Биологические ресурсы России представляют собой совокупность из животного и растительного мира, распространяющихся в ореолах своего обитания по всей территории Российской Федерации.
Принимая во внимание большую протяженность границ Российской Федерации, можно наблюдать значительное многообразие растительных и животных комплексов и видов: животные, населяющие арктическую тундру, а также растительная поверхность этой природной зоны России, крайне отличаются от флоры и фауны российских субтропиков.
Всего в России существует девять природных зон, в каждой из которых преобладают свои уникальные представители животного мира и могут беспрепятственно и обильно произрастать определенные виды растений. Во всей совокупности биологические ресурсы создают биомассу и облик нашей страны.
Значение биологических ресурсов
- Значение биологических ресурсов трудно переоценить. Можно лишь перечислить, что биологические ресурсы делают для нашей планеты, и в частности для нашей страны — России:
- — биоресурсы создают почвенный слой;
- — обогащают кислородом атмосферу и участвуют в газообмене между живыми существами;
- — защищают почвенный слой от вымывания и эрозии;
- — являются источником пищи для человека;
- — служат питанием для других живых организмов;
- — используются в разнообразных промышленных областях;
- — сохраняют чистоту водных ресурсов планеты.
- Таким образом, биологические ресурсы — это живые организмы, которые могут использоваться человеком и приносить ему какую-либо пользу.
Биологические ресурсы делятся на:
- — зоомассу — совокупность животных видов;
- — фитомассу (совокупность растительных и древесных ресурсов)
- Биоресурсы являются исчерпаемыми и возобновляемыми.
- Чтобы хоть как-то представить себе все разнообразие и внушительную численность биологических ресурсов, нужно осмыслить цифру в два миллиона — именно столько живых существ обитают на нашей планете.
В Российской Федерации присутствуют абсолютно все виды биологических ресурсов, — они неразрывно связаны с природными зонами нашей страны. От Арктики до пустыни все биологические ресурсы следует классифицировать.
Флора и фауна — это два основных блока, которые вместе и образуют понятие «биологические ресурсы».
Флора
- Флора (фитомасса) подразделяется на :
- -лесные ресурсы (древесные/не древесные);
- — кормовые
- — пищевые океанические (водоросли)
- Кормовые ресурсы подразделяются на:
- — сельскохозяйственные угодья и пашни;
- — плодовоовощные плантации, сады и огороды;
- — промышленные поля (сенокосы для кормления скота)
Россия по праву занимает первое место по площади лесных насаждений (45 % от всей территории российской Федерации), как первичного характера, так и вторичные насаждения ( посаженные человеком). К первичным лесным насаждениям относят возникшие независимо от человеческих усилий леса. Вторичные леса насаждены благодаря человеку, обычно на местах массовых вырубок, по обочинам дорог, по берегам рек для защиты почв от вымывания, на пустынных местах для профилактики эрозии почвы под воздействием ветра.
К сожалению, растительные биологические ресурсы, в особенности этот нюанс касается лесов, медленно возобновляются. Поэтому соотношение лесов первичного и вторичных характеров неумолимо должно увеличиваться в пользу последних, особенно принимая во внимание тот факт, что в нашей стране леса быстро уничтожаются путем массовой промышленной вырубки.
Фауна
- Фауна (зоомасса) подразделяется на виды:
- — охотничье-промысловые;
- — рыбные;
- — сельскохозяйственные.
Охотничье-промысловые виды включают в себя пушных зверей, хищников тайги, лесостепи и степи, специально выводимых в питомниках охотничьих собак и птиц породы ястребиных. Рыбные ресурсы вбирают в себя живых организмов, обитающих в реках, озерах и морях.
Сельскохозяйственные ресурсы включают в себя крупнорогатый скот, табуны лошадей, стаи оленей, овечьи отары, свиньи выводки, домашнюю птицу и другие животные виды. Из всей биомассы Земли 97 % (около 1265 млрд.
тонн) составляют именно растения, и всего лишь 3 % занимают представители животного мира. Но как многообразны виды в пределах этих трех процентов, сколько популяций, видов и подвидов вбирают в себя эти кажущиеся малыми цифры!
Охрана биологических ресурсов
Как уже было сказано выше, биологические ресурсы исчерпаемы. Это надо помнить.
Участвуя в мировом кругообороте вещества, человек является неотъемлемой частью животного и растительного миров, и не может полноценно существовать и функционировать, не поддерживая теснейшую связь с флорой и фауной.
Исходя из этого, возникает вполне целесообразный вывод: биологические ресурсы ввиду их ограниченности надо охранять. Охрана животного и растительного мира России может выражаться в:
- — принятии законодательных актов РФ, предусматривающих, какие действия в отношении биологических ресурсов допускаются а какие считаются противозаконными, например Федеральный закон РФ «Об охране окружающей среды»;
- — деятельности правоохранительных органов по расследованию преступлений в отношении растительного и животного миров в соответствии с главой 26 Уголовного кодекса РФ «Экологические преступления»;
- — сознательных действиях граждан и общественных объединений, направленных на охрану биологических ресурсов, их бережное использование и поддержание необходимых условий для их возобновления.
Источник: http://www.nado5.ru/e-book/biologicheskie-resursy-okhrana-rastitelnogo-i-zhivotnogo-mira
Биологические ресурсы
Биологические ресурсы – это объекты живой природы, которые человек использует в своих целях. К ним относятся животные, растения, грибы, бактерии, водоросли, а также их сообщества и экосистемы (луга, леса, болота, реки, моря). К биологическим ресурсам в равной степени относятся и окультуренные представители флоры и фауны.
Главная особенность всех биологических ресурсов, в том числе и растительных – их возобновляемость и исчерпаемость. Растительный мир представляет собой совокупность растительных организмов, обитающих в различных экосистемах.
Самыми главными на нашей планете являются лесные ресурсы. Леса занимают около 30% поверхности всей суши, и во многом благодаря им стала возможна жизнь на Земле. Поглощая из атмосферы углекислый газ и вырабатывая ценный кислород, растения формируют прочную основу для активной жизнедеятельности всех организмов.
