Гуманистическая концепция человека — студенческий портал

­Гуманистическое направление в психологии представляет собой одно из основных течений, изучающих здорового, творческого человека. Возникло оно в 50-е годы прошлого столетия, и уже в течение следующих десяти лет данное направление получило свое развитие. В 1964 году впервые состоялась конференция, посвященная вопросам нового психологического направления.

Гуманистическая концепция человека - Студенческий портал

Принцип становления

Один из наиболее важных принципов гуманистической психологии заключается в том, что человек постоянно находится в процессе своего становления.

Например, студент выпускного курса университета будет отличаться от хихикающего модного первокурсника. По прошествии еще нескольких лет молодой специалист своего дела тоже будет отличаться от выпускника.

Он сможет освоить новые жизненные пути, имеющие отношение к его карьере или, к примеру, семейной жизни.

Те люди, которые сознательно отказываются от своего становления, фактически отказываются от личностного роста. Они отрицают тот факт, что в них заложены возможности полноценного бытия.

Согласно гуманистической психологии, большой ошибкой является отказ от возможностей сделать каждый миг своей жизни максимально насыщенным. Для психолога данного направления подобный взгляд является не чем иным, как извращением того, чем потенциально мог бы быть человек.

Жизнь – непреложная ценность, и поэтому человек должен наполнять каждый миг существования смыслом.

Субъективность восприятия

Еще одна из основополагающих концепций гуманистического направления психологии заключается в том, что единственная «реальность», которая доступна конкретной личности, субъективна.

Подобный взгляд можно также охарактеризовать в качестве феноменологического. Теоретические конструкты вместе с внешним поведением занимают вторичную позицию по отношению к непосредственному опыту личности, а также неповторимому значению этого опыта для нее.

Как писал об этом Маслоу: «Ничто не заменит опыт, совершенно ничто».

Гуманистическая концепция человека - Студенческий портал

Концепция целостности

Одна из важнейших идей гуманистической психологии заключается в рассмотрении индивида как уникального целого. Уже Маслоу увидел, что психологи в течение очень длительного времени сосредотачивались на подробном анализе отдельных событий в жизни человека, пренебрегая его целостностью.

Они изучали деревья, а не весь лес. Фактически теория, которая была впервые разработана Маслоу и развита его последователями, являлась протестом против подобных воззрений, берущих свое начало от бихевиоризма.

Принцип целого, которое всегда больше суммы его частей, точно отражается во многих теоретических трудах исследователей данного направления.

Гуманистическая концепция человека - Студенческий портал

Творческое начало в человеке

Гуманистическая психология признает наличие креативной стороны в каждой личности. Возможно, данное положение является одним из наиболее значительных во всем этом направлении.

Творчество является наиболее универсальной характеристикой, которая потенциально наличествует в каждом человеке с самого рождения.

Однако нередко люди теряют способность творить в результате воздействия внешней среды – в частности, в процессе получения официального образования.

Внутренняя природа человека

Фрейд достаточно ясно намекал на то, что человек находится во власти управляющих им бессознательных сил.

Основатель психоанализа также подчеркивал, что если человек не будет контролировать бессознательные импульсы, это приведет к уничтожению других людей или же самого себя.

Сложно судить о том, насколько справедлива подобная точка зрения, однако Фрейд слабо верил в то, что людьми движет светлое начало.

Личность в гуманистической психологии рассматривается с кардинально противоположной психоанализу точки зрения. Приверженцы данного направления утверждают, что человек если не хорош внутренне, то, по крайней мере, его природа нейтральна.

Конечно, это мнение вполне может оспорить тот человек, который темным вечером подвергнется нападению грабителей.

Но Маслоу утверждал, что разрушительные силы, действующие в людях, являются прямым результатом фрустрации, невозможности удовлетворить собственные потребности.

От природы же в каждом заложены позитивные возможности для достижения самореализации. Такого позитивного взгляда на человека придерживался Маслоу в течение всей своей жизни.

Гуманистическая концепция человека - Студенческий портал

Абрахам Маслоу

Одним из главных представителей гуманистической психологии, выступающий также и ее основоположником, является Абрахам Маслоу. Именно им была предложена концепция целостной личности. Теория Маслоу противопоставлялась господствующим тогда учениям бихевиоризма и психоанализа.

Маслоу предполагал, что сущность каждого человека является исключительно позитивной и стремится к непрерывному развитию. В таком случае цель психологии состоит в том, чтобы помочь личности найти в себе то, что в ней уже заложено. Данные особенности согласно гуманистической психологии Маслоу существуют в виде врожденных возможностей.

Они могут быть актуализированы внешними факторами. Идеи Маслоу и послужили фундаментом для дальнейшего развития гуманистического направления.

Маслоу внес большой вклад в развитие психологической науки. Именно он переключил внимание с работы над неврозами на изучение особенностей психологии здорового человека.

Карл Рэнсом Роджерс

Роджерс является одним из авторов центрального понятия гуманистической психологии – о самоакутализации. Согласно Роджерсу, последнее обозначает врожденную тенденцию к росту и развитию, заложенную в человеке. Все, что требуется для реализации заложенного в человеке потенциала, – это соответствующие условия.

Гуманистическая концепция человека - Студенческий портал

Понятие Роджерса о «Я-концепции»

Фундаментальным элементом структуры личности в гуманистической психологии Роджерса является «Я-концепция», которая формируется при непрестанном взаимодействии человека с окружающим миром.

Если между представлением о себе («Я-концепцией»), реальным опытом и идеальным «Я» есть расхождение, личность вводит в действие разнообразные механизмы психологических защит. Проявляются они или в выборочности восприятия, или в искажении опыта.

В ряде случаев это приводит к психологической дезадаптации.

Виктор Франкл

Еще одним видным представителем гуманистической психологии является Виктор Эмиль Франкл, психолог и психиатр из Австрии. Именно Франклом была создана концепция логотерапии.

Согласно ей, движущей силой развития личности является желание отыскать жизненный смысл. Человек может не задавать этот вопрос прямо, а отвечать на него собственными реальными делами, поступками.

Роль смысла для каждой отдельно взятой личности выполняют ценности. Виктор Франкл в своих трудах описывает три категории таких ценностей:

  • Ценность творчества (первоочередное значение имеет труд).
  • Переживания (например, любовь).
  • Жизненного отношения (сознательно избираемая и вырабатываемая индивидом позиция, которой он придерживается в критических жизненных обстоятельствах).

В процессе осуществления смысла человек и приходит к самореализации, осуществлению себя. Совесть представляет собой ту внутреннюю инстанцию, которая помогает личности определить, какой именно из потенциальных смыслов является истинным.

