Что изучает педагогика? — студенческий портал

Обстановка с обучением педагогических кадров в России плачевная. Имеет значение снижение престижности профессии в связи с низкой заработной платой, однако много зависит и от того, чему и как учат студентов в педагогических ВУЗах. Обучающая среда, система поощрений и наказаний — всё это влияет на качество «конечного продукта» — педагога.

Что изучает педагогика? - Студенческий портал

Обучение в педагогическом ВУЗе должно способствовать выпуску специалистов, близких к идеальным.

Именно педагогический ВУЗ должен заложить в них способность к труду, осознанной грамотной критике и искренней похвале, умению любить детей со всеми их недостатками, желанию находить контакт с людьми разных возрастов, стремлению к качественной работе и постоянному самосовершенствованию. Кроме того, настоящий учитель должен уметь удерживать внимание класса и самому быть интересной личностью. Так как же должен это сделать ВУЗ?

Дать пример для подражания

В первую очередь, преподаватели ВУЗа сами должны быть примером для подражания.

Если студенты педагогического университета постоянно сталкиваются с агрессией со стороны педагогов, трудно ожидать, что они сами будут лояльными по отношению к своим ученикам.

Если же педагоги педвуза стремятся найти индивидуальный подход к каждому студенту, создают благоприятную обстановку для изучения предметов, то и студенты, став учителями, будут воссоздавать дружественную атмосферу, работая уже со своими учениками.

Слова должны соответствовать действиям

Педагог должен всегда поступать в соответствии со своими принципами.

Так, если он, например, рассказывает о том, что ребёнка нужно поощрять больше, чем наказывать, но при этом сам пользуется в основном насильственными методами обучения, наказывая жёстко за малейшую провинность, то что запомнят студенты? То, что говорилось теоретически или то, что они видели на практике? Нет ничего хуже двойных стандартов!

Уважительное отношение — основа обучения

Каждый студент педагогического ВУЗа должен на себе ощутить тот факт, что уважительное отношение окружающих является основой хорошего обучения. Впитав в себя за 5 лет обучения дружелюбную атмосферу, студент будет помнить об этом всю свою жизнь.

Стимулирование интереса к обучению

Студенты педагогических ВУЗов должны обучаться с интересом, так, чтобы и у преподавателей и у них самих был «огонёк в глазах». Только так они научатся сами вести занятия в подобном ключе. Студенты, учившиеся с отвращением, никогда не смогут учить других с интересом.

И что в результате?

Чтобы готовить хороших учителей, в первую очередь сам педагогический ВУЗ должен быть укомплектован высокопрофессиональными педагогами, заинтересованными в своей работе. Тогда всё остальное получится автоматически и наши школы пополнит целая армия хороших и добрых, настоящих учителей.

Источник: https://ros-obrazovanie.ru/articles/osobennosti-obuchenija-v-pedagogicheskom-vuze.html

Нужна ли рецептурная педагогика?

Что изучает педагогика? - Студенческий портал

Как- то раз в споре с коллегами из педагогического вуза услышал обвинение в том, что большинство учителей не желают обновлять свои теоретические знания. Педагогами, якобы, востребована, прежде всего, «рецептурная педагогика».

Безусловно, обвинять в лености значительную часть учительства есть основания. Иначе не была бы так востребована многовесная издательская макулатура: поурочные разработки, план-конспекты, тематическое планирование и пр.

Но безусловно и другое: современную педагогическую теорию от повседневной практики отделяет бездонная пропасть.

Никакие ссылки на педагогические авторитеты о пользе хорошей теории не оправдывают тех современных учёных-педагогов, которые забыли дорогу к школе, которые не готовы выступить перед учителями на курсах повышения квалификации. Или относятся к учителям так же, как к студентам.

Хорошая педагогическая теория должна опираться на прочный экспериментальный фундамент. Докторские и кандидатские диссертации, как правило, сопровождаются «справками о внедрении». Однако в достоверность подобных «полевых испытаний», осуществляемых за 1-2 года, верится с трудом.

Все больше боятся школы не только преподаватели многих педагогических вузов, но и их студенты, которые приходят на педагогическую практику совершенно безоружными.

Несколько лет назад меня пригласили в местный  педагогический вуз к старшекурсникам. После первого же занятия по основам педагогической техники несколько студентов зашли в деканат и обратились к декану: «А почему такого курса у нас не было до практики?».

В ходе последующих занятий ребята мне признались, что после практики большинство из них однозначно решили после окончания педагогического вуза не связывать себя с учительской профессией.

Да, молодежь сложно привлечь в школу. Среди ряда причин непопулярности учительской профессии есть и одна очень существенная: горький опыт, разочарование после первых самостоятельно проведенных уроков.

Рецепты рецептам рознь.

Нельзя хорошую современную методику, педагогическую технику, медиадидактику приравнивать к тривиальным рецептам к каждому занятию.

Хорошей педагогической теории должна соответствовать хорошая методика. Её должны изучать и студенты, и учителя.

Иначе нелюбовь к учительской профессии будет коваться в самих кузницах учительских кадров — педвузах.

В завершении приведу анекдотический случай, который произошел в одном из педагогических вузов. Выступая на совещании, декан одного из факультетов заявил: «Наша задача — выявлять студентов, которые хотят стать учителями».

И это (напомню) в педагогическом вузе. Дожились…

Источник: http://didaktor.ru/nuzhna-li-recepturnaya-pedagogika/

Чему не учат в педагогических вузах, а должны

Мнение учителей московских школ

Государство, родительская общественность, администрация образовательных организаций предъявляет к учителю высокие требования.

Как соответствовать современным требованиям? С какими проблемами в профессиональной деятельности сталкиваются молодые специалисты – выпускники педагогических вузов и их более опытные коллеги? Чему не учат в педагогических вузах, а должны? Свое мнение выскажут учителя московских школ.

