Понятийно-категориальный аппарат — студенческий портал

Робот извещает Вас о том, что у этой страницы на сайте нашлись похожие материалы. Посмотреть По материалам моих лекций.

В любой науке среди множества понятий можно выделить наиболее существенные – те, которые одинаково определяются в любой её отрасли, без которых невозможно обойтись, описывая её предмет, и которые соответствуют её базовым процессам и явлениям. Они называются категориями и составляют категориально-понятийный аппарат данной науки.

Категории педагогики – это понятия, определяющие главные явления и процессы, изучаемые педагогической наукой. Эти категории очень сложны, а потому и само их толкование в педагогической науке неоднозначно. Перечень категорий педагогики также не является общепринятым, поскольку… — все научно-педагогические понятия, так или иначе, связаны между собой, вследствие чего не общепринята та граница, которая отделила бы категориальные понятия от всех прочих; — многие базовые педагогические понятия активно используются и другими науками о человеке и обществе, вопрос отнесения их к «чисто педагогическим» не имеет однозначного ответа.

Среди учёных не вызывает сомнения необходимость отнесение к категориям педагогики следующих понятий: обучение, воспитание, образование.

Часто к ним добавляют формирование личности.

Наряду с формированием, многие относят к категориям педагогики развитие и социализацию личности. Наконец, среди категорий педагогики можно встретить базовые понятия, присущие только педагогической науке: педагогический процесс, педагогическая система, педагогическая деятельность.

Определим сущность этих понятий.

  • Воспитание – 1) воздействие общества на личность; 2) социальный процесс передачи исторического и культурного опыта от поколения к поколению; 3) процесс специально организованного взаимодействия педагогов и воспитанников по реализации воспитательных целей и задач, отражающих основные требования общества.
  • Обучение – совместная целенаправленная деятельность учителя и учащихся, в ходе которой ученики приобретают научные знания и практический опыт их применения.
  • Образование – 1) процесс, объединяющий воспитание и обучение человека; 2) результат этого процесса; 3) сложная система взаимодействий людей и материальных средств, обеспечивающая обучение, воспитание и развитие личности; 4) ценность, созданная человечеством для развития человека и общества.
  • Формирование личности – придание формы, определённой завершённости, гармоничности всех компонентов личности человека.
  • Развитие в широком смысле – процесс совершенствования имеющихся качеств и приобретения новых свойств, изменение качеств от простого к сложному, от низшего к высшему. Применительно к человеку развитие может означать:

1) всестороннее развитие человека как индивида; 2) физическое развитие, формирование физически здорового и жизнеспособного человека, развитие его силы, ловкости, выносливости и т.д.; 3) развитие психических процессов (восприятия, памяти, мышления, воображения и т.д.); 4) развитие личности как сложной, обладающей индивидуальностью системы внутреннего мира человека, приобретение новых личностных качеств.

Социализация личности – процесс взаимодействия личности с социальной средой, в результате которого человек усваивает нормы и правила поведения, культурные ценности, принятые в обществе, к которому он принадлежит.

Иначе говоря, социализация – это процесс вхождения личности в общество, «встраивания» человека в систему общественных отношений.

И здесь тоже есть несколько вариантов трактовки понятия, ведь в обществе человеку надо уметь адаптироваться к социальным условиям, но важно и уметь использовать ресурсы социальных отношений для реализации своих потребностей, своей уникальности.

Педагогический процесс – специально организованное взаимодействие педагогов и воспитанников с целью образования и развития личности воспитанников.

Педагогическая система – социально обусловленная целостность участников педагогического процесса, взаимодействующих друг с другом, с окружающей средой и её духовными и материальными ценностями, направленная на формирование и развитие личности.

Педагогическая деятельность – это особая сфера деятельности, направленная на передачу новому поколению человечества опыта, накопленного предыдущими поколениями. Педагогическая деятельность представляет собой управление деятельностью воспитанника и процессом взаимодействия с ним с целью его воспитания и обучения, развития его как личности.

Определить категории педагогики – это лишь часть их понимания их сущности. В категориально-понятийном аппарате все они взаимосвязаны, образуя целостную систему (именно «аппарат», а не разрозненные детали). Характер связей между категориями разнообразен. При рассмотрении разных вопросов педагогики они могут быть связаны вертикально (иерархически) – например, одна категория является более общей по отношению к другой, представляющей частный случай первой – или горизонтально (когда категории равны по своей значимости). Например, в педагогической науке широко распространено и обстоятельно обосновано мнение, что образование как процесс служит формированию личности. Таким образом, формирование личности является более широким понятием, а образование, обучение и воспитание – его частными случаями, способами формирования личности человека. Вот еще несколько примеров связей в структуре категориально-понятийного аппарата педагогики. Развитие личности тесно связано с её социализацией, поскольку социально значимые качества личность приобретает и совершенствует по мере своего развития. В то же время успешная социализация личности является одной из важнейших задач педагогического процесса. В свою очередь, педагогический процесс может быть учебным, воспитательным или объединять в себе обучение и воспитание, приобретая сущностные характеристики образования как процесса. В учебном процессе реализуются образовательная, воспитательная и развивающая функции, тем самым связывая между собой образование, воспитание и развитие и иерархически подчиняя их обучению.

