Карл Юнг — психологические типы и проблемы души нашего времени

Общепризнано, что стандартные колоды игральных карт, которые мы используем для разных игр, произошли от Таро. «Как и в наших современных картах, – пишет Салли Николс (Sallie Nichols), – колоды карт Таро состоят из четырёх мастей по десять «достоинств» каждая… В колоде Таро у каждой масти есть четыре «фигурные» карты: Король, Королева, Валет и Рыцарь». Последняя фигура «таинственным образом исчезла из современных колод», хотя примеры игральных карт с Рыцарем обнаружены в палеонтологических находках. Современный Джокер – это сохранившаяся карта Паж из Таро. Сходство между двумя типами колод значительное, но, кажется, никто, кроме адептов, не рассматривает возможность их использования для предсказания будущего. А выдающийся психиатр Карл Юнг, должно быть, рассмотрел бы.

alt

Узнай стоимость своей работы

Бесплатная оценка заказа!

Оценим за полчаса!

Как объясняет Мэри К. Грир (Mary K. Greer), в лекции, прочитанной в марте 1933 года, Юнг рассказал о своих взглядах на Таро, отмечая, что позднесредневековые карты «действительно предшествовали нашей колоде карт, в которой красное и чёрное символизируют противоположности, и деление на четыре масти – трефы, пики, бубны и червы – так же относится к индивидуальным символам.Карл Юнг - Студенческий портал

Это психологические образы, символы, с которыми человек играет так же, как бессознательное, кажется, играет со своим содержимым, – говорит Юнг.

– Карты объединяются определённым образом в различные комбинации, соответствуя игровым событиям в истории человечества». В картах Таро изображены «символы или символические ситуации.

Эти образы – Повешенный, Башня, Солнце – своего рода архетипические идеи различного характера».

Пока Юнг не сказал ничего, что ортодоксальные психологи-юнгианцы нашли бы неприемлемым, но он пошёл дальше, заявив, что на самом деле «мы можем предсказывать будущее, когда знаем, как настоящий момент развился из прошлого».

alt

Узнай стоимость своей работы

Бесплатная оценка заказа!
Читайте также:  Съедобные и ядовитые шапочные грибы - среда обитания и внешнее строение

Оценим за полчаса!

Он призывал к «интуитивному методу, цель которого в понимании потока жизни, возможно, даже в предсказывании будущих событий, в любом случае в чтении условий настоящего момента». Он сравнил этот процесс с китайской практикой «И цзин» (Книга Перемен) и другими аналогичными методами предсказания.

Доктор философии, психоаналитик и ближайшая коллега Юнга Мария-Луиза фон Франц (Marie-Louise von Franz) рассказывает в своей книге «Психика и материя» (Psyche and Matter):

Юнг предлагал людям [после серьёзной трагедии, конфликта, развода] вовлечение в процедуры гадания: использовать «И цзин», разложить карты Таро, обратиться к мексиканскому календарю для предсказания, составить гороскоп или прибегнуть к геомантическому гаданию. Если гипотеза Юнга верна, результаты всех этих процедур должны были совпасть.

Казалось, содержание имеет гораздо меньшее значение, чем форма. Ссылаясь на доктрины соответствий Сведенборга, Юнг в своей лекции отмечает:

Человек всегда испытывал потребность в обнаружении через бессознательное смысла текущих условий, потому что существует некое соответствие или подобие между превалирующими условиями и состоянием коллективного бессознательного.

С помощью предсказаний он стремился к тому, чтобы ускорить процесс «индивидуации», движения в направлении к цельности и целостности путём игровых комбинаций архетипов.

Ещё один мистик и психотерапевт Алехандро Ходоровски (Alejandro Jodorowsky) добавляет: «Таро научит вас, как формировать душу». Фаэна Алеф (Faena Aleph) отмечает, что Юнг воспринимал Таро «как алхимическую игру», которая, по его словам, являет собой попытку «единения противоположностей».

Как «И цзин», карты «представляют собой цикл отрицательного и положительного, потери и обретения, тёмного и светлого».

Гораздо позже, в 1960 году, за год до своей смерти Юнг, казался менее оптимистично настроенным по отношению к Таро и оккультизму, жаловался на недостаток кадров и финансового обеспечения. Он писал:

Как показал мой «астрологический эксперимент», при определённых условиях можно экспериментировать с архетипами. По сути, мы начали такие эксперименты в Институте К. Г.

Юнга в Цюрихе, используя исторически известные интуитивные, т. е. синхронистические методы (астрологию, геомантию, Таро, И цзин).

Но у нас было слишком мало сотрудников и слишком мало средств, поэтому мы не смогли продолжить, и пришлось остановиться.

Позднее толкователи Юнга засомневались в том, что его эксперименты с предсказаниями как аналитическим приёмом способны выдержать экспертную оценку.

«Нужно нечто большее, чем «убеждать убеждённого»», – написали в статье, опубликованной в 1998 году в журнале «Парапсихология».

«Этот эксперимент или любой другой должен проводиться с достаточной строгостью, чтобы большинство представителей научного сообщества были удовлетворены всеми аспектами сбора данных, анализа информации и так далее».

Толкование карт Таро Карлом Юнгом, как и другой мифической, алхимической, религиозной символики, вдохновило многих последователей, тяготеющих к парапсихологии и оккультизму.

Художник и мистик Роберт Ванг (Robert Wang), вдохновлённый описанием Юнга старших арканов Таро, создал Юнгианскую колоду Таро, сопроводив ею трилогию книг: «Юнгинаское Таро и его архетипические образы» (Jungian Tarot and Its Archetypal Imagery), «Психология Таро» (Tarot Psychology) и «Идеальные предсказания с Таро» (Perfect Tarot Divination).

Изображение каждой карты Ванга можно посмотреть ниже. Его книги претендует на полноту исследования юнгианской теории и практики Таро, написанной в консультации со знатоками Юнга из Нью-Йорка и Цюриха.

