Механизм управления охраной окружающей среды — студенческий портал

Востребованность современного рынка специалистами в области инженерной охраны окружающей среды обусловлена высокими темпами строительства новых промышленных предприятий, развития инновационных технологий, созданием новых материалов, веществ и изделий, оказывающих негативное воздействие на окружающую среду и отдельные ее элементы, что неминуемо приводит к обострению социальных, демографических, природноресурсных и иных проблем общества. Модернизация системы природоохранных органов в России, проходящая в последние 5 лет, показала потребность в специалистах в области охраны окружающей среды, способных комплексно решать поставленные экологические задачи, обладающими компетенциями в управлении природопользованием (знание экологического менеджмента, аудита, правовой базы), эксплуатации и контроле аппаратов, механизмов, устройств защиты окружающей среды (системы водоочистки, пыле-газоочистки, переработки и утилизации отходов, рекультивации земель, приборы мониторинга и контроля окружающей среды), одновременно владеющие современными информационными, компьютерными и инженерными методами (проектирование, расчет выбросовсбросов, разработка документов гос. отчетности), при этом обладающих высоко моральными и культурными качествами современного гражданина России.

Опасность неконтролируемого изменения окружающей среды и вследствие этого угроза существованию на Земле живых организмов,
в том числе человека, потребовали решительных практических мер по защите и охране природы. Для их осуществления необходимы соответствующие
знания. Именно поэтому эта специальность приобретает невероятную актуальность.

Инженерная защита окружающей среды является одной из наиболее необходимых специальностей. Благодаря приобретаемым в процессе обучения знаниям Вы получаете возможность реально повлиять на взаимоотношения с окружающей природной средой. Знания и их воплощение на практике — ключ к устойчивому развитию человечества в гармонии с природой.

Охрана и защита природы — это дело каждого.

Подготовка выпускников, способных обеспечивать безопасность жизнедеятельности в регионах с высокой плотностью промышленно-хозяйственной деятельности и антропогенной нагрузки на природные системы, способствовать промышленной безопасности природопользования, защите,восстановлению и охране окружающей (природной) среды во всех сферах деятельности и отдыха населения России и на международном уровне.

1.

подготовка выпускников, способных комплексно решать научные, практические и исследовательские задачи в области инженерной защиты окружающей среды с применением современной научно-технической, нормативно-правовой и информационно-компьютерной базой российского и международного уровня.

2.

формирование экологически грамотного, культурного и социально ориентированного поколения, способного анализировать, прогнозировать и решать современные экологические и сопряженные с ними социальные проблемы, стимулировать рационально природопользование, пропагандировать экологическую культуру и воспитание.

3.

развитие научных направлений в области исследования, моделирования и прогнозирования природных и антропогенных систем и их изменений в результате хозяйственной и градостроительной деятельности регионального, российского и иных масштабов как в рамках отдельно взятых урбаносистем, так и на глобальном уровне.

4.

разработка программ, методов, устройств, механизмов и систем охраны окружающей среды, экологического мониторинга, рекультивации и восстановления нарушенных систем с применением инновационных технологий и передовых методов, аппаратов и средств защиты природных и техногенных систем.

Общие гуманитарные и социально-экономические

  • Физическая культура
  • Отечественная история
  • Философия
  • Экономика (общий курс)
  • Психология и педагогика
  • Культурология
  • Социология
  • Правоведение
  • Русский язык и культура речи
  • Национально-региональный (вузовский) компонент
  • Дисциплины по выбору студента, устанавливаемые вузом

Общие математические и естественнонаучные дисциплины:

  1. Высшая математика
  2. Информатика
  3. Физика
  4. Органическая химия
  5. Коллоидная химия
  6. Физическая химия
  7. Общая экология
  8. Науки о земле
  9. Общая и неорганическая химия
  10. Аналитическая химия и физико-химические методы анализа
  11. Национально-региональный (вузовский) компонент
  12. Дисциплины по выбору студента, устанавливаемые вузом

Общие профессиональные дисциплины:

  • Инженерная графика
  • Механика
  • Промышленная экология
  • Основы токсикологии
  • Физиология человека
  • Гидравлика и теплотехника
  • Электротехника и электроника
  • Безопасность жизнедеятельности
  • Начертательная геометрия
  • Метрология, стандартизация и сертификация
  • Экономика и организация производства
  • Национально-региональный (вузовский) компонент
  • Дисциплины по выбору студента, устанавливаемые вузом

Специальные профессиональные дисциплины:

  1. Теоретические основы защиты окружающей среды
  2. Процессы и аппараты защиты окружающей среды
  3. Управление охраной окружающей среды
  4. Экономика природопользования и природоохранной деятельности
  5. Экологическая экспертиза, ОВОС и сертификация
  6. Методы и приборы контроля окружающей среды и экологический мониторинг
  7. Материаловедение и технология конструкционных материалов
  8. Национально-региональный (вузовский) компонент
  9. Дисциплины по выбору студента, устанавливаемые вузом

Источник: http://environmentalengineering.ru/

Механизм управления охраной окружающей среды

  • Охрана окружающей среды от негативных воздействий человеческой деятельности и достижение порядка рационального природопользования обеспечивается путем:
  • — установления в законодательстве правовых экологических требований к поведению субъектов права;
  • — применения правовых механизмов и процедур, при помощи которых такие требования реализуются;
  • — возложения прав и обязанностей на природопользователей;
  • — определения компетенции и функций органов государственной власти.
  • Целью правового регулирования отношений в области охраны окружающей среды и природопользования является сохранение природных богатств и естественной среды обитания человека, предотвращение экологически вредного воздействия хозяйственной и иной деятельности, оздоровление и улучшение качества окружающей среды, укрепление законности и правопорядка в интересах настоящего и будущих поколений людей.

Государственное управление в области охраны окружающей среды осуществляется федеральными органами исполнительной власти, уполномоченными в порядке, установленном Конституцией РФ и ФКЗ «О Правительстве РФ». Постановлением Правительства РФ от 30 декабря 1998 г.

№ 1594 «О специально уполномоченных органах РФ в области охраны окружающей природной среды»[88] установлено, что Министерство природных ресурсов и экологии РФ и его территориальные органы являются специально уполномоченными государственными органами РФ в области охраны окружающей природной среды и в пределах своей компетенции координируют деятельность специально уполномоченных государственных органов РФ в области охраны окружающей природной среды и их территориальных органов. Помимо Министерства природных ресурсов и экологии РФ отдельные функции, связанные с охраной окружающей природной среды выполняют: Федеральная службы по гидрометеорологии и мониторингу окружающей среды РФ, Федеральная служба по надзору в сфере природопользования; Федеральное агентство водных ресурсов, Федеральное агентство лесного хозяйства, Федеральное агентство по недропользованию.

