Далеко-далеко в прекрасном королевстве жила-была Принцесса. Она отличалась ото всех других принцесс тем, что росла болезненной, и Король с Королевой очень сильно опекали ее. Они переживали за каждый
В каждой из нас есть внутренняя женщина и внутренний мужчина. Внутри нас как бы живут две субличности, которые постоянно взаимодействуют. И то насколько они находятся в балансе, насколько гармоничны
Интернет пестрит трудами про то, как отличить правду от лжи по движениям глаз, удлиняющемуся носу и по прочим мимическим радостям. Решил бросить свои пять копеек в решение этого вопроса и я. Есть
Нас окружает множество предложений психологических услуг, однако не все услуги психологической помощи предлагают психологи. Кто же такой — психолог?
Каждое утро, только открыв глаза и поняв, что наступил новый день, она испытывает страх. Снова новый день… Снова идти на работу, поэтому как только понимает, что наступил новый день, хочется продлить
Что такое социальное тревожное расстройство или «лучше я постою в сторонке» Социофобия — это достаточно распространенное явление, при котором мы не просто волнуемся в обычных бытовых, социальных
Статья о том, как зависимость от трудовой деятельности влияет на здоровье человека.
Депрессия очень знакомый термин для каждого из нас. Как часто мы говорим “я в депрессии” или “у меня депрессия”. По статистике, сейчас каждый четвертый имеет депрессивный синдром. А последствия этого
Каждый хоть раз задумывался о том, что такое любовь. Смесь чувств? Эмоций? Ответственность или привязанность? Безусловна ли, может ли длится вечно? Мы все по-разному ее определяем и описываем, и как
Согласитесь, вокруг стало их очень много. Обе эмоции настолько болезненны и деструктивны, что сопровождающая их нервозность, агрессия, гнев, боль и ненависть просто заполняют все пространство рядом с
Статья о возможном избыточном внимании, которое уделяется прошлому и настоящему и злоупотреблении призывами жить сегодняшним днем. Противопоставление традиционному подходу в психоанализе теории о
Современное состояние культурного процесса всё явственнее показывает нам, что такой характеризующий признак произведения искусства как массовость и высокий уровень популярности отнюдь не умаляет
Анима (от лат. anima – душа) – бессознательное представление, выступающее в образе женского начала в мужчине.
Анимус (от лат. animus – дух) – бессознательное представление, выступающее в образе мужского начала в женщине.
Сервис поиска и продвижения услуг Profiles провел свой независимый рейтинг среди специалистов 10 категорий. За право называться лучшими в своем деле в течение 3 месяцев боролись визажисты,
Жан Вильям Фриц Пиаже — швейцарский психолог и философ, известен работами по изучению психологии детей, создатель теории когнитивного развития. Основатель Женевской школы генетической психологии,
Profiles.ru проводит рейтинг среди специалистов из Санкт-Петербурга в сфере красоты и здоровья: фитнес-тренеров, диетологов, стилистов, парикмахеров, визажистов, мастеров по ногтям, дизайнеров
Наверное, каждому из нас с раннего детства знаком незабываемый (в самом отвратительном смысле этого слова) вкус лукового супа. Редко кому он по нраву: обычно пары ложек этого вареного месива за глаза
Сергей Леонидович Рубинштейн — советский психолог и философ, член-корреспондент Академии наук СССР, один из создателей деятельностного подхода в психологии. Основатель кафедры и отделения психологии
Блюма Вульфовна Зейгарник (урождённая Герштейн) — советский психолог, основательница советской патопсихологии. Широко известен результат дипломной работы Зейгарник, выполненной под руководством Курта
Мы часто раздражаемся и злимся на родителей, а потом виним себя за это. О том, откуда это раздражение и как с ним быть, читайте в статье.
‹ › Психологические тесты Психологические тесты онлайн
- Прогрессивные матрицы Равена (Raven Progressive Matrices) — тест, предназначенный для…
- Методика восьми влечений или Метод портретных выборов (МПВ) — это проективный личностный…
- Тест — опросник Г. Шмишека, К. Леонгарда предназначен для диагностики типа акцентуации…
- Еще один простой и доступный для любого психолога тест, который позволяет достаточно…
- Жизнь ребенка в школе или в садике — это всегда загадка для родителей: хорошо ему там или…
- Шкала созависимости Уайнхолд (The Codependency Self-Inventory Scale) разработана в 1989…
- Проективный тест «Куб в пустыне» позволяет увидеть себя таким, каким Вы есть на самом…
- Методика восьми влечений или Метод портретных выборов (МПВ) — это проективный личностный…
- Цветовой тест Люшера — психологический тест, разработанный доктором Максом Люшером….
- Эрик Леннард Берн (наст. имя: Леонард Бернстайн) — американский психолог и психиатр….
- Жан Вильям Фриц Пиаже — швейцарский психолог и философ, известен работами по изучению…
- Сергей Леонидович Рубинштейн — советский психолог и философ, член-корреспондент Академии…
- Жан Вильям Фриц Пиаже — швейцарский психолог и философ, известен работами по изучению…
- Сергей Леонидович Рубинштейн — советский психолог и философ, член-корреспондент Академии…
- Блюма Вульфовна Зейгарник (урождённая Герштейн) — советский психолог, основательница…
- Ни один теоретик не смог настолько выразительно обрисовать социальные детерминанты…
- Многие исследователи после Фрейда пытались пересмотреть психоанализ, чтобы показать…
- Карл Рэнсом Роджерс — американский психолог, один из создателей и лидеров гуманистической…
Книги по психологии и саморазвитию
Источник: https://psychojournal.ru/
Профилактика психологического здоровья — международный студенческий научный вестник (электронный научный журнал)
1 Сосина Н.И. 1 Михалева А.Б. 1 1 Северо-Восточный федеральный университет
1. Марцинковская Т.Д., Ярошевский М.Г. 100 выдающихся психологов мира. – М.: Институт практической психологии, 1996. – 320 с.
