Психология высшей школы — студенческий портал

Психология высшей школы - Студенческий портал

В НИУ ВШЭ объявлены результаты Конкурса научно-исследовательских работ студентов. Поздравляем победителей и желаем дальнейших научных успехов!

Наукавыпускникистудентыофициальнобакалавриатмагистратура

21 февраля

Подведены итоги работы общеуниверситетской комиссии по переходу студентов с платного обучения на бюджетное после сессии 2 модуля.

Университетская жизньофициальнобакалавриат

19 февраля

Подведены итоги работы общеуниверситетской комиссии по переходу студентов с платного обучения на бюджетное.

Университетская жизньофициальнобакалавриат

26 ноября  2019

Департамент психологии НИУ ВШЭ открыл свои двери на 31 октября – 2 ноября для II международной конференции молодых ученых «Psy-Вышка». Мероприятие поставило перед собой цель поддержать молодых ученых и помочь им освоиться внутри исследовательской среды.

Наукаисследования и аналитикарепортаж о событии

13 ноября  2019

Психология высшей школы - Студенческий портал

Сара Алескерова, выпускница образовательной программы «Психология» 2018 года, после окончания бакалавриата Вышки поступила сразу на пять зарубежных магистерских программ по когнитивным наукам. Как выбрать университет своей мечты и что нужно сделать, чтобы поступить туда и получить грант на обучение, Сара рассказывает на своем примере. Старшекурсники, не пропустите!

Образованиеидеи и опытвыпускникимагистратура

11 октября  2019

Психология высшей школы - Студенческий портал

Научно-учебная лаборатория нейробиологических основ когнитивного развития (NeuropsyLab) приглашает студентов и выпускников на курс «Оценка внимания внутреннего плана у детей» (преподаватель — Мари Арсалиду). Курс создан для обучения студентов проведению эффективной оценки когнитивных навыков детей и подростков, прежде всего, в школах и других учреждениях.

Образованиеприглашение к участию

27 сентября  2019

Психология высшей школы - Студенческий портал

Дорогие первокурсники, поступившие на все четыре бакалаврские и теперь уже более тридцати магистерских образовательных программ факультета социальных наук! Мы все, преподаватели и сотрудники, сердечно поздравляем вас – вам предстоит учиться в стенах нашего замечательного университета! 

Университетская жизньбакалавриатмагистратура

1 сентября  2019

Образовательная программа «Психология» тесно сотрудничает с различными научными, государственными и коммерческими организациями для того, чтобы студенты программы имели уникальную возможность принять непосредственное участие в работе психолога в разных сферах. Весной 2018 года в рамках «Производственной практики» студенты нашей программы Кузнецов Никита и Филяева Валентина проходили стажировку в компании Экопси Консалтинг и теперь делятся о своими впечателниями

Свободное общениеидеи и опытконструктор успехастуденты

5 апреля  2019

19 марта Ученый совет факультета социальных наук утвердил принципы формирования оценок по дисциплинам, реализуемым преподавателями факультета.

19 марта  2019

4 марта запущена третья в этом учебном году волна проекта «Студенческая оценка преподавания».

4 марта  2019

Источник: https://www.hse.ru/ba/psy/students/

Высшее образование дистанционно — психология, педагогика, дефектология

  • Учитесь ДИСТАНЦИОННО
  • в Московском институте психоанализа!
  • если нет возможности посещать очные занятия
  • необходима дополнительная квалификация для развития карьеры, без отрыва от основного места работы

  • изучаете психологию и педагогику для помощи близким, налаживания семейных отношений и личного развития

  • стремитесь к расширению профессиональных компетенций для улучшения финансового благополучия

  • Место проживания и занятость студента не имеют значения — оформление документов и обучение проходят в режиме онлайн.
  • Студент самостоятельно планирует время занятий и скорость изучения учебного материала, что позволяет обучаться без отрыва от работы или находясь в отпуске.

  • К каждому студенту прикреплены куратор и тьютор, которые оказывают помощь в организационных, технических и учебных вопросах; помогают быстрее адаптироваться, спланировать график и распределить свои силы.​
  1. После оформления всех необходимых документов, студенту предоставляется доступ к личному кабинету на образовательном портале InStudy.
  2. Процесс обучения проходит в электронной информационно-образовательной среде, где собрана вся необходимая для студентов информация: расписание занятий, учебно-методический контент, материалы для самоподготовки, тестовые задания и более тысячи видео-лекций от ведущих специалистов в области психологии.
  3. Лекции, лабораторные и практические занятия преподаватели проводят в онлайн-режиме; все вебинары записываются и выкладываются на портал для удобного доступа в любое время суток. 

