Развитие общественных отношений в древней руси — студенческий портал

1 сентября миллионы детей пошли в школу — так же, как их сверстники 100, 200 и даже 500 лет назад. На Руси к образованию подрастающего поколения относились серьезно. Предлагаем вам небольшой обзор-ретроспективу, как развивалось образование на Руси начиная с IX века.

В IX веке, когда только появилось отдельное государство — Киевская Русь, а русичи были язычниками, письменность уже существовала, но образование было еще не развито. Учили детей в основном индивидуально, и только потом появилось групповое обучение, которое стало прообразом школ.

Это совпало с изобретением буквенно-звуковой системы обучения. Русь в те времена была тесно связана торговыми отношениями с Византией, откуда к нам начало проникать христианство, задолго до его официального принятия.

Поэтому первые школы на Руси были двух типов — языческие (куда принимались только отпрыски языческой верхушки) и христианские (для детей тех мелких княжичей, которые уже к тому времени крестились).

Развитие общественных отношений в Древней Руси - Студенческий портал

X век

В дошедших до нас древних грамотах написано, что основателем школ на Руси стал князь Владимир Красное Солнышко. Как известно, именно он явился инициатором и исполнителем перехода Руси в православную христианскую веру.

Для того чтобы народ побыстрее принял христианство, организовывалось повсеместное обучение грамоте, чаще всего на дому у священника. В качестве учебников выступали церковные книги — Псалтырь и Часослов. Детей из высших сословий отправляли учиться, как написано в летописи: в «книжное научение».

Народ всячески противился новшеству, но отдавать сыновей в школы все же приходилось (за этим строго следили) и матери рыдали и причитали, собирая нехитрые пожитки своих чад.

 
Известна дата основания самой большой школы «книжного учения» — 1028 год, сын князя Владимира князь Ярослав Мудрый самолично отобрал 300 смышленых мальчиков из привилегированной среды дружинников и мелких князей и отправил их учиться в Великий Новгород — самый большой в то время город.

По указанию руководства страны активно переводились греческие книги и учебники. Школы открывали почти при каждой вновь построенной церкви или монастыре, это и были так широко известные впоследствии — церковно-приходские школы.

Развитие общественных отношений в Древней Руси - Студенческий портал

XI век

Это период расцвета Киевской Руси. Уже была развита широкая сеть монастырских школ, школ начальной грамоты. В программу школ входили счет, письмо и хоровое пение.

Были также «школы книжного учения», с повышенным уровнем образования, в них детей учили работать с текстом и готовили в будущем для государственной службы. Работала «Дворцовая школа» при Софийском соборе, та самая, которую основал князь Ярослав Мудрый.

Она теперь имела международное значение, в ней готовились переводчики и писцы. Также было несколько женских школ, где учили грамоте девочек из богатых семей.

Высшая феодальная знать учила детей на дому, отправляя по несколько отпрысков в отдельные, принадлежавшие им же селения.

Там знатный боярин, грамотный и образованный, которого называли «кормильцем», учил детей грамоте, 5-6 языкам и основам государственного управления.

Известно, что княжич самостоятельно «руководил» селением, в котором находилось «кормильство» (школа для высшей знати). Но школы были только в городах, в селах грамоте не учили.

Развитие общественных отношений в Древней Руси - Студенческий портал

XVI век

Во время монголо-татарского нашествия (начиная с XIII века) так широко развивающееся массовое образование на Руси было по понятным причинам приостановлено.

И только начиная с XVI века, когда Русь полностью «освободилась от полона», школы начали возрождаться, причем называться они стали «училищами».

Если до этого времени сведения об образовании были в очень малом количестве в дошедших до нас летописях, то с XVI века сохранился бесценный документ, книга «Стоглав» — собрание постановлений Стоглавого Собора, в котором участвовали высшее руководство страны и церковные иерархи.

В нем немало места было отведено вопросам образования, в частности, указывалось на то, что учителем могло стать только духовное лицо, получившее соответствующее образование.

Таких людей сначала экзаменовали, потом собирали сведения об их поведении (человек не должен быть жестоким и злым, иначе никто детей в школу не отдаст) и только после всего позволяли учительствовать. Учитель вел один все предметы, ему помогал староста из числа учеников.

Первый год учили алфавит (тогда надо было знать «полное имя» буквы), второй год складывали буквы в слоги, а на третий уже читали. В училища по-прежнему отбирали мальчиков из любых сословий, главное, чтобы они были смекалистыми и толковыми.

Развитие общественных отношений в Древней Руси - Студенческий портал

XVII век 

До нас дошла чудом сохранившаяся ценнейшая рукопись «Азбуковник», написанная неизвестными авторами или автором в XVII веке. Это нечто вроде руководства для учителя. В нем четко указано, что учение на Руси никогда не было сословной привилегией. В книге так и написано, что учиться может даже «убогий и худородный». Но и насильно, в отличие от X века, никто не заставлял.

Плата за учение для бедных была минимальной, «хотя бы какой-нибудь». Конечно, находились и те, кто был настолько нищим, что не мог дать учителю ничего, но, если желание учиться у ребенка присутствовало и он был «быстроумным», то земству (местному руководству) вменялось в обязанность дать ему самое начальное образование.

Справедливости ради надо сказать, что так земство поступало не везде.

В «Азбуковнике» подробно описан день тогдашнего школьника. Правила для всех школ допетровской Руси были одинаковыми. Дети приходили в училище ранним утром и уходили после вечерней молитвы, проведя в школе весь день.

Сначала дети рассказывали вчерашний урок, потом все ученики (их называли «дружиной») вставали на всеобщую молитву. После этого все рассаживались за длинным столом и слушали учителя. Книги домой детям не выдавались, они были главной ценностью школы.

