Морские божества. Часть мозаичного пола предбанника из дворцового комплеска в Гарни. II в. н.э.
В обстановке всё возрастающей самостоятельности царств, входивших в состав парфянского объединения, Армения во второй половине II в. становится почти независимой.
Расширение римских владений в Месопотамии и завоевание римлянами Адиабены, которая в результате побед римского императора Септимия Севера была превращена в провинцию Ассирию, вбили клин между аршакидской Арменией и аршакидской Парфией.
Подробнее »
Часть крепостной стены Гарни. Вторая половина I в. — первая половина II в. н.э.
С 66 г. Армения находилась в двойной зависимости — от Рима и от Парфии.
- Зависимость от Рима была номинальной, а от Парфии — фактической.
- Если по отношению к Риму армянский царь считался «другом и союзником римского народа», то в системе державы Аршакидов Армения была одним из полусамостоятельных государств, которые управлялись представителями аршакидского дома, причём стояла в иерархии этих государств на втором или третьем месте.
- Подробнее »
Внешнее положение Армении благоприятствовало усилению знати. Формально армянский царь считался «другом и союзником римского народа», фактически Армения находилась в зависимости от Рима.
В частности, на территории Армении на протяжении первой половины I в. н. э. неоднократно стояли римские гарнизоны.
- Армения имела для Рима, в первую очередь, стратегическое значение.
- Потеря Армении поставила бы под угрозу римскую восточную границу.
- Однако Рим не был единственной державой, претендовавшей на влияние в Армении.
С конца I в. до н. э. с ним, как уже отмечалось, начинает соперничать Парфия.
Если при Тигране II парфянский царь вынужден был отказаться в пользу царя Армении от титула «царя царей», то теперь положение стало иным.
Подробнее »
Вторая половина I в. до н. э. и первая половина I в. н. э. были временем значительных общественных сдвигов в Армении, о которых, однако, можно судить лишь на основании косвенных данных.
- В обстановке внешних поражений, инодешшх нашествий, внутренних междоусобий пало значение царской власти и возросло могущество знати.
- Царская земля, которая была одной из важнейших опор деспотической власти Тиграна, начала, по-видимому, сокращаться в своих размерах и дробиться между размножившимися представителями царского дома.
- Могущество знати, эксплуатировавшей посаженных на землю рабов и закабаляемых общинников, всё более возрастает.
- Наиболее крупные из представителей знати (в греко-римской литературе они именуются мегистанами) возводят на скалах неприступные замки, которые приходилось осаждать римским войскам, воевавшим в этот период на территории Армении.
- Подробнее »
Монета с изображением Артавазда II.
Победа парфян над римским войском при Каррах вернула Армении независимость.
Однако положение Армянского государства во второй половине I в. до н. э. оказалось весьма неустойчивым.
- В 30-х годах оно снова попадает в кратковременную зависимость от Рима.
- Марк Антоний после своих неудачных действий против парфян предпринял карательную экспедицию в Армению, опустошив и разграбив страну.
- Подробнее »
Парфянский документ I — II вв. н.э. из архивов Старой Нисы. (Прорисовка).
- Антиэллинистическая реакция в области культуры, начавшаяся ещё при Артабане III, затем значительно усиливается.
- При Вологесе I греческие надписи на монетах всё чаще заменяются арамейскими.
- Возрождаются или возникают вновь местные наименования городов: это видно из китайских транскрипций географических названий, относящихся к Парфии.
- Подробнее »
Конец I и начало II вв. отмечены в Парфии внутренними смутами, принявшими уже хронический характер. Дальнейшие события показали, что распад Парфянского царства зашёл к этому времени далеко.
Римляне воспользовались ослаблением Парфии.
Император Траян в 114—116 гг. одержал большие победы над парфянами. Армения была покорена и превращена в провинцию.
В 116 г. были созданы провинции Месопотамия и Ассирия.
Траян захватил Вавилонию, взял Ктесифон и вышел с флотом в Персидский залив.
Подробнее »
Отношения Парфии с Римом во время принципата Августа формально были мирными.
Однако Рим не переставал плести интриги на Востоке, чтобы укрепить там своё влияние. Как результат успеха римской политики нужно рассматривать посылку Фраатом IV четырёх сыновей с семьями в Рим и бракосочетание того же парфянского царя с римской рабыней Мусой, подаренной ему Августом.
Несмотря на то, что некоторые римские авторы сообщают о стремлении Августа начать большую кампанию против парфян, войны не было много лет. Римский ставленник Вонон был свергнут знатью, и власть захватил Артабан III, связанный с антиаллинистической и антиримской оппозицией.
Артабан III (около 12—38) пытался, по-видимому, усилить центральную власть. Однако он встретился со значительными трудностями. Распад Парфянского царства становился всё более заметным. Новое столкновение с Римом, возникшее опять из-за Армении, втянуло Артабана в сложную борьбу в Закавказье.
Подробнее »
Около этого же времени в восточных областях Ирана складывается полусамостоятельное княжество, правители которого носят парфянские имена.
Не лишено вероятия, что правящая династия этого княжества была связана со знатным парфянским домом Суренов, может быть, даже была ветвью этого дома.
В начале I в. н.э, в Арахосии и дальше на восток правили цари, также носившие парфянские имена и связанные с восточноиранскими династиями.
К I в. н. э. относится, как уже говорилось, и окончательное сложение Кушанского царства.
Образование сакских княжеств и Кушанского царства, гибель последних самостоятельных эллинистических государств в Азии — все эти события следует рассматривать как определённые этапы борьбы народов Ирана и Средней Азия против чужеземцев.
Подробнее »
Несмотря на то, что имеющиеся в распоряжении науки сведения о внутренней жизни племён и народностей, входивших в состав Парфянского царства, чрезвычайно скудны, можно всё же наблюдать существенные перемены в ней, начиная примерно с рубежа нашей эры.
В Восточном Иране, Средней Азии и Северо-Западной Индии греко-македонские династы были окончательно уничтожены к середине I в. до н. э. под нажимом местного земледельческого населения и его соседей — кочевников.
Саки, проникшие, как было показано выше, во II в. до н. э. в восточноиранские области—Дрангиану и Арахосию, продвинулись дальше на восток и захватили Гандхару.
Хронология этих событий ещё очень слабо разработана.
Вероятно, сакский царь Мога (по-гречески Мауэс), завоевавший Гандхару, правил на рубеже II—I вв. до н. э.
