Государственные реформы дария i — студенческий портал

Реформы Дария I. Организация государства

Отсутствие прочных связей, соединявших отдельные части Персидского царства, и острая классовая борьба, разгоревшаяся в конце царствования Камбиза и в начале царствования Дария I, потребовали проведения при Ахеменидах ряда реформ, которые должны были внутренне укрепить Персидское государство.

По свидетельству греческих историков, Дарий разделил всё Персидское государство на ряд областей (сатрапий), наложил на каждую область определённую дань, которая должна была регулярно вноситься в царскую казну, и провёл денежную реформу, установив единую для всего государства золотую монету (дарик — 8,4 грамма золота).

Затем Дарий начал широкое дорожное строительство, соединив большими дорогами важнейшие центры государства, организовал превосходную службу связи, наконец, полностью реорганизовал армию и военное дело, В результате этих реформ Дария I и последующей деятельности его преемников Персидское государство получило новую организацию, построенную в значительной степени на использовании культурных достижений отдельных народов, вошедших в состав огромной монархии.

Хотя реформы Дария в значительной степени привели к централизации государства при помощи сложной бюрократической системы управления, Персия всё ещё сохранила во многом примитивный характер древнего племенного союза. Царь, несмотря на своё единодержавие, в некотором отношении зависел от влияния высших представителей древней родо-племениой знати.

Так, по Геродоту, Дарий был избран царём на совещании семи знатнейших персов, которые сохранили за собой право входить к царю без доклада, причём царь был обязан брать себе жену обязательно из семьи одного из этих аристократов.

Даже Ксеркс, по словам Геродота, перед тем как начать поход против греков, должен был обсудить этот вопрос на совещании представителей высшей знати.

Однако с течением времени старый племенной союз всё больше и больше приобретал формы классической древневосточной деспотии, отдельные элементы которой были заимствованы у египтян и вавилонян.

Очевидно, непосредственно при царе состояли высшие чиновники, которые от имени царя ведали отдельными отраслями центрального управления: финансами, судом и военным делом. При царе находился и личный царский секретарь, который заготовлял царские указы. Центральная власть в лице самого царя активно вмешивалась в различные отрасли местного управления.

Так, царь разбирал жалобы подданных, например, жрецов какого-либо храма, устанавливал податные привилегии, давал личное распоряжение о постройке храма или городских стен. Каждый царский указ, снабжённый его печатью, считался законом, который не подлежал отмене.

Вся система управления носила ярко выраженный бюрократический характер и осуществлялась большим количеством чиновников. Царь сносился с чиновниками при помощи особых посланий. Во дворце и во всех канцеляриях царило самое тщательное письмоводство.

Все распоряжения заносились в особые протоколы и дневники, которые обычно велись на арамейском языке, постепенно ставшем общегосударственным языком. Укреплению централизованного управления способствовала должность высшего государственного инспектора («око царя»), который по поручению царя выполнял ответственные функции контроля, в частности в отдельных областях.

Укреплению центральной власти способствовало далее сосредоточение судебной власти в руках царя и особых «царских судей». Эти «царские судьи» в своей деятельности исходили из принципа неограниченного самодержавия царя.

Геродот рассказывает, что когда Камбиз вызвал их к себе на совещание, то они нашли «закон, дозволяющий царю персов делать всё, что бы он ни пожелал». Эти царские судьи назначались царём пожизненно, могли быть смещены только вследствие совершения преступления или обвинения во взяточничестве.

Должность «царского судьи» иногда даже передавалась по наследству.

Одним из важных средств укрепления обширного Персидского государства была денежная реформа. Во всей стране обращалась единая государственная золотая монета — дарик. 3 тыс. дариков составляли наивысшую весовую и монетную единицу — персидский талант. Чеканка золотой монеты была объявлена исключительным правом центральной власти.

Отныне персидский царь брал на себя гарантию точности веса и чистоты сплава единой общегосударственной золотой монеты. Поэтому «Дарий велел выплавлять золотой песок до возможно большей чистоты и из такого золота вычеканить монеты». Местные царьки и правители отдельных областей и городов получили право чеканить только серебряную и медную монету.

Разменной серебряной монетой был персидский шекель, равнявшийся 1/20 дарика (5,6 грамма серебра). Одновременно с этим Дарий установил и размеры податей, которые должны были вносить в царскую казну отдельные области, соответственно своему хозяйственному развитию.

Взимание податей передавалось на откуп торговым домам или отдельным откупщикам, которые наживали на этом огромные средства. Поэтому подати и откупа тяжёлым бременем ложились на население.

Организация хозяйственно-финансового управления страной, тесно связанного с ростом хозяйственной жизни и особенно торговли, остроумно отмечена Геродотом в следующих словах: «Персы называют Дария торгашом за то, что он установил определённую подать и принял другие подобные меры».

Большое значение для развития торговли и координации всей хозяйственной жизни имела широкая организация дорожного строительства и службы связи. В этом отношении персы использовали большое количество древних хеттских и ассирийских дорог, приспособив их для торговых караванов, для перевозки почты и передвижения войск.

Одновременно с этим был проложен и ряд новых дорог. Среди главных дорог, связывавших важнейшие торговые и административные центры, особое значение имела крупнейшая дорожная магистраль, получившая название «царской дороги». Эта дорога вела от Эгейского побережья Малой Азии до центра Двуречья.

Она шла от Эфеса на Сарды и Сузы через Евфрат, Армению и Ассирию, вдоль Тигра. Не менее важная дорога шла из Вавилона через Загр, мимо Бехистунской скалы, к бактрийской и индийской границам. Наконец, особая дорога пересекала всю Малую Азию от Исского залива до Синода, соединяя район Эгейского моря с Закавказьем и северной частью Передней Азии.

Греческие историки сообщают о прекрасном обслуживании этих образцовых персидских дорог. Они были разделены на парасанги (5 км) и на каждом 20-м километре была построена царская станция с гостиницей. По этим дорогам мчались курьеры с царскими посланиями. Возможно, что уже тогда пользовались огненной сигнализацией при помощи костров.

На границах областей и пустынь были построены укрепления и размещены гарнизоны, что указывает на военное значение этих дорог.

Государственные реформы Дария I - Студенческий портал

Сохранение государственного единства, охрана границ и подавление восстаний внутри страны требовали организации армии и всего военного дела в целом. В мирное время постоянное войско состояло из отрядов персов и мидян, которые составляли основные гарнизоны.

Ядром этой постоянной армии являлась царская гвардия, которая состояла из всадников-аристократов и 10 тыс. «бессмертных» пехотинцев. Личная охрана царя во дворце состояла из 1 тыс. воинов. Во время войны собиралось огромное ополчение со всего государства, причём отдельные области должны были выставлять определённое число воинов.