Каким должен быть учитель? Мнение родителей

Анна Поликарпова, мама будущей первоклассницы:

— в районе Москвы, в котором мы живем, находится большая школа (комплекс). В ней открывается несколько первых классов в разных зданиях. Мы не долго думали в какой класс пойдет наш ребенок и к какому учителю, так как знали это заранее.

Учитель начальных классов приходила два раза в неделю в течении года в детский сад и проводила с детьми занятия по подготовке к школе. Эти занятия проходили очень увлекательно для детей. Учитель всегда была дружелюбно настроена. Дети не хотели ее отпускать после занятий.

Мы думаем, что независимо от времени, в котором мы живем, учитель всегда должен быть профессионалом своего дела: хорошо знать сам свой предмет и уметь научить детей. И, конечно, для нас очень важен психологический комфорт. Учитель должен быть требовательным, но справедливым.

Быть хорошим психологом и найти «ключик» к каждому ученику.

Ожидания родителей по отношению к учителю абсолютно понятны и справедливы. И эти ожидания не противоречат тем требованиям, которые предъявляет к педагогическим работникам постоянно развивающаяся система образования.

Требования времени

Учитель общеобразовательной школы — это не только человек, который владеет знаниями преподаваемого им предмета.

Это человек, который должен знать, чему учить, как учить, и с помощью каких ресурсов (как организовать образовательную деятельность учеников таким образом, чтобы каждый из них достиг образовательного результата). Он должен уметь управлять образовательным процессом.

И в первую очередь он должен мотивировать ребенка на обучение и научить детей учиться.

Для этого ему необходимо хорошо разбираться в нормативно-правовой базе, регламентирующей образовательную деятельность (ориентироваться в образовательных стандартах), уметь составлять рабочие программы учитывающие особенности каждого класса. Владеть современными методиками преподавания «идти в ногу со временем».

Использовать различные средства обучения: от персонального компьютера до интерактивной панели и пр. Выстраивать взаимодействие со всеми участниками образовательного процесса: учениками, родителями, администрацией. Одновременно с этим вести документацию (электронный журнал), а также непрерывно повышать уровень профессиональных компетенций. Но входят ли все эти аспекты профессиональной деятельности педагога в учебную программу образовательных организаций высшего профессионального образования?

Чему не учат в педагогических вузах, а должны. Мнения педагогов

Мери Затурян, учитель русского языка и литературы, педагогический стаж 3 года:

— в педагогических вузах студентам дают достаточно обширные и глубокие предметные знания, а вот с практической частью программы все несколько сложнее. Будущие педагоги изучают основные УМК (учебно-методические комплексы — прим. ред.

), названия пособий, их структуру, проходят даже практику в школе, но это не совсем то, что нужно студенту для его успешного старта, для первых шагов в профессии. В педагогических вузах не учат, как заполнять журнал, писать рабочие программы, как выстраивать отношения с каждым ребенком, с коллегами, родителями и администрацией.

Не учат, как объяснять сложные тему, как организовать обучение и как достигать результатов.

К сожалению, многие выпускники, оканчивая университет с «горящими глазами» и желанием сеять «разумное, доброе, вечное», внезапно оказываются абсолютно беспомощными, потому как их ожидания и знания не соотносятся с тем, с чем им приходится сталкиваться на практике, и тогда они понимают, что к реальной жизни в школе их никто не готовил.

Наталья Егорова, учитель начальных классов, педагогический стаж 5 лет:

— в отличие от педагогического колледжа, в вузе очень мало внимания уделяется методике преподавания. Даются академические знания по предмету, а что с ними делать? Как научить ребенка тому, что знаешь сам? Все это приходиться осваивать только в процессе работы, учась на собственном опыте, посещать уроки коллег, ходить на курсы.

Ирина Волкова, учитель биологии, педагогический стаж 28 лет:

— педагогический вуз формирует и воспитывает идеальную модель педагога, оторванного от реальности. Новый класс, ученик, родитель, родители каждый год другие. С учителем общаются люди с разным набором социума, генетики, материального положения, интеллекта, в конце концов.

Как правило, студенты плохо представляют себе, что столкнуться в первую очередь с трудностями общения на разных уровнях. В педагогических вузах дают определенные знания по психологии и возрастной физиологии, но нет нужного количества занятий по нейрофизиологии, коммуникативным навыкам и т.д.

В реальных условиях не хватает практического опыта для общения со всеми выше перечисленными категориями людей, поэтому нередко возникают конфликты, которые легко преодолеваются под руководством грамотной администрации и повышения квалификации.

Другие проблемы, с которыми сталкиваются выпускники педагогических вузов – это применение теоретических знаний на практике. Например, в области методик и технологий обучения, по части заполнения электронных журналов, составления тематического планирования и учебных программ.

То есть то, что называется управлением образовательным процессом.

И третий «провал» в жизни выпускников педагогических вузов – классное руководство! Большая часть молодых специалистов вообще не представляют с какой стороны подступить к этой наиважнейшей части жизни обучающихся, моделируя эту работу в виде экскурсий и увеселительных мероприятий с классом. Таким образом, программа вузов должна содержать не только определенное количество часов по профильным предметам, но и большее количество часов практических, тренингов с приглашением действующих педагогов.

Как соответствовать современным требованиям?

Основная проблема не только в том, что в вузах будущие педагоги осваивают академические знания традиционными методами. Это возможно решить, скорректировав учебные планы и программы предметов в вузах, при этом уделив больше внимания практическим занятиям. Но при этом проблема решится только частично.

Читайте также:  Причины введения опричнины - студенческий портал

Академические знания, безусловно, являются фундаментом, на который будут надстраиваться профессиональные компетенции педагога. Но в современном постоянно меняющемся мире человек любой профессии должен уметь мобильно реагировать на ситуацию.

Обучение в течение всей жизни уже не просто слова – это современное требование к конкурентоспособному профессионалу своего дела в любой сфере деятельности. А в общеобразовательной организации это особенно актуально. Ученики ждут от учителя интересных и творчески заданий. Требования ФГОС – достижения обучающимися не только предметных, но и метапредметных результатов.