  1. Экономическое регулирование в области охраны окружающей среды осуществляется путем:
  2. — разработки государственных прогнозов социально-экономического развития на основе экологических прогнозов;
  3. — разработки федеральных программ в области экологического развития Российской Федерации и целевых программ в области охраны окружающей среды субъектов Российской Федерации;
  • — разработки и проведения мероприятий по охране окружающей среды в целях предотвращения причинения вреда окружающей среде;
  • — установления платы за негативное воздействие на окружающую среду;
  • — установления лимитов на выбросы и сбросы загрязняющих веществ и микроорганизмов, лимитов на размещение отходов производства и потребления и другие виды негативного воздействия на окружающую среду;
  • — проведения экономической оценки природных и природно-антропогенных объектов;
  • — проведения экономической оценки воздействия хозяйственной и иной деятельности на окружающую среду;
  • — предоставления налоговых и иных льгот при внедрении наилучших существующих технологий, нетрадиционных видов энергии, использовании вторичных ресурсов и переработке отходов, а также при осуществлении иных эффективных мер по охране окружающей среды в соответствии с законодательством Российской Федерации;
  • — поддержки предпринимательской, инновационной и иной деятельности (в том числе экологического страхования), направленной на охрану окружающей среды;
  • — возмещения в установленном порядке вреда окружающей среде;
  • — иных методов экономического регулирования по совершенствованию и эффективному осуществлению охраны окружающей среды.
  • Рассмотрим несколько подробнее перечисленные способы регулирования управления.

Экономический механизм природопользования и охраны окружающей среды предназначен для создания экономической заинтересованности предприятий, учреждений, организаций и граждан в соблюдении экологических требований и нормативов.

Он включает порядок планирования мероприятий в области природопользования и охраны окружающей среды, установления и взимания платежей за пользование природными объектами, в том числе загрязнение окружающей среды, использование льготного кредитования, финансирования из государственного бюджета мер по охране природных объектов, экологическое страхование и аудит.

Наиболее важное практическое значение в системе экономических мер охраны окружающей среды и регулирования природопользования имеет платность природопользования.

По общему принципу специальное природопользование в Российской Федерации является платным. За пользование каждым видом природного объекта установлена собственная система платежей.

Платежи за природопользование поступают и распределяются в установленном законом процентном соотношении между федеральным и субъектными бюджетами.

В целях планирования, разработки и осуществления мероприятий по охране окружающей среды разрабатываются федеральные программы в области экологического развития РФ и целевые программы в области охраны окружающей среды субъектов РФ. Порядок разработки, финансирования и реализации федеральных программ в области экологического развития РФ устанавливается в соответствии с законодательством РФ.

  1. Разработка федеральных программ в области экологического развития РФ и целевых программ в области охраны окружающей среды субъектов РФ осуществляется с учетом предложений граждан и общественных объединений.
  2. Планирование и разработка мероприятий по охране окружающей среды осуществляются с учетом государственных прогнозов социально-экономического развития, федеральных программ в области экологического развития РФ, целевых программ в области охраны окружающей среды субъектов РФ на основании научных исследований, направленных на решение задач в области охраны окружающей среды.
  3. Юридические лица и индивидуальные предприниматели, осуществляющие хозяйственную и иную деятельность, оказывающую негативное воздействие на окружающую среду, обязаны планировать, разрабатывать и осуществлять мероприятия по охране окружающей среды в порядке, установленном законодательством.
  4. Сохранение благоприятной окружающей среды и обеспечение экологической безопасности населения осуществляется посредством государственного регулирования воздействия хозяйственной и иной деятельности на окружающую среду, которое выражается в установлении экологических нормативов и стандартов.
  5. Нормирование в области охраны окружающей среды заключается в установлении нормативов качества окружающей среды, нормативов допустимого воздействия на окружающую среду при осуществлении хозяйственной и иной деятельности, иных нормативов в области охраны окружающей среды, а также государственных стандартов и иных нормативных документов в области охраны окружающей среды.
  6. В Законе об охране окружающей среды определяются и закрепляются такие виды нормативов, как: а) общие нормативы качества окружающей среды, устанавливаемые для оценки состояния окружающей среды в целях сохранения естественных экологических систем, генетического фонда растений, животных и других организмов; б) нормативы допустимого воздействия на окружающую среду; в) нормативы допустимых выбросов и сбросов веществ и микроорганизмов; г) нормативы допустимых физических воздействий на окружающую среду и другие нормативы в области охраны окружающей среды.
  7. Нормативы и нормативные документы в области охраны окружающей среды разрабатываются, утверждаются и вводятся в действие на основе современных достижений науки и техники с учетом международных правил и стандартов в области охраны окружающей среды.
  8. Экологический норматив – это установленная величина использования природных ресурсов или техногенного (антропогенного) воздействия на окружающую среду и ее отдельные компоненты, при которой функционально структурные характеристики окружающей среды и ее отдельных компонентов не выходят за пределы естественных изменений.
  9. Нормативы допустимого воздействия на окружающую среду включают в себя следующие нормативы:
  10. — допустимых выбросов и сбросов веществ и микроорганизмов;
  11. — образования отходов производства и потребления и лимиты на их размещение;
  12. — допустимых физических воздействий;
  13. — допустимого изъятия компонентов природной среды;
  14. — допустимой антропогенной нагрузки на окружающую среду.

Экологические стандарты представляют собой эколого-правовые требования к новой технике, технологии, материалам, веществам и другой продукции, способной оказать вредное воздействие на окружающую среду, жизнь и здоровье человека, для предупреждения такого вреда.

В государственных стандартах на новую технику, технологии, материалы, вещества и другую продукцию, технологические процессы, хранение, транспортировку, использование такой продукции, в том числе после перехода ее в категорию отходов производства и потребления, должны учитываться требования, нормы и правила в области охраны окружающей среды.

Экологическая стандартизация представляет собой деятельность специально уполномоченных государственных органов по установлению норм, правил и характеристик. Порядок проведения стандартизации, виды и уровни, объекты и субъекты стандартизации устанавливаются ФЗ от

29 июня 2015 г. № 162-ФЗ «О стандартизации в Российской Федерации»[89].

В целях обеспечения экологически безопасного осуществления хозяйственной и иной деятельности проводится экологическая сертификация. Экологическая сертификация может быть обязательной и добровольной. Порядок проведения обязательной экологической сертификации устанавливается Правительством РФ.

