Процесс мышления — студенческий портал

Процесс мышления - Студенческий портал

Согласно результатам исследования, проведенного американской компанией Dell EMC, объем мировой информации увеличивается более чем в 2 раза каждые 2 года и уже измеряется зеттабайтами. Только представьте себе: 1 зеттабайт получится, если все жители США будут печатать по 2 твита в минуту 30 тыс. лет без передышки. Казалось бы, оперируя такими объемами знаний, при этом легкодоступных благодаря интернету, люди должны были давно стать гениями. Однако ситуация складывается едва ли не с точностью до наоборот. И в этой статье мы расскажем почему.

AdMe.ru собрал несколько научных фактов, объясняющих, при каких условиях информация работает на повышение интеллекта, а при каких просто захламляет сознание.

Процесс мышления - Студенческий портал

Итак, современный мир перенасыщен информацией, но проблема в том, что используется она не слишком рационально. Одним из основных критериев, по которым всегда оценивали информацию, была возможность ее практического применения. Если вы не используете получаемую информацию, то попросту зашлаковываете свое сознание ненужными данными.

Согласно опросам, лишь 13 % пользователей применяют цифровые технологии и доступ к ресурсам для самообразования, а работодатели по всему миру бьют тревогу из-за синдрома выгорания и низкой эффективности своих суперпрофессиональных с точки зрения цифровой грамотности сотрудников.

Переизбыток бесполезной информации быстро превращает ее из источника мудрости в источник опасности под названием «информационная перегрузка». Когда-то это был научный термин из области когнитивной психологии, а в наши дни он стал расхожей метафорой, которая вышла далеко за пределы науки и теперь обозначает массовое явление.

Почему же эта информационная перегрузка мешает нам стать умнее? Вот основные причины.

1. Поток разнородной информации рассеивает внимание и не дает сосредоточиться на главном

Это доказал эксперимент «Инфомания», который несколько лет назад провел среди офисных сотрудников английский психолог Гленн Уилсон. Часть из них занималась своими прямыми обязанностями, а часть постоянно прерывалась на СМС, звонки и проверку почты. В конце дня анализ IQ показал, что у испытуемых из 2-й группы он был снижен на 10 пунктов.

И действительно, в наши дни проверка электронной почты стала синонимом работы. Согласно докладу «Социальная экономика» Глобального института McKinsey за июль 2012 года, средний работник тратит на управление электронной почтой 28 % своего рабочего дня. Времени на обучение, получение новых знаний и обретение новых навыков попросту не остается.

2. Доступность информации избавляет от необходимости ее запоминать

Ученые из Колумбийского университета обнаружили, что люди лучше запоминают источник информации (папки, диски, сайты), чем саму эту информацию.

Они провели эксперимент, в ходе которого студентам поручили напечатать несколько простых фактов (например, что мозг страуса меньше, чем его глаз), но половине участников как бы между прочим сказали, что их файлы после работы не будут сохранены.

Второй группе об этом ничего не сообщили, поэтому испытуемые были уверены, что смогут вновь перечитать файл.

Когда чуть позже участников эксперимента попросили воспроизвести эти факты, выяснилось, что их запомнили только те студенты, которые знали, что не смогут вернуться к информации позже. Остальные же, подсознательно уповавшие на компьютерный архив, все факты напрочь забыли. Увы, сегодня информацию пассивно потребляют, но не хранят в памяти.

3. Обилие информации оказывает негативное влияние не только на память, но и на весь мыслительный процесс в целом

Процесс мышления - Студенческий портал

© Bruce Almighty / Universal Studios   © Bruce Almighty / Universal Studios  

Источник: https://www.adme.ru/svoboda-psihologiya/pochemu-nesmotrya-na-dostupnost-znanij-my-ne-stanovimsya-umnee-1803965/

Клиповое мышление студента как информационная основа в образовательном процессе

КЛИПОВОЕ МЫШЛЕНИЕ СТУДЕНТА КАК ИНФОРМАЦИОННАЯ ОСНОВА В ОБРАЗОВАТЕЛЬНОМ ПРОЦЕССЕ.

Информатизация образовательного процесса является одним из важных элементов современного образования. От того, на сколько, эффективно выстроена методика подачи учебного материала на уроках, зависит качество усвоения знаний и умений будущих специалистов.

Новое поколение студентов отличаются от предыдущих особенным восприятием информации — «клиповым мышлением», которое появилось ещё в середине 1990-х годов. Прошлый век был веком «понятийного мышления». Современная статистика говорит о том, что восемь из десяти человек обладают клиповым мышлением.

Слово «clip» переводится с английского как фрагмент, вырезка, отрывок. Большинство музыкальных клипов состоят из цепочки слабо связанных по смыслу кадров. При клиповом мышлении жизнь напоминает видеоклип: человек воспринимает мир не целостно, а как последовательность почти не связанных между собой событий.

Современные продукты средств массовой информации создаются для клипового потребителя. Сцены в них идут маленькими блоками, сменяя друг друга без логической связи. Пресса состоит из коротких текстов, в которых авторы лишь очерчивают контуры проблем. В результате человек, не осмыслив одну тему, быстро переходит к другой.

Мир вокруг нас меняется, значит, меняется и восприятие его. Клиповая жизнь вызывает необходимость клиповой адаптации.

Преобладание клипового мышления — не диагноз, а вынужденное явление в современном мире, у которого есть свои плюсы и минусы.

Учёные называют клиповое мышление механизмом адаптации к развитию информационных технологий.

Сознание современного человека естественным образом подстраивается под необходимость реагировать на огромный поток информации, который поступает из десятков разных источников, включая интернет, защищая мозг от информационной перегрузки. Это необходимо для выживания в новой информационно насыщенной среде.

Клиповое мышление – это способность человека воспринимать мир через короткие яркие образы. Данное мышление даёт возможность человеку воспринимать жизнь быстро, фрагментами информационных потоков, ускоряет реакцию на новые изменения.

