Доставка осуществляется бесплатно при заказе от 5000 рублей по рабочим дням с 9:00 до 18:00 по адресу доставки, указанному в заказе. Для доставки на следующий рабочий день необходимо подтвердить заказ и согласовать доставку товара с 9:00 до 12:00.При заказе после 12:00 доставка выполняется через один рабочий день. Доставка осуществляется по Москве в пределах МКАД.
Вы получите действительно качественную продукцию, благодаря наличию партнерских отношений с лидерами мирового рынка по производству канцелярских принадлежностей, наша компания осуществляет поставки на территории г.
Москвы. Мы работаем с проверенными временем и потребителями брендами, хорошо зарекомендовавшими себя на рынке канцелярских и офисных товаров: Post-It, Scotch, Pentel, BIC, Durable, Leitz, Esselte и многие другие.
Мы готовы к обоснованной замене и возврату доставленного товара из нашего интернет-магазина. Обменять или вернуть товар можно в течении 10 рабочих дней со дня доставки.
Товар принимается при условии сохранения цельной оригинальной упаковки. Товары имеющие гарантийные талоны, обслуживаются в указанных сервисных центрах.
Товар не входящий в каталог и поставленный по специальному заказу, возврату и обмену не подлежит.
Москва, контакт-центр: 8 (495) 797-00-19 Звонки принимаются с 9:00 до 18:00 по московскому времени в рабочие дни. Все интересующие вопросы Вы можете отправлять на почту: cs@pragmatic.ru – отдел продаж
Источник: https://www.pragmatic.ru/
Что такое прагматизм и кто такой прагматик (прагматичный человек)
Здравствуйте, уважаемые читатели блога KtoNaNovenkogo.ru. В 2011 году, по версии американского словаря Мерриама-Вебстера, понятие «прагматичный» стало словом года.
Такой вывод был сделан на основе онлайн-запросов. Их внушительное количество подтвердило не только популярность понятия, но и пробелы в понимании его сути.
Несмотря на распространенность слова, и сегодня не всем доподлинно известно: прагматичный – это какой? Пришло время разложить все по полочкам.
Прагматизм, прагматики и прагматичность — что это
По мнению лингвистов, слово «прагматизм» вместе с его однокоренными «родственниками» пришло к нам через посредничество английского языка, но при этом имеет древнегреческие истоки: «pragma» в переводе означает «действие», «дело» , «польза»(греч.).
Изначально этот термин был философским, поэтому словари в первую очередь отражают значение прагматизма в аспекте этой науки. Здесь он стал «новым веянием», противопоставлением классической философии, чересчур абстрактной и оторванной от жизненных реалий.
В философском смысле прагматизм – это учение или подход, базирующиеся на изучении эффективного и полезного действия как главной формы деятельности людей, а также на механизмах человеческого сознания, которые это действие обеспечивают.
Родственное понятие «прагматика» встречается в лингвистике, причем сразу в 2 значениях: в широком смысле как условие существования языка, а еще как дисциплина, изучающая эти условия.
В исторической науке прагматизмом называют направление, где помимо описания происходящего делается акцент на побуждениях отдельных личностей (политических деятелей, полководцев и т.д.), приведших к этим событиям.
В бытовом, повседневном значении прагматизм — это жизненная стратегия, основанная на выстраивании взглядов и поступков исходя из практической пользы и получения позитивных результатов.
Словарь синонимов дополняет значение слова «прагматизм» такими понятиями:
- утилитарность;
- приземленность;
- практичность;
- инструментализм;
- осторожность.
Сторонника обозначенных выше идей называют прагматиком – как в научно-философском, так и в бытовом смысле.
Соответственно, прагматичность — это черта характера, присущая прагматику.
У прагматично настроенного человека все суждения находятся в практической области. Он человек дела. Но это вкратце, а более подробно о таких людях мы поговорим ниже.
История прагматизма: от философии к повседневности
Это философское течение зародилось в Америке, что неудивительно: американцы – практичная нация, которую не мог удовлетворить гегелевский объективный идеализм и другие составляющие философской «классики».
Однако обходиться совсем без базового учения, как говорят французы, «не комильфо». Так и возник прагматизм. Его родоначальником считается Чарльз Пирс, изложивший основные идеи «приземленной философии» в своих трудах.
Идеи Пирса развили Уильям Джеймс и Джон Дьюи. Последний предложил рассматривать в качестве основного философского понятия опыт. В целом этой науке отводилась роль инструмента усовершенствования социальной и культурной жизни людей. Поэтому второе название концепции Дьюи – инструментализм.
Еще дальше ушел от классической философии Ричард Рорти, предложивший полностью отказаться от универсальных идей и методов – так и до абстрактности недалеко! Есть конкретные ситуации, вот на них и нужно ориентироваться (на контекст, иначе говоря). Это учение стали называть контекстуализмом.
Со временем понятие «прагматизм» перекочевало в повседневную жизнь. Теперь его употребляют не только философы, а прагматики в современном понимании – это не обязательно сторонники учения Чарльза Пирса. Они могут даже не подозревать о его существовании.
Прагматичный человек – это какой?
Люди-прагматики отличаются качествами, дающими основание считать их сильными личностями, при этом одновременно восхищаясь, завидуя, а порой и недолюбливая.
