Библиографическая ссылка на статью:
Егорихина С.Ю. Организация межличностного взаимодействия в социально-образовательной среде // Современные научные исследования и инновации. 2011. № 6 [Электронный ресурс]. URL: http://web.snauka.ru/issues/2011/10/3100 (дата обращения: 03.02.2020).
Проблема межличностного взаимодействия в современной школе приобретает все большее значение. Организация процесса взаимодействия педагога и школьников в учебной деятельности оказывает непосредственное влияние на развитие субъектов образовательного процесса.
Исследования показывают, что педагогическая деятельность осуществляется через межличностное взаимодействие.
При неэффективном взаимодействии происходит нерезультативная передача знаний, возникают конфликты, затруднения в общении, что не способствует полноценному развитию личности ребенка.
Особенно значимым является характер межличностного взаимодействия в начальной школе, обучение в которой изменяет весь образ жизни не только ребенка, но и взрослых – родителей.
Взаимодействие учителя с учащимися и их родителями, близость их установок на образование детей, жизненных ориентаций, коммуникативных установок, во многом определяет дальнейший симбиоз школы и семьи.
Психологическое благополучие данного союза зависит, прежде всего, от учителя, его готовности и способности к более широкому социальному общению с разными типами детей и взрослых (разными жизненными ценностями, направленностью личности, характером, уровнем культуры).
Можно предполагать, что чем больше учитель осознает значимость такого социально-личностного взаимодействия в учебно-воспитательном процессе, тем больше он ориентирован на сотрудничество в педагогической деятельности.
В психологической литературе взаимодействие понимается как процесс непосредственного или опосредованного воздействия, влияния участников этого процесса друг на друга [4, 7].
В целом взаимодействие в структурном отношении – это процесс, который складывается, с одной стороны, из физического контакта, совместного перемещения в пространстве, совместного группового или массового действия и, с другой стороны, из духовного вербального и невербального информационного контакта.
Взаимодействие выступает как интерактивная сторона общения, обозначающая характеристику тех его компонентов, которые связаны с взаимовлиянием людей друг на друга, с непосредственной организацией их совместной деятельности. Участие одновременно многих людей в этой деятельности означает, что каждый должен внести в нее свой особый вклад.
На ее основе рождается коммуникативный процесс или межличностное общение. Обмен знаниями и идеями по поводу совместной деятельности неизбежно предполагает также достижение взаимопонимания между участниками, которое реализуется в новых совместных попытках организовать и развить далее деятельность.
При этом для участников важно не только обменяться информацией, но и организовать обмен действиями, спланировать их.
Взаимодействие характеризуется общественными отношениями, которые даны через ту социальную деятельность, частью которой оно является, и межличностными, определяющими тип взаимодействия при данных конкретных условия и степень его выраженности.
А.Н. Леонтьев, В.Н. Мясищев, Б.Г. Ананьев, А.А. Бодалев отмечали, что межличностное взаимодействие – это система избирательных связей человека с другими людьми. Я.Л. Коломинский, А.В. Петровский рассматривали межличностные отношения как взаимоотражение.
Таким образом, в широком смысле межличностное взаимодействие – это случайный или преднамеренный, частный или публичный, длительный или кратковременный, вербальный или невербальный личностный контакт двух или более человек, имеющий следствием взаимные изменения их поведения, деятельности, отношений, установок. В узком смысле – система взаимно обусловленных индивидуальных действий, связанных причинной зависимостью, при которой поведение каждого из участников выступает одновременно и стимулом, и реакцией на поведение остальных [7, 8].
К социально-образовательной среде обычно относят администрацию учебного заведения, учителей, учащихся, родителей, воспитателей, руководителей кружков и других лиц, тесно связанных с учебно-воспитательной деятельностью. Школа по сравнению со многими другими учреждениями отличается обилием всевозможных межличностных, групповых, ролевых взаимосвязей и взаимодействий, порой запутанных, тесно переплетенных и неоднозначных.
Особое значение приобретает необходимость индивидуализации педагогической технологии, применяемой учителем к состояниям и свойствам школьника.
Это требует особой стратегии взаимодействия в диаде «учитель – ученик», предполагающей наличие у педагога открытости, чувствительности к внешним влияниям, в данном случае к индивидуальным особенностям ребенка, его эмоциональным состояниям и мотивационным тенденциям.
- Под «стратегией взаимодействия» понимается осознаваемый выбор стилевых и содержательных характеристик организации и построения общения, определяемый не только содержанием ситуации, но и личностными предпочтениями субъекта [1].
- По нашему мнению, такой стратегией взаимодействия может быть организация педагогического общения, схематически изображенная в виде «Окна Джогари» [5]:
Рисунок 1.«Окно Джогари»
В ее основу положено представление о том, что результат и характер межличностного взаимодействия в конечном итоге определяется степенью выраженности двух процессов: контакта и обратной связи.
Контакт выступает как показатель степени открытости субъекта, его способности принимать самому и демонстрировать другим свою индивидуальность, не ожидая непонимания, осуждения или использования этой открытости в ущерб себе.
Обратная связь характеризуется способностью не только фиксировать информацию о другом человеке, но и перестраивать содержательные характеристики взаимодействия с этим человеком в соответствии с его позициями, состояниями и мотивами.
Сочетание степени выраженности описанных выше процессов позволяет выделить следующие четыре стратегии взаимодействия: «Арена», «Фасад», «Слепая зона», «Мертвая зона».
С целью изучения стратегий организации межличностного взаимодействия был проведен опрос учителей начальных классов (n = 100), в котором приняли участие педагоги, работающие в данной сфере по призванию, ориентированные на свое непрерывное профессиональное совершенствование, развитие психолого-педагогической компетентности.
