Леонардо Да Винчи — анатомические записи и рисунки

В статье рассматривается история, утаенная от множества, история о том, что на самом деле Леонардо Да Винчи был не только талантливым художником, скульптором, писателем, музыкантом, но и великим анатомом и родоначальником многих медицинских дисциплин.

Знания о человеческом теле изначально использовались великим Да Винчи только лишь для построения правильных пропорций человеческого тела, то есть, можно сказать, что Леонардо интересовала только опорно-двигательная система.Леонардо да Винчи - Студенческий портал

Но заглядывая глубже, великий гений обнаружил и для себя, и для нас, современного поколения, множество тайн человеческого тела, описал механизмы работы основных систем организма, сделал открытия, которые были неподвластны тому времени.

Множество исследований Да Винчи легло в основу дальнейшего развития медицины, именно его методы использовали великие врачи и анатомы последующих тысячелетий.

Что первое приходит в голову каждому из нас, когда мы слышим имя великого Да Винчи? Живописец, скульптор-вот, что скажут многие. А также замечательный изобретатель, писатель, музыкант, астроном, математик, ботаник…какие только науки не давались единственному в своем роде гению. А многие ли знали, что Леонардо являлся одним из самых выдающихся ученых в области медицины?

Его поистине считают универсальным и глубоко одаренным человеком, «человеком с другой планеты», ведь, согласитесь, не многим дано иметь настолько расширенный кругозор, а главное, уметь правильно применять его на практике.

В своей статье, будучи студенткой Медицинского института и тесно увлекающейся развитием медицины и самих медицинских наук, я хочу заглянуть глубоко в ее истоки, но начну не с начала, а с эпохи Возрождения, в которую и жил великий Да Винчи.

Согласно философским предпочтениям того времени, считалось, что тело состоит из четырех стихий (огонь, вода, воздух, земля), определяемых четырьмя жидкостями тела (кровь, флегма, черная и желтая желчь). Здоровье зависит от равновесия этих элементов в организме.

Данная теория поддерживалась церковью и была основополагающей в Средние века. Но в начале XV века стали происходить изменения. Интерес к медицине возрос. В обществе укрепляется авторитет медиков, появляются медицинские факультеты при университетах, разрешены вскрытия.

На практике доктора шли методом проб и ошибок.

Труды Леонардо представляют собой дневники или рабочие тетради. Полностью преобразовать и систематизировать свои рукописи мастер не успел. Поскольку труды Леонардо представляют собой дневники, то записи в них весьма своеобразны.

Это – своего рода диалоги с воображаемым собеседником, диалоги, в которых Леонардо отстаивает свое мнение, приводя веские доказательства; также в рукописях содержаться указания автора самому себе и рассуждения, которые можно напрямую связать с философией.

Интересно, что Леонардо писал не на обычном в его время для людей науки латыни и не на литературном итальянском языке своего времени, а на простом разговорном – volgare.

Обширны и разнообразны интересы мастера к книгам. Говоря о медицине, он изучал Авиценну (Ибн Сину), Аристотеля, Архимеда, Цельса, а приступив к анатомированию, ознакомился с трудами Галена и Гиппократа.

Благодаря своим навыкам создавать удивительные произведения изобразительного искусства, Леонардо сопровождал все записи в дневниках гениальнейшими рисунками, напрямую связанными с анатомией человека, и знания, которые отражались на его рисунках, явно опережали то время.

Леонардо уделял огромное внимание пространственной конструкции сюжета картин, для него была особо важна передача трехмерного пространства, которую как раз он и использовал в дальнейшем в своих анатомических рисунках.

К сожалению, труды великого мастера в области медицины долгое время оставались неизвестными, а так называемым «отцом анатомии» считается Везалий, который, кстати, в своих трудах, например, в медицинском учебнике «О строении человеческого тела» («De Humanis corporis fabrica», 1543), использовал тот же принцип многопроекционного представления частей тела человека, что и Леонардо да Винчи [2].

Занятия анатомией охватывают всю жизнь Леонардо да Винчи – первая рукопись относится к 1484 году, а последняя – к 1515. Вероятно, именно во Флоренции Леонардо впервые побывал в анатомическом театре.

Свои анатомические вскрытия Леонардо да Винчи производил в госпитале Санта Мария Нова, основанном в 1255 году.

При госпиталях занимались анатомией и другие флорентийские художники, например, Микеланджело – при госпитале святого Духа.

