Культура греции классического периода — студенческий портал

Главная >> Страны >> Греция >> Культура Греции

Путешествуя по этой небольшой стране, вы откроете для себя спокойное величие античной культуры, поиски новой духовности византийского христианства, следы господства турецких чужеземцев.

Много тайн и легенд хранят исторические достопримечательности Греции, но и современность здесь не менее интересна.

Многочисленные фестивали современного искусства, открытость городских пространств экспериментальным проектам, искренняя любовь греков к своим традициям, которые органично вписываются в повседневную жизнь – все это привлекает в Грецию ценителей истории и культуры.

Культура Греции классического периода - Студенческий порталКультура Греции классического периода - Студенческий портал

Древнюю Грецию недаром называют «колыбелью европейской цивилизации». Наследие греческой мифологии, философии, искусства транслировалось через века, став основой мировоззрения современного европейца.

Мы постоянно встречаемся с этим наследием в виде бесчисленных слов, пришедших к нам из греческого языка, деталей архитектуры, персонажей мифологии, «перекочевавших» в европейское и русское искусство.

Даже наш образ мышления, представления о разуме и логике – основу этому заложили древнегреческие философы.

«Три кита» культуры Древней Греции

Культура Греции в античный период (с III тысячелетия до н.э. по V век н.э.) была неоднородна и развивалась этапами, в зависимости от исторической ситуации.

Расцвет классического греческого искусства, когда было создано большинство из известных нам шедевров, пришелся на V и IV века до н.э. — «золотое время» греческих городов-полисов.

Но основные черты культуры Эллады (именно так называли свою страну греки) прослеживаются через всю историю: это особое отношение к мере, стремление к единству красоты души и тела и принцип состязательности.

Культура Греции классического периода - Студенческий порталКультура Греции классического периода - Студенческий портал

«Меру во всем соблюдайте», «Ничего сверх меры» — эти изречения пришли к нам от эллинов через века. Под мерой греки понимали не усредненность, а достаточность, соразмерность, необходимую для достижения гармонии.

Мера была и нравственной категорией (как ее объяснял, например, Демокрит), и эстетической. В архитектуре была важна соразмерность человеку, величественные греческие храмы строились с учетом того, как они воспринимаются людьми.

Так был построен Парфенон, который, несмотря на вою мощь, не кажется тяжеловесным.

По мнению древних греков, идеальный человек должен быть прекрасен душой и телом. Слияние этих качеств описывает слово «калокагатия» (от гр. «прекрасное» и «доброе»). Принцип калокагатии проявился в развитой системе греческого образования.

Свободный гражданин Греции стремился развить в себе физические и духовные достоинства. Воспитание делилось на «гимнастическое» и «мусическое». Под первым понималось развитие физических способностей человека, его вершиной считалось участие в Олимпийских играх.

Под «мусическим» воспитанием понималось освоение различных наук и искусств, в том числе риторики.

Принцип калокагатии — один из основных в греческом искусстве. Торжество прекрасного человеческого тела и духа являют собой эллинские скульптуры. Работы самого известного древнегреческого скульптора Фидия и его учеников поражают совершенством формы и точностью исполнения.

Культура Греции классического периода - Студенческий порталКультура Греции классического периода - Студенческий портал

Третий принцип, на котором базировалась древнегреческая культура – принцип состязательности, или агностики. Именно благодаря этой страсти греков выяснять, кто же лучший, появились Олимпийские игры. На время Олимпийских игр прекращались все внутренние войны.

Честная состязательность всегда была важнее войны, где не обойтись без хитрости и обмана. Победители игр чествовались не меньше полководцев, им воздвигались статуи и слагались оды в их честь. Сегодня вы можете посетить раскопки древней Олимпии – места зарождения и проведения игр.

Огромный стадион, рассчитанный на 20000 зрителей, поражает воображение!

Мифология Древней Греции

Мифология Эллады – это мифология мореплавателей и торговцев, которые к тому же были неустрашимыми воинами и смекалистыми изобретателями. Греки поклонялись многочисленным божествам, которые властвовали над стихиями и господствовали в той или иной местности.

По представлениям греков, главные боги обитали на горе Олимп. Именно об олимпийских богах мы знаем больше всего легенд, перешедших из мифологии в литературу.

Громовержец Зевс, покровитель искусств Аполлон, прекрасная богиня любви Афродита, мудрая воительница Афина, бог виноделия Дионис, грозный бог войны Арес – все они стали олицетворением определенных природных явлений и человеческих качеств.

Помимо традиционных для всех древних культур богов – плодородия, любви, войны, солнца и др., — в греческом пантеоне видное место занимали бог моря Посейдон и бог торговли Гермес, который был посредником между богами и людьми.

Культура Греции классического периода - Студенческий порталКультура Греции классического периода - Студенческий портал

Боги Эллады – это не всемогущие существа, от которых произошло всё сущее. Их главное отличие от людей – бессмертие. Они совершенны физически и им подвластны стихии, но при этом они подвержены тем же эмоциям, что и смертные.

Они страдают, радуются, завидуют, влюбляются, часто впутывая в свои дела людей. Люди, в свою очередь, бросают вызов богам своей красотой и умом.

Например, все мы знаем отважного Одиссея, который в своем путешествии не раз обводил всех вокруг пальца.

По представлениям греков, над богами и над людьми одинаково господствует непреодолимый Рок. Боги, как и люди, не могут изменить то, что предначертано судьбой. Значимость предсказаний в Древней Греции велика, как в любой другой древней культуре.

Об этом свидетельствует и тот факт, что одним из самых богатых древнегреческих городов были Дельфы, где жрицы Аполлона предсказывали судьбу полководцам и царям, приезжавшим сюда с роскошными дарами.

В древнегреческих мифах к предсказаниям вынуждены прибегать даже боги, и существует множество историй о том, как они безуспешно пытаются «обмануть» судьбу.

Культура Греции классического периода - Студенческий порталКультура Греции классического периода - Студенческий портал

От любовного союза бога и человека рождаются герои – важные персонажи древнегреческих мифов. Геракл, завоевавший мировую известность, тоже был героем – сыном Зевса и земной женщины Алкмены.

Возможно, в этом и кроется секрет популярности древнегреческой мифологии: боги и люди действуют в мифах почти на равных, и это дает плодородную почву для размышлений о значимости человеческой воли.

Нужно отметить, что греки не обожествляли своих правителей, и те могли использовать в качестве аргументов только свои личные качества и заслуги.

В отличие от древних культур Востока, в Элладе не сложилось деспотичной монархии и влиятельного жречества, которые «подминали» бы под себя политическую и духовную жизнь.

Именно в Элладе возникла такая форма общественной жизни, как полисы — объединения частных землевладельцев и ремесленников, в которых использовались разные формы правления. Города-полисы породили и передали следующим эпохам практический опыт демократии.

