Предмет и задачи психологии развития — студенческий портал

Психология развития – раздел психологической науки, изучающий рост и изменения личности на протяжении жизни. Её могут также называть возрастной психологией, хотя это чуть более узкое понятие.

Обычно выделяют четыре основных подраздела ПР: пре- и перинатальную психологию, детскую психологию, юношескую и п.зрелого возраста, а также геронтопсихологию.

Отправной точной в истории ПР стала публикация в 1882 году работы немецкого физиолога и психолога В.Прейера «Душа ребенка».

Сам термин «психология развития» стал общепринятым в 1960-1970 гг.

Объект и предмет психология развития

Объектом является человек в процессе взросления и становления личности. ПР устанавливает изменения людей, происходящие в разном возрасте, устанавливает их закономерности и причины.

Предметом же ПР становятся возрастные периоды, усовершенстование психических процессов (когнитивных, волевых, эмоциональных), моменты и трудности переходов от возраста к другому, скорость и направленность личностного развития в тот или иной период жизни.

Предмет и задачи психологии развития - Студенческий портал

Психология развития

Задачи психология развития

Психология развития ставит своими задачами:

  • определение основных закономерностей развития индивидуума;
  • установку причин перехода от одного возраста в другой (от детства к юности, например);
  • классификацию каждого возрастного периода;
  • создание психологического описания каждого из периодов;
  • определение и исследование главных факторов развития.

Исходя из этих задач ПЛ получает следующие функции:

  • описательная – описывает этапы становления личности, особенности, присущие тому или иному возрасту;
  • объяснительная – поиск причин и факторов изменений личности в различном физическом возрасте;
  • прогнозирующая – благодаря этой функции можно заранее понимать, когда наступит психологический кризис, связанный с возрастными изменениями;
  • корректирующая – разработка лучших условий для личностного развития.

Пренатальная и перинатальная психология

Этому подразделу психологии развития уделяется сегодня большое внимание широких масс. Пренатальная психология занимается внутриутробным развитием малыша с 22 недели жизни плода до родов. Интранатальная фаза развития – это роды. Есть доказательства того, что ход родовой деятельности влияет на психику ребенка, а в последствие и взрослого. Постнатальная фаза – первая неделя после родов.

Геронтологическая психология

В центре геронтопсихологии находятся не только психологические, но также социальные и биологические аспекты старения. Процесс старения – дегенеративный, то есть развитие переходит в угасание, деградацию. Задачи геронтопсихологии – найти способы продлить активность когнитивных процессов, социально адаптировать пожилых людей.

Детская психология

Объем работ по детской психологии занимает чуть не большую часть всего объема работ по психологии развития, и это вполне объяснимо – основа личности формируется именно в детском периоде. Детская психология применяется в учебных заведениях, а также является объектом интереса для родителей.

Психология взрослого возраста

В центре этого подраздела ПР – возрастные жизненные кризисы человека. Часто подобные кризисы приводят к кардинальным изменениям в личной и общественной жизни человека. Кризис – это не нечто негативное, но толчок к новому витку развития.

Возраст

Одним из важнейших понятий ПР является понятие возраста.

Он может быть:

  • биологическим (соответствие физических параметров индивида средним показателям);
  • социальным;
  • психологическим (т.н. психологическая зрелость);
  • физическим (числовое значение в днях, неделях, годах).

Педиатра будет волновать несоответствие биологического возраста физическому, детского психолога – социального возраста физическому, психолога для взрослых – социального возраста физическому.

Принято следующее возрастное деление:

  • младенчество – с 0 до года;
  • раннее детство – с года до трех;
  • игровой возраст (дошкольник) – с трех до шести лет;
  • школьник – от шести/семи до двенадцати;
  • юношество – от двенадцати до двадцати лет, здесь также может добавляться категория тинейджер или подросток – с 12 до 16 лет;
  • молодость – с 20 до 25 лет;
  • взрослый – от 26 до 60 лет;
  • старость – с 60 (65) лет.

Факторы, влияющие на развитие личности

Основными факторами являются наследственность (биологический), среда и воспитание (социальные). Среда в данном случае – очень широкое понятие, подразумевающее все внешние факторы, влияющие на развитие личности: семья, друзья, место проживания, культурная и национальная сферы. Под воспитанием подразумевается осмысленное развитие ребенка.

Теории развития

Различные психологические концепции породили множество теории развития личности.

Можно выделить следующие теории:

  • теория созревания Гезела, определившего различную скорость обучения в разных возрастах;
  • теория происхождения и эволюции Дарвина, Лоренца, Тинберга;
  • теория привязанности Боулби и Мэри Эйнсуорт – это ведущая теория при объяснении поведения младенцев. Привязанность – достижение эволюции, она необходима для увеличения шансов младенца на выживание и наилучшую адаптацию. В зависимости от того, чувствует ли ребенок себя комфортно и безопасно с главным взрослым его жизни (обычно это мать), зависит его дальнейшее развитие и формирование связей с другими людьми.
  • Система Марии Монтессори отражает идею о стремлении ребенка к самостоятельности. Взрослые должны создать для ребенка обучающую «подготовленную» среду, ребенок же самостоятельно выбирает занятие. Монтессори-педагог лишь слегка корректирует процесс. Наиболее эффективна эта система для детей 3-6 лет (игрового возраста), однако на сегодня открыто множество учебных центров Монтессори, где занимаются с детьми от 8 месяцев.
  • Ортогенетический принцип Хайнца Вернера, одного из основоположников сравнительной психологии личности.
  • Когнитивное развитие Пиаже. Согласно этой теории развитие человека не ограничивается его врожденными способностями: возможно развить познавательные навыки.
  • теория научения физиолога Павлова, выросшая в бихевиористический подход к развитию личности.
  • теория социального научения Альберта Бандуры, изучавшего подростковую агрессию.
  • Теория Выготского с выводом о влиянии на развитие личности социальной ситуации развития.
  • теория психосексуального развития Фрейда с выделением таких периодов развития ребенка, как оральная, анальная, фаллическая, латентная и генитальная.
  • теория о 8 периодах развития личности Эриксона, который переосмыслил этапы развития по Фрейду, добавив к ним еще три взрослые стадии.
  • теория зрелости Карла Юнга.

