Развитие научных представлений на руси в xiv-xv вв. — студенческий портал

Развитие научных представлений на Руси в XIV-XV вв. - Студенческий портал

Научные знания на Руси

Для времени образования Русского централизованного государства был характерен рост научных знаний и просвещения. Большое строительство (гражданское и церковное) способствовало развитию практических навыков в области техники. Введение стенобитных и метательных орудий и артиллерии требовало расчёта силы и дальности полёта камней, ядер и т. д.

При постройках использовались блоки. Стенобитные орудия (пороки) действовали при помощи рычага. Появление в Москве и Новгороде часов указывает на знакомство русских мастеров с системой зубчатых колёс.

Кузнечное дело, изготовление орудий, чеканка монеты, устройство труб для добычи соли, действовавших при помощи поршневого насоса, составление известкового грунта для стенной живописи — всё это было связано с ростом прикладных знаний. В XV в.

в связи с развитием государственных финансов, писцового дела (описания и измерения земель в целях податного обложения) приобретали практическое значение руководства по арифметике и геометрии.

Несмотря на господство богословско-мистических представлений о природных явлениях, в России делались попытки реального объяснения явлений окружающего мира, появлялись работы, посвящённые отдельным отраслям знания.

Летописцы проявляли большой интерес к астрономическим явлениям (описывали кометы, солнечные затмения). Начали появляться специальные астрономические трактаты «О широте и долготе земной», «О стадиях и поприщах», «О расстоянии между небом и землёй» и т.

д. Развивались медицинские знания.

Большой интерес представляет развитие русских географических знаний. Несколько русских путешественников XIV—XV вв. оставили записи о виденных ими странах.

Таковы записи о путешествиях новгородца Стефана в Константинополь, Игнатия Смольнянина в Константинополь, Палестину и Афон; дневник путешествия русского посольства в Феррару и Флоренцию на церковный собор (1439 г.); описание поездки посла Толбухина в Венецию и пр.

Новгородец Стефан уделяет в своих записях большое внимание строительному материалу, особенно мрамору, отмечая его свойства, цвет и т. д.

Автор описания путешествия русского посольства в Феррару и Флоренцию внимательно изучал европейские города: Любек, Люнебург, Аугсбург, Брауншвейг, Венецию, Флоренцию. Его интересовали развитие ремёсел, торговли, благоустройство городов, строительная техника.

Предприимчивый тверской купец Афанасий Никитин, один из выдающихся русских людей второй половины XV в., отправился в 1466 г. вместе с другими купцами в восточные страны. Через Шемаху, Баку, Ормуз Афанасий Никитин совершил путешествие в Индию.

Он оставил интересное и яркое описание на основе собственных наблюдений Индии и Ирана, а на основании расспросов— также Цейлона, Китая и других стран. Подробно описывает Афанасий Никитин индийские торговые города, товары, обращающиеся на рынках, и состояние сельского хозяйства.

В записках Афанасия Никитина проявляются настроения русского патриота, который хранил память о родине в течение своих долгих странствований, и чувствуется глубокое уважение к культуре других народов, с которой он ознакомился.

Русские книжники знали об античных писателях и философах.

Автор «Жития» Дмитрия Донского был знаком с идеями Пифагора и Платона; архиепископ Вассиан Рыло — с идеями Демокрита, сборник «Пчела» содержал изречения из произведений Плутарха, Менандра, Аристотеля и Эпикура. В миниатюрах одной рукописи (Псалтырь конца XV в.

) имеются аллегорические изображения Нептуна, Аполлона и Дианы, а на стенах и воротах Успенского и Благовещенского соборов Московского Кремля изображены Гомер, Платон, Фукидид, Диоген и Аристотель.

Источник: https://www.history-at-russia.ru/xiv-xv-veka/nauchnye-znaniya-na-rusi.html

Образование Русского централизованного государства в XIV–XV вв. Очерки социально-экономической и политической истории Руси — Черепнин Лев :: Режим чтения

Введение

Глава I
Историография вопроса образования Русского централизованного государства

§ 1. Феодальная историография конца XV–XVII в.

§ 2. Дворянская историография XVIII — начала XIX в. Исторические взгляды дворянских революционеров

§ 3. Дворянская и буржуазная историография периода кризиса крепостнической системы (до 60-х годов XIX в. включительно)

§ 4. Труды революционных демократов

§ 5. Буржуазная историография второй половины XIX в.

§ 6. Основоположники марксизма-ленинизма об образовании централизованных государств

§ 7. Кризис буржуазной историографии в период империализма

§ 8. Взгляды Г. В. Плеханова

§ 9. Труды Н. А. Рожкова и М. И. Покровского

  • § 10. Советская историография
  • § 11. Современная буржуазная зарубежная историография
  • Глава II
    Предпосылки образования Русского централизованного государства в области аграрных отношений

§ 1. Феодальная раздробленность на Руси в XIV–XV вв. — тормоз развития сельского хозяйства

§ 2. Расширение площади пашенного земледелия. «Старые» села и деревни — устойчивые очаги земледелия

§ 3. Заселение пустошей и расчистка лесных участков под пашню

§ 4. Феодальная собственность на землю. Общие тенденции развития вотчинного землевладения

§ 5. Феодальная собственность на землю. Условное землевладение

§ 6. Феодальная собственность на землю. Условное владение вотчинами

§ 7. Крестьяне. Старожильцы. Люди «пришлые» и «окупленые»

§ 8. Формы эксплуатации крестьян. Половники. Серебреники

  1. § 9. Процесс юридического оформления крестьянского закрепощения
  2. § 10. Холопство
  3. § 11. Идеология крестьянства
  4. § 12. Классовая борьба в деревне
  5. Глава III
    Предпосылки образования Русского централизованного государства в развитии городов, товарного производства и обращения
  6. § 1. Образование промысловых поселков и сельских торжков
  7. § 2. Характер связи крестьянского хозяйства с рынком
  8. § 3. Характер связи феодального хозяйства с рынком

§ 4. Общие данные о развитии городов. Превращение сел в города. Приток туда сельского населения. Строительство крепостей

  • § 5. Княжеские дворцовые слуги и тяглые люди в городах («делюи», «ордынцы», «числяки»)
  • § 6. Монастырское и церковное дворовладение в городах
  • § 7. Характер городского ремесла

§ 8. Города как торговые центры. Межобластные торговые связи. Борьба за торговые пути на Север

§ 9. Борьба за Волжский торговый путь. Ушкуйничество

§ 10. Торговля Руси с Крымом

§ 11. Торговля Руси с Литвой и городами Прибалтики

§ 12. Горожане как особый разряд феодального общества. Гости. Суконники

  1. § 13. Политическая идеология горожан
  2. § 14. Классовая борьба в городах
  3. Глава IV
    Начальный период объединения русских земель вокруг Москвы до 80-х годов XIV века. Начало государственной централизации

§ 1. Расширение Московского княжества в первой четверти XIV в. Политическая борьба между Московским и Тверским княжествами

§ 2. Народное восстание в Твери в 1327 г.