Конечно, демократия в рабовладельческой Древней Греции и то, что мы сейчас понимаем под этим словом – не одно и то же. Но само представление о том, что власть может принадлежать не богам и их избранникам, а свободным гражданам – это эллинское изобретение.

Самым могущественным демократическим полисом были Афины. Время расцвета афинской демократии приходится на правление Перикла – знаменитого оратора и полководца. Именно в V в. до н.э. были заложены храмы афинского Акрополя, ставшего символом Греции на все времена.

В современных Афинах вы можете прогуляться по Древней Агоре – главной торговой площади, на которой происходили важные общественные и политические события древней истории.

В местном музее вам продемонстрируют экспонаты, свидетельствующие о становлении греческой демократии и о насыщенной жизни улиц древнего города.

Главная >> Страны >> Греция >> Культура Греции

Источник: http://BBplus.travel/country/greece/culture

Культура Древней Греции

Культура Греции классического периода - Студенческий портал

Культура Древней Греции прошла длительный период формирования, пока она смогла достигнуть полного расцвета, благодаря чему её наследие ощущается даже сегодня. Развитие началось от эгейской цивилизации, прошло бурный этап классического периода, после чего начало ощущаться явственное влияние Рима и сопредельных стран. Значительные изменения происходили во время османского господства, современный свой вид культура приобрела во время Греческой войны за независимость в начале XIX века.

Культура Греции классического периода - Студенческий портал

Греческая культура устанавливает верховенство человека над природой, что выражается в архитектуре, литературе, поэзии и других сферах жизни. Невозможно рассматривать греческую философию отдельно без перечисленных составляющих – они оказывали, и продолжают оказывать влияние на жизнь современного человека.

Основоположные принципы древнегреческой культуры

В целом, греческая и эллинистическая культура основана на соблюдении четырех основных принципов. Первый из них – активное участие и интерес большинства граждан полиса к политическому устройству и принципам управления страной. Зарождение и активное развитие демократии заложило основы равенства между людьми и верховенства морали.

Второй принцип – вся культура и искусство предназначены исключительно для прославления достижений человека и сравнения его с богами.

Третий принцип – постоянное подчеркивание важности человеческих устремлений посредством выражения их сквозь призму литературы, театральной драмы и комедии. Повседневные действия людей ставятся на один уровень с работой богов, а боги, в свою очередь, изображаются с теми же особенностями и недостатками, что и рядовые граждане страны.

Четвертый принцип – сопоставление всех явлений с картиной окружающего мира. В силу некоторой наивности взглядов, древние греки предписывали всё непонятное и непознанное в природе действиям богов, их спорам, междоусобицам и любовным отношениям.

Комбинация перечисленных факторов привела к появлению уникальной культуры, в центре философии которой находился человек со всеми своими недостатками и слабостями.

Гармоничное развитие человеческого тела, души и разума – вот основные слагающие настоящего счастья с точки зрения античных философов.

Такая мысль оказывала постоянное и сильное влияние на все сферы жизни – литературу, архитектуру, театр, спорт, науку. Даже сегодня можно явственно ощутить руку античности на пульсе событий.

Влияние на европейскую культуру

Греция, как страна, ставшая лидером по научному, интеллектуальному и философскому развитию континента, оказывала значительное влияние не только на собственные метрополии, но и на довольно отдаленные государства.

Архитектурная стилистика, которая была свойственна Элладе, нашла свое продолжение в Римской и Византийской империях. Под впечатлением об античных мастерах создавались монументы и памятки архитектуры эпохи Возрождения.

Ренессанс и барокко выросли из колыбели Древней Греции, архитектурные элементы которой олицетворяли величество человека, и делали его равным перед богами. На протяжении всего темного средневековья, католическая церковь ожесточенно боролась с малейшими проявлениями подобной вольности и инакомыслия.

Смелостью людей, позволивших себе в то время поставить на одну ступень человека и бога нельзя не восхищаться.

Трудно переоценить или не заметить отпечаток античности в литературных произведениях европейских мастеров – поэтов, писателей, драматургов.

Современную Европу невозможно представить без ещё одного греческого изобретения – демократии. Хотя в нынешнем своем проявлении она и значительно отличается от политического устройства античности, но основные принципы остаются одними и теми же – равенство людей перед властью, возможность коллективного управления государством и полная прозрачность политических решений.

Политика – это то, чему полностью посвящали себя уважаемые жители древнегреческих полисов. Они не просто жили ею, но и привносили собственные изменения, что способствовало быстрому распространению реформ.

Древнегреческая экономика: отображение в современности

Древние эллины отличались не только высокими моральными ценностями, но и финансовой расторопностью. Их система управления государством, распределение доходов и расходов трудно укладывается в голове, особенно если учитывать, что уровень развития математики и экономики тогда находился на начальном этапе.

Правильная налоговая политика позволяла не только удерживать отдельно взятый полис в процветающем состоянии, но и вкладывать огромные средства в строительство, развитие культуры, открытие библиотек, театров и других заведений для просвещения собственных граждан.

Не последнюю роль играла и армия, ведь полисы пребывали в состоянии перманентной войны с соседями, которая часто выматывала ресурсы государства.

В отношениях между греческими полисами наблюдалась четкая модель распределения труда – это способствовало более эффективному использованию человеческих ресурсов, и выводило торговые отношения на качественно новый уровень. Что-то подобное, только в увеличенном масштабе, наблюдается сейчас и в европейских странах.

Античность стала тем периодом, во время которого происходило формирование племенных союзов, ставших вскоре основой для создания отдельных европейских наций. В то время, как латинский язык в видоизмененном виде распространился по западной Европе, превратившись в английскую, французскую, итальянскую и другие известные письменности, греческий язык лег в основу алфавитов славянской группы.

Греческая культура, философия, политика, экономика с течением времени не растворились в небытие, как это часто случалось с наследием более ранних культур. Влияние Эллады ощущается даже спустя более двух тысячелетий, в очередной раз доказывая, что древние греки значительно опередили свое время.

Источник: https://gidvgreece.com/vsyo-o-greczii/greciya-vsyo-o-grecii-2/kultura-drevnej-grecii.html

16. Греческая культура классического периода — ИДМ 2 семестр

Крупнейшим
центром культуры в это время стали
демократические Афины. Наиболее отчетливо
борьба форм идеологии и победа
демократических идей проявились в
культурной жизни Афин V—IV
вв.

Общественные
праздники
Демократия
привлекла к участию в общественной
жизни широкие массы свободных граждан,
повысила значение и права отдельного
гражданина.

Читайте также:  Особенности социально-политического развития галицко-волынской руси - студенческий портал

Это, в частности, нашло
выражение во всенародных празднествах
в честь наиболее популярных греческих
богов — Афины, Деметры и Диониса.

Программа праздника состояла из разных
выступлений конных ристалищ, гимнастических
и музыкальных состязаний.

Греческий
театр.
Из хоровых
песен, прославлявших Диониса (дифирамбов),
возникла, как сообщает Аристотель,
греческая трагедия.