Результаты опроса показали, что стратегия межличностного взаимодействия «Арена» характерна для 28% респондентов (педагоги, во взаимодействии которых с учащимися в высокой степени представлены и процесс «обратной связи», и процесс «контакта»), стратегия «Фасад» – для 69% опрошенных (хорошо выражен процесс «обратной связи», но не явно, т.е. минимизирован, процесс «контакта»), стратегия «Слепая зона» – для 3% (процесс «контакта» преобладает над «обратной связью»). Учителей с такой стратегией взаимодействия, как «Мертвая зона», не оказалось.
Несмотря на высокий уровень удовлетворенности педагогической деятельностью, систематическое участие в работе курсов повышения квалификации, многие учителя имеют трудности в процессе межличностного взаимодействия в социально-образовательной среде: 27% педагогов – в общении с учащимися, 32% и 11% – в работе с родителями и коллегами соответственно.
По мнению исследователей [2, 3, 8], занимающихся проблемами организации межличностного взаимодействия, наиболее оптимальна стратегия взаимодействия «Арена», особыми чертами которой являются открытость, прямота, понимание желаний и позиций других участников взаимодействия.
Исследование особенностей этой стратегии в школе показало, что таким учителям свойственна озабоченность созданием у учащихся положительной мотивации к деятельности. Они более снисходительны к их ошибкам, к импровизации в ответах, более склонны поощрять, чем наказывать.
В то же время педагоги данной группы менее деловиты, допуская на уроках «лирические отступления», демонстрируя не ролевое, а личностное отношение к происходящему, они склонны информировать детей о возникших здесь и теперь переживаниях. Конечно, стратегия «Арена» на первых порах выступает как фактор, существенно дестабилизирующий отношения в диаде «учитель-ученик».
Это происходит потому, что чаще всего взаимодействие в школе между педагогом и ребенком является формализованным общением, во многом ритуальным и, таким образом, предполагающим закрытость сторон.
Привыкание к стратегии «Арена» придает педагогическому общению качественное своеобразие, и новые, «человеческие», отношения между учителем и ребенком изменяют мотивационную ситуацию взаимодействия. Дело в том, что ребенок начинает обучаться и совершенствоваться не для деятельности, а для учителя, пытаясь сохранить открытость и доверительность отношений, имея возможность удовлетворить свою потребность в самопринятии и защищенности.
В современной школе более всего распространена стратегия педагогического взаимодействия, которая называется «Фасад». Она характеризуется тем, что у учителя отсутствует желание быть максимально открытым, доброжелательным, контактным.
В то же время здесь доминирует процесс обратной связи, когда учитель всемерно стремится к получению информации об учениках, о том, какой они видят ситуацию взаимодействия, каким они видят его самого и насколько благополучно это видение.
Такая позиция постепенно превращается в ситуацию стремления быть «идеальным учителем», сводится к поиску одобрения и успешности своей профессиональной деятельности. Педагог скрывается за «фасадом» формально правильного учительского поведения.
Мотивация учения детей строится на основе предписаний, принуждения; реакции на изменения ситуации определяются не личностными отношениями, а формальными профессиональными требованиями. В отношениях с детьми присутствует некоторая отстраненность, официальность.
Заметим, что существует стратегия «Слепая зона», когда один из партнеров чрезмерно увлекается процессом контакта и перестает реагировать на обратную связь. Это может быть обусловлено внутренним невротическим напряжением, слишком интенсивными эмоциональными переживаниями или тем, что субъект является экзальтированной личностью.
Человек с такой стратегией общения не имеет представления о последствиях собственного поведения, не может прогнозировать их. Его поведение становится не очень предсказуемым и вызывает напряженность. Для партнера по общению характерно чувство враждебности, беззащитности и ненужности.
Обычно учащиеся начинают чувствовать себя лишенными каких-либо прав и у них возникает ощущение несправедливости оценки их работы.
Поскольку поведение учителя со стратегией «Слепая зона» ориентировано на импульсивные характеристики общения, то, в сочетании с отсутствием прогноза в такой ситуации, ребенок часто ощущает непонимание собственных позиций, состояний и стремлений со стороны учителя.
Особой стратегией взаимодействия является «Мертвая зона», которая характеризуется игнорированием и процесса «контакта», и процесса «обратной связи». Возникает ситуация болезненной аутичности. Исследования показали, что такой стиль взаимодействия встречается достаточно редко и может быть проявлением невротических или психопатических состояний.
Таким образом, представленность процессов «контакта» и «обратной связи» существенно сказывается на характере организации педагогического взаимодействия.
Следует заметить, что для большинства учителей характерна неэффективная стратегия межличностного взаимодействия «Фасад», что может приводить к возникновению различного рода негативных последствий.
В этой связи актуальна проблема подготовки педагогов, способных реализовать соответствующие характеристики общения в диаде «учитель-ученик» с целью оптимизации учебного процесса.
Библиографический список
- Альбуханова-Славская, К.А. Стратегия жизни / К.А. Альбуханова-Славская – М.: Наука, 1991. – 234 с.
- Герасимов, В.П. Индивидуальность в системной парадигме / В.П. Герасимов. – Бийск, 2003.
- Герасимов, В.П. Стратегии педагогического взаимодействия и дезадаптированность школьников / В.П. Герасимов, Е.Ю. Подойма, Ю.А. Ковалев // Актуальные вопросы подготовки психолога к работе в различных сферах профессиональной деятельности: Материалы межвузовской конференции. – Москва-Бийск, 2001. – С. 67-78.
- Иванова, С.П. Учитель XXI века: ноопсихологический подход к анализу профессионально-личностной готовности к педагогической деятельности / С.П. Иванова. – Псков, 2002 г. – 228 с.
- Мелибруда, Е.Я. Я – Ты – Мы: Психологические возможности улучшения общения / Е.Я. Мелибруда. – М.: Прогресс, 1986.
- Митина, Л.М. Психология труда и профессионального развития учителя: учеб. пособие / Л.М. Митина. – М., 2004. – 320 с.