Реорганизация армии и всего военного дела, начатая Дарием, способствовала росту военной мощи Персидского государства в эпоху Ахеменидов. Греческий историк Ксенофонт в несколько идеализированной форме рисует высокую степень организации военного дела в древней Персии.

Судя по его рассказу, персидский царь сам устанавливал размеры войск в каждой сатрапии, количество всадников, стрелков, пращников и щитоносцев, а также численность гарнизонов в отдельных крепостях. Персидский царь ежегодно производил смотры персидских войск, в частности тех, которые были расположены вокруг царской резиденции.

В более далёких областях эти военные смотры производились особыми царскими чиновниками, специально назначенными для этой цели. На организацию военного дела обращалось особенное внимание.

За хорошее содержание войск сатрапы получали повышение и награды в виде ценных подарков, а за плохое содержание войск они отрешались от должностей и подвергались тяжёлым наказаниям. Большое значение для централизации военного дела и главным образом военного управления имела организация больших военных округов, объединявших несколько областей.

Государственные реформы Дария I - Студенческий портал

Для того чтобы внутренне укрепить Персидское государство, необходимо было организовать определённую систему местного управления. Ещё Кир образовал из покорённых стран большие области, которые управлялись особыми правителями, получавшими название сатрапов (от персидского «кхшатра-паван» — «блюстители страны»).

Эти сатрапы были своего рода наместники царя и сосредоточивали в своих руках все нити управления областью. Они обязаны были поддерживать порядок в своей области и подавлять в ней восстания. Сатрапы стояли во главе местного суда и обладали уголовной и гражданской юрисдикцией.

Они командовали войсками области, имели свою личную гвардию и ведали военным снабжением. С разрешения царя они даже могли руководить военными экспедициями против соседних стран. В руках сатрапа были сосредоточены и финансово-податные функции. Сатрапы обязаны были собирать подати, изыскивать новые налоги и все поступления передавать в царскую казну.

Они же наблюдали за хозяйственной жизнью области, в частности за развитием земледелия. Наконец, они имели право назначать и смещать чиновников в пределах своей области и контролировать их деятельность. Таким образом, сатрапы, имея огромные полномочия, часто превращались в почти независимых царьков и имели свой собственный двор.

Не имея возможности полностью подчинить своему контролю все части своего огромного государства, персидские цари вполне сознательно оставляли местным династам целый ряд прерогатив. Так, например, цари Киликии правили в своём царстве в качестве сатрапов до конца V в. до н. э.

В Малой Азии, в Сирии, Финикии и Палестине, в Средней Азии и на далёких восточных окраинах, на границах Индии местные князья сохранили свою власть, управляя ныне своими областями от имени персидского царя. Эта чрезмерная самостоятельность местных правителей или сатрапов, часто приводила к восстаниям и требовала вмешательства персидских царей.

Так, Дарий принуждён был выступить против Оройта, сатрапа Лидии, и Арианда, сатрапа Египта, и строго их покарать за их чрезмерную самостоятельность, которая выражалась порой в неповиновении персидскому царю и даже в тайном убийстве царского гонца.

Персидское царство ещё при Дарий было разделено на 23–24 сатрапии, которые перечислены в Бехистунской, Накширустамской и Суэцкой надписях. Список сатрапий с перечислением податей, которые они платили царю, приводит и Геродот. Однако не всегда эти списки имеют строго административное значение.

Несмотря на попытки персидских царей ввести в некоторые рамки большую самостоятельность сатрапов, доходившую иногда до произвола, сатрапии всё же долго сохраняли много своеобразных местных черт.

В отдельных сатрапиях сохранялись местное право (Вавилон, Египет, Иудея), местные системы мер и веса, административное деление (египетские номы), податная неприкосновенность и привилегии храмов и жречества.

Сохранялись и местные языки, которые, однако, постепенно вытеснялись арамейским языком, ставшим официальным языком западной части государства. Основу Персидского государства составляли иранские племена, объединённые в одно сильное и сплочённое государство под властью царя.

В этом государстве персы занимали привилегированное положение в качестве правящей народности. Персы были освобождены от всех налогов, так что все тяготы податного обложения ложились на покорённые персами народы.

Персидские цари в своих надписях всегда подчёркивали заслуги и достоинства, а также господствующее положение персов в государстве. В своей могильной надписи Дарий писал: «Копьё персидского мужа проникло далеко, персидский муж участвовал в битвах далеко от Персии, он не дрожит ни перед каким врагом». В идеологическом и культурном отношении персов объединяли язык и единая религия, в частности культ верховного бога Ахурамазды.

Однако, по мере того как Персия постепенно стала превращаться в огромную державу, стали появляться новые формы идеологии, пытающейся обосновать претензию персидских царей на мировое господство. Персидский царь назывался «царём стран» или «царём царей». Больше того, его называли «владыкой всех людей от восхода до захода солнца».

Для укрепления власти царя использовалась древнеперсидская религия, многое воспринявшая у жреческих учений древних народов Передней Азии и Египта.

Согласно этой политико-религиозной теории персидский верховный бог Ахурамазда, создатель неба и земли, сделал персидского царя «властителем всей этой обширной земли, его единственным повелителем многих», «над горами и равнинами по ту и по эту сторону моря, по ту и по эту сторону пустыни».

На стенах большого персепольского дворца персидских царей изображены длинные вереницы данников, несущих самую разнообразную дань и богатые дары персидскому царю со всех концов мира.

Читайте также:  Качество товара - студенческий портал

На золотых и на серебряных табличках лаконично и выразительно Дарий I сообщал об огромных размерах своего государства: «Дарий, великий царь, царь царей, царь стран, сын Гистаспа, Ахеменид. Царь Дарий говорит: „Это царство, которым я владею от Скифии, которая позади Согдианы, до Куша (т. е. Эфиопии) от Индии до Сард, дал мне Ахурамазда, величайший из богов. Да защитит Ахурамазда меня и мой дом“».

Следующая глава

Источник: https://history.wikireading.ru/153231

Политический кризис в империи Ахеменидов. Реформы Дария I, их значение

Создав огромную империю, немногочисленный этнос персов должен был выработать оптимальную формулу для управления разноплеменным конгломератом высокоразвитых и примитивных народов, различных по своим судьбам и уровню развития стран, объединенных отныне под властью единой администрации. Стоит заметить, что в распоряжении персидских правителей не было развитой религиозной системы, которая могла бы послужить основой для формирования крепкой власти. Такого рода система в форме иранского зороастризма еще только зарождалась и потому не могла быть использована в необходимом для нужд империи объеме. Поэтому центр тяжести был вынужденно перенесен на создание оптимальной административной структуры, типа той, основы которой были заложены еще ассирийцами. Вот этуто структуру и вырабатывал в ходе своих реформ Дарий I.

