Метод воспитания в педагогике: определение и классификация

К педагогическим технологиям воспитания относят несколько групп воздействия:

  1. Методы прямого педагогического влияния строятся на мгновенных или отсроченных реакциях учащихся. Их действия побуждают начать процесс самовоспитания.
  2. Методы, относящиеся к косвенному педагогическому влиянию, способствуют созданию такой ситуации, при которой у детей формируется установка на самосовершенствование. А также вырабатывается собственная позиция и определенное отношение к обществу, преподавателям и другим ученикам.Метод воспитания в педагогике, определение - Студенческий портал

По характеру воздействия на детей школьного возраста методы можно охарактеризовать как стимулирующие определенное поведение учащихся, способствующие правильной организации их деятельности, а также убеждающие, формирующие их сознание.

Основные методы воспитания в педагогике

Несмотря на достаточно большое количество применяемых в педагогических процессах методов, все они взаимно усиливают и гармонично дополняют друг друга.

Метод убеждения

Метод воспитания в педагогике, определение - Студенческий портал

С помощью метода убеждения можно выработать у учащегося стойкое убеждение в правильности определенных знаний или утверждений.

Он позволяет передать ребенку нужную информацию или убедить в правильности выбранного решения. К приемам убеждения можно отнести беседы, диспуты, объяснения и повествования.

Метод поощрения

Метод воспитания в педагогике, определение - Студенческий портал

Метод поощрения при неоправданном использовании может породить у учащихся эгоистические устремления.

А также убеждает их в собственной исключительности. Является вспомогательным методом педагогического воспитания.

Метод наказания

Метод воспитания в педагогике, определение - Студенческий портал

Наказание применяют в случае полного отрицания принятых социальных норм или правил поведения.

Наказание очень ответственный метод воспитания в педагогике, его применяют если нужно дать понять, насколько ошибочно поступил учащийся и прекратить негативное поведение.

Запрещается наказывать:

  • используя воздействия на личность физического плана;
  • применяя оскорбительные выпады;
  • лишая еды;
  • используя трудовую повинность;
  • отстраняя от участия в беседах и диспутах.

К наказанию предъявляют ряд специфических требований. Оно должно соизмеряться со степенью проступка и быть полностью обоснованным.

Нельзя неоднократно наказывать за одно негативное действие, а также заранее, унижать провинившихся воспитанников, наносить вред их психическому или физическому здоровью.

Пример. Относится к актуальным методам воспитания в педагогике. В основном воздействие осуществляется с учетом преимущественного акцентирования на положительных моментах истории или жизни. Но игнорировать отрицательные также нельзя.

Воспитанникам следует наглядно показывать реальные итоги неприглядного поведения, рассказывать о возможных последствиях. На основе различных примеров преподаватель должен прививать им желание бороться с негативными проявлениями в повседневной жизни.

Современные формы данного метода — пример воспитателя, родителей, выдающихся деятелей науки, искусства, сверстников.

Современные педагогические средства воспитания

Метод воспитания в педагогике, определение - Студенческий портал

К косвенным средствам воспитания относят:

  • книги;
  • кинофильмы;
  • познавательные программы;
  • мнения авторитетных людей;
  • технические средства.

С их помощью можно наглядно демонстрировать как положительные, так и отрицательные поступки отдельных лиц и сообществ.

Источник: https://mind-control.ru/metody-vospitaniya-v-pedagogike/

Понятие метода воспитания в педагогике

Термин «метод» многозначен. Его определение имеется в различных областях знаний, включая дидактику. Использование наиболее прогрессивных методов обучения, постоянное их совершенствование – это одно из основных направлений педагогики как научной дисциплины. В связи с этим, давайте разберем определение метода воспитания с точки зрения педагогики. Начнем с наиболее общего значения.

Метод воспитания – это алгоритм достижения определенных целей посредством организации взаимодействия между педагогом и учеником.

Современная педагогическая наука имеет длительный период исторического развития. Итогом этого процесса стала разработка достаточно большого количества методов воспитания, которые позволяют оптимизировать процесс достижения поставленных целей, значительно повысить эффективность воспитательного и образовательного процессов.

Подходы к пониманию методов воспитания

Приведем определение, которое широко используется в современной научной литературе.

