Причины введения опричнины — студенческий портал

С 1565 года по 1572 год Русское царство было разделено на две части: Опричнину и Земщину. Опричниной царь управлял самостоятельно, в то время как остальными территориями управляли бояре.

Центром опричнины была Александровская слобода (крепость, расположенная во Владимирской области), где находилась резиденция Ивана IV. Опричнина представляла собой определенную систему, состоящую из привилегированного охранного войска (опричников) и специальных органов (приказов).

Опричники носили черную одежду, похожую на костюм священнослужителей. Они передвигались на конях. Спереди они держали голову собаки, а сзади — метлу. Это были символы преданности опричного войска царю, а также знаком их огромной власти, порой выходящей за все границы нормального.

Причины введения опричнины - Студенческий портал

Стоит сказать, что кроме Александровской слободы к Опричнине принадлежали и другие земли. Это были самые плодородные и экономически развитые районы средней полосы и европейского севера.

На разделение государства на две области Ивана IV побудило мнение, что среди его войск и слуг появились враги. С целью уберечь себя от заговора царь удалился в Александровскую слободу и разделил страну.

Опричникам запрещалось общаться с земщиками. Опричнина была построена на основе духовного ордена, поэтому важную роль в ней играла религия. Сам царь участвовал в церковном хоре и произносил молитвы. Большое внимание уделялось соблюдению церковных норм и порядков, обрядов.

Отречение Ивана IV от престола

В 1565 году Иван Грозный отправился на богомолье в Александровскую слободу. Однако, царь решил не возвращаться в Москву. Монарх написал письмо в столицу, в котором отрекся от престола по причине мнимых измен чиновников, духовенства, а также из-за интриг и заговоров, которые они строили за его спиной.

Тогда Иван Грозный попросил выделить ему особую территорию, удел — Опричнину, где будут действовать его законы. Остальная часть государства стала именоваться Земщиной. Управлением Земщиной занималась Боярская дума, а Опричниной управлял сам царь.

Народ всячески пытался вернуть царя в Москву. К Ивану Грозному посылались целые паломничества с просьбой вернуться. Посадское население не хотело отпускать царя, поэтому также его задабривало. Жителям Александровской слободы было очень выгодно нахождение царя там. Это был не только символ какой-то особой отличительности, но и признак уважения, значимости района.

Военные неудачи как причина опричнины

В XVI веке у Руси было два направления в военных действиях: борьба с Ливонским орденом и Швецией на севере и борьба с Крымским ханством на юге.

Русско-шведская война была начата из-за экономического конфликта между Швецией и Русью. В 1553 году Россия и Великобритания оформили английскую компанию, которая занималась морской торговлей. Это сильно ударило по торговле Швеции. Также проблемы касались границ Карельского перешейка и мест рыбного и тюленьего промысла.

В начале войны Швеции удалось напасть на Печенгский монастырь и захватить Орешек. Однако, русское войско быстро собралось и победило врагов. Русско-шведская война 1554-1557 года показала превосходство русской армии, однако не привела к каким-либо результатам.

Первая половина Ливонской войны была успешна для русского войска. Был захвачен ряд крепостей и территорий. Однако, в 1560-х появились первые проигрыши. Например, в 1562 году была битва под Невелем, закончившаяся печально для Русского царства. В 1564 году появилась ещё одна неудача — битва при Чашниках. На поражения Иван IV ответил сразу репрессиями против бояр в виде Опричнины.

Южные рубежи государства страдали от набегов крымских татар, бороться с которыми было бесполезно. Крымское ханство находилось под властью Османской Империи, которая входила в антирусскую коалицию.

Смерть жены Ивана Грозного как причина опричнины

Иван Грозный за свою жизнь имел несколько браков. Эта тема является одной из самых сложных в его биографии. Многие историки до сих не могут прийти к единому мнению. Считается, что некоторых жен царя ему просто «приписали» современные историографы, а в реальности их не было.

За время опричнины у царя было несколько браков. Считается, что некоторые из них являлись недействительными, так как православная церковь того времени допускала лишь три брака, но третий брак считался крайне нежелательным.

В 1561 году царь после смерти первой жены женился на прекрасной черкешенке Марии Темрюковне. За время брака у них родился сын, умерший во младенчестве. По сведениям современников Мария имела злой характер и любила делать подлости.

Она плохо повлияла на характер царя, сделала его более жестоким, скрытным и злым. Есть такое мнение, что именно она подала ему идею создания Опричнины. На это есть весьма веские основания, учитывая, что разделение страны на Опричнину и Земщину пришло на ее брак с Иваном Васильевичем.

Мария Темрюковна умерла в 1569 году после паломничества в Вологду.

Вскоре Иван IV женился повторно. За время Опричнины царь был женат на Марфе Собакиной, Анне Васильчиковой, Анне Колтовской. Были теории, что некоторые из них были отправлены слугами, что также негативно отразилось на политике царя. Есть мнение, что жены были убиты по заказу царя.

Душевная болезнь царя как причина опричнины

На данный момент считается общепризнанным факт душевного расстройства у Ивана IV. Некоторые специалисты считают, что врач страдал эпилепсией и шизофренией, а кто-то считает, что у него был депрессивно-бредовый симптом.

Считается, что первые поражения психики у автора начались в 1553 году. Большое значение здесь сыграли впечатления Ивана Грозного из детства, ведь будущий царь рос в окружении интриг, подлостей и обмана. Историки связывают это  также и с сифилисом, которым страдал Иван Васильевич. В те времена «французская» болезнь лечилась жидкой и раскаленной ртутью.

По сведениям современников, в покоях правителя находился чан, полный горячей ртути. При частом применении металла возникало отравление организма, которое выражалось в депрессии, судорожных припадках, а также мании преследования.

По сведениям археологов, в костях Ивана IV найдены следы ртути в опасной концентрации для человека, которая обязательно несёт негативное последствие для психики.

Со временем мания преследования росла и росла. Все слуги казались ему неверными. Царь считал, что готовится новый государственный переворот, а также вечно подозревал бояр в интригах. Со временем, когда подозрения стали очень велики, царь бросил все и поселился в Александровской слободе.

Неодобрение действий царя боярством как причина опричнины

К 1560-м взаимоотношения Ивана Васильевича и боярства становятся сложными. Они постепенно ухудшались год от года.