Знакомство с основами психологии развития даст ключи к пониманию своих детей, старших родственников, а также самого себя. Применяя полученные данные, можно преодолеть с наименьшими потерями жизненные кризисы развития, сделать свою жизнь гармоничнее и счастливее.

Автор статьи социальный психолог  Гудилова Екатерина Владимировна

Источник: https://urologia.msk.ru/main/psixologiya/psixologiya-razvitiya

Предмет, задачи и методы психологии развития и возрастной психологии

В результате освоения данной темы студент должен:

знать

  • – объект, предмет, теоретические и практические задачи психологии развития, возрастной психологии;
  • – основные категории психологии развития;

уметь

  • – выделять феномены возрастного развития личности;
  • – ставить задачу на определение факторов, детерминант развития в конкретных ситуациях;
  • – различать позиции ученого-исследователя в области возрастной психологии и практического возрастного психолога;

владеть

– навыками оперирования основными понятиями возрастной психологии и психологии развития.

Характеристика психологии развития и возрастной психологии как науки

Научная область психологии развития весьма широка и охватывает многочисленные, разноуровневые и разнонаправленные процессы развития психики в онтогенезе и филогенезе.

Возрастная психология, изучающая факты и закономерности онтогенетического развития человека, возрастную динамику его психики, составляет значительную часть психологии развития; в некоторых случаях понятия «психология развития» и «возрастная психология» практически отождествляются. Психология развития прослеживает возрастные изменения в поведении людей и стремится объяснить эти изменения, раскрыть закономерности приобретения людьми опыта и знаний[1].

Объект изучения возрастной психологии – психическое развитие изменяющегося в онтогенезе нормального, здорового человека, т.е. типические, нормативные варианты развития, свойственные большинству людей определенного возраста.

В центре внимания находятся «различные формы психической организации, типичные для отдельных периодов жизненного пути человека»[2].

Возрастная психология ставит своей задачей исследование целостного психического развития «на всем пространстве человеческой жизни от рождения до смерти», сверхзадача – изучение «изменяющегося, развивающегося индивида в изменяющемся мире»[3].

Предмет психологии развития и возрастной психологии – условия, закономерности и механизмы психического и личностного развития в онтогенезе; возрастные периоды развития и переходы от одного возрастного периода к другому.

Важнейшей составной частью возрастной психологии была и остается детская психология. На рубеже XIX– XX вв. возрастная психология именно в качестве детской психологии выделилась в самостоятельную область знаний. Вышедшая в 1882 г. книга немецкого биолога В. Прейера «Душа ребенка» считается отправной точкой систематических научных исследований психического развития в детстве.

В своем «Введении в детскую психологию» Д. Б. Эльконин определил предмет детской психологии как изучение процесса становления «субъекта многообразной человеческой деятельности» из беспомощного новорожденного[4].

Выделены следующие разделы возрастной психологии: психология младенца, психология раннего возраста, дошкольная психология, психология младшего школьника, психология подростка, психология юности, психология молодости, психология среднего возраста, психология старости (геронтопсихология).

На протяжении прошедшего времени само понятие предмета детской психологии (понимание того, что следует изучать) неоднократно трансформировалось, что было тесно связано с изменением методологии исследования[5]. Первоначально, во второй половине XIX – начале XX в.

, задачей ученых были сбор и накопление конкретных данных, эмпирических сведений, изучение феноменологии психического развития в детские годы. Это был поиск ответов на вопросы о том, что именно происходит в детском развитии, когда и в какой последовательности появляются у ребенка новые умения, компетентность в том или ином отношении.

Этой задаче отвечали методы объективного наблюдения, констатирующего, срезового эксперимента (Ч. Дарвин, В. Прейер, А. Гезелл). Позже встал вопрос о систематизации, об упорядочении фактологии, выявлении некоторых общих закономерностей психического развития. Решение этой задачи связано с именами С. Холла (теория рекапитуляции), А.

Гезелла (теория созревания), Л. Термена (нормативная традиция изучения детей).

В 1920–1930-х гг. внешне наблюдаемое поведение ребенка стало основным объектом изучения с позиций классического бихевиоризма. Считалось важным установить реакции детей разных возрастов и взрослых на идентичные стимулы, описать различия в реагировании на внешнюю среду.

Исследователей все больше начинают занимать вопросы о факторах, условиях и движущих силах развития.

Стремление проникнуть в сущность детского развития реализовалось в переходе к методам сравнительного изучения психического развития в норме и патологии, методам кросс- культурного исследования, экспериментально-генетическим исследованиям и привело к созданию целого ряда теорий – З. Фрейда, А. Валлона, Л. С. Выготского, Э. Эриксона и др.

В отечественной психологии основные задачи детской возрастной психологии были определены Л. С. Выготским (1896–1934). В работе «Проблема возраста» он указал на необходимость изучения особенностей каждого возраста, основных типов нормального и анормального развития, структуры и динамики детского развития в их многообразии[6].

В современной психологии развития и возрастной психологии, зарубежной и отечественной, значительно большее внимание, чем прежде, уделяется психическому развитию во взрослом возрасте.

Подчеркивая это обстоятельство, некоторые авторы называют возрастную психологию психологией всевозрастного развития, психологией развития на всем протяжении жизненного пути (Life-span developmental psychology).

В последние десятилетия начато углубленное изучение проблем старения и старости, что позволило подвергнуть сомнению прежние представления о старости как возрасте потерь и инволюции, выявить возможности продуктивного развития в позднем возрасте.

Теоретические задачи психологии развития и возрастной психологии:

  • – изучение движущих сил, источников и механизмов психического развития на всем протяжении жизненного пути человека;
  • – периодизация психического развития в онтогенезе;
  • – изучение возрастных особенностей и закономерностей протекания (возникновения, становления, изменения, совершенствования, деградации, компенсации) психических процессов (восприятия, памяти, внимания и др.);
  • – установление возрастных возможностей, особенностей, закономерностей осуществления различных видов деятельности, усвоения знаний;
  • – исследование возрастного развития личности, в том числе в конкретных исторических условиях.
Читайте также:  Переходы внутренних электронов в атомах - студенческий портал

Значение возрастной психологии весомо в теоретическом плане. Вспомним о том, что практически все крупные ученые, оставившие свой след в науке, занимались и вопросами возрастной психологии. Изучение психологии ребенка – ключ к пониманию психологии взрослого человека. Так, Л. С.

