Блокада ленинграда — студенческий портал

Блокада Ленинграда - Студенческий портал

  • Блокада Ленинграда
  • ГБПОУ «Педагогический колледж N18 Митино »
  • Автор работы: Клевцовская Анастасия студентка10 группы специальность дошкольное образование

Блокада Ленинграда - Студенческий портал

Содержание

  • Блокада Лениграда…………………………………………………….3 слайд
  • Первые дни блокады Лениграда……………………………………4-8 слайд
  • Блокада Ленинграда — боль и смерть…………………………….8-9 слайд
  • Жизнь блокадного Ленинграда………………………………….10-11 слайд
  • Дорога Жизни — пульс осаждённого города…………………..12-14 слайд
  • Детский вклад в освобождение Ленинграда от блокады. Ансамбль А.Е.Обранта………………………………………………………15-17 слайд
  • Прорыв блокады Ленинграда……………………………………18-19 слайд
  • Использованная литература…………………………………………20 слайд

Блокада Ленинграда - Студенческий портал

Блокада Ленинграда длилась ровно 871 день. Это самая продолжительная и страшная осада города за всю историю человечества. Почти 900 дней боли и страдания, мужества и самоотверженности…

Для Гитлера Ленинград был «лакомым куском»- ведь здесь находится Балтийский флот и дорога на Мурманск и Архангельск, откуда во время войны приходила помощь от союзников, и в том случае, если бы город сдался, то был бы разрушен и стёрт с лица земли. Можно ли было смягчить ситуацию и подготовиться к ней заранее? Вопрос спорный и достоин отдельного исследования.

Блокада Ленинграда - Студенческий портал

Первые дни блокады Ленинграда

8 сентября 1941 года , в продолжение наступления фашистской армии, был захвачен город Шлиссельбург, таким образом кольцо блокады замкнулось. В первые дни мало кто верил в серьёзность ситуации, но многие жители города начали основательно готовиться к осаде: буквально за несколько часов из сберкасс были изъяты все сбережения, магазины опустели, было скуплено всё, что только возможно.

Эвакуироваться удалось далеко не всем, когда начались систематические обстрелы, а начались они сразу же, в сентябре, пути для эвакуации были уже отрезаны. Существует мнение, что именно пожар, произошедший в первый день блокады Ленинграда на бадаевских складах — в хранилище стратегических запасов города — спровоцировал страшный голод блокадных дней.

Блокада Ленинграда - Студенческий портал

  1. ХЛЕБ
  2. Я возвращалась вечером с работы,
  3. Отбросив все заботы и дела,
  4. Как вдруг — слегка споткнулась обо что-то…
  5. И сердце словно молния прожгла.
  6. Нет, быть не может… под ногами хлеб,
  7. Кусочек хлеба, как паек блокады,
  8. Лежит-черствеет прямо на земле,
  9. Святой земле родного Ленинграда.
  10. Мне сразу захотелось убежать
  11. На Пискаревки братские могилы,
  12. Где вечным сном уснувшие лежат
  13. Все те, кому когда-то не хватило
  14. Такого вот кусочка… чтобы жить,
  15. Пройти огонь блокадного кошмара…
  16. И слезы, словно капельки души,
  17. Скатились на поверхность тротуара.
  18. Шепчу «Простите» прямо в вышину,
  19. В стальное, тихо плачущее небо.
  20. Я не застала страшную войну,
  21. Но с детства четко знаю цену хлеба.
  22. От бабушки, от мамы, от отца,
  23. От всех, прошедших сквозь горнило ада
  24. И ужасы проклятого кольца
  25. С чудовищным названием «БЛОКАДА».
  26. Шепчу «Простите»…не хватает слов,
  27. Они застряли в горле плотным комом
  28. И отдают в прожилочках висков
  29. Сквозь толщу лет блокадным метрономом.
  30. Наталия Смирнова

Блокада Ленинграда - Студенческий портал

  • Запас продуктов к началу блокады
  • 30 дней
  • крупы
  • 33 дня
  • мясо
  • 35 дней
  • зерно и мука
  • жиры
  • 45 дней
  • сахар
  • 60 дней

Блокада Ленинграда - Студенческий портал

Однако, не так давно рассекреченные документы дают несколько иную информацию: оказывается, как такового «стратегического запаса» не существовало, так как в условиях начавшейся войны создать большой запас для такого огромного города, каким был Ленинград (а проживало в нём на тот момент около 3 миллионов человек) не представлялось возможным, поэтому город питался привозными продуктами, а существующих запасов хватило бы лишь на неделю.

Буквально с первых дней блокады были введены продовольственные карточки, закрыты школы, ввелась военная цензура: были запрещены любые вложения в письма, а послания, содержащие упаднические настроения, изымались.

Блокада Ленинграда - Студенческий портал

Блокада Ленинграда — боль и смерть

Воспоминания о блокаде Ленинграда людей, переживших её, их письма и дневники открывают нам страшную картину. На город обрушился страшный голод. Обесценились деньги и драгоценности.

Эвакуация началась еще осенью 1941 года , но лишь в январе 1942 года появилась возможность вывести большое количество людей, в основном женщин и детей, через Дорогу Жизни. В булочные, где выдавался ежедневный паёк, были огромные очереди. Помимо голода блокадный Ленинград атаковали и другие бедствия: очень морозные зимы, порой столбик термометра опускался до — 40 градусов.

Блокада Ленинграда - Студенческий портал

Закончилось топливо и замёрзли водопроводные трубы — город остался без света, и питьевой воды. Ещё одной бедой для осаждённого города первой блокадной зимой стали крысы. Они не только уничтожали запасы еды, но и разносили всевозможные инфекции. Люди умирали, и их не успевали хоронить, трупы лежали прямо на улицах. Появились случаи каннибализма и разбоев.

Блокада Ленинграда - Студенческий портал

Жизнь блокадного Ленинграда

Одновременно с этим ленинградцы всеми силами старались выжить и не дать умереть родному городу. Мало того: Ленинград помогал армии, выпуская военную продукцию — заводы продолжали работать и в таких условиях. Восстанавливали свою деятельность театры и музеи.

Это было необходимо — доказать врагу, а, главное самим себе: блокада Ленинграда не убьёт город, он продолжает жить!

