Метод обучения в педагогике, определение — студенческий портал

Метод обучения в педагогике, определение - Студенческий порталВ чем основное отличие обычного учителя и педагога высокого класса? Вовсе не в том, что последний пользуется мультимедиа-технологиями новейшего поколения. Действительно хороший учитель отличается другим — он, зная в совершенстве методы обучения в педагогике, умеет создавать стимулирующую среду для своих учеников. То есть такое окружение, в котором ученик постоянно подвергается воздействию. Естественно, не только со стороны педагога, но и со стороны товарищей.

Практика – условие успеха

Практика многих поколений доказала, что по-настоящему эффективны только активные методы обучения в педагогике. Например, недостаточно просто прочитать лекцию, необходимо еще позволить учащемуся самому поработать с рассматриваемым материалом. Лучшие педагоги не диктуют свой материал, он давным-давно издан, а на занятии происходит беседа со студентами.

Информация как сложный объект работы

Метод обучения в педагогике, определение - Студенческий порталМетоды обучения в высшей школе подразумевают намного большую вовлеченность учащегося в процесс и значительную нагрузку. То есть в университете на одно занятие могут задать прочитать книгу, сопоставимую со школьным учебником. Отсюда вывод – очень малое количество школьников в принципе способно получить качественное высшее образование. Если у потенциального студента не сформированы навыки работы с информацией, не помогут никакие современные методы обучения. В педагогике есть аксиома: обучаемость не повышается сама по себе с ростом обученности. То есть усвоение большого количества информации только тренирует память, но не совершенствует понимание.

Отсеять непригодных

В США проблема допуска к высшему образованию людей, к нему способных, решается просто: сдается тест общих академических способностей (SAT).

На первый взгляд он похож на исследование пресловутых показателей интеллекта, но на самом деле представляет собой упражнения на понимание сложных аналогий и математических заданий.

При определенной подготовке его успешно сдают даже интеллектуально развитые люди, чей английский не является родным. Тест отсеивает людей, которые не могут учиться на высшем уровне.

Различия

Метод обучения в педагогике, определение - Студенческий порталМетоды обучения в педагогике у нас и за рубежом отличаются. Во-первых, на Западе почти каждый учитель работает с мотивацией учеников, и именно это становится главным воспитательным компонентом его работы. Во-вторых, в Америке, Европе и странах развитой Азии более доступны высокие технологии, такие как, например, интерактивная доска.

Стимулирующая среда

Современные методы обучения в педагогике подразумевают максимальное количество задействованных каналов восприятия. Дети привыкают с юных лет сталкиваться со средой, в которой много звуков, вспышек, ярких мелодий. Все это необходимо и для учителя, желающего вызвать интерес ребенка.

«Социалисты» от педагогики

Однако опасно надеяться на то, что компьютер научит ребенка всему. Проблема состоит в том, что, получив знания таким образом, дети не приобретают опыта командной работы. В качестве альтернативы широко используется технология «обучение в сотрудничестве».

В этой методике оценка каждого из участников команды зависит от общей работы. Вам это напоминает социализм? Мне тоже, но и в реальных жизненных ситуациях именно слаженность определяет, получит ли команда деньги за завершенный проект.

Не так много может сделать современный человек в одиночку.

Источник: https://www.syl.ru/article/85197/metodyi-obucheniya-v-pedagogike-tendentsii

Методы преподавания лекции в университете

Кашкарёва А. А., Машкова Е. В., Бережная В. А., Реховская Е. О. Методы преподавания лекции в университете // Молодой ученый. — 2017. — №2. — С. 588-590. — URL https://moluch.ru/archive/136/38004/ (дата обращения: 20.03.2020).



В данной статье разобраны основные методы и дана классификация преподавания лекций в университете. По опросу студентов второго курса, выдвинуты предложения по улучшению качества освоения учебного материала на лекциях.

Ключевые слова:лекция, преподавание, методика, материал, процесс

Педагогический процесс — синтез двух его сторон — учения и преподавания. Учение — целенаправленная деятельность обучаемых, нацеленная на усвоение системы знаний, приобретение умений и навыков для последующего применения их на практике.

Преподавание — управление познавательной деятельностью обучаемых с целью усвоения ими знаний, приобретения умений и навыков (квалификации) [1].

Исходя из этого, выделяется три фактора успеха педагогического процесса: 1) чему обучают; 2) кто и как обучает; 3) кого обучают.

  • Во-первых, успех учения зависит от доступности материала к пониманию, содержания материала, объема и системы преподавания.
  • Во-вторых, успешность зависит от опыта, знаний, методического мастерства педагога, его личностных характеристик.
  • В-третьих, от контингента обучаемых (индивидуальных характеристик психического развития обучаемого, социально-психологический климат коллектива).
  • Основные слагаемые педагогического процесса.
  • – формирование у обучаемых положительного отношения к обучению;
  • – возбуждение интереса к изучению данной учебной дисциплины;
  • – обучение умению учиться;
  • – побуждение к стремлению самостоятельно обучаться;
  • – практическое использование знаний;
  • – воспитание в процессе обучения.
  • Методика призвана обеспечить реализацию принципов дидактики, а именно:
  • – научности преподавания — изложение материала с учетом последних достижений науки, аргументированный отказ от старых концепций;
  • – связи теории с практикой: направленность учебного процесса на раскрытие особенностей развития экономики в современных условиях, использование практических наработок в области учебного курса;
  • – систематичности и последовательности в овладении учебным материалом;
  • – сознательности, активности и самостоятельности студентов в учебе;
  • – соединения индивидуального поиска знаний с учебной работой в коллективе;
  • – сочетания абстрактности мышления с наглядностью в преподавании;

– доступности научных знаний, убедительности и прочности усвоения знаний. Педагог должен излагать материал доступный обучаемым по содержанию, объему информации и наглядности с учетом их возрастных особенностей и специализации учебного заведения.