Правовой механизм государственной экологической экспертизы предназначен для предупреждения отрицательного воздействия хозяйственной и иной деятельности на окружающую среду. Правовым последствием отрицательного заключения государственной экологической экспертизы является запрет реализации проекта.

Экологическое страхование – это мера финансовой защиты от возможных экологических последствий производственных аварий, производственной и иной деятельности, которая заключается в возмещении убытков специально создаваемой для этих целей организацией пострадавшего лица, регулярно уплачивавшего ей денежные взносы.

Предусматривается порядок обязательного и добровольного экологического страхования. В соответствии с ФЗ от 21 ноября 1995 г. № 170-ФЗ (ред. от 03.07.2016 г.

) «Об использовании атомной энергии»[90], работники ядерных установок, радиационных источников и пунктов хранения, командированные на указанные объекты, а также граждане, проживающие, осуществляющие трудовую деятельность или проходящие военную службу в пределах зоны наблюдения ядерных установок радиационных источников и пунктов хранения, подлежат обязательному бесплатному страхованию личности от риска радиационного воздействия за счет собственников или владельцев (пользователей) объектов использования атомной энергии. Во всех других случаях экологическое страхование носит добровольный характер.

Читайте также:  Факторы макросреды маркетинга - студенческий портал

Правовой механизм заповедной охраны природы нацелен на охрану особой категории территорий, природных объектов и комплексов, которые представляют исключительную экологическую, научную, культурную или эстетическую ценность. В интересах их сохранения в своем первозданном, нетронутом человеческой деятельностью виде.

ФЗ «Об особо охраняемых природных территориях» предусматривается изъятие таких территорий, природных объектов и комплексов частично или полностью из хозяйственного использования и передача их под особую охрану государства.

Им придается статус государственных заповедников, национальных и природных парков, заказников, памятников природы, дендрологических и ботанических садов, рекреационных зон и других охраняемых территорий.

Редкие и исчезающие виды животных и растений заносятся в Красную книгу РФ или красные книги субъектов РФ.

Охота, рыболовство и иные формы изъятия животных и растений, занесенных в Красную книгу РФ и красные книги субъектов РФ, допускаются только в некоммерческих целях и по специальным государственным разрешениям.

Часть особо охраняемых территорий и объектов в соответствии с ФЗ «Об охране окружающей природной среды» образует природно-заповедный фонд.

Природные объекты особо охраняемых территорий используются для научных и образовательных целей, организации отдыха населения, восстановления популяций животных, нарушенных природных объектов. Особо охраняемые территории могут быть федерального, регионального или местного значения и соответственно находятся в федеральной, субъектной либо муниципальной собственности.

В целях защиты особо охраняемых природных территорий от неблагоприятных воздействий хозяйственной и иной деятельности на прилегающих землях либо акваториях могут создаваться решениями субъектов РФ или местными органами самоуправления охранные зоны с ограниченным режимом природопользования.

Разрешительная система природопользования служит цели предупреждения возможных отрицательных последствий для окружающей природной среды хозяйственной и иной деятельности, обеспечения рационального природопользования, а также является средством оперативного экологического регулирования производственной и непроизводственной деятельности. Она состоит из правовых требований и организационно-исполнительных мероприятий, связанных с выдачей государственных разрешительных документов на природопользование и их аннулированием.

Экологический мониторинг или слежение за состоянием природной среды имеет своей целью своевременное выявление опасных изменений в состоянии окружающей среды и их оценку, прогнозирование стихийных бедствий, неблагоприятных условий для сельского, лесного и водного хозяйства, энергетики, строительства, транспорта и других отраслей экономики.

Источник: https://cyberpedia.su/15xa321.html

Управление охраной окружающей среды

  • В экологической доктрине РФ отмечено, что стратегической целью государственной политики в области экологии является сохранение природных систем, поддержание их целостности и жизнеобеспечивающих функций для устойчивого развития общества, повышения качества жизни, улучшения здоровья населения и демографической ситуации, обеспечения экологической безопасности страны.
  • Государственная политика в области экологии, направленная на охрану окружающей среды и рациональное использование природных ресурсов, базируется на следующих основных принципах:
  • — устойчивое развитие, предусматривающее равное внимание к его экономической, социальной и экологической составляющим, и признание невозможности развития человеческого общества при деградации природы;
  • — приоритетность для общества жизнеобеспечивающих функций биосферы по отношению к прямому использованию ее ресурсов;
  • — справедливое распределение доходов от использования природных ресурсов и доступа к ним; предотвращение негативных экологических последствий в результате хозяйственной деятельности, учет отдаленных экологических последствий;
  • — отказ от хозяйственных и иных проектов, связанных с воздействием на природные системы, если их последствия непредсказуемы для окружающей среды;
  • — природопользование на платной основе и возмещение населению и окружающей среде ущерба, наносимого в результате нарушения законодательства об охране окружающей среды;
  • — открытость экологической информации;
  • — участие гражданского общества, органов самоуправления и деловых кругов в подготовке, обсужде­нии, принятии и реализации решений в области охраны окружающей среды и рационального природо­пользования.

Управление охраной окружающей средыв РФ осуществляется органами законодательной и исполнительной власти, местного самоуправления и специально уполномоченными органами, главным из которых является Министерство природных ресурсов РФ (МПР России). На МПР возложены выработка и проведение природоохранной политики в стране, координация соответствующих работ в отраслях и ведомствах, про­ведение экологической экспертизы, проведение экологического контроля и некоторые другие обязанности. МПР также обеспечивает рациональное природопользование (добыча полезных ископаемых, использование вод), государственный экологический контроль за охраной и рациональным использованием поверхностных и подземных вод, а также воды в системе хозяйственного водопользования. Ведомство имеет террито-риальные органы.

Так как выбросы в атмосферу и гидросферу могут привести к экологическим катастрофам, поэтому большая роль в их предотвращении и ликвидации последствий принадлежит МЧС России. Таможенный комитет предотвращает ввоз в Россию растений и животных, опасных для флоры и фауны страны.

Управление охраной окружающейсреды в субъектах федерации, в краях, областях и городах осуществляется органами представительной (законодательные собрания, городские думы и т. п.) и исполнительной (правительства, мэрии и т. п.) власти.

Органы государственного экологического контролявключают в себя органы исполнительной власти, службу контроля в сфере природопользования и экологической безопасности МПР России, а также Госатомнадзор России, Федеральную службу земельного ка­дастра России, Минздрав России (одна из функций которого — проведение санитарно-эпидемио­логического надзора) и некоторые другие, осуществляющие государ­ственный контроль в достаточно узком направлении (защита окру­жающей среды от воздействия объектов атомной энергетики, ох­рана и рациональное использова­ние рыбных ресурсов и т. д.). Представители этих органов име­ют право давать обязательные для выполнения предписания, при­влекать к административной от­ветственности должностных лиц, нарушивших природоохранное законодательство, направлять в суд иски на возмещение природе ущерба и многое другое.

