Динамика развития малого бизнеса в россии — студенческий портал

Илья Арзуманов

Автор Inc.

Пока представители власти продолжают обещать поддержку малому и среднему бизнесу и говорить об их важности для экономики страны, а в мире с 2013 по 2018 год общая выручка предприятий малого бизнеса выросла почти на 15%, российские компании переживают не лучшие времена.

 Inc. изучил статистику за I полугодие, сопоставил ее с данными за последние 3 года — и выводы неутешительные.

Стагнация микробизнеса, начавшаяся в январе текущего года, продолжается до сих пор, а численность малых и средних предприятий падает со все ускоряющимися темпами.

Всю первую половину 2019 года численность российских МСП практически стоит на месте относительно показателей прошлого года. Самым сильным изменением стал прирост на 0,4%, зафиксированный в апреле. Усредненный же годовой рост I полугодия составил лишь 0,08% — почти в 25 раз меньше, чем в аналогичном периоде прошлого года.

I полугодие 2018 года

В среднем численность в тыс. — 6118.

В среднем годовое изменение в % — 1,98.

Динамика развития малого бизнеса в России - Студенческий портал

I полугодие 2019 года

В среднем численность в тыс. — 6123.

В среднем годовое изменение в % — 0,08.

Динамика развития малого бизнеса в России - Студенческий порталДинамика развития малого бизнеса в России - Студенческий портал

Темп начал падать в декабре 2018 года. Тогда годовой прирост численности МСП оказался в а3,5 раза ниже декабрьского показателя 2017 года.

IV квартал 2017 года

В среднем численность в тыс. — 5887.

В среднем годовое изменение в % — 1,75.

Динамика развития малого бизнеса в России - Студенческий портал

IV квартал 2018 года

В среднем численность в тыс. — 6001.

В среднем годовое изменение в % — 1,94.

Динамика развития малого бизнеса в России - Студенческий порталДинамика развития малого бизнеса в России - Студенческий портал

В целом же 2018 год отличился хоть и не интенсивной, но положительной динамикой: усредненные 2,5% — это хоть и небольшой, но все же рост.

Динамика развития малого бизнеса в России - Студенческий порталДинамика развития малого бизнеса в России - Студенческий портал

Учитывая непрерывную стагнацию последних 6 месяцев, догнать прошлогодний результат в 2019 году уже вряд ли удастся. Исходя из наблюдавшейся в 2018 году закономерности (усредненный годовой рост I полугодия был в 1,5 раза ниже, чем во II полугодии), можно предположить, что завершится 2019 год с усредненным показателем годового роста в 0,1%.

Если обратить внимание на ежемесячные изменения численности малого и среднего бизнеса за 2017 и 2018 год, просматривается четкая закономерность: все I полугодие численность постепенно растет, в августе резко обваливается и остаток года восстанавливается до уровня, наблюдавшегося в I квартале. Причем в 2018 году ежемесячные колебания были значительно меньше, чем годом ранее.

В среднем численность в тыс. — 5922.

В среднем годовое изменение в % — 0,28.

Динамика развития малого бизнеса в России - Студенческий порталДинамика развития малого бизнеса в России - Студенческий портал

В среднем численность в тыс. — 6069.

В среднем годовое изменение в % — 0,08.

Динамика общей численности МСП почти полностью обусловлена изменениями популяции микропредприятий, на долю которых приходится 95-96% всего сегмента. Причем доля эта увеличивается: в августе 2016 года она составляла 94,8%, а на сегодняшний момент выросла до 95,7%.

Малые же (без учета микро-) предприятия постепенно вымирают. Весь 2018 год они демонстрировали отрицательную динамику. Причем первые 7 месяцев сокращение численности нарастало плавно, а затем его темпы удвоились дважды — в августе и сентябре. Как результат, в I полугодии усредненное годовое сокращение популяции составило 0,74%, а во II полугодии негативный показатель вырос до 3,86%.

В среднем численность в тыс. — 260,0.

В среднем годовое изменение в % — -2,3.

В 2019 году картина продолжила ухудшаться: на настоящий момент малое предпринимательство теряет в объемах более 6% в год.

В среднем численность в тыс. — 248,5.

В среднем годовое изменение в % — -6,28.

Положение среднего бизнеса еще плачевнее. В 2018 году у него тоже было 2 скачка смертности — в сентябре и в декабре. В первые 6 месяцев 2018 года усредненное годовое сокращение составило 1,73%, во II полугодии — 4,32%.

В среднем численность в тыс. —19,6.

В среднем годовое изменение в % — -3,02.

Все I полугодие 2019 года темпы годового сокращения численности средних предприятий держатся на декабрьском уровне — выше 7%.

В среднем численность в тыс. — 18,7.

В среднем годовое изменение в % — -7,23.

В 2010 году, когда российские власти начинали вслух признавать важность развития условий для роста малого бизнеса, в стране насчитывалось 3,548 млн МСП. В 2014 году, когда случился Крым, их стало 4,531 млн — 4-летний рост составил 27,7%. К декабрю 2016 года, несмотря на валютный кризис 2014-2015 годов, численность малого и среднего бизнеса выросла до 5,842 млн — еще на 29%.

За прошлые 2 года, с декабря 2016 по декабрь 2018, популяция российских МСП увеличилась лишь на 3,4%.

Этот мизерный прирост оказался обеспечен исключительно микропредприятиями — причем из года в год увеличение их численности многократно падало, приближаясь к нулю.

При этом малые предприятия за тот же период сократились на 6,4%, а средние — на 8,7%, и темпы этих сокращений с каждым годом росли.

Вывод напрашивается невольно. Вероятнее всего, в ближайшие 1-2 года нас ожидает сокращение общей численности МСП. Если только не случится очередного политического или экономического кризиса, который бы вдохновил российский бизнес вновь подрасти.

