Робот извещает Вас о том, что у этой страницы на сайте нашлись похожие материалы. Посмотреть По материалам моих лекций.
В любой науке среди множества понятий можно выделить наиболее существенные – те, которые одинаково определяются в любой её отрасли, без которых невозможно обойтись, описывая её предмет, и которые соответствуют её базовым процессам и явлениям. Они называются категориями и составляют категориально-понятийный аппарат данной науки.
Категории педагогики – это понятия, определяющие главные явления и процессы, изучаемые педагогической наукой. Эти категории очень сложны, а потому и само их толкование в педагогической науке неоднозначно. Перечень категорий педагогики также не является общепринятым, поскольку… — все научно-педагогические понятия, так или иначе, связаны между собой, вследствие чего не общепринята та граница, которая отделила бы категориальные понятия от всех прочих; — многие базовые педагогические понятия активно используются и другими науками о человеке и обществе, вопрос отнесения их к «чисто педагогическим» не имеет однозначного ответа.
Среди учёных не вызывает сомнения необходимость отнесение к категориям педагогики следующих понятий: обучение, воспитание, образование.
Часто к ним добавляют формирование личности.
Наряду с формированием, многие относят к категориям педагогики развитие и социализацию личности. Наконец, среди категорий педагогики можно встретить базовые понятия, присущие только педагогической науке: педагогический процесс, педагогическая система, педагогическая деятельность.
Определим сущность этих понятий.
- Воспитание – 1) воздействие общества на личность; 2) социальный процесс передачи исторического и культурного опыта от поколения к поколению; 3) процесс специально организованного взаимодействия педагогов и воспитанников по реализации воспитательных целей и задач, отражающих основные требования общества.
- Обучение – совместная целенаправленная деятельность учителя и учащихся, в ходе которой ученики приобретают научные знания и практический опыт их применения.
- Образование – 1) процесс, объединяющий воспитание и обучение человека; 2) результат этого процесса; 3) сложная система взаимодействий людей и материальных средств, обеспечивающая обучение, воспитание и развитие личности; 4) ценность, созданная человечеством для развития человека и общества.
- Формирование личности – придание формы, определённой завершённости, гармоничности всех компонентов личности человека.
- Развитие в широком смысле – процесс совершенствования имеющихся качеств и приобретения новых свойств, изменение качеств от простого к сложному, от низшего к высшему. Применительно к человеку развитие может означать:
1) всестороннее развитие человека как индивида; 2) физическое развитие, формирование физически здорового и жизнеспособного человека, развитие его силы, ловкости, выносливости и т.д.; 3) развитие психических процессов (восприятия, памяти, мышления, воображения и т.д.); 4) развитие личности как сложной, обладающей индивидуальностью системы внутреннего мира человека, приобретение новых личностных качеств.
Социализация личности – процесс взаимодействия личности с социальной средой, в результате которого человек усваивает нормы и правила поведения, культурные ценности, принятые в обществе, к которому он принадлежит.
Иначе говоря, социализация – это процесс вхождения личности в общество, «встраивания» человека в систему общественных отношений.
И здесь тоже есть несколько вариантов трактовки понятия, ведь в обществе человеку надо уметь адаптироваться к социальным условиям, но важно и уметь использовать ресурсы социальных отношений для реализации своих потребностей, своей уникальности.
Педагогический процесс – специально организованное взаимодействие педагогов и воспитанников с целью образования и развития личности воспитанников.
Педагогическая система – социально обусловленная целостность участников педагогического процесса, взаимодействующих друг с другом, с окружающей средой и её духовными и материальными ценностями, направленная на формирование и развитие личности.
Педагогическая деятельность – это особая сфера деятельности, направленная на передачу новому поколению человечества опыта, накопленного предыдущими поколениями. Педагогическая деятельность представляет собой управление деятельностью воспитанника и процессом взаимодействия с ним с целью его воспитания и обучения, развития его как личности.
Определить категории педагогики – это лишь часть их понимания их сущности. В категориально-понятийном аппарате все они взаимосвязаны, образуя целостную систему (именно «аппарат», а не разрозненные детали). Характер связей между категориями разнообразен. При рассмотрении разных вопросов педагогики они могут быть связаны вертикально (иерархически) – например, одна категория является более общей по отношению к другой, представляющей частный случай первой – или горизонтально (когда категории равны по своей значимости). Например, в педагогической науке широко распространено и обстоятельно обосновано мнение, что образование как процесс служит формированию личности. Таким образом, формирование личности является более широким понятием, а образование, обучение и воспитание – его частными случаями, способами формирования личности человека. Вот еще несколько примеров связей в структуре категориально-понятийного аппарата педагогики. Развитие личности тесно связано с её социализацией, поскольку социально значимые качества личность приобретает и совершенствует по мере своего развития. В то же время успешная социализация личности является одной из важнейших задач педагогического процесса. В свою очередь, педагогический процесс может быть учебным, воспитательным или объединять в себе обучение и воспитание, приобретая сущностные характеристики образования как процесса. В учебном процессе реализуются образовательная, воспитательная и развивающая функции, тем самым связывая между собой образование, воспитание и развитие и иерархически подчиняя их обучению.