- Петровский, А.В. Личностно-развивающее взаимодействие / А.В. Петровский, В. К Калиненко, И.П Котова. – Ростов н/Д, 1993. – 88 с.
- Рогов, Е.И. Психология общения / Е.И. Рогов. – М.: Владос, 2005.
Количество просмотров публикации: Please wait
Источник: http://web.snauka.ru/issues/2011/10/3100
Модели анализа межличностного взаимодействия | Студент-Сервис
Социальное взаимодействие – это система взаимообуславливающих социальных действий, связанных причинной циклической зависимостью, при которой действие одного субъекта являются причиной и следствием ответных действий.
Взаимодействие представляет собой взаимное влияние различных сфер, явлений и процессов общественной жизни, осуществляющееся посредством социальной деятельности.
Оно имеет место как между обособленными объектами (внешнее взаимодействие), так и внутри отдельного объекта, между его элементами (внутреннее взаимодействие).
Социальное взаимодействие имеет объективную и субъективную стороны.
Объективной стороной взаимодействия выступают связи, независимые от отдельных людей, но опосредствующие и контролирующие содержание и характер их взаимодействия.
Под субъективной стороной понимается сознательное отношение индивидов друг к другу, основанное на взаимных ожиданиях соответствующего поведения.
В социологии можно выделить четыре основных модели анализа социальных взаимодействий:
Теория социального обмена. Ее автором и разработчиком стал Дж. Хоманс. Согласно этой модели люди, взаимодействуя друг с другом, взвешивают возможные затраты и дивиденды. Исходя из этой модели, процесс межличностного взаимодействия можно рассматривать как постоянный обмен между людьми выгодами. В рамках данной модели можно выделить 4 принципа межличностного общения:
- чем больше вознаграждение определенных типов поведения, тем чаще оно будет повторяться;
- если вознаграждение за определенный тип поведения зависит от определенных условий, то человек будет стараться их воссоздать;
- если вознаграждение велико, то человек готов затратить больше усилий для его получения;
- когда потребности человека близки к насыщению, то он в меньшей степени готов прилагать усилия для их удовлетворения.
Символический интеракционизм был разработан Дж. Мидом и Г. Блумером. Мид утверждает, что поведение людей зависит от того значения, которое они придают объекту действия. Важным элементом поведения человека с точки зрения интеракционистов является формирование значений.
Формирование значений – это набор действий, в ходе которых индивид замечает предмет, относит его со своими ценностями, придает ему значение и решает действовать на основе данного значения. Мид рассматривал поступки человека как социальное действие, основанное на коммуникации.
Мид выделил два типа действий:
- незначимый жест;
- значимый жест, заключающийся в осмыслении не только поступков, но намерений.
Сущность этой методологии состоит в том, что взаимодействие людей рассматривается как беспрерывный диалог. Сторонники этого направления в современной социологии огромное значение придают языковой символике.
Для них характерно представление о деятельности как совокупности социальных ролей, которая олицетворяется в виде языковых и других символов.
Главное в этнометодологии – это изучение обыденных норм, правил поведения, смыслов языка общения, которое регулирует взаимоотношения между людьми.
Одним из направлений символического интеракционизма выступает этнометодология. Данную модель разработал Гарфинкель.
Сущность модели заключается в том, что предметом исследования должны являться правила, принятые на веру и регулирующие взаимодействие между людьми.
Управление впечатлениями (Эрвин Гофман). Социальные ситуации напоминают драматический театр. Таким образом, люди в процессе социального взаимодействия выполняют лишь определенные роли.
Психоанлитическая теория Фрейда. На межличностное взаимодействие оказывают глубокое влияние впечатления, полученные в раннем детстве.
Источник: https://student-servis.ru/spravochnik/modeli-analiza-mezhlichnostnogo-vzaimodejstviya/
Социометрическое исследование межличностных отношений студентов в академической группе
Аннотация. В данной работе рассматриваются межличностные отношения студентов в академической группе, взаимодействие в студенческом коллективе.Ключевые слова: взаимодействие, межличностные отношения.
Взаимодействие – это многоплановый процесс развития контактов между людьми, порождаемый потребностями совместной деятельности [1]. В результате взаимодействия складываются межличностные отношения, т. е. субъективные связи и отношения, складывающиеся между людьми в форме чувств, суждений и обращений друг к другу [2].
Изучением межличностных отношений занимались многие учёные, известно множество крупнейших направлений в этой области, так например, в зарубежной психологии Х. Блэлок и Г. Уиткин с позиции бихевиоризма разрабатывали теорию диадического взаимодействия. С. Кук, Г. Оллпорт, К.
Стефан занимались изучением специфических условий взаимодействия, повышающих или снижающих эффективность межличностного кооперирования. Р. Браун, Г. Левитт, Р. Лайкерт осуществляли исследование межличностных отношений в сфере управленческой деятельности. У. Дуаз, Г. Джерард, М. Хойт, Г. Тэджфел, Д.
Тернер в своей работе выявили механизмы межличностного взаимодействия, которые основаны на формировании чувства идентичности индивида с группой.
Среди отечественных психологов разработкой проблем межличностного взаимодействия занимались: Б. Г. Ананьев, Г. М. Андреева, В. М. Бехтерев, Л. С. Выгодский, И. С. Кон, Е. А. Климова, A. A. Леонтьева, А. Н. Леонтьев, А. Е. Личко, В. Н. Мясищев, С. Л. Рубинштейн, Д. Б. Эльконин и многие другие учёные.
На базе факультета психологии и педагогики Елабужского института Казанского (Приволжского) Федерального университета было проведено исследование, направленное на выявление особенностей межличностных отношений в студенческом коллективе.