Непрерывная в течение 45 минут монологическая речь учителя («говорящая голова») (за исключением уроков, где это целесообразно), уходит в прошлое. Поэтому девизом современного педагога могут быть слова: «Умей учиться сам и научи ребенка учиться!». 

Источник: https://activityedu.ru/Blogs/teacher/chemu-ne-uchat-v-pedagogicheskih-vuzah-a-dolzhny-kakie-trebovaniya-k-sovremennomu-uchitelyu/

Педагогический вуз: кого он готовит?



В статье говорится о задачах педагогического образования, о подготовке будущего учителя, о профориентационной работе педагогического вуза.

Ключевые слова: учитель, абитуриент, студент, педагогический вуз.

Кого готовит педагогический вуз? Странный вопрос. Конечно, учителей. Это главный продукт педагогического вуза.

Учитель — это одна из массовых профессий в любой стране мира и в нашей стране тоже. Эта профессия существует на протяжении веков. Каждый человек сталкивается с ней в своей жизни хотя бы один раз: когда ребенком поступает в школу. Таких детей на всей планете подавляющее большинство.

Мы спрашивали первокурсников о том, сколько они бы могли назвать любимых учителей, тех, которые оставили о себе добрую память, то чаще всего называют одного учителя. Реже двух, а большее количество — это вообще редкость. Но было много и тех, у кого не было любимого учителя.

Профессия учителя очень трудная и сложная. Она предъявляетбольшие требования к личности человека, к его профессиональным качествам. И очень часто ребенок, ученик требователен, прежде всего, к качествам личности учителя. Насколько он добр, отзывчив, справедлив, честен. Какую он создает атмосферу в классе? Какие отношения формирует в коллективе детей?

Есть такое понятие: «ватерлиния». Это линия на корпусе судна, показывающая уровень оптимальной нагрузки судна.

Если эта линия ушла в воду, то судно перегружено, а если ватерлиния сильно вышла над поверхностью воды, то судно может потерять устойчивость и перевернуться.

И оба эти варианта опасны для жизни людей, находящихся на судне. Они могут погибнуть, т. к. судно может утонуть, потеряв устойчивость.

И в воспитании, можно сказать, есть своя «ватерлиния». Ее можно назвать «педагогическая ватерлиния». Это показатель наличия у людей учительской профессии тех качеств, о которых было сказано выше.

Профессия учителя, именно профессия, предполагает, что люди, работающие в ней, должны обладать таким качеством, как «доброта».

Развитие этого качества у человека в профессии учителя должно быть изначально выше, чем в других профессиях.

Если человек недобрый, то лучше ему поискать другую профессию. Иначе корабль под названием «Класс» может потерять ход, устойчивость и даже перевернуться.

Именно профессия предъявляет к человеку такие требования, которые обусловлены профессиональным кодексом. Например, в профессии полицейского важна готовность, отдать свою жизнь, спасая и защищая другого человека, а в профессии учителя нужно принять другого человека, опираясь на лучшее в нем, проявить доброту, отзывчивость, эмпатию, справедливость.

И педагогический вуз должен уметь искать будущих учителей с этими качествами еще на школьной скамье, развивать эти качества в студентах.

Один из путей этого профессионального отбора и подготовки — это информирование о том, что вуз готовит именно учителей. Именно учителей! Но, если мы обратимся к сайтам педагогических вузов, то не найдем на них информацию об учителях, которые окончили вуз и работают в школе. Мы найдем рассказ о выпускниках, которые не работают в школе.

Мы узнаем, что они стали поэтами, бардами, писателями, редакторами и др. И честь им и хвала. Они реализовались в других профессиях и вуз, наверно, помог им в этом. Но они не работают учителями. Да это может и хорошо! Не стоит работать в школе человеку, который не хочет или не может работать с детьми.

И не надо его заставлять! Педагогический вуз тем и хорош, что позволяет найти себя и реализоваться в других профессиях! Это здорово!

Но педагогический вуз все-таки готовит У-ч-и-т-е-л-я! Работа учителя — это служение! Служение ребенку! И обучению, и развитию, и воспитанию ребенка! Образование — это не «сфера услуг»! Это взаимодействие «трех стихий»: учителя-ребенка-родителей. А школа — это точка соприкосновения этих стихий, точка взаимопроникновения.

Как можно было назвать школу «сферой услуг»? Школа — это не магазин, не ателье, не ресторан. В школе все три стороны образовательного процесса (ребенок, учитель и родитель) играют одновременно свои партии. Играют в ансамбле. И каждая сторона вносит свой вклад.

И если одна из сторон «сфальшивит», мелодия может не получиться!

А учитель — это более подготовленная сторона в ансамбле. По крайней мере, так должно быть. И роль педагогического вуза в подготовке учителя непринижаемая ценность. Педагогический вуз может и должен укреплять нить приемственности в профессональном взращивании учительского корпуса.

Педагогическому вузу надо иметь на своем сайте рассказы об учителях, окончивших вуз, о трудностях и радостях их повседневного труда, об опыте, находках, интересных историях, педагогических ситуациях, которые возникают в практике. Можно попросить посетителей сайта предложить свои пути нахождения решений, выходов из сложных ситуаций.

А сколько существует педагогических династий? Рассказ о них необходимо вводить в информационное пространство.

Надо приглашать учителей на встречи со студентами, на которых мог бы состояться рассказ о проблемах современной школы, воспитанию детей. Можно такие встречи совмещать со встречами выпускников.

Приглашать учителей на Дни открытых дверей. Можно было бы ввести учителей в попечительский совет факультета.

А можно силами студентов создать проект «Учитель». Создать, например, портретную галерею учителей начальных классов города. Тех учителей, которые окончили вуз и работают в школе или работали.

По сути, вуз не знает ни в цифрах, ни в биографиях, ни в личностных характеристиках, сколько же выпускников работает в школе, как они работают, с какими проблемами столкнулись, что думают о подготовке, которую они получили в вузе.

