Особенности экспедиций древнего мира — студенческий портал

География и геология — редкие направления дополнительного образования, в Москве работают всего несколько таких кружков.

G.A. Kout

Многие школьники, особенно старшеклассники, рассматривают посещение кружков как подготовку к поступлению в вузы на направления «География», «Геология», «Туризм».

Во время занятий они могут углубленно изучать все разделы профильных предметов, участвовать в практике и получать информацию, которую невозможно узнать на школьных уроках.

Среди учеников кружков много успешных олимпиадников, подготовка и участие в олимпиадах по географии и геологии является для них частью учебной программы.

Многие ребята приходят в географические и геологические кружки ради участия в экспедициях и возможности путешествовать. Важная часть работы всех без исключения кружков — полевые выезды на практику в Подмосковье в течение учебного года и в регионы России на каникулах.

В летних и зимних экспедициях школьники получают практические навыки проведения полевых исследований, собирают материал в рамках собственных исследовательских проектов, учатся вести полевой дневник, писать научные заметки и рефераты.

Результаты своих исследований ребята представляют на научных конференциях и конкурсах.

Особенности экспедиций Древнего Мира - Студенческий портал   возраст участников 14-17 лет стоимость бесплатно Информация www.youngeo.ru

В школу принимаются только учащиеся 9 классов, на конкурсной основе по результатам тестирования и собеседования. Обучение рассчитано на три года и значительно выходит за рамки школьной программы. В первый год школьники изучают геоморфологию, климатологию и метеорологию, основы почвоведения, выезжают на однодневные полевые исследования в Подмосковье.

На втором курсе занятия по картографии, океанологии, гидрологии дополняются первым научно-исследовательским проектом — курсовой работой, а также полевой практикой в Белгородской области, на Кавказе, в Хибинах. Третий год обучения — это лекции по социально-экономической географии России и социально-экономической географии зарубежных стран.

 90% выпускников школы становятся студентами геофака МГУ.

Особенности экспедиций Древнего Мира - Студенческий портал   возраст участников 8-17 лет стоимость бесплатно Информация www.dnttm.su

Дом научно-технического творчества молодежи (ДНТТМ) на Шаболовской — это филиал Московского городского дворца детского (юношеского) творчества на Воробьевых горах.

Здесь работает Клуб юных географов и путешественников, основные направления которого — это полевая биология, география, геология, экспедиционный туризм, туристская техника и выживание в природе.

На занятиях школьники много узнают о дикой природе, о разных народах и странах, научатся читать следы зверей, различать голоса птиц и растения, разводить костер, ориентироваться на местности, ставить палатку, управлять байдаркой, оказывать первую медицинскую помощь.

Участники клуба посещают выездные занятия, ходят в походы и совершают экспедиции по всей России. За последние годы они успели побывать на Кавказе, в Карелии, на Ямале и Алтае. Преподаватели клуба — опытные путешественники: биологи, географы, геологи и специалисты МЧС.

Особенности экспедиций Древнего Мира - Студенческий портал

Самый известный палеокружок в Москве, который существует более 60 лет. Среди его выпускников — всемирно известные ученые-палеонтологи: С. Мейен, Ю. А. Арендт, В. С. Терещенко. Сейчас в рамках кружка работает несколько групп для детей разного возраста.

Во время занятий в музее по пятницам и субботам школьники узнают, как зародилась и развивалась жизнь на Земле, слушают лекции об эволюции животного мира и о работе палеонтологов в экспедициях и лабораториях.

Ребята знакомятся с работой музея, посещают препараторскую, где найденные в экспедиции ископаемые находки очищаются от породы, мастерские и монтажный зал, где происходит монтировка скелетов животных, а также научные лаборатории, в которых ученые изучают остатки растений и животных, живших на Земле десятки и сотни миллионов лет назад.

Помимо теоретических занятий, кружковцы могут увидеть карьеры и местонахождения, где сохранились окаменевшие обитатели древнего Московского моря. Все поездки занимают один день (воскресенье). В Москве и ближайшем Подмосковье ученики сами находят остатки ископаемых животных, живших на территории Москвы и области 100-320 млн лет назад.

Особенности экспедиций Древнего Мира - Студенческий портал   возраст участников 9-15 лет стоимость бесплатно Информация www.mgsun.ru

Более 20 лет школьники приходят в этот центр, чтобы заниматься в кружках естествознания и краеведения.

В детском объединении «Палеонтология» учащиеся 3-9 классов могут прикоснуться к тайне происхождения живого мира, в буквальном смысле «подержать в руках» миллионы лет истории Земли и поучаствовать в поисках окаменелостей в рамках выездов и экспедиций.

Выездные занятия проводятся по субботам в Подмосковье, а экспедиции и походы — на летних каникулах. Каждый год центр организует около 10 экспедиций, которые охватывают практически всю территорию России, от Русского Севера до Кавказа и от побережья Балтийского моря до Дальнего Востока.

Здесь работает Музей естественной истории — собрание палеонтологических материалов, и Музей природы, где проводятся тематические лекции и экскурсии. Обязательная часть программы — участие в профильных олимпиадах, в том числе в Московской геологической олимпиаде школьников.

Особенности экспедиций Древнего Мира - Студенческий портал

Теоретические занятия школы проходят в аудиториях геологического факультета МГУ два раза в неделю. Центральное место в программе обучения занимают всевозможные выезды и практики.

На осеннем слете в Подмосковье новичков посвящают в геошкольники, они приобретают навыки необходимые каждому геологу — основы туристической подготовки, основы полевой геологии, впервые выходят в карьер и отбирают образцы. Каникулярные практики проходят в районе Тамани Краснодарского края, в Крыму, в Тульской области, на Курской магнитной аномалии.

На зимних каникулах в лагере на Мещерской научной базе МГУ кружковцы участвуют в спортивных и туристических мероприятиях, а также проводят криологическую и геоморфологическую съемку территории.

Во время экспедиций в школе несколько раз проводилась трехдневная ролевая геологическая игра по идее знаменитого произведения А. Куваева «Территория». Все участники, разделенные на геологические «партии», выполняли задания и защищали отчеты перед комиссией.

К окончанию геошколы ее ученики умеют проводить полевые работы с написанием полевых дневников и отбором образцов, пользоваться компасом, знают обо всех важных геологических процессах, происходящих на планете, умеют работать с топографическими и геологическими картами, определять минералы и горные породы, знают различные методы поисков месторождений. Почти все выпускники школы становятся студентами геологического факультета МГУ.