Исследование подготовлено на основе данных о численности МСП, публикуемых Федеральной налоговой службой (на 10 число каждого месяца с августа 2016 года по июнь 2019 года) и Росстатом (на последние месяцы 2009-2015 годов).

Источник: https://incrussia.ru/understand/dinamika-malogo-biznesa-vo-vsem-mire-prazdnik-a-u-nas-zastoj/

Малый бизнес в России: состояние и динамика

Динамика развития малого бизнеса в России - Студенческий портал

Развитие малого и среднего предпринимательства имеет высокое значение для экономики любой сраны мира, именно поэтому экономически развитые страны уделяют субъектам малого и среднего бизнеса очень большое внимание. Однако, в нашей стране, ситуация с развитием малого и среднего бизнеса остается неопределенной, а по части, даже проблематичной. В настоящее время (по состоянию на 27.02.2019 г.) в России зарегистрировано 224 105 малых предприятий, на которых работают 6 189 172 человек. Однако, анализирую динамику изменения количества субъектов малого и среднего бизнеса за последний год, можно сделать вывод о том, что она является отрицательной. А это значит, что сокращается количество рабочих мест, реальных доходов населения и налоговых платежей в бюджет.

Анализ состояния малого бизнеса в РФ

В таблице 1 представлены основные показатели,
характеризующие состояние малого предпринимательства в РФ.

Таблица 1 — Основные показатели, характеризующие состояние малого предпринимательства в РФ.

 Как можно пронаблюдать, общая динамика за анализируемый период, количества малых предприятий является отрицательной. В 2017 году по отношению к 2016 году количество малых предприятий в нашей стране сократилось на 15985 единиц, а в 2018 году относительно 2017 года еще на 94634 единицы (рисунок 1).

Динамика развития малого бизнеса в России - Студенческий портал Динамика количества субъектов малого предпринимательства в РФ, единиц

При отрицательной динамике количества субъектов малого предпринимательства в РФ, средняя численность работников на таких предприятиях в 2017 году относительно 2016 года была положительная (+946210 чел.), а в 2018 году наблюдалась обратная тенденция данного показателя по сравнению с 2017 годом (-166475 чел.) (рисунок 2).

Динамика развития малого бизнеса в России - Студенческий портал Динамика средней численности работников (включая совместителей) в субъектах малого предпринимательства в РФ, чел.

При отрицательной динамике количества субъектов малого предпринимательства в РФ, а также средней численности в 2018 году относительно 2017 года, в целом, в анализируемом периоде наблюдался положительный рост оборота малых предприятий (рисунок 3).

Динамика развития малого бизнеса в России - Студенческий портал Динамика оборота малых предприятий, млн.руб.

Величина оборота малых предприятий в 2017 году относительно 2016 года увеличилась на 9582151,2 млн.руб., а в 2018 году возросла еще на 4855048,7 млн.руб. При этом, наблюдается положительная динамика и внеоборотных активов малых предприятий.

Таким образом, в 2017 году относительно 2016 года величина внеоборотных активов малых предприятий возросла на 12936,8 млрд.руб., в величина оборотных активов снизилась на 17218,3 млрд.руб. В 2018 году относительно 2017 года величина внеоборотных активов малых предприятий возросла на 4855 млрд.руб.

, в величина оборотных активов увеличилась на 5857,1 млрд.руб. На протяжении анализируемого периода сальдированный финансовый результат деятельности субъектов малого предпринимательства в РФ, находился в положительной зоне, однако, имел не стабильную динамику. Так, в 2017 году по отношению к 2016 году показатель снизился на 149,4 млрд.руб.

, а в 2018 году относительно 2017 года – возрос на 1057,1 млрд.руб.

Рентабельность продажи товаров (продукции и услуг) малых предприятий, в отличии от рентабельности имущества, имеет положительную динамику на всем анализируемом участке.

Динамика развития малого бизнеса в России - Студенческий портал Динамика рентабельности продаж и рентабельности имущества субъектов малого предпринимательства в РФ, %

В итоге, можно заметить, что уровень рентабельности продаж в субъектах
малого предпринимательства за анализируемый период возрос на 1,8%, а
рентабельности имущества увеличился в целом на 1,1%.

Таким образом, при общем снижении количества субъектов малого
предпринимательства в РФ, наблюдается повышение их оборота, величины оборотных
и внеоборотных активов в целом в анализируемом периоде. При этом, динамика
отдельных показателей, характеризующих состояние малого предпринимательства в
РФ, является нестабильной.

Сравнительный анализ малого бизнеса в субъектах РФ

Развитие малого и среднего предпринимательства в регионах значимо по следующим факторам. Во-первых, малое и среднее предпринимательство первостепенно образовывает собственные организационные структуры в пределах малого и среднего бизнеса, который находится в ведомстве местных органов власти, что значительно упрощает мониторинг деятельности компаний.

Во-вторых, специфической особенностью рыночной экономики является наиболее эффективная деятельность на микроуровне, на уровне компании. Для принятия решений, приносящих наибольший эффект, достаточное внимание должно быть уделено окружающей компанию среде, а она формируется опять же в регионах.

В-третьих, каждый субъект Российской Федерации имеет индивидуальную конъюнктуру и спрос.

Необходимо для каждого конкретного региона формировать свой подход к созданию предпринимательской среды, ведь если использовать общий принцип, тогда результаты деятельности малого и среднего бизнеса будут низкими, а это недопустимо, тем более в условиях экономического кризиса, при котором все решения должны быть максимально продуманы, точны и конкретны.

В таблице 2 представлены основные показатели,
характеризующие состояние малого предпринимательства в РФ в разрезе субъектов федерации.

Таблица 2 — Основные показатели, характеризующие состояние малого предпринимательства в РФ в разрезе субъектов федерации.

Проанализировав выше представленные данные, необходимо отметить, что по состоянию на конец 2018 года наибольшее количество субъектов малого предпринимательства действовало на территории г. Москвы, а наименьшее – на территории Чукотского автономного округа. Структура количества малых предприятий в разрезе федеральных округов представлена на рисунке.