Важнейшим надзорным орга­ном по охране окружающей сре­ды и рациональному природо­пользованию является природо­охранная прокуратура. В ряде субъектов федерации имеется эко­логическая милиция. Важную роль в обеспечении требований приро­доохранного законодательства иг­рают суды.

Ведомственный экологический контроль осуществляют службы охраны природы министерств и ведомств (при их наличии), а на предприятиях — службы производ­ственного контроля, которые сле­дят за выполнением санитарных правил и санитарно-противоэпидемических мероприятий.

Общественный экологический контроль проводится профсоюз­ными организациями. В коллек­тивных договорах предусматри­ваются мероприятия, направлен­ные на охрану окружающей сре­ды. Кроме того, этот вид контро­ля осуществляют и другие общественные организации.

  1. Особой формой экологическо­го контроля является мониторинг окружающей среды. Различают следующие виды мониторинга:
  2. — глобальный, проводимый на всем земном шаре или в пределах материков;
  3. — национальный, проводимый на территории одного государства;
  4. — региональный, проводимый на большом участке терри­тории одного государства или сопредельных участках нескольких государств;

— локальный, проводимый на сравнительно небольшой территории (города, водного объекта, района, крупного предприятия и т. п.).

В РФ осуществление монито­ринга возложено на Федеральную службу России по гидрометеоро­логии и мониторингу окружаю­щей среды.

В системе наблюдения за состоянием атмосферы, мор­ских вод, земли и почв, раститель­ного и животного мира, поверх­ностных вод суши, подземных вод и вод водохозяйственных систем, а также геологической среды и минерально-сырьевых ресур­сов задействовано МПР России, а также Федеральная служба Рос­сии по геодезии и картографии.

Учет статистических форм от­четности предприятий и органи­заций (№ 2 ТП (воздух), № 2 ТП (водхоз), № 2 ТП (опасные отхо­ды)) ведет Госкомстат России.

Организация работ по охране окружающей среды на предпри­ятиях и в организациях осуществ­ляется, как правило, одной из служб главных специалистов (ОГМ или ОГЭ). Чаще всего это служба, отвечающая за эксплуатацию вен­тиляционных систем.

Возможно создание специальной службы по охране окружающей среды.

При любом варианте организации работ подразделение, ответственное за их проведение, контролирует выпол­нение законодательства по охране окружающей среды на предпри­ятии, проводит инвентаризации источников выбросов и сбросов, а также энергозагрязнений.

Важнейшим направлением ра­бот служб, на которые возложен производственный контроль за соблюдением санитарных правил, отвечающих за экологическую безопасность прилегающих к предприятию селитебных зон, является экологический аудит. Он включает в себя оценку уровня загрязнения атмосферы, гидросферы и почв, а также состояния газопылеулавливающих систем, систем очистки воды, шумоглушения и т.п.

С 1999 г. в РФ введены в качестве стандартов России комплекс международных стандартов ИСО серии 14000 «Система управления качеством окружающей среды». Модель управления в рамках этой системы аналогична принятой в системе управления охраной труда.

Основной задачей в области международного сотрудничества государства является реализация интересов РФ путем участия в решении глобальных и региональных экологических проблем и регулировании глобализации в интересах устойчивого развития мирового сообщества.

Для этого необходимы: участие РФ в консолидации усилий мирового сообщества по сохранению окружающей среды, в том числе в разработке и выполнении международных договоров по ее охране; содействие экологизации положений действующих и планируемых международных договоров; активное участие в международных экологических организациях, в том числе входящих в систему Организации Объединенных Наций; обеспечение обязательной государственной экологической экспертизы и экологического контроля всех международных программ и проектов, реализуемых на территории России; упреждающее воздействие на процесс глобализации путем активного участия РФ в международных переговорах, касающихся использования природных ресурсов, трансграничного перемещения технологий, товаров и услуг, способных нанести экологический ущерб населению и природной среде.

Не нашли то, что искали? Воспользуйтесь поиском:

Источник: https://studopedia.ru/8_106878_upravlenie-ohranoy-okruzhayushchey-sredi.html

Механизм управления охраной окружающей среды

  • Механизм охраны окружающей среды — находящиеся в тесном взаимодействии организационные, правовые, экономические и идеологические меры, направленные на охрану окружающей среды, обеспечение рационального использования природных ресурсов и благоприятных условий жизни человека.
  • Первым элементом являются органы экологического управления контроля Российской Федерации, которые разделяются на две большие группы: органы общей компетенции и специально уполномочены органы по охране окружающей природной среды.
  • В качестве второго элемента мы можем рассматривать основные виды организационной деятельности этих органов, направленные на достижение установленного качества природной среды.
  • Сюда относится, во-первых, ведение экологического мониторинга, под которым понимается система наблюдения и контроля за состоянием окружающей природной среды (атмосферный воздух, водоемы, мировой океан, почвы, животный и растительный мир) и изменением ее в процессе хозяйственной деятельности, система сбора, обобщения, оценки и передачи информации о реальных или ожидаемых вредных последствиях.
  • Во-вторых, организационная деятельность этих органов включает в себя установление нормативов качества окружающей природной среды: предельно допустимые концентрации вредных веществ в природной среде (ПДК), предельно допустимые уровни вредных воздействий (ПДУ), предельно допустимые нормы нагрузки на среду.
  1. В-третьих, экологический контроль.
  2. В-четвертых, установление ответственности за нарушение природоохранительного законодательства и причинение вреда окружающей среде и здоровью человека.
  3. Экономический механизм охраны окружающей природной среды выполняет функцию создания экономической заинтересованности природопользователей в рациональном использовании природных ресурсов.
  4. Идеологическим механизмом охраны окружающей природной среды является система мер по экологическому воспитанию и образованию.
  5. Эколого-правовой механизм представляет собой механизм реализации природоохранительных правовых норм.
  6. Экологизацией законодательства называется процесс внедрения экологических требований в законодательные и иные нормативные и регулирующие хозяйственную и иную деятельность, оказывающую негативное воздействие на окружающую природную среду.
  7. Общая характеристика земельного права

Земельное право — комплексная отрасль права, регулирующая отношения по владению, пользованию и распоряжению земельными ресурсами. Основу земельного права образуют нормы гражданского права, а также нормы административного и экологического права.

Земельное право состоит из общей части, содержащей правовые нормы и положения, относящиеся ко всей отрасли в целом, и особенной части, охватывающей нормы, регулирующие отдельные виды земельных отношений.