Методы воспитания – это совокупность подходов и путей решения стоящих перед педагогом воспитательных задач, оказания на учащихся воспитательного воздействия.

По поводу этого определения в современной педагогике до сих пор продолжаются дискуссии. Термин часто используется для обозначения приемов, принципов или форм воспитательного воздействия, что не всегда верно.

Подходы к классификации методов обучения

Классификация методов обучения учитывает такие аспекты как:

  • цель;
  • личностный фактор;
  • последовательность применения методов;
  • средства реализации.

Единой классификации, которая бы удовлетворяла запросы всех без исключения педагогов, не существует, так как у каждого из специалистов складывается своя собственная система взглядов на воспитание и наиболее подходящих опробованных методик.

Если мы возьмем за основу такой критерий как характер воздействия на личность, то можно выделить методы:

  • прямого воспитательного воздействия, которые предполагают непосредственную реакцию подопечного на действия педагога (замену имеющихся поведенческих стратегий на более эффективные, развитие интереса к самовоспитанию и самообразованию);
  • косвенного воспитательного воздействия, которые предполагают создание определенных ситуаций, которые вынуждают подопечного принимать решения, получать определенный опыт и вырабатывать собственную позицию при взаимодействии с социальной средой.

Если решающим для нас фактором является направленность воспитательного воздействия, то можно выделить ряд методов:

  • убеждения;
  • упражнения;
  • стимулирования;
  • самовоспитания.

Используя все эти методы педагог может формировать различные потребности у своих подопечных, мотивировать к учебе и достижению социально значимых целей, проявлению собственной воли и чувств.

Методы убеждения

Именно методы убеждения имеют приоритетное значение в воспитательном процессе. Они позволяют оказывать наиболее сильное воздействие на мышление и поведение детей.

Для того, чтобы сделать развитие учащихся гармоничным, для убеждения необходимо использовать логические доводы, достоверные научные факты, примеры из личного опыта.

Достичь значительных изменений педагогу помогает постоянная и достаточно кропотливая работа.

Однако результаты планомерного изменения мышления и поведения подопечного позволяет педагогу реализовать стоящие перед ним дидактические цели.

Грамотное применение метода способно мотивировать учащегося к повышению собственной успеваемости, улучшению взаимоотношений с окружающими людьми, постепенному развитию личности ребенка.

Читайте также:  Древнеримская цивилизация - студенческий портал

В рамках метода выделяют:

  • диспут;
  • конференцию;
  • беседу;
  • лекции;
  • положительный пример.

Целью применения этих методик является формирование социально одобряемых, нравственных представлений подопечного.

Как видите, современная педагогика располагает достаточным арсеналом средств и методик, которые направлены на всестороннее развитие личности учащихся.

Если вы заметили ошибку в тексте, пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter

Источник: https://Zaochnik.com/spravochnik/pedagogika/teorija-vospitanija/ponjatie-metoda-vospitanija/

Педагогические методы воспитания

Все методы воспитания в педагогике можно подразделить на две категории: методы, оценивающие деятельность людей, и методы, побуждающие их к вполне определенным действиям. В основу группировки методов здесь положена деятельность людей. К первой группе относятся поощрения и порицания, ко второй — убеждение и побуждение.

Метод убеждения. В мировой практике воспитания убеждение — главный педагогический метод воспитания. Сущность убеждения заключается в воздействии словом и делом на сознание воспитуемого.

Этот метод в цивилизованном обществе является главным потому, что он обеспечивает воспитание у людей общечеловеческих морально-политических качеств. Убеждать значит разъяснять.

Успех убеждения зависит от ряда условий, которые воспитатель должен соблюдать:

  1. Убеждение предполагает разъяснение и доказательство по вопросам поведения на производстве и в быту.
  2. Эффективность убеждения зависит от личной убежденности воспитателя в том, в чем он убеждает своих подопечных. Человек обладает такими способностями, что легко разгадает фальшь в словах своего наставника.
  3. Успех убеждения зависит от умений и навыков вести беседу. Отсюда — руководитель (менеджер) обязан уметь формулировать свои мысли, владеть техникой речи, вызывать к себе интерес своих подопечных.
  4. При убеждении следует активизировать деятельность объекта воздействия. Для этого нужно:
  • показывать человеку, в чем заключаются положительные стороны или ошибочность его поведения;
  • ставить человека в такие условия, где бы он мог проявить свои возможности, не имея условий для совершения ошибочных действий или искушений;
  • подмечать у человека положительные стороны поведения и поощрять их;
  • вызывать у членов коллектива, с которыми находится в общении объект воздействия, положительное о нем мнение;
  • не выставлять напоказ свою заботу, доброту, внимание к другим людям.