Студенты могут собрать информацию об учителях: фамилия, имя, отчество, год окончания вуза, стаж работы, фото и ответ на один вопрос: что дало Вам обучение в Вузе? Это мог быть учитель из школы, в которой учился студент, проходил практику, из школы рядом с домом. И такой портретный ряд показал бы студентам, что выпускники вуза востребованы городом, их очень много работает в школах города. Этот проект помог бы студентам лучше представить роль вуза в подготовке педагогических кадров.

И такую портретную галерею можно было бы открыть в вузе, на факультетах. В форме отдельного рассказа о конкретном учителе, об учителях определенного года выпуска, о тех, кто отработал учителем 25 лет и т. п.

Между педагогическим вузом и школой не должно быть пропасти. Студент должен видеть, что «вступая в воду» педагогической профессии, он не одинок. Его окружает большая дружная корпорация учительского корпуса, профессионального сообщества — «своих», «наших», которые могут помочь ему стать Учителем!

Литература:

  1. Землянская Е. Н., Ситниченко М. Я. Модель углубленной профессионально-ориентированной практики студентов в условиях сетевого взаимодействия по программе магистратуры по направлению подготовки «Психолого-педагогическое образование» (Учитель начальных классов) // Преподаватель XXI век. — 2015. — № 2. — Часть 1. — С.107–139.
  2. Зинна. Ненавижу школу. — М., 2011. — 336 с.
  3. Млодик И. Ю. Школа и как в ней выжить: взгляд гуманистического психолога. — М.: Генезис, 2011. — 184 с.
  4. Ситниченко М. Я. Дидактическая подготовка будущего учителя в системе высшего педагогического образования // Школа будущего.- 2015.-№ 2.-С.95–102.
  5. Чечеткин Ю. В. Опыт работы со студентами I курса Института детства на портале электронного обучения МПГУ // Школа будущего.- 2015.- № 2.- С.124–125

Основные термины (генерируются автоматически): педагогический вуз, Учитель, профессия учителя, школа, студент, профессия, вуз, учительский корпус, качество, ребенок.

Источник: https://moluch.ru/archive/111/27836/

Статья адресована педагогам, студентам, изучающим педагогику, научным работникам

3. ВЫПИСКИ

«Вот уже почти 50 лет, как возникла деятельностная теория учения, но, судя по практическим делам, педагогам она не очень подходит».

«Методологические основания для дидактических разработок остаются прежними, и динамическая теория в целом не претерпевает существенных изменений.

…Система обучения рассматривается без системообразующего фактора — деятельности обучаемого.

…Попытки конструировать модели с новой технологией обучения по существу воспроизводят … модель традиционного обучения — усвоение «готовых» знаний, отчужденных от деятельности, формирующей их содержание».

«Деятельностный подход к жизни вообще является выдающимся достижением психологии».

«При этом деятельность понимается как преднамеренная активность человека, проявляемая в процессе его взаимодействия с окружающим миром, и это взаимодействие заключается в решении жизненно важных для человека задач. Человек не рождается с готовыми взглядами на мир, знаниями о нем, умением решать задачи».

«… процесс учения необходимо рассматривать как деятельность. Для преподавателя это означает, что в процессе обучения, при передаче опыта общественно-исторической практики он должен решать задачу формирования у обучаемых умения осуществлять деятельность».

«Таким образом, конечной целью обучения является формирование способа действий».

«Две традиционные задачи педагогики, заключающиеся в передаче знаний и формировании умений по их применению и решающиеся последовательно, заменяются одной задачей. Знания и умения или действия обучаемого, в которых эти умения реализуются, рассматриваются теперь не в противопоставлении друг другу, а в единстве».

«… знания — это не цель обучения, а его средство. Они усваиваются для того, чтобы с их помощью выполнять действия, решать задачи, осуществлять деятельность, а не для того, чтобы они просто запоминались и служили только лишь повышению эрудиции».

«…при организации и проведении процесса обучения … исходными являются знания, и именно потому, что они выполняют служебную функцию. … Возникнув, предметные знания сразу же должны начинать обрабатываться».

«Умственное действие — это всегда преобразованное знание, а усвоенное знание — это не то, которое просто запомнилось, а то, что превратилось в умственное действие, в умение практически действовать, умение решать задачи.»

«Описанная ситуация осознается далеко не всеми, и педагоги, преподаватели по-прежнему борются за усвоение (а фактически — запоминание) заданной системы знаний. Почему она задана именно такой, педагоги не задумываются. Вот здесь и кроется ответ на вопрос, почему многие школьные отличники не добиваются успехов в жизни. Они много помнят, но мало умеют».

«Первые обучающие программы были созданы для простейших персональных компьютеров, они были написаны практически без участия специалистов по дидактике, но даже просто учителей. В дидактическом плане они были примитивны и представляли собой, по сути дела, перенесенные в компьютер из учебников тексты, сопровождающиеся вопросами».

  • «Обучаемым предлагалось теперь читать учебный материал не в книгах, а на экране дисплея, и это считалось прогрессом образования».
  • «Компьютер в обучении используется в основном как заменитель традиционных средств обучения».
  • «Пренебрежение дидактикой, непонимание ее роли приводит к тому, что использование иных обучающих программ даже приносит вред учебному процессу».
  • «Размещение на серверах текстов лекций и различной учебной документации часто считается созданием обучающих систем, серьезным развитием дистанционного обучения».
  • 4. ТЕЗИСЫ
  • Судя по практическим делам, педагогам не подходит деятельностная теория
Читайте также:  Дисконтирование капитала и дохода - студенческий портал

Хотя делаются заявки на новые подходы: «деятельностный», «системный», «системо-деятельностный», «технологический», «онтодидактический» и др., фактически они являются пока декларациями.

Методологические основания для дидактических разработок остаются прежними, и динамическая теория в целом не претерпевает существенных изменений. Система обучения рассматривается без системообразующего фактора — деятельности обучаемого.

Попытки конструировать модели с новой технологией обучения по существу воспроизводя модель традиционного обучения — усвоение «готовых» знаний, отчужденных от деятельности, формирующей их содержание.