Приведённые примеры – лишь часть разнообразных связей, формирующих структуру категориально-понятийного аппарата. Можно проследить связи между любыми категориями и убедиться в том, что категориально-понятийный аппарат педагогики – это не просто совокупность категорий, а их целостное единство, система взаимодействующих между собой компонентов.
Один из подходов к определению структуры категориально-понятийного аппарата педагогики (Л.М. Кадцын) показан на рисунке.
Схематичное изображение выполнено по материалам источника: Кадцын Л.М. Педагогическая деятельность и педагогический процесс: учебное пособие. — Екатеринбург: ГОУ ВПО «Рос.гос. проф.-пед. ун-т», 2008. — 185 с.
По мнению робота, со статьёй «Категориально-понятийный аппарат современной педагогики» тематически связаны:
Для ссылки:
Источник: https://si-sv.com/publ/20-1-0-194
Категориально-понятийный аппарат юриспруденции
Понятие — отображённое в мышлении единство существенных свойств, связей и отношений предметов или явлений; мысль или система мыслей, выделяющая и обобщающая предметы некоторого класса по определённым общим и в совокупности специфическим для них признакам.
Понятие есть результат применения категории к восприятию. Понятие не только выделяет общее, но и расчленяет предметы, их свойства и отношения, классифицируя последние в соответствии с их различиями.
Так, понятие «человек» отражает и существенно общее (то, что свойственно всем людям), и отличие любого человека от всего прочего.
Категория (от греч. kategoria — высказывание; признак) — наиболее общие, фундаментальные понятия, являющиеся формами и устойчивыми организующими принципами мышления. Образно говоря, категории — это те очки, через которые человек смотрит на мир и без которых он не способен действовать в мире.
Аристотель выделил такие категории, как «сущность (субстанция)», «количество», «качество», «отношение», «место», «время», «положение», «состояние», «действие» и «страдание».
Кант подразделил категории на следующие разряды:
-
- качество (реальность, отрицание, ограничение),
- количество (единство, множество, цельность),
- отношение (субстанция и свойство, причина и действие, взаимодействие),
- модальность (возможность и невозможность, действительность и недействительность, необходимость и случайность).
Гегель выделял в качестве категорий «бытие» (качество, количество, мера), «сущность» (основание, явление и действительность, включающая субстанцию, причину и взаимодействие), «понятие» (субъект, абсолютная идея, объект).
Современная философия ввела в число категорий такие понятия, как «вероятность», «рациональность», «объяснение», «понимание», «содержание», «форма», «редукция», «жизненный мир», «страх», «заброшенность», «забота», «сомнение», «языковые игры» и т.д.
Стало ясно, что никакого исчерпывающего перечня категорий не существует, что множество категорий является не только размытым, но и весьма разнородным, так что о системе категорий следует говорить с большой осторожностью.
Понятийно-категориальный аппарат служит важнейшим компонентом системы логически упорядоченного знания — это совокупность понятий, категорий и терминов, которые позволяют в обобщенной форме отразить явления, изучаемые данной наукой, а также связи между ними путем фиксации их существенных свойств, признаков и закономерностей.
Категориально-понятийный аппарат юриспруденции формирует исходную логико-методологическую базу теоретического познания, образует основной познавательный инструментарий общетеоретической науки о государстве и праве. Это своеобразный предельно обобщающий категориальный строй юриспруденции, строй научного правового сознания юриста.
Квалификация юриста, способного эффективно и качественно решать как научные, так и практические задачи непосредственно связана с тем насколько он успешно освоил и умело пользуется политико-правовыми категориями и понятиями, их определениями.
Содержание категорий современной юриспруденции складывается из системы знаний о государстве, о правовом регулировании. Сюда же включается правовая доктрина, которая сводится к системе знаний о том, как надлежит толковать и применять действующие юридические нормы. Важной частью юриспруденции является правовая культура, то есть выработанное в обществе отношение людей к праву, его роли.
Понятийный состав юриспруденции можно структурировать по разным основаниям. Например, по принадлежности понятий к отраслевым наукам и общей теории права, понятия делят на:
-
- фундаментальные и прикладные,
- абстрактные и конкретные,
- закрепленные в законодательстве и не закрепленные и т.д.
Предметную организацию общей теории права как конструкцию «понятийных рядов» рассмотрел Л.М.Васильев («Правовые категории». М., 1976). Исследуя проблему, автор говорит о четырех основных вариантах изменения понятийного аппарата теории права:
-
- формирование новых правовых категорий;
- уточнение, углубление и развитие имеющихся категорий теории права;
- отпочкование от теории права категорий, не соответствующих ее логическому уровню;
- исключение устаревших, исчерпавших себя категорий.