Растения – это единственные организмы на Земле, которые могут производить собственные продукты питания за счет преобразования солнечной энергии в пищу. Данный процесс называется фотосинтезом. Благодаря ему вода и углекислый газ под воздействием Солнца превращаются в кислород и глюкозу.
Человек использует растения следующим образом:
- источник пищи;
- кормовая база для домашних животных;
- сырье для фармацевтической отрасли;
- источник древесины;
- сырье для текстильной промышленности.
Животные, населяющие Землю, являются неотъемлемой частью любой экосистемы. Благодаря им происходит поддержание естественного баланса планеты, поскольку они играют немаловажную роль во всех природных процессах: улучшают почвенную структуру, опыляют и удобряют растения, участвуют в их размножении, очищают водоемы, являются важными элементами в цепи питания.
Рис. 2. Домашние животные.
С давних пор человек научился использовать себе во благо животные ресурсы. К их щедрым дарам относится:
- разнообразные продукты питания (мясо, мед, молоко, яйца);
- материалы (шерсть, необработанный шелк);
- лекарственные средства (продукты пчеловодства, экстракты печени рыб, змеиный яд);
- удобрения (навоз животных широко используется в сельском хозяйстве);
- транспорт (лошади, мулы, верблюды, слона издавна использовались в качестве вьючных животных);
- промышленность (кожа, шерсть, воск, мед являются промышленными продуктами).
Виды ресурсов | Использование ресурсов |
Растительные ресурсы |
|
Животные ресурсы |
|
Биологические ресурсы на планете распределены неравномерно: в каких-то регионах они находятся в избытке, а в каких-то остро чувствуется их недостаток.
Россия является лидером по земельным ресурсам. На внушительной площади, занимаемой государством, растут густые леса. Они составляют около 40% от всей площади России, преобладающий тип леса – хвойный.
Богат и животный мир, среди представителей которого наибольший интерес в промышленных целях представляют пушные звери (лисица, песец, норка, соболь). Обилие пресных и морских водоемов позволяет добывать большом количестве промысловую рыбу.
Россия находится в списке многих стран, в которых биологические ресурсы находятся под угрозой полного исчезновения. Причина тому – халатное отношение к природе. Особый ущерб планете доставляет бесконтрольная вырубка лесов, влекущая за собой необратимые последствия в окружающем мире.
При изучении темы «Биологические ресурсы» по программе географии 10 класса мы узнали, насколько большую ценность для человека представляют биологические ресурсы. Без растений и животных, их тесной взаимосвязи друг с другом, жизнь на нашей планете была невозможна.
Источник: https://obrazovaka.ru/geografiya/biologicheskie-resursy-10-klass.html
Биологические ресурсы России и их охрана
Понятие природных ресурсов
Когда речь заходит о природе, то зачастую употребляется словосочетание «природные ресурсы». Разберём его и дадим простое, но исчерпывающее определение этого понятия.
Под природными ресурсами надлежит понимать всё то, что имеется в окружающем мире и может быть полезно людям для осуществления своей жизнедеятельности.
Всё то, что подпадает под данное выше определение, может быть классифицировано по ряду признаков – восполнению, местонахождению, а также характеру и исчерпаемости. Здесь особняком стоят биологические ресурсы – именно их человечество начало использовать ранее других. К ним относятся представители окружающего нас животного и растительного мира, то, что именуется фауной и флорой.
Биологические ресурсы в историческом аспекте
Первый опыт освоения природных ресурсов человек приобрёл ещё в незапамятные времена, осваивая ремесло охоты, рыболовства и собирательства.
Таким образом, он удовлетворял свою потребность в питании, которое является основой жизнедеятельности любого организма.
Кроме того, кости добытых животных, а также части растений послужили для создания примитивных орудий труда, средств защиты и нападения, что дало очередной толчок к развитию человечества.
Впоследствии человеком были освоены земледелие и скотоводство. Эти виды деятельности позволяли получать пропитание гарантированно и регулярно, а также удовлетворять свои потребности в одежде и иных нуждах. Люди стали менее зависимы от природы, что поставило человечество на новую, более прогрессивную ступень развития.
Биологические ресурсы России
На бескрайних просторах России присутствует масса разнообразных видов флоры и фауны, которые могут быть использованы для удовлетворения повседневных нужд. 5 тысяч видов примитивных лишайников, свыше 20 тысяч растительных видов представляют уникальное многообразие.
Что же касается животных, то их на просторах страны обитает свыше 125 тысяч видов. Все существа тесно взаимосвязаны между собой. В их отношениях нет ничего лишнего, и в то же время ни один вид не может существовать обособленно, не участвуя в природных процессах.
Почвообразование, газообмен, круговорот энергии происходят при непосредственном участии всех представителей биологического многообразия.
Но сколь богат и удивителен этот окружающий мир, столь он неравномерен в своём распределении по территории страны. Прежде сего, на многообразие биологических ресурсов того или иного региона влияют климатические факторы.
Зональность биологических ресурсов
Рассматривать распределение биоресурсов начнём с севера на юг. При этом заметно, что чем южнее, тем более заметны изменения в биологическом разнообразии.
Арктические пустыни – наиболее бедные регионы, мало затронутые деятельностью человека. Но и в этих районах с суровым климатом есть жизнь, которую можно использовать.
Издавна народы Севера добывали здесь морского зверя, а добыча использовалась максимально эффективно. В дело шло всё – мясо, жир, шкуры, кости.
К тому же полярная птица гага обладает уникальным пухом, теплоизоляционные свойства которого в сочетании с легкостью ценились европейцами.
Тундра и лесотундра уже отличаются большим биологическим разнообразием. Объектом промысла местных жителей здесь является песец, а также морж и тюлень. Местные территории пригодны для скотоводства, поэтому население освоило оленеводство.
Зачастую деятельность человека не идёт на пользу природе. Мох, который является основной пищей для оленей, порой бывает повреждён при освоении пространства тундры, а для его восстановления необходимы десятки лет, так как мхи за год подрастают не более чем на 3 мм. В результате этого страдает животноводческая отрасль региона.
Зона лесов наиболее подвержена последствиям хозяйственной деятельности человека. Прежде всего, здесь добывается древесина разнообразных пород деревьев, как хвойных, так и лиственных. Жители активно задействованы в собирательстве благодаря наличию в лесах грибов и ягод. Кроме того, дальневосточные леса богаты таким ценным растением, как женьшень.