§ 3. Политические взаимоотношения русских земель в княжение Ивана Калиты

§ 4. Внутренняя политика Ивана Калиты

§ 5. Классовая борьба на Руси в 40-х годах XIV в.

§ 6. Политические взаимоотношения русских земель в 40–50-х годах XIV в. (при ближайших преемниках Калиты)

§ 7. Социальные движения в Московском княжестве в 40–50-х годах XIV в. Борьба между Московским и Нижегородским княжествами в конце 50 — начале 60-х годов XIV в.

§ 8. Борьба между Московским и Тверским княжествами в 60–70-х годах XIV в.

§ 9. Борьба русского народа с Ордой в конце 60 и в начале 70-х годов XIV в.

§ 10. Активизация борьбы Руси с Ордой. Битвы на реках Пьяне (1377 г.) и Воже (1378 г.)

  • § 11. Куликовская битва
  • Глава V
    Объединение русских земель вокруг Москвы и процесс политической централизации в период с 80-х годов XIV века до середины XV века
  • § 1. Русь после Куликовской битвы

§ 2. Нашествие на Русь Тохтамыша и народное восстание в Москве в 1382 г.

§ 3. Политические взаимоотношения между русскими землями после нашествия на Москву Тохтамыша. Итоги княжения Дмитрия Донского

§ 4. Падение политической независимости Нижегородского княжества

§ 5. Нашествие на Русь войск Тимура и отражение этого события в памятниках общественной мысли

§ 6. Классовая борьба в Новгороде в конце XIV в. Восстание в Двинской земле в 1397 г. и ее временное присоединение к Московскому княжеству

§ 7. Классовая борьба в Твери в конце XIV — начале XV в. и московско-тверские взаимоотношения. Московско-нижегородские и московско-рязанские взаимоотношения в это время

§ 8. Русско-литовские и русско-ордынские взаимоотношения в конце XIV — начале XV в.

§ 9. Нашествие на Русь татарских войск под предводительством Едигея

§ 10. Обострение классовой борьбы в конце первой четверти XV в. Предпосылки феодальной войны второй четверти XV в.

§ 11. Феодальная война на Руси во второй четверти XV в. (ее причины и ход до 40-х годов XV в.)

§ 12. Народные движения в 40-х годах XV в. Значение классовой борьбы для дальнейшего хода феодальной войны

§ 13. Завершение и итоги феодальной войны второй четверти XV в.

Глава VI
Образование русского централизованного государства во второй половине XV века

§ 1. Политические взаимоотношения русских земель в 50–60-х годах XV в.

§ 2. Падение политической самостоятельности Ярославского и Ростовского княжеств

§ 3. Политические взаимоотношения московской великокняжеской власти и Псковской феодальной республики в конце 50 — начале 60-х годов XV в. Восстание в Пскове в 1462 г.

§ 4. Политические взаимоотношения московской великокняжеской власти и Псковской феодальной республики в 60 — первой половине 70-х годов XV в.

§ 5. Классовая борьба в Новгороде в 1471 г. и поход на Новгород московских войск

§ 6. Политические взаимоотношения московской великокняжеской власти и Новгородской феодальной республики в 1471–1477 гг.

§ 7. Ликвидация независимости Новгородской феодальной республики в 1478 г.

§ 8. Освобождение Руси от ордынского ига

§ 9. Падение политической независимости Тверского княжества

Источник: https://royallib.com/read/cherepnin_lev/obrazovanie_russkogo_tsentralizovannogo_gosudarstva_v_xivxv_vv_ocherki_sotsialnoekonomicheskoy_i_politicheskoy_istorii_rusi.html

Русская культура XIV-XV вв

Сложение великорусской народности

В XIV —XV вв. все более выявлялось своеобразие русского (великорусского) языка.

Расширение Московского княжества в западном, северо- и юго-восточном направлениях путем включения в его состав территорий княжеств Смоленского, Владимирского, Тверского и других создавало условия для слияния местных языковых диалектов. В это же время оформился и ряд специфических особенностей великорусского языка в области фонетической системы, грамматического строя и т. д.

Росло самосознание русского народа как этнического целого. Подъем национального самосознания после Куликовской битвы вызвал огромный интерес к истории Русской земли. В это время в Москве, как в общерусском центре, начали возникать летописные своды, в которых проводилась идея о единстве Руси.

Стали укрепляться национальные традиции Руси в области литературы и искусства, реставрировались памятники древнерусского зодчества, проявлялся особый интерес к идейному наследию древней Руси, к памятникам русского исторического прошлого, проводившим идею национального единства — «Повести временных лет», «Слову о полку Игореве». Национальные традиции русского народа явились основой дальнейшего творческого роста, создания новых культурных ценностей. Общность черт национального характера русского народа формировалась в условиях многовекового сопротивления натиску иноземных захватчиков.

На основе древнерусской народности, из единого корня которой выросли также украинская и белорусская народности, сложилась великорусская народность. Центрами ее формирования явились Ростов, Суздаль, Владимир и Москва, т. е.

территории, ранее населенные восточнославянскими племенами вятичей, кривичей и новгородских словен.

В складывании русской народности принимали участие, хотя и незначительное, и неславянские племена, жившие на территории междуречья Оки и Волги.

Устное народное творчество

В XIV—XV вв. сложился ряд замечательных памятников фольклора. В Новгороде возникли былины о Василии Буслаеве и Садко богатом госте. В устном народном творчестве нашла отражение героическая борьба за Русскую землю с татаро-монгольскими и другими захватчиками.

На основе песен русского народа созданы дошедшие до нас повести о битве на Калке, в которой участвуют «семьдесят великих и храбрых богатырей», о славном защитнике Рязанской земли от полчищ Батыя богатыре Евпатии Коловрате, о защитнике Смоленска Меркурии. О восстании в 1327 г.

в Твери против татарского баскака Шевкала народ вспоминал в песне о Щелкане Дудентьевиче, которая широко распространилась за пределы Тверского княжества. В XIV в.

, особенно после победы русского народа над полчищами Мамая на Куликовом поле, старые образы древних киевских богатырей использовались слагателями былин для создания произведений, посвященных борьбе с золотоордынским игом.

Литература

Центром культуры формирующегося Русского централизованного государства в XIV в. стала Москва. Политическая литература Московского княжества, отражая в большинстве случаев феодальную идеологию, была посвящена обоснованию исторической необходимости образования единого государства.

Цикл сказаний был связан с борьбой Руси против татаро-монгольского ига под главенством Москвы. «Сказание о Мамаевом побоище» и замечательная поэма «Задонщина», написанная рязанским священником Софонием, посвящены победе русского народа в 1380 г. на Куликовом поле.

Литературным образцом для «Задонщины» послужило «Слово о полку Игореве».