Особенности экспедиций Древнего Мира - Студенческий портал   возраст участников 13-17 лет стоимость бесплатно Информация www.geoland.ru

Школьный факультет геологоразведочного университета — это старейшая детско-юношеская геологическая организация в Москве. Школьники 7-11 классов изучают здесь науки о Земле — минералогию, геологию, палеонтологию.

На занятиях студенты и преподаватели университета рассказывают кружковцам о строении Земли, минералах, из которых состоит окружающий нас мир, процессах эволюции и этапах развития нашей планеты. Практическая сторона обучения — это различные геологические поездки и экскурсии, которые проходят во время школьных каникул.

Подмосковье и Кольский полуостров, Урал и Карелия, Кавказ, Курская магнитная аномалия — вот далеко не полный список мест, которые посещают участники кружка. Кроме увлекательных и познавательных поездок, слушателей ждут геологические слеты и олимпиады.

Во время зимних каникул традиционно организуется лагерь школьного факультета, где ребята могут потренироваться в рамках различных геологических конкурсов и интересно провести время.

Особенности экспедиций Древнего Мира - Студенческий портал   возраст участников 11-17 лет стоимость бесплатно Информация www.gbmt.ru

В кружке одновременно занимаются школьники с 5 по 11 класс, занятия проводятся в залах Биологического музея каждую пятницу, в 17:00, с сентября по май.

Программа рассчитана на два года, в течение которых ребята знакомятся с основами теории эволюции, палеонтологии, геодезии и других геологических дисциплин, изучают особенности палеоэкологии Подмосковья и регионов России.

Они учатся вести полевой дневник, писать научные заметки и рефераты, получают практические навыки проведения полевых исследований. В программу входят однодневные выезды в Подмосковье, на геологические разрезы, где можно увидеть и собрать разнообразную ископаемую фауну.

В летние каникулы юные палеонтологи отправляются в более дальние экспедиции для знакомства с ископаемыми регионов России, откуда привозят коллекции образцов, видео и фотографии. Результаты этих поездок находят свое отражение в докладах, которые участники экспедиций готовят для школьных конференций.

Источник: https://www.ucheba.ru/article/1941

Жить на работе: Как проходят экспедиции студентов-археологов

Археолог – профессия с романтическим ореолом. Эти люди – кладоискатели, помогающие нам узнать, как жили наши предки сотни лет тому назад. Как же проводят свои дни исследователи во время экспедиций? Мы решили узнать у студентов, которые помогают экспертам в нелёгком труде.

Кто рано встаёт…

Как рассказал корреспонденту The Simferopol Room командир студенческого археологического отряда «САО Линь» (Санкт-Петербург) Николай Козак, рабочий день у археологов начинается довольно рано. Уже с 6-8 утра они начинают раскопки.

Работу прерывает только погода: солнцепёк или дождь. Конечно, есть перерывы на обед и ужин, а также немного дневного отдыха.

Особенности экспедиций Древнего Мира - Студенческий портал

из архива студотряда «САО Линь»

Немного художники

Часть экспедиционной группы занимается поисками новых объектов, другие расчищают уже найденные могильники, жилища и остатки других сооружений. В конце дня участники экспедиции делают зарисовки обнаруженных предметов – керамики, металла, бус, костей.

Кроме того, эксперты составляют схемы взаимного расположения культурных слоёв относительно друг друга, а также перекрывающих их природных пород. Это называется стратиграфией и крайне важно для датирования находок.

Все схемы, сделанные от руки, затем оцифровываются на компьютере.

Особенности экспедиций Древнего Мира - Студенческий портал

из архива студотряда «САО Линь»

Жить на работе

Группа в прямом смысле живет на работе. На месте, где проходят раскопки, разбивают маленький лагерь, где у каждого есть свои обязанности. Например, двое студентов каждую неделю дежурят: помогают повару, готовят костёр и душ.

Поиск древностей для студентов-историков — это не только ежедневная, порой монотонная работа, но и новые знакомства, игры и творческие конкурсы по вечерам.

Особенности экспедиций Древнего Мира - Студенческий портал

из архива студотряда «САО Линь»

Не выбросить артефакт

Любая находка – радость для историка. А уж находка, сделанная там, где уже побывали «чёрные копатели» — радость вдвойне. К сожалению, в Крыму археологические экспедиции часто проходят в местах, которые до этого уже разграбили недобросовестные охотники за древностями.

«Если находишь что-то необычное, не похожее на камень, породу или просто комок земли — подходишь и спрашиваешь у старших курсов или преподавателей. Под конец практики уже научились отличать и сами, тут самое главное — проявить внимательность и не выкинуть в отвал ценную находку», — поделилась с нашим корреспондентом студентка 2 курса истфака КФУ Ксения Шульман.

Особенности экспедиций Древнего Мира - Студенческий портал

из архива студотряда «САО Линь»

Она подчеркнула, что любой археолог испытывает особую радость, когда находит на раскопках какую-либо интересную вещь. Это приятное чувство остаётся с исследователем надолго. Особая радость – подтвердить «вещественными доказательствами» теорию о том, что именно находилось на этом месте в древние времена.

«Это круто — самостоятельно выкопать металлические псалии (часть узды, — ред.),  как это было со мной, — добавила Ксения Шульман, — потом приходить и смотреть, как находку отмывают, классифицируют, рисуют, и ощущать причастность к большому процессу археологических открытий».

Фериде Аблякимова

Источник: https://simf-room.ru/zhit-na-rabote-kak-prohodyat-ekspeditsii-studentov-arheologov-96526/

Научные каникулы: в какие экспедиции берут студентов

Если вам надоел однотипный курортный отдых или поездки за город, у нас для вас интересная идея – вы можете отправиться в экспедицию. Поучаствовать в настоящих раскопках, подержать в руках исторические артефакты, проникнуться духом древности… Может ли что-то быть прекраснее? Мы подобрали для вас несколько экспедиций, в которые можно поехать бесплатно или за символические деньги.