Приведённые примеры – лишь часть разнообразных связей, формирующих структуру категориально-понятийного аппарата. Можно проследить связи между любыми категориями и убедиться в том, что категориально-понятийный аппарат педагогики – это не просто совокупность категорий, а их целостное единство, система взаимодействующих между собой компонентов.

Один из подходов к определению структуры категориально-понятийного аппарата педагогики (Л.М. Кадцын) показан на рисунке.

Понятийно-категориальный аппарат - Студенческий портал

Схематичное изображение выполнено по материалам источника: Кадцын Л.М. Педагогическая деятельность и педагогический процесс: учебное пособие. — Екатеринбург: ГОУ ВПО «Рос.гос. проф.-пед. ун-т», 2008. — 185 с.

 
По мнению робота, со статьёй «Категориально-понятийный аппарат современной педагогики» тематически связаны:
Для ссылки:

Источник: https://si-sv.com/publ/20-1-0-194

Категориально-понятийный аппарат юриспруденции

Понятие — отображённое в мышлении единство существенных свойств, связей и отношений предметов или явлений; мысль или система мыслей, выделяющая и обобщающая предметы некоторого класса по определённым общим и в совокупности специфическим для них признакам.

Понятие есть результат применения категории к восприятию. Понятие не только выделяет общее, но и расчленяет предметы, их свойства и отношения, классифицируя последние в соответствии с их различиями.

Так, понятие «человек» отражает и существенно общее (то, что свойственно всем людям), и отличие любого человека от всего прочего.

Категория (от греч. kategoria — высказывание; признак) — наиболее общие, фундаментальные понятия, являющиеся формами и устойчивыми организующими принципами мышления. Образно говоря, категории — это те очки, через которые человек смотрит на мир и без которых он не способен действовать в мире.

Аристотель выделил такие категории, как «сущность (субстанция)», «количество», «качество», «отношение», «место», «время», «положение», «состояние», «действие» и «страдание».

Кант подразделил категории на следующие разряды:

    • качество (реальность, отрицание, ограничение),
    • количество (единство, множество, цельность),
    • отношение (субстанция и свойство, причина и действие, взаимодействие),
    • модальность (возможность и невозможность, действительность и недействительность, необходимость и случайность).

Гегель выделял в качестве категорий «бытие» (качество, количество, мера), «сущность» (основание, явление и действительность, включающая субстанцию, причину и взаимодействие), «понятие» (субъект, абсолютная идея, объект).

Современная философия ввела в число категорий такие понятия, как «вероятность», «рациональность», «объяснение», «понимание», «содержание», «форма», «редукция», «жизненный мир», «страх», «заброшенность», «забота», «сомнение», «языковые игры» и т.д.

Стало ясно, что никакого исчерпывающего перечня категорий не существует, что множество категорий является не только размытым, но и весьма разнородным, так что о системе категорий следует говорить с большой осторожностью. 

Понятийно-категориальный аппарат служит важнейшим компонентом системы логически упорядоченного знания — это совокупность понятий, категорий и терминов, которые позволяют в обобщенной форме отразить явления, изучаемые данной наукой, а также связи между ними путем фиксации их существенных свойств, признаков и закономерностей.

Категориально-понятийный аппарат юриспруденции формирует исходную логико-методологическую базу теоретического познания, образует основной познавательный инструментарий общетеоретической науки о государстве и праве. Это своеобразный предельно обобщающий категориальный строй юриспруденции, строй научного правового сознания юриста.

Квалификация юриста, способного эффективно и качественно решать как научные, так и практические задачи непосредственно связана с тем насколько он успешно освоил и умело пользуется политико-правовыми категориями и понятиями, их определениями.

Содержание категорий современной юриспруденции складывается из системы знаний о государстве, о правовом регулировании. Сюда же включается правовая доктрина, которая сводится к системе знаний о том, как надлежит толковать и применять действующие юридические нормы. Важной частью юриспруденции является правовая культура, то есть выработанное в обществе отношение людей к праву, его роли.

Понятийный состав юриспруденции можно структурировать по разным основаниям. Например, по принадлежности понятий к отраслевым наукам и общей теории права, понятия делят на:

    • фундаментальные и прикладные,
    • абстрактные и конкретные,
    • закрепленные в законодательстве и не закрепленные и т.д.

Предметную организацию общей теории права как конструкцию «понятийных рядов» рассмотрел Л.М.Васильев («Правовые категории». М., 1976). Исследуя проблему, автор говорит о четырех основных вариантах изменения понятийного аппарата теории права:

    1. формирование новых правовых категорий;
    2. уточнение, углубление и развитие имеющихся категорий теории права;
    3. отпочкование от теории права категорий, не соответствующих ее логическому уровню;
    4. исключение устаревших, исчерпавших себя категорий.
Читайте также:  Степная зона россии - студенческий портал

Виды понятий юриспруденции (условно, по Н.Н. Тарасову):

    • «органические» (составляя ядро предметной области науки, они принадлежат ей и генетически, и исторически);
    • «консолидированные» (возникая и существуя в собственных областях, содержательно адаптируются к характеристикам юридической науки и особенностям юридической практики);
    • «ассоциированные» (все специальные понятия других наук, приобретающие значимые для правоведения смыслы только в определенных исследовательских контекстах и в связи с юридическими категориями).