Детям подробно рассказывали, как нужно обращаться с учебником, чтобы он долго хранился. Убирались в школе и занимались ее отоплением сами дети. «Дружину» учили грамматике, риторике, церковному пению, землемерию (т.е. основам геометрии и географии), арифметике, «звездознанию» или основам астрономии.

Также изучали и стихотворное искусство. Допетровская эпоха была необычайно интересной на Руси, но первые революционные преобразования ввел именно Петр I.

  • XVIII век
  • К этому времени вследствие развития уважения к человеческой личности, возникновения понимания важности развития человека, его образования для счастливой жизни возникло множество общеобразовательных школ, где учились мальчики, и частных пансионов для девушек.
  • На территории Российской Империи стали появляться профильные учебные заведения: Школа математических и навигационных наук, Артиллерийская школа; Медицинское училище; Инженерная школа, здесь тоже могли учиться только мальчики.

В это же время, в 1764 году, открылся Смольный институт для девушек, где они учились с 5-6 лет целых девять лет подряд.

Там они получали комплексное образование: учились писать, читать, считать, изучали иностранные языки, брали уроки танцев, музыки, учились поведению в обществе, хозяйственным дисциплинам. В Смольном могли учиться только дети дворян.

В 1869 году в России открыли первое женское учебное заведения с университетской программой — «Высшие женские курсы».

До начала двадцатого века школьникам жилось достаточно сложно, многие учебные заведения — это интернаты закрытого типа. Школьники постоянно там жили, очень редко, только лишь на праздники, они могли увидеть родных. Тем, кто хорошо учился и вел себя, устраивали встречи с родными прямо в помещении школы.

О том, чтобы гулять по вечерам, ездить к друзьям в гости или просто где-нибудь веселиться, речь не могла идти — это было запрещено, это каралось разными извращенными трудовыми наказаниями. После 19.

00 школьники не могли покидать помещение учебного заведения, где они жили, это происходило лишь в том случае, если они отправлялись куда-либо организованно, а это случалось редко.

Развитие общественных отношений в Древней Руси - Студенческий портал

Дети, которым посчастливилось учиться в обычной, по нашим меркам, открытой школе также жилось не на много веселее, чем воспитанникам школ-интернатов, ведь даже после того, как занятия в школе заканчивались, дети оставались под надзором учителя. Он каждый вечер захаживал домой к ребенку и проверял, занимается ли он уроками, не нужна ли ему помощь. Отправиться гулять или в гости без разрешения учителя было невозможно!

Именно с эпохой Петра 1 историки связывают коренные преобразования в образовательной сфере. В это время открываются не только школьные учреждения, которые были на порядок выше, чем самые первые школы, но и новые училища и лицеи. Основными и обязательными предметами для изучения становятся математика, навигация и медицина. 

В 1834 году была введена школьная форма. Именно в этом году произошло принятие закона, утвердившего отдельный вид гражданских мундиров. К ним относились гимназические и студенческие мундиры. В это же время появилась женская форма. И если форма мальчиков с тех пор менялась неоднократно, то женская форма — коричневое платье и белый фартук кардинально больше не изменялась.

Развитие общественных отношений в Древней Руси - Студенческий портал

Костюм гимназиста отличал подростка от тех детей, которые не учились, или не могли позволить себе учиться. Форму носили не только в гимназии, но и на улице, дома, во время торжеств и праздников. Она была предметом гордости. Во всех учебных заведениях форма была военного фасона: неизменно фуражки, гимнастерки и шинели, которые отличались только цветом, кантами, пуговицами и эмблемами.

XX век

В ХХ веке среднее образование стало обязательным для всех. Именно тогда права мужчин и женщин на образование сравнялись, школы стали похожи на современные. Теперь дети ходили в школу каждый день и возвращались оттуда домой.

После того, как ребенок выходил из школы, ответственность за его жизнь и здоровье начинали нести родители, и уже они решали, куда ему идти, когда выходить на улицу и до которого часа гулять.

Конечно, оставались школы закрытого типа, они есть и сейчас, это в основном специализированные заведения: военные, музыкальные, танцевальные.

Источник: https://molportal.ru/node/14707

Общественный строй Древней Руси

Исторический период государства Древней Руси (9-11 века) характеризуется развитием хозяйства. Так, вместо подсечно-огневой системы земледелия с её обязательным условием «давать земле отдых», применяемой на старопахотных полях, вводится так называемое трёхполье – то есть, пользование землёй на регулярной основе.

При этом, были введены и новые садовые, огородные и полевые культуры. Всё это способствовало росту городов, развитию ремёсел и дальнейшему разделению труда. А рост материальных благ некоторых слоёв общества теперь требовал не просто обеспечения их безопасности внутри рода, но передачи родному сыну.

Читайте также:  Отдел хвощеобразные - студенческий портал

Согласно утверждениям историков, именно в этот период сложилось важное для русской истории фактическое представление об «отчине». Вместе с тем в границах этого великого государства начала зарождаться форма раннефеодального общества, которая существенно отличалась от зрелого феодализма.

Категории населения древнерусского государства

В качестве основного населения Древней Руси выступали свободные общинники или же обычные жители. К одиннадцатому веку социальную и экономическую основу общества составляла земледельческая община – вервь, которая отвечала за обеспечение общественного порядка на собственной земле, владела земельными территориями, уплачивала штраф-виру за людей в неё входивших.

За право пользования и владения территориями общинники обязаны были выплачивать князю дань. Сам же князь выступал в роли верховного собственника всей русской земли.

Княжеская дружина в древней Руси

Княжеская дружина воспринималась народом и самим правителем не в качестве подданных князя, а как его соратники и советники.