Психология высшей школы - Студенческий портал

  • один из ведущих профильных вузов: ТОП-30 вузов России

  • государственная аккредитация всех направлений подготовки

  • самые высокие доходы выпускников по направлению «Психология»

  • один из лучших профессорско-преподавательских составов: более 83% преподавателей доктора и кандидаты наук

  • регулярные дополнительные бесплатные лекции, семинары, мастер-классы в режиме on-line с участием психологов мирового уровня

  • более 80 баз практик в Москве с возможностью прохождения практики в режиме онлайн

Источник: https://www.mip-instudy.com/

Психология обучения — выпуски

Психология высшей школы - Студенческий портал ISSN 1561-2457

Редакционный совет:

В.И. Слободчиков – доктор психологических наук, профессор, член-корреспондент РАО (Москва) – председатель
А.К. Белоусова – доктор психологических наук, профессор (Ростов-на-Дону)
А.А. Вербицкий – доктор педагогических наук, кандидат психологических наук, профессор, академик РАО (Москва)
И.В. Гайдамашко – доктор психологических наук, член-корреспондент РАО (Москва)
Э.В. Галажинский – доктор психологических наук, профессор, академик РАО (Томск)
Г.А. Игнатьева – доктор педагогических наук, профессор (Нижний Новгород)
И.П. Истомина – кандидат психологических наук, доцент, член-корреспондент Балтийской педагогической академии (Нижневартовск)
С.Л. Кандыбович – доктор психологических наук, член-корреспондент РАО (Москва)
Л.Г. Лаптев – доктор психологических наук, профессор (Москва)
И.О. Логинова – доктор психологических наук, профессор (Красноярск)
Т.М. Савельева – доктор психологических наук, профессор (Минск)
Б.Д. Эльконин – доктор психологических наук, профессор (Москва)
Журнал зарегистрирован
в Государственном комитете Российской Федерации по печати 25 января 1999 года. Регистрационное свидетельство № 018438.

  • Журнал распространяется в Российской Федерации и странах СНГ.
  • Журнал включен ВАК Минобразования и науки РФ в ПЕРЕЧЕНЬ рецензируемых научных изданий, в которых должны быть опубликованы основные научные результаты диссертаций на соискание ученой степени кандидата наук, на соискание ученой степени доктора наук.
  • Периодичность выхода журнала 6 раз в год.

Подписаться на журнал вы можете по каталогам подписных агентств.
Подписку на электронную версию журнала «Психология обучения» вы можете осуществить на сайте научной электронной библиотеки. Подробности смотрите на странице подписки.
По вопросу приобретения текстов статей в электронном виде обращаться по электронному адресу ELIBRARY.RU
Адрес редакции:
109029, Москва, ул. Нижегородская, д. 32,
корп. 4, комн. 114
Тел.: (495) 926-8308 доб. 43-69
E-mail: exp@muh.ru

описание тематики

Тематика и специализация журнала:

  • психологические предпосылки реализации современных образовательных стандартов на всех уровнях обучения;
  • теоретические и методологические основы развития обучаемых в различных формах образовательной практики;
  • психологические предпосылки совершенствования педагогической деятельности в современных условиях обучения и воспитания;
  • теория и практика подготовки специалистов психологической работы в сфере образования;
  • социально-психологические аспекты взаимодействия субъектов образовательного процесса;
  • психологическое сопровождение процесса обучения с использованием современных способов и средств психологической работы.

Издание адресовано:

  • широкому кругу педагогов, интересующихся вопросами психологии обучения и воспитания;
  • научным работникам, специализирующимся в сфере педагогической психологии;
  • докторантам, аспирантам, магистрантам и студентам высших и средних специальных учебных заведений по психологическому профилю;
  • работникам органов государственного и муниципального управления в сфере образования,
  • всем тем, кому небезразличны вопросы психологического обеспечения процесса обучения и воспитания на всех уровнях образования.

В журнале представлены следующие рубрики: «Психологическая теория современного образования», «Психология развития обучаемых», «Психология формирования личности», «Психология профессионального образования», «Психология педагогической деятельности», «Социальная психология образования», «Прикладные аспекты педагогической психологии» и другие.

Авторами статей выступают представители научного сообщества в сфере педагогической психологии, преподаватели высшей школы, практические психологи в сфере общего образования, аспиранты вузов и другие специалисты, занимающиеся вопросами психологии обучения.

Правила направления, рецензирования и опубликования научных статей

  1. Статьи могут направляться по электронной почте на адрес, указанный в журнале и на сайте, обычной почтой (в письмо вкладывается распечатка и диск с файлом статьи), либо автор непосредственно сдать статью (в электронном виде и распечатку) в редакцию журнала.
  2. Все научные статьи, поступившие в редакцию журнала, обязательно рецензируются.

  3. Ответственный редактор определяет соответствие статьи профилю журнала, требованиям к оформлению и направляет ее на рецензирование специалисту, доктору или кандидату наук, имеющему соответствующую научную специальность.
  4. Сроки рецензирования в каждом случае определяются с учетом создания условий для максимально оперативной публикации статьи.

  5. Рецензирование проводится конфиденциально.
  6. Рецензент рекомендует, рекомендует с учетом исправления отмеченных недостатков или не рекомендует статью к публикации в журнале.

  7. Если рецензент рекомендует статью с учетом исправления отмеченных недостатков, то ответственный редактор направляет автору предложение о доработке статьи с указанием конкретных замечаний. Доработанная (переработанная) автором статья повторно направляется на рецензирование.