Метод побуждения. С точки зрения педагогики, побуждение как метод воспитания заключается в том, что человек нацеливается на деятельность, желательную для коллектива. Побуждение — важнейший метод воспитания, ставящий личность в одобренные обществом рамки поведения.

Формами побуждения являются различные приемы межличностного взаимодействия воспитателя и воспитываемого. Такой формой может быть и приказ. В этом случае приказ выступает как средство управления и организации деятельности, как средство осуществления взаимодействия между рабочими группами.

Метод поощрения. В практической деятельности всегда приходится оценивать деятельность людей. Для этого используют методы поощрения и порицания.

Педагогически правильно примененное поощрение положительно сказывается на поведении человека, оно способствует сплочению коллектива. Поощрение — неотъемлемый элемент системы воспитания.

Оно выступает в разных формах: от одобрительного взгляда и искреннего пожатия руки до премии и награды.

Каждый человек хочет, чтобы его труд был оценен по достоинству. Если он вложил во что-то много своих сил и упорства, то ожидает за это положительной оценки. Отсюда — необходимость метода поощрения. В поощрении отражается положительная оценка деятельности. Такая оценка становится стимулом поведения. Однако таковым поощрение становится лишь при соблюдении ряда педагогических требований:

  • тот, кто поощряется, должен четко понимать, за что он поощряется; коллектив, должен представлять, в чем состоят заслуги последнего;
  • нельзя превращать поощрение в «плату» за работу, за соблюдение обычных норм поведения;
  • поощрение должно быть своевременным, его нельзя откладывать «на завтра»;
  • поощрение должно быть гласным.

Метод порицания. Порицание — это реакция на нежелательную деятельность и поведение. Она помогает оформиться крепкому человеческому характеру, воспитывает чувство ответственности, тренирует волю. Основными формами порицания взрослых выступают неодобрительный отзыв о работе и перевод на работу, а где бы работник мог проявить себя.

При вынесении порицания рекомендуется соблюдать ряд педагогических требований:

  • порицание должно выноситься только за конкретную деятельность, проступок;
  • при определении меры порицания следует принимать во воспитание специфику совершенного нежелательного действия и характер человека, то есть осуществлять индивидуальный подход к людям;
  • нельзя порицать людей в состоянии раздражения;
  • порицание должно быть своевременным и обязательно приводиться в исполнение;
  • за поступок одного человека нельзя порицать весь коллектив.

Источник: https://psyera.ru/pedagogicheskie-metody-vospitaniya-1845.htm

Методы воспитания

Метод воспитания – это способ достижения цели воспитания, способ получения результата. Цель можно достичь разными путями. Сколько же методов (способов) достижения цели воспитания существует? Какие из них приведут к цели быстрее, а какие медленнее? От чего зависит данный процесс и как можно повлиять на него?

Прежде чем ответить на эти вопросы, следует учесть, что в педагогике кроме понятия «метод воспитания» используется понятие «прием воспитания». Прием воспитания – частное выражение метода.

В процессе практической деятельности метод делится на приемы, которые помогают в достижении целей воспитания. Таким образом, приемы относятся к методам как частное к общему. Например, для метода примера приемом служит встреча с интересными людьми.

Для метода поощрения прием – вручение книги.

Воспитатель действует каждый раз по-разному: воздействует на воспитанника и ждет немедленной реакции в поведении; содействует, т.е. помогает ему; взаимодействует – сотрудничает с воспитанником.

Читайте также:  Порядок оценки существенности в аудите - студенческий портал

Действия воспитателя организуются разными способами, потому что преследуются разные цели (цель определяет выбор метода); различное содержание деятельности; неодинаковы возраст воспитанников и их особенности и, наконец, профессиональные умения воспитателей также неодинаковы.