Виды понятий юриспруденции (условно, по Н.Н. Тарасову):
-
- «органические» (составляя ядро предметной области науки, они принадлежат ей и генетически, и исторически);
- «консолидированные» (возникая и существуя в собственных областях, содержательно адаптируются к характеристикам юридической науки и особенностям юридической практики);
- «ассоциированные» (все специальные понятия других наук, приобретающие значимые для правоведения смыслы только в определенных исследовательских контекстах и в связи с юридическими категориями).
Понятия юриспруденции могут возникать в рамках юридической деятельности и на собственно правовых основаниях (условно называются «органическими»); составляя ядро предметной области науки, они принадлежат ей и генетически, и исторически. Данные юридические понятия по своей природе, по отношению к предмету юриспруденции принципиально не отличаются от понятий естественных наук.
Однако, в отличие от последних, да и от многих гуманитарных дисциплин, юриспруденция включает в свой состав и иные понятия, отличающиеся от органических как по генезису, так и по содержанию.
В понятийном строе правоведения можно выделить понятия, генетически возникающие в других областях знания, но в связи с практическими целями или исследовательскими задачами «втянутые» в сферу права, правоведения, получившие собственно юридическое содержание и приобретшие статус правовых в силу их укоренения в понятийном строе юридической науки. Возникая и существуя в собственных областях, они содержательно адаптируются к характеристикам юридической науки и особенностям юридической практики, приобретают отличный от своего прототипа объем, включаются в систему юридических понятий, т.е. участвуют в формировании предмета науки. Примером может послужить понятие «аффект» в уголовном праве и уголовно-правовой науке, «ночное время» в трудовом праве и науке трудового права и др.
Такие понятия, подвергшиеся соответствующим преобразованиям, можно условно именовать «консолидированными», поскольку они включаются в юридический оборот не механически, а претерпевают серьезные изменения, «адаптируются» к задачам юридических исследований и приобретают новое содержание. Через данные понятия нередко осуществляется расширение проблемного поля юриспруденции, обозначение новых подходов к исследованию права, возникновение новых концептуальных идей и научных парадигм.
Наконец, третья группа — понятия других наук и областей знания, вовлекаемые в «понятийный оборот» юриспруденции для получения представлений о явлениях, имеющих или практическое юридическое значение, или обеспечивающие смысловые переходы юридического исследования в иные науки и области знания.
Примером могут служить все специальные понятия других наук, работающие, например, в юридической экспертизе и позволяющие юристам относиться к иным, в частности естественно-научным, техническим и др.
объектам, или в процессе юридического исследования привлекаемые юристами для сопряжения с правом важных неюридических обстоятельств правового регулирования.
Такими являются взятые без изменений категории психологии, социологии, философии и т.д. Для удобства их можно условно именовать «ассоциированными», как не имеющих самостоятельного правового содержания, а приобретающих значимые для правоведения смыслы только в определенных исследовательских контекстах и в связи с юридическими категориями.
Источник: https://jurkom74.ru/ucheba/kategorialno-ponyatiyniy-apparat-iurisprudentsii
Большая Рнциклопедия Нефти Рё Газа
Cтраница 1
Понятийно-категориальный аппарат вбирает в себя как понятия, выработанные в процессе возникновения и развития данной науки, так и понятия других ( особенно близких) научных дисциплин.
Рто относится Рё Рє социальной работе.
В то же время, используя понятия родственных научных дисциплин, каждая отдельная наука придает им своеобразие, определенную специфику в соответствии с содержанием своего объекта и предмета.
Достаточно, например, сравнить такие термины, как адаптация, взаимоотношения, голодание, группа, диагностика, конфликт, личность, общение, реабилитация и др.
При совпадении сущностного содержания они тем не менее имеют свой подтекст, свои оттенки в философии, социологии, социальной работе, психологии, социальной медицине, педагогике и других науках. [1]
Усвоить понятийно-категориальный аппарат социальной работы нелегко, это требует больших усилий и кропотливой самостоятельной работы. Кроме того, необходимо изучать другие ( особенно смежные) научные дисциплины, внимательно читать специальную литературу. [2]
�ными словами, категория инвестиции входит в понятийно-категориальный аппарат, связанный со сферой экономических отношений, экономической деятельности.