В повести о разорении Москвы Тохтамышем в 1382 г. автор, по-видимому представитель торгово-ремесленного населения, рассказывает, как обороняли широкие массы городского населения столицу, которую бросили князья и бояре. «Плач» о разорении Москвы проникнут глубоким лиризмом.

В «Слове о жизни и преставлении царя русского, великого князя Дмитрия Ивановича», вышедшем из среды передовой части феодалов, проводится идея о необходимости сильной великокняжеской власти.

Завоевание турецкими захватчиками Константинополя и славянских стран Балканского полуострова также вызвало отклик в литературе. Большую популярность на Руси получила повесть Нестора Искандера о взятии Царь-града (Константинополя).

В повести на примере обороны Константинополя ярко выступает мысль о необходимости защиты отечества, столь близкая русскому народу.

Идея политического объединения русских земель проводилась и в летописных сводах, возникших в Москве в XIV—XV вв. при княжеском дворе и митрополичьей кафедре.

Международное значение Москвы, как столицы складывающегося Русского единого государства, определяло интерес к вопросам всемирной истории. Составленный в середине XV в.

Читайте также:  Разнообразие кишечнополостных - студенческий портал

известным писателем Пахомием Логофетом «Русский хронограф» проводит идею единства славянских народов, исторически обосновывая связи Руси с южными и западными славянами.

Искусство

В XIV—XV вв. высокого развития достигло русское искусство. Создалась замечательная школа живописи, выдающимся представителем которой был русский художник Андрей Рублев. Использовав и творчески переработав художественное наследие предшествующего времени, Рублев воспитал целую плеяду русских живописцев.

Кисти Рублева принадлежит икона «Спаса» из собора Саввино-Сторожевского монастыря (Звенигород) и фрески владимирского Успенского собора. Замечательным творением Рублева является иконостас Троицкого собора в Троице-Сергиевом монастыре и особенно иконы «Троица» (в настоящее время находящаяся в Третьяковской галерее) и «Жены-мироносицы у гроба Христа».

Другом и ближайшим помощником Рублева был Даниил Черный.

В конце XIV в. в Россию из Византии приехал живописец Феофан Грек, украшавший церкви фресками сначала в Новгороде, а затем в Москве. Работы Феофана Грека отличаются яркой живописной манерой изображения. К концу XV и началу XVI в.

относится творчество Дионисия и его сыновей. Они расписали церковь в Пафнутьево-Воровском монастыре и собор Иосифо-Волоколамского монастыря.

Самым выдающимся памятником творчества Дионисия являются фрески Ферапонтова монастыря (у Белоозера).

На протяжении XIV—XV вв. развивалось русское зодчество. В крупнейших русских городах (Москве, Твери, Новгороде, Пскове и др.) возводились крепостные сооружения, строились церкви.

В связи с превращением Москвы в столицу Русского централизованного государства во второй половине XV в. началась перестройка Кремля, каменные стены которого были возведены еще при Дмитрии Донском (в 1367 г.).

В Москву вызвали лучших мастеров из Пскова, Твери, Ростова и других городов. Вместе с ними работали приглашенные итальянские мастера: Аристотель Фиоравенти, Антон Фрязин, Марко Руфо, Петр Соларио, Алевиз и др.

Новый Кремль, построенный при Иване III, отвечал требованиям военно-инженерного искусства того времени. Были построены и новые соборы (Успенский, Благовещенский, Архангельский), Грановитая палата и другие здания княжеского двора.

В митрополичьем Успенском соборе были воспроизведены характерные особенности владимиро-суздальскои и новгородской архитектуры.

В то же время в русском монументальном зодчестве, развивавшемся на основе национальных традиций, широко использовались образцы античного и итальянского искусства (например, в орнаментации Архангельскою собора).

Новые постройки возводились и в других городах (Волоколамске, Дмитрове, Угличе).

Русские мастера были известны и за пределами своей родины. Русские иконописцы работали в Кракове и в Люблине, в городе Висби, на острове Гогланд, и в Золотой Орде.

Научные знания

Для времени образования Русского централизованного государства был характерен рост научных знаний и просвещения. Большое строительство (гражданское и церковное) способствовало развитию практических навыков в области техники.

Введение стенобитных и метательных орудий и артиллерии требовало расчета силы и дальности полета камней, ядер и т. д. При постройках использовались блоки. Стенобитные орудия (пороки) действовали при помощи рычага. Появление в Москве и Новгороде часов указывает на знакомство русских мастеров с системой зубчатых колес.

Кузнечное дело, изготовление орудий, чеканка монеты, устройство труб для добычи соли, действовавших при помощи поршневого насоса, составление известкового грунта для стенной живописи — все это было связано с ростом прикладных знаний. В XV в.

в связи с развитием государственных финансов, писцовою дела (описания и измерения земель в целях податного обложения) приобретали практическое значение руководства по арифметике и геометрии.

Несмотря на господство богословско-мистических представлений о природных явлениях, в России делались попытки реального объяснения явлений окружающего мира, появлялись работы, посвященные отдельным отраслям знания.

Летописцы проявляли большой интерес к астрономическим явлениям (описывали кометы, солнечные затмения). Начали появляться специальные астрономические трактаты «О широте и долготе земной», «О стадиях и поприщах», «О расстоянии между небом и землей» и т.

д. Развивались медицинские знания.

Большой интерес представляет развитие русских географических знаний. Несколько русских путешественников XIV—XV вв. оставили записи о виденных ими странах.

Таковы записи о путешествиях новгородца Стефана в Константинополь, Игнатия Смольнянина в Константинополь, Палестину и Афон; дневник путешествия русского посольства в Феррару и Флоренцию на церковный собор (1439 г.); описание поездки посла Толбухина в Венецию и пр.

Новгородец Стефан уделяет в своих записях большое внимание строительному материалу, особенно мрамору, отмечая его свойства, цвет и т. д.

Автор описания путешествия русского посольства в Феррару и Флоренцию внимательно изучал европейские города: Любек, Люнебург, Аугсбург, Брауншвейг, Венецию, Флоренцию. Его интересовали развитие ремесел, торговли, благоустройство городов, строительная техника.

Предприимчивый тверской купец Афанасий Никитин, один из выдающихся русских людей второй половины XV в., отправился в 1466 г. вместе с другими купцами в восточные страны. Через Шемаху, Баку, Ормуз — Афанасий Никитин совершил путешествие в Индию.

Он оставил интересное и яркое описание на основе собственных наблюдений Индии и Ирана, а на основании расспросов — также Цейлона, Китая и других стран. Подробно описывает Афанасий Никитин индийские торговые города, товары, обращающиеся на рынках, и состояние сельского хозяйства.

В записках Афанасия Никитина проявляются настроения русского патриота, который хранил память о родине в течение своих долгих странствований, и чувствуется глубокое уважение к культуре других народов, с которой он ознакомился.

Русские книжники знали об античных писателях и философах.