- Самостоятельное управление своей жизнью без «заплывов» по течению. Прагматичный человек не станет уповать на то, что жизнь все расставит по местам. Он рассчитывает на собственные силы, не надеясь на «зигзаги удачи», кармическую предрасположенность и Луну в Козероге.
- Четкое определение жизненных ориентиров, целей и задач, активное движение вперед при максимальной сосредоточенности на деле. Прагматик не мечтает, а планирует.
- Избегание случайных действий. Все, что предпринимает такой человек, по сути, является ступенькой на пути превращения цели в результат. К примеру, он не станет получать образование только ради диплома. Прагматик не «распыляет» усилия.
- Понимание ценности времени как невосполнимого ресурса, уважительное отношение к нему. У прагматика можно поучиться тайм-менеджменту. Дедлайн для него это стиль жизни.
- Логический склад ума, неприятие идеализма в любых проявлениях. Прагматичный человек стремится всему найти разумное объяснение. Фразы из серии «чему быть, того не миновать», «не с той ноги встал», «видно, не судьба» для него пустой звук.
- Умение извлечь выгоду из сложившихся обстоятельств. Такие люди не станут сидеть сложа руки в ожидании «лучших времен». Известная фраза о лимоне и лимонаде – это о них.
Прагматик – это человек, трезво смотрящий на мир. Он редко разочаровывается, потому что не очаровывается (это касается и событий, и людей).
В отличие от ранимых и чувствительных романтиков, такие люди не занимаются строительством песочных замков, предпочитая более надежные материалы.
Генетически и исторически сложилось, что прагматик – это, как правило, мужчина, однако современные тенденции показывают увеличение числа женщин с таким типом мышления.
Плюсы и минусы прагматичности
Здоровая прагматичность – это личностное качество, естественное для человека.
Оно выработалось исторически, сначала в борьбе с природными факторами за выживание, позже – в многочисленных перипетиях, связанных с распределением социальных, властных и иных ролей в обществе.
Наши доисторические предки, готовясь к охоте на крупных животных (слонов, бизонов, мамонтов), заранее выслеживали стадо, готовили ловушку, иногда выбирали жертвой раненое или отбившееся от «коллектива» животное. Это был стратегический план, выстроенный первобытными прагматиками, от четкого следования которому зависело, кем они станут сегодня: удачливыми охотниками или добычей.
Современная «охота на мамонтов» не предполагает столь безоговорочную альтернативу, но здоровый прагматизм помогает сосредоточиться на главном, правильно расставить приоритеты и добиться желаемого.
Прагматичность стимулирует человека завершать начатое, совершенствоваться, отвечать за принятые решения. В ряде моментов она граничит с профессионализмом.
В России отношение к прагматичности неоднозначное, поскольку она противоречит исторически сложившемуся коллективизму. Ведь фундаментом здесь выступает индивидуальность (индивидуальный выбор, ответственность, успех).
Упорное стремление к цели иногда и сегодня считается дурным тоном, хотя наметился перекос в противоположную сторону – резкий всплеск интереса к идеям прагматичности на уровне культа успешного человека, отметающего на пути все, что «кроме». Несколько в американском стиле, но что поделать, именно оттуда это учение и пошло.
Прагматиков обвиняют в холодности, черствости, излишней расчетливости – и иногда это небезосновательно. Они требовательны не только к себе, но и к окружающим, не склонны к сентиментальности, спонтанности и неоправданному (с их точки зрения) риску.
Здоровый прагматизм не исключает присутствия в жизни элементов романтики: эти понятия не должны становиться антонимами (что это?), их задача – дополнять друг друга.
Прагматизм и меркантильность
Негативное отношение к прагматикам объясняется еще и тем, что прагматизм путают с меркантильностью (что это?). И напрасно: это совершенно разные понятия.
Прагматик – это человек, который знает цену не только себе, но и окружающим. Он способен на настоящую дружбу и любовь, ему не свойственно «торгашество» в межличностных отношениях, мелочность, лицемерие (что это такое?) и продажность. Движение к намеченной цели происходит не за счет других, а рассчитывая на собственные силы.
В отличие от меркантильной личности, прагматику не всегда важна материальная выгода. Его целью может стать и моральное удовлетворение.
Элемент прагматизма у таких людей присутствует и в межличностных отношениях. Прагматики готовы искренне заботиться о близких, помогая им (в том числе материально), если рассчитывают на аналогичное отношение к себе.
Но они задумаются, прежде чем поддержать человека, не ценящего доброжелательности и неспособного платить за добро добром. Здесь пролегает очень тонкая грань, отделяющая прагматизм от меркантильности, но повторимся – она существует.
Как правило, прагматики не меркантильны, но в их действиях присутствует толика эгоизма.
Краткое резюме
Главная идея прагматизма – это эффективное действие, преодоление разрыва между теорией и практикой, поэтому прагматичный человек — это человек разума, который не приемлет абстрактности, руководствуется критерием «полезно-бесполезно», логикой и здравым смыслом.
Он ставит перед собой реальные цели, умеет абстрагироваться от всего лишнего и последовательно добивается результата. Важно только, чтобы под понятие «лишнего» не попадали фундаментальные жизненные ценности: духовность, семья, любовь, дружба, саморазвитие.