Гуманистическая концепция человека - Студенческий портал

В одном из своих основных трудов под названием «Человек в поисках смысла» Франкл пишет о своем личном опыте выживания в страшных условиях концентрационного лагеря. В этой же книге он излагает свой опыт нахождения ценности жизни, ее смысла даже в такой ужасающей обстановке.

Метод Франкла исследователи относят к категории экзистенциальной терапии. Работы его стали источником вдохновения для многих представителей гуманистического направления. Сам Франкл пришел к выводу о том, что главный стрессор для человека – это отсутствие смысла жизни.

По мнению психолога, экзистенциальный невроз по своей сути тождествен кризису бессмысленного существования.

Гуманистическая концепция человека - Студенческий портал

Методики в гуманистической психологии: самоотчет клиента

Любые методы в данном направлении предполагают не тот опыт, который личность получила в течение жизни. Именно поэтому терапевты данной психологической школы большое внимание уделяют самоотчетам, предоставляемым испытуемыми. Это позволяет учитывать индивидуальное восприятие клиентом себя. Другие же способы исследования, считающиеся традиционными, должны лишь добавлять субъективные.

Многие авторы подчеркивают, что для полноценного и всестороннего изучения личности необходимо начинать персональные исследования с наблюдения, проективных методик, а уже после этого применять опросники, эксперимент.

Тесты и другие методы

Метод гуманистической психологии, целью которого является интегральная, целостная диагностика личности – опросник «Чувства. Реакции. Убеждения», разработанный Д. Картрайтом.

Еще один тест, который анализирует особенности самоактуализации личности, был разработан Э. Шостромом. Базируется опросник самоактуализации Шострома на основе теории Маслоу, Перлза и других.

Нередко используется и «Тест эмпатических тенденций», авторство которого принадлежит Э. Мехрабиану.

Количество методик, используемых в гуманистическом направлении, достаточно велико. Еще в 1971 году в Америке С. Петерсоном был разработан так называемый «Каталог путей личностного роста», в котором на тот момент перечислялось порядка 40 методов, применяемых в гуманистической психологии. Кратко перечислим некоторые из них:

  • арт-терапия (рисование, музыка, танец);
  • визуализация;
  • восточные техники (медитация, йога);
  • гештальт-терапия;
  • психодрама;
  • трансактный анализ;
  • экзистенциальная психотерапия.

Недирективный метод психологического консультирования

Данный метод является одним из основных в гуманистической психологии. Впервые он был предложен К. Роджерсом, который назвал его клиент-центрированной терапией.

В чем же заключается применение данного метода? Как уже упоминалось, гуманистическое направление постулирует изначальную доброту каждого человека. Но позитивные качества становятся видны только при определенных условиях, когда индивид находится в атмосфере принятия, внимания. Именно это и делает психотерапевт на консультации.

Сеанс, таким образом, происходит в форме диалога. Терапевт понимает своего клиента, не осуждает его, не подвергает лишней критике. Это и становится одним из основных условий, обеспечивающих реабилитацию человека.

Клиент осознает, что у него есть шанс свободно и открыто поговорить о накопившихся трудностях, выразить себя.

Это позволяет более ясно понять события окружающего мира, повысить самооценку, найти путь из личностного кризиса.

Интересные факты

Рассмотрим несколько занимательных фактов о гуманистическом направлении.

  • Идеи, предложенные Маслоу, были раскритикованы основоположником психоанализа З. Фрейдом.
  • Франкл изобрел понятие «воскресного невроза», которое характеризует подавленное психоэмоциональное состояние, которое человек может испытывать по завершении трудовой недели.
  • Карл Роджерс, один из основоположников гуманистического направления, в юности планировал стать фермером.
  • К гуманистическому направлению также относится и школа позитивной психологии.
  • В качестве своей философской базы гуманистическая психология опирается на экзистенциализм.
  • Данное направление в психологии выступает против построения психологического знания по принципу естественных наук.

Заключение

Природу человека невозможно определить исчерпывающим образом, ведь одной из ее основных черт является не только то, что именно делает личность, но и то, каким образом она это делает. Человек является не только тем, кто он есть в определенный момент времени.

В нем также заложены возможности и шансы на преобразование, надежды, мечты. Люди должны признавать и за собой, и за другими самостоятельно творить собственную жизнь. Любой опыт, даже негативный, при этом является полезным, достойным уважения и признания.

Ведь он предохраняет нас от совершения ошибок в будущем.

Источник: https://www.syl.ru/article/379403/gumanisticheskaya-psihologiya-osnovnyie-polojeniya-i-metodyi-predstaviteli-interesnyie-faktyi

Современные концепции, подходы и тенденции управления персоналом

Казалось бы, никто, кроме руководителя, не знает, как лучше всего управлять своими сотрудниками, однако это не так.

Помимо него, на предприятии есть еще один человек, который знает, что такое современные концепции управления персоналом, как правильно организовать работу так, чтобы и руководство, и подчиненные были довольны.

Он помогает сформировать устойчивое мнение о компании не только с внешней, но и с внутренней стороны.

Гуманистическая концепция человека - Студенческий портал

Почему важно уметь управлять штатом сотрудников?

Вполне закономерен тот факт, что современные бизнесмены все чаще стали интересоваться тем, как именно нужно выстраивать рабочий процесс, какими полномочиями должны обладать сотрудники предприятий, а главное – что для этого должен сделать сам руководитель, и так несущий огромную ответственность.

Ранее к сотрудникам было принято относиться как к обычным работникам, каждый из которых мог быть легко заменен на другого. Сейчас каждый служащий предприятия вправе рассчитывать на поддержку со стороны руководства, причем как моральную, так и материальную.

Большая часть всех работодателей ставила перед собой цель переформатировать труд работника в автоматический процесс и сделать так, чтобы сотрудники предприятия практически не могли влиять на общий процесс работы.

Однако компьютеризация сделала свое дело, затронув большую часть всех видов производства, которые с каждым годом требуют увеличения наукоемкости.

Именно поэтому без изучения правил управления собственным штатом ни одно крупное предприятие не сможет даже помыслить о дальнейшем развитии и расширении.

Применительно к менеджменту и экономической сфере выделяется 4 главных концепции, позволяющие управлять сотрудниками более эффективно:

  • организационно-административная}
  • гуманистическая}
  • экономическая}
  • организационно-социальная.

Эти современные подходы к управлению персоналом являются актуальными для различных типов организаций и предприятий.

Гуманистический подход

В частности, гуманистическую концепцию предпочитают использовать HR-менеджеры предприятий, в которых осуществляется серийное производство, и чаще всего для этого используется труд низкоквалифицированных работников, которые попросту не могут найти иную работу.