  1. При этом необходимо придерживаться требований типовой программы высшей школы, не упрощая и не усложняя уровень подачи материала;
  2. – единства обучения и воспитания во всех формах учебного процесса.
  3. Одной из основных форм преподавания в высших учебных заведениях является лекция, она представляет собой форму занятий в высшем учебном заведении, состоящую в устном изложении предмета преподавателем в процессе его общения с аудиторией с целью передачи научных знаний [2].

Каждая лекция требует строго продуманной системы построения и расположения излагаемого материала: О чем говорит лектор? Какие основные положения он выдвигает? Какая между ними связь? Каждая лекция требует такого построения, чтобы студенты могли конспектировать ее в виде четко ограниченных, последовательных и взаимосвязанных положений, тезисов с выводами и заключениями. Все лекции в высшей школе нуждаются в логической организации выражения, содержания, т. е. в четком раскрытии, объяснении явлений, событий закономерностей от частного к общему, от фактов к их обобщениям. Лекционный материал также требует включения, наряду с индукцией и дедукцией, анализа и синтеза.

Как правило отдельная лекция состоит из трех основных частей: введения, изложения содержательной части и заключения:

  1. Вводная часть. Формирование цели и задачи лекции. Краткая характеристика проблемы. Показ состояния вопроса. Список литературы. Иногда установление связи с предыдущими темами.
  2. Изложение. Доказательства. Анализ, освещение событий. Разбор фактов. Демонстрация опыта. Характеристика различных точек зрения. Определение своей позиции. Формулирование частных выводов. Показ связей с практикой. Достоинства и недостатки принципов, методов, объектов рассмотрения. Область применения.
  3. Заключение. Формулирование основного вывода. Установка для самостоятельной работы. Методические советы. Ответы на вопросы.

Таким же образом распределяются лекции в лекционных курсах: вводные, излагающие содержание и заключительные [3].

Лекционная форма преподавания обладает рядом преимуществ:

  1. Это наиболее оперативный способ передачи научной информации, наиболее экономичный способ обучения, так как лекция оперирует большим объемом материала и обращена к большому числу людей, способных одновременно воспринимать и усваивать учебный материал.

Это делает её также весьма эффективным по степени усвоения материала способом обучения, так как лектор имеет возможность непосредственно выстраивать логику изложения материала, способствовать рациональным способом превращению информации в прочно усвоенные знания, на месте освещать возникающие у слушателей вопросы.

  1. Преимуществом лекционной формы преподавания является также возможность разнообразить способы изложения лекционного материала, — от чисто информационного до проблемного построения лекции, способствуя этим формированию у студентов культуры познающего мышления.
  2. И возможно, самый важный аспект лекционной формы преподавания — это личное общение студентов с настоящими учеными, которое не может заменить никакой учебник и которое оказывается зачастую невозможным ни в какой другой форме.

Разумеется, не все лекторы являются таковыми, однако, вероятность такого личного общения, способного увлечь и вызвать подлинную заинтересованность у слушателей, весьма высока.

  1. Лектор имеет возможность также наметить пути самостоятельного изучения студентами материала учебной дисциплины.

Изучив преимущества и недостатки лекционного преподавания, мы провели анкетирование среди студентов Омского государственного технического университета, факультета НХИ второго курса.

В анкетировании мы спросили у студентов, какой из перечисленных методов по источнику передачи знаний изложенных выше в нашей научной работе им наиболее близок и будет способствовать улучшению восприятию полученной информации на лекциях. По полученным данным проведенного анкетирования мы выяснили, каким методом студенты наиболее эффективно воспринимают материал на лекциях (рис. 1).

Метод обучения в педагогике, определение - Студенческий портал

Рис. 1. Диаграмма методов восприятия

Результаты исследования показали, что 70 % студентов проходящих анкетирование выбрали среди перечисленных методов — наглядный, устное изложение материала выбрали 25 %, метод практической работы — 5 % респондентов.

Литература:

  1. Новиков, А.М., Новиков, Д. А. Методология. — М.: Синтег, 2007. — 663 с.
  2. Новиков, А. М. Основания педагогики. Пособие для авторов учебников и преподавателей педагогики. — М.: Эгвес, 2010. — 208 с.
  3. http://vashabnp.info/publ/3–1-0–30

Основные термины (генерируются автоматически): педагогический процесс, учебный материал, лекционная форма преподавания, лекция, знание, приобретение умений, учебный процесс, учебная дисциплина, лекционный материал, высшая школа, студент.

Специфика высшего образования состоит в том, что образовательный процесс в вузах непосредственно связан с научной деятельностью, преподавание учебных дисциплин осуществляется на уровне…

лекция, вузовская лекция, учебный материал, задача лектора, студент, вводная лекция, самостоятельная работа, обзорная лекция, учебный процесс, лекционная форма обучения.

  • Семинар — это форма учебного процесса
  • К иным важнейшим целям семинара относится закрепление лекционного материала, конкретизация полученных теоретических знаний.
  • Семинар — один из основных методов обсуждения учебного материала в высшей школе.

студент, мультимедийное оборудование, учебный процесс, процесс обучения, лекция, слайд, лекционный материал, мультимедийная презентация, непонятая фраза, особое внимание.

Педагогический инструментарий преподавания правовых дисциплин, критерии эффективности (на примере кейс-технологии).

Обучение — это целенаправленный процесс организации деятельности обучающихся по овладению знаниями, умениями, навыками и…

— комплексное учебно-методическое обеспечение образовательного процесса по любой учебной дисциплине и специальности должно разрабатываться и. создаваться в полном его составе и содержании, включая нормативную и учебно-методическую документацию…

Своим объектом познания методика профессионального обучения считает процесс обучения отдельной дисциплине в учебном заведении. Предметом познания выступают педагогические знания и навыки конструирования, применение таких средств обучения

Основные термины (генерируются автоматически): студент, учебный материал, самостоятельная работа, технология обучения, модульное

Современные педагогические технологии как средство интенсификации учебного процесса в высшей школе.