Автор «Жития» Дмитрия Донского был знаком с идеями Пифагора и Платона; архиепископ Вассиан Рыло — с идеями Демокрита, сборник «Пчела» содержал изречения из произведений Плутарха, Менандра, Аристотеля и Эпикура. В миниатюрах одной рукописи (Псалтырь конца XV в.

) имеются аллегорические изображения Нептуна, Аполлона и Дианы, а на стенах и воротах Успенского и Благовещенского соборов Московского Кремля изображены Гомер, Платон, Фукидид, Диоген и Аристотель.

Источник: https://megaobuchalka.ru/9/967.html

Русская культура XIV–XV веков

Возрождением, после длительного застоя в культурном развитии, принято считать XIV- XV столетия, когда земли были освобождены от постоянных набегов монголо-татарского войска. В таких городах, как Москва, Нижний Новгород, Псков, Ростов, Новгород, Тверь начали, проходить работы по восстановлению монастырских школ.

В монастырях переписывали старые книгии создавали новые, развивалась живопись, и строились храмы.

Свой весомый вклад в развитии культуры русского народа XIV–XV столетий сделали: писатель и монах Логофет Пахомий, путешественник Афанасий Никитин, среди живописцев это — Андрей Рублев, Черный Даниил и Феофан Грек, Фиораванти Аристотель, Алевиз и Марко — архитекторы.

Летопись и сказание XIV–XV столетия

Быстрыми темпами возрождалось летописание, которое рассказывало историю русского народа со времен правления Рюрика. Главной целью летописей было донести до народа идею единства Русских земель.

В XIV столетии летописи пишутся в монастыре Троице-Сергиевском и храмах города Москвы. В этот период была написана летопись «Русский хронограф», в которой описывали объединение русских княжеств против монголо-татарского войска.

Самым объёмным произведение считается «Сказания о мамаевом побоище».

Новым письменным жанром эпохи было сказание или житие, которое рассказывало о жизни светских или духовных лиц. Популярным чтением народа этой эпохи стало «Житие Сергия Радонежского», которое написал Епифаний Премудрый в 1417–1418 года.

Памятником культуры русского народа XIV века считается сказание «Зодонщица», в котором раскрываются события Куликовского сражения 1380 года. Известный рассказ о путешествиях «Хождение за три моря» написанный купцом А.

Никитиным, который описывал события с 1466 по 1472 года.

В Троицко-Сергеевском, Кирило-Белозерском и Соловецком монастырях были открыты библиотеки, а также книгописные мастерские. Книги в эту эпоху были редкостью и создавались в основном на заказ. В эту эпоху дорогой пергамент и брест заменила бумага, которую привозили с Франции и Италии.

Развитие живописи

Периодом расцвета русской иконописи и святости припадает на XIV–XV столетия. Наиболее значимым для русской культуры этой эпохи стал Рублев Андрей. Основные работы иконописца:

— иконостас Троицкого собора в Троицко-Сергиевом монастыре;- иконы «Жена-мироносица у гроба Христа» и «Троица».Живопись в русской культуре XIV–XV веков относится, к золотому веку также популярными становится росписи фресками. В конце XIV века была создана художественная школа живописи, ее выходец Феофан Грек. Он сделал большой вклад в развитии школ искусства в таких городах, как Москва и Новгород. Феофан Грек расписал фресками: московский Благовещенский собор, Спасо-Преображенский собор, икону «Донской Богоматери», церкви Федора Стратилата Стенная и Успения Богоматери, иконостас Благовещенского собора.

Развитие архитектуры на Руси

На протяжении двух столетий выделяется два направление в архитектуре – это московское и новгородско-псковское. Московские архитектурные школы не меняли привычных направлений и опирались на владимиро-суздальское зодчество, а так как Москва закрепляла, за собой значение столицы это имело общенациональный характер.

Яркими архитектурами строениями русской культуры XIV–XV веков:

— собор Успения Сторожевского монастыря;- Троицкая церковь в Троице-Сергиевском монастыре;- церкви Спаса и Федора Стратилата;- собор Андроникова монастыря.

Первые каменные архитектуры начали делать при Иване Калитине, который построил соборный ансамбль Кремля. В этом направлении продолжил работать Дмитрий Донской. В Москве была построенная Красная площадь, неподалеку стоял Кремль, и часть посада Китай-города все здания окружены двумя каменными стенами. Защитными зданиями вокруг города служили монастыри-крепости, сделаны из кирпичей.

В Новгороде в 1433 году построенная Грановитая палата, а бояре стали строить себе каменные палаты. Каменный кремль в Новгороде был построен в 1302 году. Еще одним известным архитектором был сын Дмитрия Донского — Юрий Звенигородский, который продолжил строить здания из кирпичей.

Его известными архитектурными монументами, которые были расписаны фресками, считаются:

— собор Саввино-Старожевского в Звенигородского монастыре;- Троицкий собор на Александровской слободе;- Успенский собор;- Троицкий собор Троице-Сергиевой лавры.В русской культуре XIV–XV веков появляется исторический и поэтический народный жанр песен, в них прославлялся русский народ и его преданность отчизне. Отдельные музыкальные произведения были переписанные в летописи: «Сказание о граде Китеже» и «Слово о погибели Русской земли».

Источник: https://www.istmira.com/drugoe-istoriya-rossii/11266-russkaya-kultura-xivxv-vekov.html

Доклад на тему “Русская культура периода Золотоордынского ига (XIV — XV вв.)”

Подъем национального са­мосознания во многом связан с деятельностью одного из самых почитаемых русских святых — Сергия Радо­нежского. Это он вдохновил московского князя Дмит­рия (Донского) на Куликовскую битву. Он заложил основание Троице-Сергиевой лавры, многих монастырей и храмов. Главной своей задачей Сергий и его ученики считали духовное воспитание народа.

Древнерусские города Новгород и Псков не знали монголо-татарского ига, но выплачивали посланным туда баскакам дань. Художественная жизнь здесь продолжа­лась. Здесь появилась повесть «Сказание о граде Ките­же», который стал символом России, прообразом зем­ного рая. Возрождение древнерусских городов начина­ется с середины XIV века.

Необходимость обороны кон­солидировала русские силы, способствовала объедине­нию русских земель, формированиюрусской народно­сти. В этом процессе главную роль играла Москва. Дело в том, что к этому времени Византийская империя была разгромлена турками, Константинополь как центр хри­стианского православия пал и был переименован в Стам­бул.

Установление турецкого владычества на Балканах было страшной угрозой для славян. Все это усилило значение Московской Руси как центра православия. Первое поражение татар, нанесенное полками Дмитрия Донского в 1378 г., а затем Куликовская битва 1380 г. были концом рабства.

Начинается быстрое объедине­ние русских земель, которое завершается в конце XV — начале XVI века под началом Москвы.

Троица «Андрея Рублева»

Центральным звеном древнерусского искусства были иконопись и храмовая архитектура. Подлинным шедевром этой живописи является икона «Троица» Андрея Рублева. Известны имена и таких мастеров ико­нописи как Алимпий Печерский и Даниил Черный. Их творчество сопоставимо с мастерами итальянского Воз­рождения.

