Предмет педагогической психологии — студенческий портал

Общая информация:

Чему вы научитесь?

  • Профессии психолога, работающего в современной системе общего образования.
  • Решать разные психолого-педагогических проблемы, возникающие в детских садах, школах, ВУЗах.
  • Овладеете компетенциями для работы в новых условиях: в соответствии с новыми профессиональными стандартами, в реорганизованных образовательных учреждениях, с детьми с ОВЗ в общеобразовательных школах.

В современном мире под влиянием процесса глобализации и развития технологий жизнь меняется очень быстро. Меняются дети, а значит и вся система образования от детского сада до университета.

В таких условиях обществу нужны профессиональные психологи и педагоги, которые участвуют в образовательном процессе на принципиально ином уровне.

Это специалисты, которые действительно могут найти индивидуальный подход к каждому ребенку, знают не только особенности развития в конкретном возрасте, но умеют грамотно помогать учиться, учитывая индивидуальные особенности, состояние здоровья и многие другие факторы.

Кто учит?

Профессорско-преподавательский состав факультета использует в обучении авторские методики и программы. Многие из преподавателей является известными экспертами, востребованными в самых разных областях психологии образования. Преподаватели факультета активно участвуют в работе международного научного общества ISCAR.

В состав факультета входят:

Что у нас уникального?

  • Факультет активно участвует в проектах развития российского образования. Министерство науки и высшего образования Российской Федерации и Департамент образования города Москвы регулярно поддерживают сотрудников и исследователей факультета грантами.
  • К основным направлениям работы относятся: создание системы распространения успешных практик школ, повышение квалификации психологов и педагогов детских садов и школ, создание новых профессиональных стандартов. С подробным списком проектов можно ознакомиться по ссылке.
  • Факультет сотрудничает с зарубежными университетами: Пловдивским университетом «Паисий Хилендарски» (Республика Болгария) и Римским университетом Сапиенца.
  • Факультет выпускает не просто будущих профессиональных педагогов и психологов, но специалистов, владеющих  дополнительными важными компетенциями. Они смогут грамотно консультировать учителей по основам современного развивающего учебно-воспитательного процесса, корректировать этот процесс сами, проектировать и внедрять образовательные развивающие технологии.
  • В течение всего обучения студенты формируют профессиональные компетенции на практике в инновационных учреждениях, имеющих развитую психологическую службу. Во время практики студенты учатся решать реальные педагогические и психологические задачи.
  • Где работать?
  • —в психологических и психолого-медико-социальных центрах;
  • —государственные и частные школы и детские сады, досуговые и профориентационные центры;
  • —научно-исследовательские институты и центры корпоративного обучения.
  • История факультета:

Факультет «Психология образования» — старейший факультет МГППУ.

Прообразом будущего факультета в 1993 году стал Международный образовательный колледж, где под руководством Виталия Рубцова и Аркадия Марголиса фактически создавалась новая отечественная психология.

В 1997 году студенты колледжа стали первыми учащимися Московского городского психолого-педагогического института. С 1997 года факультет стремительно развивается, сейчас на нем обучается более тысячи студентов.

 Отзывы

Мария Александровна Сафронова

Адреса местоположения подразделения:

127051, Москва, ул. Сретенка, д. 29, офис 206 (деканат), офис 312 (кафедры).

123290, Москва, Шелепихинская наб., д. 2 А, офис 306а (деканат).

Приёмные часы:

Пн. — пт.: 10.00 – 16.30.

Контактные телефоны:

ул. Сретенка, д. 29+7 (495) 632-90-66 – деканат и кафедры, офис 206 и 312;+7 (495) 632-99-59 – методический кабинет магистратуры и аспирантуры, офис 217.

Шелепихинская наб., 2А+7 (499) 244-07-06 – методический кабинет бакалавриата (очное отделение), офис 306а;+7 (499) 256-69-27 – методический кабинет бакалавриата (заочное отделение), офис 312а, 313а.

Адрес электронной почты: fpo@mgppu.ru

Предмет педагогической психологии - Студенческий портал
Предмет педагогической психологии - Студенческий портал
Предмет педагогической психологии - Студенческий портал

  1.   ВКонтакте

Источник: https://mgppu.ru/project/112

Педагогическая психология: предмет, задачи и разделы

Определение 1

Педагогическая психология – это прикладная отрасль психологии, которая возникла по причине запросов теоретической педагогики и образовательной практики.

Определение 2

Массовое образование – достижение цивилизации, а вместе с тем и условие развития человечества.

В психике человека выделяются те аспекты, которые связаны с образовательным процессом. Этот процесс занимает одно из главных мест в жизни современного человека, поэтому важность практического применения педагогической психологии аргументировать нет необходимости. Обучение и воспитание нуждаются в психологическом сопровождении.

Предмет педагогической психологии

Предметом педагогической психологии выступают явления, законы их развития, связанные с процессом обучения, а также механизмы психики субъектов образования.

Субъектами образовательного процесса являются учащиеся, студенты, слушатели и учителя, преподаватели.

Целенаправленным изучением структуры и динамики психологического образа в процессе обучения и воспитания занимается педагогическая психология.

Замечание 1

У педагогической психологии имеется множество задач, определяемых особенностями образовательного процесса.

Определение 3

Образование – это получение и усвоение человеком знаний, навыков и умений в процессе обучения.

Образованный человек в жизни – это грамотный, начитанный, эрудированный человек. Если говорить об образовании в широком смысле, то процесс и результат образования – это созидание человека, становление его как личности. То есть, это принципиальное, качественное изменение, переоснащение психики и личности.