Одетые
в козлиные шкуры участники празднества
изображали спутников Диониса — сатиров,
которые не только пели, но и «действовали»
(«драма» означает «действие»).

В культе
сохранилось много пережитков глубокой
старины: оргиастических плясок под
резкие звуки флейт, бубнов и тимпанов,
экстатического опьянения, заклания
животных и т. д.

Подлинным
основоположником греческой трагедии
по праву должен быть признан Эсхил,
произведения которого частично дошли
до нашего времени.

Введением второго
действующего лица Эсхил еще более оживил
театральное представление, сделал его
более динамичным и тем самым приблизил
его к зрителям.

Кроме того, Эсхилу
приписывают усовершенствование
сценической техники — введение декораций,
масок, котурн, летательных, громоносных
и других машин. Собственно, с Эсхила и
начинается история греческого театра.

Вначале
театральные представления происходили
где угодно. Затем стали строить сооружения,
называвшиеся по-гречески теат-рон (от
глагола теаомай — «смотрю»). Такой театр
устраивался под открытым небом, без
крыши и занавеса. Впоследствии вместо
палатки стали строить постоянное
сооружение, на стене которого, обращенной
к зрителям, рисовали декорацию, обычно
изображавшую фасад дворца.

Расположенные
под открытым небом, греческие театры
могли быть очень большими и вмещали
много зрителей. Так, например, театр
Диониса в Афинах вмещал до 17 тысяч
зрителей, но это далеко не самый большой
из известных нам театров древней Греции.
Впоследствии, в эллинистическую эпоху,
были созданы театры, рассчитанные на
50 тысяч зрителей и более.

В V
в. установился определенный порядок
проведения театральных состязаний. В
них принимали участие три автора. Каждый
из них предлагал зрителям три трагедии,
связанные сюжетным единством (трилогию).

Условия античного театра вызывали
необходимость соблюдения трех единств
(места, времени и действия), которые
впоследствии были теоретически обоснованы
Аристотелем.

К трагической трилогии
присоединяли еще драму (действие
сатиров).

Содержание
и мотивы греческих трагедий в высшей
степени разнообразны. В их основу обычно
положен какой-либо миф о богах и героях,
чаще всего из так называемого кикла, т.
е. цикла сказаний о Троянской войне,
фиванского цикла мифов и т. д. Реже
пользовались каким-либо историческим
фактом.

ИскусствоНаряду
с театром и всенародными празднествами
в греческих полисах и, особенно в
демократических Афинах, велика была
роль архитектуры, живописи и скульптуры.

Архитектура
и градостроительство
Высшим
достижением греческого градостроительства
была разработка концепции регулярного
города, т. е. строительство городов по
предварительно продуманному, основанному
на принципах рационального благоустройства
плану.

Городская территория делилась
пересекающимися под прямым углом улицами
на ряд правильных жилых кварталов.

Предусматривалось выделение городского
центра, застроенного зданиями общественного
назначения (храмами, помещениями для
должностных лиц, портиками для прогулок),
торговой площади — агоры (иногда
общественный центр совпадал с агорой,
иногда они разделялись).

Если город
располагался на морском берегу, то
прибрежная часть оформлялась в портовый
район с верфями, доками, складами. В
регулярном городе предусматривались
как его обязательные элементы театр,
стадион и гимнасии. К городу подводилась
вода по специальному водопроводу, далее
она поступала по трубам в разные районы
города к специальным колодцам, откуда
жители брали воду для своих нужд.
Нечистоты выводились через канализацию
за пределы города.

К V
в. относится расцвет греческой архитектуры,
прошедшей длительный путь развития. К
этому времени окончательно сформировались
два главных архитектурных стиля:
дорический— величественный и строгий
и ионический — более легкий и изящный.

В этот же период начинает складываться
коринфский стиль — пышный и изысканный,
получивший наибольшее распространение
в следующем веке. Каждому из этих стилей
были свойственны не только те или иные
формы архитектурных деталей, но и
определенная система пропорций всего
сооружения.

Стройность и величественность
греческих построек достигалась благодаря
гармоничному сочетанию отдельных частей
зданий, каждая из которых несла
определенные конструктивные функции.

СкульптураВелики
достижения эллинских мастеров в области
скульптуры. Греки охотно украшали
здания, особенно храмы, самой разнообразной
скульптурой.

В главном помещении храма
находилась статуя божества — покровителя
города, наружные и внутренние стены
здания, верхние части антаблемента
обычно покрывались рельефными
изображениями, фронтоны заставлялись
скульптурными группами, отдельные
скульптуры украшали даже крыши некоторых
храмов.

Статуи стояли на городских
площадях, ставились на могилах.

Назначение
скульптур было самым различным:
религиозное (разработка образов наиболее
чтимых богов и героев), эстетическое
(скульптура служила украшением площади,
здания, святилища), идеологическое
(прославление гражданина и воина,
физически крепкого, мужественного, с
чувством собственного достоинства,
жизнерадостного). Наиболее популярными
художественными образами были образы
величавого, могущественного и спокойного
божества (мужского и женского), обнаженного
воина-атлета. В IV в. до н.
э. происходит очеловечивание образа
божества, смягчение идеальных черт и
подчеркивание в них чисто человеческих
качеств. Скульптуры богов и богинь в IV
в. до н. э. больше напоминают смертных
людей, чем могущественных небожителей.

Греческие
мастера создавали скульптуры из самых
различных материалов: из известняка,
мрамора, дерева и слоновой кости, из
обожженной глины. Скульпторы овладели
в совершенстве техникой бронзового
литья и по восковой модели научились
изготовлять превосходные бронзовые
статуи.

Огромных
успехов греческие скульпторы достигли
в трактовке художественного образа, им
удалось преодолеть неподвижность и
скованность архаических фигур. Греческие
мастера классического времени могли
передавать в твердом материале многие
оттенки человеческих состояний, их
статуи полны жизни и движения. Даже
спокойно стоящие фигуры наполнены
скрытым движением и полнотой жизни.

Живопись.Кроме
архитектуры и скульптуры, больших
успехов в Греции достигла также живопись.
Она опережала пластику и скульптуру,
которые постоянно заимствовали у нее
сваи сюжеты. Однако картины греческих
мастеров до нас не дошли и известны лишь
по описаниям и копиям.

Искусство
IV
в. до н. э. продолжает и развивает традиции
высокой классики. Оно характеризуется,
с одной стороны, некоторым спадом
героического пафоса и гражданственности,
что было связано с кризисом рабовладельческих
полисов, и, с другой — усилением интереса
к духовной жизни и индивидуальности
человека.

  • НаукаФилософияМатериальная
    философия
  • В
    начале она была тесно связана с культурными
    странами ближнего востока, греческие
    ученые активно перенимали опят более
    развитых Египта и Вавилона.
  • Дальнейшие
    пути развития греческой философии
    определила борьба между двумя главными
    ее направлениями — материализмом и
    идеализмом.

