Информационные технологии: исторические этапы развития и характеристика

    Этапизацию осуществляют на основе следующих признаков деления.

alt

Узнай стоимость своей работы

Бесплатная оценка заказа!

Оценим за полчаса!
  • 1) до конца 1960-х гг. – проблема обработки больших объемов информации в условиях ограниченных возможностей аппаратных средств;
  • 2) до конца 1970-х гг. – отставание программного обеспечения от уровня развития аппаратных средств;
  • 3) с начала 1980-х гг. – проблемы максимального удовлетворения потребностей пользователя и создания соответствующего интерфейса работы в компьютерной среде;Информационные технологии. Исторические этапы развития - Студенческий портал

4) с начала 1990-х гг. – выработка соглашения и установление стандартов, протоколов для компьютерной связи, организация доступа к стратегической информации и др.

Выделение этапов по преимуществу, приносимому компьютерной технологией:

1) с начала 1960-х гг. – эффективная обработка информации при выполнении рутинной работы с ориентацией на централизованное коллективное использование ресурсов вычислительных центров;

2) с середины 1970-х гг. – появление персональных компьютеров (ПК). При этом изменился подход к созданию информационных систем – ориентация смещается в сторону индивидуального пользователя для поддержки принимаемых им решений. Применяется как централизованная, так и децентрализованная обработка данных;

3) с начала 1990-х гг. – развитие телекоммуникационной технологии распределенной обработки информации. Информационные системы используются для помощи организации в борьбе с конкурентами.

Выделение этапов по видам инструментария технологий:

1-й этап (до второй половины XIX в.) — «ручные» технологии: перо, чернильница, книга, элементарные ручные средства счета. Коммуникации осуществлялись путём доставки конной почтой писем, пакетов, депеш, в европейских странах применялся  механический телеграф. Основная цель технологий — представление и передача информации в нужной форме.

alt

Узнай стоимость своей работы

Бесплатная оценка заказа!
Читайте также:  Мартин Бубер и его философия - западная философия от истоков до наших дней

Оценим за полчаса!

Информационные технологии. Исторические этапы развития - Студенческий портал     2-й этап (конец XIX в. — 40-е гг. ХХ в.) — «механические» технологии: пишущая машинка, арифмометр, телеграф, телефон, диктофон, оснащённая более совершенными средствами доставки почта. Основная цель технологий — представление информации в нужной форме более удобными средствами, сокращение затрат на исправление потерь и искажений.

Информационные технологии. Исторические этапы развития - Студенческий портал 3-й этап (40-е — 60-е гг. XX в.) — «электрические» технологии: первые ламповые ЭВМ и соответствующее программное обеспечение, электрические пишущие машинки, телетайпы (телексы), ксероксы, портативные диктофоны. Организация доставки информации в заданное время. Акцент в ИТ начинает перемещаться с формы представления информации на формирование её содержания.

  4-й этап (70-е гг. — середина 80-х гг.) — «электронные» технологии, основной инструментарий — большие ЭВМ и создаваемые на их базе автоматизированные системы управления (АСУ) и информационно-поисковые системы, оснащённые широким спектром базовых и специализированных программных комплексов. Центр тяжести технологий смещается на формирование содержательной стороны информации для управленческой среды различных сфер общественной жизни, особенно на организацию аналитической работы.

 5-й этап (с середины 80-х гг.) — «компьютерные» («новые») технологии, персональный компьютер с широким спектром стандартных и заказных программных продуктов широкого назначения. Создание систем поддержки принятия решений на различных уровнях управления. Системы имеют встроенные элементы анализа и искусственного интеллекта, реализуются на персональном компьютере и используют сетевые технологии и телекоммуникации для работы в сети.

 6-й этап (с середины 90-х гг.) — «Internet/Intranet» («новейшие») технологии. Широко используются в различных областях науки, техники и бизнеса распределенные системы, глобальные, региональные и локальные компьютерные сети. Развивается электронная коммерция. Увеличение объемов информации привели к созданию технологии Data Mining.

Заметим, что эволюция всех поколений ЭВМ происходит с постоянным темпом — по 10 лет на поколение. Прогнозы предполагают сохранение темпов до начала 21 века.

Каждая смена поколений средств информационной технологии требует переобучения и радикальной перестройки мышления специалистов и пользователей, смена оборудования и создания более массовой вычислительной техники. ИТ, как передовая область науки и техники определяет ритм времени технического развития всего общества.

Соответственно ИТ влияет на экономику, выводя ее в сторону наукоемкости, при этом ИТ определяет трудосберегающий характер развития общества, так как ИТ берет на себя управление многими видами работ и технологических операций.

ИТ влияет и на экологию. Она — средство создания искусственного мира, поэтому оказывает экологическое давление на естественную среду. Главная опасность этого — сужение многообразия форм жизни.

Примером влияния ИТ  может служить влияние ЭВМ на экологию человека. Но ИТ, с другой стороны — это возможный путь спасения экологического равновесия природы.

Формирование информационной структуры техносферы позволит повысить эффективность и безопасность технологических производств.

  1. Используемая информация:
  2. Информационные революции и информационные технологии.
  3. Этапы развития ИТ
  4. Этапы развития информационных технологий
  5. Перейти на главную страницу: Информационная деятельность человека

Источник: https://www.sites.google.com/site/infdeyat/osnovnye-etapy-razvitia-sredstv-informacionnyh-tehnologij

Эволюция информационных технологий, этапы их развития

Развитие информационных технологий можно разделить на эволюционные этапы, представленные на рис. 1.4.