Современный мир превращается в видеоклип быстро меняющихся событий. Студенты нового поколения могут слушать яркую музыку, «чатиться», просматривать фотографии, «сёрфить» по интернету, при этом они могут одновременно делать уроки или работать.

У них возникает способность к многозадачности.

Преимущество клипового мышления в том, что наделённые им люди обладают скоростным откликом и быстрой реакцией на любые стимулы и изменения. Поэтому, современному студенту трудно и скучно изучать дисциплины с помощью традиционных форм в виде лекций, конспектов, учебников. Им необходимы современные информационные формы подачи учебного материала.

Изменение восприятия мира современным человеком требует новых форм в подаче информации на уроках.

По этому, необходимо активно внедрять при подготовке к урокам мультимедийные комплексы, интерактивные доски, представлять учебный материал с помощью презентаций, слайдов, клипов, видеофильмов, создавать и использовать электронные учебники, блок — схемы лекций, кейсы.

Кроме этого, необходимо внедрять дистанционное обучение через интернет ресурс, который позволяет расширять кругозор знаний и эффективно использовать время. А так же можно использовать встречи с удаленными специалистами практиками через формат видео конференций.

При этом нужно помнить о том, что для того чтобы у студента нового поколения возникло желание думать и последовательно мыслить вышеперечисленные формы должны сопровождаться диалогами, дискуссиями, обсуждениями, проведением анализа ситуаций и позиций людей с противоположными взглядами.

Современный урок должен быть не только интерактивным, но и преподносить его должен интересный преподаватель. Это необходимо для того, чтобы у студентов поддерживалось не только клиповое, но и развивалось параллельно понятийное мышление. Так как по исследованиям учёных у «клиповиков» и «понятийщиков» при обработке информации задействованы разные зоны мозга, а более успешной личностью становятся те люди, у которых присутствуют оба типа мышления с преобладанием понятийного.

Как медики, так и психологи утверждают, что для эффективного мыслительного процесса требуется работа обоих полушарий головного мозга человека: левого, отвечающего за логику, слова, числа, анализ, упорядоченность; и правого, отвечающего за ритм, восприятие цветов, воображение, представление образов, пространственные соотношения. Наилучшего эффекта достигает тот, кто гармонично использует оба полушария, т. е. обладает как логическим, понятийным, так и клиповым мышлением.

Таким образом, целесообразно было бы развивать аналитическое и понятийное мышление у современных студентов, одновременно пользуясь теми новейшими качествами клипового мышления, которые сформировались в процессе информатизации окружающей их среды.

Для развития аналитических способностей и критического мышления обучающихся включать в учебный процесс метод обучения через противоречия, названный «методом парадоксов».

Исследования показали, что если преподаватель предлагает два противоречивых, взаимоисключающих утверждения, обучающиеся задумываются и вынуждены анализировать сказанное.

Глубоко и последовательно мыслить учат также такие активные методы обучения, как: дискуссия; мозговой штурм; дебаты; форум; круглый стол.

Все эти методы применялись и ранее. Актуальны они и сейчас.

Но учитывая особенности феномена «клиповое» мышление, необходимо как в вышеперечисленных активных методах обучения, так и в традиционных методах видоизменить формат изложения, по-новому структурировать информацию.

Приоритетными становятся яркие, четкие, наглядные, образные, запоминающиеся формулировки. Один из самых универсальных и простых приемов для повышения эффективности умственной деятельности с применением образов — это интеллектуальные карты.

Интеллектуальные карты могут использоваться для: запоминания; упорядочивания и систематизации информации; планирования деятельности; подготовки к выступлениям; поиска решений в сложной ситуации; рассмотрению различных вариантов решения задач.

Правила построения интеллектуальных карт:

  1. Возьмите чистый лист бумаги, разноцветные ручки, фломастеры, маркеры, карандаши.

  2. Соберите весь материал по данной теме: книги, статьи, ссылки в интернете.

  3. В центре листа нарисуйте центральный образ, который будет символизировать вашу тему.

  4. От центрального образа отведите толстые ветви, на которых будут написаны самые важные ключевые слова, касающиеся данной темы. Каждая ветвь должна содержать одно слово.

  5. От толстых ветвей аналогично начертите более тонкие ветви, уточняющие основные мысли.

Особенности построения интеллектуальных карт:

  • Используйте рисунки. Зрительный образ запоминается на долгое время, воспринимается с максимальной быстротой, формирует огромное количество ассоциаций.
  • Информация считывается по кругу, начиная с центра карты и продолжая с правого верхнего угла и далее по часовой стрелке.
  • Используйте разные цвета.
  • Карта как результат мышления является уникальной и неповторимой. Не бойтесь экспериментировать, пробовать, искать и находить лучшие способы представления информации, максимально подходящие именно для вас.
  • Ключевых слов должно быть немного, они не должны складываться в законченное предложение.
  • Используйте не более 5-7 ответвлений от каждого объекта, такую карту сможет легко воспринимать даже уставший человек.

Приведем примеры интеллектуальных карт, созданных при изучении различных дисциплин, например, информатики (Рис. 1)

Процесс мышления - Студенческий портал

Рисунок 1. Интеллектуальная карта «Правила создания презентации»

Источник: https://multiurok.ru/index.php/files/klipovoie-myshlieniie-studienta-kak-informatsionna.html

Что такое дизайн-мышление и как его применять

Идею дизайн-мышления впервые сформулировал Герберт Саймон в 1969 году в книге «Науки об искусственном» (The Sciences of the Artificial). Позднее идею развили ученые Стэнфордского университета и основали Стэнфордский институт дизайна, или d.school, который продвигает идею дизайн-мышления.

Понятие дизайн-мышления объясняют по-разному. Но наиболее емко это явление описали в Interaction Design Foundation. Там его определяют как многократный процесс, в ходе которого мы стремимся понять пользователя, опровергнуть предположения и переосмыслить проблему, чтобы найти неочевидные альтернативные решения.