Выготский отводил детской психологии фундаментальную роль в решении задачи создания «новой» психологии, подчеркивая, что «единственно правильный путь – идти в изучении психики от ребенка к взрослому»[7].

Путь преобразования психологии – «из описательной и отрывочной, констатирующей психологии в научнообъяснительную, обобщающую систему знания о поведении человека, о механизмах его движения и развития, о воспитательном управлении процессами его развития, формирования и роста».

Практические задачи возрастной психологии:

  • – определение возрастных норм психических функций, выявление личностных ресурсов и творческого потенциала человека;
  • – создание службы систематического контроля за ходом психического развития детей, оказание помощи родителям в проблемных ситуациях;
  • – возрастная и клиническая диагностика;
  • – выполнение функции психологического сопровождения, помощи в кризисные периоды жизни человека;
  • – наиболее оптимальная организация учебно-образовательного процесса, непрерывного образования (в том числе ориентированного на людей среднего и пожилого возраста).

Практическое значение возрастной психологии связано в первую очередь с научной разработкой вопросов о нормативном развитии здорового ребенка, о типических возрастных проблемах, путях и способах их решения, стадиях становления взрослой полноценной личности, гражданина, профессионала, родителя и организацией психологического сопровождения, поддержки этих процессов (табл. 1).

Таблица 1

Возрастная психология как наука

Объект Психическое развитие изменяющегося в онтогенезе нормального, здорового человека
Предмет Возрастные периоды развития, причины и механизмы перехода от одного возрастного периода к другому, общие закономерности и тенденции, темп и направленность психического развития в онтогенезе
Теоретические задачи (проблемы)
  • 1. Проблема движущих сил, источников и механизмов психического развития на всем протяжении жизненного пути человека.
  • 2. Проблема периодизации психического развития в онтогенезе.
  • 3. Проблема возрастных особенностей и закономерностей протекания психических процессов.
  • 4. Проблема возрастных возможностей, особенностей, закономерностей осуществления различных видов деятельности, усвоения знаний.
  • 5. Проблема возрастного развития личности и др.
Практические задачи
  • 1. Определение возрастных норм психических функций, выявление личностных ресурсов и творческого потенциала человека.
  • 2. Возрастная и клиническая диагностика.
  • 3. Контроль за ходом психического развития детей, оказание помощи родителям в проблемных ситуациях.
  • 4. Психологическое сопровождение, помощь в кризисные периоды жизни человека.
  • 5. Организация учебно-образовательного процесса /ия людей всех возрастных категорий и др.

Возрастная психология тесно связана с другими отраслями психологической науки.

Она опирается на представления о психике человека, разработанные в общей психологии, использует систему основных понятий этой науки.

В то же время исследование происхождения и начальных этапов становления высших психических функций (например, памяти или мышления) приводит к более глубокому пониманию развитых форм сложных психических процессов.

Изучение преобразования психических процессов у детей выступает как особый метод познания механизмов психического – генетический метод. Однако предмет генетической психологии не совпадает с таковым в возрастной психологии. В центре внимания генетической психологии – развитие психических процессов как таковых; для возрастной же психологии важен развивающийся человек.

Много общего имеют возрастная психология и педагогическая психология, особенно в своем историческом развитии.

Реальное единство педагогической и возрастной психологии объясняется общим объектом изучения – онтогенетическим психическим развитием человека.

Но в педагогической психологии на первом плане – обучение и воспитание субъекта в процессе целенаправленного воздействия педагога, а возрастную психологию интересует, как протекает развитие в самых разнообразных социокультурных ситуациях.

Психическое развитие человека происходит внутри различных социальных общностей: семьи, группы сверстников во дворе или в детском саду, в школьном классе. Как субъект общения и межличностного взаимодействия, развивающийся индивид частично составляет предмет социальной психологии.

Соотношение типичного и индивидуального, общего и своеобразного, нормального и аномального, отклоняющегося рядов развития создает общие ноля для возрастной психологии и психологии сравнительной, дифференциальной, патопсихологии и клинической психологии.

Возрастная психология имеет многообразные связи с широким спектром областей науки и культуры.

Она опирается на знания из области естественных наук, медицины, педагогики, этнографии, социологии, геронтологии, культурологии, искусствоведения, языкознания, логики, литературоведения и др.

И, в свою очередь, возрастная психология, раскрыв закономерности возрастного становления психики, делает их общим достоянием.

Источник: https://studme.org/88634/psihologiya/predmet_zadachi_metody_psihologii_razvitiya_vozrastnoy_psihologii

Психология развития как наука: задачи, разделы и основные проблемы. Предмет психологии развития

Психология развития как наука: задачи, разделы и основные проблемы. Предмет психологии развития.

  • Психология развития изучает закономерности формирования психики, исследуя механизмы и движущие силы этого процесса, анализируя различные подходы к пониманию природы, функций и генезиса психики, различные стороны становления психики – ее изменение в процессе деятельности, при общении, познании.
  • Псхиология развития включает в себя такие подразделы, как:
  • · Пренатальная и перинатальная психология – изучающая психическую жизнь еще нерожденных, или только что рожденных детей;
  • · Детская психология – изучающая психическое развитие ребенка;
  • · Психология юности и зрелого возраста – изучающая психические особенности детей старшего подросткового возраста;
  • · Геронтопсихология – изучающая психику пожилых людей.
  • Так как психология развития занимается изучением человека и его психических особенностей, то объектом психологии развития можно назвать взрослеющего и развивающегося человека.
  • Предмет психологии развития – раскрытие общих за­кономерностей психического развития в онтогенезе, уста­новление возрастных периодов, становление и развитие деятельности, сознания и личности и причин перехода от одного периода к другому, что невозможно без учета влия­ния на индивидуальное развитие человека культурно-ис­торических, этнических и социально-экономических условий Основными задачами психологии развития являются:
  • · Изучение движущих сил и механизмов психического развития в онтогенезе;
  • · Классификация основных периодов психического развития в онтогенезе;
  • · Характеристика каждого возрастного периода;
  • · Изучение основных закономерностей в развитии.