Понятия юриспруденции могут возникать в рамках юридической деятельности и на собственно правовых основаниях (условно называются «органическими»); составляя ядро предметной области науки, они принадлежат ей и генетически, и исторически. Данные юридические понятия по своей природе, по отношению к предмету юриспруденции принципиально не отличаются от понятий естественных наук.

Однако, в отличие от последних, да и от многих гуманитарных дисциплин, юриспруденция включает в свой состав и иные понятия, отличающиеся от органических как по генезису, так и по содержанию.

В понятийном строе правоведения можно выделить понятия, генетически возникающие в других областях знания, но в связи с практическими целями или исследовательскими задачами «втянутые» в сферу права, правоведения, получившие собственно юридическое содержание и приобретшие статус правовых в силу их укоренения в понятийном строе юридической науки. Возникая и существуя в собственных областях, они содержательно адаптируются к характеристикам юридической науки и особенностям юридической практики, приобретают отличный от своего прототипа объем, включаются в систему юридических понятий, т.е. участвуют в формировании предмета науки. Примером может послужить понятие «аффект» в уголовном праве и уголовно-правовой науке, «ночное время» в трудовом праве и науке трудового права и др.

Такие понятия, подвергшиеся соответствующим преобразованиям, можно условно именовать «консолидированными», поскольку они включаются в юридический оборот не механически, а претерпевают серьезные изменения, «адаптируются» к задачам юридических исследований и приобретают новое содержание. Через данные понятия нередко осуществляется расширение проблемного поля юриспруденции, обозначение новых подходов к исследованию права, возникновение новых концептуальных идей и научных парадигм.

Наконец, третья группа — понятия других наук и областей знания, вовлекаемые в «понятийный оборот» юриспруденции для получения представлений о явлениях, имеющих или практическое юридическое значение, или обеспечивающие смысловые переходы юридического исследования в иные науки и области знания.

Примером могут служить все специальные понятия других наук, работающие, например, в юридической экспертизе и позволяющие юристам относиться к иным, в частности естественно-научным, техническим и др.

объектам, или в процессе юридического исследования привлекаемые юристами для сопряжения с правом важных неюридических обстоятельств правового регулирования.

Такими являются взятые без изменений категории психологии, социологии, философии и т.д. Для удобства их можно условно именовать «ассоциированными», как не имеющих самостоятельного правового содержания, а приобретающих значимые для правоведения смыслы только в определенных исследовательских контекстах и в связи с юридическими категориями.

Источник: https://jurkom74.ru/ucheba/kategorialno-ponyatiyniy-apparat-iurisprudentsii

Большая Энциклопедия Нефти и Газа

Cтраница 1

Понятийно-категориальный аппарат вбирает в себя как понятия, выработанные в процессе возникновения и развития данной науки, так и понятия других ( особенно близких) научных дисциплин.

Это относится и к социальной работе.

В то же время, используя понятия родственных научных дисциплин, каждая отдельная наука придает им своеобразие, определенную специфику в соответствии с содержанием своего объекта и предмета.

Достаточно, например, сравнить такие термины, как адаптация, взаимоотношения, голодание, группа, диагностика, конфликт, личность, общение, реабилитация и др.

РџСЂРё совпадении сущностного содержания РѕРЅРё тем РЅРµ менее имеют СЃРІРѕР№ подтекст, СЃРІРѕРё оттенки РІ философии, социологии, социальной работе, психологии, социальной медицине, педагогике Рё РґСЂСѓРіРёС… науках.  [1]

Усвоить понятийно-категориальный аппарат социальной работы нелегко, это требует больших усилий Рё кропотливой самостоятельной работы. РљСЂРѕРјРµ того, необходимо изучать РґСЂСѓРіРёРµ ( особенно смежные) научные дисциплины, внимательно читать специальную литературу.  [2]

�ными словами, категория инвестиции входит в понятийно-категориальный аппарат, связанный со сферой экономических отношений, экономической деятельности.