Информационные технологии. Исторические этапы развития - Студенческий портал

Рис. 1.4.Этапы эволюционного развития информационных технологий

Исходя из определения понятия «информационная технология», под которой понимается процесс, использующий совокупность средств и методов сбора, обработки и передачи данных для получения информации нового качества о состоянии объекта, процесса или явления, можно заключить, что история развития информационных технологий берет свое начало с появления речи. Этот период рассматривают как первый этап эволюции информационных технологий.

Упростился обмен информации между отдельными людьми при личном контакте. Также упростилась передача информации между ближайшими поколениями людей (от деда к отцу и далее к внуку). Появились хранители знаний — жрецы, духовенство. Доступ к знаниям и информации был ограничен, поэтому знания не могли существенно влиять на производственные и социальные процессы в обществе.

Однако передача информации «из уст в уста» терялась со смертью человека. Кроме того, не было возможности организовать передачу информации ни во времени, ни в пространстве без участия человека.

Второй этап эволюции информационной технологии связан с появлением письменности. Появилась возможность накапливать и передавать информацию многим поколениям. В качестве носителя информации использовалось письменное сообщение. Благодаря этим возможностям информационная технология поднялась на следующую ступень развития.

Появление в 1445 г. первого печатного станка и книгопечатания привело к третьему этапу эволюции информационной технологии, который длился около 500 лет. Знания стали тиражироваться, ускорился обмен информацией между людьми. Информация уже могла влиять на производство. Появились станки, паровые машины, фотография, телеграф, радио.

Тем не менее, еще до конца XIX в. около 95% работающего населения было занято в сфере материального производства, а в информационной сфере — не более 5%. К середине XX в. процент населения, занятого в информационной сфере, возрос примерно до 30% от всего трудового населения развитых стран, и далее эта тенденция продолжает возрастать.

В конце XIX — начале XX вв. наступил четвертый этап информационной эволюции, связанный с изобретением и распространением средств передачи информации: радио, телеграфа, телефона и т. д.

Появилась возможность передавать информацию в режиме реального времени на любые расстояния.

Появление первых электронно-вычислительных машин в 1946 г. привело к переходу на пятый этап эволюции информационных технологий.

Был создан способ записи и долговременного хранения формализованных знаний, при котором эти знания могли непосредственно влиять на режим работы производственного оборудования.

Появилась возможность передачи видео- и аудиоинформации на большие расстояния, появилась возможность создания информационных фондов.

В течение пятого этапа происходило развитие ЭВМ, что приводило к последовательному развитию информационных технологий.

Основным критерием функционирования информационных технологий в этот период являлась экономия машинных ресурсов. При этом преследовалась цель максимальной загрузки оборудования, которая обеспечивалась организацией пакетного режима обработки информации.

Пакетный режим резко повысил производительность использования ЭВМ, но затруднил процесс отладки программ и создания новых программных продуктов.

В начале 80-х гг. появились мини-ЭВМ и ЭВМ третьего поколения на больших интегральных схемах. Основным критерием создания информационных технологий на базе ЭВМ третьего поколения стала экономия труда программиста, что было реализовано посредством разработки инструментальных средств программирования. Появились операционные системы второго поколения, работающие в трех режимах:

  • · реального времени;
  • · разделения времени;
  • · в пакетном режиме.

Системы разделения времени позволили специалисту работать в диалоговом режиме, так как ему выделялся квант времени, в течение которого он имел доступ ко всем ресурсам системы. Появились языки высокого уровня (PL, Pascal и др.

), пакеты прикладных программ (ППП), системы управления базами данных (СУБД), системы автоматизации проектирования (САПР), диалоговые средства общения с ЭВМ, новые технологии программирования (структурное и модульное), появились глобальные сети ЭВМ, сформировалась новая научная отрасль — информатика.

Для автоматизации управления экономическими объектами разрабатывались автоматизированные системы управления (АСУ), автоматизированные системы обработки данных (АСОД) и другие автоматизированные системы обработки экономической информации (СОЭИ).

Шестой этап эволюции информационных технологий начался с появления микропроцессора и персонального компьютера (ПК).

Персональный компьютер — это инструмент, позволяющий формализовать и сделать широкодоступными для автоматизации многие из трудноформализуемых процессов человеческой деятельности. Основным критерием функционирования информационных технологий явилось использование их для формализации знаний и внедрения во все сферы человеческой деятельности.

Широкое распространение получили диалоговые операционные системы, например Unix, автоматизированные рабочие места (АРМ), экспертные системы, базы знаний, локальные вычислительные сети, гибкие автоматизированные производства, распределенная обработка данных.

Информация становится ресурсом наравне с материалами, энергией и капиталом. Появилась новая экономическая категория — национальные информационные ресурсы. Профессиональные знания в наукоемких изделиях на базе персональных компьютеров составляют уже приблизительно 70 % себестоимости, а число занятых в сфере обработки информации — 60-80 % трудового населения развитых стран.

В этот период разрабатываются информационные технологии для автоформализации знаний с целью информатизации общества.

Появились машины с параллельной обработкой данных — транспьютеры. Для них был создан новый язык — язык параллельного программирования.

Появились портативные ЭВМ, не уступающие по мощности большим, бесклавиатурные компьютеры, а также графические операционные системы и новые информационные технологии: объектно ориентированные, гипертекст, мультимедиа, CASE-технология и т. д.

Несмотря на общее эволюционное развитие информационных технологий, существует несколько точек зрения на развитие информационных технологий с использованием средств вычислительной техники, которые определяются различными классификационными признаками деления, представленными на рис. 1.5.

Информационные технологии. Исторические этапы развития - Студенческий портал

Общим для всех подходов является то, что с появлением ПЭВМ начался новый этап развития информационной технологии.

Основной целью становится удовлетворение персональных информационных потребностей человека как для профессиональной сферы, так и для бытовой.

В соответствии с этим выделяют различные признаки деления, в соответствии с которыми рассматриваются этапы развития информационных технологий.