«Юнг и Таро: архетипическое путешествие» (Jung and Tarot: An Archetypal Journey) Салли Николс – менее объёмное и инновационное издание.

В нём используется традиционная колода «Таро Райдера-Уэйта», созданная Памелой Колман-Смит и Артуром Эдвардом Уэйтом.

Для тех, кто готов обнаружить взаимосвязь между системами символов и коллективным бессознательным, её книга может послужить если не средством для предсказания будущего, то инструментом для постижения интуиции.

Карты Таро Роберта Ванга

Карл Юнг - Студенческий портал

I Маг

Карл Юнг - Студенческий портал

Анимус: бессознательные психологические мужские качества в женщине.

II Жрица

Карл Юнг - Студенческий портал

Анима: бессознательные психологические женские качества в мужчине.

III Императрица

Карл Юнг - Студенческий портал

Мать как воплощение творческого начала; космическая мать; мать-земля; мать из плоти.

IV Император

Карл Юнг - Студенческий портал

Вечный отец, отец-защитник; грозный отец; структурирующий отец.

V Жрец (Папа; Иерофант; Первосвященник)

Карл Юнг - Студенческий портал

Младший Творец: божество, придающее форму Вселенной; исходя от Высшего Существа, иногда может считаться недоброжелательным.

VI Влюблённые (Любовники; Выбор)

Карл Юнг - Студенческий портал

Изначальный человек действует в мире Младшего Творца, где он – Король.

VII Колесница

Карл Юнг - Студенческий портал

Колесница: источник, из которого происходит самопреобразование.

VIII Справедливость (Правосудие)

Архетип Наказание и Вознаграждениеаказание и вознаграждение от матери, как справедливость; в ловушке наказания, относящегося к двойственности, наложенной бессознательным; законы причины и следствия.

IX Отшельник

Архетип Мудрого Старика

Мудрый Старик: образ внутреннего проводника; учителя; Будды.

X Колесо Фортуны

Архетип Мандалы

Мандала: представляет совокупность сознательного и бессознательного; единство между высшим и низшим; единство противоположных сил.

XI Сила

Архетип Изначальная женщина

Пороки и добродетели: битва души; сила рассматривается как одна из четырёх кардинальных добродетелей: сила, справедливость, благоразумие и умеренность.

XII Повешенный

Архетип Жертва

Жертва самостоятельно открывает врата познания жизни и смерти; возвышение над самоограничением.

XIII Смерть

Архетип Переход

Смерть: переход от одного состояния к другому без возврата к предыдущему состоянию.

XIV Умеренность (Воздержание)

Архетип Посредник

Мистический союз между противоположностями; медитация между сознательным и бессознательным.

XV Дьявол

Архетип Тень

Понятие Тени относится к части психики, в которой содержатся подавленные и непринятые склонности личности, отрицаемые сознательным Я.

XVI Башня

Архетип Отца в качестве Защитника/МстителяЗащитник: скрытая рука Бога; освещение; инициирование.

Мститель: разрушительные силы, катастрофы, апокалипсис, внутренняя буря.

XVII Звезда

Архетип скрытое Солнце

Источник; сознание.

XVIII Луна

Архетип Смертоносной Матери

Геката: Богиня дорожных перекрёстков и королева ночи; мать, активирующая жизнь и смерть; Лилит, ночное чудовище.

XIX Солнце

Архетип Ребёнка

Ребёнок: олицетворение жизненной силы; скрытая сила природы, рождение нового сознания.

XX Страшный суд (Суд)

Архетип Возрождение

Понятие жизни после смерти и непрерывность Сознания.

XXI Мир

Архетип Персона (Маска)

Персона: обозначает ту часть личности, которая формирует способ отношения индивида к обществу; социальная маска, публичное лицо личности.

Дурак (Шут)

  • Архетип Творческой Пустоты
  • Понятие творческой пустоты относится к несотворённому; непроявленному; к духу; к начальной точке.

Источник: https://cameralabs.org/11698-karl-yung-karty-taro-kak-put-k-bessoznatelnomu-i-sposob-predskazat-budushchee

Карл Юнг

Автор техники свободных ассоциаций, швейцарский психолог и философ Карл Юнг знаком многим по книгам «Человек и его символы», «Архетипы» и «Воспоминания, размышления, сновидения».

В основе учения Юнга лежат разработанные им лично термины «интроверсия» и «экстраверсия».

Карл утверждал, что каждый индивидуум в зависимости от доминирующей функции личности может быть обращен либо к своему внутреннему Я (интроверсия), либо к внешнему миру (экстраверсия).

Карл Юнг - Студенческий порталПортрет Карла Юнга

На основе этого умозаключения исследователь разработал психологические типы людей и вывел формулу человеческой души, заключив ее в психиатрические и психологические рамки. Работы Юнга оказали значительное влияние на культурологию, сравнительное религиоведение, антропологию, педагогику и литературу.

Детство и юность

Карл Густав Юнг родился 26 июля 1875 года в расположенной на северо-востоке Швейцарии коммуне Кесвиль. Отец будущего психотерапевта Иоганн Юнг был пастором в реформистской церкви, а его жена Эмили занималась воспитанием сына.

В детстве Карл был замкнутым и несколько странным ребенком.

Нелюдимость и отстраненность появились в результате напряженных отношений с главой семейства и частых истерических припадков матери, которые Густав неоднократно наблюдал в детстве.

Карл Юнг - Студенческий порталКарл Юнг в детстве

В 10 лет из подобранного на улице деревянного бруска Юнг вырезал 6-сантиметрового человечка, уложил его в пенал и отнес поделку на чердак.

Когда раздражительность отца или болезненность матери доводили мальчика до крайней степени отчаяния, он забирался на чердак и разговаривал на тайном языке с рукотворным другом.

Эти странности были первым проявлением бессознательного поведения, которое в дальнейшем Карл подробно описал в очерках по психологии бессознательного.