Соответственно, выступая носителем преимущественно экономических характеристик Рё экономических интересов, инвестиции являются субъектом экономического управления как РЅР° РјРёРєСЂРѕ -, так Рё РЅР° макроуровне любых экономических систем.  [4]

  • Каждая наука имеет СЃРІРѕСЋ терминологию, СЃРІРѕР№ понятийно-категориальный аппарат.  [5]
  • Междисциплинарный характер социальной работы как научной Рё учебной дисциплины находит СЃРІРѕРµ выражение РІ том понятийно-категориальном аппарате, которым пользуются специалисты РІ этой области.  [6]
  • Основными методолого-дескриптивными задачами являются характеристика проблем педагогики дистанционного образования, ее объекта, предмета, понятийно-категориального аппарата Рё РґСЂСѓРіРёС… базовых методологических компонентов.  [7]

Научная РЅРѕРІРёР·РЅР° настоящего диссертационного исследования состоит РІ том, что разработана целостная интегрированная концепция, базирующаяся РЅР° детальном анализе вторичного рынка акций как сложной системы, внутри которой оперируют торговцы разных классов. Дано теоретическое описание вторичному рынку акций РѕРґРЅРѕРіРѕ эмитента. Дана новая интерпретация объему торгов акциями РЅР° вторичном рынке. РќР° основании анализа объекта исследования получены новые выводы, которые расширяют Рё углубляют наши представления Рѕ вторичном рынке акций. РЎ точки зрения РЅРѕРІРѕР№ концепции объясняются СЂСЏРґ феноменов, наблюдавшихся РЅР° отечественном Рё американском вторичном рынке акций РІ 90 — С… РіРі. XX РІ. Выработаны принципиально новые алгоритмы прогнозирования цен РЅР° вторичном рынке акций. Дана новая интерпретация разворотным фигурам Рё индикаторам западной Рё СЏРїРѕРЅСЃРєРѕР№ школ технического анализа. Разработаны новые алгоритмы инвестирования. Обновлен Рё дополнен понятийно-категориальный аппарат, описывающий процессы, происходящие РЅР° вторичном рынке акций.  [8]

Страницы:      1

Источник: https://www.ngpedia.ru/id79633p1.html

Что такое категориальный аппарат

Категориальным аппаратом называется система понятий, используемая той или иной наукой. Эти понятия обобщенно отражают те свойства и связи предметов и явлений, которые данная наука исследует.

Например, и для физиологии, и для психологии объектом изучения является человек, но психология исследует отражение реальности в процессе высшей нервной деятельности, а физиология – закономерности функционирования организма в целом, отдельных органов и их систем.

Поэтому и категориальные аппараты этих наук различаются. Основные понятия в психологии – сознание, личность, деятельность, а в физиологии – организм, ткань, орган.

Понятие категории введено Аристотелем. В буквальном переводе с греческого это слово означает «обвинение» (подразумевается обвинительное утверждение, высказанное в суде). Аристотель же трактовал это как «высказывание», «утверждение». Именно в таком смысле он применил этот термин к наиболее общим признакам вещей.Любое научное понятие – результат обобщения множества конкретных фактов, установленных в ходе наблюдений и экспериментов. Введение новой категории всегда знаменует собой некий «прорыв», начало нового этапа в науке.

Категориальный аппарат – это не просто совокупность научных понятий, а именно система взаимосвязанных категорий.

Изменение смыслового наполнения одного понятия неизбежно вызовет изменение других категорий, поэтому трактовка научных понятий менялась от эпохи к эпохе вместе с картиной мира.

Например, понимание материи в философии Левкиппа и Демокрита отличается от современного представления о ней.

Парадоксальность научных понятий заключается в том, что при всей своей обобщенности они предельно конкретны. Именно поэтому преподаватели требуют от студентов знания определений научных понятий, а ученые нередко спорят о формулировке определений. Такое внимание к предельной конкретизации смысла соответствует научному взгляду на мир, который предполагает установление объективных фактов.

Подобная конкретность приводит к тому, что одно и то же слово, присутствуя в арсенале разных наук в качестве научной категории, может иметь разный смысл. Тем более, эти значения будут отличаться от того смысла, который придается этому слову в обыденном общении.

Например, в психологии под словом «деятельность» понимается активное взаимодействие с окружающим миром («игровая деятельность», «учебная деятельность»), а физиологи говорят о «сердечной деятельности», «родовой деятельности».

В повседневности слова «чувства» и «эмоции» часто употребляются как синонимы, но в психологии под ними подразумеваются разные явления эмоциональной сферы.

Таким образом, категориальный аппарат отражает как научную картину мира в целом, так и ту ее часть, которую создает определенная наука.

Источник: https://www.kakprosto.ru/kak-858693-chto-takoe-kategorialnyy-apparat-

Эссе на тему “О понятийно–категориальном аппарате социологии”

  • психологии;
  • политологии;
  • философии;
  • истории и др.

Вместе с тем, используя понятия родственных научных дисциплин, социология(как и каждая другая наука) придает им своеобразие, определенную специфику в соответствии с содержанием своего объекта и предмета изучения.

Сравните, например, термины “адаптация”, “власть”, “воспитание”, “голодание”, “группа”, “инфантилизм”, “конфликт”, “кризис”, “общение”, “движение”, “мораль”, “реабилитация”, “установка” и др. При совпадении сущностного содержания в философии, социологии, психологии, праве, политологии и т. д.

они имеют свой подтекст, свои оттенки.

Понятия в социологии с учетом ее объекта и предмета изучения носят интегральный, многоуровневый характер. С их помощью раскрывается многообразие, сложность, интерактивность социологического знания, содержание социологических закономерностей.