2. Михалева А.Б. Здоровый образ жизни – здоровье психики // Приоритетные направления развития бокса в начале XXI в.
: опыт, проблемы и перспективы. – Якутск, 2007. – С. 52-55.
3. Фейдимен Дж., Фрейгер Р. Личность и личностный рост. Выпуск 2. – М.: изд. Российского открытого университета, 1992. – 136 с.
4. [Электронный ресурс]. http://www.takzdorovo.ru.
В настоящее время актуальными, даже в какой-то степени модными являются вопросы здорового образа жизни и психологического здоровья. История учит, что в Античную эпоху, где практически все ученые (Сократ, Платон, Аристотель, Эпикур, стоики) поднимали вопросы нравственности и безнравственности, не были услышаны, и наступила эпоха Средних веков с жестким регламентом и контролем жизни человека, нередко силой объяснявшая законы Добра [1].
Под психологическим здоровьем мы подразумеваем наличие нормы в интеллектуальном развитии человека, положительные эмоции и способность к эмоциональной регуляции, коммуникативную культуру и нравственное поведение [2].
Здоровый образ жизни (ЗОЖ) – это активное участие в трудовой, общественной, семейно-бытовой, досуговой формах жизнедеятельности человека.
В узко биологическом смысле речь идет о физиологических адаптационных возможностях человека к воздействиям внешней среды и изменениям состояний внутренней среды.
Базовыми элементами ЗОЖ являются воспитание с раннего детства здоровых привычек и навыков; окружающая среда; отказ от вредных привычек; питание; движение; гигиена организма; закаливание. На физиологическое состояние человека большое влияние оказывает неразрывное с ним психоэмоциональное состояние, которое зависит от его умственных установок.
Малоподвижный образ жизни всюду преследует современного человека, в том числе и студенческую молодежь. Современная молодежь много сидит в университетской аудитории, в читальном зале библиотеки, за компьютером и телевизором, а дома или в общежитии, уже обессилившая после продолжительного сидения, предпочитает лежать.
Статистика показывает: спортивная подготовка старшеклассников выше, чем у студентов. Значит, юноши и девушки из года в год физически слабеют. И не удивительно, что первые признаки старости наступают уже к 30 годам.
Важнейшей причиной гиподинамии среди нашей молодежи являются и суровые климатические условия Якутии, препятствующие свободной игровой и трудовой деятельности на воздухе, общению с природой.
Вместе с тем резко-континентальный климат – это и благоприятная среда для психической депривации, результаты которой без компетентного вмешательства специалистов могут создать определенные трудности для нормального развития личности.
Прекрасным средством профилактики физического и психологического здоровья являются, например, физические упражнения и йога. В России до недавнего времени пропагандировались лишь занятия физкультурой и спортом.
Существенная разница между этими подходами к активизации жизненных ресурсов заключается в том, что после занятий физкультурой или спортом человек ощущает усталость и недостаток энергии, а упражнения йогой способствуют не только аккумулированию энергии, но и улучшению мыслительной деятельности, снятию стрессов и гармонизации внутренних процессов в организме.
В настоящее время все увереннее звучат предложения занятия йогой – результат многовекового опыта человечества в формировании гармонии духа и тела [2].
Другие техники телесноориентированной психологии, также могут способствовать профилактике психологического здоровья. Это психосоматический массаж и упражнения, разработанные В. Райхом, А. Лоуеном, И. Рольф, Ф.М. Александером, М. Фельденкрайзом [3]. Ф.
Матиас Александер считает, что люди в основном неправильно и неэффективно пользуются своими телами. Это привычки в держании и движении тела, привычки, которые непосредственно влияют на то, как мы функционируем физически, умственно и эмоционально.
Им разработана оригинальная техника, показывающая способ преодоления сложившихся «неправильностей» в действии и покое. Ф.М. Александер полагал, что предпосылкой свободных и естественных движений является наибольшее возможное растяжение позвоночника, его естественное вытягивание вверх.
Работа Моше Фельденкрайза направлена на восстановление связей между двигательными участками коры головного мозга и мускулатурой, которые напряжены или испорчены дурными привычками.
Цель состоит в том, чтобы создать в теле способность двигаться с минимумом усилий и максимумом эффективности, посредством не увеличения мускульной силы, возрастающего понимания того, как тело работает. Работу тела возглавляет ум.
Развивая и воспитывая свое тело, человек развивает и воспитывает свою психику. Раскрой прежде такие способности своего тела, как терпеливость, выносливость, умеренность, накопление, бережливость и, со временем, они проявятся на психическом уровне.
Так, научи свое тело копить продукцию организма, то есть не позволяй себе плеваться, соблюдай культуру туалета и тебе станут доступны такие качества как чистоплотность, бережное отношение к богатству своей семьи и других людей, стремление сохранить доверенные тебе истории и мысли.
В заключение приведем рекомендации, разработанные международной группой врачей, диетологов и психологов, которые составляют основу здорового образа жизни [4]: 1. Изучая иностранные языки, производя подсчеты в уме, мы тренируем головной мозг и замедляем процесс возрастной деградации умственных способностей. 2.
Найдите подходящую для себя работу, которая будет вам в радость. 3. Не ешьте слишком много. Это способствует поддержанию активности клеток, их разгрузке. Меню должно соответствовать возрасту. 4. Имейте на все свое мнение. Осознанная жизнь помогает как можно реже впадать в депрессию и быть подавленным. 5. Сохранить молодость помогут любовь и нежность.