Карл Юнг - Студенческий порталРодители отдали сына в гимназию, когда ему исполнилось 11 лет. Стоит отметить, что Густав не проявлял интереса ни к наукам, ни к творчеству.

Пока преподавательский состав сетовал на отсутствие у безынициативного ученика талантов, Карл по возвращении домой увлеченно рисовал старинные замки и зачитывался прозой.

Карл не мог завести друзей и в полной мере проявить себя на учебе из-за не покидающего его чувства раздвоенности личности. Сам Юнг в своей «Красной книге» отмечал, что у него с детства было «два Я».

Карл Юнг - Студенческий порталВ 16 лет туман одиночества стал потихоньку рассеиваться. Приступы депрессии уходили в прошлое, Юнг увлекся изучением философии.

Он определил для себя круг тем, которые непременно хотел изучить, читал Платона, Гераклита, Пифагора и даже нашел отражение своих мыслей в работах Шопенгауэра. В 1893 году Карл поступил на факультет естественных наук в Базельский университет.

В университете, помимо чтения обязательной литературы, Юнг увлекся трудами философов-мистиков: Эммануила Сведенборга и Адольфа Эшенмайера.

Карл Юнг - Студенческий порталПод впечатлением от прочитанных произведений Густав даже пару раз проводил спиритические сеансы.

Это не совсем обычное увлечение помогло ему написать диссертацию по медицине, которая называлась «О психологии и патологии так называемых оккультных феноменов».

В будущем, чтобы правильно оформить комментарий к древним текстам («И-цзин», «Секрет Золотого Цветка», «Тибетская книга мертвых»), он намеренно вернется к теме изучения духовного мира.

Карл Юнг - Студенческий порталДля Юнга этот период был очень сложным в материальном отношении. После смерти отца его семья осталась без средств к существованию. Густав днем посещал лекции, а в свободное от учебы время занимался репетиторством.

Так юноша поддерживал довольно скромное существование и оплачивал учебу. По окончании высшего учебного заведения дипломированному специалисту попался в руки «Учебник психиатрии» Рихарда фон Крафта-Эбинга.

Психология

В 1900 году Карл переехал в Цюрих и стал работать ассистентом у известного в то время врача-психиатра Юджина Блейлера в больнице для душевнобольных Бургхольцли (пригород Цюриха). Густав поселился на больничной территории. Вскоре он начал публиковать свои первые клинические работы, а также статьи по применению разработанного им же теста словесных ассоциаций.

Карл Юнг - Студенческий портал«Красная книга» Карла Юнга

В 1907 году вышла его первая крупномасштабная работа «Психология раннего слабоумия», которую Юнг для ознакомления отправил Зигмунду Фрейду. Встреча с Фрейдом обозначила важную веху в научном развитии Карла.

К моменту личного знакомства в феврале 1907 года в Вене, куда Юнг приехал после непродолжительной переписки, он был уже широко известен как своими опытами в словесных ассоциациях, так и открытием чувственных комплексов.

Карл Юнг - Студенческий порталКарл Юнг

В 1909 году вместе с Фрейдом Юнг впервые приехал в Соединенные Штаты Америки, где прочел курс лекций.

Международная известность, а с ней и частная практика, приносившая неплохой доход, позволили Густаву в 1910 году оставить пост в бургхольцльской клинике (к тому времени он уже занимал должность клинического директора), вернуться в родные края и погрузиться в глубинные исследования мифов, легенд, сказок в контексте их взаимодействия с миром психопатологии.

Читайте также:  Учетная политика организации для целей управленческого учета - правила настройки

Карл Юнг - Студенческий порталИллюстрации к книге Карла Юнга

В этот же период появляются публикации, довольно четко обозначившие границу идеологической независимости Карла от Фрейда во взглядах обоих на природу бессознательного. В 1913 году гении психоанализа решили прекратить всяческое общение. Драма расставания обернулась для Юнга возможностью публикации работ «Символы трансформации» и «Красная книга».

Карл Юнг - Студенческий порталПсихиатр Карл Юнг

В 1920-е годы Юнг совершил ряд длительных увлекательных путешествий в районы Африки и Северной Америки. Своеобразное культурно-психологическое эссе составило основу одной из глав в автобиографической книге «Воспоминания, сновидения, размышления».

В 1930-м Карл был удостоен титула почетного президента Психотерапевтического общества Германии, а также явил миру свое новое творение – книгу «Проблемы души нашего времени».

Спустя два года цюрихский городской совет присудил ему премию по литературе, приложив к ней чек на 8 тыс. франков.

С 1933 по 1942 годы Юнг преподавал в Цюрихе, а с 1944 года – в Базеле. Также в 1933–1939 гг.

ученый издавал «Журнал по психотерапии и смежным областям», который поддерживал внутреннюю политику нацистов по очищению расы, а выдержки из «Mein Kampf» стали обязательным прологом к любой публикации.

Среди творений Юнга этого периода особенно выделялись статьи «Отношения между Я и бессознательным», «Психология и религия», «Психология и воспитание», «Образы бессознательного», «Символика духа» и «Об истоках сознания».

Карл Юнг в последние годы

В феврале 1944 года во время экскурсии Юнг сломал ногу и, находясь в больнице, перенес сердечный приступ, после которого несколько недель балансировал на грани жизни и смерти. Позже он подробно описал свои видения в автобиографии.

В ноябре 1955 года, после пятидесяти двух лет совместной жизни умерла жена Юнга, Эмма, и эта утрата совершенно опустошила психотерапевта.

Чтобы избавиться от горестных мыслей, Карл с головой погружался в работу.

Автобиография, которую Юнг записывал с помощью секретаря, отнимала много времени, а количество корреспонденции выросло настолько, что иногда ему приходилось прятать связки приходящих писем за книжные полки.