Сам же князь довольно часто устраивал собрания с дружинниками, на которых помимо обсуждения военных дел, обсуждались государственные дела и различные социальные вопросы.

Самые опытные дружинники составляли так называемую «думу» и позже стали называться боярами. Гриди и отроки – молодые воины, входившие в общий состав дружины.

В качестве основных источников дохода киевской дружины и князя, кроме собираемой ими дани, по-прежнему оставалась военная добыча. Однако, к концу 10 века начали появляться княжеские сёла, в которых разводили коней и продавали различный товар (например, добываемая на Руси пушнина продавалась вместе с экспортной частью на константинопольских рынках).

Наряду с разрастанием рода Рюриковичей, а также ростом количества дружинников, князьям и дружине стало не хватать собираемой дани. Именно с этим фактором исследователи связывают появление вышеупомянутых поселений, ведь они впоследствии давали княжеско-дружинной общине все необходимые продовольственные и бытовые блага.

В сёлах работали зависимые люди и поначалу там работала только челядь и холопы, число которых пополнялось за счёт обездоленных соплеменников и пленных. Хозяин поселения имел полную власть над жизнью рабов, а за убийство такого холопа он нёс лишь церковное наказание.

Таблица: структура княжеской дружины на Руси. Старшая и младшая дружина

Развитие общественных отношений в Древней Руси - Студенческий порталДружина в древнерусском государстве

Закупы в древнерусском государстве

Примерно в 12 веке в Древней Руси стали появляться новые зависимые люди – закупы. Как правило, в эту социальную группу входили разорившиеся общинники, которые шли в кабалу за предоставление им какой-либо ссуды.

Отрабатывая, таким образом долг, закупы имели право и на земле хозяина, сохраняя при этом собственное хозяйство. Стоит отметить, что закон всячески препятствовал хозяину превращать закупа в обельного холопа (то есть, в раба).

Таким образом, в общественном строе государства закупы были аналогом феодально-зависимым крестьянам.

Исследователи Киевской Руси отмечают, что особым уважением в обществе пользовались ремесленники, которые проживали в собственных кварталах. Особенно ценились кузнецы и люди, занимающиеся обработкой металлов. Не менее значимыми впоследствии стали и каменщики.

Формирование купечества

Следующей категорией граждан в общественном строе были купцы, которым предоставлялось множество различных княжеских льгот для ведения их дел на территории других стран.

Довольно часто, это люди выступали в качестве представителей князя и государства.

С усложнением задач и развитием Киевской Руси в государстве появилось множество управляющих и руководящих должностей (например, тиун, воевода, стольник и пр.).

Вече на Руси

Для решения важных вопросов государственного характера на Руси организовывались собрания или же вече, а позже снемы, созываемые великими князьями. Основными функциями подобных мероприятий являлись:

  • разработка и принятие новых законов в государстве;
  • решение военных вопросов и обсуждение заключения мирных договоров;
  • распределение территорий;
  • осуществление охраны торговых путей и границ и др.

Стоит отметить, что сначала на вече могли присутствовать все мужчины, проживавшие в Киевской Руси. Однако со временем в состав собрания входили только перечисленные выше знатные граждане.

Таблица: дума (совет при великом князе) и вече в древнерусском государстве

Развитие общественных отношений в Древней Руси - Студенческий порталДума и вече в Древней Руси

Схема: структура вооруженных сил древнерусского государства

Развитие общественных отношений в Древней Руси - Студенческий порталСтруктура вооруженных сил древнерусского государства

Видео-лекция: история древнерусского государства

Источник: https://fox-calculator.ru/slavane/obshhestvennyiy-stroy-drevney-rusi/

Учебное пособие. 1.3. Образование Древнерусского государства

  • Развитие общественных отношений в Древней Руси - Студенческий портал
  • ГЛАВНАЯ СЛОВАРЬ ИСТОРИЧЕСКИХ ТЕРМИНОВ ПЕРСОНАЛИИ ХРОНОЛОГИЯ ПРАВИТЕЛИ СТУДЕНТАМ ПОИСК ПО САЙТУ
  • СЕТЕВОЙ УЧЕБНЫЙ КОМПЛЕКС
  • Учебное пособие

1.3. Образование Древнерусского государства

Важным шагом на пути общественного развития восточных славян было образование государства в IХ в. с названием «Киевская Русь». Оно сыграло огромную роль в истории Восточной Европы.

История его возникновения совпадает с общеевропейскими процессами образования государств.

Примерно в это же время появляются Великоморавское и Чешское княжества, государственность в Хорватии и сербских землях, Англосаксонское королевство (Англия), Древнепольское государство, Датское королевство.

Вопрос образования государства очень дискуссионный в отечественной исторической науке. Основательных письменных источников нет. Начальный период описан очень скупо. Русские летописцы XII в. включили в летописное сказание объяснение возникновения Древнерусского государства – легенду о призвании в 862 г.

в качестве князей трех варягов – братьев Рюрика (Новгород), Синеуса (Белоозеро) и Трувора (Изборск). После смерти братьев Рюрик объединяет их владения. Двое из «мужей» Рюрика – Аскольд и Дир – отправились на юг и в 860 или 862 г. захватили Киев. В 879 г. Рюрик умер. Воевода Олег с дружиной и малолетним сыном Рюрика – Игорем в 882 г.

захватывают Киев и убивают княживших там Аскольда и Дира.

Таким образом, были объединены важнейшие политические центры восточных славян – Новгород и Киев, что привело к образованию Киевской Руси. Далее они завладели территорией вокруг водного пути «из варяг в греки» от Ладоги до Киева и приступили к покорению союзов славянских племен, живших в стороне от этого пути.