Содействие развитию личности, ее самореализации и самоизменению называется образованием. Поэтому уровень образованности не определяется количеством лет, которые предназначены для обучения. Различают образование: начальное, среднее, средне-специальное, высшее. Эти градации условны. Целостным результатом является образованность.

Это нечто большее, чем аттестаты, дипломы и удостоверения. Полученные знания меняют сознание человека, его отношение к миру только в совокупности с процессом воспитания. Образование человека – это не только обучение, но и построение образа собственной личности, усвоение образцов социального и профессионального поведения.

Образовательный процесс непременно должен быть учебно-воспитательным, комплексным.

Кажется, что данное утверждение очевидно. Но в истории российского образования совсем недавно звучали идеи изъятия воспитания из образовательного процесса.

Обучение и воспитание невозможно применить по отдельности, они неразрывно связаны, впрочем, как сознание и мышление, как психика и личность.

Для того, чтобы обучение и воспитание были эффективными, требуются особые социальные условия и педагогические усилия, нужна государственная образовательная система и профессиональная подготовленность учителей.

Задачи педагогической психологии

Это пять основных задач, которые пересекаются, зависят друг от друга, то есть, не являются только психологическими:

  • комплексное изучение психики учащегося;
  • психологическое обоснование и отбор учебного материала;
  • разработка методов обучения и воспитания и их психологическая апробация;
  • изучение психики профессиональной деятельности педагога;
  • участие в разработке теоретических вопросов в области педагогического знания.

Определение 4

Комплексное изучение психики учащегося – это организованное, целенаправленное исследование. Проводится для того, чтобы оптимизировать и индивидуализировать процесс образования, который в свою очередь содействует формированию грамотного психологического сопровождения в ходе обучения и воспитания.

Здесь следует решить множество задач частного характера и общепсихологического плана для ответа на вопрос об основном субъекте процесса: кто обучается?

Чтобы выявить психологические особенности личности каждого ученика, необходимо использовать все параметры психологической структуры личности: потребности, самосознание, способности, темперамент, характер, особенности психических процессов и состояний, психический опыт личности.

Психологическое обоснование и отбор учебного материала, подлежащего усвоению. Решение этой задачи дает ответ на вопрос: чему учить? Рассматриваются вопросы содержательной стороны, объема учебного материала, выбора обязательных, избирательных, элективных дисциплин.

На многие вопросы нет однозначных ответов, все зависит от культуры, традиций, образовательной политики. Школа готовит человека не только к будущей трудовой деятельности, но и ко всей жизни.

В течение жизни у человека могут произойти изменения, например, он будет вынужден сменить профессию.

Замечание 2

Поэтому образование должно быть достаточно широким и всесторонним. Невозможно научить всех и всему, но содействовать развитию личности в процессе образования и обучения необходимо.

Третья задача отвечает на вопрос: как учить? Разрабатываются и апробируются педагогические методы, технологии обучения и воспитания.

Изучение психики и профессиональной деятельности педагога отвечает на вопрос: кто обучает? В этой части поднимаются проблемы как социальные, так и психологические. Всякий ли может стать учителем? Каковы профессионально-значимые качества педагога? Каким должен быть его социально-психологический и материальный статус? Как повысить мастерство учителя и обеспечить его самореализацию?

Пятая задача является исходной, теоретически значимой. Участие в разработке теоретических и практических вопросов, где рассматриваются цели общественного образования, обучения и воспитания.

Здесь ученые ищут ответ на вопрос: для чего обучать? Без четкой сформулированной цели управляемого образовательного процесса быть не может, невозможны также прогнозирование, проверка и оценка результатов. Цель должна определить, какую личность общество планирует создать в ходе образовательного процесса. Вопрос о том, для чего обучать, выходит далеко за границы психологической науки.

Но без участия психологии вряд ли можно грамотно ответить на этот вопрос. Необходимо максимально учитывать человеческий фактор и реализацию в образовании идеологии «человеческих отношений».

Чтобы решать эти и многие другие задачи образования, разработаны направления:

  • психология обучения;
  • психология воспитания;
  • психология труда и личности педагога.

Первые два раздела педагогической психологии посвящены психике обучаемого субъекта. В настоящее время больше развита психология обучения. Существуют научные школы, концепции. Особенно важным является формирование и трактовка теоретических категорий и понятий раздела.

Методики, психолого-педагогические конструкции, педагогические техники являются производными от основ научно-понятийного аппарата. Хотя многие современные авторы выдают их за психолого-педагогические инновации.

К сожалению, за схемами и конструкциями зачастую теряется человеческая личность и ее психологические особенности.

Педагогическая психология, наука межпредметного характера. Любая задача педагогической психологии является многопредметной и комплексной. Образовательный процесс изучают философия, медицина, социология и т.д.

Все аспекты образовательного процесса выходят на человека, субъекта образования. Не все позиции отечественной научной психологии являются бесспорными.

Вопросы вызывают ранняя профилизация обучения, упрощение и сокращение школьных программ, наличие двух ступеней высшего образования, повсеместное тестирование. Будем относить эти явления к переходному этапу российской образовательной системы и ее модернизации.

В целом, отечественные психологи считают, что образование должно быть разумно, выверено избыточным, опережающим нынешнее общество и сегодняшнего обучаемого. Его основная цель – работать на будущее, быть развивающим и воспитывающим.

Междисциплинарный характер педагогической психологии

Педагогическая психология обязательно находится в другом разделе психологии прикладного характера: юридической, спортивной, медицинской, либо включает в себя разделы современной психологии.