Почему именно эта концепция? С ее помощью удается настроить трудящихся на то, что их рабочий потенциал будет задействован полностью. В этом случае к работникам будет предъявляться целый ряд требований:

  • техническая подкованность}
  • самодисциплина}
  • ответственность}
  • исполнительность.

Таким образом, HR-отдел организации делает все, чтобы интересы сотрудников так или иначе соприкасались с общим делом.

Читайте также:  Раскрытие информации о финансовых вложениях в бухгалтерской отчетности - студенческий портал

Это существенно увеличивает общую производительность предприятия, ведь в этом случае все работники намерены добиться своих целей и тем самым не только помочь компании в получении прибыли, но и себе в определенном смысле.

Многие компании, где используется этот принцип управления, мотивируют своих сотрудников дополнительными благами: отпусками в удобное время, премиями, выгодными условиями кредитных займов у банков-партнеров.

Организационно-административная концепция управления сотрудниками

Из названия можно догадаться, что в данном случае основой концепции является осуществление работ организационного характера. В качестве основной цели HR-менеджер должен поставить перед собой потребность в максимально возможном применении трудовых и личностных качеств сотрудников предприятия.

Данная концепция в какой-то степени отражает принципы теоретического учения о бюрократической организации, написанного А. Файолем.

В данном случае управление осуществляется таким образом, что человек, находящийся на той или иной должности, воспринимается как закрытая вакансия в имеющемся штатном расписании предприятия, т.е.

работник играет роль ресурса, с помощью которого компания добивается поставленных целей.

HR-специалист должен отбирать новых работников для предприятия так, чтобы они соответствовали должности, которую будут занимать в дальнейшем.

Речь идет о наличии личностных и профессионально-квалификационных навыков, без которых новичок просто не сможет справиться с занимаемой должностью.

Чтобы осуществлять эффективное руководство внутри предприятия, где штат управляется с помощью такой концепции, необходимо внедрять большое количество управляющих подсистем.

Современные тенденции в управлении персоналом подразумевают под собой и определенные сложности. В данном случае сложнее всего будет превратить людей в некий инструмент для достижения целей. Сделать это невозможно без ущемления прав личности, которая должна иметь возможность выбора.

В итоге, главным тезисом при использовании данной концепции можно считать контроль над системой полномочий сотрудника, его ответственностью во всевозможных поведенческих ситуациях, постепенным ростом и развитием сотрудника как специалиста, способного занять более высокий пост и обладающего для этого всеми необходимыми качествами.

Гуманистическая концепция

В некоторых случаях ее именуют концепцией управления человека, однако суть ее от этого ничуть не меняется.

При создании данной методики было использовано большое количество форм работы, применяющихся в японском менеджменте.

В этом случае каждый работник воспринимается не просто как обычный член коллектива, которого можно легко сменить – речь идет о сотруднике как главном субъекте предприятия.

Главной целью данного принципа, которой должен достичь HR-специалист компании, является формирование таких условий, в которых сотрудник захочет реализовать себя внутри предприятия и не продолжать поиски более интересного места работы. Основной тезис концепции подразумевает, что не человек создан для предприятия, а наоборот – предприятие создано для нужд человека.

Говоря о современных концепциях управления персоналом, нельзя не отметить гуманистическую, как самую удобную для всех сторон рабочего процесса. Сотрудник в данном случае играет роль весомого участника организационной системы функционирования предприятия, ощущая тем самым собственную важность. Эта концепция чаще всего относится к сферам малого предпринимательства и искусства.

В данном случае никто не предъявляет какие-либо серьезные требования к профессиональным качествам нового сотрудника. Работнику предстоит самостоятельно выстраивать внутриорганизационные отношения с коллегами, и в данном случае все будет зависеть от того, насколько он сам будет готов выполнить это условие.

Гуманистическая концепция человека - Студенческий портал

Говоря кратко, главным тезисом данной концепции следует считать самоуправление и возможность стимулирования продуктивной работы с помощью дополнительных благ на рабочем месте.

Экономическая концепция

В данном случае главной целью ставится максимально возможное использование потенциала работников. HR-отдел должен контролировать, насколько качественно трудовые навыки сотрудников реализуются в производственном процессе, и помогать персоналу реализовать себя в рамках рабочей деятельности.

Здесь человек играет роль типичного фактора производства, обязанного выполнять все необходимые распоряжения руководства. Специалисты HR должны предъявлять к новым сотрудникам целый ряд требований:

  • ответственность}
  • наличие технических знаний}
  • исполнительность}
  • наличие самодисциплины}
  • возможность подавлять собственные интересы во благо общего дела.

Здесь необходимо подбирать только таких работников, которых необходимо стимулировать с помощью финансовых благ. Концепция будет эффективной в том случае, если предприятие ставит перед собой четкие задачи, намечает план действий и учитывает наличие как внешних, так и внутренних факторов.

Организационно-социальная система

Современные направления развития управления персоналом формировались на протяжении нескольких сотен лет, и на сегодняшний день, когда большая часть организаций существует в условиях жестокой конкуренции, чаще всего используется именно организационно-социальная концепция.

На предприятии, где используется подобная стратегия, осуществляется качественное управление персоналом. В данном случае потенциал сотрудника необходимо раскрыть полностью, и для этого предприятие обязано создать идеальные условия, в которых работнику будет комфортно выполнять возложенные на него обязанности.

Работник здесь является индивидуальностью, повторить которую никто в компании не сможет.

К новым сотрудникам предъявляется большое количество требований, главным среди которых является соответствие должности по большому количеству параметров, а также корпоративным устоям предприятия.

Чаще всего подобная концепция работы используется в организациях, специализирующихся на оказании услуг в области высоких технологий.

В качестве основополагающих тезисов в данном случае используются работы Элтона Мэйо, а также теория организации, сформированная в постбюрократическом стиле. Организационно-социальная концепция подразумевает, что ни одного из сотрудников невозможно заменить кем-то другим, каждый из них является ценностью для компании и показателем ее развития.

В данном случае HR-специалисты должны подбирать сотрудников, которые бы по своим личным и профессиональным качествам соответствовали предприятию. На предприятиях, использующих подобную концепцию, часто осуществляется обучение персонала, причем оно иногда является узкоспециализированным, что немаловажно при работе в крупном предприятии.

Источник: https://hr-portal.ru/article/sovremennye-koncepcii-podhody-i-tendencii-upravleniya-personalom

Концепция гуманизма

Философский анализ предельных оснований спорта предполагает определенную оценку постановки и решения тех проблем, которые связаны с этим анализом. Важнейшую роль в этой оценке имеют идеи, идеалы и ценности гуманизма.