Промышляют они и охотой – пушные звери здесь представлены в большом разнообразии и с незапамятных времен их шкурки были одним из источников пополнения государственного бюджета. Водятся здесь и другие звери, а также птицы, чьё мясо употребляется в пищу. Кроме того, отдельные органы добываемых животных широко использовались в народной медицине.
Зона степей и лесостепи наиболее полно ощутила на себе влияние человека. Здесь развиты полеводство и садоводство, в связи, с чем естественная дикая растительность была значительно уничтожена, а на её месте появились поля и сады.
Те же участки, которые не были использованы для этого, стали местами сенокоса и выпаса скота.
В связи со скудностью животного мира местное население охотой практически не занимается, но активно разводит домашний скот – велико поголовье крупного рогатого скота, овец, свиней, лошадей, а также домашней птицы.
Зона пустыни и полупустыни отличается бедностью животного и растительного мира, поэтому хозяйственная деятельность человека сводится лишь к пастбищному животноводству. Основными животными, используемыми местными жителями, являются верблюды и ослы. Дикие сайгаки и джейраны являются объектами охоты.
Охрана растительного и животного мира
Люди, удовлетворяя свои потребности, порой безрассудно эксплуатируют флору и фауну страны. Из-за этого природа нуждается в защите и поддержке. Прежде всего, речь идёт об ограничении деятельности.
Из хозяйственного оборота изымаются огромные площади, а на их месте создаются заповедники, заказники, национальные и природные парки.
12 процентов территории страны составляют именно природоохранные территории, при этом их число превышает 1000.
Несмотря на все принимаемые меры, многие виды животных и растений оказались под угрозой исчезновения. Для того чтобы юридически оформить защиту редких биологических видов, была издана Красная книга России. В неё включено около 400 видов животных и более 500 видов растений. Кроме того, аналогичные Красные книги имеются и в регионах страны.
Бережное отношение к природе и рациональное использование её богатств является показателем уровня цивилизованности населения любой страны. И от того, как мы будем беречь то, что имеем сегодня, зависит то, что после нас увидят наши потомки.
Источник: https://sciterm.ru/spravochnik/biologicheskie-resursi-rossii-i-ih-ohrana/
Биологические ресурсы России и их охрана
Когда мы говорим о природе, то часто употребляем термин «природные ресурсы». Что же это такое? Существует довольно простое определение.
Природные ресурсы – это все богатства природы, которые могут быть использованы человеком в хозяйственной деятельности в качестве источника сырья или энергии.
Существует несколько взглядов на классификацию природных ресурсов. Их различают по местонахождению, по исчерпаемости и возможности восстановления, по характеру самих ресурсов.
К биологическим ресурсам относятся все живые организмы, которые человек может использовать в своих целях. Именно этот вид ресурсов был первым, из тех, что начали использовать люди на этапе развития человечества.
Именно они обеспечили первые потребности человека в пище, одежде, жилье.
Биологические ресурсы в историческом аспекте
Со времени возникновения человечества, растения нашли свое применение в жизни и быту людей. Собирая различные корешки, травы, плоды, человек утолял голод. Некоторые части растений служили средством защиты или нападения, орудиями труда. Позже на смену собирательству пришло земледелие. Человек начал сам выращивать растения и получать гарантированный урожай.
- Курсовая работа 450 руб.
- Реферат 280 руб.
- Контрольная работа 200 руб.
Охота и рыбалка также являются одними из древнейших видов человеческой деятельности. Животные обеспечивали человека пищей, орудиями труда, материалом для одежды и жилища.
Постепенно на базе охоты сформировалось животноводство. Оно так же, как и растениеводство гарантировало человеку получение результатов труда, снижало зависимость человека от капризов природы.
Моря обеспечивали население побережья рыбой, моллюсками, ракообразными, водорослями.
Биологические ресурсы России
На обширной территории России обитает большое количество живых организмов. Их видовое разнообразие обусловлено условиями среды обитания. На территории России и в окружающих ее водах Мирового океана встречаются более $20$ тыс. видов растений (в том числе – водорослей), около $5$ тыс. видов лишайников. Животный мир страны насчитывает более $125$ тыс. видов.
Распространены живые организмы по территории крайне неравномерно. Растения и животные находятся в тесной взаимосвязи и взаимозависимости. В природе лишних организмов не бывает. Поэтому вся совокупность живых организмов составляет биологические ресурсы.
Даже те организмы, которые непосредственно не используются человеком, принимают участие в круговороте веществ и энергии, газообмене, почвообразовании.
Рассмотрим распределение биологических ресурсов в связи с широтной зональностью. Зона арктических пустынь бедна биологическими ресурсами. Но промысел морского зверя был исконным занятием населения северного побережья России. Пух гаги высоко ценился на рынках Европы.
Зона арктических пустынь одна из наименее затронутых человеческой деятельностью.
Зона тундры и лесотундры уже имеет более богатый растительный и животный мир. Население охотится на песца, тюленей, разводит оленей. Развивается оленеводство.
При освоении тундры и лесотундры часто повреждается слой мха (колеи от вездеходов). На его восстановление природе требуется несколько десятилетий. Так как годовой прирост мха в зоне тундры составляет всего $2 — 3$ мм.
Нерациональное уничтожение мохового покрова отражается на кормовой базе животных.
Зона лесов – одна из самых задействованных в человеческой деятельности. Древесина служила строительным материалом. Сейчас это еще и ценное сырье для целлюлозно-бумажного производства и химической промышленности.
Основные промышленные породы деревьев – сосна, ель, лиственница, дуб, бук, сибирский кедр. Ягоды, грибы и орехи существенно дополняют пищевой рацион жителей лесной зоны России.
Пушной зверь (белка, куница, соболь, песец, бобр) с древних времен служил важным средством пополнения государственной казны. Медведи, олени, лоси, косули и другие животные служили не только источником мяса.
Их шкуры использовали для пошива одежды и обустройства жилья. А жир, печень, желчь и другие части туш нашли свое применение в медицине. Дальневосточные леса славятся промыслом корня женьшеня.