  • «Долина Царей» и сокровища древних скифов
  • Куда: в республику Тыва
  • Дедлайн заявки: 15 апреля 2018 

Для того, чтобы отправиться в недавно открытый курган Туннуг-1 и принять участие в раскопках, нужно успеть отправить заявку до 15 апреля 2018 года. Археолого-географическую экспедицию в самое сердце Республики Тыва к кургану 9 века до н.э. организует Русское географическое общество. Принять участие в ней смогут юноши и девушки в возрасте от 18 до 35 лет.

Члены экспедиции будут проводить раскопки в знаменитой сибирской «Долине Царей» — в этом месте сосредоточено множество древних «царских» захоронений, которые относятся к периоду обитания на этой территории скифов.

Эта местность, скорее всего, таит в себе множество ценных исторических артефактов. Об этом говорит хотя бы то, что курганы практически не тронуты временем из-за вечной мерзлоты и особенностей местности (она болотистая).

Кроме самих раскопок для членов экспедиции будут проводиться лекции, экскурсии и спортивные мероприятия.

Сама экспедиция будет проходить летом в три смены: 1.06 – 30.06; 1. 07 – 31.07; 1.08 – 31.08. Для участия в конкурсе на место в экспедиции нужно подать заявку. Но не затягивайте с ее подачей: организаторов интересует множество фактов о вас, поэтому заполнить ее в последние пять минут не получится.

  1. Подробнее об экспедиции можно прочитать на сайте Русского географического общества.
  2. Таёжные приключения
  3. Куда: на Северный Урал
  4. Дедлайн заявки: нет
Читайте также:  Строение и процессы жизнедеятельности круглых червей - происхождение и характеристика

Центр по экологии и продуктивности лесов предлагает стать волонтером в экспедиции на Северном Урале. Члены группы пройдут по местам, где практически не ступала нога человека – правда, на это потребуется практически всё лето (с 10 июня по 15 августа). Место проведения – Печоро-Илычский заповедник.

Экспедицией будет руководить Ольга Смирнова, профессор ботаники. Соответственно, задачи, поставленные перед экспедицией, будут геоботанического характера. Предупреждается, что поездка будет не из легких: немало времени придется провести на одном месте, выполняя рутинную работу.

Для участников экспедиции будет организован полевой лагерь и бесплатное питание. Для того, чтобы подать заявку, нужно написать на электронный адрес pechilzapnauka@gmail.com. Также от кандидатов потребуется врачебная справка о возможности работать в условиях экспедиции на удаленных северных территориях.

  • «Саянское море» и его берега
  • Куда: в республику Тыва
  • Дедлайн заявки: 22 апреля 2018

Русское географическое общество предлагает молодым людям в возрасте от 18 до 35 лет поучаствовать в конкурсном отборе для экспедиции «Спасение памятников археологии на дне Саянского моря». Проходить она будет в Республике Тыва, на берегах Саяно-Шушенского водохранилища. Дедлайн заявки – 22 апреля 2018 года.

Суть экспедиции – в сохранении памятников культуры, которые находятся на береговой линии Саяно-Шушенского водохранилища. К ним относятся, например, могильники Хунну-Терезин и Ала-Тей. Участники экспедиции будут фиксировать при помощи 3D моделирования наскальные рисунки, проводить аварийные раскопки близких к затоплению и разрушению памятников культуры.

Кроме того, для участников экспедиции организуют множество мероприятий: лекции, спортивные состязания, кинопоказы и экскурсии. Подробнее о экспедиции можно узнать на портале Российского географического общества.

  1. Сроки экспедиции: с 20 мая по 10 июля.
  2. Для участия в конкурсе нужно подать заявку на сайте Русского географического общества.
  3. Опять-таки, для успешного прохождения отбора нужно многое рассказать о себе и своей мотивации, так что затягивать с подачей заявки не стоит.
  4. Экспедиции «Вышки»
  5. Куда: в разные места
  6. Дедлайн заявки: нет

У студентов ВШЭ есть уникальная возможность поучаствовать в одной из экспедиций, финансируемых вузом. Так, в 2018 году были выданы гранты на проведение 68 экспедиций, в рамках которых будут осуществлены выезды в Удмуртию, Нижний Новгород, Пермь и другие регионы.

Экспедиции обладают широким исследовательским потенциалом – проекты одобрены в разных сферах, от лингвистических и социологических до историко-археологических (например, планируются Археологические раскопки древних храмов Алании (Нижний Архыз и Сенты)). Помимо профильных регионов, выезды будут осуществляться во множество других, от Брянска до Чукотки (восток), Архангельска (север) и Северного Кавказа (юг).

  • Уже скоро все проекты, которые получили финансовую поддержку, будут помещены на «Ярмарку проектов», где студенты смогут записаться на ту или иную экспедицию.
  • Подводная экспедиция «Акра – античный город Боспора»
  • Куда: в Крым
  • Дедлайн заявки: 13 мая 2018

Еще один конкурс на участие в экспедиции проводит Русское географическое общество. Для участия в этой экспедиции обязательны навыки подводных работ (т.е. у претендента должен быть сертификат дайвера). Принять участие приглашаются молодые люди от 18 до 35 лет (включительно). Дедлайн заявки – 13 мая 2018 года. Заполнить форму можно здесь. 

Город Акра, который планируется исследовать, был основан в VI в. до н.э. и являлся частью Боспорского государства до начала IV века. Город был подвержен природным катаклизмам, а в итоге – практически полностью затоплен. Сейчас большая часть древнего города скрыта водами Черного моря.

Собственно, волонтеры на раскопках будут заниматься исследованием морского дна с помощью специального оборудования. Кроме того, для них будет организована серия лекций и экскурсий (в Феодосию и Керчь, например). И, конечно, питание, проживание и дорогу (для тех, кто живет в России) оплачивает организатор.

В общем, мы считаем, что экзотический отдых — это вовсе не плавание с акулами и даже не полный сюрпризов отдых в компании тайцев.

По-настоящему экзотичным может стать отдых, который поможет отвлечься от городской суеты, офисной работы или часов в аудитории, приблизиться к природе и обрести гармонию с собой.

А еще экспедиция может стать способом покорить личностные вершины: попробовать себя в чем-то новом, пройти по нетуристическим маршрутам, прикоснуться к истории и стать ее частью. 