студент, процесс обучения, проектно-информационная карта, образовательный процесс, собственная учебная деятельность, педагогическое проектирование, дисциплина, лекция, занятие, преподаватель.

Специфика высшего образования состоит в том, что образовательный процесс в вузах непосредственно связан с научной деятельностью, преподавание учебных дисциплин осуществляется на уровне…

лекция, вузовская лекция, учебный материал, задача лектора, студент, вводная лекция, самостоятельная работа, обзорная лекция, учебный процесс, лекционная форма обучения.

  1. Семинар — это форма учебного процесса
  2. К иным важнейшим целям семинара относится закрепление лекционного материала, конкретизация полученных теоретических знаний.
  3. Семинар — один из основных методов обсуждения учебного материала в высшей школе.
Читайте также:  Карл Юнг - психологические типы и проблемы души нашего времени

студент, мультимедийное оборудование, учебный процесс, процесс обучения, лекция, слайд, лекционный материал, мультимедийная презентация, непонятая фраза, особое внимание.

Педагогический инструментарий преподавания правовых дисциплин, критерии эффективности (на примере кейс-технологии).

Обучение — это целенаправленный процесс организации деятельности обучающихся по овладению знаниями, умениями, навыками и…

— комплексное учебно-методическое обеспечение образовательного процесса по любой учебной дисциплине и специальности должно разрабатываться и. создаваться в полном его составе и содержании, включая нормативную и учебно-методическую документацию…

Своим объектом познания методика профессионального обучения считает процесс обучения отдельной дисциплине в учебном заведении. Предметом познания выступают педагогические знания и навыки конструирования, применение таких средств обучения

Основные термины (генерируются автоматически): студент, учебный материал, самостоятельная работа, технология обучения, модульное

Современные педагогические технологии как средство интенсификации учебного процесса в высшей школе.

студент, процесс обучения, проектно-информационная карта, образовательный процесс, собственная учебная деятельность, педагогическое проектирование, дисциплина, лекция, занятие, преподаватель.

Источник: https://moluch.ru/archive/136/38004/

Методы обучения в педагогике

Понятие метода обучения.

Обучение как взаимодействие обучающего и обучающихся обусловлено как его целью – обеспечить усвоение младшим поколением накопленного обществом социального опыта, воплощенного в содержании образования, так и целями развития индивидуальности и социализации личности. Процесс обучения обусловлен также реальными учебными возможностями обучаемых к моменту обучения.

Первое определение: 

«Метод обучения как способ достижения цели обучения представляет собой систему последовательных и упорядоченных действий учителя, организующего с помощью определенных средств практическую и познавательную деятельность учащихся по усвоению социального опыта».

Второе определение: 

«Метод обучения – способ упорядоченной взаимосвязанной деятельности учителя и учащихся, направленный на решение комплекса задач учебного процесса».

В первом определении метод связывается с достижением цели обучения, во втором он понимается шире – как комплекс задач учебного процесса.

Третье определение: 

«Метод – это правила действия. Метод непосредственно фиксирует не то, что есть в объективном мире, а то, как человек должен поступать в процессе познания и практического действия».

В настоящее время в методах выделяют две стороны – внешнюю и внутреннюю. Внешняя отражает то, каким способом действует учитель, внутренняя – то, какими правилами он руководствуется. Таким образом, в понятии метода должны быть отражены единство внутреннего и внешнего, связь теории и практики, связь деятельности педагога и учащегося.

Четвертое определение:

«Метод обучения – это система регулятивных принципов и правил организации педагогически целесообразного взаимодействия педагога и учащихся, применяемая для определенного круга задач обучения, развития и воспитания».

Таким образом, в этом определении подчеркивается, что метод содержит в себе и правила действия, и сами способы действия.

В каждом из названных определений акцентируется внимание на той или иной его стороне. Сравнение определений показывает, что они не противоречат одно другому, а дополняют друг друга.

Классификация методов обучения. Поскольку методы обучения многочисленны и имеют множественную характеристику, то их можно классифицировать по нескольким основаниям.

  1. По источникам передачи и характеру восприятия информации – система традиционных методов: словесные (рассказ, беседа, лекция и пр.); наглядные (показ, демонстрация и пр.); практические методы (лабораторные работы, сочинения и пр.).
  2. По характеру взаимной деятельности учителя и учащихся – система методов обучения: объяснительно-иллюстративный метод, репродуктивный метод, метод проблемного изложения, частично-поисковый, или эвристический, метод, исследовательский метод.
  3. По основным компонентам деятельности учителя – система, включающая три большие группы методов обучения: а) методы организации и осуществления учебной деятельности (словесные, наглядные, практические, репродуктивные и проблемные, индуктивные и дедуктивные, самостоятельной работы и работы под руководством преподавателя); б) методы стимулирования и мотивации учения (методы формирования интереса – познавательные игры, анализ жизненных ситуаций, создание ситуаций успеха; методы формирования долга и ответственности в учении – разъяснение общественной и личностной значимости учения, предъявление педагогических требований); в) методы контроля и самоконтроля (устный и письменный контроль, лабораторные и практические работы, машинный и безмашинный программированный контроль, фронтальный и дифференцированный, текущий и итоговый).
  4. По сочетанию внешнего и внутреннего в деятельности учителя и учащегося (система методов проблемно-развивающего обучения – монологический, показательный, диалогический, эвристический, исследовательский, алгоритмический и программированный).

Различные точки зрения на проблему классификации методов отражают естественный процесс дифференциации и интеграции знаний о них. Но все более четко обозначается целостный подход к характеристике их сущности. Какой же классификации методов придерживаться учителю? Той, которая более понятна ему и удобна в его работе.

Монологический метод  – это обусловленная принципами обучения система правил подготовки и изложения обучающим учебного материала с целью объяснения учащимся готовых выводов науки в форме рассказа или школьной лекции с применением аудиовизуальных средств и формирования у учащихся знаний и умений на уровне их восприятия и понимания.