Соответственно, выступая носителем преимущественно экономических характеристик и экономических интересов, инвестиции являются субъектом экономического управления как на микро -, так и на макроуровне любых экономических систем. [4]
- Каждая наука имеет свою терминологию, свой понятийно-категориальный аппарат. [5]
- Междисциплинарный характер социальной работы как научной и учебной дисциплины находит свое выражение в том понятийно-категориальном аппарате, которым пользуются специалисты в этой области. [6]
- Основными методолого-дескриптивными задачами являются характеристика проблем педагогики дистанционного образования, ее объекта, предмета, понятийно-категориального аппарата и других базовых методологических компонентов. [7]
Научная РЅРѕРІРёР·РЅР° настоящего диссертационного исследования состоит РІ том, что разработана целостная интегрированная концепция, базирующаяся РЅР° детальном анализе вторичного рынка акций как сложной системы, внутри которой оперируют торговцы разных классов. Дано теоретическое описание вторичному рынку акций РѕРґРЅРѕРіРѕ эмитента. Дана новая интерпретация объему торгов акциями РЅР° вторичном рынке. РќР° основании анализа объекта исследования получены новые выводы, которые расширяют Рё углубляют наши представления Рѕ вторичном рынке акций. РЎ точки зрения РЅРѕРІРѕР№ концепции объясняются СЂСЏРґ феноменов, наблюдавшихся РЅР° отечественном Рё американском вторичном рынке акций РІ 90 — С… РіРі. XX РІ. Выработаны принципиально новые алгоритмы прогнозирования цен РЅР° вторичном рынке акций. Дана новая интерпретация разворотным фигурам Рё индикаторам западной Рё СЏРїРѕРЅСЃРєРѕР№ школ технического анализа. Разработаны новые алгоритмы инвестирования. Обновлен Рё дополнен понятийно-категориальный аппарат, описывающий процессы, происходящие РЅР° вторичном рынке акций. [8]
Страницы: 1
Источник: https://www.ngpedia.ru/id79633p1.html
Что такое категориальный аппарат
Категориальным аппаратом называется система понятий, используемая той или иной наукой. Эти понятия обобщенно отражают те свойства и связи предметов и явлений, которые данная наука исследует.
Например, и для физиологии, и для психологии объектом изучения является человек, но психология исследует отражение реальности в процессе высшей нервной деятельности, а физиология – закономерности функционирования организма в целом, отдельных органов и их систем.
Поэтому и категориальные аппараты этих наук различаются. Основные понятия в психологии – сознание, личность, деятельность, а в физиологии – организм, ткань, орган.
Понятие категории введено Аристотелем. В буквальном переводе с греческого это слово означает «обвинение» (подразумевается обвинительное утверждение, высказанное в суде). Аристотель же трактовал это как «высказывание», «утверждение». Именно в таком смысле он применил этот термин к наиболее общим признакам вещей.Любое научное понятие – результат обобщения множества конкретных фактов, установленных в ходе наблюдений и экспериментов. Введение новой категории всегда знаменует собой некий «прорыв», начало нового этапа в науке.
Категориальный аппарат – это не просто совокупность научных понятий, а именно система взаимосвязанных категорий.
Изменение смыслового наполнения одного понятия неизбежно вызовет изменение других категорий, поэтому трактовка научных понятий менялась от эпохи к эпохе вместе с картиной мира.
Например, понимание материи в философии Левкиппа и Демокрита отличается от современного представления о ней.
Парадоксальность научных понятий заключается в том, что при всей своей обобщенности они предельно конкретны. Именно поэтому преподаватели требуют от студентов знания определений научных понятий, а ученые нередко спорят о формулировке определений. Такое внимание к предельной конкретизации смысла соответствует научному взгляду на мир, который предполагает установление объективных фактов.
Подобная конкретность приводит к тому, что одно и то же слово, присутствуя в арсенале разных наук в качестве научной категории, может иметь разный смысл. Тем более, эти значения будут отличаться от того смысла, который придается этому слову в обыденном общении.
Например, в психологии под словом «деятельность» понимается активное взаимодействие с окружающим миром («игровая деятельность», «учебная деятельность»), а физиологи говорят о «сердечной деятельности», «родовой деятельности».
В повседневности слова «чувства» и «эмоции» часто употребляются как синонимы, но в психологии под ними подразумеваются разные явления эмоциональной сферы.
Таким образом, категориальный аппарат отражает как научную картину мира в целом, так и ту ее часть, которую создает определенная наука.
Источник: https://www.kakprosto.ru/kak-858693-chto-takoe-kategorialnyy-apparat-
Эссе на тему “О понятийно–категориальном аппарате социологии”
- психологии;
- политологии;
- философии;
- истории и др.
Вместе с тем, используя понятия родственных научных дисциплин, социология(как и каждая другая наука) придает им своеобразие, определенную специфику в соответствии с содержанием своего объекта и предмета изучения.
Сравните, например, термины “адаптация”, “власть”, “воспитание”, “голодание”, “группа”, “инфантилизм”, “конфликт”, “кризис”, “общение”, “движение”, “мораль”, “реабилитация”, “установка” и др. При совпадении сущностного содержания в философии, социологии, психологии, праве, политологии и т. д.
они имеют свой подтекст, свои оттенки.
Понятия в социологии с учетом ее объекта и предмета изучения носят интегральный, многоуровневый характер. С их помощью раскрывается многообразие, сложность, интерактивность социологического знания, содержание социологических закономерностей.