Эти чувства связаны с выработкой гормона счастья – эндорфина, который укрепляет иммунитет. 6. Спать рекомендуется при температуре 17–18 градусов. От температуры окружающей среды зависят обмен веществ в организме. 7. Двигайтесь, даже восемь минут спорта в день продлевают жизнь. 8. Не подавляйте в себе гнев.
Различным заболеваниям, даже онкологии, более подвержены люди, которые «вечно недовольны собой и окружающими». Лучше выговориться и поспорить.
Таким образом, осознание и развитие в себе физического и психологического здоровья, переживание удовольствия духовной реализации, занятия научными исследованиями и практической психологией являют собой здоровый образ жизни и прекрасно способствуют движению на пути к гармоничному типу личности.
Библиографическая ссылка
Сосина Н.И., Михалева А.Б. ПРОФИЛАКТИКА ПСИХОЛОГИЧЕСКОГО ЗДОРОВЬЯ // Международный студенческий научный вестник. – 2016. – № 5-1.;
URL: http://eduherald.ru/ru/article/view?id=15326 (дата обращения: 20.03.2020).
Источник: https://eduherald.ru/ru/article/view?id=15326
Формирование психологического здоровья студентов
Проблема психологического здоровья человека, условий его гармонизации относится к числу актуальных социально-психологических проблем. Психологическое здоровье людей является неотъемлемым условием социальной стабильности, прогнозируемости процессов, происходящих в обществе.
В то же время современная социально-психологическая, социально-экономическая ситуация характеризуется ростом напряженности жизни, ее темпа, постоянно увеличивающимся потоком информации, интенсификацией межличностной коммуникации, что определяет проблему психологического здоровья человека как одну из приоритетных в социальной психологии.
Долгие годы психическое здоровье человека рассматривалось только в рамках медицинской науки — психиатрии и невропатологии, которая считала и продолжает рассматривать их как «духовные приложения» к телесным срывам, либо как следствие несовершенства мира. Начало другого подхода к пониманию психологического здоровья, как известно, было положено З. Фрейдом, который понимал многие психические нарушения как следствие внутриличностных конфликтов, которые тревожат даже здоровых людей.
Проблема психического здоровья личности рассматривалась и со стороны российских ученых с начала 20 века. Огромная заслуга в постановке проблемы и привлечения к ней внимания широкой общественности принадлежит академику В.М.
Бехтереву, который формулирует тему психического здоровья еще в самом начале своей творческой деятельности. Основные мысли В.М.
Бехтерева относительно условий формирования здоровой личности и главенствующей роли социального начала в жизнедеятельности человека значительно опередили во времени близкие по смыслу рассуждения в современной гуманистической психологии.
Одним из современных ориентиров образования выступает создание условий для полноценного развития субъектов образовательного процесса. Говоря о полноценности развития, многие современные исследователи связывают его с понятием «психологическое здоровье» как цели и критерия успешности личностного развития человека.
Психологическое здоровье — необходимое условие полноценного функционирования человека в социуме, что определяет неразделимость телесного и психического.
Психологически здоровый человек — это человек творческий, жизнерадостный, открытый для всего нового, познающий себя и окружающий мир не только разумом, но и чувствами, интуицией. Он полностью принимает себя и при этом признает ценность и уникальность окружающих людей.
Такой человек возлагает ответственность за свою жизнь, прежде всего на самого себя и извлекает уроки из неблагоприятных ситуаций. Его жизнь наполнена смыслом, хотя он не всегда формулирует его для себя. Он находится в постоянном развитии, и способствует развитию других людей.
Понимая, что его жизнь может быть не совсем легкой, он должен научиться легко, адаптироваться к быстро изменяющимся условиям жизни. Кроме того, он должен уметь находиться в ситуации неопределенности.
Таким образом, можно сделать вывод, что главным для психологически здорового человека является гармония или баланс. Это гармония между различными составляющими самого человека: эмоциональными и интеллектуальными, телесными и психическими, гармония между окружающими людьми и человеком, с природой, космосом. При этом гармония рассматривается не как статическое состояние, а как процесс.
Психологическое здоровье представляет собой динамическую совокупность психических свойств человека, обеспечивающих гармонию между потребностями индивида и общества, являющихся предпосылкой ориентации личности на выполнение будущей жизненной задачи. Жизненную задачу при этом можно рассматривать как то, что необходимо сделать для окружающих именно конкретному человеку с его способностями и индивидуальными возможностями.
Результаты многих исследований последних лет свидетельствуют о нарастающих нагрузках на нервную систему, психику человека. Информационный объем, убыстрение ритма жизни, негативная динамика межчеловеческих отношений (замкнутость, снижение уровня социальной поддержки, возрастание агрессивных факторов и т.
д.) и другие патогенные особенности современной жизни приводят к чрезмерному эмоциональному напряжению не только взрослых людей, но и детей. Эксперты Всемирной Организации Здоровья отмечают заметное распространение нервно-психических расстройств не только у детей, но и у взрослых, работающих с детьми.
Для определения путей развития психологического здоровья людей необходимо определить само понятие нормы психологического здоровья.
Для психологического здоровья норма — это присутствие определенных личностных характеристик, позволяющих не только адаптироваться к обществу, но и развиваясь самому, содействовать его развитию. Норма — это некий образ, который служит ориентиром для организации педагогических условий ее достижения.
Альтернатива норме в случае психологического здоровья — отсутствие возможности развития в процессе жизнедеятельности, неспособность к выполнению своей жизненной задачи.