Из-за негативного процесса в отношении психики царя, он иногда делал необдуманные и импульсивные поступки, которые не всегда были полезны Московскому государству.

Причины введения опричнины - Студенческий портал

В основном неодобрительные действия боярства выражались в отношении к военным и внутриполитическим делам государства. Это касается затяжной Ливонской войны, а также конфликтов со Швецией, Польшей, Крымским ханством.

Иван Васильевич в скором времени решил, что не нуждается в помощниках, поэтому распустил всяческие сословно-представительные органы законодательной и исполнительной власти. Это также не получило одобрения боярами.

В отместку грозному царю бояре пытались всячески проникнуть в Европу, в основном в государства, вражеские Московскому. Например, в Польшу, Ливонию. Но Иван IV был хитрее и часто ловил таких предателей за границей. На родине их, бесспорно, ждало заслуженное наказание. Это также не получило одобрение в боярской среде.

Также бояре были против всяческого уравнения их с поместным дворянством, которое только-только начало зарождаться. Царь лишал бояр привилегий, сузил круг их прав и обязанностей. Иван Васильевич пытался всячески сократить их вмешательство в жизнь государства, пытаясь взять все в свои руки.

Неодобрение боярством действий царя, бесспорно, сильно било по его самомнению и самооценке, а также значительно снижало авторитет Ивана Васильевича в русском и зарубежном обществе. Многие политики Западной Европы считали его действия сумасбродством и сумасшествием, нелепостью и иррациональностью. Действия Ивана Васильевича принимались народом смешно именно с подачи авторитетных бояр.

Противостояние с Избранной радой как причина опричнины

Избранной радой назывался орган исполнительной власти (своеобразное правительство), существовавшее в 1540-1560 годах. В нее входили самые приближенные бояре и знатные люди царю.

Например, Алексей Адашев, Сильвестр, Андрей Курбский. К слову, сам термин придуман последним и употреблялся лишь им самим в переписке с царем.

Современники и последующие поколения неохотно назвали данный кружок «избранной радой».

Некоторые специалисты ставят под сомнение существование данного органа власти вообще. Это связано в частности с ограниченностью употребления данного термина и с реформами, которое проводило данное правительство. Большую роль играют и документы, выпускаемые радой.

Иван IV к началу 1560-х годов считал, что Избранная рада уже себя изжила, то есть выполнила все функции, которые должна была и не имела в современных реалиях никакого смысла.

Большую роль в ухудшении отношений царя и Избранной рады сыграли его жены. Например, после смерти своей первой супруги, Анастасии Захарьиной, царь казнил и ссылал бояр, которые имели неприятности и конфликты в отношениях с покойной царицей. Подобное было и после смерти Марии Темрюковны, которую, по словам Ивана Васильевича, отравили бояре, состоящие в Избранной раде.

В ходе всех этих конфликтов отношение царя к правительству ухудшалось. Со временем Иван Грозный и вовсе решил, что это ненужный орган, поэтому и распустил его. Это также негативно сказалось на его психике и стало причиной Опричнины.

Бегство Андрея Курбского как причина опричнины

Андрей Курбский — это приближенный царя Ивана Васильевича, политик, меценат, полководец. Он участвовал в Ливонской войне, входил в Избранную Раду и пользовался огромный авторитетом в глазах царя. Иван Грозный на протяжении всей жизни, даже после побега Андрея Курбского, переписывался с ним. Эти письма имеют важную историческую и литературную ценность.

Причины введения опричнины - Студенческий портал

Во время Ливонской войны Андрей Курбский становился виновником многих несчастных для Московского государства событий. Например, он управлял русским войскам в сражении под Невелем в 1562 году, которое кончилось неудачей.

Однако, после этого фаворит Ивана Грозного продолжал управлять городом Юрьевым на территории современной Эстонии, поэтому отношение царя к нему не поменялось. Были у Курбского и другие военные неудачи. Например, неудачная попытка осады Гемельта.

Однако, Иван Васильевич настолько сильно любил своего фаворита, что не мог винить его в неудачах или же подозревать в измене.

Отношения царя с Андреем Курбским были гладкими, но в 1563-1564 году  член Избранной рады получил письмо от анонима, которое гласило, что царь в скором времени  поддаст личность Курбского опале. Это очень плохо отразилось на князе, поэтому он решил бежать в Польшу, под власть царя Сигизмунда, который давно имел планы на фаворита соперника.

Есть мнение, что члены Ливонского ордена успели завербовать Андрея Курбского ещё ранее. Князь должен был докладывать врагам сведения о нахождении и планах русских войск, в том числе о вооружении и подготовке. Царь, бесспорно, не мог этого подозревать из-за своего сильного чувства к Андрею Курбскому.

Уже в следующем этапе Ливонской войны Андрей Курбский сражался на стороне поляков. Например, в битве за Полоцк, который был завоеван Русью также в ходе войны.

Такое предательство было очень неожиданно для Ивана Грозного. Андрей Курбский был его близким приятелем, который долгие годы служил ему верой и правдой. Измена старого друга сделала государя еще жестче, еще тверже, обозлила его. Царь окончательно потерял доверие к окружающим его людям, поэтому решил ужесточить порядок в Московской Руси. Это касается и введения Опричнины.

Опричнина имеет много политических и личностных причин. Они составляют очень сложную систему, элементы которой плотно связаны между собой.

Источник: https://karatu.ru/prichiny-oprichniny/

Причины введения опричнины — история России

Причины введения опричнины - Студенческий портал

Правление Ивана IV Грозного является одним из самых обсуждаемых этапов в истории России, так как необычна сама личность государя. Опричнина – наиболее известное явление, связанное с его царствованием, которое по сей день волнует ученых-историков. Опричнина Ивана Грозного кратко может быть определена как внутренний террор, направленный на подавление сопротивления бояр.

Читайте также:  Экономическая основа местного самоуправления - студенческий портал

Определение опричнины

Опричнина – часть политики на территории России, которая состояла из применения карательных мер, изъятия земель и феодального имущества государством, борьбы с мнимыми боярско-княжескими изменниками и усиления централизованной власти.

Система внутриполитических мер Ивана Грозного кратко описывается термином – «политика террора». Годы опричнины – 1565–1572 гг.