Суть реформ Дария сводилась прежде всего к обеспечению господства персов в рамках созданной ими мировой державы.

Сами персы – кара (это слово означало одновременно «народ» и «воины», что адекватно отражало сравнительно ранний этап развития персов как этноса, и те социально политические функции, которые выпали на их долю в империи) – занимали привилегированное положение.

Именно из их числа формировался командный состав армии, именно они составляли ядро административного аппарата, разветвленная сеть которого густо опутала всю державу Ахеменидов.

Следуя уже апробированному ассирийцами методу, Дарий разделил страну на провинции – сатрапии, во главе которых им были поставлены ответственные перед центром управители сатрапы.

Но в отличие от ассирийцев Дарий пошел дальше: для упрочения власти центра и ограничения всевластия сатрапов он ввел разделение военной и гражданской власти на местах. В функции сатрапов входило осуществление гражданской администрации, обеспечение регулярного поступления податей и выполнения повинностей.

Они же выполняли судебные функции, имели право чеканить серебряную и медную монету. Однако сатрапы не имели военной силы, за исключением небольшой личной охраны и аппарата принуждения на местах. Что же касается военной администрации, то вся империя была поделена на пять больших округов во главе с военачальниками, в ведении которых находились военные руководители сатрапий, независимые от сатрапов и не подчинявшиеся им. Это разграничение гражданской и военной администрации при взаимном контроле ответственных руководителей различных ведомств сыграло важную роль в упрочении всевластия центра.

Именно центральный аппарат власти сохранял за собой все основные руководящие функции. Из заново отстроенной столицы (Сузы) по стратегическим дорогам, снабженным почтовыми станциями с лошадьми, гонцами, складами продовольствия и необходимого снаряжения, шли распоряжения и указания.

Для упрощения канцелярско деловой переписки в многоязычной державе Дарий перевел всю ее на арамейский язык, широко распространенная лексика которого удачно соответствовала переведенной на алфавитную основу по финикийскому образцу унифицированной клинописи.

Только столичное казначейство, в сокровищницы которого ежегодно стекались подати из всех сатрапий, в строгом соответствии с их богатством и степенью экономического развития, имело право чеканить золотую монету, дарик, получившую широкое распространение не только в персидском, но и греческом мире.

Во главе административного аппарата центра стояли знатные персидские вельможи, им помогали многочисленные чиновники из персов и мидян, причем часть этих же чиновников посылалась в сатрапии, где они выступали в качестве помощников сатрапов, исполняя судебные и иные функции.

Что касается администрации внутри сатрапий, особенно таких крупных и развитых, как Египет или Вавилон, то они делились на области, для управления которыми обычно привлекались чиновники и писцы из числа местных жителей. В сатрапиях, где политические связи издревле основывались на добровольном подчинении мелких государств (Финикия и др.

), роль руководителей подчиненных сатрапам областей выполняли местные правители с их традиционным аппаратом власти и местным самоуправлением.

Далекие периферийные районы, населенные небогатыми племенами, тоже обычно сохраняли традиционную систему управления во главе с вождями, а их взносы в персидскую казну ограничивались небольшой данью, принимавшей форму спорадических подарков. При этом почти во все окраины державы центр посылал свои военные отряды, сооружая там крепости и форпосты.

Воины гарнизонов обычно получали освобожденные от налогов земельные наделы и жили за счет их обработки. При этом строго соблюдался принцип, согласно которому в число воинов не должны были включаться жители данного района, даже вообще страны, особенно если имелась в виду такая страна, как Египет, Вавилония.

Вообще на организацию армии обращалось особое внимание, ибо именно военная сила была основой власти персов. Элитой армии был корпус «бессмертных» из 10 тыс. лучших персидских воинов, первая тысяча которых, состоявшая из представителей знатных родов, занимала привилегированное положение в качестве личной охраны царя.

Остальная армия делилась на пехотинцев лучников и всадников, причем периферийные ее подразделения, стоявшие гарнизонами в сатрапиях, включали в свой состав не только персов и мидян, хотя именно иранские племена по прежнему оставались костяком армии.

Вначале строго следили за тем, чтобы воинские наделы оставались наследственно должностными и не переходили в личную собственность, не становились объектом купли продажи. С течением времени, однако, наделы начинали отчуждаться, что не могло не сказаться на боеспособности армии.

Как известно, это привело к тому, что последние персидские цари вынуждены были все большую ставку делать на воинов наемников. Став мировой державой, империя Ахеменидов вынуждена была активно строить военные корабли, особенно после того как ей пришлось столкнуться с сильными именно на море греками.

Серия военно политических и социально экономических реформ Дария, приведшая к укреплению внутренней административной структуры и усилению власти правителя, сравнительно мало затронула те привычные социальные и экономические отношения, которые существовали на Ближнем Востоке издревле.

При всем несходстве между развитыми и отсталыми странами, при всех модификациях моделей эволюции эти отношения в общем были однотипными: эффективная администрация центра опиралась на власть собственность, производители выплачивали ренту налог в казну, а частное хозяйств всегда было под строгим контролем чиновников.

Завоеватели персы, облагавшие огромными податями подвластное им иноплеменное население, выступали в качестве правопреемников тех правителей, которые прежде олицетворяли собой власть собственность в каждой из покоренных персами стран.

Во всех них система царско храмовых хозяйств становилась одним из важнейших источников дохода казны Ахеменидов, причем земли этих хозяйств по прежнему обрабатывали арендаторы, обычно зависимые либо неимущие полноправные из числа местного населения.

Параллельно с царско храмовыми многие из аннексированных земель были розданы знатным персам и иным приближенным либо заслуженным лицам, которые тем самым приобретали большие должностные и личные владения, обрабатывавшиеся для них на правах аренды преимущественно теми же зависимыми (многих из них именовали персидским словом «гарда», в эламском варианте – «курташ»), нередко из числа бесправных покоренных пленников. Часть крупных владений имела привилегии и иммунитеты, т. е. была освобождена от налогов, тогда как с остальных налоги взимались по минимальной ставке. К должностным землям крупного масштаба были близки по характеру и более мелкие должностные владения чиновников и воинов, которые обычно также обрабатывались арендаторами.

Основная доля земельного фонда в персидской империи принадлежала общинникам, выплачивавшим налоги непосредственно в казну и исполнявшим все повинности. Среди них были и богатые, и бедные, причем богачи подчас сдавали излишки земли в аренду беднякам.

Долговое рабство распространено не было, но практика заклада имущества была хорошо известна, особенно в связи с системой откупов: крупные дельцы, бравшие на откуп тот или иной район империи, беспощадно выколачивали из населения не только причитавшийся с каждого налог, но и немало сверх этого, что и вынуждало бедняков расставаться с имуществом либо закладывать его.

В период расцвета державы Ахеменидов был достигнут высокий уровень развития ремесла, торговли, строительства.