Определение 5

Общая психология – это методологическая, категориальная и понятийная база педагогической психологии. Общепсихологические понятия и термины работают здесь в контексте образования.

Детская психология неразрывно связана с педагогической. Ребенок – качественно иная личность по утверждению Ж.Пиаже, поэтому обучать и воспитывать его нужно особым образом на разных ступенях взросления. Без учета возрастных особенностей выстроить образовательный процесс невозможно.

Развитие и обучение находятся в сложном взаимодействии и являются актуальной проблемой современного образования. Дело в том, что обучение и развитие происходят на данном этапе в новых социальных условиях.

Субъекты образовательного процесса стали качественно другими.

Читайте также:  Конформации н-бутана - студенческий портал

Все это требует систематических исследований психологического и межпредметного направления и прямого выхода на массовую образовательную практику в школах и вузах.

Образование существует в социуме, поэтому наличие социально-психологической проблематики в педагогической психологии необходимо. Общественные, государственные и личностные задачи субъектов образования могут не только не совпадать, но и находиться в противоречии.

Например, общество не нуждается в таком количестве юристов, экономистов и банковских служащих. Объективно не хватает представителей инженерных и рабочих профессий. Необходимо согласовывать желания и потребности, это задача государственных структур.

Однако, чтобы оптимально решить эту проблему, нужна работа психологов.

Замечание 3

Педагог работает не только с учеником как индивидуальностью, но и с малой социальной группой, родителями, коллегами. Все влияния социума на образовательный процесс должны быть запланированы, учтены, измерены, скоординированы.

Одной из главных является связь педагогической психологии и педагогики. Они имеют общие цели и методы, одинаковые научные объекты, научное сообщество – Российскую академию образования, общие исторические корни. Организацией психолого-педагогического процесса занимались К.Д.

Ушинский, П.П.Блонский, Л.С.Выготский, А.С.Макаренко. Существуют примеры систематического и эклектического объединения этих двух направлений, существуют модели построения современной психодидактики. Отрабатываются научные и практические психолого-педагогические направления.

Будущий педагог начинает свое обучение в вузе по психолого-педагогической триаде: психология – педагогика – частная методика преподавания. Такая связка учебных предметов является особенностью профессионально-педагогического образования в России.

Эта триада обеспечивает психолого-педагогическую грамотность и культуру студентов, будущих учителей. Предмет профессионального труда учителя включает в себя не только знание дисциплины, но и взаимодействия с учеником. Профессионализм педагога заключается в знании преподаваемого предмета и в усвоении педагогических теорий и приемов.

Настоящая психолого-педагогическая образованность учителя может быть только комплексной и целостной.

Замечание 4

Необходимо сказать, что триада имеет ряд нерешенных вопросов, методических неувязок и недоработок. В массовом преподавании этих дисциплин нет должной методологической, понятийной и операциональной преемственности. Существуют содержательные повторы, несоответствия трактовок, особенно психологических явлений.

Психолого-педагогическая триада не всегда может быть реализована как единый цикл дисциплин. Современные психология и педагогика находятся в сложных, часто противоборствующих отношениях, что является допустимым в академической науке. Применительно к образовательной практике такое положение не желательно.

Школьный учитель не должен быть профессиональным психологом, но психологическую подготовленность и образованность не следует сводить к минимуму.

Школьный психолог не обязан быть учителем, но для эффективности и полезности психологической работы он должен быть знаком с педагогическими теориями и повседневными реалиями образовательного процесса.

Источник: https://Zaochnik.com/spravochnik/psihologija/pedagogicheskaja-psihologija/vvedenie-v-problematiku-pedagogicheskoj-psihologii/

Предмет педагогической психологии и предмет педагогики

«Человеку, если он должен стать человеком, необходимо получить образование» (Ян Коменский).

Педагогическая психология изучает условия и закономерности формирования психических новообразований под воздействием образования и обучения. Педагогическая психология заняла определенное место между психологией и педагогикой, стала сферой совместного изучения взаимосвязей между воспитанием, обучением и развитием подрастающих поколений (Б. Г. Ананьев).

Педагогическая психология изучает механизмы, закономерности овладения знаниями, умениями, навыками, исследует индивидуальные различия в этих процессах, закономерности формирования творческого активного мышления, определяет условия, при которых достигается эффективное умственное развитие в процессе обучения, рассматривает вопросы взаимоотношений между педагогом и учащимися, взаимоотношения между учащимися (В. А. Крутецкий). В структуре педагогической психологии можно выделить направления: психологию образовательной деятельности (как единство учебной и педагогической деятельности); психологию учебной деятельности и ее субъекта (ученика, студента); психологию педагогической деятельности и ее субъекта (учителя, преподавателя); психологию учебно-педагогического сотрудничества и общения.

Таким образом, предметом педагогической психологии являются факты, механизмы и закономерности освоения социокультурного опыта человеком, закономерности интеллектуального и личностного развития ребенка как субъекта учебной деятельности, организуемой и управляемой педагогом в разных условиях образовательного процесса (И. А. Зимняя).

Предметом педагогики является исследование сущности формирования и развития человеческой личности и разработка на этой основе теории и методики воспитания как специально организованного педагогического процесса.

Педагогика исследует следующие проблемы:

  • изучение сущности и закономерностей развития и формирования личности и их влияние на воспитание;
  • определение целей воспитания;
  • разработка содержания воспитания;
  • исследование и разработка методов воспитания.

Объект познания в педагогике — человек, развивающийся в результате воспитательных отношений. Предмет педагогики — воспитательные отношения, обеспечивающие развитие человека.