Личная жизнь

С первой и единственной женой Эммой Раушенбах Юнг познакомился, будучи студентом-медиком. В момент их первой встречи ему был 21 год, а ей 15 лет. Милая, скромная девочка с аккуратно заплетенными в косу густыми волосами сразу приглянулась Густаву. Эмма и Карл узаконили отношения 14 февраля 1903 года.

Карл Юнг и жена Эмма

Избранница философа происходила из старинной швейцарско-немецкой семьи богатых промышленников.

Финансовое благосостояние жены позволило Юнгу без оглядки на необходимость ежедневного зарабатывания денег посвятить себя научным исследованиям в области психологии.

Эмма проявляла искренний интерес к работе мужа и во всем его поддерживала. Раушенбах подарила супругу четырех дочерей и сына: Агату, Грет, Франца, Марианну и Элен.

Семья Карла Юнга

Наличие законной супруги и детей не мешало Юнгу заводить отношения на стороне. 17 августа 1904 года в швейцарскую клинику, где работал Карл, поступила восемнадцатилетняя девушка Сабина Шпильрейн.

Эта любовная история стала популярной из-за того, что в основе отношений Шпильрейн и Юнга лежало явление эротического переноса (увлечение пациента лечащим врачом). Юнг заметил и оценил острый ум и научный склад мышления девушки, а Шпильрейн не могла не влюбиться в тонко чувствующего мир врача.

Их роман закончился сразу после того, как Сабина излечилась от своего недуга и покинула медицинское учреждение.

В 1909 году к Карлу в качестве пациентки пришла 21-летняя Тони Вольф. Эта барышня после выздоровления стала официальной помощницей и любовницей психиатра.

В сентябре 1911 года девушка даже сопровождала семейство Юнгов на Веймарский конгресс международного психоаналитического сообщества.

Эмма знала об увлечении мужа, но безграничная любовь к отцу ее детей не позволила ей подать на развод.

Карл Юнг и Тони Вольф

Тони Вольф – единственная помощница Юнга, которая на протяжении 40 лет делила с психоаналитиком не только постель, но и рабочее место. В результате их сотрудничества появилась книга «Метаморфозы и символы либидо».

Смерть

В мае 1961 года Юнг выбрался на прогулку. Там у психотерапевта случился очередной инфаркт, спровоцировавший закупорку сосудов мозга и частичную парализацию конечностей.

На протяжении пары недель Карл был на грани жизни и смерти.

По воспоминаниям сиделки, присматривавшей за мыслителем, за день до кончины философ увидел сон, после которого с улыбкой на лице заявил, что больше ничего не боится.

Могила Карла Юнга

Юнг умер 6 июня 1961 года в своем доме, расположенном в деревне Кюснахт. Похоронили именитого психотерапевта на местном кладбище протестантской церкви. На прямоугольном надгробии, помимо инициалов именитого психоаналитика, выбиты имена его родителей, сестры Гертруды и жены Эммы.

Библиография

  • «Архетип и символ»
  • «Воспоминания, размышления, сновидения»
  • «Душа и миф. Шесть архетипов»
  • «Отношения между эго и бессознательным»
  • «Человек и его символы»
  • «Психологические аспекты архетипа матери»
  • «Психология переноса»
  • «Общая точка зрения на психологию и сновидения»
  • «Символы и метаморфозы. Либидо»
  • «Брак как психологическое отношение»
  • «Проблемы души нашего времени»
  • «Психологические типы»
  • «Работы по психиатрии»

Источник: https://24smi.org/celebrity/4969-karl-iung.html

11 лучших книг Карла Юнга

Книги Карла Юнга выходят за рамки простого анализа человеческого поведения. Его работа содержит прекрасную смесь психоанализа, духовности, религии, философии и мира снов. Немногие личности вызывают интерес, как этот великий аналитик человеческой психики.

Грэм Коллиер сказал, что Юнгу понадобилось чуть больше пяти минут, чтобы кого-то впечатлить Кольер был пилотом ВВС во Второй мировой войне и профессором философии в Университете Джорджии.

У него была возможность встретиться с известным швейцарским психоаналитиком, когда Юнгу было 75 лет.

Кольер был впечатлен ироничным и почти мошенническим взглядом Юнга и его почтительным молчанием, когда слушал чей-то ответ.

Карл Густав Юнг

Доктор Коллиер также объяснил, что в течение одного периода своей жизни Юнг чувствовал себя отверженным некоторыми научными кругами. Именно после публикации более одной книги об изучении совести они углубились в духовные концепции, а не в аналитические.

Несмотря на все это, его теории вызвали такой большой интерес, что Би-би-си, стремясь обратиться к желаниям общественности в то время, пригласила Юнга для обсуждения с членом Лейбористской партии по прямому телевидению в шоу под названием «Лицом к лицу».

Этот политик весьма критично относился к теориям Юнга.

Результат встречи был просто потрясающим. Уравновешенность, спонтанность, убежденность и обаяние Юнга были таковы, что «собеседование» оказалось скорее импровизированной конференцией.

Политик Джон Фриман, который пошел в программу с намерением дать критику теориям Юнга, был настолько очарован им, что они установили длительную дружбу.

 Фактически, Фримен был тем, кто вдохновил Юнга написать одну из его самых известных книг, «Человек и его символы». 

Мы могли бы говорить о многочисленных путешествиях, его сложных отношениях с Фрейдом, или его влияние на кино и на нашей культуре в целом. Однако один из способов понять Юнга — через его книги. Стоит погрузиться в это невероятное наследие и исследовать его теории, символы, личные размышления и эту фигуру, которая оставила неизгладимый след в истории психологии.

Карл Юнг - Студенческий портал

Лучшие книги Карла Юнга

Работа Юнга обширна и привлекает много материала из его собственной автобиографии, включая книги, эссе и личные размышления. Мы даже можем найти переписку Юнга и Фрейда в 1906-1913 годах. Эти письма углубляются в развитие психоаналитического движения и отношения между этими двумя фигурами.