Один из ярких примеров поразительной самоотверженности и любви к Родине, жизни, родному городу является история создания одного музыкального произведения. Во время блокады была написана известнейшая симфония Д.Шостаковича, названная позже «Ленинградской». Вернее, композитор начал её писать в Ленинграде, а закончил уже в эвакуации.

Когда партитура была готова, её доставили в осаждённый город. К тому времени в Ленинграде уже возобновил свою деятельность симфонический оркестр.

В день концерта, чтобы вражеские налёты не могли его сорвать, наша артиллерия не подпустила к городу ни одного фашистского самолета! Все блокадные дни работало ленинградское радио, которое было для всех ленинградцев не только живительным родником информации, но и просто символом продолжающейся жизни.

Дорога Жизни — пульс осаждённого города

С первых дней блокады своё опасное и героическое дело начала Дорога Жизни — пульс блокадного Ленинграда. Летом — водный, а зимой — ледовый путь, соединяющий Ленинград с «большой землёй» по Ладожскому озеру. 12 сентября 1941 года в город по этому пути пришли первые баржи с продовольствием, и до поздней осени, пока штормы не сделали судоходство невозможным, по Дороге Жизни шли баржи.

Каждый их рейс был подвигом — вражеская авиация беспрестанно совершала свои бандитские налёты, погодные условия часто тоже были не на руку морякам — баржи продолжали свои рейсы даже поздней осенью, до самого появления льда, когда навигация уже в принципе невозможна. 20 ноября на лёд Ладожского озера спустился первый конно-санный обоз.

Чуть позже по ледовой Дороге Жизни пошли грузовики. Лёд был очень тонким, несмотря на то, что грузовик вёз только 2-3 мешка с продовольствием, лёд проламывался, и нередки были случаи, когда грузовики тонули. С риском для жизни водители продолжали свои смертельно опасные рейсы до самой весны.

Военно-автомобильная дорога № 101, как назвали эту трассу, позволила увеличить хлебный паёк и эвакуировать большое количество людей. Оборвать эту нить, связывающую блокадный город со страной, немцы стремились постоянно, но благодаря мужеству и силе духа ленинградцев, Дорога Жизни жила сама и дарила жизнь великому городу.

Значение Ладожской трассы огромна, она спасла тысячи жизней. Теперь на берегу Ладожского озера находится музей «Дорога жизни».

Детский вклад в освобождение Ленинграда от блокады. Ансамбль А.Е.Обранта

Во все времена нет большего горя, чем страдающий ребёнок. Блокадные дети — особая тема. Рано повзрослевшие, не по-детски серьёзные и мудрые они изо всех своих сил наравне со взрослыми приближали победу. Дети-герои, каждая судьба которых — горький отзвук тех страшных дней. Детский танцевальный ансамбль А.Е. Обранта — особая пронзительная нота блокадного города.

В первую зиму блокады Ленинграда много детей было эвакуировано, но несмотря на это по разным причинам в городе оставалось ещё много детей. Дворец пионеров, расположенный в знаменитом Аничковом дворце, с началом войны перешёл на военное положение.

Надо сказать, что за 3 года до начала войны на базе Дворца пионеров был создан Ансамбль песни и танца. В конце первой блокадной зимы оставшиеся педагоги пытались найти в осаждённом городе своих воспитанников, и из оставшихся в городе ребят балетмейстер А.Е.Обрант создал танцевальный коллектив.

Страшно даже представить себе и сопоставить страшные блокадные дни и довоенные танцы! Но тем не менее ансамбль родился. Сначала ребят пришлось восстанавливать от истощения, только потом они смогли приступить к репетициям.

Однако уже в марте 1942 года состоялось первое выступление коллектива. Бойцы, успевшие повидать многое, не могли сдержать слёз, глядя на этих мужественных детей.

Помните, сколько длилась блокада Ленинграда? Так вот за это немалое время ансамбль дал около 3000 концертов.

Где только не пришлось выступать ребятам: часто концерты приходилось заканчивать в бомбоубежище, так как по несколько раз за вечер выступления прерывались воздушными тревогами, бывало, юные танцоры выступали в нескольких километрах от передовой, а чтобы не привлекать врага лишним шумом, танцевали без музыки, а полы застилали сеном.

Сильные духом, они поддерживали и вдохновляли наших солдат, вклад этого коллектива в освобождение города трудно переоценить. Позже ребята были награждены медалями «За оборону Ленинграда».

  1. Прорыв блокады Ленинграда
  2. В 1943 году в войне произошёл перелом, и в конце года советские войска готовились к освобождению города.
  3. 14 января 1944 года в ходе общего наступления советских войск началась заключительная операция по снятию блокады Ленинграда.

Задачей было нанести сокрушительный удар по противнику южнее Ладожского озера и восстановить сухопутные пути, связывающие город со страной. Ленинградский и Волховский фронты к 27 января 1944 года с помощью кронштадской артиллерии осуществили прорыв блокады Ленинграда. Гитлеровцы начали отступление. Вскоре были освобождены города Пушкин, Гатчина и Чудово. Блокада была полностью снята.

Блокада Ленинграда — трагичная и великая страница российской истории, унесшая более 2 миллионов человеческих жизней.

Пока память об этих страшных днях живёт в сердцах людей, находит отклик в талантливых произведениях искусства, передаётся из рук в руки потомкам — такого не повторится! Блокаду Ленинграда кратко, но ёмко описала Вера Инберг, её строчки — гимн великому городу и одновременно реквием ушедшим.