В России после Октябрьской революции 1917 г. имело место вытеснение (ликвидация, нередко физическая, классов буржуазии и помещиков), видоизменение характера и природы рабочего класса, крестьянства, интеллигенции, изменение отношений между городским и сельским населением, людьми умственного и физического труда, социально-этническими общностями и другими группами людей.
При этом изменения социального состава населения и положение классов и других групп происходили на фоне и в результате столкновений (прямых или косвенных), борьбы, доходящей до самых крайних выражений – гражданской войны.
В 90-е гг. мы наблюдаем как бы обратный процесс. В результате принятых законов (приватизация, ваучеризация, купля-продажа недвижимости, в том числе земли) возрождается частный сектор, нарождается новый для нашего общества за последние 50-60 лет класс – предприниматели, фермеры, банкиры, владеющие огромными денежными, производственными и другими средствами (фондами).
Значительно сокращается государственный сектор, его совладельцы теряют (пусть и формально) права на орудия и средства производства, особенно на приватизированных предприятиях. На акционированных предприятиях фактическими владельцами становятся руководители, управленцы, новая номенклатура. Этот процесс затронул и сельскохозяйственные предприятия.
Начавшийся процесс коллективизации ускорен в результате указов о свободной купле-продаже земли, выхода из колхозов и совхозов их членов с правом получения части земли, увеличения численности фермерских хозяйств (в какой мере скажется пункт Указа Президента РФ о том, что колхозные и совхозные земли не подлежат разделу, купле-продаже, пока неизвестно).
До середины – конца 80-х гг. для нашей страны было характерно сближение классов и социальных групп по многим показателям. Хорошо это или плохо, каковы оптимальные темпы и масштабы этого сближения, – это другие вопросы. Сейчас наблюдается резкая дифференциация как внутри общества в целом, так и в отдельных социальных и общественных группах. Уже к сентябрю 1992 г. около половины населения
России имели среднедушевые доходы, не возмещающие прожиточного физическогоминимума. К концу 1993 г. за чертой бедности оказалось около 4/5 населения страны.
В последние годы положение практически не изменилось.
Теперь о социальной структуре страны, ее динамике. В свое время английский социолог Чарлз Бут (1840-1916 гг.) предложил классификацию лондонского населения, разделив его на три класса – “низший”, “средний” и “высший”, рассматривая в качестве критериев количество комнат, занимаемых семьей, и число слуг, нанятых ею.
Если предложенные критерии и вызывают сомнения, то принцип деления населения на три класса вполне приемлем и реально отражает существующую структуру, если иметь в виду количество и качество материальных и духовных благ, доступных тем или иным слоям населения. Данная классификация широко используется социологами Запада.
Нынешняя социальная структура России в определенном смысле бесструктурно, противоречива. Для нее характерно преобладание значительных маргинальных слоев, не связанных собственно с производством. Преобладают крайние группы в материальном отношении – сверхбогатые и сверхбедные, причем в соотношении примерно 1:20:50 и более.
По данным академика Д. Львова, 1,5 % населения России располагают 56% национального богатства страны. Это прежде всего т. н.
олигархи, владельцы крупнейших нефтяных, газовых и других объединений, некоторые представители правящего режима, коррупционеры, нажившиеся за счет государственной, общественной собственности.
Сверхбедные включают в себя представителей классических общественных классов, слоев и групп, сельское и городское население, людей умственного (особенно) и физического труда, значительные массы социально этнических групп, особенно в районах военных действий.
Основу понятийного аппарата социологии образуют три группы категорий:
- Социологически интерпретируемые общенаучные категории («социальная система», «социальная структура», «социальное развитие» и др.).
- Собственно социологические категории («социальный статус», «социальный институт», «социальная стратификация» и т. д.).
- Категории близких к социологии дисциплин («культура», «личность», «государство», «власть» и др.).
Среди них особое место занимает категория «социальная общность», характеризующая все виды и формы социальных образований, субъекты которых связаны общими интересами и находятся в прямом или косвенном взаимодействии. По мнению ряда социологов, эта категория является ключевой, основополагающей в социологическом анализе, так как содержит в себе источник самодвижения, развития социальных процессов и отношений.
К числу важнейших категорий социологии относятся понятия «социальная система» и «социальная структура», которые имеют большое методологическое значение для макро социологических исследований.
Социологи, изучающие поведение людей на микроуровне, оперируют понятиями «социальные действия и взаимодействия», «социальные статусы и роли», «малая социальная группа», «социальные ценности и нормы» и др.
Отдельную группу образуют процедурные категории, раскрывающие методику социологического исследования («анкетирование», «социологический опрос», «интервьюирование», «выборка», «репрезентативность», «включенное наблюдение», «контент-анализ» и т. д.).
Рассматривая социологическую терминологию, выделим понятия с учетом уровней, структуры социологического знания:
Во-первых, это общесоциологические категории:
- общество;
- общественные отношения и их виды;
- общественное сознание;
- социальная сфера;
- социальные процессы;
- образ жизни;
- социальная структура общества;
- общественные классы;
- социальная интеграция и дифференциация;
- труд; социальное время;
- общественное мнение и др.
