Коллектив в педагогике — студенческий портал

Статьи

Внеурочная деятельность

Сплочённый коллектив школы — неотъемлемая составляющая успешного образовательного процесса. Это творческая, слаженная, цельная, высокопрофессиональная команда, объединенная общей миссией — обучением и воспитанием детей. Психолог и коуч ICU Лариса Новицкая рассказывает, как сформировать здоровую атмосферу в педагогическом коллективе, и какие приёмы можно использовать для создания дружной команды учителей.

19 июня 2018

  • Миссия. Ради чего работает школа: что есть, куда расти, что будет через 5-10 лет, что будет со школой в следующем веке.
  • Четко сформулированная педагогическая цель и кредо школы.
  • Постоянное повышение квалификации учителей.
  • Создание «педагогического ядра» из учителей с огромным профессиональным авторитетом у коллег.
  • Формирование педагогических традиций.
  • Сочетание педагогической работы с творческим поиском.
  • Индивидуальный подход к каждому учителю.
  • Четкая организационная структура коллектива.
  • Продуманная система делегирования полномочий.
  • Продуманная система трудовых взаимоотношений и взаимозависимостей учителей.
  • Высокий уровень организации условий педагогического труда.
  • Открытая, прозрачная аттестация и система поощрений.
  • Обеспечение положительного, комфортного психологического климата в коллективе.
  • Формирование педагогической направленности в межличностных отношениях учителей.
  • Обеспечение общения, основанного на сотрудничестве.

Коллектив в педагогике - Студенческий портал

Формальное организационное сплочение педагогов. Вхождение в коллектив. Люди определяют, чувствуют ли они себя его частью. Успех другого воспринимается как угроза. Важен тон и пример руководителя школы для формирования профессиональных и личностных взаимосвязей.

2. Становление

Складывается групповое самосознание, появляются первые нормы и правила деятельности команды. Люди утверждаются, демонстрируя профессиональные и личностные качества.Чужие успехи могут вызывать зависть. Нет слаженности, но она компенсируется эффективностью работы и желанием себя проявить. Руководитель формирует у педагогов умение через самоутверждение брать на себя ответственность.

3. Зрелость

Учителя плодотворно совместно решают образовательные и воспитательные задачи. Соблюдаются интересы микрогрупп и отдельных учителей. Сформирован здоровый морально-психологический климат. Появляется интерес к новшествам. Это этап сплоченности: личный успех одного вызывает радость всех остальных. Руководитель поддерживает продуктивные дискуссии при разногласиях.

4. Переход в новое качество.

Высокая мотивация учителей в реализации миссии школы. Целостность и единство коллектива. Структурированность, четкое распределение обязанностей, согласованность, активность и самоуправление.

Комплекс мер по сплочению коллектива

Многие коллективы на долгие годы «застревают» на втором этапе.Идти дальше помогают ситуации, где взаимозависимость учителей сочетается с самореализацией.

  • Работа творческих и исследовательских групп, выполняющих определенные задачи.
  • Дискуссии и «круглые столы» по обмену идеями. Совместная работа учителей в паре, супервизорство.
  • Педагогические игры по решению педагогических ситуаций.
  • Тренинги командообразования.
  • Учительские корпоративы.

Микрогруппы и инновационные техники

Сплоченности коллектива препятствуют микрогруппы. Например, молодые учителя противостоят «кружку» ветеранов педагогики.

Или оппозиция с неформальным лидером деструктивно критикует администрацию и более успешных коллег. Сформировать у представителей подобных микрогрупп (возрастных, социальных, по интересам и т.п.

) потребность в единении и сотрудничестве с коллегами на благо реализации миссии школы помогает инновационная деятельность.

  • Разработка новых образовательных технологий.
  • Переподготовка учителей по новым инновационным технологиям.
  • Коллективная разработка нормативных документов школы, определяющих инновационную деятельность.
  • Работа «инновационного актива» школы.
  • Обучение друг друга новейшим методикам.
  • Систематическое проведение на базе школы обучающих семинаров по организации инновационной деятельности.
  • Превращение коллектива в распространителя инновационных идей: открытые уроки, публикации статей и методических разработок.

Коллектив в педагогике - Студенческий портал

Смотрите другие материалы по теме: III Всероссийский конкурс профессионального мастерства «Урок в начальной школеXXI века»

Тренинги на сплочение коллектива, тимбилдинг. (англ. team — «команда», building — «строить»)

Для командообразования наиболее эффективны коуч-тренинги. Они помогают определить важнейшие цели, сфокусироваться на них и достигать с наименьшими усилиями. Если на пути к цели возникают проблемы, то периодически проводятся психологические тренинги для их решения.

Общие цели тренингов командообразования:

  • Формировать коллективную ответственность.
  • Стимулировать на конечный результат.
  • Развивать самоуправление, взаимозависимость, активность.
  • Показывать роли и значимость всех членов команды.

Тренинги сочетают теорию и практику, занимая от 4-х часов до нескольких дней.

Типы тренингов

Сюжетно-ролевые

Участники, согласно единому сюжету, выполняют задания. Их цель: через погружение в нестандартные условия сформировать единство поведения для достижения общей цели. Пример: Выездной коуч-тренинг «Поиск сокровищ».

Бессюжетные

Набор игр и упражнений, подобранных под определенную задачу. Цель: решить проблемы и задачи коллектива. Пример: Упражнение «Комплименты» из психологического тренинга «Партнерское общение». Цель: обучить навыку установления позитивной обратной связи.

  • Все участники стоят по кругу.
  • Один участник выходит в центр круга, выбирает кого-тои говорит ему комплимент.
  • Человек, кому комплимент обращен, выходит в центр, а первый участник занимает его место.
  • Вышедший в центр дальше выбирает кого-то одного и говорит комплимент.
  • Упражнение заканчивается, когда каждый сказал и получил комплимент. В результате полученный навык переносится в повседневную жизнь.