Использованная литература

  • https://yandex.ru/images/search?text=%D0%B1%D0%BB%D0%BE%D0%BA%D0%B0%D0%B4%D0%B0%20%D0%BB%D0%B5%D0%BD%D0%B8%D0%BD%D0%B3%D1%80%D0%B0%D0%B4%D0%B0&img_url=https%3A%2F%2Fkudago.com%2Fmedia%2Fimages%2Fnews%2Fcc%2F30%2Fcc3010de0655742a8fc49d3050efd7c2.jpg&pos=16&rpt=simage&lr=213
  • http:// www.softmixer.com/2013/01/blog-post_27.html
  • http://fotokto.ru/blogs/27-yanvarya-1944-goda-den-polnogo-snyatiya-blokadi-goroda-leningrada— 20357.html
  • https://yandex.ru/images/search?text=% D0%B1%D0%BB%D0%BE%D0%BA%D0%B0%D0%B4%D0%B0%20%D0%BB%D0%B5%D0%BD%D0%B8%D0%BD%D0%B3%D1%80%D0%B0%D0%B4%D0%B0&img_url=http%3A%2F%2Fvoinslava.vbglenobl.ru%2Fimg%2Fpage%2Fgall%2F54.jpg&pos=5&rpt=simage&lr=2
  • http:// blokada.otrok.ru/library/2udar/ilu.php?i=20
  • https://yandex.ru/images/search?img_url=http%3A%2F%2Forelmed.org%2FMeropriyatiya%2F2015%2FMuzeiUrok%2F4b.jpg&text=% D0%B1%D0%BB%D0%BE%D0%BA%D0%B0%D0%B4%D0%B0%20%D0%BB%D0%B5%D0%BD%D0%B8%D0%B3%D1%80%D0%B0%D0%B4%D0%B0&noreask=1&pos=11&lr=213&rpt=simage
  • https://yandex.ru/images/search?img_url=https%3A%2F%2Fcs7062.vk.me%2Fc540107%2Fv540107732%2F60ced%2Fgay9ZmOJADA.jpg&text=%D0%B1%D0%BB%D0%BE%D0%BA%D0%B0%D0%B4%D0%B0%20%D0%BB%D0%B5%D0%BD%D0%B8%D0%B3%D1%80%D0%B0%D0%B4%D0%B0&noreask=1&pos=19&lr=213&rpt=simage

Источник: https://multiurok.ru/index.php/files/raboty-moikh-studientov-o-blokadie-lieninghrada.html

Сайты о блокаде Ленинграда

Самые известные сайты об истории блокады Ленинграда.

Ленинград. Блокада. Подвигhttp://blokada.otrok.ru/

Блокада Ленинграда - Студенческий портал

На сайте представлена хроника блокадных дней, история боев за освобождение Ленинграда, воспоминания участников событий.

Блокаде. Нетhttp://blokade.net/

Блокада Ленинграда - Студенческий портал

МТРК «Мир» реализует проект «Блокаде.НЕТ», в котором ставит целью оживить историю блокадного Ленинграда, показав ее как часть личной истории жителей Санкт-Петербурга и других городов стран Содружества.

Читайте также:  Предмет педагогической психологии - студенческий портал

Одна из главных задач — создание Народной Книги Памяти. Принять участие в ее создании может каждый.

Ленинград. Победаhttp://www.leningradpobeda.ru

Блокада Ленинграда - Студенческий портал

Этот сайт посвящен всем, кто защищал город на передовой и в тылу, кто перенес 900 дней вражеской осады и, конечно же, тем, кто не дожил до светлого дня Победы.

Портал «Ленинград. Победа» – это история беспримерной стойкости и мужества, рассказанная самими ленинградцами, их детьми и внуками, журналистами и военными следопытами, хранителями музеев городских предприятий и организаций.

Блокада Ленинграда. Эвакуацияhttps://evacuation.spbarchives.ru/

Блокада Ленинграда - Студенческий портал

На сайте есть возможность найти имеющиеся в архивных документах и картотеках сведения о себе, либо о своих родных и близких, связанные с процессом эвакуации из блокадного Ленинграда в период 1941-1943 гг.

Прежде чем приступить к поиску рекомендуем вам ознакомиться с информацией разделов Историческая справка и Источники информации, где приведены краткие сведения об основных этапах эвакуации из Ленинграда, приводятся статистические данные о масштабах эвакуации, а также поясняются особенности документирования процесса эвакуации, специфика отраженных в документах сведений. Эту информацию необходимо знать, чтобы ваш поиск был максимально результативным.

В случае затруднений при работе обратитесь к разделу Как искать.

Ленинград в осадеhttps://blockade.spbarchives.ru/

Блокада Ленинграда - Студенческий портал

Архивные документы Второй мировой войны

Интернет-проект был подготовлен к 70-летию снятия блокады. Архивистами были найдены новые документы.

Специально к 70-летию снятия блокады архивисты подали на рассекречивание целый пласт документов, которые не были доступны ранее.

Опубликованные документы позволят по-новому увидеть некоторые стороны обороны города, осознать тяжелейшие испытания, которые перенесли ленинградцы, восхититься их героической борьбой во имя общей победы.

Источник: http://pensioner54.ru/blokadnyj-memorial-v-nso/5550-sajty-o-blokade-leningrada

39 школ блокадного Ленинграда

       Когда 8 сентября вокруг города замкнулось кольцо блокады, в городе оказались заперты больше двухсот тысяч школьников. И несмотря на то, что жителям не хватало еды, воды, не было света, дров, теплой одежды, в конце октября 1941 года в Ленинграде работало 39 школ. 

       Дети учились частично в бомбоубежищах. Обучение шло только по самым важным предметам. Дети часто ничего не писали, лишь слушали и отвечали устно, а уроки длились всего 20–25 минут – было очень холодно, чернила замерзали, да и сил у голодных ребят и педагогов практически не было.

       Самыми тяжелыми для детей стали декабрь 1941 и январь 1942 года. Чтобы как-то поддержать силы школьников, в декабре, в самый трудный и холодный месяц, после уроков давали по тарелке белкового дрожжевого супа

       В январе 1942 года в школах, где не прекращались занятия, были объявлены каникулы. В эти дни население города страшно голодало, а в школах, театрах, концертных залах для детей  были организованы ёлки  с подарками и сытным обедом.

Одна из учениц писала: «6 января. Сегодня была ёлка, и какая великолепная! Правда, я почти не слышала пьесы, все думала об обеде. Обед был замечательный. Все жадно ели суп-лапшу, кашу, хлеб и желе и были довольны.

Эта ёлка надолго останется в памяти». 

Список школ, работавших в блокаду в Ленинграде:

  1. 25 средняя школа – Седьмая линия Васильевского острова, дом № 52
  2. 27 средняя школа – Восьмая линия Васильевского острова, дом № 17
  3. 33 средняя школа – 12 линия Васильевского острова, дом № 13
  4. 47 средняя школа – ул.