Для достижения цели исследования использовался социометрический метод психологии, разработанный Дж. Морено для количественного выражения структуры межличностных отношений в группе, исходя из числа и характера взаимных выборов её членов по определенному социометрическому критерию.
Исследование проводилось в одной из академических групп факультета психологии и педагогики (Направление подготовки: Педагогическое образование, Профиль подготовки: Дошкольное образование и иностранный язык), количество респондентов, принявших участие в исследовании, 29 человек (девушки в возрасте от 19 до 20 лет, студентки 3 курса).
В результате проведённого исследования социометрический статус участников группы распределился в диапазоне от 0,1 до 0,82.
В зависимости от количества полученных социометрических положительных выборов, испытуемых можно распределить по статусным группам в следующем процентном соотношении: «звёзды» — 3,44% (1 человек), «принятые» — 20,69% (6 человек), «предпочитаемые» — 24,14% (7 человек), «непринятые» — 27,59% (8 человек), «отвергнутые» — 24,14% (7 человек).
Коэффициент взаимности в данной академической группе составил 43,9%, что говорит о среднем показателе взаимных выборов. Социометрический статус «звезда» получил 1 человек (3,44%), получивший 23 выбора, возможно, это связано с темпераментом этого человека, его коммуникативными способностями и выступает неким эмоциональным энергетическим центром группы.
Однако, следует заметить, что человек, имеющий данный статус, не является официальным лидером, т.е. не выступает, например, старостой академической группы. Статус лидера («принятые») получили 7 девушек (24,14%), скорее всего эти люди имеют определённые личностные особенности и обладают лидерскими качествами.
Согласно социометрическим критериям «звёзды» — это наиболее предпочитаемые члены группы, стоящие на вершине иерархии, а «принятые» и «предпочитаемые» — это участники группы, определяемые по числу положительных выборов и не имеющие большого числа отвержений.
На основе социометрической матрицы для этого исследования была построена социограмма вида «мишень», которая позволила наглядно увидеть картину сложившихся взаимоотношений в группе, а именно, было выяснено, что в общности этой студенческой группы насчитывается целых 19 микрогрупп, в каждой из которых по 2-3 человека.
С помощью социограммы было обнаружено, что в этой академической группе есть особенность, а именно, что 3 микрогруппы сосредоточены вокруг одного человека.
Можно сделать предположение, что этот лидер заинтересовывает их своими разносторонними учебными интересами, организаторскими способностями, которые в свою очередь обеспечивают комфортное общение участников мини-объединений.
Таким образом, межличностные отношения в данном студенческом коллективе складываются весьма благополучно.
Возможно, это обусловлено тем, что, во-первых, испытуемые, участвующие в исследовании получают педагогическое образование, что предполагает в дальнейшей их жизни и профессии доминирование компетентности, эмоциональной уравновешенности, открытости, общительности.
Во-вторых, выборка для обследования состояла только из девушек, обучающихся вместе третий год, поэтому можно предположить, что данная академическая группа достаточно сильно сплотилась, совместно преодолевая учебные задания и трудности.
В заключении, хотелось бы отметить, что немаловажное значение для успешной работы и учёбы студенческой группы имеют сложившиеся в ней личные взаимоотношения. Взаимные симпатии и антипатии, интенсивность и эмоциональная окраска межличностных контактов, другие формы взаимодействия и взаимоотношений по-разному сказываются на эффективности взаимоотношений и культуры общения в группе студентов.
Литература:
- Бодалев А. А. Энциклопедический словарь. — М. Изд-во «Когито-Центр», 2011. – 159 с.
- Ильин Е. П. Психология общения и межличностных отношений. — СПб.: Питер, 2009. — 576 с.
Источник: https://e-koncept.ru/2015/95356.htm
ISSN 2618–7159 ИФ РИНЦ = 0,440
1 Антюшина Т.Ю. 1 1 МАОУ ВПО «Краснодарский муниципальный медицинский институт высшего сестринского образования»
1. Абрамова, Г.С. Общая психология: Учебное пособие для вузов. — М.: Академический Проект, 2002. 2. Духновский, С.В. Диагностика межличностных отношений.
Психологический практикум. — СПб.: Речь, 2009. 3. Журавлев, А.Л. Социальная психология. — М., 2002.
Актуальность данной статьи определяется зависимостью и влиянием межличностных отношений студентов на развитие карьерных устремлений.
В настоящее время все чащевозрастают требования к профессиональной подготовке выпускников вузов.
От них требуется не только высокий уровень компетентности в избранной профессиональной деятельности, но и личностные качества, которые помогают настойчиво преодолевать возникающие препятствия, легко адаптироваться к новой среде, ставить перед собой реальные карьерные цели.
- Объект исследования: межличностные отношения студентов вуза.
- Предмет исследования: влияние межличностных отношений студентов на развитие карьерных устремлений.
- Цель исследования: изучить возможности развития карьерных устремлений студентов на основе усовершенствования качества их межличностных отношений.
- Гипотеза исследования: расширяя сферу межличностного взаимодействия студентов в вузе, можно создать условия, благоприятные для обогащения и конкретизации их карьерных устремлений.
Межличностные отношения — это объективно переживаемые, в разной степени осознаваемые взаимосвязи между людьми. В их основе лежат разнообразные эмоциональные состояния взаимодействующих людей.
В отличие от деловых (инструментальных) отношений, которые могут быть как официально закрепленными, так и незакрепленными, межличностные связи иногда называют экспрессивными, подчеркивая их эмоциональную содержательность [4].
Характер и качество межличностных отношений определяет личное, социальное благополучие, здоровье человека, его удовлетворенность или неудовлетворенность жизнью [3].
Межличностные отношения студентов, складывающиеся в вузе при взаимодействии с сокурсниками и преподавателями, могут выступать в качестве детерминантов развития карьерных устремлений.
Межличностные отношения создают благоприятную основу для расширения профессиональных представлений студентов, выработки у них ценностных позиций в сфере будущей профессии и формирования готовности к достижению успеха в будущей карьере [2].