Летописный рассказ лег в основу так называемой норманнской теории. Ее создали немецкие историки Байер, Миллер и Шлецер (XVIII в.). Они работали в Петербургской Академии наук.

Немецкие историки пришли к выводу, что славяне, являясь диким, необразованным народом, не могли самостоятельно создать собственную государственность, а поэтому государство на Русь было привнесено извне носителями западной культуры – норманнами, скандинавами.

Подобной их риторике есть два объяснения. Первое – стремление оправдать засилье иностранцев при дворе императрицы Анны Иоанновны («бироновщина»). Именно в это время, по выражению В.О.

Ключевского иностранцы хлынули в Россию как сор из дырявого мешка.

С другой стороны – именно в это время в европейской исторической науке господствовала идея – завоевание основополагающий момент в образовании любого государства.

Теория не выдерживает серьезной научной критики. Первым ее начал критиковать еще М.В. Ломоносов. Он говорил о «древности славянского народа», об этнической разнице славян и скандинавов, месте славян во всемирной истории. Утверждал, что если влияние и было, то очень незначительное. Эти мысли позднее развили С.М. Соловьев и В.О. Ключевский.

В современной науке преобладает мнение о том, что призвание варягов не являлось началом государственности на Руси. Она возникла в результате закономерного развития славянского общества. К тому же надо иметь ввиду, что норманны находились на той же стадии общественного развития, что и славяне.

Варягов иногда приглашали на княжение, но эта форма у славян уже существовала. Археологические и письменные источники свидетельствуют о минимальном присутствии скандинавов.

В то же время большинство историков признает, что первыми князьями на Руси действительно были варяги, правда, продолжаются споры о том, были ли варяги скандинавами или западными славянами, жившими на южном побережье Балтийского моря.

Особенности социального строя. Источником наших знаний о социально-политических и экономических отношениях на Руси является в первую очередь свод законов «Русская правда» (XI-ХII вв.).

Киевская Русь была раннефеодальным государством. Частное землевладение в IХ – начале ХI в. еще не было развито. Имелись лишь небольшие и немногочисленные княжеские и боярские вотчины. В общественном строе Руси сочетались признаки патриархального, рабовладельческого и феодального общества.

Сословная структура общества находилась в стадии формирования. Независимыми группами населения были посадские люди и смерды – общинники (платили налоги и выполняли повинности только в пользу государства). Существовали зависимые категории населения:

— рядовичи (заключали с вотчинником договор («ряд») на основе которого выполняли различные службы);

— закуп (разорившийся смерд, который брал у феодала в долг («купу») – деньги, скот, инвентарь, семена, – а потом его отрабатывал);

— холопы, челядь – самая низкая ступенька в социальной иерархии. Фактически рабы в княжеской или боярской вотчине. Источники холопства – рождение от холопа, совершение преступления, плен и пр.

Следует отметить, что в домонгольский период преобладало в основном свободное население.

Сословное деление существовало и в городах. Х – XI вв. период расцвета городской хозяйственной жизни. Город – торговый, ремесленный и административный центр. Горожане объединялись в податные общества, платили налоги, строили дороги, крепости и пр.

В отличие от Западной Европы города Руси не знали цеховых объединений. Привилегированное положение занимало купечество, особенно купцы-гости, ведущие крупнооптовую торговлю с иностранцами.

Аристократией являлись крупные феодалы, княжеская администрация, боярство.

История Киевской Руси, хронологические рамки которой большинство историков определяют как IХ – начало XII вв., условно может быть разделена на три больших периода:

1. IХ – середина Х в. – время первых древнерусских правителей – Рюрика (862-879 гг.), Олега (879-912 гг.), Игоря (912-945 гг.) и Ольги (945-969 гг.);

2. вторая половина Х – первая половина ХI в. – время Владимира I (978/980-1015 гг.) и Ярослава Мудрого (1016-1018, 1019-1054 гг.) – эпоха расцвета Киевской державы. К этой эпохе также относятся княжение Святополка Окаянного (1015-1016, 1018-1019 гг.), который прославился убийством своих сводных братьев Бориса (ум. 1016 г.) и Глеба (ум. 1016 г.).

3. вторая половина XI – начало XIII в. – переход к территориально-политической раздробленности или к удельным порядкам. Наиболее известные имена этого периода являлись Владимир Мономах (1113-1125 гг.

), Юрий Долгорукий (1125-1157 гг.), Андрей Боголюбский (1157-1169 гг. – владимирское княжение; 1157, 1169-1174 гг. – великое княжение), Всеволод Большое Гнездо (1176-1212 гг.), Александр Невский (1252-1263 гг.

).

Сложившееся государство можно характеризовать как раннефеодальную монархию (см. схему 1).

  1. Схема 1
  2. ГОСУДАРСТВЕННОЕ УСТРОЙСТВО КИЕВСКОЙ РУСИ в XXIII ВВ.
  3. Великий князь киевский
  4. Дружина
  5. Старшая дружина – бояре (знать)
  6. Младшая дружина (гриди)
  7. Местные (удельные) князья
  8. Посадники (волостели)
  9. Местная дружина
  10. Погост, становщина, волости
Читайте также:  Основные события крестьянской войны - студенческий портал

Процесс экономической жизни Киевской Руси слабо отражен в исторических источниках. Очевидны отличия феодального строя Руси от «классических» западноевропейских образцов. Они заключались в огромной роли государственного сектора в экономике – наличии значительного числа свободных крестьянских общин, находившихся в феодальной зависимости от великокняжеской власти.