Предметом педагогической науки в его строго научном и точном понимании является воспитание как особая функция человеческого общества. Исходя из такого понимания предмета педагогики, рассмотрим основные педагогические категории.

К категориям относятся наиболее емкие и общие понятия, отражающие сущность науки, ее устоявшиеся и типичные свойства. В любой науке категории выполняют ведущую роль, они пронизывают все научное знание и как бы связывают его в целостную систему.

Воспитание — социальное, целенаправленное создание условий (материальных, духовных, организационных) для усвоения новым поколением общественно-исторического опыта с целью подготовки его к общественной жизни и производительному труду. Категория «воспитание» — одна из основных в педагогике.

Характеризуя объем понятия, выделяют воспитание в широком социальном смысле, включая в него воздействие на личность общества в целом, и воспитание в узком смысле — как целенаправленную деятельность, призванную сформировать систему качеств личности, взглядов и убеждений.

Воспитание часто трактуется в еще более локальном значении — как решение какой-либо конкретной воспитательной задачи (например, воспитание определенных черт характера, познавательной активности и т. д.).

Таким образом, воспитание — это целенаправленное формирование личности на основе формирования
1) определенных отношений к предметам, явлениям окружающего мира;
2) мировоззрения;

3) поведения (как проявления отношения и мировоззрения).

Можно выделить виды воспитания (умственное, нравственное, физическое, трудовое, эстетическое и т. д.).

  • Педагогика исследует сущность воспитания, его закономерности, тенденции и перспективы развития, разрабатывает теории и технологии воспитания, определяет его принципы, содержание, формы и методы.
  • Воспитание — конкретно-историческое явление, тесно связанное с социально-экономическим, политическим и культурным уровнем общества и государства.
  • Развитие каждого человека человечество обеспечивает через воспитание, передавая опыт свой собственный и предшествующих поколений.
  • Развитие — это объективный процесс внутреннего последовательного количественного и качественного изменения физических и духовных сил человека.

Можно выделить физическое развитие (изменения роста, веса, силы, пропорций тела человека), физиологическое развитие (изменение функций организма в области сердечно-сосудистой, нервной систем, пищеварения, деторождения и пр.

), психическое развитие (усложнение процессов отражения человеком действительности: ощущении, восприятии, памяти, мышления, чувств, воображения, а также более сложных психических образований: потребностей, мотивов деятельностей, способностей, интересов, ценностных ориентации).

Социальное развитие человека состоит в его постепенном вхождении в общество, в общественные, идеологические, экономические, производственные, правовые и другие отношения. Усвоив эти отношения и свои функции в них, человек становится членом общества. Венцом является духовное развитие человека.

Оно означает осмысление им своего высокого предназначения в жизни, появление ответственности перед настоящими и будущими поколениями, понимание сложной природы мироздания и стремление к постоянному нравственному совершенствованию.

Мерой духовного развития может быть степень ответственности человека за свое физическое, психическое, социальное развитие, за свою жизнь и жизнь других людей. Духовное развитие все более признается ядром становления личности в человеке.

Может показаться, что воспитание по отношению к развитию вторично. На самом деле их отношения сложнее. В процессе воспитания человека идет его развитие, уровень которого затем влияет на воспитание, изменяет его. Более совершенное воспитание ускоряет темпы развития. На протяжении всей жизни человека воспитание и развитие взаимно обеспечивают друг друга.

Образование — это специально организованная система внешних условий, создаваемых в обществе для развития человека. Специально организованная образовательная система — это учебно-воспитательные заведения, учреждения повышения квалификации и переподготовки кадров.

В ней осуществляется передача и прием опыта поколений согласно целям, программам, структурам с помощью специально подготовленных педагогов. Все образовательные учреждения в государстве объединены в единую систему образования, посредством чего идет управление развитием человека.

Образование в буквальном смысле означает создание образа, некую завершенность воспитания в соответствии с определенной возрастной ступенью. Поэтому образование трактуют как процесс и результат усвоения человеком опыта поколений в виде системы знаний, умений, навыков, отношений.

Различают общее и специальное образование. Общее образование обеспечивает каждому человеку такие знания, умения, навыки, которые необходимы ему для всестороннего развития и являются базовыми для получения в дальнейшем специального, профессионального образования.

По уровню и объему содержания как общее, так и специальное образование могут быть начальным, средним и высшим. Сейчас, когда возникает необходимость непрерывного образования, появился термин «образование взрослых», поствузовское образование.

Отсюда следуют три компоненты образования: обучение, воспитание, развитие.

Обучение — конкретный вид педагогического процесса, в ходе которого под руководством специально подготовленного лица (педагога, преподавателя) реализуются общественно обусловленные задачи образования личности в тесной взаимосвязи с ее воспитанием и развитием.

Обучение — процесс непосредственной передачи и приема опыта поколений во взаимодействии педагога и учащихся. Как процесс обучение включает в себя две части: преподавание, в ходе которого осуществляется передача (трансформация) системы знаний, умений, опыта деятельности, и учение (деятельность ученика) как усвоение опыта через его восприятие, осмысление, преобразование и использование.

Но обучение, воспитание, образование обозначают внешние по отношению к самому человеку силы: кто-то его воспитывает, кто-то образовывает, кто-то обучает. Эти факторы как бы надличностные.

Но ведь сам человек активен уже с рождения, он рождается со способностью к развитию. Он не сосуд, куда «сливается» опыт человечества, он сам способен этот опыт приобретать и творить что-то новое.

