Метод воспитания в педагогике: определение и классификация

К педагогическим технологиям воспитания относят несколько групп воздействия:

alt

Узнай стоимость своей работы

Бесплатная оценка заказа!

Оценим за полчаса!
  1. Методы прямого педагогического влияния строятся на мгновенных или отсроченных реакциях учащихся. Их действия побуждают начать процесс самовоспитания.
  2. Методы, относящиеся к косвенному педагогическому влиянию, способствуют созданию такой ситуации, при которой у детей формируется установка на самосовершенствование. А также вырабатывается собственная позиция и определенное отношение к обществу, преподавателям и другим ученикам.Метод воспитания в педагогике, определение - Студенческий портал

По характеру воздействия на детей школьного возраста методы можно охарактеризовать как стимулирующие определенное поведение учащихся, способствующие правильной организации их деятельности, а также убеждающие, формирующие их сознание.

Основные методы воспитания в педагогике

Несмотря на достаточно большое количество применяемых в педагогических процессах методов, все они взаимно усиливают и гармонично дополняют друг друга.

Метод убеждения

Метод воспитания в педагогике, определение - Студенческий портал

С помощью метода убеждения можно выработать у учащегося стойкое убеждение в правильности определенных знаний или утверждений.

Читайте также:  Интернет-бизнес - разновидности и способы открыть свое дело в сети

Он позволяет передать ребенку нужную информацию или убедить в правильности выбранного решения. К приемам убеждения можно отнести беседы, диспуты, объяснения и повествования.

Метод поощрения

Метод воспитания в педагогике, определение - Студенческий портал

Метод поощрения при неоправданном использовании может породить у учащихся эгоистические устремления.

alt

Узнай стоимость своей работы

Бесплатная оценка заказа!

Оценим за полчаса!

А также убеждает их в собственной исключительности. Является вспомогательным методом педагогического воспитания.

Метод наказания

Метод воспитания в педагогике, определение - Студенческий портал

Наказание применяют в случае полного отрицания принятых социальных норм или правил поведения.

Наказание очень ответственный метод воспитания в педагогике, его применяют если нужно дать понять, насколько ошибочно поступил учащийся и прекратить негативное поведение.

Запрещается наказывать:

  • используя воздействия на личность физического плана;
  • применяя оскорбительные выпады;
  • лишая еды;
  • используя трудовую повинность;
  • отстраняя от участия в беседах и диспутах.
Читайте также:  Класс ракообразные: строение и процессы жизнедеятельности отряда

К наказанию предъявляют ряд специфических требований. Оно должно соизмеряться со степенью проступка и быть полностью обоснованным.

Нельзя неоднократно наказывать за одно негативное действие, а также заранее, унижать провинившихся воспитанников, наносить вред их психическому или физическому здоровью.

Пример. Относится к актуальным методам воспитания в педагогике. В основном воздействие осуществляется с учетом преимущественного акцентирования на положительных моментах истории или жизни. Но игнорировать отрицательные также нельзя.

Воспитанникам следует наглядно показывать реальные итоги неприглядного поведения, рассказывать о возможных последствиях. На основе различных примеров преподаватель должен прививать им желание бороться с негативными проявлениями в повседневной жизни.

Современные формы данного метода — пример воспитателя, родителей, выдающихся деятелей науки, искусства, сверстников.

Современные педагогические средства воспитания

Метод воспитания в педагогике, определение - Студенческий портал

К косвенным средствам воспитания относят:

  • книги;
  • кинофильмы;
  • познавательные программы;
  • мнения авторитетных людей;
  • технические средства.

С их помощью можно наглядно демонстрировать как положительные, так и отрицательные поступки отдельных лиц и сообществ.

Источник: https://mind-control.ru/metody-vospitaniya-v-pedagogike/

Понятие метода воспитания в педагогике

Термин «метод» многозначен. Его определение имеется в различных областях знаний, включая дидактику. Использование наиболее прогрессивных методов обучения, постоянное их совершенствование – это одно из основных направлений педагогики как научной дисциплины. В связи с этим, давайте разберем определение метода воспитания с точки зрения педагогики. Начнем с наиболее общего значения.

Метод воспитания – это алгоритм достижения определенных целей посредством организации взаимодействия между педагогом и учеником.