В экономике Древней Руси феодальный уклад существовал наряду с рабством и первобытнопатриархальными отношениями. Ряд историков называет государство Русь страной с многоукладной, переходной экономикой. Они подчеркивают раннеклассовый, близкий к варварским государствам Европы характер Киевской державы.

Последствия принятия христианства и распространения ислама на территории страны. В годы княжения Владимира I (980-1015 гг.) произошло событие, очень важное для последующего исторического развития Руси – принятие христианства.Необходимость принятия монотеистической религии определялась социально-политическим развитием страны.

С ликвидацией автономии славянских союзов и племенных княжеств складывалась структура государства с единой династией во главе, с господствующим слоем, представленным военно-служилой знатью. В этих условиях старая языческая культура, которая носила местный характер и служила сепаратистским устремлениям, уже не устраивала центральную власть.

Единое государство невозможно было без духовной связи.

Князь Владимир предпринял попытку приспособить к новым условиям языческие верования. В Киеве был сооружен единый пантеон богов. Были поставлены идолы основных богов. Однако укрепить язычество этим не удалось. Явно ощущалась необходимость каких-то других действий.

Вскоре Владимир I провел вторую религиозную реформу. Официальной государственной религией стало христианство. Летописец Нестор оставил подробный рассказ о выборе веры. Посетили разные страны послы, беседовали с проповедниками, подробно знакомились.

Владимир выбрал православие с его развитыми догмами, красивой службой, крепкой церковной организацией. Надо заметить, что влияние христианства на русских славян началось задолго до эпохи Владимир Святого. Из договора князя Игоря с греками в 945 г. мы узнаем, что многие его дружинники уже были христианами.

Посетив Константинополь, княгиня Ольга приняла христианство. В 988 г. в г. Корсунь (Херсонес), в центре византийских владений в Крыму Владимир Святославович крестился. По возвращении в Киев князь крестил в реке Почайне киевлян и уничтожил языческих идолов. Христианство становится господствующей религией.

Крещение остальной Руси заняло длительное время (более 100 лет).

Значительную роль в жизни государства стала играть православная церковь. В.О. Ключевский отмечал, что вместе с христианством стала проникать на Русь струя новых политических понятий и отношений.

На Киевского князя пришлое духовенство перенесло византийское понятие о государе, поставленном от Бога не только для внешней защиты страны, но и для установления и поддержания внутреннего общественного порядка. Тесный союз светской и церковной власти сделался традицией русской истории.

Церковь боролась за единство русских земель, выступала посредницей в княжеских междоусобицах.

Во главе русской церкви стоял киевский митрополит. Митрополитами в Киеве становились греческие епископы, которых присылал по своему усмотрению константинопольский патриарх.

Из 20 митрополитов домонгольского периода только двое было русских. Отдельные области Руси возглавляли епископы, которым подчинялись священники в городах и селах. Население платило налог в пользу церкви – «десятину».

Церковь являлась крупнейшим феодальным собственником на Руси.

Принятие христианства способствовало сплочению восточнославянских племен в единую древнерусскую народность. На смену сознанию племенной общности пришло осознание общности всех русских в целом. Христианство с его учением о божественной власти, укрепило авторитет великого князя киевского.

Значительным было культурное влияние христианской религии. Пришла иконопись, фрески, мозаика, резьба по камню. Благодаря болгарским просветителям Кириллу и Мефодию Русь, как все восточные и южные славяне, получила в IX в. письменность. Древнерусские монастыри стали носителями просвещения: в них возникло русское летописание, собирались библиотеки, культура хозяйства.

Церковь положила начало русскому искусству, храмовой архитектуре, живописи. Начало развиваться национальное литературное творчество («Поучения Владимира Мономаха», «Слово о полку Игореве»). Христианство повлияло на нравы и мораль. Русь перестала быть для европейцев варварской страной. Укрепление ее международного положения выразилось в многочисленных династических браках.

НАЗАД СОДЕРЖАНИЕ ДАЛЕЕ

О комплексе Об авторе и составителе Скачать комплекс

Источник: https://www.istoriya.org.ru/complex/textbook/1-3

ЕГЭ. История. Теория по кодификатору. 1.1.2. Общественный строй восточных славян

1.1.2. Общественный строй восточных славян

Развитие общественных отношений в Древней Руси - Студенческий портал 

Восточные славяне жили общинами.

Родовая община – общность кровных родственников, совместно  ведущих хозяйство, имеющих общую собственность. Строй был патриархальный (во главе рода- отец, то есть патриарх).

В 7-9 в. начало происходить разложение родоплеменных отношений, переход к соседской общине

Формой правления при соседской общине была военная демократия, то есть значительная политическая и экономическая власть принадлежала князю и его дружине, в то же время общие вопросы решались сообща — на вече.

Соседская община (с середины 1 тысяч.) – общность , представляющая собой несколько родов (семей), каждый из которых вел личное хозяйство, однако угодья , земля у семей общие.

Во главе соседской общины стоял сначала старейшина, затем князь.  Он вёл собрание  вече), занимался вопросами распределения земли, рассмотрением тяжб, то есть споров.

Соседская община называлась «мир», или «вервь» (от слова « верёвка», которой измеряли участки земли).