В России после Октябрьской революции 1917 г. имело место вытеснение (ликвидация, нередко физическая, классов буржуазии и помещиков), видоизменение характера и природы рабочего класса, крестьянства, интеллигенции, изменение отношений между городским и сельским населением, людьми умственного и физического труда, социально-этническими общностями и другими группами людей.

Читайте также:  Валютные риски и методы управления ими - описание процессов и формулы расчета

При этом изменения социального состава населения и положение классов и других групп происходили на фоне и в результате столкновений (прямых или косвенных), борьбы, доходящей до самых крайних выражений – гражданской войны.

В 90-е гг. мы наблюдаем как бы обратный процесс. В результате принятых законов (приватизация,  ваучеризация,  купля-продажа недвижимости, в том числе земли) возрождается частный сектор, нарождается новый для нашего общества за последние 50-60 лет класс – предприниматели, фермеры, банкиры, владеющие огромными денежными, производственными и другими средствами (фондами).

Значительно сокращается государственный сектор, его совладельцы теряют (пусть и формально) права на орудия и средства производства, особенно на приватизированных предприятиях. На акционированных предприятиях фактическими владельцами становятся руководители, управленцы, новая номенклатура. Этот процесс затронул и сельскохозяйственные предприятия.

Начавшийся процесс коллективизации ускорен в результате указов о свободной купле-продаже земли, выхода из колхозов и совхозов их членов с правом получения части земли, увеличения численности фермерских хозяйств (в какой мере скажется пункт Указа Президента РФ о том, что колхозные и совхозные земли не подлежат разделу, купле-продаже, пока неизвестно).

До середины – конца 80-х гг. для нашей страны было характерно сближение классов и социальных групп по многим показателям. Хорошо это или плохо, каковы оптимальные темпы и масштабы этого сближения, – это другие вопросы. Сейчас наблюдается резкая дифференциация как внутри общества в целом, так и в отдельных социальных и общественных группах. Уже к сентябрю 1992 г. около половины населения

России имели среднедушевые доходы, не возмещающие прожиточного физическогоминимума. К концу 1993 г. за чертой бедности оказалось около 4/5 населения страны.

В последние годы положение практически не изменилось.

Теперь о социальной структуре страны, ее динамике. В свое время английский социолог Чарлз Бут (1840-1916 гг.) предложил классификацию лондонского населения, разделив его на три класса – “низший”, “средний” и “высший”, рассматривая в качестве критериев количество комнат, занимаемых семьей, и число слуг, нанятых ею.

Если предложенные критерии и вызывают сомнения, то принцип деления населения на три класса вполне приемлем и реально отражает существующую структуру, если иметь в виду количество и качество материальных и духовных благ, доступных тем или иным слоям населения. Данная классификация широко используется социологами Запада.

Нынешняя социальная структура России в определенном смысле бесструктурно, противоречива. Для нее характерно преобладание значительных маргинальных слоев, не связанных собственно с производством. Преобладают крайние группы в материальном отношении – сверхбогатые и сверхбедные, причем в соотношении примерно 1:20:50 и более.

По данным академика Д. Львова, 1,5 % населения России располагают 56% национального богатства страны. Это прежде всего т. н.

олигархи, владельцы крупнейших нефтяных, газовых и других объединений, некоторые представители правящего режима, коррупционеры, нажившиеся за счет государственной, общественной собственности.

Сверхбедные включают в себя представителей классических общественных классов, слоев и групп, сельское и городское население, людей умственного (особенно) и физического труда, значительные массы социально этнических групп, особенно в районах военных действий.

Основу понятийного аппарата социологии образуют три группы категорий:

  1. Социологически интерпретируемые общенаучные категории («социальная система», «социальная структура», «социальное развитие» и др.).
  2. Собственно социологические категории («социальный статус», «социальный институт», «социальная стратификация» и т. д.).
  3. Категории близких к социологии дисциплин («культура», «личность», «государство», «власть» и др.).

Среди них особое место занимает категория «социальная общность», характеризующая все виды и формы социальных образований, субъекты которых связаны общими интересами и находятся в прямом или косвенном взаимодействии. По мнению ряда социологов, эта категория является ключевой, основополагающей в социологическом анализе, так как содержит в себе источник самодвижения, развития социальных процессов и отношений.

К числу важнейших категорий социологии относятся понятия «социальная система» и «социальная структура», которые имеют большое методологическое значение для макро социологических исследований.

Социологи, изучающие поведение людей на микроуровне,  оперируют понятиями «социальные действия и взаимодействия»,  «социальные статусы и роли», «малая социальная группа», «социальные ценности и нормы» и др.

Отдельную группу образуют процедурные категории,  раскрывающие методику социологического исследования («анкетирование», «социологический опрос», «интервьюирование», «выборка», «репрезентативность», «включенное наблюдение», «контент-анализ» и т. д.).

Рассматривая социологическую терминологию, выделим понятия с учетом уровней, структуры социологического знания:

Во-первых, это общесоциологические категории:

  • общество;
  • общественные отношения и их виды;
  • общественное сознание;
  • социальная сфера;
  • социальные процессы;
  • образ жизни;
  • социальная структура общества;
  • общественные классы;
  • социальная интеграция и дифференциация;
  • труд; социальное время;
  • общественное мнение и др.