Признаки: наличие вербального изложения учителем учебного материала, описательное объяснение фактов, спорадическое возникновение проблемных ситуаций. Доминируют исполнительская деятельность учащихся: наблюдение, слушание и запоминание, выполнение действий по образцу; контроль и оценка по качеству воспроизведения знаний.

Функции:  

  • передача учащимся готовых выводов науки в виде фактов, законов, принципов, правил и положений;
  • организация повторения и закрепления пройденного материала, углубление знаний;
  • совершенствование репродуктивного мышления.

Правила:  

  1. сообщить учащимся учебный материал, дать его описание или объяснение для запоминания или применения в упражнениях;
  2. выбрать и применить приемы побуждающего воздействия;
  3. показать образцы действий (показать на примерах, как выполнить то или иное действие);
  4. контроль и оценку знаний и умений проводить по качеству воспроизведения усвоенного материала.

Применение: монологический метод применяется в форме рассказа, лекции с использованием таких приемов, как описание фактов, демонстрация явлений, напоминание, указание и др.

Этот метод предполагает деятельность учащихся копирующего характера: наблюдать, слушать, запоминать, выполнять действия по образцу, работать с таблицами, приборами, решать типовые задачи и пр.

На первый взгляд, кажется, что использовать монологический метод довольно просто: рассказал, показал, прочитал, объяснил, повторил.

При монологическом методе необходимо обращать особое внимание на приемы, усиливающие возможности учащихся. Например, приемы побуждения к учению при разборе ошибок, допущенных учащимися при выполнении задания.

Показательный метод  – это обусловленная принципами обучения система регулятивных правил подготовки и объяснения учебного материала путем постановки проблемы и показа способов ее решения или путем показа учащимся образца логики научного исследования, формирование у них способов поисковой деятельности.

Признаки:  

  1. показывается логика решения научной проблемы ученым или нравственных проблем писателем;
  2. рассматривается образец доказательства, рассуждений, путь поиска истины;
  3. приводятся способы решения практической проблемы.

Функции: формирование у учащихся понятия о логике и способах решения научной или практической проблемы, формирование представлений о способах творческой деятельности.

Правила:  

  1. создать проблемную ситуацию и объяснить сущность основных понятий путем показа решения проблемы;
  2. выбрать и применить приемы побуждающего воздействия;
  3. показать образцы действий (показать на примерах, как выполнить то или иное действие);
  4. контроль и оценку знаний и умений проводить по качеству воспроизведения усвоенного материала.

Применение: в форме рассказа (лекции), с показом логики открытия, решения научной или практической проблемы, показом конструирования способа действий, сопровождаемым демонстрацией опытов, диа– и видеофильмов. Данный метод применяется в двух вариантах.

В первом случае учитель подбирает факты из истории науки и показывает логику решения научной проблемы учеными.

Приводя в своем рассказе исторические факты, обнажая противоречивость данных науки, учитель создает проблемную ситуацию, сам ее формулирует и показывает, как она решена учеными, обращая внимание учащихся на логику познания и движения мысли ученого к истине (в том числе на его ошибки, сомнения, успехи, описание опытов).

В другом случае учитель применяет показательный метод, чтобы продемонстрировать образец исследования при выводе каких-либо уравнения, доказательства, закономерности, при решении практической проблемы.

Диалогический метод  – это обусловленная принципами обучения система регулятивных правил подготовки учебного материала и проведения сообщающей беседы с целью объяснения учебного материала учителем, усвоения его учащимися; побуждения учащихся к участию в постановке проблем и их решении; активизации их учебной деятельности.

Признаки: изложение учебного материала идет в форме сообщающей беседы, в которой используются в основном репродуктивные вопросы по известному учащимся материалу. Учитель может также создать проблемную ситуацию, поставить ряд проблемных вопросов, но в этом случае сущность новых понятий и способов действий объясняет учитель.

Функции: раскрытие новых понятий и способов учебной деятельности с помощью репродуктивных вопросов и преднамеренно создаваемых проблемных ситуаций; активизация познавательного общения и побуждение учащихся к умственной или практической деятельности; формирование у них умений речевого общения и самостоятельной деятельности; обучение их способам коллективной мыслительной деятельности.

Правила:  

  1. в ходе сообщающей беседы создавать (по возможности) проблемные ситуации;
  2. привлекать учащихся к формулировке проблемы, выдвижению предположений, обоснованию гипотезы и ее доказательству;
  3. контроль и оценку производить по уровню активности участия учащихся в сообщающей беседе и решении учебных проблем.

Применение: работа диалогическим методом осуществляется в форме беседы на уроках первого и третьего типов. В беседе преподаватель привлекает учащихся к ответам на такие вопросы, которые обращены к имеющимся у них знаниям и умениям.

Доля их самостоятельности в учебной деятельности определяется количеством вопросов репродуктивного характера. При постановке вопросов, требующих для ответа новой информации, новых знаний, новых подходов, преподаватель либо сам отвечает на них, либо организует изучение учащимися учебного пособия, видеофильма и пр.

Этот метод очень динамичен, он может применяться практически на любом этапе урока.