Зона лесостепи и степи наиболее измененная человеком. Почвы распаханы, практически, повсеместно. Естественный растительный покров заменен на культурные растения полей.
А участки, не подвергшиеся распахиванию, используются для сенокосов и пастбищ. Животный мир этой зоны относительно беден. Но большое поголовье домашних животных требует большого количества кормов, в том числе и дикорастущих растений.
Люди разводят птицу, свиней, крупный и мелкий рогатый скот.
В зоне полупустынь и пустынь растительный мир беден и использовался для пастбищного животноводства. Дикие животные, ценные для человека – сайгаки, джейраны, верблюды.
Охрана растительного и животного мира
Растительный и животный мир России нуждается в охране и бережном использовании. Человек не может прекратить свою хозяйственную деятельность. Но есть возможность ее ограничить. Для этого из хозяйственного оборота изымаются площади. На этих территориях хозяйственная деятельность или полностью запрещена, или ограничена.
К таким природоохранным территориям относятся заказники, заповедники, национальные и природные парки. В $2014$ году в России насчитывалось $109$ заповедника, $46$ национальных парков, $71$ федеральный заказник, $28$ федеральных памятник природы, более $1200$ региональных природоохранных территорий различного ранга.
Общая площадь природоохранных территорий России составила примерно $12$% площади страны.
Растения и животные, которым грозит исчезновение, занесены в Красную книгу России, изданную в $2001$ году. Так, вымирание угрожает тигру, гепарду, зубру, белому журавлю.
А такие растения, как самшит, лотос, женьшень тоже могут исчезнуть в ближайшем будущем. Всего в Красную книгу России внесено $415$ видов и подвидов животных и $533$ вида редких и исчезающих растений. Эта книга состоит из двух томов.
(том $ 1$ – «Животные», том $2$ – «Растения»). Кроме Федеральной Красной книги существуют региональные Красные книги.
Наша задача – не только сохранить для будущих поколений вымирающие виды растений и животных, но и сберечь комплекс взаимосвязей всех компонентов географической оболочки. Иначе, разрушая часть природного комплекса, мы можем погубить всю планету.
Источник: https://spravochnick.ru/geografiya/fizicheskaya_geografiya_rossii/biologicheskie_resursy_rossii_i_ih_ohrana/
Охрана водных биоресурсов — Федеральное агентство по рыболовству
В соответствии с Указом Президента Российской Федерации от 30 мая 2008 г. № 863 «О Федеральном агентстве по рыболовству» и постановлением Правительства Российской Федерации от 11 июня 2008 г.
№ 444 «О Федеральном агентстве по рыболовству», Росрыболовство и его территориальные органы наделены полномочиями в области охраны, рационального использования, сохранения, воспроизводства водных биологических ресурсов, федерального государственного контроля (надзора) в области рыболовства и сохранения водных биологических ресурсов.
Вопросы проведения должностными лицами Росрыболовства и его территориальными управлениями федерального государственного контроля (надзора) в области рыболовства и сохранения водных биоресурсов регулируются положениями Федеральных законов от 20 декабря 2004 г.
№ 166-ФЗ «О рыболовстве и сохранении водных биологических ресурсов» и от 26 декабря 2008 г.
№ 294-ФЗ «О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля», Кодексом Российской Федерации об административных правонарушениях, соответствующим Административным регламентом и другими нормативно-правовыми актами.
По итогам осуществления контрольно-надзорной деятельности на 1 ноября 2017 года выявлено 105171 нарушение законодательства в области рыболовства и сохранения водных биологических ресурсов, из них 75220 нарушений Правил рыболовства. На нарушителей наложено штрафов на сумму 328 млн. 614 тыс. рублей, за ущерб причиненный водным биоресурсам им предъявлено исков на сумму 51 млн. 456 тыс. рублей…. Читать далее
Противодействие ННН-промыслу
Оперативная информация по контролю оборота уловов водных биоресурсов, как вывозимых с территории Российской Федерации, так и ввозимых на территорию Российской Федерации:
Государственный портовый контроль
Российская Федерация является участником международной Конвенции о рыболовстве в северо-восточной части Атлантического океана, в рамках которой договаривающимися сторонами учреждена и функционирует Комиссия по рыболовству в северо-восточной части Атлантического океана (НЕАФК).
В ноябре 2006 года состоялась 25-я сессия НЕАФК, на которой единогласно принято решение о введении с 1 мая 2007 года новой редакции «Схемы контроля и принуждения НЕАФК», которая, в целях усиления противодействия незаконному, нерегулируемому и несообщаемому промыслу водных биоресурсов, включила в себя новую главу «Государственный портовый контроль иностранных судов» (ГПК).
Правила ГПК распространяются на все государства, являющиеся членами НЕАФК, и касаются выгрузки рыбы и другой морепродукции в портах стран-участниц НЕАФК, а также контроля за перегрузками уловов с одного судна на другое непосредственно в море.
Процедура ГПК включает в себя оперативное (в срок не более 72 часов) подтверждение уполномоченным российским органом легальности выгружаемой продукции российскими судами в иностранных портах стран — членов НЕАФК на основании анализа и сопоставления информации о выданных разрешениях на добычу (вылов) водных биоресурсов, данных спутникового позиционирования судов с использованием возможностей отраслевой системы мониторинга водных биологических ресурсов, наблюдения и контроля за деятельностью промысловых судов, а также периодической информации о результатах промысла, представляемой капитанами судов и судовладельцами. Аналогичные условия применяются и для иностранных судов, планирующих выгрузить рыбопродукцию с мест промысла в российских портах.