Итак, метод воспитания – это способы решения воспитательных задач и осуществления воспитательного взаимодействия.

В практике воспитательного процесса существуют различные методы воспитания: убеждение, положительный пример, личный пример, требование, ласковое прикосновение к воспитаннику, доверие, недоверие, приучение, поручение, угроза, прощение и др.

Важно отличать истинные методы воспитания отложных. Некоторые исследователи к ложным методам воспитания относят уговаривание, увещевание, упрашивание; назидание, морализирование, нотации; ворчание педагога, разнос, мелочные придирки; упреки, запугивание, бесконечные «проработки»; муштру; заорганизованность жизни детей; захваливание; и др.

Воспитателю важно научиться себя контролировать, чтобы не использовать неэффективные методы воздействия в процессе воспитания.

Общие методы воспитания и их классификация

Методы воспитания называются общими потому, что они используются:

  • а) в работе со всеми категориями людей (школьниками, студентами, солдатами и др.);
  • б) для решения любых воспитательных задач (нравственного, трудового, умственного, эстетического воспитания и др.);
  • в) разными категориями воспитателей (родителями, учителями, воспитателями);
  • г) для решения не одной, а совокупности задач.

В целях облегчения практического использования методов воспитания целесообразно их классифицировать.

Классификация методов – это построенная по определенному признаку система методов, способствующая выявлению в них общего и специфического, теоретического и практического.

Классификация помогает упорядочить методы. В существующих классификациях за основу берется одна или несколько сторон воспитательного процесса.

Представим некоторые из них.

Г. И. Щукина, Ю. К. Бабанский, В. А. Сласгенин предлагают следующую классификацию:

  • • методы формирования сознания (беседа, рассказ, диспут, лекция, пример);
  • • методы организации деятельности и формирования опыта общественного поведения (приучение, упражнение, поручение, создание воспитывающих ситуаций, требование, общественное мнение);
  • • методы стимулирования деятельности и поведения (соревнование, поощрение, наказание).

В Российской педагогической энциклопедии предлагается следующая классификация методов воспитания, базирующаяся на изменениях:

  • • деятельности и общения (введение новых видов деятельности и общения, изменение их смысла, содержания деятельности и предмета общения);
  • • отношений (демонстрация отношений, разграничение ролевых функций участников совместной деятельности, их прав и обязанностей, сохранение традиций и обычаев коллектива, изменение неформальных межличностных отношений);
  • • компонентов воспитательной системы (изменение коллективных целей, представлений о коллективе, перспектив дальнейшего развития).

Существуют и другие классификационные подходы. Задача воспитателя – выбрать наиболее логичные и эффективные методы для практического использования.

Представим группу методов, которые служат базой для различных классификаций. Это методы:

  • • убеждения;
  • • упражнения;
  • • поощрения;
  • • наказания;
  • • примера.

В практической реальной деятельности методы выступают в сложном гармоничном единстве, взаимно дополняя друг друга.

Источник: https://studme.org/61121/pedagogika/metody_vospitaniya

Читать

1. Понятие педагогики и этапы ее развития

Слово «педагогика» греческого происхождения. В дословном переводе означает «детовождение».

  • В современном понимании педагогика представляет собой совокупность знаний и умений по обучению и воспитанию, эффективных способов передачи накопленного опыта и оптимальной подготовки подрастающего поколения к жизни и деятельности.
  • Источники развития педагогики:
  • – многовековой практический опыт воспитания, закрепленный в образе жизни, традициях, обычаях людей, народной педагогике;
  • – философские, обществоведческие, педагогические и психологические труды;
  • – текущая мировая и отечественная практика воспитания;
  • – данные специально организованных педагогических исследований;
  • – опыт педагогов-новаторов.

Истоком европейских систем воспитания стала древнегреческая философия. Виднейшие ее представители: Демокрит, Сократ, Платон, Аристотель. Своеобразным итогом развития греческо-римской педагогической мысли стало произведение «Образование оратора» Марка Квинтилиана, древнеримского философа и педагога.

Средневековое образование, зажатое в тисках теологии и схоластики, во многом потеряло прогрессивную направленность античных времен. На этом историческом этапе были образованные для своего времени философы, создавшие обширные педагогические труды: Тертуллиан, Августин, Аквинат.