Понятие гуманизма также нуждается в разъяснении и уточнении, так как на протяжении веков термин «гуманизм» имел массу значений и весьма неопределенно использовался многими философами, социологами, психологами, педагогами в гуманитарных науках, политике, образовании. Н.Л.

Бердяев, характеризуя многозначность слова «гуманизм», указывал на то, что первоначально в эпоху Ренессанса оно означало обращение к античной культуре, изучение греко-римской культуры и языка, а в XIX веке получило смысл человечности, гуманного отношения к человеку, что иногда определяется словом «гуманитаризм».

Вместе с тем, по его мнению, можно дать обобщающий смысл гуманизму: «Гуманизмом я буду называть признание высшей ценности человека в жизни мира и его творческого призвания» [1, с. 64]. Идею гуманизма о том, что именно человек (а не техника, не прибыль, не вещное богатство, не власть, не наука и т.п.

) является «альфой и омегой» общественного развития, сформулировал еще Сократ: «Человек является высшей ценностью». В соответствии с такой исходной парадигмой человек рассматривается как цель различных сфер общественной жизни (науки, техники, искусства, спорта и др.) и общественного развития в целом. Как отмечал И.

Кант, и для других людей человек может быть только целью, но никогда не средством: «Во всем сотворенном все, что угодно и для чего угодно, может быть употреблено всего лишь как средство; только человек, а с ним каждое разумное существо есть цель сама по себе» [7, с. 414].

Еще одно важное положение концепции гуманизма: человек — не только цель, но и критерий (мера) оценки всех социальных процессов, явлений, сфер общественной жизни.

Вспомним классическое высказывание Протагора: «Человек — мера всех вещей: существующих, что они существуют, несуществующих же, что они не существуют» и высказывание Демокрита: «Мудрый человек есть мера всего, что существует».

В соответствии с этим положением гуманным признается все то, что в деятельности общества и личности «работает» на человека. Вместе с тем важно не допускать абсолютизации положения гуманизма о человеке как высшей ценности, чтобы такое понимание человека не перерастало в эгоизм и нарциссизм [24, р.

39], а также не приводило к антропоцентризм}' (признание человека центром и высшей целью мироздания), который «может способствовать формированию антиэкологического характера человеческой деятельности, поскольку другие проявления бытия считает низшими и по отношению к ним допускает любые разрушительные, деструктивные действия» [2, с. 41].

Очень важным является и вопрос о том, с каких позиций оценивается сам человек, а потому и позитивная роль того или иного явления для него.

С этой точки зрения гуманизм признает позитивным (гуманным) лишь то, что служит не просто человеку, а «культивированию человечности» в человеке, развитию «человечных качеств человека» (studium humanitatis).

Уже в античности было осознано и передано Новому времени через Возрождение положение о том, что для гуманизма основным в человеке является «человечность» (“humanitas”), «человеческое начало».

В эпоху Римской республики «человечный человек» (homo humanus) противопоставлялся «варварскому человеку» (homo barbarus).

Цицерон рассматривал «человечность» (“humanitas”) как специфическое свойство человеческой природы, как этическое начало поведения людей и называл «гуманистическим» состояние эстетически и нравственно завершенной эволюции «подлинно человечного» индивида. Дж. Брунер по поводу такой гуманистической позиции пишет в своей работе «Психология познания»: «Три вопроса повторяются неизменно: что в человеке является собственно человеческим? Как он приобрел это человеческое? Как можно усилить в нем эту человеческую сущность?» [16, с. 892].

Несмотря на некоторые изменения в истолковании понятия «человечности» в процессе развития гуманизма, в основных своих пунктах оно оставалось неизменным. Как отмечал известный историк мировой культуры Н.И.

Конрад, в известных с давних пор гуманистических представлениях в процессе развития гуманизма менялось не столько общее содержание, сколько объем и доминанта [8, с. 481].

Гуманистическое представление о «человечности» включает в себя определенный идеал личности и социальных отношений (отношение человека к другим людям, а также взаимоотношения стран, народов, наций и т.п.).

Применительно к идеалу личности гуманизм, опираясь на понимание человека как целостного, многомерного, универсального по своей природе, признает необходимость не частичного, а целостного развития личности, которое понимается как ее многостороннее (противопоставляемое одностороннему) развитие.

К числу качеств, характеризующих целостно развитую личность, общепринято относить нравственность, эстетическую культуру, физическое совершенство, свободу, достоинство, творчество, способность к самопознанию, самореализации, самопреодолешпо, саморазвитию — «открывать в себе свою собственную суть», «превосходить себя», «подниматься выше себя» и т.п. Ж. Маритен, кратко характеризуя гуманизм, оценил его как требование, чтобы «человек развил заложенные в нем возможности и творческие потенции, укрепил жизнь разума, чтобы он трудился, превращая силы физического мира в инструмент своей свободы» [И, с. 53]. По мнению М. Хайдеггера, гуманизм есть «озабоченность тем, чтобы человек освободился для собственной человечности и обрел в ней свое достоинство» [18, с. 196]. К развитию «человечных» качеств и способностей целостно развитой личности призывали еще гуманисты античности. Им принадлежат, в частности, такие известные древние изречения: «Познай самого себя» (лат.: “Nosce te ipsum”), которое было высечено на колонне при входе в храм Аполлона в Дельфах в качестве призыва к каждому входящему со стороны бога Аполлона, и «Победи самого себя!» (“Тс ipsum vincere!”) или «Нет большей победы, чем победа над собой!» (Платон).

Гуманистический идеал предполагает не только целостное (многостороннее, а не частичное) развитие личности, но также гармоничную (пропорциональную) развитость различных ее качеств и способностей.

Признание необходимости целостного и гармоничного развития личности в полной мере соответствует идеалам гуманизма, ибо только при таком ее развитии реализуется главный принцип гуманистической концепции: человек, его развитие является высшей социальной ценностью, а не средством решения производственных, научных, технических, спортивных или иных социальных задач. В этом плане следует критически отнестись к позиции постмодернистской философии, в которой происходит отказ от целостного понимания человека и развития личности. Как отмечает П.С. Гуревич, в этой философии «завершается эпоха прославления человека-гуманизма… Человек в постмодернизме утрачивает целостность, которая отличается именно строгой структурой, симметричностью, четкостью. Понятие целостности утрачивает свою ценность как некий идеал и подменяется другими словами: “комплексность”, “сборка”, “единство”» [3].

Гуманистическое представление о «человечности» включает в себя также идеал социальных отношений (отношения человека к другим людям, а также взаимоотношения стран, народов, наций).

Читайте также:  Карл Юнг - психологические типы и проблемы души нашего времени

Суть гуманистического отношения человека к другим людям выражает «золотое правило гуманизма»: «Не делай другим того, чего не хочешь, чтобы делали тебе».