Читайте также:  Команды создания схемы базы данных - студенческий портал

Поэтому основными душевными факторами развития человека являются самовоспитание, самообразование, самообучение, самосовершенствование.

Самовоспитание — это процесс усвоения человеком опыта предшествующих поколений посредством внутренних душевных факторов, обеспечивающих развитие. Воспитание, если оно не насилие, без самовоспитания невозможно. Их следует рассматривать как две стороны одного и того же процесса. Осуществляя самовоспитание, человек может самообразовываться.

Самообразование — это система внутренней самоорганизации по усвоению опыта поколений, направленной на собственное развитие. Самообучение — это процесс непосредственного получения человеком опыта поколений посредством собственных устремлений и самим выбранных средств.

В понятиях «самовоспитание», «самообразование», «самообучение» педагогика описывает внутренний духовный мир человека, его способность самостоятельно развиваться.

Внешние факторы — воспитание, образование, обучение — лишь условия, средства их пробуждения, приведения в действие.

Вот почему философы, педагоги, психологи утверждают, что именно в душе человека заложены движущие силы его развития.

Осуществляя воспитание, образование, обучение, люди в обществе вступают между собой в определенные отношения — это воспитательные отношения.

Воспитательные отношения есть разновидность отношений людей между собой, направленных на развитие человека посредством воспитания, образования, обучения.

Воспитательные отношения — это микроклеточка, где внешние факторы (воспитание, образование, обучение) сходятся с внутренними человеческими (самовоспитанием, самообразованием, самообучением). В результате такого взаимодействия получается развитие человека, формируется личность.

ОБЪЕКТ познания — человек, развивающийся в результате воспитательных отношений. Предмет педагогики — воспитательные отношения, обеспечивающие развитие человека.

Педагогика — это наука о воспитательных отношениях, возникающих в процессе взаимосвязи воспитания, образования и обучения с самовоспитанием, самообразованием и самообучением и направленных на развитие человека (В. С. Безрукова). Педагогику можно определить как науку перевода опыта одного поколения в опыт другого.

Источник: https://psyera.ru/4634/predmet-pedagogicheskoy-psihologii-i-predmet-pedagogiki

Предмет, задачи, структура педагогической психологии

содержание   ..  1  2  3   ..

Глава 2.

Педагогическая психология: основные характеристики

§ 1. Предмет, задачи, структура педагогической психологии

Предмет педагогической психологии

При рассмотрении педагогической психологии, как и любой другой отрасли науки, необходимо прежде всего разграничить по­нятия ее объекта и предмета.

Объект науки — это то, что существует как данность вне са­мого изучения, то, что может быть изучено разными науками.

В качестве объекта могут выступать материальные и нематери­альные явления, тела, процессы; живые, биологические и абст­рактные системы; биологические организмы разной степени сложности.

В качестве объекта научного (теоретического и эм­пирического) исследования выступают растительный и животный мир, человек, общество, цивилизация, космос и т.д.

Каждый объект (и человек как объект научного познания) мо­жет изучаться множеством наук. Так, человек изучается антро­пологией, физиологией, психологией, социологией, педагоги­кой и т.д. Но каждая наука имеет свой предмет, т.е. то, что она изучает в объекте.

Возрастная и педагогическая психология, например, имеют общий объект изучения — человека, но пред­меты этих наук разные.

Для возрастной психологии это законо­мерности и механизмы психического развития человека и лич­ностного формирования от рождения до старости, для педагоги­ческой — прежде всего механизмы и закономерности освоения человеком социокультурного опыта в образовательном процессе.

Очевидно, что общность объекта изучения обусловливает тесную, внутренне нерасторжимую связь педагогики и психологии, воз­растной и педагогической психологии и достаточную условность их дифференциации на основании различия их предметов.

Прежде чем дать развернутое определение предмета педаго­гической психологии, необходимо обратить внимание также и на то, что образовательный, педагогический процесс, являю­щийся объектом изучения многих наук (педагогики, социологии, физиологии, медицины, теории управления, общей, социальной, возрастной, педагогической психологии и др.

), представля­ет собой сложное, многофункциональное, многокомпонентное явление. Сложность, многокомпонентность процесса обучения бы­ли отмечены еще великими дидактами — Я.А. Коменским, И. Песталоцци, А. Дистервегом. Так, А. Дистервег подчеркивал необходимость «…

 принимать во внимание различные моменты или предметы, определяющие преподавательскую деятельность. А именно: 1) человека, подлежащего обучению, ученика-субъек­та; 2) предмет учения и обучения — учебный предмет — объ­ект; 3) внешние условия, в которых находится ученик, время, место и т. д.; 4) обучающего учителя» [66, с. 221].

(Существен­но здесь, что еще в середине XIX в. ученик рассматривался как субъект, а не объект обучения.) Многокомпонентный состав об­разовательного процесса в педагогической психологии рассмат­ривается и с функциональной точки зрения как взаимодействие факторов. Эффективность учения зависит от согласованности действий этих факторов, т.е.

«от того, чему обучают, от того, кто и как обучает, и от того, кого обучают» [96, с. 152]. При этом исследователями образовательного процесса подчеркивается рав­ная важность всех составляющих его компонентов.

Сложность самого образовательного процесса, механизмов освоения обуча­ющимся социокультурного опыта и организации этого освоения обучающим определяет и многоплановость предмета педагогиче­ской психологии.