Леонардо да Винчи - Студенческий портал

В жарком климате Италии вскрытие производили в течение нескольких дней. Считалось, что в первый день необходимо производить вскрытие живота, во второй – груди, в третий – сердца и в четвертый день – конечностей. Изучение головы начинали с рассечения скальпа, далее производили вскрытие черепа, исследовали мозг и затем обязательно – основание черепа.

Основным практическим руководством при анатомировании в средние века являлся научный труд Мондино де Люччи (1275–1325) (Mondino dei Lucci) «Anathomia». Его метод вскрытия использовали многие поколения врачей-анатомов и художников, а также и Леонардо да Винчи.

Художники Возрождения понимали анатомию человека как вспомогательное средство для правильного представления о теле, их интересовала только анатомия мышц. Первоначально интерес Леонардо был таким же. Но увлекаясь анатомией колоссально, он пошел гораздо дальше.

Да Винчи удивительно точно и правильно отразил пропорции скелета человека, которые ранее изображались схематично, предположил, что крестец состоит из 5–ти позвонков (что и подтвердилось в наше время), а не из 3-х, как считали ранее.

Он совершенно правильно описал лордозы и кифозы, то есть анатомические изгибы позвоночника, а также угол наклона крестца.

Интересный факт: знаете ли вы, почему прямая кишка называется именно так? Да потому, что до Леонардо крестец считался прямым, то есть не имел никаких изгибов, поэтому анатомы того времени считали, что часть толстой кишки, лежащая у крестца, так же прямая [5].

Очень важно было то, что Да Винчи так же обозначил точное количество позвонков и разделил их на отделы. Отдельно изображал шейный отдел, отмечая первый позвонок-атлант, второй-осевой-позвонок и третий позвонок.

Большое внимание в его работах уделялось различным деформациям в скелете, так же в черепе, которые влияли на речевой аппарат. Он первым изобразил плохо прооперированную «заячью губу».

Леонардо так писал о строении костей: «…ради анатомии костей, которые нужно распилить и показать, какая полая и какая нет, которая мозговая и которая губчатая, и которая снаружи внутри толста и которая тонка, а иная имеет в некоем месте большое истончение, а в ином толста и в ином полая или заполнена костью, мозговая или губчатая».

Помимо изучения скелета, Да Винчи увлекался динамической анатомией, пытался изучить строение мышц и суставов в нагрузке и тесной взаимосвязи.

Именно он предложил классификацию мышц по величине, силе, форме, а также характеристику сухожилий по способу прикрепления к костям скелета.

Леонардо да Винчи первым предположил, что мышцы шеи удерживают шейный отдел позвоночника наподобие канатов, удерживающих мачту корабля [1].

Леонардо да Винчи - Студенческий портал

Поскольку основными методами Леонардо были наблюдения и эксперимент, которые он мог воспринимать глазами, то как раз-таки глаза как «повелители и князья прочих четырёх чувств», занимали одно из центральных мест его изучения.

Да Винчи описал глаза и зрительные нервы с позиций физиологической оптики и анатомии. Никто до Леонардо не исследовал так точно строение черепа. Это позволило ему открыть воздухоносные пазухи черепа, а также изучить само строение черепа.

Читайте также:  Разнообразие кольчатых червей - студенческий портал

Он производил сечение черепа в трех плоскостях, чтобы получить объемное изображение костей.

По праву Леонардо Да Винчи считают «отцом» одной из интереснейших наук: эмбриологии. Если Аристотель является отцом эмбриологии как отрасли естествознания, то Леонардо-отец эмбриологии как точной науки.

Он уделял пристальное внимание этой загадочной стороне жизни- ее зарождению в ходе процессов размножения и эмбрионального развития.

Именно он стал считать, что наблюдать за развитием плода следует в течение всего периода, а не в один промежуток времени [3].

В те времена было принято считать, что все истоки наследственности исходят лишь от отца, но Да Винчи утверждал: «семя матери имеет в зародыше равную силу с семенем отца».

Свои рассуждения над феноменами эмбрионального развития он закончил в 1512 году изучением зародыша в теле коров и других животных, а затем уже и в теле человека.

Леонардо Да Винчи показал развитие ребенка в околоплодных водах, нарисовал его положения, внутренние органы, кровеносные сосуды, «как ребенок дышит, получая питание через пуповину».