1. Вид задач и процессов обработки информации.

1-й этап (60-70-е гг.) — обработка данных в вычислительных центрах в режиме коллективного пользования. Основным направлением развития информационной технологии являлась автоматизация операционных рутинных действий человека.

2-й этап (с 80-х гг.) — создание информационных технологий, направленных на решение стратегических задач.

2. Проблемы, стоящие на пути информатизации общества.

1-й этап (до конца 60-х гг.) характеризуется проблемой обработки больших объемов данных в условиях ограниченных возможностей аппаратных средств.

2-й этап (до конца 70-х гг.) связывается с распространением ЭВМ серии IBM/360. Проблема этого этапа — отставание программного обеспечения от уровня развития аппаратных средств.

3-й этап (с начала 80-х гг.) — персональный компьютер становится инструментом непрофессионального пользователя, а информационные технологии — средством поддержки принятия его решений. Проблемы — максимальное удовлетворение потребностей пользователя и создание соответствующего интерфейса работы в компьютерной среде.

4-й этап (с начала 90-х гг.) — создание современной технологии межорганизационных связей и информационных технологий. Проблемы этого этапа весьма многочисленны. Наиболее существенными из них являются:

  1. o выработка соглашений и установление стандартов, протоколов для компьютерной связи;
  2. o организация доступа к стратегической информации;
  3. o организация защиты и безопасности информации.

3. Преимущества, которые приносит компьютерная информационная технология.

1-й этап (с начала 60-х гг.) характеризуется довольно эффективной обработкой информации при выполнении рутинных операций с ориентацией на централизованное коллективное использование ресурсов вычислительных центров. Основным критерием оценки эффективности создаваемых информационных технологий была разница между затраченными на разработку и сэкономленными в результате внедрения средствами.

Читайте также:  Иоганн Шефлер - биография и состояние, бывшие и настоящая жена

Основной проблемой на этом этапе была психологическая — плохое взаимодействие пользователей, для которых создавались информационные технологии, и разработчиков из-за различия их взглядов и понимания решаемых проблем. Как следствие этой проблемы, создавались технологии, которые пользователи плохо воспринимали и, несмотря на их достаточно большие возможности, не использовали в полной мере.

2-й этап (с середины 70-х гг.) связан с появлением персональных компьютеров. Изменился подход к созданию информационных технологий — ориентация смещается в сторону индивидуального пользователя для поддержки принимаемых им решений.

Пользователь заинтересован в проводимой разработке, налаживается контакт с разработчиком, возникает взаимопонимание обеих групп специалистов.

На этом этапе используется как централизованная обработка данных, характерная для первого этапа, так и децентрализованная, базирующаяся на решении локальных задач и работе с локальными базами данных на рабочем месте пользователя.

3-й этап (с начала 90-х гг.) связан с понятием анализа стратегических преимуществ в бизнесе и основан на достижениях телекоммуникационной технологии распределенной обработки информации.

Информационные технологии имеют своей целью не просто увеличение эффективности обработки данных и помощь управленцу.

Соответствующие информационные технологии должны помочь организации выстоять в конкурентной борьбе и получить преимущество.

4. Виды инструментария технологии.

1-й этап (до второй половины XIX в.) — «ручная» информационная технология, инструментарий которой составляли: перо, чернильница, книга. Коммуникации осуществлялись ручным способом путем передачи посредством почты писем, пакетов, депеш. Основная цель технологии — представление информации в нужной форме.

2-й этап (с конца XIX в.) — «механическая» технология, инструментарий которой составляли: пишущая машинка, телефон, диктофон, оснащенная более совершенными средствами доставки почты. Основная цель технологии — представление информации в нужной форме более удобными средствами.

3-й этап (40-60-е гг. XX в.) — «электрическая» технология, инструментарий которой составляли: большие ЭВМ и соответствующее программное обеспечение, электрические пишущие машинки, ксероксы, портативные диктофоны.

Изменяется цель технологии. Акцент в информационной технологии начинает перемещаться с формы представления информации на формирование ее содержания.

4-й этап (с начала 70-х гг.) — «электронная» технология, основным инструментарием которой становятся большие ЭВМ и создаваемые на их базе автоматизированные системы управления (АСУ) и информационно-поисковые системы (ИПС), оснащенные широким спектром базовых и специализированных программных комплексов.

Центр тяжести технологии еще более смещается на формирование содержательной стороны информации для управленческой среды различных сфер общественной жизни, особенно на организацию аналитической работы.

Множество объективных и субъективных факторов не позволили решить стоящие перед новой концепцией информационной технологии поставленные задачи.

Однако был приобретен опыт формирования содержательной стороны управленческой информации и подготовлена профессиональная, психологическая и социальная база для перехода на новый этап развития технологии.

5-й этап (с середины 80-х гг.) — «компьютерная» («новая») технология, основным инструментарием которой является персональный компьютер с широким спектром стандартных программных продуктов разного назначения. На этом этапе происходит процесс персонализации АСУ, который проявляется в создании систем поддержки принятия решений определенными специалистами.

Подобные системы имеют встроенные элементы анализа и интеллекта для разных уровней управления, реализуются на персональном компьютере и используют телекоммуникации. В связи с переходом на микропроцессорную базу существенным изменениям подвергаются и технические средства бытового, культурного и прочего назначений.

Начинают широко использоваться в различных областях глобальные и локальные компьютерные сети.

Источник: https://cyberpedia.su/11x1a0f.html

Исторические этапы развития информационных технологий (стр. 1 из 2)

Исторические этапы развития информационных технологий

Первые информационные технологии возникли на земле уже несколько миллионов лет назад вместе с робкими попытками общения людей между собою с помощью нечленораздельных звуков, мимики, жестов, прикосновений. Это был, правда, лишь обмен информацией между индивидами. Последние с развитием речи (около 100 тысяч лет назад) получили возможность индивидуального накопления информации в своей памяти.