Коллектив в педагогике - Студенческий портал

Галлюцинации

«Галлюцинации» — еще один бестселлер от знаменитого невролога и нейропсихолога Оливера Сакса. Читателя ждет увлекательное путешествие в загадочный мир человеческого сознания, весьма неохотно раскрывающего ученым свои тайны.

Какие видения посещали Достоевского перед припадками эпилепсии? Правда ли, что с Жанной д’Арк говорили ангелы, или ее видения были обычной галлюцинацией? Оливер Сакс объясняет, что галлюцинации – явление распространенное и порой довольно заурядное. Видят картинки и слышат голоса очень многие.

Как правило, в них нет ничего пророческого и судьбоносного. Более того, люди, страдающие ими, обычно без труда отделяют их содержание от реальных событий.

Купить

Творческие

Цель — через работу в команде раскрепостить людей и раскрыть их ресурсы. Пример: Тренинг «Создание ритуала «Посвящение в наставничество». Цель — сформировать коллективную культуру и корпоративный дух. Группа делится на команды.

Задача команд — спланировать, срежиссировать и показать зрелищно-эмоциональный ритуал посвящения опытных учителей в наставники молодым педагогам. Результат — навык командной творческой работы и зарождение традиции наставничества.

Сплоченный учительский коллектив — это залог выполнения миссии школы: обеспечения максимального объема и глубины знаний, а также высокого уровня интеллектуального развития, воспитанности и моральной зрелости учеников.

Читайте другие материалы по теме: «Сценарий учительского „огонька“»

Узнайте больше о взаимоотношениях в педагогическом коллективе и о том, как сохранить интерес к своей профессии на бесплатном мастер-классе для учителей.

Источник: https://rosuchebnik.ru/material/splochenie-pedagogicheskogo-kollektiva/

Воспитательные функции педагога в процессе формирования студенческого коллектива в ССУЗе

     В сложной организации средне-специальных учебных заведений важное место занимает их первичное звено — малые группы, в состав которых входит от 15 до 30 человек. Именно они, по мере своего становления, создают особый феномен — коллективную психологию, которая регулирует совместную жизнь и деятельность студентов.

     Группа — относительно устойчивая социальная совокупность людей, связанных системой отношений, регулируемых общими ценностями и нормами поведения.

     Малые группы представлены в структуре общества небольшими общностями, члены которых имеют непосредственные контакты и строго иерархизированные отношения. В их внутренней структуре могут выделяться так называемые «микрогруппы», отличающиеся собой психологической сближенностью отношений, входящих в их состав людей.

     Главный фактор, объединяющий группу — совместная деятельность. Социально значимая, отвечающая как потребностям общества, так и интересам личности совместная деятельность является фактором, превращающим группу в коллектив.

     Регуляция групповой активности осуществляется в процессе самоорганизации группы под эгидой куратора.

На основе совместного достижения цели между членами группы возникают деловые и эмоциональные отношения, которые со временем приобретают относительно независимый от содержания групповой активности характер и оказывают сильное влияние на деятельность группы в целом и на жизнь всех её членов.

     Важной обобщенной характеристикой любой малой группы является её направленность (целеустремленность), которая представляет собой систему коллективных целей и задач ближайшей и дальнейшей перспективы. Эти позиции были отражены в работах А.С. Макаренко. А.С.

Макаренко определил систему перспективных линий как путь движения коллектива, добиваясь гармонического     сочетания личных    устремлений     с     общественными, постоянно   обогащая   общественные   цели   деятельности   воспитанников, обеспечивая рост личности, её богатство, силу и красоту.

     Анализ группового объединения людей показывает, что в диалектике формирования и развития группы можно выделить несколько этапов, каждый их которых имеет своё содержание и преследует специфические цели. В своих трудах Л.И. Уманский определил этапы развития группы:

     1-й этап — группа-конгломерат, т.е. группа ранее непосредственно незнакомых людей, оказавшихся (или собранных) на одном пространстве и в одно время. Взаимообщение и взаимодействия членов такой группы поверхностны и ситуативны (например, группа абитуриентов, прибывшие на вступительные экзамены).

     2-й этап — группа-кооперация. Такая группа отличается реально и успешно действующей организационной структурой, высоким уровнем групповой подготовленности и сотрудничества.

Ее межличностные отношения и её внутригрупповое общение носят, прежде всего, сугубо деловой характер, подчиненный достижению высокого результата в выполнении конкретной задачи в том или ином виде деятельности.

Направленность и психологическая совместимость здесь вторичны и зависят от единства целей и взаимодействия. Это и создает условия для перехода на следующую ступень развития.

     3-й этап — номинальная группа и группа — ассоциация. Номинализация группы происходит от присвоения ей общего имени. В этом случае группа носит не только официальный характер, она получает статус «первичного коллектива».

Группе приписываются извне определенные цели, различные виды деятельности и т.п. Если члены группы не принимают заданные цели, условия, и не происходит какого-либо объединения, то такая группа может остаться группой — конгломератом.

Если же объединение произошло, члены группы приняли статус «первичного коллектива», цели каждой личности проектируются заданием, то группа поднимается ещё на одну ступень — она становится группойассоциацией.

На этом уровне начинается единая жизнедеятельность группы, появляются первичные ростки её коллективо -образования.

     4-й этап — от кооперации группа проходит уровень автономизации ~ довольно высокого внутреннего единства, слитности и спаянности, которые являются внутригрупповой основой для перехода к высшему уровню. Однако группа — автономия может уйти в сторону от коллектива к корпорации.

Это может произойти в процессе гиперавтономизации, т.е. когда группа изолирует себя от других групп, начинает противопоставлять себя другим группам и осуществлять свои цели за счет других. В этом случае появляется корпоративный дух. Группа превращается в группу-корпорациюлжеколлектив.

