Политический кризис в греции 404–338 гг. до н. э. — студенческий портал

Архаический период в истории Древней Греции охватывает всего три столетия — с VIII по VI вв. до н. э.

За этот относительно небольшой промежуток времени Греция значительно обогнала в своем развитии соседние страны, в том числе и идущие в то время в авангарде культурного прогресса человечества страны древнего Востока, о чем говорит и небывалый взрыв творческой деятельности.

В этот период в Греции возрождается архитектура, монументальная скульптура, живопись, создаются поэмы и лирические стихи, появляются первые философы в лице Фалеса, Анаксимена и Анаксимандра.

К VIII веку до н.э.

влияние дорийских племен в Древней Греции заметно ослабло, что привело к восстановлению государственного устройства: архаический период характеризуется так называемой городской революцией — быстрым ростом городов-государств (полисов), ставших основной общественной и политической единицей эллинистического мира.

Это был период интенсивного экономического, политического и культурного развития Древней Греции: с ростом городов (полисов) и торговых центров расцветали ремесла и искусства.

Политический кризис в Греции 404–338 гг. до н. э. - Студенческий порталПолитический кризис в Греции 404–338 гг. до н. э. - Студенческий порталПолитический кризис в Греции 404–338 гг. до н. э. - Студенческий портал

Благодаря Великой греческой колонизации эллинская полисная государственность получила широкое распространение, помимо Эгейского региона, на побережье Средиземного и Черного морей (Евксинского Понта), что способствовало развитию товарно-денежных отношений во всех уголках античного мира. Все это в совокупности, безусловно, отразилось, на развитии древнегреческого общества в целом и в особенности на экономической сфере. Более того, развитие ремесел в скором времени привело к установлению тесных экономических связей с метрополией и с городами Малой Азии, а также содействовало активному развитию торговых отношений с местным населением, которое с удовольствием приобретало у греческих ремесленников их изделия. Помимо этого, автохтоны покупали у торговцев из Греции и продукты сельского хозяйства (вино, оливковое масло). В свою очередь, из колоний в Грецию поставлялось зерно, а также сырье — как, например, лес и металл.

Таким образом, благодаря колонизации, с территории Древней Греции за её пределы выехала масса безземельного населения, что, безусловно, сгладило существующие социальные конфликты.

Слой общества, сумевший накопить богатство за счет ремесла и торговли, стал вести аристократический образ жизни, но при этом он не владел какими-либо наследственными привилегиями: земля по-прежнему оставалась в руках родовой знати.

Обострение социальных конфликтов в VII — VI вв. до н. э. содействовало рождению в крупных торгово-ремесленных центрах тирании — единоличной власти правителя.

Надо отметить, что изначально понятие «тирания» не имело современного для него оттенка негативности, поскольку тираны проводили активную внешнюю политику, укрепляли армию, заботились о благоустройстве своих городов. Одним словом, тирания означала монополию на политическую власть.

Но, тем не менее, как правило, при захвате власти тиран беспощадно расправлялся со своими политическими противниками, казня их без суда и следствия, или отправлял в изгнание целые семьи и даже роды, в то время, как их имущество переходило в его казну.

Именно поэтому, уже позже, слово «тирания» в греческом языке ассоциировалось с беспощадным кровавым произволом.

Политический кризис в Греции 404–338 гг. до н. э. - Студенческий портал

При всем этом тирания лишь ослабила родовую знать, так и не сломив ее могущества. Вслед за свержением тирании разгорались вспышки острой борьбы.

В ходе нескончаемых гражданских войн постепенно зарождался новый тип греческого государства — рабовладельческий полис, который явился результатом многолетней преобразовательной деятельности законодателей и, в частности, афинских реформаторов — Солона и Клисфена, а также законодателя Спарты — Ликурга. Как известно, самые значимые преобразования проводились в условиях политического кризиса, когда граждане полиса, безмерно уставшие от постоянных распрей, избирали кого-либо из своей среды посредником и примирителем, одним из которых и был Солон, избранный в 594 г. до н. э. на должность первого архонта.

Политический кризис в Греции 404–338 гг. до н. э. - Студенческий порталПолитический кризис в Греции 404–338 гг. до н. э. - Студенческий порталПолитический кризис в Греции 404–338 гг. до н. э. - Студенческий портал

Коренной реформой Солона была реформа долгового права, так называемая «сейсахтейя», что в буквальном смысле означает «стряхивание бремени»: действительно, с плеч афинского народа было сброшено бремя долговой кабалы, а все долги и накопившиеся по ним проценты были признаны недействительными.

Более того, согласно реформе Солона, были запрещены сделки самозаклада; крестьяне восстановили статус собственников своих земель, а объем политических прав зависел уже не от знатности, а от размера имущества.

Таким образом, крестьянство Аттики было спасено от порабощения, что сделало возможным дальнейшее развитие афинской демократии, представляющей собой пример одного из возможных путей развития раннегреческого полиса — отмену имущественного ценза и участие всех свободных граждан в управлении.

Другая форма полисной организации была олигархической, когда управление осуществлялось согласно имущественному цензу, а правообладателями считались только отдельные граждане, как это было в Спарте, в которой власть находилась в руках аристократов.

В конце же VI в. до н.э. возникло первое крупное объединение греческих городов-полисов во главе со Спартой — Пелопоннесский союз. Постепенно Спарта сосредоточила в своих руках руководство всей политической жизнью Пелопоннеса.

Классическая эпоха (500-300 гг. до н.э.)

Классическая эпоха в истории Древней Греции исчисляется с конца VI века до 338 года до н. э. В этот период древнегреческое общество достигает наивысшего расцвета во всех сферах жизни.

В конце VI века до н.э., с началом греко-персидских войн, греческие полисы подверглись тяжелому испытанию со стороны окрепшей к тому времени персидской деспотии Ахеменидов.

Спустя 10 лет, при Марафоне, афиняне одержали победу над армией персидского царя Дария I. В середине августа 480 г. до н. э.

персы подошли к Фермопилам: 300 спартанских воинов во главе со своим царем Леонидом героически сражались против персидских завоевателей, отстаивая вверенный им пост.

После катастрофы в Фермопильском сражении греки под командованием Фемистокла отступили к Сароническому заливу, где в сентябре этого же года состоялось битва при Саламине, закончившаяся триумфальной победой греческого флота.

В 479 г. до н.э. греки одержали блистательную победу над персами в битве под Платеями, после которой спартанцы тщетно пытались сохранить за собой морскую гегемонию, в конечном итоге уступив её афинянам (477 г. до н.э.