В Новгороде и Пскове строятся каменные храмы: церковь Николы на Липне, церковь Успения на Волотовском поле, церковь Федора Стратилата и дру­гие. В Новгороде сложилась местная живописная шко­ла, на формирование которой оказал большое влияние великий византиец Феофан Грек. Будучи приглашенным на Русь, он принимал участие в росписях более 40 церквей.

Его живописная манера была своеобразна, не­повторима, его иконы, образы святых — Христа Пантократора и др. дышат страстностью, духовной энерги­ей и внутренним напряжением. Феофан Грек познако­мил русских мастеров с византийским искусством и стал огромным явлением в художественной жизни Москвы.

Он расписывал церкви и терема Московского кремля, работал вместе с Андреем Рублевым и Прохором из Городца над росписями Благовещенского собора.

Определенное влияние на древ­нерусскую культуру оказали связи с кочевым Восто­ком. Русские и кочевники не только воевали, но и на­прямую торговали между собой. Хазары, скифы-сарма­ты, города Причерноморья, Закавказья и Средней Азии вступали в культурные контакты с Московской Русью.

Читайте также:  Автомобильные перевозки грузов - студенческий портал

Монгольское влияние на русскую культуру оцени­вается историками по-разному. Так, например, Карам­зин считает, что Москва обязана своим величием ха­нам, а С.М.Соловьев считает, что значительного влия­ния на русскую внутреннюю администрацию татаро-монголы не оказали.

Конечно, монгольское иго приос­тановило культурное развитие страны: были разорва­ны традиционные связи с Византией, уничтожено и угнано в плен большое количество населения, разру­шены города. Но только этим монгольское нашествие не ограничивается. Некоторые историки (Н.С.Трубец­кой) считают, что Московское государство возникло благодаря татарскому игу.

Дескать, монгольское иго вывело русский народ из бытия мелких разрозненных племенных и городских княжеств на широкую дорогу государственности (Б.Ширяев). Монголы, но его мне­нию, дали покоренным русским землям основы поли­тической культуры, централизм, самодержавие, крепостничество. Это привело к созданию нового этнотипа, психологии русского человека.

Но прямого воздействия монгольского права на русское не было. Какого-то спе­циального кодекса для Руси монголы не создали. Да и систематического управления Русью со стороны мон-голо-татар не было. У власти оставались русские кня­зья, они платили Орде дань. Но сама власть князей пре­терпела изменения.

Время от времени в тот или иной русский город назначался баскак для надзора, главным образом за сбором дани. Однако это не было системой, определенных функций баскаки не имели.

Конечно, монгольское иго привело к потере демок­ратического управления на Руси. Прекратили существо­вание городские собрания, народные вече (за исключе­нием Новгорода и Пскова).

Но когда русские вассалы получили от хана право самим собирать для него нало­ги, компетенция Великого князя Руси расширилась. Еще больше она выросла при Дмитрии Донском, кото­рый стал фактически единым и автономным правите­лем.

За монгольский период великий русский князь стал более сильным правителем, чем его предшествен­ники. Таким образом, монголо-татарское иго было од­ним из факторов образования самодержавия на Руси.

Монголо-татары укрепили на Руси идею верховной власти. При этом власть монгольского хана была ничем не ограничена, носила абсолютный, деспотический ха­рактер.

И этот принцип единовластия стал все глубже внедряться в политическую культуру русского народа. Власть, стоящая в центре всего, сама порождает право, находится вне и над правом.

Царь стал понятием не правовым, а вероучительным (власть от бога).

Русская культура заимствовала у монголов такие черты воинской доблести, как храбрость, выносливость, и тактику использования конницы в военном деле.

В русском языке сохранилось много монгольских слов, относящихся к деньгам и налоговому обложению, это было связано со сбором дани и различных налогов. Монголы не оказали существенного влияния на рус­ское просвещение, т.к.

сами его не имели. Тоже самое можно сказать о русской архитектуре и искусстве.

Важным фактором сохранения русской культуры в эти тяжелые времена явилось православие. Монголы были веротерпимы и не трогали православные храмы.

Причины этого заключаются в язычестве монголов, а язычники все веры считают одинаковыми. Сами мон­голы были крайне суеверны и считали шаманов людь­ми, наделенными сверхъестественными свойствами.

В одном из указов Чингисхана было указание, что все веры должны быть терпимы.

Что еще дали монголы древней Руси? Принцип эти­кета дипломатических переговоров. Знакомство с мон­гольским способом ведения дипломатии очень помогло русским князьям в отношениях с восточными держа­вами, в особенности с преемниками Золотой Орды.

В целом важность и значимость монгольского влияния на русскую культуру не следует преувеличивать. Сама по себе русская культура, пойдя в «степь», стала циви­лизующим фактором.

Многие татары со временем при­шли в христианство и стали видными деятелями рус­ской культуры, например, Карамзин, Чаадаев, Булгаков.

Источник: https://NauchnieStati.ru/bank/primery/doklad-na-temu-russkaya-kultura-perioda-zolotoordynskogo-iga-xiv-xv-vv/

Воспитание и школа в Киевской Руси и Русском государстве (X-XVII вв.)

  • Воспитание и школа в Киевской Руси и Русском государстве (X-XVII вв.)
  • В истории педагогики принято выделять два этапа развития воспитания в России до эпохи Петра Великого:
  • — киевский (X—XIII вв.);

— московский (XIV—XVII вв.).

На рубеже VIII—IX вв. возникло раннефеодальное государ­ство с центром в Киеве, просуществовавшее до монголо-татар­ского нашествия (XIII—XV вв.). Был образован мощный политический союз, объединивший под властью киевских князей мно­гочисленные славянские племена от Карпат до Урала, между Черным и Белым морями.

В Древней Руси система образования имела свои особенности. В киевский период произошло становление древнерусской народности и государственности, в качестве официальной рели­гии принимается православие (988), что наложило свой отпечаток на воспитание и образование. Выбор веры в пользу православия определил и выбор характера образования.

Византийское влия­ние способствовало расцвету школьного дела в Киевской Руси, хотя Русь переняла от Византии образец монастырской образо­ванности, негативно относящейся к светским знаниям.

И так как то был период расцвета Византии, то смешение славянской языческой культуры со зрелым восточным христианством дало любопытный сплав древнерусского православия с оригиналь­ной концепцией воспитания человека.

Разделение Церкви на православную и католическую (1054) способствовало росту враждебного, настороженного отношения к католицизму, перенесенного и на западноевропейскую культуру. Как следствие, в Московской Руси она оказалась невос­требованной.

Позже, когда Византийская империя заключила унию с Католической церковью (1439), это отношение распро­странилось и на позднюю византийскую культуру. В результате на Руси оформился особый, замкнутый культурный мир, отли­чающийся языковой изолированностью и религиозной нетер­пимостью. Латинский и греческий языки не получили развития в качестве языков богослужения и науки.