Подробнее »
Источник: https://www.istoriia.ru/arxiv/page/292
Кто тут царь! Армяне смогут проверить родство с династиями Арташесидов и Аршакидов
Культура
08:24 28.11.2018Получить короткую ссылку
3691171
Армянские археологи близки к тому, чтобы найти далеких потомков двух царских династий, правивших на рубеже нашей эры.
ЕРЕВАН, 28 ноя – Sputnik. Жители Армении смогут проверить родство с царскими династиями Арташесидов и Аршакидов. О такой перспективе Sputnik Армения рассказал заместитель директора Центра историко-культурного наследия и научных исследований при министерстве культуры Армении, археолог Акоп Симонян.
Работа в селе Ахцк Арагацотнской области Армении, где были захоронены останки царей из династии Арташесидов и Аршакидов (дохристианский период -ред.), стала для него поистине судьбоносной.
«В Ахцке я начал раскопки, когда еще только-только входил в сферу археологии. Я закончил университет, первые раскопки были в Эребуни, после чего меня направили в Ахцк в 1973 году. Позже я постоянно туда возвращался — в 2000 году и с 2015 участвую в масштабных и удивительных раскопках», — сказал Симонян.
Останки царей, по его словам, находились в сундуках, сооруженных из туфа. Они сильно похожи на такие гробницы, как, например, брата Христа – Иакова.
«Туф – довольно агрессивный камень. И так поврежденные (в 4-м веке) кости, оставаясь долгое время в туфе, пострадали еще больше. Сейчас, чтобы получить ДНК, нам нужны сверхчувствительные устройства», — отметил Симонян.
Самое важное сейчас, по его словам, найти лабораторию, оборудованную соответствующими устройствами. Прекрасная лаборатория есть в Бостоне, хотя анализы довольно дорогостоящие.
Симонян рассказал об уникальной археологической находке в армянском селе Ахцк>>
К счастью, по словам Симоняна, один из московских бизнесменов армянского происхождения обещал помочь в реализации этой программы.
Останки армянских царей© Photo :
Общий вид исторического комплекса Ахцк после раскопок 2018 года© Photo :
Погребальная плита раннего средневековья© Photo :
1 / 3
© Photo :
Останки армянских царей
В скором времени одному из ведущих профессоров в этой области отправят письмо с просьбой обозначить все необходимые для проведения анализов условия.
«Мы сможем выяснить, в ком сегодня течет кровь Аршакидов и Арташесидов. Вы представляется, какая это перспектива. Некоторые люди смогут узнать о том, что они королевских кровей», — восторженно сказал Симонян.
По его словам, не только он оценивает итоги раскопок как исключительные. Находки интересны не только Армении, но и, например, Ирану и Туркменистану. Все-таки Аршакиды происходят из города Ниса (древней столицы Парфянского царства) под Ашхабадом.
Аршакиды правили не только в Армении и Персии, но и в значительной части всего древнего Востока.
«То есть это имеет не только сугубо армянское, но и международное значение. Только у нас есть такая огромная ценность – останки царей Арташесидов, это вызывает интерес у соседних стран», — отметил Симонян.
Напомним, во время раскопок в селе Ахцк обнаружена уникальная находка: царские палаты со сводчатыми стенами. Там же найдена усыпальница царских династий Арташесидов и Аршакидов. Она датируется IV веком.
«Супернаходка» с армянским сюжетом: археологи Азова «раскопали» сенсацию>>
Во время раскопок царских палат, под каждым слоем были обнаружены монеты, украшения, фаянс, строения, присущие только городской культуре.
Источник: https://ru.armeniasputnik.am/culture/20181128/15907399/Kto-tut-tsar-Armyane-smogut-proverit-rodstvo-s-dinastiyami-Artashesidov-i-Arshakidov.html
К истории аршакидов албании
Переосмысление начала правления парфянской династии Арраншахов в начале 4 века
Храм Святого Елисея в селении Киш, близ ШекиРедакция ФЛНКА продолжает публиковать статьи, вошедшие в первый том издания «Albania Caucasica», посвященного 2000-летию города Дербента и 80-летию профессора Заза Алексидзе, первооткрывателя албанских палимпсестов, благодаря которому была открыта новая веха в изучении истории, языка и культуры Кавказской Албании.
Сегодня вашему вниманию предлагается продолжение статьи Муртузали Гаджиева, рассматривающей актуальные проблемы изучения истории династии Аршакидов Албании. Начало статьи читайте здесь.
Муртузали Серажутдинович Гаджиев — ведущий научный сотрудник Института истории, археологии и этнографии ДНЦ РАН, доктор исторических наук.
Приведенная информация не оставляет сомнений в том, что в начале IV в. в Албании начала править династия Аршакидов. Вместе с тем, эти сведения категорически отвергают предлагавшуюся необоснованную версию о маскутском происхождении Аршакидской династии Албании и ее мнимом основателе Санатруке, который абсолютно неверно идентифицировался с царем маскутов Санесаном. Как давно уже было показано, нахарар Санатрук и царь маскутов Санесан ― это различные исторические личности; события, связанные с именами Санатрука и Санесана, происходили не только в одно и то же время, но и, как явствует из письменных источников, имели между собой, как и сами эти действующие лица, прямую, непосредственную связь [1]. Это, а также определенное созвучие имен породило неверное мнение об идентичности этих политических деятелей. Восшествие новой династии ― династии Аршакидов ― на престол Албании в рассматриваемый период должно было быть связано с важнейшими политическими событиями на Кавказе в целом и в Албании, в частности. На мой взгляд, это было так или иначе связано с событиями конца III в., а именно с кардинальным изменением политической ситуации на Кавказе в результате «позорного» для Ирана Нисибинского договора 298 г., заключенного между шаханшахом Нарсе и императором Галерием сроком на 40 лет, по которому Иран понес значительные территориальные потери, отказался от притязаний на закавказские страны, а Армения и Иберия переходили под покровительство Римской империи. В результате Сасаниды почти на 40 лет фактически ушли с кавказской политической арены. Можно с полным основанием полагать, что именно это и предоставило возможность Риму посадить на трон Албании своего ставленника ― представителя династии Аршакидов и тем самым укрепить свое политическое присутствие не только в Армении и Иберии, но и в Албании. Далее, в контексте событий 330-х гг., когда окрепший Иран предпринял возвращение на политическую арену Кавказа и вмешательство во внутриполитические дела Армении, обусловленные борьбой двух претендентов за трон после смерти царя Трдата III, мы видим, что царь Албании (Вачаган или Вачэ) занимает, очевидно, проримскую, проармянскую позицию (на что указывают инспирированное Ираном восстание в городе Цри против албанского царя и переход его в подчинение шаханшаха), хотя большая часть албанского нахарарства, согласно сведениям письменных источников, держалась проиранской ориентации и поддержала сасанидского претендента (князя Санатрука Аршакуни) на армянский трон. Очевидно, в Албании в этот период сложилась внутриполитическая ситуация, подобная Армении, где одна часть аристократических родов придерживалась проиранской позиции, другая ― проримской. Вместе с тем, по крайней мере со времени правления царя Урнайра мы можем говорить об установившихся тесных династических связях между Аршакидами Албании и Сасанидами Ирана, которые стали традиционными и продолжались вплоть до ликвидации царской власти в Албании в начале VI в.