    Плуталова, дом № 24

  5. 50 средняя школа – Пионерская улица, дом № 25
  6. 85 средняя школа – Петроградская набережная, дом № 2-4
  7. 90 средняя школа – Зверинская улица, дом № 35-37
  8. 98 неполная средняя школа – ул.

    Елизарова, дом № 3

  9. 105 средняя школа – Бабурин переулок, дом № 5
  10. 110 средняя школа – Костромской проспект, дом № 50-52
  11. 114 средняя школа – Большая Озерная улица, дом № 32
  12. 122 средняя школа – улица Раевского, дом № 32
  13. 132 средняя школа – Покровска улица, дом № 14
  14. 148 средняя школа – улица Панфилова, дом № 31
  15. 155 средняя школа – Греческий проспект, дом № 21
  16. 166 средняя школа – Прудковский переулок, дом № 8-1
  17. 205 средняя школа – Кузнечный переулок, дом № 20
  18. 206 средняя школа – набережная реки Фонтанки, дом № 62
  19. 207 средняя школа – ул. Маяковского, дом № 1
  20. 216 средняя школа – набережная реки Фонтанки, дом № 48
  21. 221 средняя школа – ул. Плеханова, дом № 7
  22. 222 средняя школа – ул. Софьи Перовской, дом № 5
  23. 236 средняя школа – набережная реки Мойки, дом № 108
  24. 239 средняя школа – проспект Рошаля, дом № 12
  25. 249 средняя школа – ул. Союза Печатников, дом № 26-а
  26. 251 средняя школа — проспект Майорова, дом № 40
  27. 252 средняя школа – Крюков канал, дом № 15
  28. 272 средняя школа – 1-я Красноармейская улица, дом № 3-5
  29. 280 средняя школа – Лермонтовский проспект, дом № 52
  30. 316 средняя школа – Предтеченская улица, дом № 30
  31. 317 средняя школа – Мало-Детскосельская улица, дом № 34
  32. 319 средняя школа – Чернышовый переулок, дом № 11
  33. 321 средняя школа – Социалистическая улица, дом № 7
  34. 329 неполная средняя школа – Смоленская улица, дом № 20
  35. 331 средняя школа – ул. Бабушкина, дом № 7
  36. 333 средняя школа – Слободская улица, дом № 3-5
  37. 338 средняя школа – правый берег Невы, дом № 178-182
  38. 256 средняя школа – Заставская улица, дом № 9
  39. 367 средняя школа – Тамбовская улица, дом № 17

Мы предлагаем вам отрывки из дневника школьной учительницы Ксении Владимировны Ползиковой-Рубец. Она преподавала историю в «школе со львами» недалеко от Исаакиевского собора. 

Начало учебного года — октябрь 1941 года

Первый учебный день начался линейками. Ксения Владимировна долго думала, с каких слов начать занятия и произнесла перед учениками такую речь: 

«Мы начинаем занятия в необыкновенной обстановке: страна наша ведет тяжелую, упорную войну с сильным врагом; город наш окружен со всех сторон огромным числом фашистских дивизий; он стал фронтом. В такой обстановке не приходилось учиться ни одному поколению русских школьников. 

В самом факте, что вы сегодня начинаете учиться, смелый вызов врагу.

«Город в блокаде, город окружен врагами, а мы выполняем свой долг и садимся за книги», — говорите вы всему миру. Мужественные дети растут в Советской стране. Они учатся в городе, который бомбят, обстреливают из пушек и лишают продовольствия».

«Чернила покрываются коркой льда»

Блокада Ленинграда - Студенческий портал

Занятия проходили в экстремальной обстановке и постоянно прерывались воем сирены. Ученики вместе с учителями спускались в бомбоубежища и продолжали уроки там. 

«Как ведут себя дети во время тревоги? Я бы сказала: удивительно спокойно. Только один мальчик из 7-го класса буквально трясется. Но над ним не смеются. Все понимают, что может быть страшно; но ленинградские дети научились владеть собой».

С наступлением холодов учиться стало совсем тяжело: 

«Все дети сидят в пальто, перчатках или рукавицах. У счастливцев на ногах валенки. 

От больших кафельных печей веет холодом: их давно не топят. Чернила покрываются коркой темно-лилового льда. Ребята каждый день устраивают в чернильницах «проруби» и через них обмакивают перья. 

Водопровод перестал подавать воду во второй этаж, а затем и вовсе перестал действовать. Антонина Васильевна сказала: «Это не заставит нас прекратить занятия. Ведь жили же когда-то в Петербурге без водопровода, не было его и в школах».

Требуется большая сила воли, чтобы сидеть в стуже почти пять часов в классе. Но мы ведем борьбу за посещение школы детьми. Почему? Нам совершенно ясно: в коллективе детям легче переносить все лишения.

Общение с товарищами, учителями отвлекает их от постоянного ощущения голода и холода. К сожалению, некоторые родители не понимают значения коллектива и осмысленного труда детей и удерживают их дома».

Школьный суп

Ксения Владимировна пишет, что 4-й урок в классе давать трудно, всё занятие дети настороженно ждут звонка «к супу», он приобрел для всех особую ценность.

Получить две тарелки супу — мечта каждого: «Сегодня дежурила в школьной столовой. На моей обязанности — следить, чтобы учащиеся съедали суп в столовой, а не отливали его в баночки и кружки и не уносили домой.

А многим очень хочется это сделать. Дома мать, отец, младшие дети не имеют тарелки супу.

— Позвольте отнести суп домой! — просит меня Надя. — Мне, правда, довольно одной тарелки, а дома у меня мама и сестренка.

— Нельзя, девочка, суп вам дают, чтобы поддержать силы и помочь вашему ученью.

Глаза ее наполняются слезами, и она молча ест суп. У меня нехорошо на душе. Имею ли я право так поступать? Я учительница, которая всегда стремилась воспитывать в детях заботу о близких… Но сейчас я должна помешать Наде унести суп домой. Иначе нельзя. Организм детей и молодежи слабее, чем взрослых».

Память детей слабеет

«В школе теперь тихо. Кажется, что ученикам и нам говорить трудно. Нет сил.

Память детей слабеет. Хорошая ученица во время рассказа об итальянском Возрождении вдруг запнулась, подняла на меня большие серые глаза и как-то скорбно сказала:

— Я помню биографию замечательного художника и ученого, но я забыла его имя. — А потом дрогнувшим голосом: — Я… я даю вам честное слово, что я урок учила.