Современная педагогическая наука имеет длительный период исторического развития. Итогом этого процесса стала разработка достаточно большого количества методов воспитания, которые позволяют оптимизировать процесс достижения поставленных целей, значительно повысить эффективность воспитательного и образовательного процессов.

Подходы к пониманию методов воспитания

Приведем определение, которое широко используется в современной научной литературе.

Методы воспитания – это совокупность подходов и путей решения стоящих перед педагогом воспитательных задач, оказания на учащихся воспитательного воздействия.

По поводу этого определения в современной педагогике до сих пор продолжаются дискуссии. Термин часто используется для обозначения приемов, принципов или форм воспитательного воздействия, что не всегда верно.

Подходы к классификации методов обучения

Классификация методов обучения учитывает такие аспекты как:

  • цель;
  • личностный фактор;
  • последовательность применения методов;
  • средства реализации.

Единой классификации, которая бы удовлетворяла запросы всех без исключения педагогов, не существует, так как у каждого из специалистов складывается своя собственная система взглядов на воспитание и наиболее подходящих опробованных методик.

Если мы возьмем за основу такой критерий как характер воздействия на личность, то можно выделить методы:

  • прямого воспитательного воздействия, которые предполагают непосредственную реакцию подопечного на действия педагога (замену имеющихся поведенческих стратегий на более эффективные, развитие интереса к самовоспитанию и самообразованию);
  • косвенного воспитательного воздействия, которые предполагают создание определенных ситуаций, которые вынуждают подопечного принимать решения, получать определенный опыт и вырабатывать собственную позицию при взаимодействии с социальной средой.

Если решающим для нас фактором является направленность воспитательного воздействия, то можно выделить ряд методов:

  • убеждения;
  • упражнения;
  • стимулирования;
  • самовоспитания.

Используя все эти методы педагог может формировать различные потребности у своих подопечных, мотивировать к учебе и достижению социально значимых целей, проявлению собственной воли и чувств.

Методы убеждения

Именно методы убеждения имеют приоритетное значение в воспитательном процессе. Они позволяют оказывать наиболее сильное воздействие на мышление и поведение детей.

Для того, чтобы сделать развитие учащихся гармоничным, для убеждения необходимо использовать логические доводы, достоверные научные факты, примеры из личного опыта.

Достичь значительных изменений педагогу помогает постоянная и достаточно кропотливая работа.

Однако результаты планомерного изменения мышления и поведения подопечного позволяет педагогу реализовать стоящие перед ним дидактические цели.

Грамотное применение метода способно мотивировать учащегося к повышению собственной успеваемости, улучшению взаимоотношений с окружающими людьми, постепенному развитию личности ребенка.

В рамках метода выделяют:

  • диспут;
  • конференцию;
  • беседу;
  • лекции;
  • положительный пример.

Целью применения этих методик является формирование социально одобряемых, нравственных представлений подопечного.

Как видите, современная педагогика располагает достаточным арсеналом средств и методик, которые направлены на всестороннее развитие личности учащихся.

Если вы заметили ошибку в тексте, пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter

Источник: https://Zaochnik.com/spravochnik/pedagogika/teorija-vospitanija/ponjatie-metoda-vospitanija/

Педагогические методы воспитания

Все методы воспитания в педагогике можно подразделить на две категории: методы, оценивающие деятельность людей, и методы, побуждающие их к вполне определенным действиям. В основу группировки методов здесь положена деятельность людей. К первой группе относятся поощрения и порицания, ко второй — убеждение и побуждение.

Метод убеждения. В мировой практике воспитания убеждение — главный педагогический метод воспитания. Сущность убеждения заключается в воздействии словом и делом на сознание воспитуемого.

Этот метод в цивилизованном обществе является главным потому, что он обеспечивает воспитание у людей общечеловеческих морально-политических качеств. Убеждать значит разъяснять.