[2] Вачаган III БлагочестивыйТак, царь Урнайр был мужем сестры шаханшаха Шапура II (309–379); царь Асваген ― сыном сестры шаханшаха Шапура III (383–388) ― дочери Шапура II и, вероятно, сыном Урнайра; царь Вачэ II являлся племянником шаханшаха Йездигерда II (439–457), сыном албанского царя (по всей видимости, Асвагена) и сасанидской царевны, дочери Йездигерда II, племянником (или братом) шаханшахов Ормизда (457–459) и Пероза (459–484), был женат на племяннице (или сестре) шаханшаха Пероза; наконец, царь Вачаган III был «из детей царских», сыном (или племянником) Йездигерда II и братом (или племянником) Вачэ II. Наблюдающаяся некоторая «путаница» в степени родства ― брат или племянник ― находит объяснение в форме браков, практиковавшихся среди высшей знати Сасанидского Ирана. Упомянутый албанский царь Вачэ II, будучи племянником Йездигерда II (т.е. сыном сестры) и шаха Пероза (т.е. сыном его сестры, которая являлась и сестрой Йездигерда II, т.е. Пероз был женат на своей тете ― сестре Йездигерда II), женился на племяннице Пероза, т.е. на своей родной или двоюродной сестре. Наряду с династическими и имущественными соображениями здесь играли роль и зороастрийские установки. Подобные браки (брата с сестрой, отца с дочерью, матери с сыном и т.д.), являвшиеся крайней формой выражения принципа эндогамии, были обычны в среде высшей знати Ирана и, очевидно, стран Закавказья [3] и расценивались, согласно зороастрийским нормам, как акт высшего благочестия, искупающий смертный грех и ведущий в рай [4]. Каждый следующий после Урнайра правитель Албании фактически являлся ближайшим родственником Сасанидов, будучи сыном иранской принцессы, впоследствии женившимся на своей кузине по материнской (сасанидской) линии. Это и позволяет именовать правящий дом Кавказской Албании аршакидо-сасанидским. Имеющиеся по брачно-династическим связям Сасанидов Ирана и Аршакидов Албании данные также служат еще одним источником для установления относительных дат правления албанских царей. Время правления последнего царя Кавказской Албании из династии Аршакидов по перечню Каланкатуаци ― Вачагана III Благочестивого ― традиционно относят к концу V – началу VI в. Начало его правления около 485 г. обосновывается началом правления в Иране шаханшаха Валарша (484–488 г.), с позволения которого он был возведен на трон, временем заключения Нуарсакского договора (ок.485 г.) и созыва Алуэнского собора (ок. 488 г.). Время прекращения его царствования и ликвидации Аршакидской династии в Албании приходится на начало VI в. Захарий Ритор, рассказывая об осаде города-крепости Амида сасанидскими войсками, сообщает о том, что после взятия города в январе 503 г. персидское войско начало его грабить, захватывать пленных, а «одну церковь…, переполненную народом, выпросил у царя и спас один христианский царек из земли Аран» (Zachar. Rhetor. 7. 4). Речь, несомненно, идет о Вачагане III. На это указывает не только наименование Аран, являвшееся одним из названий Албании (ср.-перс. Ārān, груз. Рани, араб. ар-Ран), но и дальнейшая информация Захарии Ритора об этой стране, которая числится в числе христианских стран Кавказа, наряду с Арменией и Гурзаном (Грузией), и в которой «есть царь, подчиненный персидскому царю» (Zachar. Rhetor. 12. 4). Это последняя по времени достоверная информация о последнем царе Албании из династии Аршакидов.
Албанский храм Кюрмюк, Кахский районИсходя из выше определенной даты утверждения Аршакидов на престоле Албании и списка аршакидских царей Албании Каланкатуаци, а также опираясь и на другие свидетельства письменных источников, в которых отражены событийные даты, связанные с теми или иными царями (как, например, создание при царе Асвагене кавказско-албанской письменности ок. 420 г., восстание царя Вачэ II ок. 457–462 гг., воцарение Вачагана III ок. 485 г.), можно определить примерные годы их правления: 1) Вачаган I Храбрый: ок. 300 – ок. 336 г.;2) Вачэ I: ок. 336 – ок. 350 г.;3) Урнайр: ок. 350 – ок. 375 г.;4) Вачаган II: ок. 375–385 г.;5) Мерхаван: ок. 385–395 г.;6) Сато: ок. 395–ок. 405 г.;7) Асай: ок. 405–ок. 415 г.;8) Асваген: ок. 415–ок. 440 г.;9) Вачэ II: ок. 440–462 г.;10) Вачаган III Благочестивый: ок. 485–ок. 510 г..
Список источников:
[1] Арутюнян Б.А. Поход мазкутского царя Санесана на Армению // Вестник общественных наук. Ереван, 1981, № 6. С. 65–77. (на арм.яз.); Гаджиев М.С. Южный Дагестан в III–V вв. Автореф. дис. … канд. ист. наук. М., 1982. С. 14.[2] Гаджиев М.С. Гемма-печать царя Албании Асвагена // Вестник древней истории. 2003, № 1. С. 104.[3] Мовсес Хоренаци (V в.) объяснял приверженность закавказской знати этим бракам «алчностью в отношении наследственных долей в отцовском наследстве» (Хоренаци Мовсес. История Армении. Пер. с древнеарм. яз., введ. и примеч. Г. Саркисяна. Ереван, 1990. (III, 20). См.: Периханян А.Г. Общество и право Ирана в парфянский и сасанидский периоды. М., 1983. С. 225). Закавказские церкви, придерживаясь церковного права, вели борьбу с зороастрийским правом в семейно-брачной сфере. Это нашло отражение, в частности, в канонах Алуэнского (488 г.) и Партавского (704 г.) соборов (Сукиасян А.Г. Общественно-политический строй и право Армении в эпоху раннего феодализма. Ереван, 1963. С.468; Мамедова Ф.Дж. «История албан» Моисея Каланкатуйского как источник по общественному строю раннесредневековой Албании. Баку, 1977. С. 170; Гаджиев М.С. К изучению права Кавказской Албании // Проблемы истории, филологии, культуры. Вып. XVI/1. Москва―Магнитогорск, 2006. С. 249). Известно, что Албанская церковь во главе с католикосом Микаэлом (705–742) прокляла род албанского князя-ишхана Варазо, женившегося на двоюродной сестре, а иберийского католикоса Талилу, благословившего этот брак, предала анафеме (Мовсэс Каланкатуаци. С. 157. (III,13)).[4] Периханян А.Г. Общество и право Ирана… С. 65.
