани. Жители равнины привозили для продажи в город оливковое масло и вино.

Жители гор продавали шерсть и шкуры. И те и другие нуждались в ремесленных изделиях. Особенно много им требовалось глиняной посуды, в которой греки хранили и перевозили вино, масло и зерно.

Поблизости от акрополя выросли улицы, застроенные жилыми домами и мастерскими. В одних мастерских ковали оружие возле пылающего горна 1 , в других делали изящные украшения из золота и серебра или ткали холст и шерстяные ткани.

Целый район города был занят мастерскими, в которых делали из глины и обжигали в печах амфоры и другую посуду. На многих сосудах были нарисованы художниками сцены из мифов и другие изображения. Сделанная в Афинах посуда считалась лучшей во всей Греции. В VII-VI веках до н. э.

мастерские в Афинах были небольшими, в каждой из них работал сам ремесленник и иногда два-три принадлежавших ему раба.

В гаванях поблизости от Афин грузили на корабли изделия афинских ремесленников и амфоры с маслом и вином. Всё это шло на продажу в другие области Греции и в заморские страны.

С кораблей разгружали хлеб, соль, солёную рыбу, в которых нуждалось население Аттики. Привозили в Афины также рабов, купленных в других странах.

Их выводили скованными с кораблей и часто продавали здесь же, около пристани.

В VII веке до н. э. в Афинах начали чеканить серебряные монеты.

1 Горном называется кузнечный очаг с мехами для раздувания огня.

4. Разорение крестьян

Большей частью плодородной земли в Аттике завладели знатные афиняне.

Многие крестьяне были должниками знати. На их участках, точно позорное клеймо на теле раба, стояли камни, называвшиеся долговыми. На камнях было написано, кому крестьяне должны и когда обязаны возвратить долг.

Если крестьянин не уплачивал долга в срок, то он не только лишался своей земли и остального имущества, но и попадал вместе с семьёй в рабство. К концу VII века до н. э. много крестьян разорилось. Одни из них стали рабами. Другим грозила та же участь.

5. Господство аристократов в Афинах

Знатные люди захватили власть в Афинах. Они перестали созывать народное собрание. Управляли Афинами совет старейшин и девять правителей, избираемых советом. Членами совета, правителями и судьями были только знатные афиняне.

Все дела судьи решали в пользу знатных людей. Даже за незначительные провинности были установлены жесточайшие наказания; например, человека, сорвавшего гроздь винограда в чужом саду, подвергали смертной казни.

Для борьбы с беднотой каждая знатная семья выставляла отряд вооружённых дружинников.

Отношение знати к народу выразил в своих стихах древний греческий поэт, происходивший из знатных людей. Он советовал «твёрдой ногой наступить на грудь народа, бить его медным копьём», так как нет народа, который добровольно терпел бы «крепкие вожжи господ».

Знатные греки называли своё правление аристократией, что значило «власть лучших». Отсюда знатных людей называют аристократами.

В Афинах возникало государство, охранявшее господство знати над крестьянами и рабами.

Победа демоса и укрепление государства в Афинах

6. Демос

В отличие от аристократов всё остальное свободное население Аттики называлось демосом.

Большинство демоса составляли крестьяне, ремесленники, матросы, подёнщики. Но были среди демоса и богатые люди — торговцы, хозяева кораблей, владельцы рабов. Весь демос, как беднота, так и богачи, был лишён права участвовать в управлении Афинами. Пользовались этим правом только аристократы.

7. Победа демоса

Демос в Аттике был очень недоволен господством аристократов. Он добивался права участвовать в управлении Афинами. Бедняки, кроме того, требовали отменить долги, отобрать у аристократов землю и разделить её между всеми неимущими.

Читайте также:  Вступление россии в вто - студенческий портал

В начале VI века до н. э. между демосом и аристократами начались кровавые столкновения.

Аристократы боялись, что к демосу присоединятся рабы. Страх перед назревавшим народным восстанием вынудил аристократов пойти на уступки демосу. В 594 году до н. э.