Успех убеждения зависит от ряда условий, которые воспитатель должен соблюдать:

  1. Убеждение предполагает разъяснение и доказательство по вопросам поведения на производстве и в быту.
  2. Эффективность убеждения зависит от личной убежденности воспитателя в том, в чем он убеждает своих подопечных. Человек обладает такими способностями, что легко разгадает фальшь в словах своего наставника.
  3. Успех убеждения зависит от умений и навыков вести беседу. Отсюда — руководитель (менеджер) обязан уметь формулировать свои мысли, владеть техникой речи, вызывать к себе интерес своих подопечных.
  4. При убеждении следует активизировать деятельность объекта воздействия. Для этого нужно:
  • показывать человеку, в чем заключаются положительные стороны или ошибочность его поведения;
  • ставить человека в такие условия, где бы он мог проявить свои возможности, не имея условий для совершения ошибочных действий или искушений;
  • подмечать у человека положительные стороны поведения и поощрять их;
  • вызывать у членов коллектива, с которыми находится в общении объект воздействия, положительное о нем мнение;
  • не выставлять напоказ свою заботу, доброту, внимание к другим людям.

Метод побуждения. С точки зрения педагогики, побуждение как метод воспитания заключается в том, что человек нацеливается на деятельность, желательную для коллектива. Побуждение — важнейший метод воспитания, ставящий личность в одобренные обществом рамки поведения.

Формами побуждения являются различные приемы межличностного взаимодействия воспитателя и воспитываемого. Такой формой может быть и приказ. В этом случае приказ выступает как средство управления и организации деятельности, как средство осуществления взаимодействия между рабочими группами.

Метод поощрения. В практической деятельности всегда приходится оценивать деятельность людей. Для этого используют методы поощрения и порицания.

Педагогически правильно примененное поощрение положительно сказывается на поведении человека, оно способствует сплочению коллектива. Поощрение — неотъемлемый элемент системы воспитания.

Оно выступает в разных формах: от одобрительного взгляда и искреннего пожатия руки до премии и награды.

Каждый человек хочет, чтобы его труд был оценен по достоинству. Если он вложил во что-то много своих сил и упорства, то ожидает за это положительной оценки. Отсюда — необходимость метода поощрения. В поощрении отражается положительная оценка деятельности. Такая оценка становится стимулом поведения. Однако таковым поощрение становится лишь при соблюдении ряда педагогических требований:

  • тот, кто поощряется, должен четко понимать, за что он поощряется; коллектив, должен представлять, в чем состоят заслуги последнего;
  • нельзя превращать поощрение в «плату» за работу, за соблюдение обычных норм поведения;
  • поощрение должно быть своевременным, его нельзя откладывать «на завтра»;
  • поощрение должно быть гласным.

Метод порицания. Порицание — это реакция на нежелательную деятельность и поведение. Она помогает оформиться крепкому человеческому характеру, воспитывает чувство ответственности, тренирует волю. Основными формами порицания взрослых выступают неодобрительный отзыв о работе и перевод на работу, а где бы работник мог проявить себя.

При вынесении порицания рекомендуется соблюдать ряд педагогических требований:

  • порицание должно выноситься только за конкретную деятельность, проступок;
  • при определении меры порицания следует принимать во воспитание специфику совершенного нежелательного действия и характер человека, то есть осуществлять индивидуальный подход к людям;
  • нельзя порицать людей в состоянии раздражения;
  • порицание должно быть своевременным и обязательно приводиться в исполнение;
  • за поступок одного человека нельзя порицать весь коллектив.

Источник: https://psyera.ru/pedagogicheskie-metody-vospitaniya-1845.htm

Методы воспитания

Метод воспитания – это способ достижения цели воспитания, способ получения результата. Цель можно достичь разными путями. Сколько же методов (способов) достижения цели воспитания существует? Какие из них приведут к цели быстрее, а какие медленнее? От чего зависит данный процесс и как можно повлиять на него?

Прежде чем ответить на эти вопросы, следует учесть, что в педагогике кроме понятия «метод воспитания» используется понятие «прием воспитания». Прием воспитания – частное выражение метода.

В процессе практической деятельности метод делится на приемы, которые помогают в достижении целей воспитания. Таким образом, приемы относятся к методам как частное к общему. Например, для метода примера приемом служит встреча с интересными людьми.

Для метода поощрения прием – вручение книги.

Воспитатель действует каждый раз по-разному: воздействует на воспитанника и ждет немедленной реакции в поведении; содействует, т.е. помогает ему; взаимодействует – сотрудничает с воспитанником.