  8. Статья, не рекомендованная рецензентом к публикации, к повторному рассмотрению не принимается. Автору по электронной почте направляется мотивированный отказ.
  9. Решение о целесообразности публикации статьи принимается на заседании редколлегии журнала и фиксируется в протоколе заседания редколлегии.

  10. После принятия редколлегией решения о публикации ответственный редактор информирует автора о примерных сроках публикации.

  11. Сроки публикации устанавливаются в соответствии с очередностью поступления статей в редакцию, наполненностью редакторского портфеля и тематических рубрик, актуальностью представленного материала, а также направленностью очередных выпусков журнала.
  12. Редакция журнала направляет авторам представленных материалов копии рецензий или мотивированный отказ. Редакция журнала «Психология обучения» направляет копии рецензий в Министерство образования и науки Российской Федерации при поступлении в редакцию соответствующего запроса.
  13. Оригиналы рецензий хранятся в редакции в течение пяти лет.

* * *

PSYCHOLOGY OF education

Editorial Council:

V.I. Slobodchikov — Doctor of Psychology, Professor, Corresponding Member of the RAE (Moscow) — Chairman
A.K. Belousova — Doctor of Psychology, Professor (Rostov-on-Don)
A.A. Verbitsky — doctor of pedagogical sciences, candidate of psychological sciences, professor, academician of RAO (Moscow)
IV.

Gaidamashko — Doctor of Psychology, Corresponding Member of the RAE (Moscow)
E.V. Galazhinsky — Doctor of Psychology, Professor, Academician of the RAE (Tomsk)
G.A. Ignatieva — Doctor of Pedagogical Sciences, Professor (Nizhny Novgorod)
I.P.

Istomina — Candidate of Psychological Sciences, Associate Professor, Corresponding Member of the Baltic Pedagogical Academy (Nizhnevartovsk)
SL. Kandybovich — Doctor of Psychology, Corresponding Member of the RAE (Moscow)
L.G. Laptev — Doctor of Psychological Sciences, professor (Moscow) — Chief Editor
I.O.

Loginova — Doctor of Psychology, Professor (Krasnoyarsk)
TM. Savelyeva — Doctor of Psychology, Professor (Minsk)
B.D. Elkonin — Doctor of Psychology, Professor (Moscow)

The journal is registered at the State Committee of the Russian Federation for press 25 January 1999. Registration certificate No. 018438.

  1. The magazine is distributed in the Russian Federation and CIS countries.
  2. The journal is included by the Higher Attestation Commission of the Ministry of Education and Science of the Russian Federation in the list of peer-reviewed scientific publications in which the main scientific results of dissertations for the scientific degree of a candidate of sciences should be published, for the degree of Doctor of Sciences.
  3. The journal is issued 6 times a year.

Subscribe to the magazine you can directories subscription agencies, and also in the our Publisher. Subscription to the electronic version of the magazine «PSYCHOLOGY OF EDUCATION» you can carry out on the site of the scientific electronic library. For details, refer to the subscription page.

Editorial address:
109029, Moscow, Russia, Nizhegorodskaya st., 32
Bldg. 4, room. 114

Tel .: +7(495) 926-8308 ext. 43-69

E-mail: exp@muh.ru
description of the theme

Subject and specialization of the magazine:
psychological preconditions for the realization of modern educational standards at all levels of education;

  • theoretical and methodological bases of development of students in various forms of educational practice;
  • psychological prerequisites for the improvement of pedagogical activity in modern conditions of training and education;
  • theory and practice of training specialists of psychological work in the field of education;
  • socio-psychological aspects of interaction of subjects of educational process;
  • psychological support of the learning process using modern methods and means of psychological work.

The edition is addressed:
a wide range of teachers interested in the psychology of learning and education;

  • scientists specializing in the field of educational psychology;
  • doctoral students, graduate students, undergraduates and students of higher and secondary specialized educational institutions on psychological profile;
  • the employees of the governing controls of the public and municipal management in the field of education,
  • all those who care about the issues of psychological support of the process of training and education at all levels of education.

The journal presents the following topics: «Psychological theory of modern education», «developmental Psychology trainees, Psychology of personality formation», «Psychology of professional education», «Psychology of pedagogical activity», «Social psychology of education», «Applied aspects of educational psychology and others.

The articles are written by representatives of the scientific community in the field of educational psychology, University teachers, psychologists in the field of General education, graduate students and other professionals working in the field of learning psychology.