Также на вопрос «что такое опричнина» можно ответить: это удел Ивана IV, территория с войском и аппаратом управления, поступления с которой пополняли казну государства.

Все участки, необходимые для нужд царя, насильно отбирались у помещиков. Кто такие собственно опричники? Это те люди в гвардии Ивана IV, которые применяли такие меры по отношению к гражданам. Их численность — около тысячи.

Причины введения опричнины

Иван IV был знаменит суровой натурой и многочисленными завоевательными походами.

Причины опричнины были связаны с Ливонской войной, во время которой правитель начал сомневаться в решительности своих воевод.

Кто такие воеводы, по мнению государя? Это те, кто не исполняют его волю полностью и не карают людей, как положено. Бояре, как ему казалось, и вовсе перестали признавать его авторитет.

После предательства Ивана одним военачальником в свите усиливается беспокойство, Иван Грозный начинает подозревать воевод и бояр в заговоре.

Ему кажется, что царское окружение желает свергнуть царя и посадить на трон другого князя – Владимира Старицкого. Поэтому он задался целью – собрать военное окружение, приспешников, способных карать всех, кто станет перечить царской воле.

Кто такие приспешники? Те самые опричники, которые беспрекословно исполняли волю государя.

Задачи опричнины

Основная цель опричнины – устранить волнения в ряду приближенных правителя. Она включала в себя следующие задачи:

  • подавить боярско-княжеское сопротивление;
  • уничтожить удельную систему;
  • избавиться от оппозиционных центров в Пскове, Новгороде, Твери;
  • провести чистку Боярской думы и приказной системы;
  • заставить церковь подчиняться монарху;
  • разрешить боярско-дворянские споры в пользу последних.

Основные события

Политика опричнины проходила в 3 этапа:

  1. 1565–1566 гг. Начало опричнины, которая еще не распространена на основную массу населения.
  2. 1567–1572 гг. Время масштабного террора, апогей — лето 1569 – лето 1570 гг.
  3. 1572–1584 гг. Насилие происходит в скрытой форме.

Важно! Начало опричнины – 5 февраля 1565 года. В тот период в северной части России случаются неурожаи, которые потом приведут к сильному голоду.

1 этап

В январе 1565 года царь объявил об отречении от престола, выдвинув вместо себя кандидатуру юного царевича Ивана Ивановича. Такая идея возникла на почве гнева, который тот якобы испытывал со стороны бояр, приказных, воевод и церковников.

Своим заявлением он вызвал волнения у тысячи москвичей, они пошли жаловаться в Кремль на «бояр-изменников». В такой нервной обстановке Боярская дума была вынуждена попросить Ивана IV вернуться на царство. Он соглашается, и уже тогда, в январе, решает учредить особую политическую систему.

Сначала она выражалась в отдельных казнях (Куракины, Оболенские, Репнины, Горбатый-Шуйский) или отправлении в ссылку (Ярославский, Ростовский, Стародубский князья). Кто такие эти личности? Главные оппозиционеры того времени.

Весной 1566 года Афанасий снял с себя митрополитский сан, поскольку ему не нравилась неспокойная ситуация в России. Тогда царь выдвинул новую кандидатуру на место митрополита – Федор Колычев (Филипп). Тот был согласен принять сан при условии прекращения насилия.

Иван Грозный дал видимое согласие, прекратив на время террористические нападки.

2 этап

Однако в июле 1566 года он подготовил Филиппу подписную грамоту, в соответствии с которой тот должен был не оставлять митрополии даже в период опричнины.

В марте 1568 года Филипп отказался благословлять правителя и вновь потребовал отмены опричной политики. В ответ на это его слуги были избиты, а против самого Филиппа царь возбудил дело в церковном суде.

Позднее тот был отправлен в Тверской монастырь и убит в 1569 году за очередное неповиновение царю дать благословение на Новгородский поход.

Иваном было возбуждено дело против лидера Боярской Думы – Ивана Федорова, славящегося своей честностью. Это не сыграло на руку царю, поэтому он убил Федорова вместе с 30 обвиненными сообщниками.

В 1569 году по Русской земле ходила молва, что Новгород желает сделать правителем двоюродного брата Ивана – Владимира Старицкого, а новгородцы хотят подчиниться Литве. Чтобы развеять слухи, царю было необходимом умертвить Старицкого с его семьей и совершить поход на Новгород с целью покарать распускающих слухи.

Сожжению подверглись Клин, Торжок, Тверь, Псков и сам Новгород. В нем была вырезана половина всех жителей, разгромлено 27 монастырей и храмов.

25 июля 1570 года царь устраивает большие казни на Поганой Луже в Москве. К смерти приговорены такие опричники, как Висковатый, Вяземский и другие. Массовые убийства в Москве 1570-71 гг.

явились апогеем доктрины внутриполитических мер Ивана Грозного. Народ подвешивали, резали, закалывали, обдавали кипятком.

Правитель самолично участвовал в этих процедурах, чтобы продемонстрировать всем, что произойдет с ними, если они усомнятся в деяниях правителя.

В 1572 году было разгромлено ополчение хана Девлет-Гирея, который пошел на Москву.

Однако эта победа далась весьма тяжело, поскольку опричники, привыкшие грабить мирных жителей, не явились на сражения, поэтому людей набралось лишь на один полк.

После череды таких событий царь приказал перестать применять в языке слова «опричнина, опричник». Однако отмена опричнины здесь не подразумевалась, ведь публичный приказ не выносился, а насилие продолжало осуществляться.

3 этап

Правитель велел переименовать опричную систему в Государственный двор. Появился террор против главных ее сторонников, всплеск которого произошел в 1575 году. Кто такие «ярые опричники»? Те, кто в свое время ближе всего стояли у царской власти.

Был вынесен смертный приговор многим приближенным Ивана. В 1574 году был освобожден престол в Речи Посполитой, Иван Грозный предложил свою кандидатуру, так как ему было предсказание от волхвов — погибель, если он останется во главе страны.

Поэтому государь снял с себя титул царя и принял титул Московского князя. Правителем сделали татарского царевича Симеона Бекбулатовича, но царствовал он лишь формально. С 1578 по 1579 гг. убийства перестают происходить, в 1581 году царь убивает своего сына, а в 1584 году умирает сам (неофициальная отмена опричнины).