Действия воспитателя организуются разными способами, потому что преследуются разные цели (цель определяет выбор метода); различное содержание деятельности; неодинаковы возраст воспитанников и их особенности и, наконец, профессиональные умения воспитателей также неодинаковы.

Итак, метод воспитания – это способы решения воспитательных задач и осуществления воспитательного взаимодействия.

В практике воспитательного процесса существуют различные методы воспитания: убеждение, положительный пример, личный пример, требование, ласковое прикосновение к воспитаннику, доверие, недоверие, приучение, поручение, угроза, прощение и др.

Важно отличать истинные методы воспитания отложных. Некоторые исследователи к ложным методам воспитания относят уговаривание, увещевание, упрашивание; назидание, морализирование, нотации; ворчание педагога, разнос, мелочные придирки; упреки, запугивание, бесконечные «проработки»; муштру; заорганизованность жизни детей; захваливание; и др.

Воспитателю важно научиться себя контролировать, чтобы не использовать неэффективные методы воздействия в процессе воспитания.

Читайте также:  Рене Декарт - детство и юность, становление философской системы и краткое описание жизненного пути

Общие методы воспитания и их классификация

Методы воспитания называются общими потому, что они используются:

  • а) в работе со всеми категориями людей (школьниками, студентами, солдатами и др.);
  • б) для решения любых воспитательных задач (нравственного, трудового, умственного, эстетического воспитания и др.);
  • в) разными категориями воспитателей (родителями, учителями, воспитателями);
  • г) для решения не одной, а совокупности задач.

В целях облегчения практического использования методов воспитания целесообразно их классифицировать.

Классификация методов – это построенная по определенному признаку система методов, способствующая выявлению в них общего и специфического, теоретического и практического.

Классификация помогает упорядочить методы. В существующих классификациях за основу берется одна или несколько сторон воспитательного процесса.

Представим некоторые из них.

Г. И. Щукина, Ю. К. Бабанский, В. А. Сласгенин предлагают следующую классификацию:

  • • методы формирования сознания (беседа, рассказ, диспут, лекция, пример);
  • • методы организации деятельности и формирования опыта общественного поведения (приучение, упражнение, поручение, создание воспитывающих ситуаций, требование, общественное мнение);
  • • методы стимулирования деятельности и поведения (соревнование, поощрение, наказание).

В Российской педагогической энциклопедии предлагается следующая классификация методов воспитания, базирующаяся на изменениях:

  • • деятельности и общения (введение новых видов деятельности и общения, изменение их смысла, содержания деятельности и предмета общения);
  • • отношений (демонстрация отношений, разграничение ролевых функций участников совместной деятельности, их прав и обязанностей, сохранение традиций и обычаев коллектива, изменение неформальных межличностных отношений);
  • • компонентов воспитательной системы (изменение коллективных целей, представлений о коллективе, перспектив дальнейшего развития).

Существуют и другие классификационные подходы. Задача воспитателя – выбрать наиболее логичные и эффективные методы для практического использования.

Представим группу методов, которые служат базой для различных классификаций. Это методы:

  • • убеждения;
  • • упражнения;
  • • поощрения;
  • • наказания;
  • • примера.

В практической реальной деятельности методы выступают в сложном гармоничном единстве, взаимно дополняя друг друга.

Источник: https://studme.org/61121/pedagogika/metody_vospitaniya

Читать

1. Понятие педагогики и этапы ее развития

Слово «педагогика» греческого происхождения. В дословном переводе означает «детовождение».

  • В современном понимании педагогика представляет собой совокупность знаний и умений по обучению и воспитанию, эффективных способов передачи накопленного опыта и оптимальной подготовки подрастающего поколения к жизни и деятельности.
  • Источники развития педагогики:
  • – многовековой практический опыт воспитания, закрепленный в образе жизни, традициях, обычаях людей, народной педагогике;
  • – философские, обществоведческие, педагогические и психологические труды;
  • – текущая мировая и отечественная практика воспитания;
  • – данные специально организованных педагогических исследований;
  • – опыт педагогов-новаторов.

Истоком европейских систем воспитания стала древнегреческая философия. Виднейшие ее представители: Демокрит, Сократ, Платон, Аристотель. Своеобразным итогом развития греческо-римской педагогической мысли стало произведение «Образование оратора» Марка Квинтилиана, древнеримского философа и педагога.