The rules for submitting, reviewing, and publishing scientific articles

  1. Articles may be sent by email to the address listed in the magazine and on the website, regular mail (to the email contains the printout and disk file of the article), or the author directly to hand over the article (electronic and print) in the journal.
  2. All scientific articles submitted to the journal, are reviewed.
  3. Executive editor, is controlled by the profile of the journal, the requirements for registration and sends it for review to the specialist, doctor or candidate of Sciences with the appropriate scientific specialty.
  4. The review deadline in each case is determined taking into account the creation of conditions for the most rapid publication of articles.
  5. The review is confidential.
  6. The reviewer recommends, recommends taking into account the correction of deficiencies noted or not recommend the article for publication in the journal.
  7. If the reviewer recommends the article taking into account the correction of deficiencies noted, the managing editor will send the author a proposal for revision of the article, with specific comments. A revised paper is resubmitted for review.
  8. The article is not recommended by the reviewer for publication, to be re-reviewed. Author by e-mail sent a reasoned refusal.
  9. The decision on whether the publication of the article is taken at the meeting of the editorial Board and recorded in the minutes of the meeting of the editorial Board.
  10. After the editorial Board’s decision on publication editor informs the author about the approximate date of publication.
  11. The date of publication set in accordance with the order of admission of articles to the editor, the editorial content of the portfolio and subject headings, and the relevance of the material presented, as well as the focus of the next issues of the journal.
  12. The editorial Board sends authors of submissions copies of reviews or a reasoned refusal. The editorial Board of the journal «Psychology of learning» sends copies of the reviews in the Ministry of education and science of the Russian Federation for admission to the editor of the request.
  13. The originals are kept in the editorial office for five years.
  • Содержание выпусков журнала
  • 2020
  • № 1 январь-февраль 2020
  • 2019
  • № 6 ноябрь-декабрь 2019
  • № 5 сентябрь-октябрь 2019
    № 4 июль-август 2019
    № 3 май-июнь 2019
    № 2 март-апрель 2019
    № 1 январь-февраль 2019
  • 2018
  • № 12 декабрь 2018
    № 11 ноябрь 2018
    № 10 октябрь 2018
    № 9 сентябрь 2018
    № 8 август 2018
    № 7 июль 2018
    № 6 июнь 2018
    № 5 май 2018
    № 4 апрель 2018
    № 3 март 2018
    № 2 февраль 2018
    № 1 январь 2018
  • 2017
  • № 12 декабрь 2017
    № 11 ноябрь 2017
    № 10 октябрь 2017
    № 9 сентябрь 2017
    № 8 август 2017
    № 7 июль 2017
    № 6 июнь 2017
    № 5 май 2017
    № 4 апрель 2017
    № 3 март 2017
    № 2 февраль 2017
    № 1 январь 2017
  • 2016
  • 2015
  • 2014
  • 2013
  • 2012
  • 2011
  • 2010
  • 2009
  • 2008
  • 2007
  • 2006
  • 2005
  • 2004
  • 2003
  • 2002
  • 2001
  • 2000

Источник: https://edit.muh.ru/mags_psych/

Openedu.ru

  • 10 недель
  • от 6 до 8 часов в неделю
  • 3 зачётных единицы

Курс предназначен для  широкой российской аудитории вузовской молодежи (аспирантов, магистрантов всех направлений подготовки), рассматривающей преподавательскую деятельность в вузе как возможный, а для какой-то категории и предпочитаемый вариант индивидуальной траектории своего профессионального становления. Курс предполагает погружение слушателей в современную психолого-педагогическую проблематику высшей школы и предоставляет возможность для перезачета  при реализации учебного плана в рамках  своих основных образовательных программ.

  • В этом курсе слушатели получат возможность:
  • — познакомиться с психолого-дидактическими компетенциями современного  вузовского преподавателя в условиях модернизации профессионального образования;
  • — развить профессионально-педагогическое мышление в процессе построения  собственной образовательной и профессиональной стратегий;
  • — освоить основные понятия, принципы и методы психолого-педагогической диагностики и мониторинга, позволяющих проектировать и реализовывать развивающий эффект диагностических процедур;
  • — овладеть навыками рефлексивного использования  в организации образовательного взаимодействия специфических видов коммуникаций, адекватных постановке и решению образовательных задач в области психологии в условиях современного университета;
  • — расширить представления о современных подходах к проблеме психологической безопасности в учреждениях высшего профессионального образования;
  • — формировать способность адаптировать и обобщать результаты современных психолого-педагогических исследований для собственных целей преподавания.
  •      Система тестовых, рефлексивных, проектных заданий для самостоятельной работы позволяет слушателям самим выбирать тот уровень когнитивной сложности, на котором они готовы и могут  выполнять предложенные задания.
  •      Используемые в курсе технологические приемы  проблемного ввода, рефлексивного анализа, «решения задач на смысл»  выступают в качестве механизмов превращения безличной для слушателей информации в знание, имеющее личностный смысл и ценность.

Формат

Видеолекции, интервью, кейсы, инсценировки, тесты, диагностические тестирования, эссе на взаимное оценивание.

Методические пособия и научные статьи авторов-преподавателей курса.

Требования

Предшествующий образовательный опыт, приобретенный в  период обучения в магистратуре или в специалитете при освоении учебных дисциплин( модулей).

Необходимо уметь читать специальную рекомендуемую литературу, пользоваться современными информационными средствами для уточнения незнакомых понятий, иметь опыт выполнения рефлексивно-аналитической работы, в том числе и в области самооценивания уровня сформированности у себя соответствующих профессионально-личностных компетенций.

Программа курса

Раздел 1. Образовательная транспектива современного российского образования

Преподаватель Костюкова Т.А.

Тема 1. Модели реформирования отечественного образования в ХХ 

Тема 2. Болонский процесс и реформирование отечественного образования в нач. ХХI вв.