Источник: https://russiaedu.ru/article/nauchnye-kanikuly-v-kakie-ekspeditsii-berut-studentov

Студенческий клуб любителей истории древнего мира и средних веков “НИКА”

Студенческий клуб любителей истории древнего мира и средних веков “НИКА” проводит работу в нескольких направлениях: обучающая, ознакомительная и практическая с целью дать возможность студентам продолжить изучение истории, археологии и культуры древнего мира и средних веков. Студенты имеют возможность углубленного изучения классических языков, на тематических заседаниях и круглых столах обсуждаются проблемы археологии, истории и культуры древнего мира и средних веков. Студенты получают опыт ораторского искусства, проведения совместной научной работы и умению аргументированно отстаивать свою точку зрения. В рамках клуба студенты регулярно посещают выставки и экспозиции музеев по истории и культуре древнего мира и средних веков.

На базе “НИКИ” проводится Межвузовская научная студенческая конференция, в рамках которой студенты имеют возможность общения со студентами не только ВУЗов России, но и других государств. По результатам конференции выходит электронный сборник.

Также на базе клуба проводится “Школьная научная историческая конференция”, по результатам которой также выпускается электронный сборник. Студенты имеют возможность проводить квесты и другие мероприятия для оттачивания педагогического мастерства.

Многие студенты и выпускники приводят своих учеников на конференцию.

В рамках клуба проводятся консультации по интересующим вопросам научной деятельности, регулярное информирование, студенты имеют возможность подготовить работы на другие конференции и конкурсы.

Еще одним направлением клуба является археологическая деятельность. Артезианская археологическая экспедиция предоставляет возможность не только археологической практики, на базе ААЭ функционирует полевая археологическая школа.

Наша страничка ВКонтакте: https://vk.com/club122885224

  • Куликова Юлия Викторовнадоцент кафедры истории древнего мира и средних веков МПГУ
  • https://vk.com/id368770348

Источник: http://mpgu.su/studentam/studencheskie-organizatsii-mpgu/studencheskiy-klub-lyubiteley-istorii-drevnego-mira-i-srednih-vekov-nika/

Примеры и география археологического туризма в мире

География археологического туризма настолько обширна, что найти подходящий маршрут по душе сможет каждый человек.

Мечтаете своими глазами увидеть, как рождаются артефакты? Хотите лично творить историю и внести свой посильный вклад в достоверность учебников? Планируете разнообразно и познавательно отдохнуть, почерпнув для себя что-то новое и интересное? Тогда археологический туризм, становящийся все более популярным в мире, обязательно покорит.

Что такое археологический туризм?

Археологический туризм — один из подвидов культурно-исторического туризма. Как понятно из названия, этот вид путешествий подразумевает поездку в исторические места и участие в археологических раскопках.

Еще недавно подобные путешествия интересовали только историков. Но за последние годы все изменилось — туристы ездят на раскопки, чтобы попробовать себя в чем-то новом, изменить обстановку и просто пожить на природе. Забавно, что в качестве сувениров можно привезти с собой собственноручно выкопанные из земли археологические находки — такой подарок точно запомнится вашим близким.

Кому подходит такой вид отдыха?

Археологический туризм в мире пользуется все большей популярностью. Раньше поехать на раскопки можно было только по предварительной договоренности с группой археологов.

Но на данный момент существуют целые археологические туры, разные по сложности и уровню комфорта. Благодаря этому, подобное путешествие стало возможным и для профессионала и для любителя.

Даже если вы никогда не изучали историю, но вам очень интересно попробовать — смело отправляйтесь в путь.

Никаких специальных ограничений для участников нет. Однако учтите, что подобные поездки не отличаются комфортом. Участники экспедиций живут в палатках, готовят на костре, купаются в ближайшем водоеме, нередко в лагере нет электричества или оно сильно ограничено. Поэтому от поездки надо отказаться если:

  • вы любите курортный отдых в комфортных отелях;
  • вследствие каких-либо проблем со здоровьем вам нельзя спать в палатке или нужен специальный уход;
  • у вас новорожденный младенец и его не с кем оставить — никаких условия для малыша не будет, никто не будет за ним приглядывать;
  • вам нужен постоянный доступ в интернет.

Особенности археологического туризма

Еще совсем недавно археологические туры интересовали исключительно историков – людей, готовых сутками сидеть в земле и по крупицам собирать предметы старины.

Сегодня ситуация в корне изменилась, и уже путешественники отправляются совместно с археологами на раскопки, ведь привычные поездки успели наскучить и надоесть.

Исторически археологический туризм начал развиваться при императоре Петре Первом, которого интересовали древние находки и возможность их использования на современный лад.

Пройдут столетия, мир поменяется, но любовь к археологии останется в сердцах тысяч людей. Какие же особенности отдыха «с лопатой в руках» существуют?

  • ехать в экспедицию нужно, как минимум на неделю, иначе шансы найти что-то интересное в земле, снижаются;
  • основная масса археологов-любителей – сотрудники офисов и «белые воротнички», чаще в такие туры едут немцы и американцы, русских пока немного;
  • за возможность поработать придется заплатить – стоимость одного дня на площадке варьируется от 8 до 14 евро, в оплату включено проживание и питание;
  • археологический лагерь включает группу людей – до 150 человек, которые живут по расписанию, рано встают, работают около 6 часов ежедневно, в непогоду отдыхают;
  • хорошая физическая форма или желание ее приобрести – обязательное условие участия, но с раскопками успешно справляются даже люди, ранее никогда не державшие лопату в руках.

К слову, можно потратиться еще сильнее, пройдя обучение в школе археологов – расценки начинаются от 3 тыс. долларов.

После таких курсов и при наличии достаточной квалификации, устроиться в экспедицию можно и вовсе бесплатно, так как хороших специалистов всегда не хватает.

Альтернативный вариант – самостоятельные туры выходного дня, связанные с поиском артефактов и реликвий для кладоискателя.

Полезные советы для начинающих археологов

Если полноценные экспедиции кажутся путешественнику слишком сложной затеей, можно рассмотреть и другие примеры археологического туризма – частный поиск кладов. Разумеется, такой отдых не имеет ничего общего с «черными копателями», ориентирован на любознательную аудиторию. Каким советам необходимо следовать, чтобы провести время приятно и с пользой?