Динамика развития малого бизнеса в России - Студенческий портал Структура количества субъектов малого предпринимательства в федеральных округах РФ, %

Как можно пронаблюдать, основная часть субъектов малого предпринимательства расположена в Центральном федеральном округе (35%), а также в приволжском и северо-западном федеральных округах. В приложении А графически представлено расположение субъектов малого предпринимательства в разрезе федеральных округов в РФ.

Рекомендации по развитию малого бизнеса в РФ

Для разработки
рекомендаций  по совершенствованию
организации работы и функционирования субъектов малого предпринимательства,
необходимо определить какие меры государственной поддержки МСП существуют в
нашей стране на данный момент:

Читайте также:  Основы работы со шрифтом в графической среде - студенческий портал

– выделение субсидий в размере
от 60 тыс. руб. до 25 млн.руб.уб.;

  • – предоставление
    возможности на льготных условиях, а в некоторых случаях и безвозмездно,
    пользоваться государственными землями и брать в аренду помещения;
  • – создание официальных
    сайтов для оперативного предоставления предпринимателям актуальной информации;
  • – предоставление
    налоговых льгот;

– предоставление грантов региональными властями. Грант предоставляется в форме субсидии для начинающего предпринимателя однократно на безвозмездной основе. В среднем максимальная сумма составляет 600 тыс. руб.

, но сумма варьируется в зависимости от региона, сферы деятельности, количества рабочих мест и других критериев.

Начиная с 2019 года в рамках программы «Поддержка начинающих фермеров» размер гранта может достигать 1,5-3 млн.руб.

К сожалению, уровень развития малого и среднего предпринимательства в России, является недостаточным, а количество субъектов малого предпринимательства в расчете на 1000 человек ниже среднего по миру.

Динамика развития малого бизнеса в России - Студенческий портал Количество предприятий МСП на 1000 чел. в России и других регионах

  1. В целях с решения проблем положения субъектов малого и
    среднего предпринимательства в российской экономики, государство должно:
  2. — обеспечить  реальные
    возможности развития малого и среднего предпринимательства путем
    совершенствования нормативно-правового регулирования их деятельности;
  3. — рассмотреть вопрос о возможности отмены налогов для
    субъектов малого предпринимательства, что повысит уровень их конкурентоспособности;
  4. — совершенствовать антимонопольное законодательство и
    обеспечить контроль его соблюдения всеми участниками рынка.
  5. Таким образом, в настоящее время малый и средний бизнес
    является недоиспользованным ресурсом российской экономики, а это ведет к тому,
    что крупные монополисты, торговые ритейлеры и корпорации, работающие на
    территории нашего государства, в конечном итоге выводят капитал за рубеж, что
    является актуальной проблемой уже на протяжении последних трех десятилетий.

Источник: https://schetuchet.ru/malyj-biznes-v-rossii-sostoyanie-i-dinamika/

Проблемы становления и развития малого бизнеса в рф

Динамика развития малого бизнеса в России - Студенческий портал

Аннотация. В статье рассмотрены проблемы развития малого бизнеса в России, необходимость изменения налогового законодательства, обозначены положительные стороны малого предпринимательства и предложены рекомендации по его развитию.

Ключевые слова: малый бизнес, рыночная экономика, налоги.

На развитие экономики каждой страны оказывают огромное влияние средние и малые предприятия. При этом, какими бы незначительными не казались малые предприятия, их роль велика. Деятельность таких предприятий оказывает непосредственное влияние на увеличение валового внутреннего продукта (ВВП). В настоящее время доверие к малому бизнесу постоянно растет. Этому способствует множество причин:

  • малый бизнес достаточно легок в управлении, он очень гибкий и легко адаптируется к любым экономическим изменениям. Благодаря этому он способен чутко реагировать на изменения спроса потребителей. Если спрос на какой-либо товар и услугу растет, то быстро появляются новые малые предприятия, если снижается, то предприятия закрываются или переориентируют свою деятельность [2, с. 402].  Благодаря этому сглаживаются колебания экономической конъюнктуры;
  • если малое предпринимательство имеет хорошо организованный менеджмент и достаточно конкурентоспособно, то развивается конкуренция, которая создает мотивацию для предпринимателей. В этом случае предприниматели начинают в более полном объеме использовать знания, умения и энергию, а также имеющиеся в их распоряжении  ресурсы;
  • малый бизнес организует новые рабочие места;
  • малые предприятия создают больше товаров и услуг, которые необходимы для удовлетворения первичных потребностей людей [3, с. 307].

Однако в настоящее время в России еще не в полной мере сформировались необходимые условия для развития предпринимательской среды из-за нестабильности экономической ситуации, поэтому в современных условиях проблемы становления и развития малого бизнеса в России достаточно актуальны.

Помимо преимуществ малый бизнес имеет ряд недостатков:

  • в первую очередь, ограниченность финансовых средств, которые сдерживают развитие малого бизнеса;
  • угроза со стороны крупных фирм, так как крупные компании более раскручены, их бренд узнаваем, что привлекает клиентов больше;
  • сложность в получении государственной лицензии;
  • в современных условиях частых кризисов у малого бизнеса больше шансов обанкротиться.

К началу 21 века малый бизнес стал играть одну из главных ролей в экономике России. Если рассматривать численность малых предприятий на начало 2016 года, рассчитанных на 100 тыс.

жителей, то этот показатель повысился на 3,0% по сравнению с 2015 годом, что составило 161,8 тыс.

малых компаний, а численность официально зарегистрированного малого бизнеса на тот же период по сравнению с 2013 годом, возросла более чем на 20%, что отражено на рисунке 1 [6].

Динамика развития малого бизнеса в России - Студенческий портал

Рисунок 1. Динамика количества зарегистрированных малых предприятий в расчета на 100 тыс.чел. населения (2013–2016 гг.)