Теории психического развития в зарубежной психологии: 20 вв. Теории Зигмунда Фрейд, Эрика Эриксона, концепция научения в бихевиоризме, концепция Жана Пиаже, концепции в гештальтпсихологии и гуманистической психологии.

Бихевиоризм – это направление в американской психологии XX в., отрицающее сознание как предмет научного исследования и сводящее психику к различным формам поведения, понятого как совокупность реакций организма на стимулы внешней среды. По словам Дж.

Уотсона, «все такие термины, как сознание, ощущение, восприятие, воображение или воля, могут быть исключены при описании человеческой деятельности». Поведение человека он отождествлял с поведением животного. Человек, по мнению Уотсона, – это биологическое существо, которое может быть изучаемо подобно всякому другому животному.

Таким образом, в классическом бихевиоризме акцент делается на процессе научения на основе наличия или отсутствия подкрепления под влиянием среды.

Представители необихевиоризма, американские психологи Э. Торндайк (1874–1949) и Б. Скиннер (1904–1990) создали концепцию научения, которое получило название «оперантное научение».

Эта разновидность научения характеризуется тем, что в установлении новой ассоциативной стимульно-реактивной связи важную роль играют функции безусловного стимула, т. е.

главный акцент делается на значении подкрепления.

Н. Миллер и американский психолог К.Л. Халл (1884–1952) – авторы теории, в которой был дан ответ на вопрос: зависит ли научение, т. е. установление связи между стимулом и реакцией, от таких состояний испытуемого, как голод, жажда, боль.

На основе существующий теорий можно сделать вывод, что в социогенетических теориях в качестве основного фактора развития психики рассматривается среда, а активность ребенка не учитывается.

Психодинамические (аффективно-потребностные) периодизации возрастного развития по З.Фрейду и Э.Эриксону.

Периодизация в трудах Л.С.Выготского как попытка преодоления дуализма в понимании соотношения развития аффективно-потребностной и познавательной сфер.

Сущность и структура возрастного кризиса, виды кризисов в онтогенезе. Признаки кризисов. Способы психолого-педагогической помощи человеку в кризисе.

12. Понятие социальной ситуации развития и ее роль в возрастном кризисе. Виды социальных ситуаций развития. Понятие возрастного новообразования, его место в онтогенезе.

Периодизация психического развития по Д.Б.Эльконину как развитие идей Л.С.Выготского, понятие ведущего вида деятельности, основные принципы, заложенные в основу периодизации Д.Б.Эльконина.

Психология развития как наука: задачи, разделы и основные проблемы. Предмет психологии развития.

  1. Психология развития изучает закономерности формирования психики, исследуя механизмы и движущие силы этого процесса, анализируя различные подходы к пониманию природы, функций и генезиса психики, различные стороны становления психики – ее изменение в процессе деятельности, при общении, познании.
  2. Псхиология развития включает в себя такие подразделы, как:
  3. · Пренатальная и перинатальная психология – изучающая психическую жизнь еще нерожденных, или только что рожденных детей;
  4. · Детская психология – изучающая психическое развитие ребенка;
  5. · Психология юности и зрелого возраста – изучающая психические особенности детей старшего подросткового возраста;
  6. · Геронтопсихология – изучающая психику пожилых людей.
  7. Так как психология развития занимается изучением человека и его психических особенностей, то объектом психологии развития можно назвать взрослеющего и развивающегося человека.
  8. Предмет психологии развития – раскрытие общих за­кономерностей психического развития в онтогенезе, уста­новление возрастных периодов, становление и развитие деятельности, сознания и личности и причин перехода от одного периода к другому, что невозможно без учета влия­ния на индивидуальное развитие человека культурно-ис­торических, этнических и социально-экономических условий Основными задачами психологии развития являются:
  9. · Изучение движущих сил и механизмов психического развития в онтогенезе;
  10. · Классификация основных периодов психического развития в онтогенезе;
  11. · Характеристика каждого возрастного периода;
  12. · Изучение основных закономерностей в развитии.

Источник: https://cyberpedia.su/17x52b2.html

Предмет, и задачи психологии профессионального образования

Психология — это область научного знания, исследующая особенности и закономерности возникновения, формирования и развития (изменения) психических процессов (ощущение, восприятие, память, мышление, воображение), психических состояний (напряжённость, мотивация, фрустрация, эмоции, чувства) и психических свойств (направленность, способности, задатки, характер, темперамент) человека, то есть психики как особой формы жизнедеятельности, а также психику животных.

Задачи: изучить основные закономерности профессионального обучения, воспитания и развития, а также психические особенности субъектов проф. образования и их взаимодействия.

Продуктивное профессиональное становление происходит при профессиональном образовании — формировании образа личности, адекватного постоянного меняющемуся, динамичному миру профессий, содержанию профессионального труда и социально-экономическим условиям.

На стадии оптации происходит формирование профессиональных намерений под влиянием ведущей учебно-профессиональной деятельности.

Проблемная образовательная ситуация заключается в обеспечении профессионально ориентированного обучения школьников, которое позволяло бы сделать психологически компетентный выбор профессии ее получение в определенной профессионально-образовательной области.

На стадии профессионального образования и профессиональной подготовки возникают проблемы развития учебно профессиональной мотивации, профессионального самоопределения информирования готовности к будущей самостоятельной трудовой жизни. Центральная проблема на данной стадии — формирование системы социально и профессионально ориентированных знаний, умений и навыков, а также развитие у обучаемых профессионально важных качеств и способностей.

Читайте также:  А. Козлов - кто это и чем известен, библиография и интересные факты из жизни ученого

На стадии профессиональной адаптации возникают проблемы овладения конкретной профессией, приобретения опыта самостоятельного выполнения профессиональной деятельности.

Образовательно обусловленные проблемы — формирование профессионального опыта и обеспечение успешности профессиональной адаптации.