Я говорю спокойно: 

— Ты имеешь в виду Леонардо да Винчи, конечно. Садись. — И ставлю в журнал: «Отлично». Почему я это делаю? Я знаю: урок она учила и хорошо ответила.

Забыть имя Леонардо да Винчи она могла только в обстановке наших дней. Нельзя ей дать заметить, что память у нее ослабела. Нельзя. Чтобы учиться или учить, надо верить, что это тебе по силам».

Мужество детей

К весне численность учеников в школах снизилась почти в три раза: кого-то эвакуировали, кто-то перестал ходить, многие погибли.  Но несмотря на чудовищные условия блокады, дети, которые посещали школу, занимались даже усердней, чем в мирное время: 

«В школе царит рабочее настроение, почти нет отказов отвечать урок. Если кто-нибудь говорит, что он не знает урока, то причина всегда серьезная. Тот, кто отказался, на следующем уроке непременно напоминает: «Вы меня спросите, пожалуйста, я ведь в прошлый раз отказался».

Исчезли шпаргалки, никто не подсказывает. И вопросы дисциплины больше не тревожат учителей. В школе непривычно тихо. Ребята учатся по-настоящему; нет отметок «плохо», и почти нет «посредственно». Вот каково мужество детей!»

Блокада Ленинграда - Студенческий портал

Эпилог 

Ксения Владимировна вела свой дневник о школе и жизни детей всю блокаду. После тяжелой зимы 41-го, весной 42-го дела стали налаживаться: улучшилось питание и настроение, уроки иногда стали проводить в скверах под свежей зеленью. В июне Ксения Владимировна с гордостью пишет, что их школа «выпустила в жизнь 26 юношей и девушек».  

В такой обстановке не приходилось учиться ни одному поколению русских школьников. Но дети учились вопреки всему.  Дневник Ксении Владимировны Ползиковой-Рубец — потрясающий документ, полный добра, любви к людям и веры в хорошее. Мы очень советуем прочитать его полную версию каждому.   

Источник: https://spbdnevnik.ru

Источник: http://media11.ru/sssr/39-shkol-blokadnogo-leningrada.html

Студенты СПбУТУиЭ о Блокаде Ленинграда: нужно помнить!

30.01.2019 Наш университет – петербургский. И это накладывает на студентов и сотрудников обязанность хранить историческую память великого города – сделать так, чтобы никто никогда не забыл подвиг ленинградцев во время Великой Отечественной войны. Блокада Ленинграда - Студенческий портал

В преддверии памятной даты 75-летия Полного освобождения Ленинграда от фашистской Блокады студенты СПбУТУиЭ приняли участие в Торжественно-траурной церемонии возложения венков и цветов, состоявшейся 26 января на Пискаревском мемориальном кладбище. Вместе с ветеранами Великой Отечественной войны, блокадниками, жителями и гостями города студенты Колледжа СПбУТУиЭ почтили память погибших.

25 января 2019 года студенты университета, проживающие в УГК Пушкинский, пришли на торжественный митинг в поселке Шушары. Ветераны, молодое поколение студенты и школьники, жители поселка возложили цветы к памятному знаку Защитникам Родины стоявшим на Шушарской земле.

Студенты из медиацентра университета встретились с жителем блокадного Ленинграда Германом Александровичем Смирновым, который не понаслышке знает о происходившем в Ленинграде с 1941 по 1944 год. Он поделился воспоминаниями о блокадном детстве, о том, что пришлось пережить в те далёкие незабываемые годы, вспомнил своих родных.

В Музее Университета также состоялась встреча с блокадницей Генриэттой Николаевной Апанасович.  Руководитель виртуального филиала Русского музея Лариса Болдырева рассказала студентам о деятельности Русского музея во время Блокады. 

Студенты Юридического института встретились с Борисом Петровичем Белозёровым доктором исторических наук, профессором, членом клуба военных историков Санкт-Петербурга, который поделился своими воспоминаниями военного детства.

Он родом из поволжского города Хвалынска и помнит, как осенью 1941 года пароходами доставляли туда эвакуированных ленинградских и минских детей. В городок, который насчитывал 24 тысячи жителей, прибыли в эвакуацию сразу 15 тысяч детей.

Борис Петрович рассказал, как взрослые самоотверженно отдавали этим детям свое внимание, заботу, любовь, чтобы сколько возможно облегчить их долю.

Студенты Дарья Черкасова, Игорь Фролов, Саша Никифоров, Максим Никитин, Мария Калинина, Наталья Алексеева подготовили документальный фильм к юбилею снятия блокады.  Посмотреть его можно в студенческой группе ВКонтакте

29 января в Колледже СПбУТУиЭ прошла открытая лекция на тему Вклад наших земляков в Великую победу». Екатерина Александровна Белякова и Эльвира Наилевна Сайфиева рассказали студентам о своих предках, воевавших в Великой отечественной войне. 

30 января в Доме молодежи Рекорд состоялось посвященное освобождению от Блокады Ленинграда мероприятие Свеча памяти, участниками которого стали студенты нашего Колледжа.

Другие материалы по данной теме: Торжественное собрание коллектива, посвященное 75-й годовщине снятия блокады Ленинграда. Встреча с жительницей блокадного Ленинграда Генриэттой Николаевной Апанасович.

Источник: https://www.spbume.ru/ru/viewnews/1639/

Годовщина освобождения Ленинграда от блокады: материалы для урока памяти

Статьи

Линия УМК Атласы и контурные карты. История России (6-10)

Линия УМК С. В. Колпакова, А. В. Шубина. Всеобщая история (10)

Атласы и контурные карты. История России

Линия УМК И. Л. Андреева, О. В. Волобуева. История (6-10)

Линия УМК Р. Ш. Ганелина. История России (6-10)

27 января 1944 года, ценой неимоверных усилий советских войск, Ленинград был полностью освобожден от нацистской блокады. Отныне этот День — праздник воинской славы России. Вспомним же историю тех страшных событий.