Ремесло и особенно транзитная торговля – как, впрочем, и операции по закладу либо аренде – нередко сосредоточивались в руках больших торговых домов частных собственников, в основном вавилонских.

Рабов в империи было немного, причем использовались они либо в государственных хозяйствах на тяжелых работах (рудники, каменоломни), либо в сфере услужения в частных домах.

Те из рабов, которые сажались на землю или обзаводились кое каким имуществом, включались в торгово ростовщические операции, приобретали ремесленные специальности и тем постепенно изменяли свой реальный статус, сближаясь в имущественном отношении с иными слоями населения, хотя юридически долго оставались неполноправными, что находило отражение в системе оброка пекулия.

Источник: https://students-library.com/library/read/38129-politiceskij-krizis-v-imperii-ahemenidov-reformy-daria-i-ih-znacenie

Царь Персии Дарий I

Дарий I стал третьим царем из династии Ахеменидов. К этому времени империя простиралась от границ Индостана до побережья Малой Азии. При Камбизе был завоеван Египет.

Связь Дария с родом Кира Великого была отдаленной – у обоих царей был общий предок по имени Ахемен. Кроме Дария среди знатнейших персов того времени были другие люди, имевшие не меньше прав на трон.

Дарий I сумел захватить власть, справиться с восстаниями многих регионов, провести ряд преобразований и продолжить завоевания своих предшественников.

Приход к власти Дария I

В 522 году до н.э., возвращаясь из похода в Египет, умер царь Персии Камбиз II. Незадолго до его смерти в Вавилоне поднял восстание некий Бардия, выдававший себя за сына Кира. Согласно официальной версии, которая изложена в Бехистунской надписи, настоящий Бардия был убит по приказу Камбиза. Восстание поднял самозванец, который в действительности был мидийцем по имени Гаумата.

После перехода империи под его власть Гаумата начал править из мидийской крепости Сикаяуватиш. Новый царь освободил на три года все подвластные народы от налогов и военной повинности.

В том же году Дарий с несколькими соратниками совершил переворот и убил Бардию. На момент смерти Камбиза Дарий был носителем лука при царе и состоял в отдаленном родстве с царской династией. После переворота он пришел к власти.

Междоусобицы внутри Ахеменидской династии привели к серии восстаний на всей территории державы. В Эламе Ассина провозгласил себя царем. В Вавилони Нидинту-Бел поднял восстание и провозгласил себя царем Навуходоносором III.

Дарий I легко подавил мятеж в Эламе и после двух битв и осады Вавилона навел порядок в Междуречье. В это время восстали земли Персида, Элам, Мидия, Ассирия и восточные земли – Маргиана, Саттагидия, Скифия. Царь потребовался год, чтобы справиться со всеми мятежами. В 521-520 гг. до н.э. он подавил новые восстания в Междуречье и Эламе.

Бехистунская надпись

После подавления восстаний по приказу нового царя на Бехистунской скале была выбита надпись. Ее содержание приводилось на трех языках: аккадском, персидском и эламском.

Ее содержание перевели на другие языки и отправили в сатрапии. Фрагменты текста Бехистунской надписи на арамейском были обнаружены в Египте на острове Элефантина.

В тексте содержится рассказ о родословной Дария I, его приходе к власти и подавлении восстаний. Текст сопровождает рельеф, где изображен Ахура-Мазда, вручающий царю власть.

Реформы Дария I

Дарий I ввел разделение империи на сатрапии, который в основном соответствовали границам прежних государств и племен. Иногда территории несколько соседних племен были объединены в одну сатрапию. Сатрапы отвечали за поступление податей в царскую казну, осуществляли административное управление. Для каждой провинции был установлен размер налогов с учетом ее плодородности и ресурсов.

Сатрапы не имели больших военных сил. Империя делилась на пять военных округов, командующие которыми ведали военными силами сатрапий. Позже эта система не соблюдалась так строго. В источниках V-IV веков до н.э. можно найти много примеров, как сатрапы командовали крупными армиями в пределах своих провинций.

Читайте также:  Соотношение между сторонами и углами треугольника - студенческий портал

Дополнительным средством контроля за деятельностью наместников были тайные агенты – «уши» и «глаза» царя. Иногда правитель посылал в сатрапии царских писцов, которые давали отчет о том, как обстоят дела в провинции.

Хотя Геродот называет автором административной реформы Дария I, некоторые исследователи допускают, что система сатрапий была создана еще при Кире II. Предполагают, что Дарий I реорганизовал систему территориального разделения империи.

В финансовой сфере Дарий I ввел золотую монету – «дарик». Она должна была стать универсальной денежной единицей для всей Ахеменидской империи. Сатрапы имели право чеканить серебряные монеты.

В письменных источниках Дария I называют выдающимся законодателем. Но в источниках его времени нет сведений о каких-либо преобразований в области законов.

В Вавилонии около 500 года до н.э. был введен имущественный ценз, который позволял документировать имущество жителей для обложения податями. Других сведений о преобразованиях в этом регионе в эпоху Дария I нет.

Отдельная правовая реформа была проведена в Египте. По приказу Дария I сатрап этой страны должен был собрать ее лучших представителей для кодификации законов, которые действовали в последний год правления Амасиса (накануне персидского завоевания). Собранные материалы были направлены в имперскую столицу, где их перевели на арамейский (официальный язык царской канцелярии).

Результат реформ Дария I

Третий царь Персидской империи сумел удержать завоевания своих предшественников. Созданная или преобразованная им система управления государством просуществовала последующие два века до падения Ахеменидской державы.

Укрепление империи в начале правления Дария I давало возможность ему вскоре продолжить завоевания своих предшественников. При Дарии I под власть Персии попадут островные полисы греков, а также земли на севере Балкан и Македония.

Источник: https://histerl.ru/perekrestki-civilizacij/car-persii-darij-i.htm

Реформы Дария I

Введение.

Царь царей, Дарий I происходил из династии Ахеменидов (правил 522-486гг. до н.э.). Он проводил активную внутреннюю политику.

Занимался усмирением восставших, проводил реформы административной структуры, ввел упорядоченную систему налогообложения, создал устойчивую монетную систему, установил официальный государственный язык, организовал систему связи. Дарий начал строительство дорог и каналов, в результате чего произошло оживление торговли.

Цель данной работы состоит в том, чтобы понять суть реформ Дария I. Рассмотреть основные положения его реформ. К чему привела его политика империю Ахеменидов?

Тема данной курсовой работы особенно актуальна в наше время. Время, когда особенно не хватает активных, инициативных людей. При проведении реформ всегда затрачивается большое количество времени и энергии. Результаты самих реформ зачастую становятся видны спустя много лет после их проведения.