В высшей школе деятельностный подход реализуется мало

В высшей школе преподаватели, как правило, не имеют психологического, педагогического, психолого-педагогического образования, поэтому там описанных выше заявок на новые подходы меньше, хотя очень многие провозглашают, что они в своей преподавательской практике реализуют деятельностный подход. Фактически преподаватель высшей школы — это не специальность и не квалификация, а должность. Преподавателями на кафедрах оставляют отличников, завещая им: «Делай, как мы!». В большинстве своем они не могут, а потому и не хотят разобраться в специальной литературе по обучению и часто воспринимают деятельность на наивно-бытовом уровне, а не как научную категорию. Успехи высшей школы связаны не с дидактическими достижениями, а с тем, что там работают умные люди, накопившие громадный эмпирический материал и, главное, нацеленные на живое дело.

В обучении должен реализовываться деятельностный подход

Он основан на принципиальном положении о том, что психика человека непрерывно связана с его деятельностью и ею обусловлена. Человек не рождается с готовыми взглядами на мир, знаниями о нем, умением решать задачи.

Усвоение опыта общественно-исторической практики играет решающую роль в жизни человека на протяжении всей его жизни. При этом существуют два специально организованных вида деятельности людей, в процессе которых они усваивают опыт предыдущих поколений — воспитание и учение.

Конечной целью обучения является формирование способа действий.

Подход к процессу учения как деятельности, и в первую очередь деятельности обучаемого, потребовал пересмотра взглядов на знания и умения, их роль и соотношение

Знания и умения или действия обучаемого, в которых эти умения реализуются, рассматриваются теперь не в противопоставлении друг другу, а в единстве. Это обусловлено тем, что усвоение знаний происходит одновременно с освоением способов действия с ними, знания — это не цель обучения, а его средство.

Они усваиваются для того, чтобы с их помощью выполнять действия, решать задачи, осуществлять деятельность, а не для того, чтобы они просто запоминались и служили только лишь повышению эрудиции. Описанная ситуация осознается далеко не всеми, и педагоги, преподаватели по-прежнему борются за усвоение (а фактически — запоминание) заданной системы знаний.

Многие школьные отличники не добиваются успехов в жизни, так как они много помнят, но мало умеют.

Компьютерные обучающие программы в своём большинстве не реализуют деятельностный подход

Первые обучающие программы были созданы для простейших персональных компьютеров, они были написаны практически без участия специалистов по дидактике, но даже просто учителей. На первом плане — программисты, дидактическая культура разработчиков была низкой, а реализация новых технических возможностей опережала, а то и заменяла, дидактическую мысль.

Программы являются, по сути дела, информационными и демонстрационными.

Размещение на серверах текстов лекций и различной учебной документации часто считается созданием обучающих систем, серьезным развитием дистанционного обучения.

Дидактический подход остается прежним, отвечающим принципам информационного обучения, — обеспечить легкодоступность знаний, под которыми понимается все та же учебная информация, все те же «готовые» знания.

5. ОТЗЫВ

В статье доктора физико-математических наук, академика АН ВШ, ректора Донецкого института социального образования рассматриваются особенности применения в образовательной практике деятельностного подхода. Вернее, его неприменения, как считает автор.

Существующую сегодня в образовании ситуацию автор характеризует как «ползучий дидактический нигилизм».

Откровенно говоря, после прочтения статьи становится, по меньшей мере, жутко. До сих пор мы считали, что кризис образования позади, что появилось множество образовательных систем. Альтернативных традиционной. Провозглашаются идеалы развивающего обучения, и нас, как будущих педагогов, готовят к их реализации на практике.

Однако, по словам автора статьи, к трактовке деятельности как таковой педагоги как высшей, так и средней школы подходят ненаучно, в результате знания вместо средства становятся целью обучения. Истинное же стремление педагогов вооружить не знаниями, а умениями добывать и использовать знания, увы, можно наблюдать не так часто.

Здесь я согласна с автором. Наблюдая организацию учебного процесса в школах, беседуя с учителями, зачастую отмечаешь, что идеи развивающего обучения, индивидуального, деятельностного подходов зачастую оставляются для открытых уроков либо для выступлений на совещаниях, педсоветов.

А основная масса уроков проходит в старой доброй традиционной системе.

Вместе с тем внушает надежду то, что, несмотря на мрачные перспективы, нарисованные Атановым А.Г., по-настоящему творческие, увлечённые своим делом педагоги всё же есть. Очевидно, за ними решение проблемы, каким образом будет реализовываться деятельностный подход в обучении как школьников, так и студентов.

Также обращает на себя внимание то, что автор является специалистом в области физико-математических наук. Уж не себя ли и своих коллег он имел в виду, говоря о том, что педагоги высшей школы не имеют психолого-педагогической подготовки.

Во всяком случае, я не согласна с адресацией этого утверждения ко всем педагогам высшей школы.

Возможно, в технических ВУЗах такая проблема актуальна, однако нам, студентам педагогического университета, не грозит перспектива обучения в условиях «ползучего дидактического нигилизма».

6. РАСШИРЕННЫЙ ПЛАН

1. Кризис педагогики и кризис педагогического образования.

  1. 2. Понятие деятельностного подхода:
  2. Основы теории деятельности
  3. Учение как деятельность
  4. 3. Принципы реализации деятельнстного подхода:
  5. Пересмотр взглядов на соотношение знаний и умений
  6. Первичность действий
  7. 4. Особенности внедрения деятельностного подхода в современной школе
  8. 5. Компьютерные программы как дублёры учебника
  9. 7. РЕЦЕНЗИЯ

В статье Атанова Г.А.«ПОЛЗУЧИЙ ДИДАКТИЧЕСКИЙ НИГИЛИЗМ,ИЛИ О ДЕЯТЕЛЬНОСТНОМ ПОДХОДЕ В ОБУЧЕНИИ»автор рассказывает о кризисе современного образования. По мнению автора, провозглашённый в педагогике деятельностный подход является не более, чем громкими словами.