Удачи вам! До скорых встреч на страницах блога KtoNaNovenkogo.ru
- * Нажимая на кнопку «Подписаться» Вы соглашаетесь с политикой конфиденциальности.
- Подборки по теме
- Использую для заработка
Рубрика: Отвечаю на частые вопросы
Источник: https://KtoNaNovenkogo.ru/voprosy-i-otvety/pragmatik-kto-ehto-takoe-chto-takoe-pragmatizm-pragmatichnost.html
Pragmatism
Philosophical movement
This article is about the philosophical movement. For other uses, see Pragmatism (disambiguation).
Part of a series on |
![]()
|
|
|
|
|
|
|
|
Philosophy portal |
|
Pragmatism is a philosophical tradition that began in the United States around 1870.[1] Its origins are often attributed to the philosophers Charles Sanders Peirce, William James, and John Dewey. Peirce later described it in his pragmatic maxim: «Consider the practical effects of the objects of your conception. Then, your conception of those effects is the whole of your conception of the object.»[2]
Pragmatism considers words and thought as tools and instruments for prediction, problem solving, and action, and rejects the idea that the function of thought is to describe, represent, or mirror reality.
[3] Pragmatists contend that most philosophical topics—such as the nature of knowledge, language, concepts, meaning, belief, and science—are all best viewed in terms of their practical uses and successes.
Origins
Charles Peirce: the American polymath who first identified pragmatism
Pragmatism as a philosophical movement began in the United States in the 1870s. Charles Sanders Peirce (and his Pragmatic Maxim) is given credit for its development,[4]
along with later twentieth century contributors, William James and John Dewey.[5] Its direction was determined by The Metaphysical Club members Charles Sanders Peirce, William James, and Chauncey Wright, as well as John Dewey and George Herbert Mead.
The first use in print of the name pragmatism was in 1898 by James, who credited Peirce with coining the term during the early 1870s.
[6] James regarded Peirce's «Illustrations of the Logic of Science» series (including «The Fixation of Belief» (1877), and especially «How to Make Our Ideas Clear» (1878)) as the foundation of pragmatism.[7][8] Peirce in turn wrote in 1906[9] that Nicholas St.
John Green had been instrumental by emphasizing the importance of applying Alexander Bain's definition of belief, which was «that upon which a man is prepared to act».
Peirce wrote that «from this definition, pragmatism is scarce more than a corollary; so that I am disposed to think of him as the grandfather of pragmatism». John Shook has said, «Chauncey Wright also deserves considerable credit, for as both Peirce and James recall, it was Wright who demanded a phenomenalist and fallibilist empiricism as an alternative to rationalistic speculation.»[10]
Peirce developed the idea that inquiry depends on real doubt, not mere verbal or hyperbolic doubt,[11] and said that, in order to understand a conception in a fruitful way, «Consider the practical effects of the objects of your conception.
Then, your conception of those effects is the whole of your conception of the object»,[2] which he later called the pragmatic maxim. It equates any conception of an object to the general extent of the conceivable implications for informed practice of that object's effects.
This is the heart of his pragmatism as a method of experimentational mental reflection arriving at conceptions in terms of conceivable confirmatory and disconfirmatory circumstances—a method hospitable to the generation of explanatory hypotheses, and conducive to the employment and improvement of verification.
Typical of Peirce is his concern with inference to explanatory hypotheses as outside the usual foundational alternative between deductivist rationalism and inductivist empiricism, although he was a mathematical logician and a founder of statistics.
Peirce lectured and further wrote on pragmatism to make clear his own interpretation.
While framing a conception's meaning in terms of conceivable tests, Peirce emphasized that, since a conception is general, its meaning, its intellectual purport, equates to its acceptance's implications for general practice, rather than to any definite set of real effects (or test results); a conception's clarified meaning points toward its conceivable verifications, but the outcomes are not meanings, but individual upshots. Peirce in 1905 coined the new name pragmaticism «for the precise purpose of expressing the original definition»,[12] saying that «all went happily» with James's and F. C. S. Schiller's variant uses of the old name «pragmatism» and that he nonetheless coined the new name because of the old name's growing use in «literary journals, where it gets abused». Yet in a 1906 manuscript he cited as causes his differences with James and Schiller.[13] and, in a 1908 publication,[14] his differences with James as well as literary author Giovanni Papini. Peirce in any case regarded his views that truth is immutable and infinity is real, as being opposed by the other pragmatists, but he remained allied with them on other issues.[14]
Pragmatism enjoyed renewed attention after Willard Van Orman Quine and Wilfrid Sellars used a revised pragmatism to criticize logical positivism in the 1960s.
Inspired by the work of Quine and Sellars, a brand of pragmatism known sometimes as neopragmatism gained influence through Richard Rorty, the most influential of the late twentieth century pragmatists along with Hilary Putnam and Robert Brandom.
Contemporary pragmatism may be broadly divided into a strict analytic tradition and a «neo-classical» pragmatism (such as Susan Haack) that adheres to the work of Peirce, James, and Dewey.