Корреспондентский корпус ФЛНКА
Источник: https://flnka.ru/glav_lenta/11490-k-istorii-arshakidov-albanii.html
Древняя династия Аршакидов
Аршакиды — древняя династия, основанная вождём парнов Аршаком I. Правил в Парфии, Армении (армянские Аршакиды), Атропатене, Иберии и Кавказской Албании (массагетские Аршакиды). Парфянская династия Аршакидов (250 г. до н. э. — 224 г. н. э.), освободившая Иран от греко-македонской династии Селевкидов, с самого начала провозглашает связь своего рода с легендарными царями – авестийскими героями, о чём свидетельствует имя их божественного предка – Кави (ср. с Кавказ, арм. кав букв. “глина”) Аршана (ср. с наименованием Ширван).
Согласно Энциклопедии Британника, родоначальниками династии были члены племени парны, обитавшего к востоку от Каспийского моря. Они вошли в Парфию вскоре после смерти Александра Македонского (323 год до н. э.
) и постепенно приобрели контроль над большей частью Ирана и Месопотамии. Арриан упоминает также о том, что парфяне возводили свой род к ахеменидскому царю Артаксерксу II.
Некоторые специалисты считают, что эта идея представить себя законными преемниками царей древности возникла ещё в начале I века до н. э.
Так, например, в парфянских документах, найденных в Нисе, упоминается виноградник Artaxšahrakān (ср. с наименованием арм.
города Арташат), который, по мнению издателей документов, “назван, вероятно, в честь легендарного предка Аршакидов Артаксеркса II”. Родоначальник династии Аршакидов Аршак I положил начало Парфянской державы.
Династия Аршакуни или Армянские Аршакиды правила в Армении в 66 год до н.э. — 428 год н. э.
Иногда основателем династии ошибочно считается Вонон I — парфянский царь, смещённый с трона в результате междоусобной войны в Парфии и бежавший в Армению, где был провозглашён царём местной знатью (правил в 12-15 гг. н. э.) и отстранён римским императором Октавианом Августом.
Вонон I, являлся представителем династии парфянских Аршакидов, временно оказавшимся на армянском троне. Непосредственно основателем правящей династии является Трдат I (Тиридат), брат парфянского царя Вологеза I, которого признали царём Армении как Парфия, так и Римская империя (66 год).
Историю династии ведут от первого известного представителя этой династии Вачагана I Храброго, родом из исторической области Маскут. Он являлся потомком вождей маскутов (массагетов), пришедших к власти в Кавказской Албании в I веке н. э.
Находился в родстве с царской династией Аршакидов, правившей в Парфии. Потомок сородичей парфянских Аршакидов, утвердившихся в Восточном Закавказье в античную эпоху. Часто именуется в историиографии Пехлевидами (от парфянского pahlav — букв.
“парфянин/парфянский”)32.
Сасан — жрец и маг храма богини Анахит, принадлежал к царскому роду Фарса и занял видное положение. Сын его Папак был правителем Истахра и имел титул царя. Внук Сасана, сын Папака Арташир возвысился, имея поддержку жреческих кругов и части родовой знати.
Постепенно расширяя свои владения за счет соседних земель, он настолько усилился, что разбил и сверг самого видного из владетелей Парса. Арташир вел борьбу со своими братьями за единоличный захват власти. Из этой борьбы он вышел победителем. Стремление к объединению Ирана привело его к неизбежному столкновению с Аршакидами.
Авторы: © 2017, Ваганян В., Ваганян Г.
30 Арташат (др.-греч. “Артаксата”, лат. Neronia) — город в Армении, четвёртая столица Великой Армении. Посе-ление на территории древнего Арташата существовало ещё во времена Урарту. В 200 году до н. э.
Армения бы-ла завоёвана царём Империи Селевкидов Антиохом III Великим. Наиболее крупными городами Армении в то время были: Армавир, Аршамашат, Аркатиакерт, Камах, Ервандашат и Ервандакерт. В 190-189 годах до н. э.
была провозглашена независимость Великой Армении от Селевкидов, первым её царём стал Арташес I, основавший династию Арташесидов (хотя сам именовал себя продолжителем династии Ервандидов от династии Айказуни).
Он основал в Араратской долине город, назвав его своим именем. Эллины называли город Артаксата. Римляне считали Арташат армянским Карфагеном, а его основателем считали Ганнибала.
31 Аршакуниани или Аршакиды Иберии — ветвь династии, правившая в Иберии. Основатель Рев I. Арраншахи или Аршакиды Кавказской Албании — династия, правившая в Кавказской Албании с I по IV век н. э.
32 Аршакиды (или устар. Арсакиды) парфянские — династия, правившая в Парфянском царстве в 250 до н.э. — 224 н.э. Возводили свой род к персидскому царю Артаксерксу II и считали себя продолжателями династии Ахе-менидов. Однако эта генеалогия исторически не подтверждается.
Народная традиция (записанная аль-Бируни) связывает Аршакидоя с мифическим хорезмийским героем Сиявушем; родоначальником считается Аршак — вождь племени парнов (одна из ветвей дахов), обитавших на Ю.-В. от Каспийского м. (на территории Туркмении). Подлинным основателем Парфянского царства был Тиридат I.
Некоторые учёные отождествляют его с Аршаком I.
Источник: https://vstrokax.net/istoriya/drevnyaya-dinastiya-arshakidov/
Во время Недели ИГСУ прошел студенческий научный фестиваль
В начале Фестиваля участников поприветствовал директор ИГСУ Игорь Нязбеевич Барциц, который отметил важность проектной работы и дал несколько рекомендаций по представлению ее результатов. И.Н. Барциц также вручил награду победителю открытой международной студенческой Интернет-олимпиады по дисциплине «История России» студенту 2 курса направления «Государственное и муниципальное управление» Илье Назарову.