  • Эвристический метод  – это обусловленная принципами обучения система регулятивных правил подготовки учебного материала и проведения эвристической беседы с решением познавательных задач.
  • Признаки: организация учителем изучения учебного материала в форме эвристической беседы; постановка проблемных вопросов; решение познавательных задач; учебные проблемы ставятся и решаются учащимися с помощью учителя.
  • Функции: самостоятельное усвоение знаний и способов действий; развитие творческого мышления (перенос знаний и умений в новую ситуацию; видение новой проблемы в традиционной ситуации; видение новых признаков изучаемого объекта; преобразование известных способов деятельности и самостоятельное создание новых); развитие качеств ума, мыслительных навыков, формирование познавательных умений; обучение учащихся приемам активного познавательного общения; развитие мотивации учения, мотивации аффилиации, мотивации достижения.
  • Правила:  
  1. формирование новых знаний происходит на основе эвристической беседы и должно сочетаться с самостоятельной работой учащихся (участие в эвристической беседе – задавание учащимися встречных, проблемных вопросов, ответы на проблемные вопросы, решение познавательных задач);
  2. учитель преднамеренно создает проблемные ситуации, учащиеся должны их анализировать и ставить проблемы, выдвигать и доказывать гипотезы, делать выводы;
  3. оценка ставится в основном за умение применять ранее полученные знания, а также выдвигать и обосновывать гипотезы, доказывать их, за овладение способами деятельности.
Читайте также:  Предмет и задачи психологии развития - студенческий портал

Применение: при изучении нового материала, имеющего противоречивый характер, или при совершенствовании ранее усвоенных знаний с целью обобщения полученных ранее впечатлений, самостоятельного поиска учащимися новых способов деятельности, которым их ранее не обучали. Применение этого метода зависит от уровня обученности и развития учащихся, особенно от сформированности их познавательных умений. Эвристический метод применяется в форме эвристической беседы во время семинара, учебной конференции.

Исследовательский метод  – это обусловленная принципами обучения система регулятивных правил подготовки учебного материала и организации преподавателем самостоятельной работы учащихся по решению проблемных заданий с целью усвоения ими новых понятий и способов действий и развития у них интеллектуальной и других сфер.

Признаки: преподаватель организует самостоятельную работу учащихся по изучению нового знания, предлагая им задания проблемного характера и разрабатывая совместно с ними цель работы.

Проблемные ситуации, как правило, возникают в ходе выполнения учащимися заданий, имеющих обычно не только теоретический, но и практический (инструментальный) характер (поиск дополнительных фактов, сведений, систематизация и анализ информации и т. д.).

Функции: формирование творческого мышления и других составляющих интеллектуальной сферы, самостоятельное усвоение учащимися новых знаний и способов действий, стимулирование появления у учащихся новых способов действий, которым их заранее не обучали, формирование мотивационной, эмоциональной, волевой сфер.

Правила: 

  1. учитель, исходя из возможности и целесообразности проблемного обучения, дает учащимся самостоятельную работу по решению учебной проблемы;
  2.  созданием проблемной ситуации и постановкой задания по ее разрешению учитель побуждает учащихся к учебной деятельности поискового характера;
  3. контроль и оценка проводятся по рациональному способу решения познавательных заданий, по умению ставить и решать учебные проблемы, излагать результаты и доказывать свои выводы.

Применение: в форме организации и проведения лабораторных и практических работ, практикумов, при проведении общественных смотров знаний, при решении в течение нескольких уроков тематических межпредметных (интегративных) учебных проблем, при решении целостной проблемы творческими группами учащихся, при организации учебных игр. Исследовательский метод (как более сложный) применяется реже эвристического на доступном учащимся материале.

  1. Алгоритмический метод обучения – это обусловленная принципами обучения система регулятивных правил организации учителем процесса усвоения новых знаний и способов действий (включая усвоение алгоритмов) путем предписаний и показа алгоритмов выполнения заданий.
  2. Признаки: устное инструктирование учащихся; показ образца действия и алгоритма (совокупности правил и предписаний) его выполнения; наличие деятельности по образцу и алгоритму; возможны ситуации, когда алгоритмы разрабатывают сами учащиеся.
  3. Функции: формирование у учащихся умений работать по определенным правилам и предписаниям; организация лабораторных и практических работ по инструкциям; формирование умения самостоятельно составлять новые алгоритмы деятельности.
  4. Правила:  
  1. учащихся подробно инструктируют, как выполнить задание;
  2. им показывается образец практического выполнения задания;
  3. при выполнении задания учащиеся пользуются предложенным учителем алгоритмом (или разрабатывают его сами);
  4. контроль и оценка осуществляются в ходе и по результатам деятельности.

Применение: в форме заданий, выполняемых по алгоритму или поиску нового алгоритма.

В основе алгоритмического метода лежит передача алгоритма действия в форме инструктажа о целях, задачах, способах выполнения предстоящего задания (зачем, что и как делать).

В зависимости от уровня развития учащихся инструктаж может быть кратким, обобщенным или подробным, детальным, может проводиться в вопросно-ответной форме или с применением письменных предписаний, карточек, ТСО.

Например, при выполнении лабораторно-практических работ можно предложить такой план деятельности:

  1. Какова цель предстоящей работы? Что нужно сделать, какое новое знание усвоить, каким способом овладеть, какое умение выработать?
  2. Что для этого необходимо сделать? Что нужно определить в работе? и т. д.

Преподаватель дает предписания, учит самостоятельно составлять алгоритмы действий. На основе этого метода формируются индивидуальные способности усвоения новых знаний и овладения умениями.

Источник: https://psyera.ru/6633/metody-obucheniya-v-pedagogike

Педагогика

Наравне с имитационными активными методами обучения в дидактическом процессе должны широко применяться не имитационные, потому что, во-первых, не всегда через определенные объективные и субъективные причины удается организовать занятия в игровой форме, во-вторых, традиционные методы обучения требуют оживление, внесение определенных нестандартных методических приемов. С этой целью можно применять различные приемы и способы активизации лекционных и семинарских (практических) занятий, метод деловых поездок и тому подобное. Кратко охарактеризуем некоторые из них.

Лекционный метод.

Современная дидактика и особенности социальной деятельности требуют разнообразия классической лекции, потому что она направлена на простое информирование, передача готовых знаний путем монологической формы общения.

Лекции занимают существенное место в учебном процессе на всех уровнях образования, хотя их количество резко уменьшилось в учебных планах. В связи с этим от педагога требуется творческое отношение к ним.

Лекция,  отвечает современным дидактическим и воспитательным целям, должна формировать интерес и стремление к учения, приблизить учебный процесс к условиям профессиональной деятельности, способствовать обмену знаниями, опытом и чувствами. С этой целью используются определенные приемы и способы активизации классических лекций.