правителем в Афинах был избран Солон, происходивший из знатной, но обедневшей семьи.

Ему было поручено примирить демос и аристократов, а для этого произвести реформы в управлении государством и улучшить положение демоса.

8. Реформы Солона

По предложению Солона были отменены долги крестьян и долговые камни убраны с полей. Люди, попавшие в рабство за долги, получили свободу. Запрещалось и впредь обращать в рабство свободных афинян, долговое рабство в Афинах было уничтожено. Солон так писал об этом:

  • Мать чёрная, земля многострадальная,
  • С которой сбросил я позорные столбы,
  • Рабыня раньше, а теперь свободная,
  • На родину в Афины, в наш прекрасный град,
  • Вернул я многих на чужбину проданных.
  • Освободил и здесь на милой родине
  • Рабов, дрожавших перед волею господ.

Благодаря отмене долгов и долгового рабства окрепли крестьянские хозяйства в Аттике. Число их значительно увеличилось.

Изменилось и управление Афинским государством. Вновь стало собираться народное собрание. Оно решало наиболее важные дела государства, выбирало правителей, судей и других должностных лиц 1. В народном собрании участвовали все свободные мужчины-афиняне. Правителей и командующих войсками избирали из богатых афинян, независимо от их знатности.

Реформы Солона не изменили положения рабов, привезённых в Афины из других стран и областей Греции, Оно осталось таким же тяжёлым, каким было прежде.

1 Должностное лицо — человек, выполняющий обязанности по управлению государством.

Карта Древняя Греция IX — V в.в. до н.э:

9. Афинские граждане

После реформ Солона население Аттики делилось на граждан-афинян и на рабов.

Граждане были свободны, могли владеть рабами и другим имуществом, участвовали в народном собрании, а богатые граждане могли быть избраны на различные государственные должности.

Рабы были совершенно бесправны. Они считались имуществом своих господ.

Хотя вражда между знатью и демосом не прекратилась после реформ, но и те и другие стремились держать в повиновении своих рабов и приобретать новых. Поэтому и аристократы, и демос хотели укрепить Афинское государство, и особенно его вооружённые силы.

Все афинские граждане обязаны были служить в войске или во флоте. Они приносили торжественную клятву — присягу выполнить свой долг перед родиной.

Во время войны граждане являлись на службу со своим вооружением.

Феты — бедняки — служили легковооружёнными воинами в пехоте или матросами и гребцами на военных кораблях; флот получил отличных моряков.

Зажиточные крестьяне, которые могли купить доспехи, служили в тяжеловооружённой пехоте. Они составляли основную силу афинского войска. Богатые люди служили в коннице и снаряжали корабли.

В VIII-VI веках до н. э. в Афинах установился рабовладельческий строй и образовалось рабовладельческое государство. Оно укрепляло господство афинских рабовладельцев над привезёнными в Аттику рабами.

Клятва афинских юношей

(Дошла до нас в надписи IV века до н. э.)

  • Я не наложу позора на это священное оружие и никогда не покину своего товарища в битве, где бы я ни стоял.
  • Я буду сражаться за мой очаг и оставлю после себя отечество не ослабевшим, но более могущественным и сильным.
  • И сам и вместе со всеми я буду подчиняться законам как ныне действующим, так и тем, которые будут действовать в будущем.
  • Я буду чтить отечественные святыни.
  • Да будут свидетелями клятвы боги, границы моего отечества, пшеничные и ячменные поля, виноградники и оливки!

Источник: http://hist-world.com/istoriya-drevnego-mira/314-ustanovlenie-rabovladelcheskogo-stroya-i-obrazovanie-gorodov-gosudarstv-v-gretsii-v-viii-vi-vekakh-do-n-e-obrazovanie-afinskogo-rabovladelcheskogo-gosudarstva.html

Аттика в VIII-VI вв. до н.э. Законодательство Драконта и реформы Солона

По сравнению с Лаконикой каменистая Аттика была значительно менее плодородна. В ней, начиная с VI в. до н. э., получило развитие оливководство и отчасти виноградарство. Из полезных ископаемых Аттика обладала залежами серебра, мрамором и другими видами строительного камня, глиной. Удобные естественные гавани на побережье Аттики благоприятствовали развитию мореплавания.