Предметом педагогической психологии являются факты, ме­ханизмы, закономерности освоения социокультурного опыта че­ловеком и вызываемые этим процессом освоения изменения в уровне интеллектуального и личностного развития человека (ре­бенка) как субъекта учебной деятельности, организуемой и уп­равляемой педагогом в разных условиях образовательного про­цесса. В частности, педагогическая психология «изучает зако­номерности овладения знаниями, умениями и навыками, иссле­дует индивидуальные различия в этих процессах, изучает за­кономерности формирования у школьников активного самосто­ятельного творческого мышления, те изменения в психике, которые происходят под влиянием обучения и воспитания» [96, с. 7], т.е. формирование психических новообразований. В широ­ком смысле слова предметом науки является то, что она изуча­ет в объекте. Приведенное определение красноречиво свидетель­ствует о сложности, многоаспектности и неоднородности пред­мета педагогической психологии.На современном этапе развития педагогическая психология становится еще более объемной. Так, отечественная педагогиче­ская психология изучает психологические механизмы управле­ния обучением (Н.Ф. Талызина, Л.Н. Ланда и др.) и образователь­ным процессом в целом (B.C. Лазарев и др.); управления процес­сом освоения обобщенных способов действия (В.В. Давыдов, В.В. Рубцов и др.); учебную мотивацию (А.К. Маркова, Ю.М. Ор­лов и др.); индивидуально-психологические факторы, влияю­щие на успешность этого процесса, например сотрудничество (Г.А. Цукерман и др.), личностные особенности обучаемых и учи­телей (B.C. Мерлин, Н.С. Лейтес, А.А. Леонтьев, В.А. Кан-Калик и др.). В целом можно сказать, что педагогическая психология изучает психологические вопросы управления процессом обуче­ния, формирование познавательных процессов (добавим, и преж­де всего теоретического мышления), «отыскивает надежные кри­терии умственного развития и определяет условия, при кото­рых достигается эффективное умственное развитие в процес­се обучения, рассматривает вопросы взаимоотношений между педагогом и учащимися, а также взаимоотношения между учащимися» [43, с. 5] в общем контексте задачи формирования личности учащегося.

  • Задачи педагогической психологии
  • В целом педагогическая психология выявляет, изучает и опи­сывает психологические особенности и закономерности интел­лектуального и личностного развития человека в разных усло­виях учебно-воспитательной деятельности, образовательного процесса. Конкретными задачами педагогической психологии яв­ляются:
  • — раскрытие механизмов и закономерностей обучающего и воспитывающего воздействия на интеллектуальное и личност­ное развитие обучаемого;
  • — определение механизмов и закономерностей освоения обу­чающимся социокультурного опыта, его структурирования, со­хранения (упрочивания) в индивидуальном сознании обучающе­гося и использования в различных ситуациях;
  • — определение связи между уровнем интеллектуального и личностного развития обучающегося и формами, методами обучающего и воспитывающего воздействия (сотрудничество, активные формы обучения и др.);
  • — определение особенностей организации и управления учеб­ной деятельностью обучающихся и влияние этих процессов на их интеллектуальное, личностное развитие и учебно-познаватель­ную активность;
  • — изучение психологических основ деятельности педагога, его индивидуально-психологических и профессиональных ка­честв;
  • — определение механизмов, закономерностей развивающе­го обучения, в частности развития научного, теоретического мышления;
  • — определение закономерностей, условий, критериев усво­ения знаний, формирование операционального состава деятель­ности на их основе в процессе решения разнообразных задач;
  • — определение психологических основ диагностики уровня и качества усвоения и их соотнесения с образовательными стан­дартами;
  • — разработка психологических основ дальнейшего совер­шенствования образовательного процесса на всех уровнях обра­зовательной системы.
  • Структура педагогической психологии

Предмет каждой отрасли научного знания определяет и ее струк­турную организацию, т.е. те разделы, которые входят в данную науку.

Традиционно педагогическая психология рассматривает­ся в составе трех разделов: психологии обучения, психологии вос­питания, психологии учителя. Психология дошкольника и школьника любого возраста рассматривается возрастной пси­хологией.

Студенческий возраст как особый жизненный период рассматривается отдельно (в частности, психологической школой Б.Г. Ананьева).

В связи с тем, что предмет педагогической психологии мы трак­туем расширительно (включая в него особенности самого обра­зовательного процесса как единства учебной деятельности уче­ника и педагогической деятельности педагога, а также характе­ристики каждой из них и их субъектов в целях определения пси­хологических закономерностей позитивного развития личности обучающегося), структура этой науки может быть представлена с другой позиции, определяемой следующими соображениями.

Во-первых, эта позиция определяется пониманием предмета педагогической науки как междисциплинарной, являющейся по родовому признаку психологической, хотя и самостоятельной отраслью научного знания.

Соответственно, в этот предмет вхо­дят многие аспекты психологии личности, коллектива, сотруд­ничества, аспекты возрастной и социальной психологии, психо­физиологии.

Но поскольку эти аспекты рассматриваются приме­нительно к процессу и результату образования, они и составля­ют предмет педагогической психологии.

Такое толкование педа­гогической психологии может быть соотнесено с современным рас­смотрением всего многообразия ее предмета отраслью знаний, называемой психологией образования (Psychology of Education) или теорией обучения, где само обучение понимается как дву­сторонний процесс преподавания и научения (учения).

Во-вторых, предложенная позиция рассмотрения структуры педагогической психологии предполагает несколько иное опре­деление взаимосвязи обучения и воспитания.

Под обучением в современной науке и педагогической практике понимаются ак­тивный целенаправленный процесс передачи (трансляции) обу­чающемуся социокультурного опыта предыдущих поколений (знаний, норм, обобщенных способов действий и т.д.