Читайте также:  Степная зона россии - студенческий портал

Важно!

Дизайн-мышление (англ. design thinking) — методика, которая помогает найти нестандартные решения задачи, ориентированные на интересы пользователя.

В основе дизайн-мышления лежит принцип антропоцентризма.

Любой, кто использует этот принцип, подчиняет свое исследование и работу интересам человека, а не интересам компании, начальника, менеджера проекта или бюрократии.

Главная цель дизайн-мышления — выйти за пределы существующих стереотипов и привычных способов решения задачи. В оригинале это называется thinking outside the box — дословно «думать вне коробки».

Процесс мышления - Студенческий портал

Этапы дизайн-мышления стэндфордской школы дизайна d.school.

Дизайн-мышление можно применять в любой области, например: спланировать тур по Европе, продумать ремонт квартиры, запустить новое медиа или бизнес, разработать логотип и айдентику.

Процесс решения проблемы состоит из пяти этапов: эмпатия, фокусировка, генерация идей, прототип, тест. Рассмотрим каждый этап более подробно на двух контрастных примерах, когда дизайн-мышление мне помогло.

Зимой этого года ко мне обратился владелец тюменского сервисного центра и попросил разработать лендинг. Прежде я делал лендинги только для своих проектов и мне было легко: ведь я знал, что хочу рассказать и донести до пользователей. Но про ремонт смартфонов я не знал ничего, так как никогда не разбивал свои телефоны и не топил их в воде.

Эмпатия — умение включиться в переживания и опыт других людей, понять, что на самом деле их волнует, их потребности и желания. Это — главное качество дизайн-мышления, так как именно эмпатия позволяет отстраниться от своих предположений и убеждений о мире и взглянуть на проблему глазами пользователя.

Настоящий дизайнер — всегда эмпат. Он ищет решение, которое будет наиболее комфортно для человека в повседневном использовании. Делать проекты, в которых вы разбираетесь, — легко.

Если вы увлекаетесь рэпом, сделать лендинг для рэпера будет просто. Но если заказчик торгует на финансовой бирже, вам придется вникнуть в его бизнес, разобраться в процессах и понять, что он чувствует, когда общается с людьми.

Посмотрим, как эмпатия работает на практике.

Чтобы понять, что важно для клиентов сервиса по ремонту телефонов, мне пришлось погрузиться в атмосферу заказчика. Я взял интервью у владельца бизнеса и провел с командой сервиса один рабочий день. Наблюдал за тем, какие вопросы задают клиенты, что их волнует, когда они отдают свои смартфоны на ремонт.

На этом этапе необходимо систематизировать информацию, которую вы получили с помощью эмпатии, проанализировать ваши наблюдения и выделить ключевые проблемы пользователя. Цель фокусировки — сформулировать вопрос, на который вы будете искать ответ на следующем этапе.

В ходе общения с командой заказчика я понял, что большую часть рабочего времени сервис тратил на то, чтобы ответить на одни и те же вопросы: на какой срок дается гарантия; какие случаи — гарантийные; нужно ли вносить предоплату. В итоге я сформулировал такой вопрос: как сэкономить время сервиса и клиента?

После того, как вы определили основную проблему пользователя, придумайте и проработайте решения. Это тот самый момент, когда нужно «думать вне коробки».

Чтобы все прошло успешно, откажитесь от критического мышления, к которому мы все так привыкли. Критика может загубить хорошую идею. Записывайте все, даже самые бредовые мысли. Только после того, как креатив кончится, отберите жизнеспособные идеи и переходите к следующему этапу.

Я предложил несколько решений проблемы:

  • сделать на лендинге раздел с ответами на вопросы;
  • снять видео, где директор сервиса отвечает на вопросы;
  • написать серию постов в соцсетях.

Задача этого этапа — проверить работоспособность ваших идей на практике. Для этого не нужно запускать бетонный завод или разрабатывать выверенный по пикселям макет. Достаточно сделать бюджетную версию продукта с функциями, которые помогут решить обозначенную задачу.

Прототип поможет:

  • в случае успеха найти верное решение, заметить недостатки, доработать его и создать продукт;
  • в случае неудачи опровергнуть вашу гипотезу, сохранить время и деньги.

Если прототип удачный, переходите к следующему этапу. Если нет — возвращайтесь ко второму этапу и попробуйте определить проблему заново.

Раздел на сайте — понятный и универсальный вариант, который работает на всех платформах. Пользователю нужно лишь выбрать нужный вопрос, и ответ появится на экране.

В конце вы тестируете готовый продукт и лучшие решения, которые вы разработали в ходе прототипирования. И хотя это финальный этап, дизайн-мышление — повторяющийся процесс: вы можете использовать результаты тестирования, чтобы определить и решить другие проблемы. Это можно сделать с помощью обратной связи клиентов о прототипе или рабочей версии.

Я сверстал прототип раздела, показал, как он будет выглядеть.

Вместе с заказчиком мы протестировали раздел с разных устройств и убедились, что все работает. После этого я сверстал финальный вариант раздела, добавил фоновую картинку и анимацию.

Представим, что продуктовому дизайнеру необходимо разработать прототип новой микроволновки. Он может действовать стандартными общеизвестными способами: опросить людей, у которых есть микроволновки, собрать обратную связь, узнать плюсы и недостатки отдельных моделей — и на основе полученной информации предложить решение.

Дизайнер также может пойти нестандартным путем: пообщаться с людьми и узнать об их привычках и шаблонах поведения в определенных ситуациях.

Так дизайнер может узнать, что все микроволновки греют по-разному: одна за три минуты едва нагревает еду, а вторая — перегревает так, что нужно ждать, пока еда остынет.

Значит людям нужна не более мощная микроволновка, а понятный интерфейс, который бы четко говорил, как сильно нагреется еда.