Лекция-беседа «диалог с аудиторией» – наиболее распространенная и сравнительно простая форма активного вовлечения учащихся в учебный процесс.

Она предусматривает непосредственный контакт педагога с аудиторией, что дает возможность сосредоточить внимание учащихся на наиболее важных проблемах темы, которая изучается, определить содержание и темп изложения учебного материала с учетом уровня подготовленности и образования аудитории. 

Участие студентов в лекции-беседе можно обеспечить различными приемами. Распространенные в педагогической практике, например, вопрос к аудитории (замешательства).

Они носят информационный характер, то есть направлены не на контроль, а на выяснение мнений и уровней осведомленности учащихся по изучаемой проблемы, актуализации знаний, необходимых для ее понимания, и определения степени готовности к восприятию материала лекции. Вопросы адресуются всей аудитории. Учащиеся отвечают с места.

С целью экономии времени вопросы следует формулировать так, чтобы можно было дать однозначный ответ. С учетом содержания ответов учитель строит свои дальнейшие действия. 

Когда уровень подготовленности слушателей достаточно высок, можно ставить проблемные вопросы, которые, указывая на сущность учебной проблемы, побуждают к обдумыванию проблемной ситуации.

Учащиеся, задумываясь над содержанием ситуации, проявляют интерес к теме лекции, положительно относятся к проблемам, которые подлежат изучению, пытаются самостоятельно или вместе с педагогом решить проблемную ситуацию.

Таким образом, происходит всесторонний и глубокий анализ проблемы. 

Один и тот же вопрос для одного ученика может быть информационным, а для другого, наоборот, – проблемным. Это зависит от уровня подготовленности учащихся. Поэтому учитель должен умело сочетать как информационные, так и проблемные вопросы, содержание которых должно учитывать индивидуально-психические особенности каждого ученика.

Согласно этого, некоторые лекции могут иметь исключительно проблемный характер. Во время их проведения процесс познания учащихся приближается к исследовательской деятельности.

Такие лекции способствуют приобретению учащимися теоретических знаний, развитию абстрактного мышления, формированию мотивации учебно-познавательной  деятельности и будущей профессиональной деятельности.

Общий эффект проблемной лекции определяется, во-первых, ее содержанием, во-вторых, способом организации совместной деятельности и теми средствами общения, которые обеспечивают активное и содержательное взаимодействие педагога с аудиторией.

Безусловно, лекция становится проблемной только тогда, когда имеет определенные интеллектуальные трудности, то есть когда в ней реализуется принцип проблемности. Он должен формироваться во время отбора и дидактической обработки учебного материала, а также непосредственно на лекции.

Первое направление реализуется путем разработки системы учебных проблем, то есть познавательных задач, отражающих основное содержание темы лекции, второй – компоновка лекции как диалогического общения педагога с учащимися, предметом которого является материал, который изучается.

 

Проблемность лекции достигается последовательным созданием проблемной ситуации определенной трудности, которую ученики не в состоянии преодолеть с помощью своих знаний.

Учебная проблема – это познавательная задача, которая имеет некоторые противоречия, и ответ на него требует дополнительного вопрос.

Учебные проблемы, которые вызывают у учащихся определенные интеллектуальные затруднения, должны быть посильными по своей сложности, учитывать познавательные возможности учащихся, находиться в русле изучаемого предмета, и представлять интерес для будущей профессиональной деятельности. 

Такие лекции обычно имеют диалоговый характер. Диалог может быть как внешним (между педагогом и учениками), так и внутренним (самостоятельное мышление, принятие учеником учебной проблемы). Характер и время использования диалога педагогом должен дидактически обосновываться.

В основном внешние диалоги переходят в лекцию-дискуссию, которая предполагает активный обмен мнениями в интервалах между логическими разделами лекции. Это, бесспорно, оживляет учебный процесс, активизирует познавательную деятельность учащихся, дает возможность педагогу управлять коллективным мнением группы.

  • Чтобы возник диалог, педагог должен выполнить ряд требований: 
  • – вступать в контакт с учениками не как «лицо», которое все знает, а как собеседник, который хочет обменяться своими мнениями по проблеме лекции, собственным видением путей ее решения; 
  • – не только признавать право ученика на собственный взгляд на проблему, но и быть заинтересованным в этом; 
  • – истинность новых знаний доказывать не силой личного или иного авторитета, а путем обоснованных рассуждений; 
  • – предоставлять возможность учащимся ознакомиться с разными взглядами относительно учебной проблемы, показать ее развитие и обосновывать правильный путь ее решения; 
  • – делать учеников активными соучастниками совместного научного поиска решения проблемы; 
  • – уважительно относиться к ученикам и особенно к их мнениям, создавать атмосферу сотрудничества, непринужденности; 
  • – стимулировать учащихся к самостоятельному поиску ответов учебной задачи во время лекции и впоследствии – самостоятельной работы.

Производным от внешнего диалога является внутренний, который развивается только при наличии у учащихся навыков и умений активного речевого общения. За то проблемные лекции должны дополняться системой семинаров, деловых игр, самостоятельной работы и прочее.

Лекция-анализ конкретной ситуации напоминает лекцию-дискуссию. Только на обсуждение преподаватель выносит не вопрос, а конкретную ситуацию.

Это так называемые микроситуации, которые демонстрируются аудитории устно или в виде видеозаписи, диафильма и тому подобное, ее изложение должно быть кратким, но существенным и содержательным, чтобы его хватило для всестороннего обсуждения. Ученики эту микроситуацию анализируют всей аудиторией.

Педагог активизирует этот диалог с помощью специально направленных вопросов, подсказок, сопоставлением различных взглядов, а иногда и их столкновением.

После этого он, основываясь на правильные и обоснованные ответы, рассуждения и суждения, анализирует эту ситуацию, предоставляет убедительные доказательства ложных мыслей и аргументировано подводит аудиторию к коллективному решению или выводу.