Правовыми институтами, составляющими общую часть земельного права, являются: право собственности на землю, иные виды прав на землю; право управления в области землепользования, а также не менее важные правовые институты землеустройства, предоставления и изъятия земли, планирования использования и зонирования земель; нормы государственного земельного кадастра, контроля за использованием земли, правовой охраны земель, мелиорации, рекультивации и воспроизводства плодородия угодий, институт юридической ответственности за нарушение земельного законодательства.

Правовыми институтами особенной части являются группы правовых норм, устанавливающих наличие в гос. земельном фонде отдельных категорий земель и их правовой режим, формы и виды землепользования, права и обязанности отдельных собственников земли и землепользователей с/х организаций, колхозов, совхозов, кооперативов, арендаторов, крестьянских хозяйств, различных категорий граждан.

Источники земельного права:

Читайте также:  Общие положения о гражданско-правовом договоре - студенческий портал

Конституция РФ Федеральные законы: Земельный, Водный, Лесной кодексы.

, законы об охране окружающей природной среды, о плате за землю, об основах градостроительства в РФ, о природных лечебных ресурсах, лечебно-оздоровительных местностях и курортах, об особо охраняемых природных территориях, о мелиорации земель, о государственном регулировании агропромышленного комплекса, о безопасном обращении с пестицидами и ядохимикатами. Указы Президента РФ Постановления Правительства РФ Ведомственные акты Нормативные акты организаций

Земельное законодательство – это система нормативных актов РФ, субъектов РФ, регулирующих земельные отношения. Земельное законодательство в соответствии со ст. 72 Конституции РФ находится в совместном ведении РФ и ее субъектов.

ЗЕМЕЛЬНЫЙ КОДЕКС РФ – ОСНОВНОЙ ИСТОЧНИК ЗЕМЕЛЬНОГО ПРАВА

Регулирование земельных отношений соприкасается с регулированием использования природных ресурсов, строений, сооружений и иной недвижимости. ЗК РФ определяет условия взаимодействия его норм и норм иных правовых актов.

К отношениям по использованию и охране недр, вод, лесов, животного мира и иных природных ресурсов, охране окружающей среды, охране особо охраняемых природных территорий и объектов, охране атмосферного воздуха и охране объектов культурного наследия народов применяется специальное законодательство.

К земельным отношениям нормы иных отраслей законодательства применяются, если эти отношения не урегулированы земельным законодательством.

Имущественные отношения с земельными участками, а также по совершению сделок с ними регулируются гражданским законодательством, если иное не предусмотрено земельным, лесным, водным законодательством, законодательством о недрах, об охране окружающей среды, специальными федеральными законами.

Дата добавления: 2020-01-07; просмотров: 6;

Источник: https://studopedia.net/16_38225_mehanizm-upravleniya-ohranoy-okruzhayushchey-sredi.html

Экономические механизмы управления охраной окружающей среды

Системы управления природоохранной деятельностью различных стран развивались под воздействием исторических, политических, этнокультурных и других факторов, поэтому в разных странах используются различные инструменты управления природоохранной деятельностью.

В настоящее время известны две основные группы методов управления:

  • ? административное регулирование;
  • ? система экономических стимулов.

Административное регулирование предполагает введение соответствующих нормативных стандартов и ограничений, а также прямой контроль и лицензирование процессов природопользования, указывающий предприятиям (компаниям, фирмам) рамки, которые они должны соблюдать.

Экономические механизмы предполагают внедрение системы платежей за загрязнение, экологических налогов, субсидий, а также использование других экономических стимулов, чтобы заинтересовать предприятия (компании, фирмы) в рациональном природопользовании, предполагают создание своеобразного рынка в этой сфере через распределение прав на загрязнение, компенсационных платежей и т. д.

Данные подходы весьма удобны на различных стадиях производственного процесса, рассмотренного в контексте его возможного воздействия на окружающую среду, которое зависит от состава первичных ресурсов, специфики производственного процесса, применяемых природоохранных технологий, формирующих выбросы в окружающую среду.

Среди экономических рычагов и стимулов основное место занимают платежи и налоги на загрязнение. Они представляют собой косвенные рычаги воздействия и выражаются в установлении платы за выбросы и сборы. Уровень платежа соответствует социально-экономическому ущербу от загрязнения или какому-либо другому показателю (например, экономической оценке ассимиляционного потенциала природной среды).

Система налогов на загрязнение и платежей предоставляет максимальную свободу загрязнителю в выборе стратегии сочетания степени очистки и платы за остаточный выброс. Если природоохранные издержки низки, то предприятия (компании, фирмы) значительно сократят выбросы, вместо того, чтобы платить налог. Налогами могут быть обложены также первичные ресурсы, конечная продукция или технологии.

Хотя чисто внешне по воздействию на предприятие (компанию, фирму) налоги и платежи эквиваленты, необходимо все же провести грань между этими двумя инструментами.

Когда мы произносим слово “налог”, то подразумеваем, что, во-первых, он направляется в бюджет, а во-вторых, нет особых причин, кроме пополнения казны, чтобы его вводить. Когда говорится о платеже, то сразу подразумевается, что плательщик оплачивает что-то.

В данном случае платеж за загрязнение — это плата за право пользования ассимиляционным потенциалом природной среды. Пользователь этого ресурса платит за него так же, как он платит за приобретаемое сырье, электроэнергию и т. д.

Платежи пользователей на покрытие административных расходов могут включать плату за получение разрешения или лицензии, а также другие номинальные платежи, соответствующие величине выбросов и покрывающие издержки на раздачу разрешений и лицензий.

Эти платежи в целом меньше платежей за загрязнение и имеют ограниченное воздействие на уровень выбросов предприятия (компании, фирмы). Скорее всего, их надо рассматривать как лицензионный сбор, который сопровождается выдачей лицензии.

По сути, этот платеж не имеет самостоятельного значения.

Субсидии представляют собой специальные выплаты за сокращение выбросов предприятиями (компаниями, фирмами- загрязнителями. Среди субсидий наиболее часто встречаются инвестиционные налоговые кредиты, займы с уменьшенной ставкой процента, гарантии займов, обеспечение ускоренной амортизации природоохранного оборудования, средства на регулирование цен первичных ресурсов и конечной продукции.

Система обязательной ответственности исходит из того, что права собственности на окружающую среду принадлежат всему обществу в целом, а предприятия (компании, фирмы)-загрязни- тели должны нести ответственность за причиненный ущерб.