Важно!

Момент озарения, когда вы понимаете истинную проблему клиента и пользователя, называется инсайт. Это ключ к прорывным продуктам.

Дизайн-мышление помогает найти инновационные решения, которые не лежат на поверхности, экономить время и деньги. Приведу пример из своего опыта.

Ко мне обратилась студия наружной рекламы, которая хотела увеличить продажи. Для этого руководство студии решило сделать корпоративный сайт. Но обсуждение задачи и часовое интервью с клиентом привело меня к решению, что этой компании лучше сделать лендинг или развивать аккаунты в социальных сетях.

Почти все клиенты обращались в студию, потому что ее рекомендовали как место, где могут быстро разработать и изготовить дизайн вывески или рекламного баннера.

То есть для компаний была важна скорость работы студии, а не наличие корпоративного сайта с возможностью рассчитать стоимость работ, гигантским портфолио и способами оплаты.

Для таких целей гораздо лучше подходят соцсети, мессенджеры или простой лендинг.

Эмпатия и умение мыслить за пределами нормативов, стремление прочувствовать ситуацию и предложить нестандартные решения формируют интуицию дизайнера.

Если бы я не пообщался с заказчиком, а лишь изучил сайты конкурентов, то потратил бы несколько месяцев и сотни тысяч рублей на бесполезный сайт. Именно дизайн-мышление и эмпатия позволили взглянуть на проблему изнутри и найти более эффективное решение.

Ни одна из сфер дизайна не требует такого глубокого погружения в мир клиента и пользователя, как UI-/UX-дизайн. Чтобы создать удобный и практичный продукт, дизайнеру необходимо понять боли и страхи пользователя.

На курсе «UX-дизайн» вы научитесь определять проблемы и находить решения для интерфейсов веб-сайтов, мобильных приложений и сложных сервисов. Курс полезен и для начинающих дизайнеров и для арт-директоров. Они вместе работают на одну цель — найти самое эффективное решение.

Курс «UX-дизайн»

Создавайте эффективные и полезные решения при помощи нового уникального подхода в дизайне. В течение курса вы узнаете, как сделать не просто визуально привлекательные проекты, но и кардинально изменить мышление бизнеса в диджитал, оцифровать любой продукт и сделать его максимально конкурентоспособным.

  • Живая обратная связь с преподавателями
  • Неограниченный доступ к материалам курса
  • Стажировка в компаниях-партнёрах
  • Дипломный проект от реального заказчика
  • Гарантия трудоустройства в компании-партнёры для выпускников, защитивших дипломные работы

Источник: https://skillbox.ru/media/design/chto_takoe_dizayn_myshlenie/

Характеристики мышления у студентов, обучающихся по специальностям «клиническая психология» и «лечебное дело»



  • В статье приводятся результаты исследования характеристик мышления у студентов, обучающихся в медицинском вузе на специальностях клиническая психология и лечебное дело.
  • Ключевые слова: мышление, характеристики мышления
  • Актуальность исследования

Вследствие информации, получаемой человеком из окружающего мира, становится возможным представлять как внешнюю, так и внутреннюю сторону предметов, и предвидеть их изменение спустя время. Это возможно благодаря такому многогранному процессу, как мышление.

Мышление является фундаментальной и значимой психологической способностью человека. Её фундаментальность заключается в том, что разум интерпретируется отличительной чертой человека от других живых существ. Отражение этого факта детерминирует (обуславливает) личностную и социальную значимость мышления.

Для адекватного существования в современном мире человеку необходим оптимальный уровень развития мышления. Мышлением является процесс анализирования и синтезирования непосредственно того, что выделяется анализом [9].

С изменением условий существования социума возникает необходимость преобразования старых профессий и появления новых. Человек, знающий свои стиль и тип мышления, сможет выбрать ту сферу деятельности, которая ему будет интересна, и в которой он будет наиболее успешен.

На первом курсе обучения у студентов следует выявлять особенности мышления, что позволит определить у них отсутствующие качества, которые важны для успешной работы специалиста в выбранной сфере деятельности.

Вследствие этих знаний будет возможным изменение и введение новых образовательных программ для более эффективного формирования профессионального мышления.

  1. Развитие профессионального мышления является неотъемлемой частью вузовской подготовки студентов.
  2. Какие характеристики мышления у студента будут развиваться, зависит от выбранной им специальности: на гуманитарной специальности — развивают самостоятельность и критичность мышления; на естественно-научной — способность преобразовывать предметную реальность; на технической — системное и пространственное мышление.
  3. Творческое мышление развивают у всех студентов, так как способность творчески мыслить необходима специалисту в любой сфере деятельности.
  4. С целью определить различия/сходства характеристик мышления студентов, обучающихся на таких специальностях, как лечебное дело и клиническая психология, было проведено эмпирическое исследование.
  5. Результаты теоретического анализа проблемы

В современной психологии пристальное внимание уделяется изучению такого процесса, как мышление. Психологи, занимающиеся изучением этого многогранного процесса, дают определение мышления, делая акцент на разные стороны этого процесса.

По мнению А. С. Никифорова (1990), мышление является высшей формой познавательной деятельности, которая тесно связана с синтезом, анализом, обобщением накопленных и приобретённых знаний. Мышление позволяет определить внутренние связи между явлениями, предметами и людьми [6].

Как отмечает Н. Н. Данилова (1997), мышление является процессом познавательной деятельности и характеризуется оперированием понятиями, категориями и образами. Особенность и суть мышления заключается в выполнении операций с образами, которые в свою очередь составляют внутреннюю картину мира [4].

По мнению З. А. Зориной и И. И. Полетаевой (2002), мышление является обобщённым и опосредованным отражением окружающей действительности. В основе процесса мышления лежит оперирование образами, позволяющее выделить связи между объектами и их наиболее существенные свойства [5].