(Видеолекции и интервью с проректорами российских вузов – членами рабочей группы Минобрнауки РФ по вопросу Болонского соглашения, тестирование)

Раздел 2. Психология мотивации,вовлеченности и достоверности в образовательный процесс

Преподаватель Лукьянов О.В.

  1. Тема 1 Аутентификация и идентичность
  2. Тема 2. Мотивация и психологическая активность
  3. (видеолекции, творческие задания на самооценку)
  4. Раздел 3 Убеждающая коммуникация в образовательных практиках

Преподаватель Богданова Е.Л.

Тема 1. Виды и критерии конструктивности психолого-педагогического влияния.

  • Тема 2 Приемы организации конструктивного педагогического общения.
  • Тема 3. «Убеждение» как конструктивный вид психолого-педагогического влияния
  • (Видеолекции и инсценировки педагогических ситуаций, задания на взаимное оценивание)
  • Раздел 4.Аутентичное оценивание образовательных результатов

Преподаватель Абакумова Н.Н.

Тема 1. Мониторинг инновационных образовательных результатов

Тема 2 Аутентичное оценивание образовательных результатов

Преподаватель Краснорядцева О.М.

Тема 3. Рейтинговая система как предмет профессионального мышления преподавателя высшей школы.

Подтема 1. Результаты освоения учебной дисциплины: психолого-образовательный контекст.

  1. Подтема 2. Психолого-дидактические возможности учебных заданий и рекомендации по проектированию их операционного состава
  2. (Видеолекции, интервью и кейс, тестирование)
  3. Раздел 5 Образовательное проектирование

Преподаватель Малкова И.Ю.

  • Тема 1. Проектирование как тема и направление изменения образования
  • Тема 2. Концепция образовательного проектирования: основные категории
  • (Видеолекции и кейсы, тестирование)
  • Раздел 6. Психологическая безопасность участников образовательного процесса

Преподаватель Щелин И.В.

Тема 1. Специфика и профилактика угроз психологической безопасности участников образовательного процесса в вузе

Подтема 1. Психологическая безопасность: угрозы психологической безопасности, формы и последствия психологического насилия во взаимодействии для студентов и педагогов.

Подтема 2. Эмоциональное выгорание педагога. Индивидуальная уязвимость участников образовательного процесса с различными акцентуациями характера.

Преподаватель Щеглова Э.А.

Тема 2. Психологические возможности и ограничения манипулятивных техник в деятельности преподавателя высшей школы

Подтема 1. Манипулирование как вид психологического воздействия.

  1. Подтема 2. Манипуляции в условиях профессионально-педагогического общения
  2. (Видеолекции, тесты, задания на взаимное оценивание)
  3. Итоговое рефлексивное диагностическое тестирование.

Результаты обучения

  • -овладение новыми психолого-дидактическими компетенциями современного вузовского преподавателя;
  •  -развитие многомерного педагогического мышления, адекватного постнеклассическому уровню современного научного знания;
  • -простраивание для себя ценностно-смысловых ориентиров профессионально-педагогической деятельности

Формируемые компетенции

Компетенции, на освоение которых направлен данный онлайн-курс согласуются с той частью компетенций образовательных стандартов по всем направлениям подготовки научно-педагогических кадров в аспирантуре и магистратуре, которая касается педагогической составляющей присваиваемой квалификации педагог-исследователь.

Источник: https://openedu.ru/course/tgu/PEDPSY/

Читать онлайн "Педагогика и психология высшей школы" — RuLit — Страница 1

Автор неизвестен

Педагогика и психология высшей школы

Педагогика и психология высшей школы: Учебное пособие

Ответственный редактор М. В. Буланова-Топоркова

Авторский коллектив:

проф., канд. филол. наук М. В. Буланова-Топоркова (часть 1, гл. 1 2, 3, 5; гл. 5; гл. 6 2-6; гл. 7 1; гл.8, 9);

доцент, канд. пед. наук А. В. Духавнева (часть 1, гл. 1 1; гл. 2, 3; гл. 4 4; гл. 6 7, 8, 9);

проф., докт. филос. наук Л. Д. Столяренко (часть 1, гл. 4 1, 2, 3; гл.6 11; часть 2, гл. 1-4, 6, 7);

проф., докт. социол. наук С. И. Самыгин (часть 1, гл. 6 1; часть 2, гл. 7);

доцент, канд. техн. наук Г. В. Сучков (часть 1, гл. 1 7; гл. 6 10, 11);

канд. филос. наук, доцент В. Е. Столяренко (часть 2, гл. 5, 6); ст. преп. Н.А. Кулаковская (часть 1, гл. 1 4, 6).

В учебном пособии раскрываются актуальные проблемы высшего образования: тенденции развития высшего образования в России, его содержание, технологии обучения, методы формирования системного профессионального мышления, подготовка широкопрофильного специалиста XXI в. и воспитание его гармоничной, креативной и гуманной личности.

Учебное пособие соответствует требованиям государственного образовательного стандарта по подготовке выпускника магистратуры по специальности «Преподаватель высшей школы», требованиям к содержанию дополнительных профессиональных образовательных программ. Оно заняло призовое место в конкурсе учебников по циклу «Общие гуманитарные и социально-экономические дисциплины» для технических направлений и специальностей высшего профессионального образования.