    Высший уровень группового объединения людей в отечественной психологии, в отличии большинства зарубежных школ, принято называть коллективом.

Коллектив — понятие латинского происхождения, означающее «собранность»     или     «целостность,     сохраняющую     неприкосновенность индивидуальности».

Считается, что именно в коллективе каждый его член развивается всесторонне и творчески.

Основным критерием оценки взаимоотношений является состояние удовлетворенности — неудовлетворенности группы и её членов, важнейшую роль в этом играют симпатии — антипатии, привлекательность — непривлекательность.

Первые проявляются только на эмоциональном уровне, а вторые включают момент притяжения — отталкивания. Межличностная привлекательность во многом зависит от явления, обозначаемого понятием «совместимость».

При её низком уровне или отрицательных показателях в малых группах формируются негативные отношения и возникают частые и острые конфликты.

     Студенческий коллектив имеет двойственную структуру: во-первых, он является объектом и результатом сознательных и целенаправленных воздействий педагогов, кураторов, которые определяют его способности; во-вторых, учебных, студенческий коллектив — это относительно самостоятельное развивающееся явление, которое подчиняется особым социально-психологическим закономерностям.

Читайте также:  Команды создания схемы базы данных - студенческий портал

     Основная работа педагога — куратора состоит в том, чтобы превратить просто группу в группу — коллектив. Куратор является организатором деятельности студентов в группе и координатором воспитательных воздействий.  Именно он непосредственно взаимодействует как со студентами, так и с преподавателями.

Перед ним стоит задача интегрировать усилия всех преподавателей, направленные на реализацию этих функций. Назначение организаторской функции – поддержка инициативы, связанной с совершенствованием микросреды, ССУЗа и самих студентов. Иначе говоря, акцент делается не столько на организацию студентов куратором, сколько на помощь им в самоорганизации.

Куратор организует познавательную, трудовую, эстетическую деятельность студентов, а также свободное общение, являющееся частью досуга.

     Успех в формировании будущего специалиста во многом зависит от правильно построенного учебно–воспитательного процесса, в котором участвует куратор, а так же определяется уровнем сформированности самой личности куратора, как человека, педагога. Он несет прямую ответственность за подготовку студентов к будущей профессии.

     Роль куратора группы заключается в создании таких условий, которые помогли бы студентам найти себя и свое место в студенческом коллективе и в социальной жизни.

     Цели и задачи педагога по руководству студенческой группой могут быть общими и частными. Общие цели конкретизируются в соответствии с основными сферами социальных отношений, в которые включается студент.

  •     Общая цель воспитания достигается посредством ее реализации в системе образовательных  структур и решением более конкретных задач, среди которых наиболее актуальными являются следующие:
  •      — ориентация студентов в новых социально-политических и экономических условиях общества на гуманистические мировоззренческие установки на жизненные ценности, определение ценностных ориентаций, формирование самосознания и гуманистически направленных высших потребностей личности;
  •      — формирование гражданственности, национального самосознания, патриотизма, чувства собственного достоинства, уважения к законности и правопорядку;
  1.      — приобщение к национальным традициям, общечеловеческим нормам морали, кодексам профессиональной чести и моральным ценностям соответствующих социальных слоев и групп, оценки результатов собственной деятельности;
  2.      — воспитание потребности к труду как первой жизненной необходимости и важной жизненной ценности, предприимчивости и целеустремленности, конкурентоспособности в различных сферах жизнедеятельности;
  3.      — воспитание потребности в саморазвитии;
  4.      — выявление и развитие задатков, формирование на их основе общих и специальных способностей, индивидуальности личности, возвышение ее творческого потенциала;

    — воспитание потребности в здоровом образе жизни, укреплении душевного и физического здоровья т.п.

     Принцип создания воспитывающей среды требует создания в учебном заведении таких отношений, которые способствуют социализации студента. Прежде всего, важна роль идей о единстве коллектива группы педагогов и студентов, сплочении этого коллектива.

  В каждой группе, в каждом объединении должно формироваться организационное и психологическое единство (интеллектуальное, эмоциональное и волевое).

Создание воспитывающей среды предполагает взаимную ответственность участников педагогического процесса, сопереживание, взаимопомощь, способность вместе преодолевать трудности.

Реализация данного принципа возможна при следующих условиях: выделение доминирующей цели коллектива, объединяющей педагогов и студентов; инициативы и самостоятельности студентов, развитие студенческого самоуправления; наличие отношений «ответственной зависимости» в среде педагогов и студентов и т.п.

     Принцип гуманистической ориентации воспитания требует рассмотрения студента как главной ценности в системе человеческих отношений, главной нормой которых является гуманность.

Данные о положении учащегося «в системе личных взаимоотношений и факторах, которыми оно определяется, могут помочь педагогу установить нормальные отношения в коллективе.

Конечно, в каждом отдельном случае необходима глубоко индивидуальная линия поведения педагога».  (Коломинский Я.Л.)

     Позиция педагога, куратора в студенческой группе специфична, с одной стороны он проводит достаточно много времени с учащимися и является их руководителем, но с другой стороны, студенческая группа в значительной степени существует самостоятельно, выделяя своих лидеров.

Эта позиция определяет задачи перед куратором. Он должен видеть структуру межличностных взаимоотношений в коллективе, чтобы уметь найти индивидуальный подход и влиять на формирование и развитие сплоченного коллектива.

Для управления этим процессом куратору необходимо иметь максимальную информацию о группе организуемых.

Информация нужна, чтобы правильно диагностировать состояние группы и определить уровень развития коллектива в данный момент, для прогностической оценки возможности группы, целенаправленного воздействия на объект и его преобразование.

  •      Методы диагностики условно можно объединить в три относительно самостоятельные группы:
  •          1. Всеобщий метод (диалектический), реализуемый для изучения всех явлений объективной и субъективной действительности, в том числе и
  • внутри групповых    психологических   явлений, но представляющий куратору лишь ориентировочную информацию.