Процесс постепенного объединения населения Аттики вокруг Афин растянулся на долгое время и полностью закончился, повидимому, лишь к VII в. до н. э.

, когда так называемый царский период уже стал далёким прошлым и афиняне управлялись коллегией девяти старейшин — архонтов, ежегодно избиравшихся из эвпатридов. По истечении срока полномочий архонты становились членами ареопага.

Ареопагом в Афинах назывался по месту, где он заседал—на холме, посвящённом богу Аресу,— древний совет, некогда совет старейшин, теперь превратившийся в орган правящей аристократии.

В рассматриваемое время Аттика делилась на 48 навкрарий—территориальных округов; каждая навкрария должна была поставить, вооружить и укомплектовать экипажем одно военное судно для афинского флота.

Экономической предпосылкой господства родовой аристократии в Аттике, как и в других местах, явилась прежде всего концентрация в её руках земельного фонда. Характеризуя обстановку, сложившуюся к концу VII в. в Аттике, учёный IV в. до н. э. Аристотель писал, что «бедные находились в порабощении у богатых не только сами, но также и дети их и жёны.

Назывались они шестидольниками, потому что на таких арендных условиях обрабатывали поля богачей. Вся же вообще земля была в руках немногих». Обозначение «шестидольники» объясняется тем, что они уплачивали 1/6 урожая за арендуемые участки; если они не вносили вовремя арендной платы, то, согласно Аристотелю, «можно было увести в кабалу и их самих и их детей». Однако с VII в. до н. э.

силу начинает набирать незнатные слои населения – демос.

В социально-экономическом отношении демос не был однороден. Если в целом он был заинтересован в ниспровержении политического господства родовой аристократии, то отдельные его слои руководствовались при этом различными целями.

Безземельная беднота и мелкие земледельцы стремились отстоять свободу от опасности долговой кабалы и мечтали о переделе земли и отмене долгов; наиболее состоятельная часть демоса—купцы, судовладельцы, хозяева ремесленных мастерских, землевладельцы незнатного происхождения—стремилась лишить аристократию её привилегий и утвердиться у власти. В борьбу включились и афинские метеки, пришлое население. Метеки были лично свободны, но, не будучи афинянами по происхождению, они не обладали политическими правами и были стеснены в некоторых других отношениях. Главную свою задачу поэтому метеки видели в том, чтобы добиться уравнения в правах с афинскими гражданами.

В начавшейся борьбе позиции афинских эвпатридов были ослаблены тем, что процессы имущественного расслоения затронули и их собственную среду.

Одни аристократические роды разорялись; другие, приобщаясь к торговле и морскому делу, проникались новыми интересами и переходили на сторону состоятельной части демоса.

В конечном счёте старые общественные отношения, стеснявшие дальнейшее развитие афинского общества, были сломлены, сопротивление афинской родовой аристократии подавлено и господство её сокрушено, но для этого понадобилось более чем столетие напряжённой борьбы.

После Килоновского заговора афинское право было решено усовершенствовать. Эту работу поручили одному из шести архонтов-фесмофетов.

Выбор пал на Драконта, так как он пользовался большим уважением в обществе и был добросовестным и энергичным человеком. Всю необходимую работу он проделал в течение 621 г. до н. э.

И как результат, на свет появились законы Драконта — первое дошедшее до наших дней письменное законодательство в чистом виде.

Главным достижением обновленных норм стали более четко сформулированные обязанности чиновников, а также принципы и порядок их избрания на должности. Хотя свод законов Драконта и содержал в себе некоторые статьи о политической структуре государства, однако они не были главными в данном сборнике, о чем говорит и его название – «Обычаи».