Согласно исследованию, проведённому Г. Г. Валиулиной, развитие мышления парней и девушек отличается. На первом-втором курсах парни превосходят девушек в практическом и математическом мышлении, а девушки их в теоретическом мышлении.

На третьем курсе юноши лучше, чем девушки, решают логические задачи и более осведомлены в области профессиональных понятий.

Читайте также:  Аудит операций по валютному счету - студенческий портал

На четвёртом и пятом же курсах девушки превосходят парней по многим характеристикам: в решении логических задач, гибкости мышления, оригинальности мышления, по уровню развития практического мышления и профессионального категориального аппарата [2].

Согласно исследованию О. М. Разумниковой, существуют различия в развитии креативности между юношами и девушками. Исследование было проведено на студентах разных специальностей: биология, математика, социальная работа и инженерия.

Было установлено, что у юношей, больше чем у девушек, развита образная креативность. Различий по развитию вербальной креативности между девушками и юношами не установлено.

У юношей, учащихся на биологов и инженеров, более выражена оригинальность ассоциативного вербального мышления [7].

  • Анри Валлон (1942) описал три принципа в изучении характеристик мышления:
  • 1) Изучение мышления в отношениях и связях с объективной действительностью.
  • 2) Выявление противоречий в развитии мышления, и выделение условий их преодоления.
  • 3) Рассмотрение процесса формирования и развития мышления [10].

Наиболее известные методики исследования мышления: тест Л. С. Выготского — Л. С. Сахарова (1927), предназначенный для исследования особенностей формирования понятий [1]; методика «Пиктограмм» А. Р. Лурия (1932), направлена на изучение творческой активности мышления [1]; тест на интеллект и мышление Д.

Векслера (1939); опросник «Определение типов мышления и уровня креативности»Дж. Брунера (1976), который позволяет определить базовый тип мышления и уровень креативности [8]; методика на пространственное мышление И. С. Якиманской, В. Г. Зархиного и X. М. Кадаяса (1991); тест на креативность мышления Э.

Торренса (1966), адаптирован А. Н. Ворониным в 1994 году [3]; «Тест отдалённых ассоциаций» С. Медника (1962), предназначенный для измерения уровня вербальной креативности [3]; опросник «Порог активности» Т. Л.

Романовой (1991), направленный на диагностику скорости мышления и готовности к совершению действий.

Проанализировав теоретические источники, можно сделать вывод, что понимания такого многогранного процесса, как мышление довольно разнообразны. Благодаря мышлению человек способен познать то, что недоступно представлению и восприятию, выделить существенные связи между людьми, предметами, и отделить их от случайных связей.

Особенностью мышления являются такие характеристики, как глубина, скорость, критичность, гибкость, тип и стиль мышления. Гибкость мышления заключается в умении трансформировать исходные данные и изменять намеченный путь решения проблемы.

Скорость мышления является способностью быстро разобраться в сложившейся ситуации и принять решение. Глубина мышления позволяет видеть причины явлений, проникать в сущность сложных вопросов и предвидеть последствия решений и дел.

Критичность мышления заключается в способности доказывать истинность выдвигаемых суждений, осуществлять объективную оценку своих и чужих суждений и находить в них сильные и слабые стороны.

Материал иметоды. Объем выборки составил 188 студентов ТГМУ 1, 3 и 5 курсов в возрасте от 17 лет до 23 года, из них 94 — студенты, обучающиеся по специальности «клиническая психология», 94 — обучаются по специальности «лечебное дело».

В рамках эмпирического исследования использовали психодиагностический метод, включающий стандартизированные («Активность вербального и наглядно-образного мышления», методики «Выделение существенных признаков», опросника Дж.

Брунера на определение типа мышления, теста вербальной креативности С. Медника и прогрессивных матриц Дж. Равена) и проективный (методики «Пиктограмма») методы.

Статистический анализ полученных результатов проводился путем вычисления коэффициента U — критерия Манна — Уитни, корреляционного анализа и подсчёта распределения величин.

Результаты исследования

В ходе проведённого эмпирического исследования были выявлены особенности мышления студентов 1, 3 и 5 курсов, обучающихся на специальностях «клиническая психология» и «лечебное дело».

Для студентов 1 курса специальности «клиническая психология» характерны высокая продуктивность выполнения однотипных задач с определёнными словами и способность к оперированию суждениями, умозаключениями и понятиями на основе законов логики.

В данной группе больше исследуемых, обладающих символическим и образным типами мышления, вследствие чего предпочитающих преобразовывать полученную ими информацию с помощью арифметических операций и действиями с образами.

Студенты обладают высокой готовностью к созданию новых идей, генерируют нестандартные идеи, мыслят, опираясь на известные модели поведения, абстрагируются от деталей и рассуждают широкими понятиями.

Мышление студентов «клинической психологии» 3 курса отличается способностью быстрого решения однотипных заданий с образами и высокой продуктивностью выполнения словесных и образных задач разного типа с быстрым переключением способа решения. Большинству студентов из группы присущ образный тип мышления, позволяющий преобразовывать информацию с помощью действий с образами. Для студентов характерна высокая способность к познанию и решению различных проблем.

Студентам 5 курса «клинической психологии» свойственна высокая продуктивность выполнения как однотипных заданий с образами в пределах одного способа решения, так и словесных задач разного типа с быстрым переключением способа решения.

В данной группе больше студентов с символическим типом мышления, что свидетельствует о предпочтении преобразовывать полученную информацию с помощью алгебраических правил или арифметических операций.

Исследуемые обладают выраженными способностями к оперированию суждениями, умозаключениями и понятиями на основе законов логики, к познанию и решению проблем и высоким уровнем вербальной креативности.