Центральной психологической проблемой на этой стадии является выработка первоначального опыта выполнения профессиональной деятельности.

  • На стадии профессионализации — высококвалифицированного выполнения трудовой деятельности — важное значение приобретают профессиональные компетентность и квалификация.
  • Объект психологии профессионального образования как науки — система профессионального образования, подготовки и повышения квалификации.
  • Объект психологии профессионального образования как учебной дисциплины-человек на разных стадиях онтогенеза.
  • Предмет психологии профессионального образования как науки — профессионально-образовательный процесс.
  • Предмет психологии профессионального образования как учебной дисциплины — профессиональное развитие личности.
  • Задачи психологии профессионального образования как науки — построение психологической концепции профессионального образования; раскрытие механизмов и закономерностей профессионального становления личности; определение механизмов и закономерностей профессионального образования; прогнозирование развития профессионального образования; психологические закономерности деятельности и личности обучающегося персонала.
  • Задачи психологии профессионального образования как учебной дисциплины — отбор содержания образования и проектирование учебных планов и программ; определение стратегии и тактики реализации учебной дисциплины; выбор адекватных психодиагностических средств; прогнозирование профессионального развития обучаемых; разработка системы управления профессиональным становлением личности.

Источник: https://studbooks.net/1948630/pedagogika/predmet_zadachi_psihologii_professionalnogo_obrazovaniya

Предмет и задачи психологии развития

Возрастная психология — это отрасль психологической науки, изучающая факты и закономерности развития человека, возрастную динамику его психики.

Объект изучения возрастной психологии — развивающийся, изменяющийся в онтогенезе нормальный, здоровый человек. Психология развития выделяет возрастные изменения в поведении людей и стремится объяснить эти изменения, раскрыть закономерности приобретения людьми опыта и знаний.

В центре внимания — различные формы психической организации, типичные для отдельных периодов жизненного пути человека.

Возрастная психология ставит своей задачей исследование целостного психического развития на всем пространстве человеческой жизни от рождения до смерти, сверхзадача — изучение изменяющегося, развивающегося индивида в изменяющемся мире.

  • Предмет возрастной психологии — возрастные периоды развития, причины и механизмы перехода от одного возрастного периода к другому, общие закономерности и тенденции, темп и направленность психического развития в онтогенезе.
  • Теоретические задачи возрастной психологии — раскрытие общих закономерностей психического развития в онтогенезе, установление возрастных периодов этого развития и причин перехода от одного периода к другому, определение возможностей развития.
  • Проблемы современной возрастной психологии: проблема органической и средовой обусловленности психики и поведения человека; проблема влияния стихийного и организованного обучения и воспитания на развитие детей; проблема соотношения и выявления задатков и способностей; проблема соотношения интеллектуальных и личностных изменений в психическом развитии ребенка; проблема разработки разделов возрастной психологии; проблема возрастной периодизации; проблема методов исследования, их стандартизации, адаптирования для разных возрастов.
  • Выделяется 4 раздела возрастной психологии:
  • 1) перинатальная психология (от зачатия до рождения);
  • 2) детская психология (от рождения до 17 лет);
  • 3) психология взрослых, зрелых возрастов;
  • 4) геронтология, или психология пожилого возраста.

На рубеже XIX—XX вв. возрастная психология именно в качестве детской психологии выделилась в самостоятельную область знаний.

Возрастная психология тесно связана с другими областями психологии: общей психологией, психологией человека, социальной, педагогической и дифференциальной психологией. Кроме наук психологического цикла, возрастная психология связана с философией, анатомией, физиологией, педагогикой.

Продвижение в решении теоретических задач возрастной психологии расширяет возможности ее практического внедрения. Помимо активизации процессов обучения и воспитания, возникла новая сфера практики.

Это контроль над процессами детского развития, который следует отличать от задач диагностики и отбора детей в специальные учреждения.

Подобно тому, как педиатр следит за физическим здоровьем детей, детский психолог должен сказать, правильно ли развивается и функционирует психика ребенка, а если неправильно, то в чем состоят отклонения и как их следует компенсировать.

Источник: https://students-library.com/library/read/97759-predmet-i-zadaci-psihologii-razvitia

Предмет и задачи психологии развития

Здравствуйте, посетители и читатели!
Наша команда экспертов рада приветствовать на образовательном портале, где мы оказываем помощь в вопросах, связанные с самыми популярными дисциплинами, такими как русский язык, физика, психология и т.д. Вы задали следующий вопрос, каков предмет и задачи психологии развития? Благодарю за ответ заранее…
 

Стоит отметить, что для начала важно сказать, что наука психология многоступенчатая и многоуровневая. И для того, чтобы ее усвоить наиболее эффективно, рассмотрим следующие понятия, к которым мы будем обращаться по мере разбора сегодняшней темы: ЛИЧНОСТЬ, ПСИХОЛОГИЯ, РАЗВИТИЕ.       

  1. ЛИЧНОСТЬ – это относительно устойчивая целостная система интеллектуальных, морально-волевых и социально-культурных качеств человека, выраженных в индивидуальных особенностях его сознания и деятельности.
  2. ПСИХОЛОГИЯ – это сложная и многоуровневая наука, которая изучает закономерности возникновения, развития, а также функционирования психики человека, а также группы людей.
  3. РАЗВИТИЕ – это процесс упрощения удовлетворения потребностей. Также ещё даётся такое определение: развитие — это движение от низшего к высшему, от простого к сложному, или наоборот.

Следует отметить в первую очередь тот факт, что психология развития изучает закономерности формирования психики, исследуя механизмы и движущие силы этого процесса, ана­лизируя различные подходы, функций и генезиса психики, различные стороны становления психики.

Стоит добавить также, что все закономерности развития человека как члена общества, его пси­хики, сознания — психическое развитие человека от момента рождения до смерти изучает специальная область психологического знания — психология развития и возрастная психология.

 

Что же является объектом возрастной психологии? Так, объект возрастной психологии — процесс возрастного развития во всех его связях и опосредованиях.

Объект одинаков для всех изу­чающих психическое развитие человека и может ограничиваться воз­растными рамками. Например, объектом может быть процесс запоми­нания у детей 6-10 лет.