Теперь, в этой статье о лучших книгах Карла Юнга, наш приоритет — процитировать его наиболее представительную работу. Мы ищем книги, которые порадуют всех, от новичков до опытных «юнгианцев», своими концепциями, теориями и идеями.

Карл Юнг - Студенческий портал

Книга №1. Человек и его символы

В начале этой статьи мы объяснили происхождение этой книги. После своего интервью Би-би-си известный политик попросил Юнга поделиться своими теоретическими концепциями с широкой общественностью в самом простом и наиболее образовательном виде. Он так и сделал, и это стало последней книгой Карла Юнга, которую он написал перед своей смертью в 1961 году. 

В книге «Человек и его символы» первое, что привлекает наше внимание — это 500 с лишним иллюстраций книги. Эти образы полностью погружают нас в теорию символизма и важность символов в наших снах, в искусстве и даже в нашем повседневном поведении.

Я не то, что случилось со мной. Я тот, кем я хочу стать.

Карл Густав Юнг

Карл Юнг - Студенческий портал

Книга №2. Архетипы и коллективное бессознательное

Это одна из самых интересных книг Юнга, которая определяет одну из его самых противоречивых тем: архетипы. 

Перед нами коллекция сочинений, которые с одной стороны вникают в коллективное бессознательное, а с другой — в природу архетипа. Это психическое выражение структур, унаследованных от наших собратьев, является, без сомнения, тем, что составляет краеугольный камень большей части юнгианской работы.

Книга №3. Отношения между эго и бессознательным

Карл Юнг - Студенческий портал

Как мы уже знаем, Карл Юнг был основателем школы аналитической психологии. Эта книга, без сомнения, лучшее представление об этом подходе. Это также, по сути, отражение небольшой части истории психологии.

На этих страницах Юнг ведет нас через гораздо более оригинальную идею, чем Фрейд предлагал нам в то время, касающуюся психики человека. Его постоянные исследования и пересмотр предмета дают нам более полное понимание бессознательного. Здесь Юнг устанавливает двойственность между коллективным бессознательным и его влиянием на индивидуальное бессознательное.

Книга №4. Синхронность: акаузальный связующий принцип

Карл Юнг - Студенческий портал

Синхронность: принцип акаузального связывания — это маленькая жемчужина, которую Карл Густав Юнг написал вместе с Вольфгангом Паули, лауреатом Нобелевской премии по физике и одним из отцов квантовой механики. В этой книге мы можем углубиться в одну из самых интересных и известных юнгианских концепций. Разумеется, мы говорим о синхронности.

Юнг впервые рассказал об этой идее на собраниях Эраноса, проводимых каждый год в Асконе, Швейцария. Некоторые статьи, эссе или книги всегда выходили из этих собраний.

Это было в пятидесятых годах, и швейцарский психиатр представил нечто столь же привлекательное для его коллег и остального академического слова: то, что мы понимаем как совпадение, на самом деле происходит не из-за простого случая, а из-за того, что он назвал синхронностью.

В книге также подробно рассматривается взаимосвязь между упомянутой концепцией и другой не менее важной идеей в его работе: интуиция.

Книга №5. Проблемы души нашего времени

Это одна из книг Карла Юнга, которая лучше всего представляет его работу. В то же время это чудесная экскурсия в мир бессознательного. Несмотря на то, что большая часть книги посвящена мечтам, именно здесь мы можем «отслеживать» часть нашего комплекса и ограничивающее поведение, которое мы склонны проявлять в нашей сознательной жизни.

Цель Юнга в интерпретации снов отличалась от цели Фрейда. Он не пытался определить классические сексуальные фиксации, разработанные в детстве. Напротив, он хотел увидеть «карту настоящего» и ситуации, в котором жили его пациенты, чтобы понять причину их поведения и эмоциональных страданий.

Это, без сомнения, одна из самых необходимых книг для понимания наследия Карла Юнга.

Книга №6. Конфликты детской души

Некоторые из наших читателей могут быть удивлены, увидев термин «душа» в книге о психологии. Важно помнить, что в работе Карла Юнга эта идея, эта концепция присутствует всегда.

Как объяснил Юнг в своей автобиографии, ни один врач не мог вылечить пациента, не вступив в контакт с душой пациента.

Эта идея дает нам ключ к целостному подходу Юнга к людям. Он считал, что детство и юность являются наиболее важными этапами жизни человека, поэтому мы должны уделять им гораздо больше внимания.

 Таким образом, возможные конфликты, недостатки и предрассудки, которые ребенок испытывает в своей семьи, а также личность родителей, несомненно, определяют благополучие или потенциальные психологические проблемы ребенка в дальнейшей жизни.

Любопытно, что дочь Зигмунда Фрейда посвятила свою жизнь этой цели. Она оказывала психологическую помощь детям с детской травмой. Сам Фрейд никогда не обращал много внимания на эту область и не развил ее полностью в своей работе.

Карл Юнг - Студенческий портал

Книга №7. Психология переноса

Это одна из самых представительных книг Карла Юнга на эту тему. Он также проводит интересную параллель между алхимией и переносом между пациентом и терапевтом. Как мы уже знаем, в повседневной практике психотерапия может вызвать феномен, при котором пациент в конечном итоге проецирует свой опыт и эмоции на терапевта, что усложняет процесс выздоровления.

Книга №8. О сущности сновидений

Карл Юнг - Студенческий портал

Эта книга состоит из шести интересных очерков. В этих очерках мы глубоко осознаем, что понимаем под «глубокой психологией». Эта концепция представляет собой истинный краеугольный камень теории Юнга. Важно помнить, что для этого швейцарского психиатра все психические явления на самом деле являются формами энергии.

Основная функция снов — попытаться восстановить наше психологическое равновесие.

Карл Густав Юнг

В первом эссе под названием «Об энергии души» он предлагает интересное введение, чтобы лучше понять некоторые аспекты нашей личности, такие как интроверсия и экстраверсия.