  • Предназначено для студентов, аспирантов вузов, слушателей ФПК и курсов послевузовской психолого-педагогической переподготовки преподавателей вузов.
  • ОГЛАВЛЕНИЕ:
  • Часть 1
  • ПЕДАГОГИКА ВЫСШЕГО ОБРАЗОВАНИЯ
  • Глава 1. Современное развитие образования в России и за рубежом
  • 1. Роль высшего образования в современной цивилизации
  • 2. Место технического университета в российском образовательном пространстве
  • 3. Фундаментализация образования в высшей школе
  • 4. Гуманизация и гуманитаризация образования в высшей школе
  • 5. Интеграционные процессы в современном образовании
  • 6. Воспитательная компонента в профессиональном образовании
  • 7. Информатизация образовательного процесса
  • Глава 2. Педагогика как наука

1. Предмет педагогической науки. Ее основные категории

  1. 2. Система педагогических наук и связь педагогики с другими науками
  2. Глава 3. Основы дидактики высшей школы
  3. 1. Общее понятие о дидактике
  4. 2. Сущность, структура и движущие силы обучения
  5. 3. Принципы обучения как основной ориентир в преподавательской деятельности
  6. 4. Методы обучения в высшей школе
  7. Глава 4. Структура педагогической деятельности
  8. 1. Педагогический акт как организационно-управленческая деятельность
  9. 2. Самосознание педагога и структура педагогической деятельности
  10. 3. Педагогические способности и педагогическое мастерство преподавателя высшей школы
  11. 4. Дидактика и педагогическое мастерство преподавателя высшей школы
  12. Глава 5. Формы организации учебного процесса в высшей школе
  13. 1. Лекция
  14. 2. Семинарские и практические занятия в ВШ
  15. 3. Самостоятельная работа студентов как развитие и самоорганизация личности обучаемых
  16. 4. Основы педагогического контроля в высшей школе
  17. Глава 6. Педагогическое проектирование и педагогические технологии
  18. 1. Этапы и формы педагогического проектирования
  19. 2. Классификация технологий обучения высшей школы
  20. 3. Модульное построение содержания дисциплины и рейтинговый контроль
  21. 4. Интенсификация обучения и проблемное обучение
  22. 5. Активное обучение
  23. 6. Деловая игра как форма активного обучения
  24. 7. Эвристические технологии обучения
  25. 8. Технология знаково-контекстного обучения
  26. 9. Технологии развивающего обучения
  27. 10. Информационные технологии обучения
  28. 11. Технологии дистанционного образования
  29. Глава 7. Основы подготовки лекционных курсов
  30. Глава 8. Основы коммуникативной культуры педагога
  31. Глава 9. Педагогическая коммуникация
  32. Часть 2
  33. ПСИХОЛОГИЯ ВЫСШЕЙ ШКОЛЫ
  34. Глава 1. Особенности развития личности студента
  35. Глава 2. Типология личности студента и преподавателя
  36. Глава 3. Психолого-педагогическое изучение личности студента
  37. Приложение 1. Психологические схемы «Индивидуально-психологические особенности личности»
  38. Приложение 2. Психологические схемы «Общение и социально-психологическое воздействие»
  39. Глава 4. Психология профессионального образования
  40. 1. Психологические основы профессионального самоопределения
  41. 2. Психологическая коррекция личности студента при компромиссном выборе профессии
  42. 3. Психология профессионального становления личности
  43. 4. Психологические особенности обучения студентов
  44. 5. Проблемы повышения успеваемости и снижения отсева студентов
  45. 6. Психологические основы формирования профессионального системного мышления
  46. 7. Психологические особенности воспитания студентов и роль студенческих групп
  47. Приложение. Психологические схемы «Социальные феномены и формирование коллектива»
  48. Список литературы
  49. Часть 1
  50. ПЕДАГОГИКА ВЫСШЕГО ОБРАЗОВАНИЯ
  51. Глава 1. СОВРЕМЕННОЕ РАЗБИТИЕ ОБРАЗОВАНИЯ В РОССИИ И ЗА РУБЕЖОМ
  52. 1. Роль высшего образования в современной цивилизации

В современном обществе образование стало одной из самых обширных сфер человеческой деятельности. В ней занято более миллиарда учащихся и почти 50 млн педагогов. Заметно повысилась социальная роль образования: от его направленности и эффективности сегодня во многом зависят перспективы развития человечества.

В последнее десятилетие мир изменяет свое отношение ко всем видам образования. Образование, особенно высшее, рассматривается как главный, ведущий фактор социального и экономического прогресса.

Причина такого внимания заключается в понимании того, что наиважнейшей ценностью и основным капиталом современного общества является человек, способный к поиску и освоению новых знаний и принятию нестандартных решений.

В середине 60-х гг. передовые страны пришли к заключению, что научно-технический прогресс не способен разрешить наиболее острые проблемы общества и личности, обнаруживается глубокое противоречие между ними.

Так, например, колоссальное развитие производительных сил не обеспечивает минимально необходимый уровень благосостояния сотен миллионов людей; глобальный характер приобрел экологический кризис, создающий реальную угрозу тотального разрушения среды обитания всех землян; безжалостность в отношении растительного и животного мира превращает человека в жестокое бездуховное существо.