Средневековое образование, зажатое в тисках теологии и схоластики, во многом потеряло прогрессивную направленность античных времен. На этом историческом этапе были образованные для своего времени философы, создавшие обширные педагогические труды: Тертуллиан, Августин, Аквинат.

Эпоха Возрождения дала целый ряд ярких мыслителей, педагогов-гуманистов. Это Эразм Роттердамский, Витторино де Фельтрэ, Франсуа Рабле, Мишель Монтень.

Выделение педагогики из философии и оформление ее в научную систему произошло в XVII в. и связано с именем чешского педагога Яна Амоса Коменского. Предложенные им принципы, методы, формы обучения стали основой педагогической мысли.

Английский философ и педагог Джон Локк сосредоточил главные усилия на теории воспитания («Мысль о воспитании»).

Французские материалисты и просветители XVIII в. Д. Дидро, К. Гельвеций, П. Гольбах, Ж.Ж. Руссо вели непримиримую борьбу с догматизмом, схоластикой и вербализмом в педагогике.

Деятельность французских просветителей во многом определила творчество швейцарского педагога Иоганна Песталоцци. Им была предложена прогрессивная теория обучения и нравственного воспитания учащихся.

Мировую славу русской педагогике принес К.Д. Ушинский.

В конце XIX – начале XX в. интенсивные исследования педагогических проблем начаты в США, куда постепенно смешается центр педагогической мысли. Были сформированы общие принципы, выведены закономерности человеческого воспитания, разработаны и внедрены эффективные технологии образования. Виднейшие представители американской педагогики – Джон Дьюи и Эдвард Торндайк.

Активное участие в творческих исканиях новой педагогики послеоктябрьского периода принял С.Т. Шацкий.

Выдающимся отечественным педагогом по праву является А.С. Макаренко. Он переосмыслил классическое педагогическое наследие, участвовал в педагогических изысканиях 1920–1930 гг., разработал ряд новых направлений воспитания.

Моральные проблемы воспитания молодежи исследовал В.А. Сухомлинский. Его дидактические советы сохраняют свое значение и при осмыслении современных путей педагогической мысли и школы.

Современный этап развития педагогики основан на саморазвитии научной отрасли, сочетающей процессы интеграции и дифференциации с взаимодействием с другими науками.

2. Объект, предмет, задачи и функции педагогики

Объект педагогики – это явления действительности, которые обусловливают развитие человека, иначе говоря, это образование, изучением которого занимается целый ряд наук (философия, психология, социология и др.). Педагогика – это единственная специальная наука об образовании в ряду наук, которые могут изучать те или иные стороны образовательной деятельности.

Предметом педагогики выступает образование как реальный целостный педагогический процесс, целенаправленно организованный в специальных социальных институтах (семье, образовательных и культурно-воспитательных учреждениях).

Педагогика как наука изучает сущность, закономерности, тенденции, перспективы образования и средства развития человека на протяжении всей его жизни. На этой основе педагогика разрабатывает теорию и технологию организации образовательного процесса, формы и методы взаимодействия педагога и учащихся, а также стратегии и способы их взаимодействия.

  1. Педагогика в первую очередь изучает три главные составляющие образовательного процесса:
  2. – цели обучения (для чего учить);
  3. – содержание обучения (чему учить);
  4. – формы и методы обучения (как учить).

Основные задачи педагогики направлены на создание эффективной педагогической системы во всех направлениях человеческой жизни: общественной, личной, политической и т. д.

  • К таким задачам можно отнести:
  • – выявление и изучение закономерностей в области воспитания и обучения, управления образовательными и воспитательными системами;
  • – изучение и распространение педагогического опыта;
  • – прогнозирование дальнейшего развития образовательных систем;
  • – разработку новых методов, средств и форм обучения и воспитания;
  • – внедрение результатов педагогических исследований в практику образования;
  • – участие в международных педагогических проектах, обмене информацией, изучение зарубежного опыта педагогической работы;

– разработку систем функционирования педагогических учреждений и повышения их эффективности. Педагогическая наука осуществляет те же функции, что и любая другая научная дисциплина: описание, объяснение и предсказание явлений того участка действительности, который она изучает.