В плане взаимоотношения стран, народов, наций фундаментальными в рамках гуманистически ориентированной культуры и системы воззрений традиционно считаются такие ценности, как мир, дружба, взаимопонимание, взаимное уважение, взаимообогащающее общение и т.п.

Таким образом, гуманизм — такая система воззрений, общая жизненная ориентация и установка в отношении мира и человека, которая признает его ценность как личности, право на свободу, счастье, всестороннее развитие и проявление своих способностей.

Гуманизм считает критерием оценки социальных институтов и процессов благо человека, а принципы равенства, справедливости, человечности — желаемой нормой отношений между людьми.

Как нормативная модель жизни гуманизм выступает против дегуманизации общества, отчуждения и деградации человека, разных форм его овеществления и порабощения.

В настоящее время активизируются поиски инновационных, эффективных и адекватных новым условиям форм и методов реализации идеалов гуманизма.

Важную роль в пропаганде идей гуманизма и поиске путей их реализации играют Международный гуманистический и этический союз, Международная академия гуманизма и в целом мировое гуманистическое движение. В нашей стране создано (в 1995 г.

) Российское гуманистическое общество, которое издает журнал «Здравый смысл», проводит семинары и международные конференции, посвященные современным проблемам гуманизма. В Российском государственном университете физической культуры, спорта, молодежи и туризма в 2007 г.

по инициативе автора создан Спартианский гуманистический центр, который занимается разработкой и реализацией идей, идеалов и ценностей гуманизма в системе оздоровления, воспитания, организации досуга детей и молодежи [ 17].

Стремление воплотить в жизнь идеи гуманизма переводит в практический план концепцию «человеческого измерения» процессов, явлений, событий, сфер социальной жизни.

В этой ситуации все более или менее значимые социальные институты подвергаются анализу с точки зрения того, в какой мере они адекватны идеалам и ценностям гуманизма, способны ли они содействовать реализации этих ценностей, преодолению барьеров и отчуждения между различными социальными системами, националистических и шовинистических предрассудков, и каковы пути их «гуманизации», повышения гуманистического значения.

Самого пристального внимания в этом плане заслуживает спорт и другие связанные с ним явления (в первую очередь олимпийское движение). С этим связана одна из важнейших задач философского анализа этих явлений — оценить их с позиций гуманизма. Это действительно задача философской рефлексии, так как речь идет о предельных основаниях, о смысле, значении, ценности данных явлений.

Решение данной задачи предполагает ответ на широкий круг вопросов:

  • • Способен ли спорт воспринимать и воплощать в жизнь гуманистические идеалы, имеющие общецивилизационную, универсальную значимость?
  • • Содействует ли процесс его широкого развития, вовлечения в свою сферу миллионов людей формированию и развитию свободной, активной, творческой, разносторонней и гармоничной личности, гуманных человеческих отношений?
  • • Какое воздействие спорт оказывает на духовную (нравственную, эстетическую, интеллектуальную) культуру человека?
  • • Какова гуманистическая ценность различных видов, форм, моделей современного спорта, например спорта высших достижений?
  • • Как можно оценить гуманистическое значение спорта, если его сопоставить с другими элементами современной культуры, например с искусством?
  • • Удалось ли современному олимпийскому движению добиться практической реализации тех гуманистических идеалов и ценностей, связанных со спортом, которые были провозглашены основателем этого движения Пьером де Кубертеном?
  • • Каковы причины все более ярко проявляющейся в современном спорте (особенно в спорте высших достижений) и олимпийском движении девальвации духовно-нравственных ценностей?
  • • Существует ли возможность гуманизации современного спорта, повышения его духовно-нравственной ценности? Каковы пути, средства и методы решения данной проблемы и т.д.

Итак, постановка и решение философских проблем спорта предусматривает ориентацию на научный подход, принципы и правила диалектического метода, а также на изложенные выше идеи и ценности гуманизма.

Важное значение для постановки и решения ряда философских проблем спорта имеют также некоторые положения диалектического материализма (например, при анализе гносеологических проблем научного познания спорта) и исторического материализма (например, при анализе социально-философских проблем спорта).

На протяжении всего последующего изложения будет показана возможность, правомерность и эффективность именно этих теоретико-методологических оснований анализа проблем философии спорта.

Источник: https://ozlib.com/810867/sport/kontseptsiya_gumanizma

Гуманистическое направление в изучении личности (А. Маслоу, К.Роджерс и др.)

План:

  1. Понятие гуманистического направления.

  2. Абрахам Маслоу.

  3. Карл Роджерс.

Материал взят из Ларри Хьелл, Дэниел Зиглер ТЕОРИИ ЛИЧНОСТИ

Основные методологические принципы и положения Гуманистической психологии сводятся к следующему: человек целостен и должен изучаться в его целостности; каждый человек уникален, поэтому анализ отдельных случаев не менее оправдан, чем статистические обобщения; человек открыт миру, переживание человеком мира и себя в мире является главной психологической реальностью; человеческая жизнь должна рассматриваться как единый процесс становления и бытия человека; человек обладает потенциями к непрерывному развитию и самореализации, которые являются частью его природы; человек обладает определенной степенью свободы от внешней детерминации благодаря смыслам и ценностям, которыми он руководствуется в своем выборе; человек есть активное, интенциональное, творческое существо. Истоки этих идей в философских традициях гуманистов Возрождения, французского Просвещения, немецкого романтизма, философии Фейербаха, Ницше, Гуссерля, Толстого и Достоевского, а также в современном экзистенциализме и восточных философско-религиозных системах.

Термин “гуманистическая психология” определён группой психологов во главе с Абрахамом Маслоу. Маслоу назвал свой подход психологией третьей силы, противопоставляя её бихевиоризму и психоанализу.

Гуманистической концепции свойственен экзистенциальный взгляд на человека.

В качестве основных принципов выдвигается трактовка личности как единого целого, бесполезность исследований на животных, восприятие человека как существа положительного и созидательного в своей основе, акцент на изучение психического здоровья.

Теория Маслоу описывает мотивацию в терминах иерархии потребностей.

Низшие (основные) потребности должны быть разумно удовлетворены, прежде чем потребности высшего порядка станут доминантой побудительных сил в поведении человека.

Иерархия потребностей в порядке доминирования следующая: 1) физиологические; 2) безопасности и защиты; 3) принадлежности и любви; 4) самоуважение; 5) самоактуализации.

Маслоу различал два типа мотивов у человека: дефицитарные мотивы и мотивы роста. Первые направлены на снижение напряжения, а вторые – на повышение напряжения посредством поиска новых и волнующих переживаний. Маслоу предположил, что оба рода мотивов биологически заложены в людях.