Во-вторых, это понятие формационного и внутриформационного уровня (т. е. общества на той или иной стадии развития):

  • традиционное общество, индустриальное общество;
  • капитализм;
  • социализм;
  • социалистические и капиталистические общественные отношения;
  • рабочий класс и др.

В-третьих, это категории, понятия отраслевых частносоциологических теорий:

  • понятия, связанные с раскрытием проблем социологии города и деревни;
  • образования;
  • социологии выборов, брака и семьи;
  • личности и малых групп и т. д..

Наконец, важно уяснить содержание понятий, с помощью, которых раскрывается методика и техника социологических исследований:

  • программа социологического исследования;
  • виды исследований;
  • гипотеза в социологическом исследовании;
  • типы и виды выборки;
  • социальные показатели и индикаторы;
  • социальный эксперимент, опрос и другие методы социологических исследований и т. д.

Сейчас трудно игнорировать такое научное направление, как социальная работа.

Проблематика ее находит отражение в научных социологических публикациях.

Однако она не получила пока признания в качестве одной из частных социологических теорий (косвенно, кстати это выражается в присвоении ученых степеней кандидата и доктора социологических наук по проблематике социальной работы) официально затягивается. А объект и предмет этой сферы деятельности уже и сейчас значительно обогащают понятийный аппарат социологии.

Наряду с понятиями других (особенно близких) научных дисциплин, которыми пользуется социальная работа, она использует специфические понятия, отражающие ее сущность и содержание.

Среди них выделяются три группы:

  1. Это объекты социальной работы (представлены главным образом группами населения, оказавшимися в сложной жизненной ситуации).
  2. Субъекты социальной работы.
  3. Основные ее направления (социальная диагностика, социальная профилактика, социальная терапия, социальная опека, социальное попечительство и т. д.).
  • Кроме того, в качестве особых понятий социальной работы выступают закономерности, принципы и методы, технологии .
  • Понятийный аппарат социальной работы, имея специфику, уже обогащает содержание социологии.
  • Это объясняется и тем, что социологию как науку интересовать должны в первую очередь социальные аспекты всех общественных процессов и явлений, и тем, что социальная защита, социальная помощь и социальная поддержка людей приобретают все большую актуальность.

Источник: https://NauchnieStati.ru/bank/primery/esse-na-temu-o-ponyatijno-kategorialnom-apparate-sotsiologii/

Вопрос 56. Понятийный / категориальный/ аппарат философии

Обращение к характеристике философских категорий покажется современному читателю анахронизмом. Действительно, проблематика эта, претендовавшая на роль методологии науки, ушла в прошлое вме­сте с ее притязаниями на интеллектуальную диктатуру.

Однако в кон­тексте учебного пособия, адресованного будущим ученым-юристам, обращение к рассмотрению философских категорий представляет­ся оправданным и даже необходимым. Это связано с рядом причин. Во-первых, категориальный аппарат философии и науки развивает­ся, появляются новые категории, переосмысляются традиционные.

Во-вторых, следствием активного влияния науки на современную культуру является обогащение ее понятийного аппарата, при этом философские категории, к сожалению, не всегда адекватно употре­бляются в обыденной речи, в языке искусства и политики.

В-третьих, становление и развитие правовой системы новой России сопряжено с активным использованием категориального аппарата философии, что высвечивает проблемы и противоречия, о существовании которых трудно и даже невозможно помыслить. А между тем именно к тако­го рода проблемам обращается мировая философская мысль.

Доста­точно сослаться на труды выдающегося современного французского философа П. Рикёра. Опыт преподавания истории и философии нау­ки аспирантам Московской государственной юридической академии свидетельствует: обращение к категориям диалектики в контексте правоведения, этики, политики позволяет увидеть проблемы, которые могут стать предметом специального научного рассмотрения.

Что такое категория?Чтобы ответить на этот вопрос, рассмотрим, как мы мыслим и как передаем свои мысли другим людям. Мы мыс­лим в форме понятий, суждений, умозаключений.

Исходный матери­ал мышления составляют понятия, в которых мыслятся предметы в их общих и существенных признаках. Благодаря понятиям мы выявляем смысл событий и явлений, определяем их значимость для нас.

Понятие ипонимание — однокоренные слова и поэтому наше понимание мира, осмысленное отношение к миру зависит от того понятийного аппарата, которым человек располагает. Наши мысли мы выражаем с помощью слов. Слово — посредник между мыслью и миром.

Оно является и ин­струментом мышления, и средством выражения мысли, передачи ее другим. Чем больше словарный запас, тем шире наши возможности в осмыслении мира.

Мысль так или иначе обобщает наш опыт взаимодействия с миром. Мир бесконечно богат в многообразии своих свойств, предметов и от­ношений. Наш словарный запас несравненно беднее мира, в котором мы живем.

Не случайно, так часто в науке возникает необходимость найти подходящий термин для обозначения вновь открываемых явле­ний.