Если налог на загрязнение или плата за выбросы отражает предельный ущерб от загрязнения, определенный до акта выброса, то ущерб в системе обязательной ответственности рассчитывается по факту выброса конкретно для каждого случая.

Иначе говоря, нанесшее ущерб предприятие (компания, фирма) обязано его компенсировать, например провести очистку нарушенного природного объекта. Такая система предполагает использование документов, закрепляющих обязательства на осуществление природоохранной деятельности под соответствующий залог.

Этот подход особенно эффективен, если число загрязнителей и их жертв ограничено, а размер загрязнения и его состав легко отследить.

Необходимо различать аварийные выбросы и восстановление экосистемы после осуществления определенной деятельности (рекультивация земель).

В первом случае предприятие (компания, фирма) может лишь прогнозировать будущий ущерб и принимать все меры, чтобы его не допустить. Но если такой ущерб нанесен, виновник полностью компенсирует его.

В качестве гарантий здесь могут выступать активы предприятия (компании, фирмы), в том числе страховой полис и т. п.

Во втором случае примерные масштабы будущего ущерба известны (например, при добыче полезных ископаемых). В качестве гарантий здесь выступает денежный депозит, вносимый предприятием (компанией, фирмой).

Если предприятие (компания, фирма) само проводит рекультивацию земель, оно получает свой депозит обратно, если нет, то суммы депозита должно хватить, чтобы рекультивацию провело специализированное предприятие (компания, фирма).

Свою ответственность по компенсации ущерба загрязнитель может переложить на посредника, например, внося плату за загрязнение по ставкам, соответствующим экономической оценке ассимиляционного потенциала. В том числе он оплачивает и ущерб. В этом случае получатель платы должен рассчитаться с жертвой загрязнения.

Система целевого резервирования средств на утилизацию отходов (залогов) используется для создания в этих целях стимула у потребителей на осуществление дополнительных издержек.

В момент покупки товара, предопределяющей предстоящее загрязнение, осуществляется вклад, который возвращается с процентами после утилизации отходов, например покупка батареек, напитков в жестяных банках и т. п.

Известны случаи применения данной системы для стимулирования восстановления и утилизации отработанных масел, рециклирования озоноразрушающих веществ.

Информационные системы в виде обеспечения полноты информации и свободы ознакомления с ней играют роль, подобную экономическим стимулам.

Предоставление предприятиями (компаниями, фирмами) всей информации позволяет потребителям или жителям близлежащих территорий узнать о размерах загрязнения или вредных веществах в продукции. Информированность, т. е.

антиреклама в данном случае, ведет к изменению спроса на продукцию, обеспечивая сокращение загрязнения, использование соответствующих первичных ресурсов и технологий.

Источник: https://studref.com/347312/menedzhment/ekonomicheskie_mehanizmy_upravleniya_ohranoy_okruzhayuschey_sredy

Управление в области охраны окружающей среды

Энциклопедия МИП » Споры по недвижимости » Экологическое право » Управление в области охраны окружающей среды

Охрана окружающей среды, как важного фактора для нормальной жизни граждан, является одной из приоритетных задач государственных органов. Статья расскажет о государственном управлении в сфере охраны окружающей среды

Содержание

Окружающая среда представляет собой совокупность элементов естественной природы, объектов ландшафта, не возобновляемых или частично возобновляемых природных ресурсов, создающих основу для жизнедеятельности человека.

Технический прогресс и развитие средств и способов производства систематически увеличивают последствия деятельности человечества на окружающий мир.

Охрана окружающей среды и ее экологического благополучия имеет ключевое значение не только для устранения негативных последствий техногенного мира, но и для самого существования человечества.

Государственное управление в области охраны окружающей среды

Государственное управление в области охраны окружающей среды реализуется в комплексе мероприятий, оказывающих прямое и косвенное влияние на регулируемый объект отношений. Исходя из характера полномочий государственных органов, можно выделить следующие ключевые моменты управления в этой сфере со стороны государства:

  • Комплекс мероприятий осуществляют органы, уполномоченные государством на совершение действий в области охраны окружающей среды. Если государство выступает только роли организатора конкретного мероприятия, то оно автоматически приобретает контрольные функции по отношению к субъектам, осуществляющим на практике функции охраны природного мира.
  • Юридические действия государственных органов носят властный характер и обеспечиваются средствами государственного принуждения в случае неисполнения императивных правил и предписаний.
  • В рамках государственного управления издаются нормативные акты обязательные для исполнения и обращенные к неограниченному кругу лиц.
  • За нарушение норм в сфере охраны окружающей среды в законодательстве предусмотрены санкции.

Основной задачей государственного управления является реализация функций исполнительной власти во взаимоотношениях со всеми институтами общества.

Система управления охраной окружающей среды

Система государственного управления включает в себя следующие элементы:

  • Наличие у государственных органов правомочий на решение вопросов в области охраны окружающей среды. Права и обязанности институтов государственной власти четко прописаны в нормативных актах и не подлежат расширительному толкованию. Государственные органы обязаны действовать точно в соответствии с нормами права, а реализация их полномочий осуществляется в пределах, ограниченных законодательством, устанавливающим их комптенцию. В некоторых случаях органы власти имеют возможность выступать в экологических правоотношениях как равноправный партнер (например, при реализации совместных проектов в области охраны природы).
  • Четкое разграничение полномочий между различными государственными органами. Государство наделяет каждый свой орган исключительной компетенцией, не допускающей дублирования функций различных институтов. Отраслевой и межотраслевой характер реализации государственных функций максимально точно определяет уровень полномочий конкретного органа.
  • Иерархия системы органов власти. Вся система государственного управления построена по принципу подчинения нижестоящих органов вышестоящим. На практике такая иерархия позволяет не только координировать усилия по охране окружающей среды «сверху вниз», но и осуществлять постоянный контроль за деятельностью органов низших ступеней иерархии.

В сфере экологического права и охраны природной среды государство осуществляет управление по следующим конкретным видам деятельности:

  • Правотворческая деятельность. Государство разрабатывает и принимает нормы и правила, регулирующие любые правоотношения в сфере охраны природы.
  • Правоприменительная. Принятие нормы права подразумевает ее реализацию на практике, поэтому государственные и муниципальные органы являются одновременно и субъектами правоотношений в области экологического права, т.е. выступают в роли участника конкретного мероприятия по охране либо осуществляют контроль за их проведение.
  • Юрисдикционная. В пределах своей компетенции органы власти дают указания субъектам экологических правоотношений, могут влиять на возникновение или изменение таких правоотношений. Правомочия государства включают в себя возможность и обязанность осуществлять действия, направленные на охраны природной среды. Важным признаком государственного управления в этой деятельности является соблюдение экологических прав и законных интересов граждан и юридических лиц.
  • Иная властная деятельность.