      2. Общие методы   включают в   себя   те   из   них,   которые   позволяют получать уже белее точную информацию о содержании изучаемого явления. Например, это методы наблюдения, контент—анализ, анализ

результатов деятельности, независимых характеристик.

      3. Специальные   методы   позволяют   получать   достаточно   полную   и точную информацию об изучаемых социально-психологических явлениях. В их числе наибольшее распространение в последние голы

  1. получил   метод    опроса.  Например,    социометрическая    методика
  2. узнать, на что ориентированы конкретные личности.
  3.      Таким образом, знание этапов формирования коллектива, структуру неформальных взаимоотношений и то, на чем они основаны, использование различных диагностических методов облегчает понимание внутригрупповой атмосферы и позволяет находить наиболее рациональные пути воздействия на эффективность студенческого воспитания с целью формирования коллектива.
  4. Литература.

американского социального психолога Джакоба Морено, позволяющая

  1. Макаренко А.С. Пед. соч.:  В 8 т. М., 1983 – 1986.
  2. Уманский Л.И. Психология организационной деятельности школьников. М., 1980
  3. Коломинский Я.Л. Психология детского коллектива: система личных взаимоотношений. Минск, 1984

Источник: https://moluch.ru/archive/10/758/

Гумель Е.Б. Опыт организации студенческих сообществ в современном образовательном пространстве

Гумель Е.Б.Северо-Казахстанский государственный университет им. М. Козыбаева

Gumel E.B.North Kazakhstan State University. M.Kozybaeva

Библиографическая ссылка на статью:
Гумель Е.Б. Опыт организации студенческих сообществ в современном образовательном пространстве // Гуманитарные научные исследования. 2012. № 6 [Электронный ресурс]. URL: http://human.snauka.ru/2012/06/1511 (дата обращения: 26.03.2019).

Система высшего образования сегодня рассматривается как важнейший институт социализации личности, где обучение и воспитание представляют собой единый процесс, направленный на подготовку высокообразованных, широко эрудированных, культурных, творчески мыслящих специалистов.

В студенческие годы молодые люди наиболее активно приобщаются к ценностям культуры, приобретают навыки общественно-политической деятельности, интенсивно расширяют круг общения.

Этому способствует особый уклад жизни высшей школы, где существенной чертой является поощрение творчества, инициативы и самодеятельности в поиске оптимальных форм и методов самостоятельного добывания знаний.

Многие вузы за последние годы значительно продвинулись в организации воспитательной работы со студентами.

Для этих вузов характерна сложившаяся или складывающаяся система воспитательной работы, включающая в себя четкую структуру, планирование, разнообразное содержание, кадровое и материальное обеспечение: взаимодействие кафедр, деканатов и советов вузов.

В ряде учебных заведений заметна координирующая роль проректоров, управлений (отделов) по воспитательной работе, всемерно поддерживается студенческое самоуправление, создаются педагогически целесообразные условия для деятельности общественных молодежных организаций, активизировалась деятельность кураторов.

Сегодня очевиден всплеск социальной активности разных слоев общества, в том числе и студенческой молодежи. Изменения направлены в сторону приоритета личности, что не исключает важности коллективного творчества.

Вот почему молодежные организации и объединения, какой бы направленности они не были, как по содержанию своей деятельности, так и по структуре, должны выступать формой реализации прав и интересов молодежи.

Вся деятельность их должна строиться на основе реализации принципов добровольности, самодеятельности, самостоятельности.

Анализ уставов различных студенческих сообществ (Оренбургского государственного института менеджмента, Нижегородского государственного технического университета, Омского государственного педагогического университета им. Ф.М.

Достоевского, Казахского национального университета им. аль Фараби, Северо-Казахстанского государственного университета им. М.

Козыбаева)  позволил нам выделить общие для всех молодежных объединений, независимо от их видов и направлений деятельности, приоритетные цели и задачи:

  • содействие научно-педагогическому коллективу института в подготовке гражданина своей страны, способного к высококвалифицированной, профессиональной деятельности и моральной ответственности за принимаемые решения, в воспитании высоконравственной, духовно развитой, физически здоровой личности;
  • содействие эффективному проведению государственной молодёжной политики;
  • создание условий для всестороннего развития студентов.

Так, говоря о реализации первой цели студенческого сообщества, можно привести пример научного общества студентов Казахского национального университета им. аль Фараби, которое активно пропагандирует и поддерживает научную деятельность студентов.

В рамках данного студенческого сообщества организуются научно-практические конференции; открытые форумы, посвященные актуальным проблемам; реализуются различные проекты. Положительным моментом деятельности СНО КазНу им.

аль Фараби является существование профессиональных клубов, где молодые люди, еще являясь студентами, могут попробовать себя в будущей профессии на практике.

В Северо-Казахстанском государственном университете им. М. Козыбаева достижение второй цели студенческих сообществ можно рассмотреть на примере деятельности молодежного крыла партии «Нур-Отан» – «Жас-Отан».

Студенты, входящие в данное сообщество активно принимают участие в решении экологических проблем региона (озеленение улиц города), социальных проблем (помощь ветеранам войн, детям оставшимся без попечения родителей), проблемы коррупции.

Члены партии «Жас-Отан» занимаются профилактикой СПИДа, наркомании, формированием здорового образа жизни молодежи.

Проводя анализ деятельности студенческих сообществ рассматриваемых нами вузов, можно отметить, что создание условий для всестороннего развития студентов реализуется в каждом из них на достаточно высоком уровне. В вузах действуют студенческие театры, танцевальные коллективы, вокальные ансамбли, команды КВН, клубы национального возрождения, педагогические отряды, спортивные секции.