Мышление студентов 1 курса, обучающихся на специальности «лечебное дело», отличается способностью быстро решать однотипные задания с определёнными словами и образами, в пределах одного способа решения и продуктивностью при выполнении заданий разного типа, которые требуют быстрого переключения с одного способа решения на другой. В этой группе студентов преобладает число студентов с образным типом мышления, при котором преобразование полученной информации осуществляется с помощью действий с образами. Исследуемым свойственны выраженные способности к оперированию умозаключениями, суждениями и понятиями на основе законов логики, к созданию принципиально новых идей. Рассуждения опираются на общепринятые и известные модели поведения, высокая способность к познанию и решению возникающих проблем.

Для студентов 3 курса «лечебного дела» характерны высокая продуктивность при выполнении задач разного типа, требующих быстрого переключения с одного способа на другой и высокий уровень вербальной креативности.

В данной группе студентов больше исследуемых с предметным типом мышления, что означает предпочтение преобразования полученной информации с помощью предметных действий. Студенты обладают средним уровнем выраженности способности к оперированию понятиями, умозаключениями, суждениями на основе законов логики.

Выражены способности к абстрагированию от деталей и мышление широкими понятиями и генерированию оригинальных и нестандартных идей.

Студентам 5 курса «лечебного дела» свойственна высокая эффективность решения однотипных заданий с определёнными словами и высокая продуктивность выполнения задач с образами разного типа, требующих быстрого переключения с одного способа решения на другой. В группе исследуемых преобладает число студентов с образным типом мышления, при котором преобразование информации происходит с помощью действий с образами. Исследуемые обладают высоким уровнем развития творческих способностей.

Применение данных результатов возможно в дальнейшем при работе со студентами в высшем учебном учреждении. Дальнейшие исследования мышления студентов позволят помочь студентам лучше и быстрее развивать профессиональное мышление и важные характеристики мышления, необходимые в будущей профессиональной деятельности.

Литература:

  1. Блейхер В. М., Крук И. В., Боков С. Н. Практическая патопсихология. — М.: Феникс, 1996. — 256с.
  2. Валиуллина Г. Г. Возрастно-половые особенности развития профессионального мышления студентов: Дис. канд. психол. наук. — М.: Дом «Астраханский университет», 2007. — С. 56–63.
  3. Воронин А. Н., Галкина Т. В. Методы психологической диагностики. Выпуск 2. Под ред. Воронина А. Н. — М.: ИП РАН, 1994. — 344с.
  4. Данилова Н. Н. Психофизиология: Учебник для вузов. — М.: Аспект Пресс, 2004. — 373с.
  5. Зорина 3.А., Полетаева И. И. Зоопсихология. Элементарное мышление животных: Учебное пособие/3. А. Зорина, И. И. Полетаева. — М.: Аспект Пресс, 2002. — 320 с.
  6. Никифоров А. С. Неврология. Полный толковый словарь. В 3 т. — М.: Медицина, 2010. — Т.2–464с.
  7. Разумникова О. М. Вопросы психологии. — М.: Ижица, 2002. — 137с.
  8. Резапкина Г. В. Отбор в профильные классы. — М.: Генезис, 2005. — 124с.
  9. Рубинштейн С. Л. Основы общей психологии СПб.: Питер, 2000. — 153с.
  10. Шорохов Е. В. Основные направления исследований психологии мышления в капиталистических странах. — М.: Наука, 1966. — 300с.

Основные термины (генерируются автоматически): студент, мышление, вербальная креативность, способ решения, способность, высокая продуктивность выполнения, профессиональное мышление, многогранный процесс, быстрое переключение, мышление студентов.

Источник: https://moluch.ru/archive/136/38055/

ISSN 1996-3955 ИФ РИНЦ = 0,570

1 Эльбекьян К.С. 1 Пажитнева Е.В. 1 Маркарова Е.В. 1 Муравьева А.Б. 1 1 ФГБОУ ВО «Ставропольский государственный медицинский университет»

1. Ашихмина, Т. В. Методы обучения студентов, обладающих клиповым мышлением / Т. В. Ашихмина // Научно-методический электронный журнал «Концепт». – 2016. – Т. 17. – С. 706–710. 2. Бьюзен, Т. Интеллект-карты.

Практическое руководство / Т. Бьюзен [и др.]– Изд-во: Попурри, 2010 г. 3. Зеленцов, Б. П. О преподавании математики студентам / Б. П. Зеленцов, И. И. Тятенкова И. И. // Непрерывное профессиональное образование: Междунар. сб. науч. ст. / науч. ред. д-р пед. наук, проф. Э. Г. Скибицкий. — Новосибирск: СИФБД. –2007. – С.267–270.
4. Казиник, М. Тайны гениев / М. Казинак – 4-е изд. – М.

: Легейн, 2010. – 304 с.
5. Семеновских, Т. В. Психолого-педагогические детерминанты академического мошенничества в исследовательских работах студентов / Т. В. Семеновских // Интернет-журнал «Науковедение». – 2013. – №4 (17) [Электронный ресурс]-http://naukovedenie.ru/PDF/ 61pvn413.pdf.
6. Семеновских, Т. В. Феномен «клипового мышления» в образовательной вузовской среде / Т. В. Семеновских // Интернет-журнал «Науковедение». – 2014. – №5 (24) [Электронный ресурс]-http://naukovedenie. ru/PDF/105PVN514.pdf.

Педагоги высшей школы все чаще отмечают низкий уровень подготовленности абитуриентов. Эта тенденция чаще наблюдается на примере усвоения обучающимися естественнонаучных дисциплин, требующих от них системного восприятия информации, умения размышлять, анализировать, устанавливать вза­имосвязь причин и следствий, а также способности логически рассуждать. Причина такого низкого уровня освоениязнаний по естественнонаучным дисциплинам, по мнению психологов,заключаетсяв доминировании у обучающихся «клипового мышления». Термин «клиповое мышление» появился в середине 1990-х годов.Под данным понятием понималось способность индивида воспринимать мир как короткие яркие образы, так называемые видеоклипы. Слово «clip» в переводе с английского означает фрагмент текста, вырезка из газеты, отрывок из видеофильма. Как видеоряд большинства музыкальных клипов состоит из цепочки слабо связанных по смыслу кадров, так и при клиповом мышлении человек видит мир не едино, а фрагментарно. Культуролог К.Г. Фрумкин в 2010 году выделил такие предпосылки явления «клиповое мышление» у молодежи [5]:

  • 1) большой объем информации;
  • 2) высокая скорость поступления информационного потока и потребность в его актуальности;
  • 3) большое разнообразие поступающей информации;
  • 4) увеличение количества действий, которые совершаетличность одновременно;
  • 5) рост диалогичности в социальной среде.
Читайте также:  Объектно-ориентированная модель - студенческий портал

Анализ различной литературы [5, 6 и др.], посвященной изучению феномена «клиповое мышления», позволяет дать нам следующее понятие.