Психологическую сущность феномена карьеры современные исследователи раскрывают в широком и узком смысле слова.
В самой широкой смысловой интерпретации карьера обычно обозначается в качестве общей последовательности этапов развития человека в основных сферах его жизни (семейной, трудовой, досуговой), ведущих к достижению им положения, позволяющего наиболее полно удовлетворить свои потребности. В личностном измерении карьера является способом более полной самореализации человека в условиях соответствующей деятельности посредством удовлетворения собственных потребностей, интересов и притязаний.
Для описания процессуального характера карьеры в литературе достаточно часто применяются такие понятия как рост, движение, переход, что отражает процесс продвижения человека в некотором заданном направлении. Воплощением трудовой карьеры в таком понимании выступает обретение ее субъектом высокого профессионализма, а также достижение им признанного окружающими высокого профессионального статуса [1].
Карьерные устремления студентов вуза представляют собой сложное динамическое образование, объединяющее в себе карьерные ориентации, обладающие различной востребованностью.
Наиболее востребованные карьерные ориентации типа «профессиональная компетентность», «стабильность» и «вызов» являются следствием влияния присущих студентам возрастных особенностей и особенностей современной социально-экономической ситуации в стране.
В качестве экспериментальной выборки в исследовании выступила группа студентов численностью 30 человек, обучающихся в вузах г. Краснодара.
С помощью методики Дж.Б. Роттера «Шкала межличностного доверия» мы определили уровень доверия студентов.
У 80% студентов (24 чел.) полученные результаты варьируются в границах от 95 до 125 баллов, что говорит о высоком уровне доверия, у 20% (6 чел.) – от 60 до 80 баллов – средний уровень доверия. По результатам данной методики, абсолютного недоверия не было выявлено.
Высокий уровень межличностного доверия показывает выраженную направленность личности на открытые, положительные взаимоотношения между людьми, содержащие уверенность в порядочности и доброжелательности другого человека, с которым доверяющий находится в тех или иных отношениях.
Опросник «Якоря карьеры» (Э. Шейн, перевод и адаптация В.А. Чикер, В.Э. Винокурова) направлен на диагностику ценностных ориентацией в карьере. Результаты проведенного исследования представлены в форме таблицы и анализа полученных результатов.
Таблица 1
Ценностные ориентации в карьере
№ | Ценностные ориентации | Средняя сумма баллов, max=50 б. |
1. | Профессиональная компетентность | 50 |
2. | Менеджмент | 30 |
3. | Автономия (независимость) | 35 |
4. | Стабильность работы | 50 |
5. | Стабильность места жительства | 25 |
6. | Служение | 22 |
7. | Вызов | 50 |
8. | Интеграция стилей жизни | 25 |
9. | Предпринимательство | 20 |
Исходя из данных таблицы, наиболее приоритетными для современных студентов выступают карьерные ориентации типа «Профессиональная компетентность», «Стабильность работы» и «Вызов».
Ориентируясь на профессиональную компетентность, студенты стремятся продвинуться на карьерном поприще за счет достижения более высоких профессиональных умений и навыков и их признания среди окружающих на уровне мастерства, превосходства над другими по качеству деятельности или оказываемых услуг.
Сегодня важно, чтобы еще в стенах вузов у студентов были сформированы четкие карьерные устремления, позволяющие им наметить свой жизненный путь после завершения обучения в высшем учебном заведении.
Имея четкий жизненный план в отношении своего дальнейшего карьерного продвижения, каждый человек может уверенно чувствовать себя в дне настоящем и предпринимать необходимые меры по обеспечению успеха дня завтрашнего.
Библиографическая ссылка
Антюшина Т.Ю. ВЛИЯНИЕ МЕЖЛИЧНОСТНЫХ ОТНОШЕНИЙ СТУДЕНТОВ НА РАЗВИТИЕ КАРЬЕРНЫХ УСТРЕМЛЕНИЙ // Международный журнал экспериментального образования. – 2015. – № 11-6. – С. 776-778;
URL: http://expeducation.ru/ru/article/view?id=9466 (дата обращения: 20.03.2020).
Источник: https://expeducation.ru/ru/article/view?id=9466
Понятие межличностного взаимодействия и его структуры
Межличностное взаимодействие является очень сложным социально-психологическим феноменом. Об этом свидетельствует ведущие исследования многих психологических направлений.
В наших исследованиях мы также основываемся на научном положении о том, что межличностное взаимодействие представляет собой систему, включающую межличностное общение, совместную деятельность и взаимоотношения. Результаты исследований в диссертационных исследованиях М.А. Дыгуна, Л.Л. Стариковой, Т.А. Зеленко, Э.Н.
Ольшевской , О.П. Кошкиной, а также более 250 исследований в рамках дипломных работ, множество курсовых исследований студентов факультета педагогики и методики начального обучения, факультета психологии БГПУ им. М. Танка, кафедры психологии филиала МГСУ в г.
Минске, Белорусского института правоведения и других вузов под нашим руководством в составе научной школы Я.Л. Коломинского, показывают, что сложный феномен межличностного взаимодействия необходимо изучать с различных позиций.
Даже на уровне житейской психологии межличностное взаимодействие воспринимается как сложное психологическое явление.
Анализ представлений о межличностном взаимодействии показывает, што большинство студентов (72%) описывает межличностное взаимодействие как межличностное общение, и только отдельные студенты (около 5%) утверждают, что взаимодействие включает отношения и совместную деятельность.
Учителя школ в межличностном взаимодействии выделяют общение — 32 %, совместную деятельность — 27 %, а межличностные отношения в структуре межличностного взаимодействия они не отмечали.