Позже, в «Общих соображениях по психологии снов» и «Сущности снов», он углубляется в изучение человеческого и социального поведения и снов таким образом, который помогает как новичкам, так и экспертам лучше понять эти репрезентативные концепции.

Также интересно отметить, что этот том заканчивается эссе под названием «Психологические основы спиритизма». Здесь автор с обычной ясностью объясняет объективные соображения юнгианской психологии по этому вопросу, которые, несомненно, интересно знать.

Карл Юнг - Студенческий портал

Книга №9. Писания о духовности и трансцендентности

Карл Густав Юнг не верил в Бога, он верил в духовность и то, как каждый из ее аспектов определяет и отслеживает сущность нашей культуры и, как следствие, самого человечества.

Это личная и страстная книга, идеальное чтение на выходных, если вы хотите лучше понять обширное видение аналитической психологии, которое Карл Густав Юнг поддержал и оставил как прекрасное наследие.

Есть одна вещь, которую он всегда имел в виду, это то, что, чтобы понять чьи-то корни, мы не можем забывать о духовном плане.

 Согласно Юнгу, мы должны рассмотреть все явления и традиции, которые составляют корень психической жизни.

Итак, мы должны понимать, что книги Карла Юнга, в частности, «Писания о духовности и трансцендентности»,  являются отражением его непредубежденности. Он был восприимчив и чувствителен ко всему, что он наблюдал, и пытался смотреть за пределы обычного, чтобы найти смысл в реальности человеческой души. 

Эта книга представляет собой антологию, путешествие по антропологии, религии, искусству и духовности, которая окажет влияние на каждого читателя.

Книга №10. Воспоминания, сновидения, размышления

На этих страницах мы узнаем о его формирующих годах, о его напряженных, но продуктивных отношениях с Фрейдом и о том, как каждая поездка, беседа, открытие и опыт формировали то, что он называет «дном своей души».

Стоит отметить, что читатель не увидит простую книгу воспоминаний и личных размышлений о ком-то в сумерках своей жизни. Юнг в полной мере использует возможность вновь заложить основы своих теорий. Он описывает свои представления о человеческом разуме, о бессознательном, роли символизма и принципах психотерапии.

Читайте также:  Вальдорфская школа - что это такое и принципы обучения

Эта книга поможет вам лучше понять мысли Карла Юнга и его личную работу психолога.

Книга №11. Красная книга

Мы оставили одну из самых ценных и трудных для понимания книг Карла Юнга. Разумеется, речь идет о Красной книге. Это так особенное по ряду причин. Одним из них является то, что ему потребовалось более 15 лет, чтобы завершить или, по крайней мере, решить, что в нем содержится все, что он хотел сообщить.

Еще один момент, на который мы должны обратить внимание: его наследники не хотели, чтобы это было опубликовано.

Лишь в 2009 году мы наконец смогли получить доступ к этой странной и загадочной книге, которая одновременно увлекательна и тревожна.

Красная книга, повествует и иллюстрирует ужасающие видения, которые Юнг имел между 1913 и 1916 годами. Его целью при написании книги было попытаться понять эти образы и найти соответствующие символы.

Красная книга — это не философская, научная, религиозная или литературная книга. Это несекретная работа с пророческими и мифическими нюансами, которая допускает множественные толкования.

Требуется несколько подходов, если вы хотите понять или даже наслаждаться этим. В конце концов, это прекрасный драгоценный камень, который стоит прочитать после того, как вы немного больше поймете теорию Юнга.

Несмотря на то, что Карл Юнг опубликовал еще много книг, эссе, статей, работ и т. д. Эти 11 книг дают прекрасное представление о важной и незабываемой фигуре, которая заслуживает немного нашего времени.

Источник: https://poznanie-mira.ru/11-luchshih-knig-karla-yunga/

Форум по аналитической психологии

Карл Юнг - Студенческий портал

Юнг часто называл себя пионером и исследователем тайны, для которой не существует карты – тайны человеческой души. Видимо, в нем жил дух авантюризма. Для него – как все еще и для нас – психическое представляло собой обширную территорию, большей частью еще не изученную.

Она была тайной, бросающей вызов храбрецам, маня их обещанием сокровищ, а робким угрожая безумием. Для Юнга изучение души имело огромное значение, ибо, как он однажды сказал, весь мир висит на единственной нити и этой нитью является psyche – человеческая психика.

Поэтому так важно, чтобы мы все ближе ее узнали.

До сих пор остается неразрешенным вопрос: можно ли познать человеческую душу, проникнуть в ее глубины, начертить карту ее ландшафтов? Пионеры глубинной психологии, такие как Юнг, Фрейд и Адлер, считали возможным определить невыразимую и совершенно непостижимую человеческую душу.

Не исключено, что ими руководили остатки былой самонадеянности XIX века, когда они пытались сделать это. И они отправлялись в Mare Ignotum, и Карл Юнг был Христофором Колумбом внутреннего мира.

XX век стал эрой прорыва и технологических чудес во всех сферах; но он является также и эрой глубокой интроспекции и исследования нашей общей человеческой субъективности, а результат этого исследования воплотился в том, что сегодня известно нам как глубинная психология.

Единственный путь знакомства с психическим – это изучение его карты, нарисованной и доступной нам благодаря усилиям ее великих первооткрывателей. В их наследии мы можем найти множество ориентиров, они вдохновляют нас на дальнейшие исследования и открытия.

Юнговская карта души, какой бы предварительной и незавершенной она ни казалась, как и все попытки картографирования неведомых земель, все же может быть важным подспорьем для всех, вступающих во внутреннее пространство, в мир психики: его карта дает возможность не потеряться в этом мире.

Если Вы хотите обсуждать такого рода темы с людьми, разделяющими ценности глубинного самопознания, то этот круг общения может стать для Вас творческой средой и местом для тех споров, в которых рождается истина.