Критерии психологического здоровья рассматриваются во многих работах современных исследователей. В наше время все чаще к определению психологического здоровья предлагается уровневый подход. М.С.Роговин основывает уровни на сохранности функций внешней и внутренней регуляции. Б.С.
Братусь выделяет как высший уровень — способность строить адекватные способы смысловых стремлений и особенности нейрофизиологической организации психической деятельности. Мы хотели бы остановиться на точке зрения, излагаемой В.С.Мухиной и ее сотрудниками — О.В.Хухлаевой, Т.Н.
Счастной, строившим свою концепцию на положении, что развитие является необратимым процессом, заключающимся в изменении типа взаимодействия с окружающей средой.
Эти изменения проходят через все уровни развития психики и сознания, где и формируется качественно иная способность интегрировать и обобщать опыт, получаемый в процессе жизнедеятельности.
С этих позиций понимание нормы должно основываться на анализе взаимодействия человека с окружающей средой, что предполагает гармонию между умением человека адаптироваться к среде и умением адаптировать ее в соответствии со своими потребностями. Соотношение между приспособляемостью и приспособлением среды не является простым равновесием, оно зависит не только от конкретной ситуации, но и от возраста человека.
Состояние здоровья студентов привлекает все большее внимание специалистов различных областей медицины. Это обусловлено ролью, которую играет данная социальная группа в обществе.
Среди проблем, связанных с охраной здоровья студентов, значительное место занимают нервно-психические расстройства. При сравнении психического здоровья различных групп населения оказалось, что в отношении студенчества эта проблема наиболее актуальна.
Напряженный темп жизни и учебы предъявляет повышенные требования к компенсаторным механизмам психики, срыв которых приводит к возникновению стресса, психологическим и социальным конфликтам и, что сегодня особенно актуально, употреблению психоактивных веществ (ПАВ).
В этой области проводятся широкие психопатологические, генетические и социально-психологические исследования.
Время обучения совпадает с возрастом наиболее высокого риска манифестации психической патологии, что, возможно, обусловлено не только биологической природой психических заболеваний, но также значительными стрессовыми нагрузками, создающими дополнительные условия для активного проявления до сих пор латентного болезненного процесса. Специфически важное значение для студенческой молодежи имеет, и фактор времени, поскольку учебная дезадаптация даже на относительно недлительный период приводит к неустранимому отставанию от графика обучения и, следовательно, к затяжной дезадаптации вследствие годичного перерыва в учебе (академический отпуск).
Отдел психического здоровья Всемирной организации здравоохранения (ВОЗ) включил в список выдающихся публикаций в области психиатрической эпидемиологии исследование, проведенное в университетах США, признав тем самым важность и актуальность изучения здоровья студентов.
Исследователи поставили цель — оценить психические нарушения во время учебы в университете. Выборка состояла из 188 специально отобранных студентов мужского пола, у которых при поступлении в колледж не было обнаружено соматических или психических нарушений.
Около 45 лет или до самой смерти за ними наблюдали один раз в два года или ежегодного посредством использования опросника. Как и в большинстве исследований выборок населения, авторы обнаружили общий коэффициент для «принадлежности к случаю заболевания» (20-25%).
Наблюдаемая распространенность алкоголизма (14%) и большого депрессивного расстройства (6%) в этой выборке студентов (поступивших в колледж) сходна с коэффициентами их распространенности на протяжении жизни.
По обобщенным литературным данным, основное число расстройств нервно-психического уровня представлено невротическими колебаниями (около 19%), выявляющимися у студентов на первом курсе. На протяжении учебы колебания составляют от 5,8 до 14,8% всех нервно-психических расстройств в зависимости от факультета и курса вуза.
Оценивая распространенность пограничных нервно-психических заболеваний у студентов, отдельные авторы приводят цифру 56,6%. От 51 до 70,5% пациентов с невротическими заболеваниями — это лица в возрасте 19-25 лет. Е. Д. Красик с соавт. (1982) провели анализ заболеваемости студентов в различных многопрофильных вузах.
Ими установлено, что распространение пограничных нервно-психических расстройств на технических, медико-биологических, физико-математических и гуманитарных факультетах составило пропорцию 1:1,5:2:6.
Различные авторы считают, что наибольший риск возникновения этих заболеваний в изучаемой студенческой популяции приходится на младшие курсы (1 и 2), достигая максимума к 3 курсу. Это связано с трудностями адаптации к новым профессиональным и бытовым условиям. Затем вероятность развития этой патологии снижается, становясь минимальной на 4—6 курсах обучения.
Причем в 46,6% случаев заболевание возникало во время экзаменационной сессии, так как она является пиком умственной перегрузки и сильной стрессовой ситуацией. Ведущий синдром невротического расстройства — астенический. Он возникает в результате психогений, связанных с учебной деятельностью студентов, и оказывающих наиболее сильное дезадаптирующее влияние.
Отчисления из вузов по поводу пограничных состояний преобладают у студентов первого курса — 6,4% всех больных этого курса. Дезадаптация в целом характеризуется ухудшением успеваемости и ведет к необходимости оформления академических отпусков.
Литература
- Ананьев В.А. «Введение в психологию здоровья», — Спб., 1998 г.
- Водопьянова Н.Е., Ходырева «Психология здоровья» 2001 г.
- Васильева О.С., Филатова Ф.Р. «Психология здоровья человека» (эталоны, представления, установки): М., 2001 г.
- «Психологическое здоровье» / под ред. Г.С.Никифорова — Спб., Питер 2006 г.
Оригинал работы:
Формирование психологического здоровья студентов
Источник: https://www.informio.ru/publications/id3554/Formirovanie-psihologicheskogo-zdorovja-studentov
Факторы, влияющие на психическое здоровье студентов
В статье рассматривается о факторах, влияющих на психическое здоровье студентов.