Собравшихся поприветствовал также председатель жюри фестиваля, депутат Государственной Думы Виктор Николаевич Карамышев.
О формате и ожидаемых результатах фестиваля в своем приветственном слове рассказала заместитель директора ИГСУ по научной работе Галина Юрьевна Ивлева.
Научные доклады студентов оценивало экспертное жюри, состоявшее из преподавателей ИГСУ и возглавляемое В.Н. Карамышевым:
- Ивлева Галина Юрьевна, д.э.н., зам. директора ИГСУ РАНХиГС
- Кагарманова Альбина Иргалиевна, к.пед.н., директор программы факультета международного регионоведения и регионального управления
- Комлева Валентина Вячеславовна, д.соц.н., декан факультета международного регионоведения и регионального управления
- Обухова Лариса Александровна, д.соц.н., заведующая кафедрой управления персоналом
- Портнягин Андрей Ильич, к.и.н., доцент кафедры государственного и муниципального управления
- Пызин Владимир Александрович, к.соц.н., директор центра избирательных технологий
- Силкин Владимир Владимирович, д.пол.н., заведующий отделением журналистики
- Шарков Феликс Изосимович, д.соц.н., заведующий кафедрой общественных связей и медиаполитики
- На фестивале было представлено 12 докладов, разделенных на четыре основных тематических блока: политический, экономический, экологический, коммуникативный.
- Выступления докладчиков предварялись их видео-визитками, в которых авторы докладов кратко рассказывали о себе и своих научных интересах.
- По итогам трехчасовых выступлений победителями конкурса докладов Студенческого научного фестиваля стали:
Источник: https://igsu.ranepa.ru/news/p47964/
История. Ч. 1
Библиотека студента
Возникновение христианства. В начале новой эры в Иудее возникает новое религиозное течение, названное по имени своего основателя христианством.
Современная историческая наука вполне допускает реальное существование такой личности, как Иисус Христос, и достоверность многих сведений Евангелий.
Находки рукописей из района Мёртвого моря, так называемых Кумранских, недвусмысленно показали, что идеи, заложенные в проповедях Христа и его апостолов, отнюдь не были абсолютно новыми и свойственными только этой секте. Схожие мысли высказывались многими пророками и проповедниками.
Общий пессимизм, охвативший многие народы после всех безуспешных попыток сбросить римскую власть, дал возможность утвердиться в сознании людей идеи непротивления и покорности земной власти, т.е. римского цезаря, и воздаяния на том свете за муки и страдания на этом.
С развитием налогового аппарата империи и усилением прочих повинностей христианство всё больше приобретает характер религии угнетённых. Абсолютное безразличие нового культа к социальному, имущественному статусу неофитов, их этнической принадлежности сделали христианство наиболее приемлемой религией в многонациональной империи.
К тому же преследования христиан и то мужество и смирение, с которым христиане принимали эти преследования, возбуждали в массах интерес и сочувствие к ним. Особенно популярным новое учение становится в городах империи, не исключая и самой столицы.
Постепенно аскетичекий быт первых христианских общин и почти полное отсутствие организации сменяются развитой и достаточно централизованной системой управления общинами, христианская церковь обзаводится имуществом, возникают монастыри, также обладающие значительными богатствами. К концу III — началу IV вв. н.э.
христианство становится одним из самых могущественных и влиятельных вероучений.
Кушанская держава и Парфия. После разгрома войсками Александра Македонского армии персидского царя Дария III при Гавгамелах наиболее упорное сопротивление захватчикам оказали народы Средней Азии: Бактрии и Согда. Уже в это время проявилась тенденция к их отделению, но в 329 — 327 гг. до н.э.
Александр сумел подавить всякое сопротивление. После смерти великого полководца территории Средней Азии вошли в состав державы Селевкидов, но их власть была чуждой для большинства местного населения и около 250 г. до н.э. бактрийский сатрап Диодот объявил себя независимым правителем.
С этого момента начинается столетняя история Греко-Бактрийского царства, одного из интереснейших государств Древнего мира.
В политике, истории и культуре этого государства с особой яркостью и блеском проявились наиболее характерные черты эллинизма: органическое соединение и творческое взаимодействие эллинского и восточного начал.
В эпоху существования Греко-Бактрийского царства регион из богатой земледельческой области с отдельными городскими центрами начал превращаться в страну с развитой торговлей и ремесленным производством. Правители царства особое внимание уделяли строительству городов, которые становились центрами торгово-ремесленной деятельности.
О развитии торговли свидетельствует и большое количество греко-бактрийских монет. Именно благодаря этому источнику нам известны имена более 40 правителей царства, в то время как в письменных источниках упоминаются лишь 8. Процесс распространения греческой культуры затрагивал в основном города, в которых это проявлялось в самых разных сферах, но прежде всего в архитектуре.
Между 140 и 130 гг. до н.э. вторгшиеся с севера кочевые племена уничножили царство. Традиция правления сохранялась, продолжалась чеканка монет с греческими именами царей, но большой власти они не имели.
На развалинах Греко-Бактрийского царства постепенно складывается одно из крупнейших государственных образований Древнего мира — Кушанская держава.
Основой его была территория Бактрии, где сосуществовали мелкие объединения кочевников, уничтоживших Греко-Бактрийское царство, и владения мелких греческих династов — наследников прежних властителей государства.
Основателем Кушанской державы был Кадфиз I, который предположительно в I в. н.э. объединил под своей властью всю Бактрию, приняв титул «царя царей».
При его сыне Кадфизе II к кушанам отходит значительная часть Северо-Западной Индии. В результате Кушанская держава включает большую часть Средней Азии, территорию современного Афганистана, большую часть Пакистана и север Индии. В конце I — начале II вв. н.э.
кушаны сталкиваются с Китаем в Восточном Туркестане, где им в конечном счёте удаётся остановить экспансию восточного соседа. При правителе Канишке (предположительно первая треть II в. н.э.) центр государства из Бактрии смещается в индийские области, с этим, возможно, связано и проникновение буддизма на территорию государства.
Кушанская империя представляла собой централизованное государство во главе с «царём царей», личность которого часто обожествлялась. Центральная власть опиралась на развитый административный аппарат, в котором имелось множество рангов и градаций. Государство сохраняло своё могущество вплоть до III века н.э.
, когда кушаны потерпели поражение в столкновении с сасанидским государством, пришедшим на смену Парфии. Некоторое возрождение Кушанской державы отмечается в IV веке, но она уже не достигла прежнего могущества.