Предмет зависит от понимания автором сущности процесса раз­вития, в том числе, психического. Об основных подходах к понима­нию психического развития речь пойдет чуть позже.

 

Так, возрастная психология отмечает те сравнительно медленные, но основательные количественные и качественные изменения, которые происходят в психике и поведении детей при их переходе из одной возрастной группы в другую.

На этом урок наш подошел к завершению. Полагаю, что Вы смогли выявить для себя что-то полезное и новое.

Если же остались какие-то незатронутые вопросы, помните, что Вы всегда можете задать волнующий вас вопрос, наша команда будет рада его рассмотреть и обосновать.

Желаем удачи и успехов во всех сферах!

Источник: http://ru.solverbook.com/question/predmet-i-zadachi-psixologii-razvitiya/

Предмет и задачи общей психологии

Психология – это наука о закономерностях развития и функционирования психики, как особой формы жизнедеятельности.

Взаимодействие живых существ с окружающим миром реализуется посредством качественно-отличных от физиологических, но неотделимых от них психических процессов, актов состояния.

В течение столетий явления изучаемые психологией обозначались общим термином душа и считались предметом одного из разделов философии, названного в 16 веке психологией. Сведения об указанных явлениях накапливались и в других науках – педагогике, медицине.

Психология – это наука о фактах, закономерностях и механизмах психики как складывающегося в мозгу образа действительности, на основе и при помощи которого осуществляется управление поведением и деятельностью, и имеющим у человека личностный характер.

Объектом психологии выступает психика, предметом – основные закономерности порождения и функционирования психической реальности. Предмет психологии – это конкретные факты психической жизни (Гиппенрейтер), психические явления, характеризуемые качественно и количественно, что породило и различие подходов к их изучению.

Под психическими явлениями понимаются субъективные переживания или элементы внутреннего опыта субъекта.

Под психологическими фактами подразумевается гораздо более широкий круг проявлений психики, в том числе их объективные формы (в виде актов поведения, телесных процессов, продуктов деятельности людей, социально-культурных явлений), которые используются психологией для изучения психики – ее свойств, функций, закономерностей.

Развитие научно-категориального аппарата психологии и подъем экспериментальных исследований, свободных от редукционизма (биологического, медицинского, кибернетического, философского, литературного), позволило психологии обособиться в самостоятельную науку, поскольку экспериментально выявленные закономерности психики не совпадали с анатомо-физиологическими. Было выявлено, что психические явления, будучи продуктом взаимодействия индивида со средой, сами являются активным причинным фактором (детерминантой) поведения. Будучи внешне обусловленной и внутренне детерминируемой, человеческая деятельность входит в область исследования психологии (в ее психологические аспекты), наряду с психическими процессами и сознанием. Будучи порождением и функцией социальных (надиндивидуальных) процессов, сознание индивидуального субъекта имеет свою системную и смысловую организацию. Но сознание не исчерпывает психического. Неосознанные психические процессы также входят в область ислледования психологии.

Предмет психологии заключается в исследовании именно ориентировочной стороны любого психического процесса.

Задачи психологии: 1.

Изучение психологических фактов и их закономерностей (то есть объяснение фактов, раскрытие законов, которым подчиняются эти явления), а также установление механизмов психической деятельности (то есть установление порядка и взаимодействия в работе конкретных психических и психофизиологических структур, осуществляющих тот или иной психических процесс). 2. Психология ставит своей задачей установить основные законы психической деятельности, проследить пути ее развития, вскрыть лежащие в ее основе механизмы и описать те изменения, которые происходят в этой деятельности.

Похожие материалы в разделе Общая психология:

Источник: https://Psylist.net/obh/00010.htm

Предмет цели и задачи значение психологии социально-правовой деятельности

Предмет и задачи общей психологии. Этапы развития. Отрасли.

Психология– это наука о закономерностях развития и функционирования психики, как особой формы жизнедеятельности. Психология – это наука о фактах, закономерностях и механизмах психики как складывающегося в мозгу образа действительности, на основе и при помощи которого осуществляется управление поведением и деятельностью, и имеющим у человека личностный характер.

Объектом психологии выступает психика, предметом – основные закономерности порождения и функционирования психической реальности.

Предмет психологии – это конкретные факты психической жизни (Гиппенрейтер), психические явления, характеризуемые качественно и количественно, что породило и различие подходов к их изучению.

Под психическими явлениями понимаются субъективные переживания или элементы внутреннего опыта субъект психические процессы также входят в область ислледования психологии.

Предмет психологии заключается в исследовании именно ориентировочной стороны любого психического процесса.

Задачи психологии: 1.

Изучение психологических фактов и их закономерностей (то есть объяснение фактов, раскрытие законов, которым подчиняются эти явления), а также установление механизмов психической деятельности (то есть установление порядка и взаимодействия в работе конкретных психических и психофизиологических структур, осуществляющих тот или иной психических процесс). 2. Психология ставит своей задачей установить основные законы психической деятельности, проследить пути ее развития, вскрыть лежащие в ее основе механизмы и описать те изменения, которые происходят в этой деятельности.

Этапы развития психологии как науки

Как и любая система научных знаний, психология имеет свою историю, которую условно можно разделить на четыре этапа.

На первом этапе представления о психике человека носили анимистический характер, наделявший каждый предмет душой. В одушевленности видели причину развития явлений и движения.

Аристотель распространил понятие психического на все органические процессы, выделяя растительную, животную и разумную души. Позже сложились две противоположные точки зрения на психику — материалистическая (Демокрита) и идеалистическая (Платона).

Демокрит считал, что психика, как и вся природа, материальна. Душа состоит из атомов, только более тонких, чем атомы, составляющие физические тела. Познание мира происходит через органы чувств. По мнению же Платона, душа не имеет ничего общего с материей и, в отличие от последней, идеальна.

Читайте также:  Категории в рассудочном познании и. канта - студенческий портал

Познание мира — это не взаимодействие психики с внешним миром, а воспоминание души о том, что она видела в идеальном мире до того, как попала в тело человека.