Важно! Хоть официальная отмена опричнины приходится на 1572 год, частично ее политика велась вплоть до смерти царя.

Последствия введения опричнины и ее итоги

Последствия опричнины можно сформулировать следующим образом:

  • нейтрализация княжеско-боярской аристократии;
  • утверждение Московского государства как мощного, централизованного, с жесткой властью монарха;
  • решение проблемы социальных отношений в пользу государства;
  • ликвидация суверенных землевладельцев (возможная основа для гражданского общества);
  • экономическая разруха в России, жители переселялись на окраины страны;
  • падение внешнеполитических позиций и подрыв военной мощи страны;
  • смута как отдаленное последствие опричнины.

У истоков опричной политики была ее ярко выраженная антикняжеская направленность. Вначале на суздальскую знать обрушилось столько казней и конфискаций, что это подорвало влияние аристократии в политической сфере и поспособствовало усилению самодержавия.

Это было необходимо для противостояния издержкам феодальной раздробленности, базой для которых еще являлись землевладения княжеских дворян.

Но политика опричнины за 7 лет своего существования никогда не носила систематичный характер, не была подчинена какой-то заданной схеме. За коротким промежутком компромисса снова и снова происходил масштабный террор, пугающий людей. Итоги опричнины обусловлены ее спонтанным характером.

Кончина Старицкого и разгром новгородцев являлись большой ценой для удержания власти. Но идея создания аппарата насилия существенно повлияла на руководящую структуру политики.

В конечном счете, итоги опричнины заключаются и в том, что опричники сами стали жертвами своей машины насилия. Террор навредил всем социальным силам, первоначально служащим опорой для монархии (дворянство, церковь, бюрократия).

Мечты дворянства о суверенном монархе были воплощены в кровавой тирании.

Опричнина Ивана Грозного (рассказывает историк Андрей Фурсов)

Опричнина в красках. Андрей Фурсов.

Вывод

  • Правитель восстал против всех, но не смог получить от кого-либо поддержку, поэтому его задумка изначально не увенчалась бы успехом.
  • Исследователи опричнины именуют ее эпохой насилия, которая дорого обошлась стране и оставила глубокий след в ее истории.
  • Отмена опричнины долго была неформальной, а убийства продолжали осуществляться, поэтому она имела скрытую форму вплоть до смерти Ивана Грозного.
  • Источник:

Презентация на тему «История опричнины»

Причины введения опричнины - Студенческий портал

  • Скачать презентацию (1.17 Мб)
  • 26 загрузок
  • 2.0 оценка
  1. ВКонтакте

Источник: https://valdvor.ru/periody/prichiny-vvedeniya-oprichniny-istoriya-rossii.html

Причины введения опричнины

Экзаменационные билеты по истории России

Билет № 1

  1. Расселение славянских племен. Рассказать о восточных славянах (поляне, новгородские словене, др. – всё это предки украинцев, белорусов и русских), западных славянах (поляки, словаки, чехи), южных славянах (сербы, хорваты)

Славяне входили в древнее индоевропейское единство, включавшее в себя предков германцев, балтов, славян и индоиранцев. С течением времени из массы индоевропейских племен стали выделяться общности с родственными языком, хозяйством и культурой. Одним из таких объединений и стали славяне.

Примерно с IV-го в., наряду с другими племенами Восточной Европы, славяне оказались в центре масштабных миграционных процессов, известных в истории как великое переселение народов. В течение IV-VIII-го вв. они заняли новые обширные территории.

Внутри славянской общности стали складываться союзы племен — прообразы будущих государств. В дальнейшем из общеславянского единства выделяются три ветви: южные, западные и восточные славяне.

К этому времени славяне упоминаются в византийских источниках как анты.

Южнославянские народы (сербы, черногорцы и др.) образовались из славян, которые поселились в пределах Византийской империи.

К западным славянам относятся племена, расселившиеся на территории современных Польши, Чехии и Словакии.

Восточные славяне заняли огромное пространство между Черным, Белым и Балтийским морями. Их потомками являются современные русские, белорусы и украинцы.

География расселения восточнославянских племен во второй половине 1-го тысячелетия описана в «Повести временных лет».

В 4-8-м вв.

восточные славяне для защиты от внешних нападений объединились в 12 территориальных союзов племен: поляне (средний и верхний Днепр), древляне (южнее Припяти), хорваты (верховья Днестра), тиверцы (нижний Днестр), уличи (южный Днестр), северяне (реки Десна и Сейм), радимичи (река Сож), вятичи (Верхняя Ока), дреговичи (между Припятью и Двиной), кривичи (верховья Двины, Днепра и Волги), дулебы (Волынь), словене (озеро Ильмень).

Племена славян складывались по принципу этнической и социальной однородности. В основе объединения было кровное, языковое, территориальное и религиозно-культовое родство. Основной религией верования восточных славян до конца 10-го в. было язычество.

Восточные славяне жили в небольших поселках. Их дома представляли собой полуземлянки, оборудованные печами. Славяне селились по возможности в труднодоступных местах, обнося поселения земляным валом.

Основа их хозяйственной деятельности — пашенное земледелие: в восточной части — подсечно-огневое, в лесостепной — переложное. Основными пахотными орудиями были соха (на севере) и рало (на юге), которые имели железные рабочие части.

Основные сельскохозяйственные культуры: рожь, пшеница, ячмень, просо, овес, гречиха, бобы. Важнейшими отраслями хозяйственной деятельности были скотоводство, охота, рыбная ловля, бортничество (сбор меда).

Развитие земледелия и скотоводства привело к появлению избыточного продукта и, как следствие, дало возможность самостоятельного существования отдельных семей. В 6-8-м вв. это ускорило процесс распада родовых объединений.

Ведущую роль во взаимоотношениях соплеменников стали играть хозяйственные связи. Соседская (или территориальная) община получила название верви.

Внутри этого образования существовала собственность семей на землю, а лесные, водные угодья и сенокосы были общими.

Профессиональными занятиями восточных славян были торговля и ремесло. Эти занятия стали культивироваться в городах, укрепленных поселениях, возникших в племенных центрах или вдоль водных торговых путей (например, «из варяг в греки»).