Студенты и молодые специалисты тоже подвреженны определѐнным стрессам: экзамены, часто разлука с домом и близкими, социальная неустроенность и адаптация к новым условиям – в возрасте, когда ресурсы личности и оптимизм по поводу здоровья кажутся неисчерпаемыми.
Неумение отдыхать, избавляться от последствий стрессов и незнание базовых техник релаксации – всѐ это подтачивает физические и психические ресурсы человека.
Стремление получить признание и высокий статус в новом коллективе, выделиться или занять достойное положение и само реализоваться в группе студентов ровесников, не должны соседствовать с неразборчивостью средств достижения своей цели и различными формами рискованного поведения. И уберечь молодых людей от этого забота педагога и куратора.
Важно помочь студенту – предупредить появление стресса, снабдить ребят доступными и простыми методиками – снятия напряжения и перенапряжения от повышенных требований и психических нагрузок и перегрузок.
Необходимо помнить, что психическое и физическое здоровье сегодняшнего студента – завтра будет определять успешность деятельности профессионала, его индивидуальный стиль поведения и образ жизни, а также и статус высшей школы – в обществе.
Поэтому, в работе со студентами, важно формировать у них положительные оптимистические установки, и формировать – внутренние механизмы подкрепления деятельности направленной на преодоление возможных трудностей и неудач. Эту роль могут играть – отличное владение специальностью и уверенность в правильности профессионального выбора.
Необходимо научить студентов – бороться с пессимистическими настроениями, что сможет в определѐнной мере уберечь их от психического выгорания (burnout). Это не значит, что нужно ориентировать студентов только на ожидание собственной успешности во всѐм и всегда. Жизнь показывает, что это было бы ошибочно.
Просто необходимо донести до студентов, что:
- ожидание личной ошибки и наказания за неѐ – не должно быть высоким;
- мы всегда тем или иным образом – влияем на результаты и степень успешности собственной деятельности;
- вызывают чувство страха и беспомощности, ведут к пассивности и внутренней неопределѐнности – такие внутри личностные сбои как: потеря контроля над собственной деятельностью и еѐ результатами и потеря позитивной мотивации.
Следовательно, этого и следует стараться избегать. Необходимо учить студентов – всегда стремится найти эффективные стратегии преодоления стрессовых ситуаций. Испробовать всѐ, что в их силах для достижения цели. В том числе – методики и техники которым они обучаются в профессиональных целях.
Более того, факторами гарантирующими сохранение психического здоровья выступают:
- чувство успешности и внутренняя удовлетворенность результатами своей деятельности;
- высокая личная значимость процесса и результата труда;
- субъективное значение личностных устремлений, и вера в вероятность достижения поставленных целей;
- сознательный выбор цели и положительная оценка своих возможностей в их достижении;
- владение средствами саморегуляции.
Всѐ это – помогает формированию стрессоустойчивости и направляет личность на поиск конструктивных стратегий преодоления стресса. Так как осознание реальности способствует осознанию и реальных«способов ее решения и вытекающих из этого последствий». (Томас).
И наоборот: пораженческие настроения и уверенность в низкой собственной эффективности – могут стать причиной нарушения мыслительных процессов (особенно в ситуациях связанных с повышением нагрузок) и вызывать блокирование памяти в самых неподходящих ситуациях (например, при ответе на экзамене).
При этом – плохую шутку может сыграть и предшествующий провал.
(Селигман назвал это выученной беспомощностью). Когда – ранний негативный опыт (неудачно сданный экзамен, отвержение предложения руки и сердца – любимой девушкой) становится устойчивым убеждением.
А ожидание повторения подобного события приводит к закреплению негативного паттерна в поведении и в сознании одновременно, о чѐм говорил Бандура в теории эффективности собственных действий.
Поскольку, именно оценка эффективности собственных действий влияет на протекание мыслительных, мотивационных и эмоциональных процессов, становясь, тем самым важным регулирующим механизмом преодоления стресса.
В результате чего – установление жесткой связи между содержанием наличной ситуации оценкой эффективности собственных действий в ней становятся определяющим фактором (влияющим исход ситуации и еѐ результат).. Тогда как наличие и стабильность необходимых личных черт – которые должны были бы и играть ведущую роль, становятся ничего не значащим – аргументом.
Сопоставление взглядов Томаса и Бандуры (концепцию оценки эффективности собственных действий с теорией ожиданий), позволяют констатировать, что оба подхода правильны, но следует помнить и о ситуациях – объективно не зависящих от субъекта деятельности и ожиданий.
Кризис гратификации
Кризис гратификации явление, приводящее к резкому росту неудовлетворенности результатами своей деятельности, бессилию и разочарованию, фрустрации и снижению мотивации достижения цели.
Причина возникновения этого явления несоответствие между энергетическим вкладом прилагаемых усилий и полученным результатом. Схематически это выглядит как противоречие между высоким уровнем энергетических затрат и неоправданно малым результатом или «вознаграждением».
В результате таких энергопотерь снижается самочувствие человека, появляются и обостряются психосоматические заболевания. Что проявляется в общем ухудшении самочувствия студента.
Способом, позволяющим избежать подобного разворачивания событий может стать – помощь близких: их забота и внимание, дружеская поддержка, подчѐркивание положительных качеств человека, ободрение и вселение в человека потерпевшего неудачу уверенности и позитивного настроя.
Для студентов это может быть поддержка студенческой группы, ребят по общежитию, педагогов способных организовать внеаудиторное общение и досуг студентов.