Эпоха Возрождения дала целый ряд ярких мыслителей, педагогов-гуманистов. Это Эразм Роттердамский, Витторино де Фельтрэ, Франсуа Рабле, Мишель Монтень.

Выделение педагогики из философии и оформление ее в научную систему произошло в XVII в. и связано с именем чешского педагога Яна Амоса Коменского. Предложенные им принципы, методы, формы обучения стали основой педагогической мысли.

Английский философ и педагог Джон Локк сосредоточил главные усилия на теории воспитания («Мысль о воспитании»).

Французские материалисты и просветители XVIII в. Д. Дидро, К. Гельвеций, П. Гольбах, Ж.Ж. Руссо вели непримиримую борьбу с догматизмом, схоластикой и вербализмом в педагогике.

Деятельность французских просветителей во многом определила творчество швейцарского педагога Иоганна Песталоцци. Им была предложена прогрессивная теория обучения и нравственного воспитания учащихся.

Мировую славу русской педагогике принес К.Д. Ушинский.

В конце XIX – начале XX в. интенсивные исследования педагогических проблем начаты в США, куда постепенно смешается центр педагогической мысли. Были сформированы общие принципы, выведены закономерности человеческого воспитания, разработаны и внедрены эффективные технологии образования. Виднейшие представители американской педагогики – Джон Дьюи и Эдвард Торндайк.

Активное участие в творческих исканиях новой педагогики послеоктябрьского периода принял С.Т. Шацкий.

Выдающимся отечественным педагогом по праву является А.С. Макаренко. Он переосмыслил классическое педагогическое наследие, участвовал в педагогических изысканиях 1920–1930 гг., разработал ряд новых направлений воспитания.

Моральные проблемы воспитания молодежи исследовал В.А. Сухомлинский. Его дидактические советы сохраняют свое значение и при осмыслении современных путей педагогической мысли и школы.

Современный этап развития педагогики основан на саморазвитии научной отрасли, сочетающей процессы интеграции и дифференциации с взаимодействием с другими науками.

Читайте также:  Значение птиц в природе и жизни человека - происхождение и характеристика класса

2. Объект, предмет, задачи и функции педагогики

Объект педагогики – это явления действительности, которые обусловливают развитие человека, иначе говоря, это образование, изучением которого занимается целый ряд наук (философия, психология, социология и др.). Педагогика – это единственная специальная наука об образовании в ряду наук, которые могут изучать те или иные стороны образовательной деятельности.

Предметом педагогики выступает образование как реальный целостный педагогический процесс, целенаправленно организованный в специальных социальных институтах (семье, образовательных и культурно-воспитательных учреждениях).

Педагогика как наука изучает сущность, закономерности, тенденции, перспективы образования и средства развития человека на протяжении всей его жизни. На этой основе педагогика разрабатывает теорию и технологию организации образовательного процесса, формы и методы взаимодействия педагога и учащихся, а также стратегии и способы их взаимодействия.

  1. Педагогика в первую очередь изучает три главные составляющие образовательного процесса:
  2. – цели обучения (для чего учить);
  3. – содержание обучения (чему учить);
  4. – формы и методы обучения (как учить).

Основные задачи педагогики направлены на создание эффективной педагогической системы во всех направлениях человеческой жизни: общественной, личной, политической и т. д.

  • К таким задачам можно отнести:
  • – выявление и изучение закономерностей в области воспитания и обучения, управления образовательными и воспитательными системами;
  • – изучение и распространение педагогического опыта;
  • – прогнозирование дальнейшего развития образовательных систем;
  • – разработку новых методов, средств и форм обучения и воспитания;
  • – внедрение результатов педагогических исследований в практику образования;
  • – участие в международных педагогических проектах, обмене информацией, изучение зарубежного опыта педагогической работы;

– разработку систем функционирования педагогических учреждений и повышения их эффективности. Педагогическая наука осуществляет те же функции, что и любая другая научная дисциплина: описание, объяснение и предсказание явлений того участка действительности, который она изучает.

Но педагогическая наука, объект которой лежит в социально-гуманитарной сфере, имеет свою специфику. Педагогическая действительность не может ограничиться лишь объективным отображением изучаемого.