При этом выгрузка рыбопродукции разрешается портовыми властями только судам, по которым они получили подтверждение контролирующих органов страны флага о законности добытых водных биоресурсов… Читать далее
Сведения о проведенных плановых и внеплановых проверках юридических лиц и индивидуальных предпринимателей
Федеральный закон от 20 декабря 2004 г. № 166-ФЗ «О рыболовстве и сохранении водных биологических ресурсов». Статьи 19, 20, 21, 22, 23, 24, 25, 26, 29, 33, 34, 43. Водный кодекс Российской Федерации. Статьи 3, 5, 6, 8, 11, 35, 42, 44, 55, 56, 58, 60, 61, 62, 65. Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях. Статьи 7.2, 7.11, 8.34, 8.36, 8.37, 11.6, 11.7, 11.8, 11.9, 11.10, 11.11. Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях. Статьи 7.2, 8.34, 8.42, 11.6, 11.7, 11.8, 11.9, 11.10, 11.11, 11.17, 17.7, 17.9, 19.4, 19.5, 19.6, 19.7, 19.26, 20.25. Федеральный закон от 10 января 2002 г. №-7-ФЗ «Об охране окружающей среды». Статьи 3, 22, 32, 34, 35, 37, 39, 40, 41, 42, 43, 45, 34, 35, 36, 37, 38, 39, 40, 41, 42, 43, 44, 45, 46, 47, 48, 49, 50, 51, 52, 67, 77, 78, . Правила установления рыбоохранных зон. Правила рыболовства для Азово-Черноморского рыбохозяйственного бассейна. Правила рыболовства для Волжско-Каспийского рыбохозяйственного бассейна. Правила рыболовства для Дальневосточного рыбохозяйственного бассейна. Правила рыболовства для Западно-Сибирского рыбохозяйственного бассейна. Правила рыболовства для Западного рыбохозяйственного бассейна. Правила рыболовства для Байкальского рыбохозяйственного бассейна. Правила рыболовства для Восточно-Сибирского рыбохозяйственного бассейна. Правила рыболовства для Северного рыбохозяйственного бассейна. Порядок проведения рыбохозяйственной мелиорации водных объектов. Правила подготовки и заключения договора водопользования.
Источник: http://fish.gov.ru/otraslevaya-deyatelnost/okhrana-vodnykh-bioresursov
Охрана природных ресурсов
Охрана природных ресурсов включает в себя комплекс мер, которые необходимы для сохранения природы на нашей планете. С каждым годом охрана окружающей среды становится все актуальнее, потому что ее состояние ухудшается, а Земля все больше страдает от активной антропогенной деятельности. Природоохранные действия направлены на:
- сохранение видового разнообразия флоры и фауны, а также на стимулирование роста численности популяций;
- очищение водоемов;
- сохранение лесов;
- очищение атмосферы;
- преодоление различных глобальны и локальных экопроблем.
Чтобы охранять природные ресурсы, необходимо к этой проблеме подходить комплексно. В различных частях света проходят естественно-научные, административно-правовые, экономические и другие мероприятия. Эти действия проводятся на трех уровнях: международном, государственном и региональном.
Впервые природоохранные действия были реализованы в 1868 году в Австро-Венгрии, где в Татрах проводилась охрана популяций сурков и серн.
Национальный парк впервые в истории был создан в Соединенных Штатах Америки в 1872 г. Это Йеллоустонский парк.
Эти меры были проведены, так как уже тогда люди понимали, что изменения окружающей среды могут привести не то что к частичному, но и к полному исчезновению всего живого на нашей планете.
Что касается России, то все мероприятия, проводимые в защиту и охрану природных ресурсов, осуществляются в соответствии с законом «Об охране окружающей природной среды», действующего с 1991 г. Во многих регионах и районах РФ (Дальний Восток, Саратовская, Волгоградская, Череповецкая, Ярославская, Нижегородская обл. и др.) создаются природоохранные прокуратуры.
Международное сотрудничество с целью охраны окружающей среды осуществляется различными организациями. Так для этого в 1948 г. был создан Международный союз охраны природы (МСОП). Немалый вклад в сохранение видового разнообразия и численности популяций вносит «Красная книга».
Такие списки издаются и для отдельных государств, и регионов, а в также есть всемирный список видов, которым угрожает исчезновение.
Координацию по природоохранным мероприятиям на международном уровне проводит ООН, организовывая различные конференции и создавая специальные организации.
Основными мерами охраны биосферы, проводимыми во многих странах мира, являются следующие:
- ограничение выбросов в атмосферу и гидросферу;
- ограничение охоты на животных и лови рыбы;
- ограничение выброса мусора;
- создание заказников, заповедников и национальных парков.
Не только все государства принимают участие в охране окружающей среды, но и отдельные организации, как международного, так и локального значения. Однако люди забывают, что охрана окружающей среды зависит от каждого из нас, и мы в силах защитить природу от разрушений и уничтожения.
Источник: https://ECOportal.info/oxrana-prirodnyx-resursov/
Основные методы сохранения биоресурсов
Биологические ресурсы — источники и предпосылки получения необходимых людям материальных и духовных благ, заключенные в объектах живой природы.
2. Они отличаются от природных ресурсов тем, что сами оказывают влияние на деятельность и жизнь человека, но в данный момент ни в каком производстве не участвуют. В последнее время грань между ними становится все тоньше.
Например, сейчас воздух относится и к биологическим ресурсам. Хотя раньше он считался только природным условием. Различаются они по нескольким признакам. Среди них выделяют: атмосферные, растительные, водные, почвенные, энергетические, животные и другие ресурсы.
во-первых, неисчерпаемые биологические ресурсы как самые безопасные в плане последствий для окружающей среды. По этой причине человечество обязано искать пути их использования в полной мере.
Во-вторых, к ним принадлежат возобновимые ресурсы, в том числе и медленно восстанавливающиеся растительные (например, залежи торфа).
Проблемы
4. Состояние биологических ресурсов планеты
Челове всегда смело пользовался тем, что дарила ему планета. И биоресурсы не стали исключением. Но вмешательство человека не осталось незамеченным.
Биологические ресурсы мира год за годом теряют свой первозданный вид под влиянием человеческих деяний. Мы не всегда задумываемся о том, что одно действие может стать причиной необратимых нарушений функционирования экосистемы планеты. Например, вырубка леса становится причиной исчезновения многих видов животных.
За последние 30 лет значительно уменьшились площади зелёных насаждений. Масштабы вырубки так велики, что это даже видно на снимках, сделанных из космоса. А всего за время существования цивилизации нашими руками уничтожено 35 % лесов. Работы по восстановлению зелёных насаждений, к сожалению, не приносят должного результата.
5. Сейчас скорость сокращения в 18 раз превышает скорость их регенерации.