Им было выделено несколько метапотребностей (например, истина, красота или справедливость), с помощью которых описал самоактуализирующихся людей. Неудовлетворение метапотребностей должно вызывать метапатологии (например, апатия, цинизм и отчуждение).

Эмпирические исследования Маслоу сконцентрированы на концепции самоактуализации. Самоактуализирующиеся люди – “цвет” человечества, люди, живущие полной жизнью и достигшие потенциального уровня личностного развития. Их характеристики следующие: более эффективное восприятие реальности; принятие себя, других и природы; непосредственность, простота и естественность; центрированность на проблеме; независимость: потребность в уединении; автономия: независимость от культуры и окружения; свежесть восприятия; вершинные переживания; общественный интерес; глубокие межличностные отношения; демократический характер; разграничение средств и целей; философское чувство юмора; креативность (творческие способности); сопротивление окультуриванию.В основе персонологии К. Роджерса лежит разработанная им «клиент-центрированная (или личностно-центрированная) терапия».

Человек «живет по существу в собственном личном и субъективном мире, и даже его наиболее объективное функционирование, например, в науке, в частности, в математической, является результатом движения к субъективной цели и субъективного выбора». По К.

Роджерсу, имеется столько видов реальности (версий действительности), сколько существует людей.

Вера в существование единого «реального мира» — это заблуждение, которое также вредно, как и вера в технологию, поставившую человечество на грань самоуничтожения.

На основе своего профессионального опыта К. Роджерс пришел к выводу, что «похоже для отдельного человеческого существа наиболее характерно целенаправленно стремиться к цельности, к актуализации своих потенциальных возможностей».

Способность к актуализации в основном положительна и на основе ее люди развиваются в сторону саморегулирования, самосовершенствования, освобождаются от давления внешних сил.

Одним из ключевых понятий в теории К. Роджерса является «Я-концепция». «Я-концепция» (самость) – это восприятие и осознание людьми самих себя, не всегда соответствующее их собственному переживанию, то есть их организмическому оценочному процессу.

Это соответствие или гармония между переживанием как организмическим оценочным процессом (подсознательно) и его осознанием (Я-концепцией) обозначается в теории Роджерса термином «конгруэнция».

И наоборот, в случае несоответствия имеет место инконгруэнтность.

«Я-концепция» (самость) определялась Роджерсом следующим образом: «это организованный, последовательный концептуальный гештальт, составленный из восприятий свойств «Я» или «меня» и восприятий взаимоотношений «Я» или «меня» с другими людьми, различными аспектами жизни, а также ценности, связанные с этим восприятием.

Это гештальт, который доступен осознаванию, хотя необязательно осознаваемый». «Я-концепция» — это часть феноменального поля человека, то есть всего переживаемого и воспринимаемого человеком.

«Я-концепция» — это восприятие себя таким, каким человек видит себя в отношениях к миру, к другим (в связи с его социальными ролями). Это набор образов о себе (Я-мужчина, Я-служащий, Я-отец и т.д.). «Я-концепция» — это также представление о том, каким Я хотел бы быть («Я-идеальное»).

«Я-концепция» формируется изначально (в младенчестве) на основе организмического оценочного процесса и является аморфной, неосознанной.

Затем по мере дифференциации восприятия окружающего, которая составляет один из механизмов актуализации, ребенок начинает отличать себя от других и различия в них, начинается осознание себя. Важнейшим условием развития «Я-концепции» является удовлетворение потребности в позитивном внимании (в детстве – это потребность в любви и заботе к ребенку).

Не отрицая полностью значения прошлого опыта для поведения людей, К. Роджерс, как феноменолог, однако подчеркивал, что оно определяется восприятием и интерпретацией событий и самого себя в данный момент, а также их прогнозы своего будущего. Изменение восприятия и интерпретации, если они неадекватны, ведут к возвращению в нормальное русло, к адекватному мировидению и поведению.

К. Роджерс, как и А. Маслоу исходил из холистического принципа, считая, что человек функционирует как единая целостная личность, несводимая к ее частям. Постоянно функционирующий человек, по Роджерсу, обладает пятью основными личностными качествами:

1)  Открытость к переживанию (соответствие «Я-концепции» и организмического процесса).

Полностью открытые люди способны слушать себя, ощущать все свои висцеральные, сенсорные, эмоциональные и когнитивные переживания в себе не испытывая других (так, у полноценного функционирующего человека, слушающего скучную лекцию, возникает желание сделать замечаниелектору, но понимая, что это сорвет занятие, он этого не сделает, подавит это желание, и здесь нет угрозы для его «Я» и организмического процесса).

2)  Экзистенциальный образ жизни, то есть умение жить полно, насыщенно в любое время в соответствии с потребностями.

3)  Организмическое доверие, то есть поведение, основанное не на внешних принципах (законы, запреты и др.), а на основе своего организма, своих внутренних побуждений, которые берутся за основу выбора поведения.

4)  Эмпирическая свобода – это субъективная свобода личности, чувство личной власти, способность делать выбор и руководить собой.

5)  Креативность – способность к творчеству и творческому образу жизни.

В целом, персонологическая позиция К. Роджерса, отличающаяся позитивным оптимистическим взглядом на человека, моделирует необходимое для собственно человеческой природы состояние, отвечает на вопрос, каким человек должен быть и как он должен жить.

Общность взглядов К. Роджерса и А. Маслоу, очевидная из приведенной выше общей характеристики их позиций, позволяет считать их представителями одного гуманистического направления психологии. Вместе с тем между ними есть определенные различия. По А. Маслоу поведение человека регулируется иерархией потребностей. Тогда как К.

Роджерс с позиций феноменологии подчеркивал определяющее значение личностного восприятия себя и мира в процессе жизнедеятельности. Идеи Роджерса сложились на основе его психотерапевтической работы с клиентами, имеющими психологические проблемы, и затем были перенесены в общую теорию личности. Напротив, А.

Маслоу, не занимавшийся терапией, подчеркивал, что психология должна исследовать, прежде всего, психику здоровых людей.

Источник: https://shpargalum.ru/gosudarstvennyij-ekzamen-po-speczialnosti-psixologiya-lichnosti-(bakalavriat)/obshhaya-psixologiya/gumanisticheskoe-napravlenie-v-izuchenii-lichnosti.html

Развитие личности профессионала

Основными ценностями гуманистического образования выступают человек как субъект куль­туры, собственной жизни и индивидуального развития; образование как культурная развивающая среда, растящая и питающая личность, придающая ее жизни культурные смыслы; творчество и ди­алог как способы существования и саморазвития человека в культурно-образовательном простран­стве. По мнению Е.В. Бондаревской, важнейшими принципами реформирования педагогического образования должна быть обращенность к общечеловеческим ценностям, педагогической культу­ре, индивидуальности, творческому потенциалу студента.