Если рассмотреть конкретные проявления государственного управления, то в отношении ряда властных органов можно выделить следующие особенности:

  • Президент РФ. Издает указы и распоряжения в области охраны экологии в рамках федерального законодательства. Акты Президента носят конкретный характер и направлены на конкретные правоотношения в области экологического права (например, указы о ликвидации последствий чрезвычайных ситуаций)
  • Органы исполнительной власти РФ и субъектов РФ. Разрабатывают систему нормативных актов в области экологии, создают особые охранные зоны, осуществляют контроль за соблюдением охранных мероприятий
  • Муниципальные органы власти. Создают местные охранные зоны и зоны особой экономической деятельности на охраняемых территориях
Читайте также:  Фирменный стиль - студенческий портал

Механизм охраны окружающей среды

Под механизмом государственного управления охраной окружающей среды понимается комплекс мер, направленных на охрану природной среды, а также на создание благоприятных условий жизни человека. В зависимости от области применения и способу регулирования эти меры подразделяются на:

  • Организационные меры. Уполномоченные государственные структуры организуют работу общественных институтов по охране природной среды, а также сами участвуют в конкретных природоохранных мероприятиях.
  • Правовые меры. Государственные органы создают правовую базу для деятельности по охране окружающей среды путем принятия систематизированного комплекса нормативно-правовых актов.
  • Экономические меры. Предусматривают как бюджетное финансирование мероприятий в сфере охраны, так и создание рычагов экономического стимулирования общества (юридических и физических лиц).

В общем механизме охраны окружающей среды можно выделить отдельные группы, которые на практике имеют самостоятельное значение:

  • Управленческий механизм. Характеризуется наличием системы органов власти и необходимых инструментов реализации властных полномочий. Государство не только предписывает правила поведения субъектов экологических правоотношений, оно одновременно участвует в конкретных охранных мероприятиях.
  • Экономико-юридический механизм. Включает комплекс мер экономического стимулирования охраны окружающей среды, базирующийся на законодательном регулировании. Государство может оказывать прямую и косвенную помощь субъектам, занимающимся охраной природной среды; осуществляет финансирование охранных мероприятий; вводит денежные санкции за вред, причиненный окружающей среде.
  • Правовой механизм. Предусматривает наличие норм и правил, обязательных к применению всеми субъектами, а также рычаги ответственности за их несоблюдение (штрафы, санкции, возмещение вреда и т.д.). Только государственные органы уполномочены на принятие общеобязательных норм права.
  • Механизм особой охраны. Для охраны природной среды разрабатывается комплекс конкретных мер по защите природы (создание зон с особыми условиями деятельности, определение неблагоприятных территорий и т.д.).
  • Идеологический механизм. Включает в себя мероприятия по воспитанию, просвещению, обучению и повышению уровня экологической культуры населения. В этом механизме государству принадлежит организационная роль, так как осуществлять идеологические мероприятия могут любые субъекты правоотношений.
  • Международно-правовой механизм. Национальные органы власти в сфере охраны окружающей среды действуют в тесной кооперации с международными институтами, подчиняются общим нормам международного права, участвуют в совместном решении проблем охраны природного мира. 

Также вам будут полезны следующие статьи

Кузнецов Федор Николаевич

Опыт работы в юридической сфере более 15 лет; Специализация — разрешение семейных споров, наследство, сделки с имуществом, споры о правах потребителей, уголовные дела, арбитражные процессы.

Источник: https://advokat-malov.ru/ekologicheskoe-pravo/upravlenie-v-oblasti-ohrany-okruzhayushhej-sredy.html

Система управления охраной окружающей среды

Закон об охране окружающей среды подразделяет государственные органы экологического управления на органы общей и специальной компетенции. К первым относятся Президент РФ, федеральное правительство, представительные и исполнительные органы власти субъектов РФ, муниципальные органы (рис. 8.

1). Государственные органы второй категории специально уполномочены Правительством РФ на выполнение определенных функций по экологическому управлению. Их функции зарегистрированы либо в положениях об этих органах, либо в отдельных принятых актах.

Органы специальной компетенции подразделяются:

? на комплексные, выполняющие все задачи или какой-либо блок задач в области управления охраной окружающей природной среды;

  • ? отраслевые, действия которых по управлению ограничены отдельными природными объектами;
  • ? функциональные, обеспечивающие управление при выполнении одной или нескольких родственных природоохранительных задач.

Среди комплексных органов наибольшее число функций по управлению в области экологии возложено на Министерство природных ресурсов и экологии РФ.

Оно осуществляет функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере изучения, использовании, воспроизводства, охраны природных ресурсов.

Для деятельности в области охраны окружающей среды в федеральных округах и субъектах Федерации организованы территориальные органы Министерства природных ресурсов РФ.

Вторым министерством, участвующим в охране окружающей среды как комплексный орган, является Министерство РФ по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий (МЧС России). Его функции управления в области экологии связаны с прогнозированием и ликвидацией экологических катастроф естественного и техногенного происхождения.

Важная роль в системе контроля за состоянием окружающей среды и управления им принадлежит Министерству здравоохранения и социального развития РФ и его подразделению — Федеральной службе по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека, на которую возложено выполнение эколого-санитарных функций:

  • ? координация деятельности министерств, ведомств, предприятий и организаций в области санитарной охраны природы;
  • ? разработка и утверждение санитарных нормативов вредных веществ в окружающей среде и санитарных норм и правил (СНиП), обязательных для всех хозяйствующих субъектов и граждан.

Эта служба имеет по всей территории страны свои подразделения, которые непосредственно следят за состоянием атмосферного воздуха, поверхностных водных источников, почвы, используя для этого сведения о концентрациях вредных веществ, представляющих угрозу здоровью населения. На основе этих данных выполняется анализ и дается прогноз качества среды обитания людей.

Непосредственно к названным министерствам примыкает Федеральная служба по гидрометеорологии и мониторингу окружающей среды (Росгидромет), на которую возложены обязанности по организации и проведению наблюдений, оценке и прогнозу состояния окружающей среды и ее изменений, связанных в том числе и с процессами хозяйственной деятельности.

Рис. 8.1. Органы экологического управления РФ

В число органов управления, осуществляющих комплексные функции, следует отнести и Генеральную прокуратуру РФ, которая через свои учреждения на местах осуществляет надзор за единообразным и обязательным исполнением природоохранительных законов органами представительной и исполнительной власти, государственного управления и экологического контроля, юридическими лицами, общественными объединениями и всеми должностными лицами. Прокуратура также проверяет законность и полноту принимаемых мер по устранению выявленных нарушений и принятия по ним мер прокурорского реагирования в виде представления протестов и привлечения нарушителей к административной и уголовной ответственности. Важным видом деятельности прокуратуры является защита прав граждан на благоприятную окружающую среду, достоверную информацию о состоянии окружающей среды и возмещение ущерба, причиненного здоровью граждан экологическими правонарушениями.