Все реальнее в последние годы стали осознаваться ограниченность и опасность дальнейшего развития человечества посредством чисто экономического роста и увеличение технического могущества, а также то обстоятельство, что будущее развитие больше определяется уровнем культуры и мудрости человека. По мнению Эриха Фромма, развитие будет определяться не столько тем, что человек имеет, сколько тем, кто он есть, что он может сделать с тем, что имеет.

Все это делает совершенно очевидным тот факт, что в преодолении кризиса цивилизации, в решении острейших глобальных проблем человечества огромная роль должна принадлежать образованию. «Ныне общепризнано, — говорится в одном из документов ЮНЕСКО (Доклад о положении дел в мировом образовании за 1991 г.

Париж, 1991), — что политика, направленная на борьбу с бедностью, сокращение детской смертности и улучшение здоровья общества, защита окружающей среды, укрепление прав человека, улучшение международного взаимопонимания и обогащение национальной культуры не дадут эффекта без соответствующей стратегии в области образования.

Будут безрезультатны усилия, направленные на обеспечение и поддержание конкурентности в области освоения передовой технологии».

Следует подчеркнуть, что практически все развитые страны проводили различные по глубине и масштабам реформы национальных систем образования, вкладывая в них огромные финансовые средства.

Реформы высшего образования обрели статус государственной политики, ибо государства стали осознавать, что уровень высшего образования в стране определяет ее будущее развитие.

В русле этой политики решались вопросы, связанные с ростом контингента студентов и числа вузов, качеством знаний, новыми функциями высшей школы, количественным ростом информации и распространением новых информационных технологий и т.д.

Источник: https://www.rulit.me/books/pedagogika-i-psihologiya-vysshej-shkoly-read-140422-1.html

Психология высшей школы

Концепция высшего образования в современной России предполагает, что человек, гражданин должен стремиться повышать свой образовательный уровень постоянно, хорошо разбираться в различных профессиональных сферах, людях, их отношениях.

Самообразование и мотивация на достижение успеха — вот главные ценности профессионала нынешнего времени. Для ускорения темпов прогресса во всех сферах жизни необходимо обеспечить воспитание и обучение всесторонне развитых и профессионально подготовленных людей.

В числе наук, которые активно помогают человеку само реализоваться в профессиональной и повседневной деятельности, правильно ставить приоритеты и достигать поставленных целей особое место занимает психология.

Трудно выстраивать комфортные взаимоотношения с людьми в повседневной жизни, а также налаживать профессиональные коммуникативные каналы с коллегами, клиентами или партнерами не обладая минимумом научно достоверных сведений по психологии, а руководствуясь лишь житейскими, обывательскими представлениями.

Так называемая «житейская» психология — это понятие очень размытое. Оно не предполагает четких знаний, навыков и умений для конструирования профессиональной карьеры и самореализации в работе.

Еще на стадии обучения в ВУЗе возникает множество таких проблем как: трудность связанных с усвоением нового знания студентами; проблемы общения и понимания между студентами и преподавателями в высшей школе; проблема восприятия компетенций и воспитания студента. Для решения этих и многих других проблем и необходимо ввести в обязательный курс ВУЗа такого предмета как «Психология высшей школы».

«Федеральные Государственные образовательный стандарты» к обязательному минимуму содержания и уровню подготовки выпускников высшей школы предусматривают, что выпускник должен получить представление о природе психики человека, знать основные психические функции и их физиологические механизмы, соотношение природных и социальных факторов в становлении психики; знать в каких формах происходит освоение человеком действительности, понимать роль сознания и самосознания в поведении, деятельности, формировании личности; понимать значение воли, эмоций, потребностей и мотивов; уметь дать психологическую характеристику личности, интерпретировать собственные психические состояния, владеть простейшими приемами психической саморегуляции; осознавать закономерности межличностных отношений в быту и организованном коллективе; знать формы, средства и методы психологической деятельности; владеть элементарными навыками анализа учебно-воспитательных ситуаций, определения и решения педагогических задач как в семье, так и в трудовом коллективе. Так же и студенту, и преподавателю необходимо понимать основы межличностной коммуникации в рамках ВУЗа как в горизонтальной, так и в вертикальной плоскостях и, конечно же, общую психологическую структуру обучения в высшей школе.

Психология высшей школы (высшего образования) является, строго говоря, разделом педагогической психологии.

Вместе с тем при решении многих проблем вузовского обучения приходится использовать знания из области общей психологии, возрастной психологии, социальной психологии, психологии труда, клинической психологии, юридической психологии, психофизиологии и даже экологической психологии. В этом смысле предмет психологии высшего образования может считаться междисциплинарным.

Предметом психологии высшей школы выступают психологические закономерности и условия эффективности процессов обучения и воспитания в высшей школе.