Читайте форум, открывайте обсуждения в тематических разделах, ведите блоги, соблюдая правила поведения на форуме

«Я только надеюсь и хочу, чтобы никто не становился «юнгианцем»… Я не провозглашаю шаблонной доктрины и не выношу «слепой приверженности». Я оставляю всем свободу заниматься фактами их собственной жизни, а так же как утверждаю эту свободу и для себя» (Аналитическая психология в изгнании: Переписка К. Г. Юнга и Эриха Нойманна)

Источник: https://carljung.ru/

Тайна психиатра Карла Юнга

Во все времена существовали люди, которые были не такими как все. Они шли против всех правил, опровергали общественное мнение и создавали собственные теории, не поддающиеся логическому объяснению.

Таких людей сторонились, считая их ненормальными. Но как быть, если странные, необычные и мистические вещи проповедует ученый психиатр с мировым именем?

Карл Густав Юнг (1875 — 1961)— швейцарский психиатр, который создал свой собственный метод работы с пациентами — аналитическую психологию. В основе метода лежит изучение коллективного бессознательного и культурологии.

Он получил превосходное образование,как в области естественных наук, так и в науках гуманитарных, и свободно владел четырьмя языками. Востребованный специалист,  Карл Юнг не ограничивался врачебной практикой, а занимался также изучением спиритизма, оккультизма, астрологии, паранормальных явлений, телекинеза и алхимии позднего средневековья.

Его интересовал религиозные и духовные практики Азии и раннее христианство. Юнг также изучал буддизм, каббалу прекрасно знал Библию. Ученый  предпринял длительное путешествие по Африке, а позже по Северной Америке, где изучал мифы и символы аборигенных народов.

Карл Юнг в молодости

И все это для того, чтобы правильно понять человеческую душу и условия, при которых возможно ее посмертное существование. Он считал психику и все то, мистическое, что связывал с ней, в том числе и Бога, реально познаваемым и поэтому стремился познать ее, а не ограничивался религиозной верой.

Поскольку Юнг был уверен в способности людей общаться с бесплотными существами или представителями иных миров, то намеренно и неоднократно вызывал у себя состояния транса, используя методы, которым он научился во время своих занятий спиритизмом. Но при этом настаивал, что подобное испытание очень опасно и не каждому дано его пережить.

Юнг верил в сверхъестественное и паранормальные явления, допускал существование призраков и видений. Он считал, что мы довольно часто получаем предупреждения, но не умеем их распознать.

Юнг впервые вводит словосочетание «коллективное бессознательное». Эта особая психическая реальность существует вне конкретного человека и задолго до нашего рождения. Она населена персонажами древнейших мифов и наиболее значимыми образами культуры человечества. Мы наследуем ее, приходя в этот мир.

Передаваемое из поколения в поколение коллективное бессознательное хранит все типичные реакции рода человеческого — страх, интуитивное предчувствие опасности или, например, любви. А психика человека формируется под влиянием генетической памяти, доставшейся от ряда предков. Эти общечеловеческие образы он обозначил словом «архетип».

Юнг был уверен, что коллективное бессознательное в какой-то момент может активизироваться в определённом кругу, что приведёт к «коллективному помешательству» — например, войнам.

Помимо этого:

  • Именно Юнг разделил людей на экстравертов и интровертов и выделил 4 функции психики (мышление, чувство, интуиция и ощущение).
  • Юнг считал, что образы, возникающие у психически больных пациентов — не плод воспаленной фантазии, а параллельная реальность, иной мир, который простой человек видеть не может. Это либо астрал, либо другое измерение, которое существует параллельно с нашим.
  • Он был уверен, что обучить человека любым наукам и ремеслам невозможно, если это в нем не заложено, а потому прежде, чем обучать кого-то, рекомендовал восстановить родословную.
  • Юнг полагал, что все комплексы и страхи у людей возникают в результате психотравмирующих ситуаций в детстве (чтобы от них избавиться, нужно под гипнозом погрузиться в детские годы и заново пережить неприятный момент).
  • По его мнению, любую болезнь — от заболевания легких до насморка — можно вылечить на сеансах психоаналитика, если включить воображение, представить болезнь в виде врага и убить его.
  • Он вывел теорию синхроничности, которая доказывала, что в мире нет случайностей, а все действия взаимосвязаны между собой и подчиняются единому закону Вселенной. Простая иллюстрация синхроничности: в момент, когда человек разгневан до предела, неожиданно с полки падает и разбивается тарелка (совпадение психического состояния и объективного явления).

В 1922 году ученый приобрел поместье в Боллингене на берегу Цюрихского озера и на протяжении многих лет строил там так называемую Башню. Она имела вид небольшого замка с двумя башнями (для приема пациентов), кабинетом (где Юнг работал).

 Поместье Карла Юнга в БоллингенеПоместье Карла Юнга в Боллингене

В мемуарах Юнг описывал процесс строительства как «воплощенное в камне исследование структуры психики». Стены башни украшают иероглифы и непонятные наборы цифр и фраз, назначение которых не изучено. Но потрясает другое: благодаря этой Башне, как утверждал психиатр, его пациенты могут вернуться в нормальную жизнь.

  • «Достаточно нескольких проведенных в заточении в Башне дней для того, чтобы нездоровый психически обрел разум, чтобы он научился отличать наш, реальный мир, от иллюзорного, астрального» — писал Юнг.
  • «В то же время, на здоровых людей Башня может оказать прямо противоположный эффект, привести к помутнению рассудка, вот почему человек здоровый психически в нее не должен быть помещен».
  • Сколько человек прошли через Башню и кто эти люди — информация засекречена, но есть сведения, что Юнг вылечил несколько сотен человек, в том числе и считающихся безнадежно больными.

В настоящий момент башня принадлежит потомкам Юнга и закрыта для доступа посетителей — чтобы не нанести кому-либо вред. Но паломники со всего мира постоянно  пытаются проникнуть внутрь загадочной постройки.

Интересно, что Юнг  считал индийскую (арийскую) мандалу  лучшим символическим выражением целостности или полноты у индивида или же верховного Бога, в котором соединены все противоположности.