Клиповое мышление – это явление воспроизведения разнообразных объектов, без связующих элементов между ними, характеризующихся не логичностью, разнородностью и высокой скоростью переключения между фрагментами информации, что приводит к отсутствию у индивидуума целостного восприятия поступающей информации.

Следует отметить два важных факта. Во-первых, развитие у современной молодежи «клипового мышления» неизбежно.

  1. Во-вторых, студент слабо концентрирует свое внимание на поступающую информацию, не способен анализировать ее, вследствие чего у него понижается уровень успеваемости.
  2. Ученые отмечают следующие особенности студентов – обладателей клипового мышления [3]:
  3. 1)  отсутствие способности к анализу, логике, умению выделять ключевое, устанавливать причинно-следственные свя­зи;

2)  преобладание кратковременной памятью. Студенты быстро забывают материал и неумеют его воспроизводить. Причина заключается в том, что при клиповом мышлении доминирует кратковременная память, вследствие чего информация быстро стирается в течение двух-трех дней.

Известно, что запоминание осуществляется на основании анализа и установления логических связей. Сначала мозг устанавливает логические связи, усваивает их и после этого осуществляется запоминание. Такое запоминание основано на продолжительном мышлении, которое закрепляется на долгие годы.

При использовании специалистом полученных знаний в профессиональной деятельности происходит быстрое восстановление в случае их востребованности;

  • 3)  умение оперировать мыслями только малой длины. При увеличении сложности изучаемых материалов приводит к абсолютному его непониманию;
  • 4)  отсутствие интересак изучаемому предмету, которое объясняется частичным или полным его не понимании;
  • 5)  быстрая утомляемость при изучении обязательных дисциплин;
  • 6)  низкая самоорганизация, обусловленная низким уровнем интереса к изучаемой дисциплине.
  • Существуют и положительные стороны «клипового мышления» [1]:
  1. Сохраняет мозг от избыточной информационной нагрузки.Некоторые специалисты считают клиповое мышление механизмом адаптации всфере информационных технологий.
  2. Развивает многозадачность. Американский психолог Лари Розен в книге «Я, моё пространство и я: воспитание сетевого поколения» отмечает, что сильная сторона обладателей клипового мышления – возросшая способность к многозадачности. Такие люди могут одновременно совершать несколько действий.
  3. Ускоряет реакцию. Известный британский футуролог Джеймс Мартин — предсказатель появление интернета, выделил на два типа личностей. Это «люди книги» и «люди экрана». Первый тип получают информацию от чтения и обладают так называемым «продолжительным» мышлением. Второй тип наделены клиповым мышлением, способны обладать скоростным откликом и быстрым реагированием на любые изменения.

Медики и психологи утверждают, что для эффективного мыслительного процесса требуется работа обоих полушарий головного мозга человека: левого, отвечающего за логику, анализ и упорядоченность; и правого, отвечающего за воображение, представление образов, пространственные соотношения.

Наилучшего эффекта достигает тот, кто гармонично использует оба полушария, т.е. обладает как логическим, понятийным, так и клиповым мышлением.

Таким образом, целесообразно было бы развивать аналитическое и понятийное мышление у современных студентов, одновременно пользуясь теми новейшими качествами клипового мышления, которые сформировались в процессе информатизации окружающей их среды.

Для полноценного развития мыслительного процесса студентов Михаил Казиник[4] предлагает включать в учебный процесс метод обучения через противоречия, названный «методом парадоксов». Исследования показали, что если преподаватель предлагает два противоречивых, взаимоисключающих утверждения, то обучающиеся задумываются и анализируют представленную информацию.

  1. Эффективно мыслить студентов способствуют такие активные методы обучения, как:
  2. — дискуссия;
  3. — мозговой штурм;
  4. — дебаты;
  5. — кейс-технологии;
  6. — интеллектуальная «дуэль»;
  7. — метод проектов;
  8. — форум;
  9. — круглый стол.

Данные методы были популярны и ранее. Но учитывая особенности феномена «клиповое мышление», необходимо как в вышеперечисленных активных методах обучения, так и в традиционных методах изменить формат изложения, иначе структурировать информацию. Как можно чаще использовать яркие, четкие, наглядные, образные, запоминающиеся формулировки.

Одним из таких вариантов, способствующим повышению эффективности умственной деятельности обучающихся с применением образов, являются интеллектуальные карты или интеллект-карты.

Метод интеллектуальных карт в своих трудах популярно описал известный психолог Тони Бьюзен[2], который занимаясь с неуспевающими школьниками, смог превратить процесс обучения в увлекательное и очень эффективное занятие.

  • Интеллект-карты используются для:
  • — эффективного запоминания материалов;
  • — упорядочивания и систематизации информации, установления логических связей;
  • — планирования деятельности;
  • — подготовки к публичным обсуждениям;
  • — поиска решений в сложной неординарной ситуации;
  • — рассмотрению многочисленных вариантов решения задач.

Построение карты начинается с мозгового штурма, выявлении проблемы, выработки идей. Наглядное представление информации в виде структуры данных помогает упростить работу, ускорить запоминание и воспроизведение материала.