Читайте также:  Восстания рабов в италии и на острове сицилия в 30-х годах ii в. до н. э. - студенческий портал

Лекция с использованием техники обратной связи производится при наличии специально оборудованных аудиторий Аля программированного обучения. Когда аудитория полностью автоматизирована, присутствие педагога не обязательно: текст лекции подается в магнитофонной записи, который сопровождается соответствующим фильмом.

В конце каждого раздела лекции звучат контрольные вопросы, и на экране высвечиваются варианты ответов на них. Задача учащихся – нажать на правильный, на их взгляд, номер ответа на клавиатуре. Когда сумма баллов соответствует необходимому уровню, лекция продолжается.

А когда нет, то магнитофон автоматически переключается на другую дорожку, где лекционный материал преподается уже в другой способ.

Лекция-консультация используется во время изучения темы сугубо практического характера. На такой лекции ученики после изложения основных проблем задают педагогу вопросы. На ответы может отводиться до 50% учебного времени.

В конце занятия педагог делает выводы путем краткой дискуссии и определения правильных ответов.

До проведения лекции-пресс-конференции привлекаются специальные консультанты из комплексных проблем. Учеников могут заранее ознакомить с проблемами: они готовят вопросы, которые группируются за проблемами, и для ответа на них приглашаются специалисты высокого класса. 

Когда проблема не требует предварительной подготовки консультантов, занятия проводится так: педагог определяет тему лекции и предлагает учащимся в течение 2-3 минут сформулировать наиболее интересные для них вопросы, после чего в течение 3-5 минут группирует вопросы по содержанию и начинает преподавать лекцию. При этом он отвечает не на каждый вопрос, а на группы однородных вопросов. 

Когда проблема сложная, каждый консультант отвечает на свою группу вопросов. Ученики имеют возможность обращаться к ним за уточнением, задавать дополнительные вопросы.

Лекция с заранее запланированными ошибками предполагает закладывание в ее содержание определенное количество ошибок содержательного, методического и поведенческого характера. Описание таких ошибок педагог предъявляет учащимся в конце лекции. Для этого подбираются наиболее характерные ошибки, допускаемые как педагоги, так и ученики. 

Задача учеников заключается в том, чтобы обнаружить во время лекции эти ошибки, записать их и объявить в конце занятия. На анализ ошибок отводится 10-15 минут. Они анализируются сначала слушателями, а затем совместно с педагогом. Опыт свидетельствует, что учащиеся в основном находят преднамеренные ошибки (их также сверяют с заранее подготовленным описанием). 

Такие занятия носят эмоциональный характер, способствуют созданию атмосферы доверительности и сотрудничества педагога и учащихся, значительно повышают интерес последних к предмету, который изучается. 

Также эта лекция имеет большое воспитательное значение, как для педагога, так и для учеников. Например, ученики нередко фиксируют речевые и поведенческие ошибки педагога. В таком случае он должен открыто признаться в них и сделать для себя соответствующие выводы.

Источник: http://pedagogika.org/index/lekcionnyj_metod_obuchenija/0-154

Методы и формы обучения в СПО

Современное профессиональное образование в России выдвигает на первый план развитие общих и профессиональных компетенций, что обусловлено требованиями ФГОС СПО третьего поколения.

Для выполнения этих требований необходима модернизация не только содержания образования, но и методики его реализации. По этой причине всё большее распространение получают инновационные методы обучения.

Современная система методов обучения сложилась не сразу.

Американский педагог Кларк Керр выделяет четыре переломных момента, революции в области методов обучения. Первая революция произошла тогда, когда профессиональные педагоги заменили учителей-родителей. Вторая – когда устное слово дополнилось письменным.

Третья связана с введением печатного слова, а четвёртая, свидетелями которой нам повезло стать, – с компьютеризацией обучения.

В разные периоды истории тем или иным методам отдавался приоритет. Но при этом практика показала, что ни один метод, использованный сам по себе, не даёт нужных результатов. Успехов в профессиональном обучении можно достичь только при использовании нескольких методов, так как ни один из них не универсален. 

Классификация методов обучения

Традиционно в классификацию методов обучения входят:

  • словесный метод;
  • наглядный метод;
  • практический метод.

Словесные методы преобладают в системе методов обучения, так как позволяют в кратчайший срок передать большую по объёму информацию, поставить перед обучающимися проблемы и указать пути их решения.

Эти методы включают в себя:

  • рассказ;
  • объяснение;
  • беседу;
  • дискуссию;
  • лекцию.

При наглядных методах усвоение учебного материала зависит от применяемых в процессе обучения наглядного пособия и технических средств. Наглядные методы подразделяются на две большие группы: метод иллюстраций и метод демонстраций.

Практические методы основываются на практической деятельности обучающихся и формируют умения и навыки. К практическим методам относятся упражнения, лабораторные и практические работы.

Сфера образования представляет собой одну постоянно развивающихся отраслей. Вомногом именно она определяет создание инновационного климата и конкурентоспособности экономики в целом. Поэтому внедрение новых форм и методов работы – постоянная потребность образования.

Благодаря внедрению инноваций формируется новое образовательное пространство – система глобального, индивидуализированного и непрерывного образования. На сегодняшний день главная задача педагогов – не дать знания, а научить их добывать.

Поэтому сейчас всё больше набирают популярность активные методы обучения, которые заключаются в самостоятельном добывании знаний, активизируют познавательную деятельность обучающихся, развивают мышление и формируют практические умения и навыки.

Активные и интерактивные методы обучения в СПО

Китайская мудрость гласит: «Скажи мне, и я забуду. Покажи мне, и я запомню. Позволь мне сделать, и это станет моим навсегда». Эта поговорка ёмко отражает смысл обучения, основанного на методах практико-ориентированного обучения.

Понятия «активные» и «интерактивные» методы обучения часто взаимозаменяются, содержание их практически идентично, но главное их отличие друг от друга – это «уровень активности».