), в связи с неоднократными победами афинской демократии в греко-персидских войнах. В результате образовался Делосский союз, или Делосская симмахия, называемая также Первым Афинским морским союзом.

Политический кризис в Греции 404–338 гг. до н. э. - Студенческий порталПолитический кризис в Греции 404–338 гг. до н. э. - Студенческий порталПолитический кризис в Греции 404–338 гг. до н. э. - Студенческий портал

В Делосский союз, возглавляемый Афинами, входило 200 полисов, расположенных на островах Эгейского моря и его побережьях (за исключением южного). Таким образом, Афины стали крупной морской державой, ведущей торговлю через свой порт Пирей — крупнейший порт Средиземного моря.

Благодаря военным успехам, Афины стали главным городом Древней Греции.

На Акрополе строились великолепные храмы, художники создавали прекрасные произведения искусства, древнегреческая философия пополнилась такими именами, как Сократ и Платон.

Наконец-то были созданы благоприятные условия для развития демократических институтов, которые стали примером не только для цивилизаций той эпохи, но и для всей истории западных народов.

Одним словом, наступил «Золотой Век» Афин — знаменитая эпоха Перикла.

Греческая демократия учредила налоговую систему, позволявшую учитывать разницу в материальном положении граждан и выделять бедному слою населения средства на обучение искусствам и ремеслам за счет государства.

Всем свободным гражданам предоставлялось право участвовать в народном управлении, а также контролировать работу городской администрации. Именно общество развитой демократии родило такие личности как Геродот, Эсхил и Фидий.

Афины, укрепившись политически, постепенно превратили своих союзников по Делосской симмахии в подданных, ограничив их свободу в морской торговле и введя взыскание подати, так называемого фороса. Более того, в торговых отношениях стали пользоваться афинской системой мер и весов (среди полисов Первого Афинского морского союза ходила афинская чеканная монета).

Все это, в совокупности с назреванием конфликта во внешней политике (борьба Афин и Коринфа за торговые пути, а также непрекращающаяся борьба Афин со Спартой), привело в 431 г. до н.э. к Пелопоннеской войне, охватившей большинство греческих полисов, которая закончилась только через 27 лет — в 404 году до н.э.

— победой Спарты и низложением Афин: им было запрещено иметь морской флот (Морской союз был распущен).

С этого момента Спарта стала ведущим полисом Греции, не переставая насаждать свои военные порядки, что в результате привело к незатихающим междоусобным войнам — вплоть до нового объединения Греции, но уже под гегемонией Македонии: на фоне общей нестабильности Македония отличалась высоким уровнем развития экономики, технологии и военного дела.

Основные предпосылки для создания империи Александра Македонского были сделаны его отцом Филиппом II — мудрым политиком и дальновидным реформатором.

В 337 г. до н.э. Греция была объединена под властью Македонии. После убийства Филиппа II его место занял его юный сын Александр, возглавивший победоносную войну против персов и создавший новую империю всего за 9 лет, достигнув Гималаев и берегов Ганга.

Основной мыслью Александра Македонского было положить конец вековым распрям между Персией и Грецией, соединив культуры Запада и Востока путем политики распространения культуры древних эллинов. Именно поэтому следующая эпоха в истории Древней Греции называется эллинистической.

Эллинистический период (300-30 гг. до н.э.)

В конце IV века гегемония Спарты стала главным врагом греческой свободы и независимости. Так, в Фивы был введён спартанский гарнизон, но в 379 году до н.э.

демократы, во главе с Пелопидом и Эпаминондом изгнали спартанцев, восстановив Беотийский союз, существовавший ещё в VI веке. В 378-377 гг. до н.э. был создан Второй Афинский морской союз для борьбы со Спартой, куда вошли и Фивы, победившие спартанцев в битве при Левктрах (371 г. до н.э.).

Однако, возвышение Фив закончилось довольно быстро — с гибелью фиванского полководца Эпаминонда в битве при Мантинее (362 г. до н.э.).

Но, несмотря на это, Афинам все равно не удалось установить во Втором Афинском морском союзе порядки, которые были действительны ещё в Первом союзе, поскольку афиняне встретили сильный отпор союзников, вылившийся в результате в Союзническую войну 357-355 до н. э., что привело к распаду союза.

В этот период на севере Греции возникла новая сила — Македония, остатки дорийских племен, не перекочевавших во время Великой греческой колонизации.

В 346 году до н.э. царем Македонии был Филипп II. К тому времени им уже были завоеваны Фессалия, Фокида, полуостров Халкидики и побережье Фракии.

Надо заметить, что в Афинах и других полисах Греции, при виде такой мощной военной силы, общество разделилось на её сторонников и противников, с возникновением промакедонской и антимакедонской партии, в последнюю из которых входил Демосфен, Гиперид и другие. Усилиями Демосфена была создана коалиция греческих городов, потерпевшая, однако, полное поражение в битве при Херонее (338 г. до н.э.).

Созванный Филиппом II конгресс в Коринфе (338-337 гг. до н.э.) окончательно оформил подчинение Греции Македонии: на Коринфском конгрессе было объявлено о создании союза греческих государств во главе с Македонией. Во всех полисах был установлен олигархический режим, который поддерживался македонскими гарнизонами.

Битва при Херонее и последовавшие за ней завоевания армии Александра Македонского на востоке открыли период эллинизма, во время которого были образованы, так называемые, эллинистические общества и государства, ставшие частью древнегреческого мира.

В эпоху эллинизма греческий мир охватывал пространство от Сицилии, на западе, до Индии — на востоке и от Северного Причерноморья на севере — до первых порогов Нила на юге.

Однако, во все периоды древнегреческой истории её центральной частью считался Эгейский регион, где зародилась греческая государственность и культура, достигнув своего расцвета.

Огромная империя Александра Великого распалась сразу же после его смерти (323 г. до н.э.).

Долгая борьба диадохов и их преемников, так называемых эпигонов, привела к созданию ряда самостоятельных эллинистических государств — таких, как монархия Селевкидов, основанной Селевком, со столицей Антиохией (Сирия); Птолемеев, основанной диадохом Птолемеем Лага в Египте со столицей Александрия, а также самой Македонии со столицей в Фессалониках, царем которой стал Кассандр.

Борьба полисов во главе с Афинами против Македонии уже после смерти Александра Великого (Ламийская война 323-322 гг. до н.э.) закончилась победой Македонии и расправой с греческими демократами.

Читайте также:  Ханс-Георг Гадамер и его философия - биография, история жизни и факты

После вторичного поражения в Хремонидовой войне (267-261 гг. до н.э.), названной так по имени афинского полководца Хремонида, Афины стали всецело зависимыми от Македонской монархии.