Автор раскрывает суть деятельностного подхода, основываясь на научной трактовке понятия деятельности, принятого в психологии. Затем представляется, каким образом понятие деятельности должно использоваться в педагогике, каковы должны быть цели обучения, исходя из деятельностного подхода. Интересна роль знаний в рамках этой концепции.

Они должны являться средствами, а не целью обучения.

Именно с неспособностью педагогов сместить приоритеты, отказаться от стремления передать готовые знания автор и связывает возникшую в современной педагогике ситуацию. Автор называет её «ползучий дидактический нигилизм».

Не обходит автор вниманием и такую актуальную на сегодня тему, как компьютерные обучающие программы. К сожалению, они так же не реализуют деятельностный подход, по сути, являясь вариантом учебника, только более совершенного с позиции восприятия. Как справедливо отмечает автор. К компьютерным образовательным программам предъявляются какие угодно требования, но не дидактические.

К достоинствам статьи можно отнести обоснованность выдвигаемых тезисов. Автор не голословно обвиняет своих коллег, приводит доказательства, умело аргументирует свои высказывания.

Также к плюсам материала я бы отнесла то, что автор, характеризуя особенности внедрения деятельностного подхода в педагогическую практику, не забывает раскрыть его сущность, так сказать, в первозданном виде. Автор приводит краткое содержание деятельностной теории великого отечественного психолога Леонтьева, на которой и основывается данная педагогическая концепция.

Далее, от теоретических обобщений, автор переходит к практическим выводам – каким ДОЛЖЕН БЫТЬ деятельностный подход на самом деле.

Изложение материала доступно пониманию, хотя и адресована она в первую очередь специалистам – педагогам.

К недостаткам материала я бы хотела отнести излишний субъективизм автора. Я не думаю, что сделанные Атановым Г.А. выводы могут быть применимы ко всем педагогам.

Ни в кое мере не хочу опровергнуть справедливость утверждений автора, со многими из них я согласна, однако … зачем же всех под одну гребёнку? Исключением является уже то задание, которое выполняется в данный момент.

Разве не реализует педагог деятельностный подход, формируя навыки работы с литературой, навыки анализа?

Таким образом, хотелось бы, чтобы автор несколько дифференцировал даваемые педагогам высшей и средней школы такие оценки.

Вместе с тем, на мой взгляд, в материале нет достойного заключения. Рассмотрев особенности компьютерных обучающих программ, автор прерывает изложение.

Также обращает внимание то, как автор называет сложившуюся в образовании ситуацию. Ярлык «ползучий дидактический нигилизм» по меньшей мере, шокирует, опускаются руки, поскольку ситуация настолько безнадёжна, как её описывает автор. Хотелось бы увидеть в материале не только констатацию кризиса педагогики, но и возможные пути выхода из него.

  • В целом я считаю статью удачной, думаю, с ней интересно было бы ознакомиться как педагогам, так и студентам, изучающим педагогику.
  • ЗАКЛЮЧЕНИЕ
  • Рецензия к статье представляет собой специальный документ, составляемый от имени рецензента, которым может выступать лицо с ученым званием и ученой степенью по специальности, соответствующей теме научной работы.

Рецензент осуществляет анализ рецензируемого текста, дает оценки по критериям оформления и содержания, то есть оценивает его объем, проверяет правильность составления аннотации, оформления библиографических ссылок, подбора ключевых слов, устанавливает релевантность темы специализации научного издания. Рецензент также оценивает новизну, значимость, научную ценность вашей статьи и делает выводы о целесообразности публикации в научном издании либо о необходимости ее доработки согласно отмеченным замечаниям.

  1. В общем виде рецензия на монографию, пособие, статью содержит следующие структурные элементы:
  2. тема или наименование рецензируемой работы;
  3. её автор;
  4. актуальность и правильность выбранной темы;
  5. удачность обзора литературы;
  6. использование системы доказательств;
  7. полнота раскрытия проблемы;
  8. результаты анализа экономической целесообразности, если необходимы;
  9. наличие чётких выводов;
  10. использование научного аппарата;
  11. качество оформления работы;
  12. недостатки, имеющиеся в работе;
  13. вывод о возможности допуска работы к защите (или предоставлении иного права).

Задача рецензента – оценить произведение, его достоинства и недостатки, что обусловливает высокие требования к автору рецензии. Большое значение имеет объективность рецензии, справедливость оценки ее предмета. Это не означает, что рецензент лишен права на свою позицию в отношении к рассматриваемому произведению, он лишается права лишь на односторонность, на явную пристрастность в оценке.

Читайте также:  Сравнительная педагогика - студенческий портал

Стремление к объективности рецензии определяет и особенности ее стиля. Ему противопоказана излишняя эмоциональность, использование острой лексики, грубых сравнений и т.п.

Объективность рецензии обеспечивается ее доказательностью.

Автору рецензии необходимо обосновывать свое отношение к ее предмету, и здесь аргументами служат факты – цитаты из литературного произведения, указание на стиль, форму, лексику, рифму т.д.

Рекомендуемые страницы:

Источник: https://poisk-ru.ru/s1552t2.html

Разделы педагогики

Педагогика начинает свое развитие в соответствии с основными условиями жизни социума, потребностями труда и жизни граждан, достижениями научного и технического прогрессирования жизни, логикой изменения изучаемых ею явлений.

Это беспрерывно ставит перед педагогикой различные вопросы, разрешить которые можно максимально результативно применяя внутренний потенциал самой науки.

Поэтому педагогика беспрерывно изменяется, в ней постоянно выделяются новые отрасли и составные части.

Можно выделить разделы науки по определенным областям педагогического исследования и процесса. К главным разделам педагогики причисляются: дидактика или теоретические знания педагогики; история педагогики; методология; теоретического типа педагогика; практического типа педагогика.

Дидактика

Объяснение

Дидактика — раздел науки, занимающийся созданием и изучением вопросов обучения и образования. Дидактика, в общем плане считается педагогической теорией обучения, выдающей научные обоснования его содержанию, методикам и организационным формам. Она объясняет: «Чему и как учить?».