Следующий этап — возникновение письменности (5-6 тысячелетий назад) представил в распоряжение человечества коллективную (общественную) память. Она позволила реализовать полный набор процессов циркуляции и переработки информации: сбор, передачу, переработку, хранение и доведение ее до адресата, а также дала возможность фиксации информации на материальных носителях.

Первая в истории информационная символика была представлена в каменном веке в виде рисунков на камне — так называемое пиктографическое письмо. В бронзовом веке появляются изображения повторяющихся систем понятий -идеограммы (идеографическое письмо). Эти примитивные информационные еди­ницы превращаются с конца 4-го тысячелетия до н.э. в рисуночное иероглифическое письмо.

В 3-м тысячелетии до н.э. в Вавилоне стала применяться клинописная запись счета. Это была позиционная система счисления, при которой от положения (по­зиции) значка зависел его смысл.

Следы названной шестидесятеричной системы сохранились еще и сегодня (час делится на 60 минут, минута — на 60 секунд). Вавилонская система счета давала возможность вести запись чисел до миллиона и больше и производить действия с простейшими дробными числами.

В У-1У вв. до н.э. в Древней Греции возникли значки для произвольных величин.

Древние римляне взяли (предположительно) за основу знаков счисления иероглифы, обозначающие пальцы рук. Ко времени расцвета римской культуры эти значки были заменены похожими на них латинскими буквами.

Переняв от индусов искусство счета, арабы позаимствовали у них и значки чисел — цифры, ко­торые в У1-УШ вв. появляются и на европейском континенте.

Эти значки использовались для записи чисел в порядке, принятом и сейчас.

Очередным заметным шагом в развитии информационных технологий стало создание линейного слогового письма на глиняных табличках. В это время ак­кадский (вавилонский) язык впервые начинает выполнять международные функции в дипломатии и торговле, выводя таким образом информацию из узконациоНАЛЬНЫХ рамок и придавая ей широкие коммуникационные и терминообразующие формы.

Новый этап на этом пути — создание в Х-ТХ вв. до н.э. финикийского алфавита. Революционный по сути и многоэтапный по времени переход к алфавитным системам завершается в VIIIв. до н.э.

появлением на базе финикийского письма греческого алфавита — основы всех западных письменных систем. Развитие письменной символики завершается в Европе в XVв. возникновением современной пунктуации.

Совершенствованию языка способствовало появление древнегреческих научных терминов, что сопро­вождалось устранением информационной избыточности.

Математическая символика продолжает качественно развиваться на фоне углубленных исследований и фундаментальных открытий в математике: появляется совершенная алгебраическая символика (XIV-XVII вв.), вводятся знаки сложения, вычитания и умножения (вначале буквенные — конец XVв.

), знаки равенства, бесконечности, дроби, корни, логарифмы (XVI- середина XVIIвв.); в конце XVIIв. создаются знаки степени, дифференциала, интеграла, производных, в первой половине XVIIIв. — знак переменных операций — функция (1718 г.), знаки синуса, косинуса, тангенса (1748-1753 гг.).

Особой формой представления знаний стали карты, которые отображали пространственное размещение объектов и явлений природы и общества в виде образно-знаковых моделей. Первые карты, дошедшие до наших дней, были сделаны в Вавилоне и Древнем Египте в 3-1-м тысячелетиях до н.э. Впервые карта мира была составлена К. Птолемеем (IIв.).

Возникновение технической графики приходится на время появления ранней письменности.

Техническая графическая документация развивается в связи с сооружением сложных объектов (пирамиды, дворцы, тоннели, рудные шахты) в 3-2-м тысячелетиях до н.э. (Древний Египет, Вавилон и др.

) и изобретением измерительных инструментов и первых механизмов с середины 1-го тысячелетия до н.э. (Древня Греция, Древний Рим).

Совершенствование технической графики относится к эпохе Возрождения в связи с конструированием кинематически сложных машин и механизмов, гидро­силовых установок, коренным усовершенствованием подземной разработки рудных тел, строительством крупных городов.

В период энергетической — революции в конце XVIIIв. техническая графика делается основным инструментом изобретателей при создании паровых двигателей и разнообразных автономных рабочих машин на этой основе; графические формы широко используются для установления математических зависимостей.

С конца XIXв. техническая графика — основа проектирования типовых машин, технологий, строительства. С середины XXв.

широко распространяются объемная техническая графика с функциональным введением цветовой гаммы, а также производство графической информации в автоматизированном режиме по заданным программам.

Подводя итог этапов эволюции систем представления информации, следует отметить общую тенденцию к созданию наиболее рациональных форм человечес­кой (наднациональной) информационной символики. В наиболее труднодоступной лингвистической области это реализуется внедрением машинных языков.

Особенности исторических этапов развития коммуникационных технологий

Возникновение информационных коммуникационных технологий было связано с совершенствованием средств информационных коммуникаций. Они возникли при появлении человеческой речи с ее нематериализованной информацией. Эта фаза несомненно может считаться первым информационным взрывом в истории технологической цивилизации.

Информационные взрывы означали переход ко все более совершенным носителям: запись на камне позволяла впервые добиться эффекта обезличенности процесса передачи информации, закрепленной навечно в определенном месте; переход к записям на сырых глиняных табличках и деревянных дощечках с 4-го тысячелетия до н.з.

Изобретение папируса (с 3-го тысячелетия до н.э.) значительно повышало единичную емкость носителя и его разрешающую способность благодаря большой площади свитка и возможности применять краски; появление пергамента (III в. до н.э.