Но, несмотря на это, Македония не смогла восстановить былую власть над Балканским полуостровом, поскольку в борьбу против неё вступили два новых могущественных союза — Ахейский (возродившийся около 280 г. до н.э.), который охватывал большую часть Пелопоннеса (кроме Спарты) и Этолийский (основанный около 320 г. до н.э.), куда входили районы средней Греции (кроме Афин), южная Фессалия и другие греческие полисы.

Борьба диадохов Александра III Великого, а позже Македонии с Ахейским и Этолийским союзом привела к отрицательным последствиям: греческие города были разрушены, жители проданы в рабство, а крупные торговые центры заселились новыми колонистами. В результате средние слои греческого населения постигло разорение, увеличилось число бедных и, кроме того, тут и там — в Коринфе, Аргосе, Милете — вспыхивали волнения, которые в тот период времени стали чуть ли не обычным явлением.

После поражения, нанесенного в 197 году до н.э. римлянами Македонии в битве при Киноскефалах, Греция попала под влияние Рима, а уже с утверждением Римской империи (27 г. до н.э.) она стала римской провинцией Ахайя (кроме Афин, которые номинально считались свободным городом).

С IV века нашей эры Греция составила ядро Восточной Римской империи — Византии.

Источник: https://www.grekomania.ru/articles/greek-history/11-ancient-greece

Кризис греческого полиса

Примерно на рубеже V—IV вв. до н. э. греческий полисный мир вступил в период перманентной социально-политической турбулентности, что было во многом обусловлено тем структурным кризисом, который в это время поразил полисное общество. Этот кризис имел целый ряд причин — социально-экономических, политических, идеологических и иных.

Прежде всего, на протяжении длительного времени мало- помалу и чем дальше, тем больше ослаблялась традиционная связь между гражданским статусом и собственностью на землю. В полисах все больше становилось безземельных граждан.

К такому положению дел закономерно привело развитие товарно-денежных отношений: доход от земельной собственности в самом благоприятном случае не превышал 7—8 % стоимости земли, тогда как процентные ссуды давали как минимум 12 % (при морских займах значительно больше).

По мере распространения купли-продажи и залога земли возникали предпосылки для концентрации земли в руках немногих собственников и, соответственно, роста числа граждан, утративших свою земельную собственность. Одновременно к земледелию через аренду небольших земельных участков приобщались беднейшие граждане и метеки (в том числе вольноотпущенники). На рубеже V—IV вв. до н. э.

широкое распространение получила практика дарования полисом отдельным лицам права приобретения недвижимости на территории этого полиса, а кое- кому из них за особые заслуги — и гражданских прав. Эти люди, как правило, обладали значительными средствами, благодаря которым они и скупали землю в большом количестве.

Обезземеливание граждан вело к размыванию присущего древним грекам чувства своего единения с родным полисом. Если когда-то интересы гражданского коллектива в массовом сознании стояли однозначно выше интересов частных лиц, то теперь все изменилось; наступила эпоха индивидуализма.

Состоятельные граждане, которые еще совсем недавно с энтузиазмом исполняли литургии и с готовностью жертвовали собственные средства на общественные нужды, с некоторых пор начали тяготиться налагаемыми на них повинностями, стараясь уклониться от них любым путем.

Расцветает практика ухода от обременительного налогообложения (в частности, за счет продажи земельных владений, когда вырученные деньги прятались в кубышку или вкладывались в «дело»). Поскольку в IV в. до н. э.

Балканскую Грецию и Малую Азию сотрясали бесконечные политические смуты и междоусобные войны, полисные власти все чаще прибегали к чрезвычайному военному налогу — эйсфоре[1].

Ослабление связей отдельной личности с землей и коллективом граждан вело к упадку полисного патриотизма и деградации гражданского ополчения.

С одной стороны, военная служба становилась все более обременительной для средних и беднейших слоев населения: хотя гоплиты и матросы во время походов получали небольшое жалование, их семьи оставались на это время без кормильца; участие трудоспособных мужчин в продолжительных военных кампаниях нередко приводило к упадку и разорению их хозяйств.

В результате число граждан, способных приобрести гоплитское вооружение, непрерывно сокращалось. С другой стороны, частые войны — следствие политической нестабильности — требовали от военнослужащих более высокого, чем прежде, уровня профессионализма. С каждым годом возрастал спрос на профессиональных военных, для которых война была доходным ремеслом.

Спрос рождает предложение, поэтому в первой половине IV в. до н. э. в Греции широко распространяется наемничество. Обучение и дисциплина в наемных формированиях, состоявших под началом опытных и храбрых командиров, были на порядок выше, чем в гражданском ополчении.

За деньги и долю в добыче наемники были готовы воевать с кем угодно, полисный патриотизм для них был пустым звуком. Ряды наемников пополнялись за счет деклассированных элементов, политических изгнанников, искателей легкой наживы и авантюристов всех мастей.

Отряды вооруженных до зубов ландскнехтов во главе с циничными и алчными кондотьерами[2], предлагавшими свои услуги любому, кто был способен их оплатить, можно было использовать для захвата власти, завоевания чужой территории, грабительского набега и других подобных авантюр как внутри полисного сообщества, так и за его пределами (пример — «поход десяти тысяч» в 401 г. до н. э., увековеченный Ксенофонтом в его «Анабасисе»).

На поле боя наемники в боевом построении представляли собой грозную силу, однако их содержание стоило дорого; оно тяжким бременем ложилось на полисные финансы. Зачастую полисы целиком перекладывали это бремя на плечи своих полководцев.

Так, афинскому стратегу Тимофею пришлось заложить все свои имения и залезть в неоплатные долги, чтобы изыскать средства для вербовки наемников и пополнения войсковой кассы.

Другие стратеги действовали по принципу: «Война должна кормить войну», подвергая жестокому разграблению не только вражеские земли, но и нейтральные, и даже союзные. Не брезговали они и пиратством на море и в прибрежных областях.

Итак, главными причинами структурного кризиса полисного общества стали свободная купля-продажа земли и развитие товарно-денежных отношений, что способствовало углублению имущественного неравенства. В обществе росло социальное расслоение, увеличивалось число неимущих граждан.

Напротив, все более возрастало количество богачей, которые более не горели желанием, как раньше, тратить личные средства на общественные нужды. Никогда прежде не достигал такой остроты конфликт между интересами гражданского коллектива и интересами частных лиц.

Богатые граждане не стесняясь тратили огромные средства на предметы роскоши и жили на широкую ногу, тогда как полисные власти с огромным трудом изыскивали средства на текущие расходы.