Неизгладимые последствия от деятельности человека чувствуют на себе и водные биологические ресурсы. Прежде всего, ущерб, наносимый водным биоресурсам, проявляется в масштабных выловах рыбы и других морепродуктов, загрязнении водоёмов, разрушении нерестилищ.
Животные – это источник сырья для многих производственных процессов. Однако масштабы использования дикой наземной фауны – незначительны, если сравнивать с объёмами сельскохозяйственного животноводства.
Охрана биоресурсов – задача каждого из нас
То, что биологические ресурсы мира имеют несоизмеримое значение для жизни человечества, не нуждается в каких-либо аргументах. Даже невозможно представить, как люди смогут существовать без доступа к этим богатствам планеты.
Мировые биологические ресурсы не имеют границ, поэтому вопрос их охраны должен решаться на международном уровне.
Всего сейчас существует более тридцати организаций, которые регулируют активные действия, направленные на охрану биоресурсов в каждом отдельно взятом государстве.
Инициативой ЮНЕСКО было создание «Международного союза охраны природы и природных ресурсов». Более 90 стран принимают участие в исследованиях «Человек и биосфера» под руководством этой же организации.
Ещё одно социально активное объединение «Друзья Земли» проводит регулярные кампании в защиту флоры и фауны. «Акция в защиту Земли» — молодёжное подразделение этой организации.
Охрана биологических ресурсов – основная задача деятельности международного объединения «Гринпис». Эта организация действует на местном, национальном и международном уровнях и имеет поддержку широких масс.
Основные методы сохранения биоресурсов
- Рациональное отношение к биологическим благам. Внедрение технологий по безотходному производству и повторному использованию сырья.
- Защита от загрязнений – целенаправленные мероприятия, задачей которых становится устранение отрицательного влияния жизнедеятельности человека (установка очистных сооружений на предприятиях, утилизация отходов).
- Обустройство территорий, где охраняются биологические ресурсы. Животный мир и растительность здесь можно наблюдать в нетронутом виде. Заповедники, заказники, памятники природы, национальные парки – это места, где появляется возможность восстановить популяции редких видов животных и растений.
- Эстетическая и культурная ценность.
- Повышение плодородия и регенерация почв.
- Утилизация отходов.
- Сохранение биологических ресурсов невозможно без изменения человеческого отношения к живой природе, формирования у людей природа-сберегающего мировоззрения, приобретения живой природой приоритетного значения в системе общественных и личных ценностей.
Источник: https://poisk-ru.ru/s2430t8.html
Охотнадзор и охрана животного мира в регионах
О государственном управлении природопользованием и охраной природы на региональном уровне (на примере Архангельской области)
В результате изменений в природоохранном законодательстве РФ от 2002 г. (№ 7 – ФЗ «Об охране окружающей среды» от 10.01.2002 г.) и административной реформы 2004 г. началась новая волна преобразований в госструктурах этой сферы.
Современное устройство государственных органов по охране природы не может считаться оптимальным. Реформы последних лет сделали его сложной до такой степени, что без схематичного изложения понять сложно.
Для наглядности предлагаю схему (упрощенную) настоящего их взаимоустройства на примере Архангельской области (см. табл.).
По новому природоохранному закону от 2002 г. и КоАП РФ от 2001 г. сфера деятельности госэконадзора заужена. Прежний природоохранный Федеральный Закон от 1992 г.
, по которому работал Госкомэкологии РФ, трактовал госэкоконтроль шире, давал право экологам дублировать работу в других природных сферах, например, в части лесных нарушений (в том числе совершаемых работниками лесхозов), охраны животного мира и т.
д. Теперь же все определяет круг статей, отведенных КоАП РФ для госэкоконтроля.
Хотя сам по себе ФЗ № 7 от 10.01.2002 г. «Об охране окружающей среды» содержанием ст. 1 (определяется понятие «окружающая среда» как совокупность всех компонентов природной среды) и ст. 65 («госэкоконтроль» подается в широком смысле как контроль в области охраны всей окружающей среды) допускает расширенное толкование понятия «госэкоконтроля».
Обоснование передачи полномочий с федерального на региональный уровень на местах лучше знают. Но само дробление на два уровня и разделение госфункций по госучреждениям приводит к росту числа чиновников, к удорожанию, дроблению и рассредоточению имущества. А эффективность?
Дробление эконадзора на федеральный и областной привело к снижению эффективности. При едином федеральном Госкомэкологии в 90-е гг. в каждом районе были инспекторы, машины с водителями, в некоторых районах – лаборатории. Сейчас ни один уровень не может позволить машину в каждом районе, гос.
лаборатория не в состоянии охватить все объекты. В итоге за анализы для госконтроля надо платить коммерческим лабораториям. Надзорный орган без основного имущества и оснащения может себя только обозначать. А экологический надзор может быть очень мощным рычагом государственной власти.
Необходимо оснастить службы. Принять на федеральном уровне еще 2 правовых акта: ФЗ о штрафах за негативное воздействие на окружающую среду, Положение об определении ущерба окружающей среде и исках (в частности, от сбросов, выбросов, размещения отходов).
Устранить другие «дыры» и противоречия в природоохранном законодательстве.
Принцип дробления на федеральном уровне эконадзора (по вертикали) на Ростехнадзор и Росприродонадзор отрицается практикой устройства аналогичных органов на региональном уровне.
В регионах структуры выстраиваются чаще всего в рамках исполнительного органа по природопользованию и охране природы (не экологии). Здравый смысл диктует – пользоваться и охранять природу раздельно нельзя.
Тем более охранять природу нельзя по кускам. Необходимо учитывать эти доводы на практике.
Рассмотрим покомпонентно.
ЖИВОТНЫЙ МИР
К началу 2007 г. животный мир охраняли: рыбоохрана (все водные биоресурсы) и охотнадзор (только охотничьи виды), остальных животных – Росприродонадзор в лице одного чиновника в областном аппарате управления.
Закон «О животном мире» с внесенными изменениями от 18 и 29 декабря 2006 г. закрепляет разделение объектов животного мира по признаку собственности на федеральные и областные. Чиновничья борьба и затяжка этого вопроса вызвали критику на самом высоком уровне за попытку сохранить федеральные инспекции в этой области в существующем виде.