Core tenets
A few of the various but often interrelated positions characteristic of philosophers working from a pragmatist approach include:
- Epistemology (justification): a coherentist theory of justification that rejects the claim that all knowledge and justified belief rest ultimately on a foundation of noninferential knowledge or justified belief. Coherentists hold that justification is solely a function of some relationship between beliefs, none of which are privileged beliefs in the way maintained by foundationalist theories of justification.
- Epistemology (truth): a deflationary or pragmatic theory of truth; the former is the epistemological claim that assertions that predicate truth of a statement do not attribute a property called truth to such a statement while the latter is the epistemological claim that assertions that predicate truth of a statement attribute the property of useful-to-believe to such a statement.
- Metaphysics: a pluralist view that there is more than one sound way to conceptualize the world and its content.
- Philosophy of science: an instrumentalist and scientific anti-realist view that a scientific concept or theory should be evaluated by how effectively it explains and predicts phenomena, as opposed to how accurately it describes objective reality.
- Philosophy of language
Источник: https://en.wikipedia.org/wiki/Pragmatism
Прагматизм как ментальная основа научной школы управления
У данной статьи нет дипломов
- PRAGMATISM AS MENTAL BASIS OF SCIENTIFIC SCHOOL OF MANAGEMENT
- Natalya Reutova
- candidate of Philosophical Sciences Zabaykal'skiy gosudarstvennyy universitet Associate Professor at the Department of Management
- Russia, Chita
- АННОТАЦИЯ
- В работе проведено сопоставление основных идей прагматизма и ключевых положений концепций управления представителей научной школы управления, показана мировоззренческая платформа научной школы управления, отмечена укорененность базовых идей рационального менеджмента в философии прагматизма.
- ABSTRACT
- In this paper a comparison of the basic ideas of pragmatism and the key provisions of the representatives of management concepts of scientific management school, shows the ideological platform of scientific management school marked rootedness basic ideas of rational management in the philosophy of pragmatism.
- Ключевые слова: Менеджмент; прагматизм; концепции; принципы; парадигма; проблематика; научная школа управления; философия управления.
- Keywords: Management; pragmatism; concepts; principles; paradigm; perspective; scientific management school; management philosophy.
Управление, признаваемое как исторический и культурный феномен, продолжает оставаться в русле наиболее актуальных направлений изучения многих наук. Феномен управления интересен для осмысления в разных аспектах: онтологическом, семитотическом, аксиологическом, этическом и многих других. Особый интерес представляет исследование мировоззренческой и методологический платформы управленческих концепций, описание парадигмы управления во временной и пространственной перспективах. Философия управления как сравнительно новое направление ставит целью осмысление данного явления в ключевых параметрах, закономерностях и категориях развития общественной практики. Философия управления в узком смысле, по сути, определяет основные идеи и принципы, которые лежат в основе концепции управления соответствующим объектом (от отдельной организации до макроэкономических систем).
Множество концептуальных схем, школ и направлений, сложившихся в теории управления на протяжении XIX-XX веков, имеют в своей основе определённые философские конструкции.
Интерес представляет как вскрытие этих связей и методологических оснований, определение широкого философского контекста, в котором формировалась теория управления, так и определение преемственности основополагающих философских идей в эволюции парадигмы управления.
Предметом исследования данной работы является философские идеи прагматизма как мировоззренческого основания научной школы управления, ставшей в начале XX века базой всей теории управления и сохранившей актуальность части своих положений до настоящего времени.
Основными принципами философии прагматизма, как известно, были следующие:
– достичь абсолютного знания невозможно, любое знание относительно, но для обыденной человеческой практики его вполне достаточно, мышление – это способ приспособительной реакции на нужды человека (Ч. Пирс).
– не всякая философия полезна, а та, что связывает человека с реальным миром (У. Джеймс).
– философия должна перестать исследовать проблемы, которые интересны только философам, и начать исследовать конкретные человеческие проблемы, стать средством, позволяющим улучшить жизнь людей (Д. Дьюи)
Прагматизм следует рассматривать как теорию познавательной деятельности и этическое учение. Данное философское учение, влияя на духовную жизнь американского общества начала XX, стало своеобразной ментальной основой и для формирования научной школы управления.
Прагматизм имел достаточно выраженный утилитаристский посыл (человек должен наилучшим образом устроиться в жизни), но при этом идея о ценности философии как науки, которая должна ему в этом помочь, выводила и на этическую, и на акмеологическую проблематику.
В научной школе управления (в которой часто видят лишь один аспект – техноцентричность) достаточно четко прослеживается и зарождение антропологической проблематики (интерес к человеку как основному фактору производства, внимание к его развитию в профессиональном и социальном отношении, «встраивание» человека в технократическую среду).
Обобщая и сопоставляя основные принципы философии прагматизма, принципы управления Ф. Тейлора и Г. Форда, можно обнаружить весьма ясные параллели, а в отдельных случаях и практически созвучное развитие основных идей прагматизма в конкретно-прикладной области – управление предприятием начала XX века.
- Данная систематизация представлена в таблице 1.
- Таблица 1.