Активные методы предполагают энергичную мыслительную и практическую деятельность обучающихся, то есть не преподаватель излагает готовые знания, а студенты самостоятельно ими овладевают. Интерактивные же методы подразумевают взаимодействие с другими студентами в режиме диалога.

Основная цель обучения – научить применять полученные знания на практике. Ещё в шестидесятых годах прошлого века американский педагог Эдгар Дейл, давая учащимся одну и ту же информацию разными способами, доказал, что имитация реального опыта приводит к 90% усвоения материала. Эффективность пассивных и активных методов представлена в схематическом Конусе Эдгара Дейла.

К активным методам часто относят проблемные лекции, вебинары, skype-конференции, создание проектов, кейсов, игры, дискуссии, эксперименты, эвристические методы («Шесть шляп», «Стулья Диснея») и другие.

Применение интерактивных методов обучения в СПО решает проблему недостаточной мотивации обучающихся. В интерактивной форме могут проводиться как лекции, так и практические занятия. Вместо традиционных лекций проводятся лекции с запланированными ошибками, намеренно допускаемых преподавателем. Такой подход активизирует познавательную деятельность студентов.

К интерактивным методам относятся следующие формы организации обучения:

  • дискуссия и эвристическая беседа;
  • метод проектов;
  • мозговой штурм;
  • кейс-метод;
  • ролевые и деловые игры;
  • тренинги.

К сожалению, пока нет чёткой классификации интерактивных методов обучения. Это связано с тем, что нет чёткого разграничения активных и интерактивных методов. Одни и те же формы организации обучения относятся и к активным, и к интерактивным методам.

Отечественные исследователи Т.С. Панина и Л.Н Вавилова разделяют интерактивные методы обучения на группы: дискуссионные (диалог, дискуссия, разбор ситуаций из практики), игровые (дидактические, творческие и деловые игры) и тренинговые (коммуникатиные тренинги и тренинги сензитивности).

Рассмотрим по отдельности ряд интерактивных методов, которые набирают всё большую популярность в отечественном образовании: мозговой штурм, кейс-стади, метод проектов и игры.

Мозговой штурм

Мозговой штурм, также известный как метод коллективного поиска идей, был предложен американским копирайтером Алексом Осборном, который использовал этот метод оперативного решения проблемы в своём рекламном агентстве ещё в тридцатые годы XX века. Мозговой штурм стимулирует креативность группы путём свободного выражения своих мыслей по затрагиваемой проблеме. Такой метод помогает взглянуть на проблему с разных сторон и прийти к оптимальному решению.

Кейс-стади

Широкое распространение в образовании и бизнесе получил метод кейсов, который зародился в 1924 году в Гарвардском университете как техника обучения с использованием реальных экономических и социальных ситуаций. Сначала анализ и решение проблем проходит под руководством преподавателя, но затем постепенно увеличивается самостоятельность студентов. При составлении кейса соблюдаются определённые условия:

  • соответствие ситуации содержанию дисциплины;
  • проблемность;
  • простота и актуальность проблемы;
  • наличие чётких инструкций по работе с нею.

Метод проектов

При методе проектов обучающиеся овладевают компетенциями в процессе работы над постепенно усложняющимися практическими задачами – проектами.

Проект содержит в себе совокупность видов работ: поисковых, исследовательских и графических, которые студенты выполняют самостоятельно (но под руководством преподавателя) для практического или теоретического решения обозначенной задачи или проблемы.

Для развития рефлексии и самооценки образовательной деятельности в профессиональном образовании применяется технология портфолио. Портфолио демонстрирует различные аспекты развития студента, показывает этапы и качество овладения студентами учебным материалом, учит целеполаганию и планированию.

Деловые игры

Большим потенциалом в СПО обладают деловые игры, основанные на имитации профессиональной деятельности. Плюс деловой игры в том, что она позволяет наиболее полно воспроизвести профессиональную деятельность и развивает умение работать в коллективе.

Деловые игры часто применяются в совокупности с другой формой активного обучения – тренингами. Тренинги представляют собой совокупность игр и упражнений, которые объединяются в систему с помощью теоретических модулей. Участники тренинга развивают профессиональные компетенции, учатся преодолевать барьеры и результативно взаимодействовать с другими.

  • Участники тренинга «Технологии межфункционального взаимодействия в работе руководителя», прошедшего 18–20 июля 2018 года.
  • Ближайший тренинг для руководителей состоится 19-21 сентября в Нижнем Новгороде.
  • Ещё одно новое понятие появилось недавно – геймификация, которую определяют, как использование компьютерных игр, игрового мышления в образовании и других областях. Компьютерные игры обладают рядом положительных моментов:
  • в игре человек готов решать проблемы столько времени, сколько на это требуется,
  • в игре формируется способность обоснованно, быстро и самостоятельно принимать решения,
  • игра формирует навыки спокойного восприятия неудачи, целенаправленности в достижении цели.

Многопользовательские компьютерные игры также создают идеальную среду для совместного поиска решения проблем.

В нынешние времена выпускник учреждения СПО должен уметь гибко и нестандартно мыслить, оперативно переходить от одного уровня мышления к другому, дляускорения решения уметь разделять сложную задачу на более мелкие этапы, профессиональномыслить, принимать оптимально рациональное решение по возникающей проблеме.

Иначе говоря, современный выпускник профессиональной образовательной организации должен быть активным и уметь работать в коллективе.

Добиться этого помогут активные и интерактивные методы обучения, применяя которые в учреждениях СПО, вы учите своих студентов оперативно решать проблемы, возникающие в профессиональной деятельности, и эффективно взаимодействовать с коллегами.

Подготовиться к изменениям в сфере СПО вы сможете на Международном проектно-аналитическом семинаре «Обеспечение качества обучения в системе СПО в соответствии с мировыми стандартами. Конструируем колледж нового образца». Зарегистрируйтесь прямо сейчас. Будьте на шаг впереди.

Источник: https://academy-prof.ru/blog/sovremennye-metody-obuchenija-v-spo

Ссылка на основную публикацию
Adblock
detector