) завершало добумажную фазу новым информационным взрывом: появляется оптимальный носитель информации — книга (IV в. до н.э.)-,

Качественно новый характер стали иметь информационные коммуникации, когда в крупных государствах Древнего мира (Греция, Персия, Китай, Рим) воз­никла хорошо налаженная государственная почтовая связь: письменная информация передавалась теперь гонцами по эстафете.

С образованием древнегреческих городов-полисов появляются библиотеки для свободных граждан, которые становятся, таким образом, первыми в истории центрами сосредоточения информационных носителей на папирусных свитках (позднее на пергаменте) для передачи их широкому кругу пользователей.

После падения Константинополя с середины XV в. рукописные древнегреческие и латинские книги беженцами перемещаются в Западную Европу, где становятся основным информационным массивом накопленных знаний/ Развитие бумажных коммуникационных технологий

Бурное развитие информационных коммуникационных технологий приходится на Xв., когда бумага (изобретенная во IIв. в Китае) становится объектом промышленного производства в странах Европы.

Это обстоятельство в значительной мере способствовало появлению информации в новой форме — авторских сочинениях. Книга приобретала функции товара, чем порождалась новая ремесленная профессия — переписчик книг. Книжные лавки становятся своего рода интеллектуальными микроцентрами, где происходит интенсивный обмен знаниями.

Наряду с общественными библиотеками формируется такая форма массовой коммуникации, как большое число личных библиотек у наиболее обеспеченных граждан.

Принципиально важным моментом является выделение пока узкого социального слоя людей — производителей знаний, закрепляемых ими в книгах и передаваемых наиболее способным продолжателям.

Революцией в процессе развития информационных технологий стало изобретение в Германии книгопечатания (середина XVв. Иоганн Гутенберг), придавшего информационным технологиям форму массовой деятельности, особенно с конца XVII в..

Главным качественным содержанием этих информационных технологий стало рождение системы научно-технической терминологии в основных отраслях знаний, а количественным — выпуск многотиражных книг, журналов, газет, географических карт, технических чертежей, а также первых энциклопедий — своего рода стационарных информаци­онно-поисковых систем на алфавитной основе.

Роль технической революции в развитии нового этапа информационных технологий. Сущность развития ИТ в период технической революции

Новый этап в развитии информационных технологий обусловленный технической революцией конца XIXв.

Информация становится одним из наиболее ценных по содержанию и массовых по форме продуктов цивилизации, потребителем которого делается все человечество. Этап информационной революции второй половины XXв.

— это начало такой безбумажной фазы развития информационных технологий, когда на качественно новом уровне завершается исторически важнейший переход к неосязаемой несущей информации, причем, скорость ее передачи (с помощью электромагнитных волн) возрастает в миллионы раз по сравнению с человеческой речью. Машинная интуиция (экспертные системы) теперь сделалась производительной силой, а искусственный интеллект дает возможность решать качественно новые задачи технического прогресса. Исключительное значение машинных информационных систем в жизни современного общества выдвинуло на первый план задачи создания все более совершенных ЭВМ и связанных с ними технологий.

Источник: https://mirznanii.com/a/310335/istoricheskie-etapy-razvitiya-informatsionnykh-tekhnologiy

История развития информационных технологий

Человеческая речь была первым носителем знаний о совместно выполняемых людьми действиях. Знания постепенно накапливались и устно передавались от поколения к поколению.

Процесс устных рассказов получил первую технологическую поддержку с созданием письменности на разных носителях. Сначала для письма использова­лись камень, кость, глина, папирус, шелк, затем — бумага.

Возникно­вение книгопечатания ускорило темпы накопления и распространения знаний, стимулировало развитие наук.

Первый этап развития ИТ — «ручная» информационная техноло­гия (до второй половины XIX в.). Инструментарий: перо, чернильни­ца, бухгалтерская книга. Форма передачи информации — почта. Но уже в XVII в. начали разрабатываться инструментальные сред­ства, позволившие в дальнейшем создавать механизированные, а за­тем автоматизированные ИТ.

В этот период английский ученый Ч. Бэббидж теоретически иссле­довал процесс выполнения вычислений и обосновал основы архитек­туры вычислительной машины (1830г.); математик А. Лавлейс разработала первую программу для ма­шины Бэббиджа (1843г.)

Второй этап развития ИТ — «механическая» информационная технология (с конца XIX в.). Инструментарий: пишущая машинка, те­лефон, фонограф. Передается информация с помощью усовершенст­вованной почтовой связи, идет поиск удобных средств представления и передачи информации.

В конце XIX в. открыт эффект электричест­ва, что способствовало изобретению телеграфа, телефона, радио, по­зволяющим оперативно передавать и накапливать информацию в лю­бом объеме. Появились средства информационной коммуникации, благодаря чему передача информации могла осуществляться на боль­шие расстояния.

В этот период английский математик Джордж Буль опубликовал книгу «Законы мышления», которая явилась инструментом разра­ботки и анализа сложных схем, из многих тысяч которых состоит совре­менная ЭВМ (1854г.);первые телефонные переговоры по телеграфным проводам (1876г); выпуск вычислительных перфорационных машин и перфокарт (1896г).

Третий этап развития ИТ начался с конца 40-х гг. XX в. — с соз­дания первых ЭВМ.

В этот период начинается развитие автоматизированных инфор­мационных технологий; используются магнитные и оптические носи­тели информации, кремний; применяется «электрическая» информа­ционная технология (40—60-е гг. XX в.). До конца 1950-х гг. в ЭВМ основным элементом конструкции были электронные лампы (I поко­ление), развитие идеологии и техники программирования шло за счет достижений американских ученых.

Инструментарий: большие ЭВМ и соответствующее программное обеспечение, электрическая пишущая машинка, портативный магни­тофон, копировальные аппараты.