  • не гонитесь за наживой – главной целью являются впечатления от самого процесса, а не результат, учитывайте, что клады находят лишь единицы;
  • ищите информацию о местах, где стоит устраивать раскопки, для этого подойдут старые карты, где указано расположение ярмарок, дворянских особняков, полей военных сражений, деревень, церквей и т.д., постоянно пополняйте свои знания;
  • продумывайте экипировку – не обойтись без головного убора, удобной обуви, кофты с длинным рукавом;
  • предусмотрите средства индивидуальной защиты – в летнюю жару это специальный крем от ультрафиолетовых лучей, в теплое время года пригодится спрей от клещей, нелишним будет газовый баллончик, электрический шокер и травматический пистолет;
  • учитесь ориентироваться на местности, ведь заблудиться не так сложно, как может показаться на первый взгляд, а навигатор в телефоне – не самый надежный помощник.

Выезжать в самостоятельные одиночные туры с металлоискателем – опасное занятие. Лучше взять с собой в команду несколько друзей, так как нередки случаи, когда у начинающих археологов отбирали дорогостоящую технику и находки прямо на месте раскопок, такое увлечение не находит признания среди местных жителей, многие из которых настроены агрессивно.

Читайте также:  Метод обучения в педагогике, определение - студенческий портал

Археологический туризм в мире

Список мест, в которые отправляются археологи, очень большой. Практически в каждой стране мира найдутся неизведанные уголки, поэтому теоретически раскопки можно вести почти везде. Но любителям лучше все-таки отправляться неплохо изученные места. На сегодня самые развитые направления:

  1. Греция – по количеству найденных артефактов эта страна готова дать фору любому другому государству, что обусловлено тысячелетней историей. Сюда можно приехать на раскопки Древнего мола на Эгейском побережье, на остров Делос, где, согласно мифам, родился бог Аполлон, а также в уникальную серебряную шахту в Сорикосе. Несмотря на недостаток финансирования экспедиций, работы в Греции ведутся и сегодня;
  2. Индия – на земле исследования уже не столь интересны, как под водой, поэтому в Индии набирают популярность морские туры для археологов. Путешественники едут на западное побережье – в Дварак, Сомнат, Гоа, Лакшадвип, на восток – в Поомухара. Изучаются пирсы, порты, старинные склады, места кораблекрушений и целые затопленные города, чья история насчитывает почти 40 веков;
  3. Израиль – археологический туризм в Израиле включает посещение практически любой местности. Говорят, что в каждой точке страны достаточно копнуть землю чайной ложечкой, чтобы найти предмет старины. Секрет прост – на территории современного Израиля располагался Египет. Здесь постоянно обнаруживаются амулеты, утварь, саркофаги, золотые украшения, коллекции монет, не дремлют и злоумышленники, проводящие раскопки с целью наживы;
  4. Ливан – для посещения рекомендован Бейрут, Национальный музей, набережная Корниш, грот Жаита и Харисса. Не стоит обходить вниманием и древнейший город Библос, ставший одним из центров обороны Александра Македонского. Кроме того, туристы едут в Кадишу, Кедры, Тир, Сидон, Ксару и другие места, где сейчас активно ведутся раскопки или работы уже завершены, можно осмотреть их результат;
  5. Перу – побывать на родине легендарной цивилизации Майя, чьи прогнозы в 2012 году чуть было «не погубили» человечество, мечтают многие гости. Сюда едут, чтобы посетить Мачу-Пикчу, руины вблизи города Куско, озеро Титикака и древние погребальные башни Чульпас Силюстани. В общем, это прекрасная возможность познакомиться с историей инков;
  6. Мексика – в этой стране удастся подняться на крупнейшую пирамиду мира Ла-Данта в Гватемале, найти в джунглях затерянные храмы, прогуляться по следам Индианы Джонса и сделать красочные фотографии в окружении живописных водопадов Чиапаса. Интерес представляет и малоизвестный город Эль-Тигре-Ицамканак, здесь практически нет туристов, но располагаются руины поселения, где погиб последний правитель ацтеков;
  7. Казахстан – археологический туризм в Казахстане не ограничивается осмотром артефактов в музеях, путешественники едут на древние курганы вблизи города Иссык. Эти объекты являются местами захоронения царских кочевников и родовой знати, здесь нередко находили предметы старины, отсюда открывается прекрасный вид на горные ландшафты.

К слову, копать своими руками необязательно, можно просто осмотреть раскопки, пройтись среди найденных объектов, полюбоваться ими. В странах СНГ это направление тоже пользуется популярностью. Особенно много раскопок проводят на берегу Черного и Азовского морей. Места обитания греков, турков, скифов и даже менонитов очень интересны, к тому же такой отдых очень бюджетный.

Археологический туризм в России

Хотя древняя Русь, как государство, основана в 862 году, это не значит, что до 9 века здесь не проживали народности, а искать более ранние артефакты не стоит. Археологическое наследие в этой стране отличается богатством и имеет безграничные перспективы развития. В числе самых популярных регионов для таких туров выделяются:

  1. Полуостров Крым – историко-археологический туризм в Крыму включает посещение урочища Ласпи, мест вблизи Симферополя и Белогорска, около Бахчисарая. Интерес представляют Скельские менгиры, скифские и таврские памятники. А мировой славой пользуются достопримечательности Херсонеса, Феодосии, Харакса, византийские и османские крепости, пещерные монастыри;
  2. Краснодарский край – история хранит здесь предметы старины, датированные периодом с меднокаменного неолита. Основные изыскания проводятся в Темрюкском районе на Таманском полуострове, на территории Анапы, под которой располагался город Горгиппия, на курганах в степях и вблизи дольменов под Геленджиком;
  3. Алтай – эта территория стала свидетелем становления и упадка Тюрского и Кыргызского каганата, а позже – Золотой орды. Основные работы ведутся в районе реки Сентелек, где уже удалось освободить от грунта крупные курганы, найдена астрономическая лаборатория и другие интересные предметы, датированные железным веком. Правда, как показали находки, человек тут жил гораздо больше времени – несколько тысяч лет;
  4. Пермский край – археологический туризм в Пермском крае привлекает многочисленных историков и исследователей. Найти уникальные памятники удалось вблизи пойм рек и современных водохранилищ – это территория первых стоянок человека. Ученым известно несколько сотен поселений, в некоторых из которых сегодня проводятся активные раскопки. Найти чаще удается предметы утвари, украшения, объекты, используемые в быту;
  5. Соловецкие острова – один из древнейших районов, где селился народ в дохристианскую эпоху. Каждый сезон историки обнаруживают что-то новое и интересное, работы ведутся в лабиринтах и каменных насыпях, на Анзерском острове. Поднять удается керамику со стоянок первобытной археологии, а также иные артефакты, нашедшие свое предназначение в Соловецком музее-заповеднике;
  6. Псковская область – археологический туризм развит и в Псковской области. Популярный маршрут проходит через Завеличье – древний район Пскова, затем – Выбуты, Изборск и посещение селища с могильниками. Вблизи деревни Слопыгино расположен древний погост, интересно посещение Борохновского городища.