Подводя итог, можно отметить, что основными функциями молодежных организаций и объединений является оказание своим членам помощи в адаптации к новым социально-экономическим условиям, в участии молодежи в национально-культурном возрождении, организации свободного времени и досуга, сохранении и развитии духовных ценностей. Создаваясь и действуя в учебное и каникулярное время, будучи постоянными или временными, студенческие сообщества должны действовать как самоорганизуемые, самоопределяемые и самоуправляемые, выражающие волеизъявление и социальные потребности самой молодежи. Поэтому молодежные организации и объединения сегодня, имея разветвленную структуру, могут выступать достаточно действенным институтом воспитательной работы при условии оказания им соответствующей помощи, умелой координации деятельности.

Количество просмотров публикации: Please wait

Источник: http://human.snauka.ru/2012/06/1511

Проблема коллектива и личности в педагогике

Принципиальное отличие отечественной теории и практики организации педагогического процесса от зарубежных, преимущественно индивидуалистических, концепций — в его подлинно коллективистских основах.

Читайте также:  Суша в океане - студенческий портал

Противники коллективистического воспитания выдвигают в качестве аргумента факт якобы изначально предопределенной нивелировки воспитанников коллектива, покушения на индивидуальность.

Между тем диалектика коллективного и индивидуального в воспитании очевидна.

Процессы развития личности и коллектива неразрывно связаны друг с другом. Развитие личности зависит от развития коллектива, его уровня развития, структуры сложившихся в нем деловых и межличностных отношений.

С другой стороны, активность воспитанников, уровень их физического и умственного развития, их возможности и способности обусловливают воспитательную силу и воздействие коллектива.

В конечном итоге коллективное отношение выражено тем ярче, чем более активны члены коллектива, чем полнее они используют свои индивидуальные возможности в жизни коллектива.

Развитие творческой индивидуальности детей и подростков взаимосвязано с уровнем их самостоятельности и творческой активности внутри коллектива.

Чем самостоятельнее ученик в коллективной общественнополезной деятельности, тем выше его статус в коллективе и тем выше его влияние, оказываемое на коллектив.

И наоборот, чем выше его статус, тем плодотворнее влияние коллектива на развитие его самостоятельности.

Развитие личности и коллектива — взаимообусловленные процессы. Человек живет и развивается в системе отношений с природой и окружающими его людьми. Богатство связей предопределяет духовное богатство личности, богатство связей и общения выражает общественную, коллективную силу человека.

С первых лет создания советской школы одной из центральных ее задач было создание самодеятельного сплоченного коллектива школьников.

В «Основных принципах единой трудовой школы» подчеркивалось, что «в воспитании самой прекрасной задачей является создание школьного коллектива, спаянного радостным и прочным товариществом…».

Необходимость развития коллективизма у учащихся в условиях целенаправленной учебно-воспитательной работы широко пропагандировали А. В. Луначарский, Н.К.Крупская, А.С.Макаренко, С.Т.Шацкий и другие видные педагоги и общественные деятели.

Основной целью воспитания, считал А.В.Луначарский, должно быть всестороннее развитие такой личности, которая умеет жить в гармонии с другими, которая умеет содружествовать, которая связана с другими сочувствием и мыслью социально. Н. К.

Крупская дала всестороннее обоснование преимуществ коллективного воспитания детей и подростков. В своих многочисленных статьях и выступлениях она раскрыла теоретические основы и показала конкретные пути формирования детского коллектива.

Теория коллективного воспитания получила практическое воплощение в опыте первых школ-коммун. Одной из таких школ в составе Первой опытной станции по народному образованию руководил С. Т. Шацкий.

Он на практике доказал возможность организации школьного коллектива и подтвердил действенность первичного школьного коллектива как эффективной формы организации воспитанников, открывающей широкие перспективы для всестороннего развития личности каждого ребенка.

Опыт первых школ-коммун оказал большое влияние на становление коллективистической системы воспитания в масштабах всей страны. В современной педагогической литературе он рассматривается как эксперимент, намного опередивший в то время практику воспитания.

Особо весомый вклад в разработку теории и практики коллектива внес А. С. Макаренко. Он доказал, что «никакой метод не может быть выведен из представления о паре: учитель + ученик, а может быть выведен из общего представления об организации школы и коллектива».

Он первым глубоко обосновал стройную концепцию воспитательного коллектива, пронизанную гуманистическими идеями.

Педагогические принципы, положенные им в основу организации детского коллектива, обеспечивали четкую систему обязанностей и прав, определяющих социальную позицию каждого члена коллектива.

Последовательное развитие идеи А. С. Макаренко получили в педагогических трудах и опыте В.А.Сухомлинского.

Усматривая задачу школы в обеспечении творческого саморазвития личности школьника в коллективе, он предпринял и реализовал удачную попытку построения целостного педагогического процесса.

В основу своей воспитательной системы творческого развития личности В.А.Сухомлинский положил идею направленного развития у ребенка субъектной позиции.

Многолетняя педагогическая деятельность В.А.

Сухомлинского в качестве директора школы и учителя позволила ему сформулировать совокупность принципов, которые должны быть положены в основу формирования школьного коллектива: организационное единство школьного коллектива; руководящая роль школьного коллектива; руководящая роль педагога; богатство отношений между учениками и педагогами, между учениками, между педагогами; ярко выраженная гражданственность духовной жизни воспитанников и воспитателей; самодеятельность, творчество, инициатива; постоянное умножение духовных богатств; гармония высоких, благородных интересов, потребностей и желаний; создание и заботливое сохранение традиций, передача их от поколения к поколению как духовного достояния; интеллектуальное, эстетическое богатство взаимоотношений между школьным коллективом и другими коллективами нашего общества; эмоциональное богатство коллективной жизни; дисциплина и ответственность личности за свой труд и поведение.

С начала 20-х до 60-х гг. XX в. проблема коллектива считалась традиционно педагогической, хотя отдельные аспекты коллективной жизни изучались и в рамках других наук. С начала 60-х гг.

интерес к коллективу в силу изменившихся социально-политических условий проявился со стороны всех общественных наук.