Полисам приходилось принимать экстренные меры для пополнения казны. Так, афиняне в IV в. до н. э. активизировали разработку Лаврионских серебряных рудников (право их эксплуатации сдавалось на откуп частным предпринимателям). Всячески поощрялась внешняя торговля, что должно было увеличить доходы от торговых пошлин[3].

Некоторые представители интеллектуальной элиты выступали с предложениями по оптимизации управления государственными финансами. Наиболее яркий пример подобных инициатив — трактат Ксенофонта «О доходах» (середина IV в. до н. э.).

Автор рекомендовал привлечь в Афины побольше метеков, освободив их от некоторых повинностей и предоставив им ряд льгот (например, право застраивать пустовавшие в городе участки). Ксенофонт советовал поощрять развитие внешней торговли, строить за государственный счет торговые суда и сдавать их в аренду частным лицам.

Наконец, он предлагал властям скупить как можно больше рабов, чтобы в дальнейшем сдавать их внаем частным предпринимателям, разрабатывавшим Лаврионские рудники. Главная мысль Ксенофонта состояла в том, что полис должен обогащаться теми же способами, что и частные лица — рабовладельцы, коммерсанты, тра- пезиты.

Проблема заключалась в том, что, в отличие от древневосточных деспотий, в греческих полисах не было государственного сектора экономики, приносившего сколько-нибудь регулярные и значительные доходы.

Перманентная нехватка денег более не позволяла полисным властям, как прежде, проводить политику материальной поддержки беднейших слоев населения полиса, тем самым сглаживая до определенного уровня крайности имущественного неравенства и социального расслоения в гражданском коллективе.

Постоянно углублявшиеся резкие социальные контрасты стали яркой приметой жизни греческих полисов в первой половине IV в. до н. э.

В полисах с демократическим устройством, где высшими политическими и правовыми инстанциями были народные собрания и суды, состоятельные люди панически боялись судебных процессов, которые, как правило, сопровождались конфискацией имущества, и всячески заискивали перед сикофантами — профессиональными доносчиками (последние использовали шантаж в целях собственного обогащения: чтобы не доводить дела до суда, собственники предпочитали откупиться от сикофантов, сделавших доносительство прибыльным ремеслом). О положении дел в Афинах красноречиво свидетельствует Ксенофонт, вложив в уста разорившегося афинского богача следующее рассуждение: «Когда я был богат, я боялся, чтобы кто не прокопал стены в моем доме и не забрал деньги… Я ухаживал за сикофантами, так как знал, что скорее я могу через них впасть в беду, чем они через меня… Я всегда получал требование сделать то или другое для города, а выехать из Афин мне не позволяли. Теперь, когда заграничных имений я лишился, от здешних не получаю дохода, а домашнее имущество все распродано, — теперь я сплю, спокойно растянувшись; город мне доверяет, никто мне больше не грозит, а я уже грожу другим… Передо мной уже встают с мест и уступают дорогу на улице богатые… Тогда я платил налог народу, а теперь город… содержит меня». Ксенофонту вторит Исократ: «В дни моего детства можно было безопасно называться богачом, и люди гордились своим богатством. Теперь же, насколько возможно, утаивают свое состояние, так как считаться богатым опаснее, чем совершить преступление». Подобная маргинальная психология морально разлагала гражданский коллектив, с каждым годом углубляя раскол и взаимное отторжение между состоятельными слоями полисного общества и беднотой, посягавшей на их имущество и господствующие позиции в обществе.

В некоторых полисах социальная напряженность приводила к кровавым столкновениям. Так, в 392 г. до н. э. в Коринфе ожесточение дошло до того, что граждан убивали в театре, не щадя даже тех, кто искал спасения у алтарей. В 370 г. до н. э.

в Аргосе толпа, подстрекаемая демагогами, устроила жестокое избиение представителей местной элиты (всего погибло более 1200 граждан; убийства сопровождались конфискацией имущества). Когда же пришло осознание содеянного, демос постановил предать смерти демагогов, инициировавших эту кровавую расправу без суда[4].

Выхода из сложившейся ситуации не было: бедняки, будучи полноправными гражданами полиса, считали себя вправе требовать у властей материальной помощи. Однако выделяемые полисом пособия, больше напоминавшие подачки, банально проедались, поэтому положение не менялось к лучшему, а число нуждающихся все возрастало.

Недаром Аристотель сравнил такую помощь с «дырявой бочкой», а Демосфен, обращаясь к афинянам, заявил: «Как лепешки врачей, предохраняя больного от смерти, не влагают в него жизненных сил, так и подачки, которые вы теперь принимаете, не настолько велики, чтобы давать вам полное удовлетворение, но и не столь ничтожны, чтобы вы, отвернувшись от них, должны были добывать себе средства на стороне. Во всяком случае, они каждого из вас поощряют к нерадивости». Таким образом, настроения социального иждивенчества, подобно вирусу распространявшиеся в полисном обществе, морально разлагали и развращали широкие круги гражданства.

В этих условиях растет политический индифферентизм; все меньше граждан проявляют искреннюю заинтересованность в общественных делах, многие из них вообще не посещают народное собрание. Ведущую роль в политической жизни тех же Афин начинают играть ораторы, многие из которых были беспринципными демагогами.

Отныне именно они направляли внешне- и внутриполитический курс. Ораторы, принадлежавшие к враждебным группировкам, сводили личные счеты в народном собрании и судах, поливая друг друга грязью, осыпая площадной руганью и обвиняя во взяточничестве, казнокрадстве и государственной измене.

Как писал Аристотель, «демагоги становятся могущественными вследствие сосредоточения верховной власти в руках народа, а они властвуют над его мнениями, так как народная масса находится у них в послушании».

Читайте также:  Иммунитет - студенческий портал

Таким образом, в полной мере проявились издержки демократического строя: демагогия, популизм, манипулирование общественным мнением.

При этом стратеги, которым нередко приходилось самостоятельно изыскивать средства для ведения боевых действий, содержания и оплаты услуг наемников, порой действовали на свой страх и риск, идя на поводу у собственных амбициозных устремлений, а по возвращении из похода привлекались к ответственности за свои действия (зачастую с самыми плачевными для себя последствиями). Приметами политической жизни в Греции в эпоху кризиса полиса стали бесконечные судебные процессы, смуты и мятежи, войны и перевороты. Это в высшей степени неспокойное время стало свидетелем быстрых взлетов и стремительных падений политиков и полководцев. Вчерашние победители, обласканные удачей и взысканные милостью демоса, до смешного легко (зачастую после первой же неудачи) теряли расположение переменчивой толпы и отправлялись в изгнание, а то и на эшафот[5]. Недаром Исократ обвинял афинян в неблагодарности: «Вам нравятся самые негодные… те, которые делят между собой государственное достояние, более преданы, по-вашему, демократии, чем те, которые выполняют литургии из собственных средств».