Одновременно с выходом из состава державы Селевкидов Греко-Бактрийского царства независимости добивается и Парфия, которую в 247 г. до н.э. возглавил предводитель одного из кочевых племён Аршак, его имя становится тронным именем последующих правителей Парфии.
Первые десятилетия существования нового государства наполнены борьбой за независимость с державой Селевкидов. Она проходила с переменным успехом, но в итоге Парфии удалось отстоять свою самостоятельность. Более того, при Митридате I (171 -138 гг. до н.э.) в состав Парфии вошли Мидия и Месопотамия. Конец II — начало I вв. до н.э.
характеризуются напряжённой борьбой с кочевыми племенами, разгромившими Греко-Бактрийское царство. После установления мира на восточных границах Парфия возобновляет движение на Запад, где её интересы сталкиваются с интересами Римского государства. С особой силой эти противоречия проявились в середине I века до н.э., когда парфянам в 53 г. до н.э.
удалось полностью разгромить армию римского полководца Марка Лициния Красса в битве при Каррах в Северной Месопотамии. В итоге парфяне переносят свою столицу в Ктесифон и временно подчиняют себе Сирию, Малую Азию и Палестину, но удержать эти территории им не удаётся. Поход римской армии в Мидию в 38 году н.э. в конечном итоге тоже закончился неудачей.
В дальнейшем борьба проходит с переменным успехом, периодически Рим добивается некоторого преобладания. При императорах Траяне и Адриане римская армия берёт столицу парфян Ктесифон, а Месопотамия даже становится провинцией Римской империи, но утвердиться окончательно римлянам здесь не удаётся, как не удаётся и нанести окончательное поражение парфянам.
В целом борьба между двумя соперниками продолжалась более двух столетий и закончилась безрезультатно.
Военные поражения ослабляли Парфию. В 20-е гг. Ill века н.э. царь одного из вассальных царств — Персиды — Арташир Сасанид подчинил себе Парфию. Одной из причин внутренней слабости Парфянской державы было отсутствие централизованной власти, аналогичной власти соседей — кашан и римлян.
Единой системы управления всей территорией не существовало, как не существовало и чётких правил наследования власти, что подчас приводило к длительным междоусобицам в среде правящего рода Аршакидов. Парфянам так и не удалось сплотить в единый организм все разнородные части своей державы.
Древний Китай в I — III вв. н.э. В конце I века до н.э. в стране резко обострились социальные противоречия, которые пытался смягчить узурпировавший трон императора Ван Ман, родственник свергнутого правителя по женской линии.
В результате реформ Ван Мана все слои общества оказались недовольными нововведениями, положение усугубилось стихийными бедствиями 14 года новой эры: засухой и нашествием саранчи.
В итоге вспыхнуло восстание, вошедшее в историю под названием восстания «краснобровых» (18 — 25 гг. н.э.). Правительственные войска были разгромлены в нескольких сражениях и на престоле утвердился один из предводителей восстания Лю Сю, в 25 году н.э.
объявивший себя императором и перенёсший столицу в Лоян. Так возникает Поздняя, или Восточная, династия Хань.
Новый император, принявший титул Гуан У-ди (25 — 57 гг. н.э.), уменьшает налоги, резко ограничивает рабство, что способствует росту производительных сил страны. Во внешней политике этого периода характерна борьба за восстановление контроля над Западным краем, который был утерян в период смуты. Борьба завершилась разгромом кочевых племён сюнну в конце I в. н.э.
, и границы Китая вновь достигли Восточного Туркестана. Ханьская империя завязывает тесные контакты с Парфией, другими государствами Ближнего Востока. Но на северных границах империи появляются новые опасные кочевые соседи: протомонгольские племена сяньби.
Во II веке новой эры на северо-западных рубежах появляются племена цян, борьба с которыми завершилась решающим успехом только в 60-е годы этого века.
Политика уступок простонародью на рубеже I — II веков сменилась иными тенденциями: обезземеливанием массы мелких землевладельцев, ростом их зависимости от крупных землевладельцев, владения которых становятся практически независимыми и самодостаточными, в чём нельзя не усмотреть проявления элементов нарождающегося феодализма.
К концу II века империю охватил социально-экономичемский и политический кризис, в котором немалую роль играло соперничество различных придворных группировок. В этой обстановке в 184 году, на 17-м году правления императора Лин-ди, вспыхнуло восстание «жёлтых повязок», во главе которого встал Чжан Цзяо.
Духовным знаменем движения был даосизм, за прошедшие столетия из философского учения трансформировавшийся в религиозно-мистическую систему. В том же году Чжан Цзяо погиб, но в 185 году восстание вспыхивает с новой силой, и его опять подавляют с крайней жестокостью.
Разрозненные восстания продолжаются до 207 года, но правительственные войска неизбежно их пресекают. Однако восстание до предела расшатало все устои единой империи, оно провоцирует новый виток борьбы за власть между представителями правящего класса.
В третьем веке междоусобицы приводят к гибели единой империи и на её остатках возникают три самостоятельных государства — Вэй, Шу и У. Началась эпоха Троецарствия, которую относят обычно уже к раннему средневековью.
2009-05-07 16:07:18 Учебники — вернуться к списку
← предыдущая страница следующая страница → |
1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 | 7 | 8 | 9 | 10 | 11 | 12 | 13 | 14 | 15 | 16 | 17 | 18 | 19 | 20 | 21 | 22 |
Источник: http://www.studd.ru/lib/2/56/15/
Читать
Рустан Рахманалиев
Империя тюрков. Великая цивилизация
«В наши дни не остается никакого сомнения в том, что всемирную историю время от времени придется переписывать.
Подобная необходимость проистекает не вследствие того, что со временем выявляются все новые и новые события, а оттого, что появляются новые взгляды, побуждающие передового человека нового времени занять такую точку зрения, с которой он мог бы совершенно по-новому видеть и оценивать прошлое».
Гёте
Предисловие
Правящих рас, народов с имперским мышлением, не так много. В их числе, рядом с персами, греками и римлянами, можно назвать тюрков.
В чем же суть имперского мышления тюрков? Они, как правило, властители земли по природе или по характеру. Их империи, непохожие друг на друга, демонстрировали за три тысячи лет общие основные черты.
Тюрки стремились к тому, чтобы заставить самые разные народы жить вместе в гармонии, оставляя им, правда, под своей централизованной до предела и деспотической властью их идентичность, язык, культуру, религию, а часто и правителей.
Взойдя на вершины власти благодаря праву завоевателя, они не гнушались обращаться за помощью к вассалам, когда те были более цивилизованными, чем они сами, и часто доверяли им важные дела; они также не стеснялись заимствовать у них то, что могло быть полезным: иногда технику, иногда образ жизни, иногда религию или язык.