Чтобы наиболее полно раскрыть содержание данной темы я использовал нарративный источник- Геродот «История». Этот источник можно считать достоверным, поскольку это монументальный труд Геродота. Это первое  полностью дошедшее до нас историческое сочинение древности и одновременно первый в истории античной культуры памятник художественной прозы.

Ценнейший источник по ранней истории Греции и Востока. Противопоставление Персии и Греции, рабства и свободы, демократии и тирании составляют основное содержание труда «отца истории», как именуют Геродота. Живое дыхание эпохи, изысканный и вместе с тем предельно ясный язык снискали ему заслуженную славу одного из самых увлекательных произведений мировой истории.

Так же я использовал информацию из учебников и интернета.

Глава I. Образование империи Ахеменидов

Известно, что 
самые древние обитатели Ирана 
имели иное происхождение, нежели персы 
и родственные им народы, создавшие 
цивилизации на Иранском нагорье, а 
также семиты и шумеры, цивилизации 
которых возникли в Месопотамии.

При раскопках в пещерах вблизи южного побережья Каспийского моря были обнаружены скелеты людей, датированные VIII тыс. до н.э. На северо-западе Ирана, в местечке Гёй-Тепе, были найдены 
черепа людей, живших в III тыс. до н.э.

Ученые предложили назвать коренное население каспиями, что указывает на географическую связь с народами, населявшими 
Кавказские горы к западу от Каспийского 
моря. Сами кавказские племена, как 
известно, мигрировали в более 
южные районы, в пределы нагорья. «Каспийский» тип, по-видимому, сохранился в сильно ослабленном виде среди 
кочевых племен луров в современном Иране.1

Для археологии Среднего Востока центральным вопросом является датировка появления здесь 
сельскохозяйственных поселений. Памятники 
материальной культуры и другие свидетельства, найденные в каспийских пещерах, говорят о том, что населявшие регион племена с VIII до V тыс. до н.э.

занимались преимущественно охотой, затем перешли к скотоводству, которое, в свою очередь, ок. IV тыс. до н.э. сменилось земледелием. Постоянные поселения появились в западной части нагорья еще до III тыс. до н.э., а скорее всего – в V тыс. до н.э.

К главнейшим поселениям можно 
отнести Сиалк, Гёй-Тепе, Гиссар, но самым крупным были Сузы, ставшие 
впоследствии столицей персидского 
государства. В этих небольших селениях вдоль петляющих узких улочек теснились друг к другу глинобитные 
хижины. Умерших хоронили либо под 
полом дома, либо на кладбище в скрюченном («утробном») положении.

Реконструкция 
жизни древних обитателей нагорья 
производилась на основании изучения утвари, орудий труда и украшений, которые помещались в могилы, чтобы 
снабдить усопшего всем необходимым 
для загробной жизни.

Развитие культуры в доисторическом Иране происходило 
поступательно в течение многих веков. Как и в Месопотамии, здесь 
начали строить кирпичные дома больших 
размеров, изготавливать предметы из литой меди, а затем и из литой 
бронзы.

Появились печати из камня 
с вырезанным рисунком, которые являлись свидетельствами появления частной 
собственности. Найденные большие 
кувшины для хранения продуктов 
позволяют предположить, что на период между урожаями делались запасы.

Среди 
находок всех периодов встречаются 
статуэтки богини-матери, часто изображавшейся с супругом, который был ей одновременно и мужем и сыном.

Самым примечательным является огромное разнообразие расписных 
глиняных изделий, стенки некоторых 
из них не толще скорлупы куриного яйца. Изображенные в профиль фигурки 
птиц и животных свидетельствуют 
о таланте доисторических ремесленников.

На некоторых глиняных изделиях изображен 
сам человек, занятый охотой или 
совершающий какие-то ритуалы. Около 1200–800 до н.э. расписная керамика сменяется 
одноцветной – красной, черной или 
серой, что объясняют вторжением племен из пока еще не установленных 
регионов.

Керамика такого же типа была найдена очень далеко от Ирана 
– в Китае2.

Историю Ирана 
часто делят на два периода: домусульманский 
и мусульманский. Исламизация иранского 
общества привела к фундаментальным 
изменениям его культурной, социальной и политической структуры. Однако и 
после принятия ислама прежние духовные ценности отнюдь не исчезли.

Более того, они оказали сильное влияние 
на нарождавшуюся в стране новую 
культуру, которую некоторые ученые называют иранским исламом. В современном 
Иране сохраняются многие домусульманские 
традиции и обряды. На протяжении 16 веков после арабо-исламского завоевания неоднократно предпринимались попытки 
возродить древние традиции.

Последняя 
из таких попыток была предпринята 
в правление династии Пехлеви.

Ряд историков 
полагает, что древнеперсидский пророк Заратуштра жил и проповедовал в 
начальные годы правления династии Ахеменидов. Сильное влияние на Ахеменидов, широко использовавших таланты покоренных народов, оказала высокоразвитая культура Месопотамии.

При этом Ахемениды 
внесли и собственный значительный вклад в развитие цивилизации 
обширного региона, простиравшегося 
от Индии до Египта. Ахемениды первыми 
разработали концепцию всемирного правительства и мирового государства3.

Письменные свидетельства эпохи Ахеменидов практически не сохранились, поскольку Александр Македонский приказал перевести все иранские произведения на греческий и коптский языки и уничтожить оригиналы, в том числе Авесту, священную книгу зороастрийцев

Историческая 
эпоха начинается на Иранском нагорье 
в конце IV тыс. до н.э. Большая часть 
сведений о потомках древних племен, живших на восточных границах Месопотамии, в горах Загроса, почерпнута из месопотамских 
летописей.

(О племенах, населявших центральные и восточные районы Иранского нагорья, в летописях 
никаких сведений нет, потому что 
они не имели связей с месопотамскими царствами.

) Самыми крупными из народов, населявших Загрос, были эламиты, захватившие 
древний город Сузы, расположенный 
на равнине у подножий Загроса, и 
основавшие там могущественное и 
процветающее государство Элам. Эламские летописи начали составляться ок. 3000 до н.э. и велись две тысячи лет.

Далее 
к северу жили касситы, варварские племена 
конников, которые к середине II тыс. до н.э. завоевали Вавилонию. Касситы 
восприняли цивилизацию вавилонян 
и правили Южной Месопотамией несколько столетий. Менее значимыми 
были племена Северного Загроса, луллубеи и гутии, обитавшие в 
районе, где великий трансазиатский торговый путь спускался от западной оконечности Иранского нагорья 
на равнину.

Начиная со II тыс. до н.э. на Иранское нагорье одна за другой обрушивались волны нашествий 
племен из Центральной Азии. Это 
были арии, индоиранские племена, говорившие на диалектах, являвшимися праязыками нынешних языков Иранского нагорья 
и Северной Индии. Они же дали Ирану 
его имя («родина ариев»).