В ситуации, когда гражданскую общину раздирали внутренние противоречия, все большую роль в жизни полиса стали играть люди, не имевшие гражданских прав. Это были метеки и вольноотпущенники (последние, получая свободу, вместе с ней обретали статус метеков). Отстраненные от участия в политической жизни, они тем активнее участвовали в экономической деятельности.

Число вольноотпущенников в IV в. до н. э. заметно увеличивается: в условиях роста деловой активности все больше предприимчивых рабов получали от своих господ определенную хозяйственную самостоятельность (к примеру, они заводили небольшое ремесленное предприятие или лавку)[6], чтобы затем выкупиться на волю и уже в статусе метеков заниматься своим прежним делом.

Метеки и вольноотпущенники жили и работали бок о бок с гражданами полиса (неграждане приобщались к земледелию через аренду частновладельческих участков), вместе принимали участие в мероприятиях культовых сообществ. В исключительных случаях и за особые заслуги перед полисом некоторые метеки получали гражданские права.

В результате постепенно сходила на нет замкнутость гражданского коллектива — один из столпов полисного строя.

Разумеется, в среде греческих интеллектуалов время от времени появлялись проекты общественного переустройства, авторы которых пытались найти выход из создавшейся кризисной ситуации.

В частности, ими предлагались меры по упорядочению отношений между богатыми и бедными гражданами: одни проекты предусматривали обобществление всего имущества граждан, движимого и недвижимого, ликвидацию неравенства и уравнительное распределение, другие — перераспределение общественного богатства «по справедливости» (это означало изъятие собственности у порочных богатеев и передачу ее честным труженикам). Проект Платона («Государство» и «Законы»[7]) предусматривал строгую регламентацию правителями и законами всех сфер общественной жизни. Все эти проекты носили утопический характер и не имели ни малейших шансов на воплощение в жизнь. Иное дело — разработанная Исократом теория панэллинизма, предполагавшая вполне реальный путь выхода из кризиса за счет завоевания эллинами «жизненного пространства» на Востоке (речь шла об объединении греческих полисов под эгидой сильного правителя-гегемона[8] и новой войне с персами, которая на сей раз должна была положить конец существованию державы «царя царей»). Общеэллинский поход на Восток был осуществлен Александром Македонским в 334—325 гг. до н. э., но привел совсем к иным результатам, нежели предполагал Исократ.

Источник: https://studme.org/323314/istoriya/krizis_grecheskogo_polisa

18. Социально-экономическая и политическая история Греции после Пелопоннесской войны. Проблема «кризиса полиса». — ИДМ 2 семестр

431
– 404 г. После Пелопонесской войны
греческий мир впал в кризис, который,
несмотря на попытки, не удалось преодолеть.

Причины
кризиса полиса
заключались в новом
явлении в экономической жизни мира
Древней Греции. Новые образы: высший
уровень товарно – денежных отношений,
развитие ч/с на землю, образование новых
международных связей.

Кризис
полисов был общегреческим явлением.
Кризис заметен в экономической жизни
крупных полисов, но потом это стало и в
мелких полисах. Но кризис экономики, не
означал кризис культуры.

*
Сельское хозяйство – основа организации
экономической жизни Древней Греции.
Ввиду специфических природных условий,
преобладали мелкие хозяйства, с
ограниченной возможностью использования
рабского труда.

* В землевладении и землепользование
произошли существенные изменения:


распространена аренда земли,


появляется ипотека, т.е. займы под залог
земли, без ее изъятия у владельца,


увеличился процесс купли – продажи
земли.

В
4 в. до н.э. земля превращается в товар.
Появляются рынки земли. Сначала
выставлялись выморочные земли, т.е.
земли, которые лишались хозяев во время
войны. На рынки поступали выжженные
земли, не дающие урожая. Дельцы за
бесценок покупали эти земли, вкладывали
в них деньги и, улучшив их, продавали
втридорога.

Благодаря этой разницы на
цену обогащались. Этих людей называли
ПЛУТОКРАТАМИ. В 4 в. до н.э. земельные
владения начали рассматриваться, как
источник дохода равный всем остальным.
Земля становится товаром, несмотря на
общественное осуждение.

Легкость купли
– продажи земли говорила о изменении
взглядов о гражданстве в полисе.

Важные
изменения происходят в ремесленном
производстве: однобокое развитие
ремесла, что вызвано военными действиями.
Это привело к усиленному созданию
ремесленных товаров, направленных на
обслуживание военных действий:
металлургия, кожевенное дело и др.
Процесс укрепления ремесленного
объединения за счет поглощения мелких
ремесленников – кустарей.

Ценность
определялась количеством занятых в
производстве рабов. Ремесленники,
основанные на раб. труде называются
ЭРГОСТЕРИИ. Внутри эргостерии начался
процесс разделения труда, когда рабы
делились на группы, обслуживающие только
один участок работы. Товаров стало
больше, цены на такие товары стали ниже.

Ремесленники кустари не выдержали
конкуренции, что привело к их разорению.
Ремесленники, утратив средства к
существованию, сформировали новый слой
населения – ОХЛОС (городская чернь),
живущая случайными заработками, но
улучшение своего положения возложили
на государство. Государство помогало
охлосу, но они тратили деньги не в дело,
а на себя.

Среди граждан появляется
мнение, что свободный горожанин не
должен работать. Работать должны рабы.

Изменение
торговли связано с развитием
международной торговли. Т.к. Спарта
победила, разделив междуполисные союзы,
это привело к тому, что жителям полиса
негде было сбыть свои товары и купить
сырье.

Для того, чтобы найти рынки сбыта,
которые находились за пределами Балкан,
нужно совершать торговые экспедиции,
требовавшие больших затрат. Но у
большинства не было средств.

Поэтому
деньги на эти цели брались у банков.

В
4 в. до н.э. в экономической жизни произошли
важные изменения:


  • укрепление ремесл. мастер – эргостерии,

  • земля стала товаром.
  • В
    связи с этим изменяется менталитет
    граждан:

  • появляются обедневшие ремесленники
    –охлосы,

  • появляются дельцы, плутократы и тратезиты.
  • Политика
  • Коринфская
    война и Анталкидов мир

После
победой над Афинами, Спарта стала
единоличным и неповторимым гегемоном
Греции. Политика, которую проводила
Спарта, была прямолинейной и опиралась
на военную силу.