Впрочем, уникальные раскопки и старинные предметы удается обнаружить и в других российских регионах. Главное при этом – вооружиться картой и достоверной информацией, ведь некоторые места, затерянные среди деревьев и некошеной травы, найти не так просто.

Археологический туризм в Беларуси

Белорусские земли хранят в себе многовековую историю – здесь прошли бесчисленные войны, были основаны и разрушены древние города, а раскопки пока ведутся не очень активно. Какие же объекты посещают туристы?

  • курганы вблизи озера Моныль – здесь захоронены павшие в 1812 году французы;
  • деревня Головчин в Могилевской области – проходили бои армии Петра Первого со шведами;
  • Витебский район – тут располагался котел, окружение врага в 1944 году, можно найти немецкие и советские артефакты;
  • комплекс Древний Туров в Гомельской области – это один из уникальных и древних белорусских городов, указанный еще в «Повести временных лет», историкам удалось обнаружить фундаменты зданий, а также интересные достопримечательности, дошедшие до нас.

На территории Беларуси найдутся и другие места для археологических раскопок, многие из которых уже нанесены на карты историками.

Как подготовиться к археологическому туру?

Археологический туризм, разновидность туризма, направленного на долгую, кропотливую работу. Поэтому отправляясь в путешествие, хорошо подготовьтесь:

  • Узнайте подробности экспедиции — где будет располагаться лагерь, какие там будут условия, что вам надо взять с собой.
  • Запаситесь удобной одеждой, которую не жалко. Вам придется подолгу копаться в земле.
  • Не забудьте про аптечку. Обязательно возьмите что-то от живота, температуры, растяжений и антисептики.
  • Не забудьте солнцезащитный крем с высоким фактором защиты и средства от насекомых. Работы могут длиться целый день, под солнцем, а вечером в лесу и полях очень много комаров.

Археологический туризм – это увлекательный и необычный отдых, благодаря которому удается лучше узнать историю, найти или осмотреть предметы старины, лично поучаствовать в раскопках.

Где именно проводить время с лопатой в руках, решает каждый турист самостоятельно.

Кто-то предпочитает не уезжать далеко от родных краев, другие – с радостью посещают заморскую Грецию, Израиль или Мексику, ведь находки тут оказываются максимально экзотическими.

Источник: https://GlonassTravel.com/destination/vidy-turizma/kulturno-istoricheskij-turizm/arxeologicheskij-turizm/

Наши практики и летние школы

Работу социального антрополога / этнолога невозможно представить без экспедиций.

Стоит услышать это слово, экспедиция, как сразу перед нашим мысленным взором встают отдаленные уголки планеты и люди, у которых до нас с вами еще никто не был, мы представляем себя первооткрывателями, фиксирующими доселе неизвестные науке культуры и языки…

Реальность обычно несколько иная. Культуры-изоляты в науке вообще или практически не известны, да и ехать на другой конец планеты Земля вовсе не обязательно для того, чтобы исследовать феномен, имя которому – человек, человеческое сообщество: это вполне могут быть и соседи по коммуналке или подъезду, или Ваша группа, в которой Вы учитесь в университете.

В зависимости от того, где, в каких условиях Вы ведете свою полевую работу (так называется практическая составляющая экспедиций), Вам может потребоваться и изучение другого языка, и длительный, не менее года, процесс «вживания» в иную культуру, но это также могут быть многократные регулярные выезды в течение нескольких лет на несколько недель или месяцев в один и тот же район, жизнь в маленькой по размерам группе кочевников-оленеводов или же вполне сходная с Вашей обычной жизнь в городском квартале Буэнос-Айреса или Москвы. Как бы ни было организовано Ваше поле, Вам обязательно придется общаться с людьми. И лучшего способа почувствовать себя частью нашего многоликого мира трудно себе представить.

Кто-то наверняка спросит, а как быть с экспедициями, если мы еще студенты? Хороший вопрос. Студенты кафедры этнологии по окончании 3 курса обязательно проходят так называемую экспедиционную практику.

В ходе 2–3–4-недельной поездки учащиеся вместе с руководителем практики отрабатывают навыки общения с людьми, учатся вести беседы, брать интервью, наблюдать, фотографировать, описывать различные проявления этнических культур, порой весьма отличных от нашей, но также далеко за полночь вести беседы с местной молодежью, играть с ними в футбол, ходить купаться на реку, принимать участие в общественных работах – косить и убирать сено, заготавливать топливо, готовить с людьми их повседневную и праздничную еду. Те, кто почувствовал вкус именно к тому полю, в котором проходила практика, при повторных, более длительных самостоятельных выездах в эти районы, имеют лучшие шансы для погружения в изучаемую культуру и, следовательно, для более точного, адекватного ее понимания.

Каждый полевой выезд дает массу новых материалов.

Чтобы они не остались лежать неиспользованными, забытыми, каждое записанное интервью/беседа, каждый нарратив должны быть расшифрованы, каждая фотография, каждый привезенный для музея предмет тщательно описаны/каталогизированы. Этой кропотливой, но очень важной и по-своему захватывающей работой студенты занимаются на полевом семинаре в течение учебного года.

Сейчас на кафедре действуют пять учебных экспедиционных практик: Музыкально-этнографическая (руководитель — м.н.с. Г.А.Никитина), Кавказская (руководители — профессор Л.Б.Заседателева и доцент З.У.

Махмудова), Южная (руководитель — доцент Е.И.Ларина), Северная (Севернорусская) (руководитель — доцент А.В.Туторский) и Сибирская (руководитель — профессор Д.А.Функ).

Периодически организуются групповые
экспедиционные выезды студентов в другие регионы Евразии.

подробнее…

Музыкально-этнографическая экспедиция была инициирована Г.А.Никитиной в 2000 г. В 2000 г. была предпринята поездка в Можайский район Московской области, в 2001 – в Пинежский район Архангельской области, в 2002 – в Приморский район Архангельской области, с 2004 по 2006 годы сбор музыкальных материалов проводился среди крымских татар, в 2007 и 2008 гг.