В 2016 году по сравнению с прошлым годом в целом по стране наблюдался рост малого бизнеса. Однако объем инвестиций в основной каптал в сферу малого бизнеса на начало 2016 года снизился на 6,1% к прошлогодним показателям за этот период [5].

Согласно статистическим данным, можно отметить наибольшее увеличение малых предприятий в следующих сферах:

  • образование увеличилось на 51%;
  • здравоохранение и предоставление социальных услуг возросло на 36,6%;
  • предоставление услуг и аренда на 30,9%, что отражено на рисунке 2 [6].

Динамика развития малого бизнеса в России - Студенческий портал

Рисунок 2. Оборот малых предприятий по видам экономической деятельности на январь 2016 г., в % к итогу 2015

Необходимостью поддержки развития малого предпринимательства является тот факт, что в отличие от крупных предприятий, ему не требуется больших объемов капитала, оборудования и кооперации работников, при этом оно выступает основным производителем потребительских товаров и услуг.

Однако, несмотря на рост малого бизнеса в России, его уровень развития довольно низкий. Все это связано с изначальным отсутствием четкой концепции развития рыночных отношений в России, а также в силу все более ощутимого сокращения общей платежеспособности населения [4, с. 250-256].

Самой большой проблемой для предпринимателей малых предприятий является высокая налоговая нагрузка.

При этом, в зарубежных странах, например в США, для каждого штата, формы собственности и сферы деятельности существуют свои методы налогового режима.

Также за рубежом распространена практика поддержки малого бизнеса через освобождения его от налогов в местный бюджет и от налогов на акционерное общество. В России, к сожалению, такая практика отсутствует.

Источник: https://sibac.info/journal/student/21/93289

Анализ развития малого предпринимательства Российской Федерации: проблемы и перспективы

Кириленко Н. А. Анализ развития малого предпринимательства Российской Федерации: проблемы и перспективы // Молодой ученый. — 2017. — №43. — С. 150-154. — URL https://moluch.ru/archive/177/46157/ (дата обращения: 20.03.2020).



В данной статье проведен анализ динамики развития малого предпринимательства РФ за период с 2012 по 2016 год, динамики роста объема отгруженных товаров собственного производства за период с 2011 по 2015 год, а также рассмотрен и проанализирован сальдированный финансовый результат деятельности организаций по видам экономической деятельности. На основе полученных данных выявлены проблемы и перспективы развития малого предпринимательства в Российской Федерации.

Ключевые слова: малые предприятия, темп прироста, доходы, расходы, финансовый результат

This article analyzes the dynamics of small business development in the Russian Federation for the period from 2012 to 2016, the dynamics of growth in the volume of shipped goods of own production for the period from 2011 to 2015, as well as the balanced financial result of organizations' activities by types of economic activity. On the basis of the data obtained, problems and prospects for the development of small business in the Russian Federation are revealed.

Keywords: small enterprises, rate of growth, incomes, expenses, financial result

Актуальность выбранной темы обуславливается тем, что в условиях перехода к рыночной экономике растет роль и значимость малого предпринимательства. Предприятия малого бизнеса являются более гибкими и динамичными в условиях рынка и конкуренции.

В экономически развитых странах удельный вес малого бизнеса в экономике довольно значительный и государство всячески стимулирует и способствует его развитию, так как это положительно влияет на экономический рост, научно-технический прогресс, насыщают рынок необходимыми товарами и услугами, способствует занятости населения, т. е. решает ряд актуальных экономических и социальных вопросов.

По данным федеральной службы государственной статистики Российской Федерации, вклад малого бизнеса, рассчитанный на основе оборота предприятий, в 2013 г. составил 25,8 % (микропредприятия — 11,9 %), при этом число занятых в малом предпринимательстве составило 21,1 % (микропредприятия — 8,5 %) [4].

  • Рассмотрим и проведем анализ общей динамики развития малого предпринимательства (таблица 1).
  • Таблица 1
  • Динамика показателей развития малого предпринимательства вРоссии за период с 2012 по 2016гг. (по состоянию на 31 декабря)
Параметры 2012г. 2013г. 2014г. 2015г. 2016г.
Число малых предприятий, тыс. 1137,4 282,7 227,8 219,7 229,2
Процент к общему числу предприятий 24,33 5,92 4,64 4,55 4,71
  1. Темпы прироста (%):
  2. — цепные;
  3. — базисные
— — — — —19,42 —19,42 —3,56 —22,29 4,32 —18,92
Численность работников, занятых на малых предприятиях, тыс. чел. 9 239,2 6 217,6 5 720,6 5 562,9 6 423,3
  • Темпы прироста (%):
  • — цепные;
  • — базисные
— — — — —7,99 —7,99 —2,76 —10,52 15,47 3,32
Оборот малых предприятий, млрд. руб. 15 468,9 10 093,5 8 805,9 10 247,0 13 252,0
Оборот малых предприятий в процентах к обороту всех предприятий, % 25,87 13,61 13,02 12,59 13,25
  1. Темпы прироста (%):
  2. — цепные;
  3. — базисные
— — — — —12,76 —12,76 16,37 1,52 29,33 31,29

Финансовый кризис оказал отрицательное воздействие на темпы развития малого и среднего предпринимательства. Так, количество малых предприятий сократилось с 1137,4 в 2012 г. до 219,7 тыс. в 2015 г.

Читайте также:  Принципы организации маркетинговой деятельности в компании - студенческий портал

и только в 2016 г. начался небольшой рост до 229,2 тыс. Оборот малых предприятий сократился с 15468,9 млрд. руб. в 2012 г. до 8784,9 млрд. руб. в 2014 г., начав постепенный рост в 2015 г. и 2016 г.

, составив 13252,0 млрд. руб.

Также наблюдается сокращение численности занятых на малых предприятиях — с 9239,2 тыс. в 2012 до 5562,9 тыс. человек в 2015 г., однако в 2016 г. наблюдается незначительный рост до 6423,3 тыс. чел.