Постепенно в племенах начало складываться самоуправление из племенного совета, военных и гражданских вождей. Образовавшиеся союзы привели к возникновению более крупных общностей. Во второй половине 1-го тысячелетия сформировалась русская народность, основу которой составили восточные славяне.

  1. Русское царство в XVI в., внутренняя политика Ивана Грозного. Опричнина.
Читайте также:  Психологическое здоровье - студенческий портал

После смерти в 1533 г. Василия III на великокняжеский престол вступил его трехлетний сын Иван IV. Фактически государством управляла его мать Елена, дочь князя Глинского — выходца из Литвы. При Елене Глинской (1533–1538) был проведен ряд реформ и мероприятий, способствовавших централизации и безопасности государства:

  • — денежная реформа, установившая единую монетную систему в стране;
  • — введение единых для всей страны мер длины и объема;
  • — строительство новых и реорганизация старых крепостей, в том числе Китайгородской стены вокруг московского посада;
  • — укрепление армии, новые поместные раздачи детям боярским;
  • — ограничение феодальных иммунитетов (прав вотчинников собирать подати и использовать их на свои нужды);
  • — предоставление льгот и земель православным переселенцам из Литвы, расселение их по новым городам.

И в годы правления Елены, и после ее смерти (есть предположение, что она была отравлена) не прекращалась борьба за власть между боярскими группировками Бельских, Шуйских, Глинских.

Боярское правление привело к ослаблению центральной власти, а произвол вотчинников вызвал широкое недовольство и открытые выступления в ряде русских городов. Конец 40-х гг. «ознаменовался взрывами народного недовольства (В.Б. Кобрин).

Несоответствие между старыми порядками и новыми условиями к тому времени «стало очевидно для всех» (Р.Г. Скрынников).

В 1547 г. Иван IV (родился в 1530 г.) достиг совершеннолетия и венчался на царство, официально приняв титул царя и великого князя «всея Руси». В старой России наиболее сильный независимый правитель назывался «царь». Такой титул русские впервые применили к византийскому императору, а затем к монгольскому хану.

Московский правитель мог претендовать на титул царя по двум причинам. Во-первых, он формально объявил о своей независимости перед своим прежним сюзереном — монгольским царем. Во-вторых, Византийская империя была разрушена турками, и, таким образом, греческий православный мир жил без царя.

И к тому же согласно византийской теории «гармонии» церкви и государства христианское общество нуждалось в двух главах — царе и патриархе.

Таким образом, великий князь Московский как единственный независимый православный правитель не только имел право, но и был обязан принять титул царя, если он не хотел оставить православное общество без защитника. Иван III и Василий III употребляли этот титул от случая к случаю.

Иван IV Грозный был официально коронован царем в 1547 г. Четырнадцатью годами позже Константинопольский патриарх признал титул Ивана и послал ему свое благословение.

Правление Ивана IV продолжалось почти полвека (1533–1584) и было отмечено многими важными событиями. Царь был натурой противоречивой. По мнению Г.В. Вернадского, наделенный большими интеллектуальными способностями, правитель с широким кругозором, он в то же время был вспыльчив, жесток, да и к тому же страдал манией преследования, которая особо развилась в последние двадцать лет его жизни.

Опричнина (1565–1572)

3 декабря 1564 г. Иван IV с семьей и приближенными внезапно выехал из Москвы. Поселившись в Александровской слободе (около 65 верст от Москвы), примерно через месяц царь прислал в столицу с гонцом две грамоты. В первой он обвинял церковных иерархов и всех феодалов в измене, а во второй, адресованной посадскому населению Москвы, писал о том, что на него царский гнев не распространяется.

Московский посол вынудил делегацию московских бояр просить царя вернуться на трон. Царь согласился, оговорив себе право казнить и миловать по своему усмотрению. Иван IV поделил все государство на две части: опричнину (от слова «опричь» — кроме), выделяемую ему лично в особый удел, и земщину.

В опричнину царь включил наиболее экономически развитые районы страны: торговые города вдоль судоходных речных путей, основные центры солеварения и стратегически важные форпосты на западных и юго-западных границах. На этих землях поселялись дворяне, вошедшие в особое опричное войско, а бывшие владельцы имений выселялись в земщину.

В опричнине складывались свои, параллельные земским, центральные органы управления: дума и приказы. Земщиной руководило правительство во главе с И.М. Висковатым.

Члены «царева войска» носили монашескую черную одежду, а к седлам приторачивали собольи головы и метлы как знаки преданности царю и готовности вымести любую измену в государстве.

Фактически опричное войско представляло собой карательный механизм, сочетавший в себе внешние атрибуты монашеского ордена и обычаи бандитской шайки.

На содержание опричников (количество их первоначально составляло 1000 человек, позже возросло в 5–6 раз) Иван Грозный потребовал огромной суммы в 100 тыс. рублей.

Во главе опричнины оказались родственники покойной царицы Анастасии В.М. Юрьев, А.Д. Басманов и брат второй жены царя Ивана (брак заключен в 1561 г.) кабардинской княжны Марии Темрюковны князь М.Т. Черкасский. Среди опричников выделялись князь А.И. Вяземский, боярин Василий Грязной и незнатный дворянин Г.Л. Скуратов-Бельский (Малюта Скуратов), ведавший казнями и пытками.

  1. Причины введения опричнины.
  2. Переход к опричнине был обусловлен объективными противоречиями и личными мотивами Ивана IV.
  3. Объективные противоречия (политические и социальные) внутреннего устройства Московского государства:
  4. — отношения монарха и боярской аристократии оставались неупорядоченными и неурегулированными;
  5. — активная военная политика и необходимость в постоянном увеличении численности войска заставляли государство систематически подчинять интересы производителей (крестьян, ремесленников и торговых людей) интересам служилого класса.

«Оба противоречия в своем развитии во второй половине XVI в. создавали государственный кризис» (С.Ф. Платонов).