В этот период: вниманию научной общественности представ­лена Z3 — программируемая вычислительная электромеханическая машина, обладающая всеми свойствами современного компьютера, созданная немецким инженером К. Цузе в 1941 г.; запущен Марк I — первый американский программи­руемый компьютер (1944 г.

); в США создана первая электронная машина — «ЭНИАК» (калькулятор) (1946 г.); в СССР под руководством С.А. Лебедева создана МЭСМ — малая электронная счетная машина (1951 г.); в Советском Союзе начался серийный выпуск машин, первыми их которых были «БЭСМ-1» и «Стрела» (1953 г.

); компания IBM представила первый накопитель на жестких магнитных дисках («винчестер») RAMAC объемом 5 Мбайт (1956 г).

Четвертый этап развития ИТ — «электронная» информационная технология (с начала 1970-х гг). Ее инструментарием становятся большие ЭВМ и создаваемые на их базе АСУ, оснащенные широким программным обеспечением. Цель — формирование содержательной части информации.

Читайте также:  Дэвид Юм - врожденных знаний не существует и учения философа

Изобретение микропроцессорной технологии и появление персонального компьютера (70-е гг. XX в.) позволило окончательно перейти от механических и электрических средств преобразования информации к электронным, что привело к миниатюризации всех приборов и устройств. На микропроцессорах и интегральных схемах создаются компьютеры, компьютерные сети, системы передачи данных.

В 1970—1980-е гг. созданы и распространяются мини-ЭВМ, осуществляется интерактивный режим взаимодействия нескольких пользователей.

Пятый этап развития ИТ — компьютерная («новая») информационная технология (с середины 80-х гг.). Инструментарий — персональный компьютер (ПК) с большим количеством программных продуктов различного назначения.

Развивается система поддержки принятия решений, искусственный интеллект реализуется на ПК, используется телекоммуникационная связь. Применяются микропроцессоры.

Цель — содержание и доступность для широкого потребителя миниатюризированных технических средств бытового, культурного и прочего назначения.

В 1980— 1990-е гг. происходит качественный скачок технологии разработки программного обеспечения: центр тяжести технологических решений переносится на создание средств взаимодействия пользователей с ЭВМ при создании программного продукта. Важное место в ИТ занимает представление и обработка знаний. Создаются базы знаний, экспертные системы. Широко распространяются персональные ЭВМ.

Развитие ИТ в 1990—2000-е гг.: Intel представляет новый процессор — 32-разрядный 80486SX, скорость которого составляет 27 млн операций в секунду (1990 г.); Apple создает первый монохромный ручной сканер (1991 г); NECвыпускает первый привод CD-ROM с удвоенной скоростью (1992 г); М.

Андриссен представил публике свой но­вый веб-браузер, получивший название Mosaic Netscape (1994 г); к 1995 г. программное обеспечение, выпускаемое фирмой Microsoft, использовали 85 % персональных компьютеров.

ОС Windows совершенствуется год от года, обладая уже и средствами дос­тупа в глобальную сеть Интернет;

На современном этапе развиваются инструментальные среды и системы визуального программирования для создания программ на языках высокого уровня: TurboPascal, Delphi, Visual Bask, С++Builder и др. Поэтому находит применение массовая распределенная обра­ботка данных.

Источник: https://ya-znau.ru/znaniya/zn/222

Этапы развития ИТ (информационных технологий)

Важнейшими историческими этапами развития ИТ является письменность, изобретение книгопечатания, использование почты, телефона, телеграфа, телевидения.

Особое место в развитии ИТ занимают компьютеры, электронная почта и широкое использование компьютерных сетей (локальных и глобальных), которые обеспечивают не только содержательную обработку информации, но и передачу текстовых, мультимедийных (графика, видео и звук) и других материалов практически на любые расстояния в реальном масштабе времени.

ИТ (Информационные технологии) являются наиболее важной составляющей процесса использования информационных ресурсов общества. К настоящему времени она прошла несколько эволюционных этапов, смена которых определялась главным образом развитием научно-технического прогресса, появлением новых технических средств переработки информации.

Существует несколько точек зрения на развитие информационных технологий с использованием компьютеров, которые определяются различными признаками деления.

Общим для всех изложенных ниже подходов является то, что с появлением ПК (персональных компьютеров) начался новый этап развития ИТ.

Основной целью становится удовлетворение персональных информационных потребностей человека, как для профессиональной, так и для бытовой сферы. Может быть рассмотрена следующая классификация развития ИТ по признакам:

  • По виду задач и по виду процессов обработки информации.
    • 1-й этап (60 — 70-е гг.) — обработка данных в вычислительных центрах в режиме коллективного пользования.
    • 2-й этап (с 80-х гг.) — создание ИТ, направленных на решение стратегических задач.
  • По используемому техническому обеспечению
    • 1-й этап (до конца 60-х гг.) – решение проблемы обработки больших объемов данных в условиях ограниченных возможностей аппаратных средств.
    • 2-и этап (до конца 70-х гг.) -распространение ЭВМ серии IBM/360
    • 3-й этап (с начала 80-х гг.) — компьютер становится инструментом непрофессионального пользователя, а ИТ — средством поддержки принятия его решений
    • 4-йэтап (с начала 90-х гг.) — создание современной технологии межорганизационных связей и ИС.
  • По преимуществам, которое приносит компьютерная технология:
    • 1-й этап (с начала 60-х гг.)-обеспечение эффективной обработкой информации при выполнении рутинных операций с ориентацией на централизованное коллективное использование ресурсов вычислительных центров. Основным критерием оценки эффективности создаваемых ИС была разница между затраченными на разработку и сэкономленными в результате внедрения средствами. Основной проблемой на этом этапе была психологическая — плохое взаимодействие пользователей, для которых создавались ИТ, и разработчиков из-за различия их взглядов и понимания решаемых проблем. Как следствие этой проблемы, создавались системы, которые пользователи плохо воспринимали и, несмотря на их достаточно большие возможности, не использовали в полной мере.
    • 2-й этап (с середины 70-х гг.) связан с появлением персональных компьютеров. Изменился подход к созданию ИС — ориентация смещается в сторону индивидуального пользователя для поддержки принимаемых им решений. Пользователь заинтересован в проводимой разработке, налаживается контакт с разработчиком, возникает взаимопонимание обеих групп специалистов. На этом этапе используется как централизованная обработка данных, характерная для первого этапа, так и децентрализованная, базирующаяся на решении локальных задач и работе с локальными базами данных на рабочем месте пользователя.
    • 3-й этап (с начала 90-х гг.) связан с понятием анализа стратегических преимуществ в бизнесе и основан на достижениях телекоммуникационной технологии распределенной обработки информации.
  • По применяемому инструментарию ИТ
    • 1-й этап (до второй половины XIX в.) — «ручная» ИТ, инструментарий которой составляли: перо, чернильница, книга. Коммуникации осуществлялись ручным способом путем переправки через почту писем, пакетов, депеш. Основная цель технологии — представление информации в нужной форме.
    • 2-й этап (с конца XIX в.) — «механическая» технология, инструментарий которой составляли: пишущая машинка, телефон, диктофон, оснащенная более совершенными средствами доставки почта. Основная цель технологии — представление информации в нужной форме более удобными средствами.
    • 3-й этап (40 — 60-е гг. XX в.) — «электрическая» технология, инструментарий которой составляли: большие ЭВМ и соответствующее программное обеспечение, электрические пишущие машинки, ксероксы, портативные диктофоны. Изменяется цель технологии. Акцент в информационной технологии начинает перемещаться с формы представления информации на формирование ее содержания.
    • 4-й этап (с начала 70-х гг.) — «электронная» технология, основным инструментарием которой становятся большие ЭВМ и создаваемые на их базе ИС, оснащенные широким спектром базовых и специализированных программных комплексов. Центр тяжести технологии еще более смещается на формирование содержательной стороны информации для различных сфер использования, особенно на организацию аналитической работы. Был приобретен опыт формирования содержательной стороны информации и подготовлена профессиональная, психологическая и социальная база для перехода на новый этап развития технологии.
    • 5-й этап (с середины 80-х гг.) — «компьютерная» («новая») технология, основным инструментарием которой является персональный компьютер с широким спектром стандартных программных продуктов разного назначения. На этом этапе происходит процесс персонализации ИС, которая проявляется в создании систем поддержки принятия решений. Начинают широко использоваться в различных областях глобальные и локальные компьютерные сети.
  • По методологии использования ИТ
    • 1-й этап (до конца 80-х гг.) — централизованная обработка информации на ЭВМ вычислительных центров. Создавались крупные вычислительные центры коллективного пользования, оснащенные большими ЭВМ. Применение таких ЭВМ позволяло обрабатывать большие массивы входной информации и получать на этой основе различные виды информационной продукции, которая затем передавалась пользователям.
    • 2-й этап (до конца 90-х гг.) — децентрализованная обработка информации связанная с появлением ПК и развитием средств телекоммуникаций.
    • 3-й этап — рациональная обработка информации. Достоинства и недостатки централизованной и де-централизованной ИТ привели к необходимости разумного сочетания того, и другого подхода.

В наше время большое внимание в области ИТ уделяется электронному моделированию, которое становится неотъемлемой частью интеллектуальной деятельности человечества.

Сопоставление «электронного мозга» с человеческим привело к идее создания нейрокомпьютера, как ЭВМ, которые могут обучаться. Нейрокомпьютер поступает так же, как человек, т.е.

многократно просматривает информацию, делает множество ошибок учится на них, исправляет их и, наконец, успешно справляется с задачей. Нейрокомпьютеры применяются для распознавания образов, восприятия человеческой речи, рукописного текста и т.д.

Источник: http://itstan.ru/it-i-is/etapy-razvitija-it-informacionnyh-tehnologij.html

Электронный научный журнал Международный студенческий научный вестник ISSN 2409-529X

В условиях широкого использования и внедрения информационных технологий (ИТ) в современном обществе, образовательная среда не стала исключением.

В современном образовательном пространстве важную роль играют электронные издания учебного назначения (ЭИУН), которыми наполнены дисциплины как технического, так и гуманитарного направления ВУЗ.

Электронные издания учебного назначения являются одним из компонентов информационно-коммуникационной среды вуза, которая включает: множество информационных объектов и связей между ними; средства воспроизведения аудиовизуальной информации; средства и технологии сбора, накопления, передачи, обработки, продуцирования и распространения информации – собственно знания [3 с.69].

Каким образом обстояло дело с накоплением знаний, хранением и его передачей будущим поколениям в ранние периоды развития человечества? С возникновением речи, возникла возможность накапливать информацию в памяти человека. Следовательно, этот период можно назвать первым этапом возникновения и дальнейшего и развития Информационных Технологий.

Следующий этап связан с возникновением письменности (V-VI тысяч лет до н.э.), давший человечеству возможность накапливать и фиксировать информацию (память письменная или информация на материальных носителях). Появление письменности позволило реализовать все этапы переработки информации: ее сбор, обработку, передачу, хранение и доведение информации до адресата.

Первая в истории символика информационного характера была представлена в каменном веке образами, которые изображали в виде рисунков на камне отдельные представления о мире и жизни – так называемое пиктографическое письмо.

В бронзовом веке ситуация меняется и появляются изображения повторяющихся систем, которые называются идеографическим письмом. Эти первые примитивные информационные единицы превращаются в конце IV-го тысячелетия до н.э.

в рисуночное иероглифическое письмо.