Но педагогическая наука, объект которой лежит в социально-гуманитарной сфере, имеет свою специфику. Педагогическая действительность не может ограничиться лишь объективным отображением изучаемого.

В ней совмещаются две функции, которые в других научных областях обычно поделены между различными дисциплинами:

  1. Научно-теоретическая функция, которая реализуется на трех уровнях:
  2. – описательном (изучение передового, инновационного педагогического опыта);
  3. – диагностическом (выявление состояния педагогических явлений, успешности и эффективности совместной деятельности педагогов и учащихся);
  4. – прогностическом (экспериментальные исследования педагогического процесса и построение более эффективных моделей этого процесса). Конструктивно-техническая функция также реализуется на трех уровнях:
  5. – проективном (разработка методических материалов, учебных планов, учебных пособий);
  6. – преобразовательном (внедрение достижений педагогической науки в практику);
  7. – рефлексивном и корректировочном (анализ и оценка влияния результатов научных исследований на практику обучения и воспитания).

Источник: https://www.litmir.me/br/?b=139463&p=3

Методика в педагогике, определение

Глубокие изменения в социуме требуют преодоления консерватизма в педагогической области, разработки и внедрения совершенно новых методов воспитания и обучения, модернизации методики деятельности педагогов.

Определение

В общих чертах методика это в педагогике наука, в центре которой:

  • закономерности обучения конкретной дисциплине;
  • механизм применения взаимосвязанных средств, методов и приемов учебно-воспитательного процесса;
  • наука с огромным числом исследовательских методов, позволяющим педагогам регулярно совершенствовать собственную деятельность.

Следовательно, методика в педагогике это результат многовековых поисков рациональных методов, форм и средств работы с учениками.

Педагогическая методика в качестве искусства

Имею научную основу, педагогические методики, аналогично педагогической деятельности как таковой, обладают высоким креативным потенциалом, из-за чего педагог направляет мышление на регулярный поиск смыслов различных методик и их задач, классификации, вариантов применения в деятельности на практике.

Иначе говоря, педагогическая методика это то, что учит целостно мыслить, подходить к деятельности как к единству цели, методов, принципов и содержания учебы, как к педагогическому мастерству, инструменту, формирующему педагогическую культуру.

Педагог раскрепощается, обеспечиваются основы для осуществления творческого потенциала, креативности и инициативности, что повышает эффективность процессов образования и воспитания.

План-конспект урока в качестве практического воплощения методики

План-конспект занятий выступает в качестве практического воплощения методики. В нем указывается последовательность этапов занятия, планируется педагогическая и учебная деятельность, отмечаются дидактические материалы, планируемые итоги деятельности и форма работы. Одновременно с этим план-конспект не ограничивает педагогическое творчество.

Среди основных компонентов такого конспекта:

  • целеполагание – указание задач и результатов обучения, которые необходимо достигнуть учащимся своей деятельностью;
  • указание учебных, педагогических действий, которые направлены на достижение поставленных задач;
  • диагностические инструменты, критерии оценки имеющихся результатов.

Методика и технология

И хотя вышеуказанные категории не редко используют как синонимы друг друга, четкое определение конечного результата является тем, что лежит в основе понимания технологии обучения.

Определение

В термин педагогическая технология закладывается набор методов, форм, приемов и средств обучения, к которым прибегают в процессе обучения, основываясь на чётко обозначенных психологических и педагогических инсталляциях, а они в свою очередь направлены на итоговый результат.

Как совокупность принципов и методов педагогической деятельности, технологии свойственен ряд характеристик, которые обуславливают целесообразность использования ее достижений в преподавательской практике:

  • Концептуальность, базирующаяся на совокупности, психологических, философских и педагогических теорий;
  • Системность, отличающаяся высоким показателем логичности построения, комплексностью, структурированностью и завершенностью деятельности и материалов;
  • Управляемость, которые обеспечивает наличие управленческих возможностей относительно учебно-познавательной активности учащихся, проектирования и внесения актуальных корректировок в процесс учебы;
  • Эффективность, направленная на достижение конкретных результатов при оптимизации средств и времени на обучение;
  • Воспроизводимость, где имеются в виду возможности передачи, заимствования педагогами.

Источник: https://sciterm.ru/spravochnik/metodika-v-pedagogike-opredelenie/

Ссылка на основную публикацию