Среди преподавателей вузов значительно больше (47% опрошенных) указывало на взаимодействие как сложный феномен, включающий в себя общение, совместную деятельность и отношения. Видимо, межличностное взаимодействие личностью опредяляется с позиции ее уровня личностного развития, жизненного опыта.
Анализ межличностного взаимодействия как на научном, так и на житейском уровнях, свидетельствуют о том, что общение, совместная деятельность и отношения, являясь относительно самостоятельными компонентами, находятся в тесном диалектическом единстве и образуют целлостное образование.
Компоненты межличностного взаимодействия в свою очередь включает множество других психических образований и явлений, например таких, как лидерство, социально-психологическая перцепция и рефлексия, подражание, внушение и др.
Каждый компонент может выступать отдельной единицей психологического анализа межличностного взаимодействия и дать определенные представления о феномене в целом.
Однако более полную характеристику межличностного взаимодействия можно получить при изучении всех его компонентов: межличностного общения, совместную деятельности и взаимоотношений.
Мы считаем, что межличностное взаимодействие — это взаимная психическая и физическая активность двух или более людей, обеспечивающая изменение (развитие) психических и личностных образований взаимодействующих.
К актам межличностного взаимодействия мы относим не только непосредственный контакт (внешняя и внутренняя активность) двух или более людей, но и относим даже мысль (внутренняя активность) человека о другом человеке. Мысль о другом человеке уже образует обратную, а точнее взаимную, психическую связь и оказывает влияние возникающего образа на человека, который проявляет эту внутреннюю активность.
Кроме того, в некоторых направлениях практической психологии утверждается положение о том, что мысль активна и может оказывать специфическое воздействие на человека, на которого она направлена.
Каждый из нас живет среди людей. Что мы не делаем, мы непосредственным или опосредованным образом взаимодействуем с другими людьми. Мы разговариваем, выполняем какую-либо работу, размышляем, переживаем, строим отношения с людьми, любим или ненавидим — это все относится к межличностному взаимодействию.
На наш взгляд, межличностное взаимодействие представляет собой сложную, по крайней мере, трехуровневую систему, которую можно представить в виде модели (см. рис.1). Внешний слой (страта) представляет собой межличностное общение, внутреннее кольцо на модели иллюстрирует совместную деятельность, а сердцевина, круг в центре, есть отношения в структуре межличностного взаимодействия.
Рис.1.Схема структуры межличностного взаимодействия.
В межличностном взаимодействии внешней стороной является общение между людьми. Так, как мы в первую очередь воспринимаем внешнюю сторону взаимодействия, поэтому мы по общению судим о людях, об их развитии, их личностных качествах. Общение может быть вербальным и невербальным.
Под вербальным общением в психологии понимается обмен информацией с помощью слов, знаков, символов.
Взгляд, мимика, жесты, поза, стиль прически, цвет и стиль одежды, сила, тембр и высота голоса, паузы и интонации в общении, запахи, исходящие от человека, энергетический потенциал человека и многое другое – все это относится к невербальному общению.
При этом человек в большей мере воспринимается другим человеком неосознанно с помощью невербальных средств общения в соответствии со сложившимися с самого детства социальными стереотипами. Межличностное общение обеспечивает существование взаимодействия между людьми и осуществляет следующие функции:
- — аффективную, в которой удовлетворяется естественная потребность человека в общении, регулируются и совершенствуются на эмоциональном уровне средства вербального и невербального общения, обеспечивается эмоциональный комфорт личности;
- — поведенческую, в которой человек регулирует свое поведение, согласует с другими людьми свои действия, договаривается с ними об оказании взаимопомощи и распределении ролей в совместной деятельности, устанавливает с другими людьми отношения подчинения — доминирования;
- — когнитивную, в которой человек средствами общения познает мир, получает необходимую информацию, производит обмен информацией с другими людьми и в процессе общения у его складывается система отношений к себе и другим людям.
Следовательно, в межличностном общении можно выделить в свою очередь слой (страта), который в основном направлен на удовлетворение естественных потребностей самой личности в общении, и на этой страте доминирует невербальное общение.
Второй слой (страту) образует общение, которое обеспечивает выполнение совместной деятельности, осуществления профессиональной деятельности и т.п. и в этой страте, на наш взгляд, доминирующим является вербальное общение.
Третий слой (страта) образует общение, которое направлено на совершенствование отношений, в том числе и межличностных (повышение статуса, достижения определенной социальной роли и т.п.)
Совместная деятельность представляет собой внутреннюю и внешнюю активность личности, направленную на получение результатов значимых для всех её участников. В структуре взаимодействия она занимает (см. рис.
1) среднее, связывающее, соединяющее место между общением и отношениями. Деятельность сама по себе включает следующие структурные компоненты: цель, задачи, мотивы, условия, действия, саморегуляцию и результат.
Аналогично и в системе совместной деятельности можно выделить также три слоя (страты): внешний слой (страту) деятельности, которая в основном направлена на удовлетворение естественных потребностей самой личности в действиях, в движениях, в активности.
Второй слой (страту) образует совместная деятельность, которое обеспечивает достижение результата, материализованного предмета или создание образа и т.п.
Третий слой (страта) этой системы образует деятельность, которое направлено на совершенствование отношений, в том числе и межличностных (повышение статуса, достижения определенной социальной роли и т.п.)
По аналогии, в совместной деятельности можно также выделить три функции: аффективную, операциональную (поведенческую) и когнитивную.
Аффективная функции совместной деятельности позволяет удовлетворять потребность человека в деятельности, как форме активности, получать эмоциональную удовлетворенность от процесса и результатов деятельности, реализовать цели и задачи, возникающие в межличностном общении, проявлять все переживания, связанные с деятельностью в вербальном и невербальном общении. Операциональная (поведенческая) функция реализуется в выборе средств, приемов, действий и операций деятельности, что во многом определяет успешность её. К этой же функции относим действия по распределению ролей в деятельности, по оказанию и принятию помощи, по развитию действий самоконтроля и взаимоконтроля. Когнитивная функция совместной деятельности проявляется в более глубоком познании взаимодействующих людей (личностных свойств, индивидуальных различий, особенностей общения и отношений), овладении специфическими знаниями, умениями и навыками деятельности, усвоением закономерностей развития межличностного взаимодействия, и в конечном результате, совершенствованию системы отношений к себе и другим людям.