В этом совокупном предмете можно выделить ряд частных предметов изучения и отдельных проблем: психологическая структура учебной деятельности в высшей школе; формирование и функционирование познавательных процессов учащихся (профессионального восприятия, мышления, памяти, внимания), профессиональных способностей, черт личности, умений и навыков; возрастные психические и психофизиологические особенности студентов; дифференциально-психологические характеристики учащихся, которые необходимо учитывать в процессе обучения и воспитания, и методы их диагностики; социальнопсихологические закономерности формирования студенческого и преподавательского коллектива; психологические аспекты педагогического общения; психологические конфликты в студенческой среде и между студентом и преподавателем (виды и способы их разрешения) и др.

  • Психология высшей школы так же изучает место и роль психических процессов, состояний, свойств, опыта, их проявление, развитие и функционирование в деятельности студентов, преподавателей и руководителей вузов.
  • В отличие от общей психологии, изучающей общие закономерности, сущность психической жизни людей, психологию высшей школы интересуют прежде всего функционирование, изменение, развитие и формирование психики студентов, психологические особенности деятельности преподавателей.
  • Цель изучения учебной дисциплины «Психология высшей школы» в высшем образовательном учреждении: овладение методологическими основами и инструментариями психологии высшей школы, повышение образованности молодых специалистов в вопросах психологии, а также формирование умений анализировать основные достижения и тенденции развития психологии высшей школы и использовать их в своей практической и профессиональной деятельности.
  • Основные задачи:
  • • ознакомление студентов с основами психологической науки, ее возможностями в успешном решении проблем жизни и профессиональной деятельности, возникающих перед каждым человеком и человеческими общностями;
  • • достижение научного понимания студентами основ психологической и педагогической реальностей, их проявлений и влияний в жизни и деятельности людей;
  • • раскрытие роли и возможностей психологии в самореализации и самоутверждении человека;
  • • ознакомление студентов с психологическими и педагогическими основами деятельности в условиях современного российского образовательного и профессионального пространства, способствование развитию у них элементов государственного мышления и активной гражданской позиции;
  • • психологическая подготовка студентов к предстоящей профессиональной деятельности;
  • • содействие гуманитарному развитию студентов, их психологического мышления, наблюдательности, культуры их отношения к людям, общения и поведения;
  • • выработка навыков по использованию методов психологии в повышении студентами личной образованности, воспитанности, в освоении учебных программ, повышении профессионального мастерства, овладении различными психологическими техниками;
  • • формирование устойчивого интереса к продолжению работы по повышению своей психологической подготовленности в рамках повседневной и профессиональной деятельности.

Источник: https://studme.org/126928/pedagogika/psihologiya_vysshey_shkoly

Наличие кабинета психологической помощи в ВУЗе

В 2006 году была создана Психологическая служба Первого Санкт-Петербургского государственного медицинского университета им. акад. И.П.Павлова.

Главная цель деятельности Службы – оказание всесторонней квалифицированной психологической помощи студентам ПСПбГМУ им. И.П.Павлова, а также молодым специалистам и преподавателям на разных этапах обучения и профессионального становления.

Формирование и практическое применение психологических знаний в учебной, внеучебной, семейной, досуговой, трудовой и других жизненных сферах.

  • Направления деятельности Службы дифференцируются на различных этапах учебно-воспитательного процесса:
  • 1) поступление в вуз и первый год (адаптационный период);
  • 2) период обучения в вузе;
  • 3) постдипломное образование;
  • 4) адаптация к трудовой и преподавательской деятельности (адаптационный период на рабочем месте).
  • План работы Службы утверждается на каждый учебный год.
  • В настоящее время основными направлениями деятельности Психологической службы являются:
  • ежегодный мониторинг эмоционального состояния студентов,
  • психологическая диагностика,
  • психологическое консультирование и тренинги, В рамках этого направления можно выделить консультирование «проблемных» студентов по различным вопросам межличностного и группового взаимодействия, трудностей обучения в вузе и семейным вопросам и консультирование преподавателей с целью предупреждения синдрома профессионального выгорания, разрешения конфликтов и повышения эффективности общения со студентами.
  • просветительская и методическая работа.

Было разработано Положение о Службе психологической поддержки студентов и сотрудников в ПСПбГМУ и были утверждены основные направления ее деятельности, перечисленные выше.

Психологи и психотерапевты ведут индивидуальную консультационную, психокоррекционную работу со студентами. Сотрудники психологической службы также проводят интернет-консультации студентов, целью которых является быстрая ориентация в проблеме и мониторинг состояния обратившегося за помощью.

В ПСПбГМУ им. академика И.П. Павлова работает Студенческий психологический центр,где каждый желающий может получить психологическую консультацию.  Консультации проводят студенты 5 курса факультета клинической психологии.

  1. http://vk.com/stud_psy_centre 
  2. Перспективы развития Психологической Службы
  3. О кабинете психологической помощи в ПСПбГМУ
  4. План работы
  5. Пример анкеты
  6. Образовательная программа по психологии
  7. Пример Психотренинга
  8. Здоровый образ жизни. Презентация
  9. Психологическая служба. Презентация

Источник: https://www.1spbgmu.ru/ru/obschestvennaya-zhizn/512-glavnaya/obshchestvennayazhizn/pspbgmu-vuz-zozh/1674-nalichie-kabineta-psikhologicheskoj-pomoshchi-v-vuze

Ссылка на основную публикацию