11 января 2019

  • Дошкольное образование
  • Начальное образование
  • Основное и среднее образование

Словарь урока памяти

Блокада, фашизм, «Дорога жизни», «Ленинградская симфония», эвакуация

Темы для подготовки сообщений

  1. «Умерли все. Осталась одна Таня». Дневник Тани Савичевой.
  2. Как прокладывалась «Дорога жизни».
  3. Вопреки смерти. Культурная жизнь блокадного Ленинграда.
  4. Обойная пыль и клюквенный жмых: чем питались жители непокоренного города?
  5. Памятники жителям и участникам обороны Ленинграда.

Скачать презентацию о блокаде Ленинграда (PPTX, 7 Мб)

Скачать наглядное пособие «Блокада Ленинграда»

Блокада Ленинграда - Студенческий портал

Из истории блокады

Почему нацисты начали блокаду Ленинграда?

Гитлер полагал, что захват Ленинграда позволит немецким войскам установить контроль над всеми балтийскими побережьями, уничтожить весь Балтийский флот СССР и отрезать советские войска в городе от основных сил РККА, не дав перебросить их на другие направления. Помимо этого, Ленинград, колыбель Октябрьской революции, играл особую символическую роль для советского народа, его захват принес бы Вермахту и определенные политические дивиденды.

Смена тактики Вермахта

После неудачи в попытке быстро захватить Ленинград немцы изменили тактику: фюрер принял решение стереть город с лица земли. Начались массированные артиллерийские обстрелы, многочисленные бомбардировки города: нацисты использовали в том числе и зажигательные бомбы, чтобы вызвать массовые пожары.

Ещё они стремились уничтожать склады с продовольствием: немецкие генералы называли голод в Ленинграде своим союзником. В приказе от 7 октября 1941 года № S.123 Гитлер запретил немецким войскам брать пленных ленинградцев, пытавшихся самостоятельно бежать из города: в мирных жителей предписывалось стрелять.

К слову, многие немецкие генералы были не согласны с такими распоряжениями, но противиться воле фюрера не могли.

Другие материалы по теме:

Жизнь в блокадном Ленинграде

Фактическим началом блокады можно считать 8 сентября 1941 года, когда немцы отрезали сухопутные маршруты, связывавшие Ленинград со всей страной.

К началу осени в городе был определенный запас продуктов, рассчитанный на мирное время, поэтому ещё до начала блокады нормы выдачи продуктов по карточкам были довольно высокими.

Но уже к концу осени ленинградцы ощутили на себе нехватку продовольствия, затем в городе начался голод. И именно голод станет главной причиной смерти почти полутора миллионов мирных ленинградцев.

В первые месяцы блокады на улицах Ленинграда было установлено 1500 громкоговорителей. Радиосеть несла информацию для населения о налётах и воздушной тревоге. И именно через эту сеть оповещения транслировался знаменитый ритм метронома – символ сопротивления жителей города. Быстрый ритм означал начало атаки вражеской авиации, медленный ритм — отбой.

«Дорога жизни»

Главной линией снабжения блокадного Ленинграда стало Ладожское озеро. В теплый период продовольствие и боеприпасы доставлялись водными судами, зимой, когда озеро замерзало, — автотранспортом.

Активно участвовала в доставке продуктов и советская авиация. Но несмотря на всю поддержку, положение в городе оставалось крайне тяжелым.

Ко всему прочему, советские транспортные коммуникации находились под постоянным огнем противника и несли огромные потери.

Борьба за город

Осенью 1941 года, сразу после установления блокады, советские войска предприняли две неудачные операции с целью восстановления сухопутной связи Ленинграда с остальной страной, затем ещё несколько, тоже неудачных, в 1942 году. 18 января 1943 года в рамках операции «Искра» блокада Ленинграда была прорвана.

Хотя полностью снять блокаду города не удалось, благодаря прорыву в осадный город начали поступать продовольствие и боеприпасы. Ещё около года понадобилось советским войскам для того, чтобы полностью снять блокаду Ленинграда: в конце января 1944 года была проведена операция «Январский гром». Ужас для ленинградцев длиной в 872 дня наконец закончился.

Вечная память горожанам и защитникам города!

#ADVERTISING_INSERT#

Источник: https://rosuchebnik.ru/material/godovshchina-osvobozhdeniya-leningrada-ot-blokady-materialy-dlya-uroka/

"Разрыв ткани жизни…"

8 сентября 1941 года, на 79-й день Великой Отечественной войны, вокруг Ленинграда сомкнулось кольцо блокады 

Наступавшие на Ленинград немцы и их союзники ставили категорической целью его полное уничтожение. Ставка советского командования допускала возможность сдачи города и заблаговременно начала эвакуацию ценностей и промышленных объектов. 

Жители города не знали ничего о планах ни одной из сторон, и это делало их положение особенно тревожным.

О «войне тактик» на Ленинградском фронте и как это отражалось на блокадном городе — в материале ТАСС.

Гитлеровские планы не оставляли Ленинграду никакого будущего: германское руководство и лично Гитлер высказывали намерения сравнять город с землей. Такие же заявления звучали от руководства Финляндии — союзника и партнера Германии в военных действиях по блокаде Ленинграда. 

В сентябре 1941 года президент Финляндии Ристо Рюти прямо заявил германскому посланнику в Хельсинки: «Если Петербург не будет больше существовать как крупный город, то Нева была бы лучшей границей на Карельском перешейке… Ленинград надо ликвидировать как крупный город».

 Верховное главнокомандование сухопутных войск вермахта (ОКХ), отдавая 28 августа 1941 года приказ на окружение Ленинграда, определяло задачи наступавшей на город группы армий «Север» как максимально плотное окружение. При этом наступления на город силами пехоты не предусматривалось.

Вера Инбер,  советская поэтесса и прозаик

«Немцы планировали захватить южные окраины: Рыбацкое, Купчино, но за Обводный канал никто из гитлеровских генералов двигаться не собирался», — считает петербургский историк Вячеслав Мосунов, автор книги “Битва за Ленинград. Неизвестная оборона”. 

Он отметил в беседе с корреспондентом ТАСС, что «идея уничтожения и геноцида разделялась генералами вермахта. В группе армий «Север» не было никакого гуманизма».

Капитуляцию города немцы принимать не собирались.