Признаки родовой общины Признаки соседской общины
кровное родство состоит из нескольких семей, члены соседской общины не являлись  кровными родственниками
совместный коллективный труд совместный коллективный труд вёлся лишь частично, там, где необходимы общие усилия, например, расчистка земли от лесов.
коллективное потребление всего произведённого родом потребление произведенного продукта отдельными родами,семьями
совместное пользование землёй, совместное ведение хозяйства каждая семья ведёт своё хозяйство, земля перераспределяется между членами общины
запрет на женитьбу между родственниками разрешение женитьбы между членами разных семей.
во главе семьи стоит  отец — патриарх во главе – старейшина, затем князь
решение вопросов внутри семьи решение общих вопросов на вече — народном собрании
  • Сельские общины объединялись в племена, в которых собиралось вече — народное собрание, решающее наиболее важные вопросы племени, например, вопросы войны и мира, выбор старейшин.
  • Племенные союзы — это этап формирования государственности.
  • Объединение в союзы было связано с необходимостью совместной защиты от кочевников, а также ведения торговых отношений.
  • В соседской общине начала выделяться родоплеменная знать ( князь, воевод, старейшины, дружина)
  • Во главе племенного союза стоял князь.

Князю на вассальных отношениях (не слуги) подчинялась дружина. Дружинники участвовали в управлении княжеством и личным хозяйством князя и представляли постоянную военную силу на Руси IX-XIV вв.

Именно дружина составляла  войско князя, она же становилась во главе воев– народных ополчений, создаваемых  в минуты особой опасности.

  • Старшая — бояре, дума, совет князя, воеводы, то есть это избранный князем круг приближённых.
  • Младшая – гриди (телохранители князя), отроки (детские, пасынки) — низший разряд дружиныВооружённые силы Древнерусского государства в 10-12 в.
  • Князь
  • Дружина (старая и младшая)
  • Дружины местных князей
  • Народное ополчение
  • Наёмники

Социальная структура древних славян

                                         КНЯЗЬ
служилые дружинники (старшие и младшие)
свободные ремесленники , духовенство, купцы, люди (общинники)
зависимые смерды, закупы, рядовичи, челядь (рабы иноплеменники), холопы (рабы соплеменники)
изгои (вышедшие из своей социальной группы, жалкие, бедные, часто находились под опекой церкви)

С сер. 9 века начинают складываться феодальные отношения.

  1. Земля – «феод»- принадлежала верхушке общества, её знати.
  2. Крестьяне не владели землёй, были лишь её «держателями».
  3. Киевская Русь – это раннефеодальное государство, следующий этап в развитии Руси.
  4. Материал подготовила Мельникова Вера Александровна

Бесплатные шаблоны для Joomla на web-disign.ru.

Источник: http://poznaemvmeste.ru/index.php/237-ege-teoriya-po-kodifikatoru-rossiya/1129-ege-istoriya-teoriya-po-kodifikatoru-1-1-2-obshchestvennyj-stroj-vostochnykh-slavyan

Повседневность древней руси

Повседневная жизнь Древнерусского государства в IX-XII веках.

Древняя Русь как государство возникло в последней четверти  IX в. в результате объединения двух главных центров восточных славян — Новгорода и Киева под властью князей династии Рюриковичей.

В это время происходило постепенное складывание древнерусской народности из нескольких восточнославянских племен. Большую роль в развитии нового государства сыграл крупнейший торговый путь «из варяг в греки». Развитие торговли и ремесла привело к появлению и бурному росту городов.

Наиболее древние из них: Киев, Новгород, Чернигов, Переяславль, Псков, Ростов Великий, Ладога и т.д.

Сельское население

Помимо торговли и ремесел, население Древней Руси занималось скотоводством, охотой, рыболовством и бортничеством. Несмотря на это, господствующим занятием восточных славян оставалось земледелие. На смену подсечно-огневой системе земледелия постепенно приходила трехпольная система; выращивались пшеница, овес, просо, рожь.

Среди земледельцев господствовала большая семья, все члены которой вместе обрабатывали землю. Отношения в семье носили патриархальный уклад, глава семьи, самый старший в роду распоряжался и имуществом и судьбой каждого.

С принятием христианства в семейных отношениях произошли существенные изменения: многоженство было запрещено, если раньше практиковалось «похищение невесты», то совершение брака после крещения должно было происходить  в форме церковного венчания. В то же время многие другие языческие обряды сохранялись.

Церковные имена нелегко проникали в народную среду, долгое время сохранялись славянские имена – Владимир, Добрыня, Молчан, Осока, Волк, Волчий хвост, Святослав и т.д.

Главным элементом одежды была рубаха. Причем покрой у крестьян и феодалов был одинаковым, различалось лишь качество ткани. Женская рубашка была длиной до полу.

Для украшения рубахи и верхней одежды использовали яркие, нарядные вышивки, игравшие роль оберега от злых сил. Для них использовали лен, коноплю, шерсть или даже серебро золото, если речь шла о феодалах.

На голове женщины носили обруч из кожи, чепец, металлические подвески и т.д.

На юге основными жилищами восточных славян служили полуземлянки с земляными полами, крышей, сверху покрытой также землей. На севере это были невысокие деревянные срубы, покрытые досками или соломой. В избе, как правило, была печь, вся целиком включенная в помещение и топившаяся по-черному. Жилища освещались лучинами.

Городское население

В городах Древней Руси жили князья, дружинники, ремесленники и купцы. Именно в городах долгое время продолжали сохраняться вечевые порядки. Они были центрами культуры: в них существовали школы, создавались летописи, функционировали иконописные и ремесленные мастерские.

  Самую многочисленную часть городского населения составляли ремесленники, как свободные, так и зависимые. Существовали самые разные виды ремесел: кузнечное, оружейное, ювелирное (ковка и чеканка, тиснение и штамповка серебра и золота, филигрань, зернь), гончарное, кожевенное, портняжное.

  Даже небольшие и новые города имели домницы для изготовления железа. Но большинство простых горожан продолжало заниматься земледелием и скотоводством. При этом городские жители, как правило, строили высокие дома, в которых жилым помещением служил второй этаж. В нижней части располагался погреб.