На втором этапе развития психологии как науки сначала в XVII в. были заложены методологические предпосылки научного понимания психики и сознания. Так, Р. Декарт считал, что животные не обладают душой, и их поведение является рефлексом на воздействия извне.

По его мнению, человек обладает сознанием и в процессе мышления устанавливает наличие у себя внутренней жизни. В то же время, Д.

Локк утверждал, что в разуме нет ничего, что не прошло бы через органы чувств, выдвинул принцип атомистического анализа сознания, согласно которому психические явления могут быть доведены до первичных, далее неразложимых элементов (ощущений) и на их основе сформированы через ассоциации более сложные образования. Позднее в XVII в.

английские ученые Т. Гоббс и Д. Гартли развили детерминистское представление об ассоциациях, лежащих в основе функционирования психики, а французские исследователи П. Гольбах и К. Гельвеции разработали чрезвычайно важную концепцию о социальном опосредовании психики человека.

На третьем этапе развития психологии как науки в XIX в. большую роль в превращении ее в самостоятельную отрасль знаний сыграли разработка метода условных рефлексов в физиологии и практика лечения психических заболеваний людей, а также проведение непосредственных экспериментальных исследований их психики.

В начале XX в. основатель бихевиоризма американский психолог Д. Уотсон указал на несостоятельность деккарто-локковской концепции сознания и заявил, что психология должна оказаться от изучения сознания и должна сосредоточить свое внимание только на том, что доступно наблюдению, т. е. на поведении человека.

На четвертом (современном) этапе развития психологической науки, начиная с середины XX в., она стала превращаться в многоотраслевую прикладную область знаний, обслуживающую интересы практической деятельности людей и общества.

Зарубежная психологическая наука использовала различные подходы к осмыслению психики человека: психоаналитический (3. Фрейд, А. Адлер, К. Юнг, К. Хорни, Э. Фромм и др.); бихевиористский (Д.

Уотсон, Э. Толмен, К. Халл, Р. Бейлз, Б. Скиннер и др.); когнитивистский (У. Найссер, А. Пайвио, Ф. Хайдер, Ф. Фестингер и др.); гуманистический (Г. Олпорт, Г. Мюррей, Г. Мэрфи, А. Маслоу, К.

Роджерс и др).

Российская психологическая наука придерживается диалектико-ма-териалистического взгляда на происхождение психики. В конце XIX — начале XX вв. его активно разрабатывали И. М Сеченов, И. П. Павлов, П. П. Блонский, Л. С. Выготский, К. Н. Корнилов, С. Л. Рубинштейн, Д. Н. Узнадзе и др. Однако с началом массовых сталинских репрессий в 30-е гг.

прошлого века эти исследования затормозились на тридцать лет и возобновились лишь в 60-е гг. Значительный вклад в этот период в разработку проблем отечественной психологической науки внесли Б. Г. Ананьев, А. В. Брушлинский, А. А. Бодалев, Е. С. Кузьмин, А. Н. Леонтьев, Б. Ф. Ломов, В. Н. Мясищев, Б. Д. Небылицын, А. В. Петровский, К. К. Платонов, Б. М.

Теплов и др.

Предмет цели и задачи значение психологии социально-правовой деятельности.

Предметом психологии социально- правовой деят.

выступает психологическая реаль­ность (психологические феномены, психологические законо­мерности и психологические механизмы) в деятельности юри­дических органов, государственных, хозяйственных и обще­ственных организаций, их влияний на правовую систему и зависимостей от нее, а также юридически значимых сторон образа жизни, поведения и правоотношений гра­ждан и их групп.

Конечная цель психологии социально- правовой деят. общая с юриспруденцией — построение правового государст­ва и общества, а специфика — способствование достиже­нию ее на основе раскрытия зависимостей и влияний юридико-психологической реальности, а также разра­ботки путей их оптимизации.

  • Основные задачи психологии социально- правовой деят.:
  • · вооружение всех работников и граждан, вклю­ченных в создание и совершенствование правовой сис­темы, достоверными юридико-психологическими знаниями, позволяющими лучше понимать юридико-психологические зависимости, а также пути влияния на них;
  • · способствование цивилизованному профессиональ­но-психологическому развитию личности работников юридических органов и их профессионализма;
  • · разработка психологически обоснованных путей повышения эффективности решения профессиональ­ных задач, стоящих перед законотворческими, право-исполнительными и правоприменительными органами и их специалистами, а также деятельности по укрепле­нию правопорядка другими органами, организациями и лицами;
  • · исследование психологических аспектов противо­правного (преступного) поведения людей, разработка психологического воздействия на таких лиц в целях предупреждения преступности, разоблачения тех, кто причастен к совершенным преступлениям;

· изучение психологических особенностей, моти­вов совершения наиболее опасных видов преступлений против жизни и здоровья граждан, имущественных преступлений, а также преступлений техногенного характе­ра, повлекших массовую гибель людей, нанесших значи­тельный ущерб окружающей среде, производственной деятельности и т. д.

  1. Ощущение виды и св-ва
  2. Ощущение— простейший психический процесс, это отражение отдельных св-в предмета, а также внутренние состояние организма возникающих при непосредственном воздействие раздражителей на органы чувств.
  3. Виды ощущений:
  4. 1. по модальности
  5. -обаятельные
  6. -зрительные
  7. -вкусовые
  8. и тд
  9. 2. по Шеррингтону:
  10. · экстероцептивные
  11. -контактные ( тактил, вкус)
  12. -дистантные (слух, зрит, обонят)
  13. · интероцептивные (осущеие жажды , боли)
  14. · проприоцептивные (ощущение положения тела в пространстве)

Минимальная величина раздражителя, которая способна вызвать ощущения, называется нижний порог ощущений. А раздражитель меньшей силы- подпороговый. Нижний порог является показателем абсолютной чувствительности.