Древнерусское госу­дарство не унаследовало ни традиций античного образования, ни систему светского воспитания, сложившуюся в Византии.

Главным очагом воспитания и обучения была семья. Воспи­тание осуществлялось с раннего детства в соответствии со сло­жившимися в каждом сословии традициями. Начальное образо­вание получали либо в семье, либо обучаясь индивидуально у грамотного лица. Церковь контролировала домашнее воспита­ние.

Как правило, в богатые семьи в качестве домашних учите­лей приглашались священники. Важнейшей стороной воспитания ребенка было его приобщение к православию. Основы христи­анского вероучения распространялись в народе устным путем или через деятельность духовенства.

Родители должны были воспитывать детей в строгости и «страхе Божием». Дети с ранних лет участвовали в церковных обрядах. Педагогические усилия направлялись на нравственное и духовное совершенствование человека. Дети простых людей в семье приучались к сельскохо­зяйственному труду, работе по дому.

Их отдавали к мастерам учиться ремеслу. Нередко наряду с ремеслом их обучали чте­нию, письму, церковному пению.

Начальное обучение осуществляли также мастера грамоты, которые занимались обучением детей, часто совмещая педаго­гическую деятельность с другой профессией. Учителями грамоты были монахи, принадлежащие к низшему духовенству (дьячки, певчие), а также светские лица.

Грамоте обучали следующим образом: сначала учили писать и произносить буквы, затем чи­тать молитвы по Псалтырю. Тексты псалмов и молитв не толь­ко читались, но заучивались наизусть и пелись.

На занятиях по математике изучали нумерацию, удвоение, раздвоение и четыре арифметических действия. Мастера грамоты появились в Киев­ском государстве в XII в., однако наибольшее распространение данная практика обучения получила в XIII—XIV вв.

Церковь настороженно относилась к мастерам грамоты, однако была вы­нуждена мириться с этим явлением.

Вторая ступень обучения на Руси традиционно называлась «школы учения книжного». В XI—XIII вв. они открываются по всей Руси при княжеских дворах, церквах, монастырях, как мужских, так и женских. Их основная задача — «освоение книжной мудрости». Наряду с чтением, письмом, счетом учени­кам сообщались сведения из истории различных стран и окру­жающей природы.

Образование повышенного типа можно было получить само­стоятельно, через чтение и беседы с духовными наставниками. Монастыри в своих стенах нередко имели собрания рукописей, включавших сочинения отцов Церкви, иногда светские произ­ведения. Они привлекали книжников — лиц духовного звания, занимавшихся перепиской и исправлением книг, переводами [15, с. 383].

В X—XI вв. в Киевской Руси появляется ряд рукописных сборников как переводных, так и оригинальных, включавших и тексты педагогического содержания. В педагогической лите­ратуре того времени содержались советы по воспитанию у детей таких качеств, как послушание, благочестие, почитание старших. Одной из наиболее известных книг, дошедших до нас, является

«Изборник Святослава» (1073), который содержал элементы зна­ний, входивших в курс семи свободных искусств, а также круг христианских идей и представлений. Материал, изложенный в ясной и доступной форме, помогал овладеть знаниями в духе византийской образованности.

Оригинальным педагогическим памятником XII в. считается «Поучение князя Владимира Мономаха детям», которое пред­ставляет собой своеобразный кодекс, свод правил нравственно­го воспитания того времени. Князь дает советы своим детям, как жить, призывает любить родину, защищать ее, быть гуман­ными и справедливыми к людям, защитниками сирот и вдов, воспитывать в себе отвагу, мужество.

Развитие культуры славян в ХШ-XIV вв. затормозилось из-за феодальной раздробленности и монголо-татарского нашествия. Лишь монастыри продолжали оставаться центрами книжности и образованности, поскольку были освобождены от повинностей и уплаты дани ордынцам, а также земли, не подвергшиеся на­шествию либо не слишком разоренные (Новгородская земля, Московское княжество, Владимирское княжество).

В Новгоро­де была развита переписка книг, а профессия «книжника» ста­новится чрезвычайно популярной у новгородских ремесленни­ков. Рукописные книги покупали не только состоятельные нов­городцы, но и простые люди. Об уровне грамотности населения свидетельствуют многочисленные берестяные грамоты, обнару­женные в ходе археологических раскопок. На них велась част­ная и деловая переписка новгородцев.

Педагогическая мысль средневековой Руси была направлена на проблемы воспитания. Сведения о воспитании, его направ­ленности и средствах содержатся в ряде письменных памятников XIV—XVI вв. — «Пчела», «Домострой», «Послание Геннадия».

В «Пчеле» в виде афоризмов собраны морально-этические правила жизни: «Учение имеет корень горький, а плод слад­кий», «Всем угождать — зло» и пр.

В «Домострое», содержащем советы относительно устройст­ва жизни семьи и семейного воспитания, ряд разделов посвя­щен воспитанию детей.

В 1574 г. появляется первая печатная «Азбука», созданная печатником Иваном Федоровым. Эта книга содержала усовер­шенствованную систему обучения грамоте и элементарную грам­матику. Автор подобрал ряд текстов для закрепления и развития

навыков чтения и письма, поместил в книге молитвы и настав­ления о том, как учить детей.

К XVI в. в Древней Руси сложилась своеобразная система обу­чения и воспитания, в которой регулярная школа не имела харак­тера стабильного государственного или церковного института.

Грамотность рассматривалась как элемент профессиональ­ной подготовки.

Обучение было сословным по целям и содержанию. Госу­дарственные и церковные институты были слабо развиты и не испытывали потребности в подготовке специалистов. Как след­ствие, общий уровень образованности в Московском государстве был весьма низким, почти половина церковнослужителей — не­грамотными.

В XVI—XVII вв. образование в России выходит на новый уровень развития. В этот период закладывается фундамент новой школы, которая войдет в историю как школа эпохи Просвещения.

Основные предпосылки развития образования в стране:

  •    совершенствование системы государственного управления,
  •    изменение социальной роли дворянства,
  •    повышение статуса образования,
  •    вовлечение страны в орбиту европейской политики и как следствие расширение дипломатических и торгово-экономиче­ских связей с зарубежными странами.

Все это порождало по­требность в грамотных людях, знающих иностранные языки и западноевропейскую культуру, освоивших передовые образцы военного искусства и техники.

В рассматриваемый период активизируется деятельность православной церкви, направленная на укрепление своих пози­ций и подавление инакомыслия. Расширяется сеть подконтроль­ных школ и иных форм получения грамотности при монастырях и церквях.

Во второй половине XVII века в Москве открываются греко-латинские школы. Как правило, они создавались при монастырях по инициативе просвещенных людей. Так, при Чудовом мона­стыре под руководством Епифания Славинецкого (1600—1675) в 1653 г. была открыта греческая школа, при Андреевском мо­настыре боярином Ф.М.