Изменение численности малых предприятий по отраслям экономики, в которых они функционируют, за период с 2012 по 2016 годы представлено на рисунке 1 (А, Б).

Динамика развития малого бизнеса в России - Студенческий портал

А)

Динамика развития малого бизнеса в России - Студенческий портал

Б)

Рис. 1.

Структура численности малых предприятий в РФ за период с 2012 по 2016 годы: 1 — сельское хозяйство; 2 — добыча полезных ископаемых; 3 — обрабатывающие производства; 4 — производство и распределение электроэнергии, газа и воды; 5 — строительство; 6 — оптовая и розничная торговля; 7 — гостиницы и рестораны; 8 — транспорт и связь; 9 — финансовая деятельность; 10 — операции с недвижимостью; 11 — образование; 12 — здравоохранение и соц. услуги; 13 — прочие услуги

Анализ динамики структуры численности малых предприятий показывает значительное сокращение оптовой и розничной торговли и перераспределение в другие виды экономической деятельности. Это вызвано, на наш взгляд, прежде всего, изменениями в системе учета предприятий и экспансией средних и крупных предприятий.

В РФ классификация малых предприятий представлена в Федеральном Законе Налогового кодекса Российской Федерации от 24 июля 2007 года № 230-ФЗ «О развитии малого и среднего предпринимательства». Согласно этому закону, малые предприятия подразделены на следующие категории:

– микропредприятия, к которым относятся предприятия со среднегодовой численностью персонала до 15 человек, при этом выручка предприятия не должна превышать 60 млн. руб.;

– малые предприятия, к которым относятся предприятия со среднегодовой численностью персонала до 100 человек и выручкой до 400 млн. руб. [3].

Особое значение имеет распределение малых предприятий по видам экономической деятельности, что представлено на рисунке 2.

Динамика развития малого бизнеса в России - Студенческий портал

Рис. 2. Структура малых предприятий по видам экономической деятельности в 2016 г. [4]

Как видно из данного рисунка, более 30 % предприятий занято в сфере оптовой и розничной торговли. Следующие две большие группы — это производство и строительство.

Также следует отметить активность малых предприятий в осуществлении операций с недвижимым имуществом.

Остальные сферы экономической деятельности занимают менее 7 % в структуре малых предприятий по видам экономической деятельности [4].

Данные по сальдированному финансовому результату деятельности организаций приводятся в фактически действовавших ценах, структуре и методологии соответствующих лет приведены в таблице 2.

Таблица 2

Сальдированный финансовый результат (прибыль минус убыток) деятельности организаций по видам экономической деятельности (млрд. руб.)

Вид экономической деятельности 2011г. 2012г. 2013г. 2014г. 2015г.
Сельское хозяйство, охота и лесное хозяйство 94 809,0 1 089,3 5 163,7 1 609,3 2 568,3
Рыболовство, рыбоводство 12 459,0 15 034,0 11 823,0 592,0 58 474,0
Добыча полезных ископаемых 1 811,2 1 691,2 1 558,1 2 124,3 2 451,5
Обрабатывающие производства 2 013,3 2 226,3 1 475,5 1 132,3 1 837,1
Металлургическое производство и производство готовых металлических изделий 28 924,0 28 449,0 14 799,0 9 440,7 50 564,0
Производство транспортных средств и оборудования 63 559,0 97 196,0 61 394,0 -32 964,0 -90 607,0
Оптовая и розничная торговля; ремонт автотранспортных средств, бытовых изделий и предметов личного пользования 2 056,8 1 907,1 1 858,5 1 090,5 2 130,5
Транспорт и связь 730 872,0 878 273,0 754 210,0 179 032,0 315 572,0
Операции с недвижимым имуществом, аренда и предоставление услуг 58 769,0 4 631,9 1 678,6 1 878,8 2 338,6
Всего 7139,5 7 824,5 6853,7 4346,7 7502,7

Исходя из вышеизложенных данных, можно сделать следующие выводы, что увеличение общей суммы прибыли произошло 2012 г, что составило 7824,5 млрд. руб., затем последовал убыток, минимум составил 4346,7 млрд. руб. в 2014 г., с 2015 года начался рост общей суммы прибыли до 7502,7 млрд. руб.

Наиболее убыточным видом экономической деятельности оказалось производство транспортных средств и оборудования [4]. По остальным видам экономической деятельности в 2015 г. наблюдается устойчивый рост прибыли по сравнению с 2014 г.

, однако не все отрасли вышли на докризисный уровень прибыли 2011 г.

Таким образом, как показывает мировая практика развитых стран, малое предпринимательство имеет большое значение для экономики государства, в виду своих особенностей и преимуществ, среди которых можно выделить: относительно не высокие расходы на осуществление деятельности, более низкая потребность в первоначальном капитале, более высокая оборачиваемость капитала, более высокая гибкость и адаптивность к новым условиям, более высокая информативность о потребностях местных рынков, состоянии спроса и предложения, соответственно, более быстрая реакция на запрос рынка.

Вместе с этим существует и ряд недостатков, таких как: более высокий уровень риска, меньшая устойчивость на рынке, зависимость от деятельности крупных компаний, качество и компетенция управления, проблемы получения долгосрочных кредитов и дополнительного финансирования, зависимость от условий рынков, слабость и сложность механизма государственной поддержи, административные проблемы на региональных уровнях и др. Поэтому малое предпринимательство требует особой государственной поддержки разного характера. Так как развитие и увеличение качества и количества субъектов малого предпринимательства способствует развитию конкурентной рыночной среды, насыщению рынка товарами и услугами, созданию дополнительных рабочих мест, более эффективному использованию местных сырьевых ресурсов, расширению потребительского сектора и росту экономики в целом.

Литература:

  1. Гражданский кодекс Российской Федерации от 26 января 1996 N 14-ФЗ — Режим доступа: http://www.consultant.ru/document/ cons_doc_LAW_9027, свободный.
  2. Налоговый кодекс Российской Федерации от 5 августа 2000 г. № 117-ФЗ — Режим доступа: http://nalogovyy-kodeks.ru, свободный.