На
ранней стадии своего развития философия
не была отделена от естественно-научных
и математических знаний. Первыми
греческими философами были натурфилософы
— астрономы и математики, изучавшие
природу, происхождение мира и его
развитие.

Среди ионийских философов
широкую известность приобрел Фалес из
Милета (ок. 624—547 гг.). Основатель ионийской
философии, Фалес замечателен тем, что
он сделал смелую для своего времени
попытку создать монистическую философию
природы.

Он может быть с полным правом
назван первым греческим философом-материалистом.

Все
ионийские материалисты считали, что в
основе всех жизненных явлений лежит
единое начало.

Крупнейшим
греческим материалистом и диалектиком
был Гераклит из Эфеса (ок. 530—470 гг.).

Наука
и философия в древней Греции составляли
единое целое. Уже в Ионийской Греции
физико-математические знания греков
достигали высокого уровня. Среди
математиков V в. большим
авторитетом пользовались Энопид,
уроженец Хиоса, и афинянин Метон. Энопид
определил длину солнечного года в 365
дней, 8 часов и 57 минут. Метон еще более
уточнил эту цифру и составил солнечный
календарь.

Наряду
с математикой греки занимались медициной,
биологией, ботаникой, географией и
историей. Каждую отрасль знаний изучали
несколько школ, соперничавших друг с
другом.

Софистика

Софистика
как направление в философии была
значительным фактором культурной и
социальной жизни классической Греции.

По
профессии софисты были странствующими
учителями мудрости и красноречия,
переезжавшими из одного города в другой.
Они выступали на общественных праздниках
и торжествах с панегириками городу,
надгробными речами, восхвалениями
какого-либо лица, общественного деятеля,
полководца, поэта или писателя.

Кроме
демонстрации образцов красноречия и
блестящего стиля, софисты преподавали
риторику, логику, грамматику и т. д.
Отрицательной стороной софистики был
доведенный до крайних пределов формализм,
нередко переходивший в игру словами и
понятиями, в схоластику.

Источник: https://www.sites.google.com/site/idm2semestr/home/16-greceskaa-kultura-klassiceskogo-perioda

Культура Греции классического периода

Наибольший расцвет культура Древней Греции — классический период (480—323 до н. э.). Он связан именами Перикла, Сократа, Платона, Аристотеля, Демокрита, Эсхила, Софокла, Эврипида, Аристофана.

  • Три важнейшие особенности придают ей исключительный характер: полнота, разнообразие и известная законченность составных частей культуры; ее гуманистическая направленность; большой вклад греков в сокровищницу мировой культуры, создание шедевров.
  • Развитию греческой культуры способствовало отсутствие в стране могущественной жреческой организации, как в странах Древнего Востока, где процесс культурного творчества был взят ею под контроль.
  • Греки представляли богов и героев в образах красивых людей, это стало исходным рубежом для разработки скульптурного образа героизированного гражданина.

Скульптура: С V в. до н. э. скульптора — от статичности к динамике, усложняют позы, появляется асимметрия, внутреннее движение. Лицо начинает отражать чувства и внутренний мир, хотя еще остается идеал скульптурного образа спокойствия («олимпийского») и красоты. Помимо мрамора широко используется бронза.

Идеал красоты обнаженного тела распространился и в повседневной жизни. Женщины изображались в одеждах. В IV веке до н. э. Пракситель впервые изобразил богиню Афродиту обнаженной.

Мирон (V в. до н. э.) «Дискобол» вершина в реалистической передаче движений человеческого тела.

Фидий (середина V в. до н. э.), скульптуры которого украсили Парфенон, преуспел в воплощении возвышенных эмоций,

Поликлет (2-я пол. V в. до н. э.) строгий математический канон воплощения образа идеального гражданина — физически и духовно совершенного человека.

Наиболее прославленные скульпторы 4 в. до н, э.: Пракситель, Скопас, Лисипп (портретные бюсты Сократа, Александра Македонского).

Живопись: Полигноп (I -я пол. V в. до н. э.) и Аполлодор (2-я пол. V в. до н. э.), которому приписывается открытие игры светотени, умение давать перспективу. Но основным памятником живописи: вазовая роспись.

Литература: Создание жанра трагедии и комедии. Наивысшего расцвета древнегреческая трагедия достигает в V веке до н. э. в произведениях Эсхила («Царь Эдип», «Антигона»), Софокла и Эврипида («Медея»). Трагедия возникла из культа Диониса, когда при совершении обряда хор и один актер разыгрывали мифологические сюжеты из жизни бога с пением и танцами.

В трагедиях использовались и переосмыслялись известные всем мифологические сюжеты и, реже, реальные исторические события, находили отражение особенности политической и духовной жизни общества.

Предназначение трагедии заключалось в воздействии на зрителя, который, сопереживая героям, испытывал катарсис (греч.- «очищение)

Комедия как самостоятельный жанр возникла из песен и плясок сатиров в честь Диониса. В Греции возник новый вид искусства — драматический театр. В нем ставились комедии и трагедии. Первый драматургом и актером считается Феспид, который в 534 году до н.э. представил публике на празднике в честь Диониса ряд сцен, играя сам все женские и мужские роли.

Однако наивысшего развития жанр комедии получил у великого Аристофана (ок. 445— ок. 386), оставил 44 комедии («Мир», «Лисистрат», «Осах»).

История: В V веке до н. э. получает развитие греческая историография. Геродот (484—425 до н.э.) («Историю»), прозванный «отцом истории», Фукидид (460—400 дон. э.

) в своей «Истории Пелопоннесской войны» впервые применил научно-критический метод, попытался раскрыть причинные связи событий и тем самым способствовал росту политических знаний. Наиболее значительным историком IV в. до н. э. был Ксенофонт (ок. 430—355 или 354 до н. э).

Его лучшие произведения «Анабасис» и «Греческая история» отличаются простотой языка и ясностью изложения. В отличие от Фукидида, его больше интересовали великие личности, а не причинно-следственные связи.

Архитектура: V до н. э. ознаменовался великолепными архитектурными постройками. В это время создаются наиболее совершенные религиозные и светские памятники культуры. Основным типом общественного здания по-прежнему остается храм. Самый знаменитый храмовый комплекс — афинский Акрополь.

Разрушенный персами в 480 году до н. э., он заново отстраивается на протяжении всего V века до н. э. под общим руководством великого скульптора Греции Фидия. В строительстве принимали участие выдающиеся зодчие того времени: Иктин, Калликрат, Мнесикл и др.

Ансамбль Акрополя считается вершиной древнегреческой архитектуры, символом эпохи наивысшего расцвета и могущества Афин. Он включал ряд сооружений — пропилеи (парадные ворота), храм Ники Аптерос (Бескрылой Победы).

Читайте также:  Томас Гоббс - основные произведения и философские взгляды

Здесь же возвышался и главный храм Афин — Парфенон.