Чем точнее смысловое богатство слов, выражающих наше пони­мание мира, тем глубже наше мышление, а чем шире наш понятийный аппарат, тем совершеннее наши мыслительные способности.

Читайте также:  Гемостаз - студенческий портал

Всякое понятие представляет собой обобщение. Но его объем, т. е. количество предметов и явлений, которые в нем мыслятся, различны. Исторически сложившийся язык любого народа содержит понятия, в которых закрепляется и осмысляется опыт повседневной жизни и де­ятельности людей.

Усложнение общественной жизни сопровождается расширением и обогащением словарного запаса естественного языка. Развитие науки и философии сопровождалось формированием поня­тий, которые занимают особый статус и выполняют специфические функции в познавательном процессе. Эти понятия получили названиекатегорий. Категория (греч.

Kategoriaопределение, суждение) — пре­дельно широкое понятие, в котором отражено существенное, типическое содержание явлений бытия и господствующих в нем отношений.Таким образом, понятия естественного языка постоянно дополняются кате­гориями науки и философии.

Категории науки обозначаются словами, резко отличающимися от понятий естественного языка. Зачастую они заимствуются из древне­греческого языка либо классической латыни, иногда они получают имя ученого, открывшего данное явление, часто встречаются и неологизмы, т. е. искусственно созданные слова, призванные обозначить неизвест­ное ранее явление.

Понятия естественного языка допускают (и даже предполагают) их способность вступать в бесконечное множество сло­восочетаний и приобретать бесконечное множество смысловых оттен­ков. В отличие от естественного языка, понятия и категории науки яв­ляются терминами, т. е. имеют четко очерченный объем и содержание, не допускающие произвольное толкование.

Иное дело — философские категории. Как правило, они имеют свой аналог в естественном языке, а также в языке науки. Поэтому вполне допустимо пытаться понять значение философских категорий, опираясь на их «близнецов». Од­нако сходство содержания понятий естественного языка и категорий науки — чисто поверхностное.

Чтобы глубже понять смысловое значе­ние философских категорий, необходимо раскрыть их сходство и от­личие от понятий естественного языка, их особенности.

Важнейшей отличительной особенностью философских категорий является то, что этопредельно широкие понятия и поэтому философские категории никогда не могут быть редуцированы до понятий естественного язы­ка, имеющего ограниченный объем. Как понятия категории являются необходимыми формами мышления.

Как предельно широкие понятия категории претендуют на универсальное применение и описание ми­роздания в целом. Поэтому философские категории служат средством формирования картины мира в целом, что, собственно, и является предназначением философии.

Как любое понятие, категории вы­полняют инструментальную функцию, выступают в качестве условия и средства мышления. Философские категории также выполняют инструментальную функцию, являясь способом познания и освоения человеком различных явлений. Философские категории выпЪлняют также нормативную функцию, формируя определенную методологию научного познания, нормы понимания бытия вообще, человеческо­го бытия в особенности. Значимость и универсальность категорий обусловлены тем, что результаты познания неизбежно категориально оформляются, получают форму категорий. Они составляют необходи­мую часть в структуре науки, объект которой может мыслиться и быть понят благодаря категориям.

Становление и развитие философии сопровождались формиро­ванием системы категорий, отражающих как особенности предмета философского познания, так и специфику философской мысли.

Их содержательная интерпретация имеет мировоззренческий характер и изменяется по мере развития науки, философии, духовной культуры в целом. Расширяется и состав философских категорий. Многие кате­гории науки приобретают философский статус.

Общественное разви­тие, сопряженное с возникновением новых, не бывших ранее процес­сов и явлений, получает соответствующее философское осмысление, что неизбежно обогащает понятийный аппарат философии.

Овладение искусством оперирования философскими понятиями и категориями является одним из важнейших условий формирования философской культуры студента, ученого, культуры мышления вообще.

Классификация категорий, как правило, осуществляется в соответ­ствии с философскими представлениями о различных формах бытия. Традиционно различают частнонаучные, общенаучные и философскиекатегории.

Частнонаучные категории используются в отдельных областях на­учного знания, выступают как результат обобщения знаний о локаль­ной и специфичной области познания. Например, в механике такими категориями являются «сила», «масса», «ускорение» и др. В биоло­гии — «вид», «наследственность», «мутация», «организм» и другие.

Философские категории — предельно широкие понятия, в которых мыслятся всеобщие, существенные стороны, свойства, связи и отноше­ния бытия. В системе философских категорий условно можно выде­лить три важнейшие группы.

Первая и важнейшая группа категорий — всеобщие, применяемые в анализе любых философских проблем. Это категории бытия (в оте­чественной литературе эти категории принято называть категориями диалектики).

Вторую группу составляют категории специфические, относящиеся к различным разделам философии.

Так, онтология выявляет и опреде­ленным образом интерпретирует смысл таких категорий, как бытие и небытие, субстанция, единство мира, материя, сознание, простран­ство, время, движение и др.).

Натурфилософия, гносеология, антро­пология, праксиология, социальная философия, философия глобали­стики также располагают собственным категориальным аппаратом.