Система отношений занимает центральное место в системе межличностного взаимодействия, и представляют собой на модели центральный круг. На наш взгляд, отношение – это эмоционально окрашенная мысль об объекте (предмете, явлении, личности), на который она направлена. Совокупность всех таких мыслей-переживаний и образуют систему отношений — внутреннее (психическое) состояние личности.
Отношения складываются, формируются и развиваются в межличностном общении и совместной деятельности и, конечно, проявляются в общении и деятельности.
Система отношений также образуют три слоя (страты): внешняя – это система отношений личности ко всем явлениям окружающего мира.
К этому уровню относятся производственные, правовые, экономические, религиозные, политические и другие отношения, все отношения личности к природным и общественным явлениям.
Второй слой (страта) на модели отражает межличностные отношения. В первую очередь это различные личные и деловые отношения между людьми.
Межличностные отношения могут быть поверхностными, и строится на основе общих представлений о человеке, сформированных в межличностном общении на эмоциональном уровне (симпатии — антипатии), и их назвали личными.
Межличностные отношения, опосредованные совместной деятельностью и сформированные на рациональном уровне с учетом объективных показателей развития личности или показателей производительности человека в деятельности, в психологии называют деловыми. При этом А.В.
Петровский считал, что деловые отношения являются определяющими в системе межличностных отношений. Я.Л. Коломинский, напротив, считает, что личные отношения не следует противопоставлять деловым. Во-первых, между личными и деловыми отношениями граница чисто условная, а во-вторых, не исключаются случаи в реальном взаимодействии, когда личные отношения определяют деловые.
Центральным в системе отношений является – это отношение личности к самой себе, основанная на представлениях личности о самой себе («Я – образ»). В «Я – образе», как во всей системе отношений можно выделить три функции: аффективную, поведенческую и когнитивную.
Определение отмеченных функций общения, совместной деятельности и отношений позволяет характеризовать межличностное взаимодействие как целостное социально-психологическое явление.
На наш взгляд, аффективная функция в большей мере направлена на совершенствование самого процесса общения; поведенческая функция обеспечивает связь общения с другим компонентом взаимодействия — совместной деятельностью и направлена в основном на её развитие; когнитивная функция обеспечивает взаимосвязь между всеми компонентами и образует, развивает и формирует межличностные и другие отношения — центральный компонент межличностного взаимодействия.
Все компоненты межличностного взаимодействия: общение, совместная деятельность и отношения самостоятельны и внутренне взаимосвязаны. Межличностное взаимодействие, т.е его компоненты образно представляет личность с трех позиций: «что она говорит», «что она делает» и «что она думает». Отмеченные компоненты находятся в структурно-функциональной иерархии.
Межличностное общение удовлетворяет потребности человека в эмпатии и в других необходимых для него чувствах и эмоциях, в субъективной информативности, обеспечивает совместную деятельность, формирует и развивает межличностные отношения.
Совместная деятельность предоставляет дополнительные возможности человеку для общения и совместных действий, направленных на совершенствование отношений.
В деятельностном подходе, традиционно считается центральным образованием в межличностном взаимодействии деятельность, а отношения и общение являются вторичным. Человек оценивается с позиций деятеля, насколько он эффективно действует, каких результатов в деятельности достигает.
Характеристики межличностного общения и отношений оцениваются только с позиций, насколько они способствуют успешности в деятельности. На наш взгляд, такой подход не способствует в глубинном плане эффективности деятельности, так он не учитывает психологической сущности человека.
С нашей позиции самым важным и определяющим во взаимодействии являются отношения, внутренний мир человека, его личностное развитие, ради чего и существует общение и совместная деятельность.
В свою очередь сложившиеся межличностные отношения определяют уровень межличностного общения и совместной деятельности.
Успешность деятельности личности определяется уровнем развития личности, уровнем развития его общения и отношений.
Не нашли то, что искали? Воспользуйтесь поиском:
Источник: https://studopedia.ru/10_41322_ponyatie-mezhlichnostnogo-vzaimodeystviya-i-ego-strukturi.html
Межличностное взаимодействие
Межличностные отношения предполагают общение людей друг с другом, которое реализуется в процессе межличностного взаимодействия.
В словаре русского языка взаимо… — первая часть сложных слов в значении взаимный. Слово взаимный означает обоюдный, касающийся обеих сторон. А слово «взаимодействие» – взаимная связь двух явлений, взаимная поддержка [191, с.73].
Таким образом, межличностное взаимодействие предполагает взаимность, затрагивает интересы, чувства, мысли субъектов отношений, а также может осуществлять поддерживающее влияние на взаимодействующих людей.
Под межличностным взаимодействием понимается «инструментально-технологическая сторона общения; взаимные действия участников общения, направленные на соотнесение целей каждой из сторон и организацию их достижения в процессе общения» [140, с.101].
Как пишут В.Н.Куницына, Н.В.Казаринова, В.М.Погольша, «если мы хотим понять смысл и содержание взаимодействия между людьми, нам требуется знание контекста происходящего.
Рассмотреть поведение человека в определенном контексте — означает поместить его в такие рамки, в которых оно приобретает более-менее однозначный смысл.
Отсутствие таких рамок сбивает человека с толку, не позволяет ему сориентироваться в ситуации» [140, с.102].
- Межличностное взаимодействие предполагает определенный социальный контекст, который задают сами субъекты отношений и ситуацию в которой оно развертывается.