Философия: В IV веке до н. э. в Греции обнаруживается экономический и политический (но не культурный) упадок. Именно в это время античная философия достигает наивысшего рассвета. Ее прославили три великих философа — Сократ, Платон и Аристотель.

Очень высокого уровня в этот период достигает риторика. Исократ (436—ЗЗ8 до н. э.), Демосфена (384—322 до н.э.).

Пелопонесская война

После Греко-персидских войн начался подъем в экономике Греции. Он сопровождался значительным ростом торговли. Это не могла не отразиться на обострении соперничества между ведущими полисами Эллады – Афинами, с одной стороны и Коринфом и Мегарами – с другой.

  1. В войне участвовали, с одной стороны Делосский союз во главе с Афинами, и Пелопоннесский союз под предводительством Спарты с другой.
  2. Причины:
  3. 1)Их торговые интересы сталкивались.

2)Равновесие 2союзов было нарушено. Спарта ориентировалась на олигархические режимы.

3)Соперничество между Спартой и Афинами за свое главенство в Греции.

Пелопоннесская война – ряд военных столкновений 431 – 404 гг. до н.э.

Повод – конфликт, столкновение между Коринфом, входившей в состав Пелопонесского союза, и Керкирой – колонией этого полиса, по поводу их совместной колонии Эпидамна.

Керкира стремилась обрести независимость и подчинить Эпидман. В 433 году Афины прислали на поддержку Керкире часть своего флота, в результате чего из Эпидмана были изгнаны представители олигархов.

Это е обострило отношения между Коринфом и Афинами.

В войну были втянуты все греческие полисы.

Лидер афинской демократии Перикл, желая использовать преимущество Афин на море (Спарта тогда не обладала собственным флотом), принципиально отказывался вести сухопутные сражения. Спарта же, имея превосходную сухопутную армию, предполагала прежде всего разорить территорию Аттики, а затем разгромить афинян и их союзников в генеральном сражении на суше.

В ходе войны выделяют 2 крупных этапа:

1. Архидамова война (431 -421 гг до н.э. )

2. Декелейская война (415-404 гг до н.э.)

Войну начали союзники Спарты фиванцы. В апреле 431 г. фиванцы напали на полис Платеи. В середине 431 г спартанцы во главе с царем Архидамом вторглись в Аттику.

Первые годы войны пагубно отразились на экономике Афин. Эпидемия подорвала и военную силу полиса. Умер Перикл. На смену ему пришел Клеон.

Афинянам удалось пленить более 100 знатных спартиатов на о. Сфактерия. Спарта оказалась в угрожающем положении.

В битве при Амфиполе (422 г.) афинян по главе с Клеоном потерпели поражение. И Клеон и Брасид пали в сражении. Их силы были подорваны. Это привело к заключению мира в 421 году мирного договора – Никиев договор по имени начальника, возглавлявшего афинскую делегацию.

В битве при Мантинее в 418 г. Спарта подавила мятежников. Но Алкивиад не унимался. По его инициативе в 415 г. Афиняне организовали военно-морскую экспедицию против Сиракуз на о. Сицилия. С помощью Спарты афиняне были разбиты, что нанесло сильнейший удар по их авторитету и могуществу.

Вскоре по предательскому совету Алкивиада спартанцы продолжили боевые действия в Аттике, первратив местечко Декелея в плацдарм для нападения на Афины. По названию этого городка 2 этап войны стал именоваться Декелейской войной.

Одновременно Спарта, заручившись финансовой поддержкой своего бывшего врага – Персии, получила возможность собирать дань с греческих городов Малой Азии, отпавших в ходе первого этапы войны от союза с Афинами.

Последние годы войны отмечены несколькими морскими сражениями, которые велись с переменным успехом. С помощью финансовой поддержки Персии спартанцам удалось построить собственный флот, не уступавший по силе афинскому. Тем не менее в морской битве при Кизике, в Ионии, афинянам удалось одержать победу над спартанцами.

  • В 406 году — им вновь сопутствовала победа при Аргинузских островах.
  • В 405 году — спартанский флотоводец Лисандр разгромил афинян в сражении при Эгоспотамах в Геллеспонте.
  • В 404 году – осажденные с моря и с суши Афины были вынуждены капитулировать.
  • Спарта продиктовала очень тяжелые условия мирного договора:
  • 1) Роспуск Первого Афинского морского союза
  • 2) Выдача всего флота
  • 3) Ликвидация укреплений порта Пирей и срытие Длинных стен, соединявших его с Афинами.
  • 4) Афины должны были вступить в Пелопонесский союз, предводителем которого оставалась Спарта.
  • В результате в Афинах было установлено олигархическое правление 30 тиранов, имевшее репрессивный характер.
  • В 404 году – установился тиранический режим.
  • Основной итог войны – установление гегемонии Спарты в Греции, резкое падение престижа всей Греции в международном масштабе.



Источник: https://infopedia.su/8x255c.html

Тема 5. Культура Греции классического периода

  • План
  • 1 Греческая мифология.
  • 2 Философия Греции классического периода.
  • 3 Архитектура и искусство Греции.
  • 4 Литература классического периода.
  • 5 Быт и нравы жителей Греции.
  • Сообщения
  • Жизнь и творчество философа, скульптора, писателя классической Греции (на выбор).
  • Методические рекомендации

Уже в эллинистическое время достижения предшествующей эпохи (V-IV вв. до н.э.) воспринимались как некий образец.

Произведения искусства и словесности все больше канонизировались и выдавались за классический эталон.

Именно на V-IV вв. до н.э. приходится наивысший расцвет греческой культуры, распространившийся на все сферы знания и искусства.

В первых пунктах плана занятия студенту следует определить основы мифологического и философского мировоззрения греков, структуру и основное содержание древнегреческой мифологии; раскрыть основные направления философских школ Греции, их влияние на общественно-политическую жизнь.

В 3-м пункте плана семинарского занятия необходимо показать развитие и основные отличия архитектуры и искусства классической Греции от предшествующих и последующих культурных периодов.

Значительное место в культуре Греции занимала литература. Необходимо определить основные литературные направления и их представителей классического периода, отметить тесную связь литературы Греции с театральным искусством.

В заключение семинарского занятия делается вывод о значении культуры Греции классического периода и ее влиянии на мировую культуру в целом, желательно с использованием конкретных примеров.

Источники

1 Аристотель. Сочинения. Т. 1; Т. 2; Т. 3; Т. 4. М., 1976-1984.

2 Аристофан. Комедии. Фрагменты. М., 2008.

3Диоген Лаэртский. О жизни, учениях и изречениях знаменитых философов. М., 1979.

4Еврипид. Трагедии. Т. 1; Т. 2. М., 2006.

5 Платон. Собрание сочинений. Т. 1; Т. 2; Т. 3; Т. 4. М., 1990 -1994.

6 Софокл. Драмы. М., 1990.