Источник: https://moluch.ru/archive/177/46157/

Росстат впервые раскрыл долю малого и среднего бизнеса в экономике :: Экономика :: РБК

Зачем оценивать вклад малого бизнеса

Новый показатель понадобится экономическому блоку правительства, которому предстоит в ближайшие годы увеличить долю МСП в экономике.

Президент Владимир Путин, выступая в марте с посланием Федеральному собранию, говорил, что к 2025 году вклад малого и среднего бизнеса в ВВП «должен приблизиться к 40%».

Параллельно с этим он поставил цель по росту числа занятых в МСП с 19 млн до 25 млн человек.

Динамика развития малого бизнеса в России - Студенческий портал

Задача по занятости вошла в майский указ президента, подписанный через два месяца после послания. Но формулировки о росте вклада МСП в экономику в документе не было.

Не попала она и в «Основные направления деятельности правительства», опубликованные в октябре (в отличие от той же цели по занятости).

При этом в сентябре появилась другая цифра: министр экономического развития Максим Орешкин заявил, что нацпроект по развитию МСП предусматривает рост вклада этого сектора в экономику до 32,5% к 2024 году.

Расхождения возникли и в программных документах. В паспорте нацпроекта говорится о доле на уровне 32,5% к 2024 году, но есть и стратегия развития малого и среднего бизнеса (.

pdf), принятая в 2016 году и предусматривающая рост до 40%, говорит президент «Опоры России» Александр Калинин.

Уровень 40% в документе назван «стратегическим ориентиром», а ежегодный прирост «должен составлять 1% и более».

Минэкономразвития подтвердило, что нацпроект предусматривает рост доли вклада МСП в экономику до 32,5%. По оценкам МЭР, это «потенциал развития сектора МСП до 2024 года с учетом стартовых позиций, а также реализации мероприятий национального проекта», сообщило министерство в ответе на запрос РБК.

«Нацпроект — это очень сложная задача. В нашей структуре экономики очень много тяжеловесных игроков. Это значит, что малый бизнес должен расти быстрее, чем крупный», — отмечает Калинин.

Динамика развития малого бизнеса в России - Студенческий портал

Можно ли увеличить долю малого бизнеса в ВВП?

Чтобы поддержать малый и средний бизнес, правительство планирует упростить налоговую отчетность при внедрении контрольно-кассовой техники, пересмотреть уголовную ответственность по «предпринимательским» статьям, расширить доступ МСП к льготному финансированию, заняться популяризацией малого предпринимательства и т.д. Уже в 2019 году вклад МСП в экономику должен составить 23%, говорил первый вице-премьер и министр финансов Антон Силуанов.

​Планы по росту МСП (и до 32,5%, и до 40%) подвергались критике. Счетная палата в своем отчете писала, что задача увеличить долю сектора до 40% не учтена в Стратегии развития МСП, а рост на 1% в год «создает риск недостижения поставленной цели».

Мэр Москвы Сергей Собянин усомнился, что вклад малого и среднего бизнеса в экономику можно довести даже до трети. «Я не очень верю, что доля малого и среднего бизнеса будет 30%. Тогда нужно закрыть «Газпром», «Роснефть» — без этого 30% не будет. Либо месторождения раздать малому и среднему бизнесу», — заявил он в январе на Гайдаровском форуме.

Помочь достичь цели может механизм «регуляторной гильотины», через который правительство будет сокращать излишние требования к бизнесу, считает Калинин: «Вопрос, как это будет сделано.

Если переписать миллион требований заново, то и смысла нет. Но мы надеемся, что эти требования будут переписываться только через согласование с бизнесом».

Еще один инструмент — выдача кредитов МСП под льготные 8,5%, заметил он.

Доведение доли МСП в экономике до трети «потребует структурных изменений сектора», подчеркивает Минэкономразвития: «Речь идет об увеличении доли средних предприятий, акселерации субъектов, относящихся к категориям «микро» и «малые». Такая задача требует создания благоприятных условий ведения предпринимательской деятельности и переформатирования существующих мер поддержки».

В статистике по доле МСП в экономике в будущем могут начать учитываться самозанятые, хотя в любом случае вклад сектора в ВВП они сильно не увеличат, отмечает Калинин.

Новый налоговый режим для самозанятых с 2019 года действует в четырех пилотных регионах (в Москве, Татарстане, Московской и Калужской областях).

«Налог на профессиональный доход» предполагает, что самозанятые граждане будут платить налог по ставке 4%, а если услуги оказываются не физическим, а юридическим лицам, ставка составит 6%.

Читайте также:  Восстания рабов в италии и на острове сицилия в 30-х годах ii в. до н. э. - студенческий портал

Одновременно они освобождаются от уплаты страховых взносов, кроме платежей в Фонд обязательного медицинского страхования (страховой взнос в ФОМС в размере 1,5% включен в налог). Самозанятые должны будут самостоятельно нести ответственность за размер своих будущих пенсий и могут добровольно отчислять взносы в Пенсионный фонд, государство гарантирует только выплату социальной пенсии по старости.

Антон Фейнберг

Источник: https://www.rbc.ru/economics/05/02/2019/5c5948c59a794758389cfdf7

Госпрограммы поддержки малого бизнеса в 2019

На какие конкретно меры поддержки государства может рассчитывать человек, открывший свой бизнес?

Субсидии от центра занятости

Если вы только планируете открыть свой бизнес, то первое, о чем вам нужно знать, — о существовании специальной программы Минэкономразвития по предоставлению субсидий малому и среднему предпринимательству на региональном уровне. В рамках этой программы центр занятости населения оказывает единовременную финансовую помощь в открытии собственного дела.