Основой новых норм являлись более четко прописанные штрафные санкции за различные правонарушения. Некоторые законы Драконта, вне всякого сомнения, выглядят излишне жестокими. Так, за кражу, убийство, поджог и осквернение святыни полагалась смертная казнь. А вот убийство вора, совершенное с целью самозащиты или возврата своего имущества, преступлением вовсе не считалось.

Как известно, законы Драконта стали отражением прогресса в развитии, которое происходило в то время в афинском обществе.

Впервые появилось четкое разделение убийств на непредумышленные, которые карались изгнанием виновного, предумышленные (за них полагалась смертная казнь) и совершенные в процессе обороны.

Отдельно рассматривались преступления, касающиеся лишения жизни соблазнителей сестер, жен, дочерей и матерей. В эту же категорию попадали и убийства, совершенные во время спортивных соревнований, а также в результате различных несчастных случаев.

Прерогативой археопага было рассмотрение исключительно умышленных преступлений, повлекших за собой человеческие жертвы. Неумышленными же занимались специальные коллегии, состоящие из эфетов, возраст которых превышал 50 лет. Различного рода штрафы, к примеру быками, применялись по отношению к гражданам, совершившим ряд других преступлений.

Надо сказать, что законы Драконта в Афинах действовали эффективно и были в значительной степени направлены на преодоление обычной в то время кровной мести, так как строжайше запрещали чинить самосуд. В этом случае ответственность за убийство ложилась только на того, кто его совершил, а не на всю семью, как раньше. Кроме того, нёс наказание и тот человек, который подстрекал к убийству.

Одобренные афинским обществом законы Драконта, характеристика которых была приведена выше, явно свидетельствовали о том, что оно стремилось избавиться от устаревших родовых обычаев и внедрить в свою жизнь обновленную модель государственных и классовых отношений.

Несмотря на эти довольно жесткие законодательные акты, развитие греческого права все же продвинулось на шаг вперед. С момента написания новых норм аристократы, заседавшие в судах, были ограничены в своих действиях четко прописанными правилами, исполнение которых можно было легко проверить.

Большинство историков утверждают, что все законы Драконта действовали на территории полиса вплоть до 594 г. до н. э., пока свои реформы не стал проводить Солон – афинский аристократ и преуспевающий купец. Он отменил большинство правил, установленных в 621 г. до н. э., однако оставил те, которые касались самозащиты и непредумышленных убийств.

Солон отказался от тирании, но жестко реализовал реформы, которые в целом переустраивали государственную организацию на более широкой социальной основе, отвечавшей интересам большинства народа. Солон провел отмену всех долговых обязательств в полисе; должники были прощены, земли возвращены владельцам, проданные в рабство граждане выкуплены.

Впредь запрещалось давать в долг под условием самозаклада. Проведенный закон озлобил буквально все афинское общество, поскольку не был осуществлен полный передел земли (как надеялись бедные), а богатые утеряли значительную долю имуществ. Впрочем, кризис был настолько велик, что афиняне предоставили все государственные полномочия Солону и впредь.

Солон придал аристократии имущественный характер. Старым четырем категориям населения Афин (эвпатридам, всадникам, зевгитам и фетам) был придан новый смысл: в них зачислялись граждане соответственно своим доходам (не менее 500, 300, 200 мер зерна в год).

Все слои населения отныне допускались к участию в народном собрании и могли быть судьями; полномочия собрания были невелики, и все дела предварительно решались в других советах.

Рядом с ареопагом был поставлен новый совет — булэ, куда определялось по 100 граждан от каждой филы (или Совет 400); именно булэ предварительно обсуждал вопросы, подлежащие вынесению на народное собрание. За ареопагом были оставлены надзор «за всем» и охрана законов.

Реформы, проведенные Солоном окончательно сформировали целостный государственно-политический уклад. Родовая знать стала преобразовываться в политическую элиту, связанную всецело с государственными институтами.

Источник: https://megaobuchalka.ru/12/5805.html

Ссылка на основную публикацию
Adblock
detector