Ртищевым (1626—1673) открыта греко-латинская школа, при Спасском монастыре по инициативе Симеона Полоцкого (1629—1680) в 60-е гг. XVII в. была организована школа повышенного типа.

Поскольку существовала потребность в людях, знающих языки, при Приказе тайных дел, Посольском приказе, Печатном дворе открывались греческие школы, учи­лища переводчиков.

С возникновением школ формируется учительство как особая социально-профессиональная группа (уже к XVII в. обучение грамоте становится ремеслом), появляются сочинения, отра­жающие философско-педагогические представления о человеке, его месте, о способах воспитания.

В этот период создается боль­шое число рукописных книг — азбуковников, в которых помеща­лись сведения по грамматике, арифметике, религиозно-нравст­венные поучения.

Среди рукописных учебных книг особое место занимали азбуки, азбуки-прописи, часословы и псалтыри учеб­ные, словари, пособия по практической арифметике и геомет­рии, «лексисы».

Одним из просветительских и научных центров восточно­славянских народов стала созданная по инициативе киевского митрополита Петра Могилы Киево-Могилянская академия (1632). В академии было 8 классов, сгруппированных в три отделения: младшее, среднее, старшее. В младших преподавались языки (греческий, латинский, славянский, польский, немецкий и др.

Читайте также:  Обзор современных реляционных субд - студенческий портал

), арифметика, молитвы, катехизис, музыка и пение, в средних — поэтика и риторика, в старших — философия и богословие. В академии проводились публичные диспуты, ставились спек­такли нравственного и религиозного содержания. Из ее стен вы­шли многие деятели в области просвещения (Е. Славинецкий, С. Полоцкий и др.

), она служила образцом, по которому откры­вались другие учебные заведения.

В 1687 г. в Москве было создано первое в России высшее учебное заведение — Славяно-греко-латинская академия. Ини­циатором ее открытия был известный просветитель Симеон Полоцкий.

Российская, традиция становления высшего образования об­ладала своей спецификой, которая проявилась в соединении духовной и светской ориентации.

Согласно уставу, академия должна была готовить православных священников, государст­венных служащих, преподавателей. Однако только одна чет­верть учащихся получала подготовку, необходимую для приня­тия сана.

Большинство слушателей обучалось широкому спек­тру светских и теологических дисциплин [12, с. 220].

В академию принимались «всякого чину люди», среди ее учеников были выходцы с территории Украины и Польши.

Сословные ограничения были несущественными. Устав акаде­мии, разработанный С. Полоцким и С. Медведевым и подписан­ный царем Федором Алексеевичем, предусматривал открытие учебного заведения, ориентированного на программу европей­ского университета с изучением «семи свободных искусств», древних языков, богословия.

Большую роль в становлении ака­демии сыграли два ученых греческих монаха — братья Иоанни-кий и Софроний Лихуды, имевшие степень доктора Падуанско-го университета. Они подбирали учителей для академии, вели риторику и философию, писали учебники по грамматике и ри­торике, ориентируясь на образцы учебных книг западноевро­пейских университетов.

Вместе с тем учебный материал препод­носился в духе канонов православного учения.

Академия была одним из крупнейших центров русской культуры и просвещения. Среди ее выпускников были зодчий В.И. Баженов, академик М.В. Ломоносов, поэт А.Д. Кантемир, известные деятели русской православной церкви, дипломаты.

В России XVII в. границы между средними и высшими школами были размыты. Современные российские историки (А.Н. Джуринский, А.И. Пискунов и др.) выделяют три подхода к воспитанию, обучению и образованию во второй половине XVII в.: латинское направление (С. Полоцкий, С. Медведев), грекофильское (Е. Славинецкий, Ф.

Ртищев), старообрядческое (протопоп Аввакум и его последователи). В целом преобладала ориентация на греческую школу, византийскую систему образо­вания. Однако со второй половины XVII в. распространяется изучение латыни и греческого. Западная, греко-римская тради­ция пускает корни в среде высшей знати и служащих Посоль­ского приказа.

Своеобразным мостом к культуре Западной Ев­ропы выступала польская культура.

Источник: Капранова В.А. История педагогики: учеб. пособие/В.А. Капранова.-3-е изд., испр.- М.: Новое знание,207.-240 с.// с.36-42

[12] Латышина Д.И. История педагогики: Учеб. пособие. М.: Гардарики,2002

[15]  Очерки истории школы и педагогической мысли народов СССР с древнейших времен до конца 17-го века/Отв. ред. Э.Д. Днепров. М.: Педагогика,1989.

Источник: http://reihorn.narod.ru/skola12_17.html

Культура Москвы XIV—XV вв

  • Культура Москвы XIVXV вв.
  • Сергей Юрьевич Шокарев, Сергей Николаевич Таценко
  • Введение

Политические успехи Москвы способствовали ее быстрому развитию как крупного городского и культурного центра Северо-Восточной Руси.

Результаты дальновидной политики Ивана Калиты, сказались уже в ближайшие годы. В то время, когда другие города Руси подвергались притеснениям и вражеским нашествиям, Москва росла охраняемая ханской милостью и заботами своего князя.

Получение Калитой великокняжеского ярлыка и перенос в Москву русской митрополии способствовали ее развитию как одного из крупнейших культурных центров Руси.

Иван Данилович Калита одним из первых позаботился об идеологическом обосновании своей политики. При нем активно ведется каменное строительство, зарождается московское летописание, на страницах которого вместе с княжеской и городской хроникой отмечаются события общерусского значения. Появились в Москве при Иване Калите и свои первые святыни.

Умерший в Москве и захороненный в Успенском соборе митрополит Петр был уже вскоре канонизирован. Благодаря хлопотам преемника Петра митрополита Феогноста, московская канонизация была утверждена и константинопольским патриархом. В деятельности московского князя всегда подчеркивались и утверждались права на наследие стольных городов Киева и Владимира.

Ярким тому примером было строительство кафедрального по своему статусу московского Успенского собора. Собор строился как будто в ожидании митрополита, а участие в его строительстве самого Петра особо подчеркивалось поздними авторами.

Во времена Ивана Калиты была составлена и первая редакция Жития митрополита Петра, дошедшая до нас уже в поздних обработках.

Большое значение для развития культуры не только Москвы, но и Руси в целом имели старые традиционные связи с Византией и Южными славянами.

Клонившаяся к упадку и падению Византийская империя переживала тогда период своего культурного Возрождения.

Находившаяся в Москве, митрополичья кафедра притягивала к себе и способствовала распространению новых веяний и направлений в литературе и искусстве.

В немалой степени способствовал возвышению Москвы общий хозяйственный и культурный подъем русских земель в первой половине XIV в., который отразился на общественном устройстве, на государственном и семейном праве, на быте и нравах.

Иван Калита боролся с разбоями и “устраивал” Русскую землю. Считается, что на законодательную деятельность московского князя повлияло византийское право. Так, уже с XIV в.