  • Пороги чувствительности зависят:
  • · от наследственности
  • · состояния здоровья
  • · характера деят.
  • · тренировки
  • · возраста
  • адаптация-процесс изм чувств в рез длительного постоянного действ какого-л раздражителя
  • сенсебилизация — повышение чувствительности того или иного анализатора в рез взаимод анализаторов или тренировки
  • синестезия-это особый феномен возникновения ощущ характерный для одного анализатора под влиянием другого
  • Нарушение ощущений:
  • 1. зрение (слепота)
  • 2. сужение поля зрения
  • 3. нарушение кожной чувствительности

Дата добавления: 2018-04-05; просмотров: 1974;

Источник: https://studopedia.net/3_68433_predmet-tseli-i-zadachi-znachenie-psihologii-sotsialno-pravovoy-deyatelnosti.html

Предмет, задачи и методы возрастной психологии

Возрастная психология — это отрасль психологической науки, изучающая факты и закономерности развития человека, возрастную динамику его психики (по И.В. Шаповаленко).

Психология развития изучает закономерности формирования психики, исследуя механизмы и движущие силы этого процесса, анализируя различные подходы к пониманию природы, функций и генезиса психики, различные стороны становления психики — её изменение в процессе деятельности, общении, познании (по Г.Д. Марцинковской).

  • Объект изучения возрастной психологии — развивающийся, изменяющийся в онтогенезе нормальный, здоровый человек.
  • Предмет возрастной психологии — возрастные периоды развития, причины и механизмы перехода от одного возрастного периода к другому, общие закономерности и тенденции, темп и направленность психического развития в онтогенезе.
  • Задачи возрастной психологии:
  • Изучение движущих сил, источников и механизмов психического развития на всём протяжении жизненного пути человека.
  • Периодизация психического развития в онтогенезе.
  • Изучение возрастных особенностей и закономерностей протекания психических процессов.
  • Установление возрастных возможностей, особенностей, закономерностей осуществления различных видов деятельности, усвоение знаний.
  • Исследование возрастного развития личности, в том числе в конкретных исторических условиях.
  • Определение возрастных норм психических функций, выявление психологических ресурсов и творческого потенциала человека.
  • Создание службы систематического контроля за ходом психического здоровья и развития детей, оказания помощи родителям в проблемных ситуациях.
  • Возрастная и клиническая диагностика.
  • Выполнение функции психологического сопровождения, помощи в кризисные периоды жизни человека.
  • Наиболее оптимальная организация учебно-образовательного процесса для людей всех возрастных категорий и др. (по И.В. Шаповаленко).

Связь возрастной психологии с другими науками:

  • медициной;
  • философией;
  • этнографией;
  • искусствоведением;
  • социологией;
  • социальной психологией;
  • общей психологией;
  • дифференциальной психологией;
  • патопсихологией;
  • педагогической психологией и др.
  1. Методы исследования в возрастной психологии и психологии развития:
    — Метод наблюдения
  2. — Эксперимент:
  • лабораторный;
  • естественный;
  • констатирующий;
  • формирующий;

— Вспомогательные методы исследований:

  • беседа;
  • интервью;
  • анкетирование;
  • тестирование;
  • анализ продуктов деятельности (рисунков, аппликации, конструирования, музыкального, литературного творчества);
  • проективные.

— Сравнительные методы исследования:

  • близнецовый;
  • сравнение нормы и патологии;
  • кросс-культурный;
  • биографический.

— Социометрические методики.

Схема построения эмпирического исследования:
Метод поперечных срезов (одновременное сравнение людей разного возраста).
Метод продольных срезов (лонгитюд) нацелен на прослеживание изменения психологических качеств у одних и тех же людей на протяжении длительного времени.

Ключевое понятие возрастной психологии — понятие «развитие». Развитие психики — закономерное изменение психических процессов во времени, выраженное в их количественных, качественных и структурных преобразованиях.

Созревание — важнейший фактор развития.

Созревание — психофизиологический процесс последовательных возрастных изменений в центральной нервной системе и других системах организма, обеспечивающий условия для возникновения и реализации психических функций и накладывающий определенные ограничения. Разные мозговые системы и функции созревают с разной скоростью и достигают полной зрелости на разных этапах индивидуального развития.

Различают нормативное психическое развитие и индивидуальное.

Возрастная психология сформировалась в качестве самостоятельной области знания к концу XIX века. Во II половине XIX века сложились объективные предпосылки для выделения детской психологии как самостоятельной отрасли психологической науки:

  • потребности общества в новой организации системы образования;
  • прогресс идеи развития в эволюционной биологии;
  • разработка объективных методов исследования в психологии.

Возникнув как детская психология, возрастная психология долго ограничивалась изучением закономерностей психического развития ребёнка, однако запросы современного общества, новые достижения психологической науки, позволившие каждый возраст рассматривать с позиции развития, сделали очевиднойнеобходимость целостного анализа онтогенетического процесса и междисциплинарных исследований.

Исторический анализ понятия «детства» дан в трудах П.П. Блонского, Л.С. Выготского, Д.Б. Эльконина. Продолжительность детства находится в прямой зависимости от уровня материальной и духовной культуры общества. Так, в средневековой Европе взрослые относились к детям, как к младенцам, вплоть до 6-7-летнего возраста.

После этого детей уже считали маленькими взрослыми и приучали к взрослым разговорам, шуткам, еде и др. (Г. Крайг). Детство, будучи социально-культурным феноменом, носит конкретно-исторический характер и имеет свою историю развития.

Главная социальная функция детства состоит в подготовке человека к взрослой самостоятельной жизни и труду (Д.И. Фельдштейн).

В.Т. Кудрявцев выделяет три исторических периода детства (исходя из схемы Д.И. Эльконина):

  1. Квазидетство — на ранних этапах человеческой истории, когда детское сообщество не выделено, а непосредственно включено в совместную со взрослыми трудовую деятельность (первобытное детство).
  2. Неразвитое детство — мир детства выделен и перед детьми возникает новая социальная задача — интеграция во взрослое сообщество. Ролевая игра берет на себя функцию моделирования деятельности взрослых (детство в Средние века и Новое время).
  3. Развитое детство — складывается тогда, когда смыслы и мотивы деятельности взрослых не самоочевидны (современное детство). Современное развитое детство предполагает творческое освоение культуры как открытой многомерной структуры.

Источник: https://psyera.ru/predmet-zadachi-i-metody-vozrastnoy-psihologii-285.htm

Ссылка на основную публикацию