Во-вторых, это понятие формационного и внутриформационного уровня (т. е. общества на той или иной стадии развития):
- традиционное общество, индустриальное общество;
- капитализм;
- социализм;
- социалистические и капиталистические общественные отношения;
- рабочий класс и др.
В-третьих, это категории, понятия отраслевых частносоциологических теорий:
- понятия, связанные с раскрытием проблем социологии города и деревни;
- образования;
- социологии выборов, брака и семьи;
- личности и малых групп и т. д..
Наконец, важно уяснить содержание понятий, с помощью, которых раскрывается методика и техника социологических исследований:
- программа социологического исследования;
- виды исследований;
- гипотеза в социологическом исследовании;
- типы и виды выборки;
- социальные показатели и индикаторы;
- социальный эксперимент, опрос и другие методы социологических исследований и т. д.
Сейчас трудно игнорировать такое научное направление, как социальная работа.
Проблематика ее находит отражение в научных социологических публикациях.
Однако она не получила пока признания в качестве одной из частных социологических теорий (косвенно, кстати это выражается в присвоении ученых степеней кандидата и доктора социологических наук по проблематике социальной работы) официально затягивается. А объект и предмет этой сферы деятельности уже и сейчас значительно обогащают понятийный аппарат социологии.
Наряду с понятиями других (особенно близких) научных дисциплин, которыми пользуется социальная работа, она использует специфические понятия, отражающие ее сущность и содержание.
Среди них выделяются три группы:
- Это объекты социальной работы (представлены главным образом группами населения, оказавшимися в сложной жизненной ситуации).
- Субъекты социальной работы.
- Основные ее направления (социальная диагностика, социальная профилактика, социальная терапия, социальная опека, социальное попечительство и т. д.).
- Кроме того, в качестве особых понятий социальной работы выступают закономерности, принципы и методы, технологии .
- Понятийный аппарат социальной работы, имея специфику, уже обогащает содержание социологии.
- Это объясняется и тем, что социологию как науку интересовать должны в первую очередь социальные аспекты всех общественных процессов и явлений, и тем, что социальная защита, социальная помощь и социальная поддержка людей приобретают все большую актуальность.
Источник: https://NauchnieStati.ru/bank/primery/esse-na-temu-o-ponyatijno-kategorialnom-apparate-sotsiologii/
Вопрос 56. Понятийный / категориальный/ аппарат философии
Обращение к характеристике философских категорий покажется современному читателю анахронизмом. Действительно, проблематика эта, претендовавшая на роль методологии науки, ушла в прошлое вместе с ее притязаниями на интеллектуальную диктатуру.
Однако в контексте учебного пособия, адресованного будущим ученым-юристам, обращение к рассмотрению философских категорий представляется оправданным и даже необходимым. Это связано с рядом причин. Во-первых, категориальный аппарат философии и науки развивается, появляются новые категории, переосмысляются традиционные.
Во-вторых, следствием активного влияния науки на современную культуру является обогащение ее понятийного аппарата, при этом философские категории, к сожалению, не всегда адекватно употребляются в обыденной речи, в языке искусства и политики.
В-третьих, становление и развитие правовой системы новой России сопряжено с активным использованием категориального аппарата философии, что высвечивает проблемы и противоречия, о существовании которых трудно и даже невозможно помыслить. А между тем именно к такого рода проблемам обращается мировая философская мысль.
Достаточно сослаться на труды выдающегося современного французского философа П. Рикёра. Опыт преподавания истории и философии науки аспирантам Московской государственной юридической академии свидетельствует: обращение к категориям диалектики в контексте правоведения, этики, политики позволяет увидеть проблемы, которые могут стать предметом специального научного рассмотрения.
Что такое категория?Чтобы ответить на этот вопрос, рассмотрим, как мы мыслим и как передаем свои мысли другим людям. Мы мыслим в форме понятий, суждений, умозаключений.
Исходный материал мышления составляют понятия, в которых мыслятся предметы в их общих и существенных признаках. Благодаря понятиям мы выявляем смысл событий и явлений, определяем их значимость для нас.
Понятие ипонимание — однокоренные слова и поэтому наше понимание мира, осмысленное отношение к миру зависит от того понятийного аппарата, которым человек располагает. Наши мысли мы выражаем с помощью слов. Слово — посредник между мыслью и миром.
Оно является и инструментом мышления, и средством выражения мысли, передачи ее другим. Чем больше словарный запас, тем шире наши возможности в осмыслении мира.
Мысль так или иначе обобщает наш опыт взаимодействия с миром. Мир бесконечно богат в многообразии своих свойств, предметов и отношений. Наш словарный запас несравненно беднее мира, в котором мы живем.
Не случайно, так часто в науке возникает необходимость найти подходящий термин для обозначения вновь открываемых явлений.