Деление на охотнадзор и рыбнадзор – искусственное. Анахронизм советских времен держится только на интересах чиновников причастных ведомств. В сущности это одна и та же работа.
Получается, например, что за человеком с ружьем весной на берегу водоема должны из-за кустов наблюдать два госинспектора. Если человек подстрелит пролетающую утку, то выскакивает охотинспектор, если человек выстрелит в нерестящую щуку – выскакивает рыбинспектор.
Рыбинспектор не имеет никаких полномочий задержать охотника-браконьера, а охотинспектор может спокойно взирать на браконьера с охапкой сетей.
Мнение больше передать в область пересиливает, и по стране прошла волна за создание региональных охотрыболовуправлений. Изменения в ФЗ «О животном мире» от декабря 2006 г. убирают деление животных на охотничьи и прочие. Регионы обязаны охранять своих животных без деления на охотничьих и прочих.
Правовую коллизию вносит ФЗ № 166 «О рыболовстве и сохранении водных биологических ресурсов» от 2004 г. с последними изменениями. Своей ст. 10 ч. 2. он допускает право собственности на водные биоресурсы за регионами только в прудах и обводненных карьерах (!?), что противоречит духу первого закона.
Объединить инспекторов охот и рыбнадзора необходимо. Это позволит инспекторский состав нагружать равномерно по сезонам года. Желательно и зарплату, и материальное оснащение сложить в одни руки. И ограничиться надзорными функциями. Выдача охотничьих билетов госохотнадзором – типичная избыточная госфункция. Не имеет законной основы.
В интересах государства – активная работа общественных и прочих негосударственных организаций по охоте и рыболовству как пользователей объектами животного мира. Государственные функции по организации и регулированию любительского (спортивного) рыболовства и охоты предпочтительно осуществлять путем сотрудничества с ними.
Регионы могли бы на себя взять охрану всех биоресурсов во внутренних водоемах. Морские биоресурсы несомненно объект федерального контроля. Сфера деятельности правоохранительных и военных государственных служб.
Важно признать: охрана объектов животного мира не имеет большого смысла без охраны среды их обитания, т.е. совмещения с госэконадзором.
ООПТ РЕГИОНАЛЬНОГО ЗНАЧЕНИЯ
Автоматически принять у федералов заказники в прежних границах было промежуточным решением. В основном они биологические и были нужны федеральному облохотуправлению как основание иметь дополнительную штатную единицу егеря – помощника районного охотоведа для работы по всей территории района.
Госслужба должна была как–то справляться с охраной охотничьих видов самостоятельно на огромной территории области после ликвидации егерской охраны угодий охотобществ и потребкооперации в 90-е годы. Подчас другого смысла в существовании некоторых заказников и не было.
Требуется переосмысление роли ООПТ в областном подчинении.
Рекреационная роль региональной ООПТ может оказаться основной. Возможна работа с охотниками и экотуристами.
Уместно вспомнить опыт работы подмосковных охотничьих хозяйств особого статуса с советских времен. Эти хозяйства были рассадниками животных, полигонами для прикладной науки, вырабатывали передовой опыт.
Пользы от них для животного мира было больше, чем от нынешних заказников регионального значения.
ЛЕСНОЙ НАДЗОР
На начало 2007 г. Лесной надзор – федеральный в лице 6–7 человек в Управлении Росприродонадзора на всю область. Справиться с надзором эта служба была не в состоянии физически. По новому Лесному кодексу Правительство РФ делает ставку в качестве охранника леса на арендатора и таким образом собирается решить в основном проблему лесной охраны.
В новом Лесном кодексе предусмотрена организация лесной охраны на региональном уровне. В основном они создаются при органах исполнительной власти региональных администраций лесного направления. Но законодательство не исключает и другие варианты.
При создании регионального лесного надзора следует иметь в виду, что принцип независимости контроля требует создания такой структуры вне департамента лесного хозяйства, т.е. в департаменте, который занимается охраной природы. На федеральном уровне в составе Росприродонадзора. И отдельно от агентства.
Есть существенный момент. Если региональный лесной надзор будет комплектоваться кадрами из прежнего состава, в рамках тех же лесничеств и на зарплатах того же уровня, вопрос о более эффективной работе выглядит сомнительным.
Природу по частям охранять и сохранить нельзя. Это единый организм!!!
Поэтому желательно, чтобы областной орган исполнительной власти по охране природы объединил доселе разбросанные службы надзора.
Все функции, переданные или передаваемые на региональный уровень из сферы охраны воздуха, вод, почв, земель, недр, животного и растительного мира, лесов, вопросы надзора за обращением с отходами могут быть отнесены к работе единого органа. (См. ст.
4, где перечислены «Объекты охраны окружающей среды» ФЗ № 7). В частности, лесной надзор, по смыслу статей КоАП РФ, которые им применяются – это также природоохранный орган.
Возможности бюджета дотационного региона также требуют отказа от узкой специализации надзорных органов в природоохранной сфере. Профессионал должен иметь широкий кругозор и учиться разбираться во всех охраняемых природных сферах.
То есть, госинспектору субъекта федерации по охране природы следует дать полномочия пресекать все нарушения в природоохранной сфере. И экологические, и в части животного и растительного мира, и лесные нарушения.
Может, и еще на некоторых направлениях (охрана вод, земель, общераспространенных полезных ископаемых). Им следует уметь составлять протоколы об административном нарушении в любой природоохранной сфере.
То есть, один и тот же инспектор может быть включен в доселе разные списки лиц, уполномоченных осуществлять тот или иной контроль. Можно специализацию оставить на этапе вынесения постановлений об административном наказании.
Данные предложения могут быть не сразу восприняты федеральными уполномоченными органами, согласовывающими структуры и руководителей региональных надзорных органов, финансирование которых ведется через целевые субвенции федерального бюджета. Непонимания должны преодолеваться. Правовых ограничений для осуществления данных предложений нет. Механизм финансирования (за счет субвенций федерального бюджета и регионального бюджета) требуется проработать.
Что дает объединенная структура? Рост числа вскрытых и пресеченных нарушений. Чтобы контроль был – он должен быть повсеместным, наказание – неотвратимым.
Объединение инспекторского состава предполагает объединение скудной материальной базы, этих же автомашин, равномерную и полную занятость инспекторского состава, достойную зарплату.