«Сердце как такое – не источник жизни, а сосуд, сделанный из плотной мускулатуры, оживляемый и питаемый артериями и венами, подобно прочим мускулам.

В самом деле, кровь и жилы, в нем очищающиеся, являются жизнью и питанием других мускулов… В сердце – четыре желудочка, а именно – два верхних, называемых ушками, и под ними – два нижних, правое и левое, называемые желудочками». – писал Леонардо.

Помимо прочего, Леонардо был первым, кто правильно описал работу сердца. Господствовавшая в то время теория кровообращения Галена не выдерживает никакой критики.

Гипотеза кровообращения Леонардо во многом предвосхитила последующие открытия в этой области, совершенные Везалием, Серветом и Гарвеем. Конечно, Леонардо не мог изучить весь процесс кровообращения, но смог проследить его.

Он превзошел Галена тем, что сделал следующее заключение: «корень всех кровеносных сосудов находится в выпуклости сердца», тогда как Гален считал началом всех сосудов печень.

Вопреки представлениям выдающихся ученых, Леонардо справедливо считал сердце мышечным органом, волокна которого он определяет, как мышечные, подчиняющиеся всем тем же законам сокращения, как скелетные мышцы. Но именно сердце он считает сильнейшей мышцей [4].

Конечно, перечислять успехи Да Винчи в сфере медицины можно очень и очень долго, ведь, как и говорилось выше, он был весьма разносторонним человеком. Помимо опорно-двигательной, репродуктивной, кровеносной систем он изучал и пищеварительную, и дыхательную, и физиологические функции организма, и даже явления старости и возможности омоложения.

Те системы, которые были описаны в статье, были изучены великими ученым наиболее глубоко. На основе его знаний были воспроизведены многие анатомические рисунки современных учебников, созданы модели органов человека, как отдельно, так и в системе.

Хочется добавить, что данные относятся к такой науке, как история медицины, которую необходимо знать нынешним поколениям студентов медицинского института, преподавателям и собственно врачам.

Ведь на ошибках и достижениях прошлого мы творим светлое настоящее и неизведанное, но многообещающее будущее, воспитываем врачебную мораль, познаем тайну врачевания, тайну человеческого организма, начиная с молекулярного и заканчивая организменным и над организменным уровнями организации живого.

Достижения Леонардо Да Винчи являются колоссальными для развития современной медицины. Они одни их тех, которые дали толчок к новым познаниям, к новым догадкам, ведь клубок неизведанного под названием «человек» распутывают до сих пор, и согласитесь, ведь до сих пор не могут распутать.

Собирая знания великих ученых воедино, систематизируя их, наука движется вперед, создавая новые лекарства от когда-то неизлечимых болезней, новейшие механизмы для проведения сложнейших операций, о которых ранее человечество даже не могло предположить.

Именно достижения ученых, начиная античностью и ранее и заканчивая 21 веком, создали тот потенциал движения, который сохраняется до сих пор.

Источник: https://eduherald.ru/ru/article/view?id=18716

Коллегиум Да Винчи в Познани, университет Да Винчи

Современное, креативное и яркое учебное заведение захватывает с первого взгляда — этот частный польский вуз создан 1996 году для творческой и целеустремленной молодежи, является самым старым частным вузом Великопольского воеводства. Collegium DA VINCI (Коллегиум да Винчи) приглашает на учебу, гарантирует европейское качество образования и перспективу европейской карьеры.

Преподавательский состав WSNHiD состоит из известных ученых, деятелей науки и искусства, педагогов с многолетним стажем преподавания в лучших ВУЗах Польши и Европы.

Инновационные специальности, динамичное развитие научно-исследовательской базы и инфраструктуры ВУЗа, новые программы обучения на польском и английском языке – все это делает Сollegium гуманитарных наук и журналистики в Познани единственным университетом в Великопольском воеводстве, который готовит студентов по данным направлениям.

На семи факультетах Коллегиума да Винчи гуманитарных наук и журналистики можно получить степени бакалавра, магистра, также есть возможность получения последипломного образования.

Есть и, так называемая, Академия третьего возраста (для людей старше 40 лет).

При университете действует Начальная и Средняя Академическая Школа da Vinci  и Университет для Детей (Uniwersytet dla dzieci), где студенты, например, с факультета Педагогики, получают практические навыки.

Безопасность в бизнесе (бакалавриат).