- Ключевые принципы философии прагматизма и основные положения основателей школы научного управления
Принципы прагматизма | Принципы Ф. Тейлора | Принципы Г. Форд |
Цель философии не нахождение абстрактной истины, а формирование набора средств, которые могут позволить решать людям совершенно конкретные жизненные задачи. | Организация труда – наука, опирающаяся на законы, принципы, которые приложимы ко всем видам человеческой деятельности. | Научная основа для практической цели управления предприятием – рационализация системы управления, производственного процесса; научно обоснованный подход к управлению персоналом, что в свою очередь, формировало у него навыки рационального поведения и потребления. |
Эмпиризм как основа знаний и философских построений, роль опыта особая. | Принципы были сформированы в ходе 20 лет опытов и экспериментов. | Не приветствовал кабинетные истины, все принципы формировались в ходе практической деятельности «в цехах»; не признавал абстрактную теорию и бюрократию. |
Опыт – это все, что есть в человеческом сознании, как врождённое, так и приобретенное. | Любой труд может быть выстроен в определенную систему знаний, которые должны передаваться потом другому человеку и это будет формировать систему профессионального технического обучения. | Обучение работника позволяет расширить его врожденные способности, и заданность предсказуемых условий работы (чёткость задания, технологии, сроки и темп) может обогатить профессионально опыт любого человека в пределах производственных нужд. |
Цель философии – помочь человеку двигаться в потоке опыта по направлению к цели и достигать ее. | Идея рационализации управления и целеполагания в управлении. Сформированный в четкий алгоритм набор действий образует логическую цепочку, двигаясь по которой человек при минимуме физических и умственных усилий достигает цели. | Цель бизнеса – служение людям. Рационализация использования ресурсов – повышение производительности труда, создание новых рабочих мест – как следствие удешевление товаров. Все это делает жизнь комфортнее и приводит к процветанию любой страны. Знание обеспечивает короткий путь к цели. |
Совершенствование отношений собственности, приближение человека к результатам своего труда. | Справедливое вознаграждение за труд, размер вознаграждения определяется характером работ, а также качеством работы. | Предпринимательская деятельность должна иметь в качестве главной цели служение обществу, прибыль как следствие хорошей работы компании, а не самоцель. |
Более справедливое распределение произведённых материальных благ. | Необходимость гармонии интересов рабочего и предпринимателя выражается в установлении зависимости труда и его стоимости для предпринимателя и усилий, которые он совершает для повышения благосостояния рабочего. | |
Борьба с бедностью, постоянная забота об улучшении благосостояния граждан. | Социально-экономическая программа: сокращение продолжительности рабочего дня до 8 часов; система оплаты труда рабочих предусматривала надбавки из прибыли компании; надбавка выплачивалась не только за производительный труд, но и за «правильный» образ жизни (изучался образ жизни рабочего – наличие вредных привычек, низкий уровень организации своего быта, досуга лишало человека таких надбавок). Социальная ответственность бизнеса понималась, прежде всего, как более высокая заработная плата и воспитание личной ответственности рабочего за свое благополучие. Прием на работу социально незащищенных мигрантов и инвалидов также был способом повысить их социальную защищенность и благосостояние. | |
Профессионализация управления во всех сферах | Управлением должны заниматься профессионально подготовленные управляющие, регулярно пополняющие свои знания и передающие их новому поколению. | Профессионализм в управлении определяется не формальным статусом руководителя, а способностью вести организацию максимально коротким и не затратным путем к целям, при этом, не снижая качество и ценность конечного продукта. |
Путь реконструкции опыта – совершенствование мышления на основе научных методов. Изменение привычек и способа действий – универсальный способ изменения и человека, и в конечном счете общества. | Научный подход вместо случайных навыков, гармония вместо конфликтов, сотрудничество вместо разрозненной работы, развитие каждого отдельного работника до максимально доступной ему производительности. | Рационализация механизированного труда. Использование конвейера позволяет задавать темп движений рабочего, подстраиваясь под который тот начинает автоматически работать быстрее. Развитие навыков и обогащение индивидуального профессионального опыта определяется специализацией и рабочим ритмом. |
Научный метод – инструмент успешной человеческой деятельности | Способ повышения производительности – четко и точно понять задачу, точно описать действия для ее выполнения, описать каждое движение и точно определить усилия, рассчитать время для его выполнения, устранить все ненужные движения | Новые принципы организации производства: специализация и разделение труда; постоянное применение высокопроизводительного оборудования и инструментов; рациональное размещение оборудования по ходу технологического процесса; регламентация ритма работы разделение основного и вспомогательного производства; механизация всех возможных операций. |
Конкретные методы достижения целей | Стратификация производственного процесса – расщепление его на операции | Детализация операций, классификация всех видов работ в компании позволило выстроить наиболее рациональный алгоритм производственного процесса и задать оптимальный темпоритм, а также использовать описание работ для понимания требований к работникам на конкретную операцию (в разрезе их квалификации, физической выносливости, способности к обучению и др.) |
Научный метод это способ преобразования проблематической ситуации в решенную. | В физическом труде есть только действия, составленные в определенном порядке, качественной эту работу делают знания оптимальных вариантов. | «Стремление сделать все эффективнее и качественнее может решить практически любую проблему, возникающую на предприятии» [4, с.121] |
Необходимо четко сформулировать сущность проблематической ситуации, осознать проблему (неопределенная ситуация – проблемная – решенная). | Производительность работников умственного труда складывается из следующих параметров: ясное понимание сути производственного задания; понимание способов решения; ответственность за решение и самоконтроль в процессе работы; качество работы превалирует над объемом. Отношение к работникам умственного труда как интеллектуальному капиталу компании. | Понимание ключевой идеи бизнеса на уровне рабочих (кто хорошо работает, тот хорошо живет), на уровне сознания мастеров и руководства – «производить с минимальными затратами как материала, так и человеческой силы, реализовывать по минимальным ценам, стараясь выиграть за счет объема продаж» » [4. с.27] |
Таким образом, прагматизм оказал существенное мировоззренческое влияние на становление принципов научного управления, сформировал определенную парадигму философии управления, а идеологи научного направления в менеджменте оказали затем колоссальное влияние на всю дальнейшую концептуализацию управленческой практики, что можно наблюдать на протяжении XX –XIX веков.