Третью группу образуют категории специальных философских дисциплин: логики, этики, эстетики.

Например, в этике сформиро­валась система категорий, специфичных именно для данной области философского знания и смежных с этикой разделов философии — ан­тропологии, социальной философии, аксиологии (благо, добро и зло, честь и достоинство, смысл жизни и счастье и др.).

Категориями логи­ки являются понятия, суждения, умозаключения, аргументация и т. д. В эстетике используются категории: прекрасное и безобразное, траги­ческое и комическое, возвышенное и низменное и т. д. В данной главе мы обратимся к рассмотрению всеобщих категорий.

Источник: https://megaobuchalka.ru/8/4546.html

3.1. Понятийный аппарат социальной работы

Важнейшим компонентом системы логически упорядоченного знания является понятийно-категориальный аппарат  — это совокупность понятий, категорий и терминов, которые позволяют в обобщенной форме отразить явления, изучаемые данной наукой, а также связи между ними путем  фиксации их существенных свойств, признаков и закономерностей. Понятийный аппарат формируется в процессе обобщения результатов эмпирического наблюдения и эксперимента путем применения в познавательной деятельности исследовательских процедур абстрагирования, обобщения, сравнения и других  логических операций.

Любая гуманитарная наука отражает, исследует изменчивые, тесно переплетающиеся  друг с другом, многообразные  социальные явления (например, взаимодействия “человек – человек”, “человек – среда”; общественное развитие и др.).

Обобщая и интерпретируя эти явления, ученые выдвигают  понятия (как одна из форм отражения реального мира в процессе его познания) – краткие, но всеобъемлющие определения, способные объяснить особенности этого явления, не позволяющие толковать их двояко. Понятия в науке закрепляются не сразу.

Рождаясь стихийно, как результат осмысления реальной действительности и эмпирического опыта, они становятся частью системы той или иной науки.

Если понятие устраивает большинство исследователей,  становится устоявшимся, его называют  термином. Понятийно-терминологические проблемы встречаются во всех науках. Особенно они обостряются  в периоды становления наук и интенсивного их развития. Так, часто одному и тому же явлению (например, «активность», «социализация», «образование») дают десятки определений.

Иногда, наоборот, одним и тем же термином обозначают разные понятия (например, и «развитие», и «обучение», и «воспитание», и «образование» иногда обозначаются термином «образование»).

Аналогичная ситуация происходит и в социальной работе, где понятийно-терминологические «неурядицы» подчас серьезно затрудняют развитие новой науки, а также преподавание ее как учебной дисциплины.

В процессе развития любой науки понятия объединяются, укрупняются и преобразуются  в категории науки, которые представляют собой наиболее общие, фундаментальные, так называемые «родовые» понятия, от которых происходят остальные понятия, используемые в данной науке. Таким образом, категория  является «вершиной» научного объяснения явления, когда термин становится  всеобщим.

Понятийный аппарат вбирает в себя как понятия, выработанные в процессе возникновения и развития данной науки, так и понятия других научных дисциплин. Однако, используя понятия родственных научных дисциплин, каждая отдельная наука придает им своеобразие, определенную специфику в соответствии с содержанием своего объекта и предмета.

Обычно в любой науке предпринимаются попытки классифицировать используемые понятия. Такие попытки имеют место и в социальной работе. Так, различают понятия двух уровней.

Первый – уровень понятий, отражающих эмпирический опыт социальной работы, результаты наблюдений и экспериментов. Их обычно называют  первичными.

Второй – уровень понятий, образующихся путем интерпретации  первичных понятий и логических операций над ними. Они называются  теоретическими понятиями.

Категории социальной работы можно разделить на 3 группы:

1 Заимствованные категории, которые не являются специфическими в социальной работе, а обозначаемые ими явления и процессы изучаются также другими науками.

Например, социальная сфера, социальные отношения – с социологией; социализация, социальные конфликты – с психологией, социологией, педагогикой; реабилитация – с социальной медициной; социальная активность, социальная деятельность – с политологией и т.д.

2 Общие категории, являющиеся прежде всего категориями социальной работы, но используемые и другими науками.

Например, психосоциальная работа, группы риска, социально слабо защищенные слои населения, лица и группы с девиантным поведением, социальная защита, социальная помощь, социальная поддержка, приюты для детей и подростков, социально-реабилитационные центры для несовершеннолетних, семейный конфликт и т.д.

3 Специфические категории или собственно категории социальной работы (например, социальный работник, социальное обслуживание, адресная социальная помощь и т.д.), которые в свою очередь делятся еще на 3 группы:

  • — выражающие сущностный аспект социальной работы (закономерности, принципы, функции, цели, содержание);
  • — отражающие конкретные способы проявления сущностного аспекта социальной работы (формы, методы, инструментарий, структура);
  • — характеризующие качественное состояние социальной работы (комплексность, системность, эффективность, направленность).

Источник: http://libraryno.ru/3-1-ponyatiynyy-apparat-social-noy-raboty-metod_issl_soc_work/

Ссылка на основную публикацию