В ней совмещаются две функции, которые в других научных областях обычно поделены между различными дисциплинами:

  1. Научно-теоретическая функция, которая реализуется на трех уровнях:
  2. – описательном (изучение передового, инновационного педагогического опыта);
  3. – диагностическом (выявление состояния педагогических явлений, успешности и эффективности совместной деятельности педагогов и учащихся);
  4. – прогностическом (экспериментальные исследования педагогического процесса и построение более эффективных моделей этого процесса). Конструктивно-техническая функция также реализуется на трех уровнях:
  5. – проективном (разработка методических материалов, учебных планов, учебных пособий);
  6. – преобразовательном (внедрение достижений педагогической науки в практику);
  7. – рефлексивном и корректировочном (анализ и оценка влияния результатов научных исследований на практику обучения и воспитания).

Источник: https://www.litmir.me/br/?b=139463&p=3

Методика в педагогике, определение

Глубокие изменения в социуме требуют преодоления консерватизма в педагогической области, разработки и внедрения совершенно новых методов воспитания и обучения, модернизации методики деятельности педагогов.

Определение

В общих чертах методика это в педагогике наука, в центре которой:

  • закономерности обучения конкретной дисциплине;
  • механизм применения взаимосвязанных средств, методов и приемов учебно-воспитательного процесса;
  • наука с огромным числом исследовательских методов, позволяющим педагогам регулярно совершенствовать собственную деятельность.

Следовательно, методика в педагогике это результат многовековых поисков рациональных методов, форм и средств работы с учениками.

Педагогическая методика в качестве искусства

Имею научную основу, педагогические методики, аналогично педагогической деятельности как таковой, обладают высоким креативным потенциалом, из-за чего педагог направляет мышление на регулярный поиск смыслов различных методик и их задач, классификации, вариантов применения в деятельности на практике.

Иначе говоря, педагогическая методика это то, что учит целостно мыслить, подходить к деятельности как к единству цели, методов, принципов и содержания учебы, как к педагогическому мастерству, инструменту, формирующему педагогическую культуру.

Педагог раскрепощается, обеспечиваются основы для осуществления творческого потенциала, креативности и инициативности, что повышает эффективность процессов образования и воспитания.

План-конспект урока в качестве практического воплощения методики

План-конспект занятий выступает в качестве практического воплощения методики. В нем указывается последовательность этапов занятия, планируется педагогическая и учебная деятельность, отмечаются дидактические материалы, планируемые итоги деятельности и форма работы. Одновременно с этим план-конспект не ограничивает педагогическое творчество.

Среди основных компонентов такого конспекта:

  • целеполагание – указание задач и результатов обучения, которые необходимо достигнуть учащимся своей деятельностью;
  • указание учебных, педагогических действий, которые направлены на достижение поставленных задач;
  • диагностические инструменты, критерии оценки имеющихся результатов.

Методика и технология

И хотя вышеуказанные категории не редко используют как синонимы друг друга, четкое определение конечного результата является тем, что лежит в основе понимания технологии обучения.

Определение

В термин педагогическая технология закладывается набор методов, форм, приемов и средств обучения, к которым прибегают в процессе обучения, основываясь на чётко обозначенных психологических и педагогических инсталляциях, а они в свою очередь направлены на итоговый результат.

Как совокупность принципов и методов педагогической деятельности, технологии свойственен ряд характеристик, которые обуславливают целесообразность использования ее достижений в преподавательской практике:

  • Концептуальность, базирующаяся на совокупности, психологических, философских и педагогических теорий;
  • Системность, отличающаяся высоким показателем логичности построения, комплексностью, структурированностью и завершенностью деятельности и материалов;
  • Управляемость, которые обеспечивает наличие управленческих возможностей относительно учебно-познавательной активности учащихся, проектирования и внесения актуальных корректировок в процесс учебы;
  • Эффективность, направленная на достижение конкретных результатов при оптимизации средств и времени на обучение;
  • Воспроизводимость, где имеются в виду возможности передачи, заимствования педагогами.

Источник: https://sciterm.ru/spravochnik/metodika-v-pedagogike-opredelenie/

Ссылка на основную публикацию