Правитель Спарты
Лисандр, взяв на себя роль самовластного
правителя, заменил во многих полисах
демократию на олигархический режим,
возглавлявшийся коллегиями прямых
спартанских ставленников. Олигархи
опирались на размещенные в Греческих
городах Спартанские гарнизоны.

Этот
грубый диктат вел к нарастанию
антиспартанских настроений во всем
Греческом мире. Ухудшились отношения
Спарты с Персами. С 399 года до н.э. начались
открытые военные действия в Малой Азии.
Спартанскими войсками командовали царь
Лисандр и царь Агиселай.

Спарта одержала
ряд побед, после чего Персия начала
активную антиспартанскую агитация на
Балканском полуострове: тайная дипломатия
и подкуп. Она прошла успешна, так как
Греки тоже были недовольны Спартой. В
результате создается антиспартанская
коалиция, в которую вошли Афины, Аргос,
Коринф и Фивы.

Начались вооруженные
действия, и разгорелась Коринфская
война (395-387 до н.э.). В 394 году Персидский
флот под командованием афинского
полководства нанес тяжелое поражение
спартанцам на море. Афиняне воспользовались
ослаблением Спарты и пренебрегли
условиями договора, завершившего
Пелопонескую войну.

Они восстановили
длинные стены, начали возрождать морскую
мощь и военный союз под своим главенством
(В 378 году до н.э. сложился Второй Афинский
морской союз, объединивший около 70
полисов). С этого момента Коринфская
война переросла в череду мелких локальных
стычек. Инициатором мира в 387 году до
н.э. стал персидский царь Артаксеркс.
Договор назывался Анталкидовский мир.
Мир оказался крайне невыгоден и унизителен
для Греции.

Положение
мирного договора:

  • Закрепление Гегемонии Спарты. Власть приобрела еще более жесткие формы
  • Роспуск всех военно-политических объединений, кроме Пелопонесского союза
  • Персам отошли города в Малой Азии, потерянные в ходе войны

Гегемония
Спарты оказалась недолговечной. Спарте
оказали сопротивление Фивы, которые
возродили Биотический союз. В 371 году
произошла битва при Левктрах, в которой
Фивы одержали победу.

Исход битвы
определил переход роли полиса-гегемона
от Спарты к Фивам. Пелопоннесский союз
(Спарта и друзья) распадается, образовывается
Аркадский, враждебный Спарте.

Спарта
терпела поражение за поражением, быстро
теряя союзников, и в итоге осталась
одна.

Однако
возвышение Фив было невыгодно Афинам.
Афины перешли на сторону Спарты. Разрешило
Спартанско-Фиванский конфликт в
Пелопоннесе крупное сражение при
Мантинее в 362 году до н.э.

, которое
завершилось победой Биотийцев. После
этой победы Фивы утратили свое политическое
влияние.

Они продолжали оставаться
сильным полисом и центром биотического
союза, но не могли уже реально осуществлять
гегемонию в Греции.

Второй
Афинский морской союз

Одновременно
с возвышением Фив начался новый подъем
Афин. В 378 году до н.э. сложился Второй
Афинский морской союз, объединивший
около 70 полисов. Он стал самым мощным
объединением греческих полисов.

Афины
постепенно начали переходить к политике
диктата по отношению к союзникам.
Несколько полисов подняли против Афин
восстание, и началась Союзническая
война (357-355 года до н.э.).

Афинам не удалось
договориться с союзниками, и Второй
Афинский морской союз существовал лишь
формально. Таким образом, к середине 4
века до н.э. полностью выяснилась
несостоятельность притязаний какого-либо
одного полиса на гегемонию в Греции.

Крупные и мелкие государства, постоянно
воюющие друг с другом, оказались
неспособными выбрать лидера и объединиться
вокруг него для выхода из кризиса. В 338
году до н.э. официально распущен.

Афинская
демократия в 4 веке до н.э.

Происходит
совершенствование систем Афинской
демократии. Черты:

  • Стремление к стабилизации и рационализации демократического правления
  • Верховным суверенитетом в полисе становится не демос, а закон, которому обязаны все повиноваться.
  • В связи с утратой интереса к политике и поддержания всеобщности участия граждан в политической жизни, гражданам стали платить за посещение народного собрания.
  • На смену древних аристократических родов среди политической элита приходят лидеры из демоса (народа).
  • В связи с этим исчезли некоторые институты, ушла процедура остракизма. В политической борьбе стали чаще использоваться судебные процессы в гелиэе, следовательно, возросла общая роль суда присяжных.
  • Военные больше не вмешивались в политические вопросы, а лидеры полиса зачастую не имели представления о военном искусстве.

Вывод.
Перемены в политической жизни Афин
привели к тому, что государственное
устройство стало более соответствовать
изменившейся социальной структуре
полиса и новой политической ситуации.
История Афин на протяжении большей
части 4 века до н.э. отличалась стабильностью,
отсутствие жестоких междоусобных
конфликтов, стремлением разрешить
возникающие противоречия мирным путем
компромисса.

Кризис
полиса

Кризис
проявлялся в кризисе его важных
структурных образовательных элементов.

  1. В 4 в. до н.э. появилась разница между гражданским и землевладенческими статусами. Беднейшие граждане полиса продавали свои земельные надела для нахождения временного источника к существованию. На рынки поступали земли аристократов, что говорит об отделении аристократов от земли.

    Причина в том, что земля – богатство видимое, которое нельзя скрыть. Чем больше земля – тем больше литургии, что нежелательно для аристократов. Если раньше это было престижно, то теперь это не выгодно. Главным элементом психологии стали эгоизм и индивидуализм.

    Люди противопоставляли себя полису. Богатые граждане желали накопить побольше богатств и передать своей семье. Живя в кризисе, люди старались обогатить свою семью, а не государство, где много безработных. Лишаясь земли, они не лишались гражданства.

    Теперь люди не связаны земельной собственностью.