Автор интеллектуальных карт предлагает следующие правила их построения:

  1. Необходимые материалы для составления карт: чистый лист бумаги, разноцветные ручки, фломастеры, маркеры, карандаши.
  2. Обрабатываемая информация: книги, учебники, видео-презентация, статьи, ссылки в интернете.
  3. Работу интеллектуальных карт следует начинать со следующего. В центре листа отображается центральный образ, который будет символизировать тему. От центрального образа отводятся толстые ветви, на которых будут написаны самые важные ключевые слова, касающиеся данной темы. Каждая ветвь должна содержать одно слово. От толстых ветвей аналогично отходят более тонкие ветви, уточняющие основные мысли.

Тони Бьюзен при работе с интеллект-картами рекомендует:

  1. Использовать как можно больше рисунков, поскольку зрительный образ запоминается на долгое время, воспринимается эффективно и быстро, формирует огромное количество ассоциаций.
  2. Считывать информацию по кругу, начиная с центра карты и продолжая с правого верхнего угла и далее по часовой стрелке.
  3. Использовать разные цвета в оформлении карт.
  4. Больше экспериментировать, пробовать, искать и находить лучшие способы представления информации. Стремится к тому, чтобы карта была уникальной, носила неординарный характер.
  5. Использовать ключевые слова и фразы, а не предложения.
  6. Использовать не более пяти ответвлений от каждого объекта.

Именно такая карта легко воспринимается, запоминается и воспроизводится современной молодежью, обладающей клиповым мышлением.

Таким образом, интеллект-карты являются инструментом развития мыслительной деятельностиобучающихся, поэтому успешно применяются в образовательном процессе преподавателями. Интеллектуальные карты позволяют учащимся:

  1. Упростить работу с информацией на основе анализа, выявления логических закономерностей, быстрого запоминания.
  2. Сделать период подготовки докладов, рефератов, курсовых, дипломных работ, диссертаций и научных исследований структурированным и спланированным процессом.
  3. Быстро запоминать информацию, используя свойства образной и зрительной памяти.
  4. Накапливать идеи для творческой и интеллектуальной деятельности.
  5. Провести наглядный сравнительный анализ для принятия взвешенного решения по разрабатываемой теме.
  6. Следить за собственными шагами на пути продвижения к намеченной цели, распределять для этого необходимое время и усилия.

Резюмируя вышесказанное, можно сделать вывод о том, что современным педагогам необходимо учитывать особенности феномена «клиповое мышление» при организации образовательного процесса в учебной деятельности студентов, используя наглядные презентации (карты, схемы, образы) с понятными и запоминающимися формулировками.

Библиографическая ссылка

Эльбекьян К.С., Пажитнева Е.В., Маркарова Е.В., Муравьева А.Б. ОСОБЕННОСТИ КЛИПОВОГО МЫШЛЕНИЯ СОВРЕМЕННОГО СТУДЕНТА // Международный журнал прикладных и фундаментальных исследований. – 2017. – № 4-1. – С. 289-292;
URL: https://applied-research.ru/ru/article/view?id=11384 (дата обращения: 20.03.2020).

Источник: https://applied-research.ru/ru/article/view?id=11384

Openedu.ru

  • 15 недель
  • от 5 до 6 часов в неделю
  • 2 зачётных единицы

Онлайн-курс «Критическое мышление» представляет собой образовательную технологию, обучающую навыкам работы с информацией, ее анализа и выявления сущности.

Обучающиеся познакомятся с психологией мышления, научатся работать с ловушками и стереотипами мышления, обрабатывать большие потоки информации, формировать собственную позицию по актуальным вопросам общественного развития, аргументировать свои суждения, принимать решения в коллективном и индивидуальном форматах.

Уровень подготовки: бакалавриат

Формат

Курс будет состоять из 10 видео-лекций по 7-10 минут. Большую часть материалов курса обучающийся будет осваивать самостоятельно, выполняя практические упражнения и участвуя в мероприятиях, по взаимной оценке. Курс предполагает организацию и управление процессом общения по темам, связанным с курсом и ориентирован на применение заданий, мотивирующих взаимное обучение слушателей курса.

После каждого модуля (недельного цикла) предполагается контрольное задания, проверяющее сформированность заявленных в курсе компетенций (их частей).

Требования

Для успешного изучения курса необходимы знания в объеме школьной подготовки по истории, литературе, физике, химии.

Программа курса

Раздел 1. Психология критического мышления

  • Что такое критическое мышление?
  • Зачем уметь мыслить критически?
  • Враги эффективного мышления
  • Формирование критического склада ума
  • Методы развития критического мышления

Раздел 2. Эффективная работа с информацией

  • Связь критического мышления с логикой, риторикой, теорией аргументации
  • Теория аргументации
  • Структура доказательства
  • Основные приемы опровержения
  • Методы защиты от манипуляций
  • Тактика убеждения

Раздел 3. Критическое мышление и процесс принятия решений

  • Инструментарий для принятия решений
  • Модели принятия решений: индивидуальные и коллективные
  • Решение проблем
  • Решение задач

Результаты обучения

  • Курс «Критическое мышление» формирует результаты обучения:
  • РО-1 Умение критически анализировать информацию, формировать собственное мнение и аргументировать свою позицию по универсальным проблемам бытия и актуальным проблемам современного общества.
  • РО-2 Способность мыслить явления окружающего мира во взаимосвязи, целостности и развитии, выявлять проблемы и предлагать решения на основе системного подхода.
  • РО-3 Способность нестандартно мыслить, самостоятельно вырабатывать технологии мышления, генерировать идеи и принимать решения в условиях неопределенности.

Формируемые компетенции

способность к критическому анализу и оценке современных научных достижений, генерированию новых идей при решении исследовательских и практических задач, в том числе в междисциплинарных областях (УК-1)

Источник: https://openedu.ru/course/urfu/Crithink/

Ссылка на основную публикацию