Сумма предоставляется в размере 12-кратной максимальной величины пособия по безработице. Ранее она составляла 58 800 руб. (из расчета, что размер пособия по безработице был 4900 руб.). Однако с 1 января 2019 года максимальный размер пособия вырастет с 4900 руб. до 8000 руб., поэтому и размер субсидии может увеличиться.

Также предусмотрена единовременная финансовая помощь на подготовку документов: оплату госпошлины, совершение нотариальных действий при госрегистрации, приобретение бланочной документации, изготовление печатей, штампов, услуги правового характера, консультации.

Так, например, в Московской области финансовая помощь на подготовку документов составляет 7500 руб.

Субсидия от центра занятости доступна гражданам, достигшим возраста 18 лет. Но чтобы ее получить, им необходимо встать на учет в центр занятости, то есть иметь статус безработного и получать пособие.

Стоит также учесть, что субсидии дают не всем, поскольку их ограниченное количество, и выдаются они в начале финансового года (нужно постараться попасть в нужный период).

Об этих и других тонкостях рассказывает Василий Пучков, заместитель директора регионального центра поддержки олимпиадного движения.

Грантовая поддержка

Такую меру господдержки обычно оказывают региональные власти. Грант предоставляется начинающему предпринимателю в форме субсидии единовременно, на безвозвратной и безвозмездной основах. Максимальная сумма, как правило, составляет 600 000 руб.

Но в зависимости от региона условия получения грантов могут отличаться. Поэтому все детали лучше узнавать на местах. Деньги выделяются тем, чьи заявки прошли конкурсный отбор.

В числе критериев отбора — сфера деятельности бизнеса, размер выручки, количество рабочих мест и др.

В 2019 году на особую поддержку государства по-прежнему могут рассчитывать начинающие фермеры. Размер гранта в рамках программы «Поддержка начинающих фермеров» может достигать 3 млн руб.

Такую сумму, например, получают начинающие фермеры-животноводы в Подмосковье, если они специализируются на разведении крупного рогатого скота, а по 1,5 млн руб. предоставляется фермерским хозяйствам, работающим по другим направлениям.

В фермерском хозяйстве, получившем такой грант, должно быть создано не менее одного рабочего места на каждый 1 млн руб. гранта.  

В Татарстане на 2019 год сумма грантовой поддержки по программе «Начинающий фермер» будет выше — она составит до 5 млн руб. вместо прежних 3 млн. Так что условия и суммы стоит уточнять в каждом конкретном случае.  

Кроме того, существуют гранты в размере до 30 млн руб. на развитие семейных животноводческих ферм.

В Санкт-Петербурге с 2015 года реализуется программа «Поддержка социального предпринимательства», в рамках которой возмещению подлежат затраты, связанные с уплатой арендных платежей и приобретением оборудования: аренда зданий, нежилых помещений, аренда оборудования и приобретение оборудования.

Помимо этого в Санкт-Петербурге разработаны программа поддержки предпринимателей, создающих детские центры; программа поддержки предпринимателей, занимающихся ремесленничеством, и другие программы.

Чтобы узнать подробности получения грантов и субсидий, заходите на официальные государственные сайты, которые предоставляют информацию о мерах поддержки бизнеса.

Так, например, на сайте Министерства экономики Республики Татарстан подробно расписаны все направления государственной поддержки. По Подмосковью такую информацию дает сайт Центра Развития Предпринимательства Московской Области.

На сайте «Малый бизнес Кубани» приводится подробный список субсидий для предпринимателей, работающих на юге России.

Будет проще, если вы воспользуетесь поиском в разделе «Поддержка МСП в регионах» на Федеральном портале малого и среднего предпринимательства. Просто укажите в поиске регион — и вас автоматически перенесет на «местный» портал малого и среднего предпринимательства.

На сайте Министерства экономического развития РФ можно воспользоваться списком уполномоченных органов по поддержке малого и среднего предпринимательства в субъектах Российской Федерации.

Федеральные программы поддержки бизнеса

Такой вид поддержки бизнеса можно разделить на программы от:

Его область интересов распространяется на реализацию программы по предоставлению субсидий из федерального бюджета для оказания господдержки субъектам МСП в регионах (в соответствии с Постановлением Правительства РФ от 30.12.2014 № 1605 и ежегодно издаваемыми приказами Минэкономразвития).

  • Средства распределяются на конкурсной основе между регионами и выделяются на мероприятия, предусмотренные региональными программами, но при условии, что расходы софинансируются регионами.
  • Программа Минэкономразвития предполагает прямые и непрямые меры поддержки, на которые могут рассчитывать те, кто занимается производством товаров, разрабатывает и внедряет инновационную продукцию, специализируется на народно-художественных промыслах, осуществляет ремесленную деятельность, продвигает сельский и экотуризм, развивает социальное предпринимательство.
  • Эта организация занимается решением различного спектра задач, в числе которых оказывает финансовую, имущественную, юридическую, инфраструктурную, методологическую поддержку; организовывает различные виды сопровождения инвестпроектов и др. 
  • Занимается государственной программой финансовой поддержки предпринимательства, предоставляя МСП прямые гарантии для получения банковских кредитов и помогая воспользоваться кредитными ресурсами при недостаточности залогового обеспечения.

Организация выступает в роли гаранта исполнения субъектами МСП своих кредитных обязательств, разделяя с банками риски, которые могут возникать в результате ухудшения финансового состояния заемщика. Гарантийные продукты доступны субъектам МСП, желающим получить кредиты в банках-партнерах МСП Банка.

  • Фонд содействия развитию малых форм предприятий в научно-технической сфере

Эта организация отвечает за развитие и поддержку малых предприятий в научно-технической сфере и непосредственно оказывает финансовую помощь целевым проектам.

Особенно известна программа «Умник», ориентированная на поддержку талантливых молодых инноваторов.

Но также есть программа для стартапов «Старт», разные предложения по поддержке предприятий «Развитие», «Интернационализация», «Коммерциализация».