  2. В 4 в. до н.э. перестают совпадать политические организации полиса. Это проявляется в том, что идет процесс замены народного ополчения на армию профессионалов. Причины:

  • Народное ополчение существовало на принципе самоокупаемости, т.е. граждане сами приобретали военное обмундирование и снаряжение. Так как значительная часть граждан обеднела, поэтому не могли это приобрести, что привело к быстрому исчезновению народного ополчения. Но так как полисы постоянно воевали, то пришлось нанимать профессиональных воинов.
  • Военные действия привели к улучшению военных способностей у противников, а граждане в народном ополчении не имели опыта.
  • Изменились цели существования народного ополчения. Раньше народное ополчение существовало для защиты собственности полиса, составляющую их собственную собственность. А так как земли продавались, то теперь граждане должны менять свои цели. Они должны знать, за что они сражаются, поэтому граждане стремились уклониться от военной обязанности. Народное ополчение стало не надежным в военных действиях.
Читайте также:  Классификация туризма в зависимости от форм и видов: таблица с характеристиками

Все
это привело к появлению армии воинов
профессионалов. В армию наемников шли
для того, чтоб улучшить свое положение.
В подобной армии были наибеднейшие слои
населения. Для богатых служение в армии
– это опыт жизни. По этническому составу
армия была очень пестрой. Управлять
таким образованием было очень сложно.

Генерал, которым удавалось управлять,
пользовались почетом и уважением.
Содержание такой армии легло тяжелым
бременем на полисы. Но те полисы, имевшие
материальные трудности, перекладывали
это бремя на генералов. Чтобы не терять
положение своей армии, генерал тратил
свои деньги.

А когда деньги кончались,
генерал шел на военные действия не
только с врагами но и с союзниками, чтоб
обогатиться и оплатить армию. Опираясь
на свою армию, генерал реставрирует
тиранию. Это была поздняя Греческая
тирания. Поздняя греческая тирания
способствовала разрушению полиса, т.к.

тиран – военачальник, опираясь на свою
армию, ставил свою власть выше полисных
законов. Тираны разоряли земли, обогащались
за счет граждан полиса, дарили земли
друзьям, вносили изменения в законы.

Кризис
полиса проявился в разрушении или
трансформации полисной организации
власти. Причины:

  • народное собрание не могло быть высшим органом государственной власти, т.к. оно не было органом волеизъявления корпоративных собственников (т.е. гражданского самоволеизьявления).
  • Спарта свергала систему управления, поддерживая тиранический режим. Спартанская гегемония длилась не долго. Гражданское сопротивление выгнало спартанцев, но прежний режим не реставрировался. Ярким примером являлись Афины. Во время войны у власти оказались олигархи. Народное собрание потеряло свою власть. В обществе распространилось отношение пессимизма, не заинтересованности людей в политической жизни.

Доходы:

  • сдача в наем гос. имущества (домов, земель, рудников),
  • торговые пошлины,
  • налоги с торговых операций, включая продажу рабов,
  • военная добыча.

Расходы:

  • плата за содержание армии наемников,
  • за гос. службу,
  • за членство в нар. собрании,
  • театральные деньги,
  • средства на благоустройства города.

В
4 в. до н.э. нарушается полисная солидарность
гражданского мира, что являлось главным
условием существования полиса. Полис
разделился на бедных и богатых, что
стало очевидно. Бедняки часто истребляли
богатых и грабили их собственность.
Начались гражданские смуты.

В
период кризиса полиса, появилось немало
проектов улучшения полиса, предлагаемые
умными людьми. Проекты представляли:
литераторы, философы, риторы.

В
саркастической комедийной форме:

Аристофан
(мастер политической комедии). В начале
4 в. до н.э. этот жанр невозможен. Он мастер
социально – философской комедии.


власть в полисе – женщинам, главным по
мнению женщины – вкусно поесть, праздно
провести время, поэтому организуются
много праздников. Перестают заботиться
о том, кто будет защищать, образовывать.
Они считали, что рабы должны снабжать
население продуктами.


почему хорошие люди всегда бедны?
почему негодяи всегда богаты?

Ответ:
бог богатства Плутос слеп. Его ослепил
Зевс, позавидовав тому, что Плутоса
зазывают в каждый дом. Таким образом,
для того, чтобы исправить ситуацию,
необходимо сделать Плутоса зрячим.
Когда Плутос прозреет, установится
социальная справедливость.

Платон.
2 работы, посвященные проблемам идеального
полиса:

В
идеальном государстве специально
организована иерархия:

1)
философы — (люди, свыше 20 лет –
получают образование, которые прочли
10000 книг). Нет проблем, которые они бы не
могли решить, опираясь на книги.

2)
войны — энергичный характер, мешающий
заниматься образовательной деятельностью.
Они должны защищать границы идеального
государства.

3)
люди, по своим задаткам не способные
ни на 1, ни на 2.

Таким
образом, жесткое ранжирование общества,
в основе – интеллектуальные способности.

Платон
предлагал уничтожить семью, т.к. в семье
есть частная собственность. Семья
начинает стремиться к обогащению. Должен быть временный союз мужчины и
женщины. Об их детях будет заботиться
государство. Они будут учиться, а философы
распределят их на одну из 3-х сословий.

Аристотель
(ученик Платона). Наилучшая модель
государства – ПОЛИТИЯ, которая
представляет собой умеренную республику.
Каждый гражданин знает в ней свое место.
В нем четко распределяются обязанности
между поколениями:


Старшие – управляют,


Младшие – сражаются,


Средний слой – опора. Они знают
дело, имеют семью и не стремятся к
изменению. Т.е. это люди, склонные к
консервативному образу жизни.

Все
это «Утопичные» проекты того времени.

4.
Исократ
– греческие полисы должны
объединиться под эгидой сильной личности.
Необходимо совершить поход на Др. Восток
и оттуда привезти богатства.

Источник: https://www.sites.google.com/site/idm2semestr/home/18-socialno-ekonomiceskaa-i-politiceskaa-istoria-grecii-posle-peloponnesskoj-vojny-problema-krizisa-polisa

Спарта и Тарас (Тарент)

Спарта                                                                                       ТарасВ Древней Греции очень долго сохранялось противопоставление дорийских и ахейских городов.Но постепенно потомки дорийцев  вписались в жизнь Эллады и переняли у соседей все ценное.Только Спарта оставалась исключением, полюсом противостояния остальным. Это был как бы  Рим в миниатюре, в котором ценилась военная сила и храбрость, а не образованность и владение различными технологиями. Как и Рим, Спарта возникла путем военного противостояния, как и Рим, она пыталась расти, захватывая земли соседей. Она была полезна Греции, когда воевали с персами, но потом стала причиной крушения Афин в Пелопонесской войне (431—404 годах до н. э.) Историки говорят о том, что консервация военной монархии в Спарте произошла под влиянием тех войн, которые она вела. Сам полис Спарта был основан во время или после Микенской войны, то есть в X веке до НЭ на реке Эврот. Через некоторое время спартанское население испытало демографический кризис, не хватало продовольствия.В VIII веке спартанцы начали завоевание соседней Мессении, также занимавшей плодородную долину.