Список литературы:
- Классики менеджмента : пер. с англ./под ред. М. Уорнера. – СПб.: Питер, 2001.
- Пирс Ч.С. Принципы философии: в 2 т./пер.с англ. В.В. Кирющенко и М.В. Колопотина; вступ. ст. В.В. Кирющенко. – СПб.: С-Петерб. филос. о-во, 2001.
- Файоль А., Эмерсон Г., Тейлор Ф., Форд Г. Управление – это наука и искусство. – М.: Республика, 1992.
- Форд Г. Моя жизнь, мои достижения. – Минск: Поппури, 2009.
- Юлина Н. С., Апресян P. Г. Прагматизм // Новая философская энциклопедия /Ин-т философии РАН; Нац. обществ.-науч. фонд;— 2-е изд., испр. и допол. — М.: Мысль, 2010.
Источник: https://sibac.info/conf/econom/lxxi/70101
68. Философия прагматизма » Шпоры для студентов
Прагматизм (от греч. — «дело», «действие») — философское учение. Возникло в США в 70-х гг. XIX в., содержание понятия исчерпывается представлением о его возможных последствиях.
- Философия — общий метод решения проблем, встающих в различных жизненных ситуациях.
- Объекты познания не существуют независимо от сознания, а формируются сознанием в ходе решения практических задач.
- Мышление — средство приспособления организма к среде для успешного действия.
- Понятия и теория — инструменты, орудия.
- Истина — практическая полезность.
- Человеческая сущность — в действии, жизненной практике.
Оказало сильное воздействие на интеллектуальную жизнь американского общества; взаимосвязь с традициями западной философии. Тщательно разработаны понятийная система, широкий спектр специфических проблем.
В рамках прагматизма находится наиболее влиятельная в XX в. теория деятельности.
Развитие философского (философия Ф. Ницше, А. Бергсон) и естественно-научного знаний (Ч.
Дарвин) привело к пересмотру природы знания и истины: интеллектуальная деятельность — это не понятийное воспроизведение объективной действительности, а средство проектирования успешных действий по достижению определенных целей заинтересованного субъекта.
Развитие и завершение — в прагматизме, созданном Чарльзом Сандерсом Пирсом (1839-1914), (он основатель учения), Уильямом Джеймсом (1842-1910 Джоном Дьюи (1859-1952).
- В основе прагматизма:
- 1) теория сомнения и веры;
- 2) теория значения.
Первая основана на «прагматической вере» И. Канта «Критике чистого разума»: если надо действовать, но нет полных знаний об обстоятельствах дела, приходится делать предположение и верить, что основанное на нем действие будет успешным. Действие, основанное не на знании, а на «прагматической вере», — суть доктрины Ч. Пирса. Различают два состояния сознания: сомнение и вера.
Сомнение — колебание между альтернативными решениями, вызывающее неприятное психологическое состояние.
Вера — готовность действовать, уверенность в успехе. Успешный переход от первого состояния ко второму — функция мысли.
Вторая Теория значения: содержание (значение) идеи или понятия — в практических последствиях, которые они вызывают.
У. Джеймс — понятие воли к вере. Волевой момент — основа продуктивной деятельности человека. Необходимость религиозной веры заключена в эмоциональном удовлетворении. Свои философские взгляды называл радикальным эмпиризмом, подчеркивая их практическую направленность.
Д. Дьюи — теория инструментализма; суть: понятия — инструменты преодоления сомнения на пути к вере.
Истина — переход от ситуации проблематической к ситуации определенной. Истина — полезность.
Практичный подход к науке: понятия и категории — инструменты действия в зависимости от ситуации.
Наука — ключевое средство социальной реконструкции и совершенствования опыта с использованием передовых методов и высоких технологий. При определении истины акцент делается на аксиологию, т. е.
ценностные характеристики. Повышенный интерес к поведению человека: оно детерминировано верой, привычкой, убеждением. Лучший способ изменения социума и человека — изменение привычек.
Прагматизм сближается с неопозитивизмом.
Источник: http://shporiforall.ru/shpory/shpargalka-po-filosofii/68-filosofiya-pragmatizma.html
Прагматизм
Прагматизм – философская школа, близкая в некоторых своих чертах к позитивизму. Возник прагматизм в США, став в этой стране одним из наиболее популярных учений первой половины двадцатого столетия.