Особенно первокурсников, таким образом, чтобы они не чувствовали восприятие студенческой среды как чуждой и враждебной. Свою позитивную роль могут оказать и студенты – студенческой психологической службы вузов, и индивидуальные консультации преподавателей психологии.
Путѐм задействования механизмов идентификации со средой и формированием «чувства когерентности» (Sense of Coherence, SOC – см.
концепцию психического здоровья Антоновского) Путѐм формирования положительной оценки возможных стратегий решения проблемной ситуации, оказания помощи в выработке эффективных стратегий преодоления негативных обстоятельств, и усвоения студентом позитивной жизненной установки.
Стресс в студенческой среде
Педагогическая, психолого – педагогическая деятельность и социальная работа относятся к специальностям зоны возникновения риска психологического выгорания.
Причѐм, первые симптомы этого могут быть обнаружены уже у молодых (с небольшим стажем работы в ДУ, школе, ВУЗе) педагогов.
Следовательно – о вооружении средствами психологической профилактики следует подумать уже в стенах института. Именно там человек должен осознать, что:
- преподавательская и воспитательная работа – это особый вид деятельности, требующей от человека огромной ответственности, и больших личных энергозатрат;
- как и в любой другой профессии в психолого педагогической и воспитательной работе встречаются ситуации поражения и неудач, успешность преодоления которых определяется степенью овладения человеком стратегиями преодоления трудностей и наличием внутреннего равновесия; внутренней готовностью – решать проблемы.
Перекладывание ответственности на других, и старательное избегание решения вопросов – неконструктивная стратегия. Способность: мобилизовать свои силы, искать самостоятельные решения, принимать ответственность на себя – это варианты конструктивного поведения, и его следует всячески развивать и поощрять.
Установка на профессиональный успех в деле оказания помощи другим людям и получение внутреннего и профессионального удовлетворения от этого. Является одним из главных эмоциональных критериев оценки эффективности работы педагога и психолога.
Разработан и успешно в психолого – педагогической практике применяется опросник оценки поведения и переживаний в профессиональной среде AVEM. Позволяющий выделить здоровый тип (нем.
gesund — здоровый) психики Тип G характеризующийся: активностью, готовностью решать трудные проблемы, преодолевать ситуации неудач, и контролировать как обстановку вовне так и собственное поведение.
Тип S – объективно подходящий к оценке своей профессиональной деятельности, черпающий психическую устойчивость и равновесие в семье и любимом хобби, не выкладывающим на алтарь педагогической деятельности свою душу.
Иначе от этого пострадает семья – которая будет недополучать душевного тепла педагога, и не хватит времени и сил – на любимое увлечение, что может привести к усталости, неудовлетворѐнности, раздражительности и эмоциональному выгоранию педагога.
Имеющиеся шкалы позволяют выделить группу риска. Сюда включаются педагоги: с низкой устойчивостью к фрустрации и стрессу: с преобладанием негативных эмоций от психической перегрузки, люди неудовлетворенные результатами своей деятельности (потому что им хотелось бы, чтобы всѐ было идеально), нуждающиеся в поддержке.
Это педагоги – стоящие на пороге профессионального выгорания (Тип А, тип риска Л). И группа (по Фридману, Розенману) обладающая синдромом выгорания (Тип В – выгорания, burnout). Это люди с низкой стрессоустойчивостью, ограниченной способностью к конструктивному решению проблем и постоянным чувством сомнений, страха и беспокойства.
и беспредметного страха.
Лазарус, Фолькман и другие психологи рекомендуют – обучая студентов механизму решения трудных ситуаций, просить их последовательно находить ответы на примерно такой ряд вопросов:
Что в этой ситуации является для меня особенно трудным? Что я действительно хочу? и Что мне мешает в достижении моих целей? Что я в состоянии сделать, чтобы облегчить эмоциональную нагрузку? Что я переживаю в трудной ситуации? Как я выхожу обычно из подобных ситуаций? Могут ли быть другие варианты? Какие шаги мне нужно предпринять, чтобы найти верное стратегическое решение по выходу из сложившейся ситуации?
- Вообще в литературе чаще всего упоминаются следующие копинг стратегии преодоления стрессовых ситуаций: конфронтация, дистанциирование, самоконтроль, поиск социальной поддержки, принятие ответственности за решение проблемы, и уклонение от решения трудной ситуации, планирование своих шагов, переоценка значимости возникшей трудности.
- В этом списке особое место отводится – социальной поддержке, основными элементами которой является: эмоциональная поддержка (взаимопонимание, эмпатия, положительное подкрепление), оказание непосредственной помощи (выполнение работы за кого-либо),
- опосредованная помощь (совместный анализ проблемы, советы или предоставление необходимой информации); формирование у пациента –чувства личной безопасности, побуждение его к активной деятельности, индивида, отвлечение его от тяжких мыслей и переживаний.
В западных университетах существуют специальные консультационные пункты помогающие им решить психологические проблемы, в наших вузах – студсоветы занимаются организацией студенческой жизни.
Если речь идѐт о педагогах учебных заведений, то там неспособность педагогов оказывать друг другу психологическую поддержку, скорее всего может свидетельствовать об их психологическом выгорании.
Последствия отсутствия социальной поддержки разочарование и фрустрация, чувство отчужденности, собственной неполноценности и вины, резкое снижение самооценки, направленная на себя и окружающих агрессия. По Маслоу, «выгоревший» человек – уже не ожидает поддержки и отказывается от неѐ воспринимая среду как враждебную его проблемам.
Основной способ профилактики риска профессионального выгорания и предпосылка сохранения психического здоровья педагогов создание благоприятного психологического микроклимата. (Шварцер). Это повышает мотивацию достижений, и способствует формированию эффективных стратегий преодоления стресса.