Личные мотивы царя Ивана IV:

— в 1554 г. ему стало известно о боярских симпатиях к удельному князю Владимиру Андреевичу Старицкому, проявившихся во время его тяжелой болезни в 1553 г. Именно тогда у него впервые зародилось недоверие к Адашеву и Сильвестру;

— в 1557–1558 гг. царь столкнулся с боярской оппозицией курсу на развязывание Ливонской войны. Не нашел он поддержки в этом вопросе и у Избранной рады;

— в 1560 г. Иван IV остро переживал кончину любимой жены Анастасии Романовны. Тогда же произошел его окончательный разрыв с Сильвестром и Адашевым. Заподозренные в неверности, ближайшие советники царя были удалены от двора, а затем направлены в ссылку. Вскоре начались преследования и казни бояр, заподозренных в измене (отъезды в Литву);

— настоящий шквал эмоций вызвал у царя побег воеводы князя Андрея Курбского в Литву (в 1564 г.). После этого гонения на бояр были ужесточены.

По мнению Р.Г. Скрынникова, опричнина, представляя собой систему внутриполитических мер преимущественно репрессивного характера, «не была чем-то единым на протяжении семи лет». М.М. Шумилов выделяет следующие ее проявления:

1) в самом начале опричного правления (в 1565 г.) в казанскую ссылку было отправлено около 100 из 282 княжат с одновременной конфискацией их родовых вотчин;

2) затем наступил черед бояр и земских дворян (только по «делу» боярина И.П. Федорова в 1568 г. было казнено около 500 человек);

3) в 1569 г. была уничтожена вся семья Старицких;

4) в самом конце 1569 г. Малютой Скуратовым был задушен Филипп Колычев, лишенный митрополичьего сана за публичное осуждение опричнины и царского произвола;

5) в начале 1570 г. Иван Грозный учинил Новгородский погром (число его жертв по некоторым подсчетам достигло 10–15 тыс. человек);

6) вслед за этим страшные расправы ожидали Москву, где летом 1570 г. были казнены десятки незнатных чиновников земских приказов (дьяков и подьячих) и лиц других званий, в том числе думный дьяк И.М. Висковатый, более 20 лет руководивший внешней политикой России;

7) замыкали кровавый список непосредственные создатели опричнины — отец и сын Басмановы, князь Афанасий Вяземский, Михаил Черкасский.

Большинство историков полагает, что осенью 1572 г. царь отменил опричнину. Однако казни «заговорщиков» не прекратились. В 1575 г. Иван IV попытался вернуться к опричниным порядкам. Он вновь закрепил за собой «удел», предоставив право формально управлять страной крещеному татарскому хану Симеону Бекбулатовичу, титуловавшемуся «великим князем всея Руси».

Княжение Симеона продолжалось менее года, затем Иван IV вновь вернулся на трон. Массовый террор прекратился. Однако, поскольку беззакония, «переборы людишек» продолжались до самой смерти Ивана Грозного (даже в 1582 г. был убит царевич Иван — сын Ивана IV), некоторые ученые (С.М. Соловьев, С.Ф. Платонов и др.

) рассматривали опричнину в хронологических рамках 1565–1584 гг.

Рассматривая итоги опричного правления, важно понять его влияние на все стороны общественной жизни: политическую, социальную, экономическую и духовную.

Во-первых, за годы опричнины страна значительно продвинулась вперед по пути централизации : ослабло влияние титулованного московского боярства; со смертью Владимира Старицкого исчезло последнее удельное княжество; с низложением митрополита Филиппа Колычева нарушались прежние отношения государства и церкви; с разгромом Новгорода окончательно подрывалась общественная самодеятельность «третьего сословия».

Во-вторых, опричнина наряду с Ливонской войной вызвала экономический кризис в стране. Села центра и северо-запада, где побывали «опричные экспедиции», обезлюдели.

Многие крестьяне либо были убиты, либо бежали в Литву, на Дон или новые восточные земли, либо их вывезли в свои поместья опричники. Большинство владельцев вотчин и поместий было разорено.

По кадастровым земельным книгам, на Псковщине и Новгородчине 90% сельскохозяйственных земель не возделывалось. В Московском уезде, по писцовым книгам, обрабатывалось лишь 15% пашни.

В-третьих, следствием сокращения посевных площадей стал голод. По свидетельству современника, люди убивали друг друга за кусок хлеба. Общие потери населения от террора, чумы и голода составили 500 тыс. человек (население России в целом составляло 7–9 млн жителей).

Билет № 2

  1. Восточные славяне. Стр. 27-29 учебника.
  2. Русское царство в XVI в., внешняя политика Ивана Грозного.

Причины введения опричнины - Студенческий портал

Билет № 3

Рекомендуемые страницы:

Источник: https://poisk-ru.ru/s4634t6.html

Причины введения опричнины

Словом «опричнина» издревле назывался особый земельный удел, который получала вдова князя, то есть земля «опричь» — кроме – основных земель княжества.

Иван Грозный решил применить этот термин к выделенной ему в личное управление территории государства, собственный удел, в котором он мог бы править без вмешательства боярской думы, земского собора и церковного синода.

Впоследствии же опричниной стали называть не земли, а проводимую царем внутреннюю политику.

Начало опричнины

Официальным поводом введения опричнины стало отречение Ивана IV от престола. В 1565 году, отправившись на богомолье, Иван Грозный отказывается возвращаться в Москву, объяснив свой поступок изменой ближайших бояр.

Царь составил два письма, одно боярам, с упреками и отречением от престола в пользу своего малолетнего сына, второе – «посадскому люду», с заверениями, что виной его поступку боярская измена. Под угрозой остаться без царя, помазанника божьего и защитника, посадские люди, представители духовенства и боярства отправились к царю в Александровскую слободу с просьбой вернуться «на царство».

Царь же в качестве условия своего возращения выдвинул требование выделения ему собственного удела, где он бы мог править по своему усмотрению, без вмешательства церковных властей.

В результате вся страна была поделена на две части – земщину и опричнину, то есть на государственные и личные царевы земли.

В опричнину вошли северные и северо-западные районы, богатые плодородными землями, некоторые центральные уделы, Прикамье и даже отдельные улицы Москвы. Столицей опричнины стала Александровская слобода, столицей государства по-прежнему оставалась Москва.

Опричными землями управлял лично царь, а земскими – Боярская Дума, казна у опричнины так же была отдельная, собственная.

Читайте также:  Кислород - чистое вещество или смесь? - студенческий портал

Однако Большой приход, то есть аналог современного Налогового управления, отвечавший за поступление и распределение налогов, был един для всего государства; общим оставался и Посольский приказ. Это как бы символизировало, что, несмотря на разделение земель на две части, государство по-прежнему едино и нерушимо.