Программа обучения на данном факультете создана в тесном сотрудничестве с крупными компаниями, которые предоставляют услуги в сфере безопасности.

Выпускники этого факультета являются специалистами и предоставляют комплексные решения по хранению и защите коммерческих данных, осуществляют надзор за сохранность бизнес-активов компании, предотвращают попытки промышленного шпионажа и нечестной конкуренции.

Специалисты этого направления очень востребованы на рынке труда. Данный факультет дотируется на 45% из бюджетных средств, поэтому цена на обучения является самой доступной в регионе.

Консалтинг и коучинг (бакалавриат и магистратура).

В современном мире становятся востребованы все новые и новые специальности.

Коучи-профи, финансовые и политические консультанты – те профессии, спрос на которые очень велик, а ВУЗов, которые предоставляют качественное обучение по направлениям очень мало.

Сollegium Da Vinci предлагает несколько актуальных специальностей данного направления, более 70% учебной программы составляют практические занятия.

  • Графический дизайн (бакалавриат).
  • Самые современные и продвинутые программы обучения, несколько актуальных специальностей, новейшие технологии, семинары от известных художников и дизайнеров со всего мира, тесное сотрудничество с рекламными агентствами, госучреждениями, арт — галереями.
  • Информатика (бакалавриат на польском и английском языке).

Востребованные специальности (гейм-дизайнер, разработчик игр и приложений для различных ОС), современная компьютерная база, в т.ч.

уникальная лаборатория разработки компьютерных игр для консоли Xbox, сотрудничество с такими монстрами IT-индустрии, как Microsoft, IBM, CERTIPORT, оптимальная цена на обучение.

Кстати, тесное сотрудничество с Microsoft в рамках программы  IT Academy Advanced позволяет студентам Сollegium  участвовать в специализированных курсах и дает право на получение сертификатов Microsoft.

  1. Педагогика (бакалавриат и магистратура)
  2. Программа обучения на факультете Педагогика в Высшей школе гуманитарных наук и журналистике в Польше получила звание «Лучшая в Польше практическая программа» и сертифицирована Министерством Науки и Высшего Образования (MNiSW).
  3. Интернет-маркетинг – Медиаворкинг (бакалавриат).

На современном интернет-пространстве не хватает специалистов, способных создавать продающие тексты, использующих современные веб-технологии. Выпускники факультета Медиаворкинг являются очень  востребованными специалистами в сфере эффективной коммуникации в сети и создании различных интернет-проектов.

Креативный менеджмент (бакалавриат).

Инновационная специальность объединяет в себе основы трех дисциплин: управление, социальная психология и IT-технологии. Программа обучения разработана совместно с Австрийским Институтом Экономического Консалтинга (WIFI), одним из лучших университетов данного профиля в Европе.

Читайте также:  Мигель Де Унамуно и его философия - некоторые аспекты жизни, кто это и чем известен

Основные преимущества Сollegium Da Vinci:

  • Инновационные программы и методы обучения;
  • Международное сотрудничество с различными компаниями, ВУЗами и учреждениями;
  • Развитая инфраструктура ВУЗа – площадь Сollegium 18 кв.км, современные аудитории, лаборатория Xbox, библиотеки, тренажерные залы, корты для игры в сквош.
  • Приглашенные преподаватели и коучи, практические занятия и семинары.

Источник: https://studix.eu/ru/collegium-da-vinci-2/

Леонардо да Винчи: картины, биография художника, изобретения, смотреть фото работ

Леонардо да Винчи (итал. Leonardo di ser Piero da Vinci; 15 апреля 1452, Винчи, Италия — 2 мая 1519, Амбуаз, Франция) — итальянский живописец, архитектор, скульптор, ученый и изобретатель, продуктивный период творчества которого пришелся на Высокое Возрождение.

Общепризнанный гений, считающийся одним из величайших художников всех времен. Леонардо да Винчи, кроме прочего, считается изобретателем парашюта,вертолета и танка. Созданные им живописные образы за несколько веков превратились в культурные иконы, бесконечно цитируемые и пародируемые.

Достаточно вспомнить такие картины Леонардо да Винчи, как «Леда», «Спаситель мира» и прекрасная «Мона Лиза» — уникальные, узнаваемые, написанные с величайшим мастерством. Шедевры мастера, столь же притягательные и загадочные, как и много веков назад, всегда будут вызывать интерес самой широкой аудитории: от ценителей искусства до историков и ученых.