7 Эсхил. Трагедии. М., 1989.

Список литературы

1 Античная культура. Словарь-справочник. Литература, театр, искусство, философия, наука / под ред. В. Н. Ярхо. М., 1995.

2 Античная цивилизация / под ред. В. Д. Блаватского. М., 1973.

3 Блаватский В. Д. Культура Афин времен Фидия // ВДИ. 1971. № 2.

4 Боннар А. Греческая цивилизация. Т. 1, 2. Любое издание.

5 Вардиман Э. Женщина в древнем мире. М., 1990.

6 Вейс. Г. История цивилизаций: архитектура, вооружение, утварь. Иллюстрированная энциклопедия в 3-х томах. Т. 1. Классическая древность. М., 1998.

7 Винничук Л. Люди, нравы и обычаи Древней Греции и Рима. М., 1988.

8 Гладкий В. Д. Древний мир. Энциклопедический словарь в 2-х томах.

М., 1998. Т.1; Т.2.

9 Грейвс Р. Мифы Древней Греции. М., 1992.

10 Зелинский Ф. Ф. Древний мир и мы. СПб., 1997.

11 Кершоу С. П. Путеводитель по греческой мифологии. М., 2010.

12 Кон И. С. Понятие дружбы в Древней Греции // ВДИ. 1974. № 3.

13 Кругликова И. Т. Античная археология. М., 1984.

14 Куманецкий К. История культуры Древней Греции и Рима. М., 1990.

15 Любимов Л. Д. Искусство Древнего мира. М., 1980.

16 Реале Дж. Антисери Д. Западная философия от истоков до наших дней. Античность. СПб., 1994. Т. 1.

17 Сисс Д., Детьен М. Повседневная жизнь греческих богов. М., 2003.  

18 Словарь античности / сост. Й. Ирмшер, Р. Йоне. М., 1989.

19 Суриков И. Е. Древняя Греция: история и культура. М., 2005.

20 Хоф ван А. Женские самоубийства в античном мире: между вымыслом и фактами // ВДИ. 1991. № 2.

21 Ярхо В. Н. Миф и политика в древнегреческой трагедии // Вопросы истории.  1970. № 1.

  1. Тема 6. Кризис Римской республики и диктатура Цезаря
  2. План
  3. 1 Образование первого триумвирата.
  4. 2 Реформы Цезаря в период консульства.
  5. 3 Ход и события второй гражданской войны.
  6. 4 Экономические и политические мероприятия Цезаря в период диктатуры.
  7. Методические рекомендации

Источниками по данной теме служат материалы, как биографического характера (Светоний, Плутарх), так и переписка, речи, мемуары участников изучаемых исторических событий (Цезарь, Цицерон, Крисп). В процессе работы необходимо сравнить данные разных источников.

Первый триумвират и диктатура Цезаря являются важными этапами в установлении империи. Студенты должны изучить политическую обстановку, в которой был заключен первый триумвират, выявить цели и интересы каждого из триумвиров, выделить основные мероприятия Цезаря в период консульства.

Противоречивость политики Цезаря и отличие его диктатуры от диктатуры Суллы заключались в том, что он был лидером партии популяров и осуществил ряд экономических и политических мероприятий в интересах народных масс. Необходимо также обратить внимание на политику Цезаря в отношении провинций и своих противников.

  • В третьем вопросе необходимо выяснить причины, проследить ход и последствия второй гражданской войны.
  • В заключение установите причины, которые привели к падению Римской республики и возникновению диктатуры, определить сущность этой диктатуры и ее роль в формировании принципата.
  • Источники

1 Плутарх. Сравнительные жизнеописания. Любое издание. (Красс, Помпей, Цезарь, Цицерон, Брут).

2 Практикум по истории Древнего мира. Вып. 2. Древняя Греция и Рим / под ред. И. С. Свенцицкой. М.,  1981.

3 Саллюстий Крисп Гай. Сочинения. Любое издание.

4 Светоний Транквилл Гай. Жизнь двенадцати Цезарей. Любое издание.

5 Цезарь Юлий. Записки Юлия Цезаря и его продолжателей. Любое издание.

6 Цицерон Марк Туллий. Письма. М., 1949-1951. Т. 1; Т. 2; Т. 3.

7 Цицерон Марк Туллий. Речи. М., 1962. Т. 1; Т. 2.

8 Хрестоматия по истории Древнего Рима / под ред. С. Л. Утченко. М., 1962.

Список литературы

1 Бейкер С. Взлет и падение империи. СПб., 2008.

2 Голдсуорти А. Во имя Рима: Люди, которые создали империю. М., 2006.

2 Голдсуорти А. 15 великих полководцев Рима. М., 2008.

3 Грималь П. Цицерон. М., 1991.

4 Джеймс П. Римская цивилизация. М., 2000.

5 Дуров B. C. Юлий Цезарь. Человек и писатель. Л., 1991.

6 Егоров А. Б. Рим на грани эпох. Л., 1985.

7 Заборовский Я. Ю. Аппиан и римская civitas в последний век существования Республики // ВДИ. 1981. № 4.

8 Кравчук А. Галерея римских императоров. Принципат. М., 2010.

9 Крист К. История времен римских императоров от Августа до Константина: Историческая б-ка Бека. Т. 1. Ростов н / Д., 1997.

10 Машкин Н. А. Принципат Августа. Происхождение и социальная сущность. М.-Л., 1949.

11 Миронов В. Б. Древний Рим. М., 2007.

12 Моммзен Т. История Рима. Любое издание. Т.3.

13 Парфенов В. Н. Последняя армия Римской республики // ВДИ. 1983. № 3.

14 Ростовцев М. И. Рождение Римской империи. М., 2003.

15Утченко С. Л. Древний Рим: события, люди, идеи. М., 1969.

16 Утченко С. Л. Идейно-политическая борьба в Риме накануне падения республики: Из истории политических идей I в. до н.э. М., 1952.

17 Утченко С. Л. Цицерон и его время. М., 1972.

18 Утченко С. Л. Юлий Цезарь. Любое издание.

19 Фриман Ф. Юлий Цезарь. М., 2010.

20 Холланд Т. Рубикон. Триумф и трагедия Римской Республики. М., 2007.

21 Штоль Г. В. История Древнего Рима в биографиях. Смоленск, 2003.

Дата добавления: 2019-09-08; просмотров: 58;

Источник: https://studopedia.net/15_38614_tema—kultura-gretsii-klassicheskogo-perioda.html

Культура классической Греции

Временем самого блистательного расцвета греческой культуры считается 5 век до н.э. – это классический период в истории Эллады.

Переход к классике связан со значительными историческими событиями (свержение тирании, греко-персидские войны) и общим экономическим и политическим подъемом. В это время политическим и культурным центром Греции стали Афины, особенно в годы правления Перикла (середина 5 века до н.э.), выдающегося государственного деятеля афинской демократии.