Первая волна завоевателей нахлынула ок. 1500 до н.э. Одна группа ариев осела 
на западе Иранского нагорья, где 
основала государство Митанни, другая группа – на юге среди касситов. Однако основной поток ариев миновал 
Иран, повернув резко на юг, перевалил 
через Гиндукуш и вторгся в Северную Индию4.

В начале I тыс. до н.э. по тому же пути на Иранское нагорье 
прибыла вторая волна пришельцев, собственно иранских племен, причем куда более многочисленная.

Часть иранских племен – согдийцы, скифы, саки, парфяне 
и бактрийцы – сохранили кочевой 
образ жизни, другие ушли за пределы 
нагорья, но два племени, мидяне и 
персы (парса), обосновались в долинах 
хребта Загрос, смешались с местным 
населением и восприняли их политические, религиозные и культурные традиции.

Мидяне осели в окрестностях Экбатаны (современныйХамадан). Персы расселились 
несколько южнее, на равнинах Элама 
и в горном районе, примыкающем 
к Персидскому заливу, который 
позднее получил название Персида (Парса или Фарс).

Возможно, первоначально 
персы обосновались к северо-западу от мидян, западнее озера Резайе (Урмия), и лишь позднее переместились 
к югу под давлением Ассирии, переживавшей тогда пик своего могущества. На некоторых ассирийских барельефах 9 и 8 вв. до н.э. изображены сражения с 
мидянами и персами.

Постепенно набирало силу Мидийское царство со столицей в Экбатане. В 612 до н.э. мидийский 
царь Киаксар (правил с 625 по 585 до н.э.) вступил 
в союз с Вавилонией, захватил Ниневию 
и сокрушил ассирийскую державу.

Мидийское царство простиралось от Малой Азии (современная Турция) почти до р. Инд. На протяжении всего лишь одного царствования Мидия из маленького княжества-данника превратилась в сильнейшую державу Среднего Востока.

Могущество Мидии 
не продержалось дольше жизни двух поколений. Персидская династия Ахеменидов (названная так по имени своего основателя Ахемена) еще при мидянах 
стала господствовать в Парсе. В 553 до н.э.

Кир II Великий, Ахеменид, правитель 
Парсы, поднял восстание против мидийского царя Астиага, сына Киаксара, в результате которого был создан могущественный союз мидян и персов. Новая держава 
угрожала всему Среднему Востоку. В 546 до н.э.

царь Лидии Крез возглавил 
направленную против царя Кира коалицию, в которую помимо лидийцев вошли 
вавилоняне, египтяне и спартанцы. Согласно легенде, оракул предсказал лидийскому царю, что война закончится крушением 
великого государства. Обрадованный Крез даже не удосужился спросить, какое 
именно государство имелось в 
виду.

Война закончилась победой 
Кира, который преследовал Крёза 
до самой Лидии и там захватил его в плен. В 539 до н.э. Кир занял 
Вавилонию, а к концу своего правления 
расширил границы государства от Средиземного моря до восточных окраин Иранского нагорья, сделав столицей Пасаргады, город на юго-западе Ирана.

Если не считать 
нескольких кратких ахеменидских надписей, основные сведения о государстве 
Ахеменидов мы черпаем из работ древнегреческих 
историков. Даже имена персидских царей 
вошли в историографию так, как 
их писали древние греки. Например, имена царей, известных сегодня 
как Киаксар, Кир и Ксеркс, по-персидски 
произносятся как Увахштра, Куруш 
и Хшаяршан.

Главным городом 
государства были Сузы. Вавилон и 
Экбатана считались административными 
центрами, а Персеполь – центром 
ритуальной и духовной жизни. Государство 
было разделено на двадцать сатрапий, или провинций, во главе которых 
стояли сатрапы.

Сатрапами становились 
представители персидской знати, а 
сама должность передавалась по наследству.

Такое сочетание власти абсолютного 
монарха и полунезависимых наместников 
составляло характерную особенность политического устройства страны на протяжении многих веков.

Все провинции 
соединялись почтовыми дорогами, самая значительная из которых, «царская дорога» длиной 2400 км, пролегала 
от Суз до средиземноморского побережья.

Несмотря на то, что по всей империи 
были введены единая административная система, единая денежная единица и 
единый официальный язык, многие подвластные 
народы сохраняли свои обычаи, религию 
и местных правителей. Период правления 
Ахеменидов отличался терпимостью.

Долгие годы мира при персах благоприятствовали развитию городов, торговли и сельского 
хозяйства. Иран переживал свой Золотой 
век.

Персидская армия 
по составу и тактике отличалась от прежних армий, для которых 
были типичны колесницы и пехота. Главной ударной силой персидских войск стали конные лучники, засыпавшие противника тучей стрел, не вступая 
при этом с ним в прямое соприкосновение.

Армия состояла из шести корпусов по 60 000 воинов в каждом и элитных 
соединений численностью 10 000 человек, отобранных из членов знатнейших семейств и называвшихся «бессмертными»; они 
же составляли личную охрану царя.

Однако во время походов в Грецию, а 
также во время правления последнего царя из династии Ахеменидов Дария III в 
бой шла огромная, плохо управляемая 
масса конников, колесниц и пехотинцев, не способная маневрировать на небольших 
пространствах и зачастую значительно 
уступавшая дисциплинированной пехоте греков.

Ахемениды очень 
гордились своим происхождением.

Бехистунская надпись, выбитая на скале 
по приказу Дария I, гласит: «Я, Дарий, великий царь, царь царей, царь стран, населенных всеми народами, давно 
уже царь этой великой земли, простирающейся еще дальше, сын Гистаспа, Ахеменид, перс, сын перса, арий, и предки мои 
были ариями».

Однако цивилизация Ахеменидов представляла собой конгломерат 
обычаев, культуры, общественных институтов и идей, существовавших во всех частях Древнего Мира. В то время Восток и Запад впервые вступили в непосредственный контакт, и возникший в результате обмен идеями никогда после этого не прерывался.

Историю иранской государственности принято начинать с Кира II, основателя династии Ахеменидов (550–330 до н.э.), который первым объединил 
два крупнейших индо-иранских племенных 
союза – мидян и персов.

Еще 
ранее, до возникновения персидского 
государства, мидяне, чьей столицей была Экбатана, расположенная в окрестностях современного Хамадана, достигли высокого уровня политической организации, бросив вызов ассирийцам и в 612 до н.э.

захватив столицу Древней Ассирии Ниневию.