) и органи­зация освоения этого опыта, а также возможности и готовнос­ти применить этот опыт в различных ситуациях. Обучение со­ответственно предполагает в качестве своего условия процесс на­учения или учения как освоение этого опыта.

Источник: https://sinref.ru/000_uchebniki/04600_raznie_2/018_pedagog_psihologia/002.htm

Новости

    Мы рады приветствовать вас на сайте факультета педагогики, психологии и социальных наук Педагогического института им. В.Г.Белинского Пензенского государственного университета! Сегодня обучение на нашем факультете — это:

  • сочетание фундаментальной научно-теоретической подготовки с различными видами социальной практики;
  • высококвалифицированный профессорско-преподавательский состав;
  • индивидуально ориентированный подход к бакалавру, магистранту и аспиранту;
  • реализация программы социально-психолого-педагогического образования;
  •  организация научной и социокультурной деятельности студентов. Абитуриенты, студенты, выпускники, преподаватели и сотрудники смогут найти на сайте актуальную, конкретную и полезную информацию.
  • Добро пожаловать на сайт нашего факультета!
  •                                                                            Декан ФППиСН, доктор философских наук, профессор,
  •                                                                           Почетный работник высшего профессионального образования  РФ
  •                                                                          Александр Борисович Тугаров
Читайте также:  Степная зона россии - студенческий портал

  История факультета

    Факультет педагогики, психологии и социальных наук создан на основании приказа ректора ПГУ от 07.12.2012г. №681/0 путем объединения факультета начального и специального образования, факультета психологии, факультета социологии и социальной работы.   Факультет начального и специального образования был создан в ПГПИ им. В.Г. Белинского  в 1977г.

как факультет начальных классов. Деканами факультета были Александр Степанович Драгунов (с 1977г. по1993г.), Анатолий Иванович Есиков (с 1993г. по 2000г.), Любовь Дмитриевна Мали (с 2000г. по 2012г.)   Факультет психологии начал свою историю с профессиональной переподготовки по направлению «Психология»  в ПГПИ им. В.Г. Белинского в 1990г. В 1996г.

был создан факультет психологии и социальной работы, который в 2001г. был преобразован в факультет психологии. Деканами факультета были Леонид Михайлович Дубовый (с 1996г. по 2009г.), Всеволод Валентинович Константинов (с 2009г. по 2012г.)   Факультет социологии и социальной работы был основан в ПГПУ им. В.Г. Белинского в 2001г.

Деканом факультета был Александр Борисович Тугаров  (с 2001г. по 2012г.)

  Подготовка студентов по направлениям и профилям обучения на факультете ведется: «Начальное образование» (с 1975г.), «Дошкольное образование» (с 1985г.), «Музыка» (с 1992г.

), «Социальная работа» (с 1994г.), «Дефектологическое образование (логопедия)» (с 1994г.), «Психолого-педагогическое образование» (с 1997г.), «Социология» (с 1998г.), «Изобразительное искусство» (с 2000г.

), «Психология» (с 2011г.).

Источник: https://fppsn.pnzgu.ru/

Предмет и методы педагогической психологии

Педагогическая психология как наука возникла в результате появления теорий обучения, она тесно связана с психологией, медициной, биологией, нейробиологией. Её достижения используются в разработке учебных программ, принципов организации обучения, способов мотивации студентов. Главная задача – поиск путей оптимального развития в ситуации обучения.

История и сфера приложения сил

История становления педагогической психологии уходит корнями далеко в прошлое, пусть и как отдельное направление она сформировалась недавно. Этапы развития педагогической психологии можно представить тремя периодами: закладка общих дидактических основ, систематизация, разработка самостоятельных теорий.

Еще Платон и Аристотель бились над вопросами формирования характера, возможностей и пределов воспитания, особенно выделяя музыку, поэзию, геометрию, отношения между наставником и учеником. Позже на сцену вышел Локк, введя понятие «чистой доски» – отсутствия у ребенка каких-либо знаний до обучения. Так что, с позиции Локка, основой знаний выступает передача опыта.

Скачайте бесплатно: 5 книг, которые изменят вашу жизнь! ♡

В середине XX века возникают первые проработанные психологические теории обучения, они требуют для себя новой отрасли, которая не может быть отнесена целиком ни к психологии, ни к педагогике. Широко известными становятся теории о программированном и проблемном обучении.

  1. Рекомендуем: Наука педология
  2. Хотя в этот период произошло окончательное формирование педагогической психологии, Давыдов высказывал мысль, что педагогическая психология могла бы стать частью возрастной, так как возрастная психология рассматривает закономерности развития ребенка, а особенности усвоения той или иной области знаний зависят от его развития.

С другой стороны, Скиннер определил педагогическую психологию как работающую с поведением человека в образовательных ситуациях.

Образование, в свою очередь, пытается формировать поведение ученика, желаемые изменения в нем для всестороннего развития его личности.

Так что это наука не просто об особенностях усвоения, но и об организации образовательного процесса и исследовании его влияния вообще.

Скачайте бесплатно: 5 книг, которые изменят вашу жизнь! ♡

Педагогическая психология изучает закономерности, позволяющие управлять развитием людей. Она стремится понять возможные пути развития учеников, диапазон их возможностей, процессы, в результате которых происходит усвоение знаний и умений. Сейчас она используется как основа при разработке методических программ.