Знание дидактики потребуется всем педагогам, потому что в подобной работе нереально решать практические задания в плане обучения, не опираясь на теорию и науку.

Дидактика еще формирует разные методы прогнозирования последствий внесения в практическую область новых способов и учебных материалов.

Необходимо выделить, что дидактика не дарит практике завершенного и универсального решения для всех проблем. Она не создает однозначного типа рекомендаций, а лишь дарит общее направление, помогающее воспитателю, учитывая определенные факторы, конструировать свою деятельность, сравнивать итоги и задачи, ускоряя процесс обучения.

История педагогики

Объяснение

История педагогики – раздел науки, открывающийся ее прошлое для улучшения настоящего. Предметом исследования истории науки считается простой процесс зарождения и прогрессирования способов, техник, форм воспитания и обучения в разные моменты времени.

Задачи истории науки заключены в следующем:

  • установление зависимости цели, а еще содержания процесса педагогики от разных условий; изучение появления, прогрессирования способов и форм обучения и воспитательного процесса; изучение связи педагогики с иными частями науки в истории;
  • вычисление закономерностей в прогрессе практики и теоретической области;
  • исследование взглядов и деятельности преподавателей прошлого, анализ их вклада в развитие теории и практики науки;
  • обеспечение преемственности в беспрерывном процессом педагогики.

Методология

Объяснение

Методология педагогики – раздел науки о методиках, который объясняет внутренние механизмы процесса педагогики, логику его продвижения и организации. Базируется она на научных концепциях, которые определяют смысл педагогики, в общем, методы самоопределения субъектов педагогики в регулярно меняющейся социальной и культурной ситуации.

Теоретическая педагогика

Объяснение

Главная цель теоретической части заключена в исследовании сущности разных педагогических феноменов, формулированию закономерности и законов процесса обучения.

Главной категорией теоретической части считается закон научного типа или закономерность. Теоретическую педагогику не должно волновать, будут ли ее идеи использоваться в практической области, так как ее задача – это поиск истины.

Поэтому нет смысла критиковать теоретическую часть за её уход от практической деятельности.

Практическая педагогика

Объяснение

Практическая педагогика может использовать достижения теоретических знаний для организации более результативной педагогической деятельности. Это отражается в формировании и практическом использовании более качественных технологий. Главной категорией этой педагогики считается технология.

Сложности новой практической педагогики заключены в отрыве от новых теоретических идей.

Этой наукой осуществлены большие шаги в исследованиях, но эти достижения все еще мало известны преподавателям и не находят нормального отражения в технологиях педагогического типа.

В новой практической педагогике продолжается деятельность, основанная на простой интуиции, педагогическом искусстве и навыках.

Источник: https://sciterm.ru/spravochnik/razdeli-pedagogiki/

Факультет начального, дошкольного и дефектологического образования Педагогического института

Перечень специальностей и направлений подготовки, по которым объявлен набор в 2019 году

  •  (профили: Логопедия; Олигофренопедагогика)
  • Квалификация: академический бакалавриат
  • Формы обучения: очная, заочная
  • Что изучают: дисциплины предметной подготовки: блок медицинских дисциплин (анатомия, физиология и патология органов слуха, речи, зрения; невропатология, психопатология, клиника интеллектуальных нарушений); специальная психология, специальная педагогика; логопедия, специальные методики обучения и др.

44.03.05 Педагогическое образование (с двумя профилями подготовки)

  1. Профили: Дошкольное образование.

    Логопедия

  2. Квалификация:  прикладной бакалавриат (очная форма), академический бакалавриат (заочная форма)
  3. Формы обучения: очная, заочная

Что изучают: дисциплины предметной подготовки: детская литература, детская практическая психология; методика обучения и воспитания детей дошкольного возраста;  дошкольная педагогика; теории и технологии развития и воспитания дошкольников (математическое, речевое, экологическое, физическое и др.), игровые методы обучения и воспитания и др.

44.03.05 Педагогическое образование (с двумя профилями подготовки)

  • Профили: Начальное образование. Дополнительное образование
  • Квалификация:  академический бакалавриат
  • Формы обучения: очная, заочная
  • Что изучают: дисциплины предметной подготовки: русский язык, детская литература, математика, естествознание, методика обучения и воспитания младших школьников;  психология обучения и воспитания младшего школьника; методики преподавания учебных дисциплин в начальной школе (русский язык, математика, естествознания, изодеятельность, технология); графика, живопись, керамика,  основы дизайна, технологии обработки художественных материалов и др.

44.03.05 Педагогическое образование (с двумя профилями подготовки)

  1. Профили: Начальное образование.

    Олигофренопедагогика

  2. Квалификация:  академический бакалавриат
  3. Формы обучения: очная, заочная
  4. Что изучают: дисциплины предметной подготовки: русский язык, детская литература, математика, естествознание, методика обучения и воспитания младших школьников;  психология обучения и воспитания младшего школьника; методики преподавания учебных дисциплин в начальной школе (русский язык, математика, естествознания, изодеятельность, технология); блок медицинских дисциплин (анатомия, физиология и патология органов слуха, речи, зрения; невропатология, психопатология, клиника интеллектуальных нарушений); специальная психология, специальная педагогика; специальные методики обучения и др.
  5. Область профессиональной деятельности бакалавров: образование, социальная сфера, культура.
  6. Виды профессиональной деятельности бакалавров: педагогическая; научно-исследовательская.
  7. Преподавателями читаются дисциплины по выбору, проводятся коллоквиумы, круглые столы, посвященные обсуждению современных дошкольного, начального и специального (дефектологического) образования.
  8. Практика: учебная и производственная практики проводятся со 2 по 4 курс на базе профильных образовательных учреждений города и края.