Философия исследует коллектив как социальную общность людей в его отношении к личности, закономерности и тенденции соотношения личного и общественного интереса и их учет в управлении развитием общества.

В последние десятилетия педагогические исследования были направлены на выявление наиболее эффективных форм организации, методов сплочения и формирования воспитательных коллективов (Т. Е. Конникова, Л.И.Новикова, М.Д.Виноградова, А.В.Мудрик, О.С.Богданова, И.Б.Первин и др.

), на разработку принципов и методов стимулирования коллективной деятельности (Л.Ю.Гордин, М.П.Шульц и др.), развитие воспитательных функций коллектива и самоуправления в нем (В.М.Коротов и др.), разработку педагогической инструментовки деятельности коллектива (Э.С.Кузнецова, Н.Е.

Щуркова и др.).

Современная концепция воспитательного коллектива (Т. А. Куракин, Л. И. Новикова, А. В. Мудрик) рассматривает его как своеобразную модель общества, отражающую не столько форму его организации, сколько те отношения, которые ему присущи, ту атмосферу, которая ему свойственна, ту систему человеческих ценностей, которая в нем принята.

При этом детский коллектив рассматривается как модель, в которой отражаются отношения сегодняшнего дня общества и тенденции его развития.

Для общества детский коллектив, будучи его ячейкой, является средством достижения стоящих перед ним воспитательных задач, а для ребенка он выступает прежде всего своеобразной средой его обитания и освоения опыта, накопленного предшествующими поколениями.

В настоящее время исследуются такие вопросы теории коллектива, как массовое, групповое и индивидуальное в коллективе, проблема коллективного целеполагания; формирование социальной направленности личности и развитие творческой индивидуальности членов коллектива; идентификация и обособление в коллективе в их единстве; единство педагогического руководства, самоуправления и саморегуляции; тенденции развития коллектива как субъекта воспитания и др. В основе сплочения детского коллектива может лежать не только труд, но и общение, познание, игра и другие виды деятельности, организации которых необходимо уделять специальное внимание.

.

Источник: https://magref.ru/problema-kollektiva-i-lichnosti-v-pedagogike/

Формирование и развитие студенческого коллектива

⇐ ПредыдущаяСтр 10 из 30Следующая ⇒

Формирование студенческих коллективов—одна из важнейших задач в работе ректората, деканатов, кураторов, работников отделов воспитательной работы, преподавателей общественных организаций. Эта задача должна решатся по трем основным направлениям: воспитательному, морально-психологическому и учебно-профессиональному.

  • Воспитательное направление в работе по формированию студенческих коллективов предполагает воспитание у обучающихся духовно-нравственных установок, чувства долга ответственности за свои поступки, коллективизма.
  • Социально-психологическое направление—это создание здорового психологического климата в студенческих коллективах, обстановки нетерпимости к грубости, хамству, где во взаимоотношениях главенствуют взаимоуважение, товарищество и дружба, чуткость и отзывчивость.
  • Общественное мнение в студенческом коллективе не должно мириться с проявлениями себялюбия, вспыльчивости, черствости, угодничества, чинопочитания и подхалимстве, зависти и др.
  • Учебно-профессиональное направление состоит в повышении ответственности студентов за овладение выбранной ими профессией, достижении коллективизма в деятельности каждой студенческой группы, формировании общего стремления и настойчивости в решении различного рода задач — учебных, научных, общественных и тд.

Развитие коллектива немыслимо без участия его членов социально значимых, общественно полезных делах. Именнов них приобретается чувство коллективизма, повышается ответственность всех и каждого за результаты совместной деятельности.

Реализуя указанные направления, нельзя упускать из виду принципы как общего воспитания (целеустремленность, комплексный подход, опора на положительное в людях), так и воспитания коллектива, где важна руководящая роль педагога, богатство отношений, дисциплина и ответственность, эмоциональное богатство, гармоничность личных и коллективных интересов, защищенность личности и ее моральное здоровье, возможность самореали­зации, уверенность в будущем и т.п.1

Отличительные признаки сплоченности студенческого коллектива — нравственность взаимоотношений, здоровое общественное мнение, единство взглядов по основным воп­росам профессиональной учебы, норм поведения, отсутствие отрицательно направленных микрогрупп, высокоразвитое чувство товарищества, внимательное, доброжелательное и вместе с тем требовательное отношение друг к другу всех членов коллектива.

Сплоченный студенческий коллектив—высший уровень развития и функционирования учебной группы. Он отлича­ется единством организационных, деловых и межличност­ных отношений.

Сплачивающим фактором является цель совместной, учебной и общественной деятельности.

Разли­чают деловую и психологическую структуру коллектива; в сплоченном коллективе обе структуры взаимосвязаны, не находятся в противоречии.

Важнейшие условия сплочения— создание деловых и нравственных предпосылок для проявления коллективизма, согласованность индивидуальных и коллективных действий по подготовке к будущей профессиональной деятельности по окончании вуза.

Факторы сплочения студенческого коллек­тива — многоплановая деятельность, разносторонняя актив­ность его членов в ситуациях, требующих решения разного рода задач — учебных, общественно-политических, научно-исследовательских и др.

Нет другого пути для становления личности, формирования гражданской позиции молодого человека, кроме реального включения его во все общественные дела.

Нужно проявлять доверие к молодежи, предполагающее действенную помощь и свободу товарищеской критики ошибок, предоставлять ей большую самостоятельность в организации своей учебы, быта, досуга при повышении ответственности за свои дела и поступки.

1 Одним из результатов реализации названных направлений сплочения студенческого коллектива должно быть его ценностно-ориентационное единство.

При этом нельзя не учитывать разброс в жизненных ценностях студентов: большинство из них на первое место ставят верных друзей, затем здоровье, любовь, создание семьи, профессию.