Мессения была неплохо защищена от долины Эврота, в которой жили спартанцы отрогом гор Тайгет, с запада также горами и крепостью Ифома. Правители здесь также были дорийцы, но пришельцы перемешались с местным населением. Первая месссенская война шла примерно с 743 по 725 год, то есть 19 лет.

  Сопротивлялись мессенцы отчаянно, но спартанский царь Феопомп захватил и разрушил крепость Ифому и поработил мессенцев.Когда спартанские воины вернулись в Спарту, то нашли там множество молодых людей, которые понарожали их жены и свободные женщины в их отсутствие. Их называли «партени» — служанкины дети.

Надо думать,  жены не признавались, приписывая детей служанкам.  Некоторое время, вероятно, длилось противостояние спартанских мужей и незаконорожденных «детей служанок».

Наконец, дерзкие молодые люди подняли мятеж, и их вместе со свободными гражданами Спарты без политических права (периэками, вероятными отцами и родственниками партени) отправили по рещению дельфийского оракула основывать колонию в Италию — под руководством некоего Паланта, лидера партени, будущего отца-основателя этой колонии.

Колония Тарас  была основана на реке Тара в 706 году до НЭ.И вот тут, наконец, возникает забавное отличие: два спартанских, по сути,  города можно сравнивать по результатам их деятельности.

Таблица 1 Сравнение Спарты и Тараса.

Спарта Тарас
Основана X век, дорийцы 708 г., партени и периэки из Спарты
Политический строй Военная монархия, архаическая система. Поначалу монархия, с 466 года демократия.
Начало чеканки собственной монеты Около 227-223 г. до НЭ Около 520 г. до НЭ.
Экономика Аграрная, производство оружия для собственных нужд Производство керамики, пурпурных красителей из морских моллюсков, шерсти, украшений. Одна из самых богатых колоний в Великой Греции.
Знаменитые люди Военачальники, законодатели (Ликург). Архит Тарентский, философ, математик, астроном, государственный деятель, военачальник  Филолай, математик и философ  Аристоксен, философ, музчкальный теоретик  Леонид Тарентский, поэт Лисий Тарентский, философ Ринтон, драматург  (около 323–285)
Демографические проблемы. Потери спартанцев в войнах, число илотов  в IV веке в 4 раза превышало число спартиатов Население греческих колоний заметно уступало местному населению.
Вершина успехов V век – в союзе с Афинами победили Персию, в конце века  победа над Афинами в Пелопонесской войне 340 гг до НЭ – крупнейший торговый центр Южной Италии, город имел крупнейший флот и армию
Надлом 371 год, поражение спартанцев от Фив  в битве у Левктры  338 год до НЭ битва у Мандурии, поражение войска Тараса и Спарты  
Падение государства Во времена Александра Македонского уже была  незначительна, но все еще способна к сопротивлению, и  тот не стал ее завоевывать.146 год до НЭ — полное завоевание Греции Римом. 281-272 гг до НЭ– завоевание Тараса Римом,122 г до НЭ — Рим колонизирует Тарас.

Мое личное предпочтение — Тарасу. Очень трудовой и талантливый народ были потомки спартанцев и их побежденных противников, ахейцев. В Италии они показали, чего стоит работа.Сами спартанцы были отличные воины, но их силы буквально ушли в песок — они тратили на то, чтобы держать в покорности подчиненные народы.

Тарас, пожалуй, не мог не пасть — демография не позволяла ему расти дальше. Но он благополучно стал потом частью Римской империи, тоже весьма спартанской по духу, хотя потом и разложившейся.Спарта обвалилась на переходе от локальной консевативной силы к империи — не перенесла победы над Афинами.

По мнению Плутарха, это случилось в результате реформы Эпитадея:

Начало порчи и недуга Лакедемонского государства восходит примерно к тем временам, когда спартанцы, низвергнув афинское владычество, наводнили собственный город золотом и серебром.

И однако, пока семьи, сохраняясь в том числе, какое установил Ликург, соблюдали такое правило наследования, что отец передавал свое владение только сыну, этот порядок и это имущественное равенство каким-то образом избавляли Спарту от всяких прочих бед.

Когда же эфором стал некий Эпитадей, человек влиятельный, но своенравный и тяжелый, он, повздоривши с сыном, предложил новую ретру – чтобы впредь каждый мог подарить при жизни или оставить по завещанию свой дом и надел кому угодно.

Эпитадей внес этот законопроект только ради того, чтобы утолить собственный гнев, а остальные приняли его из алчности и, утвердив, уничтожили замечательное и мудрое установление.

Сильные стали наживаться безо всякого удержу, оттесняя прямых наследников, и скоро богатство собралось в руках немногих, а государством завладела бедность, которая, вместе с завистью и враждою к имущим, приводит за собою разного рода низменные занятия, не оставляющие досуга ни для чего достойного и прекрасного. Спартиатов было теперь не более семисот, да и среди тех лишь около ста владели землею и наследственным имуществом, а все остальные нищею и жалкою толпой сидели в городе, вяло и неохотно поднимаясь на защиту Лакедемона от врагов, но в постоянной готовности воспользоваться любым случаем для переворота и изменения существующих порядков.

Получается, что Спарта не имела никаго иммунитета от реформ и изменений. И из своего кризиса выйти не смогла. Тут требовалась не военная сила, а совсем другая. ПРИЛОЖЕНИЕСравним монеты Спарты и Тараса периода расцвета.

Тетрадрахма Спарты 227-223 гг. до НЭ, Клеомен III, великий король Спарты и статуя Ортеи.Одна из первых монет Спарты, их чеканили, судя по относительно высокому качеству, мастера из Тараса, остальные были качеством хуже

Золотой статер Тараса, 320-315, голова Геры, нагой всадник на коне . Вероятный образец для предыдущей монеты.

 Архаический статер Тараса, 510-500 гг. до НЭНа дельфине — обожествленный основатель города Палант, он же сын Посейдона Тарас.

  • Вскоре была освоена нормальная чеканка и на второй стороне появился морской конек. Потом его сменил эфеб на коне (который иногда заменял обычный всадник с копьем или факелом, но неизменно обнаженный)
  • Статер Тараса, около 280 г. до НЭ
  • Золотая сережка работы мастеров из Тараса, 3 четв 4 века до НЭ

Cabinet des Médailles, BNF, Paris, France,  Источники  1.  http://www.mlahanas.de/Greeks/Cities/Tarentum.html

Источник: https://aldanov.livejournal.com/175435.html

Ссылка на основную публикацию