Появляется возможность обеспечения свидетелей при составлении протоколов, инструментального контроля, безопасности инспекторов, наконец.
Сочетание функций управления природопользованием и надзорных функций.
Хоть и провозглашается принцип разделения хозяйственных функций и надзорных, на практике трудно полностью их разделить. Исполнительные органы власти в регионах чаще всего их в определенной степени совмещают.
Говоря конкретно, в составе органов исполнительной власти региона законодательство не исключает учреждение единого надзорного подразделения (юридическое лицо (ОГУ) – как вариант). Цель всех надзоров – контроль за соблюдением нормативов при природопользовании.
В надзорном подразделении могут быть объединены охрана животного и растительного мира, в т.ч. охрана ООПТ, лесная охрана, «госэконадзор» на объектах регионального контроля на общей материальной базе под общим руководством.
(Примечательный пример: Министерство по лесному, охотничьему и рыболовному хозяйству правительства Саратовской области. Есть и другие примеры.)
В этом случае в каждом муниципальном районе станет посильно для региона содержание филиала (ОСП) надзорного органа в составе около 10 работников (несколько человек за счет лесного надзора, 2–3 человека – за счет субвенций на охрану животного мира, 1 человек на заказник, 1–2 – в счет эконадзора), имеющего общее оснащение. Такой надзорный орган будет дееспособен, сможет оптимально сочетать объем затрат на содержание и эффективность.
Надзорное подразделение координирует свою работу с подразделением по вопросам природопользования.Другие полномочия региона, связанные со сферой охраны природы: по госэкоэкспертизе, мониторингу, нормативно–правовое регулирование, информация и просвещение, программы природоохранных мероприятий, квотирование добычи и пр. – следует передать в ненадзорные подразделения.
P.S. Статья составлена на основе опыта 30-летней работы автора в природоохранных организациях (в студенческом спецДНД по охране природы, охотинспекции, обществе охотников и рыболовов, системе Госкомэкологии РФ, муниципальном учреждении по охране природы и природопользованию, Рыбнадзоре, и на сегодня – в областной экологической инспекции).
Выводы перекликаются с выводами Дежкина В.В. и Сафонова В.Г. («Два пути возрождения» «РОГ» № 12, 2007 г.) Первый является моим учителем по МНЭПУ в 1998 г., а второй – по факультету охотоведения КСХИ (являюсь выпускником факультета охотоведения 1982 г.) Очень примечателен отклик проф. М.Д.
Перовского на эту статью («Путь один», «РОГ» № 19, 2007 г.) Исключительно ценна статья В.В. и В.К. Мельниковых «Что такое охотничье хозяйство?» (журнал «Охота и охотничье хозяйство» № 3, 2007 г.). В основном авторы совершенно правы. Зрят в корень.
Но есть что сказать дополнительно с точки зрения практика.
В обсуждаемой сфере считаю крайне важным добиваться выполнения на деле принципа разделения надзорных, контрольных функций государства от хозяйственных. Без этого невозможно уйти от тех разборок, в которых погрязли государственные органы и природопользователи.
Поддерживаю вывод М.Д. Перовского: невозможно управлять хозяйственной деятельностью без специализации. Министерство биологического природопользования – это неплохо. Но реалии другие.
Как бы лоббисты не создали вновь, например, пресловутое рыбохозяйственное ведомство с собственным рыбнадзором для самоконтроля. Ненадзорные функции госуправления несомненно сохранятся за отдельными министерствами, агентствами.
Во всяком случае, на федеральном уровне. Действительно, нет всезнающих (интегрированных) чиновников.
Но интегрированных инспекторов в государственных службах по охране компонентов природной среды найти можно. Стать интегрированными оказались способны некоторые выпускники факультета охотоведения, как А.П. Миняев – бывший руководитель Госкомэкологии и ГУПРа МПР по Архангельской области, ныне руководитель Управления Росприродонадзора по области.
К ним отношу и себя. Неплохо работали в охране природы специалисты, подготовленные для различных направлений природопользования. В стране много невостребованной молодежи с экологическим образованием. Специалистам надо поставить задачу, дать достойное содержание и оснащение.
Если не распылять средства по разным надзорам, даже дотационным регионам станет посильно содержать единую дееспособную природоохранную службу. В последнее время появились правовые возможности создать на уровне регионов мощные интегрированные структуры по охране природы. В каждом регионе и по сезонам года приоритеты могут различаться и меняться.
В каждом районе своя приоритетная (в смысле охраны) среда. А охранять среду – значит охранять и живые ресурсы.
Призываю к ликвидации «охотнадзора» и «рыбнадзора» советского образца. Сочетая надзорные и другие функции государственного управления, эти органы ничем не управляли и не управились. По ряду направлений их влияние было негативно. Об этом прямо высказались сами охотоведы. (Например, С. Матвейчук).
Проблемы правового регулирования можно решить путем внесения изменений в ФЗ «О животном мире» и др. действующие ФЗ. Принять ФЗ «Об охоте», видимо, нереально. Да и не нужно нагромождать далее федеральное законодательство. И не нужно всю Россию под «одну гребенку».
Региональные законы «Об охоте», региональное законотворчество могут сыграть гораздо более прогрессивную роль для становления охотничьего хозяйства как отрасли. Необходимо создать правовые условия для появления в охотничье-рыболовных угодьях хозяина.
Он должен определять сроки и нормы пользования, способы добычи и другие, определяющие порядок ведения хозяйства (с оговорками по поводу мигрирующих видов.) Государство всего лишь обязано:
- – создать условия для нормального экономического развития отрасли;
- – вести контроль за соблюдением ограничений с целью недопущения сверхнормативного воздействия на окружающую среду.
- Все!
Правила охоты (рыболовства), следуя данным принципам, должны выглядеть совершенно иначе. Но это тема другого обстоятельного разговора, обязательно с участием экологов. Глаз эколога видит очень хорошо примитивность, бессмысленность, а подчас и вредность прописанных там положений.
Источник: https://www.ohotniki.ru/editions/rog/article/2007/09/18/80827-ohotnadzor-i-ohrana-zhivotnogo-mira-v-regionah.html