Благодаря развитию ремесла и производства, а также торговли совершенствуется числовая символика. В III-м тысячелетии до н.э. в Вавилоне была изобретена система исчисления, которая от положения знака меняла его смысл. В V-VI веках до н.э. на Крите стала применяться удобная для записи десятичная символика счета.

Переняв у индусов искусство счета, арабы заимствовали у них и знаки для записи чисел, точнее, цифр, которые в VI-VIII веках до н.э. распространились на европейском континенте. Эти знаки использовались для записи чисел в том же виде и порядке, как принято сейчас [5].

Следующим этапом стало создание линейного слогового письма на глиняных табличках. В этот период впервые вавилонский язык начинает выполнять международные функции в дипломатии и торговле, придавая информации широкие коммуникативные и терминологические формы.

Cоздание в X-IX вв. до н.э. финикийского алфавита явилось новым этапом в развитии Информационных Технологий. На его основе в VIII веке до н.э. был создан греческий алфавит – основы для всех западный письменных систем. Развитие письменной символики завершилось в XV веке созданием в Европе пунктуации современного вида.

Математическая символика продолжает развиваться благодаря углубленным исследованиям и фундаментальным открытиям в математике: создается совершенная алгебраическая символика (XIV–XVII вв.), вводятся знаки сложения, вычитания, умножения, знаки равенства, бесконечности, возведения в степень и др.

Единый информационный язык вводиться в техническую графику, в которой с помощью линейных форм воспроизводятся орудия труда, технологические процессы, строительная тематика. Создание технической графики относится ко времени появления первой ранней письменности.

Техническая графическая документация развивается в связи с сооружением сложных объектов (пирамид, мостов, дворцов, тоннелей) во III-II тысячелетиях до н.э. и созданием измерительных инструментов и техники.

В конце XVIII веке техническая графика является основным инструментом изобретательской деятельности. С конца XIX века техническая графика становится основой проектирования машин, механизмов, строительных конструкций [4].

С середины ХХ века широко внедряется трехмерная компьютерная графика, с введением цветовой гаммы, производится графическая продукция в автоматизированном режиме по заданным программам.

Системы информационных коммуникаций также прошли много фаз своего развития. Первая фаза связана с появлением человеческой речи, которая стала не материализованной формой содержащей информацию. Начало этой фазы можно считать первым информационным взрывом в истории цивилизации.

В течение следующей фазы – добумажной – информационный взрыв определил переход к более совершенным носителям информации: запись на камне, запись на сырых глиняных плитках и деревянных дощечках (IV тысячелетие до н.э.), изобретение папируса (III тысячелетие до н.э.). Появление пергамента (III век до н.э.) завершает добумажную фазу новым информационным взрывом – появлением нового носителя – книги (IV век до н.э.).

Качественно новый характер приобрели информационные коммуникации, когда в крупных государствах Древнего мира (Греция, Персия, Египет, Китай, Рим) возникла хорошо налаженная государственная почтовая связь: письменная информация передавалась гонцами по принципу эстафеты [5]. Создаются библиотеки, доступные для свободных граждан.

Библиотека становится первым в истории центром сосредоточения информационных носителей на папирусных свитках. Книга приобретает функции товара. Наряду с общественными библиотеками формируется новая форма массовых коммуникаций – личные библиотеки у наиболее обеспеченных граждан.

Бумажная фаза развития ИТ начинается с Х века, когда бумага становится объектом промышленного производства в странах Европы. Эпоха Возрождения и последовавший за ней период сыграли важную роль в развитии ИТ. С развитием торговли и ремесел появились городские почты (XV век).

Благодаря этим стабильным коммуникациям в информационную деятельность были вовлечены сотни тысяч людей, и она охватывала крупные регионы. Центрами хранения и передачи информации становятся первые университеты Италии, Франции, Германии, Англии.

Революцией в процессе развития ИТ стало изобретение в Германии книгопечатания (середина XV века), придавшее ей форму массовой деятельности. По существу это стало началом нового этапа в развитии естествознания.

Главным качественным содержанием ИТ стало рождение систем научно-технической терминологии в основных отраслях знаний, а количественным – выпуск многотиражных книг, журналов, газет, географических карт, технических чертежей, первых энциклопедий – первых стандартных информационно-поисковых систем на алфавитной основе [5].

Новый этап в развитии ИТ охарактеризовался созданием в конце XIX века международной почтовой связи, телеграфа (1832 г.), телефона (1876 г.), радио (1895 г.), кинематографа (1895 г.), беспроводной передачи изображений (1911 г.

) и промышленного телевидения.

Изобретение пишущей машинки, телефона, телеграфа, модернизация системы общественной почты – все это послужило базой для принципиальных изменений в технологии обработки информации и, как следствие, в продуктивности и эффективности работы.

40-60 годы характеризуются появлением «электрической» технологии. Вторая половина 60 гг. характеризуется появление «электронной» технологии.

В это время появляются большие производительные ЭВМ, что позволило сместить акцент в ИТ на обработку не формы, а содержания информации.

На этой базе разрабатывается концепция применения автоматизированных систем управления (АСУ) производством, технологическими процессами.

С развитием информационных коммуникаций наступил период создания общемировой системы хранения, обработки и быстродействующей передачи информации в наиболее удобной для пользователя форме.

Это превратило информацию в движущую силу технического, экономического и социального прогресса, определило ее ведущую роль на этапе современной технологической революции, которая придает Информационным Технологиям форму интеллектуальной индустрии.

Благодаря этому было разрешено назревшее историческое противоречие между накоплением гигантского объема информации в обществе и невозможностью ее эффективного использования с помощью традиционных немашинных методов.

Источник: https://eduherald.ru/ru/article/view?id=15212

Ссылка на основную публикацию