Кир великий (ок. 590–530 до н.э.), или Кир II, царь Персии и основатель Персидского государства. Кир (древнеперс.«Куруш» или «Кураш»), родился ок. 590 до н.э. в семье Ахеменидов, которая, будучи вассалом Мидии, правила 
царством, называвшимся Персис, в Сузиане, на юго-западе Персии. Взошел на трон после 
смерти своего отца, Камбиса I, в 558 до н.э.5

О его детстве 
и юности известно только из легенд. Согласно Геродоту, матерью Кира была дочь мидийского царя Астиага Мандана, которой предсказали, что она родит сына, который станет владыкой мира.

Легенда гласит, что после рождения Кира знатному мидийцуГарпагу было поручено убить младенца, но он отдал его пастуху и его жене, а те, вместо того чтобы оставить ребенка на съедение диким зверям, вырастили мальчика как собственного сына.

Когда Киру было десять лет, за незначительный проступок его доставили к царю Астиагу, который признал в нем своего внука, заставил приемного отца Кира рассказать правду и жестоко наказал Гарпага за обман. Мальчика же в целости и сохранности отправили к настоящим родителям в Персию.

Читайте также:  Способы разработки и выполнения приложений - студенческий портал

Согласно другой легенде, Кира оставили диким зверям, но волчица выкормила и вырастила его. Еще одно предание, записанное Ктесием, греческим историком, жившим при персидском дворе в 5 в. до н.э., утверждает, что Кир был не сыном, а мужем Манданы.

Источник: https://student.zoomru.ru/history/reformy-dariya-i/233165.1824505.s1.html

2. Создание Персидской империи. Реформы Дария I

Персидская
империя.

С
530 по 334 г. до н. э. на Древнем Востоке
возникла одна из величайших империй
Древнего мира – Персидская империя
Ахеменидов.

За довольно короткий срок
персы, преодолев всевозможные препятствия,
смогли вырваться из состояния варварства
и создать свою собственную цивилизацию,
известную не столько великими открытиями
в науке и прекрасными произведениями
искусства, сколько своими военными
достижениями и созданием громоздкого
деспотического государства.

У
истоков цивилизации

Населяли
Иранское нагорье многочисленные племена,
некоторые из которых упоминаются в
месопотамских летописях. Самым крупным
племенным объединением, населявшим эту
территорию, были эламиты, завоевавшие
расположенный на плодородной равнине
древний город Сузы и основавшие там
могущественное государство Элам.

В
ассирийских летописях можно встретить
также упоминания о населявших эти земли
в IX в. до н. э. крупных союзах племен мидян
и персов. В VII в. до н. э. на этой территории
появилось сильное государство Мидия,
а затем и Персидское царство, во главе
которого стоял царь Кураш (Кир) Ахеменид.

Следует отметить, что персидские
правители считали своим родоначальником
легендарного вождя Ахемена

Рождение
империи:Кир II Великий (558–529 гг. до н. э.)

Кир
Великий (рис. 4) был одним из крупнейших
вождей персов. Ни один из правителей
прежде не обладал таким огромным
государством и не одерживал столько
блистательных побед, как Кир II.Считается,
что именно он является подлинным
создателем Персидского государства,объединившим
под своей властью персидские племена
– мидийцев и пасаргадов.

Существует
много легенд, рассказывающих о детстве
и юности этого великого правителя, но
почти в каждой из них подлинные
исторические сведения причудливо
переплетаются со сказочными преданиями.
Одни легенды повествуют, что Кир был
подкидышем, которого воспитали пастухи,
в других рассказывается, что его, как
Ромула и Рема, вскормили дикие звери.

Новый
властитель решил положить этому конец
и в 550 г. до н. э. захватил мидийскую
столицу Экбатану и присоединил Мидию
к своему государству. первая столица
Персидского царства – город Пасаргады.
В VI в. до н. э. возник древнеперсидский
календарь. .Продолжая свою завоевательскую
политику, Кир Великий захватил Армению,
Парфию и Каппадокию.

Следует отметить,
что не только персы были заинтересованы
в создании огромной державы: почти все
население Передней Азии давно нуждалось
в сильном государстве, способном
обеспечить безопасность торговых путей
и относительную стабильность для
деятельности финикийских и малоазийских
купцов, заинтересованных в расширении
своей торговли и открытии единого рынка
между Западом и Востоком. На пути к
созданию такого могущественного
государства стоял Вавилон, который,
несмотря на его мощные, почти неприступные
стены, Кир Великий сумел взять осенью
539 г. до н. э. После Вавилона персидские
войска двинулись далее к побережью
Средиземного моря. Присоединив к своим
владениям земли Палестины и Финикии,
царь Кир восстановил Иерусалим и многие
финикийские города и разрешил евреям
вернуться из вавилонского плена на свою
родину. В Палестине было создано
теократическое государство во главе с
верховным жрецом, который был одновременно
военачальником и судьей.Присоединяя к
своей державе покоренные земли, персы
не разрушали завоеванные города, а
напротив, уважали чужие традиции, веру
и культуру. Покоренные земли лишь
объявлялись сатрапией (провинцией)
Персии и облагались данью.

Камбиз
II (529–523 гг. до н. э.)

После
смерти Кира Великого на престол вступил
его старший сын Камбиз. С его приходом
к власти в разноплеменном и разноязычном
Персидском государстве начались
беспорядки. Справившись с ними, Камбиз
решил предпринять поход в Египет. В 525
г. до н. э.

благодаря своей огромной армии
и флоту финикийцев, а также предательству
командира греческих наемников и
командующего египетским флотом Камбиз
сумел покорить Египет и был провозглашен
его фараоном, основав таким образом
новую, XXVII династию.

Разгром сильного
египетского войска так напугал некоторые
племена Северной Африки,что они
добровольно покорились персам. «Судьба
Египта устрашила живших по соседству
с Египтом ливийцев, которые сдались
персам без боя, сами наложили на себя
дань и послали подарки Камбизу.

Подобно
ливийцам поступили, будучи также
перепуганы, киреяне и баркияне», – писал
греческий историк Геродот.

Дарий
I Великий (522–486 гг. до н. э.)

Осенью
522 г. до н. э. в результате борьбы за власть
повелителем Персидского царства стал
Дарий IВ ходе двадцати сражений, в которых
погибли около, власть персидского царя
была восстановлена на всей территории
державы.

Не имея возможности вести
карательные операции одновременно во
всех направлениях, Дарий усмирял одно
восстание, а затем ту же армию, при помощи
которой подавил первое восстание, бросал
против других мятежников.

В знак своих
успехов Дарий I повелел высечь на отвесной
скале в Бехистуне гигантскую надпись,
сообщавшую о первых годах его царствования
и об одержанных им победах, на трех
главных языках государства: древнеперсидском,
аккадском и эламском.

Надпись гласила,
что до прихода Дария к власти в государстве
царили смута и хаос, люди убивали друг
друга, а он «умиротворил всех, поставив
на место как богатых, так и бедных».