Читайте также:  Коллектив в педагогике - студенческий портал

Города в основном строились из дерева, но некоторые храмы и дворцы знати возводились из камня.

Высокие деревянные дома назывались хоромами. В них проживали князь и бояре. Часто хоромы состояли из нескольких строений, соединенных между собой переходами (сенями). Вокруг княжеского терема располагались хозяйственные строения для слуг и хранения зерна, мяса, меда, вина и т.д. Хоромы были окружены оградой с крепкими воротами.

Приёмные в великокняжеском тереме назывались гридницами, здесь князь пировал со своей дружиной. Столы были уставлены дорогой посудой, часто украшавшейся золотом и серебром. Гостей развлекали гусляры и скоморохи. Но при этом и князь, и самые простые крестьяне строго соблюдали посты: по понедельникам, средам, пятницам и даже по субботам.

 

Литература

  • Богданов А.П. Повседневная жизнь. Древняя Русь. М., 2016.
  • Георгиева Т. Русская повседневная культура. Обычаи и нравы с древности до начала Нового времени. М., 2014.
  • Долгов В.В. Быт и нравы Древней Руси: миры повседневности XI-XIII вв. М., 2007.
  • Кривошеев Ю.В. Древнерусское язычество: популяр. очерк. СПб., 2005.
  • Романов Б. Люди и нравы Древней Руси. М., 2013.

Источник: https://w.histrf.ru/articles/article/show/povsiednievnost_drievniei_rusi

Развитие феодальных отношений в Древней Руси. Классовая борьба

Древнерусское государство по своей природе являлось раннефеодальной монархией, главной внутриполитической задачей которой было содействовать ускорен ному развитию и укреплению феодальных отношений. Во главе государства стоял великий киевский князь, опиравшийся на многочисленную и хорошо вооруженную дружину.

Дружина являлась не только военной силой, но и принимала непосредственное участие в управлений государством. Бояре и «княжие мужи», составлявшие «старейшую дружину», были советниками князя, воеводами, наместниками, послами.

«Гридни», «отроки» и «детские» младшей дружины выступали в качестве представителей великокняжеской администрации, выполняли отдельные поручения, обслуживали дворцовое хозяйство, были отборной частью войска. Известную роль в политической жизни страны играли представители старой племенной знати — «старцы градские», «нарочитая чадь».

Постепенно они сливались с верхушкой дружины в один класс феодалов. Власть на местах осуществляли княжеские родственники, наместники из старших дружинников. Княжеские данщики, мечники, вирники и другие административные лица разъезжали по всей стране, собирали дань, вершили суд и расправу от имени киевского великого князя.

Укреплению государства способствовало принятие христианства, которое идеологи чески обосновывало феодальный строй, помогало держать в повиновении народные массы. Среди правящей верхушки христианство начало распространяться еще в IX в., однако государственной религией Древней Руси оно стало только с 988 г., со времени князя Владимира, объявленного церковью «святым».

Однако огромное по территории Древнерусское государство долго было лишено внутреннего единства. К. Маркс называл его «лоскутной империей». Отдельные области страны были связаны с Киевом в основном данническими отношениями.

Ежегодно с наступлением зимы князь с дружиной или по его поручению бояре и «княжие мужи» отправлялись на «полюдье» — собирать дань мехами, медом, воском, хлебом и другими продуктами хозяйства смердов. Часть дани предназначалась для продажи в Константинополе, на остальное князь кормил и одевал свою дружину.

Иногда вместо части дани князь предоставлял дружинникам право собирать себе дань с определенной территории.

Дань была первичной формой феодальной эксплуатации, которую К. Маркс определял как «вассальную зависимость без феодов или феоды, состоящие исключительно из дани».

Размеры дани в IX — первой половине X в. не были точно определены и регулировались «обычаем». Только после восстания 945 г.

в Древлянской земле, во время которого был убит князь Игорь, киевская княгиня Ольга установила «уставы» и «уроки».

С развитием феодальных отношений формы эксплуатации непосредственных производителей изменяются. На мену дани в XI в. пришла примитивная отработочная Рента и рента продуктами (оброк натуральный).

Эти изменения были связаны с возникновением феодального землевладения. Князья, бояре и монастыри становятся крупными земельными собственниками.

Княжеские дружинники, получая землю, превращаются из военных в бояр-вотчинников.

Одновременно с развитием феодального землевладения проходил процесс закрепощения производителей — смердов. Если раньше собственное хозяйство феодалов обслуживали рабы-холопы, то теперь феодалы переходили к эксплуатации феодально зависимых людей, бывших свободных общинников.

Князья раздавали общинные земли вместе с населявшими их смердами боярам и монастырям. Участились насильственные захваты общинных земель и отдельными феодалами. Однако закрепощение проходило не только насильственным путем.

Хозяйство смердов было неустойчивым в экономическом отношении: достаточно было пожара, неурожая, падежа, скота или набега кочевников, чтобы смерды разорялись и вынуждены были идти в кабалу к феодалу.

Смерд получал ссуду («купу») деньгами, скотом или хлебом и превращался в зависимого человека — закупа, который должен был выполнять определенные повинности в пользу феодала и не мог уйти от своего господина.

В зависимость попадали «рядовичи», заключавшие с феодалом договор — «ряд» о работе, потерявшие связи с общиной и. искавшие защиты у феодала «изгои», выпущенные на волю рабы — «пущенники», или «прощенники». В хозяйстве феодала по-прежнему использовался рабский труд холопов, но его удельный вес непрерывно уменьшался.

В XI в. феодальные отношения распространились по всей территории страны, княжеские и боярские вотчины появлялись в земле вятичей, ранее не знавших феодальной эксплуатации. Повсеместно при содействии велико княжеской власти и церкви проходил процесс закрепощения смердов-общинников, захвата общинных земель.