 «Нацистское руководство исходило из того, что город штурмовать не нужно, дабы избежать потерь среди личного состава, но при этом и не принимать капитуляции, поскольку капитуляция как военный акт возлагала бы на нацистское руководство необходимость думать о гражданском населении, — поясняет Никита Ломагин. — Более того, любые попытки прорыва из города, будь то женщин, стариков или детей, должны были предупреждаться, сначала заградительным огнем, а затем и огнем на уничтожение».

© Репродукция фотохроники ТАСС

Немецкие историки в своих исследованиях после войны старались найти оправдание такой тактике.

«Долгое время в западногерманской историографии господствовало мнение, что Ленинград был городом-крепостью, а раз это был город-крепость, то и, соответственно, с ним можно было поступать как с военным объектом, и голод можно было использовать как средство ведения войны, он не был запрещен международным гуманитарным правом», — отмечает Ломагин. 

Позднее, однако, историки ФРГ признали, что фактически блокада Ленинграда была геноцидом, то есть войной на уничтожение всех тех, кто в этом городе находился. Об этом говорится, например, в книге «Преступления вермахта», изданной в Билефельдском университете.

«Ленинград станет могилой гитлеровцев», — писали городские газеты в последние дни августа 1941 года, когда немецкие части уже подходили к городу. Для Ставки удержать Ленинград было вопросом стратегическим, но советское руководство допускало и возможность наихудшего сценария, при котором враг мог войти в город, и на этот случай наиболее важные его объекты были заминированы. 

К этому времени из Ленинграда уже удалось эвакуировать ряд промышленных предприятий, в первую очередь оборонных, а также культурные ценности: коллекции Государственного Эрмитажа и других музеев. 

Эвакуация населения города проводилась в меньших масштабах, и на 8 сентября 1941 года в Ленинграде находилось более двух миллионов человек, среди которых было также немало беженцев из Прибалтики.

10 сентября в Ленинград прибыл с особой миссией первый заместитель наркома НКВД СССР Всеволод Меркулов, который вместе с Алексеем Кузнецовым, вторым секретарем обкома партии, должен был подготовить комплекс мероприятий на случай вынужденной сдачи города противнику.

«Без всяких сантиментов советское руководство понимало, что борьба может развиваться в том числе и по самому негативному сценарию», — уверен исследователь.

Противотанковые надолбы по Московскому шоссе © Фотохроника ТАСС

Историки считают, что ни Сталин, ни командование Ленинградского фронта не знали об отказе немцев от планов штурмовать город и о переброске наиболее боеспособных частей 4-й танковой армии Гепнера на московское направление. Поэтому вплоть до снятия блокады этот план специальных мероприятий по выводу из строя важнейших стратегических объектов в городе существовал и периодически проверялся. 

«В записных книжках Жданова (первый секретарь Ленинградского обкома ВКПб. — Прим. ТАСС) на конец августа — начало сентября есть запись о том, что необходимо создавать нелегальные резидентуры в Ленинграде, имея в виду, что возможность продолжения борьбы с нацистами, с оккупантами может происходить в условиях, когда город будет сдан», — рассказывает Никита Ломагин.

Ленинградцы следили за развитием событий с первых дней войны, пытаясь предугадать судьбу родного города. Битва за Ленинград началась 10 июля 1941 года, когда гитлеровские войска перешли тогдашнюю границу Ленинградской области.

Блокадные дневники свидетельствуют о том, что уже 8 сентября, когда город был подвергнут массированному артобстрелу, большинство горожан догадались о том, что враг рядом и трагедии не избежать.

Одним из главенствующих настроений этих месяцев были тревога и страх.

«Большинство горожан очень плохо представляли себе ситуацию в городе, вокруг города, на фронте, — говорит Никита Ломагин. — Эта неопределенность была характерна для настроений горожан в течение достаточно долгого времени». В середине сентября о тяжелой ситуации на фронте ленинградцы узнавали от военных, которые оказывались в городе для передислокации и по другим причинам.

С начала сентября в связи с очень тяжелым положением с продовольствием стали меняться правила работы системы снабжения. 

Ленинградцы говорили, что из магазинов исчезли не только продукты, но даже их запах, и теперь в торговых залах пахло пустотой. «Население стало думать о каких-то дополнительных путях поиска продовольствия, о новых стратегиях выживания», — поясняет историк.

© Николай Адамович / Фотохроника ТАСС

«Во время блокады было очень много предложений снизу, со стороны ученых, инженеров, изобретателей, как решать те проблемы, с которыми город столкнулся: с точки зрения транспорта, с точки зрения разного рода заменителей продовольствия, заменителей крови», — говорит Никита Ломагин.

Особенно подействовал на горожан пожар на Бадаевских складах в первый день блокады, где сгорело 38 продовольственных складов и кладовых. Запас продовольствия на них был невелик и его могло хватить городу максимум на неделю, однако по мере ужесточения пайков ленинградцы все больше укреплялись в уверенности о том, что именно этот пожар стал причиной массового голода в городе.

  • На 12 сентября 1941 года Ленинград располагал следующими запасами:
  • хлебное зерно и мука — на 35 суток;
  • крупа и макароны — на 30 суток;
  • мясо и мясопродукты — на 33 дня;
  • жиры — на 45 суток.
  1. Нормы выдачи хлеба на тот момент составляли:
  2. рабочим — 800 г;
  3. служащим — 600 г;
  4. иждивенцам и детям — 400 г.

Настроения горожан ухудшались по мере изменений на фронте.

К тому же противник активно проводил в городе пропагандистскую деятельность, из которой особенно распространена была так называемая пропаганда шепотом, распространявшая слухи о непобедимости немецкой армии и поражении СССР. Свою роль играл и артиллерийский террор — постоянные массированные обстрелы, которым город подвергался с сентября 1941-го и до снятия блокады.

© Павел Федотов / Фотохроника ТАСС

Историки говорят, что совокупность трагических обстоятельств, нарушивших нормальное течение жизни ленинградцев, достигла пика к декабрю 1941 года, когда нормы продовольствия стали минимальными, из-за нехватки электричества встало большинство предприятий, практически перестал работать водопровод, транспорт, другая городская инфраструктура.

«Эта совокупность обстоятельств — это то, что мы и называем блокадой, — говорит Никита Ломагин.