на Руси применялся Византийский земледельческий закон. Дальними последствиями деятельности Ивана Калиты был огромный вклад, Москвы в общерусскую культуру.

Тем не менее уже ближайшие наследники Иван Даниловича пожинали итоги его трудов.

Под воздействием законодательных начинаний Ивана Калиты и его преемников и при непосредственном участии церкви в жизни общества происходят важные изменения. Со второй половины XIV в. в Москве и других городах Руси современники отмечают процесс смягчения нравов, общественное осуждение таких пороков как пьянство, обжорство, прелюбодеяние, невежество.

С другой стороны отмечаются и ценятся такие качества как дружба, верность, привязанность, сочувствие. Возникает и развивается в XIV и далее в XV веке особое отношение к природе, животному миру, любование окружающей местностью, природными явлениями (восход, закат, времена года).Горожане стали четко различать разницу жизни в городе и за его пределами.

В XIV веке состоятельные люди порой проводили лето вне городских стен. Значение правления Ивана Калиты для Москвы московские книжники оценили уже в конце XIV века. В начале столетия она представлялась им заурядным, малолюдным и небольшим по размерам городом. А на исходе Москва отличалась многолюдством, населенной ремесленниками и богатыми горожанами.

В XIVXV вв. идет процесс стабилизации семейного быта. Начиная с Ивана Калиты московские князья пишут духовные грамоты. В них четко и по возможности полно оговариваются права, обязанности, имущественная доля всех членов семьи.

Непререкаемой становится власть отца, особым положением и авторитетом пользуются вдовы. В XIV веке укрепляется такое важное положение семейного права как передача основной части наследства старшему сыну. Больше внимания стали уделять семейным праздникам.

Отмечались годовщины заключения браков, рождения детей, смерти. А такое событие как празднование свадьбы выходило за пределы семьи.

В городах начали уделять внимание внешней человеческой красоте. Женщины стали использовать румяна, белила, духи и даже косметические ножницы. Городские жители, особенно люди состоятельные, следовали моде. Важным атрибутом одежды были меха. Верхняя одежда в XIVXV вв.

была более обширной и короткой, чем нижняя. Женские платья, сорочки, носили подпоясавшись. Встречать гостей в платье без пояса тогда считалось неприличным. Пояс в мужской одежде был важным показателем социального положения владельца.

Пояс знатного человека был дорого украшен и передавался по наследству.

Иными становились и научные знания. Появление часов в Московском Кремле в 1403 году вызвало большое удивление. Между тем секрет часового механизма был вскоре раскрыт и описан летописцем. В московском быту это было важным событием: время стали измерять, по крайней мере в Кремле, часами. Последние стали делиться на дневные и ночные.

Уже в XV веке считали, что земля круглая и находится в центре Вселенной. Природным явлениям начали давать, с точки зрения того времени, научные определения и обоснования. Широко применялись знания прикладных наук, например, математики (торговля, строительство, денежное дело), химии (производство красок) и другие. Значительно продвинулась медицина. В XIVXV вв.

распространяются “Травники” и лечебные книги с описаниями болезней и рекомендациями по их лечению.

XIV и особенно XV век отмечен глубоким проникновением христианства в толщу народной жизни. Москву окружали монастыри. Монастырская реформа середины и второй половины XIV столетия, воплощенная учениками Сергия Радонежского, привела к быстрой замене келиотских монастырей на общежитийные, более демократичные.

Первые больше подходили для знати или для загородного отдыха. Жизнь в них проходила по кельям, где у каждого было свое имущество. Вторые же, с общежитийным уставом, первоначально предполагали общую собственность и общий труд.

Общежитийный устав с его строгими рамками жизни постепенно распространяется от центра по всей Северо-Восточной Руси.

Несмотря на влияние христианства жизнь во многом продолжалась по-прежнему. Церковные запреты не могли отбить охоту у населения обращаться к волхвам и ворожеям, напиваться до пьяна и петь “бесовские” песни.

Больше в деревнях, чем в городах Руси слушали и пели под гусли, играли на дудках. Частыми гостями были скоморохи. Среди занятий были игры в шахматы и кости. К церковным запретам относилась и охота с использованием хищных птиц, например, ястребов.

Любимым развлечением населения были пирушки, чаще без повода. Традиционными были обеды и пиры в складчину.

Большой культурный подъем, наступивший на рубеже XIVXV вв., был вызван победами Руси над завоевателями и ростом национального самосознания. В обществе возникают и развиваются такие понятия как подвижничество, героизм, самоотверженность. Деятельность Дмитрия Донского, Владимира Храброго, Сергия Радонежского была всем понятна и служила примером для подражания.

В XIV веке проходит свое становление теория о национальном и политическом единстве Руси, пришедшая на смену политической идеи XIII в. о пассивной обороне русских земель.

Мысль о первичности национального единства зародилась в Москве и в дальнейшем именно на ее основе предполагалось объединение всей Руси. Как следствие этому наступает период идеализации исторического прошлого.

Идеальные черты обретают первые киевские князья Владимир Красное солнышко, Ярослав Мудрый, Владимир Мономах. Это отразилось в летописях, повестях, народных сказаниях-былинах, где место половцев заняли татары. Этот период дал и больше авторских текстов и авторских имен.

В XV веке их стало особенно много, и не только потому, что имена и произведения раннего времени не сохранились от воин и пожаров, просто в XIVXV вв. входит в обычай подписывать сочинения в конце книги.

Однако новые представления и идеи в этот период лишь только начинали прокладывать себе дорогу и влиять на умы. XIV век во многом жил еще миропониманием XIII столетия. В княжеской среде по большей части господствовали своекорыстные интересы.

Великие князья и претенденты, за редким исключением, обладали узким политическим кругозором. Единственной соединяющей, но не объединяющей силой была церковь в лице митрополитов всея Руси. А церковные иерархи рангом пониже еще тяготели к местным центрам.

Известной торговой активностью и экономическим интересом пользовались купцы. Но только тверской купец Афанасий Никитин раздвинул границы привычного мира своим путешествием в Индию. Городские торговцы и ремесленники, крестьяне жили в еще более тесном мире.

Границами их деятельности были городская стена, деревенская околица, починок. За взлетом русской культуры рубежа XIVXV вв. последовал ее спад, причиной которого была Феодальная война. С ее завершением окончился удельный период русской истории.

Москва из княжеского града превратилась в столицу единого Русского государства. Это было началом нового этапа строительства государственности, сопровождаемый очередным взлетом русской культуры в конце XV века.

Архитектура Москвы

Политические устремления Москвы выразились, прежде всего, в ее архитектуре. Каменное строительство, начавшееся при Иване Калите, изначально носило государственный характер.

Оно как бы символизировало собой единство целей княжества и церкви, и было обращено не только к недавнему прошлому Владимиро-Суздальской Руси, но и к тем временам, когда во главе Русской земли стоял Киев.

Отсюда уже проходила прямая с византийс

Источник: https://www.studsell.com/view/70821/

Ссылка на основную публикацию