Среди человеческих качеств студенты ставят на первое место честь и достоинство личности, далее — ответствен­ность, трудолюбие, исполнительность, работоспособность, незави­симость в решениях, способность к поступку, свободомыслие.

Многоплановость деятельности студенческих коллетивов обусловливает интенсификацию внутригрупповых процессов, отличающихся сложностью самой деятельности, включения в нее элементов общественно значимых, ее влиянием на взаимоотношения студентов.

Одно из условий формирования студенческого коллектива — правильное решение вопросов о взаимоотношении личности и коллектива. Не растворение в коллективе и внутренняя изоляция, а коллективизм — вот верный путь решения многих из таких вопросов. Центральным моментом здесь является рациональное соотношение воспитательной работы с каждым отдельным студентом и студенческим коллективом в целом.

Читайте также:  Стороны горизонта - студенческий портал

Отношение к коллективу в студенческой среде характеризуется уважением к его решениям, ответственностью перед ним за свое поведение и поступки товарищей, заботой об их благополучии.

Положительное отношение к членам своего коллектива проявляется в принципиальности и требовательности к товарищам, готовности прийти им на помощь, уважении к ним, позитивном эмоциональном восприятии успехов товарищей и огорчении в случаях их неудач.

«Чувство локтя», уверенность, что в случае надобности товарищи никого не оставят в беде, привязанность к членам своего коллектива—составные компоненты такого отношения.

Педагогическое воздействие на каждого студента предполагает осознание им того, что сплочение, здоровая морально-психологическая атмосфера—необходимые условия успешной учебы, овладения профессией. Не менее важна и требовательность к себе, самокритичность, умение поддерживать товарищеские и дружеские отношения, следовать сложившимся традициям в студенческой среде.

Пристального внимания требуют студенческие коллективы в период их адаптации к условиям вуза. Необходимо изучать и учитывать возрастной и социальный состав сту­дентов, опыт их общественной работы, степень подготовлен­ности к освоению вузовской программы, настроения и т.п.

Преподаватели ряда вузов отмечают, что наиболее ответ­ственный период в становлении студенческого коллектива— 1-й курс, самый трудный — после двух-трех месяцев учебы, наиболее благоприятный—2-й курс. Здоровый морально-пси­хологический климат в нем надо все время поддерживать.

Подчеркивается важность изучения связей и зависимостей в развивающихся отношениях между студентами.

Для сплочен­ных студенческих коллективов характерно объединение их членов на двух уровнях: внешнем — в сфере реальных взаи­моотношений в процессе учебной и других видов деятельно­сти, а также внутреннем—в эмоционально-психологической сфере, в личностных взаимоотношениях.

Среди факторов, характеризующих становление студен­ческого коллектива, следует особо выделить статус студен­та. Идея рассматривать статус личности как производную от отношений, существующих в определенных социальных структурах, предложена в работе [8].

Исследования показа­ли, что превращение академической группы в коллектив характеризуется совокупностью следующих факторов: вы­соким статусом формальных лидеров; интегральной суммой индивидуальных статусов; соответствием статуса члена группы выполняемой им в ней роли; совпадением взаимных оценок членов группы; частотой межличностных контактов и их социальной значимостью, совпадением взаимных оце­нок таких контактов.

  1. Основные методы изучения процесса развития студенче­ского коллектива:
  2. 1) наблюдение, анализ различных ситуаций;
  3. 2) беседы с членами коллектива и отдельными студента­ми (выявление мнений, настроений, отношения к тем или иным событиям);
  4. 3) рейтинговые исследования (сбор и анализ экспертных оценок);
  5. 4) контент-анализ (обобщение разнообразной информа­ции о студенческих коллективах, публикуемой в печати, озвученной в радио- и телепрограммах);
  6. 5) анкетирование и опрос, анализ опыта работы общественных студенческих организаций;
  7. 6) метод социометрии.

Для диагностики взаимоотношений в коллективах используют различные способы исследования, например срезы по горизонтали и вертикали. Горизонтальный срез дает картину отношений членов коллектива, а вертикальный позволяет определить характер их взаимоотношений с активистами, преподавателями, администрацией вуза. Объективная оценка коллектива требует его изучения с обеих сторон, в двух срезах.

О степени сплоченности и уровне развития студенческого коллектива нельзя судить по отдельным эпизодам его жизни.

Необходима полная его характеристика, которая включает следующее: а) социальный состав студентов, их возраст, черты личности; б) отношения студентов с преподавателями, их направленность, взаимоотношения, настроения и мнения в коллективе, авторитеты; в) состав актива—общее число активистов, преобладающие черты их деятельности и авторитет в коллективе; г) оценка студентами событий в стране и за рубежом, а также поступков своих товарищей; д) успеваемость: общественная активность студентов; е) уровень самоуправления в студенческом коллективе. Сочетание социально-психологических и индивидуально-личностных характеристик — основа определения слабых звеньев в структуре и психологии коллектива, преодоления трудностей в решении им воспитательных и других задач.

Коллектив не сразу становится зрелым, сплоченным активным. Его воспитательные функции и возможности самоуправления проявляются по-разному на отдельных этапах формирования и развития. В этом отношении можно выделить четыре этапа:

  • первый—организация коллектива, выбор актива. В этот период большая ответственность лежит на декане, преподавателях, кураторах;
  • второй — повышенное внимание к активу, чтобы он завоевал авторитет;
  • третий — опора на сознательность и сплоченность коллектива, его актив, традиции, общественное мнение;

четвертый — коллектив становится субъектом деятель­ности и воспитания. Преподаватели и руководители вуза, подсказывают наиболее целесообразные способы решения разного рода задач. Коллектив уже способен к самоуправле­нию на основе выработки требований к своим членам. Это наиболее высокий уровень его развития.