Для агропромышленного комплекса предусмотрены различные меры государственной поддержки в 2019 году. Так, с 1 января 2017 года товаропроизводители, организации и ИП, осуществляющие производство, переработку и реализацию соответствующей продукции, могут обратиться в уполномоченный Минсельхозом России банк за краткосрочным или инвестиционным кредитом по ставке не более 5 %.

Также предусмотрены субсидии производителям сельскохозяйственной техники, субсидия на повышение продуктивности в молочном скотоводстве и др.

Откройте счет в Контур.Банке и пользуйтесь встроенной бухгалтерией и отчетностью. Корпоративная карта и электронная подпись — бесплатно. До 5 % на остаток.

Узнать больше

Региональные программы поддержки

Чтобы узнать о программах поддержки субъектов РФ, воспользуйтесь специальным поисковым фильтром.

Подробнее о программах поддержки и условиях, на основании которых можно претендовать на помощь государства в развитии бизнеса, можно узнать на региональных порталах малого и среднего предпринимательства. Например, рязанский портал дает подробную информацию и по видам, и по формам, и по инфраструктуре поддержки.  

Субсидии на возмещение процентов по кредиту

Бизнес может рассчитывать на компенсацию затрат на уплату процентов по кредитам, полученным в кредитных организациях на поддержку и развитие деятельности, в том числе на обновление основных средств (за исключением кредитов, полученных для приобретения легковых транспортных средств).

Условия получения субсидии нужно уточнять в регионах. Например, в Москве они следующие:

  • организация соответствует критериям субъекта МСП;
  • организация или ИП зарегистрированы и осуществляют деятельность на территории Москвы, а продолжительность регистрации составляет не менее 6 месяцев до дня подачи заявки на предоставление субсидии;
  • срок просроченной задолженности по налогам, сборам и иным обязательным платежам на день подачи заявки не превышает одного месяца;
  • отсутствуют незавершенные договоры на предоставление субсидии из бюджета города Москвы на день подачи заявки;
  • отсутствуют нарушения договорных обязательств, обеспеченных за счет средств бюджета города Москвы;
  • имеется кредитный договор с кредитной организацией, включенной в перечень кредитных организаций, отобранных в установленном порядке акционерным обществом «Федеральная корпорация по развитию малого и среднего предпринимательства», и заключившей с Департаментом науки, промышленной политики и предпринимательства города Москвы соглашение о сотрудничестве, либо получило одобрение кредитной организации на выдачу кредита.

В 2019 году государство выделит банкам 7,2 млрд руб. на льготные займы для предпринимателей, таким образом увеличив субсидии из бюджета на программу льготных кредитов для некрупного бизнеса в приоритетных отраслях в 11 раз. Это предусмотрено в проекте федерального бюджета на 2019 год и последующие 2020–2021 годы. Общая сумма расходов на ближайшие 6 лет составит 190,9 млрд руб.

Предложение заключается в том, чтобы выдавать малому и среднему бизнесу на проекты в приоритетных отраслях кредиты по ставке 6,5 %.

Оно будет распространяться на такие отрасли, как сельское хозяйство, строительство, транспорт, связь, туристическая деятельность, обрабатывающие производства, производство электроэнергии, газа и воды, здравоохранение, сбор, обработка и утилизация отходов, отрасли, в которых реализуются приоритетные направления развития науки, технологий и техники.

Согласно правилам, разницу с рыночными ставками (3,1 % по кредитному договору для среднего бизнеса и 3,5 % — для малого бизнеса) банкам возмещает бюджет. В 2019 году, благодаря нововведениям, льготное кредитование будет осуществляться более чем на 200 млрд руб.

Поддержка малого бизнеса: изменения в 2019 году

Летом 2018 года президент подписал Федеральный закон от 03.07.2018 № 185-ФЗ, который расширяет имущественную поддержку малого и среднего бизнеса. Этот закон устанавливает бессрочное право выкупа арендуемого государственного и муниципального имущества и возможность использования земельных участков при оказании имущественной поддержки субъектам МСП.

Также незадолго до 2019 года было представлено Постановление Правительства от 10.10.2018 № 1212. Документ вносит изменения в правила предоставления субсидий из федерального бюджета кредитным организациям на возмещение недополученных ими доходов по кредитам, выданным субъектам МСП по льготной ставке.

Согласно документу, максимальная сумма кредита, выдаваемого субъекту МСП на инвестиционные цели по льготной ставке, снижена с 1 млрд руб. до 400 млн руб. Но максимальный размер суммарного объема кредитов, которые могут быть выданы одному заемщику, по-прежнему составляет 1 млрд руб. Изменения внесены для того, чтобы банки могли предоставлять кредиты большему количеству субъектов МСП.

Кроме того, важно упомянуть Распоряжение Правительства от 26.11.2018 № 2586-р, в котором говорится о проекте федерального закона, вносящем изменения в ст. 25 Федерального закона «О развитии малого и среднего предпринимательства в Российской Федерации».

Этот законопроект подготовлен для реализации национального проекта «Малое и среднее предпринимательство и поддержка индивидуальной предпринимательской инициативы», который предусматривает расширение доступа субъектов МСП к финансовым ресурсам, в том числе к льготному финансированию.

Когда законопроект будет принят, то гарантийная поддержка, оказываемая АО «Корпорация МСП» субъектам МСП, будет расширена.

Это коснется компаний, работающих в высокотехнологичных отраслях, стартапов, сельскохозяйственных кооперативов, быстрорастущих инновационных компаний и субъектов МСП, реализующих проекты на территории Дальневосточного и Северо-Кавказского федеральных округов и в моногородах.

  1. 15 бесплатных сервисов для предпринимателей
  2. Льготы для малого бизнеса: на что можно рассчитывать
  3. Подпишитесь на наш канал в Telegram @konturjournal, чтобы вовремя узнавать о самых важных изменениях для бизнеса. 

Источник: https://kontur.ru/articles/4710

Ссылка на основную публикацию
Adblock
detector