Согласно замыслу царя опричнина должна была предстать неким аналогом европейского церковного Ордена. Так, Иван Грозный называл себя игуменом, его ближайший сподвижник князь Вяземский стал келарем, а небезызвестный Малюта Скуратов – пономарем. За царем, как за главой монашеского ордена, был закреплен ряд обязанностей.

В полночь игумен вставал на чтение полунощницы, в четыре утра служил заутреню, затем следовала обедня. Соблюдались все православные посты и церковные предписания, например, ежедневное чтение Священного Писания и всевозможные молитвы.

Религиозность царя, и прежде широко известная, в годы опричнины доросла до максимального уровня. При этом Иван самолично принимал участие в пытках и казнях, отдавал приказы о новых зверствах, нередко прямо во время богослужений.

Столь странное сочетание крайней набожности и неприкрытой, порицаемой церковью, жестокости стало впоследствии одним из основных исторических свидетельств в пользу душевной болезни царя.

Причины опричнины

«Измена» бояр, на которую царь ссылался в своих письмах с требованием выделения ему опричных земель, стали лишь официальным поводом для введения политики террора. Причинами же у радиальной смены формата правления послужило сразу несколько факторов.

Первой и, пожалуй, самое весомой, причиной опричнины стали неудачи в Ливонской войне. Заключение в 1559 году ненужного, по сути, перемирия с Ливонией стало фактически предоставлением отдыха врагу.

Царь настаивал на проведении жестких мер в отношении Ливонского ордена, Избранная рада считала развязывание войны с крымским ханом более приоритетным направлением.

Разрыв с некогда ближайшими сподвижниками, деятелями Избранной рады, и стал, по мнению большинства историков главнейшей причиной введения опричнины.

Однако на этот счет существует и иная точка зрения. Так, большинство историков XVIII-XIX веков считали опричнину результатом душевной болезни Ивана Грозного, на ужесточение характера которого повлияла смерть любимой жены Анастасии Захарьиной. Сильное нервное потрясение стало причиной проявления самых страшных черт личности царя, звериной жестокости и неуравновешенности.

Нельзя не отметить и влияние боярства на смену условий власти. Опасения за собственное положение послужили причиной переезда некоторых государственных деятелей за границу – в Польшу, Литву, Швецию.

Большим ударом для Ивана Грозного стало бегство в Литовское княжество Андрея Курбского, друга детства и ближайшего соратника, принимавшего активное участие в государственных реформах.

Курбский направил царю ряд писем, где осуждал действия Ивана, обвиняя в тирании и убийствах «верных слуг».

Военные неудачи, смерть жены, неодобрение действий царя боярством, противостояние с Избранной радой и бегство – предательство – ближайшего соратника нанесли серьезный удар по авторитету Ивана IV.

И задуманная им опричнина должна была выправить сложившуюся ситуацию, вернуть подорванное доверие и укрепить самодержавие.

Насколько опричнина оправдала возложенные на нее обязательства, историки спорят до сих пор.

Источник: https://histerl.ru/kurs/ivan-iv/prichiny-vvedeniya-oprichniny.htm

Опричнина

  • Реферат
  • ОПРИЧНИНА: ПРИЧИНЫ, ХОД, ИСТОРИЧЕСКИЕ РЕЗУЛЬТАТЫ
  • Омск 2007
  • СОДЕРЖАНИЕ

Введение…………………………………………………………..………..3

Обстоятельства введения опричнины………………………………..…..4

Причины введения опричнины………………………………….….…….5

Содержание опричной политики………………………………….……..6

Итоги и последствия опричнины………………………………………….7

Оценка опричнины в отечественной исторической науке………………9

Список использованной литературы…………………………………….12

ВВЕДЕНИЕ

Период с конца 40-х до конца 50-х годов был удачным для России потому, что, по выражению В.О. Ключевского, в это время наряду с «широкими и хорошо обдуманными планами внутренних преобразований» осуществлялись «смелые внешние предприятия».

Наиболее важными из внешнеполитических предприятий было присоединение Казани (1552) и Астрахани (1556), а также успешное начало Ливонской войны (1558 — 1583), целью которой было завоевание выхода к Балтике. Завершилась она поражением России, но начальный этап ее был удачным.

В результате ударов русских войск Ливонский орден к 1560 г. распался. Но этот год одновременно стал вехой как в истории страны, так и в биографии Ивана Грозного, ознаменовавший начало тяжелого, мрачного времени. После 1560 г. начинается полоса военных неудач России. В 1560 г.

скончалась жена Ивана ІV Анастасия Романовна из рода Захарьиных-Юрьевых (будущих Романовых), с которой царь прожил в счастливом браке 13 с половиной лет и которая благотворно влияла на него.

Тогда же прекращаются реформы и происходит разрыв Ивана Грозного с «Избранной радой», члены которой подвергаются репрессиям. К этому времени у Ивана Грозного окончательно сформировалась собственная концепция царской власти, ее природы и пределов. Она опиралась на:

  1. византийскую имперскую доктрину, согласно которой власть императора имеет божественное происхождение, а следовательно неограниченные функции;
  2. идею о переходе прав и привилегий византийских императоров к московским князьям после завоевания турками Константинополя в 1453 г. и женитьбы Ивана ІІІ на Софье Палеолог в 1472 г.;
  3. идею о главенствующей роли Московского государства в православном мире;
  4. идею о преемственности власти киевских и московских князей и самодержавном характере этой власти.

Все эти постулаты нашли отражение в ряде сочинений религиозного и публицистического характера, которые получили распространение в конце XV XVІ в.

Сформировавшаяся у Ивана Грозного концепция самодержавия была изложена им в переписке с князем Андреем Курбским, начавшейся после бегства последнего в Литву и продолжавшейся с перерывами в 1564 1579 гг. В 1564 г. А.

Курбский направляет из Литвы послание Ивану, в котором пытается объяснить причины своего побега и обвиняет царя в измене идеалу Московского царства Третьему Риму, в союзе с Антихристом, в гонениях на бояр, в забвении своего долга и обязанностей перед подданными.

В ответном послании Иван Грозный излагает свое представление о самодержавной власти царя как не стесненной, не ограниченной ни законами, ни обычаями, ни даже здравым смыслом. Царь самим Богом поставлен управлять, и кроме него никто этого делать не должен: ни попы, ни рабы. Рабами же и холопами он считал всех своих подданных. Эту идею безусловной и всеобъемлющей власти самодержца Иван ІV воплотил в опричнине.