Общая информация

Рекомендуем: Послушание — это

За годы её существования сформулированы основные проблемы педагогической психологии. Все они связаны тем или иным образом с изучением образовательного процесса или обучающегося в нем:

  • Влияние обучения на развитие и воспитание.
  • Влияние генетических и социальных факторов на развитие.
  • Сенситивные периоды.
  • Одаренность.
  • Готовность ребенка к школе.
  • Индивидуальное обучение.
  • Диагностика детей в психолого-педагогическом аспекте.
  • Оптимальный уровень подготовки учителя.
  • Все они рассматриваются в совокупности, каждая проблема базируется на том, что мы еще не до конца понимаем, как происходит обучение, какое влияние оказывает то или иное действие на развитие обучающегося. В связи с перечисленными проблемами выделяют следующие задачи педагогической психологии:
  • Скачайте бесплатно: 5 книг, которые изменят вашу жизнь! ♡
  • Раскрыть влияние обучения на развитие.
  • Определить механизмы для оптимального усвоения социальных норм, культурных ценностей и пр.
  • Осветить закономерности процесса обучения детей, находящихся на разных уровнях развития (интеллектуального и личностного).
  • Проанализировать нюансы влияния организации процесса обучения на развитие обучающихся.
  • Изучить педагогическую деятельность с психологической точки зрения.
  • Выявить ключевые точки развивающего обучения (механизмы, факты, закономерности).
  • Разработать способы оценки качества усвоения знаний.

Структура педагогической психологии складывается из трех основных направлений её изучения – воспитания, обучения, психологии учителя. Задачи, соответственно, делятся по этим направлениям.

Рекомендуем: Особенности и причины леворукости

Основные методы педагогической психологии совпадают с методами, которые использует в своей деятельности и психология. Методы исследования в педагогической психологии: тесты, психометрия, парные сравнения, эксперименты. И если раньше в методологии использовались больше теоретические представления, то сейчас основой выдвигаемых теорий являются достижения в когнитивной психологии.

Эксперименты и выводы

Задачи и проблемы, закрепленные за педагогической психологией, пересекаются с другими областями, поэтому она часто пользуется наработками когнитивных психологов, нейробиологов и социологов.

Данные используются в педагогической психологии как для проектирования возможных практических исследований, так и для чисто теоретического пересмотра или модификации существующих методик и воззрений.

Заглянем в мозг и посмотрим, как же он учится.

Скачайте бесплатно: 5 книг, которые изменят вашу жизнь! ♡

В частности, почти дословно цитируя Александрова, можно сказать, что научение ведет к образованию специализированных нейронов, так что обучение – это создание «в голове» специалистов разного профиля. Множество уже известных закономерностей найдено в психологии обучения:

1. Вечность навыка. Формирование специализации связано с активностью генов, она, в свою очередь, служит спусковым крючком для процессов перестройки нейронов. Насколько же долго сохраняется специализация? Возможно, что навсегда. В эксперименте Томпсона и Беста реакция нейрона крысы на определенный сегмент лабиринта не изменилась за полгода.

При этом память не стирается, исключая специальные методы. Новый опыт, связанный с определенной специализацией, наслаивается на старый, нейроны модифицируются. В связи с этим встает вопрос, стоит ли обучать людей сначала простым схемам, а затем усложнять, не будет ли прошлое понимание препятствовать усвоению нового.

Скачайте бесплатно: 5 книг, которые изменят вашу жизнь! ♡

Рекомендуем: Как развить интеллект?

3. Сумма действий или цель? Эксперимент исследователей Koyama, Kato и Tanaka показал, что разные цели контролируются разными группами нейронов, даже если поведение в обоих случаях одинаково! Из этого следует, что для одного результата будут задействованы одни нейроны, а для другого – другие, хотя само поведение может быть одинаковым.

Никаких нейронов, специализирующихся конкретно на определенном навыке, – нет. Есть группы нейронов для одних результатов, есть группы, отвечающие за другие результаты, но не навыки. Поэтому сформировать навык, который не будет направлен на какой-то результат, нельзя, а учить впрок – бесполезно, по мнению Александрова.

Если нельзя научиться чему-нибудь не для достижения конкретного результата, то чему учатся дети? Получать хорошие оценки, одобрение.

Скачайте бесплатно: 5 книг, которые изменят вашу жизнь! ♡

Рекомендуем: Зоны развития ребенка

5. Награды или наказания? Чем же лучше мотивировать? Устрашать или награждать? В результате исследований было выяснено, что два этих пути обладают фундаментальными отличиями по влиянию на память, внимание и научение.

Видимо, и тот и другой метод в разных условиях могут принести свои плоды. К примеру, в результате работы с детьми было выяснено, что до полового созревания на их поведение больше влияет поощрение, после – наказание.

6. Время. Эксперименты на животных по обучению навыку показали, что активность мозга у животных, выполняющих одно и то же, различна в зависимости от времени, которое прошло с момента обучения.

В заключение приведем слова Билла Гейтса, сказанные им на конференции TED о проблемах образования и необходимости повышения общего уровня образованности для открытия равных возможностей для разных людей. Хотя его слова и относятся к опыту США, вряд ли в других странах ситуация сильно отличается. «Разница между лучшими и худшими учителями – невероятна.

Учителя из лучших дают за один год прирост тестовых баллов на 10%. Каковы их характеристики? Это не опыт, не степень магистра. Они полны энергии, они отслеживают тех, кто отвлекся, и вовлекают в учебный процесс». Конечно, исследований, на которые опирается Гейтс, недостаточно, чтобы сказать, каковы лучшие учителя и что важнее всего, но без внимания знание не возникнет.

Екатерина Волкова

Источник: https://www.grc-eka.ru/eto/pedagogicheskaya-psixologiya.html

Ссылка на основную публикацию