Смысл социальной поддержки: эмоциональное сопереживание и поддержка в трудных ситуациях, являющиеся важным стабилизирующим фактором психического здоровья.
В противоположность им нездоровая среда: конкуренция, отсутствие доброжелательности, зависть, и межличностные конфликты – показатель психологического нездоровья коллектива, ведущий к личностным психологическим проблемам его членов. (Маттиас Буриш [3])
Многочисленные исследования психической нагрузки и стратегий преодоления стресса, позволили установить существование взаимозависимости между: 1.степенью психической нагрузки, 2.подверженностью психосоматическим заболеваниям и 3.мерой социальной поддержки.
Список литературы
- Ананьев В.А. Основы психологии здоровья. – М., 2006.
- Васильева О.С., Филатов Ф.Р. Психология здоровья человека. – М., 2001. – 352 с.
- Демина Л.Д., Ральникова И.А. Психологическое здоровье и защитные механизмы личности.
- И.Б. Бовина Социальная психология здоровья и болезни. М.: Аспект Пресс, 2008.
- Психология здоровья: Учебник / Под ред. Г.С. Никифорова. СПб: Издво СПб ун-та, 2007.
- Никифоров Г.С. Психология здоровья.
- Омарова С.Б. Современные проблемы прикладной психологии: Учебное пособие. – Алматы: ТОО «Типография», 2013.-260с.
Фамилия автора: Омарова С.Б.
Источник: https://articlekz.com/article/20033
Зимулина Г.Д. Проблема психологического здоровья студентов
Зимулина Галина ДмитриевнаТульский государственный педагогический университет имени Л. Н. Толстого
Zimulina Galina DmitrievnaTula State Pedagogical University named after L.N. Tolstoy
Библиографическая ссылка на статью:
Зимулина Г.Д. Проблема психологического здоровья студентов // Психология, социология и педагогика. 2015. № 9 [Электронный ресурс]. URL: http://psychology.snauka.ru/2015/09/5817 (дата обращения: 07.02.2019).
Вопрос о психологическом здоровье личности интересовал ученых, начиная с 20 века.
Постоянные природные катаклизмы, урбанизация и отрыв людей от природной окружающей среды, смена социальных норм и политическая нестабильность, все это приводило к тому, что вопрос о психологическом здоровье становился все более актуальным. Большое внимание ему уделил академик В. М.
Бехтерев, формулируя тему «психологическое здоровье» еще в самом начале своей деятельности. Также большой вклад в рассмотрении этого вопроса внесли Л. С. Выготский, А. Н. Леонтьев, С. Л. Рубинштейн, Уолтер Кэннон, Ганс Селье и Дэвид Майерс.
Современное поколение студентов живет в постоянно изменяющемся обществе, в котором в силу социально-политических, социально-экономических, гражданско-правовых преобразований повысился уровень требований к духовно-личностной сфере будущих специалистов с высшим образованием, как к психологически здоровой и самоактуализирующейся личности [1].
Часто жизнь молодежи ассоциируется с весельем, досугом и отдыхом, но это только на первый взгляд она кажется легкой и беззаботной. При поступлении в вуз молодежь начинает сталкиваться со многими стрессовыми ситуациями на своем пути.
Нельзя забывать, что, придя в вуз, у молодежи формируется иной образ жизни, меняется привычное окружение: новый город, обстановка, коллектив. Не меньший стресс молодежь получает из-за изменений в учебном процессе.
Все эти новые особенности: структура обучения, переезд в общежитие, недостаток денег, а так же проблемы с жильем воздействуют на психологическое здоровье студентов, заставляют находиться в ситуации неопределенности.
Поэтому его необходимо укреплять, и проявлять повышенное внимание к созданию благоприятного психологического климата.
Это можно сделать с использованием возможностей современной психологии, важными компонентами которого являются гармоничные взаимоотношения между человеком и средой и различные аспекты человеческого «Я». Образование, являясь особой сферой, в которой совершается передача и воспроизводство не только знаний, умений, навыков и культурного опыта поколений, формирует характер мышления, миропонимания и мироощущения, духовные ценности нации, ее историческое и нравственное самосознание [2].
Студент, психологическое здоровье которого в норме, выделяется среди других. Он постоянно находится в движении, познает себя и окружающий его мир не только разумом, но и интуицией.
Главными его качествами становятся жизнерадостность, целеустремленность, творчество, гармония в собственных чувствах, уверенность в себе и своих начинаниях, он просто стремится быть счастливым.
Ресурсы его психики и индивидуальные психологические особенности занимают центральное место для изучения в психологии здоровья.
А если человек нездоров, и его психологическое здоровье находится под угрозой: негативное самоощущение, низкий уровень рефлексии, отсутствие желания самосовершенствоваться, неумение выполнять социальные и семейные роли, то в настоящее время существует достаточный выбор средств помощи. К ним относятся: психологические коррекции, психодиагностики, различного рода психологические тренинги. Данные виды помощи должны выступать в роли одного комплекса, поскольку только такое воздействие на человека поможет прийти к положительным изменениям.
Для сохранения и укрепления своего психологического здоровья, молодежь должна стараться вести здоровой образ жизни, поддерживать теплые отношения с людьми, которые её окружают, научиться ставить перед собой выполнимые задачи и цели, находить пути их достижения, достойно справляться и переносить трудности, иметь жизнерадостный взгляд на все происходящие вокруг события. Все это поможет в тех трудных ситуациях, когда, кажется, что жизнь не удалась.
В заключении, хотелось бы сказать, что умение и желание видеть прекрасное, быть отзывчивым – крайне важно. Это приносит много положительных эмоций, а, следовательно, создается благоприятная атмосфера для личностного развития студента. Быть психологически здоровым человеком, означает быть успешным!