Талантливый, прекрасно образованный человек, блестящий оратор, Перикл думал не только об усилении военно-политической мощи Афин, но и о превращении своего города в центр просвещения Эллады. При Перикле сюда съезжались философы, художники, поэты со всей Греции. Друзьями Перикла были скульптор Фидий, трагик Софокл, «отец истории» Геродот, философ Анаксагор.

По инициативе Перикла народное собрание решило создать на разрушенном персами Афинском Акрополе архитектурный ансамбль, прославляющий Афинское государство.

Непосредственным осуществлением этого плана руководил Фидий. Ему принадлежит общая композиция и разработка всего скульптурного декора.

Читайте также:  Виды маркировки товаров - студенческий портал

В строительстве принимали участие выдающиеся зодчие того времени Иктин, Калликрат, Мнесикл.

Ансамбль Акрополя включал ряд сооружений: парадные ворота – Пропилеи, храм Ники Аптерос (Бескрылой Победы), храм Эрехтейон, посвященный Афине, Посейдону и легендарному царю Эрехтею. Ведущую же роль в ансамбле Акрополя играет Парфенон – мраморный храм Афины Парфенос (Девы).

Совершенные пропорции здания, построенного в виде дорического периптера, прекрасная соразмерность всех его частей, делают Парфенон шедевром мирового зодчества.

Внутри храма в древности находилась знаменитая 12-метровая статуя Афины Парфенос с Никой на правой руке, изготовленная Фидием. Остальные скульптурные украшения были сделаны его учениками, но под руководством мастера и при его личном участии. Их тематика связана с легендами о богине Афине.

Одна из вершин классического искусства Греции – фриз Парфенона. Это полоса скульптурного рельефа длиной 160 метров, которая опоясывает верхнюю часть храма. В изображенной на ней праздничной процессии афинян более 500 фигур, и ни одна из них не повторяет другую.

Величавой монументальности Парфенона контрастирует подчеркнутая легкость и изящная утонченность храма Эрехтейон. Это небольшой ионический храм, украшенный знаменитым портиком1 кариатид2.

Классическая эпоха ознаменована появлением замечательных архитектурных сооружений и в других греческих городах. Так, например, прекрасный поистине классический храм Зевса был построен в Олимпии. В центре его возвышалась колоссальная статуя сидящего на троне Зевса работы Фидия.

Скульптура греческой классики, основанная на точном знании анатомии, свободной постановке фигуры в пространстве, явилась большим шагом вперед, по сравнению с несколько скованной скульптурой архаической эпохи. В 5 веке до н.э. ее развитие определяло творчество трех выдающихся мастеров – Мирона, Поликлета, Фидия3.

Любимая тема Мирона – совершенное тело атлета в момент наивысшего напряжения сил. Таков знаменитый Дискобол, самая прославленная работа этого скульптора. Дискобол запечатлен в тот момент, когда его мускулы предельно напряжены перед метанием диска. Движение – вот то новое, что дал скульптуре Мирон.

Его младший современник Поликлет под влиянием учения Пифагора стремился математически обосновать и воплотить в скульптуре наиболее гармоничные пропорции человеческого тела.

Свои рассуждения об идеальном телосложении Поликлет изложил в трактате «Канон».

Классическим образцом человеческой красоты в мировом искусстве стали статуи Поликлета Дорифор («Копьеносец») и Диадумен (юноша, увенчивающий себя повязкой победителя).

Вершина греческой классики – творчество Фидия, пронизанное мыслью о величии человека-гражданина. Среди его шедевров – уже упомянутые Зевс Олимпийский и Афина Парфенос, выполненные из слоновой кости и золотых пластин на деревянной основе.

Наряду с ними к наиболее про­славленным творениям Фидия относится бронзовая фигура Афины Промахос (Афины-воительницы).

Воздвигнутая на площади Афинского Акрополя в память побед над персами, она как бы парила над городом, и все под­плывавшие к нему с моря видели сверкающий на солнце позолоченный кончик копья богини.

Те же мифологические и героические сюжеты, что и в скульптуре, развивала древнегреческая монументальная живопись – многофигурные фрески4 на стенах зданий. Эти росписи безвоз­вратно утрачены.

Известны лишь имена выдающихся живописцев Полигнота и Аполлодора, с которым связывается изобретение светотени (прозвище Аполлодора – «тенеписец»).

По свидетельствам античных авторов, гре­ческая монументальная живопись уже пыталась передать пространство.

Источник: http://musike.ru/imk/ancient-greece/classical

Классический период в истории искусства Греции

Классический период (5-4 вв. до н. э.) вошел в историю Греции как один из самых важных, поскольку в это время греки одержали победу в войне над персами и смогли отстоять право на развитие их уникальной европейской культуры.

Стоит отметить, что это был также главный этап становления государства, который знаменуется важными изменениями в политическом устройстве, бурным подъемом экономики и переменами в мировоззрении народа.

И, поскольку искусство этой уникальной страны во все времена отображало чувства и эмоции ее жителей, основные перемены затронули также популярные жанры литературы, архитектуры, скульптуры и живописи.

Так, самой важной чертой развития раннего классического искусства (6 –  первая половина 5 в. до н. э.) стал поиск способов реалистичного отображения человеческой природы. Вместе с тем, во всех произведениях древнегреческих творцов этой эпохи ощущается удивительное стремление к гармонии и соразмерности, строгость и упорядоченность.

В то же время, обретает актуальность синтез культур. Например, архитектурные течения продолжают развиваться в гармоничной взаимосвязи со скульптурой, вазопись — с монументальной росписью.

Второй период (третья четверть 5 в. до н. э.) носит название высокой классики. В его рамках происходило объединение полисов, а основной политикой государства стал демократичный рабовладельческий строй Афин.

Поэтому вошел в историю как эпоха восстановления и создания новых величественных  шедевров.

к тому же, в сфере искусства он характеризуется как эпоха отображения неприхотливой красоты, мудрости и богатства, служащего средством для деятельности и развития.

Позднее, в конце 5 в. до н. э., происходят грандиозные перемены в политических течениях: демократические основы сменяют индивидуалистические идеалы.

Поэтому в эпоху поздней классики  происходит утрата веры в величие прекрасного, а на смену старым традициям в искусстве закономерно приходят новые идеи и решения.

На первый план выходят реалистические тенденции, стремление максимально отобразить внутренний мир человека и экспрессивный дух героизма.

Человек в классической греческой поэзии и мифологии

В классических греческих мифах, стихах и эпических произведениях отчетливо отображается отношения человека к миру и его место в нем.

Так, образы мифических героев дают представление о взгляде греков на человеческие добродетели.

Человек «выглядит» уже не как часть микрокосмоса, а как хозяин природы, который, прежде всего, имеет власть над собственными чувствами и желаниями. Таким образом, начинает цениться внутренняя сила и красота.

В поэзии Эсхила и других писателей той эпохи также подробно описывается величие архитектурных шедевров и скульптур, позитивные и негативные моменты истории, подвиги славных героев, сила истинных чувств, а также настроения народа.