ОБСТОЯТЕЛЬСТВА ВВЕДЕНИЯ ОПРИЧНИНЫ

3 декабря 1564 г. Иван ІV с семьей и приближенными, захватив с собой утварь, иконы, кресты, платье и всю свою казну, внезапно выехал из Москвы. Побывав у Троицы, поселился в Александровской слободе (около 65 верст от Москвы), примерно через месяц царь прислал в столицу с гонцом две грамоты.

В одной, обращенной к боярам, духовенству, служилым и приказным людям, он «клал свой государев гнев на все духовенство и бояр, на всех служилых и приказных людей, поголовно обвиняя их в том, что они о государе, государстве и обо всем православном христианстве не радели, от врагов их не обороняли, напротив, сами притесняли христиан, расхищали казну и земли государевы, а духовенство покрывало виновных, защищало их». Царь сообщал, что «от великие жалости сердца, не хотя их многих изменных дел терпети», он должен был «оставить свое государство». В другом письме, к купцам, простонародью и всем тяглым людям Иван ІV Грозный демагогично писал, чтобы они себе «никоторого сумления не держали, гневу на них и опалы никоторые нет». Эти демагогические письма произвели действие, на которое царь и рассчитывал. В слободу, к царю, отправилась депутация из высшего духовенства, бояр, приказных людей и архиепископом новгородским Пименом во главе, которые шли «бить челом государю и плакаться, чтобы государь правил, как ему угодно, по своей государской воле».

Царь согласился, оговорив себе право казнить и миловать по своему усмотрению. Иван возвратился в Москву в феврале 1565 г. и созвал государственный совет из бояр и высшего духовенства.

В совете он предложил условия, на которых принимал обратно власть.

Для обеспечения своей безопасности Иван ІV поделил все государство на две части: опричнину (от слова «опричь» — кроме), выделяемую ему лично в особый удел, и земщину.

В опричнину царь включил наиболее экономически развитые районы страны: торговые города вдоль судоходных речных путей, основные центры солеварения и стратегически важные форпосты на западных и юго-западных границах.

На этих землях поселялись дворяне, вошедшие в особое опричное войско, а бывшие владельцы имений выселялись в земщину. В опричнине складывались свои, параллельные земским, центральные органы управления: Дума и приказы.

Земщиной руководило правительство во главе с И.М. Висковатым.

Члены «царёва войска» носили монашескую черную одежду, а к седлам приторачивали собачьи головы и метлы, как знаки преданности царю, готовности вымести любую измену в государстве и выгрызть царских недругов.

Фактически опричное войско представляло собой карательный механизм, сочетавший в себе внешние атрибуты монашеского ордена и обычаи бандитской шайки.

На содержание опричников (количество их первоначально составляло 1000 человек, позже возросло в 5-6 раз) Иван Грозный потребовал огромной суммы в 100 тыс. рублей.

«Государство же свое московское», т.е. всю остальную землю, подвластную московскому государю, с ее воинством, судом и управой царь приказал ведать и всякие дела земские делать боярам, которым велел быть «в земских», и эта половина государства получила название земщины».

Царь назначил для «земщины» особого «царя», «себе же раболепно смири», но скоро опять «восприянл» всю свою власть, «тако Божими людьми играя». Перед заграницей царь Иван стыдился своей опричнины и даже пытался отрицать самое ее существование.

Опричнина по своей форме напоминала возвращение ко временам феодальной раздробленности. Однако она преследовала другую цель уничтожить остатки феодального дробления в России.

Опричники были не только личной стражей царя, но и участниками многих боевых операций.

Во главе опричнины оказались родственники покойной царицы Анастасии В.М. Юрьев, А.Д. Басманов и брат второй жены царя Ивана (брак заключен в 1561 г.) кабардинской княжны Марии Темрюковны князь М.Т. Черкасский. Среди опричников выделялись князь А.И. Вяземский, боярин Василий Грязной и незнатный дворянин Г.П. Малюта Скуратов — Бельский , ведавший казнями и пытками.

  1. ПРИЧИНЫ ВВЕДЕНИЯ ОПРИЧНИНЫ.
  2. Переход к опричнине был обусловлен объективными противоречиями и личными мотивами Ивана ІV.
  3. Объективные противоречия (политические и социальные) внутреннего устройства Московского государства:
  4. — отношения монарха и боярской аристократии оставались неупорядоченными и неурегулированными;
  5. — активная военная политика и необходимость в постоянном увеличении численности войска заставляли государство систематически подчинять интересы производителей (крестьян, ремесленников и торговых людей) интересам служилого класса.

«Оба противоречия в своем развитии во второй половине XVІ в. Создавали государственный кризис» (С.Ф. Платонов).

Личные мотивы царя Ивана ІV:

— в 1554 г. ему стало известно о боярских симпатиях к Старицкому удельному князю Владимиру Андреевичу, проявившихся во время его тяжелой болезни в 1553 г. Именно тогда у него впервые зародилось недоверие к Адашеву и Сильвестру;

— в 1557 1558 гг. царь столкнулся с боярской оппозицией курсу на развязывание Ливонской войны. Не нашел он поддержки в этом вопросе и у избранной рады.

— в 1560 г. Иван ІV остро переживал кончину любимой жены Анастасии Романовны. Тогда же произошел его окончательный разрыв с Сильверстом и Адашевым. Заподозренные в неверности, ближайшие советники царя были удалены от двора, а затем направлены в ссылку. Вскоре начались преследования и казни бояр, заподозренных в измене (отъезды в Литву);

— настоящий шквал эмоций вызвал у царя побег воеводы князя Андрея Курбского в Литву (в 1564 г.). После этого гонения на бояр были ужесточены.

СОДЕРЖАНИЕ ОПРИЧНОЙ ПОЛИТИКИ.

Вернувшись в феврале 1565 г. в Москву, Иван, опираясь на опричный аппарат, приступает к искоренению крамолы. Казни, пытки, насильственные пострижения в монахи, конфискации имущества становятся по

Источник: https://www.studsell.com/view/97670/

Ссылка на основную публикацию
Adblock
detector