Особенности творчества художника Леонардо да Винчи: все созданные им портреты выполнены с потрясающей анатомической точностью. Да Винчи всю жизнь интересовался устройством человеческого тела и потратил много лет на изучение этой области науки.

Кроме того, в числе изобретений Леонардо да Винчи — живописный прием сфумато: с помощью нанесения тончайших слоев краски достигается эффект «дымчастости» изображения, смягчения очертаний фигур и предметов. Споры о подобной технике письма до сих пор не утихают.

Есть мнение, что подобный потрясающий эффект на картинах Леонардо да Винчи — подтверждение того, что он, как и многие другие художники Ренессанса, использовал для работы различные оптические приспособления. Даже если это и так, данное предположение нисколько не умаляет заслуг автора, а только подтверждает его высочайшее мастерство, широту взглядов и многогранность таланта.

Известные картины Леонардо да Винчи: «Мона Лиза», «Мадонна в скалах», «Тайная вечеря», «Дама с горностаем», «Витрувианский человек».

Знамениты во всем мире работа «Иоанн Креститель», написанная живописцем на склоне лет, «Портрет Жиневры де Бенчи» и автопортрет мастера, датируемый 1514-1516 годами. Кроме картин, отдельного внимания заслуживают многочисленные эскизы и чертежи Леонардо да Винчи.

Анатомические рисунки художника, поражающие своей точностью, входят в Королевскую коллекцию королевы Британии Елизаветы II, которая располагается в данный момент в Виндзорском замке.

«Человек эпохи Возрождения», «универсальный гений» — именно так биографы чаще всего описывают Леонардо да Винчи. Его таланты и области интересов были столь многочисленными и разнообразными, что в их соседство в одном-единственном человеке сложно поверить. Однако Леонардо был человеком поистине уникальным.

Интересные факты о Леонардо да Винчи

Несмотря на то, что Леонардо был незаконнорожденным ребенком, его детство оказалось на удивление счастливым. Отец будущего художника сер Пьеро ди Антонио да Винчи не только обеспечил будущее матери мальчика Катерине, удачно выдав ее замуж, но и принял внебрачного сына в семью. Особый статус Леонардо вызывал некоторые сложности, однако он же во многом сыграл мальчику на руку.

С одной стороны, из-за того, что он был незаконнорожденным, ему был заказан путь в университеты, и поэтому все науки ему пришлось постигать самостоятельно. Но с другой стороны, именно отсутствие образования позволило да Винчи оставаться не предвзятым, не скованным правилами, и сохранить веру в то, что не существует ничего невозможного.

Однако неизвестно, как развивались бы таланты Леонардо, если бы он не получил соответствующего воспитания в духе эпохи Возрождения. С раннего детства мальчик рисовал, играл на музыкальных инструментах и постигал основы ремесел, которые пригодились ему в будущем.

Согласно одной из легенд, писать да Винчи научился самостоятельно, и поэтому всю жизнь использовал особый способ письма: левой рукой, справа налево и в зеркальном отражении. С детства Леонардо знал, что обладает многими талантами, но при этом был достаточно осторожным и скрытным.

Эта скрытность только усилилась и на некоторое время даже превратилась в нелюдимость после того, как художника обвинили в содомии в 1476 году. Хотя да Винчи и удалось избежать наказания, скандал из-за судебного разбирательства едва не стоил ему карьеры.

Возможно, эта неприятная история послужила одной из причин того, что в записях художника практически отсутствует какая-либо информация о его личной жизни.

Единственное, что можно заключить из этих записей с твердой уверенностью, так это отношение Леонардо к братьям нашим меньшим.

Детство художника прошло в сельской местности, и во всех его биографиях однозначно утверждается то, что животных да Винчи любил больше, чем многих людей. И если для людей он разрабатывал эффективное оружие и создавал чертежи военной техники, то даже мысль о нанесении вреда животным казалась ему невыносимой. Леонардо не ел мяса, предпочитал одежду из хлопка и покупал на рынках птиц, отпуская их затем на свободу. Однажды художник сказал: «Наступит время, когда люди, подобно мне, начнут воспринимать убийство животного так же, как они воспринимают убийство человека».

Да Винчи довольно резко высказывался в адрес людей, употреблявших в пищу мясо, называя их «живым кладбищем». Однако любовь к животным уживалась в характере живописца с любопытством и стремлением получить как можно больше новых знаний и умений.