44.04.01 Педагогическое образование

  • Магистерская программа «Менеджмент в дошкольном образовании»
  • Магистерская программа «Начальное образование»
  • Квалификация: Магистр
  • Формы обучения: заочная
  • Объекты профессиональной деятельности: обучение, воспитание, развитие, просвещение, образовательные системы.
  • Виды профессиональной деятельности: педагогическая; научно-исследовательская; проектная; методическая.
  • Основные виды профессиональной деятельности магистра связаны с работой в качестве преподавателя, научного работника, педагога дошкольного образовательного учреждения или учителя начальных классов, педагога-методиста.

44.06.01 Педагогическое образование

Аспирантура по специальности 13.00.08 – Теория и методика профессионального образования

  1. Квалификация (степень): Исследователь. Преподаватель-исследователь
  2. Форма обучения: заочная
  3. Срок обучения: 3г 6 м

Декан: Митина Галина Валентиновна, доцент, к. пед.н.

Заместители декана:

  • Бут Ольга Викторовна
  • Добромиль Янина Юрьевна
  • Секретарь деканата: Анисимова Ольга Сергеевна
  • Расположение деканата: 6 корпус, ауд. 228
  • Телефон: (4212) 42-07-27

СТАТИСТИКА ПОДАЧИ ЗАЯВЛЕНИЙ АБИТУРИЕНТАМИ В ТЕКУЩЕМ ГОДУ

Название «Факультет начального, дошкольного и дефектологического образования» факультет получил в 2013 г. Ранее (с момента своего открытия в 1999 г.) факультет назывался «Факультет специальной психологии и педагогики».

Переименование факультета явилось отражением современных тенденций в развитии системы российского образования, предполагающих преемственность дошкольного и начального образования, и переход к инклюзивному обучению и воспитанию детей с особыми образовательными потребностями.

Первым деканом, открывшегося Факультета специальной психологии и педагогики, (1998-2000 гг.) была к.п.н., доцент Р.И. Будникова. В год открытия на факультете началась подготовка студентов по специальности «Логопедия» под руководством доцента Е.И. Сергеевой, с 2000 г.

– по специальности «Специальная психология» (специализация – практическая психология и консультирование) под руководством к., псих., н., доцента С.В. Чебарыковой, с 2001 г. – подготовка по специальности «Олигофренопедагогика» по руководством к.п.н., доцента Л.А.

Устиновой-Барановой.

С 2000 г. до середины 2002 г. факультетом руководила и.о. декана к.псих.н, доцент Т.Н. Павлий. В 2002 г. факультет возглавил д.м.н., профессор В.Д. Васильев. С 2006 по 2014 гг. деканом факультета являлась к.п.н., доцент Л.Н. Блинова. В этот период на факультете началась подготовка специалистов для начального образования и дошкольного образования.

С сентября 2014 г. факультет возглавила к.п.н., доцент Г.В. Митина.

На сегодняшний день на факультете обучается около 700 студентов по трём формам обучения (очной, очно-заочной, заочной), из них 240 студентов по очной форме обучения.

В структуре факультета функционирует кафедра теории и методики педагогического и дефектологического образования, возглавляемая зав. каф. к.п.н., доцент Т.Г. Луковенко. Профессиональную подготовку студентов ведут преподаватели кафедры: д. п. н., профессор  Блинов Л.В., д. п. н., профессор Лазарева Л.П., д.

п. н., профессор. Калугина Н.А., к.п.н., доцент Блинова Л.Н., к.п.н., доцент Митина Г.В., к. пс. н., доцент Гаркуша Н.В., к. п. н., доцент Ларина Е.А., старший преподаватель Добромиль Я.Ю., старший преподаватель Яворская Е.В., преподаватель Астафьева М.А., преподаватель Бут О.В., преподаватель Бушуева Е.В.

Чтобы учиться на факультете, студенты должны обладать такими качествами как доброта, коммуникабельность, тактичность, жизнерадостность. Ведь получаемые на факультете профессии требуют уважения к личности ребенка, терпения, понимания и признания, готовности помочь ему преодолеть имеющиеся отклонения и обеспечить полноценное развитие.

За 4-5 лет обучения в вузе студенты получают фундаментальную подготовку, которая позволит осуществлять профессиональную деятельность в общеобразовательных и специальных образовательных дошкольных и школьных учреждениях: в психолого-медико-социальных, реабилитационных, консультативно-диагностических центрах, психолого-медико-педагогических консультациях; на логопедических пунктах, детских домах и школах интернатах для ведения коррекционно-педагогической работы с разными категориями детей.

Факультет располагает материально-технической и информационной базой, необходимой для введения учебного процесса. Специалисты факультета активно используют современные методики и технологии преподавания учебных дисциплин, постоянно находятся в творческом поиске. Увлеченные своей профессией они сумели создать на факультете обстановку доброжелательности и делового сотрудничества.

За годы существования факультета его окончили более 1500 человек.

Наши выпускники трудятся в школах и в органах управления образования города Хабаровска и края, в учебных учреждениях других регионов страны, работают учителями, директорами школ и их заместителями, методистами в районных и городских методических кабинетах, на кафедре теории и методики педагогического и дефектологического образования университета и в других сферах: на телевидении, радио, МВД, ФСБ, УИН и др. 

5 причин учиться на факультете начального, дошкольного и дефектологического образования

  1. Учителя начальных классов, воспитатели дошкольных организаций, учителя-логопеды востребованы во все времена и эпохи; возможность ведения индивидуальной предпринимательской деятельности в сфере образования.
  2. Слаженный и профессиональный преподавательский коллектив обеспечивает качественное образование будущим педагогам.
  3. Изучаются интересные дисциплины различного спектра деятельности человека (игровые технологии, проектная деятельность, изобразительная деятельность, логопедические технологии, медицинские дисциплины, педагогика и психология взаимодействия с детьми и взрослыми, литература и русский язык, ручной труд и многие другие).
  4. Практикоориентированный характер обучения: тесное сотрудничество с образовательными организациями г.Хабаровска.
  5. Множество возможностей для личностной и профессиональной самореализации обучающихся.

Источник: http://pnu.edu.ru/faculties/full_time/fnddo/

Ссылка на основную публикацию