Читайте также:  Гемостаз - студенческий портал

Согласно теории, разработанной С.Л. Рубинштейном, сущность личности проявляется в ее способности занимать определенную позицию. Личность – это не набор заданных качеств, а по­требность человека «быть личностью», т.е. проявлять свои отношения к миру и самому себе [3].

В общественных науках личность рассматривается как особое качество человека, приобре­таемое им в определенной социокультурной среде в процессе совместной деятельности и обще­ния. Личность развивается в процессе деятельности под влиянием определенных факторов: наслед­ственности, среды воспитания и собственной активности.

Восхождение личности к ценностям общества может продуктивно развиваться в заданном направлении только при определенных условиях, среди которых наиболее значима субъектная по­зиция личности. Согласно концепции А.В.

Кирьяковой, человек меняет ценностное отношение к миру на основе расширяющегося жизненного пространства, круга общения, выхода в более широ­кую сферу социального контекста жизнедеятельности [2].

Процесс присвоения ценностей может осуществляться стихийно или целенаправленно.

Гуманистические ценности преподавателя (человечность, справедливость, ответственность и др.) реализуются в субъект-субъектных отношениях, развивая у учащихся потребность быть че­ловечными, справедливыми, ответственными.

В обучении передается информация, текст, вопросы, а в воспитании – состояние (т.е. межсубъектное состояние), что способствует проявлению «состоя­ния каждого», которое в процессе воспитания может становиться «достоянием всех».

Развитие гуманистической позиции происходит в том числе и в результате рефлексии препо­давателем оснований своей деятельности (целей, мотивов, способов, условий, ценностей, результа­тов), среди которых главной является ценностная ориентация на студента. По мнению O.K. Позд­няковой, основой гуманистической позиции преподавателя являются взгляды, идеи, представления, убеждения, складывающиеся на основе знаний о целях и ценностях гуманистической педагогики.

Гуманистически ориентированный педагог позитивно относится к студенту, принимает уча­щегося таким, каков он есть, в исключительных случаях осуществляя коррекцию отдельных качеств, но лишь при общем положительном отношении к его личности.

Такому преподавателю свойствен­на открытость, он не ограничивается формальным исполнением своих обязанностей, а искренен в отношениях с учащимися.

Преподаватель-гуманист воспитывает в каждом студенте чувство соб­ственного достоинства; развивает эмпатические тенденции, самоуважение; стремится обеспечить максимальный психологический комфорт для развития обучающегося.

Одним из ведущих путей реализации концепции современного вузовского образования, ча­стью которого является личностно ориентированное обучение, является переосмысление роли и ме­ста предметной подготовки в образовании: акцент переносится с владения предметом как главной целью на владение предметом как средством развития обучающегося. Другая идея этой концепции связана с конструированием таких учебных форм, в которых связываются в одно целое как образо­вательный процесс (собственная учебная деятельность), так и его осмысление, и исследовательская работа, где происходит развитие личностной позиции будущего специалиста. Основные положения этой концепции определяются такой последовательностью: личность – главная ценность для себя и для «других», образование – преобразование личности, осуществляемое в процессе специально направленного на это целостного психолого-педагогического процесса вуза; главный результат та­кого образования – не знания, умения, навыки, а способность к личностному росту, эмпатийному взаимодействию и высокой социально адресованной личностной продуктивности. Основополага­ющим принципом становится управление с опорой на самоуправление: снятие внешнего принуж­дения, сопряженное с осмысленным творческим заданием, создает обстановку для совместной и самостоятельной творческой работы.

Деятельность преподавателей в современном вузе также меняется: от «транслятора» знаний через работу «мастера», организующего совместную деятельность с целью формирования у сту­дентов профессиональных способностей, к позиции «консультанта», совместно со студентом про­ектирующего его будущую профессиональную деятельность.

В связи с этим актуальной проблемой становится поиск инновационных технологий обуче­ния. Наиболее продуктивными, на наш взгляд, в современных условиях являются метод проектов и обучение в сотрудничестве.

Метод проектов не считается принципиально новым в мировой педагогике. Его называют также методом проблем и связывают с идеями гуманистического направления в философии и об­разовании, разработанными американским философом и педагогом Дж. Дьюи.

Обучение строится на активной основе, через целесообразную деятельность студента, соот­носясь с его личным интересом именно в этом знании. Важно показать студентам их личную за­интересованность в приобретаемых знаниях, которые могут и должны пригодиться им в жизни.

Необходимо решать проблему, взятую из реальной жизни, знакомую и значимую для них. В ее решении требуется использовать уже полученные знания и новые, которые еще предстоит при­обрести.

Преподаватель подсказывает источники информации, а может просто направить мысль студентов для самостоятельного поиска. В результате студенты должны самостоятельно и совмест­ными усилиями решить проблему, применив необходимые знания, и получить реальный и ощути­мый результат.

Вся работа над проблемой, таким образом, приобретает контуры проектной дея­тельности [2, с. 25].

Студенты 5-го курса факультета психологии и социальной работы Тверского государствен­ного университета при изучении дисциплины «Социальная работа с одинокими людьми» ежегод­но выполняют проекты по темам «хроническое одиночество», «Специфика переживания одиноче­ства в юности», «Психология женского и мужского одиночества» и т.д. Один из лучших проектов по дисциплине «Организация социально-психологических служб региона» – «Модель организации социально-психологической службы при клубах по месту жительства “Подростково-молодежный центр”» – создан студентками 5-го курса А.А. Королевой, Ю.А. Карачаровой, К.А. Новолаевой, А.С. Соколовой. Значимость этого проекта в том, что такого клуба нет в городе Твери, но студент­ки смогли показать необходимость его создания для всех жителей города. Этот проект защищался на открытом занятии, на которое были приглашены представители Комитета по делам молодежи Тверской области, Департамента социальной защиты населения Тверской области, присутствова­ли ведущие преподаватели факультета. Создание такого клуба открывает перспективы перед сту­дентами в их трудоустройстве психологами и специалистами по социальной работе, т.е. имеет для них практическую значимость.

Метод проектов приобретает все более важное значение в процессе обучения, ориентирован на самостоятельную деятельность студентов (индивидуальную, парную, групповую), которую они выполняют в течение определенного отрезка времени, но наиболее оптимален и результативен он будет в сочетании с использованием новых информационных технологий.