Восстановив
великую империю, созданную Киром и
Камбизом, значительно расширив ее
границы, молодой правитель персов
приступил к ее организации: государство
при Дарии I было разделено на двадцать
сатрапий, во главе каждой из которых
стоял поставленный царем правитель –
сатрап («хранитель царства»).


Границы сатрапий почти совпадали с
рубежами прежних самостоятельных
государств. О своих делах сатрапы
отчитывались перед царем и должны были
следить за процветанием вверенных им
провинций и за своевременной уплатой
налогов в царскую сокровищницу.

У каждого
сатрапа был свой придворный штат, не
менее пышный, чем царский, с такими же
должностями и чинами. Для того чтобы
обезопасить царя от предательства, за
каждым сатрапом присматривали главный
надзиратель, называвшийся «царским
оком», а также тайные посланцы-шпионы.

Кроме сатрапа, в провинцию назначался
еще военачальник, который обязан был
защищать ее от врагов, вести борьбу с
грабежами и разбоями, охранять дороги.
Сатрап должен был следить за военачальником,
а военачальник – за сатрапом. Дарий
установил новую общегосударственную
налоговую систему
.

Все сатрапии обязаны были платить строго
фиксированные для каждой области
денежные налоги, устанавливавшиеся с
учетом площади обрабатываемой земли и
степени ее плодородности. Налогами были
впервые обложены также и храмы в
покоренных областях.

Введенная
при Дарии высокопробная золотая монета
стала основой денежной системы державы
Ахеменидов.
Вес
ее составлял 8,4 г. Золотые монеты,
называемые «дариками», имел право
чеканить только царь, серебряные –
сатрапы, а медные деньги могли чеканить
и в городах. Кроме того, Дарий
занимался обширной строительной
деятельностью
.

В период его правления были построены
многочисленные дороги, мосты, дворцы и
храмы. Самым грандиозным строительным
предприятием Дария было сооружение
канала, который должен был соединить
Средиземное море с Красным. Такой канал
уже был прорыт во времена правления
египетской царицы Хатшепсут, но он давно
пришел в негодность..

Дарий I продолжил
завоевательскую политику Кира и Камбиза.
Для того чтобы укрепить власть персов,
он предпринял большой поход против
саков, а затем и против скифов. Скифы не
стали сражаться с персами в открытом
бою – они применили тактику «выжженной
земли»: уничтожали колодцы и продовольствие
на пути следования персидской армии,
нападали на отставшие отряды персов.

Дарий пытался навязать скифам решающее
сражение, но те отказали ему. Когда
завоеватели углубились в степи, скифы
прислали Дарию необычный подарок –
птицу, мышь, лягушку и пять острых стрел.
Персы долго гадали над значением этого
дара, пока советник Дария не разъяснил
его.

Тем
не менее в результате завоевательской
политики Дария персы сумели овладеть
восточной частью Балканского полуострова,
захватить греческую колонию Византии
и ряд островов. Власть персов также
признала Македония. Только Афины и
Спарта осмелились открыто выступить
против персидской армии.
В
590 г. до н. э.

афинское войско нанесло
сокрушительное поражение персам на
Марафонской равнине. Столь неожиданное
сопротивление захватническим устремлениям
персидского царя и поражение не избавили
Дрия от мысли о новом походе против
непокорных греков.

Реформы
Дария 1.

Административное
деление.

Он
разделил государство на административно-податные
округа, которые назывались сатрапиями.[16]
В основном границы сатрапий совпадали
со старыми государственными и
этнографическими границами стран,
входивших в состав Ахеменидской державы.

Во главе округов стояли так же, как и
раньше, сатрапы, только теперь они
назначались не из местных чиновников,
а из среды персов, в руках которых были
сосредоточены все руководящие позиции
страны.

Что же касается армии, то её
возглавляли военачальники, которые
были независимы от сатрапов и подчинялись
непосредственно царю. Однако после
смерти Дария разделение военных и
гражданских функций не соблюдалось
строго.

Сатрапы и военачальники были
тесно связаны с центральным управлением
и находились под постоянным контролем
царя и его чиновников, особенно тайной
полиции. Верховный контроль над
государством и надзор за всеми чиновниками
был доверен хазарапату, который
одновременно являлся начальником
гвардии царя.

Налогообложение.

Реформы
Дария привели к значительным изменениям
в системе аграрных отношений. У покоренных
народов была отобрана часть земли. Эту
землю Ахемениды раздали большими
поместьями в полновластное и наследственное
владение членам царской семьи,
представителям персидской знати, крупным
чиновникам и т. д.

Такие земельные
владения были освобождены от уплаты
государственных налогов.

Вместе с тем
широко применялась такая система
землепользования, когда царь сажал на
землю своих воинов, которые обрабатывали
выделенные наделы коллективно целыми
группами, отбывали воинскую повинность
и платили определённую денежную и
натуральную подать. Около 518 года до н.
э.

Дарий установил новую общегосударственную
налоговую систему. Все сатрапии обязаны
были платить строго зафиксированные
для каждой области денежные налоги,
устанавливаемые с учётом количества
обрабатываемой земли и степени её
плодородности. Налогами были впервые
обложены также и храмы в покорённых
областях

Монетная
система
.

После
517 года до н. э. Дарий ввёл в Ахеменидской
державе монетную единицу, составляющую
основу единой для всей империи денежной
системы, а именно золотой дарик весом
8,4 г. Чеканка золотой монеты была
прерогативой только персидского царя.

Благодаря тому, что дарик содержал всего
3% примеси, он в течение нескольких веков
занимал положение основной золотой
монеты в торговом мире.

Серебряные и
более мелкие медные монеты чеканили
персидские сатрапы, а также автономные
города и зависимые цари.

Содержание
путей сообщения.

Для
облегчения связи между различными
частями огромной державы были проложены
широкие дороги, мощённые камнем. Главная
из них вела из Суз к Эфесу.

На небольшом
расстоянии друг от друга по этим дорогам
расставлялись конные пикеты, лучшие
всадники мчались от одного пункта к
другому, чтобы передавать царские письма
и посылки .(система эстафеты)[18].

В 518 года
до н. э. был восстановлен древний канал
от Нила до Суэца .

Развитие
международной торговли и строительства
.

Реформы
Дария, образцовое содержание старых
торговых путей и строительство новых,
восстановление канала от Нила до Красного
моря, чеканка монет — всё это способствовало
развитию международной торговли в
невиданных до того времени масштабах.

При Дарии развернулось значительное
строительство (храмы в Мемфисе, дворцы
в Сузах, и пр.).

Дарий I построил новую
столицу Парсу, известную грекам как
Персеполь («Город Персов»), ставшую
четвёртой резиденцией наряду с
Пасаргадами, Экбатанами и Сузами.

Источник: https://studfile.net/preview/2438471/page:2/

Ссылка на основную публикацию