  1. Изучение опыта ряда вузов показывает, что высшего уровня развития студенческий коллектив достигает обыч­но на выпускном курсе.
  2. Исследование особенностей студенческих групп разных курсов технического вуза выявило неравномерный рост социо­метрических показателей на 1-м и 2-м курсах, резкое их сни­жение (почти в 3—4 раза) на 3-м и возрастание на 4-м курсе.
  3. В целом развитие студента на различных этапах обуче­ния имеет свои особенности.

Свои коллективы студенты оценивают по-разному: боль­шинство отмечают их хорошие стороны, предлагают меры по дальнейшему сплочению (улучшить работу обществен­ных организаций, степень взаимопонимания и т.д.).

Руководство коллективом в целом дополняется индиви­дуальной работой с каждым студентом, особенно со старо­стой и другими активистами, которые должны обладать лидерскими качествами, коммуникабельностью, организа­торскими способностями, культурой общения, демократи­ческой устремленностью.

В индивидуальной работе со студентами следует учиты­вать стремление личности к самоутверждению в коллекти­ве, которое получает свое выражение в тех или иных видах и способах деятельности. Стремление к самоутверждению сти­мулирует активность студентов, однако при отсутствии дол­жной направленности коллектива может принять характер конкурентной борьбы, основанной на эгоистических началах.

Некоторые зарубежные психологи считают, что коллек­тивизм принципиально противоположен интересам лично­сти, что коллектив всегда утверждает себя за счет ее подав­ления, подчинения себе и даже разрушения. По их мнению, единственный путь самоутверждения личности — это отри­цание коллектива, пренебрежение его принципами.

Отдель­ные психологи в своих изысканиях подчеркивают доминирование именно отрицательного влияния коллектива на человека. В противоположность таким утверждениям можно сослаться на исследования академика В.И. Бехтерева, который еще в 20-х годах XX века доказал положительное влияние коллектива на личность [22, с. 337].

В решении вопроса о степени воздействия коллективам на личность студента необходимо иметь в виду его внутреннюю позицию, то есть определенную систему его отношение к действительности, учебе, выбранной профессии, другим людям. Она не всегда глубоко им осознается и поэтому нередко проявляется в форме непосредственных эмоциональных переживаний, предопределяющих принятие или непринятие советов, замечаний, требований.

Важной проблемой в коллективах, в том числе и студенческих, является возникновение межличностных конфликтов и их разрешение. Одна из важнейших задач анализа конфликтов—определение причин их возникновения. Например, появившаяся вакантная должность старосты группы может стать причиной раздора между претендующими на нее.

Субъективные причины межличностных конфликтов и индивидуальные особенности (социально-психологические, физиологические, мировоззренческие и др.) личностей, не имеющие порой прямого отношения к их действительным желаниям и потребностям.

С точки зрения других людей они не заслуживают внимания, но в силу особенностей характера становятся непреодолимым препятствием для установления нормальных взаимоотношений.

Поводом для конфликта может стать чья-то раздражительность или дурное расположение духа, оборачивающееся пустыми придирками к другому человеку.

Но межличностные конфликты коренятся не только в психологических особенностях соперничающих людей.

В большинстве случаев межличностные конфликты—порождение объективных социальных факторов, которые действуют на уровне всего общества, данной социальной общности (семьи, учебного или трудового коллектива и т.п.) либо конкретного лица [15].

Реализуемые как проявление личностных характеристик, эти факторы нередко воспринимаются как субъективные, хотя и имеют, несомненно, объективную основу.

Как показывает практика, конфликты между людьми неизбежны. Вот почему важно использовать их как источ­ник жизненного опыта, самовоспитания и психологическо­го обогащения.

Памятуя о каком-либо конфликте, его при­чинах, способах разрешения и других моментах, можно лучше познать самого себя, а также вовлеченных в исчер­павший себя конфликт людей (по-настоящему люди и про­являют себя именно в конфликтных ситуациях).

Это помо­гает принимать правильные решения, избегать подобных недоразумений в будущем, заставляет думать о необходи­мости перемен в жизни, поведении.

Первое действие по разрешению конфликта—определе­ние истинных причин противостояния. Только в этом случае становится ясной и понятной степень напряженности ситуа­ции, а следовательно, и облегчается поиск наиболее прием­лемых способов ее разрешения.

Исследованы типичные причины и формы поведения в конфликтах в студенческой среде.

Основные источники та­ких конфликтов кроются в межличностных отношениях: неадекватность оценок и самооценок; различное отношение к учебной деятельности; различия в ценностных ориентациях, взглядах, мнениях; несоответствие норм поведения студента принятым в группе, неуживчивость и бестактность в общении.

Соответствует этому и форма поведения людей в конфликте — конкурентная борьба, а не сотрудничество. Воздействие коллектива на личность регулируется не только за счет предъявления тех или иных требований, но и изменения важных для нее способов взаимосвязи и общения с другими людьми.

Это может проявиться, например, в пси­хологической изоляции студента в коллективе, то есть в преднамеренном, заранее согласованном охлаждении к нему членов коллектива, микрогруппы. Его игнорируют, не обращают на него внимания. Механизм межличностного вакуума действует весьма результативно особенно по отно­шению к студентам первых курсов. Тут необходима и осто­рожность, и гибкость в его использовании.

Как показывают исследования, низкий уровень развития коллективов студенческих групп обусловлен прежде всего тем, что мотивация части студентов к познавательной деятельности не соответствует сущности выбранной ими прфессии. В результате эта деятельность реально не опосредует межличностные отношения в группе, и они складываются стихийно, на эмоциональной основе [191, с. 129].

В настоящее время роль студенческого коллектива в воспитании его членов и регулировании их деятельности значительно возросла. Создание коллективов с высоким уровнем сплоченности и самоуправления—одна из важнейших задач воспитательной и организаторской работы в вузе.

⇐ Предыдущая567891011121314Следующая ⇒

Рекомендуемые страницы:

Источник: https://lektsia.com/6x2a10.html

Ссылка на основную публикацию