Под учебным телекоммуникационным проектом понимается совместная учебно-позна­вательная, исследовательская, творческая или игровая деятельность учащихся-партнеров, орга­низованная на основе компьютерной телекоммуникации, имеющая общую проблему, цель, согла­сованные методы, способы деятельности, направленные на достижение совместного результата.

Сеть Интернет создает условия для получения любой информации, необходимой студентам и преподавателям. Работая с ней, можно получить необходимые данные по проблеме исследования.

Участниками проекта могут быть учащиеся из разных стран, что приводит к кросскультурному об­щению. Обсуждение промежуточных результатов, дискуссии приобретают новую значимость, т. к.

содержат не только материал из официальных источников, но и точки зрения иностранных партне­ров по проекту, полученные ими данные, их интерпретацию различных явлений.

Телекоммуникации позволяют студентам самостоятельно формировать свой взгляд на про­исходящие в мире события, осознавать многие явления и рассматривать их с различных точек зре­ния, наконец, понимать, что некоторые проблемы могут быть решены только совместными усили­ями. Это элементы глобального мышления, путь к познанию общности человеческого бытия. Те­лекоммуникационные проекты могут быть классифицированы по разным признакам: культуроло­гические, историко-социальные, политические, имитационно-деловые игры и др.

Внедрение метода проектов в образовательные системы показало, что активность студентов и степень осмысления ими материала значительно увеличились. Это значит, что применение дан­ного метода в настоящее время себя оправдывает.

Однако необходимо отметить, что не все выс­шие учебные заведения могут позволить себе приобрести компьютерную технику в объемах, необ­ходимых для продуктивной работы студентов и профессорско-преподавательского состава в теле­коммуникационных проектах.

Это заставляет искать пути оптимизации процесса обучения с уче­том данной проблемы.

В этом случае оптимальным становится применение обучения в сотрудничестве.

Основная идеология обучения в сотрудничестве была детально разработана тремя группами американских педагогов из университета Дж. хопкинса (Р. Славин (R. Slavin)), университета штата Миннесота (Р.

Джонсон и Д. Джонсон (R. Johnson and D. Johnson)), группой Дж. Аронсона (J. Aronson) универ­ситета штата Калифорния [4, с. 98].

Взаимообогащаясь, индивиды «творят» друг друга в процессе общения, какими бы ни были его результаты – позитивными или негативными. Именно поэтому общение является одним из важ­нейших условий формирования сознания и самосознания личности, стимулятором развития лич­ности в целом.

Будучи направленным на личностное развитие студентов, обучение будущих специалистов по социальной работе ориентировано также на их вхождение в культуру других народов, что об­условлено многонациональностью нашей страны, приобщение к нормам, традициям, что тоже не может не влиять на становление и рост личности, включая развитие толерантности.

Основная идея технологий обучения в сотрудничестве – создать условия для активной со­вместной учебной деятельности студентов в разных учебных ситуациях.

Объединение студентов в малые группы по 3–4 человека и постановка одного общего задания с определением роли каждо­го члена группы в его выполнении позволяют каждому отвечать за результат не только своей рабо­ты, но и работы всей группы.

Таким образом, у менее подготовленных студентов появляется сти­мул усвоить новые знания, а более подготовленные заинтересованы в том, чтобы все члены груп­пы досконально разобрались в материале. Оценка за выполнение этого общего задания ставится также одна на группу.

Обучение в сотрудничестве дает преподавателю большой простор для творчества. Существу­ет несколько видов обучения в сотрудничестве.

1.       Обучение в команде. В этом методе особое внимание уделяется групповым целям и успе­ху всей группы, который может быть достигнут только в результате самостоятельной работы каж­дого члена команды в постоянном взаимодействии с другими членами этой же группы при работе над проблемой, подлежащей изучению.

2.       Кейс-стади (от англ. сase – «случай»). Студенты организуются в группы по 4–6 человек для работы над проблемными ситуациями, которые могут быть разбиты на фрагменты (логические или смысловые блоки).

Такая работа способствует развитию профессиональных знаний в сфере соци­альной работы, является полезной в учебном процессе при подготовке к практической деятельно­сти.

Например, при работе над темой «Социальная работа с семьей» можно выделить следующие подтемы: а) по объектам работы (социальная работа с детьми-инвалидами, матерями-одиночками, многодетными семьями и т.д.), б) по направлениям деятельности (социальная работа в здравоохране­нии, образовании, сфере занятости, экстремальных ситуациях и др.).

3.       Метод «учимся вместе». Каждая группа получает задание, являющееся подзаданием какой­либо большой темы, над которой работают все. Например, весь коллектив работает над темой «Про­фессиональные требования к социальному работнику».

Все участники продумывают стиль поведе­ния социального работника, который формируется под влиянием его личностных качеств, профес­сиональных и индивидуальных ценностей и интересов и оказывает влияние на всю систему отно­шений.

Студенты в группах готовят свою часть задания (гуманистическая направленность лично­сти; личная и социальная ответственность; доброта и справедливость; чувство собственного до­стоинства и уважение достоинства других людей; терпимость, вежливость и способность к эмпа­тии; готовность понять других и прийти к ним на помощь; эмоциональная устойчивость; личност­ная адекватность и социальная адаптивность). В результате совместной работы отдельных микро­групп и всей группы достигается усвоение материала.

С самого начала группа имеет как бы двойную задачу: с одной стороны, академическую – до­стижение какой-то познавательной, творческой цели, с другой – социально-психологическую – по развитию в процессе выполнения задания культуры общения. И то и другое одинаково значимо.

Преподаватель также обязательно отслеживает не только успешность выполнения академическо­го задания студентами, но и способ их общения между собой, оказания необходимой помощи друг другу. Следует отметить, что не менее важна мотивация самостоятельной учебной деятельности. Практически это обучение в процессе общения студентов друг с другом и с преподавателем.

В ходе общения студенты выполняют разные социальные роли – лидера, исполнителя, организатора, до­кладчика, эксперта, исследователя и т.д.

Основные идеи, присущие всем описанным здесь методам,– общность цели и задач, инди­видуальная ответственность и равные возможности успеха –дают возможность ориентироваться на каждого студента. Это и есть личностно ориентированный подход в условиях обучения в вузе.

Идеология метода проектов и обучения в сотрудничестве гуманна по своей сути.

Это истин­но психолого-педагогические технологии, обеспечивающие не только успешное усвоение учебно­го материала всеми студентами, но и их интеллектуальное развитие, самостоятельность, доброже­лательность по отношению к преподавателю, друг к другу. Таким образом, новые технологии в об­разовании наиболее эффективно решают проблемы личностно ориентированного обучения, реали­зующего гуманистический подход.

Источник: https://PsyJournals.ru/education21/issue/54279_full.shtml

Ссылка на основную публикацию