Читайте также:  Общие положения о гражданско-правовом договоре - студенческий портал

местом проведения практики стали Алтайский край и Республика Алтай, а в 2009–2012 годах экспедиция работала в Поволжье и на Северном Кавказе. В 2014 и 2015 гг. работа вновь велась в Поволжье. В ходе практики студенты знакомятся с методами фиксации музыкальных произведений, изучают быт традиционных исполнителей песен и деятельность более современных фольклорных ансамблей.

За полтора десятилетия были собраны уникальные материалы о специфике и современных формах адаптации музыкально-поэтических традиций среди русских, чувашей, татар, башкир, марийцев, мордвы, удмуртов, ленинградских финнов, смоленских переселенцев, крымских татар, ногайцев, караимов, крымчаков, евреев, немцев, армян, греков, эстонцев, белорусов, украинцев, теленгитов, казаков, осетин.

Кавказская этнографическая экспедиция начала работу с 1939 года — с момента основания кафедры. Студенческой практикой в то время руководил Евгений Михайлович Шиллинг, один из крупнейших кавказоведов XX столетия. Позже экспедицию возглавляли Я.А.Федоров и Л.Б.Заседателева. В настоящее время руководителями экспедиции являются Л.Б.Заседателева и З.У.Махмудова.

Противоречивые и трагические события 1990-х годов вызвали вынужденный перерыв в работе экспедиции. Однако кафедра продолжала поддерживать тесные контакты со своими кавказскими коллегами. Не прекращались индивидуальные выезды в регион, сотрудников, аспирантов и студентов, специализирующихся в области кавказоведения. Деятельность Кавказской экспедиции возобновилась в 2014 году.

В 2015 году экспедиция (руководители, студентка и две аспирантки кафедры) работала в Дагестане, Чечне, Ингушетии. Научные интересы участников определили комплекс исследовательских сюжетов и задач экспедиции.

Наблюдение и фиксация современных религиозных практик, особенностей религиозных братств (вирдов) Чечни и Ингушетии- продолжающийся проект полевых исследований кавказоведов кафедры. Также была собрана информация, характеризующая динамику материальной культуры, в частности декоративно-прикладного искусства Дагестана. Мы благодарны за помощь и содействие сотрудникам ДМИИ имени П.С.

https://www.youtube.com/watch?v=6J4CRDX2CQY

Гамзатовой (Махачкала) и Музея Кубачинского художественного комбината (с. Кубачи). Значительное внимание было уделено компаративным аспектам социокультурной динамики Дагестана, Чечни, Ингушетии.

Южная экспедиция курируется Е.И.Лариной. Места проведения практики: 2005 год – Самарская область, 2006 год – Оренбургская область, 2007 год – Астраханская область, 2008,2010 и 2014 гг. – Туркмения, Узбекистан, Казахстан, 2008,2009,2011 и 2012 гг. – поездки к казахам Саратовской, Омской, Курганской и Волгоградской областей. Летом 2014 г. состоялся полевой выезд в Крым.

Основной задачей этой практики является изучение расселения, численности, обычного права, духовной культуры и культурных заимствований казахов на юге России и в сопредельных государствах, а также культуры туркмен, каракалпаков, узбеков, крымских татар. По материалам экспедиции регулярно публикуются научные статьи, снимаются документальные этнографические фильмы (напр., «Асыки», 2006).

Северная (Русский Север) экспедиция была возобновлена – после почти 20-летнего перерыва – в 2006 г. А.В.Туторским. В том году местом проведения практики стал Пинежский район Архангельской области, славящийся среди исследователей хорошей сохранностью фольклорной традиции.

Экспедиционные выезды регулярно проводятся в различные районы Вологодской и Архангельской областей. Тематика исследования – культура и быт русской деревни в 1930–1950-е годы.

Изучаются сохранившиеся элементы общинного уклада, инкорпорированные в колхозный строй, этнография детства русского севера, хозяйственная деятельность крестьян.

Сибирская экспедиция – новое направление поездок студентов на летнюю практику. Первый полевой выезд состоялся в июле 2014 г. Работа отряда (6 студентов МГУ и 3 – ТГУ) велась в Томской и Кемеровской областях, на юге Западной Сибири.

Основные массивы собранных материалов в этническом плане касаются немцев, телеутов и шорцев, в тематическом же они охватывают широкий спектр таких тем современной социальной антропологии, как этническая и культурная идентичность, историческая память о социальных травмах XX столетия, трансформация представлений о традиционном и изобретение традиций, современная праздничная культура, специфика выстраивания отношений государства, бизнеса и аборигенных сообществ и иные. В июне-июле 2015 года этнографическая практика была проведена на Сахалине. Студенты и аспиранты МГУ (11 чел.) и ТГУ (2 чел.) проводили исследования в гг. Южно-Сахалинске, Поронайске, Охе, в пгт Ноглики и дер. Некрасовка. Анализировался обширный блок проблем современной жизни коренных малочисленных народов Севера (нивхи, уйльта, эвенки, нанайцы), в том числе проблемы хозяйственной деятельности семейно-родовых общих, генеалогические представления, особенности взаимоотношений государства, бизнеса и аборигенных сообществ, деятельность РПЦ и иных конфессий, традиционные религиозные представления, праздничная культура, этнически ориентированная работа музеев, библиотек и школ (школ-интернатов).

С 2016 года – после длительного перерыва и лишь отдельных нерегулярных поездок последних лет – на кафедре этнологии вводится еще одно региональное направление проведения экспедиционных студенческих практик. В ходе поездок в государства Центральной Азии (Казахстан и Республики Средней Азии, Монголия, Китай и южные пограничные районы азиатской части России) мы рассчитываем существенным образом обогатить наши собственные представления об этом удивительном мире, расширить существующие контакты кафедры, а также – по возможности – изменить исследовательскую палитру красок, сфокусировав ее на изучении современных социальных (этнических, языковых, культурных, миграционных) процессов в этом регионе.

В 2016 г. под руководством заведующего кафедрой этнологии профессора Д.А.

Функа экспедиционная практика, совмещенная с участием в летней школе «Сакральные места в современной культуре тюркоязычных народов Центральной и Северной Азии (устные истории и практики)», проходила в Южноказахстанской области Казахстана.