Закабаление вызывало стихийный протест народных масс. Об антифеодальном движении летописцы сообща ют очень скупо, но уже при князе Владимире в Киевской земле «умножились разбои», а при князе Ярославе Мудром и его сыновьях произошло несколько крупных восстаний смердов в Ростово-Суздальской земле и на Белоозере (1024, 1071, 1091).

Некоторые из восстаний возглавляли языческие жрецы — волхвы. Борьба за старую языческую веру связывалась в сознании смердов с зашитой прежней общинной свободы. Обострились классовые противоречия и в городах Древней Руси. Крупное восстание произошло в 1068 г. в Киеве. В том же году в Новгороде был убит епископ.

Спустя два года снова «бысть мятежь в граде велик». Выступления смердов и горожан жестоко подавлялись феодалами. После киевского восстания появился свод феодальных законов Правда Ярославичей» (сыновей Ярослава Мудрого), которая предусматривала суровые наказания за покушения на феодальную собственность и личность феодалов.

Но народные движения продолжались. В 1113 г. вспыхнуло восстание в Киеве. Оно было подавлено великим князем Владимиром Мономахом (1113 — 1125), однако по «Уставу Мономаха», дополнившему «Правду Япославичей», положение закупов и должников, попавших в кабалу к ростовщикам, было несколько улучшено.

Ко времени Владимира Мономаха относится появление еще одного свода законов — «Пространной Русской Правды», которая закрепляла феодальные отношения. Повсеместное распространение феодальных отношений сопровождалось складыванием на местах государственного аппарата, ростом влияния местного боярства.

Это укрепляло власть феодалов над зависимым населением, однако ослабляло внутреннее единство Древне русского государства. Сепаратистские тенденции поддерживали и окрепшие города. Если раньше Киев не имел равных по силе и богатству, то уже во второй половине XI в.

с Киевом могли соперничать Новгород, Чернигов, Владимир-Волынский, Галич, Суздаль, Полоцк и другие феодальные центры. Появились первые признаки распада Древнерусского государства. После смерти Ярослава Мудрого несколько лет совместно правили его сыновья Изяслав, Святослав и Всеволод. Но вскоре этот «триумвират» распался.

Начались феодальные усобицы, продолжавшиеся несколько десятилетий. Князья вели между собой ожесточенную борьбу за Киев. Однако впереди был еще один период единства Древней Руси, связанный с именем Владимира Мономаха и его старшего сына Мстислава (1125 — 1132).

Две основные причины привели к восстановлению единства Древней Руси. Во-первых, резко обострилась классовая борьба, происходили народные восстания против феодального гнета в городе и в деревне. Опасность заставила феодалов на время объединиться для защиты классовых противоречий.

Во-вторых, началось широкое наступление на Русь, кочевников-половцев. Русские летописцы упоминают о 46 больших половецких «ратях», более 30 раз половецкие ханы вмешивались в усобицы русских князей. Особенно усилилось половецкое наступление в 90-х годах XI в.

, когда половцы подходили даже к Киеву.

В бурных событиях конца XI — начала XII в. выдвинулся князь Владимир Мономах, правитель пограничного со степью Переяславского княжества. Это княжество находилось на переднем крае борьбы с половца и Владимир Мономах сумел привлечь к совместным походам на половцев многих русских князей.

Большие походы в «Половецкое поле» были предприняты в 1003, 1109; 1110 и 1111 гг. Русские дружины доходили до низовьев Дона и берегов Азовского моря, громили половецкие «зимовья», захватывали пленных и скот. Владимиру Мономаху удалось нанести удары по основным половецким кочевьям. Половецкое давление на Русь ослабло.

Некоторые половецкие орды вообще покинули южнорусские степи.

Победоносные походы принесли князю Владимиру Мономаху славу блестящего полководца и государственного деятеля. В распоряжении переяславского князя оказалось большое, закаленное в многолетних войнах с половцами, войско. Поэтому в 1113 г., когда в Киеве началось опасное народное восстание, местное боярство призвало этого популярного князя. Шестидесятилетний Владимир Мономах вошел с войском в Киев.

Он принимал энергичные меры по восстановлению единства страны. Во всех крупных городах были посажены сыновья великого князя, послушно выполнявшие его волю: в Новгороде — Мстислав, в Переяславле — Ярополк, в Смоленске — Вячеслав, во Владимире-Волынском — Андрей, в Ростово-Суздальской земле — Юрий Долгорукий. Перед могуществом Владимира Мономаха смирились остальные князья, усобицы прекратились.

Однако великолепное здание Древнерусского государства, как бы заново воссозданное трудами Владимира Мономаха, оказалось недолговечным.

Диалектика истории проявилась в том, что раннефеодальная монархия, вновь вызванная к жизни вспышкой классовых противоречий и внешней опасностью, успешно выполнив свою миссию, перестала быть исторической необходимостью.

Сын Мономаха, великий киевский князь Мстислав Владимирович, еще мог поддерживать единств страны, опираясь на традицию и большие военные ресурсы, накопленные отцом. Но вскоре после смерти Мстислава (1132). Древнерусское государство распар на фактически самостоятельные феодальные княжества. Наступил период феодальной раздробленности.

—Источник—

Артемов, Н.Е. История СССР: Учебник для студентов ин-тов И90 культуры. В 2-х частях. Ч. 1/ Н.Е. Артемов [и д.р.]. – М.: Высшая школа, 1982.-  512 с.

Предыдущая глава ::: К содержанию ::: Следующая глава

Источник: https://big-archive.ru/history/history_of_the_USSR_Part_1/14.php

Ссылка на основную публикацию