Описание смены архитектурных  веяний

По мере того, как происходила смена культур, видоизменялись старые и возникали новые архитектурные формы. Ведь внешний вид и оформление важных общественных помещений должны были соответствовать настроению и характеру общества. И талантливые проектировщики стремились к созданию таких архитектурных шедевров, которые бы соответствовали духу времени.

Подчеркнуть внутреннюю борьбу с пережитками прошлого и возможность идти вперед смог дорический ордер. Поэтому самой важной особенностью архитектуры раннего классического периода стала строгость и упорядоченность, которая в то же время, пересекалась с динамизмом и героическим духом греческих полисов.

Идеальным образцом нового направления в зодчестве стал храм Зевса в Олимпии с типичными для того времени скульптурами фронтонов. А судить об особенностях оформления колон и сочетании главных и второстепенных деталей можно на примере храма Геры, который был найден на территории древнего Пестума.

Отличительной чертой этого архитектурного памятника, как и других шедевров классических мастеров, была внутренняя дисциплинированность и собранность. Здесь уже нет разительных контрастов, характерных для архаических построек. Гармоничное соотношение между несомыми и несущими частями создает эффект естественности.

В эпоху высокой классики центром культурной жизни греческих поселений считались Афины. Поскольку в этот город съезжались лучшие деятели искусства из всех уголков Греции, проектировка и неповторимые шедевры Афин стали ярким примером развития классической архитектуры.

Лучшим образцом, который демонстрирует достижения и архитекторов, и скульпторов, и живописцев стал Афинский Акрополь, который объединил величественные храмы и другие общественные сооружения. И расположение памятников в этой части города, и их убранство вдохновляло на мысли о свободе, природной гармонии и торжестве прекрасного.

Оформленные в дорическом стиле культовые сооружения Акрополя (в частности, храм в честь Афины Парферос — Парфенон) включали изысканные элементы ионического ордера.

Так, например, элегантные детали оформления колон, стилизованные фризы, декорированные скульптурными изображениями исторических событий, фигурами людей и богов, гармонично сочетались в этих зданиях со строгими и сдержанными пропорциями.

В целом стоит отметить, что Акрополь, сооруженный в честь древнегреческих божеств, в то же время, возвышал человеческую природу.

В окружении реалистичных статуй божеств ощущалась значимость основных человеческих добродетелей — героизма, смелости, справедливости.

А благодаря оптимальному расположению (на обрывистом холме с крутыми склонами) и развитой оборонительной системе он также служил убежищем для окрестного населения во время войны.

В насыщенный событиями период поздней классики продолжали появляться новые, уникальные и грандиозные храмы.

Строгие дорические элементы теперь уже сочетались в них с деталями абсолютно нового – элегантного и сложного коринфского ордера.

Вместе с тем, появлялись новые общественные сооружения, которые способствовали формированию культуры народа, становлению новых идеалов и ценностей (например, театры под открытым небом с оптимальной структурой, концертные залы).

Стоит отметить, что при сооружении жилых и общественных зданий, как и при строительстве храмов, греки не только стремились декорировать их новыми специфическими элементами, характерными для разных ордеров.

Начиная со второй половины IV века до н. э. применялись различные формы и композиционные приемы.

А традиционные восточные детали, которые с этого времени начали внедряться в греческое искусство, делали классические греческие архитектурные шедевры еще более роскошными и загадочными.

Новые скульптурные решения

Вместе с развитием архитектуры появлялись и новые решения в искусстве декоративной и объемной скульптуры.

Так, величественные культовые здания, как и прежде, украшались не только изваяниями божеств, но и рельефные мраморными изображениями мифологических и реальных сцен борьбы на фронтонах.

Эти элементы, которые условно отображали моменты истории страны, можно было увидеть, в частности, на храмах Афины и Зевса.

В объемных и живых скульптурах людей, животных, богов персонажей удивительным образом воплощались игра чувств и эмоций, стремления и желания. Они уже выглядели не застывшими, а динамичными, живыми.

К тому же, в многочисленных индивидуальных и групповых изваяниях можно было отображались не только образы, но и язык жестов, чувства и действия. Поэтому найденные остатки скульптур и их литературные описания позволяют судить о жизненном укладе, повседневных занятиях и увлечениях греков в те далекие века.

Особый интерес для изучения истории представляют скульптуры эпохи высокой классики. По сути это собирательные образы, отображающие и характер отдельных индивидов, и черты общества, городов или исторических этапов.

Одними из лучших образцов позднеклассического скульптурного ремесла являются уникальные рельефные надгробные изображения, благодаря которым можно было получить представления и о характерах людей, и о философском отношении греков к смерти. Глубокая печаль, которой были проникнуты эти изваяния, удивительным образом сочеталась с нежностью и спокойствием.

Появление уникальных приемов в вазописи

Вазописцы классического периода стремились, подобно монументалистам, воссоздать в своих шедеврах ряд исторических событий с главными и второстепенными нюансами. Поэтому возникла необходимость в новых приемах и решениях.

В эпоху раннего классицизма, как и в архаическом периоде, продолжала развиваться краснофигурная техники вазописи, которая была признана более реалистичной и совершенной, чем чернофигурная.

Кроме этого, при исследовании краснофигурных сосудов этого периода было отмечено, что круг отображаемых сюжетов значительно расширялся. Так, на них можно было увидеть целые эпизоды из эпических произведений, наполненные особым смыслом.

Вместе с тем, усовершенствовались художественные приемы передачи важных событий и бытовых сцен.

Плюс ко всему, мастера росписи этой эпохи использовали обширную цветовую гамму. Например, некоторые детали отображались при помощи белой, черной, красной или желтой краски, благодаря чему сюжеты выглядели более ярко и жизненно.

Характерно, что вазописцы второй половины 5 в. до н. э. (то есть конца  ранней и начала высокой классики) стремились передать эмоции и чувства. Иногда персонажи на их изображениях выглядели задумчивыми и печальными. Вероятно, эта перемена была связана с изменением настроения народа и с событиями, которые происходили в обществе.

В искусстве вазописи эпохи поздней классики применялись новые природные цвета (голубой, розовый, зеленый), которые, в сочетании с рельефными узорами, создавали превосходный эффект природной гармонии.

Еще одним важным достижением считается изменение техники отображения деталей.

Так, вместо пера во многих случаях теперь использовалась кисть, а элементы выглядели уже не утонченными, а размытыми, что делало сосуды этого периода своеобразными и неповторимыми.

Также стоит отметить, что в позднеклассических работах все чаще прослеживались уникальные рельефные детали. К тому же, в этот период зародилась новая тенденция, которая позднее обрела популярность – использование позолоты. 

Источник: https://www.ilovegreece.ru/about-greece/heritage/art/the-classical-period-in-the-history-of-greek-art

Ссылка на основную публикацию
Adblock
detector