Их главная забота заключалась в том, чтобы организовать покоренные народы и племена, управлять ими, вести их на битву, писать хроники. Это объясняет, почему так часто они заканчивали тем, что ассимилировали в покоренных массах.
Представителям нашей цивилизации довольно сложно представить, чем были и чем остаются тюркские архивные хроники, поражавшие своим качеством и количеством. Они встречаются повсюду, во всех крупных городах, когда-либо захваченных тюрками, потому что те фиксировали все события и хранили их на бумаге.
Тюркоязычные народы в западной части Центральной Азии известны с глубокой древности, однако термина «тюрк» тогда не существовало. Народ, именовавший себя «тюрки», сложился в начале VI в. Тюрки VI в.
– это сложносоставной народ, образовавшийся в результате соединения в единое государство монголоязычной орды Ашина, вынесшей из ордосских степей воинственные традиции своих предков, и тюркоязычного населения Большого Алтая. В середине VI в.
оба эти элемента слились в единое целое, создав огромную державу от Желтого до Черного моря, успешно воевавшую с Китаем, Ираном, Византией и распространившую имя «тюрк» на пол-Азии.
История знает тюрков под разными именами: хунны, гунны, уйгуры, гулямы, сельджуки, мамлюки, кыпчаки, шейбаниды, – и этот список далеко не полный. Европейцы воспринимали название «тюрк» как общее определение всех кочевых племен Центральной Азии.
Арабы называли тюрками всех воинственных кочевников к северу от Согдианы, и те приняли это название, ибо первоначальные носители его стали для кочевников-степняков образцом доблести и геройства. В дальнейшем термин «тюрк» трансформировался и стал названием языковой группы. Так сделались тюрками народы, в VI–VII вв.
не входившие в Великий Тюркский каганат, – туркмены, азербайджанцы, курыканы (предки якутов) и многие другие. В конце дохристианской эры к тюркам начинают причислять кыргызов – светловолосых людей высокого роста, голубоглазых, которые, скорее, относились к палеоазиатам или тюркизированным индоевропейцам.
С тех пор эта тенденция распространяется все шире, поскольку тюрки привержены экзогамии и женятся на женщинах не тюркского происхождения.
Они смешиваются со всеми этническими группами, встречающимися на пути, а их язык обладает удивительной способностью притяжения, так что сегодня уже невозможно считать физический (брахицефальный) признак характерным. По сути, не существует абсолютно чистых рас.
Если пойти еще дальше, можно сказать, что тюрки представляют собой смешанную расу – они вообще лишены расовых признаков, т. е. нет тюркской расы как таковой.
По всему миру (за исключением, может быть, изолированных горных уголков Центральной Азии) в жилах тюрков течет намного больше чужой крови – монгольской, китайской, иранской, греческой, кавказской, русской, африканской, – чем исконно тюркской крови, той самой, что делала скулы выступающими, а глаза раскосыми.
Кто сказал, что основной движущей силой мировой истории в продолжение тысячелетий, почти до порога новой эпохи, было соперничество между кочевыми и оседлыми народами? Как раз об этом упоминается в Библии, где противопоставляются двое сыновей Авраама – Каин и Авель. Но для тюрков это соперничество – ключ, открывающий двери в мир их языка и славных авантюр, если принять за факт, что кочевники всегда одерживали верх над оседлыми народами и что именно они стояли у истоков мира.
Тюрки – это народ с трехтысячелетней историей, которая совершалась от Тихого океана до Средиземного моря, от Пекина до Вены, Туниса, Алжира.
Однако колоссальная территория между Западной Европой и Китаем, страна с оригинальной природой, разно образным населением и неповторимой культурой – Евразия, – долгое время была незамеченной, вследствие чего считалась несуществующей. Тем не менее она существовала.
Великая степь – сердце Евразии, и простиралась она от Китайской стены до Карпат, окаймленная с севера полосой сибирской тайги, а с юга – пустынями Иранского плоскогорья и оазисами Персии.
Великую степь в древности греки называли Скифией, персы – тураном, а китайцы – степью «северных варваров». Таким образом, Китай, Ближний Восток, Византия и Европа являлись как бы рамкой, обрамляющей картину – тюрко-монгольскую степь.
История Великой степи – это история тюрко-монгольских орд, оспаривавших лучшие пастбища и перемещавшихся вместе со своими стадами, иногда в течение столетий, по огромным пространствам, которые природа приспособила для их физической конституции и образа жизни.
В протоисторическую эпоху движение кочевников было преимущественно с запада на восток. Когда кочевники иранской расы, т. е.
индоевропейцы, которых греческие историки называли «скифы» и «сарматы» (в иранских текстах – «саки»), углубились очень далеко на северо-восток, к Алтаю и Саянам, другие индоевропейцы заселяли оазисы Тарима от Кашгара до Куча, Карашара и Турфана.
Однако начиная с христианской эры течение повернулось с востока на запад. Теперь индоевропейские диалекты уже не доминировали в оазисах будущего Туркестана, и что касается «внутренних перемен», то это была смена гегемонии кочевых кланов тюрков и монголов, жаждавших власти над другими ордами: тюрки-хунны – Х в.
до н. э., монголы-сеньпеи – III в. н. э., монголы-жужани – V в., тюрки-тукю – VI в., тюрки-уйгуры – VIII в., тюрки-кыргызы – IX в., монголыкидани – Х в., тюрки-кераиты, или найманы, – XII в., тюрко-монголы – XIII в. и, наконец, тюрки-темуриды – XIV–XV вв.
На западе происходило то же самое, что и на востоке.
В Европе, в русских степях, продолжавших азиатскую степь, сменяли друг друга гунны Аттилы, булгары, авары, венгры (последние были из угро-финской группы, но входили в число гуннской аристократии), хазары, печенеги, команы, чингисиды.
То же можно сказать об исламских землях, где процесс исламизации и иранизации среди тюрков-завоевателей Ирана и Анатолии – точная копия китаизации завоевателей Небесной Империи – тюрков, монголов, тунгусов. Хан здесь становился султаном или падишахом, так же как там – Сыном Неба.
Ираном поочередно правили и истребляли друг друга тюрки-газневиды, тюрки-сельджуки, тюрки из Хорезма, тюрко-монголы, тюрки-темуриды, тюрки-шейбаниды, не говоря уже о тюрках-османах, которые стрелой промчались по мусульманским землям и разгромили в Малой Азии ослабших сельджуков, а затем – неслыханное дело! – ринулись покорять Византию.