Ко второму блоку специально уполномоченных органов, т.е. к отраслевым, относятся министерства (см. рис. 8.1), действия которых в области экологического управления сосредоточены на отдельных природных объектах.

Среди них Министерство энергетики РФ, которое с помощью своих экологических подразделений и служб топливно- энергетического комплекса (ТЭК), организует создание единых для ТЭК нормативно-технических актов, осуществляет контроль за выполнением природоохранного законодательства и нормативной документации, проводит ведомственную экологическую оценку и обоснование развития ТЭК и особо крупных его объектов, сертификацию и лицензирование новых технологий и т.п.

Большие задачи в области рационального природопользования и охраны окружающей среды решаются Министерством сельского хозяйства РФ.

Оно призвано обеспечить комплекс мер по охране почв, водоемов, лесной и иной растительности от воздействия стихийных сил природы, побочных последствий применения сложной сельскохозяйственной техники, химических веществ — минеральных удобрений, пестицидов и др.

, мелиоративных работ, а также защите среды обитания от отходов животноводческих ферм и предприятий по переработке сельскохозяйственной продукции. Оно же организует контроль за остаточной концентрацией пестицидов, нитратов, тяжелых металлов в растительной продукции.

Государственная корпорация по атомной энергии «Росатом» обеспечивает ядерную, радиационную и пожарную безопасность в ядер- ном комплексе и проведение природоохранных мероприятий, связанных с его деятельностью.

Оно является разработчиком системы обращения с радиоактивными отходами, организатором работ по их реализации, а также выполняет функции государственного органа ядерной и радиационной безопасности при перевозках ядерных материалов, радиоактивных веществ и изделий из них.

Основные задачи управления в области экологии Федерального агентства по рыболовству сводятся к регулированию использования живых ресурсов во внутренних водоемах, территориальных водах и на побережье РФ, а также в открытых водах Мирового океана. Не менее важными являются работы по мониторингу, охране и воспроизводству запасов рыбы, водных животных и растений, ведению государственного кадастра и учета рыб, других водных животных и растений.

К органам исполнительной власти, осуществляющим государственное управление в области охраны окружающей среды функционального назначения, относится Федеральный служба по экологическому, технологическому и атомному надзору, главные задачи которой — разработка и утверждение правил и норм в области ядер- ной и радиационной безопасности и надзор за их выполнением. Этот государственный орган осуществляет также надзор за обеспечением гарантии физической защиты ядерных технологий, материалов и их нераспространения, контролирует вместе с МИД России выполнение международных соглашений в этой области, проводит экспертизу безопасности объектов, производств, технологий, изделий, информирует правительственные органы и население об изменениях состояния ядерной и радиационной безопасности на поднадзорных объектах.

В эту же группу органов входят Росгидромет и Федеральная служба по надзору в сфере природопользования.

Этим службам поручено обеспечение безопасности при проектировании и эксплуатации экологически наиболее опасных производств и видов деятельности в горнодобывающей, металлургической и химической отраслях, при эксплуатации магистральных газо-, нефте- и продуктопроводов, при перевозках железнодорожным транспортом опасных грузов, а также контроль за этими действиями. Эти и другие задачи службы реализуют через систему своих региональных органов. С ними сотрудничают:

  • ? Федеральная таможенная служба, осуществляющая борьбу с незаконным ввозом экологически опасных для людей и природы товаров, борьбу с контрабандным вывозом природного наследия, животных и растений, занесенных в Красную книгу;
  • ? Министерство внутренних дел РФ, которое обеспечивает охрану воздушного бассейна от вредного воздействия транспортных средств, охрану природных объектов, содействует работе государственных органов по охране окружающей среды и соблюдению санитарных правил;
  • ? Министерство юстиции РФ, регистрирующее нормативные документы других министерств и ведомств РФ: положения, рекомендации, инструктивно-методические указания и т.п., относящиеся к экологической политике страны и путям ее реализации после их соответствующего анализа с точки зрения соблюдения экологического законодательства Российской Федерации.

Особую роль в создании нормативно-правовых актов экологической направленности играет Федеральное агентство по техническому регулированию и метрологии, которое устанавливает нормы, нормативы, правила и требования, направленные на охрану окружающей среды; обеспечивает единство и достоверность измерений параметров выбросов, сбросов загрязняющих веществ и иных вредных воздействий на окружающую среду, а также осуществляет государственный надзор за соблюдением обязательных требований Госстандарта, правильностью учета экологических требований, предъявляемых к технологическим процессам, производимой продукции, товарам и услугам.

Значительное внимание вопросам охраны окружающей среды уделяют и другие министерства и ведомства Российской Федерации, внедряя эколого-правовые требования в содержательную часть нормативно-правовых актов, регулирующих экономическую деятельность хозяйствующих субъектов.

Подобные процессы экологизации нормативно-правовых актов постоянно развиваются в Министерстве промышленности и торговли РФ, Министерстве экономического развития РФ, Министерстве транспорта РФ; а также в учреждениях, ведающих оборонными отраслями промышленности, — Федеральной службе по военно-техническому сотрудничеству, Федеральной службе по оборонному заказу и Федеральном космическом агентстве.

Система управления в области охраны окружающей среды предусматривает участие в этом процессе общественных экологических объединений и неправительственных организаций. Так, в рамках Закона об охране окружающей среды, Федерального закона от 23 ноября 1995 г.

№ 174-ФЗ «Об экологической экспертизе» и др. представлены права общественных объединений и их представителей по осуществлению деятельности, связанной с охраной и защитой окружающей среды, экологической экспертизой.

Они вправе рекомендовать своих представителей для участия в экологической экспертизе по вопросам размещения и проектирования промышленных объектов, проводить общественную экологическую экспертизу, разрабатывать, утверждать и пропагандировать свои экологические программы в средствах массовой информации и т.п. Естественно, что указанная деятельность должна проводиться в рамках Закона об экологической экспертизе.

Все звенья государственной системы управления в области экологии создают необходимые условия и возможности для осуществления деятельности по оздоровлению и улучшению окружающей среды в интересах нынешнего и будущего поколений.

Источник: https://bstudy.net/752333/estestvoznanie/sistema_upravleniya_ohranoy_okruzhayuschey_sredy

Ссылка на основную публикацию