- Межличностное взаимодействие развертывается в определенной социальной ситуации, которая включает в себя следующие элементы:
- ● роли участников взаимодействия – набор предписаний, относительно того, как человек должен вести себя; это – форма поведения (действия), ожидаемая от субъекта в разных ситуациях, в силу его принадлежности к тем или иным группам, социальным позициям;
- ● набор, порядок действий;
- ● правила и нормы, регулирующие взаимодействие и характер отношений участников социальной ситуации.
Таким образом, отношения, реализующиеся в процессе межличностного взаимодействия, как и сама ситуация будут включать в себя социально-ролевой, деловой и интимно-личностный уровни. Причем, каждый из них предполагает, и предопределяет дистанцию в отношениях, то есть определенную степень близости – отдаленности между взаимодействующими субъектами.
Совокупность отношений человека образует социальное пространство. Как пишут В.Н.Куницына, Н.В.Казаринова, М.В.Погольша, «определить человека в социальном пространстве означает определить его отношение к другим людям и социальным явлениям, взятым за такие «точки отсчета»» [140, с.106]. Межличностное пространство предполагает:
- ● выбор позиции по отношению к другому, пристройку к позициям друг друга;
- ● четкое определение пространственных и временных границ ситуации взаимодействия, за пределами которых выбранная позиция становится неуместной;
- ● оформление занятой позиции посредством использования вербальных и не вербальных средств коммуникации.
- В процессе межличностного взаимодействия и общения субъект (субъекты) занимают следующие позиции относительно друг друга, среди которых выделяются:
- ● пристройка сверху – характерна для того, кто стремится доминировать в межличностных отношениях;
- ● пристройка на равных — предполагает открытое выражение чувств и желаний, обоснованные высказывания и готовность выслушать критические замечания в свой адрес с последующим их обсуждением;
- ● пристройка снизу – позиция подчиненной стороны в межличностных отношениях;
● отстраненная от партнера позиция.
Кроме описанного выше, важное значение имеет жизненная позиция каждого из субъектов, которая также влияет на характер межличностного взаимодействия.
Жизненная позиция – это «система эмоционально подкрепляемых базисных убеждений и представлений человека о себе самом, других людях и окружающем мире» [160, с.353]. В.Макаров и Г.Макарова описывают следующие характеристики основных жизненных позиций [160, с.353]:
● Я благополучен – Вы благополучны. Такие люди поддерживают благоприятные, добрые отношения с другими людьми; они приняты другими людьми, отзывчивы, вызывают доверие, доверяют другим и уверены в себе; готовы жить в изменяющимся мире; внутренне свободны и по возможности избегают конфликтов. Их стратегия – сотрудничество, развитие.
● Я благополучен – Вы неблагополучны. Это установка превосходства одного человека над другим. Субъект с такой позицией всегда преувеличивает свою значимость, свою роль, свой вклад в общий результат. Стратегия такого человека – разрушение, уничтожение, избавление.
● Я неблагополучен – Вы благополучны. Стратегия такого человека – уход, депрессия, а его социальная позиция – пассивность.
● Я неблагополучен – Вы неблагополучны. Люди с такой жизненной позицией полагают, что от них ничего не зависит, существование в мире бессмысленно. Стратегия такого субъекта – «либо длительное ожидание конца, либо суицидальные действия» [160].
Межличностное взаимодействие имеет свои правила коммуникации [160].
Первое правило. Все взаимодействия людей друг с другом можно представить следующим образом: уход в себя, операция и процедура, ритуал, развлечение, игра, близость.
- ● уход в себя – это ситуация когда субъект либо уходит в себя, либо его контакты с другими людьми становятся поверхностными;
- ● операция и процедура – деятельность, направленная на достижение конкретного, заранее определенного результата;
- ● ритуал – вид структурирования времени, который представлен сериями простых и дополнительных, заданных внешними обстоятельствами и контролируемых родительским эго-состоянием взаимодействий;
- ● развлечение (времяпровождение) – серия взаимодействий сгруппированных вокруг одной темы с целью структурирования определенного интервала времени, то есть когда люди говорят о чем-то, но ничего не предпринимают в отношении этого;
- ● игра – последовательность действий, часто заученных, на первый взгляд очевидных, но со скрытой мотивацией;
- ● близость – предполагает свободный от игр и эксплуатации, искренний обмен чувствами, исключающий извлечение «меркантильной» выгоды.
Второе правило. При согласованности эго-состояний субъектов отношений, то есть, когда ответ дается из того эго-состояния, которому направлен стимул или когда векторы стимула и ответа параллельны, коммуникация может продолжаться неограниченно долго.
Третье правило. Результат взаимодействия определяется на скрытом, или психологическом уровне, а не на явном – социальном.
Четвертое правило. Всякое взаимодействие — это обмен эмоциями, мотивациями и энергией. Соответственно, один из субъектов больше отдает, а другой – больше потребляет.
Реализация межличностных отношений в процессе межличностного взаимодействия имеет свои механизмы и предполагает использование сценариев, под которыми понимаются стандартные последовательности действий в тех или иных привычных ситуациях. «Сценарии как бы фиксируют модели опыта и потому выступают своеобразными гидами для поведения человека в разнообразных ситуациях.
Если ситуация знакома, знание сценария помогает автоматически совершать последовательные действия. Если ситуация незнакома – отсутствие сценария затрудняет адекватное поведение. В межличностном взаимодействии знание типичных сценариев способствует взаимопониманию между участниками, и напротив, отсутствие таких сценариев может привести к конфликту» [140, с.111].
* * * * *
Рассмотрение проблемы межличностных отношений, как в общенаучном плане, так и в психологическом и философском, позволяет нам перейти к анализу следующей, наиболее важной их характеристике — социально-психологической дистанции. Чему и будет посвящена следующая часть работы.
Источник: https://megaobuchalka.ru/4/35530.html