Карл Юнг читает в своей Башне

Великий психоаналитик умер в своём доме в 1961 году. В этот день произошло сразу несколько странных событий. В момент смерти Юнга в его любимое дерево в домашнем саду ударила молния, а близкому другу врача, Лоренсу Ван дер Посту, приснился сон, в котором Юнг, уходя вдаль, махал рукой и говорил: «Мы ещё увидимся».

Источник: https://zen.yandex.ru/media/id/5c279a0353ab1800aaa69268/5d409d24d11ba2229c914f95

Юнг Карл Густав

Задачей аналитической психологии Юнг считал толкование архетипических образов, возникающих у пациентов.

Юнг развил учение о коллективном бессознательном, в образах (архетипах) которого видел источник общечеловеческой символики, в том числе мифов и сновидений («Метаморфозы и символы либидо»).

Цель психотерапии, по Юнгу, это осуществление индивидуации личности. Также получила известность концепция психологических типов Юнга: экстравертированных и интровертированных.

В связи со смертью Юнга не опубликован обобщающий труд с систематизированным понятийным аппаратом.

Но вот уже без малого столетие, а особенно последние пятьдесят лет — его идеи вызывают растущий интерес в мире, а последователи его метода — «психологи-юнгианцы» — продолжают развивать его методологию применительно к анализу явлений человеческой психики. Юнг также оказал влияние на культурологию, сравнительное религиоведение и мифологию (К. Кереньи, М. Элиаде и др.).

Слово «терапия» применительно к процессу, происходящему в аналитическом кабинете Юнга, довольно условно. Это не лечение, где врач снисходит до пациента и просвещает его касательно недуга.

Это беседа равных, в которой аналитик лишь помогает «родиться» новому знанию.

Иначе говоря, это есть философия в изначальном смысле слова — как ее понимал Сократ, сравнивавший себя с повивальной бабкой, которая помогает родиться истине.

Интересы Юнга простирались и на области весьма далекие от психологии – средневековую алхимию, йогу и гностицизм, а также парапсихологии.

Феномены, не поддающиеся научному объяснению, такие, как телепатия или ясновидение, он называл «синхронистичными» и определял как некие «значимые» совпадения событий внутреннего мира (снов, предчувствий, видений) и реальных внешних событий в настоящем, непосредственном прошлом или будущем, когда причинная связь между ними отсутствует.

Карл Юнг – психология как искусство

Карл-Густав Юнг — философ, психолог, востоковед, теолог… Мастер. Всю жизнь он строил: каменную Башню в Боллингене на Цюрихском озере, свое учение в душе и в книгах… Свою Жизнь. Он искал «философский камень», который в трудах алхимиков не только превращал металлы в золото, но и показывал человеку путь к познанию его Божественной сути – Самости.

Юнг родился 26 июля 1875 года в семье пастора швейцарской реформаторской церкви в Кесвиле в (Швейцарии). Дед и прадед со стороны отца были врачами. Карл Густав Юнг закончил медицинский факультет университета в Базеле.

С 1900 по 1906 год работал в психиатрической клинике в Цюрихе в качестве ассистента известного психиатра Э. Блейера.

В 1909—1913 годах сотрудничал с Зигмундом Фрейдом, играл ведущую роль в психоаналитическом движении: был первым президентом Международного психоаналитического общества, редактором психоаналитического журнала, читал лекции по введению в психоанализ. В 1907—1910 годах Юнга в разное время посещали московские психиатры Михаил Асатиани, Николай Осипов и Алексей Певницкий.

В дальнейшем Юнг отошёл от фрейдизма и разработал собственную теорию, названную им «аналитической психологией». Своими идеями он оказал значительное влияние не только на психиатрию и психологию, но и на антропологию, этнологию, сравнительную историю религии, педагогику, литературу.

В своих трудах Юнг охватил широкий спектр философско-психологической проблематики: от традиционных для психоанализа вопросов терапии нервно-психических расстройств до глобальных проблем существования человека в обществе, которые рассматривались им сквозь призму собственных представлений об индивидуальной и коллективной психике и учения об архетипах.

В 1935 году Юнг был назначен профессором психологии швейцарской политехнической школы в Цюрихе. Тогда же он становится основателем и президентом Швейцарского общества практической психологии.

С 1933 по 1942 вновь преподавал в Цюрихе, а с 1944 — в Базеле. С 1933 по 1939 год издавал «Журнал по психотерапии и смежным областям». Среди его публикаций — «Отношения между Я и бессознательным» (1928), «Психология и религия» (1940), «Психология и воспитание» (1946), «Образы бессознательного» (1950), Символика духа (1953), «Об истоках сознания» (1954).

В апреле 1948 года в Цюрихе был организован Институт Юнга. Институт вёл подготовку на немецком и английском языках. Сторонники его метода создали Общество аналитической психологии в Англии и подобные общества в США (Нью-Йорке, Сан-Франциско и Лос-Анджелесе), а также в ряде европейских стран.

Густав Юнг умер в своем доме 6 июня 1961 в Кюснахте.

Для Юнга его психология была не столько наукой, сколько искусством. А в сфере искусства не важно, болен человек или здоров, оно вообще не занимается этими вопросами.

Так проблема нормы и патологии отошла для Юнга на второй план (шизофреник абсолютно нормален в обществе шизофреников).

На первый план выступила помощь в прохождении человеком пути индивидуации к познанию смысла жизни, Самости, на языке Юнга.

Действия любого человека бессознательно направлены на раскрытие Бога в себе. Он ищет свое место в жизни, просто плывя по течению, и в итоге, как правило, так и не становится самим собой.

Во всех жизненных ситуациях он играет одну и ту же роль — профессора, чиновника, отца семейства… Но когда он, наконец, ощущает, что жизнь не влезла в рамки выбранной им роли, к Юнгу приходит человек с неврозом.

Источник: http://www.classs.ru/persons/writers/jung/

Ссылка на основную публикацию