15 студентов в течение двух недель собирали полевые материалы в городах Шымкент (включая Сайрам), Тараз, Туркестан (включая древний город Отырар) и в отдаленных аулах Казыгуртского района по нескольким темам: сакральные места в современной культуре, семейная обрядность, культура свободного времени/досуга горожан, этнические группы и диаспоры (корейцы, немцы) и травма памяти. Вся группа выражает искреннюю признательность коллегам из Южноказахстанского госуниверситета за великолепную логистику и дружеское расположение.

Источник: http://www.hist.msu.ru/departments/4011/study/practice/

Статья на тему: Археологическая экспедиция как способ активизаци | Социальная сеть работников образования

Археологическая экспедиция как способ активизации и углубления интереса учащихся к предметам исторического цикла

            История один из немногих предметов школьного курса, который дает большой простор педагогу для внеклассной работы с учащимися.

Широко известны такие методы внеклассной работы по истории как: посещение музеев, исторические экскурсии, практикуется участие в образовательном процессе очевидцев тех или иных событий, которые нашли отражение в учебной литературе, создание силами учеников школьных музеев различной тематики (исторические, этнографические, краеведческие и т.д.). Но, на мой взгляд, одним из самых эффективных способов внешкольной работы по истории можно считать участие детей в археологических исследованиях и экспедициях.

Самостоятельная исследовательская работа учащихся в рамках археологической экспедиции способствует развитию любознательности, творческой познавательной инициативы.

Необходимость преодолевать трудности пробуждает инициативу и упорство в достижении поставленной цели.

Работа в условиях сплоченного коллектива, построенного на принципах самоуправления с широкой демократией и инициативой, учит творческому подходу к труду, коллективизму, товарищеской взаимопомощи.

Следует отметить, что исследовательский метод, являющийся центральным в археологии в целом и в школьной археологии в частности, это высшая форма воспитания творческой инициативы учащихся, их самостоятельности. Ребята становятся не потребителями готовой информации, а участниками творческого процесса, самостоятельно «добывают» исторические знания.

В ученических исследованиях различают два вида открытий: субъективные — открытие истины известной обществу, но неизвестной самому школьнику и объективные — открытие нового в науке, имеющее научно-практическое значение. В учебной практике школьники совершают исключительно субъективные открытия.

В отличие от других дисциплин и урочных форм работы, полевая археология даёт школьнику не иллюзию открытия, а знакомит с действительно уникальными фактами. Именно археологические источники в силу их наглядности, осязаемости и вместе с тем загадочности, вызывают у школьников наибольший интерес.

Археология – наука, стоящая на стыке гуманитарных, естественных и точных наук, в этом не только её своеобразие, но и мощный стимул к расширению интереса школька по широкому спектру наук. Однако особенностью преподавания археологии является её вузовская ориентация.

Изучение методов археологии не входит в систему школьных знаний, но наука весьма притягательна для детей и прочно переплетена с методикой преподавания истории. И в лучшем случае школьники занимаются археологией в системе дополнительного образования.

Но она обладает огромным образовательным потенциалом, исследуя самые разнообразные области эволюции человека, материальную и духовную культуру.

В Самарской области участие школьников в археологических экспедициях достаточно распространенный метод внеклассной работы с учащимися (школьная экспедиция на базе археологической экспедиции Самарского областного историко-краеведческого музея имени П.В. Алабина, школьные группы в археологических экспедициях СамГУ и ПГСГА). Но данные экспедиции ограничивались участием школьников в археологических раскопках и не более.

В 2011 году на базе Межрегиональной молодежной научной экспедиции «Ноосфера» был организован школьная смена археологической экспедиции, которая не ограничилась только раскопками.

Данный образовательный проект предполагает летнюю полевую школу по обучению технике ведения археологических раскопок и обучение школьников древним ремесленным техникам (ткачество, гончарство, строительство, кулинария), т.е участие детей в исторической реконструкции, в оживлении истории.

  Помимо этого, программа летней школы предусматривает интерактивные и образовательные экскурсии, участие в мастер-классах и археологических исследованиях под руководством профессиональных ученых, лекционные и практические занятия.

Ключевым моментов данной экспедиции является сочетание археологических раскопок и исторической реконструкции, т.е.

воссоздание материальной и духовной культуры той или иной исторической эпохи и региона с использованием археологических, изобразительных и письменных источников.

А главными действующими лицами реконструкции становятся учащиеся, которые получают историческое знание через создание исторических объектов.

  • Основной целью археологической экспедиции является выявление одаренных школьников, обладающих нестандартным творческим мышлением, склонных к творческой и исследовательской работе, поддержка и дальнейшее развитие их научных и проектных изысканий.
  • Спектр задач, которые позволяет решить такой способ организации внешкольной деятельности учащихся достаточно широк:
  • — развитие у учащихся интереса к творческой и научно-исследовательской деятельности;
  • — выявление и отбор школьников, проявляющих способности к научно-исследовательской деятельности и дальнейшая работа с ними;
  • — развитие форм и методов дополнительной работы с талантливыми школьниками;
  • — создание ситуации индивидуально ориентированного обучения через непосредственное общение и сотрудничество (вплоть до работы в составе одной исследовательской группы) ученых, учителей, студентов и школьников;
  • — гармоничное сочетание учебно-научной и воспитательной работы с активным отдыхом и оздоровлением;
  • — стимулирование школьников к продолжению исследований по выбранным темам в течение учебного года и представлению своих результатов на конференциях школьников различного уровня;
  • — активизация деятельности учителей в различных направлениях и формах учебно-исследовательской деятельности учащихся, привлечение к такой деятельности представителей вузов;
  • — реализация идеи непрерывного образования путем подготовки одаренных учащихся для продолжения обучения в учреждениях, обеспечивающих получение высшего образования.

            Данный вид работы с детьми рассчитан на учащихся общеобразовательных учреждений, воспитанников учреждений дополнительного образования. Возраст участников – от 14 лет.

            Таким образом, археологическая экспедиция дополняется исторической реконструкцией по нескольким направлением, что активизирует деятельность учащихся в рамках археологической экспедиции.

Источник: https://nsportal.ru/shkola/vneklassnaya-rabota/library/2015/11/12/arheologicheskaya-ekspeditsiya-kak-sposob-aktivizatsi

Ссылка на основную публикацию