На своих картинах Леонардо да Винчи старался как можно более точно изобразить любой объект, включая фигуры не только людей, но и других живых существ. Доподлинно известно, что художник, желая постичь тайны анатомического строения человека, вскрывал тела умерших. Так он поступал и с животными: вероятно, поэтому на его полотнах они выглядят очень живо.

Мускулы, положение конечностей, блеск глаз, визуальная мягкость меха изображены реалистично, со знанием физиологии и анатомии. Яркий пример такого произведения мастера — конная статуя в Корте Веккио, модель которой была уничтожена в XV веке и реконструирована по рисункам художника в конце XX века.

Многочисленные таланты да Винчи в конце концов привели его в мастерскую флорентийского мастера Андреа дель Вероккьо. Здесь юноша учился самостоятельно изготавливать кисти и растирать краски, постигал основы анатомии и принципы изображения человеческих фигур.

Кроме того, в мастерской Вероккьо Леонардо значительно расширил свои знания и навыки в разнообразных ремеслах, обучился ювелирному делу и резьбе по камню и дереву. В конце концов Вероккьо стал поручать талантливому ученику выполнение деталей на своих работах.

Их последним совместным произведением стала знаменитая картина «Крещение Христа», на которой кисти Леонардо да Винчи принадлежит фигура ангела и пейзаж на заднем плане. Существует легенда, придуманная биографом Джорджо Вазари, согласно которой Вероккьо после окончания работы над «Крещением Христа» не написал больше ни одной картины, поскольку ученик его превзошел.

Скромный гений

Объединяя теорию и практику, Леонардо да Винчи создал множество изобретений для военных целей (1, 2, 3, 4), включая подводную лодку, и экспериментировал с чертежами летательных аппаратов (1, 2).

Читайте также:  Аудит операций по валютному счету - студенческий портал

В знаменитом письме, адресованном Герцогу Миланскому Лодовико Сфорца(предположительно, написанном в начале 1480-х), рассказывая о своих талантах будущему герцогу, мастер делает упор на свои способности в качестве военного инженера.

Письмо начинается так: «Изучив и проверив достаточное количество экспериментов, проведенных теми, кто называет себя экспертами и изобретателями военных машин, и обнаружив, что их машины почти не отличаются от уже существующих, я имею смелость, без намерения причинить кому-либо вред, обратиться к Вашему Сиятельству, чтобы раскрыть вам мои секреты и продемонстрировать, к вашему удовольствию, вещи, коротко перечисленные ниже».

Далее в десяти коротких абзацах Леонардо да Винчи перечисляет, чем он может послужить герцогу. В числе прочего он пишет, что может строить мосты, туннели, крепости и «конструировать осадные орудия и мортиры, одновременно красивые и практичные, полностью отличающиеся от используемых ныне».

Поразительно то, что о своих художественных талантах гений очень скромно упоминает только в самом последнем абзаце: «В мирные времена, полагаю, я тоже мог бы служить вашему удовольствию, будь то архитектура, а именно — строительство публичных или частных зданий, или перенос воды с одного места на другое. Я могу создавать скульптуры из мрамора, бронзы и терракоты.

Что же касается живописи, то здесь мои работы не превосходят других».

Чем же была вызвана такая скромность? Дело в том, что в Средние века художников считали не более чем умелыми ремесленниками, и такое отношение к ним сохранялось и большую часть Раннего Возрождения. И лишь во времена Высокого Возрождения люди искусства стали особой кастой интеллектуалов, вхожих в высшие слои общества.

На протяжении десятилетий художники настаивали на том, что их труд должен считаться интеллектуальным, поскольку головой они работают в той же мере, что и руками.

Для того, чтобы их творения были правдоподобными и натуралистичными, живописцам приходилось становиться исследователями и изучать человеческую анатомию, математику, геометрию и линейную перспективу.

Исследователь и анатом

Интерес к человеческой анатомии Леонардо да Винчи начал проявлять в конце 1480-х,когда он был придворным художником Лодовико Сфорца, правителя Милана. На первой странице нового манускрипта, известного сейчас под названием «Анатомический манускрипт В» мастер поставил дату «Второй день апреля 1489».

На его 44 страницах Леонардо да Винчи сделал несколько точных и изящных рисунков карандашом человеческого черепа (1, 2, 3). Однако в те годы у мастера было слишком мало доступа к анатомическим материалам, которые он мог бы изучать.