Своим рождением это направление обязано деятельности небольшой группы научных работников, собиравшихся в конце 19 века в Кембридже, – «Метафизическому кружку». Основателем прагматизма принято считать известного американского философа, логика, математика и естествоиспытателя Ч.
Пирса (1839 – 1914). К классикам прагматизма относят также У.Джемса (1842 – 1910) и Дж.Дьюи (1859 – 1952). В настоящее время как классические, так и более поздние, «утонченные» формы прагматизма имеют много приверженцев.
Причем прагматизм имеет отношение не только к философии, но и к другим областям человеческого знания, например, к политологии, педагогике.
Прагматизм возник из критики классической философии за ее абстрактность и оторванность от проблем конкретного человека. Его основатели призывали мыслителей заняться вопросами, которые стоят перед человеком в различных жизненных ситуациях.
В самом общем виде прагматизм можно определить как философское воззрение, видящее наиболее яркое выражение человеческой сущности в действии (греч. pragma, praxis) и ставящее ценность или отсутствие ценности мышления в зависимости от того, служит ли оно действию, жизненной практике.
Представители философии прагматизма всю окружающую действительность отождествляют с опытом. Философия же, с их точки зрения, должна помогать человеку «двигаться в потоке опыта» к каким-то поставленным им для себя целям.
Одно из центральных мест в прагматистской теории занимает понятие истины. Прагматизм заявляет, что мнения являются истинными, если они оказываются полезными и, следовательно, функциональными.
В самой упрощенной трактовке это положение может означать, что, то, что люди называют истиной, является чем-то полезным для их личных интересов.
Более глубокое толкование предполагает понимание «функциональности» и «полезности» как того, что «показало себя в работе», что проверено в повседневной жизни, научном исследовании и обсуждениях.
Необходимо отметить, что прагматизм, будучи наиболее распространен в США, имел и имеет немало приверженцев и в других странах. В Великобритании схожие идеи пропагандировал Ф.Шиллер, в Италии Дж.Папини и другие. Прагматизм динамично развивался в течение всего периода своего существования.
В двадцатых годах свою версию прагматизма предложил К.Льюис, а в середине двадцатого столетия со своеобразным синтезом прагматизма и аналитической философии выступили У.Куайн и Г.Гудмен. Ближе к концу века идеи прагматизма получили развитие в работах Р.Рорти, Дж.Макдермота и Р.Бернстайна.
Источник: https://magref.ru/pragmatizm-2/
Прагматизм
Прагмати́зм — 1) образ поведения, жизненная позиция, основанная на утилитарных, практических интересах; 2) трезвый расчёт, мотив к деятельности, подразумевающей практическую выгоду.
Допускается ли ли прагматизм среди православных христиан?
Признавая главной причиной творения мира Божественную благость и утверждая, что Бог есть любовь (1Ин.4:8), Церковь требует благости и любви от всех своих чад (Мк.12:29-31).
Как известно, одной из центральных особенностей подлинной христианской любви служит жертвенность. Жертвенность христианина, живущего в соответствии со своим званием и предназначением, проявляется в бескорыстной самоотдаче по отношению к Богу и ближним. Вот почему приоритетным духовно-личностным качеством последователя Христа является желание и готовность к самоотречению (Мф. 16:24).
Принимая это в соображение, сознаём, что основанный на сугубо практических интересах грубый, эгоистический, мирской прагматизм является антиподом христианской любви и христианского делания.
Но значит ли это, что жизнь верующего должна быть априори чужда даже и здравого прагматизма, уместного, казалось бы, в сфере организации строительства богаделен, храмов, монастырей? Наконец, не противоречит ли правилам христианской этики прагматичный подход в деле достижения благ в земной жизни?
Из истории Ветхого Завета известно, с какими выверенными практически расчётами приступали к созданию Храма Давид и Соломон. И эта страница их жизни была отмечена Богом как благочестивая и богоугодная.
Что касается земных благ, известно, что в дохристианскую эру в качестве очевидных следствий послушания Богу и исполнения Божьего закона наряду с Небесными благами регулярно обозначались и земные: «если захотите и послушаетесь, то будете вкушать блага земли» (Ис.1:19). И напротив, непослушание Богу сулило Израилю бедствия, связанные с лишением земных благ.
Новый Завет также не исключает стремления человека к некоторому благополучию, например, стремления иметь ладный дом, домовое хозяйство. Сам Спаситель, поучая апостолов, неоднократно прибегал к пояснительным иллюстрациям, заимствованным из жизни зажиточных хозяев и их слуг. И при этом далеко не всегда негативная роль отводилась хозяевам: часто бывало наоборот — порицалось нерадение слуг.
Другое дело, что учение Господа Иисуса Христа с большей ясностью и остротой, чем учение Моисея и пророков, фокусирует внимание на том, что стремление к земным благам не должно затмевать собой любовь и стремление к Богу, любовь к ближним, радость и надежду на обретение вечных нетленных Даров.
Не отрицая возможности стяжания земного благополучия, Новый Завет всё же ясно свидетельствует: путь к высшему совершенству лежит через отказ от привязанности к земному.
Именно это имел в виду Спаситель, когда сказал юноше: «если хочешь быть совершенным, пойди, продай имение твое и раздай нищим; и будешь иметь сокровище на небесах; и приходи и следуй за Мною» (Мф.19:21).