Библиографический список
- Забелина А. В. Самоактуализация личности студентов как условие психологического здоровья // Концепт. – 2013. – № 09 (сентябрь). – ART 13175. – 0,6 п. л. – URL: http://e-koncept.ru/2013/13175.htm. – Гос. рег. Эл № ФС 77-49965. – ISSN 2304-120X.
- Забелина А.В. Самоактуализация личности будущих учителей как условие поддержания психического здоровья школьников в системе инклюзивного образования // Роль университетов и музеев в проведении гуманитарных научных исследований: Материалы VI Международной научно-практической конференции. – Тула: Изд-во Тул. гос. пед. ун-та им. Л. Н. Толстого, 2011. – С.62-67.
Количество просмотров публикации: Please wait
Источник: http://psychology.snauka.ru/2015/09/5817
Психология здоровья: Санкт-Петербургский государственный институт психологии и социальной работы
Санкт-Петербургский ГосударственныйИнститут Психологии и Социальной Работы
- Образовательный маршрут
- Бакалавриат + магистратура
- Срок обучения
- 4 года + 2 года (для очной формы)
- Документы об образовании и(или) о квалификации
- Диплом бакалавра
- Диплом магистра
- Ориентация на профессиональный стандарт
Психолог в социальной сфере (утв. приказом Минтруда от 18 ноября 2013 г. N 683н)
Предметной областью данной образовательной траектории являются вопросы психологического обеспечения психического, физического и социального здоровья населения в разные периоды жизни, включая разработку технологий консультирования, методов сохранения и укрепления здоровья, методик развивающей и психокоррекционной работы.
На базе фундаментальных знаний о психологии личности, представлений о внутренних психофизических ресурсах человека, путях и методах развития, совершенствования и самореализации личности в рамках образовательной траектории более глубоко рассматриваются следующие вопросы:
- теории и практики психологического сопровождения перинатального периода;
- психологические аспекты, факторы и пути сохранения и укрепления здоровья человека в разные возрастные периоды и разных групп населения;
- психологические аспекты и технологии обеспечения профессионального здоровья специалистов разных профессий;
- методы профилактики профессионального выгорания специалистов помогающих профессий;
- психологическое особенности сопровождение лиц пожилого и старческого возраста.
Предметом изучения в рамках траектории могут выступать:
- психологические особенности и технологии обеспечения здоровья (психического, физического, социального) лиц в разные возрастные периоды (дети, подростки, молодежь, средний возраст, пожилые, престарелые);
- психологические особенности и технологии обеспечения профессионального здоровья представителей различных профессий, а также здоровья обучающихся различных образовательных организаций;
- технологии психологического консультирования по вопросам здоровья лиц в разные возрастные периоды;
- психологическая помощь и сопровождение женщин в перинатальный период;
- разработка индивидуально-ориентированных программ оздоровления и развития человека в разные возрастные периоды.
Тематика научно-практических работ
В соответствии с предметной областью выделяются следующие направления (тематики) научно-практических работ студентов:
- Формирования мотивации к здоровому образу жизни у детей и подростков
- Профилактика нарушений социального здоровья у детей школьного возраста методами арт-терапии
- Психологическая помощь семьям в формировании здорового образа жизни детей
- Психология здоровья и личностного роста в молодости
- Гендерная специфика внутренней картины здоровья людей зрелого возраста
- Психологическая профилактика синдрома выгорания у работников помогающих профессий
- Психическая саморегуляция как технология сохранения здоровья у специалистов экстремальных профессий
- Психологическая профилактика стресса в школьном возрасте
- Просвещение лиц пожилого возраста по вопросам сохранения здоровья
- Формы психологической работы с населением по сохранению и укреплению здоровья
Дисциплины траектории
В рамках образовательной траектории для более углубленного изучения на последнем курсе предлагаются следующие дисциплины:
- Здоровьесберегающие технологии в психологической помощи детям и подросткам
- Психологическое обеспечение репродуктивного здоровья
- Практикум по логотерапии здорового образа жизни
- Социально-психологические технологии в сфере здоровья
Продолжение обучения
С целью получения дополнительных знаний выпускники данной траектории рекомендуются к зачислению на образовательную программу уровня магистратуры 37.04.01 Психология «Психологическое консультирование», что позволит получить второй диплом, а также овладеть предметными знаниями в выбранной сфере деятельности.
Результаты обучения
В результате обучения по траектории выпускники овладевает актуальными профессиональными знаниями, умениями и навыками по психологическому обеспечению физического, психического и социального здоровья в различных образовательных и социальных учреждениях, а также в центрах медицинского обслуживания.
Выпускники данной траектории могут выполнять трудовые функции в рамках профессионального стандарта «Психолог в социальной сфере» (утв. приказом Министерства труда и социальной защиты РФ от 18 ноября 2013 г. N 683н).
Телефон: 8(812) 323 07 70
Электронная почта: priem@gipsr.ru
Адрес — 12 линия В.О., дом 13 лит. А (вход через арку дома)
Первый этаж, кабинет 101
- Информация по образовательным программам дополнительного профессионального образования
- Телефон: 8(812) 321 25 31
- Электронный адрес: odo@gipsr.ru
- Многоканальный телефон: 8(812) 321 96 16
- Межфакультетское отделение дневного обучения — доб. 306
- Межфакультетское отделение заочного обучения — доб. 307
- Межфакультетское отделение вечернего обучения — доб. 322
- Отдел магистратуры и аспирантуры — доб.323
Источник: https://psysocwork.ru/29/46/74/1711/