Поэтому на некоторое время он переключился на другие проекты: огромный конный монумент отца Лодовико Сфорца, украшение комнат в замке герцога и, конечно, «Тайную вечерю».Вернуться к изучению анатомии художника Леонардо да Винчи побудила работа над фреской «Битва при Ангиари» (1, 2, 3).

Для того, чтобы достоверно изобразить динамичные фигуры всадников, мастеру требовалось досконально исследовать работу мускулатуры (1, 2, 3). К началу 1500-х он уже был настолько влиятельной фигурой, что ему позволялось самому проводить вскрытия: чаще всего ему для этого предоставляли тела казненных преступников (всего он провел около 30 вскрытий).

Можно сказать, что с этого момента да Винчи из художника, интересующегося наукой, превратился в ученого с художественными талантами.

Несмотря на то, что Леонардо был далеко не единственным художником эпохи Возрождения, изучавшим человеческую анатомию, его интерес к этой области науки был гораздо более глубоким.

В последние годы жизни мастер был по-настоящему одержим работой и строением сердечных клапанов. Он создал стеклянную модель аортального клапана, через которую пропускал воду с семенами и наблюдал за движением жидкости, фиксируя особенности работы клапана. Мастер создал эту модель в 1513 году, а после него подобные исследования начнут проводиться лишь в ХХ веке.

К сожалению, Леонардо да Винчи так и не удалось опубликовать ни одно из своих анатомических исследований. После смерти художника в 1519 году около 6500 страниц из его трактатов рассредоточились по всей Европе.

К 1690 году почти все известные анатомические зарисовки да Винчи были собраны в британской Королевской коллекции, однако никто не придавал им особого значения и не публиковал их вплоть до конца XIX века.

Поэтому огромное количество исследований и открытий, совершенных мастером за несколько столетий до этого, так и не вошли в историю науки.

Любимец короля

В 1513 году, после долгих лет переездов между Миланом и Флоренцией, Леонардо да Винчи оказывается в Риме. Покровитель художника Джулиано Медичи и брат новоизбранного Папы Льва Х предоставил ему комнаты в Бельведерском дворце в Ватикане.

Медичи финансово поддерживал Леонардо да Винчи, но не делал ему никаких серьезных заказов, в то время как остальные известные художники и скульпторы того времени переживали настоящий подъем творческой активности.

В 1515 году французы снова захватили Милан, и мастер получил от короля Франциска I необычный заказ: ему предстояло сконструировать фигуру механического льва, который мог ходить, а в его груди открывалась камера, заполненная лилиями. Восхищенный мастерством, король Франциск предложил ему место «Главного художника, инженера и архитектора короля».

64-летний Леонардо да Винчи вместе со своим лучшим учеником Франческо Мельци переехал во Францию и поселился в замке Клу (сейчас — Кло-Люсе), неподалеку от летней резиденции короля в Амбуазе. Здесь художник провел последние три года жизни.

Он делал зарисовки для придворных праздников, но в остальном король Франциск, обходившийся с Леонардо скорее как с почетным гостем, предоставил ему полную свободу действий. За годы, проведенные во Франции, да Винчи практически не писал картин, занимаясь по большей части переработкой и редактированием своих научных исследований, трактатов о живописи и анатомии.

Мастер умер в Клу 2 мая 1519 года. Согласно биографии художника, написанной Вазари,король Франциск в последний час находился рядом с Леонардо да Винчи и держал его голову в своих руках.

«Божественнейшая же его душа, осознавая, что большей чести удостоиться она не может, отлетела в объятиях этого короля…» — пишет Вазари.

Спустя около 20 лет после смерти гения Бенвенуто Челлини рассказывал о беседе с королем Франциском, в которой правитель Франции отзывался о своем любимом художнике так: «Не рождался еще в мире человек, который знал бы о живописи, скульптуре и архитектуре, сколько знал Леонардо…»

Финальной загадкой, оставленной Леонардо да Винчи последующим поколениям, стало его последнее пристанище. Известно, что он был похоронен при церкви Сен-Флорентен неподалеку от замка Клу.

Однако церковь была разрушена во время Французской Революции, а в начале XIX века ее окончательно сравняли с землей.

Поэтому место, где покоится величайший художник всех времен Леонардо да Винчи, остается тайной по сей день.

Источник: https://artchive.ru/leonardodavinci

Ссылка на основную публикацию
Adblock
detector