Примером такой жизни служит монашеский подвиг.
Можно ли назвать прагматизмом стремление к высшим благам?
Вопрос не бесспорный. В каком-то отношении стремление христианина к вечной блаженной жизни и действительно сопоставляется со стремлением неверующего человека к земному счастью. Однако здесь нельзя не заметить существенной разницы.
Поиск земного счастья вопреки воле Божьей противоречит внутреннему содержанию человеческого естества, созданного по образу Божества. В поисках земного счастья человек нередко действует исходя из соображений греховной корысти. Такой прагматизм, конечно же, неугоден Богу и небезопасен для самого человека.
Источником подлинного счастья и блаженства является Творец. Стало быть, когда человек стремится к Богу, он вместе с тем стремится и к счастью. Такое стремление вложено в человеческое естество и не может рассматриваться как нечто богопротивное, вне зависимости от того, называют ли его прагматизмом или не называют.
Источник: https://azbyka.ru/pragmatizm
7. Прагматизм
Прагматизм – одно из влиятельных философских течений XX столетия, особенно на его родине – в Соединенных Штатах Америки. Название происходит от греческого слова, означающего дело, действие.
Прагматизм нередко называют философией дела, действия, тем самым подчеркивая ее практическую нацеленность. Согласно прагматизму, единственным критерием истинности выступает успех какого-либо начинания, поступка, дела.
Поэтому нередко прагматизм воспринимается как одна из форм некой житейской философии. Однако такой поверхностный взгляд не улавливает существенных признаков прагматизма. Не уяснив их, трудно понять причины столь длительного его успеха и устойчивого влияния.
Именно прагматизму западноевропейская философия обязана введением и последующей детальной разработкой темы человеческой деятельности.
Истоки прагматизма лежат в немецкой философии, в частности, они присутствуют в творчестве Гегеля и Ницше. В последующем начальные идеи прагматизма отмечены в трудах А. Бергсона. Представления о прагматизме как философской форме мышления, познания формируются в рамках тенденции к пересмотру природы познания и истины.
«Гносеологического субъекта» сменил «субъект заинтересованный», безразличный к истине как таковой. Для этого субъекта сознание существует лишь как средство решения непознавательных задач. Главным становится удовлетворение потребности в успешном действии. Вот эта-то тенденция получает развитие и завершение в прагматизме.
В повестку философского исследования включается вопрос о целеполагающей деятельности человека. Особо благоприятные условия (социально-экономические, политические) для формирования прагматизма сложились в США. Немало способствовал тому пресловутый американский образ жизни и его пропаганда. Как уже отмечалось, прагматизм часто отождествляют с полезностью. Но это одна сторона проблемы.
Другая, в частности, связана с включением в познавательный процесс вместо субъекта гносеологического субъекта заинтересованного. Раньше субъект только ощущал и мыслил, иными словами, его жизнь определялась одним – страстью к познанию. Теперь же предлагается совершенно иная модель.
Деятельность познающего субъекта стимулируется потребностью в целенаправленном действии. Для такого субъекта познание и истина перестали быть абсолютной целью и превратились в средство. Уже Ницше, а позднее и прагматисты отмечали любопытный факт: чтобы успешно действовать, не всегда нужно обладать истинным знанием.
Одна из установок прагматизма – чтобы преуспеть, надо не столько знать, сколько уметь (to know – to know how).
В обосновании подобных утверждений важную роль играет представление об относительном характере теоретического знания. Действительно, задолго до современного взгляда на природу Вселенной геоцентрическая система мира исправно в течение тысячелетий служила людям. То же можно сказать и о геометрии Евклида, механике Ньютона, а уж об общественных теориях – и говорить не стоит.
Для понимания сути прагматизма целесообразно рассмотреть его на примере творчества Ч. Пирса (1839–1914), основателя философии прагматизма.
После долгих размышлений над основополагающими принципами прагматистской доктрины в 1904 г. он выпустил книгу «Что такое прагматизм».
Но оказывается, что наименование своего учения он берет у Канта, который веру, необходимую для действия, которое нельзя обосновать знанием, называет прагматической верой.
Таким образом, Пирс развивает эту идею и говорит уже о действии, основанном не на знании, а на вере. Дело в том, что сознание переживает два состояния: сомнения и веры.
Человек, по Пирсу, стремится во что бы то ни стало избавиться от неприятного состояния сомнения и достигнуть приятного – веры. Содержание веры исчерпывается действием, которое готов совершить верящий субъект.
К примеру, живут два человека разных убеждений, но готовых действовать одинаковым образом, из чего следует, что различий в их убеждениях нет. Следовательно, вера – это готовность действовать особым образом.
Единственная достойная функция мысли – это способность достигнуть устойчивого верования. В силу чего мышление направлено на удовлетворение не познавательного интереса, а стремления к покою.
Особенно важно это для общества, постоянно находящегося в условиях физических и психологических перегрузок.
Современный человек тяготеет, по мнению прагматистов, к эмоциональному покою, к психологическому удовлетворению как результату преодоления сомнений.
Данный текст является ознакомительным фрагментом.
Следующая глава
Источник: https://fil.wikireading.ru/17967