Чем точнее смысловое богатство слов, выражающих наше понимание мира, тем глубже наше мышление, а чем шире наш понятийный аппарат, тем совершеннее наши мыслительные способности.
Всякое понятие представляет собой обобщение. Но его объем, т. е. количество предметов и явлений, которые в нем мыслятся, различны. Исторически сложившийся язык любого народа содержит понятия, в которых закрепляется и осмысляется опыт повседневной жизни и деятельности людей.
Усложнение общественной жизни сопровождается расширением и обогащением словарного запаса естественного языка. Развитие науки и философии сопровождалось формированием понятий, которые занимают особый статус и выполняют специфические функции в познавательном процессе. Эти понятия получили названиекатегорий. Категория (греч.
Kategoria — определение, суждение) — предельно широкое понятие, в котором отражено существенное, типическое содержание явлений бытия и господствующих в нем отношений.Таким образом, понятия естественного языка постоянно дополняются категориями науки и философии.
Категории науки обозначаются словами, резко отличающимися от понятий естественного языка. Зачастую они заимствуются из древнегреческого языка либо классической латыни, иногда они получают имя ученого, открывшего данное явление, часто встречаются и неологизмы, т. е. искусственно созданные слова, призванные обозначить неизвестное ранее явление.
Понятия естественного языка допускают (и даже предполагают) их способность вступать в бесконечное множество словосочетаний и приобретать бесконечное множество смысловых оттенков. В отличие от естественного языка, понятия и категории науки являются терминами, т. е. имеют четко очерченный объем и содержание, не допускающие произвольное толкование.
Иное дело — философские категории. Как правило, они имеют свой аналог в естественном языке, а также в языке науки. Поэтому вполне допустимо пытаться понять значение философских категорий, опираясь на их «близнецов». Однако сходство содержания понятий естественного языка и категорий науки — чисто поверхностное.
Чтобы глубже понять смысловое значение философских категорий, необходимо раскрыть их сходство и отличие от понятий естественного языка, их особенности.
Важнейшей отличительной особенностью философских категорий является то, что этопредельно широкие понятия и поэтому философские категории никогда не могут быть редуцированы до понятий естественного языка, имеющего ограниченный объем. Как понятия категории являются необходимыми формами мышления.
Как предельно широкие понятия категории претендуют на универсальное применение и описание мироздания в целом. Поэтому философские категории служат средством формирования картины мира в целом, что, собственно, и является предназначением философии.
Как любое понятие, категории выполняют инструментальную функцию, выступают в качестве условия и средства мышления. Философские категории также выполняют инструментальную функцию, являясь способом познания и освоения человеком различных явлений. Философские категории выпЪлняют также нормативную функцию, формируя определенную методологию научного познания, нормы понимания бытия вообще, человеческого бытия в особенности. Значимость и универсальность категорий обусловлены тем, что результаты познания неизбежно категориально оформляются, получают форму категорий. Они составляют необходимую часть в структуре науки, объект которой может мыслиться и быть понят благодаря категориям.
Становление и развитие философии сопровождались формированием системы категорий, отражающих как особенности предмета философского познания, так и специфику философской мысли.
Их содержательная интерпретация имеет мировоззренческий характер и изменяется по мере развития науки, философии, духовной культуры в целом. Расширяется и состав философских категорий. Многие категории науки приобретают философский статус.
Общественное развитие, сопряженное с возникновением новых, не бывших ранее процессов и явлений, получает соответствующее философское осмысление, что неизбежно обогащает понятийный аппарат философии.
Овладение искусством оперирования философскими понятиями и категориями является одним из важнейших условий формирования философской культуры студента, ученого, культуры мышления вообще.
Классификация категорий, как правило, осуществляется в соответствии с философскими представлениями о различных формах бытия. Традиционно различают частнонаучные, общенаучные и философскиекатегории.
Частнонаучные категории используются в отдельных областях научного знания, выступают как результат обобщения знаний о локальной и специфичной области познания. Например, в механике такими категориями являются «сила», «масса», «ускорение» и др. В биологии — «вид», «наследственность», «мутация», «организм» и другие.
Философские категории — предельно широкие понятия, в которых мыслятся всеобщие, существенные стороны, свойства, связи и отношения бытия. В системе философских категорий условно можно выделить три важнейшие группы.
Первая и важнейшая группа категорий — всеобщие, применяемые в анализе любых философских проблем. Это категории бытия (в отечественной литературе эти категории принято называть категориями диалектики).
Вторую группу составляют категории специфические, относящиеся к различным разделам философии.
Так, онтология выявляет и определенным образом интерпретирует смысл таких категорий, как бытие и небытие, субстанция, единство мира, материя, сознание, пространство, время, движение и др.).
Натурфилософия, гносеология, антропология, праксиология, социальная философия, философия глобалистики также располагают собственным категориальным аппаратом.