И этот процесс стал одним из географических законов в мировой истории.
Но есть и другой, противоположный, закон – постепенного поглощения кочевых завоевателей старыми цивилизованными странами; это явление имеет две стороны: прежде всего, демографическую – варвары-всадники, превратившись в правящий класс, ассимилируют в общей массе, в человеческом муравейнике; затем культурную – покоренная китайская или иранская цивилизация обольщает, усыпляет, покоряет своего завоевателя и в конце концов так или иначе уничтожает его. Чингисхан не без оснований остерегался удобств цивилизованной жизни: когда его потомки обосновались во дворцах Пекина и Тауриса – тут же началось их вырождение.
Источник: https://www.litmir.me/br/?b=136456&p=18
Кушанская империя
[vc_row][vc_column][vc_column_text]
Эллинизм не продвинулся дальше Амударьи. Он был остановлен и отброшен потоком кочевых племен (говорящих на тюркском языке), двинувшихся в Среднюю Азию с Алтая и Восточного Туркестана. Это были юэчжи и кангюйцы.
Во II в. до н.э. в китайской провинции Ганьсу проживали два народа — усуни и кангюйцы.
В связи с созданием империи гуннов (территория Южного Казахстана), усуни и кангюйцы были вытеснены со своих территорий и двинулись на восток.
Усуни — переместились на территорию Семиречья (Киргизия), вынудив юечжийцев уйти отсюда в Бактрию (юг Узбекистана и север Афганистана).
Кангюйцы пройдя через Джунгарию (Калмыкия) и Ферганскую долину начали расселяться на территории между реками Сырдарья и Амударья (Узбекистан), утвердив свое господство над Кашкадарьинской долиной, Согдом, Бухарским и Ташкентским оазисами и северной частью Хорезма.
Бактрия стала легкой добычей юэчжи. Они заняли сначала правый берег Амударьи, а затем завладели и левым берегом.
Но, захватив земли Бактрии, юэчжи начали ожесточенную междоусобную борьбу за первенствующее положение в государстве, хотя его, как такового, еще не было. Сто лет шла эта борьба между их четырьмя крупными «домами»: Хюли, Гуйшуан, Хейтун и Гаофу.
Лишь в середине I в. до н.э. гуйшуанский князь Киоцзюко (Кадфиз I) подчинил себе остальные три «дома» и объявил себя государем Гуйшуанского (Кушанского) царства.
Он прожил, как утверждают китайские источники, 80 лет и завоевал все земли до Индии, а его сын Яньгаочжен (Кадфиз II) завоевал Индию, оставив здесь в качестве правителя одного из своих полководцев.
Греки не знали китайского названия юэчжи и называли все племя по имени одного из родов – тохарами, а всю занятую ими греко-бактрийскую область стали называть Тохаристаном. Это же племя армяне называли кушан. Отсюда пошли и разные названия.
Государство быстро развивалось. По своим обычаям население его было похоже на хуннов (гуннов) и в некоторых родах сохранился кочевой образ жизни.
РАЗВИТИЯ КУШАНСКОЙ ИМПЕРИИ
Зенита своего могущества Кушанская империя достигает при царе Канишке (78-123гг.
нашей эры) и в тот период времени занимает место одной из великих мировых держав наряду с Китаем, Римом и Парфией.
Канишк вел успешную войну с Парфией, вел активную дипломатическую игру в Кашгаре, Яркенде и Хотане и в результате они вошли в его империю. К 123г. Кушанское царство простиралось от Индии до Аральского моря и от Парфии до Хотана.
Эпоха существования Кушанской империи – время наивысшего расцвета древней Средней Азии, ее экономики, культуры и искусства. В это время получает широкое развитие международная торговля, закладываются новые города, но уже не эллинистические.
В искусстве и культуре на основе синтеза восточной, эллинистической, индийской и кочевой традиций складывается новое направление – кушанское, которое часто называют гандахарской культурой, по названию северной части древней Индии (нынешняя территория Пакистана).
В период образования Кушанского государства среди основной части населения Бактрии и Согда был распространен зороастризм. При царе Канишке, с установлением тесных связей с Индией на эту территорию проникает буддизм, который вскоре становится государственной религией.
Средняя Азия и Индия были связаны многочисленными путями, ведущими через Афганистан. Наиболее оживленным был путь Мерв – Кушка – Герат – Кандагар. Имелась центральная система дорог от Амударьи к перевалам на Гиндукуше, далее в долину реки Кабул и затем к Инду.
Путь от Термеза до Кабула через Мазари-Шариф и Бамианский перевал составлял 600км, что равняется расстоянию от Термеза до Ферганы, и караван проходил этот путь максимум за 20 дней. Третья группа дорог вела через Кундуз, Файзабад, Читрал в долину Кунар – расстояние здесь не превышало 500км.
Хотя Афганистан в ту эпоху не имел дорог, тем не менее, отмеченные пути позволяли легко преодолевать его территорию караванам, массам вооруженных отрядов и толпам кочевников.
Старый Термез с его кварталами ремесленников и массами простых людей был, вероятно, самым подходящим местом для распространения буддизма. В кушанскую эпоху он стал центром культивирования нового вероучения по всей Средней Азии.
В северо-западном углу города сложился буддийский культовый центр – Кара-тепе, сочетавший пещерные и наземные помещения. За ним располагался еще один — наземный – Фаяз-тепе. Цитадель буддийской религии находилась в Айртаме. К востоку от Термеза – в Зар-тепе действовала буддийская кумирня с глиняной статуей Будды, украшенной позолотой.
В окрестностях Дальверзин-тепе располагалось небольшое буддийское святилище с великолепной гипсовой скульптурой.
Вместе с тем, здесь еще заметно влияние греческой культуры. Кушанская письменность складывалась на базе греческого алфавита, приспособленного для записи ираноязычной речи.
Традиции кушанского (гандхарского) искусства оказали впоследствии влияние на художественную культуру народов Дальнего Востока, Китая, Японии, Индокитая, Индонезии и сохранились до наших дней.
ИЗ КНИГИ «МОЯ РОДНАЯ ИСТОРИЯ»
Историк-востоковед Хидоятов Г.М.
(в сокращении, адаптировано)
читать далее…>>>
АЛЬ-САМАРКАНД — АВТОРСКИЕ ТУРЫ В УЗБЕКИСТАН
[/vc_column_text][/vc_column][/vc_row]
Источник: https://alsamarkand.com/ru/kushanskaya-imperiya/