— Это не просто окружение города, это дефицит всего на фоне голода, холода и артобстрелов, прекращение функционирования традиционных для мегаполиса связей между работниками, инженерами, предприятиями, учителями, учреждениями и так далее. Разрыв этой ткани жизни — это был чрезвычайно тяжелый психологический удар».

Январь 1942-го

Завтра надо собираться в дорогу. Я, как всегда, спала с бабушкой. Ночью я очень замерзла. Разбудила маму и сказала, что я замерзла. Мама подошла ко мне и обнаружила, что бабушка мертва. Наутро зашили бабушку в простыню и с помощью соседки вынесли на улицу, а нам собираться в дорогу не было сил никаких

Апрель 1942-го

Вагоны стояли набитыми, как в бочке селедок, слабыми людьми. Это было днем. К ночи нас повезли по лесной узкоколейке, потом посадили на машины и везли по Ладоге. Ехать было страшно, нас обстреливали. Мой брат Женя нам говорит: «Мама, Тося и Коля, закрывайте глаза, чтобы не так было страшно тонуть». 

Воды на льду было много, машинам ехать трудно, но мы, слава Богу, до берега доехали, после нас еще несколько машин доползли, а потом раздался страшный крик. На берегу была огромная беда — кричали, плакали, что на дно Ладоги ушло семь машин с людьми, а может, и больше.

В эту ночь мы хотели отогреться, но не пришлось. Церковь была большая, но вся разбита, кругом сквозняки и вокруг нас покойники, но мы не боялись, привыкли дома, на Песочной, где валялись на каждом шагу

— из дневников ленинградской школьницы Антонины Григорьевой, 11 лет

Блокадный дневник 11-летней Антонины Григорьевой

Единственное звено, соединявшее городское пространство в условиях блокады, — ленинградское радио, которое, по выводам исследователей, объединяло и смыслом борьбы, и объяснением того, что происходит. 

«Люди желали узнавать новости, получать информацию, эмоциональную подпитку и не чувствовать себя одиноко», — говорит Ломагин.

С конца сентября 1941 года, отмечают историки, горожане стали ждать скорого снятия блокады. Никто в городе не мог поверить, что она продлится долго.

Эту веру укрепляли первые попытки деблокады Ленинграда, предпринятые в сентябре-октябре 1941 года, позднее — успех Красной Армии под Москвой, после которого ленинградцы ждали, что вслед за столицей гитлеровцы будут отброшены и от города на Неве. 

«В то, что это надолго, никто в Ленинграде так и не поверил вплоть до самого января 1943 года, когда блокада была прорвана, — говорит исследователь Государственного мемориального музея обороны и блокады Ленинграда Ирина Муравьева. — Ленинградцы постоянно ждали прорыва и деблокады города».

Фронт под Ленинградом стабилизировался 12 сентября. Немецкое наступление было остановлено, однако гитлеровское командование продолжало настаивать на том, чтобы кольцо блокады вокруг города сжималось теснее, и требовало от союзников-финнов выполнения условий плана «Барбаросса». 

Он предполагал, что финские части, обогнув Ладожское озеро с севера, встретятся с группой армий «Север» в районе реки Свирь и тем самым замкнут второе кольцо вокруг Ленинграда.

«Избежать блокады Ленинграда в тех условиях было невозможно», — считает Вячеслав Мосунов. 

«Вплоть до начала Великой Отечественной войны оборона Ленинграда строилась в первую очередь с условием того, что враг будет наступать с севера и запада, — отмечает историк. — Ленинградский военный округ, имевший самую обширную территорию, с самого начала боевых действий был ориентирован на оборону северных подступов к городу. Это было следствием предвоенных планов».

Александр Верт. © Hulton Archive/Getty Images

Александр Верт, британский журналист, 1943 год

Вопрос об объявлении Ленинграда открытым городом никогда не мог возникнуть, как это было, например, с Парижем в 1940 году. Война фашистской Германии против СССР была войной на истребление, и немцы никогда не делали из этого секрета. 

Кроме того, местная гордость Ленинграда носила своеобразный характер — горячая любовь к самому городу, к его историческому прошлому, к связанным с ним замечательным литературным традициям (это в первую очередь касалось интеллигенции) соединялась здесь с великими пролетарскими и революционными традициями рабочего класса города. И ничто не могло крепче спаять эти две стороны любви ленинградцев к своему городу в одно целое, чем нависшая над ним угроза уничтожения.

В Ленинграде люди могли выбирать между позорной смертью в немецком плену и почетной смертью (или, если повезет, жизнью) в собственном непокоренном городе.

Также ошибкой была бы попытка проводить различие между русским патриотизмом, революционным порывом и советской организацией или спрашивать, который из этих трех факторов сыграл более важную роль в спасении Ленинграда; все три фактора сочетались в том необыкновенном явлении, которое можно назвать «Ленинградом в дни войны».

«Для немецкого командования наступление обернулось фактическим военным поражением, — отмечает Вячеслав Мосунов.

— Из состава 4-й танковой группы только один 41-й моторизованный корпус смог полностью выполнить свою задачу без дополнительной помощи.

Ему удалось прорвать оборону 42-й армии, выполнить задачу по захвату Дудергофских высот. Однако использовать его успех противник оказался не в состоянии».

Но и для Ленинградского фронта этот этап обороны города не был победой. Историки указывают на недостаточную глубину обороны города, на серьезные просчеты разведки на некоторых участках, в результате которых действия немецких войск были интерпретированы неверно. 

Попытки прорыва блокады осенью 1941-го не привели к успеху. Первый успех в битве за Ленинград был достигнут лишь в декабре, когда Тихвинская операция Красной Армии сорвала гитлеровские планы по «рукопожатию на Свири» с финнами и установлению второго кольца блокады.

Общие потери Ленинградского (Северного) и Волховского фронтов убитыми, ранеными и пропавшими без вести за все время битвы за Ленинград с июля 1941 по август 1944 года составили более 1 млн человек.

О потерях мирного населения Ленинграда у историков до сих пор нет единого мнения. В 1945 году на Нюрнбергском процессе было объявлено, что жертвами блокады стали 649 тыс. человек, однако современные историки считают, что в действительности эта цифра составила не менее 800 тыс. 

Источник: https://tass.ru/spec/leningrad

Ссылка на основную публикацию