Третью группу образуют категории специальных философских дисциплин: логики, этики, эстетики.
Например, в этике сформировалась система категорий, специфичных именно для данной области философского знания и смежных с этикой разделов философии — антропологии, социальной философии, аксиологии (благо, добро и зло, честь и достоинство, смысл жизни и счастье и др.).
Категориями логики являются понятия, суждения, умозаключения, аргументация и т. д. В эстетике используются категории: прекрасное и безобразное, трагическое и комическое, возвышенное и низменное и т. д. В данной главе мы обратимся к рассмотрению всеобщих категорий.
Источник: https://megaobuchalka.ru/8/4546.html
3.1. Понятийный аппарат социальной работы
Важнейшим компонентом системы логически упорядоченного знания является понятийно-категориальный аппарат — это совокупность понятий, категорий и терминов, которые позволяют в обобщенной форме отразить явления, изучаемые данной наукой, а также связи между ними путем фиксации их существенных свойств, признаков и закономерностей. Понятийный аппарат формируется в процессе обобщения результатов эмпирического наблюдения и эксперимента путем применения в познавательной деятельности исследовательских процедур абстрагирования, обобщения, сравнения и других логических операций.
Любая гуманитарная наука отражает, исследует изменчивые, тесно переплетающиеся друг с другом, многообразные социальные явления (например, взаимодействия “человек – человек”, “человек – среда”; общественное развитие и др.).
Обобщая и интерпретируя эти явления, ученые выдвигают понятия (как одна из форм отражения реального мира в процессе его познания) – краткие, но всеобъемлющие определения, способные объяснить особенности этого явления, не позволяющие толковать их двояко. Понятия в науке закрепляются не сразу.
Рождаясь стихийно, как результат осмысления реальной действительности и эмпирического опыта, они становятся частью системы той или иной науки.
Если понятие устраивает большинство исследователей, становится устоявшимся, его называют термином. Понятийно-терминологические проблемы встречаются во всех науках. Особенно они обостряются в периоды становления наук и интенсивного их развития. Так, часто одному и тому же явлению (например, «активность», «социализация», «образование») дают десятки определений.
Иногда, наоборот, одним и тем же термином обозначают разные понятия (например, и «развитие», и «обучение», и «воспитание», и «образование» иногда обозначаются термином «образование»).
Аналогичная ситуация происходит и в социальной работе, где понятийно-терминологические «неурядицы» подчас серьезно затрудняют развитие новой науки, а также преподавание ее как учебной дисциплины.
В процессе развития любой науки понятия объединяются, укрупняются и преобразуются в категории науки, которые представляют собой наиболее общие, фундаментальные, так называемые «родовые» понятия, от которых происходят остальные понятия, используемые в данной науке. Таким образом, категория является «вершиной» научного объяснения явления, когда термин становится всеобщим.
Понятийный аппарат вбирает в себя как понятия, выработанные в процессе возникновения и развития данной науки, так и понятия других научных дисциплин. Однако, используя понятия родственных научных дисциплин, каждая отдельная наука придает им своеобразие, определенную специфику в соответствии с содержанием своего объекта и предмета.
Обычно в любой науке предпринимаются попытки классифицировать используемые понятия. Такие попытки имеют место и в социальной работе. Так, различают понятия двух уровней.
Первый – уровень понятий, отражающих эмпирический опыт социальной работы, результаты наблюдений и экспериментов. Их обычно называют первичными.
Второй – уровень понятий, образующихся путем интерпретации первичных понятий и логических операций над ними. Они называются теоретическими понятиями.
Категории социальной работы можно разделить на 3 группы:
1 Заимствованные категории, которые не являются специфическими в социальной работе, а обозначаемые ими явления и процессы изучаются также другими науками.
Например, социальная сфера, социальные отношения – с социологией; социализация, социальные конфликты – с психологией, социологией, педагогикой; реабилитация – с социальной медициной; социальная активность, социальная деятельность – с политологией и т.д.
2 Общие категории, являющиеся прежде всего категориями социальной работы, но используемые и другими науками.
Например, психосоциальная работа, группы риска, социально слабо защищенные слои населения, лица и группы с девиантным поведением, социальная защита, социальная помощь, социальная поддержка, приюты для детей и подростков, социально-реабилитационные центры для несовершеннолетних, семейный конфликт и т.д.
3 Специфические категории или собственно категории социальной работы (например, социальный работник, социальное обслуживание, адресная социальная помощь и т.д.), которые в свою очередь делятся еще на 3 группы:
- — выражающие сущностный аспект социальной работы (закономерности, принципы, функции, цели, содержание);
- — отражающие конкретные способы проявления сущностного аспекта социальной работы (формы, методы, инструментарий, структура);
- — характеризующие качественное состояние социальной работы (комплексность, системность, эффективность, направленность).
Источник: http://libraryno.ru/3-1-ponyatiynyy-apparat-social-noy-raboty-metod_issl_soc_work/